Производственный контроль в оос. Производственный экологический мониторинг (ПЭМ)
Добавлен на сайт:
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о производственном экологическом контроле в [указать наименование предприятия] (далее по тексту - Положение) разработано во исполнение требований Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
1.2. Производственный экологический контроль в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
1.3. Осуществление производственного экологического контроля является обязательным условием природопользования.
1.4. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления производственного экологического контроля в [указать наименование предприятия] (далее по тексту - Предприятие).
1.5. В настоящем Положении учтены требования законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, а также специфика деятельности Предприятия.
1.6. Производственный экологический контроль проводится в соответствии со следующими природоохранными нормативными документами:
Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральным законом от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Законом Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах";
Земельным кодексом Российской Федерации;
Водным кодексом Российской Федерации;
Иными нормативно-правовыми актами.
2. Организация системы производственного экологического контроля
2.1. Общее руководство системой производственного экологического контроля Предприятия осуществляет [наименование должности].
2.2. Координацию работы системы производственного экологического контроля Предприятия осуществляет [наименование должности].
2.3. Производственный экологический контроль на Предприятии организуют и осуществляют [наименование должности], назначенные приказом руководителя Предприятия.
2.4. Лица, ответственные за организацию и осуществление производственного экологического контроля, указанные в п. 2.3. настоящего Положения, руководствуются в своей работе настоящим Положением, инструкцией о порядке обращения с отходами производства и потребления Предприятия, инструкцией по безопасности транспортировки опасных отходов и должностными инструкциями.
2.5. Производственный экологический контроль проводится как самостоятельно Предприятием, так и во взаимодействии с природоохранными органами федерального и регионального уровней, с привлечением заинтересованных учреждений и организаций на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
2.6. Периодичность проведения производственного экологического контроля на Предприятии и производственных отделениях устанавливается ежегодным планом производственного экологического контроля, утвержденным руководителем Предприятия.
2.7. Результаты производственного экологического контроля оформляются актом с проведением анализа экологической деятельности подведомственных производственных отделений, структурных подразделений и разработкой организационно-технических мероприятий по устранению выявленных замечаний и совершенствованию системы управления охраной окружающей среды.
2.8. При изменении технологических процессов на Предприятии, законодательства в области охраны окружающей среды и экологического контроля настоящее Положение перерабатывается и переутверждается.
3. Цели и задачи производственного экологического контроля
3.1. Производственный экологический контроль на территории Предприятия осуществляется с целью обеспечения экологической безопасности, исполнения требований законодательства и нормативов в области охраны окружающей среды, получения достоверной информации о состоянии окружающей среды.
3.2. К основным целям производственного экологического контроля относятся:
Обеспечение экологически безопасной деятельности Предприятия;
Соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду, нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния хозяйственной деятельности Предприятия;
Обеспечение рационального использования природных и энергетических ресурсов, воспроизводства природных ресурсов;
Снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет надежности, безопасности и безаварийности работ технического оборудования;
Оперативность контроля и передачи информации руководителям Предприятия и органам государственного экологического контроля, обеспечивающие возможность принятия немедленных решений по снижению или ликвидации отрицательных воздействий на окружающую природную среду.
3.3. Задачами производственного экологического контроля являются:
Контроль соблюдения установленных нормативов предельно допустимого воздействия на окружающую среду;
Учет номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду от Предприятия в режиме повседневной деятельности и в чрезвычайных ситуациях (аварии, стихийные бедствия);
Контроль соблюдения планов мероприятий по охране окружающей среды, графиков контроля выбросов загрязняющих веществ на источниках и на контрольных постах;
Контроль качества выполнения мероприятий по охране окружающей среды;
Контроль выполнения требований действующего природоохранного законодательства, норм и правил, инструкций, предписаний по вопросам охраны окружающей среды;
Анализ результатов природоохранной деятельности Предприятия, принятие мер к устранению выявленных нарушений;
Осуществление координации и контроля природоохранной деятельности в подразделениях Предприятия, приведение технической документации и технических процессов в соответствие с нормами и требованиями;
Иные задачи, вытекающие из необходимости обеспечения экологической безопасности на территории Предприятия, определенные действующим законодательством Российской Федерации.
4. Объекты производственного экологического контроля
4.1. К объектам производственного экологического контроля относятся:
Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - стационарные и передвижные;
Источники образования отходов производства;
Места накопления и временного хранения отходов;
Природные ресурсы;
Склады и хранилища сырья, материалов, реагентов.
4.2. Производственный экологический контроль осуществляется за:
Наличием лицензий, предусмотренных природоохранным законодательством Российской Федерации;
Обеспечением своевременной разработки проектов предельно допустимых выбросов в атмосферу, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и ежегодным подтверждением неизменности производственных процессов и используемого сырья;
Соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов;
Источниками выделения загрязняющих веществ;
Соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления;
Выполнением планов мероприятий по охране окружающей среды, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды;
Наличием заключений государственной экологической экспертизы по проектам строительства, реконструкции и т. д. (в случае необходимости);
Своевременным предоставлением документации и достоверностью информации, предусмотренной госстатотчетностью, а также запрашиваемой руководством Предприятия;
Организацией работ с подрядными организациями в части соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации.
