Староверы: кто они? Кто такие староверы? Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка.
В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.
Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах - людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.
Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы - это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы - это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам - Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.
- Старая и новая вера
- Староверы или старообрядцы?
- Во что верят староверы?
- Староверы-поповцы
- Староверы-безпоповцы
- Староверы и язычники
Старая и новая вера
Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений - перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.
Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»
Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное - разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:
Заблудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!
Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:
Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.
Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:
Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.
О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:
Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом...И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам будет и поношение от всего мира.
Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:
Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.
Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола - уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание - новой верой.
Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:
Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.
Еще будучи архимандритом он утверждал:
Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.
Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.
Староверы или старообрядцы?
Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол. Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.
Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.
По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как «старообрядцы», что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы, однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.
Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:
Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.
В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII - первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы» и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории» издания 1870 года говорит:
Пётр сделался гораздо строже к староверцам.
Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы» - лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство.
И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы, «староверцы» всё чаще стали употреблять «старообрядцы». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Седьмой пункт этого документа гласит:
Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.
Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами. Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина», издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:
О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия - нигде не встречается наименования «старообрядец.
Во что верят староверы?
Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.
В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.
Среди них - двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви - в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.
Староверы-поповцы
Староверы-поповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.
Староверы-безпоповцы
Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.
Староверы или старообрядцы?
Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное - это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.
Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.
Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан - поврежденные или вовсе неправильные.
Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.
Староверы и язычники
В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».
Христиане и язычники
И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы - это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов - Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:
Старообрядцы - это сторонники старого христианского обряда, а староверы - это старая дохристианская вера.
Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.
В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».
Г. С. Чистяков
Подпишитесь на нас
Квалифицируя РПЦ Московской патриархии как инославную . Поповцы полагают новообрядцев еретиками «второго чина» (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания , причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица)^ ^; большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают новообрядцев еретиками «первого чина», для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён .
Исходя из своих воззрений на церковную историю, беспоповцы различают понятия «древлеправославного христианства» вообще (правой веры, по их мнению, идущей от Христа и апостолов) и старообрядчества в частности (оппозиции реформам Никона, возникшей в середине XVII века).
Крупнейшая старообрядческая организация в современной России --- Русская православная старообрядческая церковь --- относится к поповцам.
Обзор истории старообрядчества
Последователи старообрядчества отсчитывают свою историю с Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром , который воспринял православие от греков. Флорентийская уния (1439) с латинянами послужила главной причиной для отделения Русской поместной церкви от Константинопольского патриарха-униата и создания автономной Русской поместной церкви в 1448 году, когда собор русских епископов поставил себе митрополита без участия греков. Большим авторитетом у старообрядцев пользуется Поместный Стоглавый собор 1551 года в Москве. С 1589 года русская церковь стала возглавляться патриархом.
Реформы Никона, начатые в 1653 году, по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам встретили сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию . В 1667 году состоялся Большой Московский собор . Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны. Первым восстал Соловецкий монастырь , который был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви; собор настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начались расправы. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев --- было сожжено в срубе четыре узника. Правительница Софья по просьбе духовенства, собора 1681---1682 года, издала в 1685 году знаменитые «12 статей» --- государственные всеобщие законы, на основании которых были в дальнейшем преданы различным казням: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев. В ход против старого обряда на протяжении всего послереформенного периода со стороны новообрядческих соборов и синодов шли самые различные средства: клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты такие подлоги, как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Для борьбы со старым обрядом была проведена и деканонизация Анны Кашинской в 1677 году.
Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцами^ ^. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке. Социально-экономический расцвет был следствием изменения государственной политики в отношении старообрядцев. Власть пошла на компромисс, введя единоверие . В 1846 году благодаря стараниям изгнанного турками с Босно-Сараевской кафедры греческого митрополита Амвросия старообрядцам-беглопоповцам удалось восстановить церковную иерархию на территории Австро-Венгрии среди беженцев. Появилось Белокриницкое согласие . Однако не все старообрядцы приняли нового митрополита, отчасти из-за сомнений в истинности его крещения (в греческом православии практиковалось «обливательное», а не полное крещение). Амвросий возвёл в различные степени священства 10 человек. Первоначально белокриницкое согласие действовало среди эмигрантов. Им удалось вовлечь в свои ряды донских казаков-некрасовцев . В 1849 году белокриницкое согласие распространилось и на Россию, когда в сан был возведён первый епископ белокриницкой иерархии в России Софроний . В 1859 году был посвящён в сан архиепископ Московский и всея Руси Антоний , который в 1863 году стал митрополитом. Вместе с тем, воссоздание иерархии осложнялось внутренними конфликтами между епископом Софронием и архиепископом Антонием. В 1862 году большие дискуссии в старообрядческой среде произвело Окружное послание, которое делало шаг навстречу новообрядному православию. Оппозиционеры этого документа составили толк неокружников .
В статье 60 Устава о предупреждении и пресечении преступлений говорилось: «Раскольники не преследуются за мнения их о вере; но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой под каким бы то видом». Им было запрещено строить церкви, заводить скиты , а существующие даже чинить, а также издавать какие-либо книги, по которым совершались их обряды. Старообрядцы ограничивались при занятии общественных должностей. Религиозный брак старообрядцев, в отличие от религиозных браков прочих конфессий, не признавался государством. До 1874 года все дети старообрядцев считались незаконнорождёнными . С 1874 года для старообрядцев был введён гражданский брак : «Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака»^ ^.
Некоторые ограничения для старообрядцев (в частности, запрет занимать общественные должности) были отменены в 1883 году^ ^.
Советская власть в РСФСР и позже СССР относительно благосклонно относилась к старообрядцам до конца 1920-х годов в русле своей политики поддерживать течения, оппозиционные патриарху Тихону . Великая Отечественная война была встречена неоднозначно: большинство старообрядцев призывали защищать Родину, но были и исключения, например, Республика Зуева или староверы деревни Лампово , федосеевцы которой стали злостными коллаборационистами ^ ^.
Относительно количества старообрядцев у исследователей нет единого мнения. Это связано как со стремлением официальных властей Российской империи занизить число старообрядцев в своих отчётах, так и отсутствием полноценных научных исследований, посвящённых этой теме. Клирик РПСЦ Иоанн Севастьянов полагает «вполне адекватной цифрой на начало XX в. <...> 4-5 млн человек из 125 млн населения Российской империи»^ ^.
В послевоенное время, по воспоминаниям епископа Евмения (Михеева) , «в местах, где традиционно жили старообрядцы, быть публично коммунистом и посещать тайно церковь никогда не было чем-то из ряда вон выходящим. Они не были воинствующими атеистами. Ведь многие же верующие люди вступали в КПСС вынужденно для того, чтобы иметь приличную работу или занимать какую-нибудь руководящую должность. Поэтому таких людей было довольно много»^ ^.
Реформы патриарха Никона
В ходе реформы, предпринятой Патриархом Никоном в 1653 году, богослужебная традиция Русской церкви, сложившаяся в XIV---XVI веках, была изменена в следующих пунктах:
- Так называемая «книжная справа », выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры : убран союз -противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рожденна, а не сотворенна», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святого исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других исправлений, например, в слово «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).
- Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов --- в 1653 году Никон разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».
- Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
- Возглас «аллилуйя » во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
- Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.
Современность
В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии , Литве , Эстонии , Молдавии , Казахстане , Польше , Белоруссии , Румынии , Болгарии , Украине , США , Канаде и ряде стран Латинской Америки ^ ^, а также в Австралии .
Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами --- Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия , осн. в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра --- в Москве и Браиле, Румыния. В 2007 году рядом клириков и мирян РПСЦ была образована самостоятельная Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии .
Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские , но есть также украинцы , белорусы , карелы , финны , коми , удмурты , чуваши и другие.
3 марта 2016 года в Московском доме национальностей состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы старообрядчества», на котором присутствовали представители Русской православной старообрядческой церкви, Русской Древлеправославной церкви и Древлеправославной поморской церкви^ ^. Представительство было самое высокое --- московский митрополит Корнилий (Титов) , древлеправославный патриарх Александр (Калинин) и поморский духовный наставник Олег Розанов. Встреча на таком высоком уровне между разными ветвями православия прошла впервые^ ^.
1 и 2 октября 2018 года в Доме русского зарубежья им. А. И. Солженицына прошёл Всемирный старообрядческий форум, на котором собрались представители всех основных согласий для решения общих проблем, сохранения тех духовных и культурных ценностей, которые объединяют современных старообрядцев, несмотря на вероучительные различия^ ^.
Основные течения старообрядчества
Поповство
Одно из самых широких течений старообрядчества. Возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии XVII века.
Примечательно, что сам протопоп Аввакум высказывался за то, чтобы принимать священство из новообрядческой церкви: «И иже в православных церквах, где пение без примеса внутрь алтаря и на крылосах, а поп новопоставлен, о сем посудить --- аще он поп проклинает никониан и службу их и всею крепостию любит старину: по нужде настоящего ради времени да будет поп. Как же в миру быть без попов? К тем церквам приходить»^ ^.
Вначале поповцы были вынуждены принимать священников, перебегавших по различным причинам из Русской православной церкви. За это поповцы получили название «беглопоповцы». В силу того, что многие архиепископы и епископы либо присоединились к новой церкви, либо, в противном случае, были репрессированы, старообрядцы не могли сами рукоположить дьяконов, священников или епископов. В XVIII веке было известно несколько самозваных епископов (Афиноген , Анфим), которые были разоблачены старообрядцами.
