Сценка на тему пожарная безопасность для детей. Школа пожарной безопасности
Действующие лица:
Рассказчик 1
Рассказчик 2
Иван Иваныч
Пожарный 1
Пожарный 2
Пожарный 3
РАССКАЗЧИК 1:
Бим-бом! Тили-бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер -
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит Марья поутру.(Идет по залу, зевает)
РАССКАЗЧИК 2:
Про богатый Марьин дом
Мы и сказку поведем.
И вот к богатой даме в гости наконец,
Пришел Иван Иваныч - известнейший певец.
Сосед явился боевой,
За ним пришла соседка.(Входят, осматриваются)
МАРЬЯ:
Добро пожаловать, друзья,
Я вам сердечно рада.(Приглашает их)
Иван Иваныч, как дела?
Я вас давно к себе ждала!
ИВАН ИВАНЫЧ:
М-м-мое почтенье, Марья!
Пром-м-мокли м-мы немножко.(Дрожит)
Застиг нас дождик на пути,
Пришлось по лужам нам идти.
Я отогрею Вас, пройдемте!
ИВАН ИВАНЫЧ:
Благодарю, благодарю...
Привет мой, вам, новый сосед!(Подходит к Соседу)
Приятно познакомиться!
Попробуйте скорей обед!
Надеюсь, вам понравится.
Спасибо, Марья, благодарю.
А вас, вот, с новосельем!
От всей души сюрприз дарю.(Вручает подарок)
Примите поздравленья!
Какой красивый у вас дом!(Восхищается)
Жить счастливо будете в нем!
РАССКАЗЧИК 1:
Гости ели, танцевали,
Как могли все развлекались.(Танцуют все вместе)
Пришло время уходить.
ИВАН ИВАНЫЧ:
Какой чудесный был прием!
Какой прекрасный Марьин дом!
РАССКАЗЧИК 1:
Пока гостей всех провожали,
А дома перед печкой пламя.(Падает уголек)
Упал на пол уголек и деревянный пол зажег.
Искра маленькая вместе с угольком
Так и подпалила целый дом!
Пожар! Пожар! Горим! Горим!(Кричат, озираются по сторонам, убегают)
РАССКАЗЧИК 2:
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом... (Хозяйка уходит, ведущие выходят в центр)
РАССКАЗЧИК 2:
Давайте-ка изменим сказку!
Мы сделаем пожарных!
Из яркого огня,
Из пламени высокого,
Живого, как и я!..
ПОЖАРНЫЙ 1: (Оглядываясь назад, зовя других пожарных, кричит)
Эй, пожарная бригада!
Поторапливаться надо,
Запрягайте десять пар,
Едем, едем на пожар!(Выходят все пожарные, тушат пожар)
РАССКАЗЧИК 1:
Ох! Дела коварные!
Бравые пожарные
Потушили весь огонь
И водой и пеной разом
Спрятав лик в противогазах!
ПОЖАРНЫЙ 2: (Выходят в центр все герои)
Огонь красив, но это – не забава!
Не забывай опасности пожара!
Спички это – не игра!
Всем об этом знать пора!
ПОЖАРНЫЙ 3:
Электричество не терпит
Ротозеев и зевак.
Будьте, дети, осторожны,
Чтобы не попасть впросак!
ПОЖАРНЫЙ 1:
Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
“01” звони скорей!
РАССКАЗЧИК 2:
Ребята, чтоб в ваш дом
Как в «Марьин» не пришла беда
Будьте с огнем осторожны всегда.
Огонь - не шутка! Огонь - беда!
Не надо играть со огнем никогда!
Сценка из спектакля «Мы в профессии играем»
Продолжительность сценки: 10 минут; количество актеров: от 2 до 4.
Действующие лица:
Ведущий
Пожарный
Огонёк
Огоньки маленькие
Вступление.
На сцене появляется Ведущий.
Угадайте, кто вот-вот
Выйдет к нам на сцену!
Хобот длинный у него
Извергает пену.
Может на любой этаж
Он войти снаружи.
Там, где гость трудился наш,
Остаются лужи,
Но за это все ему
Очень благодарны!
Сам я что-то не пойму,
Кто это?
Пожарный!
Из-за кулис выходит Пожарный.
Пожарный
Здравствуйте, а вот и я
Прямо с пылу с жару!
Укротителем огня
Я зовусь не даром.
Про него я знаю всё –
Где и как родился,
Что он ест и как растет,
Чем бы пригодился.
Может он нам суп варить,
Греть жилище в стужу,
А еще мотор крутить –
Много где он нужен.
Жалко только, не всегда
Он находит дело –
Съест без спроса дом тогда
Или город целый!
У меня с таким огнем
Разговор особый…
Из-под ширмы на сцене появляется Огонёк и начинает скакать.
Всё, что в мире есть – моё!
Потуши, попробуй!
Я уже съел прелый лист,
И траву, и палку!
У меня отец – турист,
Мама – …
Ведущий делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Зажигалка!
Он в лесу меня зажег,
Покурил и бросил!
Я так голоден, что смог
Съесть бы пару сосен!
Съем кустарник, а затем
Заберусь повыше!
На сцене появляются кусты, деревья и дом. Огонёк набрасывается сначала на кусты, затем на деревья. Он съедает их одно за другим, становясь все больше и больше.
А еще вдобавок съем
Дом до самой…
Ведущий делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Крыши!
Огонёк запрыгивает на дом и начинает прыгать по крыше и выглядывать в разные окошки.
Я могу поджечь подъезд,
Стены, пол и двери.
Мебель съем!
Ведущий (в ужасе)
И вправду, съест!
Можете поверить!
Я могу воспламенить
Окна и балконы!
Что же делать?
Пожарный
Позвонить
Мне по...
Ведущий делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Телефону!
Ведущий берет телефон, снимает трубку и набирает номер.
Набираю ноль-один!
Раздается звонок телефона. Пожарный снимает трубку.
Пожарный
Ведущий (в панике)
Пожарный
Что случилось?
Мы горим!
Пожарный
Выезжаю. Ждите.
Пожарный и Ведущий кладут трубку.
Пожарный
Далеко бегом бежать –
На ногах не шины!
Чтобы ехать на пожар,
Мне нужна…
Ведущий делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Машина!
Раздается бибиканье, и на сцене появляется пожарная машина. Пожарный садится в кабину и едет. На середине сцены перед ним появляется легковая машина. Пожарная машина тормозит.
Пожарный
Вот беда! Еще чуть-чуть,
Съест огонь и сцену!
Чтобы уступали путь,
Я включу…
Ведущий делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Сирену!
Раздается звук сирены. Легковая машина исчезает. Пожарный на своей машине подъезжает к горящему дому. По дому прыгают уже несколько огоньков. Один из Огоньков набрасывается на пожарного, но тут же отскакивает обратно.
Огонёк (обиженно)
Не горит совсем в огне,
Хоть и аппетитный!
Пожарный
Не простой костюм на мне –
А…
Ведущий делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Теплозащитный!
Еще несколько огоньков наскакивают на Пожарного, но ни с чем убегают обратно в дом. Пожарный достает из-под ширмы крышку люка – открывает его, бросает туда один конец рукава и тянет второй конец к дому.
Пожарный
Я к гидранту подключу
Свой рукав пожарный
И водой вас окачу!
У пожарного от ствола до вертикальной тонкой проволочки, прячущейся за домом, натянута тонкая голубая ленточка. Актер шевелит проволочку, и лента извивается как струя воды, перемещаясь по стене дома, не достигая крыши. Огоньки, попавшие под ленточку, с шипением падают и исчезают.
Ах, какой коварный!
Остальные огоньки забираются на крышу, прыгают там и дразнятся. Струя до них не дотягивается.
Потушил? А мы вот так!
Мы уже на крыше!
Не достанешь нас никак!
Пожарный (смеясь)
Залезайте выше!
Пожарный поднимает закрепленную на машине лестницу, забирается на нее и начинает тушить огоньки.
Перестаньте воду лить!
Пожарный
Пейте до упаду!
Есть хотим мы, а не пить,
Нам воды не надо!
Остается только один – самый ловкий. Он спрыгивает с дома и бежит мимо пожарного в другую сторону.
Пожарный
Почему ты не погас,
Мелкий нарушитель?
На таких, как ты, у нас
Есть…
Ведущий делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Огнетушитель!
Пожарный достает огнетушитель и гонится за маленьким огоньком.
Ой, не тронь! Не тронь! Не тронь!
Я так не согласен!
Пожарный
Непослушный ты огонь,
А такой – опасен!
Пожарный гоняется за Огоньком и «шипит» на него огнетушителем.
Пожарный
Нам с тобой нельзя шутить!
Огонёк (умоляюще)
Жить мне разрешите!
Буду чайник кипятить,
Только не тушите!
На сцене появляется плита, Огонёк заскакивает на нее и горит. Пожарный ставит на конфорку чайник.
Пожарный
Что, простим его, друзья?
Да простим, пожалуй!
На все сто уверен я,
Что он добрый малый!
Звонит телефон. Пожарный берет трубку.
Пожарный
Что ж, ребята, мне пора
Снова на заданье!
Что мы скажем, детвора,
Дяде?
Ведущий делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
До свиданья!
Пожарный садится на машину и под звук сирены уезжает за кулисы. Дом, плита с Огоньком и телефон исчезают. Ведущий и зрители аплодируют.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска»
Сценарий внеклассного мероприятия по пожарной
безопасности
для учащихся начальных классов
«ПОЖАРНЫМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ,
НО ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
ЗНАТЬ ОБЯЗАН!»
