Политические и финансовые преобразования благоверного Императора Павла I. Политика павла по отношению к крестьянству
Как внутреннюю, так и внешнюю политику этого российского императора многие называют противоречивой и непоследовательной.
Кроме того, исследователи склонны подчеркивать, что многие его действия были направлены на изменение и ломку традиций и нововведений, осуществленных во время правления его матери, Екатерины II.
Военная реформа
Эта стала одним из самых масштабных преобразований нового императора. Прежде всего, были приняты новые уставы для пехоты, кавалерии и моряков (ноябрь 1796 г.), которые значительно расширили ответственность и сократили полномочия и привилегии офицерского состава.
Отныне они лично отвечали за жизнь и здоровье солдат, не могли использовать их для работ в собственных имениях, и обязаны были предоставлять им 28-дневный отпуск каждый год.
Солдаты же получили право жаловаться на злоупотребление и произвол со стороны офицеров. Срок службы солдат был ограничен до 25 лет, те же, кто отслужил положенное или не мог продолжать службу из-за состояния здоровья, получал пенсию с содержанием в инвалидных ротах или подвижных гарнизонах. Были сформированы и новые армейские подразделения:
- подразделение связи (фельдъегерский корпус),
- военно-инженерное подразделение (Пионерный полк),
- Собственное Его Величества Депо карт, ответственное за сохранность имевшихся и издание новых карт.
Положение крестьянства
В целом положение крестьян при новом правителе улучшилось, однако и здесь некоторые его поступки кажутся странными: так, за время правления он раздарил более 600 000 государственных крепостных, считая, что у помещиков им будет житься легче. Во время правления Павла I существенно изменились крестьянские повинности: теперь помещики могли требовать отработки барщины не чаще трех раз в неделю, и никогда - в праздничные и воскресные дни.
Хлебная повинность была упразднена полностью. Также с 1797 г. крестьянам не нужно было больше содержать лошадей для войска и обеспечивать его продовольствием, вместо этого они должны были дополнительно выплачивать 15 копеек к подушной подати. Значительно снизились цены на хлеб, поскольку его начали продавать из запасов государства. Очень важно было падение цен на соль, которая во время была слишком дорогой.
Государственные крестьяне получили право записываться в мещанское и купеческое сословие. Губернаторов император обязал следить за тем, как помещики относятся к крепостным, и докладывать ему о случаях жестокого обращения. Павел I запретил продажу дворни и крестьян без земли, а также обязал помещиков не разделять семьи при продаже.
Положение дворянства
Император проводил политику сознательного ослабления позиций дворянства и, в частности, гвардии. Скорее всего, такие меры были продиктованы страхом перед очередным дворцовым переворотом. С 1797 г. были разрешены телесные наказания для представителей дворянского сословия за пьянство, разбой, служебные нарушения и убийство. В этом же году Павел I ввел для дворян налог на содержание губернских органов самоуправления, запрет на коллективные прошения и участие в выборах для тех, кого уволили за проступки с государственной службы.
Через два года, в 1799 г., была введена подушная подать в 20 рублей, а также отменены дворянские собрания в губерниях. Довершила политику ослабления влияния дворянства на управление государством отмена права дворянских обществ на выбор заседателей в суды.
Административная реформа
Эта реформа стала последовательным шагом на пути к укреплению центральной власти в государстве. Так, в ходе нее были восстановлены некоторые из коллегий, которые упразднила Екатерина II, создан департамент водных коммуникаций, основано Государственное казначейство.
Реформа престолонаследия
Новый закон, регулировавший престолонаследие, был принят и публично оглашен самим императором непосредственно в день его коронации. Женщины фактически утратили право наследования, зато были установлены четкие правила института регентства.
Цензура
Будучи под неприятным впечатлением от Великой французской революции, император прекратил практику обучения молодых людей за границей. Под запретом оказалась и иностранная литература, которую больше не разрешалось ввозить в Россию. Французский язык и даже стиль одежды также попали в немилость. Кроме того, были закрыты все частные типографии в .
Итоги
Попытки привить дворянству воинскую дисциплину, вымуштровать армию и регламентировать все аспекты жизни подданных не добавляли императору популярности, и не удивительно, что правление его завершилось относительно быстро смертью от руки заговорщиков. Очевидцы утверждают, что известие о смерти государя было встречено не скорбью, а ликованием.
Оценки потомков и ближайших преемников в отношении его правления были, как правило, резко негативными, его часто называли тираном и самодуром. Однако, уже в прошлом веке, были попытки обратить основное внимание на его обостренное чувство справедливости, которое, якобы, и толкало его на соответствующие поступки.
220 лет назад, 5 (16) апреля, в день своей коронации, царь Павел I провозгласил Указ об ограничении барщины. Этот законодательный акт стал одной из важнейших реформ Павловской эпохи, отличавшейся решительностью и чрезвычайной активностью законодательной деятельности. Русский историк Василий Ключевский писал: «Никогда законодательство не шло таким ускоренным темпом, может быть, даже при Петре I: перемены, новые уставы, положения, на все новые точные правила, всюду строгая отчетность».
