Порядок решения собрания кредиторов. Процесс банкротства и важнейшая процедура эффективного управления имуществом должника
Собрание кредиторов при банкротстве юрлица представляет собой объединение конкурсных кредиторов, уполномоченных лиц, созданное для защиты интересов данных лиц при производстве дела о несостоятельности юрлица. О составе данного собрания, его компетенции, а также порядке созыва читайте в нашей статье.
Состав собрания кредиторов
П. 1 ст. 12 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — закон о несостоятельности) подразделяет участников собрания кредиторов при банкротстве юрлица на следующие категории:
- Голосующие участники, к которым относятся лица, чьи требования включены в реестр, а именно:
- конкурсные кредиторы;
- уполномоченные органы.
- Неголосующие участники, а именно уполномоченные лица:
- от сотрудников юрлица;
- участников юрлица;
- собственника имущества юрлица, созданного в форме унитарного предприятия;
- саморегулируемой организации, в которой состоит арбитражный (конкурсный) управляющий (далее — конкурсный управляющий, т. к. данный вид управляющих встречается наиболее часто);
- контрольного органа.
Особняком стоят конкурсные кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества юрлица-банкрота. Они могут участвовать в голосовании только:
- в ходе наблюдения;
- в ходе финоздоровления либо внешнего управления в том случае, если в продаже объекта залога было отказано судом либо сам залогодержатель отказался от продажи;
- по вопросам избрания либо снятия управляющего;
- по вопросу о подаче в суд заявления о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
Полномочия собрания кредиторов и кворум для его проведения
П. 2 ст. 12 закона о несостоятельности в качестве вопросов, решение по которым правомочно принимать только собрание кредиторов при банкротстве юридического лица, называет:
- введение либо изменение периодов проведения процедур финоздоровления или внешнего управления;
- утверждение плановых документов финоздоровления или внешнего управления;
- выбор конкурсного управляющего или организации, из членов которой он будет выбран;
- назначение конкурсному управляющему дополнительных выплат;
- назначение реестродержателя;
- заключение мирового соглашения;
- обращение в суд с заявлением о признании юрлица несостоятельным и открытии конкурсного производства;
- образование комитета кредиторов (далее — КК), определение его компетенции и выбор членов.
Все вышеуказанные вопросы не могут быть переданы для разрешения каким-либо другим организациям или лицам.
В соответствии с п. 4 ст. 12 закона о несостоятельности кворум для того, чтобы на заседании можно было принимать решения по указанным выше вопросам, составляет более 50% голосов от общего числа голосующих участников. Кворум для повторного заседания составляет 30% при условии, что все участники собрания были извещены надлежащим образом.
Правила созыва собрания кредиторов
В соответствии с п. 1 ст. 14 закона о несостоятельности заседание собрания кредиторов может состояться по инициативе:
- конкурсного управляющего (о его полномочиях и статусе можно прочитать в статье «Арбитражный управляющий в деле о банкротстве»);
- голосующих участников, чьи права требования составляют 10% и более от общего размера задолженности юрлица;
- 1/3 голосующих участников.
В документе с инициативой о проведении заседания должны содержаться темы и вопросы, требующие обсуждения и разрешения. После получения требования у конкурсного управляющего есть 3 недели, чтобы провести мероприятие. В противном случае такое заседание имеют право организовать своими силами лица, которые требовали его проведения (п. 5 ст. 12 закона о несостоятельности).
Уведомление о дате и месте заседания должно быть направлено заинтересованным лицам:
- почтой не позднее чем за 2 недели до его проведения;
- курьером или другим способом, обеспечивающим получение уведомления не позднее чем за 5 рабочих дней до момента его проведения.
Кроме того, уведомление должно быть размещено в Едином реестре сведений о банкротстве не позднее чем за 2 недели до момента проведения заседания.
В том случае, если количество участников собрания превышает 500, а также при невозможности личного уведомления участника, например при отсутствии возможности выяснить его контактные данные, размещение объявления в Едином реестре считается надлежащим уведомлением (п. 2 ст. 13 закона о несостоятельности).
