Противоречия прогресса. Что такое прогресс? Виды, формы, примеры прогресса
1. Противоречивость общественного прогресса
Любой человек, хотя бы немного знакомый с историей, легко обнаружит в ней факты, свидетельствующие о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Ношо sapiens (человек разумный) как биологический вид стоит выше на лестнице эволюции, чем его предшественники - пите-кантропы, неандертальцы. “Очевидным является прогресс техники: от каменных орудий к железным, от простых ручных орудий к машинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомной энергетике, от примитивных средств перевозки к автомобилям, самолетам, космическим кораблям” 1 . Прогресс техники всегда был связан с развитием знаний, а последние 400 лет - с прогрессом в первую очередь научного знания. Человечество освоило, окультурило, приспособило к потребностям цивилизации почти всю землю, выросли тысячи городов - более динамичных по сравнению с деревней видов поселения. В ходе истории совершенствовались и смягчались формы эксплуатации, и с победой социализма эксплуатация человека человеком вообще ликвидируется.
Казалось бы, прогресс в истории очевиден. Но это отнюдь не общепризнано. Во всяком случае, имеются теории, либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признание такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, предстает как релятивистское, зависящее от позиции того или иного субъекта, от того, с какой системой ценностей он подходит к истории.
И надо сказать, что отрицание или релятивизация прогресса не являются совершенно беспочвенными. Прогресс техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука используется для создания не только более совершенных производительных сил, но и все возрастающих по своей мощности разрушительных сил. Компьютеризация, широкое использование информационной техники в различных видах деятельности безгранично расширяют творческие возможности человека и в то же время таят для него массу опасностей, начиная с появления разного рода новых болезней (например, уже известно, что длительная непрерывная работа с компьютерными дисплеями отрицательно сказывается на зрении, особенно у детей, дает дополнительные психические нагрузки, способные вызвать у некоторых людей психические отклонения) и кончая возможными ситуациями тотального контроля над личной жизнью.
Развитие цивилизации принесло с собой явное смягчение нравов, утверждение (во всяком случае, в сознании людей) идеалов гуманизма. Но в XX веке произошли две самые кровопролитные войны в истории человечества; Европу залила черная волна фашизма, объявившего во всеуслышание, что вполне правомерно порабощение и даже уничтожение людей, третируемых в качестве представителей “низших рас”.
До сих пор в ЮАР цепко держится за свои привилегии система апартеида, также основанная на разделении людей на “высшую” и “низшие” расы. В XX столетии мир время от времени потрясают вспышки терроризма со стороны правых и левых экстремистов, для которых человеческая жизнь - разменная карта в их политических играх. Широкое распространение наркомании, алкоголизма, преступности - организованной и неорганизованной - разве все это является свидетельством прогресса человечества? И разве все чудеса техники и достижение взаимодействия, закона, который выражает сущность исторического процесса, определяет его прогрессивную направленность его основные движущие силы
И надо сказать, что отрицание или релятивизация прогресса не являются совершенно беспочвенными. Прогресс техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука используется для создания относительного материального благополучия в экономически развитых странах сделали их жителей во всех отношениях более счастливыми.
Кроме того, в своих действиях и оценках люди руководствуются интересами, и то, что одни люди или социальные руины считают прогрессом, другие нередко оценивают с противоположных позиций. Переход от капитализма к социализму для представителей марксистского мировоззрения есть безусловный прогресс, несмотря на все сложности, возможные зигзаги и противоречия. Но с точки зрения буржуазии, ее классовых интересов, этот переход прогрессивным вовсе не выглядит. Однако дает ли это основание сказать, что понятие прогресса целиком зависит от оценок субъекта, что в нем нет ничего объективного?
2. Объективный критерий прогресса
Можно поставить вопрос так: существует или нет объективный критерий общественного прогресса? Если он существует, значит, руководствуясь им, возможно, выявив направленность социальных изменений, показать, что их оценка как прогрессивных или регрессивных имеет объективные основания, независимые от позиции субъекта и характера его интересов. Если же такого критерия не существует, тогда оправдана релятивистская трактовка прогресса, то есть его признание или отрицание произвольно и зависит от субъективных оценок.
