Правда ли что было крушение титаника. Почему и как затонул непотопляемый «Титаник»
Очень трудно найти человека, который бы не знал о печальной судьбе трансатлантического лайнера «Титаник», затонувшего в северной части Атлантики в ночь с 14 на 15 апреля 1912-го года. Особая роль в популяризации этого события принадлежит Голливуду. Согласно официальной версии, «Титаник» затонул в результате удара об айсберг, что привело к сильному повреждению корпуса корабля. Но какие же таинственные обстоятельства заставили опытных моряков совершить роковую ошибку?
Существует множество версий, объясняющих крушение трансатлантического лайнера. Некоторые исследователи даже полагают, что корабль столкнулся с , которая буквально «размазала» его об айсберг. Мы рассмотрим основные гипотезы, достойные внимания читателя.
Проклятье египетской мумии
По традиции начнем с самой мистичной и невероятной версии. Далеко не все знают, что в роковой рейс «Титаник» перевозил не только пассажиров и их имущество. На борту судна присутствовала древняя египетская мумия, обнаруженная во время раскопок в Каире, проходивших в 1880-х годах. Что любопытно - мумия принадлежала прорицательнице по имении Амен-Оту, некогда состоявшей при дворе фараона Аменхотепа IV.
До 1912 года почтенная мумия Амен-Оту входила в экспозицию Британского музея. Затем этим необычным экспонатом заинтересовался американский любитель древностей, имя которого не разглашается. Толстосум приобрел мумию, и решил перевезти ее на родину на «Титанике».
Ценный и весьма ветхий груз не решились поместить в трюм вместе с остальными вещами. Поэтому мумию прорицательницы перевозили непосредственно за капитанским мостиком судна! В саркофаге помимо мумии также находилась статуэтка, изображавшая бога Осириса, и табличка с надписью «Да сокрушишь ты врагов, которые встанут у тебя на пути, да восстанешь ты из праха!». Как знать, быть может древняя мумия решила отомстить людям, потревожившим ее покой.
Торпеда с немецкой субмарины
Некоторые пассажиры, которым удалось пережить злополучную поездку на «Титанике», вспоминают, что после столкновения с айсбергом раздался сильный взрыв. Предположительно, это взорвался паровой котел судна. Но у исследователей есть еще одна версия произошедшего события - корабль мог стать мишенью для немецкой торпеды!
В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что через два года началась Первая мировая война. Накануне масштабных боевых действий командующий немецким флотом Альфред фон Тирпиц отдал приказ о массовом строительстве субмарин, которые должны были стать основным оружием в борьбе с Великобританией. Таким образом, «Титаник» мог оказаться удобной мишенью для немецкой подлодки.
Но зачем военным понадобилось атаковать гражданское судно? На этот вопрос есть два ответа. Во-первых, это могла быть ошибка, допущенная в ходе учебной тренировки. Во-вторых, многие гражданские суда перед войной перепрофилировали в военные корабли. Так что Тирпиц мог просто пытаться устранить конкурента.
Возгорание на борту
Вполне может быть, что причиной крушения «Титаника» стал вовсе не айсберг. За пару недель до гибели трансатлантического лайнера в угольном бункере парохода произошел пожар. Несмотря на все усилия, экипаж так и не смог полностью погасить возгорание. Однако менеджмент компании «Уайт Стар Лайн», которой принадлежало судно, не пожелал отменить рейс, поскольку это могло привести к колоссальным материальным убыткам.
Владельцы корабля легкомысленно понадеялись на то, что пожар прекратится сам собой, по причине нехватки кислорода. К тому же в Нью-Йорке корабль уже ждала пожарная команда, которая должна была заняться тушением возгорания после того, как пассажиры сойдут на берег. И все же существовал риск, что котельная корабля взорвется во время рейса.
Правдивость этой версии подтверждают два факта. Во-первых, владелец компании «Уайт Стар Лайн» по имени Джон Морган тоже был в списке пассажиров. Но он отказался плыть, сказавшись больным. Во-вторых, в одном из портов Ирландии, которые «Титаник» посетил за время рейса, с лайнера дезертировал кочегар Джон Кофи. Вполне вероятно, что он был осведомлен об угрозе взрыва.
Мошенничество руководства
А что, если «Титаник» намеренно заставили столкнуться с ледяным торосом? Далеко не всем известно, что у «Титаника» был своеобразный «брат-близнец» под названием «Олимпик». Этот «Олимпик» врезался в британский крейсер «Хоук» 20-го сентября 1911-го года. Когда произошло это событие, компания «Уайт Стар» испытывала серьезные финансовые затруднения. Ушлое руководство решило поправить свои дела за счет страховки.
Однако страховая компания тоже не стала демонстрировать порядочность. Страховщик отказался выплачивать компенсацию на основании того, что лайнер «Олимпик» почти не пострадал при крушении.
Руководство «Уайт Стар», в свою очередь, рискнуло пойти на обман. «Олимпик» замаскировали под «Титаник», а затем направили в зону, где часто наблюдались айсберги. Конечно же, никто не рассчитывал, что столкновение будет настолько сильным, что судно пойдет ко дну.
Экономия на материалах?
В течение двадцати лет, предшествовавших гибели «Титаника», морские суда неоднократно сталкивались с плавучими льдами. Однако подобные аварии не имели серьезных последствий. Значительно пострадал только один корабль, да и в этом случае обошлось без человеческих жертв. Почему же удар об айсберг не смог пережить именно «Титаник», который к тому же позиционировали, как непотопляемое судно?
Существует предположение, что при проектировании и строительстве корабля руководство сэкономило на материалах. В 1994 году исследователям удалось поднять со дна океана фрагмент обшивки судна. Произведенный лабораторный анализ показал, что в металле содержится значительная примесь фосфора - в холодных водах Атлантики такой материал становится очень хрупким. Если бы обшивка «Титаника» была сделана из высококачественной стали, то она бы не получила пробоины, а только бы прогнулась в момент удара.
Во всем виновата Луна
Казалось бы, чем могло способствовать катастрофе? Ученые-сейсмологи из Техасского университета полагают, что Луна все-таки могла быть замешана в гибели трансатлантического лайнера. Дело в том, что 4-го января 1912-го года Луна сильно приблизилась к нашей планете. В последний раз такое происходило почти 1,5 тысячи лет назад.
Как известно, Луна обладает способностью влиять на приливы и отливы. Необычное поведение ночного светила вызвало сильнейший прилив. Это заставило айсберги, дрейфовавшие возле берегов Канады, изменить свою обычную траекторию. В результате огромные глыбы льда могли оказаться на пути идущего под всеми парами корабля.
«Голубая лента» стала траурной
«Голубой лентой» называли почетный приз, который по традиции переходил к судну, которому удалось быстрее всех пересечь Атлантику. Вполне возможно, что капитан Джон Смит хотел вырвать этот ценный трофей из рук своего конкурента - капитана корабля под названием «Мавритания».
У «Титаника», способного развивать скорость до 25-ти узлов, были все шансы обогнать «Мавританию». Возможно, именно это заставило Джона Смита не обращать внимания на сообщения об айсбергах и продолжать двигаться выбранным опасным курсом. Вот только в итоге отважному, но безрассудному капитану досталась не «голубая лента», а траурная черная ленточка.
9 апреля 1912 года. «Титаник» в порту Саутгемптона за день до отплытия в Америку.
14 апреля исполнилось 105 лет со дня легендарной катастрофы. «Титаник» — британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», второй из трёх пароходов-близнецов типа «Олимпик». Крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул.
На борту находилось 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513.
Вот как рассказывали об этой трагедии журнал "Огонекъ" и журнал "Новая Иллюстрація":
Обеденный зал на «Титанике», 1912 год.
Комната для пассажиров второго класса на борту «Титаника», 1912 год.
Парадная лестница «Титаника», 1912 год.
Пассажиры на палубе «Титаника». Апрель, 1912.
У оркестра «Титаника» было два состава. Квинтет возглавлял 33-летний британский скрипач Уоллас Хартли, в него входили еще один скрипач, контрабасист и два виолончелиста. Дополнительное трио музыкантов из бельгийского скрипача, французского виолончелиста и пианиста было нанято для «Титаника», чтобы придать Caf? Parisien континентальную нотку. Трио играло также в холле ресторана лайнера. Многие пассажиры считали судовой оркестр «Титаника» лучшим из тех, что они когда-либо слышали на кораблях. Обычно два состава оркестра «Титаника» работали независимо друг от друга - в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все восемь музыкантов впервые играли вместе. Они играли самую лучшую и веселую музыку до последних минут жизни лайнера. На фото: Музыканты судового оркестра «Титаника».
Тело Хартли было найдено через две недели после гибели «Титаника» и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты.
Среди других участников оркестра выживших не оказалось… Один из спасенных пассажиров «Титаника» напишет позже: «В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы». На фото: Похороны дирижера и скрипача судового оркестра «Титаника» Уоллас Хартли. Апрель 1912.
Айсберг, с которым, предположительно, столкнулся пассажирский лайнер «Титаник». Фотография была сделана с борта кабельного судна «Mackay Bennett», которым управлял капитан DeCarteret. Судно «Mackay Bennett» одним из первых прибыло на место катастрофы «Титаника». По словам капитана DeCarteret, это был единственный айсберг вблизи места крушения океанского лайнера.
Спасательная шлюпка «Титаника», снятая одним из пассажиров парохода «Карпатия». Апрель, 1912.
Спасательное судно «Карпатия» подобрало 712 выживших пассажиров «Титаника». На фотографии, сделанной пассажиром «Карпатии» Луисом М. Огденом, видны спасательные шлюпки, которые приближаются к «Карпатии».
22 апреля 1912 года. Братья Мишель (4 года) и Эдмонд (2 года). Считались «сиротами Титаника» до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции. Отец погиб во время крушения лайнера.
Мишель умер в 2001 году последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на «Титанике».
Группа спасенных пассажиров «Титаника» на борту «Карпатии».
Ещё одна группа спасенных пассажиров «Титаника».
Капитан Эдвард Джон Смит (второй справа) с командой корабля.
Рисунок тонущего “Титаника” после катастрофы.
Пассажирский билет на «Титаник». Апрель 1912.
«Тита́ник» (RMS Titanic) - британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», второй из трёх пароходов-близнецов типа «Олимпик». Крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513. Катастрофа «Титаника» стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.
Британский пассажирский лайнер Титаник вышел из Саутгемптона, Англия, в свой первый рейс 10 апреля 1912 года. Титаник посетил Шербур, Франция и Квинстаун, Ирландия, прежде чем отправиться на запад в сторону Нью-Йорка.Спустя четыре дня, он столкнулся с айсбергом в 11:40 вечера, 375 миль к югу от Ньюфаундленда. Около 2:20 утра Титаник распался и затонул. Более тысячи людей оказались за бортом.
Роскошный лайнер Титаник, на этой фотографии от 1912 года, после того, как он отплыл от Queenstown в Нью-Йорке, для его злополучного последнего рейса.
Рабочие идут с Харланд и Вольф верфей в Белфасте, где Титаник был построен между 1909 и 1911 годах. Он виден на заднем плане.
Столовая на Титанике. Корабль был разработан, чтобы быть последним словом в комфорте и роскоши, с бортовым тренажерным залом, бассейном, библиотекой, высококлассными ресторанами и роскошными каютами.
Столовая второго класса на Титанике. 1912 год
10 апреля 1912 Титаник отправляется из Саутгемптона, Англия
Капитан Эдвард Джон Смит, капитан Титаника. Он командовал крупнейшим кораблем во время первого рейса.
Первый помощник Уильям МакМастер Мэрдок, который считается героем в его родном городе Dalbeattie, Шотландии, но изображался как трус и убийца в нескольких фильмах о Титанике.
Айсберг, из-за которого затонул Титаник 14-15 апреля 1912 года. Снимок был сделан с борта Западно кабельного Союза судов, Mackay Беннетт, под командованием капитана DeCarteret.
Пассажиры и некоторые члены экипажа были эвакуированы на спасательные шлюпки, многие из которых были лишь частично заполнены.
Семьсот двенадцать выживших были доставлены из спасательных шлюпок на борт RMS Carpathia.
Представители прессы берут интервью у выживших на Титанике со спасательного судна, Карпатия, 17 апреля 1912 года
Еве Харт было семь лет в этой фотографии, сделанной в 1912 году вместе со своим отцом, Вениамин, и мать Эстер. Ева и ее мать пережила гибель британского лайнера Титаник на 14 апреля 1912 от Ньюфаундленда, но ее отец погиб во время катастрофы.
Люди стоят на улице, ожидая прибытия Carpathia, где прибудут спасшиеся с Титаника.
Огромная толпа собралась перед офисом Стар Лайн в нижнем Бродвее в Нью-Йорке, чтобы получить последние новости о гибели роскошного лайнера Титаник 14 апреля 1912 года.
The New York Times редакция на момент гибели Титаника, 15 апреля 1912 года
После гибели Титаника, толпы читают бюллетени перед зданием в Нью-Йорке
Два сообщения, которые были отправлены из Америки в страховщиками Lloyds в Лондоне в ошибочном убеждении, что другие суда, в том числе Вирджиния, пришли на помощь, когда Титаник затонул.
Фото выживших
Это старинное фото показывает Титаник незадолго до ухода на свой первый рейс в 1912 году
Пассажирский билет с Титаника.
Форма телеграммы посланной с Карпатии, в которой сообщается об удачном спасении.
Меню завтрака на Титанике. На нём подписи выживших.
Нос Титаника снято в 1999 году.
Винт Титаника
Останки Титаника
Найденные предметы с Титаника.
Остов Титаника
Вид сверху на легендарный корабль
Вид сбоку
Пробоины на Титанике
Два двигателя Титаника
Впервые Титаник попал на главные страницы газет в качестве самого большого судна в истории человечества, и первый его рейс должен был совершить длинное путешествие через всю Атлантику в апреле 1912 года. Как всем известно, вместо триумфального плавания историю судоходства дополнила величайшая катастрофа. В свой четвертый день путешествия 105 лет тому назад в 643 километрах от берега Новой Шотландии судно столкнулось с айсбергом и затонуло в течение 2 часов и 40 минут. В тот страшный день погибло 1500 пассажиров, которые главным образом умерли не от травм или асфиксии, а от переохлаждения. Мало кому удалось выжить в ледяной воде Атлантического океана, температура которой в апреле 1912 года опустилась до – 2 °С. Не спешите удивляться, вода вполне может оставаться жидкой при таком холоде, если учитывать, что в океане она представляет собой раствор соли с прочими питательными веществами, а не чистую H2O.
Но если изучить историю Титаника глубже, вы найдете также и рассказы о людях, которые во время непредвиденной катастрофы действовали решительно, избежали смерти и помогли другим утопающим. Свыше 700 человек пережили бедствие, хотя для некоторых из них это было дело счастливой случайности. Перед вами 10 историй выживших в самой трагической катастрофе Атлантики.
10. Франк Прентис – член экипажа (помощник на складе)
Прямо перед тем, как Титаник окончательно погрузился под воду, корма судна ненадолго поднялась в воздух перпендикулярно уровню воды. Тогда же член команды Франк Прентис (Frank Prentice), один из последних на корабле людей, вместе с 2 своими товарищами решился спрыгнуть с тонущего лайнера в холодную воду. Один из его коллег во время падения ударился об винтовой пропеллер Титаника, но Прентису удалось пролететь 30 метров до самой воды, где его уже ждало бездыханное тело друга. К счастью, Франка вскоре подобрала спасательная шлюпка.
В историю Прентиса легко проверить, тем более что его часы остановились ровно в 2:20, а это точное время окончательного погружения Титаника в воды Атлантического океана. Примечательно то, что через несколько лет Прентис пережил еще одно кораблекрушение, когда служил на борту военного судна Океаник (Oceanic) во время Первой мировой войны.
9. Восемь китайских пассажиров из третьего класса
Это может удивить, но если почитать отчеты о крупномасштабной эвакуации с тонущего Титаника, вы поймете, что сначала это был очень цивилизованный процесс. Все пассажиры послушно выполняли приказы экипажа парохода, и многие из них были рады отдать свои места в спасательных лодках женщинам и детям. Они делали это добровольно и без принуждения. Паника не лишила людей благоразумия и чести. По крайней мере, не всех и не сразу.
Но если вы хотите узнать, как в кораблекрушении начала 20 века удалось выжить пассажирам с более практичным подходом к испытаниям, вам будет интересно послушать про 8 китайских иммигрантов, которые взошли на борт легендарного судна все по одному билету. Это была группа выходцев из Гуанчжоу, лишившаяся работы из-за угольного кризиса, и плывшая домой в Гонконг.
В разных иммиграционных отчетах их имена изменялись, но сегодня это уже не важно. Когда произошло столкновение с айсбергом, семеро из них прокралось в спасательные лодки, прежде чем эти шлюпки были направлены к посадочным площадкам. Китайцы скрылись в шлюпках под одеялами, и долго оставались незамеченными. Пятеро из них выжили. Восьмой китаец тоже перенес кораблекрушение – его подобрала спасательная шлюпка №14 (спасшая и Гарольда Филлимора, о котором мы расскажем чуть позже). Спасение 6 человек из группы 8 товарищей – неплохая статистика, но героическим их поведение назвать сложно.
8. Олаус Йоргенсен Абелзет – пассажир второго класса
Олаус Йоргенсен Абелзет (Olaus Jorgensen Abelseth) был норвежским пастухом, работавшим на животноводческой ферме в Южной Дакоте (South Dakota). Он возвращался из поездки домой после посещения родственников, и в апреле 1912 года сел на Титаник с пятью членами своей семьи.
Во время эвакуации с Титаника людей рассаживали по спасательным шлюпкам по определенным соображениям. Взрослый мужчина мог попасть на борт спасательной лодки, только если у него был хороший опыт в судоходстве, который пригодился бы для управления плавательным средством в водах открытого океана. Спасательных шлюпок было всего 20, и на каждой из них должен был присутствовать хотя бы один опытный моряк.
Абелсет имел шесть лет опыта мореходства, в прошлом он был рыбаком, и ему предложили место в очередной лодке, но мужчина отказался. А все потому что некоторые из его родственников не умели плавать, и Олаус Йоргенсен решил остаться с ними, чтобы позаботиться о выживании своей семьи. Когда Титаник полностью затонул, и родственников Олауса все же смыло в воду, мужчина оставался на плаву в холодном океане целых 20 минут, пока его не спасли. Когда Абелсет оказался в лодке, он активно помогал спасать других жертв кораблекрушения, откачивая перемерзших в ледяной воде.
7. Хью Вулнер и Мауриц Бйорнштрем-Штеффансзон – пассажиры первого класса
Хью Вулнер и Мауриц Бйорнштрем-Штеффансзон (Hugh Woolner, Mauritz Björnström-Steffansson) сидели в курительном салоне, когда услышали о столкновении с айсбергом. Джентльмены сопроводили свою подругу к спасательным лодкам и помогли экипажу Титаника в организации посадки женщин и детей в шлюпки. Хью и Мауриц находились на нижней палубе, когда решили запрыгнуть в последнюю шлюпку, пока та спускалась на . Их прыжок был совершен за 15 минут до окончательного затопления Титаника, так что это была попытка из разряда «сейчас или никогда».
Бйорнштрем-Штеффансзон успешно запрыгнул в шлюпку, но Вулнер оказался менее удачливым и промахнулся. Однако мужчина успел ухватиться за край лодки, и его друг сумел задержать Хью, пока тот свисал над океаном. В конечном счете, Вулнеру помогли забраться в лодку. Это было спасение, полное драматизма.
6. Чарльз Джоин – член экипажа (главный пекарь)
Большинство жертв крушения Титаника умерли от гипотермии (переохлаждения) в течение 15 - 30 минут в ледяной воде, но Чарльз Джоин (Charles Joughin) – настоящее доказательство того, что у каждого правила есть свои исключения. Джоин был пьян, когда пароход столкнулся с айсбергом. Несмотря на чрезвычайные условия и свое нетрезвое состояние пекарь очень помог другим тонущим, выбрасывая за борт Титаника шезлонги и стулья, чтобы людям было за что ухватиться, и не утонуть. После того как лайнер окончательно погрузился под воду, Чарльз дрейфовал в районе места крушения больше двух часов, пока его не прибило к одному из спасательных судов.
Эксперты по выживанию связывают успех Джоина с тем, что алкоголь повысил температуру его тела, а также с тем, что, как утверждал сам пекарь, он старался не погружать голову в ледяную воду. Некоторые критики сомневаются в том, что мужчина пробыл в воде так долго, но факт остается фактом, и у Джоина есть свидетели со спасательной шлюпки.
5. Ричард Норрис Уильямс – пассажир первого класса
Ричард Норрис Уильямс (Richard Norris Williams) путешествовал со своим отцом первым классом, и вместе они плыли на теннисный турнир. После того, как произошло столкновение айсбергом, оба они сохраняли невозмутимость, требуя открыть бар, и провели немного времени в тренажерном зале. Уильямсы даже успели помочь одному пассажиру, когда поняли, что не время прохлаждаться.
В итоге Ричарду довелось наблюдать за тем, как его отца накрыло дымовой трубой и унесло в море одной из волн, смывшей в океан складную шлюпку модели Collapsible A. Это была одна из 2 последних лодок на борту тонущего Титаника, и экипаж физически не успел приготовить оба этих спасательных средства для посадки в них людей и правильного спуска на воду.
Позже на борту британского парохода Карпатия (Carpathia), первого пришедшего на помощь жертвам Титаника, врачи советовали выжившему Норрису ампутировать обе обмороженные ноги. Спортсмен воспротивился рекомендациям докторов, и вопреки первоначальным прогнозам медиков не только не потерял свои ноги, но и восстановил их функциональность. Более того, мужчина вернулся в теннисный спорт и выиграл золотую медаль на Олимпийских играх 1924 года. Вдобавок он был награжден за безупречную службу в Первой мировой войне.
4. Рода «Роза» Эбботт – пассажир третьего класса
Все знают морское правило «сначала женщин и дети», но не всем известно, насколько оно было жестким. Если мальчику было больше 13 лет, его больше не считали ребенком. Это не устроило пассажирку третьего класса Роду Эбботт (Rhoda Abbott), которая не собиралась отказываться от двух своих сыновей 13-ти и 16-ти лет. Эбботт отдала место в шлюпке, чтобы до конца оставаться со своими детьми. Она была женщиной твердых убеждений, членом христианской гуманитарной миссии Армия Спасения и матерью-одиночкой. Рода схватила каждого ребенка за руку, и вместе они прыгнули за борт тонущего судна.
К сожалению, оба ее сына утонули, и на поверхность воды мать-героиня всплыла без них. Как и Ричард Норрис Уильямс, Роза ухватилась на борт перевернувшейся складной шлюпки Collapsible A. Ее ноги пострадали от переохлаждения почти так же сильно, как и ноги теннисиста. Эбботт провела в больнице 2 недели, но это не отменяет того факта, что она оказалась единственной женщиной, выжившей после плавания в ледяных водах Атлантического океана в ночь крушения Титаника.
3. Гарольд Чарльз Филлимор – член экипажа (стюард)
Знаменитый персонаж Розы Декатура, которую в фильме Джеймса Кэмерона сыграла Кейт Уинслейт (Rose Decatur, James Cameron, Kate Winslet), был вымышленным, но прототипом этой романтической истории мог быть пример стюарда Гарольда Чарльза Филлимора (Harold Charles Phillimore).
Мужчину обнаружили цепляющимся за плавающие обломки посреди моря трупов, когда к месту крушения в поисках выживших прибыла последняя спасательная шлюпка. Филлимор поделился частью дрейфующей деревянной балки с другим пассажиром, чего по сюжету Кэмерона не сделала Роза Декатур, позволив любви всей ее жизни умереть от переохлаждения. После трагического кораблекрушения Гарольд Филлимор продолжил свою морскую карьеру, добился выдающихся успехов и заслужил медали за службу в военно-морском флоте во время Первой мировой войны.
2. Гарольд Брайд – представитель компании Marconi Wireless
Гарольд Брайд (Harold Bride) был одним из двух операторов телеграфа британской компании Marconi Wireless, задача которой состояла в том, чтобы обеспечивать связь между пассажирами судна и материком. Брайд также отвечал за навигационные сообщения и предупреждения от других судов. Во время крушения Гарольду и его коллеге Джеймсу Филлипсу (James Phillips) было позволено оставить свой пост, чтобы как можно скорее спасаться, но оба они поддерживали связь Титаника с остальным миром до последних минут легендарного парохода.
Телеграфисты работали до тех пор, пока вода не начала заполнять их каюту. Тогда они и поняли, что пришло время покинуть судно. Коллеги сели на последнюю спасательную шлюпку, известную под названием Collapsible B. К сожалению, во время спуска на воду она перевернулась вверх дном, и все ее пассажиры оказались в ледяной воде. Гарольд Брайд так сильно поморозил ноги, что с трудом забрался по спасательной лестнице на борт британского парохода Карпатия, когда тот прибыл к месту аварии чтобы помочь выжившим жертвам.
На пути к своему спасению Гарольд проплыл мимо мертвого тела, которым оказался его товарищ Джеймс Филлипс, умерший этой страшной ночью от переохлаждения. Впоследствии Брайду не нравилось говорить на публике о произошедшем, потому что он был «глубоко поражен всем этим опытом, особенно потерей своего коллеги и друга Джека Филлиса».
1. Чарльз Лайтоллер – капитан второго ранга
Чарльз Лайтоллер (Charles Lightoller) начал свою морскую карьеру с 13-летнего возраста, и ко времени службы на Титанике в качестве капитана второго ранга он успел повидать многое. До того как заключить контракт с британской судоходной компанией White Star, которой принадлежал гигантский пароход, Лайтоллер уже пережил кораблекрушение в Австралии, циклон в Индийском океане, и путешествие автостопом от западной Канады до самой Англии после участия в неудачной разведке золотоносных мест в Юконе (Yukon).
Когда Титаник столкнулся с айсбергом, Лайтоллер был одним из первых, кто начал спускать спасательные шлюпки на воду. Примерно в 2:00 (за 20 минут до полного затопления лайнера), начальство приказало ему садиться в лодку и спасаться самому, на что Чарльз отважно ответил примерно следующее: «нет, чертовски навряд ли я это сделаю» (not damn likely).
В итоге он оказался в воде, подплыл к опрокинутой складной шлюпке Collapsible B, о которой мы уже упоминали выше, и помог поддержать порядок и моральный дух среди оставшихся в живых. Офицер проследил, чтобы лодка не перевернулась снова со всеми пассажирами на борту, и рассадил людей так, чтобы никого не смыло в ледяной океан.
Капитан второго ранга Чарльз Лайтоллер был самым последним спасенным человеком, спрыгнувшим с Титаника в Атлантический океан, и на борт Карпатии его подняли спустя почти четыре часа после появления спасателей с других пароходов. Кроме того он был самым старшим по должности среди всех выживших членов экипажа, и согласно уставу участвовал в слушаниях Конгресса США по делу трагического крушения Титаника.
100 лет назад, в ночь на 15 апреля 1912 года, после столкновения с айсбергом в водах Атлантического океана затонул лайнер "Титаник", на борту которого находились более 2200 человек.
"Титаник" (Titanic) - крупнейшее пассажирское судно начала XX века, второй из трех пароходов-близнецов, произведенных британской компанией "Уайт Стар Лайн" (White Star Line).
Длина "Титаника" составляла 260 метров, ширина - 28 метров, водоизмещение - 52 тысячи тонн, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы - 19 метров, расстояние от киля до верхушки трубы - 55 метров, предельная скорость - 23 узла. Журналисты сравнивали его по длине с тремя городскими кварталами, а по высоте - с 11‑этажным домом.
На "Титанике" имелось восемь стальных палуб, расположенных друг над другом на расстоянии 2,5-3,2 метра. Для обеспечения безопасности корабль имел двойное дно, а его корпус разделяли 16 водонепроницаемых отсеков. Водонепроницаемые переборки поднимались от второго дна до палубы. Главный конструктор корабля Томас Эндрюс заявлял, что, даже если четыре отсека из 16 будут заполнены водой, лайнер сможет продолжить свой путь.
Интерьеры кают на палубах B и C были выполнены в 11 стилях. Пассажиры третьего класса на палубах E и F были отделены от первого и второго класса воротами, находящимися в разных частях судна.
До выхода "Титаника" в его первый и последний рейс особо подчеркивалось, что на борту корабля в первом рейсе будут находиться 10 миллионеров, а в его сейфах - золото и драгоценности на сотни миллионов долларов. американский промышленник, наследник горного магната Бенджамин Гуггенхайм, миллионер с молодой супругой, помощник президентов США Теодора Рузвельта и Уильяма Говарда Тафта майор Арчибальд Уиллингем Батт, член конгресса США Исидор Штраус, актриса Дороти Гибсон, состоятельная общественная деятельница Маргарет Браун, британский модельер Люси Кристиана Дафф Гордон и многие другие известные и состоятельные люди того времени.
10 апреля 1912 года в полдень суперлайнер "Титаник" отправился в свое единственное путешествие по маршруту Саутгемптон (Великобритания) - Нью-Йорк (США) с остановками в Шербуре (Франция) и Куинстауне (Ирландия).
В течение четырех дней пути погода была ясная, а море спокойным.
14 апреля 1912 года, на пятый день пути, несколько кораблей послали сообщения об айсбергах в в районе маршрута следования корабля. Большую часть дня рация была сломана, и многие сообщения не были замечены радистами, а на другие капитан не обратил должного внимания.
К вечеру температура начала понижаться, достигнув к 22:00 нулевой отметки по Цельсию.
В 23:00 с судна "Калифорниан" поступило сообщение о наличии льдов, но радист "Титаника" оборвал радиообмен раньше, чем "Калифорниан" успел сообщить координаты района: телеграфист был занят отправкой личных сообщений пассажиров.
В 23:39 двое впередсмотрящих заметили айсберг перед лайнером и доложили об этом по телефону на мостик. Самый старший из офицеров Уильям Мэрдок дал команду рулевому: "Лево руля".
В 23:40 "Титаник" в подводной части судна. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна шесть были прорезаны.
В 00:00 15 апреля на капитанский мостик был вызван конструктор "Титаника" Томас Эндрюс для того, чтобы оценить степень серьезности повреждений. После доклада о происшествии и осмотра судна Эндрюс сообщил все присутствующим, что лайнер неизбежно потонет.
На судне стал ощутим крен на нос. Капитан Смит приказал расчехлить спасательые шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров для эвакуации.
По приказу капитана радисты начали посылать сигналы бедствия, которые они передавали в течение двух часов, пока капитан не освободил телеграфистов от исполнения обязанностей за несколько минут до потопления корабля.
Сигналы бедствия , но они находились слишком далеко от "Титаника".
В 00:25 координаты "Титаника" приняло судно "Карпатия", находившееся от места крушения лайнера на расстоянии 58 морских миль, что составляло 93 километра. приказал немедленно направиться к месту бедствия "Титаника". Спеша на помощь, корабль смог достигнуть рекордной скорости в 17,5 узлов - при максимально возможной для судна скорости в 14 узлов. Для этого Рострон приказал отключить все приборы, потребляющие электроэнергию, и отопление.
В 01:30 оператор "Титаника" телеграфировал: "Мы в маленькие шлюпки". По приказу капитана Смита его помощник, Чарлз Лайтоллер, руководивший спасением людей по левому борту лайнера, в шлюпки сажал только женщин и детей. Мужчины, по мнению капитана, должны были оставаться на палубе, пока все женщины не сядут в лодки. Первый помощник капитана Уильям Мэрдок на правом борту мужчинам, если в очереди собиравшихся на палубе пассажиров не было женщин и детей.
Около 02:15 нос "Титаника" резко опустился, судно значительно сдвинулось вперед, и по палубам прокатилась огромная волна, которая смыла многих пассажиров за борт.
Около 02:20 минут "Титаник" затонул.
Около 04:00 утра, примерно через три с половиной часа после получения сигнала бедствия, "Карпатия" прибыла на место крушения "Титаника". Судно приняло на борт 712 пассажиров и членов экипажа "Титаника", после чего благополучно прибыло в Нью-Йорк. Среди спасенных были 189 членов экипажа, 129 пассажиров мужчин и 394 человек - женщины и дети.
Число погибших , по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек. Согласно официальным данным, после катастрофы 60% пассажиров кают первого класса, 44% - кают второго класса, 25% - третьего класса.
Последняя выжившая в катастрофе пассажирка "Титаника" - , путешествовавшая на борту лайнера в возрасте девяти недель от роду, скончалась 31 мая 2009 года в 97 лет. Прах женщины был развеян над морем с причала в порту Саутгемптона, откуда "Титаник" в 1912 году отправился в свое последнее плавание.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников