Право в системе социальных норм таблица. Страницы истории
В.Ф. Мартынов*
К вопросу о месте норм права в системе социальных норм
Отношения между людьми в обществе носят упорядоченный характер и подчиняются определенным правилам (нормам). При помощи норм устанавливаются стандарты допустимого и недопустимого поведения, осуществляется оценка совершаемых людьми поступков, определяются процедуры разрешения спорных и конфликтных ситуации, а также определяются меры ответственности за несоблюдение и нарушение содержащихся в нормах предписаний. Учитывая неразрывную связь норм с поведением людей в обществе, их назвали социальными.
Все социальные нормы оценивают волевые действия людей с точки зрения их направленности (цели) и наступивших последствий (результата). При этом тот или иной вариант поведения может быть признан социальной нормой только в том случае, если закрепляет типичное (повторяющееся и признаваемое определенным числом людей) оценочное суждение: хорошо-плохо, приемлемонеприемлемо; возможно-невозможно и т.п. Из оценок вытекают соответствующие предписания, которые в свою очередь порождают определенные последствия. К примеру, убивать людей плохо -убивать людей нельзя - убийство одним человеком другого влечет наказание убийцы.
Система социальных норм складывается под воздействием различных факторов: исторического периода, уровня технического и культурного развития; геополитической обстановки и т.п. Как отмечает В.С. Нерсесянц, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа1. Историческое развитие, смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодействия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политических и др.). При этом в каждом обществе система социальных норм содержала (и содержит) унаследованные от предшествующих поколений и развивающиеся под воздействием национальной традиции и «внешних факторов» оценки «добра» и «зла»2. Эти оценки, в свою очередь, лежат в основании выработки обществом вариантов (моделей, эталонов, образцов) возможного, должного, недопустимого поведения.
Таким образом, социальные нормы представляют собой сложившиеся в процессе общественного развития, устойчивые и признаваемые и поддерживаемые определенными социальными группами (классами, национально-этническими группами, религиозными конфессиями и т.п.) образцы, (стандарты, модели) поведения участников социального общения.
В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие:
Социальность - социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта либо какое поведение является недопустимым с точки зрения интересов общества;
Нормативность - социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер - сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т. п.); они рассчитаны на многократное применение, т. е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация;
Сочетание объективности и субъективности - социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей. «Социальные нормы складываются в систему в том смысле, что выражают идеи, идеалы, интересы, противоречия в обществе, в котором существуют, органически входят в его духовную жизнь и через институции (организации, союзы, объединения, устойчивые нравы) органически врастают в общественные отношения»3;
Культурная обусловленность - социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.
* Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005
Теория права и государства
Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому классификация социальных норм может быть осуществлена по различным основаниям.
В зависимости от сфер жизни общества, в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.
В качестве примера политических норм,вплоть до настоящего времени не получивших своего законодательного (правового) закрепления в современной России, могут быть названы нормы, регулирующие деятельность парламентского лобби. В соответствии с Конституцией российский парламент (Федеральное Собрание) принимает законы от имени всего народа. Вместе с тем основную роль в процессе непосредственного принятия закона (голосования по поводу законопроекта) играют депутатские фракции, представляющие в Государственной Думе Федерального Собрания корпоративные интересы отдельных политических партий. При этом именно политические нормы регулируют условия формирования лобби и определяют порядок его функционирования.
Экономические нормы регулируют отношения в сфере производства и распределения материальных благ. Основным правилом (нормой) экономического развития является поддержание пропорционального баланса между производством и потреблением. Нарушение данного правила влечет за собой экономический кризис, обусловленный, в зависимости от обстоятельств, товарным дефицитом либо товарным перепроизводством.
Религиозные нормы регламентируют порядок организации и функционирования сферы культовых отношений, связанных с оформлением и осуществлением религиозных верований. К числу религиозных относятся правила устанавливающие религиозные праздники и памятные даты, регламентирующие отношения верующих в рамках собственной конфессии и по отношению к представителям иного вероисповедания, и т.п.
В зависимости от способа образования выделяют спонтанные (сложившиеся стихийно) и директивные (созданные в результате целенаправленной нормотворческой деятельности) нормы.
В качестве спонтанных следует рассматривать нормы обычаев, складывающиеся в результате многократного повторения социально-значимого явления, которое именно в силу своей повторяемости начинает рассматриваться в качестве закономерности.
К числу директивных норм относятся правила, устанавливаемые одними субъектами социальной деятельности в отношении других. Так, по мнению Ю. Лотмана: «“Регулярное” государство Петра I сознавало себя как систему указов и правил. При этом подразумевалось, что живое бытование культуры - лишь реализация этих норм. “Обычай” - жизнь не возведенная в ранг “грамматики”, - систематически разрушалась. Она отождествлялась с невежеством, отсталостью, “закостенелостью”. Разумное и прогрессивное мыслилось лишь как “регулярное”. Государственная деятельность осмыслялась как введение “регламентов” с последующим преобразованием жизни по их образцу»4.
По характеру воздействия на социальную среду - прогрессивные и регрессивные.
Прогрессивные нормы способствуют внесению в общественные отношения позитивных изменений. В частности, несмотря на неоднозначность оценок, большинство исследователей считают прогрессивными те преобразования которые были обусловлены реформами Петра I. При этом ре формационные процессы регламентировались не только правовыми, но и религиозными и моральными нормами, правилами этикета и т.п.
Регрессивные нормы оказывают на общественные отношения деструктивное воздействие. В качестве примера регрессивных норм могут быть приведены правила аккультурации местного населения, используемые в процессе колонизации Бразилии. Активное применение этих правил привело к тому, что с 1900 по 1950 г. в Бразилии вымерло 100 племен. Численность сохранившихся племен сократилось в среднем на 60-80%5.
Отмечая многообразие видов и форм социальных норм, можно констатировать, что в обществе на всех этапах его развития присутствует нормативный плюрализм. При этом, как справедливо заметил ИЮ. Козлихин, «нормативные системы, существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер. Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из регулятивных систем является ведущей, той, которая обеспечивает социальную солидарность, т. е. осуществляет интегративную функцию. Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т.д.»6.
Право как один из социальных регуляторов представляет собой совокупность норм (правил) поведения в обществе. В каком бы смысле мы ни употребляли слово «право» «мы всегда подразумеваем под ним что-то такое, против чего не следует посягать, чего не должно нарушать». С этим словом «в нашем уме всегда связывается то или другое поведение, предписание каких-либо положительных действий или воздержания от действий»7.
Право выступает в качестве регулятивно-охранительной системы складывающейся из общезначимых (правил) норм, принимаемых в целях обеспечения социальной стабильности, безопасности, развития и оказывающих результативное воздействие на общественные отношения.
Из данного определения можно вывести два основных признака права как социального регулятора:
Общезначимость;
Результативность.
При этом общезначимость права представлена как на объективном, так и на субъективном уровне. Объективно право считается общезначимым в силу его официального провозглашения таковым. Вместе с тем в ряде случаев субъекты воспринимают законодательно закрепленные предписания как лишенные реальной значимости (бесполезные и безопасные) декларации. Следовательно, общезначимым, а стало быть, и правовым издаваемое предписание будет являться только тогда, когда соответствующий субъект осознает обязательность предусмотренного варианта поведения лично для себя, при этом число подобных субъектов должно быть достаточным для достижения вышеназванных целей правового воздействия (т.е. для социальной стабильности, безопасности, развития).
Результативность права проявляется в достижении конечных целей правового воздействия.
Если взять за основу подобное понимание права, то снимаются многие противоречия и в частности противоречие «право - государство - закон»; а также «национальное и международное право». Неважно, кто устанавливает правило с точки зрения его провозглашения и официального закрепления, важно, чтобы тот, кто это делает, обеспечивал бы признание правила общезначимым со стороны субъектов, которым правило адресовано, и обеспечивал бы результативность осуществляемого при помощи правила поведения. В подобном понимании говорить о праве как о явлении можно и в условиях архаических структур, и в условиях тоталитарных режимов, и в условиях современных демократий. Меняются формальные и содержательные аспекты, однако суть права и правового регулирования остается неизменной8.
Высказанная точка зрения предполагает оценку права как социального явления. При этом в основу права может быть положена протонорма (архаическое право), религиозный догмат (средневековое право), юридическая норма (современное право).
В качестве права может рассматриваться только действующая система норм, поскольку только действующие нормы могут оказывать результативное воздействие на общественные отношения.
Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, наряду с правом в процессе социального регулирования участвуют и другие правила поведения, получившие свое формальное закрепление в нормах религии, обычаев, морали и т.п.
Соотношение правовых норм с иными социальными нормами будет рассмотрено нами в соответствующих разделах.
Соотношение права и нравственности
Проблема соотношения права и нравственности традиционно рассматривается в контексте выделения общих и отличительных черт названных явлений. При этом сами феномены «право» и «нравственность» воспринимаются как самостоятельные и обособленные. Подобный подход допустим только в том случае, если говорить о праве и нравственности как о метафизических (рассматриваемых вне реальных жизненных обстоятельств) категориях. Более логичным представляется рассмотрение проблемы соотношения права и нравственности в контексте сочетания нравственных и юридических начал в содержании правовых норм. Основным нравственным началом права является его справедливость, что же касается юридического начала, то на наш взгляд это, прежде всего общезначимость и результативность правового предписания.
Оценка права с точки зрения справедливости представляет собой субъективную характеристику, воспроизводимую на уровне индивидуального либо общественного правосознания. Так, реформы проводимые в эпоху царствования Петра I, воспринимаются большинством российских граждан как «справедливые (правильные)». В свою очередь, не менее масштабные государственноправовые и социокультурные преобразования, имевшие место в период властвования И.В. Сталина, зачастую оцениваются как «несправедливые (неправильные)» Причем субъективные оценки права с точки зрения его нравственности (безнравственности) зачастую носят полярный характер и определяются тем воздействием, которое право оказало на положение конкретного субъекта. Так, один и тот же судебный приговор может рассматриваться в качестве справедливого с точки зрения лица, пострадавшего от преступления, и несправедливого, неоправданно жестокого с точки зрения
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005
Теория права и государства
лица, признанного виновным в совершении этого преступления и осужденного по решению суда.