С позиций материализма проблема эта решается вполне однозначно. Развитие общества - закономерный процесс. “Общая направленность исторического процесса обусловлена развитием производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда” 1 . Развитие производительных сил свидетельствует о степени овладения человеком силами природы, о возможностях их использования в качестве материальных оснований человеческой жизнедеятельности, определяет смену производственных отношений.
Чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Поэтому именно в развитии производительных сил следует искать объективный критерий общественного прогресса. В сопоставлении с ним определяется прогрессивность того или иного общественного строя.
Развитие общественного человека в основной сфере ею деятельности - в производстве - есть база для его развития и во всех других сферах деятельности. Не случайно К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали: “Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят” 1 . Человек - субъект, в отличие от других элементов производительных сил, и в общественном производстве лежат истоки всей его жизнедеятельности. Так, субъективные качества пролетариата, которые формируются в процессе его трудовой деятельности, сплоченность, чувство коллективизма, классовая солидарность и т. п., проявляют себя не только в производстве.
Итак, высшим и всеобщим, объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека 2 .
Должного и сущего, формирования норм и идеалов, соответствующих объективным требованиям, предъявляемым информационной цивилизацией к личности и обществу. 2. Существующие проблемы прогресса сферы морали Основными проблемами прогресса в сфере морали являются: 1. Добро и зло. В историческом развитии ценностного сознания, в истории моральной философии и моралистики, несмотря на сохранение...
... % вместо 31,3 % в 2006 г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цель первой части комплексной дипломной работы состояла во всестороннем анализе и оценке результатов функционирования растениеводства ООО "Прогресс-Агро" Песчанокопского района Ростовской области, выявлении нерешенных проблем отрасли, обосновании финансовых и связанных с ними организационно-управленческих мероприятий по повышению ее экономической эффектив
Что остальные факторы останутся неизменными. При снижении себестоимости 1 т рапса на 1 %, уровень рентабельности его производства возрастет на 0,35 %, притом же условии. 2.3 Пути повышения эффективности производства рапса в СПК “Прогресс-Вертелишки” Гродненского района Как было отмечено в п. 2.1, уровень рентабельности производства рапса упал за период с 1995 по 2004 гг. Проанализировав...
Так что принципы работы с ними (анализ и описание, построение рассказа по ним) в общем не будет кардинально отличаться от работы с плоскостными изображениями. Все иконографические произведения, рассматриваемые нами в качестве объекта анализа на уроке истории, объединяются и замещаются далее обобщающим термином "картина". Алиса в известном произведении Льюиса Кэрролла справедливо заметила, что " ...
Общественный прогресс внутренне противоречив. Эти противоречия можно разделить на три основных типа:
1. Глобальные противоречия , разрешение которых есть вместе с тем решение вопроса сохранения человеческой истории, укрепления цивилизации.
2. Региональные противоречия , суть которых состоит в том, что различные регионы Земли в геополитическом плане противостоят друг другу, пытаясь решить свои проблемы за счет других народов и государств. Так, развитый Север противостоит менее развитому Югу. Так называемый «золотой миллиард» противостоит остальной части человечества, чей уровень жизни на порядок ниже, чем у первых.
3. Внутригосударственные (внутринациональные) противоречия , выражающиеся, прежде всего, в противоречиях между трудом и капиталом. Это противоречие выражается в росте безработицы в ряде стран Запада: Франции, Германии, США и др. Нынешняя Россия в этом отношении не составляет исключения.
Все эти противоречия можно конкретизировать, выделив среди них:
А. «Демографический взрыв» . Ныне на Земле насчитывается примерно 6,5 млрд человек. Рост численности населения происходит в основном за счет народов Азии, Африки, Латинской Америки. Население Китая к концу XX столетия достигло 1,3 млрд человек. Приближается к миллиарду численность населения Индии. Наряду с этим сокращается численность народов европеоидной расы. Американские социологи уже бьют по этому поводу тревогу. П. Дж. Бьокенен считает, что в период с 2000 по 2050 гг. население земного шара возрастет до более чем 9 млрд человек, но за этот же период люди европейского типа будут исчезать. Если в 1960 г. они составляли четверть мирового населения, то в 2000 г. — только шестую часть, а к 2050 г. будут составлять десятую часть населения планеты.
Сокращение численности европеоидного населения и относительно благополучная жизнь Севера послужили толчком для массовой иммиграции других народов, прежде всего мусульманских, в европейские страны.
Увеличение численности населения Земли остро ставит проблемы кислорода, продуктов питания, пресной воды, жилищную и др. Возникает вопрос: какое количество людей может содержать Земля? По расчетам специалистов, каждому человеку для осуществления его жизнедеятельности необходимо пространство в 17,5 тыс. кв. м. Это означает, что на 1 кв. км могут проживать 57 человек, а на всей Земле - 5,7 млрд. Следовательно, уже сейчас планета наша перенаселена.
Б. «Проблема голода». Если «Север» более или менее обеспечил себя продуктами питания, то «Юг» страдает от недоедания. Это относится, прежде всего, к народам Африки, Азии, Латинской Америки и др. Ныне не менее 800 млн человек в мире живут ниже черты бедности. В это же время богатые страны Севера излишки продуктов, ради сохранения прибылей, просто уничтожают. В России, по словам Президента, четверть населения голодает.
В. «Энергетическая проблема» приобретает все большее значение. Энергетические ресурсы оцениваются числом лет, в течение которых данного ресурса хватит для производства энергии на современном уровне. Если брать оценку энергоресурсов по трем показателям - разведанные, возможные и вероятные, то угля хватит примерно на 600 лет, нефти — на 90, природного газа — на 50, урана, при нынешних реакторах на медленных нейтронах — на 27 лет. По информации Министерства природных ресурсов (МПР) России, запасы эффективных для разработки месторождений закончатся в стране через 10-15 лет. Разведка новых месторождений не производится, ибо разрушена геологоразведочная служба.
Г. «Экологические проблемы». Сжигание большого количества энергоресурсов ведет к интенсивному засорению атмосферы. На сжигание угля, нефти и газа ежегодно из атмосферы изымается 20 млн. т кислорода, взамен которого в нее вбрасываются сотни миллионов тонн углекислого газа и прочих ядовитых веществ. Предполагается, что в 2000 г. было вброшено в атмосферу не менее 105 млн тонн различных отходов от человеческой деятельности: углекислого газа, твердых частиц, нефтепродуктов, мелких частиц резины, асфальта и т. п.
Численность населения Земли растет, а площади пригодных для земледелия земель сокращаются. По разным оценкам, пахотная земля составляет от 13 до 15 млн кв. км. Но в результате застройки, горных работ, засоления почвы и опустынивания ежегодно теряется 50-70 тыс. кв. км ценных земель. В нынешней России бывшие пахотные земли, но сейчас заброшенные, зарастают кустарником и выбывают из культурного пользования. Все это вместе взятое ведет к тому, что количество культурной земли, приходящейся на одного человека, сокращается. Если в начале XX в. на одного человека приходилось 9 га, то к середине века — только 6, к концу века — около 3, сейчас же — не более 2 га.
Д. «Проблема глобализма». Ее суть состоит в том, что на основе современных достижений в областях науки, техники и высоких технологий, развитой системы информации и т. д. происходит сближение, единение народов, наций, стран независимо от имеющихся между ними различий. Глобализм представляет собой объективно-историческое явление, противостояние которому практически невозможно, да и не нужно.
Следует различать по своему содержанию понятия «глобализм» и «глобализация». Последнее означает процесс осуществления глобализма, во главе которого стоят США, навязывающие всему миру свое видение исторического развития народов и насильственно внедряющие его по всему земному шару. Более того, некоторые авторы говорят о существовании и действиях мирового правительства , в состав которого якобы входят руководители наиболее крупных транснациональных корпораций (ТНК), распространяющих свое влияние по всему миру.