Подготовила:
учитель начальных классов
Божко Анна Анатольевна
2013 год
Пояснительная записка
Достижения современного прогресса не только создали множества благ
и условий комфортного существования для людей, но и породили новые
факторы риска в их жизнедеятельности. Возрастает уровень
технической оснащенности современного жилья, для отделки и
производства мебели используются синтетические материалы,
выделяющие высокотоксичные газы при горении и тлении, предметы
бытовой химии и парфюмерии изготовляются в аэрозольных упаковках,
которые при неумелом обращении представляют взрыво и
пожароопасность, угрозу быстрого распространения огня и воздействия
на человека опасных факторов пожара. Часто виновниками несчастных
случаев и их жертвами становятся дети. Огонь в их руках способен
стать причиной гибели людей. Многие дети сегодня не обладают
достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности
при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны
предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам
поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную
жизнь следует обучать с раннего возраста. Ежегодно в Российской
Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых
погибает более 15 тысяч человек, в том числе 800 детей. Причина
каждого десятого пожара в стране шалость детей с огнем.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по
противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует
постоянного
улучшения.
внимания
Цели:
пропаганда и развитие культуры безопасности обучающихся,
навыков безопасного поведения при пожаре, закрепление знаний
о правилах пожарной безопасности;
отработка правильных действий в случае возникновения
пожара;
формирование четкого представления о том, как выглядит
опасность и почему она возникает;
развитие умения находить решение в сложных ситуациях;
воспитание осторожного обращения с огнем, бережного
отношения к своей жизни, находчивости, собранности;
Задачи:
закрепить представление детей о причине пожара;
сформировать сознательное и ответственное отношение к личной
безопасности и безопасности окружающих
Оборудование:
бутафорская коробка спичек;
спичка с «огнем» (материал);
две шапочки козлят;
1 шапочка козы, фартук;
корзинка для козы;
пожарный рукав;
костюмы пожарных;
телефон
красный воздушный шар
Полученный результат: закрепление знаний детей по пожарной
безопасности, организация досуга
Ход:
Театрализованная деятельность: сценка «Спички детям не
игрушка»
Ведущий:
В роще березовой, на самой опушке
Живет коза с козлятами в красивой избушке.
Коза, заботливая мама, за молоком идет.
И непослушным детям такой наказ дает:
Коза:
Ребятушки, козлятушки, вы слишком не шалите.
И спички, вы, пожалуйста, из шкафа не берите.
Ведущий:
Ушла коза, а шалунишки
Уж достают из шкафа спички.
Козлик быстро чиркнул спичкой,
И вспорхнуло пламя птичкой.
По столу и по подушкам,
По ковру и по игрушкам!
1 козленок:
Больше пламя, выше пламя…
Ой, боюсь, сгорим мы сами.
2 козленок:
Что же делать, как нам быть,
Как пожар предотвратить?
Ведущий:
Больше пламя, выше пламя.
Дым валит со всех сторон.
Стойте! Где же телефон!
Кто же к телефону поспешит,
О пожаре сообщит?
1 козленок:
«01» сумел набрать и еще сказать хочу:
Адрес и фамилию свою,
Также номер телефона,
Из которого звоню.
Козлята вместе: (плачут)
Эй, пожарные, спешите!
Помогите, помогите.
Ведущий:
Через несколько минут
Две машины тут как тут!
Под музыкальное сопровождение входит команда юных пожарных.
Исполняют песню (на мотив песни "Буратино")
Когда беда, он входит в дом.
Он с детства каждому знаком.
Он не писатель, не поэт.
Зато, смелей на свете нет!
Его повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?
По – жар ный!
Он носит шлем на голове.
И не горит совсем в огне.
Он смел, умен, хорош собой.
Ну, разве это не герой?
Его повсюду узнают.
Скажите, как его зовут?
По – жар ный!
1 пожарный: (с пожарным рукавом, обращается к козлятам)
Не зальешь огня слезами,
Мы водой потушим пламя.
Будем жить да поживать,
Только, чур, не зажигать!
Козлята: (вместе)
Спички больше не возьмем!
И не будем мы играть с огнем!
2 пожарный:
Здесь все печально б сложилось, ребята,
Наверно, не спичка в беде виновата,
А виноват тот, кто с нею шалил!
1 пожарный:
Человеку друг огонь, только зря его не тронь!
Если будешь баловаться, то беды не миновать!
2 пожарный:
Друзья! Вы спросите меня, как уберечься от огня?
А так, сказала мама «НЕТ» не нарушай её запрет.
Иначе… скачет, словно конь, разбушевавшийся огонь.
Остерегайтесь же, друзья, того, во что играть – нельзя!
Ведущий:
Ребята, как вы, наверное, догадались, темой нашего мероприятия
будет противопожарная безопасность.
Вы знаете, что огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего.
Возникает пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного
поведения. Чтобы его избежать, что нужно для этого знать?
(ответы детей)
Ведущий:
Правило первое касается каждого, правило это самое важное!
