«Семья — малая церковь» в условиях современной жизни. Семья — малая Церковь
Определение семьи как малой Церкви уходит своими корнями в ранние века христианства. Апостол Павел в своих посланиях упоминает близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их и «Домашнюю их Церковь» (Рим. 16:4). И это неслучайно. Семья в новозаветном понимании – это союз мужчины и женщины, которые живут христианскими идеалами, церковной жизнью и преследуют единственную цель – спасение во Христе. Никакие иные цели, кроме этой, семью, как Церковь, не создадут: ни просто человеческая любовь и уважение, ни воспитание детей, ни совместный быт, но только Христос всему этому смысл, крепость, совершенствование.
Семейный союз в Священном Писании сравнивается с союзом Христа и Церкви. Подобно тому как Христос возлюбил Церковь, муж должен возлюбить жену свою, заботиться о ней, наставлять на верный путь христианского спасения. Высочайшее духовное предназначение этого союза подтверждается тем, что благодать объединяет двух людей в единую плоть в Таинстве Венчания. Поэтому мы и говорим о семье, как о малой Церкви.
Как же сохранить святость и прочность семьи в наше непростое время? На это есть один простой и, одновременно, сложный ответ. Должна быть любовь. Не суррогат в виде страсти и влюбленности, часто основанный на внешнем благополучии. А настоящая христианская любовь — самопожертвование. Если интересы любимого человека превыше личных амбиций, если нет места борьбе за лидерство в семье, то это настоящая любовь, о которой писал апостол Павел. Только такая любовь долготерпит, милосердствует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Именно о даровании такой любви необходимо молиться, призывая помощь Божию в ее сохранении и приумножении.
Другим неизменным условием сохранения гармонии в семье является взаимная поддержка друг друга в любых жизненных ситуациях. Терпение и упование на Господа, а не отчаяние и взаимные упреки должны быть первостепенными в построении отношений. Семья для человека должна быть неизменным тылом, имея который человеку не страшно быть непонятым, обруганным или не утешенным. «Друг друга тяготы носите, говорит он, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).
Современные молодые семьи часто сталкиваются с казалось бы не большой проблемой, которая иногда оказывается сокрушительной для семейного союза – это желание проводить досуг со своими друзьями, приятелями или коллегами, часто в ущерб того времени, которое могли бы посвятить друг другу. Особенно ситуация усугубляется при появлении в семье ребенка. Это, к сожалению, неосознаваемая проблема сдвинутых приоритетов. Православный человек должен понимать, что нет никого ближе и важнее, чем Господь, после которого на втором месте должны быть супруг или супруга и никто иной. «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей» (Быт. 2:23-24). Ни дети, ни родители, ни, тем более, друзья, не восполнят всего того, что человек получает в браке. Это и безграничное доверие, и самопожертвование, и забота, и утешение, и поддержка, и разделение в равной степени трудностей и лишений. Неслучайно Таинство брака является одним из семи Таинств Православной Церкви. Поистине нет большего счастья на земле, чем быть счастливым в супружеском союзе.
Православная семья - это семья, целью создания которой является жизнь с Богом и спасение души. Противоположностью ей является семья… «гражданская», целью которой является счастливая жизнь на земле и продолжение рода. Но при этом и православная, и гражданская семья могут быть как хорошими, так и плохими, как бывают хорошие и плохие христиане, высоконравственные и безнравственные люди. Полноценной, счастливой, крепкой может быть и православная, и гражданская семья, но залог счастья лежит все же в сфере духовной.
Когда человек в семье живет для себя: стремится к комфорту, хочет, чтобы его любили, понимали, разделяли его взгляды, стремится к продолжению рода своего, то, несмотря на кажущуюся естественность всех этих желаний, такая семья имеет большую вероятность к тому, что семьей она быть перестанет, так как комфорт создать получается не всегда, кто-то другой, как оказывается, сможет полюбить тебя сильнее, и понимать будет лучше и - захочет стать отцом твоих детей…
Если же и муж и жена (или хотя бы один из них) живут для другого, то ситуация становится прямо противоположной: человек в этом случае стремится поступать, мыслить и чувствовать так, чтобы тому, кто находится рядом с ним, было спокойно, хорошо и комфортно. Если же это семья православная, то стремление это становится еще более высоким: супруги стараются помочь друг другу стать лучше и приблизиться к спасению души.