В отличие от нравственной характеристики права, которая в силу своего субъективного характера не подлежит формальному закреплению, юридические свойства правовых норм (общезначимость и результативность) обеспечиваются посредством законодательного закрепления нормативных установок, создания системы государственных гарантий их реализации, а также юридической ответственности за неисполнение и нарушение установленных при помощи права правил поведения. При этом право воспринимается как объективная регулятивно-охранительная система, существующая и действующая независимо от ее субъективной оценки в качестве справедливой либо несправедливой.
В процессе правового регулирования соотношение нравственных и юридических начал права наиболее отчетливо прослеживается в сфере правоприменительной деятельности. К примеру, деятельность судов присяжных построена на сочетании «суда по справедливости», осуществляемого присяжными, с юридической деятельностью профессионального судьи, производящего юридического оформление принятого решения, а также деятельностью сторон обвинения и защиты, принимающих участие в состязательном процессе. При этом позиции юристов, поддерживающих сторону обвинения либо защиты в процессе, должны строиться как с учетом юридической, так и нравственной оценок рассматриваемой ситуации.
Соотношение права и религии
Религия - одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов)9.
Религиозные нормы, как уже отмечалось выше, регламентируют отношения среди верующих. При этом по аналогии с национальным и международным правом можно говорить о религиозных нормах, регулирующих и охраняющих отношения внутри одной конфессии (союза единоверцев) и упорядочивающих отношения между представителями различных конфессий.
Соотношение права и религии представляется целесообразным рассматривать в контексте двух основных подходов:
1. Право и религия выступают в качестве самостоятельных регулятивно-охранительных систем. В рамках подобного подхода церковь отделена от государства. Соответственно воспринимаются в качестве самостоятельных (обособленных) сферы государственно-правового (светского) и религиозного (духовного) регулирования. Государственно-правовое регулирование направлено на упорядочение и охрану публичных (общеобязательных) отношений. При этом государство, закрепляя в законах правила общеобязательного поведения, гарантирует их реализацию всеми представителями сообщества, на основании и в соответствии с правовыми нормами вершит правосудие и осуществляет меры юридической ответственности, в основу которых положены принципы конкретного наказания за конкретное правонарушение и адекватности наказания вреду, причиненному конкретным правонарушением.
Религия, в свою очередь, рассматривается в качестве регулятивно-охранительной системы корпоративного характера. Закрепление на законодательном уровне принципа свободы вероисповедания означает, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13 Конституции России 1993 г.). Соответственно, религиозные нормы не являются общеобязательными и осуществляют воздействие лишь на представителей соответствующей конфессии.
2. Религия представляет основание и основную ценность права. В рамках данного подхода предполагается провозглашение единой государственной религии, обеспечиваемой при помощи государственного принуждения и направляющей свое регулятивное и охранительное воздействие на все важнейшие общественные отношения. Примером современного «религиозного права» является шариат10. В шариате с точки зрения исламской религии наряду с собственно духовными освещаются светские проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники и прочее, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволенные, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских законоведов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина «от колыбели до могилы»11 .
Соотношение права и технических норм
Наряду с нормами (правилами), регламентирующими человеческое поведение в социальной среде, существуют технические нормы, посредством которых устанавливают регламенты эксплуатации техники, правила проведения различных работ, режимы природопользования и т.п. Не
являясь социальными, технические нормы тем не менее непосредственным образом связаны с человеческой жизнью12. С их реализацией связывается общественное развитие и, соответственно, их несоблюдение и нарушение влечет наступление социально-вредных последствий.
Соотношение технических и правовых норм целесообразно рассматривать в рамках трех подходов.
1. Субъект действует в четком соответствии с предписанием технической нормы. В этом случае правовая норма бездействует либо используется в качестве поощрительной. К примеру, водитель, в течение длительного времени осуществляющий безаварийную езду, не допускающий поломок вверенного ему автотранспортного средства и таким образом исполняющий как правила эксплуатации технических средств, так и правила дорожного движения, в соответствии с нормами трудового законодательства может быть поощрен (премирован, представлен к государственной награде, почетному званию и т.п.).
2. Субъект нарушает требования технической нормы, причиняя при этом вред только себе. При этом интересы других людей данное нарушение не затрагивает. В сложившейся ситуации правовая норма бездействует. Считается, что вред, причиненный нарушителем самому себе, выступает в качестве наказания за совершенное нарушение. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, связанную с аварией автомобиля, наступившей по вине водителя, в результате которой вред был причинен только автомобилю и самому водителю. При этом дополнительной правовой ответственности к нарушителю, который одновременно является и пострадавшим, в законе не предусмотрено.
3. Нарушение технической нормы повлекло наступление социально-вредных последствий. В этом случае к нарушителю применяется мера юридической ответственности, предусмотренная санкцией соответствующей нормы права. К примеру, в Федеральном Законе «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69 ФЗ в ст. 1 определяется, что «требования пожарной безопасности - это специальные условия... технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности». Ст. 38 названного Закона содержит предписание, согласно которому нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей и нанесение материального ущерба, обусловливает привлечение нарушителей к административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В заключение статьи представляется целесообразным сделать некоторые обобщения и выводы.