При приёме беглых новообрядческих священников поповцы, ссылаясь на постановления разных Вселенских и поместных соборов, исходили из действительности рукоположения в РПЦ и возможности приёма трёхпогружательно крещёных новообрядцев, в том числе священство вторым чином (через миропомазание и отречение от ересей), ввиду того, что Апостольская преемственность в этой церкви сохранилась, несмотря на реформы.
В 1846 году, после перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия , возникла Белокриницкая иерархия, которая в настоящее время является одним из самых крупных старообрядческих направлений, приемлющих священство. Большая часть старообрядцев приняла старообрядческую иерархию, но третья часть перешла в беспоповщину.
По догматике поповцы мало отличаются от новообрядцев, однако придерживаются при этом старых --- дониконианских --- обрядов, богослужебных книг и церковных традиций.
Численность поповцев на конец XX века составляет около 1,5 млн человек, большая часть которых сосредоточена в России (самые большие группы находятся в Московской и Ростовской областях).
В настоящее время поповцы делятся на две основные группы: Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь .
Единоверие
В 1800 году для старообрядцев, перешедших под юрисдикцию РПЦ, но сохранивших всю дореформенную обрядность, митрополитом Платоном (Левшиным) были учреждены «пункты о единоверии». Самих же старообрядцев, перешедших в Синодальную церковь с сохранением старых обрядов, книг и традиций, стали называть единоверами.
Единоверие имеет законное священство, хиротоническую преемственность и евхаристическое общение с сообществом поместных Православных церквей .
Сегодня в лоне Русской православной церкви существует единоверие (православное старообрядчество) --- приходы, в которых сохраняются все дореформенные обряды, но при этом они признают иерархическую юрисдикцию РПЦ и РПЦЗ (см. например: преосвященный Иоанн (Берзинь) , епископ Каракасский и Южно-Американский, управляющий единоверческими приходами РПЦЗ).
Беспоповство
Возникло в XVII веке после смерти священников старого рукоположения. В рядах старообрядцев после раскола не было ни одного епископа, за исключением Павла Коломенского, умершего ещё в 1654 году и не оставившего себе преемника. По каноническим правилам церковная иерархия без епископа существовать не может, так как только епископ имеет право посвятить священника и диакона. Старообрядческие священники дониконовского поставления скоро умерли. Часть старообрядцев, непризнавшая каноничности священников, поставленных в свои должности по новым, реформированным, книгам, вынужденно пришла к отрицанию возможности сохранения в мире «истинного» духовенства, и сформировала беспоповский толк. Старообрядцы (именуемые официально как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие ), отвергнувшие священников нового поставления, оставшись совершенно без священников, стали в быту называться беспоповцами , богослужение они стали, по возможности, проводить т. н. мирянским чином , в котором отсутствуют элементы, осуществляемые иереем.
Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Керженец в Нижегородских землях. Впоследствии, в беспоповском движении возникли новые разделения и образовались новые согласия : даниловское (поморское) , федосеевское , Филиповское , часовенное , спасово , аристово и другие, более мелкие и экзотические, вроде средников , дырников и бегунов .
В XIX веке крупнейшим центром беспоповства стала федосеевская община Преображенского кладбища в Москве , в которой ведущую роль играли старообрядческие купцы и владельцы мануфактур . В настоящее время крупнейшие объединения беспоповства --- Древлеправославная поморская церковь и Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия .
По оценке Дмитрия Урушева: «Но не все староверческие общины выдержали проверку временем. До наших дней не дотянули многие согласия, некогда бывшие весьма многочисленными. Поредели общины федосеевцев и спасовцев. По пальцам можно пересчитать бегунов, мелхиседеков, рябиновцев, самокрестов, титловцев и филипповцев»^ ^.
К числу беспоповских согласий в ряде случаев относили и относят некоторые псевдохристианские секты на том основании, что последователи этих сект также отвергают окормление официальным священством.
Отличительные черты
Богослужебно-обрядовые особенности
Отличия «древлеправославной» службы от «общеправославной» :
- Двуперстие при крестном знамении .
- Крещение только путём троекратного полного погружения.
- Исключительное использование восьмиконечного Распятия ; четырёхконечное Распятие не используется, поскольку считается латинским. Почитается простой четвероконечный крест (без Распятия).
- Написание имени Исус с одной буквой «и», без новогреческого добавления второй буквы Ии сус, что соответствовало правилам славянского написания имени Христа: ср. укр. Ісус Христос, белор. Ісус Хрыстос, серб. Исус, русин. Ісус Хрістос, макед. Исус Христос, босн. Isus, хорв. Isus
- не допускаются светские типы пения: оперное, партесное , хроматическое и пр. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным.
- богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око».
- нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы , стихиры и песни канонов исполняются полностью.
- не используются акафисты (за исключением «Акафиста о Пресвятой Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения.
- не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.
- сохраняются начальные и исходные поклоны .
- поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение , поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.
- Великой Агиасмой считается вода, освящённая в навечерие Богоявления .
- Крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке).
- в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах , косоворотках , сарафанах и т. п.
- более широко используются погласицы в церковном чтении.
- сохраняется применение некоторых дораскольных терминов и старославянское написание некоторых слов (Псалты рь , Иеро салим, Давы д , Предо теча , Сав атий, Евв а, священноинок (а не иеромонах) и др.) --- см. список различий .
Символ веры
В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры : убран союз -противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву « ») пойти на страдание и смерть.
Дореформенный текст | «Новообрядческий» текст |
---|---|
Ісусъ, (Ісъ) | Іи сусъ, (Іи съ) |
Рожденна, а не сотворенна | Рожденна, не сотворенна |
Его же царствію несть конца | Его же царствию не будет конца |
И воплотившегося от Духа Свята, и Марии девы вочеловечшася | И воплотившегося от Духа Свята и Марии девы, и вочеловечшася |
их . | И воскресшаго в третий день по Писанием . |
Господа истиннаго и животворящаго | Господа животворящаго |
Чаю воскресения мертвым | Чаю воскресения мертвых |
Старообрядцы считают, что греческие слова в тексте --- τò Κύριον --- означают Господственный и Истинный (то есть Господа Истиннаго ), и что по самому смыслу Символа веры требуется в нём исповедовать Духа Святого истинным, как исповедают в том же Символе веры Бога Отца и Бога Сына Истинными (во 2 члене: «Света от Света, Бога Истинна от Бога истинна»)^ ^^:26^.
Сугубая аллилуия
В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии», что в переводе с древнееврейского языка означает «хвалите Бога», было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже». По мнению греко-россиян (новообрядцев), тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице. Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа ^ ^.
По мнению старообрядцев, древняя церковь говорила «аллилуия» дважды, поэтому и русская дораскольная церковь знала только двойную аллилуию. Исследования показали, что в греческой церкви тройная аллилуия изначально практиковалась редко, и стала там возобладать только в XVII веке^ ^. Двойная аллилуия не было нововведением, появившимся в России лишь в XV веке, как утверждают сторонники реформ, и тем более не погрешность или опечатка в старых богослужебных книгах. Старообрядцы указывают на то, что тройная аллилуия была осуждена древней русской церковью и самими греками, например, преподобным Максимом Греком и на Стоглавом соборе^ ^^:24^.
Поклоны
Не допускается замена земных поклонов на поясные.
Поклоны бывают четырёх видов:
- «обычный» --- поклон до персей или до пупа;
- «средний» --- в пояс;
- малый земной поклон --- «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние);
- великий земной поклон (проскинеза).
У новообрядцев и для священнослужителей, и для монашествующих, и для мирян предписывается класть поклоны лишь двух видов: поясные и земные (метания).
«Обычный» поклон сопровождает каждение, возжигание свечей и лампад; прочие творятся при молитве соборной и келейной по строго установленным правилам.
При великом земном поклоне колени и голову нужно преклонить до земли (пола). По совершении крестного знамения , простертые ладони обеих рук кладутся на подручник , обе рядом, а потом голову наклоняют до земли столько, чтобы головой коснуться рук на подручнике: колени также преклоняют до земли вместе, не растопыривая их.
Метания выполняются быстро, одно за другим, что снимает требование о преклонении головы до самого подручника.
Богослужебное пение
Тува
Апокрифы
Апокрифы были широко распространены на Руси среди христиан ещё до раскола, и у части старообрядцев существовал интерес к апокрифам , чаще всего эсхатологическим. Некоторые из них названы и осуждены в «Окружном послании» 1862 г : «Видение ап. Павла», «Хождение Богородицы по мукам », «Сон Богородицы», «Хождение старца Агапия в рай», а также «Сказание о двенадцати пятницах », «Епистолия о неделе», «Беседа трёх святителей », «Иерусалимский список» и др. В XVIII---XIX вв. преимущественно среди беспоповцев появляется ряд самобытных апокрифических сочинений: Седмитолковый апокалипсис, «Книга Евстафия богослова об антихристе», «Толкование Амфилохиево вторыя песни Моисеовы», «Слово от старчества, в немже инок Захария беседова к ученику своему Стефану об антихристе», ложное толкование Дан 2. 41-42, 7. 7, «Повесть о бражнике, из бесед евангельских», тетрадь «О винном сотворении» (якобы из документов Стоглавого Собора), «О бульбе» из книги Пандок, «О духовном антихристе», а также «тетрадь», в к-рой названа дата кончины мира (Окружное послание. С. 16-23). Существовали старообрядческие апокрифические сочинения, направленные против употребления картофеля («Царь именем Мамер», со ссылкой на книгу Пандок); сочинения, содержащие запрет на употребление чая («В коем доме самовар и посуда, в тот дом не входить до пяти лет», со ссылкой на 68-е прав. Карф. Собора, «Кто пьет чай, тот отчаивается будущего века»), кофе («Кто пьет кофий, в том заводится злой ков») и табака, приписываемые Феодору IV Вальсамону и Иоанну Зонаре ; сочинения против ношения галстуков («Сказание о платах, неции носят, выписано ис Кроника, сиречь Летописца латынского»). Запрет на чтение сочинений, названных в «Окружном послании» , действовал только у старообрядцев
Русь и ее самодержцы Анишкин Валерий Георгиевич
Раскольники (старообрядцы)
Раскольники (старообрядцы)
Раскол, или как его еще называют «старообрядчество», возник в России в середине XVII в. Началу раскола в русской православной церкви положил Собор 1666–1667 гг.
Причиной раскола стала церковная реформа патриарха Никона при царе Алексее Михайловиче. Никон с единомышленниками приступил к исправлению церковных обрядов и богослужебных книг по типу греческого православия. Против нововведений Никона выступили протопоп Аввакум, Неронов и другие их сторонники. Они обвиняли греческую церковь в отступлении от «древлего благочестия» и решительно стояли за старую веру . Отсюда и название «староверы». Их идеал - это Москва XVI и первой половины XVII в. и благочестивый царь с бородой, одетый в золотую парчу, который ходит в церковь, запрещает народу дьявольские игры, танцы, музыку и маскарады и «противные духу русского народа иноземные науки».
Новшества осуждались не потому, что они были плохими, а потому, что были новыми.
В первых рядах раскольников были юродивые, предсказатели, ясновидцы, которые не боялись самого царя. Этих людей подвергали жестоким пыткам и ссылали в Сибирь, но ничто не могло их сломить. Олицетворял и вдохновлял раскол XVII в. Аввакум, жизнь которого отражала обычаи и устои России того времени.
Протопоп Аввакум был в деле религии и морали непримиримо строг не только к себе, но и к другим. В молодости, когда он чувствовал влечение к исповедуемой женщине, он клал руку на лампаду и держал ее над огнем до тех пор, пока греховное желание не пропадало.
Аввакума считали человеком добрым, но во всем, что касалось его веры, он становился непримиримым. На виновных он обрушивал весь запас церковных проклятий и простонародной грубой брани. Самыми невинными словами были «воры, разбойники, собаки», к которым он прибавлял нецензурные выражения.
Движение раскольников вызвало сочувствие в придворных кругах и среди боярства. На сторону раскольников стали царица Мария Ильинична, Милославский, Хованский, боярыни Морозова и Урусова.
Женщин, боярыню Федосию Морозову, ее сестру княжну Урусову и жену некоего стрелецкого полковника Марию Данилову, Аввакум называл «святой, блаженной и мученической» троицей.
Боярыня Морозова познакомилась с Аввакумом после его возвращения из Сибири. Она стала одной из самых горячих сторонников Аввакума. Весь остаток свободного времени Морозова посвящала благотворительности и на это уходила большая часть ее имущества. В ее дворце собиралась огромная толпа больных и увечных, которых она кормила и сама ела из их чашек.
После ареста оставшееся богатство Морозовой было конфисковано, обе сестры подвергались допросам, их раздетых до пояса поднимали на дыбу и пытали огнем, держали по несколько часов на морозе, но из их уст не вырвалось ни одного стона. Сам царь Алексей был поражен их стойкостью и приверженностью вере. Стойкость женщин-раскольниц осталась в истории как реальный факт.
Никон пытался поставить церковную власть над светской. Этим он возмутил царя Алексея Михайловича, и это привело к его разрыву с Никоном, что только усилило церковную смуту.
Раскольничье движение получило широкое распространение. «Старая вера» была уверена в скором пришествии царства антихриста, и идеологи раскольников проповедовали добровольный исход из мира путем массовых самосожжений. С 1672 по 1691 гг. насчитывается тридцать семь коллективных самоубийств с общим количеством жертв более 20 000 человек.
При сыне Алексея Федоре Аввакума и его товарищей Лазаря, Епифания и Никифора в 1681 г. осудили на сожжение на костре. Уже на костре Аввакум поднял два пальца и обратился к пришедшим на казнь со словами: «Молитесь и креститесь так… в противном случае песок покроет те места, где вы живете, и наступит конец мира».
Эта казнь была только частью репрессий, принятых Собором 1681 г. За этим последовало уничтожение всех церквей и монастырей, которые принадлежали расколу, и преследование раскольников и их учеников, но раскол уже распространился и существовал повсюду, и искоренить его стало невозможно.
XVIII в. в Зауралье, Поволжье, на Дону, в Украине существовали многочисленные скиты раскольников, где скрывались массы беглых крепостных крестьян. С раскольниками был связан Емельян Пугачев.
