Примерная структура каждого типа урока по фгос. Урок систематизации знаний в рамках фгос: примерная структура урока, приемы и методы проведения, формы урока
1.Структура урока усвоения новых знаний
1) Организационный этап
3) Актуализация знаний
4) Первичное усвоение новых знаний
6) Первичное закрепление
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
3. Структура урока актуализации знаний и умений
(урок повторения)
1) Организационный этап
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
4)Актуализация знаний
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3) Актуализация знаний
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1) Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
ТИПЫ УРОКОВ
Тип урокаЦелевое назначение
Результативность обучения
Урок первичного предъявления новых знаний
Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний
Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)
Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач
Урок применения метапредметных и предметных знаний
Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности
Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса
Урок обобщения и систематизации предметных знаний
Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)
Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД
Урок повторения предметных знаний
Закрепление предметных знаний, формирование УУД
Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь
Контрольный урок
Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи
Результаты контрольной или самостоятельной работы
Коррекционный урок
Индивидуальная работа над допущенными ошибками
Самостоятельное нахождение и исправление ошибок
Интегрированный урок
Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных
Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний
Комбинированный урок
Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока
Запланированный результат
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (1 ВАРИАНТ)
Каково место данного урока в теме?
Как данный урок связан с преды дущим, как работает на последующие уроки?
Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)?
Какой результат хотелось получить к концу урока?
Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?
Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения зна ний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?
Рационально ли было распределено время на этапы урока?
Логичны ли были "связки" между этапами урока?
Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?
Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством ус воения знаний, умений и коррекция?
Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с уче том цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уро ке?
Психологическая атмосфера урока.
Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?
Как Вы сами оцениваете результаты своего урока?
Удалось ли реализо вать все поставленные задачи урока?
Если не удалось, то почему?
По лучили ли удовлетворение от урока?
Что стоит исправить?
Над чем нужно еще поработать?
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (ВАРИАНТ 2)
Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….
Его цель – …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….
В данном классе … , поэтому я … .
Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи … этапа – … , а … этапа – … .
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….
Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).
Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).
На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.
В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….
Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.
Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….
Учащиеся имели возможность выбора ….
Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….
Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….
Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….
Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методсовет (методический портал учителя)
Завуч.инфо
Сайты учителей начальных классов
Сеть творческих учителей
Начальная школа. /
Управление начальной школой.
Раннее развитие детей
1 сентября (советы родителям и ученикам).
Сценарии празников.
Бесплатные разработки уроков, сценарии, тестирование, мелодии караоке и др.
http
://
www
.
uroki
.
net
./
Солнышко.
http
://
www
.
solnet
.
ee
/
index
.
html
LenaGold
. Коллекция фонов и клипартов.
1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 3) Актуализация знаний. 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия) | 3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 4) Актуализация знаний. § с целью подготовки к контрольному уроку § с целью подготовки к изучению новой темы 6) Обобщение и систематизация знаний |
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление § в знакомой ситуации (типовые) § в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия) | 6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
7. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Самоанализ урока по ФГОС
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя
План самоанализа урока
1. Характеристика класса:
- межличностные отношения;
- недостатки биологического и психического развития;
- недостатки подготовленности класса.
2. Место урока в изучаемой теме:
- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.
3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
4. Характеристика плана урока:
- содержание учебного материала;
- методы обучения;
- приёмы обучения;
- формы организации познавательной деятельности.
5. Как был построен урок в соответствии с планом:
- разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа урока:
- анализ каждого элемента урока;
- его вклад в достижение результата;
- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.
7. Функциональный аспект:
- насколько структура урока соответствовала общей цели;
- соответствие возможностям класса;
- анализ стиля отношений учителя и учащихся;
- влияние на конечный результат урока.
8. Аспект оценки конечного результата урока:
- формирование универсальных учебных действий на уроке;
- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
- причины разрыва;
- выводы и самооценка.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА
I. Краткая общая характеристика класса
1. Общая подготовленность класса:
- умение детей работать в парах;
- умение детей работать в малых группах;
- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
2. Общая характеристика общения.
3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.
4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.