К сожалению, бывает, что и в православных семьях люди живут для себя и стремятся лишь к собственному спасению. А бывает, что люди, далекие от Бога, по самому своему воспитанию и характеру являются людьми жертвенными. Главное только, чтобы за этой жертвой не стояло ожидания воздаяния, потому что воздания может и не быть. Супруг, ради которого ты пожертвовала карьерой и здоровьем, может при собственных неудачах начать попрекать тебя за всякую мелочь, дети, которым ты отдавала всю себя, могут ни во что не ставить твое мнение и считать помехой…
Хорошая, крепкая, полноценная семья - та семья, где супруги уважают друг друга, не противопоставляют себя другому, а стремятся ко взаимному понимаю, где родители учат детей примером собственной жизни и НИКОГДА при детях не делают друг другу замечаний и не ссорятся. Даже, если эта семья не православная, то ей легче прийти к Богу, который сказал: «друг друга тяготы носите, и тем исполните закон Христов».
Если семья крепкая, православная она или нет, то вихри ей не страшны. Трудности только сплачивают супругов. Они одно целое, и не мыслят себя иначе. Супруг - это дар, который вручен тебе Богом (или судьбой) чтобы хранить и преумножать его. И во многом от тебя самой зависит: погибнет этот дар от неумелого обращения или как прекрасный цветок расцветет и даст плоды.
«Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, общие радости для них обоих восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудости само единодушие приятнее богатства. У них одно питие из домашнего источника, которое не вытекает никуда и никуда не притекает» (Святитель Григорий Богослов)
Добавлю к вышесказанному, что есть еще одно и очень важное, что отличает православную семью от любой другой - это благословение самого Бога.
"Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей." (Православный катехизис)
И именно благодать Бога хранит союз мужа и жены. И часто, именно когда уже не хватает собственных сил у супругов, чтобы исполнять заповеди Господа, в особенности друг перед другом, когда что-то происходит с нами, нашими чувствами, когда оступившись мы тянемся ко греху, на помощь приходит сам Господь и рассеивает сети лукавого и возвращает мир в души теперь ведь самых близких друг другу людей и они припадают друг к другу со слезами и словами "прости меня, ради Бога, это я во всем виноват (виновата)". И все прощается, трудное забывается и радость снова возвращается, и семья, прошедшая испытание укрепляется, и только сильнее возносятся благодарные молитвы к Господу, Его Пречистой Матери и Святым Его.
Увидела в одной книге "определение" христианской семьи и полностью соглашусь с этим высказыванием: "Добрая же христианская семья - ограждение чистых нравов, почва для насаждения добра в человечестве, орудие и средство для распространения и утверждения на земле Святой Христовой Церкви"
Выражение «семья - малая церковь» дошло до нас с ранних веков христианства. Еще апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их «и домашнюю их церковь». Говоря о Церкви, мы употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: церковь - называем «матерью», священника - «отцом», «батюшкой», себя называем «духовными детьми» нашего духовника. Что же так роднит понятия Церкви и семьи?
Церковь - это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает: «С нами Бог!». Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18, 20). Епископы и священники - не представители Бога, не заместители Его, а свидетели Божьего участия в нашей жизни. И христианскую семью важно понимать как «малую церковь», т.е. единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь «свидетелями», т.е. примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь «малой церкви».
