Штраф за несдачу нулевой сзв м. Сведения о застрахованных лицах: форма СЗВ-М
В апреле 2016 года предприниматели впервые ознакомились с новым форматом отчетности, которую следует предоставить в Пенсионный фонд, где указана точная численность зарегистрированных на предприятии сотрудников, причем перечислены они все поименно. Чтобы предприятия могли внести максимум сведений, необходимых госслужбам, была разработана и утверждена новая форма документации под названием СЗВ–М.
Оформлять и составлять бумагу впервые организациям пришлось 10 мая 2016 года. Теперь ее нужно сдавать в ПФР каждый месяц. Безусловно, форма совершенно новая, поэтому бухгалтера и руководители могут сделать ошибки при заполнении, которые затем повлекут немалый штраф. Чтобы этого избежать, эксперты рекомендуют ознакомиться с тонкостями оформления.
Почему был введен отчет СЗВ-М
Дело в том, что, начиная с зимы 2016 года, российским гражданам, числящимся в качестве пенсионеров и продолжающим трудиться на предприятиях и осуществлять профессиональную деятельность, страховая пенсия выдается без пересчета индексации, как это было раньше. Такое решение принято правительством в конце 2015 года. Экономический и политический кризис больно ударил по России, потеряны большие суммы, которые не поступили в бюджет, власть всяческими путями старается не влезать в долги и продолжает защищать права малообеспеченной категории населения. Пенсионеры, которые работают, в эту категорию уже не входят.
Итак, право на получение индексации пожилые люди теряют в тот день, когда они трудоустроены на работу. Как только они снимаются с учета как застрахованные лица, то есть составлен и подписан приказ руководства об увольнении работника, пенсионеры снова могут надеяться на индексацию. Для лучшего учета и контроля за движением трудовых ресурсов и была создана отчетность СЗВ–М, отражающая полную картину учета сотрудников, куда также входят трудящиеся согласно гражданско-правовых контракту, составленному между нанимателем и наемным сотрудником.
Разработка документации заняла минимальное количество времени, в сжатые сроки новый формат был предоставлен на рассмотрение президенту, который в свою очередь дал «добро». В 2019 году установлены такие сроки сдачи СЗВ–М: за каждый текущий месяц не позднее 15 числа следующего.
Из чего состоит СЗВ-М
Что именно нужно указать в обязательном порядке в документе, определено в Федеральном законе от 1 апреля 1996 года, где описаны важные составляющие персонифицированного учета. Как выглядит бумага? Визуально отчетность СЗВ-М представляет собой привычную форму, в шапке которой находятся строфы для реквизитов и сведения по организации, здесь же дана таблица, состоящая из 4-х столбцов.
Какие обязательные реквизиты должен заполнить предприниматель:
- Номер регистрации, по которому организация проходит в Пенсионном фонде Российской Федерации.
- Сокращенное название фирмы. То есть если это ООО и ЗАО, не нужно расшифровывать аббревиатуру.
- Определять точный адрес местонахождения предприятия тоже нет необходимости.
В шапке заполняются:
- подотчетный период, за который составляется документация;
- если есть – дополнения и пояснения к отчетности;
- запись «отмн» означает отмену ранее предоставленной формы за этот же период (такое может случиться, если бухгалтер или индивидуальные предприниматель уже сдали бумагу, а после самостоятельно обнаружили ошибку, которую готовы исправить собственноручно);
- как правильно заполнить форму, более подробно указано в самом документе, что очень удобно для бухгалтеров.
Как вы уже догадались, таблица состоит из номеров, которые поставлены в порядковой последовательности, далее записываются Ф. И. О. всех сотрудников, сведения об их номерах СНИЛС. Если руководство не указывает сведения СНИЛС, отчетность будет отослана на доработку, а несвоевременная сдача СЗВ-М грозит тем, что работники государственных учреждений соответственно действующему законодательству выпишут штраф за несдачу отчета.
Если ИНН не приведено, это не считается основательной ошибкой и вполне допустимо. Но все же желательно заполнить отдельную графу, отпущенную в СЗВ-М для ИНН, известных в отношении хотя бы нескольких работников.
СЗВ-М сдается в электронном варианте, если на предприятии зарегистрировано более 24 постоянно работающих сотрудников. Численность граждан до 24 разрешает составление бумажной версии документа.
Когда сдавать СЗВ-М
Ежемесячное предоставление документа, не позднее чем через 10 суток после завершения подотчетного периода – 50% гарантии того, что вам не выпишут штраф. Оставшиеся 50% успеха принадлежат правильному оформлению СЗВ-М. Итак, последние сутки сдачи СЗВ–М в текущем году описаны такими датами:
- за апрель нужно сдать бумагу 10 мая;
- за май – 10 июня;
- за июнь – 11 июля;
- отчетность за июль отсылается по почте или отдается прямо в руки сотруднику ПФР 10 августа;
- за август нужно положить документ на проверку и учет 12 сентября;
- за сентябрь – 10 октября;
- за октябрь – действует фиксированная дата 10 ноября;
- за ноябрь – 12 декабря;
- за декабрь 2018 года отчетность подается уже в 2019 году, а именно 10 января (если дата припадает на новогодние каникулы, она переносится на следующий рабочий день).
Не забывайте о том, что, если предприятие, где работает более 24 сотрудников, вопреки закону предоставило бумажный вариант отчетности. Это считается административным нарушением, штраф за проступок назначается в размере 200 рублей.
Чтобы иметь возможность оформлять СЗВ-М в электронном виде, нужно заранее позаботиться о заключении соглашения между оператором связи, ведь в личном кабинете на официально зарегистрированном сайте ПФР разрешается скачать электронный бланк, проверить с его помощью отчетность на наличие ошибок. Чтобы не спешить и не волноваться за конечный исход, особенно если документ составляется впервые, лучше отослать его на день раньше – так вы сможете избежать задержек по времени и технических проблем.
Нюансы заполнения СЗВ-М
Интересно, что в таблицу должны войти сведения по работникам, в том числе и с гражданско-правовыми договорами. Даже если сегодня трудящегося увольняют, в текущий подотчетный месяц информация по нему все равно вносится.
Последовательность заполнения граф в СЗВ-М приблизительно такая:
- Укажите в 1-м разделе данные о предприятии.
- Перейдя ко 2-му разделу, запишите в соответствующую строку код подотчетного месяца и текущий год. Допустим, вы составляете СЗВ-М за август – тогда напишите 08.2016.
- В 3-м разделе кодировка представляет собой сокращенные названия отчетности: «исх», «доп», «отм».
- Хотите исправить ошибки – придется представлять сразу 2 экземпляра. В документе с «исх» указывается ошибочная информация, в дополнительном формате «доп» определяются и проставляются верные данные, указать их нужно все в тех же строках.
- 4-й раздел состоит из перечня работников, где ИНН заполнять необязательно, а без СНИЛС бумага не будет принята на рассмотрение и учет.
Штраф за нарушение норм по СЗВ-М
Шутить с работниками ПФР и откладывать сдачу отчетности на потом не стоит – несдача карается денежной суммой. В 2019 году предусмотрен штраф величиной 500 рублей. Ошибочные или заведомо ложные сведения по работникам также выльются в круглую копеечку – за каждого человека придется уплатить по 500 рублей. То есть сделали помарку в таблице, написали не ту фамилию или ошиблись в одной цифре – платите 500 рублей.
Когда отчетность уже составлена, с ней должен ознакомиться руководитель. Если у него не возникает вопросов к оформлению, он заверяет бумагу собственной подписью. Если на балансе у фирмы имеется печать, нужно поставить и ее. Обязательно укажите дату оформления бумаги.
И это всё о нём — о штрафе за дополняющую СЗВ-М. После обращения в вышестоящую инстанцию получен ответ из регионального отделения ПФР «О рассмотрении жалобы». Разберемся, насколько убедительны тезисы ПФР, и приведем дополнительные аргументы в обоснование неправомерности взыскания штрафа по статье 17 Закона № 27-ФЗ.
