Пост в буддизме называется.
Соблюдение поста в дни священного буддийского месяца, на который приходятся рождение, просветление и уход в паринирвану Будды Шакьямуни, чрезвычайно полезно для здоровья, считает доктор тибетской медицины Санал Эмчи.
По мнению доктора, постоянно работающего в главном храме Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни», «соблюдение поста во время месяца Yp cap (тиб. Сага Дава) является, в первую очередь, духовной практикой, развивающей нравственность и усиливающей власть сознания над плотью».
Одним из главных обетов является самоограничение приёме пищи, что ведет, в конечном итоге, к уменьшению привязанности к чувственным объектам. Но, кроме того, пост благотворно влияет на организм, так как происходит его очищение, улучшается обмен веществ, появляется легкость в теле, повышается работоспособность, нормализуется пищеварение, указывает доктор.
«Наши предки в течение тысячелетий были скотоводами. Время отёла скота приходилось как раз на сезон цветения растений, поспевания овощей и фруктов, что совпадает с празднованием Yp cap. Поэтому в это время забой скота не производили и, соответственно, не употребляли мясо. Но зато в избытке были молочные продукты. Но с переходом калмыков с кочевого образа жизни на оседлый произошел сбой», - говорит Санал Эмчи.
По словам доктора, в настоящее время перешедшие к оседлому образу жизни кочевники стали сталкиваться с болезнями, совершенно неизвестными их предкам. Переедание, отсутствие физических нагрузок, малоподвижный образ жизни и стрессы приводят к возникновению заболеваний сердца, суставов, повышенного артериального давления, желчекаменной болезни, сахарного диабета, нарушению функций щитовидной железы, кишечника.
Соблюдение поста во время священного буддийского месяца, который начинается 25 мая, было бы полезно для людей с такими заболеваниями, считает Санал Эмчи.
«В этот период из-за жары организму не требуется большого количества высококалорийной пищи. Но обессилевшим больным, беременным и людям, занимающимся тяжелой физической работой, следует воздержаться от соблюдения строгого поста. Для физически сильных людей рекомендуется строгое соблюдение поста и отказ от приёма пищи после обеда и до утра следующего дня», - рекомендует доктор.
Необходимо учитывать, что в дни, предшествующие посту и следующие за ним, не следует переедать и употреблять спиртное, так как это сведет на нет весь благотворный эффект поста и может причинить вред организму, советует калмыцкий доктор, изучавший тибетскую медицину в Институте медицины и астрологии в Дхарамсале (Индия).
Центр традиционной медицины в «Золотой обители Будды Шакьямуни»
(Элиста, Калмыкия) открыт с понедельника по пятницу
С 9.30 до 14.30
Выходной: суббота, воскресенье
Упасатха (в других прочтениях: упосатха, пасатха, упасампада) - является одним из древнейших предписаний Дхармы , установленных и неукоснительно соблюдаемых Самим Просветленным. Его целью является очищение духовное и физическое, победа над властью клеш и укрощение власти плоти над духом.
Обеты упасатхи соблюдаются в три дня ново- и полнолуния, а также по одному дню в четверть-луния. Кроме того, эти обеты могут приниматься и в любой другой день, по желанию принимающего.
Обеты очистительного поста обычно соблюдают те, кто уже принял Прибежище. Но принятие этих обетов возможно и для человека, еще не обретшего данный статус. Это, однако, возможно лишь в том случае, если пост завершается Посвящением - принятием Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе. Принятие обетов поста обязательны перед достойным принятием послуха, монашества, обетов Бодхичитты или Тантры.
Считается, что все благие заслуги и результаты всех неблагих деяний увеличиваются в эти дни стократно, поэтому в эти дни следует совершать покаяния, подношения Трем Драгоценностям , вершить простирания, молитвы и созерцания. Эти дни лучше всего посвятить усиленной практике в соответствии с полученным Посвящением, а не мирским делам.
