Соглашения об ассоциации с ес читать. Соглашение об ассоциации Украины и ЕС: что это значит
Нидерланды оставались последней страной ЕС, не ратифицировавшей соглашение из-за прошлогоднего референдума, на котором голландцы сказали "нет" ассоциации ЕС с Украиной.
Но, несмотря на итоги плебисцита, правительство страны поддержало соглашение в декабре 2016 года, а нижняя палата парламента - в феврале 2017 года.
Когда соглашение вступит в силу?
Соглашение должно быть окончательно ратифицировано правительством Нидерландов, после чего его должен подписать король Виллем-Александр.
Вслед за этим Нидерланды передадут ратификационные грамоты в ЕС, и в первый день следующего месяца соглашение об ассоциации и должно вступить в силу.
В чем смысл этого соглашения?
Соглашение об ассоциации с ЕС регулирует постепенное экономическое и политическое сближение Украины и ЕС.
Первые разделы касаются общих принципов, политического диалога и реформ, сближения внешней политики и безопасности, а также юстиции.
Ключевыми в нем являются разделы, касающиеся торговли и экономического сотрудничества. Они предполагают создание зоны свободной торговли, против которой еще в 2013 году выступала Россия.
Цель создания зоны свободной торговли - либерализация взаимного доступа на рынки товаров и услуг, а также согласование украинских правил и регламентов с нормами ЕС.
Как и другие страны, решившиеся на ассоциацию с Евросоюзом, должна привести в соответствие со стандартами ЕС свое законодательство, а также принять меры для улучшения инвестиционного климата.
Что меняется с ратификацией этого документа?
Ратификация соглашения - преимущественно политическое и юридическое решение.
Большинство его разделов начали временно действовать еще с 1 ноября 2014 года, а экономический раздел - с 1 января 2016 года.
Тогда же были существенно снижены или отменены пошлины и тарифы на большинство товаров взаимной торговли, хотя на многие важные для Украины товары сохраняются квоты.
Теперь имплементация соглашения существенно ускорится, а ЕС получит дополнительные механизмы контроля выполнения его Украиной.
Что все это означает для Украины?
Соглашение об ассоциации содержит конкретные сроки и необходимые действия сторон - от снижения пошлин до принятия нужных законов и норм.
С момента вступления документа в силу начнется отсчет всех сроков по обязательствам сторон, не подпавших под действие временного механизма.
Самое главное - появятся юридически обязывающие сроки выполнения соглашения. Стороны более не смогут оправдывать отсутствие или задержки реформ тем, что соглашение не действует в полном объеме.
Вступление в силу официального соглашения, вероятнее всего, ужесточит контроль со стороны ЕС за его выполнением Украиной.
Ратификация также даст старт многим бюрократическим процессам согласований, мониторинга и принятия совместных решений.
Почему против этого соглашения выступала Россия?
Российские власти с самого начала опасались, что дешевые и качественные европейские товары захлестнут Украину, а если она останется членом зоны свободной торговли СНГ, под видом украинской продукции будут экспортироваться в Россию без пошлин.
Противники таких опасений указывали на то, что на российско-украинской границе производится таможенный досмотр, который должен препятствовать незаконному реэкспорту.
Россия приостановила с 1 января 2016 года действие договора о зоне свободной торговли с Украиной, но существует и другое опасение: соглашение об ассоциации Украины с ЕС может практически закрыть украинский рынок для значительной части российской продукции.
За два года Украина должна внедрить технические стандарты Евросоюза, которым товары из России не всегда соответствуют.
Однако еще в 2015 году в Еврокомиссии отмечали, что по многим категориям Украина уже перешла на эти стандарты, и ни одна российская компания не жаловалась на трудности с экспортом в новых условиях.
И, наконец, как опасаются в России, снятие торговых барьеров между ЕС и Украиной означает общую переориентацию их спроса на продукцию друг друга. Россия как торговый партнер в данном случае оказывается в стороне.
В пятницу 27 июня на саммите Европейского Союза в Брюсселе три государства Восточной Европы - Украина, Грузия и Молдова - подписали Соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС.
При этом президент Украины Петр Порошенко подписал экономическую (заключительную) часть документа, поскольку политическая составляющая ассоциации была подписана еще 21 марта премьер-министром Арсением Яценюком.
Интересно, что во время церемонии подписания Соглашения Порошенко воспользовался той же самой ручкой, которая была приготовлена в конце ноября прошлого года в Вильнюсе для тогдашнего украинского президента Виктора Януковича.
Предполагается, что подписанное соглашение о свободной торговле начнет действовать сразу после его ратификации парламентами трех восточноевропейских стран, то есть еще до того, как его ратифицируют все 28 членов Евросоюза.
После подписания Соглашения председатель Совета Европейского Союза Херман Ван Ромпей заявил, что отныне отношения Украины, Грузии и Молдовы выходят на новый уровень, и заверил, что «ЕС отныне будет поддерживать ваши страны более чем когда-либо прежде».
Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу назвал момент подписания Соглашений об ассоциации с тремя постсоветскими странами историческим, добавив, что это - лишь первый шаг, призванный помочь Украине, Грузии и Молдове провести настоящие реформы и побороть коррупцию.
В Москве болезненно относятся к любым попыткам сближения бывших советских республик, а ныне - независимых государств с любыми евроатлантическими структурами. Так, глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров подчеркнул, что отныне Украина теряет преимущества в рамках зоны свободной торговли СНГ.
А советник президента России Сергей Глазьев назвал Соглашение об ассоциации Украины с ЕС «крупнейшей в современной истории политической авантюрой».
