Штраф за проезд по обочине. Движение по обочине
В по обочине сейчас наказывается штрафом. При этом размер его немаленький. Однако многие нетерпеливые водители пренебрегают правилами и все равно во время заторов стараются обогнать стоящие автомобили, передвигаясь по обочине.
Что такое обочина?
В есть понятие, что обочина является элементом дороги. Ее начало обычно ограничивается разметкой 1.2.1 или 1.2.2 действующих ПДД. Если разметки нет, то, как правило, обочина отличается от покрытием. Обычно оно грунтовое.
Нужно отметить, что что обочина является элементом дороги, ездить по ней строго запрещено. Движение по обочине ПДД разрешает только в самых редких ситуациях, например, когда проезд полностью был перекрыт из-за серьезного дорожно-транспортного проишествия.
В последнее время инспекторы патрульной службы особенно строго относятся к тем нарушителям, которые, невзирая на правила, все равно продолжают обгонять или передвигаться по обочине.
Почему так строго?
На самом деле такое поведение инспекторов ДПС вполне объяснимо, если понять, почему обочина была признана элементом дороги и для кого она предназначается.
Движение по обочине разрешено исключительно пешеходам, велосипедистам или мопедистам.
На загруженных дорогах часто встречаются такие ситуации, когда нарушитель, передвигаясь по обочине, видит пешехода и начинает ему сигналить, чтобы тот незамедлительно уступил ему дорогу. Однако в таком случае водитель будет неправ, и если совершит наезд на пешехода, то в таком случае он будет наказан по всей строгости закона.
Поэтому опытные водители, которые не привыкли обгонять "пробку", настоятельно рекомендуют нарушителям не выезжать на обочину, ведь обратно заехать в ряд стоящих автомобилей будет еще сложнее.
Сумма штрафа за движение по обочине зависит в первую очередь от стороны, на какой передвигается водитель.
Итак, если нарушитель решил проехаться по обочине справа, то в таком случае инспектор, увидев это нарушение, будет готов выписать ему штраф в размере 1 500 рублей.
Есть и такие лихачи, которые, несмотря на опасность, стараются обогнать едущие автомобили и по левой обочине, то есть по встречке. Такой вызов инспектор может расценить как нарушение правил обгона и как выезд ТС на встречную полосу. Штраф за обочину в этом случае будет более серьезным. Может даже дойти и до лишения прав.
Кроме этого, если при подобном маневре водитель не смог сразу же вернуться в свою полосу движения, то ему может быть выписан и еще один штраф - за создание аварийной ситуации.
Наказание за подобный проступок - 5 000 рублей. Суд может также лишить нарушителя водительского удостоверения на срок до полугода. Если водитель решит испытать судьбу еще раз, то лишение за такое деяние будет увеличено до года.
Кому можно передвигаться по обочинам
Несмотря на такое строжайшее наказание для водителей автомобилей и на абсолютный запрет на движение автомобилей по обочине, есть категория транспорта, которая имеет право двигаться по этому элементу дороги без страха получить штраф.
К этой категории относятся автомобили дорожно-сервисных служб, а также груженые фуры. Более того, фуры имеют право и останавливаться у обочины, если пункт, куда они везли товар, находится в непосредственной близости от нее.
Также по обочине могут двигаться еще некоторые ТС, если они не создают помехи пешеходам. Среди них:
- велосипеды, в случае если человек, который им управляет, старше 14 лет;
- мопеды также могут продолжать движение по обочине, пункт правил 24.7 (ПДД) тому подтверждение;
- и прочий живой транспорт.
Передвижение по обочине велосипедов
Велосепедисты, которые старше 14 лет, могут передвигаться только по специально отведенным для этого дорожкам. Они называются велосипедными. Если же таких дорожет нет, тогда взрослые велосипедисты могут ездить и по обычной дороге, приняв при этом правое положение. Правила движения велосипедистов по обочине гласят, что передвигаться по этому элементу дороги можно лишь в том случае, если велосипедных дорожек нет, а двигаться по проезжей части невозможно.
Это правило распространяется только на велосипедистов старше 14 лет. Если же водитель младше этого возраста, то он имеет право двигаться исключительно по тротуару или по местам, которые попадают под понятие жилой зоны.
Езда по обочине мопедов
Сейчас стоит обратить внимание на мопеды и скутеры, водители которых вообще не следуют никаким поставленным правилам. Итак, как написано в правилах дорожного движения, которые не так давно вступили в силу, водители мопедов обязаны передвигаться только по проезжей части и только прижавшись в правую сторону.
Движение мопеда по обочине также не запрещено правилами, однако это можно делать только в самых крайних случаях и только в том случае, если на обочине нет пешеходов и их передвижению мопед мешать не будет.
Стоит также отметить, что, по сравнению с велосипедом, у мопеда гораздо больше ограничений по правилам передвижения. Например, водителям мопедов категорически запрещается передвигаться по велосипедным дорожкам и по пешеходным зонам. Также им запрещается передвигаться по тротуарам.
В каких случаях автомобили могут передвигаться по обочине
Не секрет, что движение по обочине не только может стать причиной небольших дорожно-транспортных проишествий, но и способно еще больше увеличивать пробку. Кроме этого, такие шустрые нарушители раздражают и без того нервных водителей, которые уже не первый километр стоят в заторе.
Несмотря на то что правилами строго запрещается, есть и такие ситуации, когда водитель просто не видит другого выхода, как передвижение по краю дороги.
Инспекторы дорожно-постовой службы иногда закрывают глаза на подобное нарушение. Но только в исключительных ситуациях. Для того чтобы понять, какая ситуация является исключительной, необходимо привести пример.
Итак, можно представить, что на дороге произошла крупная авария. В ней пострадало несколько автомобилей. Во время удара транспортное средство вынесло на соседнюю полосу, в итоге авария перегородила движение автомобилей во все стороны. Именно в этом случае у водителя не остается никакого другого выхода, как передвижение по обочине.
Понятно, что приведенный пример является исключительной ситуацией. В других же случаях водитель должен обгонять попавшие в ДТП автомобили только по встречной полосе, но ни в коем случае не по обочине.
Как сейчас "ловят" нарушителей
Конечно, если нарушитель передвигается по обочине и увидел инспектора ДПС, он сразу же перестроится в свой ряд. В этом случае блюститель порядка может и не заметить нарушения. Но сейчас вводится новая техника для выявления нарушителей.
Например, в крупных городах уже относительно давно стали работать камеры автоматической фиксации нарушений. Нужно заметить, что многие водители относятся к этому скептически, однако те нарушители, которые уже получили штрафы за езду по обочине в размере 1 500 рублей, думают абсолютно иначе.
Действительно безоговорочное наказание рублем гораздо эффективнее, чем разговоры с инспекторами ДПС. Нарушитель получил штраф и уже обязан будет его погасить, чтобы не нажить проблем с законом. Интересно то, что это уже давно было подтверждено на реальных примерах, когда, оплатив один штраф, водитель больше не полезет для обгона на обочину.
На улицах стали привычным явлением. Они съедают уйму рабочего и личного времени. Большинство водителей смирились с этой проблемой и терпеливо убивают на них драгоценное время. Но всегда среди них найдутся спешащие автолюбители, которые пытаются объехать колонну машин по обочине. Можно ли так делать и что будет за такой манёвр, если остановит инспектор ГИБДД?
Штрафы за езду по обочине
Под обочиной водителями обычно понимается прилегающие к дороге по бокам участки, не имеющие специального покрытия. Правила дорожного движения дают своё определение обочины:
ПДД п.1.2:
«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
По ПДД разрешается останавливаться на обочине, не нарушая правил и съехав с крайней полосы движения дороги. Стоящей на обочине машине также разрешается заехать на проезжую полосу для того, чтобы вписаться в общий поток движущегося по дороге транспорта.
Однако Правила запрещают осуществлять движение по обочине вдоль дороги (п. 9.9 ПДД). Нарушение этого запрета карается в 2018 году за езду или обгон по обочинев размере 1,5 тыс. рублей на основании ст. 12.15 ч.1 КоАП.
Статья 12.15 ч.1. КоАП РФ:
1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Поэтому часто, когда инспекторы ГИБДД предъявляют претензии по этому нарушению, автолюбители пытаются доказать им, что они только съезжали для совершения или выезжали с обочины на полосу движения.
Движение по обочине согласно ПДД
Автомобилист имеет право выезжать на обочину только для совершения остановки и стоянки с правой стороны дороги.
Это регламентируется пунктом 12.1 ПДД :
12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.
Этот же пункт ПДД разрешает остановку на левой обочине в случае:
- На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине
- и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
В случае остановки или стоянки на обочине не предусмотренных ПДД не забудьте включить аварийную сигнализацию.
Разрешено перемещение по обочине автомобилям коммунальных и дорожных служб, а также грузовым авто для подвозки грузов к месту доставки.