Выдержка из ответа ПФР
Тезис № 1 о фабуле дела изложен в пятом абзаце письма-ответа. Из него следует, что страхователь не только не нарушал правовые нормы, но и прямо им следовал, поскольку тип формы «доп» (дополняющая форма), утвержден как раз для « дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период ». Основание: Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п.
Тезис № 2 изложен в шестом и седьмом абзацах и повествует о толковании ПФР пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. № 766 н.
Возражения на этот тезис следующие. Во-первых, из пункта 39 Инструкции совсем не следует, что речь в нем идет о застрахованных лицах, сведения на которых ранее предоставлялись в исходной форме . Это чистой воды домыслы ПФР, потому что критерий «застрахованного лица» — это не факт предоставления сведений о нем в ПФР, а факт его страхования в системе ОПС.
Отсюда застрахованное лицо — это вообще любое лицо , в том числе и то, индивидуальные сведения на которое предоставлены не были. Основание: пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ: «Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим федеральным законом».
Во-вторых, практически невозможна в принципе ситуация, когда ПФР принимает исходные индивидуальные сведения с ошибкой (для исправления которой якобы впоследствии страхователю требуется сдать дополняющую форму).
Ведь во избежание ошибок по инициативе ПФР разработан и активно используется целый ряд программных обеспечений, перечень которых предоставлен в свободном доступе на официальном сайте ПФР. Каждая из этих квалифицированных программ легко способна сличить всего три позиции: Ф.И.О., СНИЛС и ИНН застрахованного лица. Положительный протокол входного контроля или отметка о принятии отчета гарантируют прохождение этого «проверочного фильтра» и наверняка свидетельствуют об отсутствии ошибок страхователя.
Поэтому пункт 39 Инструкции на самом деле о том, что финансовые санкции не применяются при самостоятельном обнаружении ошибки в индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица (вообще, а не конкретно указанного в исходной СЗВ-М), и предоставления исправлений (то есть дополняющей СЗВ-М).
Тезис № 3 невозможно не процитировать: «...впервые представленные в отношении застрахованного лица сведения нельзя считать уточненными (исправленными ) » (выделено ПФР ). Оппонируя ПФР, следует заметить, что индивидуальные сведения — это не только содержание (информация раздела 4 СЗВ-М), но и форма отчета СЗВ-М, который так и называется «СВЕДЕНИЯ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», а аббревиатура СЗВ-М расшифровывается как «Сведения о застрахованных входящие — ежемесячные». Поэтому впервые предоставленные в отношении застрахованного лица сведения в дополняющей форме СЗВ-М безусловно считаются уточненными (исправленными) , поскольку уточняют (исправляют) исходную форму СЗВ-М «СВЕДЕНИЙ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», как то и предусмотрено Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п. В противном случае смысл предоставления дополняющей формы вообще отсутствует как таковой. Никто же не станет утверждать, что она придумана исключительно для того, чтобы штрафовать страхователей.
Нельзя обойти вниманием и тезис № 4 . Он о том, что страхователю вменяется нарушение Инструкции, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. № 766 н, вступившей в юридическую силу 19 февраля 2017 года и поэтому отсутствовавшей как таковой на дату предоставления страхователем дополняющих форм СЗВ-М (в рассматриваемом примере это декабрь 2016 года ).
Отстаивание ПФР противоположной точки зрения — это не только абсурд, но и нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Тезис № 5 требует краткого пояснения. В рассматриваемом примере территориальный орган ПФР при вынесении санкций за дополняющие СЗВ-М 2016 года использовал не вступившие в юридическую силу формы Актов о выявлении правонарушения, утвержденные Постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п. Изложенная в письме-ответе позиция регионального отделения ПФР такова, что это «не противоречит норме статьи 17 Закона № 27-ФЗ».
Но на самом деле ни в статье 17 Закона № 27-ФЗ, ни в каком другом нормативно-правовом акте нет и не может быть разрешения об использовании незарегистрированных и официально не опубликованных нормативно-правовых актов , и применять их действительно нельзя. Основание: пункт 10 Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017): «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти...не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».
