Проблемы регулирования земель водного фонда. Проблемы аренды земель водного фонда
Механизм пользования землями водного фонда, выполнения комплекса водоохранных мероприятий и проведения эксплуатационных работ для создания благоприятных условий содержа-ния этих земель определен в постановлении Кабинета Министров Украины от 13 мая 1996 г. № 502 «Об утверждении Порядка пользования землями водного фонда». Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве собственности, праве постоянного пользования и на условиях аренды. В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса земли водного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. В ст. 5 Водного кодекса дана конкретизация водных объектов общегосударственного и местного значения. Такое разделение водных объектов обуславливает особенности правового регулирования их использования и охраны. К водным объектам общегосударственного значения относятся: внутренние морские воды, территориальное море, поверхностные воды (озера, водохранилища, реки, каналы), которые находятся и используются в пределах более одной области, а также их притоки всех порядков, водные объекты в пределах природно-заповедного фонда общегосударственного значения и водные объекты, отнесенные к категории лечебных. К водным объектам местного значения относятся поверхностные воды, которые находятся и используются в пределах одной области и не отнесены к категории общегосударственного значения. Всего на территории Украины находятся 277 водных объектов местного значения, перечень которых утвержден приказом Госвод-хоза Украины от 3 июня 1997 г. № 41 «Об утверждении Перечня рек и водоемов, отнесенных к водным объектам местного значения».
В государственной собственности находятся земли водного фонда, занятые и прилегающие к водным объектам общегосударственного значения, удовлетворяющие государственные и общественные нужды. В коммунальной собственности могут находиться земли, занятые и прилегающие к водным объектам местного значения, удовлетворяющие общественные потребности.
Гражданам и юридическим лицам по решению органов исполнительной власти и органов местного самоуправления могут бесплатно передаваться в частную собственность замкнутые природные водоемы (общей площадью до 3 гектаров), а значит, и земли водного фонда, на которых эти объекты находятся или которые прилегают к таким водоемам. Следовательно, водные объекты площадью свыше 3 гектаров могут находиться только в государственной или коммунальной собственности.
Собственники на своих земельных участках могут в установленном порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозийные и другие искусственные водоемы. В ч. 2 ст. 59 Земельного кодекса не содержатся какие-либо ограничения по отношению к субъектам права частной собственности на замкнутые природные водоемы, а лишь указывается, что ими могут быть как физические, так и юридические лица. Однако анализ оснований возникновения права частной собственности на землю для граждан и юридических лиц, предусмотренных статьями 81 и 82 Земельного кодекса, приводит к выводу, что по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земли водного фонда (общей площадью до 3 гектаров) могут быть бесплатно переданы только гражданам Украины и юридическим лицам, учрежденным гражданами Украины или юридическими лицами Украины.
Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве постоянного пользования. Согласно ч. 3 ст. 59 Земельного кодекса в постоянное пользование земли водного фонда могут предоставляться по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления только государственным водохозяйственным организациям для ухода за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями и т. п. Законодатель ограничивает круг субъектов, осуществляющих право постоянного пользования этой категорией земель, как по формам собственности, так и по целям использования.
Земельный кодекс в ч. 1 ст. 92 определяет право постоянного пользования земельным участком как право владения и пользования последним, находящимся в государственной и коммунальной собственности, без установленного срока. Право постоянного пользования земельным участком водного фонда приобретают лишь государственные водохозяйственные организации для определенных законодателем целей: ухода за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей и т. п. Всем другим юридическим и физическим лицам земли водного фонда в постоянное пользование не предоставляются, они могут пользоваться землями этой категории только на условиях аренды.
Право пользования земельным участком на землях водного фонда возникает после установления границ этого участка в натуре (на местности) и получения соответствующего документа, удостоверяющего это право. Право собственности и право постоянного пользования землями водного фонда удостоверяются государственным актом, который выдается и регистрируется исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по месторасположению земельного участка.
Формы государственных актов на право собственности и на право постоянного пользования земельным участком утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 2 апреля 2002 г. № 449 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на земельный участок и государственного акта на право постоянного пользования земельным участком».
Органы исполнительной власти или местного самоуправления из земель водного фонда могут передавать гражданам и юридическим лицам на условиях аренды земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т. п.
Право аренды земельного участка - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности. Арендаторами земельных участков водного фонда могут быть граждане и юридические лица Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные объединения, а также иностранные государства. Арендодателями земельных участков водного фонда могут выступать их собственники или уполномоченные ими лица, предусмотренные ст. 5 Закона «Об аренде земли». Пользование земельными участками водного фонда для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т. п. на условиях аренды осуществляется арендатором в соответствии с договором аренды и учетом требований по охране водоемов от загрязнения, засорения и заиливания, а также с соблюдением государственных норм, правил и санитарных требований.
Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Законом «Об аренде земли» и ст. 93 Земельного кодекса, а отношения, связанные с арендой водных объектов, - ст. 51 Водного кодекса. В настоящее время водное и земельное законодательство по-разному подходят к возможности передачи в аренду водных объектов. Так, Водный кодекс допускает аренду только водных объектов местного значения для определенных целей, аренда же водных объектов государственного значения им не предусмотрена. Новый Земельный кодекс предусматривает аренду земель водного фонда для определенных целей независимо от значения и правового режима водного объекта.
Использование земельных участков водного фонда для рыболовства осуществляется с согласия их собственников или по согласованию с землепользователями. Пользование землями водного фонда осуществляется с учетом требований по охране рек и водоемов от загрязнения, засорения, заиливания, а также с соблюдением государственных норм, правил и санитарных требований.
В соответствии с приказом Госводхоза от 29 февраля 1996 г. № 29 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешения на строительные, дноуглубительные и взрывные работы, добычу песка, гравия, прокладывания кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на землях водного фонда» на землях водного фонда, в том числе на прибрежных защитных полосах, земельных участках дна рек, озер, водохранилищ, морей и других водных объектов, могут проводиться работы, связанные со строительством, углублением дна, добычей полезных ископаемых (кроме песка, щебенки, гравия в руслах малых и горных рек), прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, буровые и геологоразведочные работы при условии получения разрешения. Разрешение сроком до одного года выдается органами водного хозяйства по согласованию: с местными органами исполнительной власти, государственными органами охраны окружающей природной среды, геологии, земельных ресурсов, соответствующими водопользователями, собственниками земли и землепользователями во всех случаях.
Разрешение на работы, которые требуют разработки проекта (строительные, дноуглубительные, по добыче строительных материалов, взрывные, прокладка коммуникаций и трубопроводов), является основанием для выполнения проектно-изыскательских работ в порядке, установленном действующим законодательством.
Использование земли в Украине является платным согласно ст. 2 Закона от 3 июля 1992 г. «О плате за землю» в редакции Закона от 19 сентября 1996 г. Это правило касается только специального использования земель всех категорий, поскольку общее землепользование осуществляется бесплатно. Плата за пользование земельными участками водного фонда вносится их собственниками или пользователями (в том числе и арендаторами) в виде земельного налога или арендной платы. Налог за земельные участки водного фонда уплачивается в размере 0,3% от денежной оценки единицы площади пашни по области.
В Украине большое количество водоемов. Использование земель водного фонда и водных объектов в целях получения дохода является весьма заманчивым занятием для субъектов хозяйствования. Частные пляжи, иные места массового отдыха, спорта, а также многочисленные объекты рыбного хозяйства сейчас уже никого не удивят.Казалось бы, государству должно быть выгодно эксплуатировать как водные объекты, так и земли водного фонда. Помимо очевидных выгод в виде поступлений от налогов и сборов, а также аукционов по продаже прав аренды земельных участков, государство получает благоустройство территорий водных объектов, в том числе прилегающих территорий, улучшение санитарного состояния водоемов и т.д.Однако правовое регулирование свидетельствует о полной незаинтересованности государства в вышеописанных выгодах. Следует отметить, что помимо основных нормативных актов в этой сфере - Земельного и Водного кодексов Украины – данный вопрос урегулирован достаточно большим количеством подзаконных актов, соблюдение требований которых бывает во многих случаях или невозможным или достаточно проблематичным.Так, например, в соответствии со ст.ст. 58-60 ЗК Украины и ст. 87 ВК Украины для создания благоприятного режима водных объектов вдоль морей, вокруг озер, водохранилищ и иных водоемов устанавливаются водоохранные зоны. При этом в пределах водоохранных зон выделяются участки под прибрежные защитные полосы, на которых ограничены определенные виды хозяйственной деятельности. Кроме того, если водный объект относится к системе централизованного водоснабжения, то в соответствии со ст. 93 ЗК Украины и п.1 Правового режима зон санитарной охраны водных объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 2024 от 18.12.98, вокруг него также устанавливаются 3 пояса зон санитарной охраны, каждый из которых предусматривает определенные ограничения хозяйственной деятельности.ЗК и ВК Украины устанавливают, что в пределах водоохранных зон запрещено строительство любых объектов (кроме гидрометрических, гидротехнических и линейных), в т.ч. баз отдыха, дач, гаражей, стоянок автомобилей. При этом объекты, находящиеся в прибрежной защитной полосе, могут эксплуатироваться, если при этом не нарушается ее режим. Не пригодные к эксплуатации сооружения, а также несоответствующие установленным режимам хозяйствования, подлежат вынесению за пределы прибрежных защитных полос. Режимы зон санитарной охраны водного объекта вообще или полностью запрещают строительство жилых и хозяйственных зданий, а также строительные работы не на водопроводных объектах (первая зона), или существенно ее ограничивают (вторая и третья зона).При этом если предельный размер водоохраной зоны определен ст. 60 ЗК Украины и составляет от 25 до 100 метров от уреза воды, то размер зон санитарной охраны нормативно не установлен, в результате чего санитарно-эпидемиологическая служба может отказать в согласовании проекта отвода из-за достаточно близкого размещения объекта относительно уреза воды.Органы прокуратуры часто инициируют иски к субъектам хозяйствования о признании недействительными заключенных ними договоров, ссылаясь как на вышеуказанные положения, так и на другие несовершенные нормы законодательства в сфере использования земель водного фонда.Например, ч. 4 ст. 61 ЗК Украины указывает, что режим хозяйственной деятельности на земельных участках прибрежных защитных полос вдоль рек, вокруг водоемов и на островах устанавливается законом. Однако такой закон до настоящего времени не принят, а Водный Кодекс Украины лишь слово в слово повторяет положения Земельного кодекса Украины.Также не ясна процедура выноса за пределы защитных полос объектов, не пригодных к эксплуатации, а также несоответствующих установленным режимам хозяйствования. Выходит, что фактически обветшалую лодочную станцию или дом отдыха на берегу озера (водохранилища) нельзя реконструировать (так как строительные работы запрещены) и нужно сносить? Или сам вынос объекта будет состоять в изменении фактических границ водоохраной зоны путем исключения объекта из соответствующей зоны? И тогда в водоохраной зоне около водоема будет «белое пятно»?Следует отметить, что отказы местных советов и государственных администраций в предоставлении участков водного фонда под застройку зачастую мотивированы тем, что объект будет располагаться в прибрежной защитной полосе или в пределах зон санитарной охраны.Обращает на себя внимание то обстоятельство, что суды уделяют значительное внимание документации, которая стала основанием для принятия решения о предоставлении участков в аренду, в частности, данным государственного земельного кадастра, а также геодезической службы об установлении границ в натуре. Так, если по данным кадастра лицо официально не является пользователем или собственником земельного участка, то его иск о признании недействительным договора аренды между третьими лицами не подлежит удовлетворению, даже если ранее данное лицо пользовалось данным участком на основании правоустанавливающих документов, однако участок в натуру не вынесен (напр., постановление ВХСУ от 26.12.07 по делу № 31/398, от 27.11.07 по делу № 04/326а, постановление ВСУ от 17.10.06 по делу № 2-2/1600-2006, постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 19.09.06 по делу № 47/83).Также большое значение имеет то обстоятельство, где находится земельный участок и водный объект – за пределами населенного пункта или нет, поскольку зачастую многие водные объекты и земельные участки водного фонда предоставляются местными советами и государственными администрациями с превышением их компетенции, предусмотренной ЗК Украины, Законом Украины «О местных государственных администрациях» и Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине». В случае предоставления земельного участка за пределами населенного пункта местным советом (или же госадминистрацией – в пределах населенного пункта) соответствующий договор аренды и решение подлежат признанию недействительными (постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 19.09.06 по делу № 47/83, постановление ВХСУ от 27.11.07 по делу № 04/326а, от 03.10.06 по делу № 3/9002), как заключенные с нарушением требований закона и с превышением полномочий.При передаче водного объекта в аренду следует учитывать и его статус, т.к. в соответствии со ст. 51 ВК Украины, водные объекты общегосударственного значения передаются в аренду только Кабинетом министров Украины и местными государственными администрациями, а не местными советами, на территории которых он расположен. Заключение договора аренды с местным советом в данном случае также противоречит требованиям закона (напр. постановление ВСУ от 30.05.08 по делу № 22Ц-954/2008).Вместе с тем, судебная практика негативно оценивает иски о понуждении совета заключить договора аренды в случаях, если соответствующее решение об утверждении проекта отвода советом не принималось (напр. постановление ВХСУ по делу № 3/519 от 04.06.08, от 26.12.07 по делу № 2-26/12516-2006, от 11.01.07 по делу №2-20/11801-2006, п.1 Обзорного письма ВХСУ от 30.11.07 N 01-8/918 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с арендой земельных участков», постановление ВАСУ от 17.10.06 по делу № К-20700/06). Такая практика сформировалась в течение последних 2 лет, и основана на том, что согласно п. 34 ст. 26, п. 2 ст. 77 Закона Украины “О местном самоуправлении в Украине” вопрос регулирования земельных отношений (в том числе предоставления земельного участка в аренду) решается на пленарном заседании сессии совета, а споры о возобновлении нарушенных прав юридических и физических лиц, возникающие в результате решений, действий или бездействия органов или должностных лиц местного самоуправления, решаются в судебном порядке. То есть законодательством предусмотрено, что способом волеизъявления совета, который реализовывает право собственности относительно земель от имени соответствующей территориальной громады, является принятие решения сессией совета, и понуждение совета заключать договор с лицом, решение о предоставлении земельного участка которому не принималось, является нарушением гарантий независимости органов местного самоуправления.До сих пор не сложилось однозначной практики применения положений ч.2, 3 ст. 85 ВК Украины и п. 3, 4 Порядка пользования землями водного фонда, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 502 от 13.05.96. Указанные нормы предполагают, что во временное пользование земли водного фонда могут быть предоставлены только по согласию их постоянных пользователей (специализированных водохозяйственных организаций). На практике в большинстве случаев советы предоставляют земельные участки в аренду без получения такого согласования от специализированных организаций, однако в судебной практике есть примеры, когда несоблюдение этих требований (напр., постановление ВХСУ от 15.06.06 по делу № 2-2/1600-2006 (2-2/14349-05)) влечет за собой признание договора аренды недействительным. Не вызывает сомнений, что даже без четких и логичных правил бизнес на землях водного фонда, конечно же, будет существовать. Однако при этом не стоит рассчитывать на полное соблюдение предпринимателями требований экологического и санитарного законодательства при эксплуатации земель, равно как и на то, что найдется много желающих проходить многочисленные бюрократические препоны, для того, чтобы облагородить находящиеся в пределах населенных пунктов водные объекты и развивать городскую инфраструктуру.
Механизм пользования землями водного фонда, выполнение комплекса водоохранных мероприятий и проведения эксплуатационных работ для создания благоприятных условий содержания этих земель определен в Порядке пользования землями водного фонда, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 13 мая 1996 г. № 502. Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве собственности, праве постоянного пользования и на условиях аренды.
Согласно ч. 1 ст. 59 ЗК земли водного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. В ст. 5 ВК осуществлена конкретизация водных объектов общегосударственного и местного значения.
К водным объектам общегосударственного значения относятся: внутренние морские воды, территориальное море, поверхностные воды (озера, водохранилища, реки, каналы), которые находятся и используются на территории более чем одной области, а также их притоки всех порядков; водные объекты в границах природно - заповедного фонда общегосударственного значения и водные объекты, отнесенные к категории лечебных.
К водным объектам местного значения относятся поверхностные воды, которые находятся и используются в пределах одной области и не отнесены к категории общегосударственного значения, а также подземные воды, которые не могут быть источником централизованного водоснабжения. На территории Украины насчитывается 277 таких объектов. Перечень рек и водоемов, отнесенных к водным объектам местного значения, утвержденный приказом Госводхоза Украины от 3 июня 1997 г. № 41.
В государственной собственности находятся земли водного фонда, занятые водными объектами общегосударственного значения, и прилегающие к ним, удовлетворяющих государственные и общественные потребности. В коммунальной собственности могут находиться земли, занятые водными объектами местного значения, и земли прилегающие к ним, удовлетворяющих общественные потребности.
Гражданам и юридическим лицам по решению органов исполнительной власти или местного самоуправления могут бесплатно передаваться в частную собственность замкнутые природные водоемы (общей площадью до 3 га), а следовательно, и земли водного фонда, на которых эти объекты находятся, и прилегающие к ним.
Собственники на своих земельных участках могут в установленном порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозионные и другие искусственные водоемы. В ч. 2 ст. 59 ЗК не содержится каких-либо ограничений в отношении субъектов права частной собственности на замкнутые естественные водоемы. В ней лишь указано, что ими могут быть как физические, так и юридические лица.
Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве постоянного пользования. Согласно ч. ст. 59 ЗК в постоянное пользование такие земли могут предоставляться по решению органов исполнительной власти или местного самоуправления только государственным водохозяйственным организациям по уходу за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями и т.п.
