Последствия обнаружения имущества отсутствующего должника. Как происходит процедура банкротства, если должник признан отсутствующим
Отсутствующие должники, как и ликвидируемые должники - еще одна категория должников, в отношении которых процедуры банкротства применяются в упрощенном порядке. Отсутствующими должниками в отличие от ликвидируемых могут быть как юридические, так и физические лица.
К отсутствующим должникам законодатель относит юридических лиц, которые фактически прекратили свою деятельность, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.
Под отсутствующим должником-гражданином понимается физическое лица, которое прекратило заниматься предпринимательской деятельностью, отсутствует по месту жительства и местонахождение его неизвестно.
Помимо этого положения, касающиеся упрощенных процедур банкротства, применяются в том случае, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230 Закона о банкротстве 2002 г.).
Упрощенный порядок рассмотрения дел о банкротстве таких должников определяется особенностями их статуса.
Статья 227 Закона о банкротстве устанавливает признаки, при наличии которых должник признается отсутствующим:
· Фактическое прекращение деятельности;
· Отсутствует и невозможно установить местонахождение должника - физического лица либо руководителя должника - юридического лица.
При этом следует обратить внимание, что Закон говорит об отсутствии руководителя юридического лица. В литературе иногда встречаются мнения, в соответствии с которыми юридическое лицо может быть признано отсутствующим должником, если невозможно установить его местонахождение, или место функционирования его органов, т.е. отсутствует само юридическое лицо. Данное мнение представляется чрезмерно расширительным толкованием Закона о банкротстве, который связывает «отсутствие» должника только с неизвестностью местонахождения его руководителя, а не органов управления .
В течение какого времени должны отсутствовать указанные лица, чтобы к должнику можно было применить правила пр. 2 гл. 11 Закона о банкротстве? Ст. 42 ГК РФ, которая определяет правила признания гражданина безвестно отсутствующим - к данным отношениям не применяется. В соответствии с гражданским законодательством факт отсутствия, устанавливается на основании решения суда, которое выносится при отсутствии более года в месте жительства гражданина любой информации о нем. Закон о банкротстве именно для целей конкурсного права устанавливает иные правила.
Для целей конкурсного права должник может быть признан отсутствующим только на основании того, что он (физическое лицо либо руководитель юридического лица) находится в неизвестном месте.
При этом время отсутствия юридического лица значения не имеет, главное - наличие у заинтересованных лиц доказательств того, что они безрезультатно пытались связаться с должником.
Заинтересованными лицами в данном случае будут субъекты, имеющие право инициировать конкурсный процесс. К ним относятся кредиторы и уполномоченные органы. Подавая заявление о банкротстве, указанные лица обязаны приложить к нему документы, подтверждающие наличие обстоятельств, позволяющих считать должника отсутствующим, в частности документы органов связи о невозможности вручить должнику корреспонденцию, справку налоговой инспекции о непредставлении отчетной документации налоговым органам, доказательства фактического прекращения должником своей деятельности. В случае непредставления таких документов арбитражный суд возвращает указанное заявление на основании ст. 44 Закона о банкротстве.
Выше были определены признаки, при наличии которых должник считается отсутствующим. Однако хочу обратить внимание, что помимо этих субъектов правила пр. 2 гл. 11 Закона могут также применяться и к другим, «присутствующим» должникам. Каким? Ст. 230 Закона отвечает на этот вопрос.
· если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве;
· по счетам в последние 12 месяцев перед подачей заявления не проводились банковские операции.
· имеются иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Доказательства, позволяющие применять нормы пр. 2 гл. 11 Закона к названным категориям должников, должны быть также приложены к заявлению о банкротстве. Следует уточнить, что в описанных ситуациях заявление о банкротстве может быть подано и самим должником.
Поскольку отсутствующий должник не осуществляет какую-либо деятельность, то вполне понятна направленность норм пр. 2 гл. 11 Закона на скорейшее признание его банкротом и ликвидацию юридических лиц.
В отношении физических лиц целью банкротства является прекращение предпринимательской или иной деятельности должника.
Ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление в отношении отсутствующего должника невозможно .
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности (ст. 227).
