Синтаксический разбор предложения то. Как делать синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.
Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.
В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы "Школа 2100", "Школа России" и "Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами "прокладывают" преемственные связи между начальной и средней школой.
В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).
Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.
В 4 классе |
В 5 классе |
В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми. Сущ.(главное слово)+прил., Гл.(главное слово)+сущ. Гл.(главное слово)+мест. Нареч.+гл.(главное слово) |
Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми. Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов. |
В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О] 1 , 2 , и 3 . Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое. |
Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые. Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля. |
Схемы предложения с прямой речью: А: "П!" или "П," - а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью. |
Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: "П, - а. - П." и "П, - а, - п". Вводится понятие диалога и способы его оформления. Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится. |
План разбора простого предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
9. Записать характеристику предложения.
10. Составить схему предложения.
Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.
1) Это был необыкновенный осенний день!
2) Обязанность каждого - трудиться.
3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.
4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.
5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.
6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки - и пошли к реке.
7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина - все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.
8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.
9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.
10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.
12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.
13) Вода, куда ты бежишь?
14) Может, он с ума сошёл?
15) Мне кажется, он вообразил себя... ветром.
Образцы разбора простых предложений
Запомни:
Член предложения |
Обозначает/ показывает |
Отвечает на вопросы |
Подчеркивается |
|
Подлежащее |
главные члены предложения |
о ком или о чем говорится в предложении |
кто? что? | |
Сказуемое |
называет то, что совершает предмет, его состояние, каков он |
что делает? что делал? что будет делать? каков? | ||
Определение |
второстепенные члены предложения |
признак предмета |
какой? какая? какое? какие? чей? чья? | |
Дополнение |
на какой предмет или явление направлено действие |
кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? | ||
Обстоятельство |
как совершается действие, когда совершается действие, где совершается действие, по какой причине совершается действие, с какой целью совершается действие |
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? |
|
Выпиши предложение.
Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки .
1.Основа предложения:
в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,
побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.
2.В предложении есть второстепенные члены.
Задаю вопрос от подлежащего:
ручейки какие?- звонкие – это определение.
Задаю вопрос от сказуемого:
побежали откуда? –с гор – это обстоятельство места.
с гор каких? – высоких – это определение.
39. Схема разбора предложения (синтаксический разбор).
I. Вид предложения по цели высказывания.
II. Вид предложения по интонации.
III. Основа предложения (подлежащее и сказуемое).
IV. Вид предложения по наличию второстепенных членов.
V. Второстепенные члены предложения.
Выпиши предложение.
Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки . (Повеств., невоскл., распр.)
Это предложение
I. Повествовательное.
II. Невосклицательное.
III.Основа предложения:
в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,
о ручейках говорится, что они побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.
IV. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое.
V. Задаю вопрос от подлежащего:
ручейки какие?- звонкие – это определение.
Задаю вопрос от сказуемого:
побежали откуда? – с гор – это обстоятельство места.
Задаю вопрос от второстепенных членов предложения:
С гор каких? – высоких – это определение.
Запомни:
III. Пунктуация
40.Знаки препинания в конце предложений(.?!).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.
Делай так : Слава нашей Родине ! Слава труду !
41. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Начерти схему предложения.
Делай так : Грачи , скворцы и жаворонки улетели в теплые края. (О,О и О)
Знаки препинания при однородных членах:
О да (=и) О
О, да (= но) О
и О, и О,и О,и О
или О, или О,или О,или О
О, и О,и О,и О
42.Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.
Делай так:
Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
[ ], [ ].
43.Предложения с прямой речью.
Запиши правильно предложение. Составь схему.
Делай так :
1) Олег успокаивал мать: "Все будет хорошо".
2) Он крикнул: "Вперёд, ребята!"
3) Он спросил: "Ты откуда, парень?"
4) "Я тебя не выдам", - обещал Иван.
5)"Пожар!" – крикнула Таня.
6) "Кто это был?" – спросила Оля.
7) "Я врач, - сказал он,- сегодня дежурю".
"П, - а, - п".
