Руины Мишон в Дананге: культурное наследие столицы Империи Тьямпа. Вьетнам
Построен комплекс приблизительно в четвертом веке. В конце 20 века он был включен в состав Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Когда-то давно, еще в период своего основания это место было столицей Чампа. Жители этой большой империи проживали не только на территории нынешних руин, но и далеко за их пределами. Пришли Чамы сюда с Явы и Индонезии, и были первыми людьми, принесшими индуизм во Вьетнам. Огромный храмовый комплекс был возведен Чамами в честь Шивы.
Название «Мишон» переводится дословно как «красивая гора». Каждый, кто хоть раз посещал храм, убеждался в уместности и полном соответствии такого названия. Расположились руины в окружении джунглей и высоких горных хребтов. Даже из трещин в стенах некогда величественного сооружения сегодня растут многочисленные, порой удивительные растения.
Естественно, что во время строительства, никаких трещин и сколов не был. Для увеличения прочности чамы использовали уникальные технологии, коими в настоящее время мало кто сможет воспользоваться. Стены храма строились из кирпича, созданного при низких температурах, поэтому по своей структуре он был мягок. Его плотно укладывали друг на друга, создавая толстые прочные стены. После возведения всего сооружения, его некоторое количество времени жгли огнем, чтобы материал скрепился и стал единым монолитом. Удивительно то, что в постройке никогда не использовались сцепляющие материалы.
Местные жители считали, что Шива знает про их желания, которые всегда исполняет. Как правило, чамы просили об увеличении рождаемости, так как думали, что их сила состоит в количестве. Связано это было с тем, что пришла народность издалека и не была уверена в своей защите, для которой как раз и требовалось больше людей.
Защита своей территории всегда была главенствующей целью чамов. Вокруг империи собралось много врагов, среди которых были даже Китайцы. В 11 веке вьетнамцы все-таки захватили территорию чамов, сдвинув их далеко к югу. Однако храм Мишон был под их охраной еще несколько столетий.
Многие годы Мишон был спрятан в джунглях от посторонних глаз, поэтому очень малое количество людей знало о его существование. Ситуация поменялась в 1889 году, когда храмовый комплекс нашли французы. К тому времени от него остались практически руины. Однако французские исследователи сразу поняли, что имеют дело со старым святым местом и вскоре вплотную занялись реставрацией уцелевших зданий.
В 1969 году началась Вьетнамская война, которая свела на нет все усилия реставраторов. Бомбардировщикам хватило всего недели, чтобы сравнять с землей святилище. Однако некоторые здания сумели выстоять, и дошли до настоящего времени.
Архитектура Мишона
Комплекс Мишон состоит из трех зон, пригодных для туристических целей. Первая зона представлена полностью сохранившимся главным храмом, представляющим собой около десяти небольших строений. Сооружения олицетворяют ступени развития империи, поклонение Шиве. На сегодняшний день, это самое впечатляющее и интересное, что осталось от храма.
Вторая зона сильнее всего пострадала от бомб, поэтому смотреть там пока особо нечего. На самом деле ученые даже не начинали исследовать это место.
И наконец, третья зона. Это место до сих пор реставрируется. Но уже сейчас можно увидеть различия в цвете, фактуре и возрасте кирпичей. По сравнению с первой зоной, эта часть представляет собой современные здания храма, выполненные так же, как и во время возведения чамами.
История человечества такова, что одновременно с открытием новых исторических памятников, происходит разрушение подобных им. Не избежал такой участи и Мишон.
Туристам
Находится храм во Вьетнаме недалеко от еще одного представителя всемирного наследия - города Хойан. Попасть сюда можно из ближайшего городка Дананга. Вход на территорию будет стоить около 7 долларов.
Храмовый комплекс Мишон (Вьетнам) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Горящие туры во Вьетнам
- Туры на майские по всему миру
Предыдущая фотография Следующая фотография
Провинция Куангнам в центре Вьетнама известна на весь мир уникальным археологическим комплексом Мишон, выполнявшим в прошлом функции религиозного центра древнего государства тямов. Когда-то здесь находилось множество святилищ и храмов, а сегодня о былом величии напоминает пара десятков зданий из песчаника и обожженного кирпича. Объект признан памятником культурного наследия мирового значения и ежегодно притягивает к себе тысячи путешественников, интересующихся тайнами минувших веков.