Общие положения Закона о банкротстве 2002 г. о праве кредитора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом имеют определенное значение и в деле о банкротстве отсутствующего должника. Право кредитора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом обусловлено наличием у него материально-правового притязания к должнику. Закон о банкротстве в качестве кредиторов должника для целей возбуждения дела о банкротстве рассматривает только кредиторов по денежным обязательствам и по обязательным платежам. При этом не всякий кредитор по денежному обязательству обладает правом на подачу заявления о признании должника банкротом. Таким правом обладают лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве 2002 г. конкурсными кредиторами.
К конкурсным кредиторам относятся кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст. 2).
Таким образом, в рассматриваемом вопросе важно наличие денежного обязательства и характер правоотношения, из которого оно вытекает. Право кредитора на подачу заявления о признании должника банкротом обусловлено не только наличием денежного обязательства или требования по обязательным платежам. Денежное требование (требование по обязательным платежам) должно иметь соответствующий размер, состав и срок неисполнения его должником. Эти показатели определяют признаки банкротства должника в общих процедурах банкротства.
Таким образом, кредитор имеет право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии денежного обязательства (требования по обязательным платежам) и при наличии признаков банкротства должника. Это общее правило.
Правовое положение кредитора в гражданско-правовом обязательстве предполагает наличие у него требования к должнику. В деле о банкротстве отсутствующего должника оно может быть в размере меньшем, чем это предусмотрено ст. 5 Закона о банкротстве 2002 г. При отсутствии к должнику какого бы то ни было требования участник гражданского правоотношения не имеет субъективного права на обращение в суд (ст. 4 АПК РФ).
Поэтому в деле о банкротстве отсутствующего должника при разрешении спора по заявлению кредитора по гражданско-правовому обязательству важным является только наличие у него к должнику денежного требования. Состав денежного требования, период его неисполнения не имеют никакого значения при определении признаков банкротства отсутствующего должника.
Также представляется правильным, что кредиторы третьей очереди с требованием о взыскании неустойки или убытков имеют право обратиться в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом .
Наличие у кредитора денежного требования к должнику дает ему субъективное право на обращение в суд, однако размер и состав требования не определяют признаки банкротства отсутствующего должника. Эти показатели имеют значение при реализации права голоса на собрании кредиторов и при установлении очередности удовлетворения требования кредитора.
Имеет ли значение наличие задолженности по обязательным платежам при определении права на обращение в суд налогового или иного уполномоченного органа?
Как показывает судебно-арбитражная практика, суды не связывают возможность признания отсутствующего должника банкротом с наличием задолженности по обязательным платежам . Наличие задолженности по обязательным платежам не только не является признаком банкротства отсутствующего должника, но и не определяет правовой интерес уполномоченного органа на обращение в суд.
Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ, определяя круг доказательств, необходимых для установления признаков банкротства отсутствующего должника, к числу которых не относятся доказательства в подтверждение долга по обязательным платежам. Данный вывод следует из п. 10 приложения к вышеупомянутому информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50.
На этом основании можно говорить о том, что право уполномоченного органа на обращение в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом никак не зависит от наличия у него материально-правового требования к должнику.
Прямой нормы права о ведении реестра кредиторов в деле о банкротстве отсутствующего должника нет. Вместе с тем положения о праве кредиторов заявлять свои требования конкурсному управляющему и возможность осуществления расчетов с ними в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве 2002 г., предполагают ведение реестра требований кредиторов и в указанной процедуре банкротства.
Поэтому после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд вместе с отчетом о результатах проведения конкурсного производства и реестр требований кредиторов .
На практике арбитражные управляющие не придают существенного значения реестру требований кредиторов по делам о банкротстве отсутствующего должника. Зачастую они не прикладывают к отчету о результатах проведения конкурсного производства реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований, объясняя это тем, что удовлетворение требований кредиторов не производилось ввиду отсутствия имущества должника.
С такой позицией арбитражных управляющих согласиться нельзя, поскольку в конкурсном производстве считаются погашенными требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, а также не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд либо такие требования признаны арбитражным судом необоснованными (п. 9 ст. 142).
При неудовлетворении требований кредиторов из-за отсутствия имущества должника особенность отражения в реестре размера погашенных требований будет заключаться в том, что размер погашенных требований будет соответствовать размеру установленных требований кредиторов.
