Правление перикла.
Даже враги Перикла признавали, что большая часть государственных доходов при нем тратилась на культурные цели. Перикл и окружавшая его группа просвещенных друзей стремились превратить Афины в культурный центр тогдашнего мира. Они полагали, что город-гегемон должен сделаться во всех отношениях гегемоном эллинского мира. Афины должны стать экономическим, политическим, культурным и религиозным центром всей Эллады, сделаться «Элладой в Элладе». Культурная политика Перикла была своего рода культурной пропагандой.
Перикл и окружавшая его группа просвещенных деятелей полагали, что и сами Афины должны получить соответствующее внешнее оформление.
Все, что было замечательного и знаменитого в каком-либо отно-
11 ар феи on.
шении во всем мире,-философы, писатели, ученые, художники и т. д.,-все направлялось в Афины и находило там широкое поприще для своей деятельности. Геродот, софисты Протагор, Горгий и многие другие знаменитости эллинского мира побывали в Афинах.
Внешний вид Афин при Перикле совершенно изменился. Из старого пол у сельского города, каким был г. Афины до персидской войны, при Перикле они превратились в большой город мирового значения, своим блеском затмивший все остальные города Греции.
«Так, ты-чурбан,-писал один современник Перикла,-если не видел Афин; осел, если видел их и не восторгался; а если по -своей охоте их покинул, то ты-верблюд».
Постройки перикловой эпохи считаются образцом классического стиля. Большая часть лучших шедевров античного строительного и изобразительного искусства принадлежит «золотому веку» Перикла. К числу наиболее замечательных в художественном отношении построек этого века принадлежат: Парфенон (храм Афины), построенный выдающимися архитекторами Греции Калликратом и Иктином, Эрсхтейон (храм Эрехтея), Тезейоп (храм, посвященный богу Гефесту) и, наконец, изумительные по красоте ворота, ведшие на Акрополь,-Пропилеи , украшенные великолепной колоннадой. Скульптурные работы, украшавшие Парфенон, производились под руководством художника Фидия , первого скульптора Эллады, ближайшего советника Перикла. Совершенно заново отстроен был Пирей , из скромной гавани афинской общины превратившийся в огромный порт Афинской республики. От Афин к Пирею и Фалеру (другой гавани Афин) тянулись массивные «длинные стены», защищавшие город от нападения с моря.
«Создания Перикла заслу?кивают величайшего удивления. Они воздвигнуты в короткое время, но не для короткого времени. По своей прочнбсти они кажутся оконченными только в настоящее время. Красота и изящество спасли их от прикосновения времени, как будто творец дал своим произведениям вечную юность и вдохнул в них нестареющую душу» ,-так расценивали архитектурные памятники классической эпохи сами древние писатели и историки.
Характерное для Афин сочетание дорийского и ионийского элементов нашло свое выражение в монументальном изобразительном искусстве. В постройках перикловой эпохи дорийский и ионийский стили гармонически" сочетаются. Дорийские элементы отчетливо выступают, например, в Парфеноне. Эрехтейон построен в ионийском стиле.
Как во всех других делах, так и в культурном отношении Перикл опирался на достижения своих предшественников. В смысле внешнего оформления города предшественниками Перикла были Писистрат и Кимон. Писпстрат построил рыночную площадь (агора), соорудил. монументальный вход в Акрополь и снабдил город водой. Кимон заложил Тезейон, построил Цветной портик (Стоа Пойкила), стены которого расписаны знаменитым мастером древности Полигнотом.
Культурно-просветительная деятельность Перикла не ограничивалась одними только постройками и скульптурами. Его намерение было гораздо шире. Он желал воспитать афинских граждан в духе добродетели (аретэ), сделать их, как тогда говорили, прекрасными во всех отношениях. Прекрасным "человеком греки классического периода считали добродетельного человека, а главными качествами добродетели признавались храбрость, правдивость, благочестие и сознание во всем чувства меры (соф]5осюне). Физические качества человека ценилпсь столь же высоко, как и духовные. Элементарная грамотность была общеобязательна для всех граждан. Из словесных искусств выше всего ценилось красноречие, находившее широкое применение в общественной жизни Афин.
Наряду с художественными целями широкое строительство, развернутое Периклом, преследовало, как сказано, и другие цели: политические, экономические и т. д. Привлекая в Афины массу иностранцев, тем самым увеличивали торговлю Афин, повышали заработок ремесленников, содержателей гостиниц,
Акрополь . Современный вид. Вдали долина р. Илисса , притока Кефиса.
постоялых дворов и т. д. На постройках работала масса ремесленников различных специальностей: плотников, скульпторов, литейщиков, ткачей, резчиков, каменщиков, рудокопов, красильщиков, золотых-дел мастеров, граверов, орнаментовщиков, хозяев судов, купцов, возчиков и т. д., и, таким образом, весь город оказывался на жаловании у государства.
Центральная идея полиса-помощь гражданам и в этом случае стояла на первом плане. Число рабочих-рабов при общественных постройках ограничивалось определенным процентом. Каждое ремесло составляло как бы особую самостоятельную корпорацию, подобно военной фаланге, управляемой своим стратегом. Работы организовывались таким образом, что в них принимали участие люди всех возрастов и званий. Внешний успех строительной политики Перикла был блестящий. «Все были как бы заражены широкими замыслами Перикла. Все ремесленники старались друг перед другом довести свое ремесло до"степени искусства».
В произнесенной речи при погребении воинов Перикл нарисовал идеал политического строя , основанного на мудром сочетании интересов общества с интересами отдельного человека, предоставлении индивиду возможности развернуть свои личные таланты и инициативу. «Наш строй,-говорил Перикл,-называется демократией потому, что он сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства». Идеал афинян-красивая и простая жизнь. Они пользуются богатством скорее как условием для общественной деятельности, чем как предметом для хвастовства. Афиняне умеют объединить заботу о домашних делах с государственными делами. Человека, уклоняющегося от участия в общественных делах, афиняне считают за пустого человека, так как они считают вредным, не обсудив дела во всесторонних прениях, перейти прямо к выполнению того, что нужно.
Любя красоту и образованность, афиняне не уступают ни одному из эллинских государств, в том числе и спартанцам, также и в военном искусстве. Но сила афинян состоит не в военной муштре и хитрости, а в гражданском энтузиазме и патриотическом рвении к общему делу...
Я утверждаю, указывал в заключение своей речи Перикл, нто все наше государство-центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется/приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности и, выполняя свое дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя самодовлеющего состояния.
А что это не одни только пышные слова, а настоящая действительность, это показывает нам уже самая сила нашего государства, которую мы приобрели вышеуказанными путями» .
Приведенная речь в изложении Фукидида, ближайшим образом имела агитационное значение: показать превосходство афинского строя перед спартанским. В* ней показаны только одни положительные стороны афинской конституции и скрыты отрицательные. ПериКл обходит вопрос о противоречии между богатыми и бедными, о деспотизме полиса в отношении союзников и собственных граждан, бесправное положение рабов и т. д. Речь Перикла не дословная реальность, а только идеал, дающий нам представление о направленности политики "«золотого века» Перикла.
"Относительно самого Перикла как государственного деятеля в исторической литературе высказывались и по сие время еще высказываются самые разнообразные мнения. Та или иная оценка личности Перикла почти всегда зависит от отношения данного историка к афинской, а часто и вообще к демократии.
Высокую оценку Периклу, как его личности, так и политическим способностям, дал известный английский историк Джордж Грот в первой половине XIX в. В противовес Гроту другие, преимущественно германские, историки старались умалить значение личности вождя афинской демократии, отрицая за ним всякую оригинальность политического мышления (Вилламовиц), оттеняя его демагогические приемы (Шварц, Курциус) или же объявляя его политику недостаточно демократической. Недооценка Перикла имеется и в книге Белоха «Аттическая политика после Перикла».
Однако ни одна из приведенных точек зрения на Перикла, незаслуженно снижающих его достоинства, не может быть признана правильной. Не приходится отрицать, что в условиях Греции V в. афинский строй был наиболее прогрессивным во всем эллинском мире, а глава Афин-крупнейшим политиком своего времени, лучше других понимавшим существенные интересы Афин и того класса, который он возглавлял.
