Реформы Александра II. Презентация на тему Александр II и его реформы
Ответы я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? В напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?» Н.А. Некрасов
Подготовка реформы ГодСобытие 1857г.Создание секретного комитета Осень 1857г. Рескрипт на имя виленского губернатора В.И. Назимова, предписывавший создать губернский комитет по обсуждению отмены крепостного права. Март 1859г.Создание Редакционных комиссий. 1860г.Обсуждение проекта в Главном комитете 19 февраля 1861г. Александр II подписал Манифест и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.
Царь-освободитель «Он то является освободителем крестьян, реформатором, то заступает за николаевскую постромку и грозит растоптать едва всходящие ростки… Имя Александра II отныне принадлежит истории… Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!» (А.И. Герцен) Александр II ()
Значение отмены крепостного права 1.Появление свободной наемной рабочей силы. 2.Подъем экономики 3.Поставлен вопрос о необходимости проведения других реформ. 1.Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян
Либеральные реформы Александра II Дата проведения реформы Название реформы Содержание реформы Задание: заполните таблицу на основе материала учебника стр
Внешняя политика Александра II Прорыв дипломатической изоляции России. Сближение России с Пруссией. Восточный вопрос – 1878 гг. – русско-турецкая война Горчаков А.М. – министр иностранных дел
Цели России в войне Освободить славянские народы от турецкого ига. Подъем авторитета России как великой державы. Повод: По инициативе А.М. Горчакова Россия, Германия и Австрия потребовали от Турции уравнять христиан в правах с мусульманами, но Турция, ободренная поддержкой Англии, ответила отказом.
Силы сторон Балканский фронтКавказский фронт русскиетуркирусскиетурки солдат солдат солдат солдат ружье Бердана (1300 шагов) ружье Мартини (1800 шагов) ружье Снайдера (1300 шагов) ружье Генри (1500 шагов) конница конница конница 4000конница 2000 стальные нарезные пушки чугунные гладкостволь ные пушки стальные нарезные пушки чугунные гладкостволь ные пушки
Условия мирного договора Сан-Стефанский договор Сербия, Черногория, Румыния получали независимость. Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи (то есть получала право на свое правительство, армию, связь с Турцией – уплата дани). Россия получала Южную Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет, Батум. Берлинский конгресс Болгария была разделена на две части: Северная объявлялась княжеством зависимым от Турции, Южная – автономной турецкой провинцией - Восточная Румелия. Значительно урезаны территории Сербии и Черногории. Россия возвращала крепость Баязет Турции. Австрия присоединила Боснию и Герцеговину. Англия получала остров Кипр.
Презентацию на тему Александр II и его реформы можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: История. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 16 слайдов.
Слайды презентации
Александр II
Александр II Николаевич Освободитель- император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855-1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.
Родился 17 апреля 1818 года, в Светлую среду, в 11 часов утра в Архиерейском доме Чудова монастыря в Кремле, куда вся императорская фамилия, исключая дядю новорождённого Александра II, бывшего в инспекционной поездке по югу России, прибыла в начале апреля для говенья и встречи Пасхи.
По достижении совершеннолетия 23 апреля 1834 (день принесения им присяги) наследник-цесаревич был введён своим отцом в состав основных государственных институтов империи.
В 1837 году Александр совершил большое путешествие по России и посетил 29 губерний Европейской части, Закавказья и Западной Сибири, а в 1838-1839 годах побывал в Европе.
Начало правления
Перед страной стоял ряд сложных внутри- и внешнеполитических вопросов; финансы были крайне расстроены неудачной Крымской войной, в ходе которой Россия оказалась в полной международной изоляции.
Первым из важных шагов было заключение Парижского мира в марте 1856 года - на условиях, которые в создавшейся ситуации были не самыми плохими (в Англии были сильны настроения продолжать войну до полного разгрома и расчленения Российской империи).
Весной 1856 года Александр II посетил Великое княжество Финляндское, где выступил в университете и сенате, затем Варшаву и Берлин, где имел весьма важную для него встречу с прусским королём Фридрихом Вильгельмом IV (брат его матери), с которым тайно скрепил «двойственный союз», прорвав таким образом внешнеполитическую блокаду России.
Основные реформы
Отмена крепостного права (1861)
Основной акт - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:
Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными». Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.
За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
4. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение. 5. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела. 6. Также определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда.
Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям - уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян. Гласные из крестьян составляли меньшинство. Избирались сроком на 4 года. Земства занимались решением вопросов местного управления. В то же время во всем, что касалось интересов крестьян, земства руководствовались интересами помещиков, контролировавших их деятельность. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам. Земство состояло: земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы (исполнительная власть).
Судебный устав 1864 года
Устав вводил единую систему судебных учреждений. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества - для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д., в то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.
Военная реформа
Организационные реформы
Технологические реформы в области вооружений
Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления. В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация.
В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 года вся пехота была перевооружена 6-линейными винтовками. В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок и выпуску других орудий
Реформа образования
В ходе реформ 1860-х годов была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В последние годы царствования Александра II были приняты решения (о введении полицейского контроля в вузах, об ограничении принятия в вузы «лиц, материально не обеспеченных» и др.), которые «перечеркивали буквально все, что было осуществлено в области народного просвещения с момента отмены крепостного права».
Внешняя политика
В царствование Александра II Россия вернулась к политике всемерного расширения Российской империи. За этот период к России были присоединены Средняя Азия, Северный Кавказ, Дальний Восток, Бессарабия, Батуми. Победы в Кавказской войне были одержаны в первые годы его царствования. Удачно закончилось продвижение в Среднюю Азию. После долгого сопротивления император решился на войну с Османской империей 1877-1878 годов. Смысл присоединения некоторых новых территорий, в особенности Средней Азии, был непонятен части российского общества. Между тем, это завоевание обернулось большими людскими потерями и материальными затратами. В 1876-1877 годах Александр II принял личное участие в заключении секретного соглашения с Австрией в связи с русско-турецкой войной, следствием которого, по мнению некоторых историков и дипломатов второй половины XIX века, стал Берлинский трактат (1878), вошедший в отечественную историографию как «ущербный». В 1867 году Аляска (Русская Америка) была продана Соединённым Штатам за 7 млн долларов. Историки полагали, что правительство Александра II проводило политику, не отвечавшую интересам страны, чему способствовала позиция самого монарха: «Благоговея перед своим дядюшкой - прусским королем, а позднее германским императором Вильгельмом I, он всячески содействовал образованию единой милитаристской Германии». Во время франко-прусской войны 1870 года «георгиевские кресты щедро раздавались германским офицерам, а знаки ордена - солдатам, как будто они сражались за интересы России».
Убийство
1 (13) марта 1881, в 3 часа 35 минут пополудни, Александр II скончался в Зимнем дворце вследствие смертельного ранения, полученного на набережной Екатерининского канала (Петербург) около 2 часов 25 минут пополудни в тот же день, - от взрыва бомбы (второй в ходе покушения), брошенной под его ноги народовольцем Игнатием Гриневицким; погиб в тот день, когда был намерен одобрить конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова. Покушение произошло, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. Накануне, 28 февраля (суббота первой седмицы Великого поста), император в Малой церкви Зимнего дворца, вместе с некоторыми другими членами семьи, приобщился Святых Таин.
Итоги царствования
Александр II вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ. Империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения среднеазиатских владений, Северного Кавказа, Дальнего Востока и других территорий. Вместе с тем, экономическое положение страны ухудшилось: промышленность поразила затяжная депрессия, в деревне было несколько случаев массового голода. Обострилась проблема коррупции. В российском обществе образовался раскол и острые социальные противоречия, которые достигли своего пика к концу царствования.
Не были отменены телесные наказания в отношении крестьян; Учреждение земств привело к дискриминации низших сословий; Судебная реформа не смогла воспрепятствовать росту судебного и полицейского произвола. Кроме того, по мнению специалистов по аграрному вопросу, крестьянская реформа 1861 года привела к возникновению серьёзных новых проблем, которые стали одной из причин будущих революций 1905 и 1917 года.
Оценки некоторых реформ Александра II противоречивы. Либеральная пресса называли его реформы «великими». Вместе с тем, значительная часть населения, а также ряд государственных деятелей той эпохи отрицательно оценила эти реформы. Многие современники и ряд историков утверждали, что действительного освобождения крестьян не произошло (был создан лишь механизм такого освобождения, причем несправедливый);
Внутренняя политика Александра 2
Слайдов: 35 Слов: 1371 Звуков: 0 Эффектов: 5Александр II – великий реформатор. Реформы Александра II. Назовите государственного деятеля. В.А. Жуковский. Александр II. Я.И. Ростовцев. Н. А. Милютин. Император Николай I. Кроссворд. Часть земель. Название реформы местного самоуправления. Название реформы. Повинности крестьян. Повинности крестьян в пользу феодала. Воинская повинность. Повинность, введенная Александром II. Земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу. Земля. Руководитель редакционной комиссии. Руководитель редакционной комиссии, занявший этот пост после Я.И. Ростовцева. Император, возглавивший либеральные реформы. - Внутренняя политика Александра 2.ppt
Реформы Александра II
Слайдов: 15 Слов: 1012 Звуков: 0 Эффектов: 24История России. Эпоха великих реформ. 1.Александр II. 2.Предпосылки реформ. Крымская война: доказала непригодность государственной системы. 3.Первые мероприятия Александра II. Великая Княгиня Елена Павловна. Императрица Мария Александровна. Граф Сергей Степанович Ланской. 4.Подготовка реформ. Император Александр II. Заседание Редакционной комиссии по Крестьянскому вопросу. Кн. Константин Николаевич. В марте 1859 г.учреждается редакционная комиссия во главе с Я.И. Ростовцевым. Я.И.Ростовцев. Но Ростовцев до реформы не дожил. Н.А.Милютин. 5.Отмена крепостного права. Крестьяне становились свободными и наделялись гражданскими правами. - Реформы Александра II.ppt
Реформы Александра 2
Слайдов: 6 Слов: 367 Звуков: 0 Эффектов: 27Реформы Александра II. Отмена крепостного права. Александр II подписал манифест об отмене крепостного Права. Крепостные получили личную свободу и часть общих Гражданских прав. Земская и городская реформы при Александре II. 1864 году новые органы местного самоуправления стали земства. Количество депутатов всех курий было одинаково. Аналогичной была система выборов в городской думе. Судебная реформа 1864 года. Одной из самых радикальных и последовательных реформ Александра II стала судебная. В уголовном разбирательстве состояли жюри присяжные в количестве 12 человек. По реформе 1864 года было введено 2 типа судов:1.Мировые.2.Общии. - Реформы Александра 2.ppt
Реформы Александра Второго
Слайдов: 24 Слов: 1023 Звуков: 0 Эффектов: 0Либеральные реформы 60-70-х гг. Историческое значение реформ. Реформы Александра II. Историки. Реформы. Значение. Судебная реформа. Принципы нового суда. Судебная система России. Значение реформы. Военная реформа. Численность русской армии. Создание военных гимназий. Отмена рекрутских наборов. Гладкоствольное оружие. Запрещались телесные наказания. Создание массовой армии современного типа. Реформы в области просвещения. Положение о начальных народных училищах. Устав гимназий и прогимназий. Университетский устав. Расширение и совершенствование образования. Недостатки. - Реформы Александра Второго.ppt
Великие реформы Александра 2
Слайдов: 21 Слов: 2136 Звуков: 0 Эффектов: 3Реформы Александра II. Предпосылки реформ. Термины. Предпосылки отмены крепостного права. Первые мероприятия Александра II. Подготовка реформ. Документы по реформе. Манифест. Основные положения манифеста. Крестьяне. Выкупная операция. Значение отмены крепостного права. Замкнутость и привязанность с к общине. Земская и городская реформы. Городская реформа. Судебная реформа. Военная реформа. Финансовая реформа. Реформы просвещения. Гимназический устав. Реформа цензуры. - Великие реформы Александра 2.ppt
Либеральные реформы Александра 2
Слайдов: 40 Слов: 1499 Звуков: 0 Эффектов: 126Реформы 60-70-х годов XIX века. Царь – освободитель. Александр II. Либеральные реформы. Либерализм. Родоначальники либерализма. Что такое модернизация. Заполните таблицу. Б.М. Кустодиев. Повторим понятия и термины. Крестьянская реформа. Г.Г. Мясоедов. Земское самоуправление. Земская реформа. Модернизация. С.-Петербургский университет. Новый университетский устав. Реформа образования. В.М. Маковский. Суд присяжных. Судебная реформа. Панорама. Всеобщая воинская повинность. Преимущество реформы. Военная реформа. Российские либералы. Дмитрий Милютин. Александр II и российские либералы. - Либеральные реформы Александра 2.ppt
Значение либеральных реформ Александра 2