Немного истории
Первые данные о комплексе датируются 7-8 веками. Согласно преданию, именно здесь когда-то располагалась столица империи Тямпа, существовавшей около 1,5 тыс. лет назад. Ученые полагают, что основателем был король Бхадраварману I, решивший создать возле города «Святую долину» в честь величия божества Шивы, а также как память о своем царствовании. Долгое время о Мишоне не знал никто, нашли его только в 20 веке французские археологи, занимавшиеся раскопками неподалеку от Дананга .
Из-за вьетнамских войн «Святая земля» серьезно пострадала, и в 60-х гг. ее чудом не уничтожили американские бомбежки. Но город сумел выстоять, и в 1975 г. древний памятник было решено восстановить. Для этого несколько лет жители окрестных земель собственными руками очищали истерзанные войной джунгли от мин и бомб.
На реставрацию ушло примерно 15 лет, и в 1996 г. состоялось торжественное открытие комплекса. А 3 года спустя его включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что посмотреть
Древние тямы были поистине великим народом. Своими неимоверными усилиями они возвели монументальные постройки, причем в их расположении прослеживается четкая система, характеризующая культуру, мировоззрение и верования ушедшей цивилизации. Изначально на территории города было свыше 70 строений, но к настоящему времени осталось чуть более 20.
Пагоды, храмы и башни украшены уникальными по своему исполнению узорами и рисунками, высеченными древними мастерами. Удивительно и то, что каждый элемент создан вручную.
Узкие проходы и тропы, по которым когда-то ходили жители столицы Тямпа, сейчас используются для проведения экскурсий. Гуляя по ним, можно увидеть несколько скульптур индуистских божеств, как будто наблюдающих за туристами своими каменными глазами. А расположение места среди покрытых туманом холмов и густых джунглей только добавляет ему загадочности и таинственности.
Рядом с комплексом открыт музей, рассказывающий об истории тямской империи, а в культурном центре, также находящемся неподалеку, проводятся тематические фольклорные мероприятия.
Практическая информация
Комплекс расположен в провинции Куангнам. Лучше всего добираться сюда в составе экскурсионной группы из Дананга , что примерно в 80 км от Куангнама, однако можно доехать и на такси или арендованном мотобайке. К руинам ведут указатели. GPS-координаты: 15.791204; 108.107823.
Стоимость билетов: 100 000 VND - для взрослых и детей. Экскурсия из Дананга - примерно 180 000 VND (с учетом билета). Цены на странице указаны на ноябрь 2016 г.
Слово «мишон» переводится как «красивая гора». Сам комплекс находится не на горе, а в долине, но окружающие его горы, заросшие непроходимыми джунглями, действительно представляют собой незабываемое зрелище.
Руины индуистского храмового комплекса
Руины Мишон - фрагменты заброшенного индуистского храмового комплекса времен королевства Чампа, в прошлом находившегося на территории нынешнего Вьетнама. Развалины храмового комплекса Мишон находятся в джунглях провинции Куангнам, примерно в 50 км к юго-востоку от другого исторического места страны - города Хойан.
Между IV и XIII вв. в этом районе Вьетнама существовала уникальная цивилизация, духовные основы которой были тесно связаны с индуизмом. Чамы, или тямы, изначально были индуистами, поклонялись Шиве и считали себя последователями шиваизма.
На протяжении многих лет политической столицей чамов был город Симхапутра - Львиная крепость, сегодня ее остатки находятся в деревне Чакьеу.
В V в. чамский король Бхадравакман I решил найти укромное место для постройки личного храма во славу индуистского бога Шивы. Такое место нашлось в межгорной долине шириной 2 км недалеко от стоявшей здесь деревни Мишон, давшей название всему храмовому комплексу. Постепенно Мишон, находившийся неподалеку от Симхапутры, стал крупнейшим культурным и религиозным центром государства чамов, а также служил местом захоронения чамских правителей, оставаясь таковым до самого конца существования Чампы.