Согласно этому указу, помещикам строго-настрого запрещалось заставлять крестьян работать по воскресным дням: «дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам». Эта юридическая норма подтверждала аналогичный законодательный запрет 1649 года, вошедший ещё в Соборное уложение царя Алексея Михайловича. Данная норма павловского Манифеста имела силу закона, обязательного для исполнения: помещикам однозначно запрещалось принуждать крепостных крестьян к работам в воскресные дни. Эта часть Манифеста впоследствии была подтверждена и расширена указом царя Александра I от 30 сентября 1818 года: помимо воскресных дней, были перечислены ещё и праздничные дни, в которые крестьян также запрещалось подвергать барщинным работам.
Также указ провозглашал, что отныне барщина, до этого момента почти ежедневная, сокращалась до трех дней. Она делилась поровну между работами крестьянина на себя и на помещика: «…для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемыя, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям». В результате это была первая серьёзная попытка ограничения крепостного права в Российской империи.
Трёхдневная барщина, как очевидно из текста Манифеста, была провозглашена скорее как более желательная, более рациональная мера ведения помещичьего хозяйства. Она имела статус официальной государственной рекомендации - это была точка зрения царя, высказанная им в день его собственной коронации. Однако с учётом реалий того времени - в России была абсолютная монархия, слово монарха было законом. Принципы абсолютной монархии исключают саму возможность того, чтобы самодержец давал своим подданным пространные и необязательные для исполнения советы. Так, павловский закон был издан и подписан непосредственно самим царем, а не каким-либо ведомством империи и являлся именно Манифестом, а не простым указом, что усиливало его авторитет и значимость. Также Павел Петрович приурочил издание Манифеста к собственной коронации в Москве 5 (16) апреля 1797 года, поставив его в один ряд с ключевыми законами своего царствования.
Барщинное хозяйство России второй половины XVIII века являлось наиболее интенсивной формой эксплуатации крестьянского труда и, в отличие от оброчной системы, вело к предельному закабалению и максимальной эксплуатации крестьян. Рост барщинных повинностей постепенно привел к появлению месячины (ежедневной барщины), и мелкое крестьянское хозяйство оказалось перед угрозой исчезновения. Крепостные крестьяне не были законодательно ограждены от произвольной эксплуатации помещиков, что вело к положению близкому к рабству. Таким образом, угроза серьёзного кризиса сельского хозяйства в результате подрыва производительных сил страны, и растущее недовольство крестьянства социальной несправедливостью, что могло вызвать новую масштабную крестьянскую войну (Пугачевщина), требовали законодательной регламентации крестьянских повинностей и ограничения крепостного права. В эпоху Екатерины II этого сделать не удалось из-за жесткого противодействия дворянско-помещичьих кругов и связанной с ними политической элит. Екатерина не желала вступать в противостояние со своей социальной опорой.
Павел в силу ряда обстоятельств не одобрял политику матери, хотел многое изменить. Он ещё до воцарения предпринимал реальные меры для улучшения положения крестьян в своих личных имениях в Гатчине и Павловске. Так, Павел Петрович уменьшил и сократил крестьянские повинности (в его имениях на протяжении ряда лет существовала двухдневная барщина); разрешил крестьянам уходить на промыслы в свободное от барщинных работ время, выдавал крестьянам ссуды; построил новые дороги в селах, открыл два бесплатных медицинских госпиталя для своих крестьян, построил несколько бесплатных школ и училищ для крестьянских детей (в том числе для детей-инвалидов), а также несколько новых церквей.
В своих социально-политических сочинениях 1770-1780 гг. - «Рассуждении о государстве вообще…» и «Наказе» об управлении Россией - он выражал необходимость законодательного урегулирования положения крепостных. «Человек, - писал Павел, - первое сокровище государства», «сбережение государства - сбережение людей» («Рассуждение о государстве»); «крестьянство содержит собою все прочие части общества и трудами своими особого уважения достойно и утверждения состояния, не подверженного нынешним его переменам» («Наказ»). Таким образом, Павел Петрович был сторонником ограничения крепостного права и ликвидации злоупотреблений, и сам подал пример рачительного отношения к основному сословию страны.
В дальнейшем Павел провёл ряд мероприятий, которые были направлены на улучшение положения крестьян: 1) была отменена разорительная для крестьян хлебная повинность и прощена недоимка подушной подати; 2) началась льготная продажа соли. Из государственных запасов стали продавать хлеб, чтобы сбить высокие цены. Эта мера привела к заметному падению цен на хлеб; 3) было запрещено продавать дворовых людей и крестьян без земли, разделять семьи при продаже; 4) губернаторы должны были следить за отношением помещиков к крестьянам. В случае жестокого обращения с крепостными губернаторам было предписано докладывать об этом царю; 5) указом от 19 (30) сентября 1797 года для крестьян отменена повинность держать лошадей для армии и давать продовольствие, вместо этого стали брать «по 15 копеек с души, надбавку к подушному окладу»; 6) казенные крестьяне получили право записываться в мещане и купцы.
В дореволюционной историографии считалось, что Манифест имел значение закона. Эта позиция была полностью пересмотрена в советский период - была принята позиция, что Манифест по большей части носил рекомендательный характер и часто не выполнялся. Историки русского зарубежья остались на позициях первоначальной дореволюционной историографии. В современный период однозначного мнения нет. Тем не менее, это все же была первая попытка государственной власти ограничить эксплуатацию крестьян. Манифест пересматривал отдельные идеи Жалованной грамоты матери Павла I Екатерины II «на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Павловский закон, по мнению видного историка С. Ф. Платонова, стал «началом поворота в правительственной деятельности, который яснее наступил в эпоху императора Александра I и позднее привёл к падению крепостного права».
Очевидно, что, если бы Павел Петрович правил положенное время, он бы продолжил политику улучшения социально-экономического, правового положения крестьян. Однако его устранила группа прозападных дворян (при полной поддержке Британии). Подробнее о правлении царя Павла и причинах его гибели.
Павел I принял решительные меры по укреплению самодержав-ной власти. В день своей коронации, 5 апреля 1797 г., он издал Акт о престолонаследии. Впервые вводился чёткий и незыблемый по-рядок престолонаследия. Отныне императорская власть передава-лась по мужской линии: от отца к сыну, а в случае его отсутствия — к следующему по старшинству брату императора. Этот закон дей-ствовал в Российской империи вплоть до 1917 г.
Павел пытался оградить Россию от влияния революционных идей. Была введена жёсткая цензура, закрыты частные типогра-фии, не разрешалось ввозить из-за границы не только книги, но да-же ноты. Гонениям подвергалось все, что хоть отдалённо напоминало о Великой французской революции . Специальными указами бы-ли запрещены определённые фасоны одежды, причёсок, танцы (на-пример, вальс), в которых император видел проявления свободо-мыслия. Из русского языка изымались слова «гражданин», «отече-ство», «нация», «патриот».
Как отмечают многие историки, царствование Екатерины II было временем наибольшего расцвета крепостничества. Начав с теоретического протеста против крепостного права в черновиках "Наказа", Екатерина кончила заявлением, что "лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной".
В бытность свою цесаревичем Павел не раз говорил о бедственном положении русского крестьянина и необходимости улучшения его жизни. По мысли Павла, в целях устранения причин народного недовольства следовало бы "снять с народа излишние налоги и пресечь наряды с земли ".
И действительно, в первые же дни Павловского царствования была облегчена рекрутская повинность. Указом от 10 ноября 1796 г. был отменен набор, объявленный Екатериной (подобная отмена произошла и в 1800 г.). Армия с 500 тыс. сократилась до 350 тыс. человек. 12 ноября 1796 г. на Совете Его имп. В-ва был принят указ о замене хлебного сбора 1794 года "по причине неудобств в приеме" умеренной денежной податью, "считая по 15 коп. за четверик" и начиная сбор со следующего 1797 года. Вслед за этим была понижена цена на соль; прощение недоимок по душной подати на огромную сумму в 7 млн. руб., что составляло 1/10 часть годового бюджета. Целая серия указов была направлена на устройство хлебных магазинов для голодных годов. Однако, крестьяне, принужденные нести в эти склады часть собранного хлеба, не были уверены, что в случае голода найдут там зерно. Поэтому отдавали его неохотно, часто утаивая. В результате, когда в 1800 г. в Архангельской губернии случился страшный голод, магазины оказались практически пустыми. Кроме узаконивания и мер, направленных по отношению ко всему крестьянскому населению, следует отметить некоторые мероприятия, связанные с главными группами крестьянства: 1 - удельными, 2 - казенными, 3 - фабрично-заводскими, 4 - помещичьими.
Удельные крестьяне появились в кругу дворцового ведомства благодаря "учреждению об императорской фамилии" 5 апреля 1797 года. Смысл этого законоположения сводился к следующему: 1 - следовало обеспечить крестьян землей и правильно распределить ее между ними; 2 - поднять крестьянское хозяйство улучшенной техникой, развитием ремесел, устройством фабрик; 3 - организовать сборы и отбывание повинностей на новых началах, имея в виду равномерное распределение труда; 4 - установить и привести в порядок сельское управление.
Когда было предпринято обособление удельных, то выяснилась нехватка земель для многих селений. Поднялся вопрос, можно ли отмежевывать земли от казенных крестьян и снабжать ими удельных, либо земли должны приобретаться, как сразу предполагалось, удельным ведомством. Указом 21 марта 1800 года удельным крестьянам было дано важное право - покупать земли у частных владельцев, с условием, чтобы купчая была совершена на имя департамента уделов. Право же пользования землей предоставлялось "единственно купившему таковую землю" сверх той доли, которая приходилась ему при разверстке земель всего населения.
Известно, что не одно земледелие, но и работа "на стороне" составляли занятия удельных крестьян. Последнее стеснялось пас портной системой и обязательством явки паспорта в удельную экспедицию. Указом 2 марта 1798 г. было установлено выдавать промежуточные паспорта удельным крестьянам, что не только значительно облегчало уход селян на заработки, но и выход их в купечество. В виду того, что в это было усмотрено "согласие общественной пользы с приращением дохода", указом 22 октября 1798 г. велено было увольнять удельных поселян в купечество "по праву" за выплату выкупной суммы, назначенной мирским приговором и утвержденной департаментом.