Правила проведения собрания кредиторов
Заседание собрания кредиторов проводится, как правило, по местонахождению несостоятельного юрлица либо его руководства. По общему правилу для принятия решения достаточно простого большинства голосующих, присутствующих на заседании. Однако в п. 2 ст. 15 закона о несостоятельности содержится перечень вопросов, по которым для принятия решения потребуется большинство голосов от общего числа голосующих участников.
К таким вопросам относятся:
- формирование либо роспуск КК;
- выбор конкурсного управляющего или организации, из которой он будет утвержден;
- оформление мирового соглашения и т. д.
Решения, принятые собранием, фиксируются в протоколе, один экземпляр которого в течение 5 дней направляется в арбитражный суд. К протоколу прикладываются копии следующих документов (п. 7 ст. 12 закона о несостоятельности):
- реестра требований, актуальных на момент проведения заседания;
- бюллетеней, с помощью которых проводилось голосование;
- документов, подтверждающих полномочия лиц, принимавших участие в заседании;
- материалов, которые были представлены участникам для утверждения либо ознакомления;
- материалов, доказывающих своевременное уведомление участников собрания о времени и месте его проведения.
Оригиналы протоколов и приложений к ним должны храниться у конкурсного управляющего до завершения производства по делу о несостоятельности юрлица.
Общие правила проведения собрания утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 56.
Формирование комитета кредиторов
Комитет кредиторов при банкротстве юрлица осуществляет полномочия, предоставленные ему собранием кредиторов, в целях защиты прав кредиторов и контроля за деятельностью конкурсного управляющего (п. 1 ст. 17 закона о несостоятельности). Данный орган может не образовываться, если количество голосующих участников составляет менее 50.
КК создается в количестве 3-11 человек. Точный состав определяется на заседании собрания кредиторов. Кандидаты в члены КК предлагаются голосующими участниками, при этом госслужащие могут быть избраны только по предложению уполномоченного органа.
Выборы членов КК производятся кумулятивным голосованием участников собрания кредиторов, имеющих право голоса. При этом размер голосов каждого определяется как произведение размера требования кредитора в рублях на количество членов формируемого КК (п. 2 ст. 18 закона о несостоятельности). Свои голоса голосующий участник может отдать за одного претендента или распределить их между несколькими.
Избранными считаются претенденты, которые набрали большее число голосов.
Права КК
Права КК закреплены в п. 3 ст. 17 закона о несостоятельности. Итак, КК может:
- затребовать от конкурсного управляющего либо директора юрлица-банкрота сведения о финансовом состоянии юрлица в ходе применяемых процедур в деле о несостоятельности;
- обжаловать действия конкурсного управляющего в судебном порядке;
- принять решение о созыве собрания кредиторов;
- принять решение об обращении к собранию кредиторов с предложением об отстранении конкурсного управляющего;
- осуществлять другие полномочия, переданные ему собранием кредиторов.
Для осуществления своих полномочий КК может выбрать своего представителя, закрепив такое решение в протоколе заседания. О правилах ведения протокола читайте в следующем разделе статьи.
Правила работы КК
После образования КК его участники выбирают из своего состава председателя (п. 3 ст. 18 закона о несостоятельности), а также определяют регламент работы. Примером может служить типовой регламент работы комитета ликвидируемого банка (приложение 1 к Порядку организации и проведения заседаний комитетов кредиторов ликвидируемых финансовых организаций, утв. решением правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 21.12.2015, протокол № 192).
При принятии решений каждый член КК имеет 1 голос, который он не может передать кому-либо другому (п. 5 ст. 17 закона о несостоятельности). Решения по вопросам, включенным в повестку заседания, принимаются большинством голосов. В ходе заседания ведется протокол, который, если в регламенте работы не указано другое правило, подписывается председателем КК. Документ составляется в 2 экземплярах, один из которых в течение 5 дней с момента проведения заседания передается в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности.
К протоколу в обязательном порядке прикладываются документы (копии), идентичные тем, что прикладываются к протоколу собрания кредиторов:
- бюллетени;
- материалы для утверждения;
- доказательства своевременного уведомления членов о проведении заседания и т. д.
