Правила подготовки к святому причастию. Как готовиться к причастию и исповеди
К таинству Святого Причащения необходимо себя готовить говением, то-есть:
молитвою, постом, надлежащим настроением, поведением и исповедью.
Молитва домашняя и церковная
Желающий причаститься должен, по крайней мере, за неделю молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молится дома утром и вечером и, что очень желательно, ежедневно посещать утренние и вечерние церковные Богослужения. Если работа препятствует регулярному посещению Богослужений, то в храм надо ходить, насколько позволяют обстоятельства, но во всяком случае, надо непременно быть на вечернем Богослужении накануне дня Причащения.
Накануне Причащения (вечером), необходимо прочитать следующие каноны и молитвы из «Правила ко Св. Причащению»:
канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
канон молебный ко Пресвятой Богородице;
канон Ангелу Хранителю;
молитвы на сон грядущий;
Утром перед Причащением необходимо прочитать:
молитвы утренние;
последование и молитвы ко Святому Причащению.
Пост
1. Необходимо по мере сил на протяжении говения придерживаться поста, то есть воздерживания от скоромной пищи: мяса, молока и молочных продуктов, яиц (а в строгий пост — и рыбы), и вообще, необходима умеренность в пище. Поститься перед Святым Причащением надо неделю (немощным и слабым, по благославлению духовника, 2-3 дня). Следует кушать меньше обыкновенного, избегать праздничных застолий, воздерживаться от употребления спиртных напитков. Что же касается курения, то это не только вредная привычка, но и грех, от которого надо избавляться.
2. С 12 часов ночи накануне Причастия не разрешаеться кушать и пить, за исключением приема обязательных лекарств, назначенных врачом. Утром перед Причастием нельзя принимать просфору, освященную воду. К воздержанию от еды и питья перед Святым Причастием надо приучать детей с самого раннего возраста.
Настроение и поведение
Готовящийся ко Святому Причащению должен:
осознать необходимость очищения души от грехов в таинстве Исповеди;
примириться со всеми, кто его обидел, беречь себя от чувства гнева и раздражения, удерживаться от осуждения, всяких непотребных мыслей и разговоров;
отказаться от посещения увеселительных мест и обществ, могущих дать повод к искушению и греху.
Полезно размышлять о величии таинств Причастия, проводя, насколько это возможно, время в уединении,чтении Евангелия и книг духовного содержания, особенно о покаянии, подготовке к исповеди. Следует воздержаться от просмотра телепередач, чтения светской литеретуры, журналов, газет, прослушивания развлекательной музыки.
Исповедь
1. Желающий причаститься должен обязательно исповедаться – принести искреннее раскаяние в своих грехах Богу в присутствии священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощение. Прощнение обычно испрашивается в такой форме: «Прости меня, грешного», на что принято отвечать: «Бог тебя простит, прости и ты меня, грешного».
2. Во время исповеди не следует дожидаться вопросов священника, а высказывать самому все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перекладывая вину на ближнего.
3. Удобнее исповедаться накануне, с вечера, чтобы все утро посвятить молитвенной подготовке ко Святому Причащению. В крайнем случае, можно исповедоваться и утром, но желательно успеть исповедаться до начала Литургии.
4. Исповедываясь, необходимо принять твердое решение не повторять вновь своих прежних грехов.
5. Без исповеди причащаются:
младенцы (дети до7 лет);
новокрещенные (те, над кем вчера или сегодня было совершенно таинство Крещения)
6. Женщине, которая пребывает в очищении (во время месячных; после родов – до чтения священником над женщиной очистительных молитв /читаются, как правило, на 40-й день/), нельзя приступать к таинствам Исповеди и Причастия (кроме особых случаев, как например, болезнь к смерти).
Исповедь – умение видеть свои грехи
Многие считают себя верующими, ходят в церковь, молятся, а каяться не умеют, не видят своих грехов. Если мы, прийдя на исповедь, не знаем, что сказать, то это еще не значит, что мы безгрешны.
Как научиться каяться?
Для этого надо постоянно контролировать себя, свои поступки, слова и мысли. Только заметим что-либо недоброе, сразу обращаемся с сокрушением к Богу: «Прости, Господи, меня окаянного и помилуй!» А затем исповедаем грех перед священником.
«Утром испытай себя, как провел ночь, а вечером так же, как провел день, — советует преподобный авва Дорофей. – И среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя». И преподобный Симеон Богослов говорит: «Совершай каждый вечер суд собой, как день провел: не осудил ли кого? Не досадил ли кому словом? Не смотрел ли страстно на чье-либо лицо?»
Как готовиться к исповеди?
