Праздник Святой Троицы: традиции, обычаи, обряды и народные приметы - Irzeis. Что святят на Троицу? История,обряды
Зайди сегодня в храм и помолись,
На Троицу молитва трижды свята,
Мы видим, ангелы слова уносят ввысь,
В день с Воскресения пятидесятый
Самый светлый, самый красивый праздник лета - это, несомненно, Троица, или Пятидесятница.
Троица - это начало нового отчисления на весь православный год. Именно от нее отсчитывают дни и недели постов, святок, поминальных дат и праздничных богослужений.
С чем связана для нас Троица?
Зеленые луговые травы, душистые цветы, молодая листва деревьев. Золотые купола и колокольный звон. Белые платки на головах женщин-верян и огромные букеты в руках.
Как и другие церковные праздники, Троица имеет много традиций, одни из которых широко почитаются и сейчас, а другие позабыты.
Традиции на Троицу
Многие люди накануне праздника отправляются за город, чтобы, бредя по утренней росе и вдыхая свежесть нового дня, собрать нужные для букета растения. Другие просто покупают душистые зеленые охапки, продающиеся в этот праздник возле каждого храма.
Украшение домов. Вечером перед Троицей украшается и сам дом - зеленью, травами, цветами, ветками деревьев — ольхи, тополя, клена, липы, дуба, ясеня, березы, ивы. Ни вербы (она уже отслужила свое на Вербное воскресенье), ни осины (дерево, на котором, по поверьям, повесился Иуда) не ломали. Предки считали, что на Троицу в дом, украшенный зеленью, приходят души умерших родственников. Они прячутся среди зеленых веток и цветов и помогают живым.
Освящение зеленых букетов - самая, пожалуй, распространенная ныне традиция на Троицу .
Но это - не просто букет. Каждый стебелек, каждая веточка в нем несет особый смысл и имеет свое предназначение. Из чего же составить букет на Троицу для освящения?
Ветки березы - обязательный атрибут в букете, который несут в храм на Троицу. Белый березовый ствол издавна наделялся могущественной силой и энергией роста. Именно почки и листья березы распускаются по весне первыми, раньше всех других деревьев.
Принеся ветки березы на Троицу в дом, и добавив ее в букет, можно почерпнуть ее силы.
Для девушек же это имело особый смысл, т.к. именно белая кора березы считалась символом девичьей красы и стройности.
Дубовые ветви - это знак мужской силы и здоровья. Потому что - крепкий как дуб. Именно таким должен быть мужчина, и в древности, и сейчас.
Пряные травы и полевые цветы собирали для букета, чтобы, после освящения в храме, высушить их и разложить под образами. Кроме того что они играли роль оберега, их еще и использовали в быту - добавляли в воду для купания детишек, готовили отвары и настоя, набивали ими подушки - для крепкого и здорового сна.
Собранный букет перед освящением «оплакивали», этот обряд имеет глубокие языческие корни, таким образом люди привлекали дождь, чтобы в летнюю жару урожай насытился необходимой влагой.
Девичьи гадания и обряды на Троицу
Плетение венков на Троицу
Троица - это пора, когда девушки традиционно вплетали тонкие веточки березы и полевые цветы в косы. И плели огромные душистые венки.
И, если в наше время - это, скорее всего, атрибут фотосессии на природе, то в старину с ними связано главное девичье гадание, предсказывающее самый актуальный для каждой красавицы вопрос. Выйдет ли она замуж в этом году, то есть до новой Троицы.
Мелодичным пением (ну куда же девушкам без песни) сопровождался весь процесс ворожбы. Срывая полевые цветы и молодые побеги деревьев, сплетая их тугим узлом в пышный венок, красны девки пели обрядовые песни, привлекающие женихов.
После того как не спеша пройдешься мимо всех претендентов на руку и сердце, надев на головушку рукотворное украшение, и вдоволь налюбуешься своим отражением в воде, можно получить ответ на главный вопрос - собираться замуж, или — ах, сидеть в девках еще год.
Отдав на волю водяной глади решение своей нелегкой девичьей судьбы, нужно смотреть за венком. Плывет по реке - готовься замуж. А если сразу утонул - значит, еще не время создать прочную ячейку общества и решить проблему демографического кризиса.
Завивание березки
В четверг перед Троицей (Семик) девушки шли в лес, находили молодое деревце березки и завивали из его ветвей венок или же наклоняли тонкий ствол и привязывали травами.
В Троицын день девушки возвращались к «своим» березкам и смотрели - не распустился ли их венок, ожидать ли им скорого замужества. Венки обязательно развивались, чтобы березки не обиделись. Часто там же происходили трапезы, в ходе которых девушки угощали и березку принесенным хлебом, яйцами.
Кукушка и девичья судьба
Девушки - народ весьма изобретательный, когда вопрос касается «пойти замуж». Если в близлежащей местности реки или озера не было, то на Троицу об этом можно было спросить кукушку. Кукушка-кукушка, скажи, сколько лет мне лет у батюшки в избе в девках куковать? И надеяться, что вещая птица сохранит молчание.
Девушка-тополя на Троицу
На Троицу в некоторых регионах России, Украины по деревне «водили тополю» — выбирали среди незамужних девушек самую красивую и статную, наряжали и сопровождали ее с песнями и танцами.
Тополя с каждым встречным здоровалась, желала богатого урожая, а за это девушкам давали монеты на «ленты», угощения.
Троица и русалки
Накануне Троицы замуж собираются не только красные девки. По ночам на берег реки выплывают русалки и зазывают женихов. Соблазнился на сладкое пение - защекочут до смерти или утащат на дно. С этими поверьями связана такая традиция, как полный запрет на купание всю зеленую седьмицу - неделю перед Троицей .
Еще существует много поверий, преданий, традиций и обрядов на Троицу.
И очень жаль, что одни из них и совсем забыты. Но даже некоторые способны создать неповторимый колорит народного празднования.
Соберите полевые цветы и ветки деревьев, освятите букет в храме, устелите дом зеленым ковром - и придет в него радость праздника Святой Троицы.
православные праздники, традиции, обрядыТроица - воскресенье , пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов
.
Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.
По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников. И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.
Троица: что святить в церкви
На Троицу традиционно святят букеты из трав и веток деревьев. Собери букет из ветвей березы, липы, клена, дуба, калины. Добавь полевые цветы и травы – аир, мяту, любисток.
Посвяти этот букет в церкви в воскресенье, а когда придешь домой, легонько побей букетом всех родных, чтобы они были здоровы весь год. И храни этот букетик весь год, это принесет в дом радость и счастье.
Троица, что можно делать?
Говоря о том, что нельзя делать в Святые дни христианских праздников, мы говорим не о том, что это плохо или хорошо, мы говорим о том, что такой день, как, например, Троица надо посвятить своей душе, своим мыслям. Надо сходить в церковь, послушать священные песнопения, отстоять по возможности службу, поставить свечу и придаться своим мыслям. Может некоторым это придет на помощь, как бы умиротворяя свои действия и поступки, а может кому-то поможет сконцентрироваться на чем-то более важном. Каковы бы не были наши помыслы и деяния, необходимо радоваться этому дню. Домой принести веточки липы, клена, березы и украсить ими окна, двери. Также можно поставить на обеденный стол полевые цветы.
День Святой Троицы он для того и существует, чтобы мы примирились со всеми, нашли душевный покой и комфорт.
Что нельзя делать во время гуляний на Троицу? На Великий Праздник Троицу нельзя заниматься любым как физическим так и умственным трудом. Исключение составляет лишь труд связанный с обслуживанием хозяйства: скота, птицы, собак, кошек. Притом Можно животным лишь давать есть и пить. А чистить гной, расчесывать запрещается.
С самых древних времен в этот день запрещалось работать в огородах, работать по дому, то есть, мыть полы, стирать, пылесосить, также нельзя купаться, особенно в речках, озерах и прудах. Также нельзя в день Троицы стричься, мыть голову, красить волосы, что-либо шить (по некоторым поверьям в любое воскресенье года шить нельзя, а в Святые дни празднеств тем более), делать ремонт в домах и квартирах.
В этот праздник, а также в течение всей праздничной недели церковь не проводит венчания. На Троицу нельзя купаться на протяжении трех дней, нельзя купаться во всяком водоеме: реке, озере, море и даже дома. Неделя перед Троицей считается зеленой неделей или русальной. Считается, что тех, кто пойдет купаться, «залоскочут» русалки, и человек утонет
Существует даже народное поверье, что Троица не обходится без утопленника. И ненормально то, что, зная об этом, люди все равно идут в воду, как будто хотят проверить на себе это ужасное правило.
Люди, купавшиеся в дни недели в реках, либо погибали, либо оставались живыми, но тогда их считали ведьмами и колдунами. Так как только колдуны способны спастись от русалок, которые по поверьям так и кишат в реках и озерах, дабы забрать к себе тела наивных и не верующих.
В праздник Троицы нельзя самому по себе ходить в лес – говорят, что там до смерти защекочут лесные мавки, живущие в лесу. Также в праздник Троицы нельзя ходить в поле - там защекочут полевые мавки. На Троицу запрещено водить хороводы с девушками, потому что значительна возможность, что это русалки.
От мавок и русалок существует надежное спасение – это нательный крестик. Так как крест носят на груди, то лукавые мавки и русалки подходили к своей жертве сзади.
Поверья
На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.
Традиции
По народному календарю
Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).
В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.
Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».
В языческой традиции праздник Троицы связан с культом мертвых предков – защитников рода, которых в эти дни особенно почитали, им угождали, их угощали и поминали. В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.
В канун Троицы, Родительская суббота – единственный день в году, когда можно поминать самоубийц.
Приметы
На Троицу дождь - много грибов.
От Троицы до Успения хороводов не водят.
Береза
Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления.
Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
Мы вам желаем обрести все блага мира. С праздником Великой Троицы!
… Это было давно. Как-то, на детской площадке в поселке Кузнечики, я услышала от мамочек о хорошей подготовке к школе в группе раннего развития детей. Мне очень захотелось определить сына в эту группу, и мы с мужем встретились с Илоной Станиславовной и стали просить её взять нас. Она предупредила, что будет продолжать работу уже в Воскресной школе при храме Успения Пресвятой Богородицы в Щапово. «Куда Вы, туда и мы» — был наш ответ.
Надо сказать, что тогда семья наша была далека от веры. Освятить яйца и куличи на Пасху — вот и все походы в Церковь. Но начались новые времена. На занятиях в Воскресной школе всё было внове. Мы записывали слова молитвы в блокнот и учили с сынишкой вместе. А как непросто было выстоять в храме «целых» 40 минут до причастия! Ведь мы приходили даже не к началу службы.
Вспоминается здание старой Воскресной школы. Как мы помещались там, как умудрялись проводить праздники в маленькой комнатке- классе! Но всё было с такой любовью, такой искренностью, что хотелось приходить туда снова и снова.
Со всеми мамами мы до сих пор в отличных отношениях, поддерживаем друг друга, советуемся по многим вопросам. А наш педагог — Илона Станиславовна — это солнышко Воскресной школы. Она учила и учит наших детей добру, пониманию, взаимовыручке, любви. И на все наши, взрослые, вопросы она отвечает, находит подход ко всем.
Репетиции наших праздников — это отдельный творческий процесс. Ведь подготовить сценарий праздника, обдумать все тонкости — это лишь часть огромного айсберга, вся сложность скрыта от глаз зрителей: собрать всех участников, промотивировать взрослых участвовать в спектакле, сделать костюмы, придумать весёлые игры, потешки и так далее. И при этом — чтобы детки не устали, чтобы было здорово…
Так, постепенно, вместе со старшим сыном, мы приходили в храм. Когда ему исполнилось семь лет — готовились вместе к исповеди. Сейчас трое моих деток учатся в Воскресной школе, старший уже участвовал в службе — читал и пел с хором. Теперь больше учителей работают с нашими детками. Воскресная школа стала частью нашей жизни.
Хочется от всей души поблагодарить отца Георгия за доступность этого обучения всем желающим. И огромный благодарственный поклон Илоне Станиславовне за её поистине титанический труд. Дай им Бог крепкого здоровья и многая благая лета!
Вот уже десятый год, как я хожу в наш Успенский храм… В первый раз я появилась в нем, что называется, за компанию с моей двоюродной сестрой. Тогда, на протяжении всей службы (казалось, она была бесконечной), я, вся измаявшись, думала только о том, когда же она закончится. А выйдя из храма, ничего в себе не почувствовала. Решила, что еще не время, что приду снова, когда по-настоящему потребует моя душа.
