Списание имущества казны проводки. Учет имущества казны (основных средств)
ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДА ПЕНЗЫ
ПРИКАЗ
Об утверждении Порядка ведения инвентарного и аналитического учета объектов образования города Пензы
Утратил силу на основании Приказа Финансового управления г. Пензы от 09.11.2017 N 147 о/д, вступающего в силу на следующий день после его официального опубликования.
____________________________________________________________________
Руководствуясь Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и (с последующими изменениями), Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний об инвентаризации имущества и финансовых обязательств" , решением Пензенской городской Думы от 26.06.2009 г. N 81-7/5 "Об утверждении Положения "О муниципальной казне города Пензы" , приказываю:
1. Признать утратившим силу: Приказ Финансового управления города Пензы от 01.07.2010 г. N 51 о/д "Об утверждении Порядка отражения в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов имущества казны муниципального образования города Пензы"
2. Утвердить прилагаемый Порядок ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны муниципального образования города Пензы.
4. Настоящий приказ вступает в силу с момента опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника управления И.И. Юрлову.
Начальник Управления
О.В.ЗАВЬЯЛКИНА
Порядок ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны муниципального образования города Пензы
Утвержден
приказом
Финансового управления
города Пензы
от 19 декабря 2014 г. N 137 о/д
(в ред. Приказа Финансового управления г. Пензы от 16.09.2015 N 102 о/д)
1. Общие положения
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Гражданским кодексом Российской Федерации , Бюджетным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" , Уставом города Пензы , Положением "О муниципальной казне города Пензы", утвержденным решением Пензенской городской Думы от 26.06.2009 г. N 81-7/5 , Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" , регулирует порядок ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества, составляющего казну города Пензы.
2. Ведение бюджетного учета муниципальной казны
2.1. Бюджетный учет объектов муниципальной казны города Пензы ведется в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" .
Организация бюджетного учета муниципальной казны, обеспечивающая полноту и достоверность учета имущества, находящегося в муниципальной казне города Пензы, должна быть отражена в приказе об учетной политике, изданном руководителем Управления муниципального имущества администрации города Пензы.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Управление муниципального имущества администрации города Пензы проводит оценку рыночной стоимости имущества муниципальной казны с привлечением независимых специализированных организаций оценщиков, аудиторов, консультантов и иных организаций, осуществляющих данную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Расходы по оценке имущества казны ежегодно предусматриваются в расходной части бюджета города Пензы.
2.2. Переоценка объектов нефинансовых активов имущества казны муниципального образования г. Пензы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2.3. Объекты учета, принятые к бюджетному учету, подлежат инвентаризации в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний об инвентаризации имущества и финансовых обязательств" .
2.4. На объекты инженерной инфраструктуры (объекты электроснабжения, объекты водоснабжения и водоотведения, объекты теплоснабжения, объекты газоснабжения), а также здания и сооружения, непосредственно используемые в процессе работы инженерной инфраструктуры, находящиеся в составе муниципальной казны и переданные в аренду, начисление амортизации производится в соответствии с пунктами 84 - 93 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" .
На другие объекты материальных основных фондов и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется.
Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны на основании данных о его первоначальной (балансовой) стоимости, остаточной стоимости и срока нахождения в составе имущества казны осуществляет учреждение, получившее объект на праве оперативного управления.
2.5. Корреспонденция счетов бюджетного учета по операциям с объектами нефинансовых активов имущества казны муниципального образования города Пензы представлена в приложении 3 к настоящему Порядку.
С целью формирования номера счета плана счетов бюджетного учета в 1-м - 3-м разрядах указывается код главы Управления муниципального имущества администрации города Пензы.
3. Инвентарный учет муниципальной казны
3.1. Объекты нефинансовых активов в составе имущества казны муниципального образования г. Пензы (далее - объекты учета) отражаются в бюджетном учете в количественном и стоимостном выражении. Каждому объекту учета, составляющему казну, кроме объектов стоимостью до 3000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который должен быть обозначен на объекте в соответствии с требованиями п. 46 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" . При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте имущества муниципальной казны в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бюджетного учета с отражением в соответствующих регистрах бюджетного учета без нанесения на объект имущества казны.
4. Аналитический учет объектов муниципальной казны
4.1. Для учета нефинансовых активов имущества казны муниципального образования г. Пензы при ведении бюджетного учета применяются следующие аналитические счета:
На счете 0 108 51 000 "Недвижимое имущество, составляющее казну" учитываются объекты основных средств, относящиеся к недвижимому имуществу, а также объекты незавершенного строительства, которые в дальнейшем могут быть приняты к бюджетному учету в составе основных средств и вложений в основные средства.
На счете 0 108 52 000 "Движимое имущество, составляющее казну" отражается движимое имущество, относящееся к объектам основных средств, а также вложения (инвестиции) в указанные объекты нефинансовых активов при их приобретении (создании), модернизации (реконструкции, дооборудовании), изготовлении, которые в дальнейшем могут быть приняты к бюджетному учету в составе основных средств и капитальных вложений в основные средства как объекты движимого имущества.