8) "Наше присутствие необходимо, - закончил Петров.- Выезжаем утром".
"П, - а. - П".
9) "Почему в пять? – спросил брат.- Это очень рано".
"П? - а. - П".
10) "Ну и отлично! – воскликнула Аня.- Поедем вместе".
"П! - а. - П".
11) "Он из нашей группы, – сказал Иван.- Садись, Пётр!"
"П, - а. – П!"
УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЯМ
«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» состоит из трёх разделов: «Правила правописания», «Виды разборов», «Пунктуация».
В первом и третьем разделе даны указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести учащимся при выполнении работы над ошибками. Для того чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму, каждое правило имеет свой порядковый номер.
Работу по памятке мы предлагаем проводить следующим образом. К традиционным обозначениям ошибок на полях приписывать номер орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускать две строчки и на последующих строчках указывать эти номера.
Ученик, получив тетрадь, должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается правильность и точность исправления.
Например: на улице сильный морос – на полях ученик видит| №20. Он открывает книжку-памятку и читает алгоритм работы:
№20 Мороз – мороз ы .
Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:
Самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное отыскивание) ошибок;
Самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка;
Подбор проверочных слов;
Повторение правил.
Учитывая необходимость преемственности начальной и средней ступени обучения при составлении третьего раздела «Виды разборов» (морфемный, фонетический, морфологический, синтаксический) мы опирались на учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» может быть использована в учебной работе по любой программе начальной школы, как при групповой форме работы, так и при индивидуальной, самостоятельной работе ученика в классе или дома.
Литература
1.Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2011.-464 с.- (Начальная школа XXI века).
2.Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова- М.: Просвещение,1994.-256 с.
3. Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение, 2007.-317 с.
4. Справочник для начальных классов. Пособие для учащихся 3-5 классов, их родителей и учителей. /Т.В. Шклярова - М.: "Грамотей", 2012, 128 с.
Инструкция
На первом этапе вам нужно разобрать предложение по членам и подчеркнуть их: подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя, – волнистой линией, дополнение – пунктирной, а обстоятельство – чередованием тире и точек. Иногда требуется также указать связи между членами предложения и задать воспросы к каждому из них.
Если предложение простое, укажите тип сказуемого: простое (ПГС), составное глагольное (СГС) или составное именное (СИС). В случае если несколько, укажите тип каждого из них. Если же , пронумеруйте каждую из его частей и составьте схему этого предложения, указав средства связи ( и союзные слова). Кроме того, укажите типы придаточных (определительные, изъяснительные или обстоятельственные: придаточные времени, места, причины, следствия, условия, цели, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени или присоединительные) и типы отношений между ними (последовательные, параллельные или однородные).
Далее опишите предложение, указав его тип по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное) и по количеству (простое или сложное: , сложноподчиненное, бессоюзное). Если предложение простое, продолжайте анализ, указывая тип по количеству главных членов (двусоставное или односоставное: назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное или безличное), по наличию членов (распространенное или нераспространенное), по наличию пропущенных главных членов (полное или ), а также укажите, чем оно осложнено (однородными членами, обособленными членами, вводными или вставными конструкциями, или же не осложнено ничем). Если предложение сложное, продолжайте анализ по той же схеме, но для каждой из его частей в отдельности.
Видео по теме
Связанная статья
Схема предложения - не просто прихоть преподавателей. Она позволяет лучше понять структуру предложения, определить его специфику, наконец, быстрее разобрать. Любая схема - это прежде всего наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, например, с Львом Николаевичем, наглядность для понимания предложения очень нужна.
Инструкция
Начать нужно с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое - грамматическую основу. Так у вас уже будет вполне определённая "печка", от которой можно будет "плясать". Затем распределяем по членам предложения остальные слова, учитывая то, что все они делятся на подлежащего и группу сказуемого. В первую группу , во вторую - дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (например, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а и так, что сразу несколько слов все вместе составляют один член предложения (деепричастные и причастные обороты).
Составьте схему предложения , объясните постановку знаков препинания.