Наряду с этими двумя категориями употребляется понятие «антиглобализм», выдвинутое представителями одного из социально-политических движений, именующими себя антиглобалистами . Они выступают не против глобализма как закономерного явления, но против глобализации, которая осуществляется американо-европейскими финансово-промышленны-ми и выражающими их стремления политическими кругами.
Любое развитие — это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?
Прогресс
Прогресс — от от лат. progressus — движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.
Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности (дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.
Виды прогресса в обществе
Социальный | Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию. |
Материальный | Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей. |
Научный | Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса. |
Научно- технический | Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация. |
Культурный (духовный) | Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека — потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности. |
Критерии прогресса
Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях , позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.
Мыслители | Точки зрения на критерии прогресса |
Ж.Кондорсе | Развитие разума человека |
Вольтер | Развитие просвещения, торжество разума человека. |
Ш.Монтескье | Улучшение законодательства стран |
К.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.Оуэн | Отсутствие эксплуатации человека человеком, счастье людей. |
Г.Гегель | Зрелость свободы общества. |
А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.Добролюбов | Распространение просвещения, развитие знаний. |
К.Маркс | Развитие производства, овладение природой, смена одной формации другой. |
Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.
Критерии общественного прогресса современных учёных:
- Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
- Уровень демократизации общества.
- Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
- Нравственное совершенствование общества.
- Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
- Продолжительность жизни людей.
- Увеличение человеческого счастья и добра.
Однако прогресс — это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.
Противоречивость общественного прогресса
Позитивные и негативные последствия прогресса | Примеры |
Прогресс в одних областях может привести к застою в других. | Яркий пример- период сталинизма в СССР. В 30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу. В итоге — значительное ухудшение качества жизни людей. |
Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям. | Развитие информационных систем, Интернет- это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в виртуальный мир, появилась новая болезнь-« игровая компьютерная зависимость». |
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем. | Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва.. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв. |
Прогресс водной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой. | Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя,с многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды. |
Подводя итог , хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения , не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.
Регресс
Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс (от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.
Признаки регресса в обществе
- Ухудшение качества жизни людей
- Упадок в экономике, кризисные явления
- Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
- Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
- Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего
Хронические заболевания.
- Падение нравственности, образованности, культуры общества в целом.
- Решение вопросов силовыми, декларативными методами и способами.
- Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
- Ослабление страны в целом и её международного положения.
Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, — одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Прогресс – понятие противоречивое. На первый взгляд, оно имеет сугубо положительное значение, надо вставать на рельсы и стремиться только вперед к светлому будущему. Однако любые нововведения или реформы всегда вызывали в обществе волнения и страх. Все люди в какой-то степени стремятся к духовному единству с окружающим миром, а результаты научно-технического прогресса становятся инородным телом в этом налаженном механизме.
Прогресс и регресс
Это два полюса одного шара. Они тесно переплетены между собой и шагают всегда рука об руку. Но что же они несут?
Для начала разберемся с понятиями общественного прогресса и регресса. Первое – движение к совершенству, а второе означает возвращение назад, переход к более низким формам организации общества. Это противоположные, но взаимосвязанные понятия. Отделить их друг от друга часто бывает просто невозможно. В этом и кроется противоречивость общественного прогресса.
Добро неразрывно связано со злом, а прогресс - с регрессом. Таковы правила игры в жизнь. Проблема общественного прогресса состоит в том, что положительные изменения в одной сфере практически всегда сопровождаются деградацией или упадком во второй. Знаменитый английский врач-сексолог XX века Генри Хэвлок Эллис говорил, что прогресс является всего лишь заменой одной неприятности на другую.
О прогрессе писали многие философы: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Франсуа-Мари Вольтер, Жан-Жак Руссо, Николя де Кондорсе и другие. И у каждого из них был свой взгляд на это явление.
Критерии прогресса
Маркс отождествлял понятие общественного прогресса исключительно с развитием и совершенствованием производства. Кондорсе считал, что движение вперед есть эволюция человеческого разума, науки и просвещения.