На счете 0 108 53 000 "Драгоценные металлы и драгоценные камни" учитываются ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой РФ, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, и операции с ними.
Счет 0 108 54 000 "Нематериальные активы, составляющие казну" предназначен для учета объектов нематериальных активов в составе имущества казны.
На счете 0 108 55 000 "Непроизведенные активы, составляющие казну" отражаются непроизведенные активы, не являющиеся продуктами производства, права собственности на которые установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.). При этом земельные участки, входящие в состав имущества казны, учитываются в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета.
Счет 0 108 56 000 "Материальные запасы, составляющие казну" используется для учета объектов материальных запасов в составе имущества казны.
4.2. Аналитический учет объектов нефинансовых активов в составе имущества казны муниципального образования города Пензы ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) нефинансовых активов, за исключением объектов библиотечного фонда и движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, в разрезе видов имущества.
Операции с объектами в составе имущества казны отражаются ежемесячно в бюджетном учете согласно информации из реестра муниципальной собственности города Пензы на основании "Отчета по движению имущества муниципальной казны", предоставляемого отделом муниципальной собственности и отделом контроля за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений Управления муниципального имущества администрации города Пензы (приложение N 1, N 2 к порядку).
4.3. На основании отчетов по движению имущества муниципальной казны Управление муниципального имущества администрации города Пензы в последний рабочий день месяца формирует Справку (ф. 0504833) для отражения в регистрах бюджетного учета.
Учет операций по поступлению имущества казны ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни: в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов или в Журнале по прочим операциям.
Учет операций по выбытию, перемещению имущества казны ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Объекты нефинансовых активов могут быть включены и исключены из состава имущества казны при наличии следующих документов:
Ситуация | Документы-основания |
Включение объектов нефинансовых активов в состав имущества казны |
|
Изготовление объектов, включаемых в состав имущества казны, за счет средств бюджета | Договор Акт выполненных работ |
Приобретение объектов, включаемых в состав имущества казны, за счет средств бюджета | Постановление (распоряжение) администрации города Пензы Договор Товарная накладная Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. 0306031) |
Безвозмездное получение имущества в состав имущества казны по договорам дарения (пожертвования) | Договор дарения (пожертвования) Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. 0306031) |
Получение имущества в государственную или муниципальную собственность в результате разграничения полномочий между органами власти разных уровней бюджетов или в случае изъятия имущества из хозяйственного ведения или оперативного управления | Постановление (распоряжение) администрации города Пензы Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. 0306031) |
Получение в государственную или муниципальную собственность бесхозяйного имущества | Судебный акт Постановление (распоряжение) администрации города Пензы Экспертное заключение оценки бесхозяйного имущества |
Исключение объектов нефинансовых активов из состава имущества казны |
|
Передача имущества казны в хозяйственное ведение или оперативное управление или в результате разграничения полномочий между органами власти разных уровней бюджетов | Постановление (распоряжение) администрации города Пензы Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. 0306031) |
Отчуждение имущества по гражданско-правовым сделкам (в том числе в порядке приватизации) | Постановление (распоряжение) администрации города Пензы Договор Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. 0306031) |
Списание имущества казны, пришедшего в негодность | Постановление (распоряжение) администрации города Пензы Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033) Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) |
4.4. Принятие к бюджетному учету объектов нефинансовых активов имущества казны муниципального образования города Пензы осуществляется по балансовой стоимости, указанной в Реестре муниципальной собственности г. Пензы (далее - Реестр).
Балансовая стоимость объектов для целей бюджетного учета не может равняться нулю. Объекты нефинансовых активов имущества казны муниципального образования г. Пензы, балансовая стоимость которых в Реестре равняется нулю, подлежат обязательной оценке по текущей рыночной стоимости.
4.5. Передача имущества казны в аренду и безвозмездное пользование отражается на основании первичного учетного документа (акта) на счете 0 108 00 000 путем внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов. Одновременно балансовая стоимость переданного в безвозмездное пользование имущества отражается на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование". При такой передаче имущество не выбывает из состава имущества казны.
Абзац исключен. - Приказ Финансового управления г. Пензы от 16.09.2015 N 102 о/д.
4.6. При реконструкции, дооборудовании, достройке объектов нефинансовых активов имущества казны муниципального образования города Пензы объекты передаются в безвозмездное пользование организации для проведения строительно-монтажных работ.
Приемка выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного и других назначений осуществляется путем подписания заказчиком и подрядчиком Акта о приемке выполненных работ (ф.КС-2). На основании данного акта составляется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф.КС-3). На основании этой справки организация-заказчик включает стоимость выполненных работ в состав вложений в нефинансовые активы. Зачисление объекта в состав объектов основных средств подтверждается актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (ф.КС-14) с последующей передачей в казну муниципального образования города Пензы.
