Разделение власти по вертикали. Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали
Выходные данные сборника:
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ ПО ВЕРТИКАЛИ В СВЕТЕ ЕДИНСТВА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Балуцкая Гаянэ Артуровна
аспирант кафедры государственного и административного права КГУКИ, г. Краснодар
Россия есть правовое, федеративное государство. Одним из важных составляющих правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, федеративного устройства страны - вертикальное разделение властей, предполагающее разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами власти субъектов РФ и комплекс других форм взаимодействия.
В настоящее время в России продолжается реализация основных положений принципа разделения властей, связанная с непрерывным процессом развития федеративных отношений, необходимых для поддержания стабильности в обществе и государстве.
12 декабря 2012 года Президент страны Владимир Путин огласил ежегодное Послание Федеральному Собранию, отметив значимость демократии, недопустимость изменения основ государства и общества, пересмотра вопросов суверенитета, указав на необходимость усиления связи федерального законодательства с жизнью регионов и законодателя как такового .
В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей .Это деление именуется горизонтальным разделением властей. Выделяют и разделение властей по вертикали. Данное понятие не получило формального закрепления ни в Конституции Российской Федерации, ни в науке конституционного права, но фактически такое деление существует. Глава 3 Конституции РФ посвящена федеративному устройству, где раскрывается комплекс отношений, возникающих между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации .
Таким образом, вертикальное разделение властей предполагает разделение власти между федеральным центром и субъектами Российской Федерации и между составными частями Федерации непосредственно.
Отношения, возникающие в процессе взаимодействия России и ее субъектов, условно можно объединить в две группы:
1. отношения, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации;
2. отношения, связанные с взаимным делегированием полномочий, как федеральным органам исполнительной власти, так и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и взаимной конституционно-правовой ответственностью.
Следует отметить, что федерация в полной мере функционирует тогда, когда интересы государства в целом и его субъектов в полной мере совпадают.
Россия в соответствии с Конституцией РФ является правовым государством, носит демократический характер, на основании чего она не может обладать неограниченными полномочиями, часть из них возлагается и на государственную власть субъектов Федерации, что справедливо и отвечает природе федеративного устройства страны.
И.А. Умнова указывает, что одной из приоритетных задач в утверждении федеративного устройства в России является решение проблемы разделения государственной власти по вертикали. Особая актуальность данной проблемы заключается в том, что она вышла за рамки юридические и приобрела политическую окраску. С принятием Конституции 1993 г. удалось приблизиться, но не добиться в полной степени гармонизации фактически действующих отношений, составляющих конституционные основы разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами .
В.И. Маргиева полагает, что любое государство, на каком бы уровне развития оно не находилось, стремится к оптимальной организации своей территории, установлению взаимновыгодных отношений между центром и регионами. В федеративном государстве два уровня власти - власть федеральная и власть субъектов Федерации. Отношения между этими властями носят сложный и противоречивый характер, поскольку субъекты, хотя и входят в состав единого государства, сохраняют за собой определенную независимость и самостоятельность .
По мнению автора, благоприятные и эффективные взаимоотношения между Россией ее субъектами являются залогом успешного развития страны как в политическом, так и в экономическом плане, на основании чего и необходима четкая, непротиворечивая правовая регламентация отношений, возникающих между центром и регионами, основной формой которой выступает закрепление в законе предметов ведения и полномочий сторон федеративных отношений. Однако в настоящее время она имеет определенные недостатки и подлежит дальнейшей проработке и совершенствованию.
Разделение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации препятствуют концентрации, сосредоточения власти в одних руках.
Оптимальное соотношение власти государственной и региональной, выражающееся в предметах ведения и полномочиях, является главным критерием эффективного функционирования российского федерализма.
Автор полагает, что необходимо предоставить субъектам Федерации право принимать наибольшее участие в разрешении наиболее важных вопросов государственного значения, вопросов, касающихся прав и свобод граждан, решения социальных проблем.
Вместе с тем, Конституция России в статье 5 закрепляет базовые принципы федеративного устройства России, являющиеся основой функционирования российского федерализма и построения взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами:
1.Принцип государственной целостности, единства системы государственной власти;
2.Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов России;
3.Принцип равноправия и самоопределения народов в России .