Прежде всего необходимо отметить, что отношения между людьми носят упорядоченный характер и регламентируются множеством поведенческих стереотипов - социальных норм.
Многообразие социальных норм предопределяет необходимость их дифференциации и иерархизации. Постепенно в системе социального регулирования выделяется специфическая нормативная система, объединяющая нормы общезначимого (публичного) характера. Такая система получает название права. От других социальных норм нормы права отличаются прежде всего тем, что только они признаются общезначимыми и общеобязательными. При этом правовой норма может считаться только в том случае, если оказывает результативное (регулятивно-охранительное воздействие) на общественные отношения.
Рассматривая проблему соотношения норм права с другими социальными нормами, целесообразно выделять три группы отношений: права и морали, права и религии, права и технических норм. При этом во всех случаях в основу соотношения названных норм положены принципы непротиворечия праву и окончательного разрешения возникающих коллизий в соответствии с правовыми нормами.
1 См.: Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983. С. 5.
2 См.: Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 157.
3 Лейст. О.Э. Указ. соч. С. 157.
4 Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970. С. 41.
5 См.: Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 33.
6 Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3. С. 5.
7 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. С. 16.
8 См.: Ромашов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия: Сборник избранных статей. СПб., 2004. С. 30-31.
9 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 675.
10 Термин «шариат» происходит от арабского «шараа» - «направлять», «издавать законы».
11 Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. С. 3.
12 Следует отметить, что дифференциация социальных и технических норм в ряде случаев носит достаточно условный характер, поскольку ряд технических норм (правила техники безопасности труда, безопасности движения транспорта, санитарные, ветеринарные нормы и др.) по сути являются социальными, а некоторые социальные нормы (нормы рентабельности и эффективности функциональной деятельности, языковые нормы и др.) близки к техническим. См. Лейст О.Э. Указ. соч. С. 153.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005
Место права в системе социальных норм, его роль в системе нормативного регулирования определяются свойствами, отличающими право от иных социальных норм.
С этой точки зрения значимы следующие признаки права:
- связь права с государством - от государства исходит формальное закрепление норм права, государство обеспечивает выполнение норм;
- общеобязательность правовых норм - никакие другие социальные нормы не обладают этим свойством, распространенность и степень императивности всех иных норм значительно меньше;
- формальная определенность - нормы права четко описывают поведение человека, они строго разграничивают права и обязанности лиц, все их предписания закреплены в официальных источниках. Всех этих свойств лишены иные виды социальных норм;
- системность права - нормы права регулируют поведение комплексно; все социально значимые сферы охватываются правовым регулированием. Право - единственная нормативная система, стремящаяся преодолеть противоречивость отдельных предписаний. Все иные социальные нормы, несмотря на их очевидную взаимосвязь, часто носят противоречивый характер, не способны единообразно урегулировать какой-либо вид общественных отношений.
Соотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием.
Единство заключается в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы - все они относятся к социальным нормам. Признаки социальных норм, о которых мы говорили выше, в полной мере относятся к нормам права. Все эти явления относятся к социальным регуляторам, выполняя сходные социальные функции; они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни данного общества.
Кроме этого, у социальных норм есть общие черты и с точки зрения средств обеспечения. Все они выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности. Меры общественного воздействия, прежде всего сила общественного мнения, поддерживают все виды социальных норм, в том числе и правовые. Другое дело, что для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения.
Различия социальных норм многоплановы. Они определяются прежде всего свойствами правовых норм, указанных выше. Основными критериями разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения, о чем уже говорилось. Помимо этого, нормы права отличаются от других социальных норм по:
- форме выражения. Правовые нормы фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства. Иные нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера;
- сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому урегулированию и нуждающиеся в нем. Как правило, это наиболее значимые общественные отношения. Иные социальные нормы могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права. С другой стороны, правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, отношений, не затронутых этими регуляторами.
Кроме того, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства или административно-территориальной единицы. Все иные нормы в той или иной мере локализованы, сфера их действия значительно уже по тенденциям развития. Нормы права появляются лишь на отдельной стадии развития общества. При этом неотъемлемым свойством права является динамизм, что позволяет ему трансформироваться вместе с обществом. Обычаи и нормы морали появились раньше правовых норм, при этом они более консервативны, медленнее формируются и медленнее исчезают.
Взаимодействие права и иных социальных норм определяется прежде всего вышеназванными различиями между ними и, кроме этого, зависит от содержания норм.
Взаимодействие права и других норм - обоюдный процесс, оно не является односторонним воздействием одного явления на другое. Учитывая это, можно выделить следующие формы взаимодействия права и иных социальных норм.
Влияние права на иные социальные нормы
Во-первых, нормы права могут поддерживать действие иных социальных норм.