К исповеди надо готовиться заранее: все продумать, вспомнить все грехи, пройти по извилинам своей души, и обязательно все записать, а то пойдем к батюшке на исповедь, и враг может помрачить разум – все забудем. А еще лучше – выработать привычку каждый день записывать, чем согрешил. Перед тем, как слечь спать, можно мысленно представить себе прошедший день, как мы его провели: как утром молились, не рассеяно ли, где были наши мысли – в словах молитвы или на кухне, в магазине; не обидели ли кого в этот день, не ругались ли, не обижались ли, если кто нас поругал, не завидовали ли, не тщеславились ли? А как сидели за столом? Наверняка лишнее съели? Молились ли перед каждым делом, думали ли хоть немного о своей душе? Или только о плоти? А ночь как прошла? Может были нечистые сны, потому что день провели в нечистоте…
И вот, если научимся так контролировать себя, то будем знать, что говорить на исповеди. От каящего требуется:
осознание своих грехов
осуждение себя в них
самообличение перед духовником
покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление – новая жизнь
сокрушение и слезы
вера в прощение грехов
ненависть к прежним грехам.
Согласно правилам Правовлавной Церкви, ее члены должны приступать к исповеди начиная с семилетнего возраста.
Приступать к Святому Причащению могут православные христиане:
Готовившиеся к принятию Таинства
сегодня утром или вчера вечером исповедовавшиеся и получившие разрешение от священника приступать к Причастию;
ничего не вкушавшие (не евшие и не пившие) с 12-ти часов ночи;
пришедшие в храм к началу Богослужения (в крайнем случае, не позднее чтения Евангелия).
Не могут причащаться!
некрещенные (к ним относятся и те, кто был крещен священником-раскольником);
инославные (римо- и греко-католики);
раскольники (т.е. те кто принимал участие в служениях в храмах, находящихся в расколе с Православной Церковью);
сектанты (баптисты, «свидетели Иеговы» и др.)
Все они могут приступить ко Святому Причашению только после того, как принесут покаяние в этом на исповеди и пообещают в дальнейшем сохранять верность Святой Православной Церкви.
Без нательного крестика приступать ко Святому Причащению неприлично и недопустимо. Ко Святому Причастию также могут быть не допущены люди, пропустившие / опоздавшие (без уважительных причин) на Вечернее богослужение или опоздавшие к началу чтения Часов перед Божественной Литургией! Если Вы пропустили или опоздали к Вечерней Службе или к чтению Часов перед Божественной Литургией, ОБЯЗАТЕЛЬНО скажите об этом священнику на исповеди.
Перед и во время Святого Причащения следует:
1. Когда будет вынесена Святая Чаша со словами «Со страхом Божим и с верою приступите», причастники, равно как и все находящиеся в храме, совершают земной поклон. Затем складывают руки крестообразно на груди – правую на левую, и вместе со священником произносят про себя молитве перед Святым Причащением.
2. Затем подходят к Святой Чаше. Губы причастника должны быть чистыми. Сумки, пакеты и другие вещи на время причащения необходимо передать на хранение знакомым или за свечной ящик.
3. Первыми причащаются монашествующие, затем дети, затем мужчины и женщины.
4. Между причастником, который находится у Святой Чаши, и остальными должно быть расстояние минимум в полметра, дабы не толкнуть причастника на Святую Чашу.
5. Подходя к Святой Чаше, четко и внятно произносим свое христианское имя, т.е. то имя, которое дано нам во Святом Крещении.
6. Перед Чашей не креститься, дабы случайно ее не задеть! Приподняв голову, широко открываем уста. Священник дает нам Причастие, проглатываем Причастие, по возможности не жуя, чтобы ничего не осталось во рту.
7. Платом вытирают нам губы, целуем только Чашу внизу (но не руку священника), и, не крестясь и не кланяясь отходим к столику с запивкой. После вкушения просфоры и запивки (т.е. теплой воды с небольшим количеством вина) можно совершить поясной поклон алтарю.
8. В день Причастия земные поклоны совершать не положено. Затем причастники возвращаются на свои места и остаются в храме до окончания Богослужения. Выслушают благодарственные молитвы по Святом Причащении, прикладываются к кресту, что в руках у священника, а затем в мире и духовной радости выходят из храма.
9. Во время Причастия по храму нельзя ходить и нельзя разговаривать.
В день Причастия нельзя целоваться, плевать, стараться не употреблять спиртные напитки, и вообще, следует вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого». После службы желательно некоторое время побыть в одиночестве и молчании, сосредотачивачсь на мыслях о Божественном и сохраненяя свои чувства. Принято в день причастия одевать лучшие одежды, как в самый большой праздник.
В помощь кающемуся.
Грехи, исповеданные ранее, повторять на исповеди не следует, ибо они, как учит Святая Церковь, уже прощены, но если мы их снова повторяем, то снова в них нужно каяться.