Храмов и других культовых построек здесь было огромное количество: храмов Шивы и Вишну, а также королевских усыпальниц. Не были забыты и те из числа приближенных, кто участвовал в строительстве этого храмового комплекса: для их погребений на этой громадной территории тоже нашлось место. Одинаковых усыпальниц нет, каждая обладает множеством отличий и характерных деталей. В каждой усыпальнице были установлены стелы, на которых вырезаны имена, даты жизни и описания подвигов и завоеваний королей. Надписи похожи на письменность современного Таиланда, Камбоджи и Лаоса. Они сделаны почти тысячу лет назад, но хорошо сохранились до наших дней.
Монументальные чамские башни возводились на квадратном или прямоугольном основании. Каждый храм состоял из трех «ступеней». Первая - основа, представляющая мир людей. Вторая - сама башня, представляющая мир духов. Третья - верх башни, обычно в виде лотоса, представляющий область между двумя мирами. Вершину венчало скульптурное изображение человека, дерева, птицы или животного.
Строители Мишона черпали свое вдохновение почти исключительно из Индии в форме триады Брахма, Вишну и Шива. Шива был центральной фигурой культа - его изображения можно найти на любом из оставшихся чамских сооружений.
Храмы Мишона неоднократно подвергались изменениям, к ним достраивались новые и новые храмы и святилища. Для них характерен уникальный архитектурный чамско-индийский стиль. В одном строении можно заметить присутствие стилистических деталей определенной эпохи. Это объясняется тем, что каждый храм был посвящен определенному божеству или правителям разных династий.
Начиная с IX в. Чампа вступает в долгую череду войн с Ангкорской империей и вьетнамским Дайвьетом.
После X в. во взглядах чампа на веру происходит крутой перелом, и религия стала больше приближаться к исламу. Все их храмы и найденные реликвии говорят о том, что чамы были индуистами, но более поздние постройки доказывают присутствие в их жизни именно ислама.
В XIII в. государство Чампа было полностью уничтожено вьетами, остались лишь небольшие группы чама, которые до сих пор живут в горах центрального и северного Вьетнама.
Весь комплекс культовых построек Мишон делится на несколько групп, сооружения в которых не имеют названий и обозначаются латинскими буквами. Главные строения составляют три группы - A, B-C-D и E-F. Руины, обозначенные как G, Н и L, являются отдельно стоящими памятниками.
В 1960-х гг. каменные сооружения стали укрытием для партизан вьетнамских сил сопротивления. В августе 1969 г. американские бомбардировщики В-52 целую неделю утюжили Мишон бомбами, едва не погубив окончательно эти ценнейшие памятники мировой истории.
После падения государства Чампа на несколько веков эти постройки были преданы забвению.
Лишь в 1889 г. об этих постройках случайно узнали французские археологи, составили их описание и даже придумали название - Долина королевской династии. Они исходили из того, что в позднем периоде своего существования Мишон стал также местом поклонения королевским династиям Чампы.
Во время американских бомбардировок практически полностью было уничтожено около 50 из 70 построек. Громадные воронки от взрывов бомб видны и сегодня.
Большую часть уцелевших скульптур танцовщиц и индуистских богов вьетнамцы перевезли в Музей чамской скульптуры в Дананге.
В 1999 г. Мишон был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Чересчур восторженные любители древностей иногда сравнивают Мишон с комплексом Ангкор-Ват в Камбодже и с древней столицей Таиланда Аютайя, однако масштабы Мишона куда скромнее. Несмотря на довольно большую общую площадь и на большую историческую значимость, руин здесь совсем немного. Да и от них мало что осталось, кроме груды камней, заросших травой. Но не следует забывать, что Мишон стал религиозным центром при короле Бхадравармане в конце IV в. и оставался им вплоть до XIII в., т. е. на протяжении восьми веков, тогда как камбоджийский Ангкор выполнял подобные функции только триста лет.
Мишон состоит из трех основных зон, образующих единый комплекс 70 религиозных сооружений, из которых сохранилось в различной степени разрушения лишь 25.
