Простые непроизводные предлоги. Производные и непроизводные предлоги
ПЕРВЫЙ УРОК
Правописание производных предлогов
Цели:
– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;
– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.
Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.
ХОД УРОКА
1. Актуализация имеющихся знаний.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Прием «Верные и неверные утверждения»
Прочитайте вслух только верные утверждения.
Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.
1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.
2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.
3. Все предлоги пишутся в одно слово.
4. Правописание производных предлогов надо запомнить.
5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.
6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?
– Какие цели мы можем перед собой поставить?
3. Изучение нового материала.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Прием «Инсерт»
А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:
«V» – эту информацию знаю;
«+» – это новая для меня информация;
«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Правописание предлогов
1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .
2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.
3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .
4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.
5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.
Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.
6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:
Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.
Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.
Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.
Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.
Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.
В течение урока. – В течении реки.
В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.
В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .
7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.
Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Б. Работа с учебным текстом.
– Какая информация из текста вам была известна?
– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.
– Что нового вы узнали из текста?
– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.
– Как называются эти предлоги?
– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.
– Чем можно заменить эти предлоги?
– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.
– Какое значение имеют эти предлоги?
В. Отработка навыка написания производных предлогов.
Пишем диктант
В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.
Работа с тестами
I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.
1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.
2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.
3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.
4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.
II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.
1. (В)начале урока мы читали текст.
2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.
3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.
4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.
Взаимопроверка.
4. Итог урока.
– Еще раз назовите верные утверждения.
– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?
– Какие производные предлоги пишутся в два слова?
– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?
5. Разноуровневое домашнее задание.
1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...
2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».
3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.
ВТОРОЙ УРОК
Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи
Цели:
– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;
– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.
Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.
ХОД УРОКА
1. Начало урока.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Прием «Отсроченная отгадка»
(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)
– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?
– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.
(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)
Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...
Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?
Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.
Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?
Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.
2. Совместное определение темы и целей урока.
Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?
– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.
3. Актуализация имеющихся знаний.
Прием «Кластер»
Что такое омоформы, омографы и омофоны?
(Слушаем подготовленного ученика.)
– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)
4. Основная часть урока.
– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?
(По контексту.) Вернемся к тексту.
Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.
Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.
– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.
– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?
Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)
Работа по разноуровневым карточкам
1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.
В_течени_ времени.
В_следстиви_ дождей.
На_счет похода.
Не_смотря на трудности.
Изменения в_течени_ реки.
В_следстви_ по делу Иванова.
Положить деньги на_счет в банке.
Шел, не_смотря под ноги.
2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .
В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.
3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.
Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).
Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.
Предупредительный диктант
Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.
Итог урока
– Что такое омонимы?
– Почему омофоны представляют трудность для написания?
– Как определить часть речи внешне сходных слов?
– Как пишутся предлоги?
– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?
6. Домашнее задание.
Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.
Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.
Если останется время
Поиграем?
Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.
Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.
Е.Л. КОЗЫРЬ
Предлоги — служебные слова, выражающие различные отношения между словами и используемые как средство синтаксического под-чинения существительных или местоимений другим словам в пред-ложении и словосочетании.
Предлоги занимают позицию перед существительным (местои-мением) или перед определением, относящимся к этому существи-тельному (местоимению). Лишь немногие предлоги могут следовать за существительным: ради, наперекор, вопреки, навстречу. Например, ради Бога или Бога ради.
Предлог вместе с падежным окончанием существительного обра-зует предложно-падежную конструкцию и является грамматическим средством связи слов в предложении: вернуться из школы, гадать на кофейной гуще и т.п. Некоторые предлоги всегда употребляются с одним и тем же падежом: например, предлог к — с дательным (идти к дому), про — с винительным (рассказать про выставку) и т.п. Дру-гие предлоги в разных предложениях могут употребляться с разными падежами и выражать разные отношения существительных к другим словам в предложении. Например, предлог по может сочетаться с да-тельным падежом (говорить по телефону), с винительным падежом (увязнуть по уши) и предложным (по окончании сеанса).
В современном русском языке класс предлогов постоянно попол-няется за счет перехода в него других частей речи.
По происхождению предлоги делятся на две группы: непроизво-дные и производные предлоги.
Непроизводные (первообразные) предлоги не связаны по проис-хождению с другими частями речи: в, до, от, за, на и т.п.
Производные (непервообразные) предлоги по происхождению связаны с другими частями речи. Так, предлоги вокруг, напротив, вдоль, рядом с произошли от наречий, а предлоги в течение, в про-должение, по поводу и др. произошли от существительных, предлоги благодаря, включая, начиная с и др. произошли от глаголов.
Производные предлоги часто омонимичны словам, от которых они произошли. Например: Благодаря (предлог) тебе я смог решить за-дачу. Я написал ему, благодаря (деепричастие) за помощь. Предлоги отличаются от производящего слова сочетаемостью: предлог благодаря сочетается с формой дательного падежа существительного (благодаря другу), а деепричастие благодаря — с винительным падежом существи-тельного (благодаря друга). Материал с сайта
Кроме того, предлоги в течение, в продолжение, в заключение нуж-но отличать от существительных. У существительных (течение, про-должение, заключение) есть лексическое значение, существительное может менять форму числа и падежа. Предлоги же выражают только временные отношения и не изменяются.
По составу предлоги делятся на простые и составные предлоги.
Простые предлоги состоят из одного слова: около, на, в, вслед-ствие и т.п.
Составные предлоги включают в свой состав два или три слова: независимо от, в течение, судя по, в отличие от, по направлению к и т.п.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- предлог определение
- определение предлога
- сказка производные и непроизводные предлоги
- производные предлоги включая прежде
- Предлоги простые и составные, производные и непроизводные.
Предлоги бывают производными и непроизводными. Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, которые утрачивают при этом свое лексическое значение и морфологические признаки. Например, предлог вокруг {ходит вокруг дома) происходит из наречия вокруг {хорошо видно вокруг), предлог путём {убедить путём веских доказательств) - из существительного путь в творительном падеже {служит удобным путём), предлог в продолжение {ждать в продолжение часа) - из сочетания существительного продолжение с предлогом е {верить в продолжение знакомства), предлог благодаря {справились благодаря помощи товарища) - из деепричастия {уходил, благодаря за оказанную помощь).
К непроизводным относятся предлоги, не образованные из самостоятельных частей речи, например: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через .
Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами, производные используются обычно с каким-либо одним падежом. Например, предлог благодаря употребляется только с дательным падежом: благодаря мужеству (Д. п.).
337. В данных словосочетаниях выделены предлоги. Выпишите сначала словосочетания с непроизводными предлогами, а потом с производными. Глаголы употребите в 3-м лице множественного числа.
Переход..т через улицу, стро..т позади дома, надписыва..т на конверте, накинут поверх пальто, отступит от темы, раздел..т на пять, разыщ..т благодаря находчивост.., вдума..тся в смысл, прибавить к двум, замен..т ввиду ветхост.., бега..т около дома, выпиш..т из книги, движется вдоль дороги, шага..т в колонне, поступит наперекор обычаю, сбега..т с горы, готов..т в течение месяца, устан..т с непривычк.., дел..тся с друзьями, ждёт с час, наход..тся напротив дома, улож..т поперёк дороги, выстроен вблизи стадиона, возвыша..тся посреди площад.., в целях борьбы со стихией.
338. Спишите. Подчеркните как члены предложения выделенные наречия и существительные вместе с выделенными предлогами. Из какой части речи образованы производные предлоги?
- Вокруг лилейного чела ты косу дважды обв..ла. (А. Пушкин)
- Гроб ра(з, с)бился. Дева вдруг ожила. Глядит вокруг изумлё(н, нн)ыми глазами. (А. Пушкин)
- Заиграл рож..к, и деревенское стадо пот..нулось мимо дома. (А. Пушкин)
- Около леса, как в мягкой постел.., выспат(?)ся можно. (Н. Некрасов)
- Седины пасмурного дня плывут, всклокоче(н, нн)ые, мимо . (С. Есенин)
- Григорий прив..зал к кусту коня и лёг около , пр..крыв от ветра лицо полой ш..нели.4 (М. Шолохов)
339. В каком стиле речи чаще всего употребляются предлоги, данные в рамке? Подберите подходящие по смыслу предлоги (см. рамку) и при списывании вставьте в предложения. Запишите к выделенному слову однокоренные слова.