И на улице и в комнате вы о нем, ребята, помните –
Спички не тронь – в спичках огонь!
Для забавы, для игры спички в руки не бери!
Коробка спичек хоть мала, но много может сделать зла!
Ведущий: Запомните, дети, правила противопожарной безопасности
(выступают ученики с картинками в руках)
1 ученик:
С точки зрения пожарной он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги самодельный абажур.
2 ученик:
Возле дома и сарая разжигать костер не смей!
Может быть беда большая для построек и людей.
3 ученик:
Не суши белье над газом – все сгорит единым разом!
4 ученик:
Когда без присмотра оставлена печь один уголек целый дом может
сжечь.
5 ученик:
Чтоб он не стал твоим врагом, будь осторожен с утюгом.
6 ученик:
Костер вы бросили в лесу – и вот несчастье на носу.
7 ученик:
Ты о пожаре услыхал – скорей об этом дай сигнал.
Ведущий берет красный воздушный шар
Ведущий:
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал воздушный шар
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди.
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет злой …
Все: Пожар
Ведущий: Закрепить знания пожарной безопасности поможет нам игра
«Добавь слово».
(дети образуют круг, в руках ведущего шар, который он передает со
словами, добавляет последнее слово стихотворной строки игрок, в
руках у которого оказался шар, и передает дальше)
Ведущий: Раз, два, три, четыре, у кого пожар в …?
Участник: квартире (передача шара)
Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил …?
Участник: утюг (передача шара)
Ведущий: Красный отблеск побежал. Кто со спичками …?
Участник: играл (передача шара)
Ведущий: Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над …?
Участник: газом (передача шара)
Ведущий: Столб огня чердак объял. Кто там спички …?
Участник: зажигал (передача шара)
Ведущий: Побежал костер во двор. Кто у дома жег …?
Участник: костер (передача шара)
Ведущий: Пламя прыгнуло в траву. Кто же это жег….?
Участник: листву (передача шара)
Ведущий: Кто бросал в огонь при этом незнакомые …?
Участник: предметы (передача шара)
Ведущий: Помни каждый гражданин этот номер…?
Участник: 01 (передача шара)
Ведущий: Кто с огнем неосторожен, у того пожар…
Участник: возможен (передача шара)
Ведущий: Если младшие сестрички зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять? Сразу спички те…
Участник: отнять (передача шара)
Ведущий: Дети, помните о том, что нельзя шутить с …
Участник: огнем.
Ведущий: А теперь послушайте стихотворение, в котором еще раз
говорится о том, как следует себя вести при пожаре.
(читают подготовленные дети)
1 ученик:
Пожар случиться может, пусть не наша в том вина,
На тот случай знаем тоже, как должны вести себя:
Если в двери выйти можно, так и сделаем, уйдем,
Из квартиры всех животных за собою уведем.
2 ученик:
Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим.
Если нету телефона, мы к балкону поспешим,
За собою дверь балкона хорошенько притворим.
Если нет у нас балкона, станем в окна мы кричать:
О пожаре всем прохожим громко будем сообщать.
3 ученик:
Нас тогда услышат люди, и на помощь нам придут,
Ждать нам долго не придется, нас пожарные спасут.
4 ученик:
Почему мы наши двери закрываем поплотней?
Чтоб не дать пожару дальше развиваться поскорей.
Если двери мы откроем, свежий ветер налетит,
Силы он огню удвоит, полыхнет и все сгорит.
5 ученик:
Дым идет от возгоранья, если чтото вдруг горит,
Этот дым по содержанью и едуч, и ядовит.
До балкона доберемся, хоть ползком в сплошном ряду,
А открыть балкон сумеем, значит, выйдем на балкон,
Воздух будет там свежее, там подмогу подождем.
6 ученик:
Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня),
На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя.
Потому что ветром пламя увеличим, убыстрим,
Не одна одежда – сами в этом пламени сгорим.
Если снять одежду сложно, мы на землю упадем,
По земле кататься будем – так мы справимся с огнем.
7 ученик:
Вспыхнет вдруг одежда сильно на товарище у нас,
Мы с себя одежду снимем и накроем пламя враз.
Доступ воздуху закроем – и огонь умрет тотчас,
Друга тут же успокоим и проводим до врача.
Главное позвать на помощь тех, кто борется с огнем,
Мы их очень уважаем и пожарными зовем!
Ведущий: Как же нужно себя вести, чтобы огонь не принес беду?
Выпал на пол огонек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой!
А залей его …..
Все: водой
Если младшие сестрички
Зажигают в доме спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички ……
Все: отобрать
Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы делать, дети?