Корреспондент «Голоса Америки» побеседовала с политическими экспертами из стран, в разное время ставших членами ЕС, и попросила их прокомментировать подписание Соглашения об ассоциации руководством Украины, Грузии и Молдовы.
Следующий шаг - через 10 лет
Эксперт Фонда Генриха Белля, берлинский политический аналитик Сергей Лагодинский, прежде всего, обращает внимание на то, что говорить о возможности вступления трех постсоветских стран в ЕС пока преждевременно. «Например, в преамбуле аналогического соглашения, заключенного с Сербией, было обозначено, что это - первый шаг на пути к полноценному членству страны в Европейском Союзе. В случае с Украиной подобного пункта в преамбуле мы не найдем», - отмечает Лагодинский.
В данном случае речь идет о более тесном сотрудничестве с тремя новыми странами в рамках концепции общей Европы, а не Европейского Союза как такового. По словам немецкого эксперта, заключенная с Украиной первая часть соглашения означает взаимодействие в области обмена информацией и кооперацию в вопросах внешней и внутренней политики.
«Сейчас речь идет о взаимной либерализации торговых отношений. То есть, уже в первые годы будет упразднено большинство таможенных барьеров, а остальные по обоюдному согласию могут быть отменены позже», - говорит Сергей Лагодинский. И подчеркивает, что данное соглашение рассчитано на 10 лет, после чего стороны решат, намерены ли они продолжать подобное сотрудничество в дальнейшем.
Эксперт Фонда Генриха Белля подчеркнул, что все им сказанное относится также к аналогичным соглашениям, заключенным Евросоюзом с Молдовой и Грузией. «Но, естественно, учитывая политический контекст, конечно, все взгляды сейчас прикованы к Украине, и комментаторы говорят о символичности подписания документа именно с Украиной», - подчеркивает собеседник «Голоса Америки».
Говоря об аспектах дальнейших экономических взаимоотношений Киева, Тбилиси и Кишинева с Москвой после 27 июня, Лагодинский отмечает, что подписанное соглашение прямо указывает на невозможность вступления Украины, Грузии и Молдовы в Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана. «Однако, это соглашение разрешает участие в других открытых союзах свободной торговли.
Естественно, политический контекст Соглашения более сложен, - продолжает эксперт. - Поэтому в последние недели страны Евросоюза, в том числе и Германия, настойчиво говорят о необходимости трехсторонних консультаций с участием ЕС, Украины и России, чтобы развеять все возможные опасения, связанные с подписанием этого документа», - подчеркивает Сергей Лагодинский.
Почему экономика выигрывает от ассоциации с ЕС
Варшавский политобозреватель Кшиштоф Щепаник предупреждает, что трех подписантов Соглашения об ассоциации с ЕС ждет большая юридическая работа, поскольку им нужно привести свои законы в соответствие со стандартами ЕС. «Можно даже сказать словами Уинстона Черчилля, что эти страны ждут кровь, пот и слезы, но это - шутка», - предупреждает Кшиштоф Щепаник. И уже всерьез продолжает, что в Европейском Союзе деньги выделяются только под конкретные программы.
«А для этого необходимо создать систему контроля, чтобы ни один евро не пошел в частный карман. И это очень важно, поскольку, все три страны, подписавшие Соглашение об ассоциации, ожидают финансовой помощи из Брюсселя», - отмечает политолог.
Желание трех стран поскорее заключить Соглашение с Брюсселем польский аналитик связывает с ожиданиями угроз со стороны Москвы.
«Например, если в России говорят об «освобождении некоторых областей Украины», но на самом деле это - занятие территорий. Поэтому эти три страны и считают, что Ассоциация с Евросоюзом позволит им ожидать помощи из Брюсселя в различных конфликтных ситуациях», - полагает Кшиштоф Щепаник. И добавляет, что в свое время Польше пришлось проделать аналогичный путь, зато теперь эта страна служит примером преодоления последствий глобального кризиса. Именно поэтому эксперт желает успеха Украине, Грузии и Молдове.
Один из аргументов, который Москва использовала, пытаясь отговорить Киев от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, заключался в том, что Украина потеряет российские рынки сбыта своей продукции, а европейские не приобретет. Опираясь на опыт своей страны, Кшиштоф Щепаник свидетельствует, что лишь в 2013 году экспорт польских товаров за рубеж составил 152 миллиарда евро, из которых более 30 миллиардов приходится на сельскохозяйственную продукцию.
«Поэтому всерьез говорить, что Польша потеряла в экономическом плане от вступления в ЕС никак нельзя. Наша экономика лишь выиграла от этого», - утверждает он.
О «любящем сердце» и «здоровой кардиограмме»
Депутат Сейма Литвы от консервативного Союза Отечества Эгидиюс Варейкис вспоминает, что его страна вступила на путь евроинтеграции в 1993 году. «На саммите Евросоюза в Копенгагене нас включили в список стран-кандидатов, - вспоминает литовский политик. - С тех пор нам пришлось проделать большую работу».
Однако, намерение стать членом Европейского Союза Литва проявила еще раньше. В этой связи Эгидиюс Варейкис рассказал: «Когда в начале 90-х годов я впервые приехал в Брюссель, я с гордостью сказал, что я привез любящее литовское сердце, и надеюсь, что вскоре мы будем вместе. На что мне сказали, что сердце - это очень хорошо, но в следующий раз привези кардиограмму, и мы посмотрим, здорово ли твое сердце».
