Сигнал оповещения вулкан 5. Действия сотрудников органов внутренних дел по сигналам оповещения
Важным условиями обеспечения надежного функционирования органов и учреждений ФСИН России в особых условиях является комплексное использование их сил и средств, а также организация эффективного взаимодействия с другими силами обеспечения правопорядка в особых условиях. В соответствии с действующим законодательством для поддержания правопорядка, а также ликвидации последствий стихийных бедствий и в иных особых условиях привлекаются силы и средства войск МВД и ФСБ России, армейских частей и подразделений, МЧС России, органов государственной власти и местного самоуправления, от организации взаимодействия которых зависит успешное решение поставленных задач.
Взаимодействие достигается:
непрерывным обменом информацией по широкому кругу вопросов в различных формах (устно, письменно, документально);
совместным анализом состояния оперативной обстановки;
совместным планированием и проведением тренировок, учений, специальных мероприятий;
проведением совместных инструктажей подразделений ФСИН России, привлекаемых к проведению мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
разработкой и внедрением предложений по совершенствованию взаимодействия в процессе работы;
обсуждением общезначимых вопросов на совместных совещаниях, заседаниях, рабочих встречах;
разработкой и утверждением документов совместного пользования приказов, инструкций и т.д.;
совместным контролем за выполнением намеченных мероприятий.
Основными координирующими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:
на федеральном уровне межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации особых условий и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
региональном уровне (территория субъекта Российской Федерации) региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее региональные центры);
территориальном уровне (территория субъекта Российской Федерации) комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
местном уровне (территория района, города, района в городе) комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
объектовом уровне (территория организации или объекта) объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с действующим законодательством основными функциями органов и учреждений ФСИН России в области мобилизационной подготовки, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:
разработка плана по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ;
планирование, контроль и организация работы по чрезвычайным ситуациям, обработка учетно-отчетной документации, подготовка и проведение командно-штабных учений, согласование действий с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Выполняя задачи по обеспечению безопасности граждан, общества, государства, органы и учреждения ФСИН России сталкиваются с необходимостью организации противодействия преступности в ее различных проявлениях. Наиболее опасный характер приобретают криминальные проявления, связанные с деятельностью организованных преступных группировок и групп, возникающих в исправительных учреждениях. Их деятельность носит подчас особо жестокий и дерзкий характер, затрагивает наиболее важные интересы личности жизнь, здоровье, личную неприкосновенность и т.д. Для успешного противодействия чрезвычайным ситуациям криминального характера органы и учреждения ФСИН России должны постоянно обеспечивать высокий уровень готовности к действиям в особых условиях данного вида.
Деятельность органов и учреждений ФСИН России, их подразделений и служб, руководителей и сотрудников в особых условиях криминального характера осуществляется путем планирования, организации и проведения специальных мероприятий.
Основные обязанности руководителя органа учреждения УИС по организации специального мероприятия антикриминальной направленности:
1. Уяснение обстановки и определение задачи специального мероприятия.
2. Отдача предварительных распоряжений.
3. Определение замысла специального мероприятия.
4. Принятие решения на проведение специального мероприятия.
5. Организация разработки плана специального мероприятия.
6. Издание приказа на проведение специального мероприятия.
7. Обеспечение контроля за проведением в группировке сил и средств мероприятий по организации выполнения приказа на проведение специального мероприятия.
Процесс организации специального мероприятия при чрезвычайных обстоятельствах можно представить как определенную совокупность и последовательность действий руководителя и возглавляемого им органа оперативного управления на этапе подготовки к ее проведению.
Рассмотрим составляющие этого процесса.
Уяснение задачи специального мероприятия производится руководителем оперативного штаба на основе поступивших сведений о характере происшествия, вызвавшего чрезвычайные обстоятельства: место, способ, время и другие обстоятельства действий преступников. В результате анализа этих данных руководитель должен понять характер, размах, возможные последствия (общественную опасность) события, вытекающие из этого задачи, роль и место своих сил в их выполнении. Оценив наличие и возможности собственных сил, определить, какие дополнительные силы необходимо привлечь (в том числе и по окружному расчету), когда начать и закончить специальную операцию.
После уяснения задачи необходимо определить мероприятия, которые следует осуществить для организации специального мероприятия, и рассчитать время на их проведение.
Расчет времени при организации специального мероприятия представляет собой наиболее ответственный и важный этап ее подготовки.
В предварительных распоряжениях руководителя указывается:
1) кто, где и какие неотложные меры должен осуществить;
2) кто организует сбор личного состава по сигналу оповещения и приведение группировки сил и средств в готовность № 2;
3) кто и где собирает членов оперативного штаба на совещание для оперативного ориентирования.