Одним из главных принципов федеративного устройства страны является принцип организационного единства системы государственной власти (ст. 5 Конституции РФ) . Данный принцип означает, что власть Российской Федерации распространяется на всю ее территорию и обеспечивает тесное функционирование всего государственного механизма. Многонациональный народ-единственный источник власти в Российской Федерации. Субъекты России обладают полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и еесубъектов (ст. 73 Конституции РФ) . В соответствии со статьей 77 Конституции РФ субъектам предоставлено право самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти при условиях соответствия основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти .
Из вышеуказанного следует, что Российская Федерация ответственна за федеративное устройство страны, за обеспечение единства системы государственной власти, на основании чего и играет регулирующую и контролирующую роль в отношении субъектов Федерации.
По мнению автора, механизм, основанный на принципах законности и децентрализации, может обеспечить компромисс между ветвями власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и сохранить единство власти и территориальной целостности российского государства и не допустить, с одной стороны, чтобы федеральная власть работала на авторитарных, централизованных началах, с другой стороны, произвола со стороны регионов, ввиду предоставленной им самостоятельности и свободы.
Эффективность данного механизма формируется с течением времени, путем принимаемых государством целенаправленных шагов. Предоставление большей самостоятельности в ряде полномочий субъектам Российской Федерации, политика укрупнения субъектов Федерации, придающая большую независимость, возвращение к прямым выборам глав регионов - это те меры, которые предприняты и продолжают реализовываться Российской Федерацией с целью сбалансирования двух уровней власти - власть федеральную и власть субъектов Федерации.
Таким образом, перед Россией стоит задача реализовать принцип разделения властей в целом и принцип единства системы государственной власти таким путем, чтобы единство системы государственной власти и государственная целостность, с одной стороны, и разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также разделение властей по вертикали, с другой стороны, наиболее полным образом удовлетворяло интересы федерального центра, не ущемляя при этом права субъектов Федерации.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Маргиев В.И., Маргиев А.В. Правовой статус республик в составе Российской Федерации. Владикавказ. Владикавказский научный центр РАН и Правительства РСО-А, 2008. - 325 с.
- Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Электронный ресурс]: послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998. - 280 с.
Говоря о разделении властей, в первую очередь подразумевают деление на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, так называемое «горизонтальное» разделение властей. Это деление является основным, но не безусловным.
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет «горизонтальное» разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
Для федеративных государств, таких, как Россия, помимо горизонтального разделения властей, свойственно и вертикальное деление власти, т.е. деление на двухуровневую систему, в которую входят федеральная власть и власть в субъектах Федерации.
Разделение властей по вертикали - это разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также разделение властей в самих субъектах федерацииЛазарева Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Проспект. 2010. С. 77..
Это положение закреплено в 11 статье Конституции Российской Федерации, которая непосредственно примыкает к 10 статье, частично конкретизируя ее положения о горизонтальном делении властей и определяя основы вертикального разделения властей в Российской Федерации.
Она гласит, что:
« 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий»Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..
Законодательную власть на федеральном уровне представляет Федеральное Собрание России - парламент Российской Федерации. Ему посвящена 5 глава Конституции Российской Федерации.
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
В соответствии со статьей 95 Конституции России, в Федеральное Собрание входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Государственная Дума, в свою очередь, состоит из 450 депутатов.
Совет Федерации и Государственная Дума имеют разную компетенции.
К ведению Совета Федерации Конституция относит:
· изменения границ между Субъектами Российской Федерации;
· утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории;
· назначение выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности;
· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Генерального Прокурора Российской Федерации и заместителя Председателя Счетной палаты и освобождение последних от должностиКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..
Государственная Дума, в соответствии с Конституцией Российской Федерации:
· дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
· решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;
· заслушивает ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации;
· назначает и освобождает от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации, Председателя Счетной Палаты и половину ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека;
· объявляет амнистию;
· выдвигает обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..
Главной функцией Государственной Думы является принятие федеральных законов и передача их на рассмотрение Совету Федерации.
Установление различной для палат компетенции служит своеобразной системой сдержек и противовесов внутри Федерального Собрания. Это необходимо для того, чтобы большинство, в лице Государственной Думы, не смогло сосредоточить всю законодательную власть в своих руках. В этом ее сдерживает Совет Федерации.
На уровне субъектов Федерации законодательные функции исполняют представительные органы государственной власти такие, как Дума Чукотского автономного округа, Государственное Собрание Республики Башкортостан, Парламент Кабардино-Балкарской Республики и другие.
Исполнительную власть в России на федеральном уровне осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Правительство Российской Федерации:
· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет отчет об этом и о результатах своей деятельности;
· обеспечивает проведение единой политике в финансовой сфере, сфере культуры, образования, социального обеспечения и здравоохранения, а также в сфере безопасности и внешней политики;
· осуществляет управление федеральной собственностью;
· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностьюКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..