О банкротстве отсутствующего должника конкурсный управляющий письменно уведомляет всех известных ему кредиторов, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему (п. 2 ст. 228). Общая норма, содержащаяся в п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве 2002 г., предусматривает срок на предъявление кредиторами своего требования не меньше, чем два месяца с даты публикации сообщения о признании должника банкротом. То есть, в деле о банкротстве отсутствующего должника предусмотрен сокращенный срок на предъявление требований кредиторов, по истечении которого реестр требований кредиторов может быть закрыт.
Информированность кредиторов о ходе дела о банкротстве имеет большое значение для кредиторов при защите их прав и интересов. Спорным является вопрос о том, обязательна ли публикация информации о признании отсутствующего должника банкротом и открытие в его отношении конкурсного производства. На этот счет заслуживает внимание позиция А.В. Егорова, который считает публикацию сообщения необходимой, так как она дает известную гарантию кредиторам в том, что у них будет какое-то время для предъявления претензий, прежде чем произойдет окончательная ликвидация должника .
Эта позиция созвучна с разъяснениями ВАС РФ, содержащимися в п. 65 Постановления Пленума N 29 от 15 декабря 2004 г. , согласно которым специальными правилами о банкротстве отсутствующего должника не исключается необходимость опубликования сведений о признании отсутствующего должника банкротом.
Не менее важным является разъяснение ВАС РФ о том, что, поскольку специальный месячный срок на предъявление требований установлен в п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве 2002 г. только для кредиторов, получивших уведомление конкурсного управляющего, требования кредиторов, не получивших указанное уведомление, могут быть заявлены в арбитражный суд вплоть до закрытия реестра требований кредиторов в срок, установленный абз. 3 п. 1 ст. 142 указанного Закона. Правило п. 4 ст. 142 рассматриваемого Закона распространяется на случаи пропуска любого из названных сроков. Требования таких кредиторов включаются в реестр на основании определения арбитражного суда.
При рассмотрении дел о банкротстве отсутствующего должника, как правило, как упоминалось выше, судом не вводится процедура наблюдения. Это связано, прежде всего, с тем, что в делах о банкротстве отсутствующего должника в большинстве случаев руководитель и иные органы управления должника отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным. Имущества нет, или его заведомо недостаточно для покрытия судебных расходов. При таких обстоятельствах вводить процедуру наблюдения нецелесообразно. Она не достигнет основных целей: обеспечения сохранности имущества должника и ограничения полномочий руководителя и иных органов управления должника, а главным образом сохранности активов должника .
При наличии проверенных признаков отсутствующего должника суд применяет только одну процедуру банкротства - конкурсное производство.
Срок для принятия решения о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства составляет не семь месяцев, как это предусмотрено для общих процедур банкротства, а месяц с момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом (п. 1 ст. 228).
При решении вопроса об открытии конкурсного производства суд самостоятелен и не связан с мнением кредиторов, как это имеет место при выборе процедуры банкротства по окончании наблюдения (ст. 75).
При рассмотрении дел о банкротстве отсутствующего должника - гражданина (предпринимателя) у суда возникали вопросы по исполнению решения о признании должника банкротом: руководствоваться ли в этом вопросе ст. 209 Закона о банкротстве 2002 г. и направлять решение суда о признании должника банкротом и исполнительный лист судебному приставу-исполнителю для осуществления продажи имущества должника, или же эти функции должен выполнять конкурсный управляющий?
Вполне обоснованно в подобной ситуации следует придерживаться той точки зрения, что норма п. 2 ст. 228 рассматриваемого Закона о банкротстве, устанавливающая обязанности конкурсного управляющего, является специальной и по отношению к ст. 209, рассматривающей судебного пристава-исполнителя как лицо, осуществляющее исполнение решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом. Поэтому рассматриваемую упрощенную процедуру банкротства в отношении граждан должен проводить арбитражный управляющий.
В своей деятельности арбитражный управляющий ограничен волей кредиторов, подконтролен им и должен действовать добросовестно и разумно, с учетом интересов должника и его кредиторов. В делах о банкротстве отсутствующего должника у конкурсного управляющего может быть особое правовое положение.