Преследование раскольников вызвало их массовую эмиграцию за пределы России.
Из книги От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий ПавловичРаскольники или старообрядцы Ответ 6.37Не тремя, а двумя перстами.Ответ 6.38«Печать антихриста, тайну тайнам сокровенную: змия, зверя и лжепророка».Ответ 6.39Раскольники, или старообрядцы, (1) два раза воспевали слово «аллилуйя» («аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе Боже») и (2)
Из книги Древняя история казачества автора Савельев Евграф ПетровичГлава IV Беглые крестьяне и старообрядцы на Дону Крестьянство в Древней Руси, под каким бы названием оно ни встречалось и на каких бы землях оно ни сидело - казенных, волостных, княжьих, монастырских и других владельцев, пользовалось полной свободой переходить с одной
Из книги «Бежали храбрые грузины» [Неприукрашенная история Грузии] автора Вершинин Лев РэмовичРаскольники Заключительным актом присоединения Колхиды к России, как и в Восточной Грузии, стало решение церковного вопроса. А вопрос этот был куда как непрост. Еще в 70-х годах XV века, когда Грузия трещала по швам, а остановить распад не было возможности, царь Баграт VI,
Из книги Европа, тюрки, Великая Степь автора Аджи МурадРасколы и раскольники К концу первого тысячелетия пространство Европы раскололось на две враждующие стихии - Рим и Константинополь возненавидели друг друга. Причины для тайной и явной вражды между ними были давние.Во-первых, экономические. Византия долго и успешно
Из книги Очерки поповщины автора Печерский АндрейIII. ЗАРУБЕЖНЫЕ СТАРООБРЯДЦЫ. ИСКАНИЕ АРХИЕРЕЙСТВА В МОЛДАВИИ В XVIII столетии, когда старообрядцы поповщинского толка начали искать архиерейства, их общины находились уже не только в разных местах России, но и за границей. Преследования раскола со времен собора 1667 года, а в
Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.Петр Первый и раскольники Прослышав о проходе через их места Петра, выгорецкие раскольники выслали на выгорецкий ям своих старшин с хлебом-солью. Зная, что они будут являться тому, кого они считали антихристом, кто был для них зверем Апокалипсиса, и чей титул представлял
Из книги Азиатская Европа [сборник] автора Аджи МурадЧасть III Тенгри-хан и названый сын его Христос Исчезнувшее наследие Расколы и раскольники Тенгри-хан и названый сын его ХристосВ сознании миллиардов людей Европа - оплот христианства. И кажется, что так было всегда, ибо именно религия сложила ту культуру, которая вот уже
Из книги Тайны седого Урала автора Сонин Лев МихайловичРаскольники В настоящее время христианская община на Урале неоднородна. В ней выделяется несколько неортодоксальных течений. Наиболее значимое из них - раскольники. На Урале их еще называют кержаками либо старообрядцами. О них много ходит всяческих слухов, россказней.
Из книги Польша против Российской империи: история противостояния автора Малишевский Николай НиколаевичИСТИННЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ, МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ВЛАСТЯМИ В ЦАРСТВЕ ПОЛЬСКОМ, И СТАРООБРЯДЦЫ В ЗАПАДНОМ КРАЕ, № 128, Москва, 12 июня Критические минуты государственной жизни, неся с собой опасности и грозя пагубой, имеют, несомненно, подобно всякому испытанию, ту полезную сторону, что
Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик Из книги Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории автора Бунтовский Сергей ЮрьевичУниаты как раскольники украинской религиозной жизни Многие галичане очень любят хвастаться перед остальными жителями Украины тем, что якобы они хранители исконного украинского языка, культуры и религии. Однако при ближайшем рассмотрении этот тезис разваливается, как
Из книги Мятежное православие автора Богданов Андрей ПетровичГлава III. РАСКОЛЬНИКИ Зимняя вьюга отодвинула рассвет над Москвой, подняв снежные вихри выше Ивана Великого. Злой ветер с острой снежной крупой пронизывал насквозь бедное одеяние священника, вытертое годами тюрем. Меж кремлевских соборов, под продуваемыми ветром
Из книги 1612. Минин и Пожарский. Преодоление смуты автора Савельев Андрей НиколаевичРаскольники Самозванство – это не только поползновение занять царский престол, но попытка возвыситься над ним. Именно это отличает церковных раскольников, отпадающих от учения Христа и православных традиций отношения священства и Царства.Царь Алексей Михайлович,
Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий ГеоргиевичРаскольники (старообрядцы) Раскол, или как его еще называют «старообрядчество», возник в России в середине XVII в. Началу раскола в русской православной церкви положил Собор 1666–1667 гг.Причиной раскола стала церковная реформа патриарха Никона при царе Алексее
автора Гречко Матвей Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко МатвейСтароверие, или старообрядчество - явление уникальное. И духовно, и культурно. Экономисты отмечают, что староверческие общины за рубежом часто успешнее, чем местное население.
1. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.
2. Вплоть до первой половины XIX века термин «старообрядческий» в духовной литературе не использовался.
3. Основных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.
4. В старообрядчестве выделяется несколько десятков толков и ещё больше согласий. Есть даже поговорка «Что ни мужик то толк, что ни баба то согласие».
5. На нательном кресте у староверов нет изображения Христа, так как этот крест символизирует собственный крест человека, способность человека к подвигу за веру. Крест же с изображением Христа считается иконой, его носить не положено.
6. Самое большое в Латинской Америке место компактного проживания русских староверов-часовенных - Колониа-Русса или Масса-Пе. Здесь живет около 60 семей, или порядка 400–450 человек, действуют три собора с тремя отдельными моленными.
7. У старообрядцев сохраняется монодическое, крюковое пение (знаменное и демественное). Оно получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знаменами» или «крюками».
8. С точки зрения староверов – патриарх Никон и его сторонники ушли из церкви, а не наоборот.
9. У староверов крестный ход совершается по солнцу. Солнце в данном случае символизирует Христа (дающего жизнь и свет). Во время реформы указ совершать крестный ход против Солнца воспринялся как еретический.
10. В первое время после раскола была привычка записывать в «старообрядцы» вообще все возникавшие в то время секты (в основном, «духовно-христианского» направления, вроде «скопцов») и еретические течения, что впоследствии создало определенную путаницу.
11 . Долгое время среди староверов халтурное выполнение работы считалось грехом. Нужно признать, что на материальном положении староверов это сказывалось самым благоприятным образом.
12. Староверы-«беглопоповцы» признают священство новой церкви «действующим». Перешедший к староверам-беглопоповцем священник из новой церкви сохранял свой сан. Часть из них восстановило собственное священство, образовав «поповские» согласия.
13. Староверы-беспоповцы считают священство полностью утраченным. Перешедший к староверам-беспоповцам священник из новой церкви становится простым мирянином
14. Согласно старой традиции, есть лишь часть таинств, которые могут совершать только священники или епископы – все остальное доступно и простым мирянам
15. Таинством, доступным лишь священникам, является бракосочетание. Несмотря на это, в поморском согласии бракосочетание все равно практикуется. Также в отдельных общинах поморцев порой совершается и другое недоступное таинство – причастие, хотя его действенность и ставится под сомнение
16. В отличие от поморцев, в федосеевском согласии бракосочетание считают утраченным, вместе со священством. Тем не менее, семьи заводят, но считают, что всю жизнь живут в блуде.
17. У староверов положено произносить либо тройное «Аллилуйя», в честь Святой Троицы, либо два «Аллилуйя» в честь Отца и Святого духа, и «Слава тебе Боже!» в честь Христа. Когда в реформированной церкви стали произносить три «Аллилуйя» и «Слава тебе Боже!» староверы посчитали, что лишняя «Аллилуйя» произносится в честь дьявола.
18. Среди староверов не приветствуются иконы на бумаге (как и любом другом материале, который легко может повредиться). Напротив, широкое распространение получили литые металлические иконы.
19 . Староверы совершают крестное знамение двумя перстами. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек).
20. Староверы пишут имя Господа как «Исус». Традиция написания имени была изменена в ходе никоновской реформы. Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.
21. У староверов не положено молиться стоя на коленях (земные поклоны таковыми не считаются), а также разрешено стоять во время молитвы со сложенными на груди руками (правая поверх левой).
22. Староверы беспоповцы дырники отрицают иконы, молятся строго на восток, для чего прорубают в стене дома отверстия, чтобы молиться в зимнее время.
23. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы».
24. В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса. Лестовку .
25. Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.
26. В царской России были периоды, когда законным считался лишь брак (со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая права наследования и т.п.), заключенный официальной церковью. В этих условиях многие староверы нередко прибегали к уловке, на время свадьбы формально принимая нововерие. Впрочем, к таким уловкам в то время прибегали не одни только староверы
27. Крупнейшее старообрядческое объединение в современной России - Русская православная старообрядческая церковь - относится к поповцам.
28. Очень неоднозначное отношение у староверов было к царям: в то время, как одни норовили записать очередного царя-гонителя в антихристы, другие же, напротив, царей всячески выгораживали. Никон, по представлениям староверов, околдовал Алексея Михайловича, а в староверских вариантах сказаний о подмене царя Петра, истинный царь Петр возвращался в старую веру и погибал мученической смертью от рук сторонников самозванца.
29. По мнению экономиста Данила Раскова, старообрядцы за границей несколько успешнее аборигенов, поскольку более трудолюбивы, способны к выполнению монотонной и сложной работы, больше ориентируются на проекты, требующие времени, не боятся инвестировать, у них более крепкие семьи. Один из примеров: село Покровка в Молдавии, которое, вопреки общим тенденциям, даже несколько разрослось, поскольку молодежь остается в селе.