Согласно ч. 1 ст. 92 ЗК право постоянного пользования земельным участком - это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установленного срока. Право постоянного пользования земельным участком водного фонда приобретают только государственные водохозяйственные организации для достижения определенных законодателем целей: уходу за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей и т.д. Всем другим юридическим лицам земли водного фонда в постоянное пользование не предоставляются.
Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Законом " Об аренде земли " и ст. 93 ЗК, а связанные с арендой водных объектов - ст. 51 ВК. Водное и земельное законодательство по - разному регулируют передачу в аренду водных объектов. Так, ВК допускает аренду для определенных целей только водных объектов местного значения (аренда водных объектов государственного значения им не предусмотрена)
В соответствии с Порядком выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 12 июля 2005 г. № 557, определен механизм выдачи разрешения на строительные, дноуглубительные работы, добычу песка и гравия, прокладки кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на землях водного фонда. Срок действия разрешения зависит от сроков, необходимых для проведения соответствующих работ и определенных проектной документацией. Если предприятие не заканчивает работы в предусмотренный разрешением срок, он подает органа, выдавшего разрешение, заявление о продлении срока действия разрешения с объяснением причин невыполнения работ. Заявление рассматривается с соблюдением процедуры выдачи разрешения, предусмотренной Порядком.
Водный Кодекс
Статья 4. Земли водного фонда землям водного фонда относятся земли, занятые:
- к морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами занятыми лесами;
- прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов, кроме земель, занятых лесами;
- гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них;
- береговыми полосами водных путей.
Введение
Земли, занятые поверхностными водными объектами и гидротехническими сооружениями, являются землями водного фонда. Таким образом, правовые отношения, связанные с пользованием, предоставлением водного объекта, и некоторые другие отношения понимаются как водно-земельные и регулируются как внутренним, так и международным правом, частично водным и частично земельным.
В современных условиях соблюдение водного законодательства в целом является болезненной и трудно разрешимой задачей, от решения которой зависит состояние водных ресурсов нашей страны, а соответственно здоровье и благополучие населения.
Мы привыкли, что воды у нас много и что это неисчерпаемый природный ресурс. Поэтому вместо обращения должного внимания на проблемы использования водных ресурсов и принятия, необходимых мер по улучшению их состояния ведется бесхозяйственное потребление и беспощадное уничтожение водоемов.
В курсовой работе рассматриваются нормативные акты, регулирующие правовой режим земель водного фонда, и какая ответственность возникает при нарушении водного законодательства.
Правовой режим земель водного фонда
Порядок использования и охраны земель водного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и водным законодательством.
Согласно ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли:
- 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
- 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.
Таким образом, правовой режим земель водного фонда тесно примыкает к правовому режиму водных объектов, так как земли водного фонда являются частью водного объекта.
Согласно п. 3 ст. 5 ВК РФ 3 Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
- 1) поверхностные водные объекты;
- 2) подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся:
- 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
- 2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
- 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
- 4) болота;
- 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
- 6) ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
- 1) моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;
- 2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
- 3) пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;
- 4) болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.
К подземным водным объектам относятся:
- 1) бассейны подземных вод;
- 2) водоносные горизонты.
В отношении водных объектов общего пользования в ст. 6 ВК РФ прописано, что :
- 1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
- 2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. водный земля правовой
- 3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
- 4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
- 5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
- 6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
- 7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.
- 8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии со ст.7 ВК РФ участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Водные объекты, а значит и земли водного фонда могут находиться в собственности участников водных отношений, а именно согласно ст. 8 ВК РФ:
- 1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
- 2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
- 3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
- 4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
- 5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.
- 6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
В соответствии со ст. 9 ВК РФ:
- 1. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
- 2. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иное.
- 3. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Водным кодексом Российской Федерации предусмотрено пользование водными объектами, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований на основании договоров водопользования для:
- 1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
- 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
- 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. [п. 1 ст. 11. ВК РФ]
Согласно договору водопользования водный объект или его часть предоставляется водопользователю за плату на срок не более 20 лет.
Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Решения о предоставлении водных объектов, которые также находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований предусматривают пользование водными объектами для более широких целей, а именно для:
- 1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- 2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
- 3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
- 4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;
- 5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов, и др. линейных объектов, связано с изменением дна и берегов водных объектов;
- 6) разведки и добычи полезных ископаемых;
- 7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
- 8) подъема затонувших судов;
- 9) сплава древесины;
- 10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
- 11) организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов.
На основании решения Правительства Российской Федерации предоставляются в пользование водные объекты, которые находятся в федеральной собственности, для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется.
В остальных случаях водные объекты предоставляются на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления,
В п.3 ст. 11 ВК РФ написано, что заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта не требуется, если водный объект используется для:
- 1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
- 2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
- 3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
- 4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- 5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
- 6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
- 7) воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;
- 8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
- 9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
- 10) рыболовства, товарного рыбоводства, охоты;
- 11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- 12) санитарного, карантинного и другого контроля;
- 13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
- 14) научных, учебных целей;
- 15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;
- 16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
- 17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;
- 18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;
- 19) создания искусственных земельных участков.
Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на (ст.38 ВК РФ):
- 1) совместное водопользование;
- 2) обособленное водопользование.
Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов регулируются ст. 39 ВК РФ.
Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:
- 1) самостоятельно осуществлять использование водных объектов;
- 2) осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;
- 3) пользоваться иными предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами правами.
Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:
- 1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
- 2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;
- 3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
- 4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
- 5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
- 6) выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Предположим, что какая-либо организация берет часть водного объекта в пользование по договору для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, и, исходя из пп.2 п.1 ст.39, они имеют право осуществлять строительство "иных сооружений на водных объектах". Значит, они могут построить там сооружение, которое будет препятствовать пользоваться данным объектом другим субъектам водных отношений, что противоречит п.1 ст. 6 (поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом). Возникает вопрос, как в таком случае пользоваться "общедоступным водным объектом"? Получается, что подобные оговорки "иные объекты" или " иное, предусмотренное настоящим Кодексом" прописаны специально для того, чтобы обойти все ограничения в использовании земель водного фонда.
Прекращение права пользования водными объектами регулируется в соответствии со ст. 10 ВК РФ.
- 1. Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и настоящим Кодексом, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
- 2. Право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
- 3. Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:
- 1) нецелевое использование водного объекта;
- 2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;
- 3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.
- 4. Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.
- 5. Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса. Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- 6. При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:
- 1) прекратить в установленный срок использование водного объекта;
- 2) обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.
Голицынский пограничный институт ФСБ России
Факультет дополнительного профессионального образования
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
по предмету "Земельное право"
на тему: "Правовой режим земель водного фонда"
Слушатель группы №718
Рыбакова Анна Леонидовна
Научный руководитель:
Преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин
майор Стецюра Олег Леонидович
Введение
Земли водного фонда
Заключение
Введение
Известно, что природа и ее богатства являются национальным достоянием народов РФ, и здесь не стоит вопрос о праве собственности на природные богатства. Национальное достояние и есть то, что принадлежит всему народу (народам) РФ и служит основой для развития производительных сил страны, увеличения производства материальных благ, решения социальных проблем, повышению благосостояния и культурного уровня жизни людей.
Водная среда (воды) всегда выдвигается на передний план вслед за землей. Это тоже важная жизненная природная среда. К водам относятся моря, океаны, реки (в т. ч. малые), озера, каналы, водохранилища, пруды, другие водоемы, ледники, подземные воды. Воды играют также климаторегулирующую роль. Состав водных объектов дается в Водном кодексе. Воды в то же время - экономический природный ресурс.
В нашей работе речь пойдет о землях водного фонда. Тема постоянно актуальна и носит неисчерпаемый характер в области правового режима защиты, охраны, использования, обладания правом собственности, контроля и ответственности за территориями водных объектов.
Цель написания работы:
изучить общие положения о землях водного фонда, об их составных частях и объектах, содержании прав и способов их защиты;
получить представление о системе, месте земель водного фонда среди общественных отношений.
рассмотреть особенности регулирования правового режима и его значение.
изучить какие объекты водного фонда, находятся в государственной, муниципальной и частной собственности.
Изучение вопроса о землях водного фонда актуально и по причине количества нарушений в этой области. Несмотря на четкие разграничения в земельном законодательстве Российской Федерации всегда имеет место проблема владения, пользования и распоряжения участками данных земель юридическими и физическими лицами.
Тема реферата, ее теоретическая часть, широко изучена специалистами в области юриспруденции, такими авторами как Чубуков Г.В., Нецветаев А.Г., Крассов О.И.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка нормативных правовых актов и литературы, выполнена в соответствии с рекомендациями по написанию письменных работ Голицынского пограничного института ФСБ России, основана на трудах вышеперечисленных ученых юристов, а также с учетом личного мнения автора реферата.
правовой водный фонд земля
Земли водного фонда
К землям водного фонда относятся земли:
покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах;
На землях покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством (ст.102 ЗК РФ).
Земли водного фонда занимают значительную часть территории России - приблизительно 19,4 млн. га. Из них под водой 18,5 млн. га. Это, прежде всего водо-покрытые земли, которыми считаются участки земли, постоянно или хотя бы большую часть года находящиеся под водой.
Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.
Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 г. № 1404 было утверждено Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, согласно которому водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов.
Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) содержит Водный кодекс РФ. В его содержание входят основные положения, принципы водного законодательства и др.
Подводя итог по первой главе можно сделать вывод, что законодательство РФ четко разграничивает понятия и действия по отношению к землям и водным объектам. Мы уяснили, что земля - это первооснова всей природы и ее объектов. Все другие объекты - на земле, под ней и над ней, неразрывно с ней взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому тот ряд общественных отношений, возникающих по поводу водных объектов и водоохранных зон, есть причина, при которой необходимо правовое регулирование и установление правового режима земель водного фонда.
Особенности правового режима земель водного фонда
Уяснение понятия "правовой режим земель" является необходимым для выявления сути земельного права как регулятора земельных отношений, поскольку именно через данное понятие отражается особый характер регулирования общественных отношений, возникающих по поводу земли.
В науке земельного права под правовым режимом земель понимается совокупность правовых норм, определяющих сущность и состав элементов этого понятия: права собственности на землю, прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, управления в сфере охраны и использования земель, правовой охраны земель, а также мер юридической ответственности за земельные правонарушения.
В практическом смысле правовой режим земель можно определить как установленный в законодательстве порядок их охраны и использования.
Понятие "правового режима земель" применимо как ко всем землям Российской Федерации (общий правовой режим земель), для отдельных категорий и видов земель (особый правовой режим) и для конкретных, индивидуально определенных земельных участков.
Особенностью регулирования правового режима земель водного фонда является бассейновый принцип, в основу которого положено не административно-территориальное деление РФ, а применительно к бассейнам основных рек. Этот принцип исключает участие местных администраций в решении вопросов использования водных объектов и их охраны.
Определяющее значение для правового режима земель водного фонда имеет режим водных объектов. Поэтому все, что является характерным и специфичным для использования вод (комплексность и множественность субъектов их использования, отсутствие постоянного закрепления земель вдоль береговых полос за какими-либо субъектами пользования и т.д.) присуще и этим землям.
Несмотря на то что, земли водного фонда состоят из двух частей, они обладают определенным единством, поскольку служат целям рационального использования и охраны вод как одного из видов природных ресурсов, которые в соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации, как и земли, используются и охраняются в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Здесь находит свое объяснение и специфика правового режима, установленного для этих земель и находящегося в непосредственной зависимости от правового режима вод.
Неразрывная связь водопользования и землепользования определяется прежде всего, природной органической связью воды и земли, поскольку водные объекты (кроме подземных вод) занимают определенные земельные площади. На состояние водных объектов может оказывать влияние и деятельность, осуществляемая не только на водо-покрытых землях, но и на других землях водного фонда, а также за их пределами. Неразрывная природная и юридическая связь водо-покрытых земель водного фонда влияет также на право собственности и иные права на соответствующие земли, которые зависят от соответствующих прав на весь водный объект, и об этом речь пойдет в следующей главе работы.
Право собственности на водные объекты
Предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом. Под ним понимается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющих границы, объем и черты водного режима.
В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускаются только на обособленные водные объекты. Под ними понимаются небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностны ми водными объектами (замкнутые водоемы).
Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.
Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из закона.
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам (ст.35 ВК РФ).
В федеральной собственности находятся:
поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов Федерации; подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Федерации;
водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничные (пограничные) водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации; водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий; водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения; иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. Часть полномочий по ее управлению может быть передана органам исполнительной власти субъектов Федерации. В собственности субъектов Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Федерации и не отнесенные к федеральной собственности.
Полиса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств, ширина бечевника не может превышать 20 метров.
К собственности субъектов Российской Федерации относятся водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории ее субъектов и не отнесены к федеральной собственности.
В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты, расположенные на территории соответствующих муниципальных образований.
В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Практически это означает, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться указанные водные объекты, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц.
Право пользования водными объектами возникает на основании лицензии и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Лицензия на водопользование выдается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, а договор заключается с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или с органами нескольких субъектов, если речь идет о пользовании водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда. Этот документ признается одним из оснований возникновения прав пользования водным объектом. Он может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов. Лицензия вступает в силу после регистрации.
Распорядительная лицензия является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, на основании которого осуществляется переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому.
Договором пользования водным объектом признается соглашение органа исполнительной власти субъекта Федерации с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части. Названный договор может быть заключен в следующих видах:
договор долгосрочного пользования водным объектом;
договор краткосрочного пользования водным объектом;
договор установления частного водного сервитута.
Договор пользования водным объектом считается заключенным с момента его регистрации специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. К таким договорам применяются положения гражданского законодательства о сделках, договорах и аренде, если иное не установлено ВК РФ.
После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным (ст.58 ВК РФ).
Водный сервитут (частный) - это право ограниченного пользования третьими лицами водным объектом, предоставленным в долгосрочное или краткосрочное пользование. Оно возникает в силу договора либо (в случае спора) на основании судебного решения (ст.43 ВК).
Ответственность за нарушение правового режима
Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах установлены виды запрещенной деятельности в пределах водоохранной зоны. Они включают:
проведение авиационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод; складирование навоза и мусора; заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов; размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садовоогородных участков; проведение рубок главного пользования; проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.
На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках должны соблюдаться правила и использования, исключающие загрязнения, засорение и истощение водных объектов.
В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным выше ограничениям запрещаются: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.
Установление запретов всегда влечет за собой установление определенной ответственности за нарушение или невыполнение требований, предъявляемых в области охраны и пользования землями водного фонда. Все запрещающие действия несут особенный смысл и имеют тесную связь в сфере государственного управления земельными ресурсами страны. Прежде всего, это связано с применением различных правовых норм в единой среде.
Ответственность за правонарушение в области охраны и использования земель предусмотрена Земельным кодексом РФ, ей посвящена Глава ХIII.
Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Что касается дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения:
Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями, дается в ст.76 ЗК РФ.
Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Заключение
Таким образом, в нашей работе были рассмотрены и изучены общие положения о землях водного фонда, об их составных частях и объектах, содержании прав и способов их защиты.
Мы уяснили, что водопокрытие земли - это земли, находящиеся под внутренними морскими водами, территориальным морем Российской Федерации, реками, озерами, водохранилищами, прудами и т.д. и составляющие честь земель водного фонда.
Другой составной частью земель водного фонда являются прилегающие к водоемам земельные участки, имеющие своим назначением обслуживание водохозяйственных сооружений и обеспечивающие нормальную эксплуатацию и охрану водных объектов.
Также мы имеем представление о системе, месте земель водного фонда среди общественных отношений, которые играют важную роль в рациональном использовании природных ресурсов земель водных объектов. Ведь известно, что любые правоотношения не остаются бесконтрольными. Таким образом, государственный контроль за использованием земель водоохранных зон является усиленным, это обусловлено их большой важностью в организации надлежащего землепользования и охраны окружающей среды.
Нами рассмотрены особенности регулирования правового режима земель водного фонда и его значение. Изучены, какие объекты водного фонда, находятся в государственной, муниципальной и частной собственности.
Подводя итог, по всем пройденным вопросам нельзя говорить о краткости рассматриваемой темы. Ведь пока существует наша планета Земля, пока живет всё живое, пока человек использует для своих нужд природные ресурсы, будут существовать и изменяться методы управления и регулирования в этой области. Всегда будут возникать общественные отношения по поводу владения, распоряжения и пользования исследуемыми объектами и территориями. Новаторства в законодательстве также будет сопровождать все действия, совершаемые по поводу земель водного фонда, так как любое действие должно быть закреплено законом и иметь определенные последствия.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
.Конституция Российской Федерации, принята в 1993 г.;
2.Водный кодекс Российской Федерации (от 03 июня 2006 г. № 74 ФЗ);
.Земельный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 11 марта 2011 г.) Федеральный закон от 25 октября 2001 г. №137 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
.Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и прибрежных защитных полосах".
Научная литература: 1.Крассов О.И. Земельное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 56 с.;
2.Нецветаев А.Г. Земельное право: Учебно-методический комплекс. - М.: изд. центр ЕАОИ, 2008. - 386 с.;
.Чубуков Г.В. Земельное право России, Учебник для студентов ВУЗ, обучающихся по специальности "Юриспруденция", - М.: 2002 г. - 328 с.
Материал сети "Интернет": . #"justify">* Дополнительно использовался фрагмент из курса лекций "Земельное право" ГПИ ФСБ России по теме №8 Гл.2 "Земли водного фонда".