Возможно ли такое понимание семейной жизни в наше время? Ведь современное общественное устройство, господствующее направление мыслей часто кажутся несовместимыми с христианским пониманием жизни и роли семьи в ней. В наше время чаще всего работают и отец, и мать. Дети с раннего возраста проводят почти весь день в яслях или детском саду. Потом начинается школа. Члены семьи встречаются только вечером, усталые, торопливые, проведшие весь день как бы в разных мирах, подвергаясь разным влияниям и впечатлениям. А дома ожидают хозяйственные заботы - покупки, стирка, кухня, уборка, шитье. Кроме того, в каждой семье случаются и болезни, и несчастные случаи, и трудности, связанные с квартирной теснотой, недостатком средств… Да, семейная жизнь сегодня - настоящий подвиг!
Еще одна трудность - конфликт между мировоззрением христианской семьи и общественной идеологией. В школе, среди товарищей, на улице, в книгах, газетах, на собраниях, в кино, в передачах радио и телевидения мощным потоком льются и заливают души наших детей идеи, чуждые и даже враждебные христианскому пониманию жизни. Противостоять этому потоку очень нелегко.
Впрочем, и в самой семье редко сейчас встретишь полное взаимопонимание между родителями. Часто нет общего согласия, общего понимания жизни и цели воспитания детей. Как тут говорить о семье как о «малой церкви»? Возможно ли это в наше неспокойное время?
Для ответа на эти вопросы стоит попытаться вдуматься в смысл того, что есть «Церковь». Церковь никогда не означала благополучия. В своей истории Церковь всегда переживала беды, соблазны, падения, преследования, разделения. Церковь никогда не была собранием только добродетельных людей. Даже самые близкие ко Христу двенадцать апостолов не были безгрешными подвижниками, не говоря уже о предателе Иуде! Апостол Петр в минуту страха отрекся от своего Учителя, сказав, что не знает Его. Другие апостолы спорили между собой о том, кто из них первый, а Фома не поверил, что Иисус воскрес. Но именно эти апостолы и основали Церковь Христову на земле. Спаситель избрал их не за добродетель, ум или образованность, но за их готовность все бросить, от всего отказаться, чтобы следовать за Ним. И благодать Духа Святого восполнила их недостатки.
Семья даже в самые трудные времена - это «малая церковь», если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник ее. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один-единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только один остается свидетелем и исповедником веры и христианского отношения к жизни.
Ушли времена, когда можно было надеяться, что церковный быт, традиции народной жизни смогут воспитать в детях веру и благочестие. Не в наших силах воссоздать общий церковный уклад жизни. Но именно теперь на родителей ложится обязанность воспитывать в детях личную, самостоятельную веру. Если ребенок сам, своей душой и своим умом, в меру своего детского развития будет верить, знать и понимать, во что он верит, лишь в этом случае он сможет противостоять соблазнам мира.
В наше время важно не только знакомить детей с основами христианской жизни - рассказывать о евангельских событиях, объяснять молитвы, водить в храм, - но и развивать у детей религиозную сознательность. Дети, растущие в антирелигиозном мире, должны знать, что такое религия, что значит быть верующим, воцерковленным человеком, они должны научиться жить по-христиански!
Конечно, мы не можем принуждать наших детей к каким-то героическим конфликтам с окружающей средой. Нужно понимать трудности, с которыми они сталкиваются, сочувствовать им, когда в силу необходимости им приходится скрывать свои убеждения. Но в то же время мы призваны развивать в детях понимание того главного, чего необходимо держаться и во что крепко верить. Важно помочь ребенку понять: не обязательно говорить о добре - надо быть добрым! Можно не говорить в школе о Христе, но важно стараться узнать о Нем как можно больше. Самое главное для детей - обрести ощущение реальности Бога и понять, что христианская вера охватывает личность и жизнь человека в целостности.
По словам св. Иоанна Златоуста, брак — это «малая церковь» в доме, где Божья благодать и Божья свобода дает возможность для спасения и более полной жизни человека. В православной семье существует четкая и неизменная иерархия. Бесспорное главенство мужа и отца в семье налагает на него большую духовную ответственность, как на кормчего «малой Церкви», которой является христианская семья. Глава семьи подобен пастырю, ответственному за судьбу своих духовных детей. На трудах мужа основывается благосостояние семьи. И семья — его первый долг. О тех, кто не заботится о своей семье, апостол Павел говорит кратко, но достаточно вразумительно: «Если кто о своих, и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры, и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).