30. Старообрядцы, или староверы, несмотря на название, весьма современны. Они обычно успешны в работе и сплочены. Старообрядческие книги можно почитать и скачать в интернете, а у крупных течений, например у Древлеправославной церкви есть и свои сайты .
Старообрядчество — группа религиозных течений , объединённых русской православной традицией , не принявшая церковную реформу 17-го века патриарха Никона.
Упомянутая реформа является одной из самых драматичных страниц не только в истории русской православной церкви , но и в истории России . Целью преобразований была унификация богослужений Русской Церкви с Греческой Церковью. В результате насаждения новых правил возник церковный раскол (до 1905 года всех не согласных с реформой называли раскольниками ) — отказавшиеся от исполнения новых обрядов жестоко преследовались и подвергались гонениям, фактически общество было на пороге религиозной войны . В это время произошло множество массовых самоубийств людей, не желающих насильно принять новую веру. Наиболее распространённой формой протеста стали самосожжения , только до 1690 года унёсшие жизни около 20 тысяч человек .
Изменения , проведённые посредством никонианской реформы, касались внешних обрядовых сторон . Например, замена двуперстного крестного знамения на трёхперстное , смена направлений крёстного хода (против солнца, а не посолонь) и др. Также было проведено много исправлений, касающихся редактирования текстов Священного писания и богослужебных книг , относящихся к вариациям написания, небольшим корректировкам, не меняющим общего смысла. Для стороннего человека все эти изменения могут выглядеть как совершенно не принципиальные и не затрагивающие сути православия, но в 17-м веке это привело к трагическому расколу церкви и общества, который окончательно не изжит до сих пор.
И сейчас, несмотря на многочисленные шаги к примирению , отношения между старообрядцами и Русской православной Церковью отличаются сложностью . Например, старообрядцы считают себя истинными православными , а РПЦ называют инославной церковью . Поэтому для перехода новообрядцев к старообрядчеству требуется либо просто миропомазание (возможно даже с сохранением духовного сана), либо даже крещение . На сегодня
Старообрядчество имеет много разновидностей и подразновидностей. Но основное деление — это поповцы и беспоповцы .
Поповцы — является наиболее многочисленным течением . Их отличительной чертой является признание необходимости священников при проведении богослужений и обрядов. При этом некоторые поповцы приемлют принятие священников из новообрядческой церкви . Для них также характерно участие в церковной жизни мирян , наряду со священниками. Наибольшее распространение поповство получило в Нижегородском крае, Донской области, Черниговщине, Стародубье . С точки зрения догматики, поповцы практически не отличаются от новообрядеской церкви, за исключением того, что они придерживаются дониконианских обрядов и богослужебных книг. На сегодня количество поповцев оценивается в 1,5 миллиона человек , при этом их основными центрами в России являются Московская и Ростовская области .
Беспоповство (другое название — древлеправославие) имеет более радикальные отличия от новообрядчества. В 1654 году умер, не оставив приёмника , единственный старообрядческий епископ . Согласно церковным догмам, только епископ имеет право посвящать в священнослужители . Таким образом, формально следуя каноническим правилам , после смерти всех дониконианских священников, старообрядцы были вынуждены сформировать беспоповский толк . Беспоповцы, спасаясь от преследований селились в диких и необжитых местах — одним из который был берег Белого моря (от этого эту общину называли поморами). Количество беспоповцев оценивается в полмиллиона человек.
Старообрядчество сыграло большую роль в сохранении православного культурного наследия . Это касается как церковного песнопения (уникальные черты певческой манеры — отсутствие пауз, непрерывность и однородность звучания), так и знаменитой старообрядческой иконописи , основавшейся на традициях русской и византийской школ . После того, как к 19-му веку в официальной РПЦ иконопись оказалась в полном забвении , старообрядческие иконописцы оставались единственными хранителями традиции , что позволило заново "открыть икону" на рубеже 19-20 веков.
Вопреки утвердившемуся мнению, несмотря на репрессивные меры со стороны правительства, старообрядчество было весьма распространено — в 19 веке почти треть населения придерживалась старообрядческих традиций. В экономике важную роль сыграло старообрядческое купечество , ставшее опорой развития предпринимательства . Это было обосновано культивировавшимися в старообрядческой среде традициями — запрет на курение и алкоголь, верность данному слову, трудолюбие.
20 век был для старообрядцев таким же трагичным , как и для РПЦ. Если после революции 1905 года старообрядцы получили некоторые послабления — право устраивать крёстные ходы, иметь колокольный звон и др. — то при советской власти их жестоко репрессировали наравне с новообрядцами.
Старообрядчество по праву является столь же важным и весомым направлением православия как и новообрядчество, сыграв неоценимую роль в сохранении и развитии русской культурной и религиозной традиции , а также в социально-экономической жизни России.