Пост следует принимать "рано утром", поскольку он есть дисциплина суточная. Если же пост был принят днем раньше, то увеличение продолжительности поста со-пряжено с еще утренним словесным ритуалом его возобновления, но только в пределах восьми суток. Соблюдение поста предполагает голодание или голодание и неупотребление никакой жидкости (сухой пост) поэтому при желании увеличивать число постных дней можно по завершении каждых суток поста, а потом опять принять пост на сутки.
Пост не может быть принят без благословения другого лица, полностью Посвященного в свод Святых Обетов (лучше всего - от принявших полное монашество, но при отсутствии такового - разрешается принимать обеты поста в присутствии и мирского последователя Дхармы), таково предписание Винаи . Если же таковой возможности не имеется, то разрешается принимать обеты поста самостоятельно, возле алтаря Трех Драгоценностей или у образа Просветленного, или же, при их отсутствии - представив облик Просветленного пред мысленным взором, почтив Святую Триратну троекратными простираниями и подношениями.
В момент принятия поста и во время его исполнения следует снять с себя все украшения и одежды, которые надеваются в торжественных, нерядовых ситуациях, ибо такие украшения поддерживают тщеславие. Обычные украшения атрибутивного характера, т. е. соответствующие будничной традиции оформления внешности, можно не снимать.
Пост длится, начиная с предрассветных сумерек ("окончание ночи") и до восхода солнца следующего дня. Суточному воздержанию от приема пищи, сопровождавшему очистительный пост, придается особое значение: если голодание длится только в течение ночи, предшествующей посту, и дня (т. е. до захода солнца), то в этом случае говорить о соблюдении поста неуместно.
С какой целью принимаются все восемь компонентов очистительного поста?
Четыре первых составляющих обетов поста - это отказ от убийства, воровства, прелюбодеяния (и вообще любых половых контактов) и лжи, благодаря чему прекращается совершение того, что по своей природе влечет духовное омрачение. Это четыре фактора добродетели являются щитом от безнравственности.
Пятая составляющая - внимание/бдительность - выражается в отказе от употребления опьяняющих субстанций. Это фактор трезвенности (напомним, что семантика русского глагола "трезвиться" содержит, прежде всего, идею способности к самонаблюдению, отчетливого видения своих поступков и возможность корректировать мотивы и соответствующие им действия). Даже тот, кто принял обет нравственности, опьянившись, может впасть в расслабленность и пренебрежение обетами, кроме того, сам факт тупости сознания, вызываемый опьянением, уже является тяжелым грехом согласно Винае Бодхисаттв.
Шестая, седьмая и восьмая составляющие - это факторы аскетизма: отказ от почивания на высоких и широких постелях, отказ от употребления благовоний, умащиваний и прочих способов ублажения тела, отказ от увеселительных видов деятельности и приема пищи в неурочное время (более одного раза в день - до полудня, или, что гораздо лучше, полное голодание), то есть всего того, что подпитывает чувственные желания.
Если обеты трезвости и аскетизма не принимаются, то это - не пост, а простое голодание.
Вспоминая же об обете воздержания от пищи всякий раз, как только захочется есть, соблюдающий обеты поста взращивает памятование о Трех Драгоценностях и принятых обетах, и у него возникает "пренебрежение к еде", т. е. он отстраняется от влечения испытывать вкусовые ощущения. Это первое приближение к отказу от влечения к чувственным объектам.
Обеты очистительного поста не могут исполняться частично, принявший обязан следовать всем его предписаниям.
Обеты упасатхи соблюдаются в три дня ново- и полнолуния, а также по одному дню в четверть-луния. Кроме того, эти обеты могут приниматься и в любой другой день, по желанию принимающего.
Обеты очистительного поста обычно соблюдают те, кто уже принял Прибежище. Но принятие этих обетов возможно и для человека, еще не обретшего данный статус. Это, однако, возможно лишь в том случае, если пост завершается Посвящением - принятием Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе. Принятие обетов поста обязательны перед достойным принятием послуха, монашества, обетов Бодхичитты или Тантры.
Считается, что все благие заслуги и результаты всех неблагих деяний увеличиваются в эти дни стократно, поэтому в эти дни следует совершать покаяния, подношения Трем Драгоценностям, вершить простирания, молитвы и созерцания. Эти дни лучше всего посвятить усиленной практике в соответствии с полученным Посвящением, а не мирским делам.
Пост следует принимать "рано утром", поскольку он есть дисциплина суточная. Если же пост был принят днем раньше, то увеличение продолжительности поста со-пряжено с еще утренним словесным ритуалом его возобновления, но только в пределах восьми суток. Соблюдение поста предполагает голодание , поэтому при желании увеличивать число постных дней можно по завершении каждых суток поста, а потом опять принять пост на сутки.
Пост не может быть принят без благословения другого лица, полностью Посвященного в свод Святых Обетов (лучше всего - от принявших полное монашество, но при отсутствии такового - разрешается принимать обеты поста в присутствии и мирского последователя Дхармы), таково предписание Винаи. Если же таковой возможности не имеется, то разрешается принимать обеты поста самостоятельно, возле алтаря Трех Драгоценностей или у образа Просветленного, или же, при их отсутствии - представив облик Просветленного пред мысленным взором, почтив Святую Триратну троекратными простираниями и подношениями.
Принятие обетов очистительного поста осуществляется в определенной смиренной ритуальной позе (стоя на коленях, руки должны быть сложены у груди как бы для приветствия "намастэ" или их положение должно соответствовать мудре "голубь"). Отсутствие смиреной позы не порождает принятия обетов поста.
В момент принятия поста и во время его исполнения следует снять с себя все украшения и одежды , которые надеваются в торжественных, нерядовых ситуациях, ибо такие украшения поддерживают тщеславие. Обычные украшения атрибутивного характера, т. е. соответствующие будничной традиции оформления внешности, можно не снимать.
Пост длится, начиная с предрассветных сумерек ("окончание ночи") и до восхода солнца следующего дня. Суточному воздержанию от приема пищи, сопровождавшему очистительный пост, придается особое значение: если голодание длится только в течение ночи, предшествующей посту, и дня (т. е. до захода солнца), то в этом случае говорить о соблюдении поста неуместно.
С какой целью принимаются все восемь компонентов очистительного поста?
Четыре первых составляющих обетов поста - это отказ от убийства, воровства, прелюбодеяния (и вообще любых половых контактов) и лжи, благодаря чему прекращается совершение того, что по своей природе влечет духовное омрачение. Это четыре фактора добродетели являются щитом от безнравственности.
Пятая составляющая - внимание/бдительность - выражается в отказе от употребления опьяняющих субстанций. Это фактор трезвенности (напомним, что семантика русского глагола "трезвиться" содержит, прежде всего, идею способности к самонаблюдению, отчетливого видения своих поступков и возможность корректировать мотивы и соответствующие им действия). Даже тот, кто принял обет нравственности, опьянившись, может впасть в расслабленность и пренебрежение обетами, кроме того, сам факт тупости сознания, вызываемый опьянением, уже является тяжелым грехом согласно Винае Бодхисаттв.
Шестая, седьмая и восьмая составляющие - это факторы аскетизма: отказ от почивания на высоких и широких постелях, отказ от употребления благовоний, умащиваний и прочих способов ублажения тела, отказ от увеселительных видов деятельности и приема пищи в неурочное время (более одного раза в день - до полудня, или, что гораздо лучше, полное голодание), то есть всего того, что подпитывает чувственные желания .
Если обеты трезвости и аскетизма не принимаются, то это - не пост, а простое голодание.
Вспоминая же об обете воздержания от пищи всякий раз, как только захочется есть, соблюдающий обеты поста взращивает памятование о Трех Драгоценностях и принятых обетах, и у него возникает "пренебрежение к еде", т. е. он отстраняется от влечения испытывать вкусовые ощущения. Это первое приближение к отказу от влечения к чувственным объектам.
Обеты очистительного поста не могут исполняться частично, принявший обязан следовать всем его предписаниям.
