Правовое положение прокурора на досудебной стадии производства по уголовному делу. Участие прокурора в уголовном процессе на досудебных стадиях рассмотрения дела Деятельность прокурора в досудебном производстве
Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. Оттого, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела урегулирован как уголовно-процессуальным законодательством, так и внутриведомственными нормативными актами.
Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.
Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела служит установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.
Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:
1) в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые - не регистрируются и не рассматриваются;
2) уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;
3) нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т.д. В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.
Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов.
Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела.
При наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.
Особое внимание при осуществлении надзора за исполнением законов в этой стадии прокурор должен уделить срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела. В соответствии с положениями УПК прокурор, следователь и дознаватель обязаны проверить поступивший повод для возбуждения уголовного дела и в течение трех суток принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.
Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.
Однако при необходимости проведения ревизий или документальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки поступившего сообщения о преступлении до 30 суток.
Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т.д.
Отдельного внимания заслуживает подход к возможности осуществления в этой стадии уголовного процесса следственных действий. Так, до возбуждения уголовного дела может быть проведено только одно следственное действие - осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). В связи с этим прокуроры должны обращать внимание на то, что это положение УПК не подлежит расширительному толкованию.
При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения до- следственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.
Следователь, дознаватель, убедившись в том, что в поступившем сообщении о преступлении содержатся признаки преступления и отсутствуют правовые основания к отказу в возбуждении уголовного дела, обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, вынести об этом постановление и немедленно уведомить заявителя.
Следователь, вынеся постановление о возбуждении уголовного дела, незамедлительно приступает к расследованию. В свою очередь дознаватель обязан свое решение о возбуждении уголовного дела согласовать с начальником органа дознания и прокурором.
Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Постановление следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, в свою очередь, должно стать объектом пристального внимания прокурора, как с формальной, так и с содержательной стороны.
Генеральный прокурор возлагает на надзирающих прокуроров безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, прокуроры должны незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, надзирающий прокурор выносит постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо оттого, производились ли по делу следственные действия.
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю вышестоящего следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.
В соответствии со ст. 124 УПК прокурор, руководитель следственного органа рассматривают жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам ее рассмотрения прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.
Прокурор- является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2. возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
3. участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и процессуальных действий;
4. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;
5. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
6. разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
7. отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение при производстве предварительного расследования;
8. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
9. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому;
10. поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-разыскных мероприятий;
11. продлевать срок предварительного расследования;
12. утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
13. утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
14. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
15. приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю являются обязательными, и если они обжалуются, то это не приостанавливает их исполнение. Данные полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.
Процесс доказывания. Элементы процесса доказывания. Обязанность доказывания. Способы собирания доказательств. Понятие и значение оценки доказательств. Правила оценки доказательств.
Процесс доказывания - это деятельность, осуществляемая на основе уголовно-процессуального закона по установлению и познанию с помощью доказательств фактов объективной действительности, необходимых для правильного разрешения уголовного дела.
Элементы: Собирание доказательств - совершение дознавателем, следователем, прокурором, судом, подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, их представителями и защитником в пределах своих полномочий определенных действий, направленных на обнаружение, истребование, получение и закрепление в установленном законом порядке доказательств.
Собирание доказательств происходит путем:
Обнаружения и процессуального оформления доказательств, проводимыми следственными и процессуальными действиями;
Истребования от различных физических, юридических и должностных лиц всевозможных документов;
Требования производства ревизий и восстановления бухгалтерского учета
Обязанность доказывания:1. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
2. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
3. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
4. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.
5. В случае, если доказательства представлены с нарушением порядка представления доказательств, установленного настоящим Кодексом, в том числе с нарушением срока представления доказательств, установленного судом, арбитражный суд вправе отнести на лицо, участвующее в деле и допустившее такое нарушение, судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.
Основные способы собирания доказательств:
Представление их сторонами, другими участвующими в деле лицами и их представителями;
Истребование их судом от лиц и организаций, у которых они находятся;
Выдача лицам, ходатайствующим об истребовании письменных или вещественных доказательств, запросов на право их получения и представления в суд;
Вызов в суд в качестве свидетеля;
Назначение экспертизы;
Направление судебных поручений по собиранию доказательств в другие суды;
Обеспечение доказательств
Оценка доказательств- - мыслительная, логическая деятельность дознавателя, следователя, прокурора и судьи, имеющая своей целью определение допустимости, относимости, достоверности, значения (силы) каждого доказательства и достаточности их совокупности для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Основная оценка доказательств базируется на таком отраслевом принципе, как свободная оценка доказательств (ст. 17 УПК). Данную оценку доказательств составляет внутренне убеждение дознавателя, следователя, присяжного заседателя и суда по уголовному делу, которое формируется на основе внутреннего убеждения, основанного на законе и совести данных участников уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальный закон требует рассмотрения доказательств с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности всех собранных доказательств - достаточности для разрешения уголовного дела.
Правила оценки доказательств . 1 . Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела. 2 . В случаях, указанных в части второй статьи 75 настоящего Кодекса, суд, прокурор, следователь, дознаватель признает доказательство недопустимым. 3 . Прокурор, следователь, дознаватель вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе. Доказательство, признанное недопустимым, не подлежит включению в обвинительное заключение или обвинительный акт. 4 . Суд вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству сторон или по собственной инициативе в порядке, установленном статьями 234 и 235 настоящего Кодекса.
Недопустимыми в российском уголовно-процессуальном праве признаются доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса.
К недопустимым доказательствам относятся:
· показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;
· показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
· иные доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса.
Проверка доказательств - осуществляемая дознавателем, следователем, прокурором, судом проверка доказательств путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а также установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство.
В процессе проверки доказательств необходимо:
Сопоставить доказательства с имеющими в уголовном деле другими доказательствами;
Установить источники получения данных доказательств;
подтвердить или опровергнуть проверяемое доказательство. Сопоставимость доказательства с имеющими в уголовном деле другими доказательствами означает, что каждое доказательство должно соотноситься с другими доказательствами и проверяться в совокупности с материалами по делу. Ни одно из доказательств не имеет преимущества перед другим доказательством. При обнаружении противоречий в доказательствах необходимо исследовать каждое доказательство, и выяснить эти противоречия. Любое доказательство, используемое по уголовному делу, должно иметь свой источник. Проверка доказательства как раз и сводится к тому, что бы установить данный источник. При проверке отдельного доказательства устанавливается его полнота. Данное доказательство соотносится с другими доказательствами и, таким образом, оно подтверждается или опровергается.
УПК называет в качестве способов проверки доказательств:
а) сопоставление их с другими доказательствами, уже имеющимися в деле;
б) установление источников доказательств;
в) получение иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство.
Основной способ проверки доказательств - получение других доказательств, расширение их совокупности, поскольку оно обеспечивает и установление источников проверяемого доказательства и возможность сопоставления доказательств между собой. Каждое новое доказательство в этом смысле служит и средством проверки уже имеющихся доказательств и само проверяется ими. Синонимом проверки доказательств является используемый в теории термин «исследование»
Доказательства
- это любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь, прокурор и суд устанавливают:
- наличие или отсутствие общественно опасного деяния;
- виновность лица, совершившего это деяние;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Значение доказательств выражается в том, что при помощи процессуальной формы фактические данные приобретают высокую достоверность, достаточную для обоснованных выводов о виновности или невиновности лица в совершении преступления. Закон устанавливает, что любой приговор суда или решение органа либо должностного лица расследования должно основываться на доказательствах.
32. Полномочия прокурора в досудебном производстве
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и процессуальных действий;
4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;
5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение при производстве предварительного расследования;
8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому;
10) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-разыскных мероприятий;
11) продлевать срок предварительного расследования;
12) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
13) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
14) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
15) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу (п. 2 ст. 37 УПК РФ).
Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю являются обязательными, и если они обжалуются, то это не приостанавливает их исполнение.
Данные полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (п. 3 ст. 37 УПК РФ).
Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна29. Предварительное расследование в досудебном производстве и его формы Предварительное расследование – деятельность органов расследования по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства в
Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестенСтатья 22. Полномочия прокурора 1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь
Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестенСтатья 27. Полномочия прокурора 1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;принимает меры
Из книги Уголовно-процессуальное право: Конспект лекций автора Ольшевская НатальяСтатья 30. Полномочия прокурора 1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской
Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария БорисовнаСтатья 33. Полномочия прокурора 1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,
Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич Из книги Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» автора Кузнецова Нинель Федоровна Из книги автора Из книги автора Из книги автора Из книги автора Из книги автораТема 24. Предварительное расследование в досудебном производстве и его формы Предварительное расследование – деятельность органов расследования по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства
Из книги автора62. Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора Прокурор имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и
Из книги автора59. Полномочия прокурора по выявлению правонарушений Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов – это законодательно предоставленные прокурору правовые средства, используя который, он имеет право и обязанность выявлять, предупреждать и
Из книги автора60. Полномочия прокурора по устранению и предупреждению правонарушений В отдельную группу можно выделить полномочия, связанные с предупреждением и устранением выявленных правонарушений.1. Возбуждение уголовного дела: основания возбуждения уголовного дела, а также
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Производственная практика является важнейшим элементом качественной подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях. Студенты учатся применять полученные в ходе учебного процесса теоретические знания в условиях практической деятельности в конкретных организациях, учреждениях и государственных органах.
Базой моей практики была прокуратура ЗАТО г. Мирный Архангельской области. Выбор места прохождения моей производственной практики обусловлен выбранной мною уголовно-правовой специализацией. Продолжительность практики составила три недели, в период с 18 марта по 5 апреля 2013 года. Непосредственным руководителем практики был назначен заместитель прокурора Илюхин Сергей Сергеевич, советник юстиции.
Целью практики является непосредственное углубление и закрепление полученных теоретических знаний, приобретение первоначального практического опыта работы, а также подготовка и укрепление мотивации к будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
Для достижения поставленных целей следует решить следующие задачи:
Изучение нормативно-правовых актов и другой ведомственной документации, на основании которых прокуратура ЗАТО г. Мирный осуществляет свою деятельность;
Изучение задач и функций органов прокуратуры ЗАТО г. Мирный;
Приобретение навыков оформления документов, необходимых в профессиональной деятельности;
Изучение порядка и особенностей осуществления органами прокуратуры надзора за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений;
Участие в деятельности, осуществляемой органами прокуратуры, обработка и анализ полученных результатов;
Анализ работы органов прокуратуры с обращениями граждан и юридических лиц.
Освоение профессиональных умений и навыков поведения в рамках выбранной специальности.
К прохождению практики я подошла осознанно и с настроем на получение практических навыков.
1. Прокурорский надзор в досудебном производстве
правовой прокуратура досудебный
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура РФ призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокуратура осуществляет надзор за:
1) исполнением законов;
2) соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
3) исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Нормы, касающиеся надзорной деятельности прокуратуры, содержатся также в иных законодательных актах, регулирующих различные сферы правовых отношений. Например, Федеральные законы от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и др.
Такая государственная институция, как прокуратура нередко берет на себя обязанности по расследованию преступлений и ведению различных уголовных дел. Работники прокуратуры, в первую очередь прокуроры, принимают решения о том, какие дела могут быть отнесены к компетенции прокуратуры и могут в ней рассматриваться.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
Проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
Возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
Участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и процессуальных действий;
Давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;
Давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
Разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
Отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение при производстве предварительного расследования;
Изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
Передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому;
Поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-разыскных мероприятий;
Продлевать срок предварительного расследования;
Утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
Утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
Возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
Приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу (п. 2 ст. 37 УПК РФ).
Данные полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (п. 3 ст. 37 УПК РФ).
Прокурорский надзор за деятельностью в стадии возбуждения досудебного производства регулируется ст. 116 и 211 УПК.
Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.
Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.
Одним из главных и важных направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Характерным признаком надзора за исполнением законов органами, осуществляющими уголовное судопроизводство, является то, что в отличие от так называемого общего надзора он реализуется в процессуальной форме, то есть при определенных условиях и в определенном порядке, точно предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Другая особенность этой отрасли прокурорского надзора заключается в том, что прокурор обладает властно-распорядительными полномочиями, закрепленными в законе.
Анализ полномочий прокурора свидетельствует о том, что при осуществлении прокурорского надзора существуют не только собственно процессуальные отношения, но и отношения управленческого характера. Поэтому прокурор осуществляет одновременно надзор, как за исполнением законов, так и за досудебной подготовкой материалов.