Во-вторых, нормы права могут учитывать в своем составе другие социальные нормы. Например, уголовная ответственность за ношение оружия не распространяется на те случаи, когда оружие является традиционным элементом национального костюма; общенародные, наиболее распространенные праздники фиксируются в трудовом законодательстве в качестве выходных дней и т. д.
В-третьих, нормы права могут вытеснять некоторые социальные нормы. Например, законодательно запрещаются обычаи кровной мести, похищения невесты, многоженства.
Влияние на право иных социальных норм
Во-первых, некоторые социальные нормы могут поддерживать право.
Во-вторых, некоторые социальные нормы используются в процессе реализации и применения права. Например, закон в ряде случаев ссылается на обычаи как источники права.
В-третьих, некоторые социальные нормы помогают уяснить содержание норм права. Например, такие оценочные понятия законодательства, как «аморальный поступок», соблюдение профессиональной этики и т. п., могут быть поняты только с учетом содержания других социальных норм.
Особую сложность представляет собой вопрос о возможных коллизиях между правовыми и иными социальными нормами. При противоречии норм права и иных социальных норм приоритетным действием всегда обладают нормы права. Однако не все так просто. Всегда нужно помнить о том, что нормы права должны исходить из тех же социальных предпосылок, что и иные социальные нормы. При помощи правовых запретов можно воздействовать на негативные отклонения от нормального состояния общественных отношений. Однако возможности правового воздействия на иные социальные нормы ограниченны. Отнюдь не все социальные нормы можно вытеснить с помощью норм правовых.
Неприятие юридических нововведений большей частью общества приводит к массовым уклонениям от соблюдения предписаний правовых норм, и даже к массовому противоправному поведению. Общеизвестно, что любой массовидный процесс сам по себе уже становится нормой. Воздействовать на нарушителей юридических норм можно только в том случае, если они составляют незначительную часть общества, состоящего в целом из законопослушных граждан, в противном случае не помогут ни правовые предписания, ни государственное принуждение. Управление, основанное на принуждении, недолговечно и потенциально конфликтно. Оптимальным вариантом является взаимодополняемость права и иных социальных норм. Вот почему так важно для юристов уяснить место права в социальном регулировании и его взаимодействие с другими нормами - все это должно быть учтено в процессе правотворчества и отражено в правовых нормах. В противном случае правовые нормы будут недолговечны, а, следовательно, и неэффективны. Законодатель может пойти на явный конфликт правовой и иной регуляции только в исключительных случаях, когда для этого существуют действительно веские социальные причины. В таких редких случаях (и при соблюдении условий эффективности правовых норм) авторитет права и сила его особых средств воздействия позволят добиться приоритета правовых норм.
Соотношение права и морали. Общее между правом и моралью:
- 1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
- 2) у них единый объект регулирования - общественные отношения;
- 3) исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью:
- 1) по происхождению: если мораль возникает вместе с обществом, то право - вместе с государством;
- 2) по форме выражения: если мораль содержится в общественном сознании, то право - в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму;
- 3) по сфере действия: если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право - наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить;
- 4) по времени введения в действие: если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые - в конкретно установленный срок;
- 5) по способу обеспечения: если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права - мерами государственного воздействия;
- 6) по критериям оценки: если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия, предусмотренные уставом организации.
Взаимодействие права и обычаев. Обычаем является правило, соблюдаемое в силу привычки. Обычаями становятся нормы, соблюдение которых стало привычным в результате их длительного существования. Право в своем осуществлении опирается на привычное массовое подчинение правовым нормам (привычка соблюдать закон). В некоторых случаях санкционированный обычай является источником права.
Взаимодействие норм права с религиозными нормами. Назначение религии - определение места человека в мире. Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения.
Сходство:
- 1. Религиозные нормы в определенной мере формализованы и содержат определения.
- 2. Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т. д.).
Различие:
- 1. Сфера действия религиозных норм гораздо уже, чем правовых.
- 2. Различный механизм действия, религиозные нормы абсолютно непреложны, так как ссылаются на «высший авторитет».
Взаимодействие норм права с корпоративными нормами
Сходство:
- 1. Текст нормы закрепляется в соответствующем документе.
- 2. Корпоративные нормы так же, как и правовые, принимаются по определенной процедуре.
- 3. Они систематизированы.
Пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами.
Особенности корпоративных норм:
- 1. Направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, они регулируют отношения между субъектами этой организации.
- 2. Это нормы локального действия.
- 3. Фиксируются в уставах или иных аналогичных документах.
- 4. Подлежат проверке в виде регистрации со стороны государства - соответствие законодательству.
- 5. Обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания - исключение из организации, общественное порицание и т. д.
Взаимодействие:
- 1. Право граждан на создание организаций закреплено в законе, таким образом проявляется поддержка правом корпоративных норм.
- 2. Юридические нормы могут полностью вытеснять корпоративные нормы (в тоталитарном государстве).
- 3. Наоборот, корпоративные нормы могут выходить за пределы своего регулирования (при неразвитом правовом регулировании).
Контрольные вопросы
- 1. Что такое система социального регулирования?
- 2. Что такое социальная норма?
- 3. Какие виды социальных норм вы знаете?