Народным массам, в том числе и рабам, в демократических Афинах жилось лучше, чем в остальных греческих полисах с иным государственным устройством. Этого не отрицали даже принципиальные противники демократии, каковым был неизвестный нам автор так называемой «Псевдоксенофонтовой политии» (вторая половина V века). «Что касается афинского строя,- заявляет он,-то я его не одобряю по той причине, что афиняне избрали такой порядок, при котором простому народу живется лучше, чем благородным...» «Афиняне во всех отношениях отдают предпочтение простым и бедным демократам перед благородными». В другом месте тот же самый автор жалуется на «распущенность рабов и метэков» в. Афинах, при которой даже нельзя побить раба. В русской историографии наиболее полная и правильная характеристика перикловых Афин дана в «Истории Греции классического периода» Р. Ю. Виппера и отчасти в «Истории афинской демократии» В. П. Вузескула.
Достаточно указать па культурные достижения перикловых Афин, чтобы по справедливости оценить «золотой век» Афин и историческое значение их вождя.
Высокую оценку афинской демократии и личности Перикла дал Маркс, называя век Перикла временем высочайшего внутреннего расцвета Греции.
«Высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет-с эпохой Александра» .
Последующим поколениям век Перикла казался действительно «золотым веком», когда в государстве не было раздора между гражданами и царило спокойствие. «Единодушие и полное согласие царило тогда в государстве. Перикл сделался хозяином как над Афинами, так и над всей собственностью Афинского государства-доходами, сухопутными и морскими силами, островами и морями. Он был олицетворением того огромного значения, каким пользовались Афины среди греков и иностранцев, и того владычества над покоренными племенами, которое было утверждено союзами с различными царями и династиями» 1 . Так расценивает Перикла и его время составитель его биографии Плутарх Херонейский, правда, не свободный от идеализации Перикловых Афин.
Столь же высокую оценку Перикла как государственного деятеля дает и Фукидид. Пока Перикл, говорит Фукидид, стоял во главе государства, он правильно руководил им и твердо охранял его безопасность. При нем Афинское государство достигло высшего своего могущества.
Поддерживая и насаждая демократические учреждения, Перикл вместе с тем не заискивал и не льстил народу, держал себя с полным достоинством крупного государственного вождя, но не отделялся от народа. Выступления Перикла в народном собрании носили торжественный характер. В Афинах высоко ценилось красноречие, и Перикла считали первым оратором. В его речах гармонически сочетались ясный ум, высокая культура и непоколебимая убежденность в правоте своего дела, патриотизм и чувство меры и красоты. Недюжинные способности Перикла как оратора, прозванного «Зевсом Олимпийским», не отрицали даже и его враги. Перикл,. великий мастер слова, в красноречии видел своего рода музыкальный инструмент и умело пользовался им для приведения в исполнение своих широких планов. Перикл, говорит Плутарх, закалял и выковывал свое слово, соединяя, по примеру философа Анаксагора, красноречие с тонким знанием природы.
490–429 до Р. X.) Афинский стратег (главнокомандующий) в 444–443-429 годы до Р. X. (кроме 430), вождь демократической группировки. Законодательные меры Перикла способствовали расцвету афинской демократии. Стремился к усилению Делосского союза. Умер от чумы. «Все крупные государственные деятели Греции являлись в то же время и дипломатами, - пишет в „Истории дипломатии“ профессор В.С. Сергеев. - Писистрат, Фемистокл, Аристид, основатель Делосской симмахии, Кимон и особенно Перикл были дипломатами». Великий государственный деятель Перикл родился около 490 года до Р. X. Его отец Ксантипп, один из вождей рода Алкмеонидов, обладал богатством и влиянием. Своим положением Ксантипп во многом был обязан супруге Агаристе, внучке законодателя Клисфена. До семи лет Перикл не покидал отчего дома. Вместе с матерью он жил на женской половине под надзором специального раба-воспитателя. Перикл слушал сказки, мифы, басни Эзопа. Мальчика обучали правилам поведения, строго наказывали за проступки. Иногда отец приглашал его участвовать в пирах. Перикл внимал рассказам о подвигах предков. И знакомился с искусством, которым в совершенстве владел отец, - искусством политической интриги. Вскоре он сделал еще одно открытие: победы достигаются не только в открытом бою. Благодаря дипломатическому искусству иногда можно добиться большего, чем оружием. Не довольствуясь традиционным аттическим образованием, Перикл пополнял его в общении с художниками и философами. Среди них были Пифоклид, Дамон, Зенон. Но больше всего Перикл был обязан знакомству с философом Анаксагором. Управление афинским государством стало его целью. И когда Перикл начал общественную деятельность и стал участвовать в государственных делах (около 464 года до Р. X.), он посвящал своему призванию все свое время и все силы. Не видели, говорит Плутарх, чтобы он с тех пор ходил в городе другой дорогой, кроме той, которая вела на площадь и в здание думы. Перикл был простым, воздержанным человеком, он вел безукоризненный образ жизни и рачительно управлял доставшимся ему по наследству имением. Частыми гостями в его доме были афинские ученые, с которыми он беседовал о политике, искусстве, науке. Во всех государственных делах он проявлял истинное бескорыстие и совестливость, Перикл редко выступал перед народным собранием и охотно позволял своим друзьям публично излагать его собственные советы и намерения. Только в особо важных случаях он выступал сам, причем всегда на стороне демократической партии, в то время утратившей свои позиции. Однако гений Перикла вдохнул в нее новую жизнь. После изгнания Кимона руководимая им партия пришла к власти в Афинах (около 460 года до Р. X.). Перикл не забыл уроков Зенона, обучавшего искусству спора, и Анаксагора, по словам Плутарха, «вдохнувшего в него величественный образ мыслей, возвышавший его над уровнем обыкновенного вождя народа». «Мир возник из хаоса, - проповедовал Анаксагор, - разум организовал его и управляет им». Как пишет Плутарх, благодаря Анаксагору «Перикл не только усвоил высокий образ мыслей и возвышенность речи, свободную от плоского фиглярства, но и серьезное выражение лица, недоступное смеху, спокойную походку, скромность в манере носить одежду, ровный голос. Подобные свойства производили на всех удивительно сильное впечатление». Перикл обязался беречь единство Делосского союза. Он призвал освободить моря от персидских кораблей и навсегда покончить с варварской угрозой. Хотя непосредственно персы уже давно не угрожали Афинам, Перикл пришел на помощь ливийцу Инару, возглавившему восстание в Египте против персов. Афинянам и египтянам предстояло сражаться с отборными, численно превосходящими войсками Артаксеркса. И в 456 году до Р. X. они потерпели поражение. Инар был взят в плен и распят, греки же, запертые на небольшом островке, после восьмимесячной осады сдались на милость победителей (весна 454 года до Р. X.). Афиняне встревожились. За время греко-персидских войн они не знали подобных неудач. В смятении находились и союзники афинян. Было забыто прежнее недовольство, никто не обвинял Афины в тирании и бесцеремонном обращении с отдельными городами. Все отступило на задний план перед персидской угрозой. Перикл пришел к выводу, что Делосский морской союз, детище Аристида, изжил себя. Единственное спасение - полное подчинение союзников воле афинян. Не Делосский, а Афинский союз. Афинская держава - Архэ, полностью распоряжающаяся военными силами и средствами 200 государств! Перикл решился на неординарный шаг - перенести союзную казну из Делоса в Афины. Для того чтобы смягчить недовольство союзников, он склонил на свою сторону самосцев, которые заявили, что для защиты казны необходим сильный флот и только в Афинах она будет в безопасности. Таким образом, союзный совет вынес определение, согласно желанию Перикла. Афины стали полновластным хозяином всех денег, ежегодно поступавших от союзников. Отныне они целиком и бесконтрольно распоряжались сотнями талантов по собственному усмотрению. Афины превратились в центр и столицу сильного морского государства. Теперь было необходимо срочно решить вторую проблему - добиться единства греческого мира. Отношения со Спартой и Пелопоннесским союзом были чреваты войной Вот уже 10 лет не прекращались военные столкновения в Элладе. В 457 году до Р. X. афиняне разгромили беотийцев при Энофитах и подчинили своему влиянию все города Беотии, кроме Фив. На следующий год капитулировала Эгина. Ей пришлось дорого расплачиваться за свое упорство: она обязывалась передать военный флот, срыть стены и, став членом морского союза, уплачивать ежегодно 30 талантов - больше, чем кто-либо