II. Анализ эффективности проекта урока
1. Реальность цели урока.
2. Каким образом организовать работу на уроке?
3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?
4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?
5. Что знают ученики об изучаемом понятии?
6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.
7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?
9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?
11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?
12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.
III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?
1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?
3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?
4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?
5. Была ли принята учебная задача учащимися?
6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?
8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?
10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
IV. Оценка целостности урока
1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?
2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?
3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.
4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.
Типы современного урока.
Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.
Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.
Типы урока
Тип урока | Целевое назначение | Результативность обучения |
Урок первичного предъявления новых знаний | Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний | Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму |
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) | Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач |
Урок применения метапредметных и предметных знаний | Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности | Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса |
Урок обобщения и систематизации предметных знаний | Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) | Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД |
Урок повторения предметных знаний | Закрепление предметных знаний, формирование УУД | Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь |
Контрольный урок | Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи | Результаты контрольной или самостоятельной работы |
Коррекционный урок | Индивидуальная работа над допущенными ошибками | Самостоятельное нахождение и исправление ошибок |
Интегрированный урок | Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных | Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний |
Комбинированный урок | Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока | Запланированный результат |
Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее, компьютерном классе, предметном кабинете) | Применение УУД при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов; умение использовать лабораторное оборудование; умение пользоваться дополнительными информационными источниками |
|
Урок решения практических, проектных задач | Практическая направленность изучения теоретических положений | Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира |
Технологическая карта.
Тема урока | ||||
Тип урока | ||||
Дата урока | ||||
Образовательные ресурсы | ||||
План урока | ||||
Цели урока | ||||
Формы и методы обучения | ||||
Основные термины и понятия | ||||
Планируемые образовательные результаты: Научатся: Получат возможность научиться: | ||||
Организационная структура урока | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | УУД |
Организационный момент | ||||
Актуализация знаний | ||||
Изучение нового материала | ||||
Первичное осмысление и закрепление | ||||
Итоги урока. Рефлексия | ||||
Домашнее задание |
В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.
Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы
По требования ФГОС указывают два вида целей:
- Содержательные : выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету
- Деятельностные : воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.
Выбор дидактического и наглядного материала для уроков обобщения и систематизации знаний
Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала. Для уроков данного тира лучше всего подходят графики, сводные таблицы, алгоритмы, инфографические материалы, дающие наиболее общее и детализированное представление обо всей теме. Работа по таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или схему, важно обращать внимание учеников на взаимосвязь отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать ученикам сравнивать, сопоставлять те или иные факты.
На этапах актуализации знаний или первичного закрепления рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы. Это может быть учебный фильм, серия диафильмов, фрагменты художественного кино или документального фильма. После просмотра ученики должны не просто пересказать и обсудить сюжет увиденного, но и обязательно связать его с материалом учебника, со своими знаниями.
Примерный план проведения урока систематизации и обобщения знаний
Уроки общеметодологической направленности должны строиться по следующей схеме: восприятие и осмысление отдельных фактов — обобщение этих фактов — формирование понятия категории и системы знания — усвоение более сложных систем знаний, основных идей изучаемой науки.
Вот примерная структура построения такого урока:
1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. Рассчитан данный этап на 1-2 минуты.
У каждого учителя в арсенале есть немало способов побудить мотивацию учеников. Можно использовать любые приемы, которые эффективны именно для этого класса: словесное приветствие, аутотренинг, ритмическое начало урока, музыкальное, эпиграф к уроку, цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы и пр.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений . На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела. Предлагаются несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают использование всех полученных знаний по теме.
Задания не должны быть большими по объему, так как весь этап рассчитан на 5-7 минут.
Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний:
- Ассоциативный ряд. Попросите учеников вспомнить и назвать ассоциации, которые вызывает у них данная тема. Это могут быть понятия, идеи, образы, воспоминания, чувства, эмоции.
- Разные виды мини-опросов. Желательно чередовать виды опросов, комбинируя разные типы вопросов - от редуктивных до творческих и объемных.
- Лови ошибку.
- . Тесты тоже можно подобрать не стандартные, с набором вариантов ответов, а логические, сопоставительные. Например, где требуется соотнести понятие и его определение или составить логическую цепочку.
- Проблемная ситуация или проблемный вопрос. Для данного типа урока лучше выбрать проблемный вопрос или ситуацию, которые уже прорабатывались, но по которым остались вопросы и уточнения.
- Мизансцены — довольно эффективный прием, с помощью которого легко не только актуализировать знания, но и создать комфортную психологическую обстановку.
- Дидактические игры.
Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.
3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации . Эти этапы универсальны для всех уроков по ФГОС. Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.
Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану:
- Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.
- Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.
- Ученик намечает план решения проблемы: поиск нужного правила, обращение к словарю, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д.
В идеале работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым учеником. Но, например, в начальной школе для этого этапа можно предусмотреть работу в парах или мини-группах.
Приемы для данного этапа: различные виды деловых игр на уроке, «дерево познаний», пресс-конференция, проблемный ряд.
4. Реализация построенной стратегии, проекта . Проводится в зависимости от выбранной формы урока и использованных ранее на уроке приемов. То есть, ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.
Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.
Вариант работы на уроке обобщения: . 3-ий и 4-ый этапы урока можно объединить и предложить ученикам работу с учебником. При этом используются самые разные методы работы с текстом: составление тезисов, составление опорных конспектов, составление вопросов, сочетание работы над текстом с составлением графиков, схем и таблиц. Но все конкретные задания по учебнику в итоге должны работать на общую идею — подвести учеников к обобщению, систематизации знаний и умений.
Очень важно выбрать правильный текст — он должен не только обобщать пройденный материал, но и демонстрировать использование новых знаний на практике. Для точных наук удобнее использовать тексты, которые затрагивают межпредметные и метапредметные связи. Например, вы изучали по математике теорему Пифагора. Можно предложить текст, демонстрирующий, как с помощью данной теоремы решаются практические задания.
5. Закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.
Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.
Например, если вы изучали тему «Стили речи», то можно, к примеру, попросить учащихся расшифровать язык СМС или интернет-сообщений и попробовать определить стиль речи.
На уроках математики, например, предложить задачу, для решения которой нужно несколько изменить изученное правило, Например, решить «от обратного».
На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.
На данном этапе можно использовать следующие приемы:
- Построение алгоритмов.
- Работа по карточкам.
- Исследования или мини-проекты.
- «Щадящий опрос».
Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.
После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону. Если же вы на данном этапе составляли алгоритм — значит, по разработанному алгоритму.
7. Самоконтроль и самооценка . В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.
Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.
8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку. Приемы рефлексии — , графики, «светофор», различные таблицы и прочие. На данном этапе урока можно завершить работу с теми приемами, которые использовались в начале занятия, но предполагали завершение в конце урока. Это такие методические техники, как , «Шесть шляп» — то есть, ученики подводят итоги своей работы, анализируя, что им удалось, а что осталось для самостоятельной проработки.
На практике уроки общеметодологической направленности могут отличаться по структуре, форме проведения в зависимости от психологических особенностей учеников, их возраста, от сложности темы. Поэтому предложенную структуру можно рассматривать лишь как пример. А каждый учитель адаптирует эту схему для себя, ориентируясь на свой предмет и поставленные задачи.
- Урок коррекции знаний, умений и навыков отличается от большинства уроков тем, что он полностью ориентирован на проверку и коррекцию уже полученных знаний. Чаще всего такое занятие проводится в конце большой темы, раздела, в конце учебного года. Важно, что учитель не просто констатирует: «О, Иванов опять не понял тему!» Он определяет пути коррекции для непонятливого Иванова, позволяющие ему все-таки добиться успеха. То есть урок выявляет не просто пробелы в знаниях (если они есть); он призван выявить и причины неуспеваемости отдельных учеников, чтобы работа с ними в дальнейшем велась более «прицельно».
- На передний план в современном уроке коррекции знаний, умений и навыков выдвигается все то, что диктует деятельностной подход. Знания, их проверка и (при необходимости) коррекция нужны не сами по себе, а потому, что они помогают решать какие-либо практические задачи. Поэтому надо уделить особое внимание подбору материала для проведения такого занятия.
- Также важным принципом на современном этапе является ориентация на получение не только знаний по предмету, но и метапредметных. То есть желательно, чтобы деятельностный подход охватывал достаточно широкие явления реальной жизни.
- Наконец, современные принципы образования требуют ориентации не на общее, а на индивидуальное, обучение должно быть не обезличенным, а соответствующим потребностям конкретного ученика. А это уже явное основание при проведении урока коррекции знаний использовать дифференцированные задания или такие, которые требуют самостоятельного определения учеником объема и содержания работы.
- Естественно, речь идет о том объеме знаний, который соответствует необходимому минимуму или превышает его. Владение минимумом соответствует удовлетворительной оценке, а больший объем оценивается соответственно более высоким баллом. Это все и определяет цели и задачи урока коррекции.
Как провести урок коррекции знаний, умений и навыков
В соответствии с несколько меняется привычная форма проведения такого занятия, однако изменения не столь заметны.
Структура урока коррекции знаний, умений и навыков довольно типична.
- Мотивационная часть.
- Собственно процесс опроса (в широком смысле).
- Проверка работ.
- Оценки, домашнее задание, рефлексия.
План урока коррекции знаний умений и навыков может включать в себя следующие компоненты:
- Организационный момент, мотивация.
- Актуализация знаний (повторение общих вопросов).
- Контроль глубины знаний.
- Физкультминутка.
- Контроль способности ученика применять полученные знания и умения в стандартной ситуации.
- Проверка умения учеников применять полученные знания и умения в измененных условиях.
- Анализ и оценка результатов работы.
- , выдача домашнего задания.
Впрочем, план конкретного урока может и не включать в себя все эти компоненты.
1. Организационный момент
Это важный этап урока коррекции знаний, поэтому методисты не советуют пропускать его или проводить формально, без учета специфики занятия.
Поскольку нет ученика, который не волновался бы хоть немного перед контрольной, надо спокойным и уверенным тоном поговорить с ребятами, настроить их на работу, постараться помочь поверить в свои силы.
Можно, например, напомнить об удачном уроке коррекции при завершении прошлого раздела, предложить желающим высказать одноклассникам пожелания успеха, как-то ободрить наиболее нервных и неуверенных в себе учеников. Хотя бы просто погладить по голове или улыбнуться.
2. Актуализация знаний
Этот этап можно и пропустить, если учитель уверен, что класс прекрасно помнит весь материал и не волнуется. В остальных случаях провести актуализацию желательно, хотя бы в течение нескольких минут. Дать вспомнить основные тезисы изученного материала:
- Одну-две теоремы.
- Несколько формул.
- 3-5 основных понятий.
Можно, напротив, сделать акцент на практике и задать вопросы в стиле «Как пишется…», «Как решать…», «Как идет реакция…» и тому подобное.
Если позволяет время, то хорошо взять вопросы и из первой, и из второй группы. Во всяком случае, не стоит отводить на этот этап более пяти минут. Цель его — всего лишь подтолкнуть ребят в нужном направлении, настроить на работу и вселить веру в себя; общий пафос — «Вот видите, вы все помните или можете вспомнить!».
3. Контроль глубины знаний
Это одна из двух основных частей работы на уроке. Чаще всего на данном этапе предлагается самостоятельная работа в какой-либо форме. Здесь могут быть уместны многие варианты контроля:
- Письменный опрос.
- Практическая работа (лабораторная работа).
Однако на этом этапе уместны и различные групповые формы работы (игры, викторины, турниры и проч.):
- Знатоки.
- Вертушка.
- Подбери слово
- И многие другие варианты.
Не надо беспокоиться, что балл за этот этап может оказаться не совсем объективным: более досконально удастся проверить каждого ученика на следующем этапе.