Прошли года, я стала мамой. Своего первенца мы крестили только в три года. И осмысления того, для чего это нужно, не было – все крестят, вот и мы тоже. Старшему сыну шел четвертый год, когда у нас родилась дочь. По Божьему провидению, а по другому я не могу это объяснить, я узнала от новой знакомой о Воскресной школе при нашем храме Успения Пресвятой Богородицы. Подумала, что это очень кстати. Ребенок подготовится к школе, ведь у меня совершенно не стало на него времени — дочка была очень капризная, приходилось все время быть с ней. А сын тем временем гулял во дворе со старшими друзьями и, как следствие, начал ругаться матом…
Помню, пришла поинтересоваться, как можно записаться в школу. На территории храма никого не было. И вот выходит матушка Мария (ныне покойная — Царствие ей Небесное!), такая спокойная, добродушная и говорит: «Ты приходи в конце лета, Илона Станиславовна возьмет ребенка, обязательно возьмет, она всех берет».
С сентября 2006 года у меня началась новая жизнь. Так незаметно, как-то естественно я со своими детьми начала посещать храм. Сначала причащала только детей. Так было заведено, в двунадесятые праздники дети из Воскресной школы шли на причастие. А потом стала причащаться и сама. Это совершенно другое состояние души. Прекрасно, когда ты чувствуешь потребность и когда у тебя есть возможность прийти в храм!
Со временем Воскресная школа стала нашим вторым домом, а все мы друг для друга стали одной большой семьей. Очень важно понимать, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации есть на кого положиться. А еще я открыла в себе актерские способности. Ведь в школе мы готовим спектакли для детей. Когда ты устала от бесконечных житейских забот, приходишь на репетицию, видишь там своих, уже таких близких, людей, то отвлекаешься, приходишь в норму и ощущаешь, что всё в порядке. А на празднике после спектакля — радостные лица детей и добрейшее, счастливое лицо нашего батюшки Георгия.
Сейчас у меня четверо детей, я живу в другом месте, хожу в другой храм, но при всякой возможности еду с детьми в Щапово, в храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший для меня началом новой, духовной, светлой жизни, моим спасением и душевной радостью.
От всей души желаю нашему приходу и отцу Георгию, нашему доброму и терпеливому наставнику, многая и благая лета.
… Ровно десять лет назад в Кленовском Доме культуры был объявлен набор детей для подготовки их к школе. Одним из инициаторов была педагог из Щапово — Илона Станиславовна Симакова. Группа, к сожалению, не набралась, но я твердо решила, что буду возить своего пятилетнего сына Мишу на занятия в Щаповский ДК.
На первом родительском собрании Илона Станиславовна сообщила, что занятия с детьми будут проходить на базе Воскресной школы при Успенском храме, где, наряду с основными предметами, она будет знакомить наших малышей с Законом Божьим и основами православной веры. Насколько я помню, родителей это не смутило, а меня так даже и обрадовало. Сама я в то время была не то что невоцерковленным человеком, а, мягко говоря, «полная темнота». Вот и подумала, что хоть кто-то расскажет и познакомит моего ребенка с «этой наукой».
Скажу сразу: мой сын просто влюбился в Илону Станиславовну. Он говорил, что она, как мама, – добрая и внимательная. Всегда с нетерпением ждал дня занятий и с радостью собирался в дорогу. В те времена у нас был малюсенький класс в одноэтажном здании при храме. Но что удивительно: в нем умудрялись проводить и занятия, и репетиции, и спектакли! Сейчас, спустя столько лет, я, просматривая старые фотографии, не перестаю удивляться: как это было возможно?..
В Воскресной школе мы жили одной большой и дружной семьей, все родители были вовлечены в эту жизнь: кто-то готовил еду, кто-то шил костюмы, кто-то убирался и мыл посуду, кто-то ксерокопировал учебные материалы, кто-то договаривался о паломнических поездках. А самое главное — мы все были, что называется, «в духе Божьем» — всё делалось с молитвой и словом Господа. Мы все понимали, что наше спасение среди всепоглощающего мира – только здесь, при храме.
Потихоньку воцерковлялась и я. Как маленький ребенок, «училась ходить». Я почувствовала, в буквальном смысле слова, информационный голод, который нужно было срочно утолять. Стала читать православную литературу. Господь посылал мне верующих людей, которые могли ответить на мои вопросы, я слушала лекции, посещала святые места. Если раньше слово «батюшка» ассоциировалось у меня со сказкой «Аленький цветочек», то теперь я старалась брать благословение у батюшки на начинание любого важного дела. Я приобретала не только знания. Полностью менялась моя жизнь. Воистину, Господь из камней себе детей делает…
Мальчик мой подрастал, делился тем, что узнавал в школе, пересказывал интересные истории Ветхого и Нового заветов. Я училась вместе с ним. Незаметно пролетели два года, встал вопрос – куда пойти учиться. Написали заявление в Подольский лицей № 26, ждали приглашения на тестирование. Одновременно я поинтересовалась у Илоны Станиславовны, не знает ли она хорошую, «сильную» школу. Она ответила, что такая школа есть в Плёсково, плюс ко всему она православная. Однако поступить туда очень сложно — серьезный конкурсный отбор среди детей, беседа с родителями.
Для нашей двуязычной семьи, где папа – мусульманин, это будет очень непросто. Батюшка благословил нас, ведь для Бога ничего невозможного нет, и мы решили попробовать поступить и туда. Не хочу быть многословной, скажу только, что уже после первого тура педагоги мне сказали, что у мальчика хорошая подготовка. В итоге – он поступили и в Плёсково, и хорошо сдал тестирование в Подольский лицей. Выбирать мы, конечно же, не стали и с великой радостью приняли подарок от Господа.
Хочу сказать еще об одном. До прихода в Воскресную школу (считаю, что я тоже, как и мой сын, именно пришла туда) я была убежденной сторонницей одного ребенка в семье, которому надо дать достойное образование и воспитание. В общем, голова была забита стандартными эгоистичными мыслями человека, воспитанного пионерией и комсомолом, — и это несмотря на то, что сама я росла в многодетной семье.
Только здесь, в Воскресной школе, я увидела воочию радость многодетных семей, поняла истинную ценность семьи и предназначение матери. В 2008 году в возрасте 33-х лет у меня родился второй сын. Ровно через год у Илоны Станиславовны родилась третья дочка. Наши дети родились в один день – 20 мая.
Миша, старший, посещал теперь Воскресную школу не два раза в день, как дошкольник, а по субботам, всё в том же маленьком классе старого здания. И только в 2009 году, с помощью Божьей, было восстановлено новое двухэтажное здание: от простора и красоты захватывало дух! Наша большая семья увеличивалась с каждым годом, теперь деткам было не тесно. Младшего сына, Матвея, я стала привозить в школу с трех лет. Он шел той же дорогой, что и старший. Те родители, чьи первенцы учились в Воскресной школе, теперь тоже привозили и вторых, и третьих детей. И вот пришло время выпускного дошкольного отделения, впереди – поступление в общеобразовательную школу. Пытаемся, с благословения батюшки, снова в Плёсково. Не так легко, как в случае с Мишей, но – поступили! Дивны дела, Твои, Господи, и большая и искренняя благодарность моему мужу. Христианином он, к сожалению, не стал, но все 22 года совместной жизни он мой единомышленник, замечательный муж и отец.
Минуло уже десять лет, а мы с другими родителями до сих пор вспоминаем, как всё у нас тогда начиналось, какими были мы, наши дети… Когда мы собираемся вместе, то и дело звучат фразы: «а помнишь, как мы смотрели спектакль, стоя в дверях?..», «а помнишь, какая у нас была маленькая и уютная трапезная?..», «а помнишь, как мой на уроке сказал, что побежденный бес превращается в грязную вонючую лужу?..», «а помнишь, как приезжала съемочная группа с телевидения и снимала фильм о мерной иконе с участием наших детей?..». Таких бесконечных «а помнишь» нам хватит на всю жизнь, потому что как раз они стали тем мощным фундаментом, на котором происходило наше воцерковление.
Моя жизнь разделилась на две половины: до прихода в Щапово и после. Сейчас я, волею Божьей, учу детишек основам православной веры в Кленовской Воскресной школе и посещаю занятия народного хора при храме, иногда батюшка благословляет нас петь на литургии и вечерней службе. Вне храма, без молитвы я своей жизни не представляю и бесконечно хвалю и славлю Господа за то, что он десять лет назад открыл мне и моей семье дорогу к спасению, отправной точкой в которой стали Щаповская Воскресная школа и замечательный, отзывчивый и искренний человек – Илона Станиславовна.
Марина Холмуродова, Кленово
С праздником Святой Троицы (Днем сошествия Святого Духа или Пятидесятницей) связано немало интересных символов. Например, почему на Троицу украшают храм березой? И вообще - причем тут зелень и Дух Святой?