На уровне субъектов Федерации также существуют органы исполнительной власти. Они представлены Высшим должностным лицом субъекта Федерации, Правительством субъекта Федерации и территориальными органами исполнительной власти.
· Высшее должностное лицо субъекта Федерации (Мэр, Губернатор, Президент, Глава администрации) выполняет следующие функции:
· формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации;
· разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Федерации;
· участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
· формирует другие органы государственной власти в пределах своих полномочий (министерства, комитеты);
· осуществляет меры по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью;
Правительство субъекта Российской Федерации осуществляет руководство различными сферами жизнедеятельности общества, такими как экономическая, социально-культурная, охрана общественного порядка на территории субъекта Российской Федерации; определяет задачи, функции, порядок организации и деятельности и подведомственных организаций; разрабатывает и обеспечивает осуществление мероприятий по совершенствованию системы отраслевого и межотраслевого управления и других областях и сферах жизнедеятельности общества.
Структурными элементами системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выступают также отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (министерства, комитеты и иные органы исполнительной власти) Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. //учебник. Издательство Проспект. 2013 г..
Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации подконтрольны в своей деятельности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации и возглавляемому им Правительству субъекта Российской Федерации, которые их формируют и устанавливают их компетенцию посредством утверждения индивидуальных положений об этих органахЗиновьев А.В. Конституционное право России. Учебник/ Юридический центр Пресс. 2010 г..
Судебная власть в России представлена федеральными судами, конституционными (уставными судами) и мировыми судьями субъектов Российской Федерации.
К Федеральным судам относятся: Конституционный суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судовКозлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. //учебник. Издательство Проспект. 2013 г..
К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов ФедерацииТам же, С.530..
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела о соответствии Конституции России Федеральных Конституционных законов, Федеральных законов и иных нормативно - правовых актов. Схожей деятельностью в субъектах Федерации занимаются конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, решающие дела о соответствии законов или иных нормативно - правовых актов субъекта Федерации его конституции или уставу.
Суды общей юрисдикции ведают гражданскими, уголовными, административными и иными делами в пределах своей компетенции.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Федерации являются судебными органами по разрешению экономических споров и иных вопросов, относящихся к юрисдикции системы федеральных арбитражных судов.
Непосредственными носителями судебной власти в Российской Федерации выступают судьи.
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти летКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..
Важнейшим условием для осуществления судьями правосудия является их независимость. Согласно Конституции Российской Федерации, судьи независимы и подчиняются только Конституции России и федеральному закону.
Таким образом, можно сделать вывод, что государственная власть, делясь на три ветви, которые, в свою очередь, делятся на два уровня, представляет собой сложную и многообразную систему государственных органов, каждый из которых выполняет определенные функции и взаимодействует с другими государственными органами, одновременно, сдерживая и ограничивая друг друга.
План:
1. Определение понятия государственной власти.
2. Теоретические подходы к принципу разделения властей.
3. Характеристика исполнительной, судебной и законодательной власти.
4. Разделение государственной власти в РФ
5. Особенности разделения государственной власти на Юге России
1. Разделение ветвей государственной власти - принцип и механизм реализации государственной власти, при котором
законодательная, исполнительная и судебные власти предоставляются различным органам соглас-но конституции; и характеризуется следующими признаками:
власти все равны и автономны
никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
судебная власть действует независимо от политического влияния.
2. Основные теории разделения властей (по Монтескье):
Существуют 3 рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами.
должна действовать система сдержек и противовесов (дабы власти контролировать действия друг друга).Определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной груп-пы.
Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, стоит упомянуть труды Ж.. Руссо, который считал, что «законодательная, исполни-тельная и судебная власти - особые проявления единой власти народа»
В связи с информатизацией общества в 20 веке в современной теории государства и права принято выделять еще одну ветвь власти – «четвертую власть» - средства массовой информации. Теория разделения властей явилась одним из основных гарантом прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли широкое применение.
3. Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.
По вертикали: представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государ-ственного управления различного уровня (центральные, региональные и местные органы власти).
По горизонтали: реализуется на практике как разделение власти между 3 властными органами (ветвями) – законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательная власть – это делегированная народом, своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой среде.
Функции:
законодательная
финансовая (утверждает госбюджет).