4.3. Составной частью производственного экологического контроля является производственный аналитический контроль, основной задачей которого является получение информации о количественном содержании веществ в источниках выбросов. Основным видом деятельности системы производственного аналитического контроля является осуществление замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
5. Права и обязанности лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного экологического контроля
5.1. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:
5.1.1. Обеспечивает и контролирует соблюдение требований экологической безопасности, принимает меры по созданию безопасных условий труда для работников, обеспечивает своевременное финансирование их выполнения и выделение необходимых материальных ресурсов.
5.1.2. Рассматривает и утверждает мероприятия по обеспечению требований экологической безопасности.
5.1.3. Вносит предложения руководителю Предприятия о необходимости модернизации, реконструкции и ремонта оборудования.
5.1.4. Вносит предложения руководителю о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение требований экологической безопасности.
5.2. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:
5.2.1. Координирует работу системы производственного экологического контроля Предприятия.
5.2.2. Контролирует состояние оборудования, вносит предложения о его модернизации, реконструкции, ремонте.
5.2.3. Вносит предложения по совершенствованию технологических процессов с целью обеспечения экологической безопасности.
5.3. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:
5.3.1. Обеспечивает бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оборудования, содержание его в технически исправном состоянии, исключающем загрязнение окружающей среды.
5.3.2. Принимает меры по устранению недостатков в части рационального использования природных ресурсов, достижению минимального отрицательного воздействия выбросов вредных веществ и своевременной замене и модернизации устаревшего оборудования и установок.
5.3.3. Несет ответственность за неправильные указания или непринятие необходимых мер по устранению недостатков и нарушений, приведших к повышению утвержденного уровня вредного воздействия на окружающую среду.
5.3.4. Контролирует соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации при работе с подрядными организациями.
5.4. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:
5.4.1. Обеспечивает технически правильную эксплуатацию техники, ее содержание в исправном состоянии, своевременное прохождение технических осмотров, соблюдение нормативов дымности и содержания оксида углерода и углеводородов в выбросах.
5.4.2. Контролирует соблюдение требований безопасности при погрузке-разгрузке, транспортировании отходов.
5.4.3. Организует своевременный вывоз отходов с территории Предприятия.
5.5. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:
5.5.1. Организует сбор документов для заключения договоров и государственных контрактов на проведение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.
5.5.2. Контролирует своевременность заключения договоров и государственных контрактов по охране окружающей среды.
5.5.3. Контролирует наличие действующей лицензии на пользование [вписать нужное], выполнение лицензионных требований, своевременную сдачу предусмотренной законодательством Российской Федерации отчетной документации.
5.6. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:
5.6.1. Контролирует выполнение постановлений Правительства Российской Федерации, местных органов власти, распоряжений руководства Предприятия, предписаний государственных инспекторов по вопросам охраны окружающей среды.
5.6.2. Организует контроль соблюдения подразделениями Предприятия установленных правил использования природных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления.
5.6.3. Систематически контролирует и анализирует выполнение мероприятий по охране окружающей среды.
5.6.4. Участвует в рассмотрении проектно-технической документации по совершенствованию технологических процессов и оборудования, модернизации, реконструкции объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в части соблюдения экологических требований.
5.6.5. Не допускает в эксплуатацию вновь смонтированное оборудование, не обеспеченное очистными установками, предусмотренными проектами.
5.6.6. Вносит проекты приказов и распоряжений руководства Предприятия по вопросам охраны окружающей среды.
5.6.7. Взаимодействует с подразделениями Предприятия, контролирующими органами, другими учреждениями и организациями по вопросам охраны окружающей среды.
5.6.8. Запрашивает у руководителей структурных подразделений Предприятия информацию по вопросам охраны окружающей среды, привлекает в установленном порядке специалистов различных подразделений Предприятия для решения экологических вопросов.
5.6.9. Контролирует проведение расчетов платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
5.6.10. Готовит и представляет [наименование должности] информацию об имеющихся нарушениях природоохранной деятельности, мерах по их устранению, результатах выполнения мероприятий по охране окружающей среды, предписаний инспектирующих и контролирующих органов.
5.6.11. Представляет руководству Предприятия предложения о поощрении отдельных работников Предприятия за достижения в области охраны окружающей среды, а также предложения о наложении взысканий на должностных лиц подразделений Предприятия за невыполнение планов, мероприятий, предписаний по охране окружающей среды.
5.7. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:
5.7.1. Участвует в проверке соответствия технического оборудования требованиям охраны окружающей среды.
5.7.2. Своевременно организует проведение работ по инструментальному контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на стационарных источниках выбросов и на контрольных постах.
5.7.3. Контролирует соблюдение подразделениями Предприятия требований природоохранного законодательства, выполнение мероприятий по охране окружающей среды.
5.7.4. Выдает руководителям подразделений Предприятия обязательные для исполнения предписания с целью устранения выявленных при проверках нарушений требований нормативной документации по охране окружающей среды и контролирует их выполнение.
5.7.5. Своевременно оформляет и представляет в соответствующие органы необходимые материалы и документы для получения и продления разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, лимитов на размещение отходов (с привлечением проектных организаций).
5.7.6. Готовит справки, расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, статистическую отчетность, проекты приказов, распоряжений, ответы на письма по вопросам, связанным с охраной окружающей среды, предоставляет документацию для заключения договоров со специализированными организациями на проведение работ по охране окружающей среды.
5.7.7. Привлекает специалистов структурных подразделений Предприятия к решению задач, связанных с охраной окружающей среды.
5.7.8. Запрашивает лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений Предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
5.7.9. Представляет непосредственному руководителю предложения о поощрении отдельных работников за активную работу в области охраны окружающей среды, а также предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования природоохранного законодательства.
5.8. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:
5.8.1. Организует руководство хозяйственной деятельностью подразделения в соответствии с требованиями нормативной документации, правил, инструкций, приказов и распоряжений руководства по вопросам охраны окружающей среды.
5.8.2. Обеспечивает соблюдение технологических режимов и технически правильную эксплуатацию оборудования, систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и отведения хозяйственно-фекальных вод.
5.8.3. Организует сбор, сортировку, передачу и первичный учет отходов производства и потребления.
5.8.4. Организует места накопления и временного хранения отходов в соответствии с требованиями нормативных документов.
5.8.5. Обеспечивает накопление и временное хранение отходов производства и потребления в специально отведенных местах.
5.8.6. Контролирует своевременность вывоза отходов, не допускает захламления территории Предприятия отходами.
5.8.7. Обеспечивает своевременное представление информации, отчетной документации в службу охраны труда.
5.8.8. Контролирует выполнение мероприятий по снижению количества отходов, выбросов загрязняющих веществ и рациональному использованию природных ресурсов, своевременно принимает меры по выполнению предписаний по охране окружающей среды.
5.8.9. Обеспечивает выполнение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды всеми работниками подразделения.
5.8.10. Вносит требования законодательства в области охраны окружающей среды в положение о подразделении.
6. Производственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха
6.1. Производственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха включает в себя:
Контроль наличия согласованных и действующих нормативных документов, регламентирующих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, расположенных на территории Предприятия (проект нормативов предельно допустимых выбросов, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу);
Контроль соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов расчетным и аналитическими методами;
Контроль выбросов веществ в атмосферу от передвижных источников загрязнения при прохождении техосмотров (для автомобилей с бензиновым двигателем определение содержания оксида углерода и углеводородов в отработанных газах, для автомобилей с дизельным двигателем измерение дымности);
Контроль за исправным состоянием газоочистных установок.
6.2. Лица, ответственные за выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников Предприятия, назначаются приказом руководителя.
6.3. Выбросы вредных веществ на Предприятии осуществляются от организованных (ремонтно-строительный участок, котельная, цех электроэнергетики, гаражные боксы, лаборатории) и неорганизованных (внутренний двор Предприятия) источников.
6.4. Выбросы вредных веществ осуществляются при наличии действующего разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
6.5. Производственный аналитический контроль (контроль выбросов в атмосферу) проводится согласно планам-графикам контроля нормативов предельно допустимых выбросов на источниках выбросов и на контрольных постах аккредитованной лабораторией на основании заключенного договора.
6.6. Контроль эффективности работы газовых горелок осуществляется [указать периодичность] в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых водогрейных котлов" ПБ 10-574-03 специализированной организацией на основании заключенного договора.
6.7. Запрещается использование в качестве сырья и производство в качестве продукции особо опасных веществ, которые при аварийном выбросе могут привести к резкому ухудшению экологической обстановки в жилых районах населенного пункта.
7. Производственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления
7.1. Производственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления включает в себя:
Проверку порядка и правил обращения с отходами;
Выявление возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующих отходов;
Учет образовавшихся, использованных, переданных сторонним организациям, размещенных отходов;
Обеспечение наличия паспортов опасных отходов;
Проверку наличия:
Документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления, согласованных с территориальными природоохранными органами (нормативов образования отходов и лимитов на их размещение);
Договоров на передачу отходов на обезвреживание, использование, размещение с организациями, имеющими соответствующие лицензии;
Документов (актов, журналов, накладных), подтверждающих движение отходов;
Соблюдение лимитов на размещение отходов;
Проверку выполнения планов мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, соблюдению действующих норм и правил в области обращения с отходами.
7.2. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов осуществляется Предприятием на основании лицензии.
7.3. Места образования и виды отходов Предприятия представлены в приложении к настоящему Положению.
7.4. Предприятие не имеет собственных мест размещения отходов производства и потребления.
7.5. Карты-схемы расположения мест накопления и временного хранения отходов на территории Предприятия утверждаются руководителем Предприятия.
7.6. Накопление отходов на территории Предприятия осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест".
7.7. Лица, ответственные за обращение с отходами производства и потребления Предприятия, назначаются приказом руководителя Предприятия.
7.8. Контроль за использованием и обезвреживанием химреактивов осуществляется [наименование должности], назначенным руководителем подразделения Предприятия.
7.9. В филиалах и представительствах Предприятия обращение с отходами контролируется [наименование должности], назначенными распоряжением руководителя филиала (представительства) Предприятия.
7.10. Сбор отходов от организаций-арендаторов и от филиалов Предприятия осуществляется в соответствии с нормативами образования отходов и лимитами на их размещение.
7.11. В целях недопущения возникновения пожаров непосредственно в местах накопления (временного хранения) отходов на Предприятии необходимо:
Своевременно опорожнять контейнеры для накопления отходов с последующим вывозом на размещение;
Размещать места накопления вдали от очагов возгорания;
Своевременно передавать отработанные масла лицензированной организации;
Оборудовать площадки с пожароопасными отходами противопожарными устройствами и инвентарем.
7.12. Мероприятия при возникновении аварийных ситуаций:
7.12.1. В случае нарушения герметичности емкостей с отработанными маслами необходимо перелить масла в резервные емкости, пролитые нефтепродукты собрать сорбирующими материалами (сорбенты, песок, опилки).
7.12.2. В случае утечки шлама сернокислотного электролита необходимо обработать поверхность пола или площадки кальцинированной содой или аммиачной водой и тщательно промыть чистой водой.
7.12.3. В случае боя люминесцентных ламп необходимо вывести из помещения рабочий и обслуживающий персонал; помещение закрыть, вызвать службу ЧС, которая обработает загрязненную область хлорным железом или другими реагентами. В течение суток разбитые лампы необходимо вывезти в специализированную организацию.
7.13. При накоплении отходов в нестационарных временных складах и на площадках на территории Предприятия в открытом виде (насыпью и навалом) или в открытой таре исключается попадание отходов в сточные воды и на почву.
7.14. Отходы производства и потребления подлежат учету в соответствии с инструкцией о порядке обращения с отходами производства и потребления Предприятия, утверждаемой приказом руководителя Предприятия.
7.15. Визуальный контроль условий сбора, накопления и временного хранения отходов производства и потребления, а также объемов их накопления на территории Предприятия осуществляют руководители подразделений либо лица, назначенные распоряжением по подразделению.
7.16. Древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные используются при ремонтно-строительных работах согласно нормативам образования отходов и лимитам на их размещение.
7.17. Транспортировка, погрузка и разгрузка отходов осуществляется с применением специально оборудованных транспортных, погрузочно-разгрузочных средств. Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта исключают возможность аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды по пути следования.
7.18. Транспортировка отходов 1 - 4 класса опасности осуществляется при следующих условиях:
Наличие паспорта отходов 1 - 4 класса опасности;
Наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
Соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
Наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
7.19. Транспортировка отходов осуществляется минимальными партиями, согласно пункту 1.2. "Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" подобные перевозки считаются как перевозки неопасного груза.
8. Производственный экологический контроль за использованием природных ресурсов
8.1. Производственный экологический контроль за использованием природных ресурсов включает в себя:
Контроль за обеспечением рационального использования природных ресурсов, их восстановления и воспроизводства;
Контроль за наличием лицензии на право пользования недрами и выполнением лицензионных требований;
Контроль за наличием государственных контрактов на забор воды для хозяйственно-бытовых нужд, на газоснабжение;
Контроль за мероприятиями по предотвращению загрязнения земель нефтепродуктами и вредными веществами, содержащимися в отходах производства и потребления, сырье и материалах.
8.2. С целью предотвращения негативных последствий влияния водоотбора на окружающую среду и получения исходных данных для оценки эксплуатационных запасов подземных вод осуществляется мониторинг подземных вод на основании программы организации и ведения мониторинга подземных вод, разработанной в установленном порядке.
9. Ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды
9.1. За нарушение требований в области охраны окружающей среды руководители и специалисты, а также технологический персонал несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение контроля на производстве за охраной окружающей природы предназначено для выполнения задач по рациональному применению ресурсов природы и их восстановлению. Все учреждения обязаны обеспечивать соблюдение требований нормативов по соблюдению экологии, на основании ФЗ N 219 от 21.07.2014 года и изменениях, принятых в этом Законе 28.12.2017 года.
Для соблюдения данного законодательства по экологии, необходимо составить программу экологического контроля (ПЭК). Это обеспечит систематизацию итогов экологического наблюдения и выявить влияние производства на окружающую природу.
Что такое производственный экологический контроль
Надзор за экологией на производстве является одним из наиболее важных мероприятий для промышленного учреждения. В результате этого процесса определяется уровень влияния учреждения на окружающую природу, и степень соответствия учреждения нормативам РФ.
Закон РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г в п. 1 ст. 26. «Об отходах…» (изменения от 25.11.2013 г.) обязывает юридические лица осуществлять необходимые меры по выбросу вредных веществ, организовывать и обеспечивать наблюдение за выполнением требований отображенных в законодательстве РФ в данном сегменте.
С 1.01.2015 года на основании ФЗ № 7 от 01.01.2015 года (п. 2 ст. 67) и ФЗ № 219 с изменениями от 28.12.2017 года учреждениями и ИП, занимающимися хозяйственным функционированием на объектах I, II и III категорий, обязательно оформляются планы ПЭК.
План ПЭК представляет собой подробное отображение производственных процессов промышленного учреждения с целью обнаружения негатива, оказываемого на природу.
При оформлении плана ПЭК необходимо отобразить:
- Информацию об учреждении с отображением структурных подразделений, производственных и админ-зданий, гаражей, с размещенным транспортом, амбаров, складов и т. д.
- Отходы, образуемые в учреждении.
- Территории, на которых сохраняются отходы до их утилизации или вывозу.
- Обязанности и зоны наблюдения инженером-экологом учреждения.
- План проверок всех зданий в учреждении.
- Предпринимаемые учреждением меры для недопущения аварий и ликвидация последствий аварий, в случае их состава.
- Ответственность учреждения за сверхнормативные выбросы отходов, данные о прочих природоохранных документах (планы СЗЗ, ПДВ, измерения выбросов на границах с жилыми массивами и т. д.).
Для полного знакомства со структурой оформления программы ПЭК, можно .
Ориентировочные изменения, которые начнут действовать с 1.01.2019 года:
- Существенных корректировок в программе ПЭК не планируется. К нормативам, на базе которых разрабатывается ПЭК, относятся:
- ГОСТ Р 56062-2014.
- ГОСТ Р 56061-2014.
- К более значительным изменениям подвергнутся объекты 1-й категории, которые являются наиболее опасными по загрязнению экологии. К ним относятся:
- Металлургические предприятия.
- Текстильные учреждения.
- Кожевенное производство
- Энергетические объекты
- Мясокомбинаты
- Предприятия химической отрасли и т. д.
Для них вводятся новые нормативы, требующие оснащения автоматическими измерительными приборами, определяющими количество выбрасываемых отходов.
Кем и когда разрабатываются
ПЭК выполняется службой, созданной руководством учреждения во главе с главным инженером. Программа ПЭК разрабатывается ежегодно и утверждается руководителем учреждения.
В программе обязаны содержаться следующие разделы:
- Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу и их источники.
- Инвентаризация сбросов отходов наружу и их источники.
- Инвентаризация отходов от производства и место их вывоза.
- Работники, отвечающие за соблюдением ПЭК.
- Наличие исследовательских лабораторий, соответствующих законодательству РФ.
- Периодичность, способы и места взятия проб и виды замеров.
Требования к программе
Росприроднадзор, своим письмом № ВС-03-01-32/14309 с 01.01.2015 года отменил процедуру согласования составленного плана ПЭК с федеральными исполкомами власти РФ.
При этом, необходимо помнить, что ст. 26 ФЗ № 89 регламентирует, что учреждения, работающие с выбросами, формируют контрольное подразделение, являющееся частью производственного процесса за соблюдением экологии.
Кроме того, ст. 67 ФЗ № 7 обязывает учреждения и ИП, которые работают с выбросами на объектах I, II и III категорий, создавать план ПЭК и отчитываются перед соответствующими службами РФ об итогах выполнения ПЭК.
Согласно Положению о ФС, осуществляющей надзор в области природопользования, принятого Правительством РФ № 400, в п. 5.5.8 говорится, что отчетность об итогах выполнения ПЭК принимает Росприроднадзор.
Основные правила к разработке плана ПЭК, наблюдению за выбросами, сбросами отходов, документов, отображающих информацию об итогах выполнения ПЭК, определены ст. 67 ФЗ № 7.
При изменении технологии производства, установки нового оборудования, сырья, изменяющего влияние на природу, необходимо выполнить корректировку Программы ПЭК на протяжении 30 рабочих дней с даты изменений.
В документе должны содержаться следующие подразделы:
- Общие положения.
- Данные об инвентаризации выбросов в атмосферу и их источниках.
- Данные об инвентаризации сбросов наружу и их источниках.
- Данные об инвентаризации накопленных учреждением отходов и месте их размещения.
- Данные о должностных работниках, контролирующих экологию производства.
- Данные о исследовательских лабораториях, соответствующих законодательству РФ.
- Данные о периодичности и способах надзора за выбросами, о местах выделения проб и способах замеров.
Утверждение программы
ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.
Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.
Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:
- Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
- Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
- Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
- Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
- Инструкции для сотрудников.
- Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
- Периодичности инструктажа работающих с отходами.
- Ответственности за нарушение инструкций.
Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).
Как составить отчет по ПЭК
Приказом по Министерству энергетики РК №258 от 21.06.2016 года были приняты изменения к Требованию в отчетности по ПЭК, которые утверждены Министерством охраны природы РК № 16-Ө от 14.02.2013 года, обязывающие составлять планы ПЭК, как юридических, так физических лиц – использующих недра.
Согласно законодательства РФ юр-лица и ИП обязаны представлять отчетность по ПЭК уполномоченному федеральному исполкому в сроки, определенные этой структурой. Образец отчетности по ПЭК и правила его оформления, в т. ч. электронного бланка, также определяется этой уполномоченной службой.
Однако, в настоящее время данная образец отчетности и сроки ее сдачи в ч-ч. 4, 7, 8 ст. 67 ФЗ №7 находится в стадии разработки . Поэтому, учитывая, что ПЭК является внутренним документом, причем с 01.01.2015 года Росприроднадзором в письме № ВС-03-01-32/14309 отменена процедура согласования, отчеты сдавать не нужно.
Необходимо записывать результаты замеров выбросов на производстве и СЗЗ, и данные замеров складывать в папку, в ожидании проверки инспектором Росприроднадзора.
Какова ответственность за отсутствие программы на предприятии
Отсутствие программы ПЭК является административным нарушением и, на основании п. 8.1 КОаП РФ:
- Учреждение подвергается штрафу размере от 100 000 до 250 000 рублей или приостановка работы учреждения до 90 суток.
- Должностное лицо подвергается штрафу от 10 000 до 30 000 рублей.
- Дли ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановка деятельности ИП до 90 суток
В условиях проведения государственной политики, направленной на снижение административного давления на предпринимателей и юридических лиц, ограничения государственного контроля, важнейшее значение приобретает производственный экологический контроль, осуществляемый самими субъектами хозяйственной и иной деятельности, иными словами, самоконтроль.
Понятие производственною экологическою контроля
В соответствии со ст. 67 Закона об охране окружающей среды производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляют в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.
Организация производственного экологического контроля на предприятиях
Производственный экологический контроль осуществляется на основании положений, являющихся локальными нормативными правовыми актами, принимаемыми субъектами хозяйственной и иной деятельности. С целью проведения производственного экологического контроля на предприятиях предусматриваются соответствующие структурные подразделения или специальные должности (например, инженер-эколог), которые отвечают за соблюдение установленных нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления.
В юридической литературе отмечается, что в корпорации (предприятии) осуществляется общий и специальный производственный экологический контроль. Общий экологический контроль проводят органы управления корпорации (предприятия), обладающие общей компетенцией, – совет директоров, правление, генеральный директор, руководители филиалов.
Специальный экологический контроль проводится экологической службой корпорации (предприятия) и филиалов. На предприятиях, где отсутствует экологическая служба, специальный контроль проводит уполномоченное лицо, обладающее соответствующей компетенцией в области организации и проведения производственного экологического контроля и действующее на основании приказа генерального директора.
Указанные структурные подразделения и должностные лица предприятий в рамках осуществления производственного экологического контроля осуществляют следующие функции: контролируют процесс производства, разрабатывают проекты нормативов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления, обеспечивают ведение экологического паспорта предприятия, осуществляют взаимодействие с органами и должностными лицами государственного или муниципального экологического контроля. Производственный экологический контроль осуществляют за счет средств и при техническом обеспечении субъектов хозяйственной и иной деятельности.
Особенности производственного экологического контроля в отдельных сферах
В ст. 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" установлены требования к организации производственного контроля за охраной атмосферного воздуха как разновидности производственного экологического контроля. В частности, юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха и об организации экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды.
В ЗК предусмотрено осуществление земельного производственного контроля. В соответствии со ст. 73 ЗК производственный земельный контроль осуществляют собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.
Лицо, использующее земельный участок, обязано представить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Необходимость проведения производственного контроля в области охраны окружающей среды установлена также рядом Федеральных законов: "Об отходах производства и потребления", "О радиационной безопасности".
Как мы все помним, в 2014 году с появлением 219 федерального закона поменялись требования к производственному экологическому контролю. Появилась новая редакция 67 статьи Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Старая редакция была достаточно лаконичной: Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.
Что с ним делать, кому нести, в каком объеме. Все на субъективное усмотрение.
Но 219-ФЗ была внесена конкретика. Единственное, что эта конкретика должна была быть дополнена приказами и постановлениями. Да, сейчас середина уже 2016 года, но наконец-то появились тексты проектов! Можно начинать складывать картину в голове и таки готовится к введению этого самого ПЭКа.
Итак, давайте разбираться со всем по порядку.
Нормативная основа
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" (статья 25)
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления" (статья 26)
Проект приказа МПР Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
Проект приказа МПР Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью
Кто должен разрабатывать ПЭК
Программа производственного экологического контроля разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий , по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса.
Критерии объектов можно найти в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"
Состав ПЭК
Развернутая информация о структуре программы содержится в Проекте Минприроды Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Кратенько о разделах и что в них включается.
Название раздела |
Краткая характеристика раздела |
Общие положения |
|
Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников |
описание основных технологий и технологических процессов; сведения об используемых установках очистки газа; перечень стационарных источников; перечень выбрасываемых загрязняющих веществ; перечень и порядок выполнения мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ; перечень используемых расчетных методик определения выбросов; карты-схемы; для объектов I категории перечень стационарных источников выбросов, оснащенных автоматическими средствами измерения и учета объема и массы выбросов |
Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников |
схема систем водопотребления и водоотведения; сведения об очистных сооружениях; перечень сбрасываемых загрязняющих веществ; Сведения о сточных водах и источниках их образования Сведения о сточных водах, принимаемых от абонентов |
Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения |
перечень образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности видов отходов; перечень эксплуатируемых, в том числе рекультивированных или законсервированных, объектов размещения отходов на данном объекте; сведения о местах (площадках) накопления отходов; сведения о лицах, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности; копию документа, подтверждающего наличие должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I - IV классов опасности; сведения о технических характеристиках специализированного оборудования (установок) по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления; сведения об утвержденных нормативах образования отходов и лимитах на их размещение; характеристика объектов размещения отходов; мероприятия по проведению работ по рекультивации земель, занятых объектами размещения отходов, после окончания их эксплуатации. |
Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля |
наименование подразделений, их полномочия; численность сотрудников подразделений; сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений; сведения об образовании, повышении квалификации, опыте работы, дате последней аттестации сотрудников подразделений |
Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации |
наименование и адрес собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров); реквизиты аттестата аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров); область аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров). |
Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений |
Производственный контроль в области: Охраны атмосферного воздуха; Охраны и использования водных объектов; Обращения с отходами»; Использования и охраны земель; Охраны и пользования недрами; Состоянием животного и растительного мира; За реализацией программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды. |
Порядок пересмотра и кооректировки ПЭК
Программа производственного экологического контроля подлежит пересмотру и корректировке в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящим к изменениям характера, вида и объемов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду , а также в случаях
Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Предприятия подлежащие федеральному надзору направляют отчет в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности, предприятия подлежащие региональному надзору орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Критерии отнесения к федеральному экологического надзору указаны в постановлении правительства № 903 от 28 августа 2015 года «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».
Отчет оформляется в двух экземплярах , один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган исполнительной власти или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении
Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.
В случае осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности на нескольких объектах, отчет представляется по каждому объекту.
Что входит в отчет
А тут мы переходим к другому проекту: Проект приказа МПР «Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью». Итак, что же мы включаем в этот самый ежегодный отчет:
I. Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля
Общие сведения
Сведения о применении на объекте технологий, соответствующих наилучшим доступным технологиям
Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
II. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха
Перечень веществ, включенных в план-графика инструментального контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Результаты инструментального контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов источников объекта
Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов источников объект
Результаты контроля автоматическими средствами измерения и учета объема выбросов и концентрации загрязняющих веществ
Результаты проведения проверок работы установок очистки газа
III. Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов
Сведения о результатах учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества
Результаты контроля автоматическими средствами измерения и учета объема сбросов и концентрации загрязняющих веществ
Сведения о результатах ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной
Результаты проведения проверок работы очистных сооружений
Результаты контроля состава и свойств сточных вод, в случае если на объекте осуществляется прием сточных вод от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
IV. Результаты производственного контроля в области обращения с отходами
Сведения о результатах производственного контроля в области обращения с отходами
Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду
V. Результаты производственного контроля в области использования и охраны земель
Перечень загрязняющих веществ, включенных в программу наблюдений за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду
Результаты контроля мероприятий, направленных на ликвидацию или локализацию загрязняющих веществ, в результате поступления которых произошло загрязнение земель при наблюдении за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду в случае возникновения аварийных ситуаций
Результаты наблюдений за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду
VI. Результаты производственного контроля в области охраны и пользования недрами
Сведения о результатах ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр
VII. Результаты производственного контроля за состоянием животного и растительного мира
Перечень индикаторных объектов животного и растительного мира, а также объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в красные книги субъектов Российской Федерации (далее – объекты животного и растительного мира), обитающих в пределах зоны воздействия объекта на окружающую среду
Результаты контроля за численностью и местами обитания объектов животного и растительного мира
Результаты проверки исправности технических устройств и оборудования, служащих для предотвращения гибели объектов животного мира
Результаты оценки эффективности принятых мер по сохранению объектов животного и растительного мира
VIII. Результаты производственного контроля за реализацией программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды
Результаты контроля выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды
Весь отчет будет представлять 25 таблиц, формы которых представлены в приказе. Там же вы найдете и методические указания по тому, как эти таблицы должны заполняться. На них стоит обратить не малое внимание при заполнении форм так как, в соответствии с пунктом 5 приложения 2 В случае обнаружения респондентом или принимающим органом ошибок в заполненной форме респондент заполняет новый бланк формы и передает его принимающему органу. Меньше опечаток – меньше бумаги. Корректор может не спасти.
Так же весь объем таблиц заполнять потребуется не всем: Заполнение таблиц отчета зависит от присвоенной объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, категории, на котором респонденты осуществляют хозяйственную и иную деятельность. Полный комплект представляют только Респонденты, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объекте I категории. Остальные респонденты представляют сокращенный вариант (подробнее в разделе 3 вышеупомянутого приказа: Требования к заполнению отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля в зависимости от категории объектов хозяйственной деятельности).
Коротко о главном
Ну и краткое резюме из вышенаписанного:
Делаем программу. Делаем сами и для себя. Утверждаем, но ни с кем не согласовываем
По итогам года делам отчет по нашей программе
До 25 марта направляем отчет в уполномоченный орган в зависимости от принадлежности к региональному или федеральному надзору
В свете выхода нового Приказа Минприроды №92 от 16.03.2017 г. требования в отношении разработки программы экологического контроля (ПЭК) ужесточились. А это значит, что усилился и контроль за ее разработкой со стороны контролирующих организаций.
Как и ранее, природопользователь может составить документ самостоятельно, а может довериться специализированной компании. Во втором случае стоит закладывать дополнительные расходы в 25-40 т.р. и сроки от 7 дней.
В целом, производственный экологический контроль представляет собой комплекс мероприятий, целью которых выступает:
- контроль за влиянием предприятия на состояние экологии,
- контроль объема поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ,
- организация системы внутреннего контроля с привлечением сотрудников;
- организация комплекса эффективных наблюдений за состоянием и изменениями окружающей среды.
Предприятиям данный документ необходим для:
- систематического контроля воздействия производственной деятельности на экологию,
- соблюдения требований природоохранного законодательства,
- прогнозирования возможных изменений в качестве окружающей среды,
- контроля количества образующихся загрязняющих веществ и отходов
- и соответствия их установленным нормативам, разработки эффективных природоохранных мер.
На основании каких документов разрабатывается программа экологического контроля?
Необходимость составления документа регламентирована содержанием закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ (статья 67). Содержание должно соответствовать требованиям, изложенным в таких законах РФ, как Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ, «Водному кодексу», Закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ.
Кроме того, требования к содержанию программы четко изложены в вышеуказанном Приказе №92.
Кому необходимо разрабатывать ПЭК?
Составляется программа производственного контроля в соответствии с категорией, присвоенной предприятию (I-III). В каждом отдельном случае она должна соответствовать специфике деятельности объекта, используемой технологии, а также, являющегося их следствием, воздействия на окружающую среду.
Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов.
Во втором случае услуги предоставляются на платной договорной основе. При этом стоимость документа составляет от 25 тысяч рублей и займет в среднем 15 дней. Если же рассматривать отчет о выполнении ПЭК, то нужно ориентироваться на сумму от 5000 рублей и сроки 1 недели.
Срок действия.
Срок действия разработанной программы не ограничен. Однако, при внесении изменений в технологический процесс, техническую оснащенность предприятия и прочих изменений, способных повлиять на изменение степени воздействия объекта на экологию – данные о них должны быть отражены в содержании программы. При этом законодательством установлены сроки для отражения нововведений, которые должны составить не более 30 дней.
- сведения юридического характера о самом предприятии;
- данные инвентаризации источников образования загрязняющих веществ и отходов;
- перечень ответственных за проведение сотрудников предприятия;
- описание применяемых методов контроля;
- планы-графики, в соответствии с которыми проводятся необходимые наблюдения.
Если рассмотреть подробнее, документ содержит несколько разделов, описание которых приведено ниже.
- Первый раздел «Общие положения» содержит в себе такие сведения, как:
- наименование предприятия;
- организационно-правовая форма;
- адрес месторасположения и контактные данные;
- категория объекта как источника негативного влияния на окружающую среду;
- реквизиты – ИНН, ОКВЭД, регистрационный номер;
- правоустанавливающие документы на используемые земельные участки;
- для объектов I категории – степень соответствия применяемой технологии уровню наилучших доступных технологий;
- наименование организации, принимающей отчет о выполнении программы и сведения об ответственном за передачу данного отчета сотруднике предприятия;
- дата составления программы.
- Второй раздел охватывает комплекс сведения об инвентаризации источников загрязнения атмосферы. В него войдут такие данные, как:
- дата последней инвентаризации и объем выбрасываемых загрязняющих веществ, выявленный в ее ходе;
- описание технологического процесса с выявлением мест образования источников загрязнения атмосферы, а также данные об используемом сырье, материалах и топливе;
- перечень стационарных источников загрязнения атмосферы, определенный по данным инвентаризации, с указанием их высоты и наличием очистных установок;
- сведения об установленных для предприятия нормативах - временно согласованных или предельно-допустимых выбросах, включая перечень веществ, для которых они установлены;
- порядок действий в случае оповещения о неблагоприятных метеоусловиях:
- карта-схема с нанесёнными источниками загрязнения;
- перечень действующих методик, используемых для расчета объема выделяемых в атмосферу загрязняющих веществ.
- Третьим формируется раздел «Сведения об инвентаризации источников сброса». В состав данного раздела включается информация о:
- применяемых на предприятии схемах по обеспечению водоснабжения/водоотведения;
- сформированный на основании проведенной инвентаризации перечень источников образования сточных вод;
- суммарный объем выброса и перечень загрязняющих веществ, поступающих с ним в окружающую среду, с указанием установленных для каждого вещества временно согласованных или предельно допустимых сбросов;
- данные о наличии сооружений, обеспечивающих очистку стоков.
- Четвертый раздел охватывает данные о проведенной на объекте инвентаризации отходов и мест их размещения. В раздел входят:
- наименования образующихся отходов в соответствии с данными ФККО;
- характеристика эксплуатируемых мест размещения и накопления отходов;
- сведения о сотрудниках, имеющих допуск к обращению с отходами 1-4 класса опасности, с указанием документов о прохождении ими специальной подготовки по данному вопросу;
- копию приказа о назначении ответственного лица за допуск работников к управлению отходами;
- информация о наличии установок, применяемых для вторичной переработки, внутреннего использования, обезвреживания или утилизации отходов;
- перечень нормативов, установленных для каждого наименования образующихся отходов.
- Следующий раздел посвящен подразделениям и отдельным сотрудникам предприятия, являющихся ответственными за организацию производственного экологического контроля. В разделе приводятся:
- перечень ответственных сотрудников или наименования ответственных подразделений;
- общая численность работников предприятия;
- информации об уровне образования ответственных сотрудников и наличии у них свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, переподготовке по вопросам охраны окружающей среды или обращению с отходами.
- В следующем разделе приводятся данные о лабораториях, задействованных в процессах проведения ПЭК – как собственных, так и привлекаемых по договору найма. В разделе требуется указать следующие данные:
- наименование и адрес привлекаемой лаборатории;
- номер и область аттестата аккредитации.
- Последний раздел программы охватывает сведения о периодичности осуществления контроля, местах наблюдений за окружающей средой, применяемых для контроля методах и методиках. Данный раздел включает несколько подразделов, содержащих сведения:
- об охране атмосферного воздуха;
- об охране водных объектов;
- системе обращения с отходами;
- об охране земель;
- об использовании недр;
- об охране растительного и животного мира.
В разделе рекомендуется также дать описание всем применяемым методам контроля, привести перечень нормативных документов, в соответствии с которым составлен пан наблюдений по каждому компоненту окружающей среды ил источнику загрязнения, составить план-график контроля с четким указанием времени и точек отбора проб. Также в разделе требуется привести графические материалы, на которых отражены места точек контроля.
Передача отчета по экологическому контролю в контролирующие организации.
Проведение на предприятии ПЭК контролируется органом экологического надзора при помощи приема соответствующего отчета о выполнении программы ПЭК. Отчет сдается ежегодно не позднее 25 марта завершившегося года.
Форма предоставления отчета может быть, как бумажной, так и электронной. В любом из перечисленных случаев она должна быть заверена подписью руководителя. Также разрешается передавать отчет и посредством почтовых отправлений с описью приложенных документов и уведомлением о вручении.
Сдается отчет в зависимости от категории объекта и уровнем его поднадзорности. Так, предприятия, относящиеся к органам Федерального эконадзора, сдают отчет в их территориальные департаменты, Регионального – в региональные департаменты.
Ответственность за отсутствие программы ПЭК и отчета.
С учетом того, что разработка программы ПЭК является законодательным требованием, то ответственность за ее отсутствие наступает согласно 8 главы Кодекса об административных правонарушениях. Так, например, ответственность может наступить согласно пункту 8.1, а штраф на сумму до 100 тысяч рулей.
Непредставление или несвоевременная передача отчета о проведении ПЭК, также может караться согласно КоАП. По статье 8.5 сумма штрафных санкции для предприятий может составить до 80 тысяч рублей.