Информация о решениях, принятых на заседаниях комитета, в течение 3 рабочих дней с момента получения протокола должна быть размещена конкурсным управляющим в Едином реестре.
Таким образом, собрание и КК являются органами, защищающими права и законные интересы кредиторов юрлица-банкрота. Общее собрание формирует КК, выбирает арбитражного управляющего, устанавливает для него дополнительные выплаты. КК осуществляет контроль за деятельностью управляющего. Данный орган может не формироваться, если число кредиторов менее 50.
Кредиторы - это лица, у которых есть права требования к должнику по денежным или иным обязательствам (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ). Для участия в первом собрании предъявить требования кредитор должен в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении в отношении должника (п. 1 ст. 71 Закона N 127-ФЗ). Это первый этап в деле о банкротстве. Требования направляются должнику, временному управляющему и в арбитражный суд. В соответствии с определением суда они будут включены в реестр требований кредиторов.
Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до окончания наблюдения. Дату проведения устанавливает и он же уведомляет о ней кредиторов (п. 1 ст. 72 Закона N 127-ФЗ). По общему правилу сообщение кредитору по почте должно быть направлено не позднее чем за 14 дней до проведения собрания, либо иным способом, обеспечивающим получение сообщения, - не менее чем за 5 рабочих дней (п. 1 ст. 13 Закона N 127-ФЗ).
Участники первого собрания кредиторов
Участники первого собрания - это конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, своевременно предъявившие свои требования, которые были внесены в реестр требований. Эти участники на первом собрании обладают правом голоса (ст. 2 , п. 2 ст. 72 Закона N 127-ФЗ).
Первое собрание кредиторов может принять решение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, причем какую бы из указанных процедур кредиторы ни выбрали, они должны будут предложить конкретный срок ее проведения (п. 1,2 ст. 74 Закона N 127-ФЗ), либо решение о признании должника банкротом. После соответствующее ходатайство подается в суд.
Кроме того, первое собрание кредиторов вправе (п. 1 ст. 73 Закона N 127-ФЗ):
- сформировать комитет кредиторов, определить его состав и полномочия;
- устанавливать дополнительные требования к кандидатурам арбитражных управляющих;
- выбрать кандидата на место арбитражного управляющего или СРО, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
- выбрать реестродержателя из числа тех, которые аккредитованы СРО;
- выполнять иные функции.
Возможно ли провести первое собрание кредиторов в конкурсном производстве?
Представьте ситуацию. В период процедуры наблюдения первое собрание кредиторов не состоялось. Временный управляющий в связи с этим подал ходатайство о продлении процедуры и переносе рассмотрения дела о банкротстве на более поздний срок, но суд отказал, принял решение, к примеру, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Тогда фактически первое собрание кредиторов будет проведено уже в ходе процедуры конкурсного производства. Однако это будет не совсем то первое собрание.
Ведь два главных вопроса, которые решаются на первом собрании, это какую следующую процедуру банкротства надо применить к должнику, и кого выбрать на место арбитражного управляющего (п. 1 ст. 73 Закона N 127-ФЗ). В рассматриваемой ситуации первый вопрос не актуален, поскольку конкурсное производство уже открыто. Что касается утверждения конкурсного управляющего, то его должно выбрать собрание кредиторов большинством голосов (п. 2 ст. 15 Закона N 127-ФЗ). Однако долгое время кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества должника, не имели права голоса на собраниях, проводимых в ходе конкурсного производства (п. 1 ст. 12 Закона N 127-ФЗ в ред., действ. до 29.01.2015 , п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 58). Данный пробел был ликвидирован только в начале 2015 года.
1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на собраниях кредиторов:
в ходе наблюдения;
в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;
по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению;
в ходе реструктуризации долгов гражданина;
в ходе реализации имущества гражданина.
Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:
о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
об утверждении и изменении плана внешнего управления;
об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;
об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
о заключении мирового соглашения;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
об избрании представителя собрания кредиторов.
Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.
3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.
4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.
6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:
проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;
7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.
К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:
реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
документов, подтверждающих полномочия участников собрания;
материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;
документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;
иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях. Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия.