Срок обжалования результатов закупки по 223 фз. Жалоба в ФАС: срок подачи и рассмотрения
Предусматривает, что претенденты на заключение контракта с заказчиком проходят отбор в условиях здоровой конкуренции.
Если исполнитель был выбран заказчиком с нарушениями установленных законом процедур, то участники закупки вправе обратиться с жалобой в антимонопольную службу (ФАС).
Основания для подачи жалобы
Антимонопольная служба рассматривает , полученные от непосредственных участников закупки и от лиц, законные интересы которых были затронуты действиями (или бездействием) заказчика. К рассмотрению ФАС принимаются все обращения, описывающие нарушения , сговоров отдельных участников закупки, а также нарушений законодательства о закупках.
Жалоба на заказчика в ФАС подается в следующих случаях:
- если документация о закупке не была размещена в ;
- если заказчик заключил контракт с исполнителем без проведения конкурентных процедур;
- при размещении в публичном доступе недостоверной о закупке;
- при отсутствии надлежащего обоснования закупки у ;
- когда заказчик требует от участника закупки документы, не предусмотренные Положением о данной закупке или нормами законодательства о закупках.
Размещение недостоверной или неполной информации о закупке, особенно при описании требований к необходимым товарам или услугам, ставит в неравные условия , имеющих опыт в поставках и новичков на рынке закупок.
Некорректное обоснование закупки без проведения конкурса или аукциона также может являться признаком сговора с конкретным исполнителем.
Если заказчиком выступает орган или , то перед подачей жалобы в ФАС ее можно направить непосредственно заказчику (согласно схеме, указанной в закупочной документации) – часто заказчики рассматривают обращение и принимают меры быстро, чтобы предотвратить подачу жалобы в ФАС.
Алгоритм действий
Процедура подачи и рассмотрения жалобы в ФАС регламентирована ст. 18.1 закона № 135 «О защите конкуренции» и включает следующие шаги:
- Инициатор обращения собирает необходимые документы .
- Составляется текст жалобы .
- Жалоба с документами направляется в местное отделение антимонопольного органа.
- Заявитель получает уведомление о принятии жалобы к рассмотрению.
Подавать жалобу на действия заказчика нужно не позднее, чем через 10 дней после публикации результатов закупки в ЕИС.
В тексте жалобы необходимо указать:
- ФИО, контактные и паспортные данные заявителя (для юридических лиц – адрес и реквизиты);
- реквизиты и контактные данные субъекта жалобы ;
- номер закупки в системе ЕИС ;
- перечень обжалуемых действий (бездействия) заказчика;
- перечень обжалуемых актов , протоколов и других документов о закупке;
- список прилагаемых документов ;
- дата и подпись заявителя .
В основном тексте следует указать, какие нормы законодательства были нарушены действиями или бездействием заказчика, каковы последствия таких действий, а также изложить требование о признании таких действий незаконными и об устранении нарушений. Образец жалобы в ФАС можно скачать по .
Субъектом жалобы может являться заказчик, организатор торгов, член комиссии, рассматривающей заявки участников или оператор торгов. Объектами жалобы могут быть составленные с нарушениями договоры, акты и другие документы о закупке, а также действия заказчика.
В комплекте с жалобой нужно подать:
- копию паспорта заявителя (для организаций – справку из ЕГРЮЛ);
- справку о наличии соответствующих полномочий у подавшего жалобу лица;
- документы, подтверждающие изложенные в жалобе факты ;
- копию на участие в закупке;
- справку о регистрации участника.
Важно учесть, что жалоба возвращается заявителю в течение 3 рабочих дней, если были нарушены сроки обращения, указаны недостоверные данные, не предоставлены подтверждающие документы, или если по обжалуемым действиям заказчика уже принято решение.
При возврате жалобы сотрудники ФАС должны выдать заявителю список причин возврата, заверенный подписью ответственного лица.
Жалобу можно подать в электронном виде без визита в отделение ФАС . Для этого заявителю нужно зайти на официальный сайт ФАС , прокрутить экран вниз и нажать на кнопку «Жалоба». В появившихся полях на экране вводятся персональные данные, способ получения ответа и текст жалобы, после чего нажимается кнопка «Отправить».
Процедура рассмотрения жалобы
Порядок рассмотрения жалобы в ФАС включает следующие шаги:
- Сотрудники ФАС получают жалобу и выносят решение о ее рассмотрении или о возврате заявителю.
- Если принято решение рассмотреть обращение, сотрудники ФАС приостанавливают торги по закупке и высылают уведомление заказчику и заявителю.
- После получения уведомления заказчик оповещает потенциальных исполнителей о факте поступления жалобы путем размещения ее краткого содержания в ЕИС.
- Комиссия ФАС проводит предварительное расследование .
- Жалоба рассматривается в присутствии заявителя , других участников закупки, членов и представителей заказчика.
- ФАС принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной , а также о выдаче предписания.
- Текст решения и предписания (при наличии) выкладывается в реестр жалоб ФАС на официальный портал закупок.
Решение о принятии жалобы к рассмотрению сотрудники ФАС должны принять в течение 3 рабочих дней после обращения заявителя, а рассмотрение должно состояться не позднее, чем через 7 рабочих дней после обращения.
Если сотрудникам ФАС потребуется запросить у субъекта жалобы дополнительные данные, крайний срок для рассмотрения может быть перенесен один раз ещё на 7 рабочих дней (ч. 14.1 ст. 18.1 закона № 135).
Если заказчик считает жалобу необоснованной, он имеет право направить возражение на жалобу в ФАС. Возражение направляется не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения обращения, в тексте заказчик может указать на необоснованность претензий, аргументировав совершение обжалуемых действий их необходимостью и законностью.
При рассмотрении учитываются:
- данные предварительного расследования ФАС ;
- сведения , указанные в жалобе;
- нормы положения о закупке местного и федерального законодательства;
- возражения , направленные заказчиком.
Вынесенное ФАС решение содержит подробное описание процедуры расследования, а в итоговой части указывается, признана ли жалоба обоснованной, будет ли выдано предписание и инициировано возбуждение или уголовного производства.
Предписание содержит список действий, которые должен выполнить заказчик, например, отмена ранее утвержденных протоколов и проведение новых торгов. За невыполнение предписания ФАС на организацию заказчика может быть наложен административный штраф в размере 500000 рублей, а на ответственное лицо – в размере 50000 рублей (ч. 7 ст. 19.5 КоАП).
Подача жалобы в антимонопольную службу позволяет отменить конкурсы или аукционы госзакупок, проходившие с нарушениями, а также привлечь к ответственности недобросовестного заказчика. Чтобы избежать возврата жалобы, нужно подробно обосновывать изложенные факты и подтверждать их документами, принимая во внимание особенности местного законодательства о закупках в конкретной сфере деятельности.
С начала 2018 года вступили в силу положения закона 223-ФЗ, которые меняют подход к обжалованию нарушений в ФАС. Изменения коснулись и оснований, и субъектного состава лиц, которые могут обратиться в антимонопольные органы, и порядка обжалования.
На что можно жаловаться
Как было
Процедура обжалования закупок по 223-ФЗ давно требовала внесения коррективов. Ее порядок регулируется статьей 18.1 закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, однако основания для подачи жалоб в этой норме отсутствуют. Они содержатся в статье 3 закона 223-ФЗ, но .
Ранее складывалась такая практика:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
- поставщик подавал жалобу по 223-ФЗ в ФАС;
- антимонопольный орган ее рассматривал и выносил предписание;
- заказчик обращался в суд;
- суд, как правило, поддерживал сторону заказчика.
При этом судьи указывали на то, что в соответствии с законом 223-ФЗ ФАС не имела оснований для рассмотрения жалобы .
Как стало
Поправки внесли изменения в перечень оснований для подачи жалоб. Теперь в ФАС можно жаловаться, если:
- Заказчик осуществляет закупку с нарушением норм закона 223-ФЗ либо собственного Положения о закупке.
- Заказчик не разместил в ЕИС информацию, которая должна быть размещена. Это может быть отсутствие в системе Положения о закупке, документации конкретной процедуры, например, проекта контракта, и так далее.
- К участнику предъявляются требования, которые не содержатся в закупочной документации.
- Заказчик осуществляет закупку при отсутствии в ЕИС Положения о закупке и при этом не применяет нормы закона 44-ФЗ.
Примечание. Закон 223-ФЗ обязывает заказчиков размещать свои Положения в ЕИС. При проведении процедур в отсутствии этого документа на заказчиков накладывается обязанность применять положения закона 44-ФЗ. Аналогичная мера действует и в том случае, если заказчик не выполнил норму .
- Заказчик не разместил в ЕИС информацию о годовом объеме закупки у МСП или эти данные недостоверны.
Это закрытый перечень оснований для обращения с жалобой в ФАС.
Итак, прежний перечень оснований немного расширен. Но это небольшое на первый взгляд изменение дает возможность обращаться в ФАС по любым нарушениям заказчиками норм закона 223-ФЗ либо собственного Положения о закупке. Указанная норма предполагает весьма широкую трактовку, что дает участникам разнообразные основания для жалоб.
Кто может подавать жалобы
Часть 10 статьи 3 закона 223-ФЗ гласит, что любое лицо, которое посчитает свои права и законные интересы нарушенными действиями или бездействием заказчика, комиссии по закупкам или ЭТП, может на них пожаловаться. Однако в следующей части этой же статьи сделана оговорка: после того, как этап приема заявок завершен, жаловаться могут только участники, подавшие заявки .
Таким образом, если жалоба касается закупочной документации или процесса подачи заявок, то обратиться в ФАС может любое лицо. Если же нарушения относятся к оценке заявок и дальнейшим этапам закупки, то право подать жалобу есть лишь у участников конкретной закупочной процедуры.
В этой норме закона нашла отражение сложившаяся практика. Ведь и до вступления в силу рассматриваемых поправок ситуация была похожей. Если в ФАС принимала жалобы от лиц, которые не подали заявку (имеются в виду жалобы на последующие этапы процедуры), то ее решения зачастую обжаловались в судебном порядке. Теперь же в законе четко прописано, что не участвующие в закупке лица не вправе жаловаться после окончания приема заявок .
Еще одно новшество в части субъектов, которые могут жаловаться в ФАС - таким правом наделили Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (). Напомним, что она осуществляет мониторинг и оценку соответствия закупок определенных заказчиков у субъектов малого бизнеса.
Чтобы корпорация имела право подать жалобу в ФАС, нарушение должно быть допущено:
- заказчиком, чьи действия относятся к сфере контроля Корпорации МСП;
- в отношении субъекта малого или среднего бизнеса.
Аналогичные полномочия имеют и региональные органы исполнительной власти (в отношении заказчиков, за которыми они осуществляют контроль).
Изменения в порядке обжалования
Порядок и процедура рассмотрения жалоб антимонопольными органами регулируется законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции» . Таким образом, для обжалования действий заказчика (комиссии) или ЭТП должна обеспечиваться такая связка:
- жалоба подается по основаниям, предусмотренным законом 223-ФЗ, теми субъектами, кто этим же законом наделен таким правом;
- ее рассмотрение производится ФАС в соответствии с процедурой, которая регулируется статьей 18.1 закона № 135-ФЗ.
Изменение в части самой процедуры заключается в том, что теперь ФАС при рассмотрении жалоб по 223-ФЗ не может выходить за ее рамки.
Пояснение. Раньше жалоба становилась поводом для проведения ФАС внеплановой проверки. В ее ходе антимонопольный орган проверял и наличие других нарушений, допущенных заказчиком в этой процедуре.
Например, участник пожаловался на положение технической документации. При этом ФАС проверяла и то, присутствует ли закупка в плановых документах, правильно ли был определен тип процедуры и так далее. Если находились нарушения, то проверяющие выносили по ним предписания.
Теперь в статье 3 закона появилась часть 13, которая исключает подобные действия антимонопольной службы. В ней прямо указано, что рассмотрение жалобы должно ограничиваться доводами, которые в ней содержатся . Значит, даже если при рассмотрении жалобы ФАС случайно выявит нарушения, которые в ней не указаны, предписания по ним не будет.
Если права участника закупок по 223-ФЗ были нарушены, то он может пожаловаться на действия заказчика. Жалобы рассматривает Федеральная антимонопольная служба. Разберемся, каков алгоритм рассмотрения жалобы и как правильно ее оформить.
Какие жалобы рассматривает ФАС
ФАС России рассматривает жалобы на действия или бездействие заказчика при закупке товаров, работ, услуг, если заказчик:
- не разместил положение о закупке в ЕИС (ООС), а также не разместил изменения, вносимые в указанное положение, информацию о закупке, подлежащую размещению на официальном сайте, или нарушил сроки размещения;
- предъявил к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренные документацией о закупке;
- закупил товары, работы или услуги в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС (ООС) положения о закупке;
- не разместил или разместил в ЕИС (ООС) недостоверную информацию о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП.
Вебинар в Школе электронных торгов
Сроки обжалования
Действия заказчика могут быть обжалованы не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки или подведения итогов торгов в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте, со дня размещения, за исключением случаев, предусмотренных Порядком рассмотрения жалоб ФАС, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Если договор не был заключен по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися, то допускается обжалование в ФАС в течение 3 месяцев со дня подведения итогов закупки или подведения итогов торгов
Если же предусмотрено размещение результатов торгов на сайте, то обжалование возможно со дня размещения на этом сайте. В течение 3 дней после получения жалобы ФАС принимает решение либо о возвращении жалобы, либо о принятии жалобы к рассмотрению.
Жалоба должна содержать:
- наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика/организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются;
- наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), ФИО, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
- указание на обжалуемые закупки/торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте является обязательным в соответствии с законодательством РФ, адрес сайта, на котором она размещена;
- указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика/организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы;
- перечень прилагаемых к жалобе документов.
Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ (п. 6 ч. 6 ст. 18.1 Приказа ФАС России № 17/13).
Жалобу могут вернуть
Жалоба возвращается заявителю, если не содержит надлежащие сведения, предусмотренные ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, п. 6 Порядка рассмотрения жалоб или если она не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.
Также жалобу могут вернуть из-за наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или отсутствии нарушения в обжалуемых действиях заказчика или организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
Если антимонопольным органом уже было принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика или организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии жалобу тоже могут возвратить.
Действия ФАС при возврате и принятии жалоб
ФАС в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю об этом с указанием причин возвращения жалобы.
В случае принятия жалобы к рассмотрению ФАС в течение трех рабочих дней со дня ее поступления размещает информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте zakupki.gov.ru, на сайте торгов или на сайте антимонопольного органа. Затем ФАС направляет заявителю, заказчику или организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки/торгов до рассмотрения жалобы по существу.
В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы.
Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления по электронной почте, оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте, заявителю по адресу, указанному в жалобе.
Если заказчик был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, но не явился на слушание, то его неявка не является препятствием для рассмотрения.
Права заказчика
Заказчик вправе направить возражение на жалобу или дополнение к ней. Оно должно содержать сведения, указанные в пункте 6 Порядка, в ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Возражение на жалобу направляется в ФАС не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.
Также заказчик может участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.
Обязанности заказчика
Заказчик обязан в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения. Кроме того, он должен представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, внесенные изменения в документацию, заявки на участие в закупочной процедуре, протоколы, составленные в ходе проведения торгов, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.