Оценивая оперативную обстановку, руководитель:
1) оценивает расчет сил и средств;
2) определяет возможность привлечения подразделений соседних органов ФСИН России, органов внутренних дел и определяет, где (в каких группах) их целесообразно применить;
3) местное население оценивается с точки зрения его возможностей по оказанию помощи силам правопорядка и противодействия преступникам.
На основании результатов оценки обстановки (рекогносцировки) и обсуждения предложений членов оперативного штаба руководитель определяет замысел специального мероприятия, который, как правило, содержит:
1) способ проведения операции (контактный, бесконтактный);
2) общий объем задач;
3) задачи, на выполнение которых необходимо сосредоточить основные усилия, перечень подразделений, из которых будут привлекаться силы и средства;
4) силы, привлекаемые к выполнению других задач;
5) основные мероприятия по всестороннему обеспечению группировки.
После завершения указанных действий руководитель принимает решение на проведение специального мероприятия, в котором на основании замысла определяются:
1) задачи группам (исходный рубеж и направления действий, ближайшая и последующая задачи);
2) порядок взаимодействия;
3) мероприятия по всестороннему обеспечению действий групп;
4) порядок применения физической силы, специальных средств и оружия;
5) организация тылового, технического и медицинского обеспечения;
6) организация управления и связи;
7) время готовности к проведению специального мероприятия.
Принятое решение объявляется заместителям руководителя и членам оперативного штаба, одновременно дается указание о доведении задач исполнителям и организации их выполнения непосредственно на местности.
Об обстановке и принятом решении руководитель оперативного штаба обязан доложить старшему оперативному начальнику, в необходимых случаях руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, информировать руководителя территориального органа безопасности, прокурора города (района) и руководителя соответствующего органа местного самоуправления.
После чего руководитель специального мероприятия дает указание о разработке плана и приказа на проведение специального мероприятия. Как правило, для подготовки этих документов привлекаются организационно-аналитическая группа и члены оперативного штаба (по назначению руководителя специального мероприятия).
На основании плана проведения специального мероприятия готовится приказ на ее проведение, а в случае необходимости еще и приказ на передислокацию сил и средств.
В приказе указываются: 1) краткая характеристика обстановки; 2) цель и замысел специального мероприятия; 3) задачи создаваемым для проведения специального мероприятия группам, задачи резерва; 4) мероприятия по всестороннему обеспечению; 5) порядок применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, других средств поражения; 6) места расположения пунктов управления, порядок и сроки представления донесений; 7) время готовности.
Постановка задач руководителем оперативного штаба производится путем отдачи приказа своим заместителям и членам оперативного штаба, которые доводят их подчиненным группам и подразделениям
Управление группировкой в условиях специального мероприятия осуществляется с постоянного командного пункта или вспомогательного пункта управления, кроме того, создается запасной пункт управления.
Специальное мероприятие начинается по команде (сигналу) руководителя на выдвижение группировки сил и средств из района (места) сосредоточения в исходный район. Выдвижение производится по одному или нескольким маршрутам с мерами разведки и охранения.
С прибытием группировки в исходный район организуется развертывание пунктов управления, сбор и обобщение информации от групп, выполнявших неотложные мероприятия, об изменениях обстановки; при необходимости проводится рекогносцировка, уточняются рубежи развертывания (исходные позиции), активизируются (организуются) переговоры с преступниками.
При успехе переговоров организуются действия группировки сил и средств, предусмотренные планом проведения специального мероприятия на этот случай.
При неудачных переговорах с преступниками производится выдвижение групп на рубежи развертывания (исходные позиции, места расположения), преступники предупреждаются о том, что, если они не откажутся от противоправных действий, к ним будут применены в установленном законом порядке физическая сила, специальные средства, оружие и другие меры обезвреживания.
Когда все меры предупреждения исчерпаны, а преступники совершают противоправные действия, по команде (сигналу) руководителя оперативного штаба группы, созданные для силовых действий, приступают к выполнению поставленных задач.
При оказании преступниками вооруженного сопротивления руководитель дает команду на применение специальных средств, огнестрельного оружия и других средств поражения.
Специальное мероприятие завершается по окончании выполнения всех задач. Решение о ее завершении принимает руководитель специального мероприятия, он же отдает команду об окончании проведения специального мероприятия.
По окончании специального мероприятия оперативный штаб организует: 1) сбор группировки, проверку наличия личного состава, вооружения, боеприпасов, специальной техники и снаряжения; 2) охрану общественного порядка при ликвидации последствий специального мероприятия; 3) возвращение группировки в места постоянной дислокации; 4) анализ и расследование причин возникновения чрезвычайной обстановки и разработку мер по предотвращению повторного их возникновения; 5) анализ проведенной операции и разработку мер по повышению готовности группировки к действиям при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера; 6) проведение разбора специального мероприятия со всеми категориями личного состава; 7) подготовку итогового донесения и отчетной карты о ходе и результатах специального мероприятия.