- 4. Что такое корпоративные нормы?
- 5. Каково соотношение норм морали и правовых норм?
Система нормативного регулирования предст-ет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение людей в различных сферах жизнедеятельности.
В обществе существуют две подсистемы норм: технические и социальные. Тех-е нормы - это правила исп-я тех-х средств, зданий, производственных комплексов, технологий и явлений природы в процессе их эксплуатации. Эти нормы выступают как средство организации производственных процессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Тех-е нормы регулируют отношения типа "человек - машина" (субъект - объект). Соц-е нормы предст-ют собой средства организации обществ-х отношений: они регулируют поведение людей в обществе. Соц-е нормы упорядочивают отношения в связке "человек - человек" (субъект - субъект).
Тех-е нормы и соц-е взаимодействуют между собой. Важнейшие для общества технические нормы закрепляются гос-ми стандартами, инструкциями, спец-ми правилами и охр-ся гос-вом от нарушений, в т.ч. уголовно-правовыми мерами.
Осн-ми видами соц-х норм являются обычаи, традиции, нормы морали, религиозные нормы, нормы права и корпоративные нормы.
Объединяющим началом поведенческих норм выступает их социальный хар-р, общность выполняемых ф-ций. Различие соц-х норм проявл-ся по способу их установл-я и средствам охраны от нарушений. На этой основе выделяют общий признак соц-х норм - правило поведения - и отличит-е признаки - источник происхожд-я, способ обеспечения их действия.
Обычаи - это правила поведения, сложившиеся под воздействием обст-в и выполняемые в силу привычки. Традиции - это исторически сложившиеся правила повед-я, выполняемые под воздействием обществ-го мнения. Нормы морали - правила повед-я, сложившиеся в общ-ве в соотв-вии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения. Религиозные нормы - это правила повед-я, сложившиеся в соотв-и с духовными потребностями чел-ка, выполняемые в силу внутреннего убеждения. Корпоративные нормы - это правила повед-я, уст-е обществ-ми организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами. Нормы права - это правила повед-я, уст-е либо санкционированные гос-вом и обеспеченные его силой.
Соц. нормы м. б. классифицированы по различным основаниям:
1. По источнику возникновения различают: обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридические.
2. По сфере урегулирования общественных отношений: выделяют политические, организационные эстетические и правовые нормы.
По способу выражения: письменные и устные соц. нормы.
31. Понятие и признаки права.
Право - совокупность общеобязат-х, формально-определенных норм, кот-е выражают гос. волю общества, ее общечеловеческий и классовый хар-р; издаются или санкционируются гос-вом и охраняются от нарушений возможностью гос. принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.
Признаки права .
1) Нормативность . Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно, они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения. Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.
2) Формальная определенность . Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.
3) Системность . Право – это прежде всего совокупность, а точнее – система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система.
4) Связь с гос-вом. В мире сущ. множество систем различных соц. норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, гос-во действует непосредственно через свои уполномоченные органы.
5) Интеллектуально - волевой характер . Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.
Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, регулирующее действие права, возможно, лишь при
№ 31. «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы. В-третьих, право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовными, а так же национальными, религиозными, демографическими и другими условиями его жизни. Государственная воля аккумулирует интересы различных классов, слоев и групп населения и объективизируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установления, правилах поведения, именуемых правовыми нормами.
6) Обеспеченность возможностью государственного принуждения . Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государственное принуждение подразделяется на: физическое и психическое.
Под физическим принуждением понимаются всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.
При психологическом принуждении на первом плане стоит страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения. Именно страх психически принуждает граждан сообразовывать своё поведение с требованиями права.
7) Общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна
5.1. Право в системе социальных норм
Все действующие в обществе нормы подразделяются на две основные группы – технические и социальные . Под техническими нормами понимаются те, которые регулируют отношения между людьми и природой (санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др.). Социальные нормы – это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений. Они содержат указания, информацию о желательном или нежелательном поведении людей.
Виды социальных норм:
1) обычаи – правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения; 2) религиозные нормы – правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих; 3) мораль – система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого; 4) политические нормы устанавливают правила поведения в политической сфере; 5) эстетические нормы определяют рамки вкусов, мнений, художественных и культурных предпочтений; 6) правовые нормы (нормы права) – установленные и санкционированные государством общеобязательные правила поведения, за нарушение которых наступает юридическая ответственность.
Отличия права от других социальных норм: нормативность (четко определяет права и обязанности субъектов, а также ответственность за нарушение); отражает принципы справедливости, свободы, равенства людей; связано с государством, что делает его общеобязательным; для его реализации предусмотрены определенные процедуры.
Функции права
1. Внешние: экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т. п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц);
2. Внутренние: регулятивная; охранительная; культурно-историческая; воспитательная; социального контроля.
Принципы права
А) Общеправовые принципы: равенство; гуманизм; законность; состязательность сторон; взаимность; принцип вины; неотвратимость ответственности; справедливость; неприменение силы; невмешательство в частные дела и другие.
Б) Межотраслевые принципы: принцип независимости судей, принцип гласности судопроизводства и другие.