Те же основные вопросы о земле и самоуправлении, но гораздо шире поставленные, трактовались в многочисленных указах и мероприятиях правительства, касавшихся крестьян казенного ведомства. В течении 18 века в законодательстве выработалось понятие поземельного надела для государственных поселян разных наименований, который был бы достаточен для прокормления крестьянина с семьей и давал ему возможность платить подати и отбывать государственные повинности. Таким наделом был признан 15-десятинный участок на каждую ревизскую душу.
В целях действительного выполнения указов о наделении крестьян землей, Павел в конце 1799 г., рассылая сенаторов для осмотра губерний, особым пунктом инструкции предписывал: "взять сведения", достаточно ли земли у крестьян, "сделать мероположение" для предоставление о том сенату и выяснить вопрос о переселении поселян с малоземелья на пустопорожние земли. Рапорты сенаторов вскрыли одно печальное обстоятельство: земельного фонда, необходимого для обеспечения крестьян 15-десятинным наделом, у казны не было, даже несмотря на то, что в круговорот раздачи пустили оброчные земли и леса. Выходом из такого положения стало понижение надела до 8 десятин и установление следующих правил: 1 - наделять крестьян землей по 15 десятин там, где ее достаточно; 2 - где земли не достает, установить 8-десятинную норму тем, кто имеет меньше того; 3 - при малоземелье желающим предоставить возможность переселения на другие территории.
Другой важной стороной Павловских мероприятий относительно казенных крестьян следует признать нормировку сборов. Указом N18 в декабре 1797 г. оброк со "всех поселян казенного звания" был повышен, но не в одинаковой мере. В 1783 г. он был установлен в виде равномерного сбора в размере 3-х руб., в 1797 г. все губернии были распределены на IV класса. В зависимости от этого поселяне должны были платить разный оброк "по свойству земли, изобилия в ней и способам для обитателей к работам". В губерниях I кл. - оброк, вместе с прежним, составил 5 руб., во II кл. - 4,5 руб., в III кл. - 4 руб., в IV кл. - 3,5 руб. Подобная градировка держалась и в последующее время.
Мотивами к повышению сбора, кроме потребностей в новых источниках дохода, были следующие обстоятельства, указанные в законе 18 декабря 1797 г.: "цены вещам несравненно возвысились... поселяне распространили свои прибытки". Формулировка, как видно, довольно туманная, что, вообще, свойственно для многих Павловских указов. И все же главной причиной поднятия налога следует считать плохое финансовое положение государства (эта проблема будет рассмотрена ниже в главе "Финансовая политика").
Следует отметить так же, указ 21 октября 1797 г., которым было подтверждено право казенных крестьян записываться в купечество и мещанство.
Число фабрично-заводских крестьян при Павле несколько увеличилось. Указом от 16 марта 1798 г., "во избежании злоупотреблений и поощрения промышленности ради", фабрикантам и заводчикам из купцов было разрешено приобретать к своим предприятиям крестьян с тем, чтобы купленные "всегда были при заводах и фабриках неотложно". Хотя этот закон находился в несоответствии с намерениями Павла разрешить судьбу приписных крестьян, но это действие было вызвано частью теми злоупотреблениями, которые случались при запрещении купцам покупать крестьян для фабрик, а частью тем, что промышленность требовала рабочих рук, которых вольнонаемным путем найти было чрезвычайно трудно. Все это заставило правительство двигаться по проторенному пути при создании новых казенных заводов и фабрик, приписывая к ним крестьян. Надо отметить, что Павел пытался ослабить тяжесть такой приписки, издавая указы облегчающие труд приписных крестьян. К примеру, в
указе о приписке к фаянсовой фабрике говорилось, чтобы приписано было лишь требуемое число рабочих, "целыми семьями", а после отработки податей заработанные деньги "сверх того выдавать им (крестьянам) из доходов фабрики. Указом 16 марта 1798 г. предписывалось при покупке крестьян к частным фабрикам, чтобы их количества "годных к работе дней половина шла на заводские работы, а другая половина на крестьянские".
Впрочем, эти постановления не касались сущности дела - фабрично-заводские крестьяне оставались по-прежнему в тяжелом положении. Попыткой разрешить их судьбу явился проект директора берг-коллегии М. Ф. Соймонова. В этом документе предлагалось снабжать фабрики и заводы "непременными работниками", остальных же крестьян от заводских работ освободить окончательно. В именном указе по этому поводу читаем: "К особенному удовольствию найдя, что все предложенные им (Соймоновым) средства суть самая соответственнейшая намерению Нашему освободить от заводских работ крестьян... Повелеваем: 1 - укомплектовать заводы непременными мастеровыми, взяв по расчету из 1000 душ 58 человек, годных к работам; 2 - всех прочих, сверх комплекта, освободить от заводских работ, причислив к разряду крестьян государственных и прочих (9 ноября 1800 года). Именно при Павле приписные крестьяне были наконец освобождены от тяжелых обязательных работ.