Видео по теме
Морфемный разбор слова – разбор по составу, определение и выделение значимых словообразовательных частей слова. Морфемный разбор предшествует словообразовательному – определяющему, каким способом появилось слово.
Инструкция
При синтаксическом разбор е простого предложения выделяется (подлежащее и сказуемое). Затем определяется тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное), его эмоциональная окраска (восклицательное или ). После этого необходимо установить тип предложения по его грамматической основе (односоставное или двусоставное), по членов (распространенное или нераспространенное), по наличию или отсутствию какого-либо члена (полное или неполное). Также простое может быть осложненным (присутствуют однородные или обособленные члены) или неосложненным.
При синтаксическом разбор е сложного предложения помимо определения грамматической основы и типа предложения по цели высказывания необходимо доказать, что оно является сложным и установить вид связи между простыми предложениями (союзная или бессоюзная). Если связь союзная, то определяется тип предложения по характеру союза: сложносочиненное . Если предложение является сложносочиненным, то необходимо выяснить, каким сочинительным союзом связаны части предложения: соединительным, разделительным или противительным. В сложноподчиненном определяется главное и придаточное предложение, средство связи придаточного с главным, вопрос, на который отвечает придаточное, тип . Если сложное предложение является бессоюзным, то определяются смысловые отношения между простыми предложениями и объясняется постановка знака препинания. Также необходимо начертить схему предложения.
Видео по теме
Совет 6: Как определить неопределенно-личное предложение
Предложение выражает сообщение, побуждение или вопрос. Двусоставные предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа односоставного предложения представлена либо подлежащим, либо сказуемым.
Инструкция
Все глагольные односоставные предложения имеют сказуемое, но не имеют подлежащего. Причем в определенно-личном предложении форма глагола и смысл сообщения подсказывают, что действие относится к определенному лицу: «Люблю книги», «Найдите правильное решение», «Береги , а честь смолоду».
Глагол может стоять в форме первого или второго лица единственного или изъявительного или повелительного наклонения. Первое лицо означает, что глагольный вопрос задается от местоимений «я», «мы»; второе лицо – от местоимений «ты», «вы». Повелительное наклонение побуждает к действию, изъявительное просто сообщает информацию.
В неопределенно-личном предложении действие совершается неопределенными или необозначенными лицами. Это действие является важным само по себе. Глагол стоит в форме третьего лица числа настоящего или прошедшего времени. Примеры: «По телевизору показывают новости», «В пятницу сообщили о трагедии», «С двери убрали плакат». Чтобы получить глагол в форме третьего лица множественного числа, задайте вопрос к местоимению «они».
Не путайте односоставные предложения с неполными двусоставными. Пропущенный главный член двусоставного неполного предложения легко восстанавливается по контексту и речевой ситуации. Например, если лицо, совершающее действие, названо в предыдущих предложениях.
В нашем языке передавать мысли можно, используя разные конструкции предложений. Союзные и бессоюзные сложные предложения способны замещать друг друга в речи: при изменении структуры смысловое содержание остается прежним. Опустите союз – и перед вами бессоюзное предложение. Не исказите смысл и правильно расставьте знаки препинания!
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, изъяснительными, условия, времени и следствия тоже можно изменить на бессоюзные. Часто вид придаточного помогают определить союзы, которые отчетливо указывают на выраженные в предложении смысловые отношения. Понаблюдайте за примерами: «Пассажиры спешили, потому что (причинность) до отправления поезда оставалось пять минут» - «Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось пять минут»; «Я , что (дополнение) успеть к теплоходу нельзя» - «Я понимаю: успеть к теплоходу нельзя»; «Если (условие) скажешь слово, то добавят десять» - «Скажешь слово – добавят десять»; Когда (время) зяблики , лес ожил» - «Зяблики прилетели – лес ожил»; «Дрова вышли, так что (следствие) топить нечем
Источники:
- Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
- Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения в 2019
Синтаксический разбор – одна из самых сложных тем в программе русского языка. Многие вообще не понимают, что такое синтаксический разбор и для чего он нужен. Именно этот анализ позволяет увидеть структуру предложения, а это, в свою очередь, повышает уровень пунктуационной грамотности. Можно проводить синтаксический разбор словосочетания, простого предложения и разных видов сложных предложений.
Синтаксический анализ словосочетания
Во-первых, из предложения необходимо вычленить интересующее нас словосочетание из контекста. Во-вторых, необходимо определить, какое слово является главным, а какое – зависимым. Определите, какими частями речи является каждое из них. Назовите тип синтаксической связи, присущий этому словосочетанию (согласование, примыкание или управление).
Синтаксический разбор словосочетания является относительно простым анализом в разделе синтаксиса. Приведем пример разбора словосочетания "складно говорит". В этом словосочетании главное слово "говорит". Говорит как? Складно. "Складно" - это зависимое слово. Главное слово "говорит" является глаголом настоящего времени в изъявительном наклонении, третьем лице, единственном числе. "Складно" - это наречие. Тип связи в словосочетании - примыкание.
Синтаксический анализ предложения
В этой части статьи постараемся доступно рассказать, что такое синтаксический разбор предложения и из каких этапов он состоит. Синтаксический разбор предложения – это анализ, направленный на изучение структуры предложения и отношений между его компонентами. Синтаксический анализ состоит из нескольких последовательных операций.
Схема анализа простого предложения
- Необходимо определить, каким является предложение по цели высказывания. Все предложения в этом отношении делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Если в конце предложения стоит восклицательный знак, необходимо отметить это и указать, что предложение является еще и восклицательным.
- Найти грамматическую основу предложения.
- Опишите строение предложения. Односоставное – только сказуемое или только подлежащее в грамматической основе. В этом случае укажите, какое именно это предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное или назывное. Предложение может быть и двусоставным – имеется и подлежащее, и сказуемое. Укажите, нераспространенным или распространенным является предложение, то есть, имеются ли в предложении дополнения, определения, обстоятельства. Если они есть (второстепенные члены), то предложение распространенное; если нет - нераспространенное. Также нужно указать, полным или неполным является предложение. Если неполное, то нужно указать, какой именно член предложения в нем отсутствует.
- Определить, осложненное предложение или неосложненное. Осложненным является то предложение, в котором есть однородные члены, приложения, обращения, вводные слова.
- Определить, каким членом предложения является каждое слово и какой частью речи они выражены.
- Если в предложении есть знаки препинания, поясните их расстановку.
Теперь мы объясним, что такое синтаксический разбор простого предложения, на примере предложения: "Девушка загорала на пляже и слушала музыку".
- Повествовательное, невосклицательное.
- Грамматическая основа: девушка - подлежащее, загорала - сказуемое, слушала - сказуемое.
- Двусоставное, распространенное, полное.
- Предложение осложнено однородными сказуемыми.
- Девушка - подлежащее, выраженное существительным жен. рода в ед. ч. и им. падеже; загорала - сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени в ед. ч. и жен. роде; на - предлог; пляже - обстоятельство, выраженное существительным муж. рода в ед. числе и предлож. падеже; и - соединительный союз; слушала - сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени в ед. ч. и жен. роде; музыку - прямое дополнение, выраженное существительным женского рода в ед. числе и винит. падеже.
На примере разбора словосочетания и простого предложения мы объяснили Вам, что такое синтаксический разбор. Также существуют синтаксические разборы сложных предложений.
Ученики средней и старшей школы регулярно сталкиваются с проблемой, как провести анализ в русском литературном языке.
Делается синтаксический разбор в соответствии с определённой схемой. Эта тема в школьном курсе позволяет выявить структуру предложения , охарактеризовать его, что снижает пунктуационную неграмотность.
Вконтакте
Что показывает синтаксический анализ
В существует четыре основных вида разбора: фонетический, морфологический, по составу и синтаксический. Под последним понимают анализ или разбор синтаксических единиц с первостепенным выделением грамматической основы . Выполняется анализ согласно утверждённому алгоритму действий: подчеркнуть члены + охарактеризовать их + нарисовать схему.