Продолжая образное сравнение, депутат Сейма Литвы замечает, что подписание Соглашения об ассоциации это - начала работы над «кардиограммой», и когда она покажет здоровую работу «сердца», можно будет говорить о полноправном членстве Украины, Грузии и Молдовы в Европейском Союзе.
«Конечно, пока рано говорить о том, каким будет к тому времени сам Евросоюз. Наверняка, он не будет таким, в который вступили мы 10 лет назад, ведь изменения происходят очень быстро. Но самое главное - подписание Соглашения об ассоциации это такой «зеленый свет», который открывает им путь в сторону Запада и в экономическом, и в политическом отношении», - отмечает Эгидиюс Варейкис. И продолжает, что сам он является сторонником того, чтобы все страны-участницы проекта «Восточное партнерство» начали интенсивное сближение с Европейским Союзом.
«Очень важно с геополитической точки зрения, чтобы эти восточноевропейские страны перестали быть некой «серой зоной». И, поскольку мы говорим, что Европа - это наш общий дом, то чем больше будет в этом доме жильцов, тем лучше», - уверен депутат литовского Сейма Эгидиюс Варейкис.
В июне 2014 года в Брюсселе президент Украины Петр Порошенко подписал экономическую часть соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом, чем завершил семилетний длительный и драматический процесс подготовки и подписания этого соглашения.
Предполагалось, что режим свободной торговли между Украиной и ЕС начнет действовать с октября 2014 года. Однако в сентябре 2014 года, после консультаций в Брюсселе представителей Еврокомиссии, Украины и РФ, стороны договорились об отсрочке введения положений соглашения до 31 декабря 2015 года. Евросоюз ввел односторонние преференции на экспорт украинских товаров. В то же время европейские товары в Украине продолжают облагаться пошлиной. Российская сторона угрожает Украине полным товарным эмбарго в случае, если соглашение вступит в силу.
Что касается большинства граждан страны, несмотря на то, что подписание ассоциации с ЕС по важности сравнивают с Крещением Киевской Руси, а сам договор активно обсуждается, многие текст (многостраничный и наполненный специальной терминологией) не читали. В этой связи представительство ЕС подготовило пособие, которое содержит необходимую информацию о соглашении.
"Хотите знать, что такое Соглашение об Ассоциации, но не имеете времени читать длинные документы? Специально для вас мы подготовили краткое руководство, где изложили основную информацию, которую нужно знать каждому", - отметило представительство на своей странице в Facebook.
Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной
Краткое руководство по Соглашению об ассоциации
Предыстория
В 2014 году Европейский союз и Украина подписали Соглашение об ассоциации (СА), что представляет собой новый этап в развитии европейско-украинских договорных отношений, с целью политическую ассоциацию и экономическую интеграцию.
После подписания политической части Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной на саммите Украина - ЕС 21 марта 2014 обе стороны подписали экономическую часть соглашения 27 июня 2014 года. Полностью Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС вступит в силу после ее ратификации всеми странами-членами ЕС.
С 1 ноября 2014 вступило в силу частичное применение некоторых частей Соглашения об ассоциации, а именно: относительно уважения прав человека, основных свобод и верховенства права; политического диалога и реформ; правосудия, свободы и безопасности; экономического сотрудничества и сотрудничества в таких областях, как охрана окружающей среды, инфраструктура и сельское хозяйство; финансового сотрудничества. 15 декабря 2014 состоялось первое заседание Совета по вопросам ассоциации.
Соглашение об ассоциации содержит положения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ГВЗСТ). ГВЗСТ обеспечит Украине условия для модернизации ее торговых отношений и для экономического развития путем открытия рынков и постепенной ликвидации таможенных тарифов и квот, и всеобъемлющего процесса гармонизации законов, норм и правил в различных сферах, связанных с торговлей. Это создаст условия для приведения ключевых секторов экономики Украины в соответствие со стандартами ЕС. Экономическая часть Соглашения об ассоциации начнет частично действовать с 1 января 2016 года.
Политическая ассоциация и экономическая интеграция
Соглашение об ассоциации будет новым этапом в развитии договорных отношений Украина-ЕС, который предусматривает политическую ассоциацию и экономическую интеграцию, и открывает путь к дальнейшим прогрессивным преобразованиям. Соглашение об ассоциации обеспечивает совместное поддержание тесных и длительных отношений на основе общих ценностей в полном соответствии с демократическими принципами, верховенством права, надлежащего государственного управления, прав и основных свобод человека.
Широкий спектр отраслевого сотрудничества. Амбициозное и новаторское соглашение - это четко определенный способ использования динамики отношений между Украиной и ЕС для поддержки основных реформ, восстановления и роста экономики, осуществления государственного управления и отраслевого сотрудничества в более чем 30 областях, таких как энергетика, транспорт, защита окружающей среды, сотрудничество в сфере промышленности и малого и среднего бизнеса, социальное развитие и защиту, равноправия, защита прав потребителей, образование, обучение и молодежная политика, а также культурное сотрудничество.
Торговля и смежные вопросы (ГВЗСТ). Тесная экономическая интеграция благодаря ГВЗСТ станет мощным стимулом к экономическому росту страны. Для этого планируется приблизить законодательство, нормы и стандарты Украины в ЕС. В качестве основного элемента Соглашения об ассоциации ГВЗСТ будет создавать возможности для бизнеса в ЕС и в Украине и будет способствовать экономической модернизации и интеграции с ЕС. Это должно привести к повышению стандартов продукции, лучшему обслуживанию граждан и, самое главное, готовности эффективно конкурировать на международных рынках.
Мобильность . Соглашение признает важность введения, когда для этого придет время, безвизового режима для граждан Украины, если будут иметься условия для надлежащего урегулированного и безопасного движения граждан.
Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС насчитывает 1200 страниц и состоит из следующих частей:
Преамбула как вступительная декларация к Соглашению, определяет цели и базовые принципы Соглашения;
Семь разделов, таких как "Общие принципы", "Политическое сотрудничество и внешняя политика и политика безопасности", "Юстиция, свобода и безопасность", "Торговля и смежные вопросы (ГВЗВТ)", "Экономическая и отраслевая сотрудничество", "Финансовое сотрудничество и борьба с мошенничеством ", а также институциональные, общие и заключительные положения.
43 Приложения, в которых определяются нормативные акты ЕС, которые должны быть приняты до определенной даты, и
Три Протокола.
Преамбула
В преамбуле изложены важнейшие аспекты отношений между ЕС и Украиной, в том числе стремление к тесным и длительным отношениям. Хотя Преамбула имеет необязательный вступительный характер, она содержит важные ссылки на общие ценности и определяет рамки всего Соглашения.
Преамбула также содержит следующие элементы:
Признание зависимости политической ассоциации и экономической интеграции Украины с ЕС от состояния реализации Соглашения об ассоциации, а также успехов Украины в обеспечении соблюдения общих ценностей, приближения к ЕС в политической, экономической и правовом аспектах.
Раздел I: Общие принципы
В Разделе I определяются общие принципы, которые создадут основу для внутренних и внешних процедур Ассоциации между ЕС и Украиной, а именно:
Соблюдение принципов демократии, прав и свобод человека, верховенства права;
Обеспечение соблюдения принципов суверенитета и территориальной целостности, нерушимости границ и независимости, а также борьбы с распространением оружия массового уничтожения.
Ключевыми элементами поддержания и расширения отношений между ЕС и Украиной, которые будут образовывать основу таких отношений, являются принципы свободной рыночной экономики, надлежащего государственного управления, борьба с коррупцией и различными формами транснациональной организованной преступности и терроризмом, содействие устойчивому развитию и эффективным многосторонним контактам.
Раздел II: Политический диалог и реформы, политическая ассоциация, сотрудничество и сближение в сфере внешней политики и политики безопасности
Раздел II Соглашения об ассоциации предусматривает усиление политического диалога и сотрудничества между ЕС и Украиной, учитывая постепенное сближение в сфере общей внешней политики и политики безопасности и общей политики безопасности и обороны.
Раздел II охватывает такие вопросы как цели политического диалога, диалог и сотрудничество по внутренним реформам, а также внешнюю политику и политику безопасности.
Соглашение предусматривает ряд форумов для проведения политического диалога: Саммит Украина-ЕС будет наивысшим уровнем политического диалога. На министерском уровне диалог будет осуществляться в рамках Совета по вопросам ассоциации. Политический диалог, помимо прочего, будут направлены на:
Углубление политической ассоциации, повышение эффективности и степени близости в сфере политики и безопасности;
Содействие международной стабильности и безопасности на основе эффективных многосторонних отношений;
Усиление сотрудничества и диалога по вопросам международной безопасности и кризисного управления, в частности для реагирования на глобальные и региональные вызовы и ключевые угрозы;
Усиление ориентированного на результат и практического сотрудничества для достижения мира, безопасности и стабильности на европейском континенте;
Повышение уровня уважения к демократическим принципам, верховенства права и надлежащего государственного управления, прав и основных свобод человека, в том числе права национальных меньшинств, недопущения дискриминации людей, принадлежащих к национальным меньшинствам, и уважения к многообразию, а также содействие усилению внутренних политических реформ.
Отдельная статья раздела II посвящена Международному уголовному суду с призывом к сотрудничеству между ЕС и Украиной в обеспечении мира и международной справедливости путем ратификации и внедрения Римского устава Международного уголовного суда и его соответствующих инструментов.
Раздел III: Юстиция, свобода и безопасность
Раздел III касается таких вопросов, как верховенство права и уважение прав человека, защита персональных данных, сотрудничество в сфере миграции, предоставление убежища и пограничного контроля, обращение с рабочими, мобильность рабочей силы, движение лиц, отмывание денег и финансирование терроризма, сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, борьба с преступностью и коррупцией, сотрудничество в борьбе с терроризмом, а также сотрудничество в области права.
В рамках Соглашения об ассоциации ЕС и Украина обязуются усилить диалог и сотрудничество по вопросам миграции, предоставления убежища и пограничного контроля. Соглашение признает важность введения, когда для этого придет время, безвизового режима для граждан Украины, если будут иметься условия для надлежащего урегулированного и безопасного движения граждан.
Отражены обязательства по борьбе с организованной преступностью и отмыванием денег, сокращение предложения и спроса на запрещенные наркотические средства и усиление сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Заявлено о желании усилить социально-культурные контакты.
Раздел IV: Торговые и смежные вопросы
По состоянию на 2014 год ЕС является важным торговым партнером Украины, на которого приходится 35% ее внешней торговли (более, чем на Россию). Тесная экономическая интеграция в рамках ГВЗСТ будет мощным стимулом для экономического роста страны. В качестве основного элемента Соглашения об ассоциации, ГВЗСТ будет создавать возможности для бизнеса в ЕС и в Украине и будет способствовать реальной экономической модернизации и интеграции с ЕС. Этот процесс должен способствовать повышению стандартов продукции, лучшему обслуживанию граждан и, самое главное, готовности эффективно конкурировать на международных рынках.
Раздел IV Соглашения об ассоциации по ГВЗСТ посвящен торговле и смежным вопросам. Предусмотрено, что глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли станет инструментом экономической интеграции.