Тезис № 6 представляется особенно интересным. ПФР не принимает во внимание собственное письмо от 14.12.2004 г. № КА-04-09-255/13379, поскольку полагает, что оно относится к периодам 2002-2009 годов и к формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2. И снова ПФР не прав. Во-первых, письмо не отменено и не изменено и действует по настоящее время. Во-вторых, конституционные принципы, изложенные в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 г. № 12-п, универсальны и отнюдь не привязаны к той или иной форме отчетности в ПФР. Речь здесь не о форме, а о содержании, это очевидно. Для тех, кто изложенного не понимает, в письме даже есть пояснения: «Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей ».
А еще подписавший письмо господин Куртин А.В., занимающий до настоящего времени должность первого заместителя Председателя Правления ПФР, кандидат экономических наук, обладатель звания «Заслуженный экономист РФ», награжденный «Орденом почета», медалью «В память 850-летия Москвы», полагает, что «такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР».
Поскольку в рассматриваемом примере руководитель регионального отделения ПФР считает иначе, тезис № 6 порождает две мысли: либо происходят «перегибы на местах», либо второе лицо в Правлении ПФР не в курсе интересов ПФР.
В тезисе № 7 ПФР затронул тему смягчающих обстоятельств и, несмотря на то, что страхователь об этом не просил (в связи с непризнанием неправомерности своих действий), кратко остановимся и на этом тезисе. Действительно, перечня смягчающих обстоятельств в Законе № 27-ФЗ нет, но это не значит, что органам ПФР вообще запрещено принимать такие обстоятельства во внимание. Основание: пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П: «Впредь до внесения необходимых изменений законодательство РФ о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в настоящем Постановлении».
Тезис № 8 — о проведении камеральных проверок, которых (как указано в письме ПФР) не существует как «понятия». Действительно, Закон 27-ФЗ не содержал и не содержит механизма выявления органами ПФР правонарушений страхователя, и этот пробел обнаружился в законодательстве после вступления в силу Закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ. Однако до 01.01.2017 г. в Федеральном законе № 212-ФЗ вполне конкретно существовали и работали нормы о проведении камеральной проверки, и о ее сроке — три месяца (часть 2 статьи 34). Исключение этих норм не в пользу страхователя, потому что ПФР теперь считает, что вправе проверять его в любое время и за любой период (тезис № 9 ).
Но поскольку Федеральный Закон от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ, ухудшающий положение страхователя, обратной силы не имеет (ввиду отсутствия в нем соответствующей специальной оговорки), невозможна его ретроактивность, то есть применение к отношениям 2016 года. Следовательно, камеральная проверка форм СЗВ-М за декабрь 2016 года закончилась в марте 2017 года, не выявив никаких нарушений. Составленные впоследствии в мае 2017 года акты ПФР являются неправомерными также и потому, что вынесены за рамками законно установленных правил проведения камеральных проверок .
И, в заключение, немного позитива. Это — Постановление Арбитражного Суда Дальневосточного округа № Ф03-924/2017 от 10.04.2017 г. А, значит, страхователям есть резон отстаивать свои права и законные интересы.
СЗВ-М - ежемесячная форма отчетности в ПФР. Сдавать ее нужно до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Если этот срок упущен, грозит штраф. Однако в некоторых случаях его удается избежать полностью или частично. Когда это возможно? Приведем примеры из судебной практики.
Напомним о санкциях
За опоздание с установлена ответственность по статье 17 закона о персонифицированном учете № 27-ФЗ. Это , данные о котором поданы с нарушением срока. Таким образом, если в организации работает большое количество человек, то опоздание с подачей формы может вылиться в весьма крупный штраф.
Одно дело, если субъект не подал СЗВ-М в срок без уважительной причины. Понятно, что обращение в суд в этом случае вряд ли поможет. Однако бывает, что страхователя штрафуют по весьма обидным причинам. Например, когда просрочка случилась из-за того, что в последний день подачи отчетности в офисе нет электричества или интернета. Зачастую нарушение сроков возникает из-за того, что в своевременно поданной форме обнаруживается ошибка , исправление которой производится уже за пределами срока подачи отчетности. Далее рассмотрим подобные случаи.