На основании изложенных требований к организации по подготовке, проведению специальных мероприятий органов и учреждений УИС при действии в особых условиях, в том числе криминального характера, в ведомственном нормативном акте (Приказ Министерства юстиции РФ от 04 апреля 2005 года №29-дсп «Об утверждении Инструкции по планированию и подготовки сил средств УИС к действиям при чрезвычайных ситуациях») разработаны конкретные алгоритмы действий при возникновении конкретных чрезвычайных ситуаций, происшествий на территории объектов ФСИН, а именно:
Пресечение (ликвидация) групповых неповиновений и массовых беспорядков в исправительных учреждениях и СИЗО - Вулкан-2;
Розыск и задержание вооруженных и иных особо опасных преступников, совершивших побег из учреждения или при конвоировании - Вулкан-5;
Освобождение лиц, захваченных и удерживаемых в качестве заложников в учреждении, а также на других объектах ФСИН - Ураган-3;
Пресечение (отражение) вооруженных нападений на объекты ФСИН - Крепость;
Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах ФСИН сигнал оповещения определяется руководителем территориального органа ФСИН.
Страница 1 |
Эта тема принадлежит разделу:
Основы управления в уголовно-исполнительной системе
Курс лекций. УИС - уголовно-исполнительная система. Общая характеристика управления в уголовно-исполнительной системе. Типы организационных структур управления. Функции управления в уголовно-исполнительной системе. Урегулирование конфликта
К данному материалу относятся разделы:
Теория управления в уголовно-исполнительной системе
Понятие социального управления
Сущность и виды управления в уголовно-исполнительной системе
Развитие управленческой мысли и ее влияние на управление в уголовно-исполнительной системе
Закономерности и принципы управления в уголовно-исполнительной системе
Основные законы и закономерности управления в уголовно-исполнительной системе
Принципы управления в уголовно-исполнительной системе
Цели и функции управления в уголовно-исполнительной системе
Организация управления в уголовно-исполнительной системе
Организация: сущность понятия и подходы к изучению
Понятие структуры организации, ее элементы и виды
Модели организационных структур управления в уголовно-исполнительной системе
Методы управления в уголовно-исполнительной системе
Понятие и виды методов государственного управления
Методы управления в деятельности органов и учреждений ФСИН России
Административные методы управления в деятельности органов и учреждений ФСИН России
Аналитическая функция в уголовно-исполнительной системе. Понятие и основные направления
Организация аналитической работы в уголовно-исполнительной системе УИС
Планирование в уголовно-исполнительной системе: Понятие и роль
Понятие и формы планов, разрабатываемых в уголовно-исполнительной системе УИС. Требования, предъявляемые к планам
Классификация планирования деятельности в уголовно-исполнительной системе УИС
Принципы и стадии процесса планирования деятельности в УИС
Взаимодействие в уголовно-исполнительной системе: Понятие и значение
Виды взаимодействия в уголовно-исполнительной системе УИС
Контроль в уголовно-исполнительной системе. Контроль: сущность, понятие, классификация, отличие от надзора
Основные виды и организация надведомственного (внешнего) контроля за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы
Воспитательная работа в уголовно-исполнительной системе. Понятие и правовое регулирование воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе
Субъекты воспитательной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной работы
Формы воспитательной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы
Служебная дисциплина в уголовно-исполнительной системе и способы ее обеспечения. Понятие и особенности служебной дисциплины в уголовно-исполнительной системы
Поощрительное производство в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы
Дисциплинарное производство в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы
Социально-психологическое обеспечение управления уголовно-исполнительной системой. Социально-психологические факторы Организация и проведение экспериментов в УИС
Правовая основа антикоррупционной деятельности в уголовно-исполнительной системе
Методы антикоррупционной деятельности в уголовно-исполнительной системе
Задачи подразделений собственной безопасности ФСИН России в борьбе с коррупцией
Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций. Содержание управления УИС при чрезвычайных ситуациях
Организация деятельности УИС в особых условиях. Организационная структура, задачи и функции оперативных штабов
Обеспечение деятельности органов и учреждений ФСИН России в особых условиях, в том числе в особых условиях криминального характера
Кредитные деньги. Спрос на деньги со стороны активов. К основным функциям денег. Наименее ликвидным денежным агрегатом. Квази-деньги. Масса денег в обращении. Отличительной чертой бумажных денег. Бумажные деньги отличаются от кредитных. Денежный мультипликатор
Этапный алгоритм работы с больным
Лексика сфери моди в контексті лінгво-когнітивного та дискурсивного аналізу
Курсова робота. Лексика сфери моди як об\"єктивація концепту «мода» Лексикон сфери моди в контексті його формування та розвитку Фактори, що впливали на формування лексики сфери моди. Англійська лексика моди. Лексика сфери моди в сучасній англомовній пресі, дослідження сучасної англійської лексики моди
Статистика
Статистика – это особая научная дисциплина, которая разрабатывает методы сбора, систематизации, анализа, интерпретации и отображения результатов наблюдений массовых случайных явлений и процессов целью выявления существующих в них закономерностей.
Методы и формы воспитания в начальных классах. Функции и требования к учителю
Контроль и оценивание по ФГОС НОО. Понятие компетенция. Характеристика компетенции. ФГОС НОО. Взаимодействие учителя и семьи младшего школьника. Педагогика.
Основные задачи служб охраны учреждений.
Охрана жилых зон исправительных колоний;
Жилых и смежных с ними производственных зон исправительных колоний, на которых осужденные реализуют своё право на трудовую адаптацию;
Охрана лечебных учреж-ий;
Охрана воспитат. колоний;
Охрана СИЗО;
Охрана тюрем;
Осущ-е пропускного режима на ораняемых объектах;
Конвоирование осужд-ых, подозреваемых и обвиняемых в соверш.преступлений из учреждений на обменные пункты и обратно, а т.же м/у учрежд-ми УИС террит-го органа;
Конвоирование осужденных из жилых зон исправительных колоний на производственные объекты и обратно;
Охрана произв-х объектов во время работы на них осужденных.
Для выполнения служебных задач по охране учреж-ий от служб охраны исправит. учрежд-ий привлекаются след. силы и средства: личный состав; вооружение; спец.ср-ва; инженерно-технические средства охраны; средства связи; транспорт; служебные собаки. Силы и средства применяются комплексно в соответствии с установлен-ми нормами. В целях рационального распределения сил и средств построение системы охраны должно предусматривать эффективное использование личного состава с применением современных ИТСО и служебных собак. Запрещается использовать силы и средства не по назначению.
На каком основании и для выполнения каких задач привлекаются сотрудники служб охраны для действия при ЧО.
Приказ МЮ РФ от 04.04.2005 № 29-дсп (Об утверждении инструкции по планированию и подготовке сил и средств УИС и действий при ЧО)
Таб. сигналов оповещения при ЧО:
ВУЛКАН – сбор сотр-ков, привлекаемых к пресечению группового неповиновения (хулиганских действий) в У.
ВУЛКАН 5 – сбор сотр-ов, привлекаемы к розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных прест-ков совершающих побег из У или при конвоировании.
УРАГАН 3 – сбор сотр-ов, привлек-ых к освобождению лиц, захваченных в кач-ве заложников в У.
УРАГАН 4 – сбор сотр-ов при обнаружении взрывчатых веществ.
КРЕПОСТЬ – сбор сотр-ов привлекаемых к пресечению (отражению) нападения на объекты У.
ТАЙФУН – сбор сотр-ов, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС природного и техногенного (экологич-го) характера на объектах У.
ШУМ – сбор сотр-ов, привлекаемых к пресечению массовых беспорядков при конвоировании.
3.Что в себя вкл-ет служебная деят- ть служб охраны учрежд-ий:
организацию выполнения поставленных задач; несение службы; действия при ЧО; всестороннее обеспечение службы охраны.
На какие виды (в зависимости от сроков их функц-ия) подраз-ся У и объекты УИС, их харак-ки.
К постоянным объектам относятся: жилые зоны У, жилые и смежные с ними произв-ые зоны, произв-е объекты с продолжит.работы на них осужденны свыше 2-х лет;
К временным – произв-е объекты с продолжит. работы на них осужденных от 3-х мес. до 2-х лет;
К кратковременным – произв.объекты с продолжит. работы на них осужд-х не более 3-х мес., а т.же ЛЗУ.
Осужденные, склонные к побегу, выводятся на постоянные произв-е объекты, оборуд-ые ИТСОН и только в дневное время.
Что включает в себя система охраны.
Система охраны включает в себя: караулы, места их расположения, посты несения службы часовыми, сектора наблюдения и ведения огня; маршруты движения, посты (маршруты несения службы лицами дежурной смены учреждения); комплекс ИТСОН; посты караульных собак; резервы (их состав, размещение и наиболее вероятные направления действий) другие используемые для охраны средства.
Система охраны определяется комиссионным путем и утверждается:- постоянного и временного объекта - начальником территориального органа ФСИН России;- кратковременного – начальником учреждения.
6. План охраны ИУ. Его назначение и содержание.