Поскольку возбуждение дела о банкротстве отсутствующего должника не связано с наличием, размером и составом кредиторской задолженности, то при обращении в суд с заявлением уполномоченного органа при отсутствии долга по обязательным платежам нередко возникает ситуация, при которой конкурсный управляющий не выявит требований кредиторов по гражданско-правовым обязательствам.
В этом случае в деле о банкротстве отсутствующего должника нет кредиторов в материально-правовом значении. Уполномоченный орган в такой ситуации можно рассматривать в качестве кредитора только в процессуальном смысле .
В делах о банкротстве отсутствующего должника, где нет кредиторов с определенным размером требования, то есть с материально-правовым интересом, отсутствует цель конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
В этом случае конкурсный управляющий по существу будет выполнять функции ликвидатора, что более свойственно делам о ликвидации.
Заслуживает внимания содержание нормы п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве 2002 г. Помимо того, что указанная норма права предусматривает сокращенный срок на предъявление кредиторами своего требования, она, в отличие от п. 1 ст. 142 рассматриваемого Закона, не содержит отсылочных положений к нормам, определяющим порядок установления требований кредиторов.
Поскольку разногласия кредиторов и конкурсного управляющего по размеру и составу денежного требования неизбежны, суд при их рассмотрении должен руководствоваться общими нормами права, содержащимися в ст. 100 данного Закона.
Однако объективно отсутствующий должник может как не иметь, так и иметь какое-либо имущество. Кроме того, определенное имущество должника может быть обнаружено управляющим при осуществлении мероприятий конкурса. В последнем случае управляющий может оценить размер обнаруженного имущества и в зависимости от этого обратиться с ходатайством в арбитражный суд о переходе к общим процедурам банкротства в соответствии с Законом. Суд, рассмотрев ходатайство управляющего, может вынести определение о прекращении осуществления упрощенного банкротства и о переходе к обычным процедурам.
В соответствии с буквальным толкованием закона, обнаружение имущества должника (даже в большом количестве) не обязывает ни управляющего заявлять ходатайство, ни суд переходить к обычным процедурам банкротства .
В отличие от упрощенной процедуры банкротства общие процедуры предоставляют кредиторам право на подачу заявления о принятии мер по обеспечению своего требования, выбора процедур банкротства, двухмесячный срок на предъявление своего требования в процедуре конкурсного производства и т.д.
Поэтому при наличии или обнаружении имущества отсутствующего должника представляется правильным всегда применять общие процедуры банкротства, в условиях проведения которых права кредиторов будут наиболее обеспечены.
Расчеты с кредиторами управляющий осуществляет в соответствии с очередностью, установленной ст. 134 Закона.
Завершив расчеты с кредиторами, конкурсный управляющий обязан помимо отчета о своей деятельности составить ликвидационный баланс и представить указанные документы в арбитражный суд.
На основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, вносит в государственный реестр соответствующую запись.
Таким образом, при банкротстве отсутствующего должника, ввиду того, что, как правило, не выявляется какого-либо имущества, необходимого для удовлетворения требований кредиторов, правовое регулирование рассматриваемой категории дел еще более уменьшает и без того призрачные шансы кредиторов на защиту их интересов.
В заключение хотелось бы отметить, что рассматриваемая упрощенная процедура банкротства может быть оправдана только в том случае, если ее применение не ведет к ущемлению прав кредиторов.
Свирин Ю.А. Конкурсное право - Издательство «Багира-2», 2006 г. // СПС «Гарант».
Говорин В. «Круглый стол» по проблемам несостоятельности (банкротства) // Предпринимательское право. - М.: Юрист, 2006, № 3. - С. 43-44
Постановление Президиума ВАС РФ от 30 января 2002 г. по делу N 9111/01 // СПС «Гарант»; Постановление ФАС Центрального округа от 5 декабря 2001 г. по делу N А36-196-Б/1-01 // СПС «Гарант».
Попондопуло В.Ф. Процедуры банкротства и обеспечение интересов кредиторов // Предпринимательское право. - М.: Юрист, 2006, № 2. - С. 11-17
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2005 г., N 3
Михалев И.Ю. Банкротство и несостоятельность: социальные, экономические и юридические аспекты // Вестник Российской правовой академии. - М.: РПА МЮ РФ, 2006, № 2. - С. 26-30.