Ошибка в первоначальной форме СЗВ-М
Страхователь подал СЗВ-М вовремя, но после этого обнаружил в ней ошибку. Для исправления он подает уточненную форму, однако это происходит уже позже 15 числа.
Отметим, что чуть более года назад вступила в силу Инструкция по ведению персонифицированного учета , утвержденная приказом Минтруда № 766н. В пункте 39 этого документа говорится о том, что к субъектам, самостоятельно исправившим свои ошибки, санкции не применяются. Тем не менее при проверках более ранних периодов специалисты ПФР нередко в таких ситуациях накладывают штрафы .
Сразу скажем, что в подобных случаях арбитры обычно встают на сторону страхователей. Примерами могут служить постановления АС Дальневосточного округа от 10.04.17 № Ф03-924/2017 и АС Поволжского округа от 17.01.18 № Ф06-28745/2017. Аргумент: поскольку страхователь самостоятельно обнаружил и исправил ошибку до того, как об этом узнали в Фонде, то штраф накладывать неправомерно.
О том же самом сказано и в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 20.09.17 № А20-3775/2016. С той лишь разницей, что в нем речь идет о представлении отчетности в электронной форме.
Забытые сотрудники
Бухгалтер подал СЗВ-М своевременно, однако по невнимательности не включил в форму одного сотрудника. Чтобы исправить эту оплошность, была подана дополняющая форма с данными этого работника. Однако уложиться с ее подачей в срок бухгалтер не успел. В результате последовал штраф в сумме 500 рублей.
Если забытый сотрудник всего один или их несколько, это не беда. Но в крупных компаниях такая забывчивость может вылиться в весьма ощутимые проблемы.
Правомерно ли в такой ситуации наложение штрафа? Ведь за рамками срока подачи отчетности сдавалась лишь дополняющая форма, тогда как первичная была подана вовремя. Арбитражная практика неоднозначна, например:
- Постановление от 25.12.17 № Ф03-5001/2017. Судьи встали на сторону ПФР. Аргумент такой: в дополняющей в форме сведения о забытых сотрудниках были поданы впервые. В исходной форме они отсутствовали, следовательно сведения о них поступили в фонд с опозданием.
- Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 05.10.17 № А78-1989/2017. Суд поддержал страхователя. По его мнению, дополняющая форма СЗВ-М, по сути, является исправлением ошибок исходного отчета . А за это штраф не налагается.
Итак, судебная практика говорит о том, что в подобной ситуации шанс оспорить штраф все-таки есть. Так что если его сумма действительно существенна, стоит обратиться в суд.
Ошибочные данные по нескольким работникам
В следующем примере речь пойдет об оспаривании не самого факта наложения штрафа, а его суммы.
В организации работает 100 человек. СЗВ-М подавалась в последний день срока, однако принята не была. Причина - в отношении трех сотрудников указаны некорректные данные (СНИЛС либо ИНН). Бухгалтеру ничего не остается, кроме как исправить ошибки и подать форму позже 15-го числа. В Фонде посчитали, что отчет подан с нарушением срока, и наложили штраф - 500 рублей за каждое застрахованное лицо . То есть сумма штрафа составила 50 тыс. рублей.
Страхователь с этим не согласился. По его мнению, штраф должен рассчитываться исходя из количества лиц, в отношении которых в первоначально поданной форме были указаны некорректные данные. При таком расчете штраф должен составить всего 1,5 тыс. рублей. Кто прав?
Опять же, единого мнения арбитров на этот счет нет. Были решения, когда суди принимали сторону Фонда (постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.17 № Ф03-4421/2017). Но есть и противоположные исходы разбирательств, например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.08.17 № А27-22235/2016. В нем указано, что отчет с ошибками в отношении отдельных лиц не может считаться несданным в полном объеме . Соответственно, исчислять штраф исходя из общего количества застрахованных лиц неправомерно.