Духовная жизнь в любви должна проявляться в семейном быту настолько полно, насколько это возможно. Каждый член семьи должен жить для блага другого, нося «бремена друг друга» и исполняя таким образом «закон Христов» (Гал. 6, 2) . В семье должно царить милосердие, прощение и взаимное духовное обогащение, а также все возможные проявления истинной любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13). Семейная жизнь, основанная на такой любви, будет радостной.
Главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная связь, любовь членов семьи. Семья христианина — отец, мать, дети — это образ Святой Троицы на земле. И как Святая Троица одно целое, так спаянная любовью истинно христианская семья должна в духе и любви быть одним целым. В этом ее сила и счастье и здесь, на земле, и в этом залог ее бесконечной радости в вечности.
Многие семьи отмечают, что с приходом к вере стали интересоваться своей родословной. Наблюдается снижение или полный отказ от ориентации на эмиграцию у людей, пришедших к глубокой вере.
Что же скрепляет отношения матери и дочери, сына и отца, например? Конечно же, это любовь, которая лежит в основе семьи. Семья является наглядным воплощением любви нескольких людей друг к другу. Юридическая регистрация не создает семьи. Для нее сходство вкусов, возраст, профессии или число людей не имеет значения. Основанием семьи считается взаимная любовь мужа и жены, любовь родителей и детей. Семейная любовь имеет свои отличия. Она — уникальна и не нуждается в словах. И об этом абсолютно всем известно, так как почти все имеют свои семьи. Семья, утвержденная Самим Богом, брачный союз — это Божие благословение. Если в семейной жизни муж и жена придерживаются заповедей Божиих и отдают Богу первое место, то в семье будет мир и согласие. Хочется пожелать каждому найти в себе Богом данное желание иметь большую и счастливую семью.
Подготовила Юлия МУСТАЕВА
Выражение "семья - малая церковь" дошло до нас с ранних веков христианства. Еще Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их "и домашнюю их церковь" (Рим. 16, 4). А говоря о церкви, мы употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем "отцом", "батюшкой", себя называем "духовными детьми" нашего духовника. Что же так роднит понятия церкви и семьи? Церковь - это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием Своим утверждает, "с нами Бог"! Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал: "...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). Епископы и священники - не представители Бога, не заместители Его, а свидетели Божьего участия в нашей жизни. И христианскую семью важно понимать как "малую церковь", т.е. единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь "свидетелями", т.е. примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь "малой церкви". Приложимо ли такое понимание семейной жизни в наше время? И в западном мире, и еще больше в России, бытовые условия, общественная жизнь, государственный строй, господствующее направление мыслей часто кажутся несовместимыми с христианским пониманием жизни и роли семьи в ней. В наше время чаще всего работают и отец и мать. Дети с раннего детства проводят почти весь день в яслях или детском саду. Потом начинается школа. Члены семьи встречаются только вечером, усталые, торопливые, проведшие весь день как бы в разных мирах, подвергаясь разным влияниям и впечатлениям. А дома ожидают хозяйственные заботы - покупки, очереди, стирка, кухня, уборка, шитье... Кроме того, в каждой семье случаются и болезни, и несчастные случаи, и трудности, связанные с квартирной теснотой и неудобствами. Да, семейная жизнь сегодня - это часто настоящий подвиг. Еще одна трудность - конфликт между мировоззрением христианской семьи и государственной идеологией. В школе, среди товарищей, на улице, в книгах, газетах, на собраниях, в кино, в передачах радио и телевидения мощным потоком льются и заливают душу наших детей идеи, чуждые и даже враждебные христианскому пониманию жизни. Противостоять этому потоку трудно. Да и в самой семье редко сейчас встретишь полное понимание между родителями. Часто нет общего согласия, общего понимания жизни и цели воспитания детей. Как тут говорить о семье как о "малой