Схема охраны;
Табель постам;
Инструкция НК;
Инструкции ПНК;
Инстр.ПНК по кинологич. службе;
Расчёт караула для действий при происшествиях.
План охраны постоянного объекта разрабатывается отделом организации службы охраны территориального органа ФСИН России совместно с руководством учреждений, подписывается заместителем начальника территориального органа ФСИН России по охране, согласовывается с начальником учреждения и утверждается начальником территориального органа ФСИН России
Расчёт караулов для действий при ЧО
Сущ-ет резервные группы РГ-1, РГ-2, РГ-4. Побег, массовые беспорядки. Выставляются усиление.
Линия охраны. Понятие и особ-ти расположения.
Это линия, определяющая границу охраняемого объекта (при конвоировании – условная линия) запрещённая к несанкционированному преодолению её осужд-ми, подозреваемыми, обвин-ми в совершении преступлений. Линия ораны объекта определяется комиссией террит-го органа ФСИН и может быть:- в жилых зонах и на производственных объектах ИК и ВК – основное ограждение, внешние ворота (двери) КПП, внешние стены админ-го здания, У и других зданий, примыкающих к основному ограждению. В СИЗО, тюрьмах, ЛИУ, ЛПУ – граница объекта, определ-ная исходя из особенностей месторасположения и конфигурации каждого объекта, выгороженная на местности стационарными ограждениями с предупредительными знаками и надписью «запретная зона – проход запрещён».
На самом деле «план» - не совсем правильное название. Официально это «специальные сигналы МВД при ЧС». Однако говорить такое язык сломаешь, а в случае этих самых ЧС говорить приходится быстро. Потому принято обозначение «план».
Планы делятся на несколько больших групп и зависят от действий преступников. Рассмотрим их на примере гопника Пети. Итак.
1
Если гопник Петя вскрыл чужую машину и колесит на ней по улицам, то его надо задержать, машину отобрать и вернуть владельцу. Это план «Перехват-1». По нему сотрудники, осуществляющие охрану порядка, занимают заранее оговоренные места на карте или ведут патрулирование по утвержденному маршруту. Если Петя полиции очень нужен, то могут привлечь дополнительные силы. С дополнительными силами - просто «Перехват».
2
Если гопник Петя не просто вскрыл чью-то машину, а дал хозяину монтировкой по голове, а потом еще нарушил закон о запрете курения в общественном месте, то поиск автомобиля отходит на второй план. Теперь полицию больше интересует сам Петя, в один момент ставший особо опасным вооруженным преступником (никто же точно не знает, выбросил ли он монтировку).
Это план «Вулкан-5» - поимка особо опасных преступников. «Вулканов» существует пять штук, они отличаются степенью угрозы и событиями. К примеру, «Вулкан-1» - это пресечение беспорядков в лагерях беженцев, тюрьмах и СИЗО. «Вулкан-2» - поиск банды. В нашем примере, если у Пети есть сообщники Вася и Коля, против них введут именно второй «Вулкан».
Стоит отметить, что в разных регионах планы несколько отличаются друг от друга, кроме того есть «дублеры». Так, в Подмосковье против Пети скорее всего введут «Сирену» . Именно этот план вводили для розыска убийцы пяти байкеров в начале мая 2016 года.
3
Если сообщника Пети Колю посадили в «обезьянник», то Петя может с горя перебрать беленькой и, взяв еще друзей, пойти вызволять друга из отделения полиции. Это план «Крепость» - пресечение захвата собственных объектов МВД. По нему полицейские закроют все двери и будут отстреливаться от Петиной банды до подхода подкрепления. Такой план нередко вводился и вводится на Северном Кавказе.
4
Если Петя пойдет брать не отделение полиции, а, к примеру, приемную мэра, то это уже план «Гроза» - пресечение преступлений на объектах госвласти. Тут надо отметить, что до 2009 года «Гроза» значила пресечение захвата заложников. Именно его вводили в Москве во время теракта на Дубровке. Однако приказ МВД № 400 от 2009 года несколько изменил формулировки, и сейчас «Гроза» лишь указывает на объект, на котором творится заварушка.
Точно так же, как «Сигнал» - это на железной дороге, «Тоннель» - в метро, а «Арсенал» - на военных объектах. Этих планов 13 штук, и отличаются они лишь местами действия. Отметим лишь самый важный план подгруппы - «Эдельвейс» , общий сбор всех сотрудников МВД в субъекте Федерации. Как говорится, «все в ружье!».
5
Петю может заинтересовать, что будет, если на рельсы перед поездом положить бревно. Ну или набросать гвоздей на федеральную трассу. А будет план «Туман» - пресечение преступления против безопасности транспортных коммуникаций. Конечно, одинокому гопнику придется постараться, чтобы привлечь к себе столько внимания, но вот сообщение о том, что собираются подорвать конкретный участок дороги, вполне тянет на введение «Тумана».