Подробные ответы на эти вопросы, а также пояснения священнослужителей представлены в нашей статье.
Зачем на Троицу ветки березы: откуда пошла традиция
Троица всегда отмечается на 50 день после Пасхи, который тоже выпадает на воскресенье: 27 мая 2018, 16 июня 2019 и т.д. В этот день проходят особые праздничные богослужения, когда все священнослужители облачаются в специальные торжественные одеяния зеленого цвета.
И храм принято украшать ветвями березки, полевыми цветами и вообще свежей зеленью. Почему так сложилось? Ответ довольно простой, но в одно предложение его не уместить.
Еще при жизни Христос обещал, что после его смерти Бог пошлет на землю Утешителя – Святого Духа. На 40 день после Пасхи Спаситель вознесся на небо, а еще спустя декаду обещанное действительно исполнилось: Дух сошел на последователей Иисуса, находящихся в одном из домов Иерусалима.
Появление Святого Духа означает наступление благодатного времени, когда на земле постоянно присутствует сам Бог (ведь Дух – это третье лицо Троицы). Теперь он всегда незримо с нами, а значит, каждый человек может помолиться ему простой молитвой, и он будет услышан. Это событие является символом животворящей веры, великого чуда и блага, которое послал Господь.
Даже грешная душа может искренне покаяться и попросить прощения, после чего получит его сполна. Получается, что любой человек может как бы возродиться от неправедной жизни ко спасению. Причем получить этот бесценный дар можно совершенно свободно – личные заслуги и профессиональные достижения в этом деле не играют никакой роли.
Таким образом, праздник Троицы символизирует возрождение души и исполнение воли Бога. А что ассоциируется с возрождением, если подумать о природе? Конечно же, весна – время, когда солнце светит все ярче, а пейзаж на улице становится все зеленее.
Почему на Троицу украшают храм травой и березой: комментарий священнослужителя
Ответы на этот вопрос уже неоднократно давались священниками. Например, протоиерей Борис Старк еще в 1981 году говорил о том, что здесь можно привести по крайней мере две причины.
Одна из них связана с легендарным историческим событием, а другая имеет чисто символическое, но не менее важное значение. Ниже приводится довольно подробный комментарий по вопросу, почему на Троицу украшают храм березой и травой.
Зачем на Троицу украшают дом березовыми ветками
Ну а почему на Троицу храм и жилище украшают именно ветками березы – ответ также очевиден. Береза – это вообще сакральный символ нашей страны без всякого преувеличения.
Это дерево является одним из самых распространенных, причем встретить его можно не только в сельской местности, но и на просторах шумного города. Вот почему многие люди на Троицу срывают молодые ветки березы, делают из них венки или просто собирают в охапку и несут в дом.
Предварительно можно освятить зелень в храме, после чего положить этот своеобразный букет рядом с иконой или на самое видное место в доме.
Как украсить дом ветками березы
Итак, понятно, для чего на Троицу украшают дома ветками березы. Но как это сделать? Тут можно дать полный простор своей фантазии. Ветви можно просто поставить в вазу, а ее разместить на столе.
Можно положить молодую зелень на обеденный стол. Кстати, его неплохо декорировать зелеными салфетками, посудой такого же цвета и элементами декора (статуэтками, вазами).
А еще можно сделать настоящую зеленую гирлянду, повесив ее под потолком, как это и было принято делать на протяжении многих веков.
Березовые веточки, сорванные на Троицу, принято хранить целый год, а после их можно заменить новыми. Кстати говоря, этот букет не стоит выбрасывать, как обычный мусор. Нужно просто аккуратно собрать их и унести на природу или отправить по течению реки – т.е. положить туда, где никто бы не стал топтаться или проезжать по ним.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Традиция украшения жилища березовыми ветвями на Троицу тесно пересекается с главным символом Вербного воскресенья – ветвью ивы с набухшими почками.
По сути, верба олицетворяет наступившую весну, а береза – лето. Одновременно ли сложились эти традиции или нет, но даже если это и простое совпадение, оно как минимум весьма примечательно.
Березовые ветки на Троицу: народные традиции
Интересно, что зелень вообще и конкретно березовые ветви на Троицу стали интересным символом не только в церковной традиции, но и в народных обрядах.
Девушки, например, плели венки из зелени и полевых цветов, пускали их по воде и гадали на суженого. Приметы были такие: поплывет венок – скоро будет свадьба, останется на месте – нужно подождать, утонет – грядет какое-то непростое испытание. А еще было принято хранить березовые ветви в течение всего года рядом с иконой, чтобы он приносил счастье и достаток в дом.
Многие хозяйки стремились сделать из них веник, которым можно прибираться в помещении, а также на кладбище, куда также стремились попасть в день Троицы. Надо сказать, что эта традиция едва ли заслуживает внимания, ведь в такой светлый праздник заниматься наведением порядка на могиле не стоит.
Более того – накануне торжества наступает специальная Троицкая родительская суббота, когда можно помянуть своих ушедших близких и прибраться на кладбище. А Троица – день праздничный: всему свое время.
Праздник Пятидесятницы практически всегда выпадает на начало лета или конец весны – самое заветное время года, когда впереди теплый сезон, пора отпусков и многих ярких моментов, пишет портал сайт. Нет такого человека, который бы не радовался приходу чего-то светлого и доброго (как в прямом, так и в переносном смысле). Поэтому Троица – это праздник для всех.
Праздник Троица в 2018 года отмечается в воскресенье на 50 день после Пасхи и выпадает на 27 мая. Необычайно легкий и цветущий праздник несет свои обычаи и приметы. В этот день принято украшать свое жилье травами и цветами, чтобы свежесть царила в доме.
Праздник получил второе название Зеленые Святки в связи с тем, что в этот день провожают весну и встречают лето буйными цветами и красками, плясками и весельем.
Когда освящают березу на Троицу в субботу или воскресенье: обычаи праздника
С самого утра все люди идут в церковь, чтобы отстоять службу. Обязательно с собой следует взять травы, ветки березы, букеты луговых цветов для освящения и защиты своего дома. Из березовых веток, которые побывали в храме, плели венки и клали их возле иконы. Они прогоняли беду из дома, защищали от сглаза и пожара. Раньше листочки и веточки люди ложили под порог и в сараи для отпугивания крыс и мышей.
Так же можно собрать популярные ветки клена, березы, дуба, липы, калины, добавить к ним цветы и мяту, посвятить обязательно в церкви и дома немножко побить всех родных для здоровья. Обязательно букет хранить на протяжении года в своем помещении.
Ветками березы украшали свой дом, окна и полы. Возле порога насыпали траву, в храме тоже есть такой обычай. Нужно по приходу домой зацепить для себя травинку и внести ее в дом.
Традиция, которая привлекает урожай, заключалась в том, что в горшки для рассады нужно было положить веточку из храма, чтобы она быстрее росла.
Воскресенье проводили с семьей, в лесу, возле реки, на природе. Устраивали пикники и небольшой обед.
К празднику готовились все люди. Женщины убирали заранее свой дом, готовили тесто для пирогов, украшали помещение и надевали самые лучшие наряды. На столы принято было ставить угощения в виде блинов, выпечки, домашнего кваса и традиционная яичница, как символ солнца и тепла.
Когда освящают березу на Троицу в субботу или воскресенье: обряды на удачу, любовь и желания
Молодые девушки гадали на любовь и суженого. Много обрядов ходит вокруг березы, которая может рассказать судьбу для каждого. Девушки плели венки из веток и надевали их на голову. Затем все дружно шли в лес или к реке, чтобы завить березку. Считается, если через три дня веточки будут сплетены и зеленые, то в этом году девушка выйдет замуж или сбудется ее заветное желании.
Принято было идти к реке и бросать в воду свой венок. Если он плыл по воде, то суженый позовет замуж. Если он тонул, то ничего хорошо это не сулит.
Ночью любая молодая красавица могла положить под подушку ветки березы, чтобы любимый ей приснился во сне.
Когда освящают березу на Троицу в субботу или воскресенье: нельзя делать на праздник
По всем народным приметам в дни праздника и еще неделю после Троицы на сушу выходят русалки. Они танцуют, поют песни и веселятся. Можно узнать свою судьбу если посмотреть в воду, где купалась русалка до восхода солнца.
Нельзя в праздник самому идти гулять по лесу или в лугу, так как есть вероятность, что русалка защекочет человека.
Запрещается ругаться, ссориться, убирать и работать на земле. Нельзя сажать и поливать растения, чтобы не разозлить высшие силы. Лучше всего провести день в отдыхе. С родными, посвятить его молитвам, мыслям и очищению души.