Пост (на иврите цом) – это воздержание от пищи, которое может быть добровольным или по предписанию закона . Определенных постоянных постных дней в еврейском календаре сравнительно мало. Наиболее известный – Йом-Кипур (День Всепрощения), когда Галаха (нормативная часть иудаизма, совокупность всех законов иудейской традиции, содержащихся в Торе, Талмуде и более поздней раввинистической литературе) запрещает еду, питье, умывание, ношение кожаной обуви, умащение маслами и супружескую близость . Этот пост продолжается от захода солнца до появления звезд вечером следующего дня. Вообще сутки у иудеев начинаются с приходом сумерек.
Кроме Йом-Кипура, единственного поста, предписанного Моисеевым законом, были установлены еще четыре постоянных поста в память о печальных событиях, имевших место при разрушении Первого Храма: в четвертом месяце (Тамуз), пятом (Ав), седьмом (Тишрей) и десятом (Тевет). Обыкновенные посты заключаются только в воздержании от пищи и воды. Запрещено, однако, предаваться в этот день излишним удовольствиям. С течением времени добавлялись и другие посты в память несчастий, постигших еврейский народ. Однако они не обязательны для соблюдения и не получили особого распространения.
Пост Девятого Ава (Тиша бе-Ав), в который также соблюдаются пять запретов, предваряется тремя траурными неделями. Во время последней недели нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино.
Если Йом-Кипур и Тиша бе-Ав (Девятое Ава) справляются «от вечера до вечера», то все прочие посты, за исключением общественного поста по случаю засухи, начинаются с восходом солнца и кончаются с закатом. В пост обыкновенно раздавали к вечеру милостыню бедным; этот обычай нашел отражение в талмудической поговорке: «Ценность поста в милостыне ». Если любой постоянный пост, кроме Йом-Кипура, приходится на субботу, то он откладывается на следующий день. Нельзя также поститься в праздники (как большие, так и малые), в день новолуния и в полупраздники.
Больные и женщины в период беременности не обязаны соблюдать пост и могут принимать пищу в пределах необходимости.
Однако жесткая система ограничений определяет повседневную еврейскую кухню . Правила кашрута , которые определяют, что может есть и пить последователь иудаизма, строго регламентированы. Самый известный из запретов кашрута – на смешивание мясной и молочной пищи. Принимать молочную пищу можно только через три-шесть часов после того, как в рот был отправлен последний кусок мяса. Для мяса после молока пауза длится всего час, но если в меню был твердый сыр, придется ждать не меньше трех часов.
Но даже мясо кошерных животных (как сказано в Ветхом Завете, с раздвоенными копытами и отрыгивающих жвачку) должно быть получено определенным образом . Регламентируется, где и как должны быть забиты эти животные, последовательность обработки их туш. А кошерные молочные продукты могут быть получены только из молока кошерных животных, которых кормят, содержат, доят, а потом перерабатывают их молоко, соблюдая множество ограничений .
Приготовить такую еду и съесть ее без нарушений также непросто. Вся посуда и кухонная утварь должна быть «чистой» в кошерном понимании, то есть разделяться на «мясную» и «молочную». Запрещается даже мыть в одной раковине посуду, в которой были мясные и молочные блюда. Немало времени уходит и на обработку вполне безобидных продуктов, как, например, капусты: нужно просмотреть каждый лист кочана, не затесалось ли там запрещенное для еды насекомое, будь это даже крошечная мошка.
Сам процесс производства продуктов находится под постоянным контролем специальных уполномоченных. Они и дают окончательное заключение, кошерной ли получилась пища и напитки, включая вино. Существуют сертификаты подлинности , «эхшер», и особая упаковка, по которой ортодоксальный еврей в любой стране мира может опознать эти продукты. Есть и кошерное меню в ресторанах, и даже кошерное питание на авиалиниях. Малейшее нарушение правил кашрута в любом звене технологической цепочки переводит пищу в разряд некошерной . Скажем, если к откупоренной бутылке с кошерным вином случайно прикоснется неиудей, оно становится некошерным.