5. Бюджетная отчетность по объектам в составе имущества казны
Бухгалтерские операции с объектами в составе имущества казны города Пензы отражаются Управлением муниципального имущества администрации города Пензы в бюджетной отчетности в объеме и в сроки, установленные Инструкцией о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 28.12.2010 г. N 191Н .
Приложение N 1. Отчет по движению имущества муниципальной казны
Приложение N 1
к Порядку
ведения инвентарного и
аналитического учета объектов
имущества казны муниципального
образования г. Пензы
За 2014 г.
Поступление имущества в казну | ||||||
Наименование учреждения | Перечень имущества | Балансовая стоимость (руб., коп.) | Остаточная стоимость (руб., коп.) | |||
Приложение N 2. Отчет по движению имущества муниципальной казны
Приложение N 2
к Порядку
ведения инвентарного и
аналитического учета объектов
имущества казны муниципального
образования г. Пензы
За 2014 г.
Выбытие имущества из казны | Подтверждающий документ (наименование, N, дата) |
|||||
Наименование учреждения | Перечень имущества | Балансовая стоимость (руб., коп.) | Остаточная стоимость (руб., коп.) | |||
Начальник отдела (подпись) (расшифровка подписи)
Исполнитель: (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 3. Корреспонденция счетов бюджетного учета по операциям с объектами нефинансовых активов имущества казны города Пензы
Приложение 3
к Порядку
ведения инвентарного и
аналитического учета объектов
имущества казны муниципального
образования города Пензы
Поступление нефинансовых активов имущества казны от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
гКБК 1 108 51 310 гКБК 1 108 52 310 гКБК 1 108 53 310 гКБК 1 108 54 320 гКБК 1 108 55 330 гКБК 1 108 56 340 | КРБ 1 304 04 310 КРБ 1 304 04 310 КРБ 1 304 04 320 КРБ 1 304 04 330 КРБ 1 304 04 340 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КРБ 1 304 04 310 КРБ 1 304 04 310 КРБ 1 304 04 320 | гКБК 1 104 58 410 гКБК 1 104 51 410 гКБК 1 104 59 420 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поступление нефинансовых активов имущества казны от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На балансовую стоимость объекта | гКБК 1 108 51 310 гКБК 1 108 52 310 гКБК 1 108 53 310 гКБК 1 108 54 320 гКБК 1 108 55 330 гКБК 1 108 56 340 | КДБ 401 10 180 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сумму начисленной ранее амортизации | КДБ 401 10 180 | гКБК 1 104 58 410 гКБК 1 104 51 410 гКБК 1 104 59 420 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Безвозмездное получение нефинансовых активов имущества казны от учреждений разных уровней бюджетов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На балансовую стоимость объекта | гКБК 1 108 51 310 гКБК 1 108 52 310 гКБК 1 108 53 310 гКБК 1 108 54 320 гКБК 1 108 55 330 гКБК 1 108 56 340 | КДБ 401 10 151 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сумму начисленной ранее амортизации | КДБ 401 10 151 | гКБК 1 104 58 410 гКБК 1 104 51 410 гКБК 1 104 59 420 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Безвозмездное получение нефинансовых активов имущества казны от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На балансовую стоимость объекта | гКБК 1 108 51 310 гКБК 1 108 52 310 гКБК 1 108 53 310 гКБК 1 108 54 320 гКБК 1 108 55 330 гКБК 1 108 56 340 | КДБ 401 10 180 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сумму начисленной ранее амортизации | КБК 401 10 180 | гКБК 1 104 58 410 гКБК 1 104 51 410 гКБК 1 104 59 420 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Передача нефинансовых активов имущества казны учреждениям, подведомственным одному главному распорядителю |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На балансовую стоимость объекта | КРБ 1 304 04 310 КРБ 1 304 04 320 КРБ 1 304 04 330 КРБ 1 304 04 340 | гКБК 1 108 51 410 гКБК 1 108 52 410 гКБК 1 108 53 410 гКБК 1 108 54 420 гКБК 1 108 55 430 гКБК 1 108 56 440 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сумму начисленной ранее амортизации | гКБК 1 104 58 410 гКБК 1 104 51 410 гКБК 1 104 59 420 | КРБ 1 304 04 410 КРБ 1 304 04 420 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Передача нефинансовых активов имущества казны учреждениям, подведомственным разным главным распорядителям одного уровня бюджета, а также их передача государственным и муниципальным организациям |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На балансовую стоимость объекта | КРБ 1 401 20 241 | гКБК 1 108 51 410 гКБК 1 108 52 410 гКБК 1 108 53 410 гКБК 1 108 54 420 гКБК 1 108 55 430 гКБК 1 108 56 440 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сумму начисленной ранее амортизации | гКБК 1 104 58 410 гКБК 1 104 51 410 гКБК 1 104 59 420 | КРБ 1 401 20 241 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Безвозмездная передача нефинансовых активов имущества казны учреждениям разных уровней бюджетов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На балансовую стоимость объекта | КРБ 1 401 20 251 | гКБК 1 108 51 410 гКБК 1 108 52 410 гКБК 1 108 53 410 гКБК 1 108 54 420 гКБК 1 108 55 430 гКБК 1 108 56 440 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сумму начисленной ранее амортизации | гКБК 1 104 58 410 гКБК 1 104 51 410 гКБК 1 104 59 420 | КРБ 1 401 20 251 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Списание нефинансовых активов имущества казны на основании Отчета по движению имущества муниципальной казны при реализации, приватизации, порче, недостаче, хищении |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сумму начисленной ранее амортизации | гКБК 1 104 58 410 гКБК 1 104 51 410 гКБК 1 104 59 420 | гКБК 1 108 51 410 гКБК 1 108 52 410 гКБК 1 108 53 410 гКБК 1 108 54 420 гКБК 1 108 55 430 гКБК 1 108 56 440 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КБК 1 401 10 172 | гКБК 1 108 51 410 гКБК 1 108 52 410 гКБК 1 108 53 410 гКБК 1 108 54 420 гКБК 1 108 55 430 гКБК 1 108 56 440 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Списание нефинансовых активов имущества казны на основании Отчета по движению имущества муниципальной казны, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе недостач (потерь), образовавшихся по указанным причинам) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сумму начисленной ранее амортизации | гКБК 1 104 58 410 гКБК 1 104 51 410 гКБК 1 104 59 420 | гКБК 1 108 51 410 гКБК 1 108 52 410 гКБК 1 108 53 410 гКБК 1 108 54 420 гКБК 1 108 55 430 гКБК 1 108 56 440 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сумму остаточной стоимости (балансовой стоимости - на объекты, амортизация на которые не начислялась) | КБК 1 401 20 273 | гКБК 1 108 51 410 гКБК 1 108 52 410 гКБК 1 108 53 410 гКБК 1 108 54 420 гКБК 1 108 55 430 гКБК 1 108 56 440 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начисление амортизации на объекты нефинансовых активов, составляющих муниципальную казну |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На объекты недвижимого имущества На объекты движимого имущества | гКБК 1 108 51 310 | гКБК 1 104 51 410 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
гКБК 1 108 52 310 |
Учет имущества казны муниципального образования В последнее время достаточно много вопросов возникает с постановкой на бухгалтерский учет имущества Казны, связанных с противоречиями в законодательстве. К сожалению, практически ни один из нормативных документов, включая и Бюджетный кодекс РФ, не раскрывает понятие “Казна“, ее функции, состав, порядок учета и прочее. Единственным нормативным документом, раскрывающим правовой аспект имущества Казны, является Гражданский кодекс РФ, согласно которому данное имущество принадлежит на праве собственности государству, субъекту, муниципальному образованию. В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н обозначена обязанность государства, субъекта РФ, муниципальных образований ведения бухгалтерского учета Казны: “Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований“, т.е. баланс муниципального образования должен отражать достоверную, полную информацию о наличии имущества, находящегося в его собственности. Следовательно, имущество Казны должно быть отражено в составе актива баланса государства, субъекта РФ, муниципального образования. При этом в п. 10 указанной Инструкции обозначено в составе объектов, учитываемых на счете 101, имущество Казны РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В приказе Минфина России от 24.02.2005 N 26н также обращено внимание на обязательность ведения учета имущества Казны: “Вновь вводимые объекты бюджетного учета (имущество государственной и муниципальной казны, финансовые вложения и др.) принимаются к бюджетному учету...“. Таким образом, не возникает сомнений о необходимости учета имущества Казны. Однако при выяснении вопроса - кто должен осуществлять учет и на балансе какого учреждения - и возникают проблемы, связанные с реализацией положений отдельных нормативных актов. В ряде писем Минфина России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.11.2004 N 03-06-01-04/117, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.02.2006 N 03-06-01-04/39, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 03.03.2006 N 03-06-01-04/56, письмо Минфина России от 22.09.2006 N 02-14-10а/2566 и др.) указывается, что бухгалтерский учет имущества Казны должен осуществлять орган государственной власти, в чьем ведении находится управление имуществом (департамент, комитет по управлению имуществом и другие структурные подразделения администрации). Данное имущество должно быть отражено на балансе этих учреждений. В связи с этим сразу возникают вопросы налогообложения операций, связанных с этим имуществом (налог на имущество, налог на прибыль и др.). Однако в ст. 215 Гражданского кодекса РФ определено, что: “Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования“. В связи с этим сложились два мнения. Одни твердо стоят на позициях, что бухгалтерский учет вести не следует, так как Гражданский кодекс РФ имеет юридический статус выше чем приказы, инструкции и письма. Другие советуют прислушаться к мнению представителей Минфина России и поставить Казну на учет “комитетами по управлению имуществом“. Бюджетное учреждение наделяется имуществом на основе права оперативного управления, которое подразумевает его использование в качестве средства выполнения своих функций. Так, например, образовательное учреждение использует выделенные ему компьютеры в учебном процессе. То есть учащиеся - это предмет деятельности, образовательный процесс - функция учреждения, компьютеры - средство выполнения функции. У органов управления имущества такая же цепочка в отношении имущества Казны выглядит следующим образом: имущество Казны - это предмет деятельности, управление имуществом - функция учреждения, имущество, которым оно наделено для выполнения своей функции (помещение, в котором располагается орган управления, техника, используемая им в процессе своей деятельности и т.д.) - средство ее выполнения. При этом имущество Казны не может быть использовано для выполнения своих функций комитетами по имуществу. Таким образом, не определен вид права, на основании которого имущество Казны может отражаться на балансе органов управления. Для устранения противоречия положений Гражданского кодекса РФ и нормативных документов по бюджетному учету организация учета имущества Казны до внесения изменений в указанные нормативные акты может быть осуществлена в следующем порядке: орган управления муниципальным имуществом формирует отдельную от своего (как юридического лица) бюджетного учета базу по бюджетному учету имущества Казны; отражает операции по его наличию и движению в отдельной от учреждения электронной базе по бюджетному учету, на основании которой формируется баланс Казны и прочие формы отчетности; баланс Казны и прочие формы, в которых происходят изменения по причине наличия операций с имуществом Казны, передаются для включения их в итоговые, консолидированные формы отчетности по муниципальному образованию. Таким образом, имущество Казны не будет закреплено за органом управления как бюджетным учреждением на праве оперативного управления. В то же время его наличие найдет отражение в формах отчетности муниципального образования. Как показывает практика, органы управления как муниципалитетов, так и субъектов противятся постановке на учет имущества Казны, так как это требует больших финансовых расходов. Однако сделать это необходимо. В конечном итоге им придется это сделать. И чем дольше происходит процесс игнорирования учета имущества Казны, тем сложнее придется в дальнейшем. Поэтому было бы целесообразно незамедлительно начать подготовку к этому процессу, так как он является не только дорогим, но так же трудоемким и длительным. Для того чтобы организовать процесс постановки на учет имущества Казны следует провести внутренний аудит, который включает: проведение инвентаризации имущества муниципального образования; с этой целью формируется компетентная комиссия, результатом деятельности которой является формирование исчерпывающего перечня имущества Казны с описанием состояния его объектов и возможного срока дальнейшей эксплуатации; оценка имущества Казны с целью определения его рыночной стоимости и срока возможного использования. В статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ в перечне случаев, при которых оценка объектов независимыми экспертами является обязательным, не указывается необходимость таковой в процессе восстановления учета. Данная оценка является обязательной только в процессе совершения сделок, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ при приватизации муниципального имущества. Привлекать в этом процессе оценочные фирмы на платных условиях нецелесообразно, так как по постановлению Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. Поэтому по истечении этого времени при приватизации муниципального имущества придется делать повторную оценку и повторно оплачивать услуги оценщика. В процессе учета имущества Казны следует отразить бухгалтерские записи как на стоимость объектов, так и на величину амортизации. Проблема заключается в том, что многие муниципалитеты (субъекты) не вели учет, а следовательно, и не начисляли амортизацию. Поэтому определение величины амортизации, которую следует отразить на учете, основывается на заключениях компетентной комиссии, проводившей инвентаризацию. Вопрос о постановке на учет имущества Казны особенно актуализируется с 1 января 2008 г. В соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Данная статья являлась основанием для отсутствия возникновения налоговых обязательств по налогу на прибыль при реализации муниципального имущества. Однако Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ ст. 43 признана утратившей силу с 1 января 2008 г. Поэтому: если имущество Казны будет учитываться на балансе органов управления как бюджетных учреждений, то помимо налога на имущество возникнет обязательство по уплате налога на прибыль с реализованного муниципального имущества. А так как в бюджетах муниципальных образований такие платежи скорее всего не предусмотрены, то возникнут и прочие проблемы, связанные с вопросами налогообложения; если имущество Казны не будет отражено в бюджетном учете, то, вероятно, налоговые органы будут так же расценивать реализацию, как реализацию в учреждении. Так, в своих письмах Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, комментируя вопросы налогообложения по налогу на имущество, ссылается на Инструкцию по бюджетному учету об отражении имущества Казны на счете 101 и делает вывод о необходимости постановки его на баланс органов власти как бюджетных учреждений; если имущество Казны отразить в указанном выше порядке (только на балансе муниципального образования), то соблюдается требование Инструкции по бюджетному учету (учет на счете 101), и вместе с тем муниципальное образование не является налогоплательщиком, а следовательно, и обязательства по налогу на имущество и налогу на прибыль не возникают. Л.П. Курочкина, кандидат экономических наук, доцент кафедры Имущество государственной (муниципальной) казны - это средства соответствующего бюджета и иное государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Имущество, находящееся в госсобственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Аналогично средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ). Основания отнесения имущества к государственной (муниципальной) казне:
Следовательно, имущество казны субъекта РФ (муниципального образования) учитывается на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения госимуществом. При этом необходимо помнить, что переданное уполномоченным органом госучреждению в оперативное управление имущество учитывается у последнего на балансе как объект нефинансовых активов и имуществом казны не является. К имущественной казне относятся. 1. Недвижимое имущество:
2. Движимое имущество:
Аналитический учет активовПорядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны устанавливается на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования финансовым органом соответствующего бюджета. Аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, определенной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования. На практике пообъектный учет имущества казны ведут структурные подразделения уполномоченного органа по ведению реестра государственной (муниципальной) собственности. В этой связи уполномоченный орган разрабатывает и утверждает учетной политикой схему документооборота в части представления выписки из реестра для целей бюджетного учета. Таким образом, выписка из реестра подтверждает постановку объекта на реестровый учет и сведения о выбытии объекта из состава казны. У данного документа нет унифицированной формы, поэтому при разработке формы этого документа должны быть соблюдены требования пункта 7 Инструкции № 157н. Кроме того, в содержательной части документа должны найти отражение:
Отражение в бухучетеОбъекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества. При этом финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы РФ имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования согласно порядку бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленному Инструкцией № 157н. В качестве примера приведем порядок аналитического учета имущества казны, определенный приказом Минфина Нижегородской области от 6 июля 2011 г. № 82, на основании которого:
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту нематериальных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах учета. Аналитический учет объектов нематериальных активов ведется в инвентарной карточке учета основных средств (п. 58, 59, 68 Инструкции № 157н). Единицей бухгалтерского учета непроизведенных активов является также инвентарный объект. В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту непроизведенных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах учета. Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в инвентарной карточке учета основных средств (п. 6.2 приказа). Учет операций по выбытию, перемещению имущества (нефинансовых активов), составляющего государственную (муниципальную) казну, осуществляется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Учет операций по поступлению имущества (нефинансовых активов), составляющего государственную (муниципальную) казну, ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, в журнале по прочим операциям. Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами устанавливается на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату. При передаче имущества казны управляющим компаниям в доверительное управление операция отражается по дебету счета 0 215 51 550 «Увеличение вложений в управляющие компании» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Вложения имущества казны в уставный капитал (фонд) организаций отражаются в размере их остаточной стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 215 30 000 «Вложения в акции и иные формы участия в капитале» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» (0 108 51 410-0 108 53 410, 0 108 54 420, 0 108 55 430, 0 108 56 440). Переоценка активов в драгоценных металлах и драгоценных камнях осуществляется в порядке, установленном Минфином России на дату совершения операций, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Она отражается по дебету счета 0 101 53 310 «Увеличение стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней» и кредиту счета 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» (положительная переоценка) или по дебету счета 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» и кредиту счета 010153410 «Уменьшение стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней» (отрицательная переоценка). Бухгалтерские записи по списанию сумм начисленной амортизации при их выбытии, списании, реализации, вложении в уставный капитал (фонд) организаций, безвозмездной передаче иным организациям приведены в пункте 38 Инструкции № 162н. При этом если имущество казны реализуется, передается в доверительное управление или вкладывается в уставный капитал (фонд), то сумма начисленной амортизации имущества казны отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Как амортизировать имущество казныОбъекты материальных и нематериальных основных фондов, составляющие государственную (муниципальную) казну публично-правового образования, принимаются к учету по стоимости с учетом сумм амортизации, начисленных последним правообладателем на дату включения в состав имущества казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения). Как и организация аналитического учета имущества казны, так и вопросы начисления амортизации на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны устанавливаются нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество (п. 94 Инструкции № 157н). Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны осуществляются (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации происходят на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны в общем порядке начисления амортизационных отчислений. Финансовый орган имеет право распространить общий порядок начисления амортизации как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты, вовлеченные в хозяйственный оборот и (или) приносящие учреждению экономические выгоды (переданные в безвозмездное пользование, аренду и т. д.). А.Л. Опальская, эксперт по бухгалтерскому учету Учет имущества казны ведется на балансах органов управления имуществом. Недавно в Единый план счетов были внесены изменения, касающиеся порядка учета имущества казны, в том числе переданного в концессию.Состав движимого имущества казныИмущество казны – это движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (ст. , Гражданского кодекса РФ). Под движимым имуществом казны понимают движимое имущество, входящее в казну, за исключением средств бюджета.
Правовым основанием для учета имущества в казне является отсутствие закрепления за учреждениями имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета, либо отсутствие собственника имущества, вследствие чего на имущество возникает право государственной (муниципальной) собственности. Бухгалтерский учетИмущество казны подлежит отражению в бюджетном учете публично-правового образования, на балансах органов, осуществляющих управление государственным (муниципальным) имуществом. "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6 Согласно гражданскому законодательству имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, закрепляется за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. То есть оно находится в учреждении либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления (ст. ст. 217, 294, 296 ГК РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Таким образом, имущество казны - это имущество, не переданное в оперативное управление либо в хозяйственное ведение государственным учреждениям. О правилах бюджетного учета такого имущества пойдет речь в данной статье. Порядок учета имущества казныСогласно разъяснениям главного финансового ведомства имущество казны субъекта РФ (муниципального образования) следует учитывать на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, в том числе имуществом казны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (Письмо Минфина России от 22.02.2006 N 03-06-01-04/39). С 1 января 2009 г. имущество казны согласно Инструкции N 148н <1> учитывается по новым правилам: в План счетов бюджетного учета введен счет 0 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны". <1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н. Инструкция N 25н <2> также предписывала учитывать имущество казны, однако учет указанного имущества велся на счете 0 101 00 000 "Основные средства". То есть согласно прежним правилам бюджетного учета имуществом казны могли быть только основные средства. Однако практика показала, что к объектам казны могут быть отнесены не только основные средства, но и непроизведенные и нематериальные активы, а также материальные запасы. <2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н. Кроме того, учет объектов имущества казны как основных средств обязывал органы, на балансе которых они отражались, платить налог на имущество организаций. Эта обязанность вытекает из положений гл. 30 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Подобные разъяснения даны и в указанном выше Письме Минфина. Однако стоит помнить: разъяснения Минфина основаны на том, что по действовавшим тогда правилам бюджетного учета имущество казны подлежало отражению на счете 0 101 00 000 "Основные средства". Однако вернемся к правилам учета объектов имущества казны с 2009 г. Согласно п. 89 Инструкции N 148н имущество казны учитывается в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов на счетах второго порядка. Объекты учета и критерии отнесения их к определенному виду имущества казны приведены ниже в табличной форме.
Примечание. В целях бюджетного учета среди критериев отнесения объектов к имуществу казны нет критерия стоимости. Определяющим является условие принятия их в дальнейшем в состав соответствующих нефинансовых активов (п. п. 89 - 96 Инструкции N 148н). Как указывалось выше, до 2009 г. имущество казны учитывалось в составе основных средств. Поэтому согласно Методическим указаниям по переходу на новые положения Инструкции N 148н <3> учреждения, которые учитывали объекты имущества казны на счетах второго порядка счета 1 101 00 000 "Основные средства", должны перевести указанные объекты на счета второго порядка счета 1 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны". Перенос остатков осуществляется по каждому счету отдельно по стоимости, по которой они числились по состоянию на 1 января 2009 г. Переносить остатки следует в межотчетный период. Перевод исходящих остатков 2008 г. и формирование входящих остатков 2009 г. осуществляются на 1 января 2009 г. посредством счета 1 401 03 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов". То есть при переводе исходящих остатков счет 1 401 03 000 дебетуется в корреспонденции со счетами второго порядка счета 1 101 00 000, при формировании входящих остатков кредитуется в корреспонденции со счетами второго порядка счета 1 108 00 000 <4>. <3> Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 02-06-07/1505. Принятие к учету имущества, не числящегося в учете по состоянию на 1 января 2009 г., отражается с применением счета 1 401 01 180 "Прочие доходы". Правилами Инструкции N 148н не предусмотрен инвентарный учет объектов казны. Так, если аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках (п. 23 Инструкции N 148н), то для объектов имущества казны правила аналитического учета соответствуют правилам аналитического учета, установленным для ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования. Однако финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (далее - финансовый орган) имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 148н. Объекты казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении (последний абзац п. 89 Инструкции N 148н). Бухгалтерский учет операций с имуществом казны осуществляется в порядке, предписанном Инструкцией N 148н для отражения операций с нефинансовыми активами. В то же время порядок и периодичность отражения операций с объектами в составе имущества казны в бюджетном учете устанавливаются финансовым органом на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования. Учет операций по выбытию и перемещению объектов имущества казны ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Порядок амортизации имущества казныУчет амортизации, начисленной на объекты имущества казны, осуществляется на счетах:
Аналитический учет по указанным счетам не ведется. Операции по амортизации активов в составе имущества казны отражаются в общей сумме в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. п. 45, 48 Инструкции N 148н). За период нахождения объектов имущества казны в составе основных средств (до 1 января 2009 г.) в учете учреждения на аналитических счетах счета 1 104 00 000 "Амортизация" (1 104 01 000, 1 104 02 000, 1 104 03 000, 1 104 04 000, 1 104 05 000, 1 104 06 000, 1 104 07 000) отражалось начисление амортизации по правилам Инструкции N 25н. Накопленные на указанных счетах суммы амортизации в части имущества казны необходимо перевести на счета учета амортизации объектов имущества казны: 1 104 10 000, 1 104 11 000,1 104 12 000. Перевод остатков осуществляется также с применением счета 1 401 03 000 по состоянию на 1 января 2009 г.: а) перевод исходящих остатков 2008 г.: Дебет счетов 1 104 01 000 - 1 104 07 000 Кредит счета 1 401 03 000; б) формирование входящих остатков 2009 г.: Дебет счета 1 401 03 000 Кредит счетов 1 104 10 000, 1 104 11 000. Амортизация по объектам материальных основных фондов и нематериальных основных фондов в составе имущества казны в целях бюджетного учета отражается в особом порядке. Первое правило, которое нужно запомнить: на объекты активов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется. Это означает, что с 1 января 2009 г. (дата, на которую объекты имущества казны должны быть переведены из состава основных средств в состав имущества казны) суммы начисленной амортизации "замораживаются" (остаются без движения) до момента, когда указанное имущество будет передано в учреждение с правом оперативного управления (абз. 2 п. 44 Инструкции N 148н). При этом объекты имущества казны передаются по балансовой стоимости с одновременной передачей суммы начисленной ранее амортизации (п. 13 Инструкции N 148н). Второе правило: расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны осуществляет учреждение, получившее объект в оперативное управление. Указанный расчет производится на основании данных о первоначальной (балансовой) стоимости объекта, остаточной стоимости и срока нахождения в составе имущества казны в порядке, установленном п. п. 39 - 43 Инструкции N 148н, то есть к такому имуществу с момента выбытия его из состава имущества казны применяются общие правила начисления амортизации. При этом Инструкция N 148н не содержит прямых указаний, на какой счет учреждение, получившее в оперативное управление основное средство из состава имущества казны, должно относить суммы такой амортизации. Однако, следуя логике порядка начисления амортизации, нужно применять счет 0 401 01 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов". Примечание. Финансовый орган имеет право установить порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком начисления амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов, установленным п. п. 39 - 43 Инструкции N 148н, то есть общепринятым способом (п. 46 Инструкции N 148н). Пример. До 1 января 2009 г. учреждение А учитывало здание, относящееся к имуществу казны, в составе основных средств. Балансовая стоимость здания - 2 000 000 руб. Здание относится к 7-й амортизационной группе со сроком полезного использования 20 лет. По состоянию на 1 января 2009 г. за период нахождения имущества казны в составе основных средств на указанный объект начислена амортизация в размере 60% - 1 200 000 руб. В августе 2009 г. учреждение А передает здание в оперативное управление учреждению Б, подведомственному другому главному распорядителю одного уровня бюджета. Корреспонденция счетов по переводу здания из состава основных средств имущества казны и передаче здания в оперативное управление в учете учреждения А будет следующей:
Прежде чем отразить операции в учете учреждения Б, рассчитаем сумму амортизации по зданию за период нахождения его в составе имущества казны:
Корреспонденция счетов по получению здания в оперативное управление в учете учреждения Б будет следующей: Поступление и выбытие имущества казныПорядок применения Плана счетов бюджетного учета в части нефинансовых активов имущества казны не содержит подробных рекомендаций по отражению операций по поступлению и выбытию имущества казны. Как указывалось выше, п. 90 Инструкции N 148н отсылает к общему порядку отражения операций с нефинансовыми активами. Между тем, проанализировав п. 47 Инструкции N 148н, который посвящен учету начисленной амортизации по объектам имущества казны в различных ситуациях, можно говорить об операциях: а) поступления (выбытия) нефинансовых активов имущества казны:
б) безвозмездного получения (безвозмездной передачи) нефинансовых активов имущества казны:
в) списания имущества казны; г) реализации имущества казны. Здесь применение терминов "поступление" или "безвозмездное получение" зависит от уровня (уровней) бюджета, в рамках которого (которых) происходит движение имущества казны. Так, движение имущества казны между учреждениями одного уровня бюджета, а также государственными и муниципальными учреждениями считается поступлением (выбытием), а движение имущества между различными уровнями бюджета, а также его поступление (выбытие) от коммерческих организаций и физических лиц - безвозмездным получением (безвозмездной передачей). При поступлении и безвозмездном получении нефинансовых активов в состав имущества казны суммы ранее начисленной амортизации отражаются в учете принимающей стороны. При этом операции сопровождаются следующей корреспонденцией счетов:
При выбытии объектов имущества казны и их безвозмездной передаче суммы ранее начисленной амортизации списываются с баланса передающей стороны и учитываются на балансе принимающей стороны, то есть передаются с одновременной передачей сумм начисленной амортизации. При отражении операций в бюджетном учете используется следующая схема проводок:
Правило, по которому начисленная в размере 100% амортизация не является основанием для списания объекта с учета, действует в отношении объектов имущества казны. Объекты имущества казны списываются с учета только в случае их ликвидации, реализации, безвозмездной передачи иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций, физическим лицам, национальным организациям и правительствам иностранных государств, международным финансовым организациям. При этом делаются проводки (п. 47 Инструкции N 148н): Дебет счетов 1 104 10 410 - 1 104 12 410 Кредит счетов 1 108 01 410, 1 108 02 410, 1 108 03 420. Л.Максимова Главный редактор журнала "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" |