В) Отраслевые принципы: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях, принцип добровольности действий; в трудовом праве – принцип свободы труда, в семейном праве – равноправие мужа и жены и другие.
Презумпции – предположения, которые признаются достоверными, пока не будет доказано обратное: презумпция невиновности (в уголовном праве); презумпция виновности (в гражданском праве); презумпция знания закона; презумпция долевой формы собственности; презумпция титульного владения.
Правовые аксиомы – утверждения, которые не требуют доказательств. Юридические фикции – положения, которые изначально лишены истины, но признаются законодательством в качестве существующих, а значит, общеобязательных.
Структура нормы права – это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.
1. Гипотеза – структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие.
2. Диспозиция – структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов.
3. Санкция – структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции.
Классификация видов правовых норм
* По субъектам правотворчества: а) нормы, исходящие от государства; б) нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения.
* По социальному назначению: учредительные (нормы-принципы); регулятивные (нормы-правила поведения); охранительные (нормы-стражи порядка); обеспечительные (нормы-гарантии); декларативные (нормы-объявления); дефинитивные (нормы-определения); коллизионные (нормы-арбитры); оперативные (нормы-инструменты).
* По характеру содержащихся в тексте норм правил поведения: обязывающие; управомочивающие; запрещающие.
* По функциональной роли: общие; специальные.
* По методу правового регулирования: а) императивные (имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении); б) диспозиционные (предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определять дальнейший ход их взаимоотношений); в) рекомендательные (устанавливают варианты желательного для государства поведения); г) поощрительные.
* По сфере и субъектам действия: общего действия; ограниченного действия; локального действия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна3.8. Виды социальных норм Система социальных норм – часть системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм: технические (используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой и техникой); социальные.Социальная норма
автора Автор неизвестен Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана НиколаевнаV Успешность социальных контактов А. Положение в коллективе (пользуется ли авторитетом, уважением, симпатией большинства одноклассников, только мальчиков, только девочек, большая часть учащихся равнодушна). Чем это определяется?Б. Отношения со сверстниками (имеет друзей
автора Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна автора Автор неизвестен23. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ Социальные нормы – это правила поведения которые: 1) обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц и 2) регулируют общественные отношения (т. е. отношения между людьми и их объединениями). Они обусловлены
Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен29. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ 1. По отраслям права выделяются нормы конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.2. По функциям: регулятивные нормы и
Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен32. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Подразделение на публичное и частное право возникло еще в Древнем Риме. По мнению римского юриста Ульпиана, публичное право «относится к положению римского
Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен17. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ Понимание существующих конфликтов должно учитывать их классификацию. В ее основу можно положить разные признаки: сфера, объект, субъект, результативность, содержание. Сферой развертывания конфликта может быть экономика, политика,
автора Автор неизвестен22. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Управление – это осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество, с целью упорядочить и усовершенствовать его социально-деятельностную структуру. Воздействие означает способы, формы, приемы решения как
Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен23. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Социальные технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию.Глобальные социальные технологии выделяются с точки зрения масштабности. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких
Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна Из книги Шпаргалка по договорному праву автора Резепова Виктория Евгеньевна автора Автор неизвестен12. СУБЪЕКТИВНОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА (АВТОРСТВО, ПРАВО НА ИМЯ) Субъективное авторское право возникает в силу факта создания творческого произведения независимо от его назначения, достоинств, завершенности, обнародования и других
Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен23. ПРАВО ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО И КАБЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ. ПРАВО ИЗГОТОВИТЕЛЯ БАЗЫ ДАННЫХ Организации эфирного и кабельного вещания обладают исключительным правом на сообщение радио– или телепередач, т. е. вправе использовать это сообщение любым не противоречащим закону
План
2. Право в системе социальных норм.
3. Право и государство.
Литература
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: В 2-х частях. Ч. 2. Теория права. – М., 1996.
2. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – М., 1996.
3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1996.
4. Копаев В.С. Мораль и ее влияние на современное российское право // Юрист. – 1998. - № 10.
5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для ВУЗов. – М., 1999.
6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.
7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.
8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.
9. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.
10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1996.
11. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.
12. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.
13. Четвернин В.А. Понятия права и государства: Учебное пособие. – М., 1997.
14. Энциклопедический юридический словарь / Румянцев О.Г., Донов В.Н. – М., 1997.
1. Понятие и виды социальных норм. Социальные и технические нормы.
Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на социальные и технические.
Социальные нормы – это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы.
Особенности социальных норм:
1) предмет регулирования здесь сугубо социальный – общественные отношения;
2) «субъективный» состав связан только с людьми как представителями социальный сферы.
Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. К ним относятся правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, ГОСТы, технические условия и др.
Особенности технических норм:
1) предмет регулирования здесь не сугубо социальный;
2) «субъективный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.
Социальные и технические нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Так УК предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта.
2.1. Место права в системе нормативного регулирования общественных отношений
Система нормативного регулирования общественных отношений – это совокупность социальных норм, т.е. связанных с волей и сознанием людей общих правил регламентации поведения, форм их социального взаимодействия, возникающих в процессе исторического развития общества и соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Социальные нормы выполняют три основные функции:
1) регулятивную , т.е. установление правил поведения в обществе, регламентация социального взаимодействия;
2) оценочную , являясь критериями отношения к тем или иным действиям и поступкам;
3) трансляционную, т.е. передачу от поколения к поколению определенной культуры общественных отношений
Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям.
По сферам действия различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. нормы.
По механизму, т.е. регулятивным особенностям, принято выделять мораль, право, обычаи, и корпоративные нормы.
Право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
Право и мораль . Право и мораль характеризуются как единством, так и различием. Их единство проявляется в том, что они являются духовными ценностями, выработанными человечеством. Кроме того, они в конечном счете определяются уровнем экономического развития общества. В то же время они выражают различные стороны регулирования общественных отношений, поведения людей и различаются по способу существования (нормы права зафиксированы в нормативно-правовых актах, а нормы морали, в основном существуют в сознании людей, либо находят воплощение в произведениях искусства и религиозных канонах), по сфере действия (нормы морали охватывают более широкую область отношений), по способу привлечения к ответственности, по формам ответственности и т.д.
Право и обычаи. Обычай – это общие правила, возникающие в результате многократного повторения конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности существования вошедшие в привычку людей.
Обычаи относят к числу самых ранних социальных норм. В период становления государств обычаям начали придавать общеобязательное значение. Записанные обычаи стали возводиться в ранг законов государства и превратились в первые источники права. Сегодня юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства. В то же время право может вытеснять вредные с точки зрения общества и государства обычаи, или занимать по отношению к некоторым из них нейтральные позиции.
Право и корпоративные нормы . Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных объединениях, распространяющиеся только на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного объединения. К таким нормам относятся нормы партий, профсоюзов, клубов и т.п.
По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические (записаны в соответствующих документах, систематизированы, принимаются по определенной процедуре). Однако предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически. Они не порождают права и обязанности, обеспеченные юридической защитой.
В условиях демократического общества и правового государства гармоническое взаимодействие права с другими социальными нормами является необходимым условием их эффективности.
2.2. Соотношение права и морали
Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и поддерживаемая силой общественного мнения.
Мораль является синонимом понятия нравственность. Наукой о морали или нравственности является этика.
Единство между правом и моралью заключается в следующем:
1) в системе социальных норм они выступают самым универсальным, распространяющимся на все общество, средством регулирования;
2) у них единый объект регулирования – общественные отношения;
3) они исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью :
1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то объективное право – вместе с государством);
2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право – с специальных актах, имеющих письменную форму);
3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право – наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);
4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые – в конкретно установленный срок);
5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права – мерами государственного воздействия);
6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).
Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных, например, не убий, не укради и др.
В то же время возможны и противоречия, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов.) Например, советское право запрещало калым, в то время как мораль среднеазиатских народов считала его общеобязательным и всячески поощряла.
2.3. Право и обычаи. Их единство, различие и взаимодействие
Обычаи – это общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.
В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности. Это обусловливает многообразие обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Рознятся обычаи и в зависимости от регионов.
В отличие от права или морали обычаи предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.
Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно.
Исторически обычаи относят к числу самых ранних социальных норм. В период образования государств им стали придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в систематизированные своды обычаи возводятся в ранг законов государства (Законы Хаммурапи, Законы Ману и др.) и становятся первыми источниками права.
Сегодня возможны три основных варианта взаимодействия права и обычаев:
1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства и создают условия для их реализации.
2. Юридические нормы способствуют вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.
3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям.
Обычаев, к которым юридические нормы безразличны, большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.
От взаимодействия права и обычая следует отличать правовой обычай, как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.
В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее санкционирования. Иначе говоря, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в нормативном акте. В качестве примера могут рассматриваться ст. 134, 135 Кодекса торгового мореплавания и ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.
2.4. Право и корпоративные нормы
Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Наиболее распространенным примером таких норм являются нормы общественных организаций – партий, профсоюзов, клубов и т.д.
По формальным признакам корпоративные норы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. В то же время корпоративные нормы не обладают общеобязательностью норм права, не обеспечиваются государственным принуждением.
Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически (в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования). Они «принадлежат» структурным единицам гражданского общества и отражают специфику природы последних.
В связи с этим важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Последние, хотя и действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Это означает, что в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Например, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.
3. Соотношение государства и права
Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, это система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Единство государства и права состоит в том, что они:
1) возникают и развиваются совместно;
2) выступают средствами управления, инструментами власти;
3) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
4) определяются одними и теми же социально-экономическими, политическими, культурными и другими факторами.
Различия между государством и правом:
1) если государство есть особая организация политической власти, то право является социальным регулятором;
2) если государство выражает силу, то право – волю;
3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права – норма;
4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.
Взаимосвязь государства и права:
1) с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также регулирует и охраняет его (правоприменение);
2) с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.
Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом:
1) государство стоит над правом, выступая определяющим фактором, что характерно для антидемократических стран;
2) право стоит над государством, выступая его ограничителем, что характерно для правовых государств.