4. Физкультминутка
Проводить ее психологи и методисты советуют на любом уроке в любом классе, а вот на уроке коррекции знаний она просто необходима, так как снимает напряжение и помогает немного встряхнуться. Хорошо бы провести ее под музыку, но если обстоятельства не позволяют, то хотя бы немного отвлечься. Потягивание, упражнение для кистей рук или для глаз («Ленивая восьмерка», например) — это обязательный минимум, а займет в прямом смысле слова минуту.
4. Контроль умения использовать знания
Это, в общем-то, и есть самое главное, что мы проверяем, в соответствии с ФГОС. Может ли ученик самостоятельно решить задачу, ответить на проблемный вопрос, разобраться в конкретной ситуации.
Опрос обычно проводится по разноуровневым карточкам строго индивидуально. Возможны два варианта:
- предложены разные карточки: «на тройку», «на четверку» и «на пятерку» («знаток» — «эксперт» — «гений» и т.п.);
- в каждой карточке имеются вопросы разного уровня.
В первом случае ученик либо сам выбирает себе карточку (а потом, выполнив ее, может взять другую; или не выполнив — это уж как выйдет), либо учитель выдает в соответствии с уровнем знаний (этот вариант нехорош: наша цель научить школьника объективной самооценке, а она в данном случае не реализуется), либо все начинают с «троечной» карточки, а потом могут взять посложнее. Дети будут ходить по классу, все пройдет бодрее и оживленнее.
Во втором случае тоже есть два варианта: предложены вопросы на разное количество первичных баллов или балл зависит от количества выполненных заданий вне зависимости от их сложности. В этом случае школьники никуда не идут и учитель не должен бегать, поднося новые карточки. Но это же является и минусом: психологическое напряжение выше.
Если задания в карточках разного уровня сложности, то их следует маркировать цветом по знакомой учащимся системе: скажем, синий — «удовлетворительно», зеленый — «хорошо», красный — «отлично». Годится любой вариант, лишь бы ученикам он был известен.
На этом этапе уместны творческие задания:
- эссе;
- мини-проект;
- развернутый письменный ответ и т.д.
5. Анализ и оценка
Урок коррекции знаний, умений и навыков ФГОС должен убеждать ученика в ценности знаний и результативности работы. Поэтому прекрасно, если есть возможность сразу же оценить хотя бы часть работы детей. Конечно, окончательная оценка не может быть выставлена незамедлительно, но учитель может успеть проверить тест, он знает предварительный балл по первым этапам урока. Можно сделать некий общий вывод.
6. Рефлексия и домашнее задание
Здесь вывод делается не в виде оценки знаний, а как общая оценка работы: была ли она продуктивной, с полной отдачей, что было трудно, а что — нет.
Что касается домашнего задания, то многие учителя не задают его после такого урока или предлагают что-нибудь творческое и интересное (рисунок, иллюстрацию, найти загадку или забавный вопрос по теме и прочее).
Урок коррекции знаний, умений и навыков всегда занимал особое место среди уроков. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы он вписывался в общую концепцию преподавания предмета и оказывал на обучающихся развивающее воздействие.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять,
какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
3) Актуализация знаний.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений
(урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
4) Первичное закрепление
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
3. Структура урока актуализации знаний и умений
(урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний:
- с целью подготовки к контрольному уроку
- с целью подготовки к изучению новой темы
6) Обобщение и систематизация знаний
4. Структура урока систематизации и обобщения
знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
5. Структура урока контроля
знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний,
умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура урока ОНЗ.
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 5-6 мин.
3. Выявление места и причины затруднения-2-3 мин.
4. Построение проекта выхода из затруднения -5-6 мин.
5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - 4-5 мин.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - 4-5 мин.
8. Включение в систему знаний и повторение - 4-5 мин.
9. Рефлексия учебной деятельности - 2-3 мин.
Способность учащихся к усвоению :
1-4 мин. - 60 % информации
5 - 23 мин. - 80 % информации
24 -34 мин. - 50 % информации
35 -45 мин. - 6 % информации
Структура урока введения нового знания
в рамках деятельностного подхода.
1. Мотивирование к учебной деятельности .
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном действии .
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
4. Построение проекта выхода из затруднения
(цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.