Ротация государственных. Что такое ротация кадров
О.Л. Лобанова,
специалист по работе с кадрами, г. Ярославль
Успешное решение государством экономических, социальных и политических задач во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти. В свою очередь их эффективность напрямую зависит от правильности подбора, расстановки и рационального использования кадров, их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы.
Кадры решают все!
Суть государственной кадровой политики состоит:
- в привлечении, закреплении и эффективном использовании на государственной (муниципальной) службе высококвалифицированных специалистов;
- в создании условий по реализации ими своего профессионального потенциала для успешного исполнения должностных обязанностей и обеспечении на этой основе эффективного функционирования органов государственной власти.
Под кадровой политикой на государственной (муниципальной) службе понимаются общий курс и последовательная деятельность государства по формированию требований к государственным (муниципальным) служащим, по их подбору, подготовке и использованию с учетом состояния и перспектив развития государственного аппарата, прогнозов о количественных, качественных потребностях в кадрах государственных (муниципальных) служащих на основе принципов государственной (муниципальной) службы.
Главной целью государственной кадровой политики является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном, квалификационном и деловом отношении позволял бы обеспечивать эффективное функционирование и развитие государственного аппарата.
Основным нормативным актом, в котором закреплены общие положения и направления по работе с кадрами в системе госслужбы является Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон № 79-ФЗ). Он регулирует отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, включая требования к должностным регламентам, порядку предоставления государственных гарантий и т. д. Например, в статье 60 Закона № 79-ФЗ перечислены приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы, а именно:
- профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка;
- содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;
- ротация гражданских служащих;
- формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;
- оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;
- применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.
Рассмотрим более подробно процедуру ротации гражданских служащих, которая с 1 января 2013 года становится обязательной кадровой технологией при прохождении госслужбы, для отдельных категорий чиновников.
Минтруд России письмом от 16.08.2012 № 18-0/10/1-1105 «Об организации и проведении с 1 января 2013 г. ротации федеральных государственных гражданских служащих» разъяснил порядок реализации введения механизма ротации федеральных государственных гражданских служащих, которая предусматривается вступающими в действие с 1 января 2013 г. нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с положениями вышеуказанного федерального закона механизм ротации федеральных государственных гражданских служащих предусматривается для лиц, замещающих должности категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.
Письмом разъяснены: понятие ротации; порядок уведомления гражданских служащих, замещающих должности, включенные перечень должностей, по которым предусматривается ротация гражданских служащих; сроки формирования перечней должностей и планов проведения ротации.
Также сообщено, что Минтрудом России разрабатываются методические рекомендации по организации ротации, которые будут направлены в федеральные органы исполнительной власти дополнительно.
В названном письме сообщается:
В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 поручения Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2012 г. N ВЗ-П17-1929, во исполнение подпункта "з" пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы (далее - Национальный план), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297 Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минрегиону России, Минфину России и Минюсту России поручено обеспечить организацию и проведение ротации государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе" (далее - Федеральный закон N 395-ФЗ), а также финансирование данных мероприятий.
Частью 2 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), в редакции Федерального закона N 395-ФЗ, вступающей в силу 1 января 2013 г., предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), замещающих должности категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.
В целях обеспечения процессов введения и реализации механизма ротации гражданских служащих с 1 января 2013 г. федеральным органам исполнительной власти необходимо в 2012 г. разработать и утвердить перечни должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданская служба), по которым предусматривается ротация гражданских служащих (далее - перечни), и планы проведения ротации (далее - планы), предусмотрев их вступление в силу с 1 января 2013 г.
Ротация подразумевает предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом назначение гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, на иную должность гражданской службы, предусмотренную этим перечнем.
Учитывая, что условие о нахождении должности гражданской службы в перечне пунктом 10 части 3 статьи 24 Федерального закона N 79-ФЗ (в редакции Федерального закона N 395-ФЗ) отнесено к существенным условиям служебного контракта, в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона N 79-ФЗ представитель нанимателя должен уведомить гражданских служащих, замещающих должности, предусмотренные перечнем, вне зависимости от того, какой с ними заключен служебный контракт (служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт), об изменении существенных условий служебного контракта в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Так как Федеральный закон N 79-ФЗ в редакции Федерального закона N 395-ФЗ вступает в силу с 1 января 2013 г., представителю нанимателя следует уведомить гражданских служащих об изменении существенных условий служебного контракта не позднее 1 ноября 2012 г.
Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя предлагает ему для замещения иную должность гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от данной должности гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы на основании пункта 7 части 1 статьи 33
В случае согласия гражданского служащего на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, предусматривающих ротацию, с гражданским служащим заключается дополнительное соглашение к служебному контракту на неопределенный срок или срочному служебному контракту. Данное дополнительное соглашение содержит условие о нахождении ранее замещаемой им должности гражданской службы в перечне и новый срок ее замещения (от 3 до 5 лет, в зависимости от срока, установленного в плане).
Если должность гражданской службы, предусмотренная перечнем, является вакантной, назначение на нее осуществляется с учетом следующих особенностей.
На данную должность гражданской службы может быть назначен гражданский служащий, с которым служебный контракт прекращен, он освобожден от замещаемой должности гражданской службы, но при этом не уволен с гражданской службы. При назначении данного гражданского служащего на должность гражданской службы, предусмотренную перечнем, в государственный орган, расположенный в другой местности, в соответствии с пунктами 9.1 и 9.2 части 1 статьи 52 Федерального закона N 79-ФЗ ему гарантируются:
возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации;
обеспечение служебными жилыми помещениями или возмещение расходов на наем (поднаем) жилых помещений.
Вакантная должность гражданской службы, включенная в перечень, может быть также замещена лицами из числа граждан Российской Федерации, которые не проходили гражданскую службу и не замещали должности гражданской службы. Кроме того, на нее могут быть назначены гражданские служащие, уволенные с гражданской службы вне зависимости от даты прекращения служебного контракта. Следует учитывать, что данным лицам не предоставляются гарантии, установленные пунктами 9.1 и 9.2 части 1 статьи 52 Федерального закона N 79-ФЗ.
По истечении срока служебного контракта (3 - 5 лет) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, предусмотренную перечнем, подлежит ротации. Государственно-служебные отношения в данном случае регулируются статьей 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ. При назначении указанного гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности, ему предоставляются государственные гарантии, установленные пунктами 9.1 и 9.2 части 1 статьи 52 Федерального закона N 79-ФЗ.
Ротация гражданских служащих является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы, путем проведения которой должен осуществляться поиск оптимальных путей эффективного применения кадрового потенциала гражданских служащих в государственных органах, формироваться механизм противодействия (профилактики) коррупции на гражданской службе.
Необходимость внедрения ротационных механизмов на гражданской службе основывается на:
- – Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”";
- – Федеральном законе № 79-ФЗ, которым определено, что ротация гражданских служащих отнесена к числу приоритетных направлений формирования кадров, наряду с их профессиональной подготовкой, формированием кадрового резерва, оценкой результатов профессиональной служебной деятельности посредством аттестаций и квалификационных экзаменов (п. 3. ч. 2 ст. 60). Цели и порядок ротации предусмотрены в ст. 60.1, введенной в указанный Закон в 2011 г. Федеральным законом № 395-Φ3;
- – Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)", утвержденной Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261, где предусмотрено в качестве одного из ожидаемых результатов реализации программы – создание и апробация механизмов ротации государственных служащих;
- – Указе Президента РФ 13 апреля 2010 г. № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010– 2011 годы", где определена необходимость внедрения в практику механизма ротации.
Исходя из ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ, можно дать следующее определение ротации.
Ротация – предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в установленном порядке на определенный срок перемещение (без согласия) или перевод (с согласия служащего) государственных служащих, замещающих утвержденные соответствующим нормативным правовым актом должности государственной службы, в пределах одной местности или в другую местность на плановой, а в отдельных установленных случаях – внеплановой основе на иную равнозначную (или в ряде случаев более высокую) должность государственной службы с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или работы (службы) по специальности в том же государственном органе либо в другом государственном органе.
Таким образом, к сущностным признакам ротации гражданских служащих, отличающим ее от ротации в иных организациях, можно отнести то, что ротация может означать как перевод, так и перемещение гражданского служащего с одной должности па другую, при осуществлении которых в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной службе должны строго соблюдаться следующие требования:
- – получение письменного согласия на перевод – постоянное или временное изменение трудовой функции гражданского служащего;
- – не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего на перемещение на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом;
- – замрет переводить и перемещать гражданского служащего на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья;
- – должна осуществляться преимущественно на плановой основе в соответствии с установленным порядком на конкретно установленный срок (внеплановая ротация должна быть обоснована с точки зрения оперативной необходимости проведения ротационных мероприятий в государственном органе);
- – может производиться по соответствующим должностям гражданской службы в этом же государственном органе или в другом государственном органе с учетом квалификационных требований по должностям, результатов служебной деятельности и исполнения служебных обязанностей;
- – предусматривается служебным контрактом (в отдельных случаях – дополнительным соглашением к служебному контракту) гражданского служащего с определением условий и гарантий ротации;
- – предполагает замещение равнозначной должности по категории и группе должностей гражданской службы относительно ранее замещаемой должности. В ряде случаев ротационные мероприятия могут быть связаны с повышением в должности отдельных категорий гражданских служащих с учетом необходимой профессиональной квалификации.
Можно выделить следующие виды ротации :
- 1. По объекту перемещений
:
- – ротация руководителей;
- – ротация специалистов.
- 2. По масштабу перемещений
:
- – "внутренняя" ротация – в пределах одного государственного органа;
- – "внешняя" ротация – между государственными органами одного субъекта РФ;
- – межрегиональная ротация – перемещение со сменой места жительства в другой субъект РФ.
- 3. Исходя из принципа федерализма
:
- – ротация в федеральных органах государственной власти;
- – ротация в органах государственной власти субъектов РФ.
- 4. По времени проведения
:
- – плановая ротация (ротация, которая будет осуществлена в будущем на основании специально составленных схем);
- – фактическая ротация (результат реализации планов ротации);
- – внеплановая ротация (ротация, основанием для проведения которой является поступление обращений и заявлений граждан, обращений иных лиц (может применяться при высоком уровне риска коррупционного поведения государственных служащих).
- 5. По целям ротации делятся на перемещения для:
подготовки руководящих кадров в государственных органах;
- – смены обстановки кадров государственной службы (когда человек занимал должность гражданской службы длительное время и хочет получить новые знания, навыки на другом месте);
- – предотвращения или разрешения конфликтов на государственной службе;
- – подготовки для гражданской службы специалистов как универсалов;
- – обеспечения взаимозаменяемости гражданских служащих в случае болезней, отпусков и т.п.;
- – поиска гражданскому служащему более подходящей должности гражданской службы при неудовлетворительных результатах работы в старой должности;
- – повышения степени сплоченности гражданских служащих, усиления коммуникаций между ними и т.д.;
- – реализации антикоррупционных мер в системе гражданской службы (в данном случае это обязательная ротация) или как механизм профессионального развития гражданского служащего (ротация, осуществляемая на добровольной основе).
- 6. В зависимости от характера перемещений (переводов) служащего
ротацию делят на:
- – "кольцевую" ротацию, когда работник, пройдя ряд должностей гражданской службы за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность;
- – "безвозвратную" ротацию, когда перемещение происходит без возврата на свою "стартовую" должность гражданской службы;
- – "рокировку", при которой два гражданских служащих одного уровня меняются местами.
Принципы ротации гражданских служащих – основные требования перевода или перемещения гражданских служащих с одних должностей гражданской службы на другие, как правило, равнозначные должности.
Принцип обязательности проведения ротации по соответствующим должностям. Ротация в государственных органах в обязательном порядке должна проводиться но тем должностям гражданской службы, по которым определена ротационная необходимость. К ним могут быть отнесены должности гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", связанные с коррупционными рисками и включенные в специально утверждаемый перечень ротационных должностей.
Вместе с тем ротацию в системе гражданской службы при решении представителя нанимателя важно проводить также в отношении других должностей гражданской службы, которые не включены в данный перечень, но по которым целесообразно осуществлять кадровые перемещения с целью приобретения гражданскими служащими профессионального опыта, знаний и умений по иной должности.
Принцип плановости ротации в государственных органах. Проведение ротации на основе планов или соответствующих порядков, утверждаемых представителем нанимателя, является обязательным и необходимым условием обеспечения системности применения ротационных механизмов на гражданской службе.
Плановость проведения ротации предполагает осуществление кадровых перемещений и перестановок в определенной пропорциональной последовательности в рамках утвержденного реестра ротационных должностей гражданской службы.
Принцип срочности проведения ротации. Предполагается установление определенного срока перемещения гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую. Назначение на должность в порядке ротации должно сопровождаться заключением срочного служебного контракта от одного года до пяти лет с обязательного согласия гражданского служащего. Само назначение должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и увольнения с гражданской службы. Предупреждение служащего об истечении срока действия служебного контракта необходимо осуществлять представителем нанимателя за три месяца до назначения служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.
Принцип предоставления гарантий государственному служащему при назначении его на должность в порядке ротации :
- – предоставление жилого помещения по новому месту службы либо возмещение расходов за наем жилого помещения;
- – возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации;
- – возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи после окончания срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации и увольнения с государственной службы в другую местность за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы;
- – медицинское обеспечение по новому месту прохождения государственной службы.
Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах нс ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) но специальности, направлению подготовки гражданских служащих.
Гражданский служащий может отказаться от замещения должности гражданской службы в порядке ротации. Причинами отказа согласно ч. 8 ст. 60.1 данного Закона могут являться:
- 1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
- 2) невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.
Указанные гарантии позволяют обеспечить защиту государственного гражданского служащего в случае наличия у него противопоказания по состоянию здоровья или здоровья его близких родственников и др.
В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным выше, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки гражданского служащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ.
Принцип продвижения по государственной службе с учетом уровня квалификации и добросовестного исполнения должностных обязанностей. Ротацию необходимо рассматривать как определенный механизм "движения" гражданских служащих по должностям гражданской службы при условии, что перемещение продиктовано административной необходимостью, является планомерным, и гражданские служащие, подверженные ротации, соответствуют таким профессиональным критериям, как: соответствие квалификационным требованиям по ротационной должности (стаж, опыт работы, образование, уровень профессионализма), обладают хорошими характеристиками по ранее замещаемой должности с точки зрения добросовестного исполнения должностных (функциональных) обязанностей.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.10.2018)"О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Федеральным законом от 11.12.2018 г. № 461-ФЗ был внесен ряд изменений в ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также в некоторые другие статьи, затрагивающие вопросы ротации гражданских служащих.
В частности, был изменен подход к определению гражданских служащих, подлежащих ротации. Старая редакция устанавливала, что к таковым относятся все, замещающие должности категории "руководители" в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, исполнение должностных обязанностей по которым непосредственно связано с осуществлением указанных функций. Внесенные изменения предусматривают обязательную ротацию лишь для руководителей указанных органов (должности категории «руководители» не тождественны собственно руководителям государственных органов). Что касается иных гражданских служащих, замещающих должности категории "руководители", исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций, то их ротация теперь также может проводиться (то есть, может и не проводиться), по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, а в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, - по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.
Таким образом, перечень гражданских служащих, подлежащих безусловной ротации, сокращен. Данные изменения не имеют обратной силы, по прямому указанию закона федеральные государственные гражданские служащие, на которых условие о ротации продолжает распространяться после дня вступления в силу 461-ФЗ, подлежат ротации в сроки, установленные их служебными контрактами, заключенными до дня вступления в силу указанного закона.
В законе о гражданской службе также появилось новое требование относительно формы плана проведения ротации и порядка его утверждения – теперь они должны устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В части 5 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» появилось четкое указание, на то, что гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы (ранее используемая редакция допускала неоднозначное толкование).
Законодатель также изменил сроки предупреждения гражданских служащих о назначении их на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы. Теперь это необходимо сделать в течение последнего года действия срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в порядке ротации, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия служебного контракта (ранее действующая редакция устанавливала точный срок – за три месяца). И это изменение также не имеет обратной силы – если до истечения срока срочного служебного контракта государственного гражданского служащего о замещении должности государственной гражданской службы в порядке ротации осталось менее чем шесть месяцев – он должен быть уведомлен в старом порядке - за три месяца.
Назначение гражданских служащих на другую должность в порядке ротации может осуществляться только с их согласия. При этом ранее действующая редакция ст. 60.1 не устанавливала – в какой форме должно быть выражено это согласие. Пункт 7.5 Методических рекомендаций по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия - 4.0) (утв. Минтрудом России) устанавливал, что согласие гражданского служащего должно быть получено в письменной форме и рекомендовал предоставить гражданскому служащему возможность выразить согласие на назначение и заверить его личной подписью непосредственно на уведомлении (собственно, все эти указания носили рекомендательный характер).
Теперь закон о гражданской службе прямо требует получать у гражданского служащего письменное согласие на назначение на другую должность в порядке ротации в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 (то есть, в той же форме, что и согласие на перевод на другую должность).
Был изменен перечень уважительных причин отказа гражданских служащих от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации. В ранее действовавшей редакции закон предусматривал возможность такого отказа только в связи с состоянием здоровья самого гражданского служащего, а также членов его семьи. Это основание было сохранено. Однако теперь, согласно ч. 8 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не требуется получать специальное медицинское заключение (заключение медико-социальной экспертизы) с прямым указанием на этот факт – достаточно подтвержденного диагноза о наличии заболевания, включенного в Перечень таких заболеваний, который должен быть утвержден уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, в законе появилось вторая уважительная причина для отказа: необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Отказ от ротации не по уважительной причине по прямому указанию новой ч. 9.1 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» влечет увольнение с гражданской службы по пункту 2 части 1 статьи 33 (истечение срока действия срочного служебного контракта).
Наконец, в ст. 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» появилось указание на то, что нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации гражданским служащим, назначенным (назначаемым) в порядке ротации на должности гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации, наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 9.1 и 9.2 части 1 указанной статьи, могут предоставляться иные гарантии. В настоящее время таких «иных гарантий» пока нет.
Глава государства подписал закон, устанавливающий ротацию чиновников.
Теперь начальникам не придется долго засиживаться на одном месте: каждые три-пять лет человека будут ждать дорога дальняя и кресло в казенном доме.
В первую очередь под ротацию должны попадать руководители контрольных и надзорных органов. Речь не только о прокуратуре: за порядком в стране наблюдает большая масса граждан начальников.
Например, федеральная инспекция труда смотрит, как работается людям. Санэпидстанция контролирует, чтобы не заводились крысы. А налоговая инспекция считает наши деньги. И так далее, и тому подобное. Простой обыватель может и не знать названия тех десятков ведомств, которые выписывают грозные предписания в той или иной сфере. Однако они есть, и они действуют.
Нередко бывает, что руководитель районного звена какой-нибудь незнаменитой инспекции сидит на своем месте так хорошо и долго, что врос не только корнями в землю (точнее - в кресло), но коттеджами, лимузинами, банковскими счетами.
Любая, пусть и маленькая должность с полномочиями может приносить совсем немалые доходы. Это не секрет.
Потому и нужна ротация. Как задумывается, она не позволит чиновникам обрастать коррупционными связями. В последнее время из-за активности правоохранителей взятка стала чуть ли не глубоко интимным делом: ее можно взять только от хорошо знакомого человека. И то есть риск, что схватят. А с незнакомым прокурором-варягом, приезжим рыбинспектором, как считают сторонники ротации, договариваться будет гораздо трудней.
Любопытная цитата. Еще в советские годы один писатель заметил: "Осенью на Дальнем Востоке браконьеры ловят рыбу, рыбинспекторы ловят браконьеров. Но и у тех, и у других на зиму бочка икры в сарае". А все потому, что и рыбаки, и рыбинспекторы зачастую сидели за одними партами в школах.
Теперь закон устанавливает сроки и порядок проведения ротации гражданских служащих. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем ведомства.
Обязать к перемене мест могут и чиновников из обычных ведомств, не являющихся контрольными и надзорными. Но здесь решение будет приниматься отдельно.
Согласно закону, на федеральном уровне должен быть установлен перечень должностей, подлежащих ротации.
В список "перелетных" должны быть обязательно включены руководители территориальных подразделений ведомств, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротация федеральных гражданских служащих, занимающих иные должности, тоже может проводиться. Закон разрешает президенту и правительству составить такие списки.
При переводе на новое место службы чиновнику оплатят все расходы, связанные с переездом, в том числе контейнеры для вещей.
На новом месте гражданину начальнику предоставят служебное жилье или будут доплачивать, чтобы он смог снять подходящую квартиру.
В отдельных случаях закон разрешает чиновнику отказаться от переезда. На это у него могут быть две причины. Первое: человек болен, и переезд ему противопоказан. Второе: кто-то из родных не сможет жить в новой местности.
Для реализации закона потребуется выделение из федерального бюджета 322,5 миллиона рублей в расчете на год. В связи с этим федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
В случае отказа от предложенной должности по ротации по указанным причинам чиновнику не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе.
Однако на практике должность могут и не предложить. Так что человеку придется выбирать: либо семья, либо карьера. Кстати, многие чиновники ведомств, где предусмотрена ротация, часто отказываются от переезда или участия в списках на выдвижения именно потому, что не хотят оказаться неизвестно где.
Но и от служебного роста люди в таком случае отказываются. Наверх идут легкие на подъем.