Первая - относительно полный храмовый комплекс из десятка строений. Они символизируют разные ступени поклонения Шиве и связаны с движением солнца по небу. На стенах сохранились резные изображения богов и различные символы индуизма.
Третья - место, где была проведена или еще идет реставрация. В глаза бросается разница в цвете, текстуре и возрасте кирпичей культовых башен. Форма зданий была сохранена, но материалы используются современные. Однако вся работа по реставрации храмового комплекса Мишон проводится максимально аккуратно.
Постройки Мишона образуют группы, большинство из которых окружено квадратной стеной-антармандалой с гопурами-воротами. В каждой группе имеются отдельное строение кошагрху - хранилище обрядовой утвари и несколько мелких святилищ, посвященных различным богам.
Материалом для построек служили обожженный кирпич и песчаник.
Практически нетронутыми сохранились десятки лингамов - символов божественной производящей силы, которым придана фаллическая форма. Среди них и самый главный лингам - символ деторождения и поклонения богу Шиве.
В XX в. началась реставрация храмов Мишона, продолжающаяся и в наши дни. Как говорят вьетнамцы, продлится она еще не один десяток лет. Храмы стараются восстанавливать, используя те же материалы, из которых они были построены изначально. Кирпичи, что еще держатся на своем месте, не трогают. Все вытащенные аккуратно складывают в стороне, чтобы однажды вернуть на место, соблюдая древнюю технологию, которая во многом пока еще остается загадкой.
Реконструкция проводится по сохранившимся рисункам и фотографиям, сделанным французской экспедицией в конце XIX в.
Общая информация
Местонахождение : Центральный Вьетнам.
Административная принадлежность : уезд Зуисуен, провинция Куангнам.
Основан : IV в.
Заброшен : XIII в.
В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО : с 1999 г.
Языки : вьетнамский, тямы, куой (куойтям), тхо (тхомон), поонг, мыонг, кату, бру, английский, французский.
Этнический состав : вьеты (кинь), тямы, тхо, мыонги, кату, бру.
Религии: буддизм, культ духа предков, анимизм.
Денежная единица : вьетнамский донг.
Цифры
Площадь : около 12,5 км 2 .
Высота над уровнем моря : максимум 51 м.
Постройки : общее количество - около 78.
Климат и погода
Субэкваториальный муссонный.
Сезон дождей : май-октябрь.
В апреле 2017 г. вьетнамские археологи обнаружили под землей древнюю дорогу и остатки еще одного храма. Древняя дорога шириной 8 м находится позади башни К, между двумя параллельными стенами шириной 0,6 м каждая. Части стен, изготовленные из терракоты, остались нетронутыми. По мнению археологов,этой дорогой пользовались только члены королевской семьи и высокопоставленные чиновники, работавшие в королевском суде, причем в особых случаях: например, когда в храмовом комплексе Мишон проводились ритуалы.
До настоящего времени среди специалистов нет уверенности в том, как именно крепятся кирпичи, из которых сложены храмы. Во многих местах постройки кажутся практически монолитными. На этот счет существуют различные гипотезы. Одна говорит о растворе на основе овощного клея. Другая утверждает, что сооружение изначально возводилось из необожженных кирпичей, а потом уже все это обжигалось. На первый взгляд, это покажется маловероятным, так как нижние ряды кирпичей в таком случае должны быть сильно деформированы. Но надо принять во внимание терпение и трудолюбие строителей: они плотно подгоняли друг к другу кирпичи и после этого обжигали их - ряд за рядом, по очереди, чтобы кирпичи затвердели и надежно закрепились на своем месте. При реставрации пока еще не удается так же прочно закреплять новые кирпичи в старой кладке, даже следуя древней технологии.
Внутри относительно целых храмов созданы музеи. В числе экспонатов - найденные среди руин неразорвавшиеся и обезвреженные американские авиабомбы.
Вьетнам сохранил до нашего времени много архитектурных чудес, принадлежавших разным эпохам, остатки ушедших культур. И одно из них – разбросанные по Куангнамской равнине причудливые храмы, объединенные в комплекс, известный под именем руины Мишон недалеко от Дананга.
Загадочная цивилизация чамов
Что мы знаем о тайнах, оставленных нам загадочной цивилизацией чамов (сами они называли себя «тям»)? Этот народ основал целую империю, появившуюся в центральной части современного Вьетнама еще во втором веке. Создавшееся из мелких княжеств государство Тьямпа просуществовало практически до начала восемнадцатого века.
С седьмого по десятый век цивилизация чамов переживала бурный расцвет. Это был «золотой век» для искусства и архитектуры, развивались ремесла, сформировался чамский язык.
Культура чамов была направленной в религиозную сторону. Их творения, в которых чувствовалось влияние искусства Индии, создавались в честь особ из индуистского пантеона и выдерживались в строгих канонических рамках. До нашего времени дошла информация и о странном отношении к пресловутому авторскому праву. Как ни странно, но вся слава и права принадлежали не исполнителю шедевра, а человеку, заплатившему за него деньги.
Столетия войн не пощадили искусство чамов, нам приходится только представлять, какими были их полотна, ковры и расписные вазы. Увы, но даже их удивительные храмы, украшенные причудливыми узорами и надписями, дошли до нас в весьма плачевном виде.
Закат цивилизации чамов пагубно отразился и на храмах, заполнивших Куангнамскую равнину. Религиозная жизнь и потоки паломников полностью прекратились к шестнадцатому веку. Некогда священное место стало приходить в запустение, и, как бы в подтверждение пословицы, возле Мишона стали селиться землепашцы. Новоселы строили дома, используя для своих нужд материалы ветшающих храмов.
Прошло время, земли эти опустели. Природа взяла свое, храмы Мишона постепенно стали частью джунглей, надолго исчезнув с человеческих глаз. Культурное наследие Империи Тьямпа превратилось в архитектурный призрак.
Спящей сказочной принцессе для пробуждения и возвращения к людям понадобился поцелуй принца. А к храмам Мишон, по иронии судьбы, пришел французский священник. На дворе был конец девятнадцатого века, и Жан Брюйер вместе с сопровождавшими его военными первыми увидели, какую красоту скрывают от человечества джунгли Вьетнама.
Новая жизнь храмов Мишон
Колониальные власти проявили большой интерес к наследию Империи Тьямпа. С конца девятнадцатого века и до середины сороковых годов минувшего столетия проводилось изучение храмового комплекса. К уцелевшим храмам и руинам отправляли экспедиции, возглавляемые французскими учеными.
Успешные работы по исследованию чамской архитектуры прервали войны. Годы сражений принесли храмовому комплексу больше разрушений, чем века забвения в объятиях вьетнамских джунглей.
Как выглядели строения до , можно увидеть только на старинных стереофотографиях и на рисунках Анри Парманье. Пять лет понадобилось ученым из интернациональных польско-вьетнамских экспедиций для исследования и составления подробного отчета о состоянии старинных храмов. Энтузиасты очистили местность от джунглей и мусора, провели работы по восстановлению более-менее уцелевших зданий. Для этого была выработана методика, позволяющая эффективно укреплять кладку портландцементом.
В середине девяностых годов храмовый комплекс сделали доступным для туристов, а в самом конце века Мишон был официально признан архитектурной жемчужиной Вьетнама и попал в списки ЮНЕСКО.
Храмы на дне озера
Так как же появился целый город из храмов? Восемь столетий Мишон был одной из имперских столиц. Ученые подсчитали, что в небольшом пространстве долины чамы возвели около семидесяти храмов.
Коронованная особа Бхадраварман I специально искал атмосферное и уединенное место для возведения индуистского храма. Оно нашлось в центре весьма небольшой круглой долины возле селения Митхо. Ровная поверхность когда-то была дном озера, в наше время из водных артерий остался один ручей, огибающий храмовые строения и руины.
Храмы в честь Шивы и Вишну, а также усыпальницы для монархов Тьямпы, возводились из особых кирпичей, для прочности к ним добавляли скрепляющий состав из сахара и меда. Храмовый комплекс быстро стал духовным местом царства. Здесь хоронили монархов и проводили праздничные церемонии в честь высших богов.
Туристы могут зайти внутрь уцелевших храмов и башен, спуститься в королевские склепы. Здесь сохранились аутентичные украшения, изразцы и изваяния. По территории комплекса разбросаны статуи богов, камни с непонятными надписями.
Дорога от Дананга до храмового комплекса занимает около двух часов. Добраться можно на экскурсионном автобусе с группой туристов, заранее приобретя тур, или заказав такси. В последнем случае, такси желательно заказывать на все время прогулки по Мишону. Иначе таксист просто уедет, и потом придется решать проблему с обратной дорогой.
Храмовый комплекс, с его руинами, это не парк, тут понадобится хорошая обувь, надежно защищающая ноги от обломков камней, плюс здесь много насекомых. В жаркие месяцы нужно позаботиться о воде и защите от солнца, тень здесь, разумеется, есть, но не будешь же постоянно прятаться в тени одного здания.
Туристическая инфраструктура пока только развивается, достопримечательность все еще готовят для посетителей. Но уже можно прокатиться по территории Мишона на бесплатном электротакси, оно стартует от ближайшей парковки. Правда, ввиду плохой расчистки, открытые автомобили катаются по ограниченной территории.
Несмотря на не самую большую известность и популярность исторического комплекса, здесь бывает большой наплыв туристов. В основном экскурсионные автобусы начинают прибывать к храмам после полудня, соответственно, во второй половине дня территория заповедника бывает перенасыщена экскурсантами, переходящими от одного строения к другому.
Чтобы в полной мере насладиться тишиной и архитектурным наследием древних чамов, лучше приезжать в Мишон как можно раньше. Это место пропитано какой-то особой энергетикой древней культуры и окружающих джунглей, и лучше бродить в одиночестве.
Перед входом в храмовый комплекс часто устраивают танцевальные шоу. Красавицы в национальных нарядах изображают дев-апсар, еще можно увидеть танцы народа Чампа.
В Интернете можно найти весьма противоречивые отзывы о руинах Мишон в Дананге. Одни туристы восхищаются увиденными старинными храмами, скульптурами и прочими творениями древней цивилизации чамов. Плюс отмечают общий исторический и энергетический фон затерянного в джунглях города. Другие видят в Мишоне только руины и развалины, оставшиеся от бомбардировок.
Тем не менее такое уникальное место – частичку древней азиатской культуры и цивилизации чамов – стоит посетить во время отдыха во Вьетнаме.
Камбоджийская святыня Ангкор Ват известна во всем мире и десятки тысяч туристов ежегодно приезжают в Камбоджу, чтобы побывать в самом известном и большом храмовом комплексе в мире.
Но далеко не все знают о существовании еще одного храмового комплекса, который по значению в индуистской религии приравнивают к знаменитому Ангкор Вату. Это Мишон - храмовый комплекс империи Чампа, который находится в центральном Вьетнаме.
К сожалению, простоявшие более 1000 лет храмы и башни Мишона были беспощадно разрушены американскими бомбардировками во время Вьетнамской войны в 1969 году. 50 из 70 построек. Практически полностью.
Нет слов...
2. Развалины храмового комплекса Мишон находятся в джунглях провинции Куангнам, примерно в 50 км на юго-восток города Хойан.
Находясь более 4 веков в забвении под покровом джунглей, Мишон был случайно обнаружен группой французских археологов в 1885 году.
В 1999 году Мишон включили ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия и здесь начались активные исследовательские работы и работы по обустройству комплекса для возможности посещения туристами.
3. Между IV и XIII вв. в этом районе Вьетнама сложилась уникальная цивилизация, духовные основы которой были тесно связаны с индуизмом.
Чамы, или тямы ̣(cham - по-вьетнамски, а русское произношение разнится) изначально были индуистами, поклонялись Шиве и считали себя последователями Шиваизма, но после 10-го века что-то изменилось, и их религия стала больше похожа на ислам. Все их храмы и найденные реликвии говорят о том, что чамы были индуистами, более поздние постройки доказывают присутствие в их жизни ислама.
Мишон был столицей империи Чампа с 4-го по 12-й века.
4. Как же появился Мишон?
В V веке знаменитый чамский король Бхадравакман I решил найти спокойное, укромное место для того, чтобы построить храм для восхваления культа индуистских божеств. Храмовый комплекс Митхо построили в распадке между горами, недалеко от одноименной деревни.
5. Были возведены около 70 сооружений - храмы и башни, посвященные богам Шиве и Вишну, а также королевские усыпальницы. В каждой усыпальнице были установлены стелы, на которых были выгравированы имена, даты жизни и достижения королей и членов королевского двора, имевших заслугу строительства этого храмового комплекса.
Впоследствии Мишон стал также местом поклонения королевским династиям чамов
6. Самая известная башня высотой 24 метра была украшена скульптурами львов и слонов. Она была разрушена во время войны в 1969 году американскими бомбардировками. В ходе этих бомбардировок были полностью или частично разрушены 50 из 70 храмов, описанных в первой половине 20-го века археологами из Французского института Дальнего Востока.
7. Мишон был религиозной святыней до 13 века, потом государство Чампа было полностью уничтожено современными вьетами, остались лишь небольшие группы, которые до сих пор живут в горах центрального и северного Вьетнама. Соответственно, и про эти храмы практически забыли
8. По мнению некоторых исследователей, святилище Мишон было духовным центром древнего чамского государства, подобное тому, что сейчас сохранилось в Камбодже - знаменитые храмы Ангкор Ват. Здешние храмы и башни действительно очень похожи на Ангкор Ват, а в архитектуре четко видны изображения индийских богов
9. Изображений богов довольно много, они разные, а некоторые из них не имеют лиц
10. При внимательном взгляде на фигуры складывается ощущение, что лица "извлекли" из стен, заменив их "пустышками"
11. Впрочем, это касается не только отсутствующих лиц
12.
13.
14. Во многие усыпальницы сейчас можно попасть внутрь
15. Некоторым из них удалось сохраниться даже после американских бомбардировок, некоторые были отреставрированы
16. Одинаковых усыпальниц здесь нет. Кажда из них отличается от соседней
17.
18. Сейчас все храмовые сооружения Мишона почти полностью разрушены, остались только их основания. Комплекс состоит из нескольких групп храмов, но только один из них имеет четкие черты. В нем четко угадываются башни, а постройки сохранились практически в первозданном виде
19. Во время вьетнамской войны ВВС США их нещадно бомбили, т.к. у американского командования были предположения, что в Мишоне находится штаб вьетнамских партизан.
Большую часть уцелевших фигур танцовщиц и индуистских богов перевезли в Музей чамской скульптуры в Дананге.
20. Некоторые фигуры можно увидеть не только в Дананге, но и здесь, в Мишоне.
Несколько бывших усыпальниц оборудованы в экспозиции найденных на территории Мишона фигур и скульптур
21.
22.
23.
24. В этой архитектуре сохранилось очень много разных лингамов, в том числе и самый главный, как символ деторождения и поклонения богу Шиве.
О лингамах я в отдельно сюжете
25. Туристов в Мишоне совсем немного, что меня, как фотографа, несказанно порадовало.
Нечасто бывает в наше время так, что ты спокойно сможешь фотографировать в в подобных развалинах сосем без толп людей
26. Главная башня Мишона
27. Помимо центрельной группы храмов некоторые заросшие растительностью башни можно найти и на некотором удалении
28. Всего таких групп 6.
29. Индийские орнаменты на остатках храмовых стен
30. Что еще стоит отметить, так это то, что несмотря на то, что объект находится под охраной ЮНЕСКО, ходить можно везде. трогать можно все. Никаких заборов, оград, запретов и т.д.
31. По некоторым постройкам видно, что их ретаврировали - вместе со старой кладкой заметен свежий кирпич
32. Но природные и климатические факторы в этих краях быстро сделают свое дело и через десяток-другой лет "обновления" станут совершенно незаметны
33. Башня после реставрации
34. А вот так вьетнамцы реставрируют разрушенный башни. Под навесом, защищая от дождя и ветра, аккуратно и тщательно...
Официальным партнером является компания