распределительная (связанная с формированием высших исполнительных и судебных ор-ганов)
функция контроля (за деятельностью исполнительной власти).
Исполнительная власть – один из основных видов государственной власти, обеспечивающий реа-лизацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны. Особенностью исполнительной власти является то, сто она не только органи-зует выполнение решений законодательной, но и сама может издавать нормативные акты или вы-ступать с законодательной инициативой.
Судебная власть – это один из видов власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляющаяся путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Судебная ветвь власти реализуется специальными государственными органами – судами.
4. Высшим органом законодательной власти РФ является Федеральное собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты – Государственной Думы, верхней – Совета Федерации. Для осущест-вления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания обра-зуют Счетную палату.
Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 год и не более двух сроков подряд.
Систему органов исполнительной власти российского государства составляют федеральные орга-ны исполнительной власти. Высший из них – Правительство РФ и его институты.
Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбит-ражный Суд, Верховный Суд.
5. В настоящее время система органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в пре-делах ЮФО функционирует с учетом единых принципов, устанавливаемых федеральным законо-дательством. В то же время обеспечивается возможность учета местных исторических, этнополи-тических и лингвистических особенностей, что позволяет выстраивать взаимоотношения между органами различных ветвей государственной власти наиболее эффективным образом. Существен-ное влияние на конструирование региональной властной системы оказывает сложный внутрипо-литический процесс, борьба местных элит за возможность принимать общественно важные реше-ния, доступ к властным ресурсам.
Правовая подготовка
Билет № 1
В отношении кого сотрудникам полиции запрещается применять специальные средства?
1) явно несовершеннолетних;
2) женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;
3) молодых женщин;
4) лиц в наркотическом или алкогольном опьянении;
5) иностранцев и лиц без гражданства.
3. Сотрудники полиции имеют право беспрепятственно посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции по предъявлении:
1) предписания;
2) служебного удостоверения;
3) предписания и служебного удостоверения.
4. Задержанные лица подвергаются осмотру:
1)Перед водворением в специально отведенные помещения;
2) После окончания срока задержания;
3) Перед водворением в специально отведенные помещения и после окончания срока задержания.
5. Сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию:
1) право на юридическую помощь, на услуги переводчика;
2)право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания;
3) право на отказ от дачи объяснения;
4)все выше перечисленное.
6. Для чего предназначена полиция согласно ст. 1 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»:
3) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В каком случае сотрудник полиции имеет право применять оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения?
1) если водитель совершил дорожно-транспортное происшествие и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции;
2) если управляющее лицо грубо нарушило правила дорожного движения, создает опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции;
3) если водитель отказывается выполнить требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
4) если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан.
8. Согласно статье 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел это:
1) гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава;
2) государственный гражданский служащий, назначенный на должность в органах внутренних дел, пользующийся правами и выполняющий обязанности сотрудника органов внутренних дел;
3) гражданин, которому в установленном порядке присвоено специальное звание полиции, юстиции или внутренней службы.
Какие виды ответственности применяются к сотрудникам органов внутренних дел?
1)уголовная, административная (в случаях, предусмотренных действующим законодательством), дисциплинарная, материальная;
2) исключительно дисциплинарная, поскольку законом в отношении сотрудника органов внутренних дел установлен особый правовой статус;
3) уголовная, административная (в случаях, предусмотренных действующим законодательством) и дисциплинарная.
10. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:
11. Перечислите виды судебного производства:
2) конституционное, гражданское, административное, уголовное;
12. В каких случаях допускается проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц:
13. Органы местного самоуправления:
2) не входят в систему органов государственной власти.
14. Президент Российской Федерации является:
1) главой государства;
3) высшим должностным лицом;
15. Сколько разделов, глав и статей содержит Конституция Российской Федерации:
2) 2 раздела, 9 глав, 137 статей;
16. Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации:
17. Недоверие Правительству Российской Федерации может выразить:
1. Совет Федерации;
2)Государственная Дума;
18. Президент Российской Федерации отрешается от должности:
4)Советом Федерации.
19. Сколько представителей от каждого субъекта Российской Федерации входит в состав Совета Федерации:
2) два;
20. В систему органов государственной власти по горизонтали входят:
Правовая подготовка
Билет № 2
1. В каких случаях допускается проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц:
1) в случаях, установленных федеральным законом;
2) на основании постановления прокурора;
3) для пресечения административного правонарушения.
2. Перечислите виды судебного производства:
1) конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное;
2) конституционное, гражданское, административное, уголовное;
3) конституционное, гражданское, административное, уголовное, надзорное.
3. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:
1) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, за исключением случаев совершения ими преступлений и административных правонарушений;
2) выполнять служебные обязанности исходя из уровня профессиональной подготовки;
3) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности.
4. Органы местного самоуправления:
1) являются низовым уровнем в вертикали органов государственной власти;
2) не входят в систему органов государственной власти.
5. Президент Российской Федерации является:
1) главой государства;
2) главой государства и высшим должностным лицом;
3) высшим должностным лицом;
4) высшим должностным лицом и Председателем Правительства Российской Федерации
6. Сколько разделов, глав и статей содержит Конституция Российской Федерации:
1) 2 раздела, 7 глав, 135 статей;
3) 3 раздела, 9 глав, 140 статей.
7. Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации:
8. Недоверие Правительству Российской Федерации может выразить:
1. Совет Федерации;
2) Государственная Дума;
3) Президент Российской Федерации.
9. В систему органов государственной власти по горизонтали входят:
1) административные органы, законодательные органы, исполнительные органы;
2) законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;
3) исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы;
4) административные органы, законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы.
10. Сколько представителей от каждого субъекта Российской Федерации входит в состав Совета Федерации:
2) два;
11. Президент Российской Федерации отрешается от должности:
1) Верховным Судом Российской Федерации;
2) Государственной Думой Российской Федерации;
3) Федеральным Собранием Российской Федерации;
4) Советом Федерации.
12. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено:
1) не позднее одного года с момента, когда начальник узнал о нарушении сотрудником служебной дисциплины;
2) в период службы сотрудника в органах внутренних дел;
3) не позднее 10 дней со дня, когда прямому руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка;
4) не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
13. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются:
1) правительством Российской Федерации;
2) Президентом Российской Федерации;
3) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
14. Контракт о службе в органах внутренних дел – это:
1) соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел, устанавливающее права и обязанности сторон;
2) соглашение между Российской Федерацией и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел, устанавливающее права и обязанности сторон;
3) договор общества с гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел.
15. Согласно ст.12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», полиция на место происшествия обязана прибывать:
1) по возможности в короткий срок, в случае отсутствия обстоятельств непреодолимой силы;
2) не позднее 15 минут после полученного сообщения о происшествии;
3) незамедлительно.
16. Согласно ст.12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», полиция обязана:
1) участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;
3) выявлять условия, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
5) все перечисленное.
17. Полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) участков местности:
1) по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего;
2) по решению главы администрации;
3) по решению прокурора.
18. В период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций:
1) допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника;
2) не допускается перемещение сотрудников из мест постоянной дислокации;
3) допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений только с согласия сотрудника.
Каким нормативным правовым актом установлены принципы деятельности, права и обязанности полиции, особенности правового положения сотрудника полиции, порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия?
3) Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 941 «Об особенностях службы в полиции»;
4) все вышеуказанные варианты верны.
20. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат:
1) хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей;
3) данный вопрос законом не регламентируется.
Правовая подготовка
Билет № 3
1. Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации:
2. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются:
1) Руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2) Правительством Российской Федерации.
3) Президентом Российской Федерации.
3. Сколько разделов, глав и статей содержит Конституция Российской Федерации:
1) 2 раздела, 7 глав, 135 статей;
2) 2 раздела, 9 глав, 137 статей;
3) 3 раздела, 9 глав, 140 статей.
4. Для чего предназначена полиция согласно ст. 1 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»:
1) для защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений и административных правонарушений.
2) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.
3) Для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
5. Недоверие Правительству Российской Федерации может выразить:
1. Совет Федерации;
2) Государственная Дума;
3) Президент Российской Федерации.
6. В систему органов государственной власти по горизонтали входят:
1) административные органы, законодательные органы, исполнительные органы;
2) законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;
3) исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы;
4) административные органы, законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы.
7. Полиция является:
1) единой централизованной системой представительного органа государственной власти в сфере органов внутренних дел;
2) составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
3) основной частью системы органа власти и осуществляет работу служб и подразделений органов внутренних дел.
8. Сотрудники полиции имеют право доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных:
1) в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
2) в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
3) в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
4) все вышеперечисленное.
Разделе́ние власте́й - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной,исполнительной и судебной.
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.
Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.
Cуды Российской Федерации - Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.