Таким образом, учитывая практику арбитражных судов, шанс на оспаривание подобного штрафа у страхователей имеется. Воспользоваться им или нет - это зависит от масштаба «бедствия».
Какие обстоятельства могут признать смягчающими
Зачастую удается снизить сумму штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М, если нарушения были допущены страхователем при смягчающих обстоятельствах. И примеров тому в арбитражной практике немало. К таким обстоятельствам могут отнести:
- Небольшой период просрочки . В понимании судей это, как правило, не более 16 дней.
- Первичность нарушения . Тем, кто прежде подобного не совершал, на первый раз штраф могут прилично скостить.
- Отсутствие задолженности по уплате страховых взносов. Если плательщик на хорошем счету, ему могут пойти навстречу и уменьшить сумму санкций.
- Технические неполадки : отсутствие связи, электричества, сбои программного обеспечения и так далее. Зачастую штрафы полностью отменяют.
- Тяжелые жизненные обстоятельства лиц, от которых в силу должностных обязанностей зависит сдача СЗВ-М.
В следующей таблице приведены примеры смягчающих обстоятельств.
Таблица. Что может смягчить штраф за сдачу СЗВ-М с нарушением срока
Судебное постановление |
Смягчающие обстоятельства, учтенные судом |
Штраф ПФР (в рублях) |
Штраф по решению суда (в рублях) |
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 10.10.17 № А81-5854/2016 |
|
||
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 06.09.17 № А78-15400/2016 |
|
||
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 30.03.17 № А27-17653/2016 |
|
||
Постановление АС Уральского округа от 24.05.17 № А76-27244/2016 |
|
||
Постановление АС Волго-Вятского округа от 17.07.17 № А28-11249/2016 |
|
Штраф за несдачу СЗВ-М — насколько реально быть оштрафованным и за какие нарушения, каков размер штрафа и как его избежать. На эти и некоторые другие вопросы попытаемся найти ответы у законодателя и в документах, выпущенных органами ПФР.
Из истории вопроса: назначение СЗВ-М
В рамках антикризисных мер, принятых Правительством на 2016 год, в закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, была введена ст. 26.1. Ею установлен новый порядок в отношении выплаты страховой пенсии и фиксированной части к ней в отношении работающих пенсионеров (ч. 2 ст. 3 закона «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов» от 29.12.2015 № 385-ФЗ):
- суммы страховой пенсии и ее фиксированной выплаты выплачиваются без учета индексации в период работы пенсионера;
- после прекращения им работы запрет на индексацию указанных сумм будет отменен.
Для ежемесячного мониторинга информации о работающих пенсионерах органами ПФР и была введена форма отчетности СЗВ-М. Она же позволила пенсионерам самостоятельно не представлять сведения о своей занятости в ПФР, эта обязанность возложена теперь на работодателя.
Однако право представить в ПФР заявление о факте осуществления (прекращения) им работы у пенсионера все же остается. Он может воспользоваться им для ускорения процесса начала индексации своей пенсии после увольнения.
Нестандартные ситуации, возникающие при заполнении формы СЗВ-М
Разберемся в нестандартных для таких случаев ситуациях, по которым и возникает у страхователей большинство вопросов.
Главным принципом при решении вопроса о включении сведений о физических лицах в СЗВ-М является следующее:
- физические лица работают в организации по трудовым договорам или договорам ГПХ, авторского заказа, издательским лицензионным договорам и прочим договорам, перечисленным в самой форме;
- действие таких договоров приходится на отчетный период (отдельно или в совокупности: заключены, продолжают действовать, прекращены в таком периоде);
- выплаты по договорам в пользу физических лиц потенциально могут облагаться страховыми взносами в ПФР (п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ; п. 2.2 ст. 11 закона «О персонифицированном учете» от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Таким образом, не имеет значения для целей заполнения формы следующее (письма ПФР от 06.05.2016 № 08-22/6356, от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581):
- факт отсутствия выплат физическому лицу в отчетном периоде при наличии таких начислений в его адрес;
- нахождение сотрудника на больничном, в декрете и в аналогичных ситуациях;
- нахождение сотрудника в отпуске (в том числе в отпуске за свой счет при отсутствии деятельности в организации);
- наличие в организации только руководителя (являющегося единственным учредителем), с которым ни трудовой договор, ни договоры ГПХ не заключены.