В отношении данной группы крестьян можно выделить лишь небольшое количество указов, изданных правительством Павла. Среди них: указ 16 октября 1798 г. о не продаже малороссийских крестьян без земли, 16 февраля 1797 г. о не продаже дворовых людей и без земельных крестьян "с молотка или с подобного на сию продажу торга", об "изыскании с помещиков долгов казенных и частных" (указом 28 января 1798 г. постановлено: "оценивать их (крестьян) по работе и по тому доходу, каковой каждый из них чрез искусство, рукоделие и труды доставляется владельцу, брать их в казну, принимая оный процентом с капитала, который и засчитывать в казенный долг"); о передаче крестьян без раздробления семейства от 19 января 1800 г. Вот практически все, что было сделано правительством для помещичьих крестьян.
Отдельного разговора заслуживает манифест 5 апреля 1797 г., ставший первой попыткой законодательства встать между помещиком и крестьянином в отношении упорядочивания труда.
Манифест 5 апреля 1797 г. устанавливал норму барщины в размере трех дней. Указ был объявлен в день коронации и, можно предположить, являлся простой милостью крестьянам, однако по своему значению его оценивают, как одно из главных преобразований всего Павловского времени. В манифесте две идеи: непринуждение крестьян к работам в воскресные дни и о трехдневной барщине. Что касается первого, то это не стало новым (еще в Уложении Алексея Михайловича воскресные работы запрещались). Интерес представляет часть манифеста о трехдневной барщине. До этого ни разу не было издано закона, который регулировал барщину. Впрочем, как отмечает Валишевский, законодатель не вполне ознакомился с многими различиями в значении и форме этой повинности в отдельных губерниях. В Малороссии помещики обыкновенно требовали лишь два дня в неделю барщины. Понятно, что они не замедлили воспользоваться новым законом, чтобы увеличить свои требования. Наоборот, в Великороссии, где барщина была почти ежедневной, помещики пожелали увидеть в том же самом тексте лишь указание, совет. И, действительно, употребленная форма допускала самые различные толкования. Нет категорического приказа, а высказано как бы пожелание: шесть дней, поровну разделяемые, " при добром распоряжении", "достаточны будут на удовлетворение хозяйственным надобностям". Не вызывает сомнения то, что сам Павел понимал манифест как закон, несмотря на это Сенат придерживался иного мнения. В обществе же, вообще, сложилось многостороннее понимание указа.
Как бы ни понимать манифест, важно выяснить использовалось ли на практике правило о трехдневной барщине. Многочисленные свидетельства говорят о том, что указ не соблюдался. В том же 1797 г. крестьяне подавали императору жалобы, в которых сообщали, что они работают на помещика "ежедневно", доведены "до крайнего состояния тяжкими разного рода сборами", что помещик их "как загонит на барщину с понедельника, то до воскресенья самого и продержит" и т.д. О том же свидетельствуют и дворянские круги (Безбородко, Радищев, Малиновский...).
Если же подводить итоги политики Павла по отношению к крестьянству, то можно заметить, что в этой деятельности нельзя найти желания прямо поставить вопрос об освобождении крестьян от крепостной зависимости или о радикальном улучшении бытовых условий жизни крестьян. И все же совершенно определенно видно общее благожелательное отношение правительства к крестьянству вообще. Хотя мероприятия Павла не отличались выдержкой и систематичностью (за время своего правления Павел роздал 550 тыс. душ и 5 млн. десятин земли), но вместе с тем среди них можно найти ряд важных, несомненно способствовавших улучшению жизни крестьян, мер. Сюда следует отнести облегчение многих повинностей, землеустроительную политику, организацию сельского и волостного управления, постановление о "непременных мастеровых" и т.д. Несомненно большую роль в освобождении крестьян сыграл манифест о трехдневной барщине. Можно сказать, что для крестьян царствование Павла ознаменовало собой начало новой эры: росту крепостничества был положен конец, постепенно начался переход к полному освобождению крестьян, завершившийся реформой 1861 года. И в этом деле большая заслуга императора Павла I.
1. ПОЛИТИКА ПАВЛА I
5.1. Особенности внутренней политики Павла. Для сына великой императрицы была характерна крайняя неприязнь по отношению к матери, ее окружению и политике, которую он считал насквозь фальшивой, разлагающей дворянство и, в итоге, ослабляющей страну. Идеалом правителя для него являлся Петр I, к временам и порядкам которого он и пытался вернуться по своему.
В то же время, в стремлении укрепить самодержавие, правда, иными методами, в продолжении раздач помещикам государственных крестьян его политика мало чем отличалась от курса Екатерины.
Необходимо учесть и влияние на эту политику личности непредсказуемого в своем поведении императора. Его прямодушие и резкость, стремление соблюдать рыцарский кодекс чести зачастую превращались в грубость, нетерпимость и мелочность, вызывали непонимание и насмешки со стороны придворных кругов.
5.2. Основное содержание политического курса Павла I.
5.2.1. Отказ от политики просвещенного абсолютизма в отношении к дворянству (ограничение прав, предоставленных Жалованной грамотой: разрешение подвергать дворян телесным наказаниям, отмена дворянских губернских собраний, восстановление обязанности служить, запрет свободного выезда за границу и др.)