Слайдов: 56 Слов: 2254 Звуков: 0 Эффектов: 103Характеристика внутренней политики российского правительства. Либеральные реформы. Характеристика внутренней политики. Александр ІІ. Коронация. Эпоха. Валуев. Милютин. Покушение. Меры для укрепления общественного порядка. Направление деятельности. Основные положения. Земская реформа. Губернская управа. Городская реформа. Городская дума. Судебная реформа. Сенат. Принципы буржуазного права. Отмена телесных наказаний. Финансовые реформы. Порядок в составление смет. Государственный контроль. Цензурная реформа. Реформы в области образования. Закон божий. Представители. - Значение либеральных реформ Александра 2.ppt
Административные реформы 1867-1868 гг
Слайдов: 10 Слов: 196 Звуков: 0 Эффектов: 0Административные реформы 1867-1868 гг. в Казахстане. Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости, в свою очередь, делились на аулы, как административные единицы, во главе которых ставились выборные аульные старшины. Административный аул, составлялся из 120-200 кибиток. В каждую волость входили 10-12 административных аулов. Органы управления по реформам. Высшую власть в генерал-губернаторстве осуществлял генерал-губернатор имевший широкие административно-политические, военные, судебные и хозяйственные полномочия. - Административные реформы 1867-1868 гг.ppt
Военная реформа Александра II
Слайдов: 16 Слов: 1152 Звуков: 0 Эффектов: 0Военная реформа Александра II. Несовершенство всей системы Военного и Морского министерства. Снаряжение русских солдат было тяжелым и неудобным. Военная реформа в царствование Александра II назревала. Свободные податные сословия. Важные реформы. Общая программа военных реформ. Реорганизация центрального военного управления. Реорганизация департамента Генерального штаба. Офицеры Генерального штаба. Реорганизация местного военного управления. Положение о военно-окружных управлениях. Учреждение военных округов. Штаб округа. Сроки мобилизации армии были сокращены. - Военная реформа Александра II.pptx
Судебная реформа Александра II
Слайдов: 20 Слов: 794 Звуков: 0 Эффектов: 13Суд присяжных в России. Положительное значение судебной реформы. Сравнение суда в России. Суд в России. Документы. Суд во времена «Русской правды». Орудия пытки в Московской Руси. Суд по Соборному уложению 1649 г. Судебники Ивана III и Ивана IV. Какой суд был до Александра II. Судебная реформа Александра II. Процесс Веры Засулич. Судья Кони. Судебное дело. Суд присяжных в современной России. Сильные стороны суда присяжных. Недостатки суда присяжных. История суда в России. Урочные лета. -
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Курганинска Краснодарского края
Конспект урока по истории России
на тему
« Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века».
подготовила
учитель истории
Боброва Светлана Валерьевна
Тема урока: Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века.
Цель урока :
1.Познакомить учащихся с реформами 60-70-х годов, Выявить их либеральный характер. Сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в, изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформы; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии;
2 .Продолжить формирование навыка работы с документами, умения анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, давать собственную оценку историческим событиям.
3.Формировать активную жизненную и гражданскую позицию.
Основные понятия : земство; куриальная система выборов; гражданское общество; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.
Оборудование урока: документы учебника, рабочая тетрадь, презентация .
Ход урока:
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Что такое изменения или преобразования в общественной жизни?
Какие види преобразований вы знаете.(На доске две стрелки) Что этими стрелками учитель попытался передать)
Учащиеся должны вспомнить два вида преобразований: революция – идущая «снизу» от народа и реформа- «сверху»от правительства.
- Кто такой консерватор (тот кто придерживается старых порядков)
- Кто такой либерал? (выступал за внедрение чего-то нового.
Александр 2 начал с реформы отмены крепостного права, и на это не остановился. Какие сферы требовали изменений?
Дети пробуют назвать (военная, образовательная, судопроизводство и т.д.)
1. Реформа местного самоуправления (земская и городская)
Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни.
В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.
В губерниях и уездах создавались земские собрания, выполнявшие функции распорядительных органов, и земские управы - исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три курии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (городская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В земские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сословий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.
земства
земское собрание земская управа
(распорядительный (исполнительный орган,
орган, из представи- работал 3 года, избирался
телей всех сословий земским собранием)
в лице депутатов,
работал 3 года).
В ведении земств находились вопросы местного значения:
строительство и содержание дорог на местах;
открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;
оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы;
оказание агрономической помощи крестьянам;
сбор статистических сведений.
Значение создания земств
1.Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве.
2. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппозиционной силой бюрократии и самодержавию.
В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы.
Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались политикой.
городское самоуправление
городская дума городская управа
(распорядительный орган, (исполнительный орган)
состоит из выбранных депутатов)
городские думы и управы ведали
в основном хозяйственными вопросами:
благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;
организация местного здравоохранения, открытие больниц;
забота о народном образовании, открытие школ;
открытие магазинов, устройство рынков, базаров;
организация противопожарных мер;
занятие благотворительностью.
Значение создания органов городского самоуправления
1.Способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.
2.Складывалась предпосылка для формирования в России гражданского общества и правового государства.
2. Судебная реформа.
По настоянию общественности в 1864 г. правительство провело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессивные юристы. До реформы суд в России был сословный, тайный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.
В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принципах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, состязательный, независимый суд, предусматривалась выборность некоторых судебных органов.
Были учреждены две системы судов:
мировые - суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создавались в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сенатом;
общие - окружные суды, создававшиеся обычно в пределах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколько судебных округов. Окружной суд назначался императором и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные преступления чиновников и политические дела. Если решение принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них - то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали законный порядок судопроизводства.
Судебная реформа была наиболее последовательной и прогрессивной из всех реформ этого периода. Большую популярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков. Неоднократно судьи оправдывали подсудимых даже по политическим делам. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников. Но вскоре народных судей и следователей стали отстранять от ведения политических дел, следствие по ним все чаще переходит к жандармским органам.
Система судов по новым судебным уставам (1864 год)
СЕНАТ
(Высшая судебная инстанция)
Мировой суд Общий суд
(рассматривал мелкие уголовные и
гражданские дела; создавался в окружной суд судебная палата
городах и уездах;мировой судья (члены данного суда (рассматривала
вершил суд единолично; судьей мог назначались импера- апелляции по
стать «местный житель» с 25 лет; тором; рассматривали поводу решений
для судей устанавливался высокий уголовные и сложные окружного суда и
образовательный и имущественный гражданские дела с дела о должностных
ценз). участием 12 присяжных преступлениях
в возрасте от 25 до 70 лет). чиновников).
Новое судопроизводство означало:
одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, независимо от того, к какому сословию они принадлежали;
суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;
вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;
присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кроме рабочих и прислуги), - 12 человек определяли виновность или невиновность подсудимого;
меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смертной казни могли приговорить только специальные органы
(военный суд или Сенат);
судьи назначались правительством, но уволить их можно
было только по суду - это важнейший принцип судебного
устройства, принцип несменяемости судей.
3.Военная реформа .
Поражение России в Крымской войне показало, что необходимо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообразованный и прогрессивный деятель. Военная реформа проводилась до 1874 г.
Милютин исходил из принципиального положения о необходимости сокращения армии в мирное время и ее значительного увеличения во время войны за счет обученных резервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Военная юридическая и Морская академии.
В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все мужчины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к службе по здоровью. Срок службы в армии был значительно сокращен: вместо 25 лет в пехоте - 6 лет, во флоте - 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, единственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для имеющих высшее образование служба составляла полгода, для выпускников гимназий - полтора года, для окончивших городскую школу - до трех лет, для получивших начальное образование - до четырех лет.
Была изменена система военного управления: в России вводилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказания, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии.
Итог: В результате военной реформы Россия получила массовую армию современного типа.
4. Реформы в области просвещения.
Н ародное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.
Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).
19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.
Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.
Система образования после 1864 года:
начальное образование среднее образование высшее образование
(начальные школы
различных типов: гимназии
государственные,
земские, церковно-
приходские, воскрес- классические реальные Университеты
ные; срок обучения- (обучение 8 лет, (обучение 7 лет, (1864г.- новый
3 года). готовили моло- готовили к раз- университетский устав,
дежь для пос- личным отраслям который восстановил их
тупления в уни- промышленности автономию).
верситеты). и торговли; доступ
в университеты для
их выпускников был
Рефлексия. Что узнали нового на уроке? Каково было значение реформ Александра 2?
Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Александр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить социальную стабильность в стране.
Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда. Реформы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданское самосознание населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм государственности.
Домашнее задание.
Цель:
Расширить и обобщить представления о причинах, сути и значении Великих реформ через работу с историческим источником и презентацией.
Формировать умение работать с документами, выделять главное, анализировать, делать выводы, учить работать в микрогруппе, делать целеполагание своей деятельности, рефлексии, самооценки.
Развивать критическое, аналитическое мышление
Воспитывать коммуникативные умения работы в группе.
Оборудование и материалы к уроку: компьютерный класс, проектор, презентация «Эпоха Великих реформ Александра II., электронный тест, тексты документов, таблица «Рефлексия и самооценка учащихся».
Фундаментальные образовательные объекты: Отмена крепостного права, военная, земская, городская, финансовая реформы, реформа образования.
Главная проблема урока: Действительно ли необходимость сохранения Россией статуса великой державы – необходимость реформ?
Ход урока:
Организационный момент. 2 мин.
Постановка целей и задач. 3 мин.
Итак, сегодня у нас урок-практикум. Тема-«Эпоха Великих реформ Александра II ». Слайд №1
Наш класс работает по микрогруппам, ведущим изучение исторических документов с целью отбора материала для написания учебника.
Цель: Расширить и обобщить знания о причинах, сути и значении Великих реформ Александра II.
Задача: учиться анализировать документы эпохи, соотносить с уже имеющимися знаниями, делать целеполагание, работать в микрогруппе.
Эпиграфом к уроку будут слова Александра II «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели оно начнёт самоуничтожаться снизу».
Позже, накануне Первой Мировой войны, Россия явит миру яркий пример мощного индустриального прорыва. В Европе будут много размышлять о причинах «Русского экономического чуда», начнут называть его «отцов». Связано ли это с Александром II и его реформами.
Главная проблема урока (слайд №2): Действительно ли необходимость сохранения Россией статуса великой державы - необходимость реформ. В процессе работы с документами мы должны ответить на три вопроса (слайд №3):
Каковы причины проведения реформ в разных сферах жизни?
Каковы основные направления реформ.
Каково значения и последствия проведенных реформ.
3. Инструктаж микрогрупп. Каждая группа получила исторические документы для изучения материала в качестве домашнего задания. Откройте на мониторе документ «Алгоритм». Этот алгоритм действий поможет вам в анализе документа. По ходу работы заполните, пожалуйста, таблицу.
Во второй колонке запишите цель вашего исследования. Время выполнения 5 минут. Когда группы будут готовы, каждая представит свой результат исследования сравнит со слайдами презентации
Работа в группах.5 мин.
Взаимообучение 20 минут. (Слайд №3)
Вопрос №1
Группа №1 –документ «Страна после Крымской войны». Из записки министра финансов Рейтерна, представленной государю.16 сентября 1866 г.
«Из записки по уничтожению крепостного состояния в России» А.И. Кошелева нач. 1858 г. (слайд №4,5)
Вопрос №2
Слайд №3 Каковы основные направления реформ?
Группа №2 – (слайд № 6 документ «Общие положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости, Высочайше утверждённое 19 февраля 1861 г. Раздел №1
Раздел 2 «Об устройстве сельских обществ и волостей и общественного их управления»
«Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительств к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий, Высочайше утверждённое 19 февраля 1861 г. Слайд №7
Группа №3. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утвержденное 1 января 1964 г.» Слайд № 8.
Группа №4. «Городовое положение, Высочайше утверждённое 16 июня 1870 г. «Слайд № 9,10
Группа № 5 «Учреждение судебных установлений, Высочайше утвержденное 20 ноября 1864 г.». Слайд №11.
Группа № 6. «Устав о воинской повинности, Высочайше утвержденный 1 января 1874 г.»
Слайд №12
Группа №7 «Положение о начальных народных училищах, Высочайше утвержденное 14 июля 1864 г». Слайд № 13.
«Устав гимназий и прогимназий ведомства народного просвещения, Высочайше утвержденный 19 ноября 1864 г
Группа №8 « Реформы 60-70 гг. ХIХ в. Финансовая реформа1861-1866 г.»
«Железнодорожное строительство 70-х гг. 19 в.»;
«Средний ежегодный ввоз в Россию»; Рост механизации производства в пореформенный период». Слайд № 14
Вопрос №3 Слайд №3 Каково значение и последствия реформ?
Ответ на проблемный вопрос урока. Слайд № 2
Текущий контроль - электронный тест (работа в микрогруппах).