1. Земля (обилие снега) глубоко пропиталась влагой. 2. Погода (предсказание бюро прогнозов) установилась дождливая. 3. Работа на ферме ведё(т, ть)ся (график). 4. Улыбающийся агроном быстро ш..л (трактористы). 5. Сев начали в более ра(н, нн)ий срок (обычай).
340. Проанализируйте предложения. Найдите допущенную ошибку. Исправьте её, употребив другой предлог с причинным значением.
1. Благодаря дождю интересная экскурсия не состоялась. 2. Поход в горы был отложен благодаря сильному туману. 3. Благодаря разнообразной программе гастроли ансамбля прошли успешно. 4. Благодаря мастерству и упорству хоккеистов команда вошла в высшую лигу.
341. Прочитайте отрывок шуточного рассказа Ф. Кривина. Определите, может ли выбор не только производного, но и непроизводного предлога повлиять на смысл высказывания. Спишите отрывок, расставляя пропущенные знаки препинания. Вместо пропусков вставьте на нас или за нами . Сколько реплик в диалоге? Прочитайте текст вслух по ролям: автор, зайчонок, старый заяц.
ПРАВИЛА ОХОТЫ
Перепуга..ый зайч..нок пр..бежал домой:
Папа за нами охотят(?)ся!
За нами охотят(?)ся или на нас охотят(?)ся? - уточнил старый заяц.
Я не знаю. Я только знаю что охотят(?)ся.
Сколько раз я тебя учил правильно выр..жать свою мысль. От того, насколько точно мы выр..жаем мысль, завис..т очень многое.
Но они же охотят(?)ся папа!
За нами или на нас?
Я не знаю как правильно сказать папа...
Последний раз объясняю: если охотятся _ _ _, это значит, что нас хотят только поймать. А если _ _ _ охотят(?)ся, это значит, нас хотят убить. Чу(?)ствуешь разницу?
Зайч..нок задр..жал всем своим существом, чу(?)ствуя эту разницу.
И они побежали.
342. Вставьте предлог от или для .
Лосьон _ _ _ защиты от укусов комаров.
Состав _ _ _ выведения пятен.
Жидкость _ _ _ растяжки обуви.
Таблетки _ _ _ кашля.
Крем _ _ _ чистки обуви.
343. Исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире. Укажите вид ошибки: лишний предлог, не тот предлог, не тот падеж зависимого слова, не тот предлог и падеж зависимого слова.
Образец. Озабочен о том, как решить этот вопрос . (Лишний предлог.)
Надо: Озабочен тем, как решить этот вопрос .
1. Получены интересные предложения с наших областей. 2. Сейчас мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы. 3. Сегодня мы озабочены о том, кем станут сегодняшние школьники. 4. Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра. 5. Около четыреста кинокамер вчера ещё были здесь. 6. Нужно обратить внимание к этой проблеме.
По своему происхождению предлоги делятся на:
1) Первообразные, или непроизводные (например: в, без, от, к, с, на, у, о, под, через, при);
2) Производные, то есть образованные от других частей речи – путем перехода самостоятельных частей речи в служебные. Например: предлог вокруг (ходить вокруг дома) происходит от наречия вокруг (хорошо видно вокруг) ; предлог в течение (в течение дня) происходит от существительного течение с предлогом в (течении реки); предлог благодаря (благодаря заботе матери) образован от деепричастия благодаря (Расходились спокойно, благодаря руководителям выставки) . Обычно производные предлоги употребляются с каким-либо одним падежом.
Производные предлоги в целях, в связи, в силу и др. пишутся раздельно (в целях экономии времени, в связи с семейными обстоятельствами, в силу плохого обеспечения) .
Производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение пишутся раздельно и имеют на конце букву е (в течение месяца, в продолжение разговора, сказать в заключение).
Слитно пишутся предлоги ввиду, вследствие (в значении из-за, по причине ), насчет (в значении о ), наперекор, несмотря на (несмотря на дождь, наперекор судьбе).
Билет №19
1. Приложение. Знаки препинания при них.
Приложение – это определение, выраженное существительным, которое согласуется с определяемым
словом в падеже. Приложение характеризует предмет, давая ему другое название. Например: С осины летят семена – гусеницы и виснут на всем. – приложение гусеницы определяет предмет (семена), давая ему другое название.
Приложение отвечает на вопрос какой? (какая? какое? какие?).
Приложение может указывать на возраст, профессию, степень родства, национальность, признак
предмета.
Знаки препинания при них
Дефис ставится:
· Если приложение стоит после имени собственного: Москва – река, Иван – царевич.
· Если одиночное приложение и определяемое слово – имена существительные: повар – грамотей, дом – музей.
· В научных терминах: врач – терапевт, заяц – беляк.
Дефис не ставится:
· После слов господин, гражданин в сочетании с существительными: господин директор, гражданин следователь.
· Названия книг, газет, организаций, являющиеся приложениями, не согласуются с определяемым словом в падеже. Они заключаются в кавычки и употребляются в форме именительного падежа: Мы подошли к теплоходу «Иртыш». О восстании Пугачева мы узнали из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
2. СПП с придаточными определительными.
Придаточные определительные отвечают на вопросы какой? какая? какое? Относятся к именам существительным главных предложений и определяют их. Контактные существительные могут выступать в роли любого члена главного предложения. Например:
1. Настала минута (какая минута?), когда я понял всю цену этих слов .
2. Деликатность в общении друг с другом и со всеми остальными людьми давно уже стала для них законом (каким законом?), который , как всякий настоящий закон, не был подвластен обстоятельствам.
3. Людям (каким людям?), которые умеют держать себя с достоинством под выстрелом, очень многое прощают.
Придаточные определительные присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов который, какой, чей, что, когда, где, куда, откуда и союзов что, чтобы. Например:
1. Ученик (какой ученик?), который учится без желания , - это птица без крыльев.
2. Стояла такая ночь (какая ночь?), что в темноте нельзя было различить даже окна .
Чтобы выделить контактное существительное и придаточное предложение, к существительному прибавляются указательные слова такой или тот. Например:
1. Потом я стал расспрашивать о том месте (о каком именно месте?), где мы находимся.
2. Нет такой силы (какой именно силы?), которая позволила бы покинуть родные края.
Придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся и, следовательно, занимают место после главного предложения или в его середине. Например:
1. Но впереди было предэкзаменационное собеседование в университете,где нам предстояло встретиться.
2. На мраморной лестнице, которая в привычном термине «дворец науки» делала ударение на слове «дворец» , Ирина догнала меня.
Билет №20
1. Служебные части речи.
Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении.
Предлоги служат для выражения отношения имени существительного, числительного и некоторых местоимений к другим словам в речи. Предлоги помогают связывать слова в словосочетании, уточняют смысл высказывания, вносят обстоятельственные значения. Так, в предложении Приеду Москвы пять вечера опоздания поезда нет предлогов. Хотя в целом фраза понятна, все же предлоги из (выражает пространственные отношения - из Москвы), в (выражает временные отношения - в пять вечера), вследствие, из-за (выражают обстоятельственные, причинные отношения - вследствие опоздания) помогли бы быстрее и точнее осмыслить сказанное. Употребление предлога с учетом грамматических норм - обязательное условие хорошей и правильной речи. Так, предлог в соотносится только с предлогом из, а предлог с - с предлогом на. Можно сказать (пришел) в школу - из школы (но не «со школы»), (приехал) с Кавказа - на Кавказ (но не «из Кавказа»); нельзя сказать «благодаря опозданию» - только из-за опоздания. Надо помнить, что предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, вопреки критике, благодаря другу. Предлоги обычно находятся перед | словом, с которым употребляются. Союзы - служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.
Сочинительные союзы (и, ни-ни, тоже, также, но, зато, однако, или, либо, то-то) соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения: Легкий ветерок то просыпался, то утихал. (И. Тургенев.) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна. (А. Сурков.) Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда:
1) соединительные («и это и то»): да (= и), и-и, ни-ни, тоже, также, не только-но и, как-так и;
2) противительные («не то, а это»): но, а, да (= но), зато, однако;
3) разделительные
(«или то, или это»): или, либо, то-то, не то-не то. Подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, как будто) соединяют части сложноподчиненного предложения: Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза.
Подчинительные союзы по значению делятся на разряды:
1) изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, как будто к др.;
2) временные: когда, едва, как, как только, прежде чем и др.;
3) причинные: потому что, так как и др.;
4) целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.;
5) условные: если, раз, если бы и др.;
6) уступительные: хотя, несмотря на то что и др.;
7) следственные: так что;
8) сравнительные: как, как будто, словно и др.
В сложноподчиненных предложениях роль союза, соединяющего части предложения, могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и наречия (где, куда, когда, откуда, почему, зачем, отчего). Они называются союзными словами. В отличие от союзов союзные слова являются членами предложения: Мы подошли к дому, в ко-тор_ом живет лод подруга.
Частицы служат для образования форм слов и для выражения различных оттенков значения в предложении: То же слово, да не так бы молвил. - частица бы (молвил бы) образует форму условного наклонения глагола; Что за прелесть эти сказки! - частица что за выражает восторг, вносит восклицательное значение; Пусть всем будет радостно! - частица пусть образует повелительное наклонение глагола быть.
Частицы, участвующие в образовании форм глагола, называют формообразующими.
Частицы, передающие различные значения, называют модальными. Модальные частицы могут выражать*:
1) отрицание : не, ни;
2) усиление : даже, ведь, все-таки;
3) вопрос : разве, неужели;
4) восклицание : ну и, что за;
5) сомнение : вряд ли, едва ли;
6) уточнение : именно, как раз;
7) выделение, ограничение : только, лишь;
8) указание : вон, вот.
Частицы не и ни часто встречаются в нашей речи. Частица не передает отрицание: не ты, не мог, не друг, но в двойном отрицании (не мог не знать) и в вопросительно-восклицательных предложениях (Кто не знает сказок Пушкина!, т. е. все знают) частица не теряет отрицательное значение.
Частица ни чаще всего имеет усилительное значение, она усиливает отрицание, когда оно выражено частицей не или словами в значении «нет, нельзя»: Ни дождь, ни снег не остановили нас, т. е. и дождь, и снег не остановили нас; На небе ни облачка, т. е. на небе нет облаков. Частица ни встречается в устойчивых выражениях (ни жив ни мертв), в придаточной части предложения типа Сколько раз я ни читал эту книгу, мне всегда интересно, т. е. хотя я читал эту книгу много раз, мне все равно интересно. Частицы не и ни пишутся отдельно от слов, к которым относятся.
2. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
I. .Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые выражены глаголами, требующими добавочных разъяснений, например: Ирина Петровна сказала (что сказала? ), что завтра уезжает в Ленинград. Недаром говорится (что говорится? ), что дело мастера боится. Попросим Виктора (о чём попросим? ), чтобы он принёс альбом с марками. Мне показалось (что показалось? ), будто в комнате запахло цветами.
Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемым словам союзам и что, чтобы, как, будто. Когда нужно выделить то, о чём сообщается в придаточном предложении, к поясняемому слову в главном предложении прибавляется указательное слово, например: Докладчик горячо говорил о том, что в первую очередь надо повысить производительность труда.
II . Придаточные изъяснительные могут относиться не только к глаголам, но и к другим словам, например:
Я рад (чему рад? ), что вы успешно закончили свою работу. Он пришёл довольный тем (чем довольный? ), что получил за сочинение отличную отметку. Сообщение о том (о чём? ), что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир. Она дала слово, что придёт утром. (Ср.: Она заверила, что придёт утром.)
Особую группу составляют придаточные изъяснительные, которые прикрепляются не союзами, а союзными словами, например: Дети чувствуют (что чувствуют? ), кто их любит. Мне очень хотелось узнать (что узнать? ), что лежит в этой коробочке. Я всё скрывал (что скрывал? ), отчего сестрица простудилась.
Билет №21
1. Вводные слова
Вводными словами называются такие слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он сообщает.
Вводные слова выделяются при произношении интонацией . Вводные слова могут выражать:
· уверенность (конечно, разумеется, бесспорно,несомненно, без сомнения, безусловно,действительно и т. п.),
например: Дождь, конечно, скоро кончится.
· неуверенность , предположение (кажется, вероятно, очевидно, по-видимому, может быть, возможно, пожалуй т.
п.), например: Дождь, кажется, скоро кончится.
· то или иное чувство (к счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению и т. п.), например:
Дождь, к счастью, скоро кончился.
Кроме того, при помощи вводных слов говорящий может указывать, кому принадлежит сообщение (по сообщению газет, по словам кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему и т.п.), например: Завтра, по сообщению бюро погоды, будет дождь.
При помощи вводных слов говорящий может также указывать на тот порядок, в котором следуют явления, на связь между ними (во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, например, наоборот и т. п.), например: Мой старший брат, во-первых, работает на автозаводе, во-вторых, учится в вечерней школе. Он всю зиму работал и учился. Следовательно, летом ему надо хорошо отдохнуть.
>>руский язык 7 класс >> Русский язык: Производные и непроизводные предлоги
Производные предлоги
В русском языке существуют предлоги производные и непроизводные. Но сейчас мы с вами познакомимся с производными предлогами. Мы с вами познакомимся с определением производных предлогов и узнаем, какие это предлоги.
Какие предлоги называются производными
Производные предлоги – это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи при утрате ими своего значения и морфологических признаков.
Или же можно еще сказать о производных предлогах, что такие предлоги образовались способом перехода из самостоятельных частей речи в служебные. При таком переходе самостоятельных частей речи в служебные, первые теряют свое лексическое значение и морфологические признаки.
Также, очень важно уметь различать производный предлог и омонимичные им самостоятельные части речи.
К примеру: В первом предложении слово «благодаря» будет деепричастием, а вот во втором - будет выступать в роли производного предлога.
Миша, уходя из дома, благодарил бабушку за вкусный завтрак. Благодаря хорошим знаниям предмета, Оля получила на экзаменах хорошую оценку.
Или возьмем, к примеру, такие предложения:
Вследствие снежных заносов проехать было невозможно. В следствии по делу о краже были обнаружены новые улики.
Если рассматривать эти предложения, то в первом предложении стоит произвольный предлог, а во втором - имя существительное.
Давайте более подробно рассмотрим вопрос, как же отличить производный предлог от другой части речи?
Во-первых, к предлогу поставить вопрос невозможно;
Во-вторых, у предлога отсутствует роль, которую бы он мог выполнить самостоятельно;
В-третьих, отличительной чертой предлогам, может быть то, что к нему можно подобрать синоним.
Производные предлоги можно разделить на такие три группы:
1. Это предлоги, образованные от имен существительных. Они могут носить название отыменных предлогов;
Например:
Ввиду нехватки времени, пришлось отказаться от занятий в секции. Мама хотела поговорить по поводу успеваемости сына.
2. Предлоги, которые образованы от наречий. Их еще называют наречными предлогами;
Например: Напротив окна росла береза. Вокруг дома стоял забор.
3. И предлоги, образованные от деепричастий. Их еще называют отглагольными предлогами.
Например: Благодаря Тарасу у меня появилась интересная книга.
И хотя производный предлог имеет свойство состоять из нескольких частей, но в итоге он всегда являют из себя одно слово.
Правописание производных предлогов
Упражнение 1.
Прочитайте внимательно предложения и установите, где в этих предложениях производные предлоги, а в каких другие части речи:
Ввиду предстоящего отъезда встречу пришлось отложить. Вследствие сильного дождя все тропинки были размыты. Вследствие болезни Ваня пропустил много уроков. Не счет были перечислены деньги. Я пришел поговорить насчет дополнительных уроков. Вместо уроков Денис пошел гулять с друзьями. Я непременно выполню все, что мне задали. В течение недели должен прийти запрос.
Упражнение 2.
Посмотрите внимательно на предложения. Вместо точек, какие бы вы вставили предлоги?
… на плохое настроение мне удалось выучить стих.
… сорока пяти минут учитель объяснял новую тему.
Приступ астмы сняли … помощи врачей.
Наконец-то мне удалось поговорить … работы.
Повторение пройденного материала
4. Вспомните определение, какая часть речи называется предлогом?
5. Какие виды предлогов вы уже изучили?
6. Какие предлоги называются непроизводными?
7. В чем их отличие от производных?
8. Наведите примеры непроизводных предлогов?
9. Является ли предлог членом предложения?
10. Можно ли предлог заменить синонимом?