В сочетании с широким процессом приближения законодательства к стандартам ЕС ГВЗСТ обеспечит дальнейшую экономическую интеграцию во внутренний рынок Европейского Союза. Это означает ликвидацию почти всех тарифов и барьеров в сфере торговли товарами, оказания услуг и осуществления инвестиций (особенно в энергетической отрасли). Когда Украина примет соответствующие правила ЕС, последний предоставит доступ к рынкам, например, в таких областях как государственные закупки или тяжелая промышленность.
ГВЗСТ обеспечит благоприятный климат для экономических отношений между Украиной и ЕС. Будут созданы новые торговые и инвестиционные возможности, будет стимулироваться конкуренция. Все это является жизненно важным для реструктуризации и модернизации экономики. Что касается последствий отмены таможенных пошлин после подписания ГВЗСТ, то, как показывает опыт, эта краткосрочная потеря полностью окупится увеличением доходов, которые государство получит от косвенных налогов, которые будут платить компании, которые будут использовать новые возможности рынка, а также общим улучшением экономической ситуации. В дополнение к средствам международных финансовых организаций ЕС будет предоставлять или оказывать поддержку бюджетных расходов на правовые и институциональные реформы в связанных с торговлей сферах. ГВЗСТ обеспечит снижение тарифов, благодаря чему субъекты предпринимательской деятельности с обеих сторон смогут экономить примерно 750 млн. Евро в год (при условии отмены большинства пошлин)
Раздел V: Экономическое и отраслевое сотрудничество
Раздел V содержит 28 глав, касающихся энергетического сотрудничества, макроэкономического сотрудничества, управления государственными финансами, налогообложения, статистики, экологии, транспорта, сотрудничества в космической сфере, научно-технического сотрудничества, промышленной политики и политики предприятий, добывающей и металлургической промышленности, финансовых услуг, корпоративного права, корпоративного управления, бухгалтерского учета и аудита, информационного общества, аудиовизуальной политики, туризма, сельского хозяйства и развития сельских районов, рыболовства и морской политики, реки Дунай, защиты прав потребителей, сотрудничества в сфере занятости, социальной политики и политики равных возможностей, здравоохранения, образования, обучения и молодежи, культуры, спорта и физической активности, гражданского общества, трансграничного и регионального сотрудничества, участия в проектах и программах европейских агентств на основе постепенного приближения законодательства Украины к правилам ЕС, а также, где целесообразно, к международных норм и стандартов.
Раздел VI: Финансовое сотрудничество и борьба с мошенничеством
Европейский Союз и страны-члены ЕС остаются крупнейшим донором Украины: начиная с 1991 года, помощь, обеспеченая только Европейским Союзом, составляет более 3 млрд евро. В одном только 2 015 году помощь Украине составила 200 млн евро. Это часть обязательств, взятых на себя ЕС и международными финансовыми институтами, по предоставлению более чем 12 млрд евро для поддержки макростабилизации экономики и реформ в Украине.
Украина сможет получить преимущества от финансовой помощи ЕС благодаря существующим механизмам и инструментам финансирования для достижения целей Соглашения об ассоциации.
Будущие приоритетные сферы финансовой помощи ЕС Украине будут определены в соответствующих индикативных программах, отражать согласованные ЕС и Украиной приоритеты политики. Индикативные суммы помощи будут учитывать потребности Украины, возможности отрасли и состояние проведения реформ.
Помощь ЕС будет реализовываться в тесном сотрудничестве и координации с другими странами-донорами, организациями-донорами и международными финансовыми организациями, а также в соответствии с мировыми принципами эффективности помощи. Инвестиции международных финансовых организаций могут быть увеличены с помощью Инвестиционного фонда соседства, в котором имеет право принимать участие Украина. Этот Фонд призван мобилизовать дополнительные средства для покрытия инвестиционных потребностей Украины на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечение охраны окружающей среды и решения социальных вопросов (например, строительство школ или больниц).
Соглашение предусматривает, что ЕС и Украина будут применять эффективные меры для недопущения мошенничества, коррупции и любых других незаконных действий, а также борьбу с ними.
Раздел VІІ: Институциональные, общие и заключительные положения
Соглашение об ассоциации предусматривает специальное институциональное образование для отношений ЕС и Украины.
На высшем уровне будет проводиться Саммит ЕС-Украина, который будет обеспечивать диалог высокого уровня и платформу для встреч президентов.
На министерском уровне диалог будет проходить в рамках Совета по вопросам ассоциации, которая сможет проводить встречи в любом формате. Совет по ассоциации будет уполномочен принимать обязательные к исполнению решения.
Помощь Совета по ассоциации в выполнении его обязанностей будет предоставлять Комитет по вопросам ассоциации, в рамках которого будут созданы подкомитеты по отраслевому сотрудничеству. На встречах в особом формате Комитет по вопросам ассоциации будет рассматривать конкретные вопросы ГВЗСТ.
Соглашение об ассоциации предусматривает и парламентское сотрудничество, в частности, путем создания Парламентского комитета по вопросам ассоциации, который обеспечит площадку для встреч и обмена мнениями депутатов Европейского парламента и Верховной Рады Украины.
Соглашение об ассоциации будет также способствовать проведению регулярных встреч с представителями гражданского общества. Для этого будет создана Платформа гражданского общества, которая сможет давать рекомендации Совету по вопросам ассоциации.
Для обеспечения надлежащего выполнения текст Соглашения содержит такие общие и конечные положения:
Одно из ключевых положений, на которое опирается Соглашение об ассоциации, определяет основы постепенного приближения законодательства Украины к нормам и стандартам ЕС. Устанавливаются конкретные сроки для согласования украинского законодательства с соответствующим законодательством ЕС, колеблются в пределах от 2 до 10 лет после вступления Соглашения в силу.
Соглашение предусматривает концепцию динамического сближения, поскольку законодательство ЕС не является статичным и постоянно развивается. Поэтому процесс приближения будет иметь динамический характер, а его темп должен соответствовать основным реформам в ЕС, но пропорционально способности Украины реализовывать такое приближение.
Для проверки выполнения установленных обязательств Соглашение содержит специальные положения по осуществлению мониторинга, которые в этом контексте означают контроль применения и реализации Соглашения об ассоциации. Это означает осуществление постоянного оценивания состояния выполнения и реализации мероприятий и обязательств, предусмотренных Соглашением. Процесс мониторинга особенно важен для ГВЗСТ, поскольку его положительный результат будет предпосылкой дальнейшего открытия рынков для украинских игроков.
Мониторинг будет включать оценку приближения законодательства Украины к законам ЕС (и там, где целесообразно, к международным инструментам) в соответствии с Соглашением об ассоциации.
Соглашение предусматривает и механизм разрешения споров, который будет использоваться, если какая-то из сторон не выполнит свои обязательства. В части ГВЗСТ предусмотрен дополнительный обязательный механизм разрешения споров, связанных с торговлей, в виде специального протокола, который опирается на традиционный способ разрешения споров в рамках ВТО.
Срок действия Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной не ограничен. В то же время в течение пяти лет стороны проведут комплексный анализ достижения целей Соглашения.
Соглашение об ассоциации была переведена на 22 языка ЕС и на украинском языке.
КИЕВ, 1 сен — РИА Новости. Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом в пятницу вступает в полную силу, что открывает путь к реализации положений о сотрудничестве в сферах обороны, предотвращения конфликтов, налогообложения, госфинансов, борьбы с терроризмом, миграции и пограничного контроля.
В связи с этим власти Украины уже пообещали новый этап реформ и в перспективе вступление страны в Евросоюз и НАТО. Опрошенные РИА Новости эксперты, в свою очередь, считают вступление ассоциации в силу лишь формальной процедурой. Они выразили сомнения в продуктивности реформ и перспективах интеграции в евроатлантические структуры. Кроме того, как полагают эксперты, соглашение превращает украинскую экономику в сырьевой придаток и является "актом капитуляции".
Украина подписала соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом в июне 2014 года одновременно с Молдавией и Грузией. В том же году на предварительной основе частично начала действовать политическая часть соглашений. С 1 января 2016 года вступили в силу почти все положения, касающиеся создания зоны свободной торговли.
В мае парламент Нидерландов последним из законодательных органов стран ЕС ратифицировал соглашение об ассоциации, что позволило запустить действие соглашения в полной мере.
При этом президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер напомнил Киеву, что Украина на данный момент не имеет отношения ни к Евросоюзу, ни к НАТО, и все должны это осознавать.
Новый этап реформ
Президент Украины Петр Порошенко сравнил вступление в силу соглашения об ассоциации с Евросоюзом с "широким евро-атлантическим автобаном", который приведет страну к членству в Евросоюзе и НАТО. Украинский лидер также пообещал новый этап реформ, которые, по его словам, потребуют максимальных усилий и объединения всех ветвей власти, бизнеса и гражданского общества ради "построения лучшего европейского будущего для украинского народа".
"Наши совместные усилия приведут к тому, что Украина будет членом ЕС. Это произойдет потому, что мы в первую очередь в это верим", — сказал Порошенко накануне вступления соглашения в силу.
По его словам, доказательством успешности политики властей является завершение ратификации соглашения об ассоциации с ЕС, а также получение безвизового режима с Евросоюзом.
"Первого сентября у нас будет праздник не только потому, что дети пойдут в школу. Первого сентября вступает в силу ключевой политический документ для нашего государства — соглашение об ассоциации с Европейским союзом… Сейчас перед нами стоят задачи, которые четко расписаны в соглашении об ассоциации — что и когда нам нужно делать", — отметил президент.
Между тем президент Еврокомиссии (ЕК) Юнкер заявил, что Украина на данный момент не имеет отношения ни к Евросоюзу, ни к НАТО, и все должны это осознавать. В Киеве возмутились по поводу этих слов. Представитель Украины при Евросоюзе Николай Точицкий обратился в ЕК за разъяснениями. Как подчеркнул Точицкий, Порошенко не говорил, что Украина уже в ЕС и НАТО. По его мнению, слова Юнкера были широко использованы в СМИ "с целью дискредитации Украины и нашего евроинтеграционного курса".
Формальная процедура
Поскромничали. ЕС дал Украине "щепотку" преференций Украину на европейском рынке не особо ждут. Это наглядно показало и соглашение с ЕС о дополнительных торговых преференциях. Киеву прибавили чуть-чуть, дабы показать, что "двери" не закрыты. Политики довольны, а об экономике речи и не идет."О плане Маршалла (разрабатываемый Литвой план помощи Украине от ЕС, направленный на поддержку реформ, на сумму не менее пяти миллиардов евро в год. — Прим. ред.) мы только до сих пор говорим. Это план, о котором говорили еще в начале ассоциации. Поэтому в конечном итоге ассоциация не привела к каким-либо существенным изменениям, наоборот, это фактически превращает украинскую экономику в сырьевой придаток и является актом капитуляции. Возможно, когда-то в будущем какие-то позитивные изменения будут достигнуты. Но, скорее всего, нет", — подчеркнул Бортник.
В свою очередь, директор украинского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский выразил мнение, что заявления об активизации реформ скорее являются пропагандой, а перспектив вступления в евро-атлантические структуры для Киева нет.
"Факт тот, что Украина перспектив вступления в Евросоюз не имеет, ни краткосрочных, ни среднесрочных. Однако это не мешает и не будет мешать нашему президенту рассказывать, что мы уже одной ногой в Европейском союзе и двумя ногами в НАТО. Он об этом все равно будем говорить, в этом нет сомнений", — сказал Погребинский РИА Новости.
Украинский аналитик: по преференциям Евросоюза для Украины был торг Односторонние торговые преференции ЕС для Украины не являются значительными для ее экономики, в то время как в направлении реальной евроинтеграции сделано очень мало. Такое мнение в эфире радио Sputnik высказал украинский аналитик Александр Охрименко.Помимо этого, политолог обратил внимание на то, что подписание ассоциации не означает шаг по вступлению в Евросоюз.
"Все довольно четко оговорено и нет оснований предполагать чего-то другого, но пропаганда будет работать. Реформы, которые объявлены под влиянием МВФ, они скорее пиаровские, а не фактические, потому что нельзя проводить социальные реформы, если не были проведены экономические. Социальные реформы всегда стоят денег. Понятно, что ничего, кроме разговоров, не несет. В экономике пока ничего реального не произошло: ни в финансовом, ни в промышленном секторе", — подчеркнул Погребинский.
Юрист Илья Ремесло подробно разбирает экономические и законодательные последствия подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС.
После того, как 27 июня 2014 года президент Украины Петр Порошенко подписал экономическую часть соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом небесполезно будет подробно разобрать составляющие цены, которую должен будет заплатить украинский народ за "вхождение в Европу".
Получит ли Украина членство либо отмену виз ЕС
Вопреки транслируемой позиции украинского президента Порошенко, соглашение не содержит не только обязательств, но даже теоретических возможностей по принятию Украины в ЕС.
Украина обязуется пойти на кардинальную перестройку (о чем будет сказано ниже) без каких-либо встречных обязательств - в отличие от ранее принятых в ЕС восточноевропейских стран.
"Ассоциированное" рабство
Соглашение не содержит четких условий об отмене виз. Статья 19 Соглашения гарантирует лишь упрощение процедуры их выдачи, без какой-либо конкретики. Отмена виз возможна лишь "в соответствующее время после создания условий для хорошо управляемого и безопасного передвижения людей". Насколько такая формулировка способна что-либо гарантировать?
Следует отметить, что соглашение избегает четкой фиксации обязательств ЕС, а также в изобилии содержит отсылки на обстоятельства, в отношении наступления которых имеется неопределенность.
Например, пункт 2 статьи 18 предусматривает обязанность ЕС "рассмотреть возможность предоставления других более благоприятных положений в дополнительных сферах, в частности возможности доступа к профессиональному обучению, согласно законам, условиям и процедурам, действующим в государствах-членах и в ЕС, при этом принимая во внимание ситуацию на рынке труда в государствах-членах и в ЕС" (пункт 2 статьи 18 Соглашения).
Или же, пункт 4 статьи 29 Соглашения, который вместо четких и осязаемых условий отмены ввозной пошлины гласит: "через 5 лет после вступления в силу настоящего Соглашения Стороны могут по запросу любой Стороны провести консультации с целью рассмотрения ускорения и расширения сферы отмены ввозной пошлины в торговле между Сторонами".
Кстати, по праву любой из стран Европы такие условия признаются не обязывающими стороны договора, то есть лишенными юридической силы.
Правовые особенности европейской "свободной торговли"
Введение соглашением зоны свободной торговли означает взаимное открытие рынка товаров с ЕС, что преподносилось украинскими властями как основной аргумент в пользу подписания соглашения.
Однако правовой механизм открытия рынков сводит на нет данное преимущество.
Соглашение составлено таким образом, что Украина поставлена в заведомо неравноправное положение. Так, статья 154 наделяет ЕС правом принимать решения о предоставлении доступа к рынкам "на основании оценки качества принимаемого законодательства, а также его практического применения, что регулярно осуществляется Комитетом по торговле". Очевидно, что такие расплывчатые формулировки дают неограниченный простор для толкования, и отдают все решения на усмотрение ЕС.
Риском для Украины является и установленный статьей 39 запрет на вступление в любые торговые отношения, противоречащие соглашению с ЕС. Как будет ЕС трактовать такое общее положение, будет ли запрет распространяться на торговлю с Россией в рамках существующего соглашения между Россией и Украиной?
В настоящее время с Украиной действует договор о зоне свободной торговли в СНГ, и товары поставляются в страны Таможенного союза беспошлинно. По условиям этого договора внутри зоны свободной торговли СНГ стороны имеют право увеличивать ставки таможенных пошлин к странам, которые заключили соглашения о свободной торговле с другими государствами, если это приводит к существенному росту импорта через страну, входящую в обе зоны свободной торговли.
Очевидно, что если Украина откроет беспошлинный доступ европейским товарам, Россия будет вынуждена для защиты внутреннего рынка отменить беспошлинный режим с Украиной.
Таким образом, ради иллюзорных выгод европейской ассоциации Украина должна отказаться от имеющихся выгод в виде российского рынка.
Переход Украины на европейские стандарты товаров
При анализе положений соглашения сразу бросается в глаза, что на взаимное открытие рынков выделяется до 10 лет. С чем связан такой длительный срок?
Винокуров: ассоциация с ЕС грозит Украине многомиллиардными потерями
Это объясняется тем, что в течение первых 5 лет украинская экономика и сельское хозяйство обязаны перейти на европейские стандарты, регулирующие требования к товарам и способам их производства.
Пункт 8 Статьи 56 Соглашения гласит: "Украина должна имплементировать корпус европейских стандартов (EN) в качестве национальных стандартов, включая согласованные европейские стандарты, использование которых необходимо привести в соответствии с законодательством, перечисленным в Приложении III к этому Соглашению. Одновременно с такой имплементацией Украина должна отозвать противоречащие национальные стандарты, включая применяемые как межгосударственные стандарты в Украине (GOST/ГОСТ), принятые до 1992 года".
Смена стандартов означает необходимость глобальных изменений в способах производства, контроля качества, сертификации. Для перехода на стандарты ЕС необходим практически полный слом и перестройка промышленности и сельского хозяйства Украины.
Обречены на ликвидацию украинские предприятия, которые не имеют ресурсов для перехода на новые стандарты. А это практически все малые и средние предприятия.
При этом переход на стандарты ЕС вовсе не означает улучшения качества товаров. Так, соглашением предусматривается обращение генетически модифицированных продуктов наравне с обычными. В связи с введением стандартов санитарного контроля, надлежащими по качеству не будут считаться товары, выращенные на собственных небольших хозяйствах украинцев.
Предприятиям Украины грозит ликвидация из-за неконкурентоспособности
Статьей 32 Соглашения вводится запрет экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары, что дополнительно негативно отразится на конкурентоспособности украинских товаров. Вместе с тем, экспортные субсидии и субсидирование сельского хозяйства активно используются самим ЕС. Данные обстоятельства вызывают обоснованные сомнения в конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции Украины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 270, Украина обязуется уравнять внутренние цены на энергоносители с мировыми. Это повлечет дополнительные расходы для рядовых потребителей, а для промышленности - увеличение себестоимости товаров, что сделает практически невозможным конкуренцию украинских товаров на европейском рынке.
Как мы видим, ЕС при подписании соглашения с Украиной оперирует исключительно категориями "рыночности" и "конкурентоспособности". ЕС не волнует все, что находится за рамками данных понятий - материальное положение граждан, трудоустройство, социальная справедливость.
Большинство украинских предприятий не выдержат конкуренции? Тем лучше для них, пусть работает "невидимая рука рынка". То, что в результате миллионы людей могут остаться без работы и средств существования, Евросоюз нисколько не беспокоит.
В этом уже успели убедиться на своем примере страны Прибалтики, которые (будучи официальными членами ЕС) столкнулись с неспособностью своей промышленности конкурировать с европейскими товарами. В итоге огромное количество населения вынуждено заниматься неквалифицированным трудом в развитых странах ЕС.
С учетом того, что эта ниша занята, каким трудом будет заниматься украинское население?
Отказ от законодательного суверенитета
Впрочем, экономическими вопросами соглашение между Украиной и ЕС не ограничивается. Дополнительно, Украина приняла на себя обязанности по имплементации европейского права.
Суть имплементации состоит во включении норм европейского права в украинское законодательство. Звучит красиво, а что означает на практике?
По сути, Украина теряет свой законодательный суверенитет, и принимает в качестве законов все нормативные акты ЕС.
МИД Украины готовит план по реализации соглашения об ассоциации с ЕС
Причем это касается не только уже действующих норм ЕС, но и любых принятых в будущем: "как только новый или исправленный законодательный акт ЕС будет добавлен к соответствующему Приложению, Украина должна имплементировать его в свою внутреннюю правовую систему".
Приложение к соглашению содержит несколько сотен директив ЕС по самым разным вопросам - от политики до транспорта.
Среди них, например, Директива Совета 2000/78/ЕС, гарантирующая равные права в сфере занятости всем гражданам, без дискриминации на "основании религии или верований, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации". Директива эта стала скандально известной благодаря случаям применения ее положений для притеснений гетеросексуального большинства.
Или директива 2008/57/ЕС об оперативной совместимости железнодорожных систем в рамках Сообщества, согласно которой Украина обязана за свой счет перевести железнодорожные пути на европейский стандарт.
В случае отказа Украины от имплементации права, ЕС получает право устранить доступ украинских товаров на европейские рынки.
Также Украина берет на себя обязательства ратифицировать Римскую конвенцию о международном уголовном суде. Это суд, который будет стоять превыше всех национальных судов Украины. По его ордеру может быть арестован и выдан любой гражданин Украины, которая лишается права на защиту своих граждан.
Таким образом, Украина отдает законодательные полномочия бюрократам из Евросоюза, директивы ЕС становятся превыше национального права Украины. Налицо изменение конституционного порядка Украины, в том числе порядка принятия законов, что в соответствии с Конституцией отнесено к исключительному ведению Верховной Рады.
Часть. 2 ст. 9 Конституции Украины гласит, что заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию.
Новая колония Европы
Подводя итог, могу констатировать: соглашение между Украиной и ЕС имеет односторонний и колониальный характер.
Европейскому союзу, погрязшему в долгах, безработице и иных экономических проблемах, понадобился донор. Со стороны ЕС цель Соглашения очевидна: получить беспрепятственный доступ европейских товаров на украинские рынки - без каких-либо предварительных затрат и условий.
Что касается целей украинских властей, то они также очевидны: обслуживание интересов западных кукловодов и украинской олигархии путем нещадной эксплуатации народа.
Такова цена, которую должен будет заплатить украинский народ за "вхождение в Европу".