2 . Прокурорский надзор и прокуратура ЗАТО г. Мирный
В штате прокуратуры ЗАТО г. Мирный Архангельской области 6 оперативных работников: прокурор, заместитель, четыре помощника прокурора. В соответствии с приказом прокурора города за каждым оперативным работником закреплен определенный участок работы.
За время прохождения производственной практики я ознакомилась с делопроизводством канцелярии в прокуратуре ЗАТО г. Мирный, тактикой производства общенадзорных проверок, участия прокурора в суде, нормативными актами, регулирующими прокурорский надзор, а также с приказами, инструкциями и информационными письмами Генерального прокурора. Изучила ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», документы по жалобам и результаты проверок. Подготовила ряд проектов повесток, запросов, справок по результатам проверок, исковых заявлений и других мер прокурорского реагирования. Одно и подготовленных мною исковых заявлений представлено в приложении А (см. приложение А).
Также я ознакомилась со структурой, порядком деятельности и функциями прокуратуры. Изучила структуру и содержание актов прокурорского реагирования. Прокурор может сам взяться за делопроизводство по какому-либо делу или случаю. Также он может назначить кого-то из нижестоящих работников прокуратуры в качестве следователя по какому-то делу, передать его на расследование другому прокурору или одному из следователей прокуратуры.
Находясь на практике в прокуратуре ЗАТО г. Мирный я изучила организацию работы прокуратуры в основных направлениях: распределение обязанностей между прокурором, его заместителями и помощниками; порядок приема граждан, рассмотрение жалоб и заявлений.
С разрешения прокурора я присутствовала при приеме граждан помощниками прокурора, по их поручению проверяла жалобы, присутствовала на допросах и на осмотрах места происшествия, неоднократно присутствовала в зале судебных заседаний при рассмотрении судом в качестве первой инстанции гражданских дел с участием помощника прокурора.
Подготовила ряд проектов повесток, запросов, справок по результатам проверок, исковых заявлений и других мер прокурорского реагирования. Изучила, как на практике реализуется задачи прокурорского надзора при отправлении правосудия, а также формы реагирования на нарушение законности судами. Я ознакомилась:
С порядком истребования прокурором для проверки соответствия закону актов (приказов, инструкций, решений органов местного самоуправления и др.), издаваемых поднадзорными прокурору органами;
С практикой назначения прокурором проверок и ревизий в организациях; ознакомилась с методами подготовки прокурора к участию, а также с методами самого участия в судебном заседании;
С вынесенными судом решениями, приговорами, определениями, постановлениями;
По поручению заместителя прокурора я проводила проверку достоверности заполнения статистических карточек о результатах расследования преступления формы № 1.1. Проверялась обоснованность прекращения уголовных дел по истечению сроков давности.
Заключение
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что за время прохождения практики я ознакомилась с основными разделами и направлениями деятельности прокуратуры:
Общая организация работы и основы делопроизводства;
Нормативная база, на которой основывается деятельность органов прокуратуры;
Организация работы по борьбе с преступностью и методика надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование;
Методика надзора за исполнением законов и законностью правовых актов;
Организация работы по обеспечению участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел;
Я изучила планирование работы в прокуратуре ЗАТО г. Мирный, распределение обязанностей между прокурором, его заместителем и помощниками прокурора. Также мною изучен порядок осуществления приема посетителей; характер и формы взаимодействия прокуратуры с правоохранительными и другими органами власти и управления, статистическая отчетность, тактика и порядок проведения некоторых следственных действий и их процессуальное оформление (составление протоколов, вынесение постановление и т.д.).
Все поставленные задачи в ходе практики были решены. На собственном опыте убедилась, что производственная практика приобретает огромное значение. В ходе практики закрепляются и совершенствуются не только профессиональные знания, умения и навыки, полученные в процессе теоретического обучения, но и формируются такие качества, как профессиональная самостоятельность, мобильность и самоконтроль. Производственная практика помогает понять, где лучше применить полученные знания и в какой структуре интереснее работать.
В целом производственная практика прошла успешно и продуктивно: я узнала много нового и нужного о функционировании нашей правовой системы, а главное - почерпнула знания о применении российского законодательства на практике. Считаю, что условия, созданные мне руководством прокуратуры ЗАТО г. Мирный, полностью соответствуют требованиям программы по прохождению производственной практики, что позволило мне ближе узнать структуру и задачи деятельности органов прокуратуры, изучить законодательство в данной отрасли, что нашло отражение в данном отчете.
Безусловно, продолжительность практики не позволяет в полном объеме освоить все направления деятельности органов прокуратуры, однако дает возможность получить начальную практическую подготовку, оценить свои возможности и окончательно выбрать будущую специальность. Считаю, что программу практики выполнила в полном объеме, получив необходимые практические навыки и закрепив полученные теоретические знания. Поэтому цель практики считаю достигнутой.
Хочется надеяться, что прохождение практики поможет дальнейшему устройству на постоянную работу по специальности в прокуратуре.
Список использованных источников
1 Конституция Российской Федерации. - М., 2002.
2 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 168-ФЗ от 17 ноября 1995 г. (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января 2000 г.).
3 Инструкция «О порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации», утвержденная Приказом Генерального прокурора РФ от 15.01.03 №3.
4 Андреев Г. Прокуратура - опора законности и государства // Законность. 2008. № 9.
5 Володина И.Н. Право законодательной инициативы прокурора //Законность. 2008. № 5.
6 Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 1.
7 Жаров А. Эти полномочия у прокурора есть // Законность. 2008. № 8.
8 Клочков В.Г. Проблемы измерения и оценки эффективности прокурорского надзора по защите прав и свобод человека. 2008. № 1.
9 Левченко Д.В. Надзор как уголовно-процессуальная функция прокурора // Вестник ОГУ. № 3 (109). 2010. С. 88-91.
10 Мельников Н.В. Прокурорская власть // Государство и право. 2003. № 2. С. 19.
11 Химичева Г.П. Прокурорский надзор. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2001. - с.382
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие контроля и надзора в области трудовых прав граждан. Полномочия Федеральной инспекции труда. Проведение проверок, судебная защита. Государственный, прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.
курсовая работа , добавлен 28.01.2014
Роль органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве, задачи прокурорского надзора. Характеристика полномочий прокуроров при проведении проверок. Виды надзора и оформление его итогов, сущность актов реагирования. Ознакомление с результатами проверки.
дипломная работа , добавлен 22.06.2012
Цели и задачи прокурорского надзора. Место прокуратуры в системе органов государственной власти. Основные понятия прокурорского надзора. Прокурор, прокурорский работник, прокуратура, прокурорский надзор. Прокурорский надзор, его предмет и методика.
контрольная работа , добавлен 27.11.2011
Прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц. Упразднение межрайонных прокуратур. Широкозахватный характер общего надзора. Правовые средства борьбы за законность. Работа с правовыми актами субъектов РФ.
контрольная работа , добавлен 25.06.2013
Сущность и способы защиты трудовых прав работников. Цели и задачи надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Выявление отличий надзора от контроля трудового законодательства.
дипломная работа , добавлен 23.04.2017
Прокурорский надзор как способ обеспечения законности в сфере управления. Проблема осуществления общего надзора органов прокуратуры за законностью правовых актов муниципальных органов. Совершенствование обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления.
дипломная работа , добавлен 08.12.2010
Основные задачи и предмет прокурорского надзора. Организация работы по надзору за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления; антикоррупционная экспертиза. Практика прокурорского надзора, реагирование на нарушения законов.
дипломная работа , добавлен 24.05.2017
Сущность, предмет и задачи надзора за исполнением законов. Организация работы прокуратуры по надзору за исполнением законов. Предмет и задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Работы органов прокуратуры Российской Федерации.
контрольная работа , добавлен 19.05.2015
Сущность контроля и надзора в деятельности государственного управления, задачи прокурорского надзора, функции Прокуратуры Республики Беларусь. Административный надзор: понятие и содержание; осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде.
курсовая работа , добавлен 08.11.2011
Укрепление законности и правопорядка. Организация и принципы работы органов военной прокуратуры. Основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека при прохождении службы. Сущность и задачи надзора за общевоинскими уставами.