из остальных союзников. Не давая спартанцам опомниться, Перикл немедленно организовал еще две экспедиции, чтобы убедить всех греков в возросшей мощи афинян. Под начальством Толмида он отправил флот к самой Лаконии. Разрушив спартанский арсенал, Толмид, правда, не сумел закрепиться на берегу, и отплыл в Этолию, где покорил Халкиду и Навпакт. В 454 году до Р. X. сам Перикл во главе 100 триер двинулся из Пег в Мегариде вокруг Пелопоннеса. «Он опустошил не только большую часть побережья, но и проникал с гоплитами, находившимися во флоте, в глубь страны далеко от моря. Всех приводил он в страх своим нашествием и заставлял укрываться под защиту стен. Сикионцев он обратил в бегство в открытом бою, энидцев запер в их городе, разорил их область и отплыл на родину, показав себя врагам - грозным, согражданам - осторожным и энергичным полководцем: действительно, с его отрядом не произошло ни одного даже случайного несчастья» (Плутарх). Среди афинян и их союзников росла популярность Перикла как энергичного полководца и смелого воина, и мало кто видел в нем умного политика. В нем ценили смелость, а не проницательность, решительность, а не осторожность. Сам же Перикл считал себя прежде всего политиком. По его настоянию народное собрание выделило средства на сооружение, равного которому не знал греческий мир. Нужно было слить воедино город и порт, а для этого соединить их коридором, надежно укрыться за стенами. В течение пяти лет афиняне возводили стены, протянувшиеся на 40 стадиев (около 7 километров). Афины теперь были защищены со всех сторон, кроме моря. Перикл не желал конфликтовать со Спартой. По его предложению в 451 году до Р. X. Кимон возвратился из изгнания и сразу же приступил к переговорам со Спартой. Без труда добился Кимон пятилетнего перемирия, ибо, по словам Плутарха, «спартанцы относились к Кимону настолько же дружелюбно, насколько были враждебны к Периклу и другим вождям народа». Затем Кимон выступил против персов и одержал важную победу, завершившую 50-летний период греко-персидских войн. Так называемый «Каллиев мир», заключенный в 449 году до Р. X., позднее нередко называли Кимоновым. В Сузах, столице державы Ахеменидов, союзное греческое посольство договорилось о том, что Персия сохраняет за собой Кипр, но отказывается от малоазийских владений и предоставляет греческим полисам полную независимость. Кроме того, персидскому флоту запрещалось появляться в Эгейском море в течение 50 лет. Долгожданный мир, казалось, сулил спокойствие. Однако с уничтожением внешней угрозы исчезла последняя преграда для междоусобиц в Элладе. В сложных отношениях между Афинским и Пелопоннесским союзами переплетались экономические, политические и военные интересы. Конфликты начались, едва истек срок зыбкого пятилетнего перемирия между Афинами и Спартой. Вызов бросили Фивы - единственная твердыня олигархов среди демократических беотийских городов. Под знамена фиванцев потянулись изгнанники-аристократы, мечтавшие о восстановлении прежних порядков. В 447 году до Р. X. они захватили Херонею и Орхомен. В афинском народном собрании звучали голоса немедленно расправиться с непокорными. Ссылались на то, что беотийцы, не получив поддержки Афин, выйдут из союза и станут добычей Спарты, которая, правда, открыто не вмешивается в события, но тайно готовит заговоры и мятежи. Перикл выступил перед народом. Он предлагал не спешить, не раздувать конфликт в столь неподходящий момент. «Как стратег, - пишет Плутарх, - Перикл славился больше всего своей осторожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно было опасно, а исход его сомнителен. Тем военачальникам, которые рискованным путем добивались блестящего успеха и возбуждали всеобщий восторг, он не подражал и не ставил себе в образец». Перикл предпочитал действовать наверняка. Он убеждал демос не ввязываться в сомнительные предприятия и испробовать другие средства, чтоб сохранить Беотию. Но стратег Толмид, упоенный славой, рвался в бой. И тысяча добровольцев-гоплитов готова была немедленно двинуться в поход, уверенная в легкой победе. Народное собрание колебалось. Его не убедил и последний аргумент Перикла: «Ты не хочешь послушаться Перикла, Толмид? Пусть так! Но ты, по крайней мере, не ошибешься, если доверишься и подождешь самого умного советника - время». Скоро это изречение стало крылатым, еще больше укрепив авторитет Перикла как разумного руководителя народа. Толмид же его оценил лишь перед своей гибелью. Его отряд был разгромлен, и афинянам пришлось покинуть Беотию. Повсюду олигархи возвращались к власти и заключали союз с Фивами. Вслед за этим восстала Эвбея - остров, из которого, по словам Фукидида, афиняне «извлекали больше выгоды, чем из самой Аттики». Отпадение Эвбеи не только создавало непосредственную опасность для Афин, но грозило вызвать цепную реакцию: многие государства Афинского союза не скрывали того, что положение зависимых союзников их тяготит. Перикл понял, что медлить нельзя. Он возглавил карательную экспедицию против Эвбеи. Едва он появился на острове, гонцы принесли еще более тревожное известие: подняли мятеж Мегары, уничтожившие афинский гарнизон, а спартанские войска под командованием царя Плистонакса подошли к границам Аттики. Перикл спешно возвращается в Аттику. Едва появившись в Афинах, он узнает, что неприятель уже занял Элевсин. Перикл думает о спасении государства. Плистонакс еще молод, он во всем послушен Клеандриду, военачальнику, которого спартанское правительство назначило советником и помощником царя. А Клеандрид столь же опытен, сколь и корыстолюбив. Сумма в 10 талантов его вполне удовлетворяет. И Перикл без труда договаривается с ним втайне от всех. Пелопоннесские войска неожиданно уходят из Аттики. Когда они возвращаются на родину, возмущенные спартанцы приговаривают бежавшего Клеандрида к смертной казни, а на Плистонакса налагают огромный штраф, который он не в силах уплатить и потому вынужден покинуть Спарту. Афины были спасены. Перикл получил полную свободу действий и снова покорил столь важную для Аттики Эвбею. Из Халкиды Перикл удалил всех владельцев крупных поместий и, восстановив демократию, заключил, как и с прочими городами, союзный договор. «Совет и народ решили… По следующим пунктам пусть принесут присягу Совет и судьи афинян: „Я не изгоню халкидян из Халкиды и не разорю их город, и честного человека без суда и постановления народа афинского не могу лишить гражданских прав, не накажу изгнанием, не арестую, не убью, не отниму ни у кого денег, не поставлю без предуведомления на обсуждение приговор как против общины, так и против какого-либо частного лица. Это я буду соблюдать по отношению к халкидянам, если они будут повиноваться народу афинскому“. По следующим пунктам пусть принесут присягу халкидяне: „Я не изменю народу афинскому ни хитростями, ни какими-нибудь происками, ни словом, ни делом и не послушаюсь того, кто задумает изменить. И если кто-нибудь изменит, я сообщу афинянам. И подать я буду вносить афинянам такую, какую выхлопочу от них. И союзником я буду, насколько могу, лучшим и добросовестным. И народу афинскому стану помогать и содействовать, если кто-нибудь нанесет ему обиду, и буду повиноваться ему“. Пусть принесут присягу все совершеннолетние халкидяне. Если же кто не даст присяги, да будет тот лишен гражданской чести, имущество его конфисковано и десятая часть его сделается собственностью Зевса Олимпийского. О наказаниях пусть халкидяне в Халкиде решают по собственному усмотрению, как афиняне в Афинах; за исключением изгнания, смертной казни и лишения гражданской чести. По этим делам пусть им дается право апелляции в Афины, в гелиею. Об охране же Эвбеи пусть заботятся стратеги как можно тщательней, чтобы было как можно лучше для афинян». Триумфальное возвращение Перикла вселило новые надежды. В народном собрании опять раздались голоса, требовавшие покорения беотийских городов. Но теперь Перикл был непреклонен и категорически настаивал на прекращении военных действий. Всю жизнь он учился владеть собой и собственным настроением. На пороге 50-летия, достигнув вершины власти, он считал себя вправе усмирять страсти целого народа. «Перикл, сильный уважением и умом, бесспорно неподкупнейший из граждан, свободно сдерживал народную толпу, и не столько она руководила им, сколько он ею. Благодаря тому, что Перикл приобрел влияние не какими-нибудь неблаговидными средствами, он никогда не льстил массе и мог нередко с гневом возражать ей, опираясь на всеобщее уважение. Так, Перикл всякий раз, когда замечал в афинянах заносчивость и, как следствие ее, несвоевременную отвагу, смирял их до робости. Наоборот, когда видел в них необоснованный страх, он возбуждал в них мужество» (Фукидид). Демос настроен воинственно. Для обедневших афинян война становится прибыльным ремеслом. Немало и таких, кто не прочь покинуть пределы отечества и поселиться на завоеванных землях Ремесленники, владельцы мастерских, торговцы и купцы мечтают о новых рынках. Голосов земледельцев почти не слышно. Вождь демоса ставит на карту свою репутацию: он признает правоту соперников и настаивает на переговорах. Бесстрастно он опрокидывает один аргумент за другим и доказывает, что любая агрессия сейчас равносильна самоубийству. Все знали, что знатные спартанцы охотно брали взятки, и Перикл, договариваясь с ними о мире, не жалел денег. В 445 году до Р. X. державы заключают 30-летний мир. Спартанцы признают Афинский морской союз, а афиняне отказываются от всех владений в Пелопоннесе. Обе стороны обязуются не вмешиваться в дела друг друга. Но Перикл не удовлетворился этим. В мыслях он видел Афины центром всей Эллады, объединителем и наставником всего греческого мира. Народное собрание с удивлением услышало: «Я предлагаю всем эллинам, где бы они ни жили, в Европе или Азии, в малых городах и больших, послать на общий съезд в Афины уполномоченных, чтобы они приняли решение о греческих храмах, сожженных варварами, о жертвах, которые следует принести за спасение Эллады по обету, данному богам, о безопасном для всех плавании по морю и о мире». Двадцать послов разъехались по греческим городам. Вернулись они ни с чем. Спартанцы и их союзники уловили политический смысл плана Перикла, справедливо полагая, что Афины претендуют на роль не только политического, но и религиозного центра всей Эллады и хотят превратить свой морской союз в общегреческий. Неудача не обескуражила Перикла. Он сделает все для того, чтобы за Афинами утвердилась слава первого города Греции. Они затмят остальные полисы не только своей мощью и богатством, но и красотой. Они станут «Элладой в Элладе». Разве не говорят уже сейчас, что «тот, кто не видел Афины, - чурбан, кто видел их и не восторгался - осел, а если добровольно покинул их, - верблюд»? Мир можно покорить не только оружием. Он превратит Афины в единственный, неповторимый город, достойный поклонения и подражания. Перикл сделал Афины прекраснейшим городом Греции, украсив их великолепными зданиями и произведениями искусства. В продолжение еще пятнадцати лет, до самой своей смерти, Перикл управлял афинским народом по своей воле, подобно монарху. Народное правление, по свидетельству историка Фукидида, было только видимым, в самом же деле было самовластие первого мужа в народе. С союзниками, составлявшими главную часть Аттической державы, Перикл поступал с благоразумной умеренностью, чтобы сохранить их в добром согласии с Афинами. Возложенная на них подать не была обременительной, но любые попытки проявить самостоятельность пресекались со всей строгостью. Пришел час продемонстрировать не только силу, но и добрые намерения. Перикл во главе большой эскадры отправился в плавание к берегам Понта Евксинского. Связи с черноморскими землями существовали издавна. Аттика питалась хлебом, доставлявшимся главным образом из стран Понта. Оттуда же привозили рыбу, лен, пеньку, смолу, шкуры, воск, строевой лес, мед, рабов, а из Афин отправляли предметы роскоши, масло, глиняную посуду. Перикл намеревался укрепить связи с далекими районами, оказать поддержку местным грекам-колонистам и показать всем, сколь велика мощь Афинской державы. «Он сделал для эллинских городов все, что им было нужно, и отнесся к ним дружелюбно. Окрестным же варварским народам, их царям и правителям он показал великую мощь, неустрашимость, смелость афинян, которые плывут, куда хотят, и все море держат в своей власти» (Плутарх). Корабли торжественно двигались мимо островов Эгейского моря. Здесь все было привычно и спокойно Союзники исправно вносили форос, никто как будто не помышлял больше об автономии или о реставрации старых олигархических режимов. Здесь были владения Афин, где они ощущали себя полновластными хозяевами. Суда прошли Геллеспонт, и Перикл лишний раз убедился, насколько дальновиден он был, укрепляя опорные пункты на берегах пролива, отправляя сюда гарнизоны и поселяя клерухов. Владея проливами, Афины могли беспрепятственно торговать со странами Понта, не опасаясь конкуренции пелопоннесских городов. А сторожевые отряды вместе с афинскими колонистами и поселенцами в любой момент готовы были защитить демократические порядки в союзных полисах, если спартанцы возобновят свои враждебные происки. Перикл искал новых союзников. Он хотел застраховать Афины от малейших случайностей. Афинский флот подошел к Синопе. В этой старой цветущей колонии Милета давно уже правили тираны, которых поддерживали персы. С помощью афинян тиран был свергнут, управление перешло в руки городского Совета, граждане стали избирать суд присяжных. Позднее Перикл предложил экклесии отправить в Синопу 600 клерухов, которые вместе с местными жителями поделили земли и дома, принадлежавшие тиранам. Такой же демократический переворот Перикл произвел в Амисе, изгнав каппадокийского правителя. И сюда вскоре потянулись афинские клерухи, давшие городу другое название - Пирей. Эскадра Перикла дошла до Кавказского побережья. Куда она двинулась дальше, исследователям установить не удалось. Возможно, она достигла и берегов Крыма. Во всяком случае, по странному совпадению, именно в 438–437 годах до Р. X. в Боспорском царстве сменяются правители, и к власти приходит Спарток, основатель династии Спартокидов, с которыми у Афин устанавливаются самые дружественные отношения. В том же году афиняне закрепляются на Фракийском побережье, в устье реки Стримона. На месте поселения, именовавшегося «Девять дорог» (здесь скрещивались пути, идущие от моря в глубь Фракии, от Геллеспонта к Македонии), возник город, получивший название Амфиполь. В Афины Перикл возвратился удовлетворенным. Он был спокоен и Уверен, что благосостоянию державы ничто не угрожает. Союзники покорны и не проявляют признаков недовольства, хотя ежегодные взносы значительно возросли. Таким был золотой век Перикла. В Афинах теперь мечтали о новых колониях и морских путях. Самые отчаянные предлагали снарядить экспедицию и отправиться в заморские края, чтобы обрести неслыханные богатства. Перикл сдерживал страсти. Он понимал опасность подобных предприятий и не желал рисковать. Надо довольствоваться тем, что есть, и не вмешиваться в чужие дела, утверждал он. Подразумевалось, что судьбу двух сотен полисов, ставших членами морского союза, Афины вправе решать по своему усмотрению. «Он направлял силы государства главным образом на охрану, и укрепление наличных владений, считая уже достаточно важным делом остановить рост могущества Спарты» (Плутарх). Корабли шли на север и восток, к берегам Фракии, Ионии и Понта, к границам Афинской державы, на которые никто не осмеливался посягнуть. Но они двигались и на запад, по дорогам, проложенным соперниками. Из Сицилии получали скот, хлеб, из Этрурии - железо, медь, металлические изделия. В Италию вывозили серебро, керамику, оливковое масло. Заключив союзы с некоторыми городами Сицилии и Южной Италии, основав несколько поселений, Афины шаг за шагом теснили своих конкурентов на западном рынке. Перикл опасался усиления Спарты - и старался ослабить ее союзников. Греческий мир раскололся надвое. Друг другу противостояли не Афины и Спарта, а два союза, две системы государств, связанных цепью сложных взаимоотношений. Любой успех или неудача кого-нибудь из союзников меняли общее соотношение сил и вызывали реакцию в обоих лагерях. Никто не думал о войне, и никто не в силах был ее предотвратить. «Я предвижу скорую войну со Спартой», - часто повторял Перикл и не ошибся в предсказаниях. Тридцатилетний мир не сохранился. В 434 году до Р. X. Киркиры и Коринф вступили в войну. Оба государства искали помощи у Афин. Киркиры просили принять их в Афинский союз. В то же время Коринф входил в Пелопонесский союз, с которым Афины заключили мирный договор. Перикл долго размышлял, прежде чем дать ответ. Он не любил крайних решений. На следующий день он предложил заключить с Керкирой сугубо оборонительный союз. Афины обязывались помогать острову только в случае прямого нападения на него. Помощь была оказана немедленно, из Пирея выступила в поход афинская эскадра из… 10 кораблей. Военачальники получили приказ не вступать в битву, если противник не высадится на территории Керкиры или ее владений. Перикл рассчитывал, что удовлетворит обе стороны; Керкира получит пусть символическую, но все же поддержку, Коринф же убедится в том, что Афины отнюдь не склонны нарушать договора и обострять отношения. В 433 году до Р. X. у Сиботских островов, неподалеку от Керкиры, произошло морское сражение, которое Фукидид назвал «величайшим из всех, когда-либо происходивших между эллинами». 