Регулирования международного права в арктическом. Международно-правовой режим арктики
Арктический регион исторически разделен на «сектора владения» приарктических государств , хотя и существует предложение интернационализации Арктики , пока не нашедшее поддержки. В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение, однако архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии.
К режиму полярных секторов прибегли также Норвегия и Дания. Все территории (в том числе неоткрытые и неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Однако водная поверхность океанских и морских 80 пространств в пределах Арктики является открытым морем. При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами международного морского права , согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее - открытое море.
Что касается Российского сектора, то здесь есть некоторые особенности. Нота МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии закрепляла права Советской России на Белое море, а Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. - на Баренцево море. Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское - это исторические моря заливного типа и внутренние национальные морские пути России. Это основано на ряде причин. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север. Во-вторых, русское государство в течение трех веков владело Карским морем (см. царские указы 1617-1620 гг.) и другие государства не возражали против этого. В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана обширными архипелагами и островами.
В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики.
В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество: действуют многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г.), советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.), советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1990 г.) и др.; приарктические страны, а также Финляндия, Швеция и Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона (1991г.).
Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ресурсов. «Система Договора об Антарктике»
Антарктика - южная полярная область, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60-й параллели южной широты.
Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному. Существует так называемая «система Договора об Антарктике», в котором стороны отказались от «любой основы для претензий на территориальный суверенитет». Здесь общую правовую основу составляет международное право , а на территориях судов или полярных баз действует право их флага.
Таким образом, международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике, от 1 декабря 1959 г., сфера действия которого распространяется на район южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. Согласно этому Договору Антарктика является международной территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также полностью демилитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие , в том числе и ядерное. Антарктика объявлена, помимо прочего, безъядерной зоной. Договор распространяет свое действие на материк, шельфовые ледники, континентальный шельф, участки открытого моря.
В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Однако подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств . Претензии были заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили и Францией. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики международной территорией.
В настоящий момент эти претензии заморожены, т. е. государства не отказались от территориальных претензий, но никакие действия других государств на территории Антарктики в период действия Вашингтонского договора не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают там никаких прав на такой суверенитет.
В рамках Договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам; международно-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов определяется Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.
Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике - Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года; оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике.
К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами территории государства и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяются международным правом; государственный суверенитет на них не распространяется, за исключением искусственных островов, установок и сооружений, которые государства в соответствии с современным международным правом могут строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
К территориям с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Кроме того, международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами (например, демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике Договором от 1 декабря 1959 г.
Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли, также имеет международный режим. Оно открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с принципами и нормами международного права .
К территориям со смешанным режимом относятся пространства Мирового океана - прилежащие зоны, исключительные экономические зоны и континентальный шельф. Отличительной особенностью правового статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки, эксплуатации и сохранения природных живых и минеральных ресурсов, права контроля за соблюдением в этих зонах правил, установленных прибрежными государствами, например таможенных, в прилежащей зоне.
Кроме того, к территориям со смешанным режимом следует отнести международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых существуют международные договоры (например, Шпицберген).
Территория государства
Воздушная территория государства включает в себя воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами, территориальными водами в пределах границ государства. Оно осуществляет суверенитет в воздушном пространстве, устанавливает его правовой режим, в частности правила полетов.
Из закрепленного в международном праве принципа суверенного равенства государств вытекает право каждого государства в пределах своей территории осуществлять территориальное верховенство. Это значит, что власть данного государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам , находящимся в пределах его территории. Отсюда следует, что на территории государства исключается власть другой державы и что законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется на все физические и юридические лица, находящиеся на его территории, за исключением случаев, когда иное предусмотрено в международных договорах и иных международно-правовых актах. Так, любые попытки осуществлять на территории другого государства без его согласия властные полномочия иной державой означают вмешательство во внутренние дела другого государства, что недопустимо по современному международному праву. Практика международных отношений показывает, что государства на основе взаимности допускают изъятия в своем законодательстве в отношении иностранных физических и юридических лиц.
Международное право признает недопустимость насильственного, неправомерного захвата территории другого государства. Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. "территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения". Любое прямое или косвенное противоправное посягательство на государственную территорию есть посягательство на территориальную целостность государства и его суверенитет. В то же время верховенство не означает вседозволенность. Так, в соответствии с упомянутой выше Декларацией 1970 г. "каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства".
Осуществляя территориальное верховенство, государство прежде всего решает вопросы административно-территориального деления территории и его правового режима. Разделение территории на административно-территориальные единицы каждое государство осуществляет в интересах организации государственной власти и управления . Организуя территорию в административном отношении, государство также устанавливает на ней определенный режим. В этом смысле иногда говорят, что государство распоряжается своей территорией. Однако государство совершает здесь действия не собственника, а суверена. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство обеспечивает с помощью мер принуждения соблюдение правового режима пребывания, проживания и передвижения по его территории. Применение таких мер может осуществляться лишь в пределах собственной территории.
Осуществляя территориальное верховенство, государства реализуют нормы своего внутреннего права и международные обязательства . Все совершаемые государством в связи с этим действия составляют понятие "юрисдикция государства", т.е. право судебных и административных органов государства рассматривать и разрешать дела в соответствии с их компетенцией.
В международном праве принято различать территориальную и личную юрисдикцию. Территориальная юрисдикция означает, что в пределах своей территории государство, если иное не предусмотрено его международными договорами, осуществляет юрисдикционные полномочия в полном объеме. Сюда включается и обязанность государства обеспечивать права и законные интересы граждан , а также иностранцев и лиц без гражданства , находящихся на его территории, без какой-либо дискриминации. Личная юрисдикция имеет трансграничные аспекты и означает, что государство осуществляет юрисдикцию вне его пределов, в частности в отношении своих граждан, морских и воздушных судов , находящихся за рубежом. Международное право исходит из того, что физические и юридические лица обязаны следовать законам своего государства, где бы они ни находились.
Юрисдикция государства может осуществляться за пределами государственной территории не только в отношении юридических и физических лиц , но и в более широком объеме. Так, согласно ч. 2 ст. 67 Конституции РФ "Российская Федерация... осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права".
Территория государства - это не только юридическое понятие, но и определенная географическая среда, в которой живут люди, которая обеспечивает людей материальными богатствами, необходимыми для их существования и развития производства. Будучи географической средой, территория государства включает в себя и природные ресурсы, которые имеют важное значение для жизни человека . В международном праве общепризнано, что территория государства не может использоваться в хозяйственных целях (недропользовании, рыболовстве и т.п.) другими государствами, их физическими и юридическими лицами без согласия территориального суверена.
Территориальные приобретения и изменения
В середине XIX в. появились теории, которые рассматривали территорию не как вещь, а как пространственный предел власти государства. В России выдающийся юрист В.А. Незабитовский писал, что территория не вещь, которой владеет государство, а лишь пространство, которое является пределом его власти. Именно такой взгляд на правовую природу территории позволил ввести в международное право понятие территориального верховенства государства. В этот период появляются и более изощренные теории, оправдывающие вмешательство во внутренние дела другого государства.
Так, в первой половине XX в. возникла теория компетенции. Сторонники этой теории, правильно отмечая, что компетенция государства в определенных случаях может осуществляться за пределами собственной территории, делали недопустимый вывод о возможности применения вооруженной силы, например, для защиты имущества и жизни собственных граждан, находящихся за рубежом.
Существуют многочисленные и разнообразные способы территориальных приобретений. Наиболее часто встречается их деление на первоначальные и производные, хотя такое деление носит условный характер. Обычно к первоначальным способам территориальных приобретений относили завладение, завоевание, а к производным - естественное приращение территории, ее уступку (цессию) и т.п.
Правда, встречались и другие варианты классификации. С точки зрения современного международного права все способы территориальных приобретений можно разделить на правомерные и противоправные, не забывая о том, что сами эти критерии на всех этапах исторического развития наполнялись различным содержанием. Как известно, большая часть территориальных приобретений и изменений в прошлом достигалась с помощью вооруженной силы, что было тогда правомерно, так как война в те времена являлась законным средством осуществления внешней политики, что запрещено современным международным правом. Исходя из норм международного права , существовавших в прошлом, завоевание территорий, их приобретение с помощью вооруженной силы рассматривались как правомерные.
Способность государства властвовать в пределах своей территории - это следствие наличия у него правового титула на территорию и означает любые факты: действия, документы, свидетельства, которые являются основанием наличия права.
Большинство современных государств владеет территориями на основании их приобретения и освоения в прошлом, иногда в далеком. В частности, в XV - XVI вв., в эпоху Великих географических открытий, государства объявляли своими земли по праву первоначального открытия (теория первоначального открытия) как обоснование принадлежности территории. На смену этой теории пришла теория эффективной оккупации, которая предусматривала, что государство не только объявляет о принадлежности ему открытой территории, но и принимает меры по осуществлению своей власти на этой территории. Такой способ приобретения часто называют оккупацией, однако следует иметь в виду, что сам термин "оккупация" применяется в разных значениях. Международный суд ООН в консультативном заключении о Западной Сахаре 1975 г., признав оккупацию одним из правовых способов территориальных приобретений, подчеркнул, что законной оккупация будет только в том случае, если оккупированная территория на момент оккупации была terra nullius - ничейной землей. В иных случаях, например колонизации африканских народов, которую ряд западных авторов называют оккупацией, в действительности имело место завоевание.
К числу производных способов территориальных приобретений относят приращение (аккрецию). Здесь имеются в виду случаи, когда территория государства увеличивается за счет действия сил природы, например, таких как образование островов на реке, в территориальных водах, расширение дельты крупных рек, впадающих в море, и т.п.
В международном праве используются также и некоторые другие понятия, касающиеся территориальных проблем.
Аннексия - насильственный захват территории другого государства и издание соответствующего юридического акта о ее присоединении.
Кондоминиум - принадлежность территории двум или более государствам, которые совместно осуществляют над ней свой суверенитет.
Коимпериум - совместное осуществление власти (юрисдикции) двумя или более государствами на территории, которая принадлежит третьему государству; оно обладает суверенитетом над этой территорией.
Принципы территориальной целостности, нерушимости и неприкосновенности границ в современном международном праве не означают территориального status quo. Современное международное право признает возможность территориальных изменений в соответствии с его принципами и нормами, но обязательно с добровольно выраженным согласием заинтересованных сторон.
В отечественной доктрине единодушно признается, что правовым основанием принадлежности территории государству является свободно выраженное желание населения этой территории. В соответствии с международно-правовыми нормами относительно права на самоопределение народ может решить вопрос об образовании самостоятельного государства или о вхождении в состав другого государства. Тем самым решается вопрос и о территориальной принадлежности. Это, однако, не означает автоматического признания права на территориальное отделение самоопределяющегося народа. По современному международному праву самоопределение народа может осуществляться в различных формах при соблюдении принципа территориальной целостности и не обязательно должно вести к территориальному отделению. В точном соответствии с этим Конституция РФ не предусматривает права субъектов России на отделение. Наоборот, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории".
Территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов, но суверенитетом и, соответственно, верховенством в пределах этой территории обладает сама Российская Федерация, а не отдельные субъекты. Только в этом случае может быть обеспечена территориальная целостность любого федеративного государства, и международное право учитывает это обстоятельство.
В практике международных отношений государства нередко заключают соглашения об уступке или обмене участками территории, что в международном праве получило наименование цессии.
Цессия - это добровольная уступка территории, осуществляемая на условиях встречной компенсации, которая может быть различной. Например, в практике СССР в 1950-х годах состоялся обмен участками территории с Польшей и Ираном.
Цессия может быть осуществлена и на другой основе, например купли-продажи территории, как это было при продаже Россией Аляски Соединенным Штатам Америки в 1867 г. Однако при этом должны быть учтены интересы населения передаваемой территории. Так, в случае купли-продажи территории, допускаемой и по современному международному праву, продается только территория; населению предоставляется право в разумные сроки , обычно указанные в договоре, выбрать для себя дальнейшее место жительства и гражданство .
Большую роль в деятельности Совета играют представители коренных народов, чьи интересы выражают Циркумполярная конференция инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Арктический совет атабасканов и Международный совет гвичинов, которые наряду с учредителями являются также постоянными участниками. Количество постоянных участников не должно превышать число государств - членов Совета. Принятие решений на всех уровнях Арктического совета является исключительным правом и обязанностью восьми арктических государств и постоянных участников.
Статус наблюдателя могут иметь неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.
Шесть неарктических государств (Великобритания, Германия, Испания, Нидерланды, Польша и Франция), восемь межправительственных и межпарламентских организаций, 11 НПО, а также ЮНЕП получили статус наблюдателей.
В 2011 г. к структурным подразделениям Арктического совета был добавлен Секретариат и был принят первый юридически обязательный договор Совета - Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике. В 2013 г. Арктический совет принял хронологически второй юридически обязательный документ - Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике.
Также напомним, что в Плане выполнения решений, принятом на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г., деятельность Арктического совета упоминается дважды: в связи с проблемой изменения климата (п. 38 "i") и в связи с устойчивым развитием на региональном уровне (п. 80).
Арктический регион становится источником международной напряженности в связи с конкуренцией за доступ к его ресурсам: в северной части Арктики находится более 2/3 месторождений российского газа, 1/3 нефтяных залежей США и неоцененные минеральные запасы Канады.
Права пяти арктических государств (России, Канады, США, Норвегии, Дании) на отсчитываемые от прямых исходных линий 200-мильные районы дна Северного Ледовитого океана и поверхлежащие водные и ледовые пространства не оспариваются. Однако по вопросу о статусе прилегающих к Северному полюсу районов шельфа за этим 200-мильным расстоянием сложились два основных подхода. Первый предлагает приравнять Арктику к любому другому району Мирового океана и превратить ее в один из многих объектов Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Второй подход исходит из того, что Арктика вообще не была предметом рассмотрения III Конференции ООН по морскому праву, а ее правовой режим, основу которого составляют национальные законодательства арктических государств, сложился задолго до принятия Конвенции 1982 г.
Дополнительную неопределенность в этот спор внесло предложение России в 2001 г. эту часть дна Арктики отнести к международному району морского дна или к "общему наследию человечества". Тем самым нарушался сложившийся status quo в Арктике и признавалось, что не весь арктический шельф принадлежит арктическим государствам.
Наконец, предметом острых споров является арктическое судоходство. Эти споры могут обостриться, если такое судоходство будут осуществлять и другие государства, например, в связи с потеплением климата. В районах, прилегающих к Арктическому побережью России, проходит Северный морской путь, который был открыт и освоен русскими мореплавателями. Севморпуть, будучи кратчайшей водной магистралью между западными и восточными районами России, является национальным водным путем России. Все заинтересованные перевозчики получают равный доступ к Севморпути на разрешительной основе.
Сохраняя титул "Северный морской путь - исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация в Арктике", Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути" вводит новое понятие - "акватория Северного морского пути" и устанавливает конкретные границы этой акватории.
Кроме того, Закон предусматривает создание Администрации Севморпути в форме федерального казенного учреждения, на которое возлагаются функции по обеспечению безопасности мореплавания, предотвращению и сохранению морской среды от загрязнения при плавании по акватории Севморпути.
Цель установленного режима судоходства - императивное обеспечение экологической безопасности данного региона, с сохранением в остальном свободы открытого моря. Такой режим призван прежде всего защищать экологические интересы арктических государств, которые первыми на себе испытывают негативные экологические последствия антропогенной деятельности в Арктике и вынуждены также первыми (а зачастую и в одиночку) бороться с ними.
Указанное законодательное регулирование полностью соответствует сложившейся правовой норме о делении Арктики на сектора между арктическими государствами.
Согласно концепции арктических секторов неотъемлемой частью территории государства, побережье которого выходит к Северному Ледовитому океану, являются земли, в том числе земли островов, к северу от материкового побережья такого государства в пределах сектора, образованного данным побережьем и меридианами, сходящимися в точке Северного полюса и проходящими через западную и восточную оконечности такого побережья. Пределы арктических секторов не являются государственными границами, равным образом подводные, ледяные и водные пространства за границей территориального моря в пределах таких секторов не входят в состав государственной территории. Что же касается прав арктических государств в этих секторах, то они осуществляют целевую юрисдикцию в части, касающейся оборонных, экономических, природоресурсных и природоохранных интересов.
Секторальный принцип впервые был обозначен Департаментом внутренних дел Канады в 1904 г. В 1907 г. Канада приняла Закон "О Северо-Западных территориях", а в 1909 г. канадский сенатор Пуарье выступил с публичным заявлением о том, что Арктический бассейн представляет собой особое системное целое - обширный полукруг, составляющий естественное продолжение территории арктических государств, и поэтому логично считать все земли и острова этой арктической системы частью прибрежных государств и разделить их между этими государствами.
В мае 1925 г. Канада выступила с официальным заявлением о том, что канадский арктический сектор составляет пространство в пределах 60 град. - 141 град. з.д. до Северного полюса. Нормативно суверенитет Канады на земли и острова в пределах указанного сектора был закреплен Законом 1925 г. и дополнительно Королевским указом 1926 г..
Россия на протяжении четырех веков принимала различные указы и заключала международные договоры , в которых предусматривались некоторые исключительные права России в отдельных районах Арктики.
Правовым актом, подтвердившим принадлежность СССР всех земель и островов в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР до Северного полюса, было Постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане". Все ранее открытые земли и острова, а также земли и острова, которые могут возникнуть или могут быть открыты, не составляющие к моменту опубликования Постановления признанной Правительством СССР территории каких-либо иностранных государств, объявлялись территорией Советского Союза. При этом Постановление оставило без ответа вопрос о правовом статусе морских пространств арктического сектора СССР.
Другие арктические государства специальных актов по арктическим районам не принимали. Однако законодательство этих государств распространяется и на арктические районы.
Концепция арктических секторов, получившая признание на уровне норм обычного международного права , являлась преобладающей вплоть до начала практической разведки и разработки природных ресурсов Арктики. В конце XX в. получила популярность концепция интернационализации Арктики.
Среди сторонников интернационализации Арктики особое место занимает Канада, которая, в принципе поддерживая режим интернационализации, не желает распространять его на основные арктические проливы и Северо-Западный проход, которые активно используются ВВС и ВМС как арктических, так и неарктических государств для сбора разведданных.
Сегодня активное расширение НАТО на восток привело к возрождению идеи об установлении для Арктического бассейна режима ограниченной демилитаризации и нейтрализации, а затем и полной демилитаризации. Реализация этой идеи резко обесценила бы арктические проливы в глазах военных и тогда концепция интернационализации обрела бы реальные шансы на претворение в жизнь.
Проблема демилитаризации Арктики вполне могла бы стать предметом регионального договора, заключенного между арктическими государствами (морское дно уже частично демилитаризовано по Договору о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.). Но и здесь возможно сопротивление, прежде всего со стороны США, которые будут против любого "регионального сговора", ведущего к "закрытию" Арктики для военных кораблей и воздушных судов неарктических государств.
Идея распространить нормы Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. на Арктический регион изначально является нереальной. Во-первых, Конвенция 1982 г. - это не все современное международное морское право, многие нормы которого продолжают иметь форму международного обычая . Во-вторых, США до сих пор не ратифицировали Конвенцию 1982 г. В-третьих, односторонний отказ России в 2001 г. от своих высокоширотных частей континентального шельфа не получил поддержку у других арктических государств. Статья 76 Конвенции не содержит норм обычного международного права. Нет также достоверных свидетельств того, что создатели Конвенции стремились распространить на Арктику предусмотренные в ее ст. 76 геологические критерии.
В настоящее время можно констатировать, что подлинного регионального режима в Арктике не сложилось, несмотря на общие проблемы, стоящие перед арктическими государствами. Для решения этой проблемы можно предложить использовать механизмы Программы региональных морей ЮНЕП, в которую Арктический регион входит наряду с еще 17 морями. В частности, ЮНЕП в сотрудничестве с ФАО должна выработать и ввести в действие базовое комплексное международное соглашение по борьбе со всеми известными видами загрязнения из всех известных источников загрязнения и принять протоколы, отражающие особенности экологической обстановки в Арктике. Именно в этом должна заключаться реализация арктическими государствами своей первоочередной ответственности за защиту окружающей среды в Арктике.
Это также придаст новое международно-правовое значение давно осуществляемым природоохранным мерам арктических государств в пределах их полярных секторов.
Международно-правовой статус Шпицбергена
Шпицберген, также Свальбард, Грумант, - полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76 град. 26 мин. и 80 град. 50 мин. с.ш. и 10 град. и 32 град. в.д. Площадь архипелага равна 61022 кв. км.
До 1920 г. Норвегия и Россия на равных условиях посещали Шпицберген и создавали там поселения. Заключенный в Париже в 1920 г. Договор о Шпицбергене закрепил полный и исключительный суверенитет Норвегии над архипелагом. В 1935 г. к Договору присоединился СССР.
В Договоре предусматривалось, что суда и граждане всех договаривающихся сторон "допущены на одинаковых основаниях к осуществлению права на рыбную ловлю и охоту в местностях, указанных в ст. 1, и в их территориальных водах" (ст. 2). Это противоречило ст. 1 Договора, распространившей суверенитет Норвегии только на сушу.
В Договоре вместо понятия "территориальные море" используется понятие "территориальные воды местностей Шпицбергена". В отличие от первых в территориальных водах местностей Шпицбергена Норвегия не осуществляет суверенитет над природными ресурсами; действует принцип свободы научных исследований; осуществляется свобода судоходства.
А в 1955 г. Великобритания подала в Международный суд ООН два заявления против Аргентины и Чили, утверждая, что притязания этих стран на участки Антарктики противоречат международному праву . Ввиду того, что Аргентина и Чили не признали обязательной для себя юрисдикцию Суда, Международный суд отказался рассматривать данный спор по существу. Вопрос о территориальных претензиях в Антарктике оказался заморожен.
В этих условиях СССР в 1958 г. заявил о том, что сохраняет все права , которые основаны на открытиях и исследованиях русских мореплавателей и ученых, включая право на предъявление соответствующих претензий в Антарктике.
Результатом этого явилось приглашение СССР на Международную конференцию по Антарктике в Вашингтоне, в которой приняли участие представители 12 государств - Австралии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США , Франции, Чили, ЮАС, Японии и которая завершилась принятием 1 декабря 1959 г. Договора об Антарктике.
В настоящее время правовой статус и режим использования Антарктики определяются пакетом международных договоров , образующих целостную систему, которая в доктрине международного права получила название "Система Договора об Антарктике". В нее сегодня входят собственно Договор об Антарктике, многочисленные рекомендации, принятые на совещаниях сторон Договора об Антарктике и вступившие в силу в соответствии с условиями Договора, Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., Протокол об охране окружающей среды 1991 г. к Договору об Антарктике и Соглашение о сохранении альбатросов и буревестников (качурок) 2001 г. Также к системе Договора об Антарктике принято относить меры, действующие в рамках Договора об Антарктике и в рамках остальных перечисленных международных договоров.
Договор об Антарктике "заморозил" территориальные претензии, установив в ст. IV, что ни одно из положений Договора не должно толковаться как "отказ... от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике" или как "отказ от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую Договаривающаяся Сторона может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам" (п. п. "a", "b" п. 1). В то же время ничто в Договоре не означает нанесения ущерба позиции признания или непризнания договаривающейся стороной права и претензии или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике (п. 1 "с"). На время действия Договора не допускается заявление новых претензий или расширение прежде заявленных, равно как никакие действия или деятельность не создают основы для заявления территориальных претензий, поддержания или отрицания их (п. 2 ст. IV).
Договор 1959 г. закрепил за Антарктикой статус демилитаризованной и нейтрализованной зоны (ст. I). Особую значимость имеют положения ст. V, запрещающие производить здесь любые ядерные взрывы и сброс радиоактивных отходов.
Договор закрепил принцип свободы научных исследований в Антарктике для государств всего мира, без какой бы то ни было дискриминации (ст. II). Поощряется также всяческое деловое сотрудничество с теми специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом отношении.
Договор об Антарктике не содержит каких-либо ограничений на свободу судоходства в регионе Антарктики.
Воздушное пространство над Антарктикой является международным воздушным пространством общего пользования, свободным для полетов летательных аппаратов всех государств. Военные летательные аппараты могут осуществлять полеты над Антарктидой лишь для контроля с воздуха за соблюдением положений Договора и для доставки и вывоза персонала и оснащения станций.
В целях обеспечения контроля за соблюдением положений Договора государства-участники учредили механизм консультативных совещаний (КСДА). Государства, не являющиеся первоначальными участниками Договора и проявляющие заинтересованность в проведении в Антарктике научно-исследовательской деятельности, имеют основание стать Консультативными сторонами Договора. Механизм получения статуса Консультативной стороны оформлен в Положении о консультативном статусе Стороны Договора об Антарктике, принятом в 1997 г.
Кроме КСДА, есть еще Специальные КСДА и Совещания экспертов.
Специальные КСДА проводятся по решению КСДА. По вопросам, ради которых КСДА созывает специальное КСДА, последнее имеет право принять юридически обязательное решение.
Совещания экспертов вправе только подготовить отчет, который передается в КСДА для рассмотрения.
Принимаемые КСДА меры подразделяются на три группы: меры, решения и резолюции. Резолюции имеют рекомендательный характер; решения касаются внутренних организационных и процедурных вопросов; Меры относятся к положениям, которые должны стать правовыми обязательствами после их утверждения всеми Консультативными сторонами.
Другим контрольным механизмом является институт инспекций. Любой участник КСДА вправе назначать из числа своих граждан неограниченное число наблюдателей, каждый из которых "имеет полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики". Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике, всегда открыты для инспекции любыми назначенными наблюдателями.
Наблюдатели и научный персонал, а также сопровождающие их лица в соответствии со ст. VIII находятся под юрисдикцией только той договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций.
Поскольку в Договоре 1959 г. только две статьи (ст. ст. I и V) имеют "экологическую" направленность, дальнейшее развитие системы Договора об Антарктике пошло по пути договорно-правового закрепления режима охраны экосистем Антарктики.
Первым таким договором стала Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г.. Она распространяется на все виды антарктических тюленей, обитающих в воде и на морском льду южнее 60 град. ю.ш. Согласно Приложению к Конвенции разрешается отлов только трех из шести видов антарктических тюленей. Установлены запретные районы, допустимые сроки охоты и шесть разрешенных зон отлова, каждая из которых должна поочередно закрываться на период с 1 сентября по последний день февраля. Запрещено убивать тюленей и в трех заповедниках (п. 5).
Следующим шагом стала Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. Она действует в морских районах к югу от линии антарктической конвергенции.
Эта Конвенция явилась первым международным договором, закрепившим экосистемный подход к сохранению живых природных ресурсов.
Статья I (п. 3) Конвенции определяет морскую экосистему Антарктики как "комплекс взаимоотношений морских живых ресурсов Антарктики друг с другом и с окружающей их физической средой" и распространяется на все популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных и на другие виды живых организмов, включая птиц, а также тюленей и китов.
При этом ее положения не умаляют прав и обязательств договаривающихся сторон по Международной конвенции о регулировании китобойного промысла 1946 г. и Конвенции о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. (ст. VI).
Конвенцией сформулированы принципы сохранения морских живых ресурсов: "(а) предотвращение сокращения численности любой вылавливаемой популяции до уровней, ниже таких, которые обеспечивают ее устойчивое пополнение. С этой целью не должно допускаться ее сокращение ниже уровня, близкого к тому, который обеспечивает наибольший чистый годовой прирост; (b) поддержание экологических взаимосвязей между вылавливаемыми, зависящими от них и связанными с ними популяциями морских живых ресурсов Антарктики и восстановление истощенных популяций до уровней, определенных в подпункте (а), выше; (с) предотвращение изменений или сведение до минимума опасности изменений в морской экосистеме, которые являются потенциально необратимыми на протяжении двух или трех десятилетий, принимая во внимание состояние имеющихся знаний о прямом и косвенном воздействии промысла, влиянии внесения не свойственных данному району видов, последствиях связанной с этим деятельности для морской экосистемы и последствиях изменений в окружающей среде с тем, чтобы было возможно устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики" (п. 3 ст. II).
Конвенция учредила специальную Комиссию по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.
Консультативным органом Комиссии является Научный комитет по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.
Для регулирования использования минеральных ресурсов Антарктики КСДА в 1988 г. приняло Конвенцию по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (в силу не вступила). Сфера ее действия охватывает сам материк Антарктиду, все антарктические острова, включая все шельфовые ледники, к югу от 60 град. ю.ш., а также морское дно и недра прилегающих прибрежных районов вплоть до внешней границы континентального шельфа (ст. 5).
Главным органом Конвенции должна стать Комиссия, которая наделяется функциями оценки воздействия на окружающую среду Антарктики деятельности по освоению минеральных ресурсов, установления открытых и закрытых для добычи минеральных ресурсов районов и др.
Для каждого открытого района создается Комитет по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики, который рассматривает заявки на разведку и разработку минеральных ресурсов, выдает разрешения на такую деятельность и осуществляет наблюдение и инспекцию над ней.
Положения Конвенции 1988 г. вызвали серьезную озабоченность у многих государств по поводу сохранения окружающей среды Антарктики. Генеральная Ассамблея ООН 7 декабря 1988 г. даже приняла резолюцию, в которой выражается "глубокое сожаление" в связи с принятием Конвенции 1988 г.
В 1991 г. был принят Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике, который запретил любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований (ст. 7). Этот запрет действует до разработки юридически обязательного режима в отношении освоения минеральных ресурсов Антарктики, включающего согласованные средства для определения того, приемлема ли любая такая деятельность, и если да, то на каких условиях, по истечении 50 лет после вступления Протокола в силу (ст. 25), т.е. не ранее 2048 г..
Протокол состоит из 27 статей, дополнения "Арбитраж" и шести приложений, являющихся его неотъемлемой частью.
- Оценка воздействия на окружающую среду.
- Сохранение антарктической флоры и фауны.
- Удаление и управление ликвидацией отходов.
- Предотвращение загрязнения морской среды.
- Охрана и управление районами.
- Материальная ответственность , возникающая в результате чрезвычайных экологических ситуаций.
Протокол объявил Антарктику природным заповедником, предназначенным для мира и науки (ст. 2). Положения Протокола нацелены на всеобъемлющую охрану окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с нею экосистем.
Ответственность за охрану окружающей среды Антарктики взяли на себя государства - участники Договора об Антарктике. Функции контроля за деятельностью в Антарктике и соблюдением Протокола 1991 г. возложены на созданный этим Протоколом Комитет по охране окружающей среды Антарктики (ст. 11).
Соглашение о сохранении альбатросов и буревестников (качурок) 2001 г. разрабатывалось в рамках Боннской конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г. КСДА, на котором обсуждался вопрос о сохранении альбатросов и буревестников в 2003 г. в связи с особо охраняемым районом N 153 "Восточная часть залива Даллманн", приняло Резолюцию N 4, призывавшую стороны Договора об Антарктике либо в кратчайшие сроки ратифицировать Соглашение 2001 г., либо присоединиться к нему и другим международно-правовым актам, охраняющим альбатросов и буревестников.
Соглашение распространяет свое действие на 19 видов альбатросов и семь видов буревестников Южного полушария. Его цель - восстановление благоприятного статуса сохранности этих видов. Соглашение учредило Консультативный комитет для предоставления экспертных консультаций и информации (ст. IX).
27. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ
Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн кв. км. К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия и Исландия.
В мае 1925 г. Правительство Канады официально закрепило канадский суверенитет над арктическим сектором, составляющим пространство в пределах 60° в. д. – 141° з. д., вплоть до Северного полюса. Позднее примеру Канады последовали и иные страны, выходящие к арктическому бассейну. С указанного времени владения в Арктике разделяются по секторальному времени. Одновременно с этим продолжаются дискуссии об интернационализации Арктического пространства. Одни сторонники интернационализации Арктики полагают, что на арктические водные пространства должны полностью распространяться универсальные нормы, определяющие общий режим открытого моря. Этот подход не противоречит заявленным «секторальным претензиям» приарктических государств и на земли и острова в данном районе, но не получает широкой поддержки. Другие считают более реалистичное решение, в пользу которого говорит солидарный опыт сотрудничества приарктических государств, например в вопросах охраны окружающей среды. Третья разновидность данной концепции сводится к частичной интернационализации Арктики за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны.
Теория интернационализации Арктики имеет определенные шансы на успех ввиду столкновения «секторальных интересов» некоторых государств региона. Неоднократно заявляли о непризнании канадского арктического сектора США, Норвегия и Дания, вследствие чего у Канады существуют проблемы с разграничением морских границ с данными государствами.
Процессу интернационализации в Арктике в определенной мере может способствовать Арктический совет. Согласно Декларации об учреждении Арктического совета, принятой в 1996 г. в Оттаве, Арктический совет утверждается с целью нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес; надзора и координации программ в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС) по Программе арктического мониторинга и оценки (АМАП), Программе сохранения арктической природы и фауны (КАФФ); определения круга ведения Программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.
Членами Арктического совета являются: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США. Приполярная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ являются постоянными участниками Арктического совета.
Решения Арктического совета принимаются его членами на основе консенсуса.
Несмотря на детальную регламентацию целей и форм деятельности Арктического совета, практически он не начал свою работу.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание
21. Правовой режим товаров Правовой режим обычно устанавливается в отношении: 1) статуса, правомочий продавца и покупателя; 2) возможности и порядка приобретения или отчуждения различных товаров; 3) порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров.Правовой режим
23. Правовой режим денег К движимым вещам кроме материальных объектов относятся также деньги. Деньги как эквивалент стоимости товара сформировались в эпоху перехода от меновой торговли к товарно-денежным отношениям. В качестве денег в разных странах использовались
36. Правовой режим международных рек Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств, они неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.Международная река, пересекающая или разделяющая
38. Международно-правовой режим Антарктики Антарктика – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые
44. Правовой режим открытого моря Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств.Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают
45. Правовой режим международных проливов Международные проливы– это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.При установлении правового режима морских проливов государствами учитываются, как
53. Правовой режим военного плена Основным международно-правовым документом, определяющим режим военного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., согласно которой военнопленными являются следующие категории лиц, попавшие во власть
56. Правовой режим товаров в торговле Правовой режим товаров в торговле – это совокупность правил, определяющих: порядок приобретения, использования и отчуждения различных товаров; порядок хранения, транспортировки и учета товаров; правомочия, а также статус
10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ Установление режима коммерческой тайныПраво установления режима коммерческой тайны имеет обладатель коммерческой тайны. Конфидент коммерческой тайны обязан установить режим коммерческой тайны, если это следует из обязательств,
32. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.Правовой режим информационных
85. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРХИВОВ Правовую основу архивного дела составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ и Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».Право на создание архивов принадлежит юридическим и физическим лицам Российской Федерации.Не
28. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ Антарктика – район вокруг Южного полюса земного шара до линии слияния и перемещения холодных антарктических вод с теплыми субтропическими (граница антарктической конвергенции). К Антарктике относятся: шестой материк Земли – Антарктида – с
5.3 Государственно-правовой режим Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. XX в. До этого к форме государства относили форму правления и государственного устройства, поскольку именно они
Общие положения.
Планета Земля имеет два противолежащих региона - полярные области, которые выделяются кажущимся сходством, при значительной разнице с точки зрения физико-географических характеристик и их правового регулирования. Основную часть Арктики составляет океан, а Антарктики - материк. Арктика окружена территориями государств. Антарктика, относится к международным пространствам на основании системы Договора об Антарктике. Иными словами, международно-правовой режим этих районов земного шара складывается в различных направлениях.
В научной литературе приводится много определений Арктики вследствие большого количества критериев, которые необходимо учесть. В наиболее общем плане Арктика (от греч. arktikos - северный) - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Ее площадь - около 27 млн. км2 (иногда южной границей называют Северный полярный круг (66°32" с.ш.) и тогда ее площадь 21 млн. км2). Из них почти половина - площадь морских льдов (около 11 млн. км2 зимой и около 8 млн. км2 летом).
Арктика - место соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Со времен «холодной» войны как кратчайший путь между двумя супердержавами и до сих пор Северный Ледовитый океан является наиболее милитаризованным пространством, где активно задействованы военные суда и подводные лодки, в том числе атомные. Кроме того, Арктика характеризуется большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, никеля, меди, кобальта, платины и других природных ресурсов. Северный Ледовитый океан омывает берега только пяти т.н. «приарктических» государств: России, Канады, США (Аляска), Дании (Гренландия), Норвегии.
Огромную роль в освоении Арктики сыграл проложенный вдоль российской арктической береговой линии Северный морской путь (СМП), длиной 5600 км. Он соединил европейские и дальневосточные порты. Он является главной судоходной магистралью России в Арктике, и в советские времена он был закрыт для международного судоходства. Продолжительность навигации на СМП составляет от 2_до 4 месяцев, однако при помощи ледоколов на отдельных участках она продлевается несколько дольше. В последние годы геополитическое значение СМП возросло в силу ряда факторов. Во-первых, повысился интерес к коммерческому использованию СМП для перевозки грузов между портами Европы и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Во-вторых, Россия активно экспортирует нефть и газ, в том числе из северных месторождений, СМП - это дешевый путь к ресурсам российского севера.
Исходя из географического критерия, на Арктику должны распространяться режимы, закрепленные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В частности, должны быть применимы свободы открытого моря, включая свободу судоходства, рыболовства, исследований. Статьей 234 Конвенции 1982 г. предусматривает возможность особого регулирования районов, большую часть времени покрытых льдом, для обеспечения охраны окружающей среды. Полярные области - экологически очень хрупкий регион. При всей суровости природных условий они играют чрезвычайно важную роль в биосфере, включая определяющее влияние на планетарный климат, глобальные геофизические и биологические процессы. Нефть, попавшая в воды арктических морей, сохраняется там несколько десятков лет ввиду ничтожной скорости ее химического и биологического разложения при низких температурах. Именно защитой окружающей среды арктических районов приарктические государства часто объясняют распространение своей юрисдикции по «секторальному принципу».
Инициатором такого подхода выступила Канада. В 1909 г. правительство Канады, в то время доминиона Британской Америки, официально объявило своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, лежащие к западу от Гренландии, между Канадой и Северным полюсом. В 1921 г. Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом. А в 1925 г. приняла дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства. Сегодня Канада распространяет свой суверенитет на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами - меридианы 60° и 141° з.д.
Первым документом, определяющим статус земель и островов, прилегающих к арктическому побережью России, стала циркулярная нота МИД Российской империи от 20 сентября 1916 г. о принадлежности России всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья.
Советский Союз в Меморандуме народного комиссариата иностранных дел СССР от 4 ноября 1924 г., направленного всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 г.
Исчерпывающе вопрос Советской приарктической зоны был урегулирован позднее в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Постановление указывало, что «территорией Союза ССР являются все как открытые, так могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова. Не составляющие к моменту опубликования настоящего постановления признанной Правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса». Принадлежность России этих территорий ныне официально не оспаривается ни одной из арктических стран.
Секторальная теория, которой придерживаются Россия и Канада, не разделяется США и другими европейскими государствами. Попыткой компромисса и явилась ст. 234 Конвенции 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 морских миль. То есть с точки зрения современного международного права линии, обозначающие боковые пределы полярных секторов, не признаются государственными границами. Это значит, что все государства мира имеют равные права на использование природных ресурсов Северного Ледовитого океана в этих секторах. В то же время все более актуальным является вопрос делимитации арктического континентального шельфа. И Россия в 2001 г., и Норвегия в 2006 г., действуя в соответствии с п.8 ст.76 Конвенции по морскому праву, передали в Комиссию по границам континентального шельфа данные о границах своих шельфов за пределами 200 морских миль от исходных линий, претендуя на территорию вплоть до Северного полюса. Однако Комиссия посчитала представленные российскими экспертами материалы не полностью отвечающими ее требованиям и предложила дополнить новыми данными.
Таким образом, правовой режим Арктики достаточно сложен. С одной стороны, как на часть мирового океана на Северный Ледовитый океан распространяются соответствующие международно-правовые положения, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Чикагскую конвенцию о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и пр.
С другой стороны, важное значение имеют особенности практики приполярных государств, которые оставляют за собой право придерживаться традиций, сложившихся в процессе освоения Арктики каждой из этих стран, нашедших отражение в национальных правовых нормах. В отсутствие универсального или регионального договора, определяющего международно-правовой режим Арктики, несмотря на существование большого количества иных международных договоров, имеющих непосредственное отношение, в том числе к предотвращению загрязнения морской среды (их около 80), о сложившейся системе международно-правового регулирования Арктического региона говорить рано.
Весьма важным шагом в развитии судоходства в водах Арктики стало принятие в 2002 г. Международной морской организацией рекомендательного Руководства по эксплуатации судов в арктических водах, покрытых льдом (Арктического руководства), направленного на обеспечение безопасности судоходства и предотвращения загрязнения в результате деятельности судов в полярных водах.
В 1996 г. в Оттаве была подписана Декларация об учреждении Арктического Совета - новой региональной международной организации. Куда вошли 8 арктических государств. Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция.
Среди целей Арктического Совета:
- - осуществление сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики по общеарктическим вопросам;
- - контроль и координация выполнения экологических программ;
- - разработка, координация и контроль выполнения программ устойчивого развития;
- - распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой. Арктический Совет не будет заниматься проблемами военной безопасности и демилитаризации Арктики.
Особенностью структуры Арктического Совета является включение в нее в статусе «постоянных участников» представителей неправительственных организаций коренных народов Севера. В мае 2008 г. министры иностранных дел пяти приарктических государств - Дании, России, Норвегии, США и Канады - на встрече в г. Иллулисат приняли Декларацию, в которой еще раз подтвердили приверженность сторон существующим договорам и правилам. Включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., которые регламентируют поведение в регионе, и подчеркнули, что «нет необходимости установления специально правового режима» для Северного Ледовитого океана. Приарктические государства подчеркнули свою особую ответственность и способность обеспечивать эффективные механизмы мониторинга и защиты морской экологии, безопасности судоходства на основе национального законодательства и международных норм.
Арктика как наследие «холодной» войны - милитаризованное и нуклеаризованное ставит целый комплекс сложных политических, правовых и экономических вопросов. Для их решения необходим поиск взаимоприемлемого компромисса между интересами приарктических государств и всего мирового сообщества, что, как показывает практика, непросто.
Антарктика.
Антарктида - материк в центре Антарктики, общей площадью 13975 тыс. км (включая шельфовые ледники и острова), причем свыше 99 % территории покрыто льдом. Антарктика - южная полярная область земного шара, включающая помимо Антарктиды, прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов с морями, а также лежащие в субантарктических водах острова: Юж. Георгия, Юж. Сандвичевы, Юж. Оркнейские, Юж. Шетлендские и др. Граница Антарктики проходит в пределах 48-60 ю.ш.
Антарктида - единственный земной материк, на котором отсутствует постоянное население, что объясняется климатическими особенностями: в восточной Антарктиде находится полюс холода Земли, где была зарегистрирована самая низкая на планете температура: -89,2°С.
Средние температуры зимних месяцев от -60 до -70°С, летних от -30 до -50°С, на побережье зимой от -8 до -35 "С, летом 0-5°С.
Антарктида была открыта 28 января 1820 г. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Предположительно первый флаг своей державы установил француз, Дюмон-д"Юрвиль. Первыми, 24 января 1895 г., на землю материка вступили капитан норвежского промыслового судна «Антарктик» Кристенсен и пассажир этого судна, преподаватель естественных наук Карлстен Борхгрёвинк, который собрал образцы минералов, увидел и описал антарктический лишайник. То есть чуть более 100 лет назад данного материка для человечества не существовало.
Первая половина XX в. была посвящена изучению побережья и внутренних областей материка. В декабре 1911 г. экспедиция норвежца Р. Амундсена и через месяц, в январе 1912 г. экспедиция британца Р. Скотта достигли Южного полюса. Первый полет самолета над Антарктидой совершил в 1928 г. американский полярный исследователь, адмирал Р. Бэрд. В ноябре 1929 г. он на самолете достиг Южного полюса. В 1928-1947 гг. под его руководством было осуществлено четыре крупные экспедиции в Антарктику (в самой крупной, четвертой экспедиции, принимало участие свыше 4 тыс. человек), проведены сейсмологические, геологические и другие исследования, подтверждено наличие в Антарктиде крупных месторождений каменного угля.
В 40-50-е гг. XX в. начинали создаваться научные базы и станции для проведения регулярных исследований прибрежных районов. Особый вклад в этот процесс внес Международный геофизический год (1957-1958 гг.), когда на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам. На 1991 г. в Антарктике работало 48 станций. На круглогодичных антарктических станциях живут и работают от 1000 до 4000 человек. На континенте действуют свои радио- и телестанция для американских полярников. В последние годы континент стал объектом туризма.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1104 утверждена Государственная целевая программа «Мониторинг полярных районов Земли и обеспечение деятельности арктических и антарктических экспедиций на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.»1, согласно которой будут осуществляться полярные исследования и которая предусматривает создание первой белорусской антарктической станции. Территориальные притязания на Антарктиду начали выдвигаться различными государствами параллельно с исследовательской деятельностью. Претензии были выдвинуты Австралией, Аргентиной, Великобританией. Новой Зеландией, Норвегией, Францией, Чили. Например, Норвегия претендует на территорию, превышающую свою собственную почти в десять раз, включая остров Петра I, открытый экспедицией Беллинсгаузена-Лазарева. Австралия считает своей почти половину Антарктиды, куда вклинивается «французская» Земля Адели. Чили и Аргентина претендуют практически на одну и ту же территорию - Антарктический полуостров, который они по-разному называют.
Международный геофизический год показал плодотворность совместного исследования Антарктики и, основываясь на этом опыте, США предложили созвать конференцию для принятия Договора об Антарктике. Конференция прошла в Вашингтоне с 15 октября по 1 декабря 1959 г. Закончилась она подписанием бессрочного Договора об Антарктике, который вступил в силу в 1961 г. Данный договор первоначально подписали 12 государств: Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия. Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США. На 1 января 2008 г. в нем участвовали 46 государств, включая соседей Беларуси: Россию, Украину и Польшу. Беларусь присоединилась к Договору об Антарктике 27 декабря 2006 г.
Договор распространяется на район южнее 60-й параллели ю.ш., включая все шельфовые ледники. Согласно Договору Антарктика демилитаризируется, т.е. используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия, включая ядерное. При этом для невоенных целей допускается использование военного персонала или оснащения. Помимо демилитаризации и нейтрализации Антарктики, она объявлена безъядерной зоной, т.е. в Антарктике запрещены любые ядерные взрывы и уничтожение в этом районе радиоактивных материалов.
Режим Антарктики базируется на принципе свободы научных исследований и сотрудничестве в этих целях. В частности, государства обязуются производить обмен:
- 1) информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ;
- 2) научным персоналом в Антарктике между экспедициями и станциями;
- 3) данными и результатами научных наблюдений в Антарктике и обеспечивать свободный доступ к ним.
В сущности, договор объявляет Антарктику международной научной лабораторией.
Достаточно оригинально была решена проблема территориальных претензий. Согласно ст. IV Договора его положения не должны толковаться как:
а) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике;
b) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам;
c) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.
2. Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе».
То есть существовавшие на 1959 г. территориальные претензии «замораживаются», а вся последующая деятельность на основе данного договора не может быть основанием для новых претензий.
Для контроля соблюдения положений Договора предусматривается возможность инспекций. Наблюдатели, проводящие инспекцию, должны быть гражданами назначающих их государств, их фамилии сообщаются каждому государству-участнику. Назначенные таким образом наблюдатели имеют полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике. Кроме того, инспекция может проводиться с воздуха.
Государства заранее уведомляют друг друга обо всех:
- а) экспедициях в Антарктику или в пределах Антарктики, совершаемых ее судами или гражданами. И всех экспедициях в Антарктику, организуемых на ее территории или направляющихся с ее территории;
- б) станциях в Антарктике, занимаемых ее гражданами;
- в) о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления в Антарктику.
На основании договора действуют так называемые Консультативные совещания, предназначенные для обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а. также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей Договора. Участие в Консультативных совещаниях могут принимать только представители тех присоединившихся к Договору государств, которые проявляют свою заинтересованность в Антарктике проведением там существенной научно-исследовательской деятельности, такой как создание научной станции или посылка научной экспедиции. С 1 сентября 2004 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) начал действовать Секретариат Договора по Антарктике.
Своими рекомендациями и решениями Консультативные совещания способствуют дальнейшему развитию положений Договора. Именно в рамках совещаний были разработаны и приняты Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. и Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.
С развитием технологии стала достижимой возможность промышленной разработки природных ресурсов Антарктики. Попытка развитых государств в 1988 г. изменить режим освоения недр Антарктики принятием Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики вызвала мощную волну протестов и в 1991 г. был принят Протокол об охране окружающей среды, который ввел 50-летний мораторий на любую практическую деятельность, связанную с разработкой минеральных ресурсов в Антарктике. Соответственно сегодня действует т.н. система Договора об Антарктике, куда входят все соглашения и обусловленные ими механизмы сотрудничества, регулирующие правовой режим Антарктики.
международный правовой геополитический территориальный
1. Общее понятие и виды территорий в международном праве
2. Правовой режим Арктики и Антарктики
2.1 Общие положения
2.2 Арктика
2.3 Антарктика
Список использованных источников
1. Общее понятие и виды территорий в международном праве
Человеческая цивилизация развивается не в вакууме - она теснейшим образом связана и зависима от среды своего обитания - планеты Земля. Территория важна не только с точки зрения существования каждого государства в отдельности; межгосударственные отношения, урегулированные международным правом, происходят в пространственном измерении. Во многом именно благодаря попыткам определения принадлежности и результатов раздела той или иной территории международное право зародилось, существует и развивается. Так, в современном международном праве упреждающе решаются вопросы, связанные с регулированием режима космического пространства и небесных тел, на которые еще фактически не ступала нога человека. Соответственно институт правового регулирования территории в международном праве - один из древнейших и до сих пор имеющих большое значение в поддержании международного мира и безопасности, развитии международного сотрудничества и прогресса всего человечества.
В отличие от обыденного языка, в международном праве под «территорией» (лат. territorium) понимается часть географической среды, включающей сухопутную и водную поверхность, недра, воздушное и космическое пространство. В качестве синонима часто используется термин «пространство».
Помимо классификации с точки зрения географической принадлежности в доктрине принято различать территории исходя из их правового режима (государственная территория, международная территория, территория со смешанным правовым режимом).
На государственную территорию распространяется территориальное верховенство какого-либо государства. Именно государственная территория является материальной основой существования государств: без территории нет государства. Иногда выделяют государственную территорию международного пользования, к которой относят международные реки, международные проливы и каналы, некоторые сухопутные территории (например, архипелаг Свальбард (Шпицберген)).
Международные территории, или международные пространства (terra communis) - это географические пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного государства и чей правовой статус определяется договорным и обычным международным правом.
Международная территория не подлежит национальному присвоению, но при этом все государства имеют равные права по его исследованию и использованию в своих интересах. Очевидно, что технологически более развитые государства используют данные пространства более интенсивно. К международной территории относятся открытое море и Район морского дна за пределами континентального шельфа (Район); Антарктика; воздушное пространство над открытым морем и Антарктикой; космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела.
Особый правовой режим некоторых международных пространств получил название режима «общего наследия человечества» . Такой режим устанавливается на договорной основе в отношении объектов, представляющих особую ценность для всего человечества. В отличие от режима terra communis, запрещающего национальное присвоение пространств, но в остальном не ограничивающего государства в формах и целях деятельности, режим общего наследия человечества дополнительно устанавливает ряд требований. Во-первых, все объекты общего наследия человечества подлежат полной демилитаризации и нейтрализации. Во-вторых, исследование и эксплуатация ресурсов данных территорий должны происходить в соответствии с установленными процедурами в мирных целях, в интересах всего человечества с учетом особого положения наименее развитых стран. В-третьих, в отношении данных территорий осуществляется должная охрана окружающей среды.
Впервые режим общего наследия человечества был предложен в ГА ООН мальтийским послом при ООН А. Пардо в 1967 г. В действующем международном праве он закреплен в ст. 136 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. за Районом (дном морей и океанов и их недрами за пределами национальной юрисдикции); в ст. XI Договора о Луне 1979 г. за Луной и иными небесными телами (но не за всем космическим пространством). Сходный режим возник в отношении Антарктики на основе системы Договора об Антарктике 1959 г.
Несмотря на конвенционное закрепление, данный принцип неоднозначно воспринимается мировым сообществом. Так, наиболее развитые страны, чьи возможности по эксплуатации ресурсов объектов общего наследия человечества ограничиваются этим режимом, не ратифицировали ни договор по Луне, ни Конвенцию ООН 1982 г. в ее первоначальной редакции.
К территориям со смешанным, правовым режимом относят морские пространства, чей режим определяется как международным, так и национальным правом прибрежного государства. В частности, такой режим распространяется на прилежащую зону, континентальный шельф и исключительную экономическую зону, которые согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. открыты для всех государств, но прибрежные государства обладают особыми правами в отношении разведки, разработки и сохранения ресурсов данных территорий и имеют право осуществлять юрисдикцию в пределах этих территорий в специально установленных областях.
Исторически выделялись т.н. «ничейные территории» (terra nullius), на которые может распространяться суверенитет какого-либо государства, но которые пока не принадлежат ни одному государству. Современный уровень развития человеческой цивилизации позволил полностью изучить планету, так что «неисследованных» пространств не осталось. В то же время в результате вулканической активности, например, могут возникать новые острова. Тогда на них может распространяться суверенитет какого-либо государства в соответствии с общепринятыми законными способами приобретения территории.
2. Правовой режим Арктики и Антарктики
2.1 Общие положения
Планета Земля имеет два противолежащих региона - полярные области, которые выделяются кажущимся сходством, при значительной разнице с точки зрения физико-географических характеристик и их правового регулирования. Основную часть Арктики составляет океан, а Антарктики - материк. Арктика окружена территориями государств. Антарктика, относится к международным пространствам на основании системы Договора об Антарктике. Иными словами, международно-правовой режим этих районов земного шара складывается в различных направлениях.
2.2 Арктика
В научной литературе приводится много определений Арктики вследствие большого количества критериев, которые необходимо учесть. В наиболее общем плане Арктика (от греч. arktikos - северный) - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Ее площадь - около 27 млн. км2 (иногда южной границей называют Северный полярный круг (66°32" с.ш.) и тогда ее площадь 21 млн. км2). Из них почти половина - площадь морских льдов (около 11 млн. км2 зимой и около 8 млн. км2 летом)
Арктика - место соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Со времен «холодной» войны как кратчайший путь между двумя супердержавами и до сих пор Северный Ледовитый океан является наиболее милитаризованным пространством, где активно задействованы военные суда и подводные лодки, в том числе атомные. Кроме того, Арктика характеризуется большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, никеля, меди, кобальта, платины и других природных ресурсов. Северный Ледовитый океан омывает берега только пяти т.н. «приарктических» государств: России, Канады, США (Аляска), Дании (Гренландия), Норвегии.
Огромную роль в освоении Арктики сыграл проложенный вдоль российской арктической береговой линии Северный морской путь (СМП), длиной 5600 км. Он соединил европейские и дальневосточные порты. Он является главной судоходной магистралью России в Арктике, и в советские времена он был закрыт для международного судоходства. Продолжительность навигации на СМП составляет от 2_до 4 месяцев, однако при помощи ледоколов на отдельных участках она продлевается несколько дольше. В последние годы геополитическое значение СМП возросло в силу ряда факторов. Во-первых, повысился интерес к коммерческому использованию СМП для перевозки грузов между портами Европы и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Во-вторых, Россия активно экспортирует нефть и газ, в том числе из северных месторождений, СМП - это дешевый путь к ресурсам российского севера.
Исходя из географического критерия, на Арктику должны распространяться режимы, закрепленные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В частности, должны быть применимы свободы открытого моря, включая свободу судоходства, рыболовства, исследований. Статьей 234 Конвенции 1982 г. предусматривает возможность особого регулирования районов, большую часть времени покрытых льдом, для обеспечения охраны окружающей среды. Полярные области - экологически очень хрупкий регион. При всей суровости природных условий они играют чрезвычайно важную роль в биосфере, включая определяющее влияние на планетарный климат, глобальные геофизические и биологические процессы. Нефть, попавшая в воды арктических морей, сохраняется там несколько десятков лет ввиду ничтожной скорости ее химического и биологического разложения при низких температурах. Именно защитой окружающей среды арктических районов приарктические государства часто объясняют распространение своей юрисдикции по «секторальному принципу».
Инициатором такого подхода выступила Канада. В 1909 г. правительство Канады, в то время доминиона Британской Америки, официально объявило своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, лежащие к западу от Гренландии, между Канадой и Северным полюсом. В 1921 г. Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом, а в 1925 г. приняла дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства. Сегодня Канада распространяет свой суверенитет на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами - меридианы 60° и 141° з.д.