Такие особенности заключения договоров с физическим лицом, как работа на условиях совместительства / совмещения профессий, также значения не имеют.
Не попадают в форму разве что иностранные граждане — высококвалифицированные специалисты, временно пребывающие в РФ, которые не застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 7 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
ВАЖНО! Из вышесказанного следует: отчет по форме СЗВ-М нулевым (с пустой таблицей) быть не может.
Об одной из нестандартных ситуаций, возникающих при сдаче отчетности, читайте в статье .
Штрафуют за несданную СЗВ-М, сданную не вовремя (опоздание) или с ошибками
Ст. 17 закона № 27-ФЗ установлена ответственность за следующие нарушения по форме СЗВ-М:
- непредставление отчета;
- нарушение срока его представления;
- непредставление сведений о застрахованном лице;
- неполное или недостоверное представление сведений о застрахованном лице.
За любое из указанных нарушений предусмотрен штраф в размере 500 руб. за каждого работника, сведения о котором подлежат включению в форму за отчетный период.
ВАЖНО! Любая незначительная ошибка при заполнении формы, трактуемая органами ПФР как недостоверность в представлении сведений, приведет к штрафу, начисляемому на все количество застрахованных лиц, указанных в отчетности. В случае неуплаты или неполной уплаты финансовых санкций ПФР взыскивает задолженность в судебном порядке (ч. 15, 16, 17 ст. 17 закона № 27-ФЗ).
Таким образом, значительные санкции для страхователя могут возникнуть по причине случайной ошибки, исключить которую просто невозможно вследствие технического или человеческого фактора.
Итоги
К заполнению и соблюдению сроков сдачи рассматриваемой формы стоит подходить внимательно. Штраф за отчет СЗВ-М в компаниях с большой численностью персонала может вылиться в значительные суммы. Ведь рассчитывают его по количеству застрахованных физических лиц, сведения о которых, по мнению органов ПФР, должны быть включены в форму в отчетном периоде.
Компании и ИП могут заработать штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2019 году, если не успеют сдать отчет в положенный срок. Размер штрафа теперь увеличен, поэтому прочитайте внимательно, от чего зависит величина штрафа за просрочку с отчетностью, и какой размер штрафа ждет вас.
Какие ошибки могут привести к штрафу за СЗВ-М в 2019 году
Заработать штраф за СЗВ-М в 2019 году можно сразу по нескольким причинам. Но для начала, напомним вам, что форму СЗВ-М сдают в ПФР ежемесячно все компании и ИП, имеющие оплачиваемых сотрудников, в том числе и по договорам ГПХ.
Итак, при представлении отчета по форме СЗВ-М в 2019 году организацию и ИП могут оштрафовать:
- за несвоевременную сдачу СЗВ-М;
- за ошибки при заполнении формы, особенно если они связаны с выходными данными компании, а также ФИО, СНИЛС, ИНН ваших работников;
- за неправильную форму подачи СЗВ-М.
Важно! Компаниям в 2019 году грозит новый штраф за СЗВ-М, даже если компания в срок и без ошибок сдала отчет.
В 2019 году действует незыблемое правило. Если на предприятии или у ИП работает 25 и более человек, отчет по форме СЗВ-М можно сдавать только в электронной форме. Нарушение этого правила карается штрафом. При этом компании, в которых менее 25 человек работников, в праве сами выбирать форму подачи СЗВ-М: бумажную или электронную.
Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2019 году
В первую очередь уточним, что компании и ИП отчитываются в 2019 году перед ПФР по форме СЗВ-М до 15 числа следующего после отчетного месяца. За несвоевременную сдачу отчета ПФР начислит штраф.