Мкртчан А.Ф. Механизм возбуждения дела о банкротстве по заявлению кредитора в арбитражном суде // Российская юстиция. - М.: Юрид. мир, 2006, № 3. - С. 40-42
Свирин Ю.А. Конкурсное право - Издательство «Багира-2», 2006 г. // СПС «Гарант».
Одним из методов судебного разбирательства является банкротство отсутствующего должника.
Необходимость наличия процедуры несостоятельности пропавшего заемщика объясняется тем, что коммерческая или производственная деятельность организации, гражданина не всегда бывает успешной и прибыльной. Причинами такой ситуации могут стать разные факторы, внешние или внутренние. Нередко руководство фирмы или гражданин оказываются не готовы к такому положению дел и видят выход прекращении деятельности, не приносящей успеха. Мало того, некоторые фирмы изначально создаются для одноразовых операций, после чего о них забывают. Проблемой могут оказаться долги и кредиты, не погашенные из-за нежелания платить или отсутствия средств. Часто задолженность не выплачивается, а обращения кредиторов к должнику не находят адресата. Возникшая ситуация постоянно усложняется из-за накопления текущих задолженностей, и, если не принимать никаких мер, то суммы могут превысить все мыслимые пределы. Такие заемщики определяются как отсутствующие и в их отношении используются специальные методы судебного разбирательства банкротства отсутствующего должника.
Отсутствующий заемщик это
Четкого юридического определения понятие «отсутствующий должник» не имеет, квалификация производится по присутствию определенных признаков. Отсутствующим должником может быть гражданин, т.е. физическое лицо, или организация - юридическое лицо.
Основными признаками, определяющими ситуацию и принятыми в юридической практике, являются:
- Отсутствие должника по месту регистрации, невозможность отыскать или связаться с ним.
- Деятельности, заявленной при регистрации, не осуществляется.
- Не предоставляется отчетность, не производятся положенные платежи в налоговую инспекцию.
- Нет движения средств по банковским счетам.
То есть, присутствуют кредитные, налоговые или иные задолженности, по которым не ведутся платежи, и никакой возможности связаться с должником не имеется. Фактически, человек просто намеренно не поставил никого из заинтересованных лиц в известность о своем местонахождении и прекратил все выплаты. Время отсутствия должника действующим законодательством не регламентируется, достаточно наличия самого факта, хотя для вынесения решения требуется отсутствие человека в течение года. При этом, официальное признание гражданина безвестно отсутствующим не требуется.
Чаще всего, отсутствующими должниками выступают различные фирмы-однодневки, основанные для проведения двух-трех сделок и после этого заброшенные, по которым не производятся ни налоговые, ни иные платежи. Возникает задолженность, которая постоянно растет и перетекает в банкротство. Такая ситуация опасна тем, что сама по себе она завершиться не может, нужны какие-то действия со стороны кредиторов или налоговиков.
Основания для банкротства
Основанием для процедуры несостоятельности отсутствующего должника являются и действующее законодательство, в частности ст.228 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)». Отсутствие платежей и невозможность выйти на контакт вынуждают кредиторов подавать заявление в арбитражный суд, определяющий статус и квалифицирующий должника как отсутствующего. Далее инициируются стандартные мероприятия, определенные для подобных случаев, то есть делается обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании долга и инициируются все необходимые мероприятия.
Заявление о несостоятельности отсутствующего должника
Чаще всего такое заявление подается наиболее заинтересованными лицами - , представителями налоговых органов, реже - прокурором. При этом, сумма задолженности не важна, но должны иметься средства, позволяющие финансировать все предстоящие мероприятия в установленном законодательно порядке (Постановление Правительства РФ от 21.10.2004 N 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников»). Должник квалифицируется как отсутствующий, признаки этого должны быть бесспорными, на основании чего процедура переводится на . Она исключает все невозможные в данном случае мероприятия, такие как , или .
Порядок банкротства пропавшего заемщика
Принятая к исполнению проходит поэтапно:
- подает заявление в арбитражный суд.
- В течение месяца арбитражный суд производит рассмотрение заявления и признает банкротом. Наблюдение, финансовое оздоровление или внешнее управление при упрощенной процедуре банкротства не применяются, что значительно сокращает время всех действий. Начинается процедура , основной целью которой становится поиск средств или имущества для возмещения долга.