Имеется разрешение для движения по обочине и у водителей велосипедов и мопедов, согласно пункту , а также у гужевого транспорта и вьючных животных, согласно пункту .
Для всех остальных транспортных средств езда правой обочине, объезд пробки, обгон — это все безусловное нарушение ПДД, которое наказывается административным штрафом при фиксации нарушения инспектором ГИБДД или камерой автоматической фиксации.
Выезд на встречную обочину с левой стороны
Выезд на встречную обочину слева безрассудный водитель чаще всего совершает с целью обгона или объезда пробки/затора на дороге. С точки зрения ПДД — это более серьезное правонарушение, так как нарушается сразу несколько правил дорожного движения. Самым серьезным нарушением в таком случае может быть , что чревато лишением водительских прав на 4-6 месяцев или административным штрафом в 5000 рублей. Следует помнить, что объезд пробки или затора на дороге не считается в ПДД объездом препятствия, за который полагается штраф в 1500 рублей.
Когда можно получить штраф
Это нарушение является самым противоречивым с точки зрения толкования закона, так как законодателями не до конца продуманы все технические вопросы его определения. Например, по Правилам допускается парковка автомашины на обочине, если она не мешает . Для выполнения этого манёвра водитель вынужден совершать движение по обочине.
При выезде со стоянки на обочину бдительный инспектор ГИБДД, озабоченный выполнением плана по выявлению нарушений, может остановить машину и предъявить претензии по поводу езды по обочине. Доказать свою правоту водителю в данном случае будет непросто. В своё время инициаторами данного нововведения о запрете движения по обочине были общественные организации, которые радели за интересы и безопасность пешеходов.
В результате нечёткого решения вопроса законодателями сильно пострадали водители, которые рискуют поплатиться дополнительным штрафом за езду по обочине, даже в тех безобидных случаях, когда они решают припарковаться на ней на вполне законных основаниях. В зависимости от настойчивости и прихоти инспектора ГИБДД водитель может спокойно потерять не лишние для него 1500 рублей.
Для справедливости нужно отметить, что большинство полицейских с пониманием относятся к данной проблеме и не применяют штрафные санкции, если движение производится с целью совершения разрешённой остановки и стоянки, а также при выезде с места стоянки на проезжую часть. Однако, в случае использования обочины для обгона потока машин или совершения неправомерной стоянки, инспекторы ГИБДД без всяких раздумий применяют своё законное право.
Очень часто водители, желая сэкономить время и не стоять при этом в пробках, выезжают за пределы дороги. В народе и согласно ПДД они именуются обочиной.
Однако возможна ли езда по обочине, и какими неприятностями она чревата для водителя? Ведь на полосах движения могут быть разные ситуации.
В этой статье:
Что такое езда по обочине
В обиходе и согласно ПДД обочиной принято считать территорию, расположенную вне проезжей части. Порою по ней двигаться безопаснее, чем по основной магистрали. Однако, несмотря на все кажущиеся преимущества, такой маневр может представлять опасность для других участников движения.
Также, выезд на обочину может быть чреват и последствиями и для самих водителей, ведь в гололед или в туман можно выехать на полосу встречного движения со всеми вытекающими последствиями.
Сейчас существует не один пункт правил за езду по обочине. Так, пункт 9.9 ПДД запрещает езду по обочине за исключением стоянки. Кроме того, отдельные поблажки существуют и для обладателей велосипедов или мопедов, при условии, что они своим движением не мешают пешеходам.
Например, в правилах есть пункт 24.7, который разрешает двигаться по обочине водителям мопедов.
Какой размер штрафа за езду по обочине
В настоящее время административная ответственность за езду по обочине предусмотрена статьей 12.15 КоАП РФ. И если соответствующий факт будет зафиксирован сотрудником ГИБДД или внешними системами наблюдения, то водитель может быть оштрафован на 1500 рублей. Не исключено, что в ближайшее время будут приняты поправки в законодательство, ужесточающие ответственность за данное нарушение.
Наказание за езду по обочине может быть строже, если водителем был допущен одновременно выезд на встречную полосу. Тогда размер штрафа за езду по обочине может составить свыше пяти тысяч рублей.
Вдобавок, такими своими действиями можно поставить под удар и водительские права. В зависимости от степени тяжести нарушения их могут забрать на срок от 4-х месяцев до полугода.
Штраф выписывается инспектором ГИБДД, остановившим автомобиль. Если же нарушение правил движения было зафиксировано внешними камерами, то постановление придет водителю по почте. К нему обязательно должна быть приложена и фотография машины.
Можно ли оспорить наказание
Любые санкции, примененные к водителю сотрудником в форме, не являются истиной в последней инстанции. И езда по обочине в этом отношении не является исключением. Тем более, что при фиксации нарушения с помощью техники, установленной на дороге, всегда существует вероятность ошибки. Ведь в поле зрения объектива часто попадает не та машина.
Часто допускаются нарушения и при составлении протокола об административном правонарушении. Например, не опрашиваются свидетели или отсутствуют понятые. Это также может быть причиной для отмены наложенных санкций.
Итак, получив постановление, в котором выписан штраф, водитель должен подать на него жалобу в орган ГИБДД, а лучше всего – в суд. Для этого ему или его юристам закон отводит 10 дней. Если изложенные в жалобе доводы окажутся убедительными, водитель избежит административного наказания. В противном случае у нарушителя есть 2 месяца на оплату штрафа.
Не желая стоять в пробке с другими, нетерпеливые автомобилисты часто выезжаю на обочину, чтобы объехать затор, нарушая тем самым
В статье мы расскажем, какой штраф за езду по обочине придется уплатить водителю в 2019 году, а также о других штрафных санкциях, применимых для данного нарушения.
Согласно определению Правил дорожного движения, под «обочиной» принято понимать ту часть дороги, которая находится по краям от основной части дорожного пути (как правило, асфальтированного) и имеет иное покрытие (например, грунтовое). Помимо этого, основную дорогу и обочину должна разделять специальная разметка.
Согласно Правилам дорожного движения, предназначением обочины является движение по ней велосипедистов и пешеходов, а также парковка ТС в случае необходимости. на автотранспортном средстве считается прямым нарушением ПДД.
Последствия от езды по обочине описаны в общероссийских Правилах дорожного движения. Так, езда по обочине влечет за собой :
- Так как обочина является не асфальтированным участком дороги, то при проезде по ней, за машиной образуется смог пыли . В результате этого, из-за поднявшегося смога водители вынуждены двигаться в зоне ограниченной видимости. Кроме того пыль засасывает в салон машины, из-за чего сидящим в ней становится трудно дышать;
- Через какой-то отрезок пути едущий по обочине пытается снова вернуться на дорогу, создавая тем самым еще больший затор ;
- Поднимая пыль из-за езды по обочине можно упустить двигающихся по ней пешеходов. В результате чего может произойти наезд на пешехода;
О возмещении ущерба потерпевшему пешеходу в ДТП читайте
За езду по обочине водитель привлекается к административной ответственности и обязуется уплатить определенный штраф.
В каких случаях езда по обочине допустима?
Исключения правомерной езды по обочине описаны в пункте 9.9 Правил дорожного движения. Согласно ему, выезд на обочину допускается в случае, если грузовое ТС, занимающееся поставкой товара в магазин, выезжает на обочину, чтобы успеть вовремя произвести доставку груза. Т.е. водитель транспортного средства вынужден выехать на обочину, чтобы выполнить свою работу.
О том, каков размер штрафа за езду по обочине, читайте в следующем разделе.
Размер штрафа
Размер штрафа за езду по обочине устанавливает Кодекс об административной ответственности Российской Федерации. Так, согласно статье 12.15 части 1, если в 2019 году водителя поймают за ездой по обочине, ему придется уплатить штраф в размере полутора тысяч рублей.
Попытки повысить размер штрафа не прекращаются по сей день и постоянно находятся в стадии активного обсуждения, так как нынешний размер штрафной санкции не производит должного эффекта и не останавливает водителей от совершения подобного нарушения ПДД.
Чтобы чаще ловить водителей, которые ездят по обочине, работники дорожной инспекции стали устанавливать потайные камеры в местах, где их меньше всего ожидаешь.
Другие штрафы
Совершенно другие штрафные санкции ожидают водителей, которые не просто выезжают на обочину попутного направления, а совершают по ней обгон или вообще выезжают на обочину встречного направления. Так:
- За выезд на обочину встречного направления водителю грозит штраф в размере от пяти тысяч рублей (согласно части 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях) или лишение права управления транспортным средством на период до полугода;
О наказании за выезд на встречную читайте
- За обгон по обочине попутного направления водителю грозит штраф в размере полутора тысяч рублей (согласно части 1 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях);
Выходной день, загородное шоссе. Поток плотный, медленный, но пробки пока нет. Однако то и дело по обочине пролетают торопыги, которых не устраивает скорость движения остальных. Есть же еще одна полоса асфальта, пусть и отделенная сплошной линией! Такая же широкая, как и прочие, или даже шире! Почему бы не ехать? Штраф? Пустяки, на этой дороге гаишников отродясь не было… И вон уже впереди кто-то едет по обочине! Ему можно, а мне нельзя?!
Вот на перекрестке все-таки стоит экипаж ДПС. Страшась наказания, обочечники встраиваются в тот же поток. Или вместо гаишников стоит сломанный КАМАЗ… Да просто ремонт дороги. Рано или поздно обочечникам приходится вклиниваться в поток, тормозя или выжимая тех, кто не нарушал. Их, конечно, пускают: дай дорогу дураку. Дурак отнял всего лишь несколько секунд (да, и лишь у нескольких тысяч людей, оказавшихся за ним).
Проходит час-другой, машин прибавляется, возникает настоящая пробка. На обочине уже не просто отдельные нарушители правил. Таких целый ряд или два. Самые наглые едут даже не по асфальту, скачут по грунту правее. Попытаешься там остановиться - будут сигналить и материться. Им мешают ехать. Спросишь, почему они считают, что можно нарушать - в лучшем случае получишь оправдание, что спешат в аэропорт на роды троюродной смертельно больной кошки. Те, кто понаглее, попытаются доказать свое право нарушать кулаками. Иных не остужает даже присутствие сотрудников полиции - напротив, в приступе неимоверной «крутизны» и их будут «строить»: «Да ты знаешь, кто я такой?!» Знаю. Хам.
Неотвратимость наказания
Все это - из собственного опыта . Обратите внимание на дату публикации репортажа - осень 2015 года, то есть минул почти год. Что-нибудь изменилось? Кажется, ничего. Мы по-прежнему и радуемся, когда торжествует справедливость , высчитываем, сколько времени обочечники отнимают у нормальных людей (те, кто находятся в конце пробки, теряют не секунды или минуты, а часы), придумываем, как в принципе избавиться от такого явления. И какие решения! Бетонные полусферы через несколько метров, поперечные рвы, шипы под колеса и прочее! А ведь все уже придумано и действует вполне эффективно.
Камеры и штрафы. Возможно, у нас действительно не хватает сотрудников ДПС, чтобы расставить их на всех проблемных участках и штрафовать «за обочину» всех подряд, а не только самых невезучих. Но зато российские дороги усеивают камерами, фиксирующими нарушение ПДД. По секрету скажем, что они могут следить не только за скоростью движения, но и рядностью, а также езде по обочине. Размер выписываемого штрафа, напомним, 1500 рублей. И в эффективности действия такого инструмента борьбы с нарушителями сомневаться не приходится.
Такие камеры уже давно работают на МКАДе . И вот комментарий нашего непредставившегося читателя, признавшегося, что он обочечник: «Вчера оплатил два штрафа в общей сложности на 3000 рублей за обочину на МКАДе. Попал под камеры. Не знал, что такие теперь есть. Вероятность того, что снова полезу на обочину, уменьшилась, думаю, раза в три».
Камеры, фиксирующие движение по обочине, полностью исправили и одного из моих знакомых. Раньше ему не помогали ни уговоры, ни призывы к совести. А когда посыпались штрафы по полторы тысячи - сразу опомнился. Есть и другие примеры, доказывающие эффективность такого способа борьбы с нарушениями. Знаете только, что плохо? Отсутствие повышающего коэффициента за повторное нарушение статьи 12.15 ч. 1 КоАП РФ. С ним бы рецидивистов стало в разы меньше.
Мы уже проводили опрос на тему, что побуждает водителей ездить по обочинам . По мнению большинства респондентов, это элементарное отсутствие культуры. На втором месте - индивидуальные свойства характера (неусидчивость, желание быть первым), и только на третьем - незначительные штрафы. А мы бы поставили на первое место отсутствие страха из-за высокой вероятности избежать расплаты. Дорога - не очередь в магазине, где без последствий мимо всех не проскочишь. А здесь - получается. И безнаказанность таких действий - большая проблема, которую нужно решать как можно скорее .
Вспомните, как российских водителей приучили пользоваться ремнем безопасности. Штрафовали всех без исключения - и теперь те, кто ездит без ремня, остались в меньшинстве. А ведь ремни не влияют непосредственно на безопасность окружающих, в отличие от езды по обочинам. Если непонятно, о чем речь, зайдите в Youtube, введите в поисковой строке слово «обочина» и посмотрите, как бьются сами обочечники и их соседи-водители, как давят пешеходов. Смешного мало.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС и «За рулем»