Школьники, проучившись одиннадцать классов, иногда не знают, что такое синтаксический разбор предложения. Они говорят об анализе, как о разборе по составу. Это неверно, так как разбирают только отдельно взятые лексемы по составу. Что касается связки слов, выражающих законченную мысль, то в начальной школе процесс именуется, как разбор предложения по членам. При этом в средней и старшей школе он приобретает более глубокий смысл. Исходя из этого, необходимо раз и навсегда запомнить, что разбор предложения по составу на занятиях по русскому языку не выполняется.
Ответ здесь очевиден – всем известные подлежащее, указывающее на предмет или объект, и сказуемое – на действия, выполняемые первым . Чтобы речь была понятнее, а высказывание полным, главные члены дополняются второстепенными, которые имеют набор особенностей.
Второстепенные члены предложения позволяют раскрыть целостную картину происходящих событий. Их цель – пояснить, описать действия основных предшественников .
На следующем этапе придётся разобрать предложение по . Здесь имеется в виду, чем выражены его члены. Каждый имеет несколько вариантов, необходимо выбрать правильный, задав вопрос:
- подл. – сущ., мест.;
- сказ. – гл., кр. прил., сущ.;
- опред. – прил., мест., числ.;
- доп. – сущ., мест.;
- обст. – наречие, сущ. с предлогом.
С учетом вышеуказанного вырисовывается более или менее ясное представление о том, что такое синтаксический разбор предложения. Одним словом, это сложный анализ связанных лексем, выражающих законченную мысль.
Характеристика синтаксических единиц
Надо знать критерии, которыми обладает лексема, чтобы осуществить подробное описание. Характеристика предложения в тексте предполагает определённый алгоритм.
Определяем вид:
- по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
- по эмоциональной-экспрессивной окраске (по интонации) – восклицательное или невосклицательное.
Находим грамматическую основу.
Рассказываем последовательно о каждом члене предложения, средствах их выражения.
Описываем структуру синтаксической единицы. Для простого предложения:
- по составу: односоставное (опред.-лич., неопред.-лич., обобщённо-личное, безличное, назывное) или двусоставное;
- по распространённости: распространённое или нераспространённое;
- по полноте: полное или неполное.
- чем осложнено: однородными членами, междометиями, обращением, вводными конструкциями.
Определяем к какому типу относится сложное предложение:
- сложносочинённые предложения (ССП) – на них указывают простые части, связанные сочинительным союзом;
- сложноподчинённые предложения (СПП) – устанавливаем главное, а также придаточное слово, опираясь на вопрос и особенность построения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное), определяем вид последнего;
- бессоюзное сложное предложение (БСП) – устанавливаем, из какого числа простых частей состоит синтаксическая единица, определив значение каждого (одновременность, последовательность, противопоставление и др.).
Приводим аргументацию, по какой причине поставили именно эти пунктуационные знаки.
Если задание предполагает составление схемы, то делаем это.
Выполнить синтаксический разбор сложного предложения труднее.
Здесь больше параметров для анализа .
После того, как сложное предложение из примеров разобрано на простые части, приступаем к анализу каждой из них в отдельности.
Следуя алгоритму, проблем с выполнением задания под цифрой 4 у школьника, не возникнет.
Как составить схему
Не всегда достаточно правильно выполнить синтаксический разбор простого предложения, чтобы получить оценку отлично. Ученик также должен уметь составлять схемы описываемых единиц.
- Выделите подлежащее, подчеркнув одной линией, а сказуемое – двумя чертами.
- Найдите второстепенные члены, подчеркнув их согласно общепринятых правил.
- Предложения с оборотом или причастным выделяется следующим образом и указываются в итоговой схеме. Деепричастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, а подчёркивается точка/пунктир. Причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами , а подчёркивается волнистой линией.
- В схему сложносочинённого предложения союз не входит, его выносят за рамки основы. А вот сложноподчинённые предложения включают его в придаточную часть. Союзы и союзные слова заключаются в овал.
Важно! Перед тем, как составить схему предложения, надо научиться графически обозначать однородные члены. Их заключают в круг, а обращение, которое не является членом синтаксической единицы, в схеме обозначается буквой «О» и отделяется двумя вертикальными линиями. Аналогичным образом поступают с вводными словами.