- Все кредиторы оповещаются о несостоятельности должника и в месячный срок подают свои требования. Целью этих действий является, в данном случае, страховка от затруднений в случае обнаружения каких-либо средств, так как не выдвинутые вовремя требования могут удовлетворяться в последнюю очередь или не рассматриваться вовсе.
- Если у должника находят имущество, представляющее достаточно серьезную ценность, то упрощенная процедура переводится на обычную. Конкурсный управляющий обязан в таких случаях ходатайствовать в арбитражный суд о переходе к обычной процедуре ввиду изменения ситуации. При этом, в первую очередь покрываются судебные издержки и расходы на ведение всех мероприятий. Обнаружение имущества или средств происходит редко, чаще всего не имеется никаких возможностей для погашения долга или иных платежей.
- Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника производится судьей в единоличном порядке.
Особенности несостоятельности отсутствующего должника
Основная особенность состоит в том, что должник не принимает очного участия во всей процедуре. При наличии соответствующих признаков, т.е. невозможности отыскать или выйти на связь с должником, заинтересованные лица - конкурсный кредитор или уполномоченный орган могут подать в арбитражный суд заявление о банкротстве отсутствующего должника. Кроме того, должен подать заявление о применении упрощенной процедуры банкротства, которая действует для отсутствующих должников. При этом, такое заявление принимается только при наличии средств, необходимых для финансирования всех необходимых мероприятий. Если таких средств не имеется, а имущества должника недостаточно для возмещения расходов, заявление возвращается.
Практика показывает, что вся , в сущности, направлена на то, чтобы у кредиторов имелось обоснование для списания безнадежного долга, поскольку нет возможности найти ни людей, ни имущество. Обычно кредиторы и не рассчитывают на возмещение задолженностей, имея целью лишь привести отчетность в порядок и произвести все действия, предусмотренные законодательством. Кроме того, необходимы все законные основания для , без чего списание «плохих активов» невозможно. Тем не менее, существует практика исключения организации из ЕГРЮЛ внесудебными методами, когда эту процедуру имеет право проводить регистрирующий орган.Смысл этого в том, что отсутствие средств не позволяет покрыть все судебные издержки, а внесудебный метод расходов не требует.
Последствия процедуры банкротства отсутствующего должника
Основной целью и последствиями всей процедуры является возможность , имеющего безнадежные задолженности и лишенного руководства. Кроме этого, для кредиторов важно иметь основания для списания безнадежных задолженностей, особенно в случаях, когда отсутствующим должником выступает . Поскольку реализация имущества в таких случаях невозможна, то возмещения требуемых сумм не происходит, но все положенные законом ограничения действуют, хоть и в заочной форме, поскольку известить самого банкрота невозможно.
При этом, должник-гражданин признается освобожденным от финансовых обязательств, но все обычные ограничения действуют в полной мере - пятилетний запрет на кредитование, на повторное объявление себя банкротом и трехлетний запрет на занятие управляющих постов в компаниях или фирмах. Должник-юридическое лицо просто ликвидируется с полным прекращением всех прав.
Банкротство отсутствующего должника - мероприятие, направленное на прекращение или завершение всей истории с безнадежной задолженностью. Для кредиторов такая процедура практически никогда не означает полного или хотя бы частичного возмещения долга, поскольку никаких возможностей для этого, чаще всего, не выявляется. Мало того, сами кредиторы обычно вполне осознают безнадежность своих требований и поступают таким образом лишь из необходимости юридически правильного оформления списания задолженности и очистки своей отчетности от «плохих активов». То есть, используется единственный способ выхода из ситуации, хоть и не удовлетворяющий никаких претензий, но позволяющий покончить с проблемой.
Действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) предусмотрена такая упрощенная процедура банкротства, как банкротство отсутствующего должника.
Актуальность применения этой процедуры обусловлена огромным количеством должников, соответствующих установленным законом признакам отсутствующего должника. По сути отсутствующие должники - это недействующие юридические лица, которые продолжают числиться в Едином государственном реестре юридических лиц. Процедура банкротства отсутствующего должника завершается ликвидацией юридического лица, что позволяет «очистить» Единый государственный реестр юридических лиц от фактически уже и так не существующих по тем или иным причинам хозяйствующих субъектов.
Законом определены следующие признаки отсутствующего должника:
-должник фактически прекратил предпринимательскую или иную деятельность;
-руководитель должника отсутствует, или установить место его нахождения не представляется возможным;
-имущества должника-организации заведомо недостаточно для покрытия расходов, связанных с делом о банкротстве;
-в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника.
-иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Особенности банкротства отсутствующего должника заключаются в соответствии должника этим установленным законом признакам, в максимально сокращенных сроках, применяемых в этой упрощенной процедуре, а так же в том, что финансирование процедуры банкротства берет на себя конкурсный кредитор, подавший заявление в арбитражный суд о банкротстве такого должника.
Уполномоченный орган может подать заявление о банкротстве такого должника исключительно при наличии средств необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве
Необходимо отметить, что при банкротстве отсутствующего должника не применяются такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.
Сроки максимально сокращены целях скорейшего завершения процедуры и минимизации судебных расходов. Решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается арбитражным судом в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре.
Кредиторы только в течение месяца со дня получения уведомления от конкурсного упр
авляющего могут предъявить свои требования.
В первую очередь интерес кредитора, инициирующего процедуру банкротства отсутствующего должника, заключается в том, чтобы добиться удовлетворения своих требований, воспользовавшись предоставленной законом возможностью заявить кандидатуру «дружественного» арбитражного управляющего, осуществлять максимальный контроль над процедурой в целях выявления имущества должника и/или оспаривания сделок должника.
Нельзя исключать, что «отсутствующий должник» стал таковым не случайно и имущество, выведенное по сделкам, можно вернуть в конкурсную массу. Для этого потребуется в судебном порядке распутать схему, осуществленную недобросовестными контролирующими должника лицами (руководителями, учредителями).
Необходимо отметить, что ели в ходе процедуры банкротства отсутствующего должника, имущество будет выявлено, конкурсный управляющий обязан ходатайствовать в суд о прекращении упрощенной процедуры и переходе к процедурам, предусмотренным законодательством о банкротстве. За счет реализации установленного имущества будет производиться удовлетворение требований кредиторов.
Если в ходе процедуры банкротства отсутствующего должника имущество так и не будет выявлено – процедура закончится ликвидацией должника и исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Само понятие «отсутствующий должник» (исходя из его признаков) для кредитора, казалось бы, должно означать бесперспективность получения с него долга. Однако, некоторые кредиторы, имеющие требования, выражающиеся в очень значительных суммах, могут пойти на финансирование упрощенной процедуры для того, чтобы в последующем уменьши
ть на эти значительные суммы требований базу
по налогу на прибыль.
Налоговым кодексом установлено, что суммы безнадежных долгов приравниваются к внереализационным расходам.
В соответствии с налоговым законодательством
безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Процедура банкротства отсутствующего должника завершается ликвидацией должника, что искл
ючает в дальнейшем споры кредитора с налоговым органом о признании долга безнадежным.
Расходы, понесенные кредитором по финансированию упрощенной процедуры, а именно судебные расходы, связанные непосредственно с рассмотрением дела в суде, а также расходы на вознаграждение арбитражного управляющего и расходы по возмещению затрат арбитражного управляющего, тоже могут быть списаны финансировавшим процедуру конкурсным кредитором, как судебные расходы, то есть включены в состав внереализационных расходов.
В данном случае, рассматривая возможность инициации и финансирования процедуры банкротства должника, соответствующего признакам отсутствующего, кредитору следует руководствоваться экономической целесообразностью, соизмеряя сумму расходов, которая потребуется на финансирование упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника, с суммой, получаемой в перспективе налоговой выгоды.
Дмитрий Ватаман
Центр Правовых Технологий
Процедура банкротства не представляет собой единичные случаи, достаточно большое количество компаний и физических лиц прибегают к ней в том случае, если их платежеспособность снизилась настолько, что не позволяет выплатить имеющиеся обязательства. Однако имеет место специфический случай, который требует отдельного рассмотрения - банкротство отсутствующего должника . Необходимость в данной процедуре возникает в том случае, если сам должник или его руководитель прекращает свою деятельность и исчезает. Если попытки установить его местонахождение не увенчаются успехом, кредитор или другой уполномоченный орган имеет право подать заявление на начало процедуры по признанию его банкротства. Рассмотрим ее особенности и этапы более подробно.
Что представляет собой банкротство отсутствующего должника?
Разработан ряд нормативных актов, в которых рассмотрена освещающая банкротство отсутствующего должника пошаговая инструкция, так же как и особенности проведения данной процедуры.
Для того чтобы юридическое лицо было в судебном порядке признано отсутствующем оно должно удовлетворять следующим признакам:
- по факту перестало вести свою деятельность;
- отсутствует информация о том, где находится сам руководитель организации, также как и его офис и имеющееся на балансе имущество;
- неизвестен адрес проживания или временного проживания руководства организации.
В данном случае для признания банкротства такого должника не принимается во внимание размер его обязательств. Достаточным является выполнение условия, в соответствие с которым срок отсутствия выплат по задолженности превышает один год (это проявляется в отсутствии движения денежных средств по счетам в течение двенадцати месяцев).
Инициатором подачи заявление о банкротстве подобного должника может выступать либо кредитор, либо уполномоченный государственный орган. Сам должник не может воспользоваться статусом отсутствующего и подать соответствующего рода заявление. Если он появился и желает объявить себя банкротом, то проводимая процедура имеет стандартную схему, включающую в себя все предусмотренные законом . Единственным исключением из этого правила является ситуация, в которой выполняются следующие условия:
- хозяйственная деятельность прекращена;
- движение по счетам не осуществлялись в течение как минимум двенадцати месяцев;
- суммарная стоимость имущества меньше, чем требуемые расходы.
В данном случае может быть принято заявление и от самого дебитора.
Ограниченное число возможных инициаторов судебного разбирательства по поводу присвоения статуса банкрота представляет собой одну из основных особенностей данной процедуры. После подачи заявления в Арбитражный суд проходит месяц до того момента, как отсутствующий должник признается банкротом, что влечет за собой ликвидацию организации и начало . Есть еще один вариант развития событий, при котором может быть объявлено об отсутствии должника. В том случае если во время назначенный временный управляющий ставит суд в известность о том, что имеются какие-либо признаки отсутствующего должника, происходит переход к упрощенной процедуре банкротства в установленные сроки (в течение месяца). Этот промежуток времени предназначен для того, чтобы поставить в известность кредиторов отсутствующего должника и получить выставляемые ими требования. Их удовлетворение происходит в порядке очередности.
Таким образом, признается финансовая несостоятельность отсутствующего должника, после чего применяются соответствующие меры.
Используемые упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника означают, что стадии, направленные на восстановление экономического положения организации (такие как финансовое оздоровление и внешнее управление) в данном случае пропускаются. Следовательно, на его проведение уходит гораздо меньше времени, чем при обычной процедуре признания банкротства.
Как только конкурсный управляющий приходит к выводу, что имеется имущество должника, достаточное для погашения судебных расходов по его делу, то он направляет соответствующее ходатайство в суд, после чего начинаются процедуры, которые относятся к делу о банкротстве.
Следует отметить, что проведение данного судебного разбирательства имеет ряд отличий от обычной процедуры признания банкротства. В частности, все судебные издержки в данном случае покрываются государственным уполномоченным органом, который подает соответствующее заявление. Именно он должен заплатить госпошлину и вознаграждение привлеченному управляющему по результатам проделанной работы.
Важно помнить, что в роли отсутствующего должника может выступать как юридическое лицо, так и физическое.
Также подчеркнем, что при привлечении арбитражного управляющего для ведения дел отсутствующего должника его ответственность не подвергается дополнительному страхованию.
Таким образом, можно сделать вывод, что согласно нормам, прописанным в , установление банкротства может быть осуществлено при выполнении хотя бы одного из двух оснований:
- местоположение должника неизвестно и не может быть установлено;
- с момента прекращения предпринимательской деятельности дебитора, приносящей прибыль, прошло более одного года.
Отдельно стоит отметить порядок, по которому признается отсутствующим физическое лицо. В данном случае действуют процедуры, отличные от тех, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ в отношении признанных судом безвестно отсутствующих граждан. Достаточным основанием является прекращение ведения предпринимательской деятельности, доказанная неплатежеспособность, отсутствие движения денежных средств по счету в течение последнего года, наличие недостаточного для покрытия обязательств имущества.