церкви"? Возможна ли она в наше время? Мне кажется, что стоит попытаться вдуматься в смысл того, что есть "Церковь". Церковь никогда не означала благополучия. В свой истории Церковь всегда переживала беды, соблазны, падения, преследования, разделения. Церковь никогда не была собранием только добродетельных людей. Даже самые близкие ко Христу двенадцать апостолов не были безгрешными подвижниками, не говоря уже о предателе Иуде! Апостол Петр в минуту страха отрекся от своего Учителя, сказав, что не знает Его. Другие апостолы спорили между собой о том, кто из них первый, а апостол Фома не поверил, что Иисус Христос воскрес. Но именно эти апостолы и основали Церковь Христову на земле. Христос избрал их не за добродетель, ум или образованность, но за их готовность все бросить, от всего отказаться, чтобы следовать за Ним. И благодать Духа Святого восполнила их недостатки. Семья даже в самые трудные времена - это "малая церковь", если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник ее. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни. Ушли времена, когда можно было надеяться, что церковный быт, традиции народной жизни смогут воспитать в детях веру и благочестие. Не в наших силах воссоздать общий церковный уклад жизни. Но именно теперь на нас, верующих родителей, ложится обязанность воспитывать в наших детях личную, самостоятельную веру. Если ребенок сам, своей душой и своим умом, в меру своего детского развития, верит, знает и понимает то, во что он верит, лишь в этом случае он может эту веру противопоставить враждебному окружению. Возможно ли это в детском возрасте? Мне кажется, исходя из моего опыта работы с детьми можно наметить четыре пути воспитания детского религиозного опыта: 1. Чувство и понимание "святого", "святости" - святого предмета, крестика, иконы, храма, человека, святости всего божественного. 2. Не надо быть злым, важно быть добрым, любить и жалеть других. 3. Во всем мире, природе, есть порядок, смысл, и все делается для чего-то. Все устроено волей Божьей. 4. Интересно постепенно узнавать что-то новое о жизни, о людях, о вещах, о Боге. Хорошо познавать то, что познается. В наше время верующим родителям важно не только знакомить детей с тем, во что они верят, - рассказывать о евангельских событиях, объяснять молитвы, водить, когда можно, в храм, - но и развивать у детей религиозную сознательность. Дети, растущие в антирелигиозном мире, должны знать, что такое религия, что значит быть религиозным, верующим человеком. Как пример могу привести полученную из Советского Союза рукопись покойной Е. Трояновской, педагога и верующей православной женщины 1. Во введении к этому труду она рассказывает детям о стрекозе и красочно описывает, как эту стрекозу воспринимают проходящие мимо. Дождевой червяк просто не замечает. Птица видит в ней пищу, девочка - игрушку, художник - красоту, ученый задумывается об устройстве ее крыльев и глаз. Мудрец увидел все то, что видели другие, но и еще кое-что. Он увидел в ней творенье Божие и стал размышлять о Боге. Прошел еще один человек, самый удивительный. Это был святой. Залюбовался стрекозой, и сердце его возгорелось еще большей любовью к благому Богу, сотворившему ее. Он стал молиться, и душа его наполнилась светом и любовью. Такого рода рассказы и разговоры с детьми могут помочь развить и утвердить их религиозное сознание. Мы не можем принуждать наших детей к каким-то героическим конфликтам с окружающей средой. Мы призваны понимать трудности, с которыми они сталкиваются, должны сочувствовать им, когда в силу необходимости они умалчивают, скрывают свои убеждения, чтобы избежать конфликта. Но в то же время мы призваны развивать в детях понимание того главного, чего необходимо держаться и во что они крепко верят. Важно помочь ребенку понять: не обязательно говорить о добре - надо быть добрым! Можно спрятать крестик или иконку, но нельзя над ними смеяться! Можно не говорить в школе о Христе, но важно стараться узнать о Нем как можно больше. Церковь знала периоды преследований, когда надо было скрывать веру, а иногда страдать за нее. Эти периоды были временами самого большого роста Церкви. Пусть эта мысль поможет нам в наших трудах по созиданию нашей семьи - малой церкви!