5.2.2. Переход к палочной дисциплине и мелочной регламентации в армии и государственных учреждениях. Насаждение прусских порядков. Увольнение всех малолетних офицеров, формально находившихся на службе
5.2.3. Борясь с влиянием французской революции, Павел ввел жесткую цензуру, запретил все частные типографии, употребление таких слов как гражданин, отечество, общество и др.
5.2.4. В то же время он предпринимает ряд мер, положивших начало ограничению крепостничества: крестьянам было разрешено присягать императору, в 1797 г. принят Указ о 3-х дневной барщине, носивший, правда, рекомендательный характер, в 1798 г. запрещена продажа без земли малороссийских (украинских) крестьян.
5.2.5. Помня о судьбе своего отца Петра III, в 1797 г. Павел принял новый закон о престолонаследии. Теперь власть передавалась от отца только к старшему сыну.
5.3. Итоги правления Павла I. Политика Павла I вызвала резкое недовольство особенно среди столичного гвардейского дворянства. Постепенно в гвардейских кругах созрел заговор, порожденный:
Чрезмерной регламентацией всей государственной жизни и ограничением привилегий дворян;
Страхом и постоянными ожиданиями репрессий со стороны непредсказуемого императора;
Интригами английской дипломатии, вызванными заключением Россией союза с Францией, направленного против Англии.
Переворот был подготовлен под руководством сановников из ближайшего окружения императора - П.А. Палена и Н.И. Панина. В ночь на 12 марта 1801 г. Павел был убит в Михайловском замке в Петербурге. Ему наследовал старший сын Александр, который знал о замыслах заговорщиков. Так была поставлена последняя точка в истории дворцовых переворотов в России.
27. Внутренняя политика Александра I
1. ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Разложение и кризис крепостнической системы. Появление и развитие новых рыночных тенденций в жизни страны.
1.2. Нарастание различий в общественном и экономическом развитии России и стран Запада. В то время как в наиболее передовых странах утвердился капитализм, проводились либеральные реформы, в России сохранялись самодержавие и крепостничество, все более очевидным становилось ее отставание.
1.3. Активная внешняя политика, частые войны требовали огромных средств, приводили к милитаризации страны и создавали у населения комплекс "оборонного сознания".
1.4. Политизация части дворянского общества, связанная с распространением в России идеологий консерватизма, либерализма, радикализма и соответствующих им политических течений.
1.5. Усложнение социально-экономической, политической и духовной жизни требовало усовершенствования государственного аппарата.
1.6. Личные качества монарха Александра I, воспитанного бабкой в духе идей французского Просвещения, но не имевшего ни сильной воли, ни социальных условий для их воплощения. На правление Александра 1 наложили также свой отпечаток условия его прихода к власти.
Приняв хотя и косвенное участие в дворцовом перевороте и убийстве своего отца, он, с одной стороны, всем своим царствованием стремился доказать историческую оправданность тех кровавых событий, в результате которых взошел на престол, а с другой - испытывал чувство страха перед возможным их повторением, а потому проявлял сдержанность и осторожность в своем внутриполитическом курсе.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ
1801 -1812 ГГ.
2.1 Характеристика первого этапа правления Александра. Этот период, оставшийся в памяти у современников как дней Александровых прекрасное начало, был очень многообещающим и по своей сути означал не только возвращение к политике просвещенного абсолютизма, но и придание ей нового качества.
2.2. Первые шаги. Сразу же после переворота 11 марта 1801 г. новый император отменяет те установления своего отца, которые вызвали особенно острое недовольство дворян:
2.2.1. Полностью восстановлены все статьи разжалованной Павлом Жалованной грамоты дворянству, что возвратило ему статус и положение привилегированного сословия.
2.2.2. Подтверждена Жалованная грамота городам.
2.2.3. Проведена амнистия 12 тысяч заключенных.
2.2.4. Прекращена подготовка военного похода в Индию и снят запрет на торговлю с Англией. Но мирные отношения с Францией не были разорваны.
2.2.5. Александр, не доверяя ни бывшему окружению Екатерины II, ни высшим сановникам, дискредитировавшим себя участием в подготовке дворцового переворота, попытался опереться на либерально мыслящих друзей юности: В.П. Кочубея, П.А. Строганова, Н.Н. Новосильцева, А.А. Чарторыйского. Из них сложился кружок, получивший название Негласного комитета, выполнявший функции неофициального правительства и занимавшийся подготовкой реформ.
2.3. Мероприятия в отношении крестьянства. Именно Александру принадлежала инициатива регламентации государством отношений между помещиком и крепостным, а также проведения политики, призванной реально облегчить положение крестьян.
2.3.1. Была прекращена практика раздачи государственных крестьян помещикам. В итоге, это привело к росту удельного веса относительно свободных государственных и удельных крестьян, которые перед отменой крепостного права составляли не менее 50% от всего крестьянского населения страны.
2.3.2. Ограничения помещичьего произвола. Помещикам было запрещено ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь (1809 г.), публиковать объявления о продаже крестьян. Александр добивался большего - запрета продавать крепостных без земли, но не сумел преодолеть сопротивления высших сановников. Да и опубликованный указ нарушался, т.к. помещики стали печатать объявления о "сдаче в аренду" крестьян, что в действительности означало ту же продажу.