Такой порядок штрафа прописан в ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Кстати сказать, что точно такая же сумма будет взыскана с компании и ИП с работницами, если они перешлют в 2019 году в пенсионный фонд форму СЗВ-М с недостоверными или неполными данными. А вот штраф за неправильный вид подачи формы, иной, но об этом чуть ниже.
Отметим, что штрафуется именно организация. Руководитель и бухгалтер к денежной ответственности привлечены не будут.
Будьте внимательны! 500 рублей штрафа берется не за день просрочки, а за каждого человека, включенного в данный отчет.
То есть если вы опаздываете со сроком сдачи СЗВ-М, которая заполнена, например, на 12 человек, то размер штрафа будет 500*12=6000 рублей. Такую же сумму вы заплатите, если в этой форме инспектора ПФР обнаружат ошибки.
Итак, если речь идет о несвоевременной сдаче СЗВ-М в 2019 году, а также об ошибках и неточностях в форме, вы сами можете легко посчитать сумму штрафа путем умножения количества работников в справке на 500 рублей.
Но мы решили чуть облегчить задачу некоторым организациям, рассчитав сумму штрафа за опоздание с СЗВ-М для компаний и ИП, у которых трудится от 1 до 20 работников.
В какие сроки нужно уложиться, чтобы не получить штраф в 2019 году
Чтобы не заработать штраф за не вовремя сданный СЗВ-М в 2019 году, проверьте сроки предоставления отчета, которые мы собрали в таблицу. Напомним, что отчет нужно сдавать в ПФР не позднее 15 числа месяца, который идет после отчетного.
Отчетный месяц в 2019 году |
Срок сдачи СЗВ-М в ПФР |
---|---|
Сентябрь |
|
Штраф за неправильный вид подачи СЗВ-М в 2019 году
Кроме штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2019 году, а также за ошибки и неточности в форме, ПФР ввела еще один штраф. Речь идет о неправильной форме подачи СЗВ-М. Этот вид наказания начал действовать уже в январе 2017 и продолжил свое распространение в 2019 году.
Напомним, что компании и ИП подают СЗВ-М в 2019 году следующим образом:
- при среднесписочном количестве работников 25 и более человек – только в электронном виде;
- при среднесписочном количестве работников менее 25 человек – на бумаге или в электронном виде (на усмотрение предприятия).
Важно! Нарушение этого положения грозит штрафом в 1000 рублей.
Штраф за дополняющую форму СЗВ-М в 2019 году
Могут ли оштрафовать компанию, если она сама заметила ошибки при сдаче СЗВ-М в 2019 году, и отправила в ПФР дополняющую форму?
Согласно Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ Пенсионный фонд теоретически может взыскать с вас штраф, даже если вы сами обнаружили ошибку. Но на практике ПФР не всегда так делает.
Если ошибка незначительная (не связана с реквизитами предприятия и личными данными работника) и организации удается мгновенно спохватиться и отослать дополняющую форму СЗВ-М своевременно, то бывает так, что фонд не налагает штрафа.
Но если неточность выявит инспектор ПФР, наказания не избежать, даже если сдана уточненная форма. Штраф будет в размере 500 рублей за каждого сотрудника, указанного в справке.
Порядок взыскания штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2019 году
Есть два способа, как ПФР может оштрафовать компанию.
- Пенсионный фонд пришлет вам требование, в котором будет прописана сумма к уплате;
- Фонд может дать команду банку принудительно списать деньги с вашего счета.
Чаще всего схема такая, если организация не удовлетворит требования ПФР об уплате штрафа в указанный там срок. Пенсионный фонд пришлет в ваш банк инкассовое поручение, и все равно изымет эти деньги.
Куда платить штраф за СЗВ-М в 2019 году
Еще один вопрос, который задают бухгалтеры, куда платить штраф за СЗВ-М в 2019 году? Штраф вам выписывает ПФР, поэтому и платить его нужно на реквизиты фонда. КБК берите 392 1 16 20010 06 6000 140. Начало кода «392» как раз говорит о том, что администратор этого платежа именно фонд.