150 кораблям пелопоннесцев противостояли 110 судов керкирян и 10 афинских триер. Схватка длилась почти целый день и прекратилась, когда на горизонте показались еще 20 кораблей, посланных Периклом. В этой битве не было ни побежденных, ни победителей. Равновесие сил почти не нарушилось, но мир - тот самый 30-летний мир, который обязались сохранять Афины и Спарта, - повис на волоске. Коринф обвинил Афины в нарушении договора. Спарта готовилась к войне. В Афины зачастили спартанские посольства. Третье посольство обратилось к афинянам с кратким предложением: «Лакедемоняне желают мира, и он будет прочно сохраняться, если Афины дадут эллинам независимость» - требование, исполнение которого уничтожило бы всю силу Афин, и если в нем было бы отказано, то спартанцы, начиная войну, представлялись бы борцами за эллинскую свободу. Требование это настраивало против Афин их союзников. Народное собрание демонстративно выразило доверие Периклу. Демос благодарил его за заботу о безопасности государства и призывал отвергнуть притязания спартанцев и начать энергичные действия против них. Правда, раздавались и другие голоса, советовавшие идти на уступки и не подвергать страну смертельной угрозе. Перикл положил конец колебаниям: «Афиняне, я неизменно придерживаюсь мнения, что не следует уступать пелопон-несцам. Ясно, что спартанцы и прежде питали к нам вражду, а теперь - больше, чем когда-либо. Оружием, а не речами предпочитают они разрешать недоумения - и вот они уже являются не с жалобами, а с приказаниями. Если вы уступите, они тут же предъявят новые, более тяжелые требования, поняв, что вы испугались. Напротив, решительным отказом вы ясно дадите понять, что они должны обращаться с вами, как равные с равными. Что касается возможностей для войны, то мы ничуть не слабее их. Я не сомневаюсь в победе, если только вы не будете стремиться к новым завоеваниям и сами не будете себе создавать опасности. А спартанским послам ответим так: „Мы разрешим мегарянам пользоваться рынком и гаванями, если спартанцы прекратят изгнание чужеземцев, и предоставим независимость городам, которые были независимы раньше, если спартанцы позволят и своим городам жить по собственным законам. В соответствии с договором о мире мы готовы подчиниться решению третейского суда и не будем начинать войну“. Вот ответ справедливый и достойный нашего города. Но помните, война все равно неизбежна, и чем охотнее мы примем вызов, тем с меньшей настойчивостью враги будут наступать на нас». Уверенность Перикла передалась демосу. Если уж он, человек предусмотрительный и сдержанный, всегда и во всем привыкший действовать наверняка и избегавший риска, столь решительно призывает к войне, значит, Афинам ничего не грозит. Стремился ли Перикл к этой войне? Вряд ли. Но он ясно видел, что ее не избежать, и потому обязан был готовиться к ней и внушать демосу надежду на успех. Механизм, приведенный в движение с его участием, вышел из-под контроля отдельных людей, и он бессилен был остановить, повернуть развитие событий в другую сторону. Пелопоннесская война, в которой афиняне и спартанцы боролись за власть в Греции, началась в 431 году до Р. X. и с незначительными перерывами продолжалась до 404 года до Р. X. Военные действия велись с переменным успехом, когда Афины поразила эпидемия чумы, от которой умерли многие знатные граждане. После относительно неудачного похода суд присяжных отстранил Перикла от должности полководца и наложил на него штраф. Перикл вернулся к частной жизни. В своем доме он принимал наиболее близких друзей. Рядом с ним была его жена Аспазия. Когда Перикл с ней познакомился, она была гетерой. Пленившись ее умом и манерами, он развелся с женой и вступил в брак с Аспазией. И, надо сказать, новое супружество оказалось счастливым. Пока не пришла чума. Умерли сыновья Перикла, его любимая сестра. Но все эти несчастья не сломили великого афинянина. Новые полководцы и ораторы показали свою несостоятельность, и народ призвал к власти Перикла. Афиняне попросили у него прощения, признали осуждение его несправедливым и передали ему достоинство стратега с более широкими полномочиями. Но недолго стоял Перикл у власти и его поразила чума. Перикл умер в 429 году до Р. X. Ход последующих событий заставил афинян пожалеть об этой невосполнимой уграте. Ораторы и вожди народа признали, что не бывало характера более умеренного при высоком чувстве своего достоинства и более величественного при редкой доброте сердца.
Пятый век до н.э. обыкновенно называют веком Перикла
, или «золотым веком» афинской демократии. На самом деле этот век длился всего 32 года, в течение которых
Перикл бессменно управлял афинским государством. Но это были именно те годы, когда на свет появлялись одно за другим ослепительные творения художественного гения, обеспечившие Афинам славу колыбели европейской цивилизации.
Физически
Перикл не отличался ничем, кроме удлиненной формы черепа. У него была голова, «которая вовсе не кончалась», по выражению одного современника. На известном бюсте
Перикла этот физический недостаток скрыт шлемом.
Перикл происходил из аристократической семьи и в молодости, по свидетельству Плутарха, питал «чрезвычайное отвращение к народу». В зрелые годы он преодолел это чувство, научившись если не любить народ, то принимать во внимание его нужды. Но каких бы то ни было подачек народу он не терпел. «У нас постыдна не бедность, - заявил он как-то в собрании, - но пусть будет стыдно тем, кто ничего не делает, чтобы от нее избавиться».
Перикл был горячим патриотом не только своих родных Афин, но и всей Греции. Он задался целью объединить все греческие города в крепкий политический союз. «Убежденные в том, что счастье - в свободе, а свобода - в мужестве, смело смотрите в лицо опасностям войны», - призывал он своих соплеменников. Однако этот союз вовсе не был союзом равных. Афины обладали в нем самой мощной армией и флотом, и потому
Перикл часто злоупотреблял своим первенствующим положением. Достаточно сказать, что все великолепные постройки и произведения искусства, которыми при нем украсились Афины, были созданы на деньги, беззастенчиво взятые из союзной казны. Когда же ряд городов возмутились этим,
Перикл приказал разрушить их.
Политическим итогом деятельности
Перикла было создание еще невиданного чудища - «империалистической демократии», поклонники которого не перевелись и в наши дни.
Интересные факты
Перикл родился около 495 года до н.э. Его родители дали ему прекрасное по тому времени образование. Кроме обязательного для всякого афинянина изучения музыки и стихосложения, он обучался также естественным наукам под руководством переехавшего в Афины из Малой Азии философа Анаксагора, которого современники прозвали «Разумом». Анаксагор утверждал, что событиями управляют не боги, а разум («нус»), посредством которого человек может познать природу и самого себя.
Так же как и его учитель Анаксагор,
Перикл был чужд всяких суеверий. Однажды к нему явился гадальщик. Показав отрубленную голову однорогого барана, он предсказал, что скоро вся власть в государстве сосредоточится в руках одного человека. Действительно, вскоре все государственные дела оказались в руках одного
Перикла. Гадальщик потребовал награды за свое исполнившееся предсказание, утверждая, что успех
Перикла связан с благоприятной приметой. Однако
Перикл не поверил ему и поручил Анаксагору разобраться, в чем была причина уродства однорогого барана. Ученый доказал, что из-за неправильного строения черепа животного второй рог не смог вырасти и чудес здесь никаких нет.
Перикл нечасто выступал в народном собрании, так как не хотел, чтобы его выступления стали привычными для народа. Большие познания и природные способности сделали выступления
Перикла прекрасными по форме и глубокими по содержанию, а хорошее образование позволило ему развить свои природные ораторские способности. Походка его была размеренной, одежда всегда лежала правильными складками, речь оставалась неизменно спокойной и уравновешенной. Современники уподобляли
Перикла богу и прозвали его Олимпийцем.
Однажды некий человек, рассердившись за что-то на
Перикла, стал при всех ругать и оскорблять его.
Перикл ничего не отвечал обидчику. Однако тот не успокаивался целый день. Уже вечером, когда
Перикл пошел, домой, этот человек последовал за ним, громко выкрикивая оскорбления. Когда они подошли к дому
Перикла, уже стемнело. Прежде чем войти в дом,
Перикл приказал своему рабу взять факел и проводить незнакомца до его дома.
Перикл заботился о благе государства, не делая никаких послаблений прихотям отдельных граждан и не поддаваясь народной массе, когда под влиянием момента она хотела принять неверное решение. Обычно он управлял, опираясь на поддержку народа, но случалось, что ему приходилось вести народ против его воли по пути, полезному для государства. При этом
Перикл говорил, что подражает врачу, который ради пользы больного причиняет ему боль или дает горькое, но целительное лекарство.
Афины при
Перикле преобразились. На Акрополе были возведены Парфенон, Пропилеи, храм Афины Ники, рядом с Акрополем - Одеон (крытый концертный зал)
Перикла, а над агорой - храм Гефеста. Всеобщее восхищение вызывал украшенный колоннами вход на Акрополь - Пропилеи. Строительство этой колоннады длилось 5 лет. Храм покровительницы города богини Афины Парфенон сооружали архитекторы Калликрат и Иктин. Внутри храма стояла 11-метровая статуя богини работы Фидия.
Первой женой
Перикла
была Телезиппа, женщина благочестивая, фанатично поклоняющаяся богам. Однако увлечение
Перикла
науками сблизило его с женщиной–философом Аспасией, уроженкой Милета. Аспасия увлекалась красноречием, в ее доме постоянно можно было встретить талантливых писателей, драматургов, художников и других замечательных людей.
Перикл развелся с Телезиппой и стал сожительствовать с Аспасией (законный брак с чужестранкой по афинским законам был невозможен). Его любовь была так сильна, что он разрешал Аспасии, в нарушение обычая, выходить к гостям мужа, разговаривать с ними и даже принимать участие в спорах.
В сентябре 429 г. до н. э. Афины поразила эпидемия чумы. В числе зараженных оказался и
Перикл. Его друзья и родственники, собравшись у постели умирающего, вспоминали, как велики были его доблесть и ум. Они говорили, думая, что
Перикл потерял сознание и не слышит их. Вдруг он приподнялся и сказал: «Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, но о самом великом, что я сделал, не говорите ничего. Ведь за годы моего правления ни один афинянин не был казнен по моему приказу».
А.С.Пушкин в знаменитых стихах «К портрету Чаадаева», уподобил своего друга
Периклу:
Он вышней волею небес
Рождён в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он - офицер гусарский.
перикл
ПЕРИКЛ (ок. 490-429 до н. э.) афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443-429 (кроме 430), вождь демократической группировки. Законодательные меры Перикла (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) способствовали расцвету афинской демократии. Инициатор строительства (Парфенон, Пропилеи, Одеон). Стремился к усилению Делосского союза; руководитель ряда военных кампаний во время Пелопоннесской войны. Умер от чумы.
перикл
ПЕРИКЛ (Perikles) (около 490, Афины - 429 до н. э., там же) древнегреческий политик и полководец. Родился в аристократической семье, издавна принадлежавшей к правящей элите Афин. Его отец Ксантипп отличился в Греко-персидских войнах, и особенно в десантной операции у мыса Микале (479), где он командовал афинским флотом. Прекрасное образование, редкий дар красноречия, богатство и большие связи - все это предвещало Периклу успешную политическую карьеру, но поначалу он уклонялся от участия в государственных делах. Однако ситуация, сложившаяся в Афинах в конце 50-х годов 5 в., заставила его заняться политикой и выступить выразителем интересов широких демократических слоев. С 443 по 429 Перикл стоял во главе Афинского государства, проявив себя как выдающийся реформатор, дипломат и полководец. При нем были введены денежные выплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей (участие в судопроизводстве в качестве присяжных, посещение театра во время государственных празднеств, занятие разного рода должностей, служба в армии и во флоте). Такой порядок позволял любому гражданину, вне зависимости от его материального положения, пользоваться всеми политическими правами, включая и занятие высших магистратур. Теперь каждый мог выступать со своим собственным предложением или законодательной инициативой в народном собрании, которое и решало все вопросы. Много сделал Перикл для укрепления Афинского морского союза и установления контроля над важнейшими торговыми путями в Эгеиде. Союзные афинянам полисы оказались в подчиненном положении, Афины установили над ними жесткий военный, административный и финансовый контроль. На лучшие земли некоторых союзных полисов были выведены колонии афинских граждан (клерухии). В них обосновались, получив наделы, более 10 тыс. человек. Перикл заботился о поддержании мощи многочисленного флота, обеспечивавшего военно-стратегические и экономические интересы Афин в бассейне Эгейского и Черного морей. Тратя большие средства на осуществление масштабных градостроительных проектов, Перикл старался превратить родной город в главный центр культурной и художественной жизни Эллады (Акрополь в Афинах). Усиление могущества Афин вызывало все большие опасения у спартанцев и других членов Пелопоннесского союза. Вмешательство афинян в 433 в конфликт между Керкирой и Коринфом, союзником Спарты, стало поводом для войны. Попытки решить межгосударственные споры путем переговоров успеха не имели, и в 431 со вторжения пелопоннесцев начались боевые действия в Аттике. Афины подверглись длительной осаде, а их окрестности были опустошены. Вынужденный из-за перевеса в сухопутных силах у пелопоннесцев ограничиться позиционной обороной города, Перикл организовал диверсии в дальний тыл противника. По причине недовольства сограждан сложившейся ситуацией он начинал утрачивать влияние, но затем сумел восстановить свое прежнее положение (429). Однако вскоре он стал жертвой свирепствовавшей в Афинах эпидемии чумы.
Перикл
(Perikles) (около 490 до н. э., Афины, ≈ 429 до н. э., там же), древнегреческий политический деятель, стратег (главнокомандующий) Афин в 444/443≈429 до н. э. (кроме 430). Принадлежал к аристократическому роду; получил разностороннее образование. С начала политической деятельности П. примкнул к возглавлявшимся Эфиальтом средним слоям рабовладельческой демократии, заинтересованным в росте морского могущества Афин, расширении их торговых связей. После гибели Эфиальта П. возглавил афинских демократов, а с 443 стал во главе афинского государства. С именем П. связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя: фактическая отмена имущественного ценза и замена голосования жеребьёвкой при избрании большинства должностных лиц, введение оплаты должностным лицам. При П. был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра (так называемый теорикон); велось строительство общественных зданий (Парфенон, Пропилеи, Одеон), дававшее работу многим гражданам; осуществлялся вывод бедноты в так называемые клерухии . Все эти мероприятия, однако, проводились в интересах лишь полноправных граждан. Внешняя политика П. была направлена на расширение и укрепление афинской морской державы. В качестве стратега П. лично руководил рядом военных кампаний и экспедиций, подавлял попытки отдельных городов выйти из Делосского союза (например, восстание на Самосе в 440). В связи с Пелопоннесской войной 431≈404 до н. э., вторжениями спартанцев в Аттику и тяжёлой эпидемией в осажденных Афинах положение П. пошатнулось. В 430 он не был избран стратегом, его обвинили в финансовых злоупотреблениях и наложили крупный денежный штраф. В 429 влияние П. восстановилось, он вновь стал стратегом, но в том же году умер от чумы. Популярность П. объясняется тем, что проводившаяся им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира; по словам К. Маркса, «высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 98).
Лит.: Бузескул В. П., Афинская демократия. Общий очерк, Хар., 1920; его же, Перикл. Личность. Деятельность. Значение, П., 1923; Willrich Н., Perikles, Gött., 1936; Sanctis G. de, Pericle, Mil. ≈ Messine, 1944; Cloché P., Le siécle de Périclés, P., 1949; Homo L., Périclés, P., 1954.
Д. П. Каллистов (статья из Советской исторической энциклопедии, с сокращениями).
Википедия
Перикл (пьеса)
«Пери́кл, царь Ти́рский» , чаще просто «Пери́кл» - пьеса, частично написанная У. Шекспиром. Считается, что его авторству принадлежат последние три акта. Предполагаемый соавтор - Джордж Уилкинс (Wilkins). Пьеса не была опубликована в Первом фолио (1623) из-за сомнений в авторстве Шекспира, но вошла во второе издание Третьего фолио (1664).
Перикл (значения)
Перикл - античное имя.
- Перикл - афинский военный и политический деятель в V в. до н. э.
- Перикл Младший - афинский военачальник V в. до н. э. Сын Перикла.
- Перикл - царь Восточной Ликии в IV в. до н. э.
В литературе
- « Перикл, царь Тирский » - пьеса, частично написанная У. Шекспиром.
Перикл
Пери́кл (, от, - «окружённый славой»; около 494 -429 г. до н. э.) - афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец .
Перикл родился в Афинах в семье аристократов. Свою активную политическую деятельность начал, возглавив политическую группировку Алкмеонидов. Несмотря на своё аристократическое происхождение, он выступал как сторонник демократии. В борьбе с Кимоном, вождём аристократической группировки, Периклу была необходима поддержка народа. Добившись изгнания Кимона в 461 году до н. э., он стал одним из самых влиятельных политиков в Афинах и стал проводить серию реформ, которые знаменовали собой важный этап в демократизации афинского полиса. Перикл позиционировал себя как выразителя интересов всего народа Афин, в противоположность своему противнику, Фукидиду, преемнику Кимона, опиравшемуся только на аристократию.
После изгнания Фукидида Перикл фактически встал во главе Афин, будучи самым влиятельным и авторитетным политиком. Эпоха наивысшего расцвета демократии была, в то же время, эпохой преобладания одного государственного деятеля. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и прочие). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век). При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинского мира. В этот период Перикл расширял сферу афинского влияния и готовился к войне со Спартой.
В 431 году до н. э. началась Пелопоннесская война. Благодаря правильно выбранной стратегии Перикла, афиняне смогли противостоять спартанцам, но начавшаяся в городе эпидемия спутала все его планы. Он начал терять своё влияние в полисе и умер в 429 году до н. э. , возможно, став жертвой эпидемии. С его смертью закончился Периклов век, период наивысшего внутреннего расцвета Древней Греции.
Примеры употребления слова перикл в литературе.
Пока Перикл был в силе, Анаксагор мог смело и открыто высказывать свои взгляды.
Особенно доставалось его личной жизни: он-де развратник, плохой отец сыновей от первого брака, его Аспасия - шлюха, сводня, сын ее от Перикла - бастард.
Лисикл - стратег, за которого, по свидетельству Схолиаста, вышла замуж Аспасия после смерти Перикла .
Она разольется в приготовленные мной формы Ахилла и Патрокла, Андромахи и Клеопатры, Перикла и Диогена, Сафо и Аспасии, Аристофана и Эсхила.
Одновременно, в знак своего уважения, Народное собрание приняло решение предоставить права гражданства сыну Перикла от Аспасии - Периклу младшему.
Но, так как есть предположение, что Перикл предпринял поход на Самос в угоду Аспасии, то, может быть, теперь как раз было бы уместно поставить вопрос об этой женщине - каким великим искусством или силой она обладала, если подчинила себе занимавших первое место государственных деятелей и даже философы много говорили о ней как о женщине незаурядной.
Что касается Аспасии, то, по некоторым известиям, Перикл пленился ею как умной женщиной, понимавшей толк в государственных делах.
Тем не менее очевидно, что привязанность Перикла к Аспасии была основана скорее на страстной любви.
Что касается Аспасии, то Перикл вымолил ей пощаду, очень много слез пролив за нее во время разбирательства дела, как говорит Эсхин, и упросив судей.
Но греки Каподистрии были ли похожи на греков Перикла или на греков Византии?
Эпитима из Фарсала, Перикл , по словам Ксанфиппа, потратил целый день, рассуждая с Протагором о том, кого, по существу, следует считать виновником этого несчастного случая, - дрот, или бросавшего, или распорядителей состязания.
Между прочим, собака Ксанфиппа, отца Перикла , как рассказывают, не перенеся разлуки с ним, прыгнула в море и, плывя подле его триеры, вышла на берег Саламина и тотчас от изнеможения умерла.
Напротив, человек, обладающий как умственной глубиной, так и глубиной вожделений, а также и той глубиной благоволения, которая способна на строгость и жесткость и с лёгкостью бывает смешиваема с ними, может думать о женщине всегда только по-восточному: он должен видеть в женщине предмет обладания, собственность, которую можно запирать, нечто предназначенное для служения и совершенствующееся в этой сфере - он должен в данном случае положиться на колоссальный разум Азии, на превосходство ее инстинкта, как это некогда сделали греки, эти лучшие наследники и ученики Азии, - которые, как известно, от Гомера до Перикла , вместе с возрастающей культурой и расширением власти, шаг за шагом делались строже к женщине, короче, делались более восточными.
И шесть из них были потоплены тобой на глазах у стратегов Фрасила и Перикла , не говоря уж о том, что триерарх Ферамен также был свидетелем твоего подвига, а его слово много значит в Афинах.
Фемистокл, говорит он, Кимон и Перикл наполнили город портиками, деньгами и всевозможными пустяками, меж тем как Аристид, управляя государством, вел его к нравственному совершенству.
ПЕРИКЛ ВО ГЛАВЕ АФИН
В течение 50-х годов V в. до н. э. в политической жизни Афин непрерывно растет авторитет Перикла. С его именем связана эпоха высшего расцвета Афин – «Периклов век». Перйкл (494-429 до н.э.) по своему происхождению относился к самой верхушке старинной аристократии. Его отцом был Ксантипп, один из героев греко-персидских войн, а мать принадлежала к знаменитому роду Алкмеонидов. Тем не менее Перикл, в отличие от многих других представителей знати, решительно встал на сторону народа, стремясь выражать интересы не какой-либо одной сословной группы, а всего гражданского коллектива, и стал лидером афинской демократии.
После того как в 444 г. до н. э. был изгнан остракизмом последний серьезный противник Перикла – Фукидид, Перикл в течение полутора десятилетий являлся практически единовластным правителем не только Афин, но и всей огромной Афинской морской державы, однако все демократические учреждения при нем успешно функционировали. Сограждане ежегодно избирали его на должность стратега. Тонкий политик, прекрасный оратор, широко образованный человек, Перикл был лишен какого-либо стремления к тирании. Власть и влияние Перикла были основаны исключительно на его огромном личном авторитете и на доверии, которое испытывал к нему демос. Народное собрание, как правило, без возражений принимало его предложения, считая их наилучшими.
Внутренняя политика Перикла характеризовалась заботой об укреплении демократии в Афинах. Он стремился обеспечить средствами существования афинскую бедноту. Именно Перикл ввел мистофорию – плату за исполнение должности. Еще одной интересной мерой, принятой по предложению Перикла, была ежегодно производившаяся выдача беднейшим афинянам «театральных денег», чтобы они могли без ущерба для своего бюджета посещать театральные постановки, считавшиеся делом государственной важности. Чтобы обеспечить безземельных и малоземельных граждан достойными земельными наделами, при Перикле основывались клерухии – военно-земледельческие поселения афинян за пределами Аттики, на территориях союзных полисов (например, на полуострове Херсонес Фракийский, на островах Самос, Наксос, Андрос и др.).
Используя огромные суммы фороса, вносимого союзниками, Перикл начал в Афинах грандиозное строительство, в ходе которого беднота была обеспечена стабильной и высокооплачиваемой работой, а на афинском Акрополе был воздвигнут неповторимый архитектурный ансамбль, увенчанный Парфеноном – храмом богини Афины. Это служило возвеличению родного полиса Перикла. Афины превратились в самый красивый город Эллады. А в окружение Перикла вошли многие видные греческие философы, ученые, поэты. Благодаря этому Афины стали, по выражению Перикла, настоящей «школой Эллады».
Внешнеполитическая деятельность Перикла была посвящена одной, но великой цели – укреплению славы, величия и могущества Афин. Афинский полис должен был стать гегемоном (т. е. вождем) всего греческого мира. Опираясь на колоссальную военную мощь Афинской морской державы, на ее, как казалось, неисчерпаемые финансовые ресурсы, Перикл шаг за шагом воплощал в жизнь разработанную им программу.
В 448 г. до н. э., сразу после завершения греко-персидских войн, Перикл выступил инициатором созыва в Афинах общегреческого конгресса по вопросам послевоенного мироустройства. Как пишет Плутарх, на конгрессе должны были рассматриваться вопросы «об эллинских храмах, сожженных варварами, о жертвах, которые следует принести за спасение Эллады по обету, данному богам… о безопасном для всех плавании по морю и о мире». Однако конгресс не состоялся из-за противодействия Спарты, которая отказалась прислать своих представителей и запретила делать это полисам – членам Пелопоннесского союза, где она главенствовала.
После неудачной попытки созвать панэллинский конгресс Перикл решил обеспечить господство Афин в греческом мире другими способами. Он начал интенсивно расширять Афинскую морскую державу, включая в нее все новые и новые города (так, в 437 г. до н. э. в Афинскую архе вошли многие черноморские полисы). Уже находящиеся в составе Афинской морской державы полисы он крепко удерживал в ней, пресекая с помощью военной силы любые попытки их отделения. В 440 г. до н. э. на острове Самос Перикл лично возглавил жестокое подавление восстания против афинского засилья.
Афинский Акрополь. Фотография
По планам Перикла главный геополитический противник Афин – Пелопоннесский союз – должен был быть постепенно изолирован. С этой целью афиняне более энергично начали проникать в Великую Грецию, которая традиционно считалась сферой влияния Пелопоннесского союза и, в частности, его крупнейшего экономического центра – Коринфа. В 443 г. до н. э. Перикл приступил к реализации невиданного до того в истории Греции мероприятия. В Южной Италии была основана колония панэллинского типа – город Фурии. В ее основании приняли участие выходцы из многих греческих полисов. Перикл надеялся, что афиняне, заняв лидирующее положение в новом государстве, сделают Фурии форпостом влияния Афин на западном направлении.
План афинского Акрополя: 1 – бастион; 2 – Храм Ники Аптерос; 3 – Пинакотека; (– Пропилеи; 5 – статуя Афины Промахос; 6 – Эрехтейон; + – Парфенон
Но его ожиданиям не суждено было сбыться, так как политическая ситуация начала резко обостряться. Активная западная политика афинян вызывала все большее беспокойство Коринфа, недовольного появлением конкурента. Отношения между Афинами и Коринфом стали откровенно враждебными. Недовольство усилением Афин начинала проявлять и Спарта. Назревал вооруженный конфликт между двумя крупнейшими военно-политическими блоками Греции? в. до н. э. – Пелопоннесским союзом и Афинской архе.
Историография
В оценке демократического устройства Афин каких-то существенных расхождений в точках зрения между специалистами не существует. Все признают, что созданная Клисфеном на рубеже архаической и классической эпох и просуществовавшая почти два столетия система афинской демократии представляет собой крупнейшее достижение политической практики античного мира и что многие ее принципы были использованы в качестве основополагающих современными демократическими государствами. Но различия в подходах к проблеме все же существуют.
Антиковедов – сторонников «институционального» подхода интересуют в первую очередь политические институты демократии: органы государственной власти (экклесия, Совет пятисот, гелиэя и др.), способы принятия решений в этих органах (в частности, процедура голосования), законодательство, регулировавшее деятельность властных структур. Они стремятся в идеале воссоздать основные положения демократической афинской «конституции» (хотя о конституции, подобной современным, применительно к античным полисам можно говорить лишь условно, поскольку таковой они не имели). Данный подход был особенно популярен на рубеже Х!Х-ХХ вв.
Открытый в 1891 г. трактат Аристотеля «Афинская полития», посвященный именно институциональному аспекту истории Афин, стал основой работ многих известных историков [Г. Бузольт (G. Busolt), К. Белох (K. Beloch), Г. Де Санктис (G. De Sanctis), В. П. Бузескул и др.]. Из них можно узнать о государственном устройстве демократического афинского полиса, его формировании и эволюции. В середине ХХ в. появилась интересная книга Ч. Хигнетта (C. Hignett) об истории афинской конституции до конца V в. до н. э. В работах видного датского историка М. Хансена (M. Hansen) подробно проанализирована деятельность афинского народного собрания, судов присяжных и некоторых других органов.
Однако сегодня более популярен другой подход, при котором углубленно анализируются не политические институты демократии, а различные формы демократической жизни в рамках этих институтов. Исследуются такие проблемы, как деятельность властных элит в демократическом полисе, их состав, взаимоотношения с рядовыми гражданами, механизмы достижения влияния, типы политических группировок, место общественного мнения в политической борьбе, роль личности в истории государства и др. Данный подход проявляется в трудах М. Финли (M. Finley), У. Коннора (W. Connor), Р. Сили (R. Sealey), К. Моссе (C. Mosse), М. Оствальда (M. Ostwald), Дж. Обера (J. Ober), Л. П. Маринович, С. Г. Карпюка и др.
Лишь немногим специалистам [В. Эренберг (V. Ehrenberg), Г. Бенгтсон (H. Bengtson), П.Родс (P. Rhodes)] удавалось сочетать в своих исследованиях интерес к обоим аспектам изучения афинской демократии. Такой комплексный подход позволяет избежать одностороннего освещения того или иного аспекта. Следует подчеркнуть, что крайне важными представляются и политическая структура демократического полиса, и политическая жизнь с ее специфическими особенностями, полный учет которых позволит создать целостную реконструкцию истории Афин эпохи классической демократии.
Из книги Сравнительные жизнеописания автора ПлутархПерикл [Перевод С.И. Соболевского] 1. Говорят, что однажды Цезарь увидал в Риме, как какие-то богатые иностранцы носили за пазухой щенят и маленьких обезьян и ласкали их. Он спросил их, разве у них женщины не родят детей? Этими словами, вполне достойными правителя, он дал
Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф КонстантиновичПЕРИКЛ (ок. 495–429 до н. э.) Время правления этого государственного деятеля в Афинах называют «эпохой Перикла» - так много он сделал для процветания своего родного города и последующей славы.Родился он в аристократической семье. В молодости помог Эсхилу поставить трагедию
Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм17. Перикл Афинский Перикл был величайший государственный человек Греции. Во время его правления афинская демократия получила свое окончательное развитие, а Афинское государство достигло величайшего могущества и блеска. Перикл был сын Ксантиппа, победителя при Микале,
Из книги Греческая цивилизация. Т.1. От Илиады до Парфенона автора Боннар АндреГЛАВА Х ПЕРИКЛ ОЛИМПИЕЦ Именем Перикла назван его век, V век до христианской эры по нашему летосчислению. Это, несомненно, великая честь, если она заслужена.Наметим сначала узкие рамки этого «века». Перикл после короткой политической борьбы со своими афинскими
Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий НиколаевичПЕРИКЛ (ок. 490-429 до н э.) Политический деятель Древней Греции, стратег Афин. Перикл происходил из аристократического рода Алкмеонидов, ведущего свою родословную от легендарного Алкмеона. Представители этого рода издавна принадлежали к правящей элите Афин. Так, например,
Из книги 100 великих адмиралов автора Скрицкий Николай ВладимировичПЕРИКЛ Афинский стратег Перикл стал вторым после Фемистокла деятелем, который в полной мере понимал значение морского флота и сделал его основой мощи государства.Перикл родился около 490 года до н. э. Он происходил и с отцовской, и с материнской стороны из домов,
Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович3. Драма «Перикл» Эта мало-известная сегодня пьеса на самом деле интересна. Комментаторы пишут так.«Мы знаем и любим Шекспира, главным образом, как творца „Гамлета“ и „Аира“ - его „Перикл“ мало кому известен. Напротив, его современники видели в нем главным образом
Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай ФедоровичБорьба Афин и Спарты Перикл, Алкивиад, Ификрат и другие Перикл об обороне АфинТем временем Перикл начал готовить Афины к ставшей неизбежной войне.Когда война Спарты и Афин все же началась (Пелопоннесская война 431–404 гг. до н. э.), Перикл убеждал афинян не бояться врага: «На
Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария ПавловнаПерикл (Ок. 490–429 гг. до н. э.) Афинский стратег (главнокомандующий) и вождь афинской демократической группировки. Способствовал расцвету афинской рабовладельческой демократии. Строго говоря, «отцом демократии» следует считать афинянина Солона, который в VI в. до н. э. дал
Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр НиколаевичПерикл После убийства Эфиальта, организованного олигархами, признанным руководителем афинской демократии стал Перикл. Это был один из наиболее ярких и крупных исторических деятелей Древней Греции.По свидетельству историка Плутарха, Перикл принадлежал к «самым знатным
Из книги Еврейская история, еврейская религия автора Шахак ИсраэльОсновные черты классического иудаизма (Относительно термина "классический иудаизм" см. примечание 10 к главе 2 и 1 к главе 3) Оставим в стороне эти "темные века" и рассмотрим период между 1000 и 1200 годом, о котором у нас вполне достаточно информации. Мы располагаем общирными
Из книги Знаменитые полководцы автора Зиолковская Алина ВитальевнаПерикл (род. ок. 490 г. до н. э. – ум. в 429 г. до н. э.) Афинский стратег (главнокомандующий) и вождь афинской демократии. Руководитель ряда военных кампаний во время Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н. э.). Перикл родился около 490 г. до н. э. или, возможно, в середине 90-х гг. Его
Из книги Сокровища женщин Истории любви и творений автора Киле ПетрАспасия и Перикл Как пишет Плутарх, Перикл (495? – 429 гг. до н.э.) был «как с отцовской, так и с материнской стороны из дома и рода, занимавших первое место» в Афинах. «Телесных недостатков у него не было; – замечает историк, – только голова была продолговатая и несоразмерно
Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна ЕвгеньевнаТема 15 Архитектура высокой (вне Афин) и поздней (вне Афин и в Афинах) классики в Древней Греции Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции.
Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич Из книги История военного искусства автора Дельбрюк Ганс