На сегодняшний день нет универсальных критериев оценки прогресса. У разных философов свое видение проблемы. Наиболее объективными мерилами степени прогресса являются:
- Развитие орудий труда и производительных сил. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что исторический процесс обусловлен степенью превосходства человеком природы (экономический фактор).
- Улучшение условий жизни. Чем комфортнее и увереннее чувствует себя индивид, тем благоприятнее среда для его развития (социальный фактор).
- Рост степени свободы. Ее осознание помогает личности самореализоваться, происходит нравственное, моральное развитие (духовный фактор).
Переходим к обсуждению следующего вопроса.
Поговорим об умозаключениях ученых
Узнаем о взглядах на источники общественного прогресса «великих умов». Они выделяют их несколько. Итак, это:
- деятельность самого человека, так как она носит характер преобразований;
- материальное производство, поскольку социум развивается за счет производительности труда;
- общественные классы;
- социальные силы.
Многие исследователи полагают, что источник прогресса кроется в противостоянии производительных сил и трудовых отношений, в несоответствии материальных и культурных нужд человека. Основной причиной происходящих изменений является разница в потребностях и деятельности людей.
Поговорим о взглядах поэтов и писателей на проблему
Продолжаем разбираться в вопросе о противоречивости общественного прогресса. Приведем цитату современного французского писателя-прозаика М. Кундера:
Люди, зачарованные идеей прогресса, не задумываются о том, что каждый шаг вперед - это шаг на пути к концу.
Очень часто прогресс в одной сфере становится причиной регресса в другой, поэтому явление невозможно оценить однозначно. Чтобы получить результат, нужно сначала чем-то пожертвовать, иного пути развития просто нет. В этом и состоит главная проблема общественного прогресса.
У многих писателей и поэтов в произведениях приведены примеры общественного прогресса. Например, Рэй Брэдбери в своей книге «451° по Фаренгейту» рассказывает о потребительском социуме, о людях, которые разучились думать, переживать, страдать, а могут только получать призрачное удовольствие. Прогресс подарил им блага цивилизации, у них есть все: современные машины, квартиры, говорящие стены и много чего еще. Только главного нет – души и духовности, которую они где-то потеряли. Это книга, но она наглядно показывает, к чему может привести прогресс.
Продолжаем рассуждение с примерами
Проблемы общественного прогресса лучше всего проиллюстрировать на конкретных примерах. Так, с появлением интернета стала доступна любая информация, значит, фактически каждый человек может узнать все, что захочет. Есть множество вариантов для развития и самосовершенствования. Однако возникновение новых технических возможностей обесценивает человеческие знания. В интернете появляется много мусорной информации, которую приходится тщательно фильтровать. Большая часть материала, содержащегося во Всемирной сети, не проверена, много ошибочных данных. И порой слово превращается в орудие, которым распоряжаются совсем нечестно, организовывая информационные войны и дискредитируя людей.
Еще одним примером общественного прогресса, который наглядно иллюстрирует его противоречивость, являются исследования в области ядерной физики. С одной стороны, появился рентген, флюорография, ученые получили возможность наблюдать за самыми маленькими биологическими частицами, диагностировать болезни на ранних стадиях. А с другой стороны, люди создали и оружие массового поражения – атомную бомбу. Один из разработчиков этого чудовища Роберт Оппенгеймер потом сильно жалел о том, что породил такого монстра. Он выступал за введение международного контроля производства атомного оружия.
Стоит ли игра свеч?
За прогресс приходится платить, но иногда цена его оказывается слишком высокой. Продолжаем говорить о проблемах общественного прогресса.
Изобретение оружия привело к тому, что в войнах стало гибнуть больше людей. Количество человеческих жертв росло прямо пропорционально развитию снаряжения. Что же получится в сухом остатке? Жизни миллионов людей стали всего лишь разменной монетой в руках глав государств, которые вели свою политическую игру. Около 47 миллионов человек погибло во время Второй мировой войны. Все это случилось не лишь по прихоти одного индивида, а стало закономерным результатом прогресса. Катастрофа не может случиться на ровном месте, этому всегда предшествует цепочка определенных действий, событий и явлений.
Жить становится проще и лучше, но отсутствие одних проблем порождает другие, возможно, более серьезные. Поэтому возникает резонный вопрос: а не теряем ли мы больше, чем приобретаем?
А что дальше?
Машина прогресса летит вперед, совершаются все новые открытия, изобретаются удивительные вещи. Но инновации не всегда попадают на подготовленную почву, и у людей просто нет к ним иммунитета. Из-за такого несоответствия и возникают побочные эффекты. Об этом свидетельствует большое количество примеров общественного прогресса, которые привели к неожиданным результатам.
Глупо было бы пытаться законсервировать сложившуюся систему, прогресс неизбежен просто потому, что жизнь – это постоянное движение вперед. Можно было бы обвинить человекоподобную обезьяну в том, что она взяла в руки палку и вступила на скользкий путь эволюции и развития, но ведь это же неразумно. Все проявления общественного прогресса просто нужно принимать и адаптировать, учиться внедрять в жизнь, не забывая при этом о вечном.
Идея о прогрессивном развитии вошла в науку в качестве секуляризованной (мирской) версии веры христиан в провидение. Образ будущего в библейских рассказах представлял собой необратимый, предопределенный и священный процесс развития людей, ведомых божественной волей. Однако истоки данной идеи обнаруживаются гораздо раньше. Далее разберем, что такое прогресс, какова его цель и значение.
Первые упоминания
Прежде чем говорить, что такое прогресс, следует дать краткое историческое описание появления и распространения этой идеи. В частности, в древнегреческой философской традиции есть рассуждения о совершенствовании существовавшей социально-политической структуры, развивавшейся от первобытной общины и семьи до древнего полиса, т. е. города-государства (Аристотель "Политика", Платон "Законы"). Чуть позже, в период Средневековья, Бэкон пытался применить концепцию и понятие прогресса в идейной области. По его мнению, накапливающиеся с течением времени знания все более обогащаются и совершенствуются. Таким образом, каждое следующее поколение способно видеть дальше и лучше, чем его предшественники.
Что такое прогресс?
Это слово имеет латинские корни и в переводе означает "успех", "движение вперед". Прогресс представляет собой направление развития поступательного характера. Для этого процесса характерным является переход к высшему от низшего, от менее к более совершенному. Прогресс общества - глобальное, всемирно-историческое явление. Этот процесс предполагает восхождение человеческих объединений от дикости, примитивных состояний к вершинам цивилизации. Этот переход основан на политико-правовых, нравственно-этических, научно-технических достижениях.
Основные компоненты
Выше описано, что такое прогресс и когда впервые стали говорить об этом понятии. Далее разберем его составляющие. В ходе улучшения развиваются следующие стороны:
- Материальная. В данном случае речь идет о наиболее полном удовлетворении благ всех людей и ликвидации каких-либо технических ограничений для этого.
- Социальная составляющая. Здесь речь идет о процессе приближения общества к справедливости и свободе.
- Научная. В данном компоненте отражен процесс непрерывного, углубляющегося и расширяющегося познания окружающего мира, его освоение как в микро-, так и в макросфере; освобождение познания от границ экономической целесообразности.
Новое время
В этот период стали усматривать прогресса в естествознании. Свою точку зрения на процесс высказывал Г. Спенсер. По его мнению, прогресс - как в природе, так и в обществе - подчинялся всеобщему эволюционному увеличивающейся сложности внутреннего функционирования и организации. С течением времени формы прогресса стали просматриваться в литературе, всеобщей истории. Не осталось без внимания и искусство. В разных цивилизациях имело место разнообразие соц. порядков, которые, в свою очередь, обусловили разные виды прогресса. Была сформирована так называемая "лестница". На ее вершине находились наиболее развитые и цивилизованные общества Запада. Далее на различных ступенях стояли прочие культуры. Распределение зависело от уровня развития. Произошла "вестернизация" концепции. В результате появились такие виды прогресса, как "америкоцентризм" и " европоцентризм".