Со дня направления уведомления заказчик обязан приостановить проведение закупочной процедуры до рассмотрения жалобы по существу. Он не вправе заключать договор до принятия ФАС решения по жалобе.
Права участника (заявителя)
Участник вправе направить возражение на жалобу или дополнение к ней. Он может участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Участник может отозвать жалобу до принятия по ней решения.
Помните, что заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же действия или бездействие заказчика или его представителя. Закон о защите конкуренции и Порядок рассмотрения жалоб не возлагают на заявителя обязанностей.
Возможное развитие событий
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия ФАС принимает следующие варианты решений:
- признать жалобу обоснованной и выдать предписание,
- признать жалобу обоснованной и не выдавать предписание,
- признать жалобу необоснованной и не выдать предписание,
- признать жалобу необоснованной и выдать предписание.
Предписание
По итогам рассмотрения жалобы ФАС выдает предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупке, об аннулировании закупки. Также ФАС может выдать предписание, предусмотренное п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
Выводы
Участник закупок по 223-ФЗ имеет право жаловаться на неправомерные действия заказчика. Об этом следует помнить обеим сторонам, как заказчикам, так и участникам. Если участник намерен жаловаться, то действия его должны быть обоснованы и подкреплены соответствующими документами.
Заказчику следует понимать всю меру своей ответственности и внимательно изучать требования законодательства при подготовке к проведению закупочных процедур и не доводить до разбирательств.
Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
Для начала стоит отметить, что подача жалобы 223 фз возможна не только на действия или бездействия заказчика, но и на закупочные комиссии и операторов ЭТП.
Случаи, при которых можно прибегнуть к таким мерам, описаны в , а именно:
- Проведение торгов с нарушениями 223-фз, либо
- Нарушение сроков публикации в ЕИС документации, положения, сведений о контрактах и т.д.
- Установление неправомерных требований к участникам тендера.
- Проведение закупок без опубликованного в ЕИС положения, либо без применения норм 44 ФЗ (ч. 8.1 ст. 3, ч. 5.1 ст. 8).
- Отсутствие в ЕИС сведений о закупках, осуществляемых в обязательном порядке у СМП.
- Нарушение норм 223 ФЗ оператором ЭТП.
Кроме того, в ч. 13 ст. 3 сказано, что ФАС рассматривает споры только в пределах доводов, которые в них указаны. При этом в ч. 17 и 20 ст. 18.1 № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган может принимать решения ФАС 223 ФЗ и относительно других выявленных нарушений (Письмо от 23.01.2018 N ИА/3655/18).
Обжалование в ФАС по 223 ФЗ: пошаговая инструкция
Кто же вправе обращаться в ФАС? До окончания подачи заявок сделать это может любой участник конкурентной процедуры. После окончания срока приема заявок такая возможность будет только у тех, кто подал предложение (ч. 10, 11 ст. 3).
Также жалоба на заказчика по 223 ФЗ может быть подана и , органами исполнительной власти субъектов РФ и их организаций.
- Информация о нарушителе.
- Данные заявителя.
- Сведения об обжалуемых торгах.
- Суть спора и аргументы.
- Список документов-приложений.
Подписать документ должен составитель, либо его представитель. Во втором случае необходимо к документам приложить .
Жалоба в ФАС по 223 ФЗ может быть отправлена как в центральное отделение, так и в его региональные управления. Причем центральный аппарат принимает абсолютно все споры, а потом, по своему усмотрению, может направить их на рассмотрение в региональный отдел.
Дела о процедурах с НМЦК более 1 млрд.руб. рассматривает только центр.
Отправить оформленные документы можно разными способами:
- Почтой.
- Факсом.
- Электронным письмом (желательно с ЭЦП).
- Курьером.
Сроки обжалования:
- 3 месяца с даты признания торгов несостоявшимися, либо для закупок, по итогам которых не заключили договор;
- 10 дней в остальных случаях.
Такие сроки высчитываются с момента размещения информации о торгах в ЕИС, либо с даты подведения итогов закупки.