Перечень грехов, растространненных в наше время
Грехи против Господа Бога:
гордость;
не исполнение святой воли Божей, нарушение заповеди;
не верие и маловерие, сомнение в вере;
отсутствие надежды на милосердие Божие, отчаяние;
черезмерная надежда на милосердие Господа без стремления перестать грешить;
лицемерное почитание Бога;
отсутствие любви и страха Божиего;
отсутствие благодарности Господу за все Его благодеяния, за скорби и болезни;
обращение к экстрасенсам, астрологам, гадалкам, ворожеям; занятия «черной» и «белой»магией, колдовством, гаданием, спиритизмом;
вера в суеверия, вера в сны, приметы, талисманы;
хула и роптание на Господа в душе и на словах;
неисполнение обетов, данных Богу;
призывание имени Божиего всуе (без необходимости), клятва именем Господа;
кощунственное отношение без должного благоговения к иконам, мощам, свечам, святым, Священному писанию и т.д.;
чтение еретических и сектантских книг и хранение их у себя дома, просмотр богохульных телепередач;
стыдиться креститься и исповедовать Православную веру;
неношение нательного крестика;
небрежное выполнение крестного знамения;
неисполнение или плохое исполнение молитвенное правила: утренних и вечерних молитв, иных молитв, поклонов и т.д., не читал Священного Писания, духовной литературы;
пропускал без уважительной причины воскресные и праздничные Богослужения;
посещение храма без усердия и прилежания;
ленился молиться, молитва рассеяная и холодная;
разговоры, дремота, смех, хождение по храму во время церковной службы; невнимательное, рассеяное слушание чтения и песнопений, опаздывания на службу и уход из храма раньше отпуста;
посещение храма в нечистоте, прикосновение в нечистоте к иконам, свечам (для женщин);
редкое исповедание грехов, сознательное утаивание их;
причастие без сокрущения и страха Божиего, без должного приготовления, не примерившись с ближними;
непослушание духовному отцу, осуждение священнослужителей, монашествующих, роптание и обида на них, ревность;
непочитание праздников Божиих, работа в праздничные дни;
нарушение постов, несоблюдение постных дней – среды и пятницы;
слушание западных проповедников, сектантов, увлечение восточными религиями;
мысли о самоубийстве или попытки убить себя.
Грехи против ближнего:
Отсутствие любви к ближним, ненависть к ним, желание им зла;
отсутствие прощения, воздеяние злом на зло;
непочтительность к старшим и высшим (начальству), к родителям; огорчение родителей;
неисполнение обешаного;
неуплата долгов;
явное или тайное присваивание себе чужого;
избиение, покушение на чужую жизнь; убиение младенцев во чреве (аборты), советование делать их ближним;
грабеж, вымогательство, поджоги;
отказ от защиты слабого и невинного, безразличие к тонущему, замерзающему, горящему, попавшему в беду;
ленность в работе;
непоситание чужого труда;
плохое воспитание детей: вне христианской веры;
немилосердие, презрение и осуждение малоимущих, скупость в милостыне;
непосещение больных в больницах и на дому;
жестокосердие;
прекословие, неуступчивость в споре с ближними;
клевета, осуждение, злословие, сплетни, пресказывание чужих грехов;
обида, оскорбление, вражда с ближними;
скандалы, истерики, проклятия, дерзость, наглое и вольное поведение по отношению к ближнему;
лицемерие, злые шутки, колкости;
гнев, раздражение, подозрение ближних в неблаговидных поступках;
обман, лжесвидетельства;
желание соблазнить или прельстить иных;
ревность;
празнословие, рассказывание неприличных анекдотов;
нежелание молиться на наставников, родных, врагов;
развращение своими действиями ближних;
корыстолюбие в дружбе, измена и предательство друзей и близких;
Грехи против самого себя:
Гордость, тщеславие, высокомерие;
самолюбие;
желание зла ближнему, мстительность;
несмирение, непослушность, самонадеянность;
лживость, зависть;
праздрословие, сквернословие;
раздражение, возмущение, памятование зла, строптивость, обидчивость;
уныние, тоска, печаль;
делание добрых дел напоказ;
скупость;
лень;
праздное времяпровождение, желание поспать, чревоугодие (многоядение, желание полакомиться);
непамятование о христианском смирении, добродетелях, о смерти и аде, беспечное и нерадивое времяпровождение, отсутствие желания исправиться;
предпочтение земного и материального небесному, духовному;
пристрастие к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям;
излишнее внимание к плоти;
стремление к земным почестям и славе;
курение, употребление наркотиков, спиртного (упивание допьяна);
игра в карты, азартные игры;
украшение себя ради прельщения иных;
занятие сводничеством, проституцией;
пение непристойных песен, сквернословие, пересказ анекдотов;
просмотр порнографических фильмов, чтение порнографических книг, журналов;
восприятие блудных помыслов, осквернение во сне;
совершение блуда (не будучи в браке);
совершение прелюбодеяния (измена, будучи в браке);
позволение себе вольностей до брака, и невоздержание в супружеской жизни;
рукоблудие (осквернение себя блудными прикосновениями), содомский грех, блудные извращения в браке;
жестокость к животным, птицам, убиение животных и птиц без надобности, уничножение деревьев;
уныние, печаль, совершение греха зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью, нечистотой и всеми всоими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами (здесь нужно назвать грехи, которые не были перечислены и тяготят душу)
Грехи по плану девяти Заповедей Блаженств
Исполняете ли вы Евангельские Заповеди? Заботитесь ли украсить себя евангельскими добродетелями?
1. Стараетесь ли воспитывать в себе чувство смирения, сознание собственного недостоинства?
2. Скорбите ли слезно о своих грехах и слобостях?
3. В обращении с ближними всегда ли были и стараетесь быть кроткими?
4. Жаждете ли святости и высшей праведности?
5. Внимательны ли к нуждам ближних? Считаете ли себя обязанными помогать нуждающимся, утешать печальных, посещать больных, вразумлять неразумных и вообще быть ко всем милосердным?
6. О чистоте сердца прилагаете ли старание? Не питаете ли в сердце зависти и дурных пожеланий?
7. Заботитесь ли об умиротворении враждующих?
8. Готовы ли претерпеть за правду хотя бы легкие скорби?
9. Любите ли вы Господа Иисуса настолько, чтобы на Него идти даже на смерть:
Назвав грехи, нужно внимательно выслушать ответ священника, который в конце прочитает резрешительную молитву.
Когда Таинство Исповеди не совершается:
Если священник находится вне Святой Соборной Апостольской Церкви (Украинская автокефалия, «Киевский патриархат», греко-католик и др.), под запретом архиерея.
Если мы пришли на исповедь и ни одного греха не назвали, а сказали только свое имя, даже если над нами прочитана разрешительная молитва.
Если мы все грехи сказали, но над нами не была прочитана разрешительная молитва: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо…».
Если мы все грехи сказали, но не дали обещание Богу исправиться.
Если мы все грехи сказали, но не примирились с ближними, находимся с ними во вражде.
Краткая Исповедь Дмитрия Ростовского
Исповедаю Господу Богу моему вся моя грехи, яже сотворил до настоящего дня и часа делом, словом, помышлением.
Ежедневно и ежечасно согрешаю неблагодарностью Богу за Его великие и бесчисленные содеянные мне благодеяния и всеблогое промышление. Согрешаю празднословием, осуждением, презорством, непокорством, оклеветанием, невниманием, нерадением, унынием, беспечностью, злонамерением, ожесточением, преслушанием, роптанием, самочинием, злоречием, ложью, смехом, соблазном, самолюбием, честолюбием, чревоугодием, сластолюбием, объядением, пьянством, вещелюбием, тщеславием, ленностью, принятием блудных, нечистых и хульных помыслов, опущением службы Божией, небрежением о молитве, нечистой исповедью, неисполнение епитимий и всеми моими чувствами душевными и телесными согрешил, в них же каюся Господу и прошу прощения.
ЯЙЦА С ОБРАЗАМИ
О новом виде иконоборчества
Великий пост подходит к концу. Приближается . Православные верующие готовятся по традиции встретить ее .
Вот скажем один «пасхальный» интернет-магазин предлагает нам «в большом ассортименте разнообразную продукцию к Светлому празднику Пасха». Например, «Наклейки пасхальные “С ликами святых”»
Правда, на упаковке с наклейками вы не найдете указания на способ их утилизации. Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же? Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро? Есть компромиссный вариант - сжечь в чистом месте, а пепел закопать, как положено по церковным правилам поступать с освященными предметами. В условиях мегаполиса, да и просто города, это затруднительно. Да и много ли найдётся желающих так заморачиваться из за какой-то скорлупы с «наклейками»?
Как будет "радостно" хозяйке застелить праздничный стол таким произведением прикладного искусства и удобно расставить посуду с яйцами, куличом, колбасой, разложить столовые приборы на лике Богородицы или Спасителя, Распятого за нее в , Претерпевшего страдания, поругания и поносную смерть! Ведь всё это было давно, а в этот день она должна радоваться Воскресению Христа и резать на Его Лике колбасу для разговения после продолжительного поста!..
Правда, производителю невдомёк, что на Тайной вечери не было пасхальной радости.
Думаю, что после всего сказанного выше возникают три вопроса: 1) как мы относимся к празднику Пасхи, 2) к Богу и святым Его и 3) к их священным изображениям (иконам, фрескам, мозаикам и др.).
По моему глубокому убеждению, почти всякий христианский праздник это «праздник со слезами на глазах», включая Пасху. «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7) и мы «куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20, 7:23). Великим постом Церковь напоминает об этом своим чадам почти каждое воскресенье особыми службами: пассиями (в дополнение к текстам Триоди постной и Октоиха). Этому же посвящено богослужение всей Страстной седмицы.
И только человек духовно неразумный или, что хуже, лишенный страха Божия, может бестрепетной рукой наклеить на яйцо лик Спасителя, или Его Пречистой Матери, или святых, послуживших Богу (в отличие от нас грешных) своей праведной жизнью, полной скорбей, страданий за правду Божию, а многие и мучительной смертью за свое свидетельство о Христе; наклеить, заранее зная, что через пару дней вместе со скорлупой он выбросит их в мусор . Даже изображение обычного человека достойно б о льшего уважения! Разве мы позволим себе вот так запросто клеить на предметы, рвать, бросать в отходы фотографии своих близких, любимых нами людей? Как же мы тогда должны относиться к священным изображениям?
В соборном оросе сказано, где, на чем и с какой целью должны располагаться священные изображения и каким образом почитаться верующими: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей … Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней »
Из соборного определения следует, что священные изображения должны
1) размещаться в достойных местах;
2) изготавливаться из долговременных материалов;
3) чествоваться лобызанием, каждением фимиама (ладана), возжжением свечей;
4) они предназначены для возведения человеческого ума от образа (иконы, фрески, мозаики) к первообразу - Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим;
5) честь воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней;
6) любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к иконе также восходит к её первообразу, то есть к личности (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.
Причащение — самое важное и непостижимое Таинство Православной Церкви, в котором верующий принимает Тело и Кровь Спасителя под видом хлеба и вина.
О Своих Святых Дарах Господь так говорит в Святом Евангелии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 56).
Таинство Причащения подает человеку силы для благодатной жизни во Христе. Причащаясь, мы становимся сами частью Его Тела как члены Его Церкви.
Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны предварительно исповедоваться. В Таинстве покаяния исповедующийся получает прощение от Господа. Видимым образом отпущение грехов дает во время исповеди священник: такую власть даровал Сам Спаситель святым апостолам, а через них и их преемникам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).
Всем ли необходимо покаяние?
После грехопадения праотцев человеческая природа повреждена грехом. Покаяние необходимо для любого христианина: грехи отдаляют человека от Бога — источника всякого добра, делают его чужим Христу, Который является Главой Церкви.
Грех ― рана для человеческой души, и сокрытые и неисповеданные грехи неизбежно приводят к болезням душевным и телесным. Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния.
Со слезами каялись и исповедовались в своих грехах даже те, кого мы сегодня почитаем величайшими святыми: чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним. Если говорим, что не имеем греха,— обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин.1, 8-9),― пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.
В чем заключается истинное покаяние?
Сущность покаяния не только в признании себя грешником — это было бы слишком просто,― но и в оставлении греха, в изменении самого образа жизни, приводящего ко греху.
Насколько подробным должно быть исповедывание грехов?
Грехи необходимо называть ясно, не скрываясь за общими фразами («во всем грешна…», «согрешил против седьмой заповеди»). Но еще важнее не пытаться оправдывать себя, как бы этого не хотелось. С чувством раскаяния несовместимы и обвинения во время исповеди в адрес других людей.
Как и когда совершается Таинство покаяния?
Обычно исповедь совершается в храмах утром перед началом Божественной литургии. Можно исповедаться и вечером: во время или после всенощного бдения. Однако необходимо помнить, что надо приходить в храм к началу исповеди для того, чтобы участвовать в общей молитве, когда священник молится за всех кающихся. По окончании этих молитв он произносит следующее напутственное слово: Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое... По-русски это наставление звучит так: «Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Ты пришел в лечебницу ― не уйди отсюда неисцеленным».
Как готовиться к исповеди?
Кающийся просит у Бога благодатной помощи: способности видеть свои грехи, мужества открыто исповедовать их, решимости простить согрешения ближних против него самого. С молитвой он приступает к испытанию своей совести. Образцы молитв, проникнутых глубоким покаянным чувством, оставили нам великие подвижники Церкви.
Как подготовиться к принятию Святых Христовых Таин?
К Причастию необходимо готовиться постом, обычно трехдневным (разрешается при этом вкушение только растительной пищи, если, конечно, у человека нет серьезных заболеваний), особой усиленной молитвой, милостыней, совершением добрых дел, воздержанием от греховных поступков и даже мыслей, разного рода развлечений и удовольствий.
Накануне Причащения следует быть в храме во время вечернего богослужения, поскольку, в соответствии с восходящей еще к Ветхому Завету традицией, церковный день начинается с вечера.
Вечером, после богослужения, прочитываются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу-хранителю, которые помещены в молитвослове. После полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни тем более курить (курение — вообще греховная привычка, которая осуждается Церковью). Утро начинается с утренних молитв и правила ко Святому Причащению, также помещенному в молитвослове (можно прочитать правило накануне). По благочестивому обычаю, верующие стараются подойти к Причастию с опрятностью не только душевной, но и телесной.
Как вести себя в день Причащения?
При выносе Чаши нужно совершить земной поклон, и, крестообразно сложив на груди руки (правую на левую), подходить по очереди к Святым Дарам, уже не кланяясь и вообще избегая лишних движений. При этом нужно ясно назвать священнику свое полное христианское имя и открыть уста для принятия Святых Таин. После приобщения следует поцеловать край Чаши и отойти без поклонов и крестного знамения к столику, где приготовлены для причащающихся теплота и просфоры.
В храме или дома причастники читают благодарственные молитвы по Святом Причащении.
Как часто необходимо причащаться христианину?
Невозможно установить в этом отношении единое правило для всех, но если основываться на советах наиболее известных современных духовников (в частности архимандрита Иоанна (Крестьянкина), то причащаться взрослому человеку желательно каждые две-три недели.
Для чего необходимо причащать младенцев? Как?
Мы все нуждаемся в благодатной помощи Божией. Но особенно необходима она еще только входящим в эту жизнь детям ― в период, когда закладывается основа их личности, когда она находится еще в стадии своего формирования. Маленький ребенок еще не может самостоятельно молиться, он беззащитен, его покров ― молитвы родителей и молитвы Церкви. И он как молодое растение нуждается в солнце и влаге, испытывает нужду в благодати, преподающейся посредством церковных Таинств. И, в первую очередь, посредством Таинства Причащения. Причащать маленьких детей можно (и нужно) по возможности часто, по усердию родителей. Кормить ребенка желательно 1,5-3 часа до литургии (в зависимости от того, сколько времени он может обходиться без еды; более взрослые не вкушают пищу и не пьют после 12 часов ночи). Причащают младенцев, пока они еще не могут принимать частицу Тела, только Кровью Христовой. При этом от родителей требуется особая внимательность и осторожность, чтобы их ребенок неловким движение не задел Святую Чашу. До 7 лет дети причащаются без исповеди.