Вынуть вилку из …
Все: розетки
Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в этот миг
В часть пожарным позвонить,
О пожаре …
Все: сообщить
Методика «Объяснимся с самим собой»
Ведущий: Продолжите начатую мысль, вслух объясняя причины, по
которым нельзя выполнять то или иное желание: (приложение 1)
Я хочу … Мне нельзя, потому что
Поиграть со спичками Спички детям не игрушка
Включить самостоятельно Без взрослых нельзя включать
электроприборы
Ведущий: А в заключение предлагаю игру на внимание
«Это я, это я, это все мои друзья…»
Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар! Горим!»?
(Это я, это я, это все мои друзья…)
Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днем?!
(……………………………………)
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по «04»?
(Это я, это я, это все мои друзья…)
Кто костров не разжигает
И другим не позволяет?
(Это я, это я, это все мои друзья…)
Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички?
(Это я, это я, это все мои друзья…)
Признавайтесь мне о том,
Кто из вас шалит с огнем?
(……………………………………….)
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
(Это я, это я, это все мои друзья…)
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
(Это я, это я, это все мои друзья…)
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет свой дом и школу от огня?!
(Это я, это я, это все мои друзья…)
Ведущий: Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и
никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других
людей, дом, в котором вы живёте, и школу, в которой вы учитесь!
(включить песню «Закаленные в огне»)
Использованная литература, интернетресурсы:
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. «Безопасность»
учебнометодическое пособие по основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПБ:
«Детство ПРЕСС», 2008, 144 с.
Журнал для занятий с детьми «Дошкольник. Младший школьник»
№24.2006.
Шорыгина Т.А., «Правила пожарной безопасности» для детей 58
лет. М: ТЦ Сфера, 2007 – 64с
Давыдова М., Агапова И. Внимание: дети. Праздник в школе. М.,
2001. – 329 с.
Кожбахтеев В.М. Знай и умей. Памятка для населения. М., 1990. –
48 с.
Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982. – 190
с.
Нинько Т. Наш номер «01». – Киев: Вэсэлка, 1988. – 25 с.
Сибирев В. «01» пароль отважных. – М.: Издательский дом
«Калан», 2000. – 20 с.
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=поведение на пожаре
безопасность&pos=25&rpt=simage&img_url=http%3A%2F
%2Fwww.58.mchs.gov.ru%2Fupload%2Fiblock
%2F841%2F297776774_preview_98.jpg
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=про пожарную
безопасность&pos=15&rpt=simage&img_url=http%3A%2F
%2Fwww.nmsu.edu%2F~safety%2Fimages%2Ffire_meaney.gif
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=бумажный абажур
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=костер возле сарая
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=огонек из печи
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=сушка белья над плитой
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=пожар от утюга
Сценарий по пожарной безопасности (для школьников)
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЁРКА» по пожарной безопасности в школе и дома.
В каждой команде по 7 человек. Между командами развернётся борьба за главный приз программы «Великолепная семёрка». Победителем будет считаться та команда, которая к концу вечера наберёт большее количество жетонов. Итак, первый конкурс.
1.Знакомство.
По сигналу ведущего один из сидящих за столиком пишет на листке своё имя, и так до тех пор, пока на листке не будут записаны имена всех семи игроков. Как только команда выполнит задание, один из игроков поднимает листок на вытянутой руке. Награда за победу – один жетон. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
ВЕДУЩИЙ: Работа пожарных всегда подразумевает встречу двух стихий: воды и огня. Об этих стихиях много сложено и пословиц, и поговорок.
2.Пословицы и поговорки.
Участникам нужно назвать пословицы и поговорки, в которых упоминаются «огонь» и «вода». В настоящем аукционе побеждает тот, кто предложил последнюю, самую высокую цену – жетон получит та команда, чья пословица или поговорка прозвучит последней.
Примеры пословиц и поговорок:
В огне и железо плавко.
Вода и мельницу ломает.
Вода путь найдёт.
Где огонь, там и дым.
Добро не горит и не тонет.
Дыму без огня не бывает.
И днём с огнём.
Много с тех пор воды утекло.
На сердитых воду возят.
ВЕДУЩИЙ: Сейчас мы проведём самый сложный конкурс нашей программы, который назвали «Блиц».
3.Блиц.
Каждой команде будет задано определённое количество вопросов, на которые она в течение 90 секунд должна будет ответить. За каждый правильный ответ команда получит жетон.
Примеры вопросов:
1. Какие средства пожаротушения считаются первичными?
(Лопата, ведро, лом, топор, песок, вода)
2. Как называются огнетушители?
(ОХП-10 – огнетушитель химический пенный; ОУ-5 – огнетушитель углекислотный)
3. Как сбить пламя с горящей одежды на человеке?
(Накрыть огонь мешковиной, фуфайкой, одеялом. Огонь с себя можно сбить, катаясь по земле)
4. Что входит в программу соревнований по пожарно-прикладному спорту?(Полоса препятствий. Участник со стволом пожарного шланга бежит, преодолевает забор, берёт 2 рукава, соединяет всё между собой, пробегает по буму, присоединяет рукава к разветвлению, взбирается на дом по складной лестнице, тушит огонь)
5. Где и в каком состоянии должны находиться противопожарные средства в школе? (В специальном месте на пожарном щите, в исправном состоянии)
6. Каков порядок действий при загорании? (Позвонить по телефону «01» и, действуя по обстановке, приступить к тушению пожара)
ВЕДУЩИЙ: Если случился пожар всегда на помощь придут пожарные. От их слаженных действий многое зависит. Поэтому следующий конкурс мы назвали «Пожарные».
4. Пожарные.
Выверните рукава двух курток и повесьте их на спинки стульев. Стулья поставьте на расстоянии одного метра спинками друг к другу. Под стульями положите верёвочку длиной два метра. Оба участника стоят у своих стульев. По сигналу они должны взять куртки, вывернуть рукава, надеть, застегнуть. Потом оббежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дёрнуть за верёвочку. Побеждает та команда, участник которой сделает это быстрее.
ВЕДУЩИЙ: Часто пожарным приходится работать и ночью. Следующий конкурс мы назвали «Путешествие в темноте»
5. Путешествие в темноте.
Для этого конкурса потребуются кегли и повязки на глаза по количеству участников. Кегли расставляются «змейкой» перед каждой командой. Команды, взявшись за руки, с завязанными глазами пытаются пройти дистанцию, не задев кегли. У чьей команды окажется меньше сбитых кеглей, та и получает жетон.
ВЕДУЩИЙ: Часто пожарные используют водомётную машину. Они пользуются ею, когда надо направленной струёй воды сбить пламя. Но наш водомёт устроен гораздо проще, да и пожар тушить не придётся.
6.Водомёт.
Для этой эстафеты вам потребуется для каждой команды следующий инвентарь: ведро воды, стакан, кегли. Для проведения конкурса нужно на расстоянии 5-6 метров от линии старта установить ведро с водой и стакан, а ещё через 2-3 метра в ряд поставить кегли. По сигналу первый участник бежит до ведра – это «огневой рубеж», зачерпывает стаканом воду, а затем выплескивает воду в сторону кеглей. После этого он оставляет стакан и возвращается к команде, чтобы передать эстафету следующему игроку. Задача команды – сбить все кегли как можно быстрее.
ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята! Ну вот наша игра подошла к концу. Нам осталось подсчитать жетоны и определить команду – победительницу.
(Подведение итогов игры. Вручение призов победителям)
Сценарий внеклассного мероприятия
по пожарной безопасности
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 5 г. Пугачёва
Скакалина М.А.
Цели:
Пополнить знания учащихся о правилах пожарной безопасности.
Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, в случае возникновения пожара дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.
Организовать выставку рисунков на тему “Осторожно, огонь!”, объявить конкурс на лучшее сочинение “Огонь – друг и враг человека”.
Накануне провести экскурсию в пожарную часть или пригласить на классный час инспекторов пожарной части.
Оборудование:
Плакаты на противопожарную тематику;
Детские рисунки на тему “Осторожно, огонь!”;
Выставка детских книг: Б. Житков «Пожар в море», Л.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»,С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К.И.Чуковский «Путаница», Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»;
Мультимедийный проектор, презентация «Пожарным сегодня мы честь воздаём»
Ход мероприятия.
Ведущий. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.(Выбегают две лисички со спичками в руках).
Ведущий. А вы кто и откуда пришли к нам?
Лисички (хором) Мы две хитрые сестрички,
Мы две хитрые лисички,
Мы из дома взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Лисичка 1. Привет, ребята! Вы нас узнали?
Лисичка 2. Из какого мы стихотворения к вам пришли? И кто его написал?
Лисичка 1. Ребята! Мы вам спички принесли. Давайте поиграем!
Лисичка 2. Знаете, как здорово горит!
Ведущий. Да вы что, лисички! Разве спичками играть можно? Вот и ребята вам скажут, что от маленькой спички может возникнуть большой пожар. Правда, ребята?
Лисичка 1. Подумаешь, еще одну школу построят.
Лисичка 2. И от огня мы убежим. Вот так вот!
Ведущий. Ну-ка, лисички не хулиганьте, а сядьте и послушайте вместе с нами, как это опасно – играть с огнем!
Лисички-сестрички, я предлагаю вам вместе с ребятами поиграть в игру. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?
Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?
А сгорел гараж знакомых и строительный забор.
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
(Это я, это я, это все мои друзья).
Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.
(Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья).
Ведущий. - Дети, в каждом доме есть огонь. Где его можно взять? (спички, зажигалки, электрические лампочки и т. д.)
А каким огонь бывает?
Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.
Ученик Огонь бывает разный
Бледно - жёлтый,
Ярко – красный,
Синий или золотой
Очень добрый,
Очень злой.
Ведущий . Огонь во многом облегчает человеку жизнь. Он человека согревает, дает возможность приготовить пищу.