2.3.3. В 1803 г. был принят указ о вольных хлебопашцах, позволявший крепостным выкупаться на свободу с землей, но с согласия помещика. Лишь очень немногие крепостные смогли воспользоваться доброй волей своих помещиков. (За время царствования Александра I - 47 тыс. душ мужского пола).
2.4. Реформы системы государственного управления.
2.4.1. Причины реформ. К началу XIX в. административная система государства не отвечала требованиям времени. Особенно устаревшей выглядела коллегиальная форма центрального управления В коллегиях процветала безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. В целях укрепления государственного аппарата предпринимаются следующие меры:
2.4.2. Создание министерств. В 1802 г. вместо коллегий учреждено 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Эта мера усилила бюрократизацию государственного аппарата, но не улучшила его качество и, в целом, систему управления страной.
2.4.3. Проекты М.М. Сперанского. В целях принципиального, а не поверхностного изменения государственного строя Александр I в 1809 г. поручил одному из самых талантливых чиновников эпохи - М.М. Сперанскому разработать проект его коренных реформ. В основу планов реформатора был положен либеральный принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной на всех уровнях управления страной - от волости до центра.
Планировалось создать всероссийский представительный орган - Государственную думу, которая должна была давать заключения по представленным законопроектам и заслушивать отчеты министров.
Представители всех ветвей власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались бы царем. И именно решение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Таким образом, реальная законодательная власть оставалась бы в руках монарха, вынужденного в то же время считаться с мнением народным. Проект вел к утверждению в России конституционной монархии, о которой мечтал Александр, будучи еще наследником престола.
Однако, в итоге, из всего намеченного царь реализовал лишь немногое - в 1810 г. создал Государственный совет, обладавший только законосовещательными функциями. Сперанский же в начале 1812 г. был арестован и сослан.
2.5. Наиболее либеральный характер имели реформы в сфере культуры: создание формально единой бессословной системы образования, открытие лицеев, 5 новых университетов, введение либеральных университетских уставов, предполагавших значительную самостоятельность университетов, утверждение либерального цензурного устава и др. (См. Тему 36)
2.6. Причины свертывания реформ.
2.6.1. В дворянских кругах сложилась мощная оппозиция, недовольная не только проектами Сперанского, но и в целом либеральной политикой Александра. Опасение дворцового переворота подталкивало к смене внутриполитического курса.
2.6.2. В условиях сохранения крепостничества, социокультурного раскола и острой социальной напряженности любое ограничение самодержавной власти могло вызвать выступление низов общества.
2.6.3.Страна стояла на пороге войны с Наполеоном, что требовало консолидации рядов дворянства, его объединения вокруг трона.
2.6.4. Александр, с одной стороны, стал заложником самодержавной системы и не мог по своей воле менять ее основы, с другой - он все более входил во вкус самодержавного правления.
Таким образом, в стране еще не сложились ни социально-политические, ни духовные предпосылки перехода к конституционному строю.
1. ВТОРОЙ ЭТАП ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА. 1814-1825 гг.
3.1. Характеристика этапа.
В отечественной историографии существует оценка второго периода правления Александра как откровенно реакционного, а т.к. руководство внутренней политикой после победы над Францией император перепоручил своему фавориту А.А. Аракчееву, являвшемуся в глазах общественного мнения воплощением реакции, то эту эпоху характеризуют как аракчеевщина.
И действительно, после наполеоновских войн, несмотря на ожидание перемен, направленных на улучшение жизни народа, принесшего столько жертв ради достижения победы, в политике Александра I усилились реакционные тенденции. Однако при этом предпринимались и попытки возвращения к курсу либеральных реформ.
3.2. Либеральные меры.
3.2.1. А.А. Аракчеев, а затем специально созданный Секретный комитет по поручению царя разработали проекты освобождения помещичьих крестьян, но все они не были проведены в жизнь.
3.2.2. Завершена крестьянская реформа в Прибалтике (начатая в 1804-1805 гг.), в результате которой крестьяне получали личную свободу, но без земли.
3.2.3. В 1816-1819 гг. были снижены таможенные пошлины. С помощью этой меры Александр надеялся укрепить экономические связи со странами Европы и тем самым сблизиться с Западом.
3.2.4. В 1815 г. Польше предоставлена конституция, носившая либеральный характер и предполагавшая внутреннее самоуправление Польши в составе России.
3.2.5. В 1818 г по указанию царя несколько сановников под руководством П.А. Вяземского начали разработку Государственной Уставной грамоты для России на принципах польской конституции и с использованием проекта Сперанского. Однако и эти планы остались нереализованными.
3.3. Основные направления реакционной политики.
3.3.1. В армии была восстановлена палочная дисциплина, одним из результатов которой стали волнения 1820 г. в Семеновском полку.
3.3.2. В 1821 г. подверглись разгрому Казанский и Петербургский университеты. Начались гонения на прогрессивных профессоров и нелояльных студентов. Усилилась цензура, преследовавшая свободную мысль.