Схему предложения с прямой речью составить несложно . Здесь важно отделить одну часть от другой, т.е. слова автора от прямой речи, поставив между ними соответствующие пунктуационные знаки.
Образец разбора простого предложения
Записываем пример и приступаем к анализу.
Я не видел озера великолепнее Байкала.
I этап: разбор предложения по членам:
- «Я» – подл., выражено лич. мест;
- «Не видел» – простое гл. сказ., выражено глаг. в форме изъявит. накл. прош. вр.;
II этап: Выясняем, какие же члены предложения составляют грамматическую основу. Здесь это будет — «Я не видел», поэтому имеем дело с простым предложением.
В конкретном примере все второстепенные члены примкнули к сказуемому:
- не видел (чего?) озера – допол., выражено сущ. в Р.П.;
- озера (какого?) великолепнее – несогл., опред, выражено прил. в срав. степени;
- великолепнее (чего?) Байкала – допол., выражено сущ. в Р.П.
III этап: по окончании процесса дают общую характеристику простого предложения в русском языке:
- по строению – двусоставное, распространённое, полное;
- по цели высказывания – повествовательное;
- по интонации – невосклицательное, следовательно, в конце ставится знак препинания – точка.
IV этап: синтаксический разбор простого предложения предполагает схему [- =].
Больше проблем вызывает синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом. Его примеры см. ниже.
Образец: За болотом, полыхая берёзами, виднелась роща.
Характеристика: повест., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным дееп. об.
Схема: [, I дееприч.оборот I, = — ].
Осложнённые однородными членами, оборотами синтаксические единицы разбираются аналогичным образом.
Простые предложения с деепричастным оборотом должны получить объективную оценку. В них указывается, каким членом является весь оборот, затем его части разбираются на слова.
Образец: Месяц только что выбрался из-за бугра и освещал полупрозрачные, маленькие, низкие облака.
Характеристика: повест., невоскл., однородные сказ. соединены неповторяющимся союзом «и», поэтому запятая между ними не ставится, а между определениями надо поставить запятые, они имеют бессоюзную связь, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказ. и опред.
Схема: [- = и = О, О, О].
Разбор сложных предложений
Домашнее упражнение по русскому регулярно содержит обязательное задание под цифрой 4. Здесь встречаются разнохарактерные примеры: ССП, СПП, БСП.
Всегда, делая синтаксический разбор сложного предложения, нужно начинать его с нахождения грамматической основы.
Анализировать сложноподчинённые предложения нужно исходя из определения главного и придаточного.
Разбор синтаксических единиц с несколькими придаточными осуществляется по общему плану, как бы делался разбор предложения по составу , но с указанием вида подчинения и комбинации этих видов. Ниже представлены образцы сложноподчинённых предложений с примерами, со схемами, наглядно демонстрирующие анализ.
Образец СПП с последовательным подчинением: Малыши сообщили, что нарвали тех ромашек, которые любила бабушка.
Характеристика: повест., невоскл., сложное, союзное, его части связаны подчинительной связью с последовательным подчинением, состоит из двух простых.
Схема: [- =], (что = (которые = -).
Образец ССП: Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.
Характеристика: повест., невоскл., сложное предложение, имеет две грамматические основы, союзное, сложносочинённое. Союз «и» выражает одновременность. 2-е простое предложение осложнено однородными обст. состояния.
Схема: [- =], и [=].
Образец БСП : Ветер воет, гром грохочет.
Характеристика: повест., невоскл., сложное бессоюзное.
Схема: [- =], [- =].
Синтаксический разбор простого предложения
Как делать синтаксический разбор
Вывод
Если иметь перед глазами предложения, примеры со схемами, то автоматически срабатывает визуальная память. Это хорошо помогает на контрольных диктантах и самостоятельных. Тем самым можно научиться автоматически и безошибочно делать синтаксический разбор предложения (если примеры будут подобраны грамотно), освещать все критерии, необходимые для анализа.