Новейшее время
В этот период решающая роль была отведена человеку. Вебер подчеркивал тенденцию рационализации всеобщего характера в управлении разнообразными Дюркгейм приводил другие примеры прогресса. Он говорил о тенденции социальной интеграции посредством "органической солидарности". Она основывалась на взаимодополнительном и взаимовыгодном вкладе всех участников социума.
Классическая концепция
Рубеж 19-20 веков именуется "триумфом идеи развития". В то время всеобщая уверенность в том, что научный и технический прогресс способен гарантированно обеспечивать непрерывное улучшение жизни, сопровождалась духом романтического оптимизма. В целом, в социуме существовала классическая концепция. Она представляла собой оптимистическую идею о постепенном освобождении человечества от страха и невежества на пути к все более рафинированным и высоким уровням цивилизации. Классическая концепция основывалась на понятии линейного необратимого времени. Здесь прогресс являлся положительно характеризуемой разницей между настоящим и будущим либо прошлым и настоящим.
Цели и задачи
Предполагалось, что описанное движение будет непрерывно продолжаться не только в настоящем, но и в будущем, несмотря на случайные отклонения. Достаточно широко было распространено в массах убеждение в том, что прогресс вполне можно сохранить на всех стадиях, в каждой основной структуре социума. В результате все должны были достичь полного процветания.
Основные критерии
Среди них чаще всего встречались:
- Религиозное совершенствование (Ж. Бусе, Августин).
- Увеличение научного знания (О. Конт, Ж. А. Кондорсе).
- Равенство и справедливость (К. Маркс, Т. Мор).
- Расширение индивидуальной свободы в комплексе с развитием морали (Э. Дюркгейм, И. Кант).
- Урбанизация, индустриализация, усовершенствование техники (К. А. Сен-Симон).
- Господство над природными силами (Г. Спенсер).
Противоречивость прогресса
Первые сомнения в правильности концепции стали высказываться после Первой мировой. Противоречивость прогресса состояла в появлении идей о негативных побочных эффектах при развитии социума. Одним из самых первых с критикой выступил Ф. Теннис. Он считал, что социальное развитие от традиционного к современному, индустриальному, не только не улучшило, а, напротив, ухудшило условия жизни людей. Первичные, непосредственные, личные социальные связи традиционного взаимодействия людей были заменены опосредованными, безличными, вторичными, исключительно инструментальными контактами, присущими современному миру. В этом, по мнению Тенниса, состояла основная проблема прогресса.
Усиление критики
После Второй мировой для многих стало очевидным, что развитие в одной сфере влечет негативные последствия в другой. Индустриализация, урбанизация, научный и технический прогресс сопровождались загрязнением окружающей среды. Что, в свою очередь, спровоцировало Появилась новая теория. Уверенность в том, что человечеству необходим непрерывный экономический прогресс, сменилась альтернативной мыслью о "пределах роста".
Прогноз
Исследователи просчитали, что при приближении уровня потребления разных стран к западным стандартам, планета может взорваться от экологической перегрузки. Концепция о "золотом миллиарде", в соответствии с которой обеспеченное существование на Земле может гарантированно получить только 1 млрд людей из обеспеченных государств, совершенно подорвала главный постулат, на котором основывалась классическая идея прогресса - ориентирование на лучшее будущее для всех живущих без исключения. Убеждение в превосходстве направления развития, по которому шла цивилизация Запада, господствовавшая в течение продолжительного периода времени, сменилась разочарованием.
Утопическое видение
Это мышление отражало весьма идеализированные представления о наилучшем обществе. По этому утопическому мышлению, надо полагать, также был нанесен мощнейший удар. Последней из попыток реализации такого типа видения мира стала мировая социалистическая система. При этом человечество на данном этапе не имеет в запасе проектов, "способных мобилизовать коллективные, всеобщие действия, захватив людское воображение", которые могли бы ориентировать социум на светлое будущее (эту роль весьма эффективно исполняли идеи социализма). Вместо этого сегодня имеют место или простые экстраполяции существующих тенденций, или катастрофические пророчества.
Размышления о будущем
Развитие идей о предстоящих событиях идет в настоящее время в двух направлениях. В первом случае определяется воцарившийся пессимизм, в котором просматриваются мрачные образы упадка, разрушения и дегенерации. Из-за разочарования в научно-техническом рационализме стали распространяться мистицизм и иррационализм. Рассудку и логике в той или иной сфере все чаще противопоставлены эмоции, интуиция, подсознательное восприятие. Согласно утверждениям радикальных постмодернистских теорий, в современной культуре исчезли надежные критерии, по которым миф отличался от реальности, безобразное от прекрасного, добродетель от порока. Все это указывает на то, что началась эпоха "высшей свободы" от морали, традиций, прогресса, в конце концов. Во втором направлении просматриваются активные поиски новых концепций развития, способных дать людям позитивные ориентиры на предстоящие периоды, избавить человечеств от необоснованных иллюзий. Постмодернистскими идеями была, главным образом, отвергнута теория развития в традиционной версии с финализмом, фатализмом и детерминизмом. Большая часть из них предпочла другие примеры прогресса - иные вероятностные подходы к развитию социума и культуры. Некоторые теоретики (Бакли, Арчер, Этциони, Валлерстайн, Нисбет) в своих концепциях трактуют идею как возможный шанс наступления улучшения, который может с определенной долей вероятности наступить, а может и быть незамеченным.
Принцип конструктивизма
Из всего разнообразия подходов именно эта концепция послужила теоретическим фундаментом для постмодернизма. Задача состоит в том, чтобы в повседневной нормальной жизнедеятельности людей отыскать движущие силы прогресса. По мнению К. Лэша, решение загадки обеспечивается уверенностью в том, что исключительно благодаря усилиям человека могут произойти улучшения. В противном случае задача просто неразрешима.
Альтернативные концепции
Все они, возникшие в рамках теории деятельности, весьма абстрактны. Альтернативные концепции апеллируют к "человеку в целом", не выказывая особенного интереса к культурным и цивилизационным различиям. В данном случае, по сути, просматривается новый тип общественных утопий. Он представляет собой кибернетическое моделирование социальных культур идеального порядка, просматривающихся через призму людской деятельности. Эти концепции возвращают позитивные ориентиры, определенную веру в вероятное прогрессивное развитие. Более того, они называют (хотя и на высокотеоретическом уровне) источники и условия роста. Между тем, альтернативные концепции не отвечают на основной вопрос: почему человечество, "свободное от" и "свободное для", в ряде случаев выбирает прогресс и стремится к "новому, активному социуму", но зачастую ориентиром для него служит декаданс и разрушение, что, в свою очередь, приводит к стагнации и регрессу. Если основываться на то вряд ли можно утверждать, что общество нуждается в прогрессе. Это объясняется тем, что нельзя доказать, будет ли хотеть человечество реализовывать свою созидательную способность в будущем. Ответы на данные вопросы отсутствуют и в кибернетике и системной теории. Однако их подробно разбирали религия и культура. В связи с этим, в качестве альтернативы конструктивистскому модернизму в теории прогресса может сегодня выступать социокультурный этикоцентризм.
В заключение
Современные российские философы все чаще возвращаются к "Серебряному веку". Обращаясь к этому наследию, они пытаются снова услышать самобытность ритмов национальной культуры, перевести их на научный строгий язык. По словам Панарина, биоморфная структура познания показывает человеку образ космоса как живой, органической целостности. Его пространство будит в людях мотивацию высшего порядка, несовместимую с безответственным потребительским эгоизмом. Сегодня отчетливо ясно, что современная социальная наука требует серьезного пересмотра существующих основных принципов, приоритетов и ценностей. Она может подсказать человеку новые направления, если он, в свою очередь, отыщет в себе достаточно сил воспользоваться ими.