3.3.3. В 1822 г. последовал указ о запрещении тайных организаций и масонских лож. Невиданного размаха принял надзор за неблагонадежными людьми.
3.3.4. В 1822 г. Александр I возобновил право помещиков ссылать крепостных в Сибирь и отправлять на каторгу.
3.4. Попытки военной реформы. Военные поселения.
Создание военных поселений считается многими историками одним из наиболее ярких проявлений реакционной политики. Главным инициатором организации таких поселений называется обычно всесильный временщик царя А.А. Аракчеев.
3.4.1.Цели. Войны конца XVIII в. и особенно 1812-1815 гг. определили необходимость реформы российской армии. Главными задачами сам император и генералитет признавали:
Сокращение огромные затрат на армию, составлявших в 1816 г. свыше 50% государственных расходов (не допуская при этом сокращения численности войска);
Создание новой системы комплектования армии, которая могла бы заменить недостаточно эффективную и вызывавшую недовольство крестьян рекрутскую повинность.
3.4.2. Подготовка. Военное руководители русской армии после изучения опыта европейских стран предложили выход в организации военных поселений по образцу пограничной стражи Австрии, Пруссии и других стран. Это решало одновременно как проблему комплектования армии за счет "естественного прироста населения" в военных поселениях, так и вопрос создания ее хозяйственной базы. Александр I планировал постепенно перевести всю армию на военные поселения. Кроме прочего, это давало возможность правительству создать из военных поселян особую касту профессиональных военных, готовых выполнять любые приказы. При этом в мирное время солдаты могли не отрываться от семей.
Российская военная элита и министр финансов Е.Ф. Канкрин поддержали план реформы. Поддержали его и многие офицеры, критически настроенные по отношению к правительству, в частности герой войны 1812 года Д.В. Давыдов, специально написавший Письма о военном поселении. Против выступил лишь М.Б. Барклай де Толли, считавший возможным использование таких военно-хозяйственных форм только для малых стран, а в России - для пограничной стражи.
Практическое создание было поручено царскому фавориту Аракчееву, высказавшемуся поначалу против военных поселений, которые, по его мнению, могли привести к выступлениям в армии.
3.4.2. Ход реформы. С 1816-1817 гг. треть армии была переведена в военные поселения. Прежде всего это коснулось кавалерийских частей, расквартированных на юге страны, и пехоты - на северо-западе. В военные поселяне были зачислены и государственные крестьяне нескольких волостей.
В поселениях все взрослые мужчины несли военную службу и одновременно исполняли сельскохозяйственные работы. Мальчики зачислялись в кантонисты и, достигнув совершеннолетия, поступали в полк. Поселяне-хозяева были освобождены от всех повинностей и податей и снабжали продовольствием армию.
В поселениях работали госпитали и школы. Однако жизнь здесь была очень нелегкой. Царила воинская дисциплина, были введены наказания за неповиновение, все стороны жизни по-аракчеевски регламентировались многочисленными предписаниями. Службы, работа и быт - все происходило в казарменном режиме - под барабан и сигнал полковой трубы.
3.4.3. В итоге существования военных поселений часть армии стала относительно экономически самостоятельной, особенно на юге, что значительно снизило затраты на ее содержание. Но тяжелая жизнь поселян, усугублявшаяся казарменным режимом, аракчеевскими методами организации, а главное - ситуация общего бесправия, вызывали недовольство многих поселян, особенно переведенных из казенных крестьян, приводили к неоднократным восстаниям; а поскольку военные поселяне были вооружены и обучены военному делу, то такие выступления представляли определенную угрозу государству.
Кроме того, государственные деревни, ранее исправно платившие налоги и жившие в достатке, после превращения их в военные поселения становились убыточными и существовали за счет казны.
После ряда восстаний (Чугуевского и др.) поселения неоднократно реорганизовывались. Николай I освободил поселян-хозяев от строевой службы. Но, в целом, система военных поселений была отменена только Александром II в 1857 г.
4. ИТОГИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ АЛЕКСАНДРА I
4.1. В первое десятилетие своего правления Александр I обещал глубокие преобразования и в определенной степени усовершенствовал систему государственного управления, способствовал распространению просвещения в стране.
4. 2. Впервые в русской истории начался хотя и очень робкий, но все же процесс ограничения и даже частичной отмены крепостничества (указ о "вольных хлебопашцах", реформа в Прибалтике).
4.3. Первый период правления Александра I (до Отечественной войны 1812 г.) был качественно новой ступенью развития политики просвещенного абсолютизма".
4.4. Последнее десятилетие царствования Александра - это период нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе, который, несмотря на попытки возвращения к либеральной политике, окончательно утвердился к началу 1820-х годов.
4.5. Либеральная внешнеэкономическая политика ударила по русской промышленности и оттолкнула от Александра купечество и часть дворянства. В результате в 1822 г. был восстановлен протекционистский тариф.
4.6. Отказ от реализации обещанных либеральных реформ привел к радикализации позиции прогрессивной части дворянской интеллигенции и породил дворянскую революционность. Но в целом, господствующие слои в подавляющем большинстве отвергали шедшие сверху либеральные реформы и новации, что, в итоге, предопределило поворот к реакции.