вертикаль - это подчинение всех управленческих структур и ветвей власти - одному высшему органу или лицу - так устроены сильные президентские республики (Россия, Франция) , абсолютные монархии - эмираты, Сауд. Аравия, или диктатуры- КНДР, Иран, И др.
горизонталь это демократическое управление государством тремя независимыми ветвями власти- Законодательной - парламент, исполнительной- президент, премьер-министр, судебной- суды всех инстанций.
Можно выделить следующие особенности содержания принципа разделения властей в Российской Федерации:
во-первых, Конституцией Российской Федерации предусмотрено четкое распределение функций и компетенции между государственными, органами в соответствии с требованиями разделения труда по управлению делами государства;
во-вторых, Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий;
в-третьих, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, федеральные законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти Федерации. При этом никакой другой государственный орган Федерации не вправе осуществлять первичное нормативное правовое регулирования по вопросам, отнесенным к ведению Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции, и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции) в той части, которые отнесены к предметам исключительного ведения Российской Федерации;
в-четвертых, исполнительная власть в Российской Федерации должна заниматься исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством по вопросам своей распорядительной деятельности, быть подотчетной либо главе государства, либо федеральному законодательному (представительному) органу государственной власти;
в-пятых, Конституция Российской Федерации обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них;
в-шестых, судебные органы в Российской Федерации независимы и пределах своих полномочий действуют самостоятельно;
в-седьмых, ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;
в-восьмых, споры о компетенции в Российской Федерации решаются только в порядке конституционного судопроизводства, т.е. Конституционным Судом Российской Федерации;
в-девятых, конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями, т. е. содержит взаимные "противовесы" для других властей.
Институты представительной и непосредственной демократии. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Опрос. Публичные слушания. Обращения граждан. Народная правотворческая инициатива. Собрания, сходы и конференции граждан.
Институты представительной и непосредственной демократии.
Среди органов государственной власти и местного самоуправления выделяются представительные органы – коллегии лиц, избранных непосредственно гражданами (в местном самоуправлении также негражданами, постоянно проживающими в данном муниципальном образовании и уплачивающими налоги). Характеризуя систему и деятельность таких органов, говорят о представительной демократии. Представительная демократия – это реализация власти народа через избранных им представителей, коллегиальные представительные органы (парламенты, законодательные собрания в субъектах федерации, иногда – в политических автономиях), через коллегиальные представительные органы местного самоуправления. Власть народа (в стране, в субъекте федерации, автономном образовании, в административно-территориальной единице, муниципальном образовании) реализуют и другие избранные населением органы и должностные лица (президент, губернаторы в субъектах некоторых федераций, старосты, мэры и др. в территориальном коллективе), но к системе представительной демократии по традиции относят только коллегиальные представительные органы.
Непосредственная (прямая) демократия – осуществление власти народом, решение народом вопроса, кто и на каких условиях будет осуществлять управление страной от имени народа (территориального коллектива в масштабах муниципального образования). Она находит свое выражение в выборах народом (избирателями) главы государства, парламента, а иногда и непосредственно премьер-министра (в Израиле по закону 1994 г.), органов местного самоуправления, в досрочном отзыве (прекращении мандата) избранных депутатов, некоторых других избранных должностных лиц (например, Президента в Австрии) по воле избирателей путем голосования, в принятии законов (местных решений) путем референдума, причем во многих странах законы, принятые референдумом, имеют преимущества по сравнению с парламентскими, в народной законодательной (правотворческой) инициативе, в различных формах участия народа в управлении государством. Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование, во время которых выдвигаются требования (в том числе политические) к государству, его органам, органам местного самоуправления, участие народа в осуществлении различных хозяйственных инициатив на бесплатной основе – это тоже формы непосредственной демократии.
Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления - это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.
Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Федеральный Закон 2003 г. закрепляет и такие формы непосредственной демократии как публичные слушания (ст. 28) и опросы граждан (ст.31). Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Несомненным достоинством Федерального Закона 2003 г. является закрепление перечня документов и вопросов, которые обязательно должны выноситься на публичные слушания. К ним относятся проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений, проект местного бюджета и отчет о его исполнении, проекты планов и программ о развитии муниципального образования.
Так, в Федеральном Законе 2003 года формам осуществления власти народа на местах посвящена Глава 5, которая называется «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления». Она устанавливает такие формы, как: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, сходы, собрания и конференции граждан, правотворческая инициатива граждан, обращения граждан, опрос граждан, публичные слушания, территориальное общественное самоуправление и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству РФ, законам субъектов РФ (митинги, уличные шествия, пикеты, марши и другие).