1 ученик. Без огня невозможна жизнь на Земле. Огонь дал возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Он нужен всюду. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полёты реактивных лайнеров стали возможны благодаря применению могучей силе огня. 2 ученик. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Огонь, зажжённый от лучей солнца в далёкой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены.Ведущий. Ребята, но огонь может быть не только другом, но и врагом. Врагом, которого не победишь, если он разбушуется и войдет в силу.
3 ученик. Тысячи сел и городов исчезли в гигантских языках пламени. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар. Ведущий. Есть люди, которые помогают справиться с огнём, которые спасают пострадавших людей. Это пожарные, а в старину их называли огнеборцы. 1 ученик. (дети одеты в костюмы пожарных)Не хочу быть “новым русским”.
Не хочу кабриолет.
Смелым буду я пожарным –
В городе не будет бед!
Будут люди улыбаться
И спасибо говорить,
А пожары и тревоги
Стороною обходить.
Труд пожарного не лёгок,
Он опасен и суров.
Если хочешь стать пожарным,
Ко всему ты будь готов!
2 ученик.Люди, будьте осторожны!
Берегите свой очаг!
Я хочу, чтоб в доме вашем
Не гостили боль и мрак.
После школы непременно
Я в пожарные пойду!
Буду сильным, ловким, смелым-
В жизни я не пропаду.
Ведущий . Сегодня в гости к нам пришёл сотрудник МЧС, ФИО и он расскажет вам об истории нашей пожарной части. Выступление сотрудника МЧС: С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В 1803 году Александр-1 подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны. Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в её состав входили 25 человек. 17 апреля 1918 года был подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнём”. Этот день и стал днём образования пожарной охраны.200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь – лошади – самые лучшие, самые резвые. На смену лошадям пришли мощные машины. Автомобили находятся в огромном специальном гараже. Все машины красного цвета. Выезжая по вызову, они имеют преимущество проезда и могут ехать на красный сигнал светофора. При этом включаются сирены и мигалки. На пожар всегда выезжает боевой расчёт, состоящий из нескольких машин. Команда разделена на группы, у каждой свои задачи: пожаротушение, спасение и эвакуация людей, предотвращение распространения пожара на близлежащие здания. Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Ежедневно выступая по тревоге, они не знают, с какими трудностями им придётся столкнуться: войти в задымлённый подвал или подняться на горящий чердак, тушить объятое пламенем здание. Из всех профессий они выбрали единственную, и лишили навсегда себя права на страх: огненная стихия не всегда гарантирует им жизнь. Пожарные были героями во все времена. Их всегда отличали любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь. Часто пожары возникают по вине школьников. Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками. Эти игры представляют собой большую опасность. Очень опасна шалость с легко воспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лак. Подобные вещества грозят взрывами, а значит, тяжелыми ожогами. Ведущий . А сейчас попробуем сами побыть немного пожарными. (Выбирает команды учащихся). Ведущий . Первое задание для команд “Сборы пожарной команды на вызов” -Ребята, вы наверное все знаете, что у пожарных имеется специальная одежда. Она защищает их от огня. Представьте себе, что вы пожарная команда. Вам нужно быстро одеть спецодежду (в данном случае это будет личная верхняя одежда), каждый поочерёдно подбегает к вешалке с одеждой и быстро её надевает, возвращается в команду, рукой передавая эстафету. Чья команда с заданием справится быстрее? Ведущий . Чтобы огонь победить, Его надо быстро потушить! Следующее задание “Тушение пожара” Вёдра с водой стоят возле команд. Пустые вёдра на противоположной стороне. У ведущих разовые стаканчики, которые будут передавать из рук в руки следующим участникам. Стаканчиком надо набрать воды и, не проливая её, принести в другое ведро. Кто больше принесёт воды? Ведущий. Третье задание для команд называется “Пожарные – люди сильные” Сейчас мы проверим силу ваших команд. Болельщики считают вслух, а Вы надувайте шары. Когда счет закончится (до 8), жюри проверит, у кого они больше. У победителей задания давление брандспойта больше, а значит быстрее можно потушить пожар. Ведущий. И ещё одно задание для команд “Ликвидация последствий” На верёвку надо привязать надувные шары (лампочки), т.е. восстановить подачу электрического тока. Ведущему и замыкающему натянуть провод по его длине. Кто быстрее справится с заданием? Ведущий. -Ребята, а кто из вас знает по какому номеру нужно позвонить, чтобы вызвать пожарных? -Как правильно это сделать?назвать адрес, где горит;
свой номер телефона;
свою фамилию;
на каком этаже горит;
как лучше подъехать к дому;
сколько подъездов в доме.
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным “01”.
2ученик. Если где-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге как один,
Позвоним по 01.
3ученик. И ближайшему району
Позвоним по телефону.
Где горит и что горит,
И кто об этом говорит!
Ведущий. -А кто хочет попробовать сам вызвать пожарную команду по телефону? (вызвать заранее подготовленного ученика)
Ведущий. –Поиграем в игру «Договори словечко». Я буду читать начало стихотворения, а тот ученик, которому я брошу мяч будет заканчивать.Раз, два, три, четыре-
У кого пожар в…? (Квартире).
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил....? (утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками,
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над…? (газом)
Столб огня чердак объял.
Кто там спички….? (зажигал)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег...? (листву.)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые...? (предметы).
Помни каждый гражданин этот номер... (ноль один).
Дым увидел - не зевай и пожарных... (вызывай).
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнем….? (опасно)
Ведущий. Много мы сегодня говорили о пожарной безопасности - Давайте все вместе составим правила пожарной безопасности Правила пожарной безопасности:- Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
Не суши бельё над плитой.
Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома (лучше это делать со взрослыми).
Мы частушки пропоем,
Как вести себя с огнем,
Вам сейчас покажем. (вместе)
То, что спички не игрушка
Знает каждый, знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.
Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.
Разводить костёр у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.
Захламлять подвал не надо
Разными предметами,
Чтоб пожар вдруг не случился,
Помните об этом!
Ну, а если все же вдруг,
Запылает все вокруг,
Зря секунды не теряй,
К телефону подбегай.
Помни, каждый гражданин,
Главный номер-01,
Панику не поднимай,
Адрес сразу сообщай.
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают “Ноль – один!”
Всем напомнить здесь уместно,
Что с огнем шутить нельзя.
Выполняйте повсеместно
Эти правила, друзья! (вместе)
Ведущий. Вы наверное обратили внимание на выставку книг детских писателей. В этих произведениях авторы тоже пишут о пожарах и о том как люди героически борются с ними. - Попробуйте отгадать, из каких произведений взяты следующие строки. «Море пламенем горит,Выбежал из моря кит,
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!»
(К. Чуковский «Путаница»)
«С треском, щёлканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Вернулся кот Василий
И кошка вслед за ним
«Пожар! Горим! Горим!»
(С.Я. Маршак «Кошкин дом»)
«Что за дым над головой?Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом»
(С.Михалков «Дядя Степа») С дымом мешается
Облако пыли,
Мчатся пожарные
Автомобили,
Щелкают звонко,
Тревожно свистят.
Медные каски
Рядами блестят. Миг - и рассыпались
Медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке. Люди в брезенте -
Один за другим -
Лезут
По лестницам
В пламя и дым... (С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»). Ведущий.
- Лисички, подойдите сюда. Теперь вы поняли, почему опасна игра с огнем? Лисичка 1. Да, мы все поняли. Простите нас, пожалуйста. Лисичка 2. Вот забирайте наши спички, мы больше так не будем.
Ведущий. Конечно, мы вас простим. И помогите пожалуйста раздать вот такие памятки для вас и ребят «Как вести себя при пожаре?», чтобы с вами никогда не произошло беды.
Приложение 1.
на тему пожарной безопасности.
Толстой Л.Н. «Пожарные собаки»;
Толстой Л.Н. «Пожар»;
Маршак С.Я. «Пожар»;
Маршак С.Я. «Кошкин дом»;
Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»;
Пермяк Е. «Как огонь воду замуж взял»;
Сухомлинский В. «Воробышек и огонь»;
Шевченко А. «Как ловили уголька»;
Чуковский К. «Путаница»;
Михалков С. «Дядя Степа»;
Арон К. «Еду, еду я по свету»;
Гальченко В. «Приключения пожарного»;
Градов Е. «Про огонь добрый и злой»;
Куклин Л. «Пожарный»;
Оленев К. «Пожарная машина»;
Савельев П.»Пожары и катастрофы»;
Харинская Е. «Спичка – невеличка»;
Яковлев Ю. «Кто о чем поет»;
Паустовский «Заячьи лапы».
Г. Цыферов «Жил на свете слоненок».
Житков Б.С. « Помощь идет»:
«Пожар в море», «Дым», «Пожар».
Приложение 2.
Памятка для детей.
«Что делать в случае пожара »
Пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. Поэтому к нему надо быть подготовленным. Мы предлагаем тебе запомнить простейшие правила, которые помогут спастись от огня и дыма.
Главное, что нужно запомнить - спички и зажигалки служат для хозяйственных дел, но никак не для игры. Даже маленькая искра может привести к большой беде.
Если пожар случится в твоей квартире – немедленно убегай подальше: на улицу или к соседям.
Помни, если нет возможности выйти через дверь, спасайся на балконе или возле открытого окна.
Ни в коем случае не прячься от пожара под кроватью или в шкафу - пожарным будет трудно тебя найти.
Тушить огонь дело взрослых, но вызывать пожарных ты можешь сам.
Если на тебе вспыхнула одежда – остановись и падай на землю и катайся, пока не собьешь пламя.
Телефон пожарной охраны запомнить очень легко - «112». Назови свое имя и адрес. Если не дозвонился сам, попроси об этом старших.