Что делать, если кажется, что священник не в состоянии уделить достаточно времени всем кающимся?
Действительно, сегодня все больше людей приходят в церковь, осознав необходимость покаяния, и практически в каждом храме накануне праздников и воскресных дней возникают очереди желающих исповедоваться. Что делать? Можно посоветовать прийти на исповедь в будний день, когда священник сможет уделить Вам больше внимания. Можно, испытав свою совесть, записать грехи. Можно заранее подойти к священнику, предупредить, что Вы впервые хотите исповедоваться, и попросить его назначить Вам специальное время для исповеди. Очередь в храме ― совсем не причина откладывать жизненно важный шаг!
Из этой статьи Вы узнаете, как происходит подготовка к Причастию со стороны священников: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей.
Ваше Высокопреосвященство!
Всечестные отцы, братья и сестры!
если не будете есть Плоти Сына Человеческого
и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день
(Ин. 6, 53-54)
Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству.
Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона “определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня”.
Таким образом, мы видим, что причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви.
Сегодня мы можем наблюдать, что все большее количество наших прихожан стремятся к тому, чтобы приступать к святому причастию не от случая к случаю (раз в посту), а регулярно. Нередкими становятся случаи, когда миряне высказывают желание причащаться каждое воскресенье. Вместе с этим возникают вполне законные вопросы о том, какова должна быть норма подготовки к таинству причащения.
Сложившаяся церковная практика говорит нам о необходимости соблюдения трехдневного поста перед причастием, вычитывания последования состоящего из трех канонов и правила к святому причащению, вечерних и утренних молитв, обязательной исповеди накануне, либо в сам день причастия. Разумеется, причащаться возможно лишь натощак. Данная практика, которая стала почти что церковным правилом, стала нормой для большинства приходов Русской Православной Церкви. При этом мы должны понимать, что данная практика не является древней и не имеет статуса соборного постановления.
С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е. Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9 правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения.
Подводя итог можно сказать, что согласно канонам Церкви православный христианин может приступать к причастию натощак (не вкушая пищи с полуночи), для тех православных христиан, кто состоит в браке, накануне причастия необходимо супружеское воздержание. Объем молитвенного правила, необходимость соблюдения дополнительных постных дней и обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются.
Все это, конечно, не говорит о том, что молитвенное правило, постные дни и исповедь должны отсутствовать в жизни православных христиан. Существующая в Русской Церкви практика подготовки к причастию, в том случае, если человек причащается лишь несколько раз в году, совершенно понятна и оправданна для тех, кто причащается редко. Действительно, если человек большую часть церковного года не живет церковной жизнью, не соблюдает посты установленные Церковью, не имеет опыта домашней келейной молитвы, для него будет полезным провести определенную духовную работу над собой, перед тем как причаститься. Вопросы возникают тогда, когда миряне, живущие полноценной церковной жизнью, посещающие регулярно богослужения, соблюдающие все установленные Церковью многодневные и однодневные посты, изъявляют желание причащаться на каждой воскресной литургии. Как быть в этом случае с обязательным трех-дневным постом, учитывая, что пост в субботу воспрещается 64 Апостольским правилом (Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единые токмо (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен)?
Не думаю, что будет большим секретом сказать о том, что готовящийся к совершению литургии священнослужитель не соблюдает дополнительных постных дней перед причастием, кроме тех постов, которые установлены Церковью. На это можно услышать возражение о том, что священник не может совершать литургию не причастившись, но ведь именно об этом говорят каноны и в отношении мирян. 9 Апостольское правило мы уже приводили. Что касается подготовки к причастию, то священники не имеют какого-либо особого привилегированного положения, о чем и пишет святитель Иоанн Златоуст: «Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так - но всем предлагается одно Тело и одна Чаша…».
Таким образом, мы видим, что возникает определенная коллизия – священник совершающий литургию освобождается от необходимости соблюдения дополнительных постных дней и обязательной исповеди перед причастием, мирянин, изъявивший желание причащаться каждый воскресный день вынужден помимо прочих постов соблюдать трех-дневный пост перед причастием, нарушая при этом 64 Апостольское правило, запрещающее пост в субботу.
Как обстоит дело в других Поместных Церквах? Сразу следует сказать, что нам не удалось провести всеобъемлющего исследования в отношении практик всех Поместных Православных Церквей. В мировом православии нами условно были определены две основные традиции – условно греческая и условно русская. Греческая практика, к которой мы относим приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской, Кипрской Церквей предполагает возможность причащения мирян за литургией без обязательной исповеди. Прихожане стараются причащаться каждое воскресенье, при этом исповедь совершается в отдельное от литургии время и никак не связана с причастием. Более того, исповедовать может не всякий священнослужитель, а только тот, кто получил специальную грамоту от архиерея, которая дает право на совершение исповеди. Обычно подобное разрешение выдается священнослужителю, который уже имеет достаточный пастырский опыт. Сам факт рукоположения в священники в греческой традиции еще не означает, что новорукоположенный батюшка сразу получает власть «вязать и решить».
В Сербской Церкви нет единообразия: все зависит от того, где «батюшка учился». Выпускники греческих духовных школ перенимают традиции Элладской Церкви, а священники русской школы считают исповедь непременным преддверием причащения, а во внепостное время многие из них причащаться не советуют.
Самая молодая Поместная Церковь – Православная Церковь в Америке, которая еще в прошлом веке имела те же самые проблемы, которыми мы задаемся в данном выступлении, в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся Церквей в Северной Америке. Подготовкой к причастию является сама Литургия по слову святого Николая Кавасилы: «псалмы и чтения Писаний предуготовляют нас к освящению Святыми Тайнами». Каждый верный причащается за каждой Литургией. Канон ко святому причащению и молитвы ко причащению входят в домашнее молитвенное правило.
Дополнительного поста не требуется. Соблюдение поста по средам и пятницам, а также больших постов является достаточным. Т.е. к верным предъявляются те же требования, которые выполняют сами священники (цитату из Святителя Иоанна Златоуста на этот счет мы уже приводили).
Исповедь требуется регулярная (по совету священника – раз в один-два месяца), по собственному желанию верующего (в большинстве храмов всегда можно поисповедываться до начала литургии или после вечерни), в случае если верный впал в смертный грех (убийство, прелюбодеяние, идолопоклонство – включая уход из церкви на длительный период). В Великом Посту исповедь обязательна для всех.
Еще в 70-х годах прошлого столетия православные христиане Америки жили в традиции «нечастого» причастия. Благодаря усилиям таких прославленных пастырей как протопресвитер Александр Шмеман и протопресвитер Иоанн Мейендорф сегодня посещаемость воскресных литургий и праздников в Православной Церкви в Америке (которая не имеет никаких других ресурсов кроме, собственно, церковных) – самая высокая среди всех православных юрисдикций США.
Увы, не во всех Поместных Православных Церквах ситуация столь благоприятная. Многим из нас знакома современная практика Болгарской Православной Церкви, в которой последование литургии почти повсеместно исключает возможность причащения мирян, т.к. предъявляемые требования для причащения неоправданно строги – месяц поста перед причастием. Следствием этого стали полупустые храмы Болгарии.
Хочет ли Русская Церковь пойти по стопам православных Болгарии или нет – зависит от той позиции, которую будет отстаивать духовенство нашей Церкви. Нам представляется, что существующее разнообразие богослужебных традиций в различных Поместных Церквах есть совершенно нормальное и объяснимое явление. Но отношение к таинствам, не может быть традицией той или иной Церкви. В этом вопросе мы можем говорить лишь о том, кто более, а кто менее соответствует тому, что называется Преданием Церкви.
Разумеется, речь не идет о том, чтобы снять все возможные ограничения и причащать всех подряд без разбора. Как мы уже и говорили, для людей причащающихся редко существующая практика является вполне оправданной. Но задача пастыря в том, чтобы вдохновлять верных для постоянного участия в Таинствах и помочь выработать разумное и посильное правило подготовки. В том случае, если сам верный хочет более полного участия в Таинствах, мы должны всячески поддерживать такое стремление и выработать разумные пастырские подходы. В этом вопросе нам весьма необходимо то, что в православном богословии называется consensus patrum, т.е. «согласием отцов». И если святоотеческий consensus patrum по данной проблематике однозначен, согласие отцов ныне здравствующих не всегда очевидно.
Представляется целесообразным, опираясь на каноны Церкви, определить индивидуальный подход для каждого прихожанина, учитывая имеющийся у него опыт церковной жизни. В том случае, если человек изъявляет желание регулярного причастия за каждой воскресной литургией (что идеале должно стать нормой для всех прихожан) возможно преподание благословления на причащение без дополнительного трех-дневного поста (разумеется, с обязательным соблюдением имеющихся в Церкви постов). Объем молитвенного правила должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Правила ко святому причащению, включающее в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением. Чтение трех канонов должно быть оставлено на усмотрение готовящегося к причастию.
Вопрос об обязательной исповеди, конечно, один из наиболее деликатных. Исповедь не является служебным таинством по отношению к причащению, и особенно печально, когда исповедь многими прихожанами по меткому замечанию о. Александра Шмемана воспринимается как «билет на причастие». Разумеется, что и здесь возможен индивидуальный подход, особенно в тех случаях, если прихожане (согласно 66 правилу VI Вселенского собора) желают причащаться во все дни Светлой седмицы. Пытаясь оградить мирян от формализации таинства причастия мы, по сути, формализуем таинство исповеди, которое из таинства «второго крещения» становится одним из условий для причастия.
В любом случае пастырь всегда должен помнить, что он не имеет права требовать от пасомых того, что он сам не исполняет. Не лишним для нас было бы помнить слова Христа: «…Вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11, 46).
И завершить свое выступление хотелось бы словами архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, сказанные им во время принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы:
«Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».
Спасибо за внимание!
Неотъемлемой частью говения является исповедь, то есть покаяние. Это одно из православных таинств, когда человек рассказывает служителю церкви о своих грехах, которые были содеяны им во время жизни. Важно знать, как подготовиться к исповеди, поскольку без этого нельзя будет приступить к причастию.
Как подготовиться к исповеди и причастию?
Существует несколько требований, о которых говорят священнослужители людям, желающим и причаститься.
- Человек должен быть православным христианином, который был крещен законным священником. Кроме этого, важно верить и принимать Священное Писание. Есть разные книги, с помощью которых человек может узнать о вере, например, «Катехизис».
- Разбираясь, что нужно знать перед исповедью и причастием, стоит указать, что необходимо вспомнить злые дела, начиная с семи лет или с момента крещения, если это происходило во взрослом возрасте. Важно указать, что нельзя упоминать о чужих грехах, чтобы оправдать собственные поступки.
- Верующий человек должен дать обещание Господу, что будут приложены все старания, чтобы больше не совершать ошибок и творить добро.
- В ситуации, если грех спровоцировал ущерб близким людям, тогда перед исповедью важно приложить все возможные усилия, чтобы загладить совершенный поступок.
- Не менее важно самому простить существующие обиды людям, в противном случае рассчитывать на снисхождение Господа не стоит.
- Рекомендуется выработать для себя привычку ежедневно, например, перед сном, анализировать прошедший день, принося покаяние перед Господом.
Пост перед исповедью
Прямых запретов, которые касаются того, можно ли употреблять пищу перед таинством исповеди, нет, но при этом рекомендуется воздержаться от еды в течение 6-8 ч. Если интересует, как поститься перед исповедью и причастием, тогда необходимо придерживаться трехдневного поста, так к разрешенным продуктам относят: овощи и фрукты, каши, рыбу, выпечку, сухофрукты и орехи.
Молитвы перед исповедью
Одним из важных этапов подготовки является чтение молитвенных текстов, причем делать это можно как в домашних условиях, так и в церкви. С их помощью человек проводит духовное очищение и готовится к важному событию. Многие православные верующие уверяют, что для того, чтобы подготовиться к исповеди, важно читать молитвы, текст которых понятен и известен, благодаря чему можно избавиться от тревожных мыслей и обрести понимание предстоящего ритуала. Священнослужители уверяют, что просить можно даже за своих близких людей, которым предстоит исповедь и причастие.
Как записать грехи перед исповедью?
Многие люди неправильно воспринимают необходимость перечислить собственные грехи, используя даже «списки». В результате исповедь превращается в формальное перечисление собственных ошибок. Священнослужители допускают использование записей, но это должны быть лишь напоминания и только, если человек действительно боится что-то забыть. Выясняя, как подготовиться к исповеди, стоит указать, что важно понимать термин «грех», так это деяние, противоречащие воле Господа.
Есть несколько советов, как писать грехи перед исповедью, чтобы выполнить все по существующим канонам.
- Сначала необходимо вспомнить проступки, которые касаются Господа, например, отсутствие веры, использование в жизни суеверий, обращение к гадалкам и создание себе кумиров.
- Правила перед исповедью включают указание грехов, совершенных против себя и других людей. К этой группе можно отнести осуждение окружающих, пренебрежение, вредные привычки, зависть и так далее.
- Важно во время разговора со священнослужителями обсуждать только собственные грехи, не придумывая особого церковного языка.
- Исповедуясь человек должен говорить о действительно серьезных вещах, а не о пустяках.
- Выясняя, как правильно подготовиться к исповеди и причастию, стоит указать, что верующий человек должен стараться поменять свою жизнь до похода на индивидуальную беседу в церковь. Кроме этого, нужно стараться жить в мире с окружающими людьми.
Можно ли перед исповедью пить воду?
Существует много запретов, касающихся таких важных и ответственных событий в жизни верующего человека, как исповедь и . Считается, что в качестве подготовки необходимо воздержаться от принятия пищи и жидкости как минимум за 6-8 ч. Важно заметить, что перед исповедью разрешается пить воду только людям, которым необходимо запить лекарства важных для жизни. Если человек перед причастием выпил воду, то следует сказать об этом священнослужителю.
Можно ли курить перед причастием и исповедью?
На счет этой темы есть разные мнения, которые выказывают священнослужители.
- Одни считают, что если человек курит длительное время, то ему будет трудно бросить вредную привычку, да и встречаются случаи, когда это является опасным. По их мнению, сигаретная зависимость не может быть поводом отказа в исповеди и причастии.
- Другие священнослужители, отвечая на вопрос, касающийся того, можно ли курить перед исповедью и причастием, категоричны, утверждая, что если человеку трудно воздержаться от табака перед этим важным событием, тогда сложно говорить о наличии торжества духа над телом.
Можно ли заниматься сексом перед исповедью?
Многие верующие люди неправильно воспринимают , считая это чем-то грязным и греховным. На самом же деле секс является неотъемлемой частью супружеских отношений. Многие священники придерживаются мнения, что муж и жена являются свободными личностями, и никто не имеет права входить в их спальню со своими советами. Секс перед исповедью не является строго запрещенным, но при возможности воздержание будет нелишним для поддержания чистоты тела и души.