6
Петя вообще может быть ни при чем, он просто пил пиво в подворотне, а тут началось землетрясение. В этом случае сотрудников полиции могут привлечь для помощи пострадавшим, в частности Пете. Это самые мирные планы - «Тайфун-1» и «Тайфун-2» , ликвидация техногенных и природных ЧС.
А еще существует план «Лавина» - пресечение попытки госпереворота. Это если Петя решит совершить что-то амбициозней, чем драка с монтировкой.
Однако все эти планы носят весьма условный характер, даже сотрудники МВД частенько в них путаются. Кроме того, на уровне субъекта Федерации есть еще несколько событий, которым названия придумывают на местах. К примеру, план «Вулкан-1», обозначающий пресечение беспорядков в тюрьмах, как только не обзывают! Тот же «Перехват» может быть связан с перекрытием дорог, а может - с усилением патрулей.
Такой хаос образуется из-за специфики каждого конкретного региона. Нападение на отделение полиции (план «Крепость» ) в Махачкале и в селе Бодуны (Смоленская область) вряд ли будут похожи. В Махачкале все серьезно, там в городе могут оказаться боевики. В Бодунах же речь пойдет, скорее всего, о нашем герое Пете с друзьями. Соответственно, уровень опасности и действия по планам будут несколько отличаться.
Надзор за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации осуществляется согласно Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 марта 2000 г. № 83. Данная Инструкция разработана в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Надзор в колониях
- это система мер, направленных на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденных и персонала.
Осложнение обстановки в колониях может быть вызвано различными обстоятельствами и действиями осужденных, в частности:
- массовыми беспорядками;
- групповыми неповиновениями;
- хулиганскими действиями с участием больших групп осужденных;
- побегами осужденных;
- отказами от работы и приема пищи;
- нападениями на представителей администрации и других лиц;
- захватом заложников;
- стихийными бедствиями, пожарами и катастрофами с тяжкими последствиями.
В этих случаях сотрудники колонии принимают соответствующие меры к недопущению использования осужденными сложившейся обстановки в преступных целях. Действия сотрудников при осложнении обстановки (происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах), как правило, определяются планом действий при чрезвычайных обстоятельствах. Вводится усиленный вариант несения службы по надзору за осужденными.
При возникновении группового неповиновения или массовых хулиганских действий со стороны осужденных,
сотрудники колонии немедленно докладывают об этом оперативному дежурному и принимают меры к пресечению противоправных действий в их начальной стадии, препятствуя вовлечению в них других осужденных и перерастанию групповых неповиновений в массовые беспорядки. Начальник колонии приводит в готовность имеющиеся силы и средства согласно плану действий при чрезвычайных обстоятельствах, а также резервы из числа сотрудников, экипированных специальными средствами, специалистов со служебными собаками, пожарные машины и другую необходимую технику.
При групповых неповиновениях осужденных и массовых беспорядках оперативный дежурный:
- немедленно докладывает о происшествии начальнику колонии, дежурным центрального и территориального органов УИС, МВД, ГУВД, УВД, горрайоргана внутренних дел по месту дислокации колонии, информирует начальника караула;
- объявляет сбор начальствующего состава по тревоге согласно схеме оповещения по специальному сигналу "Вулкан-1";
- обеспечивает усиление надзора за поведением осужденных с привлечением всех лиц начальствующего состава, находящихся на территории колонии;
- прекращает движение осужденных между жилой, производственной зонами и изолированными участками; если неповиновение произошло в одном из изолированных участков, принимает меры к локализации конфликта. Обеспечивает контроль за транспортом, состоянием пожарной безопасности и обесточивает необходимые объекты;
- на месте происшествия оценивает обстановку, принимает меры к устранению причин и условий, способствующих ее осложнению, и удовлетворению, по возможности, законных требований осужденных. Обращается к осужденным с требованием прекратить неповиновение и разойтись по общежитиям, проводит разъяснительную работу до прибытия начальника колонии. Не желающим подчиняться предлагает пройти в сопровождении сотрудников в административное здание для выяснения обстоятельств происшествия;
- принимает меры к обеспечению безопасности персонала, осужденных и других лиц;
- из числа представителей администрации, а также положительно зарекомендовавших себя осужденных формирует наряды по охране подступов к ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, запираемым помещениям, штабу, медицинской части, столовой, а также другим объектам, где сосредоточены материальные ценности;
- при резком осложнении обстановки принимает меры по обеспечению сохранности служебной документации и, при необходимости, эвакуирует ее в караульное помещение;
- дает указание о приведении в состояние боевой готовности личного состава ведомственной пожарной команды и пожарной техники;
- организует оказание медицинской помощи пострадавшим;
- по прибытии начальника колонии, его заместителя действует по их указанию.
Оценив обстановку, начальник колонии докладывает начальнику территориального органа УИС о происшествии, обращается к осужденным (по радио или иным способом) с требованием прекратить противоправные действия и принимает меры к недопущению перерастания группового неповиновения в массовые беспорядки. Силами сотрудников обеспечивает локализацию изолированного участка, где возникло неповиновение.
Если отдельные осужденные не выполняют этого требования и продолжают совершать противоправные действия, принимает решительные меры по пресечению этих действий путем ввода на объект сотрудников колонии, лично ставит задачи старшим групп, вводимых на объект, руководит их действиями. При этом дежурной смене придаются специалисты со служебными собаками. При пресечении неповиновения осужденных, по решению старшего оперативного начальника, могут применяться меры безопасности, предусмотренные законом. Сотрудники колонии принимают меры по рассредоточению осужденных, обеспечивают изъятие и изоляцию организаторов и активных участников неповиновения (хулиганских действий).
В случае, если указанные выше меры оказались безрезультатными и действия осужденных переросли в массовые беспорядки, по решению старшего оперативного начальника проводится специальная операция. Порядок организации и проведения специальной операции определен Инструкцией по планированию действий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах, утвержденной Приказом Минюста России от 14 января 2002 г. N 8 дсп.
При поступлении сообщения о захвате заложников оперативный дежурный:
- немедленно направляет группу лиц из состава дежурной смены для пресечения захвата, затем докладывает об этом начальнику колонии, дежурным центрального и территориального органов УИС, МВД, ГУВД, УВД, информирует начальника караула по охране объекта;
- осуществляет сбор начальствующего состава по тревоге согласно схеме оповещения;
- блокирует имеющимися в наличии силами место происшествия, организует наблюдение за поведением преступников с целью определения их численности, вооружения;
- выяснив обстановку, вступает в переговоры с преступниками, уточняет их требования, удовлетворяет законные из них и предлагает прекратить противоправные действия;
- если эти меры положительных результатов не дали, продолжает вести переговоры; одновременно готовит группу захвата, определяет места ее укрытия, наиболее удобные для обезвреживания преступников;
- обеспечивает прибытие в район захвата заложников пожарной автомашины, которая может быт использована для оттеснения преступников от заложников струей воды из пожарного ствола.
Начальник колонии, оценив обстановку докладывает о случившемся своему старшему начальнику и прокурору. С осужденными, захватившими заложников ведет переговоры, выслушивает и уточняет их требования и условия, по возможности удовлетворяя законные. Уточняет наличие у осужденных оружия. Начальник колонии обязан разъяснить осужденным ответственность и последствия их противоправных действий, попытаться убедить их в целесообразности отказа от преступных намерений.
Совместно с командирами отряда специального назначения начальник колонии определяет варианты действий по освобождению заложников. Отдает своим заместителям, командиру отряда специального назначения распоряжение о подготовке сил и средств на случай действий по освобождению заложников с применением силы, специальных средств и оружия.
При безуспешности действий по освобождению заложников по решению и под руководством старшего оперативного начальника проводится специальная операция.
При получении сотрудниками, данных о побеге или в случае обнаружения признаков побега осужденного из охраняемого объекта
(следы на КСП, нарушение охранной сигнализации, пролом в ограждении, подкоп, отсутствие осужденного на проверке), незамедлительно сообщают об этом оперативному дежурному.
При поступлении сигнала о побеге оперативный дежурный:
- немедленно сообщает начальнику караула и совместно с ним организует преследование, а затем докладывает о происшествии начальнику колонии, дежурным центрального и территориального органов УИС, МВД, ГУВД, УВД и информирует дежурного горрайоргана внутренних дел по месту дислокации колонии;
- по указанию начальника колонии объявляет сбор начальствующего состава по тревоге согласно схеме оповещения;
- обеспечивает охрану места и следов побега;
- организует пофамильную проверку осужденных с целью точного установления лица, совершившего побег;
- дает указание о приведении в готовность транспортных средств;
- принимает меры к задержанию бежавшего (высылает оперативные группы для блокирования наиболее вероятных направлений его движения);
- при установлении осужденного, совершившего побег, дает указание сотрудникам отдела специального учета о подготовке установочных данных по его личному делу, организует тщательный обыск его рабочего и спального мест, изъятие всех личных вещей и переписки, а также выявление и опрос лиц, знавших отсутствующего осужденного;
- уточняет, когда и с кем были последние свидания бежавшего осужденного, от кого получал передачи, посылки, бандероли и его связи;
- при отсутствии видимых следов преодоления линии охраны проводит тщательный осмотр мест возможного укрытия, подземных сооружений и коммуникаций. Одновременно устанавливает, когда, куда и какие транспортные средства выходили с территории колонии, опрашивает лиц, работавших вместе с отсутствующим осужденным.
По прибытии начальника колонии, его заместителя докладывает о принятых мерах и действует по их указанию.
Начальник колонии организует розыск бежавшего осужденного в соответствии с планом действий при чрезвычайных обстоятельствах, требованиями Инструкции по охране ИУ и другими правовыми нормативными актами Минюста России и МВД России.
Николай Северин
Сегодня, 28 мая, воронежские сотрудники системы исполнения наказаний, полицейские, спасатели и военнослужащие внутренних войск отработали совместные действия по розыску и задержанию опасных преступников, сбежавших из Перелешинской колонии в рамках масштабных учений «Вулкан-5». За тем, как воронежские силовики искали «разбойников» и освобождали заложников, наблюдали корреспонденты РИА «Воронеж».
Вводная учений гласила: из ФКУ «Исправительная колония №3» в Перелешино, Панинского района сбежали три опасных преступника - ихаил Ф., отбывающий 17,5 лет за разбой, Андрей Ш., осужденный на 20 лет за убийство, и Виктор К., тянущий свои 8,5 лет по той же 105 «мокрой» статье.
Сразу после обнаружения побега в подразделениях УИС Воронежской области был введен сигнал «Вулкан-5», предполагающий сбор сотрудников привлекаемых к розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников.
Сразу после обнаружения побега управление ФСИН по Воронежской области дало своим подразделениям сигнал «Вулкан-5» – сбор сотрудников, привлекаемых к розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников. В 7:30 утра заместитель начальника ФСИН России по Воронежской области Вадим Лопатин, возглавивший оперативный штаб по поиску «сбежавших преступников» начал совещание.
Начальник ФКУ ИК-3 Сергей Ландин признал явный недосмотр своих подчиненных, из-за которого побег и стал возможен. Руководители отдельных направлений работы штаба высказали свои предложения по розыску беглецов. Потом – обговорили условные знаки. Например, две зеленые сигнальные ракеты означали «Веду преследование», поднятый вверх левой рукой головной убор предупреждал – «Я – свой».
– Наши сотрудники будут не только плотно работать с кругом общения беглецов в колонии, но и проверять квартиры их родственников в разных районах области, вести наблюдение и патрулирование. Особое внимание надо обращать на заброшенные строения, кустарники, лесополосы, овраги, – рассказал РИА «Воронеж» методы поиска замначальника Перелешинской колонии по кадрам и воспитательной работе Олег Никульшин.
В это время сотрудники ДПС уже проверяли документы у водителей всех автомобилей, проезжавший через район поиска беглецов. А розыскники шли цепью по близлежащим кустам. Тут они и заметили одного из трех преступников. Его задержали, а двое других, захватив в заложники сельского пастуха, укрылись в заброшенном сарае села Алексеевка.
Галерея: Учения ФСИН в Перелешино
– Менты - волки позорные, – хрипло неслось изнутри. – Давайте миллион рублей и машину с полным баком бензина, а то мы порвем заложника на куски!
Пока переговорщики тянули время, спецназ блокировал сарай. Раздался взрыв шумовой гранаты, и под прикрытием густого дыма бойцы ворвались внутрь. Через полминуты они уже вывели двух преступников и освобожденного заложника.
– Сегодня мне пришлось изображать одного из беглецов. Не хотел бы я оказаться в его шкуре! При задержании наши спецназовцы так меня скрутили, что спину и руки ломит до сих пор. Мужики они у нас о-го-го какие здоровые! Если что в действительности случится, думаю, они спасут всех нас,Александр Чебышев, инспектор отдела безопасности ФКУ ИК-3.
По словам руководителя оперативного штаба, замначальника регионального управления ФСИН Вадима Лопатина, в учениях участвовали 444 человека: 245 бойцов сводного отряда №1, 99 сотрудников ФКУ ИК-3, силы войсковой части №7437, сотрудники полиции и МЧС.
– В соответствии с планом боевой и служебной подготовки мы обязаны не реже, чем раз в полгода проводить подобные тактико-специальные учения. Мы провели практические занятия по объектовому поиску, задержанию, освобождению заложников. Такие тренировки необходимы личному составу для отработки навыков действия в экстремальных ситуациях. Предварительно можно сказать, что общая оценка учений – «хорошо», хотя, конечно, были и отдельные недостатки, которые мы разберем во время подведения итогов, – рассказал Вадим Лопатин корреспонденту РИА «Воронеж».