Подвиги итальянца в россии. Грамоты антония римлянина и их датирование
Удивительна судьба некоторых святых. Чтобы выполнить свое предназначение, им приходилось иной раз преодолевать огромные расстояния, селиться на чужих землях и становиться в итоге почитаемыми в далеких краях более чем, даже, у себя на Родине. Но бывали случаи еще чудеснее, когда вдали от дома угодники Божьи оказывались по вине стихии. Такова жизненная веха святого Антония Римлянина, которого по давно установившейся негласной церковной традиции величают «русским итальянцем». Праздник, посвященный чествованию памяти этого подвижника, отмечают ежегодно 16 августа.
Прибытие Преподобного в Россию
Кончина и обретение мощей преподобного
В 1131 году святой Антоний удостоился чести стать игуменом основанной им обители. Таково было желание братии. Правление в озвученной должности монастырем преподобный осуществлял на протяжении 16-ти лет. Все это время святой наставлял своих подопечных в богоугодном житии и благочестии. Перед отходом в Царствие Небесное преподобный Антоний назначил своим преемником собственного ученика – преподобного Андрея. 3 августа 1147 года святой почил с миром. Погребение святого совершил епископ Новгородский Нифонт. Антоний нашел покой в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Обретение мощей «русского итальянца» состоялось лишь спустя четыре с лишним столетия, а именно в 1597 году, при Новгородском митрополите Варлааме и Всероссийском Патриархе Иове. Событие это имело место быть в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня). Перед этим на месте погребения святого совершалось множество чудесных исцелений по молитвам святого подвижника. От неизлечимой болезни избавился у гробницы преподобного игумен обители Кирилл. Его благодарностью угоднику Божию за спасение от смерти стало строительство над камнем святого Антония часовни. Свечник Феодор, страдавший беснованием, молился у валуна преподобного, на котором в то время уже красовался образ святого. Ему явился сам подвижник и обещал исцеление от недуга после того, как тот приложится к камню. Как было сказано, так и произошло впоследствии.
Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника († 1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью.
Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 гг. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 г. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался он 3 августа 1147 года и был погребен святителем Нифонтом.
Прославлен преподобный Антоний в 1597 году. Память его отмечается также (в честь обретения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) и 17 января - в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого. Первоначальное житие преподобного Антония Римлянина было написано вскоре после его кончины учеником и преемником по игуменству священноиноком Андреем, а обработка жития, сказание об обретении мощей и похвальное слово - пострижеником Антониева монастыря, иноком Нифонтом, в 1598 году (издано в "Православном собеседнике", Казань, 1858, май-июнь). Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, изданные неоднократно. (Последние публикации: Грамоты Великого Новгорода и Пскова.М. -Л., 1949, с. 159-161, N 102, 103; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977, с. 58-59).
Удивительна судьба некоторых святых. Чтобы выполнить свое предназначение, им приходилось иной раз преодолевать огромные расстояния, селиться на чужих землях и становиться в итоге почитаемыми в далеких краях более чем, даже, у себя на Родине.
Но бывали случаи еще чудеснее, когда вдали от дома угодники Божьи оказывались по вине стихии. Такова жизненная веха святого Антония Римлянина, которого по давно установившейся негласной церковной традиции величают «русским итальянцем».
Праздник, посвященный чествованию памяти этого подвижника, отмечают ежегодно 16 августа.
Народные названия - Антон Вихровей; Антон; Вихревей; Орешник; Малинник.
Прибытие Преподобного Антония Римлянина в Россию.
Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году в семье зажиточных горожан. Его родители были христианами, посему сына своего воспитали в кротости и благочестии. Вступив в пору отрочества, Антоний не на шутку увлекся изучением богословских трудов Восточной Церкви и святоотеческой литературы. 17-летним юношей он лишился отца и матери. Именно это событие подтолкнуло молодого человека изменить свою жизнь в корне, и он принял твердое решение покинуть римскую столицу, после чего стать монахом. Была и другая причина: в то время Папы прилагали все усилия для обращения народа в латинство. Антоний же не видел собственного существования без восточного православия, прикипев к нему душой.
Свой путь будущий святой не продумывал до мелочей. Он полагался не на себя, а всецело предал свою суть, жизнь и судьбу в руки Творца. Юноша раздал одну часть наследства, доставшегося ему от любящих родителей, нищим и обездоленным, другую вложил в бочку и бросил последнюю в море, сам же отправился без единой копейки денег в далекие странствия по монастырям, где обитали и существовали в соответствии с православной верой монахи-христиане.
В одном из скитов Антоний прожил 20 лет, приняв монашеский подвиг. Конец сему положили гонения на православных, учиненные латинянами: в связи с данными событиями святому, да и всей братии монастыря пришлось скитаться. Так продолжалось достаточно долго, пока Антонию не удалось найти на пустынном морском побережье огромный валун. Здесь святой остановился и провел на камне целый год, постясь и беспрестанно творя молитву.
5 сентября 1105 года в тех местах разыгралась чудовищная буря. В результате камень, на котором стоял подвижник, бросило ветром в морскую пучину. Его понесло по волнам, затем валун вместе с монахом очутился в устье какой-то реки, и, наконец, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы прибило к берегу реки Волхова, что текла близ села Волховское, в трех верстах от Новгорода.
Новая жизнь преподобного Антония Римлянина.
Святого Антония на утро обнаружили местные жители. Пришелец стоял на камне и на все расспросы людей лишь творил поклоны, ведь русского языка он не знал. Валун был прибежищем подвижника еще в течение трех дней и ночей: все это время слуга Господень неистово молился Богу и просил того открыть ему, куда же он попал. После мужчина отправился в Новгород. Там, по воле Творца, ему встретился иноземный кузнец, разговаривавший на трех языках – в том числе и на латинском. Этот человек и сообщил преподобному, где тот очутился. Несказанно удивился святой Антоний, когда узнал, что город, в который он пришел, есть Великий Новгород, что камень его остановился на водах реки Волхов. Ведь от Рима до русских земель добираться пешком полгода, а его по промыслу Божию донесло сюда за каких-то три дня!
Кузнец показал Антонию новгородский собор, где священником был святитель Никита. Душа подвижника загорелась огнем восторга, когда увидел он убранство православного храма и благолепие церковной службы. После, преподобный вернулся к камню своему на речном берегу. Но теперь он вел жизнь не столь уединенную, как раньше: к нему часто стали наведываться местные жители. Они шли к святому за благословением, а подвижник у селян учился русскому языку.
Спустя время Антоний снова посетил Великий Новгород и главный собор города. Там он рассказал святителю Никите о чудесном своем путешествии. Услышав историю Антония, святитель хотел оставить подвижника при кафедре. Однако преподобный отказался и попросил благословения продолжать жить на камне у реки. Прошло еще немного времени, и уже сам Никита нанес визит святому Антонию. Он дал подвижнику благословение основать на месте проживания того монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель освятил выросший здесь в скором времени деревянный храм.
Пролетел год. Обитель, воздвигнутая святым Антонием, уже почти полностью оформилась. Как-то местные жители рыбачили вблизи монастыря. Они поймали много рыбы, а в придачу вытащили бочку, которую подвижник много лет назад бросил у себя на родине в море – святой узнал ее. Рыбаки поначалу не хотели отдавать найденное преподобному, но, в конце концов, по велению судьи Антоний получил собственное имущество. Последнее состояло в основном из церковной утвари. Было там и немного денег: их святой потратил на покупку земли вокруг монастыря, а также рыбной ловли и села у новгородских посадников.
В 1117 году был заложен каменный храм обители. Его спустя два года освятил епископ Новгородский Иоанн. Около 1125 года была произведена роспись церкви. Тогда же при монастыре появилась каменная трапеза. Позже возле нее воздвигли храм в честь Сретения Господня.
Кончина и обретение мощей преподобного Антоний.
В 1131 году святой Антоний удостоился чести стать игуменом основанной им обители. Таково было желание братии. Правление в озвученной должности монастырем преподобный осуществлял на протяжении 16-ти лет. Все это время святой наставлял своих подопечных в богоугодном житии и благочестии. Перед отходом в Царствие Небесное преподобный Антоний назначил своим преемником собственного ученика – преподобного Андрея. 3 августа 1147 года святой почил с миром. Погребение святого совершил епископ Новгородский Нифонт. Антоний нашел покой в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Обретение мощей «русского итальянца» состоялось лишь спустя четыре с лишним столетия, а именно в 1597 году, при Новгородском митрополите Варлааме и Всероссийском Патриархе Иове. Событие это имело место быть в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня). Перед этим на месте погребения святого совершалось множество чудесных исцелений по молитвам святого подвижника. От неизлечимой болезни избавился у гробницы преподобного игумен обители Кирилл. Его благодарностью угоднику Божию за спасение от смерти стало строительство над камнем святого Антония часовни. Свечник Феодор, страдавший беснованием, молился у валуна преподобного, на котором в то время уже красовался образ святого. Ему явился сам подвижник и обещал исцеление от недуга после того, как тот приложится к камню. Как было сказано, так и произошло впоследствии.
Прославление святого случилось после того, как последний явился благочестивому иноку Антоничевой обители Нифонту и сообщил о соответствующей Божьей воле. В итоге патриарх Иов повелел переложить мощи подвижника в новую гробницу, что и было сделано. При открытии мощей они оказались абсолютно нетленными и благоухающими. Вскоре после этого святого канонизировали.
Святой преподобный Антоний Римлянин – покровитель путешественников. Также он оберегает от несчастных случаев на море. К святому обращаются за помощью при отравлениях и зубной боли.
Тропарь преподобному Антонию Римлянину, глас 4
Ветхий Рим отечество твое оставив, на камень, яко на легкий корабль, возшел еси и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, промышлением Божественнаго разума направляемь, Великаго Новаграда достигл еси и, обитель в нем сотворив, тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние: моли Христа Бога, да спасет души наша."
Кондак преподобному Антонию Римлянину, глас 8
Римское воспитание, великому же Новуграду благодатное процветение: многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси. Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси: и тело твое многими леты соблюде нетленно. Мы же сие лобызающе, радостно от души вопием ти: Радуйся, отче Антоние."
Кондак преподобному Антонию Римлянину, глас 2
Яко звезда, воссиял еси от Рима, и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда, ту в нем обитель сотворил еси, и, церковь поставив, созва инок множество. С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти: Радуйся, преподобне отче Антоние."
Величание:
,Ублажаем тя, преподобне отче Антоние, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов."
Молитва Преподобному Антонию Римлянину:
,Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель твою, еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их; тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися: ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честному твоему образу кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе; не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегожды потребу исполняя: болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя: нас от всяких бед, внезапно находящих, сохрани; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и небеснаго царствия наследники будем, достойны славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечные веки. Аминь."
Молитва преподобному Антонию Римлянину:
,К тебе, преподобный отче Антоний, припадаем с усердною молитвою и поклонением. Мы веруем, что ты, почивая телом пред нами, духом живешь в горних селениях и молишься за нас, что молитва твоя, как молитва праведника, много может пред благосердным Владыкою Умом Господа Бога, дивного во святых Своих, да ниспослет нам благодать Свою от святых мощей твоих, да сподобит Он Всевышний беспреткновенно преплыть нам, сущим во плоти, бурное житейское море и достигнуть тихой безмятежной пристани, иде же присещает Он Сам со всеми Своими избранными. Аминь!"
3 августа (16 по "новому стилю") 1147 года. Память п рп. Антония Римлянина
Прп.Антоной Римлянин. 1680 г. ПМЗ. 31х27 см.Происходит из Никандровой пустыни в Порховском уезде
Прп. Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец († 1147) родился в 1067 г. в Италии в богатой семье. В то время западная Церковь уже откололась от Православия (1054), но благочестивые родители воспитали мальчика в православной вере. В юности преподобный Антоний вследствие постоянных прений о вере и стремления римских пап обратить православных в латинство изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов. Лишившись родителей, в 17-летнем возрасте он решил принять монашество и покинул Рим. Раздав часть богатого наследства нищим, а другую часть вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи. В одном пустынном скиту он принял монашеский постриг и прожил там двадцать лет, достигнув высокой святости.
Гонение на православных со стороны латинян вынудило братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 г., отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник. Пребывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не испугался, но всецело предал себя Богу. Камень чудесным образом понесло по морю, он достиг русской земли и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях. Утром преподобного Антония обнаружили окрестные жители. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего плавучего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь.
Не зная русского языка, св. Антоний на все вопросы отвечал поклонами. Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где встретил человека из иноземных купцов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, что прибыл на Русь.
С удивлением слушал он, что пред ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, куда надо было много месяцев добираться из Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странствие на пучинах. Вместе они вошли в собор, где служил святитель Никита, и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, исполнилась несказанной радостью при виде благолепия службы православной, столь выхолощенной на оставленном им Западе. Побывав в храме, святой Антоний вернулся на свой камень. От окрестных жителей преподобный постепенно научился русскому языку.
Через некоторое время преподобный Антоний отправился в Новгород к святителю Новгородскому Никите (†1108; память 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая и 14/27 мая), которому рассказал о своем чудесном прибытии. Святитель Никита хотел оставить преподобного при своем храме, но Антоний испросил у него благословения жить на том месте, где определил ему Господь на камне. Через некоторое время святитель Никита сам побывал у преподобного Антония и благословил преподобного основать здесь монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он получил у посадников место и освятил построенный вначале деревянный храм.
На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему. Преподобный предложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке находятся преимущественно священные сосуды и иконы (очевидно, из домовой церкви его родителей). Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся в ней деньги купил у новгородских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли.
С годами обитель преподобного благоустраивалась: вместо деревянных храмов были воздвигнуты каменные. В 1117 г. был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который в 1119 г. освятил епископ Новгородский Иоанн (1110-1130). Не позднее 1125 г. этот храм был расписан. В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня.
В 1131 г. преподобный Антоний по желанию братии обители был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, а перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного священноинока Андрея. Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 г. и был погребен епископом Новгородским Нифонтом (1130-1156) в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1597 г. при Патриархе Иове (1589-1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592-1601), в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня), были обретены святые мощи преподобного Антония. Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам преподобного. Так, например, у гробницы святого исцелился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580-1594). В благодарность он построил над камнем подвижника часовню. Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Антоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось. Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи преподобного.
Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония. По ходатайству Нифонта и бывшего игумена обители Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троице-Сергиевого монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и поставить их в храме для поклонения. 1 июля 1597 г., когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, «яко жива лежаща». Благоуханием наполнился весь монастырь. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых.
Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 г. этот день пришелся на 1 июля) совершался крестный ход из Новгородского Софийского собора в обитель. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. Прп. Антоний Римлянин считается основоположником монашества в Новгороде.
Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде хранится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима.
Взято здесь: http://www.rusidea.org/?a=25081601
16 августа Русская Православная Церковь празднует день памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, приплывшего на камне из далекой Италии в Новгород, чтобы основать в новгородских землях знаменитый монастырь. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям наиболее значимые факты из жизни этого святого.
Факт 1. Кто он, Антоний Римлянин?
Информация о новгородском чудотворце, которой мы сегодня располагаем, в большей степени основывается на житии Антония Римлянина и косвенно на материале новгородских летописей. Житие преподобного Антония, дошедшее до нас, было написано в XVI веке, и, в свою очередь, оно опирается на оригинальное житие, написанное иноком Андреем, верным учеником и последователем Антония-чудотворца и вторым игуменом новгородского Антониева монастыря. К сожалению, этот исходный материал затерялся в веках. Возможно, именно поэтому местами (в основном, в датах) житие прп. Антония XVI века расходится и с новгородской летописью, и даже с некоторыми исследовательскими материалами.
В истории жизни преподобного Антония Римлянина есть несколько поистине удивительных фактов.
Согласно житию родился Антоний в 1067 году в Риме в семье весьма состоятельных родителей-христиан. Прекрасно владея греческим, он рано стал изучать Ветхий и Новый Заветы, читал творения святых Отцов и всей душой стремился к монашескому образу жизни. Поэтому, потеряв родителей в возрасте 18 лет, Антоний решает покинуть Рим и постричься в монахи. Он раздает половину своего имущества нищим и нуждающимся, а вторую половину помещает в бочку и бросает ее в море. После чего Антоний отправляется на поиски православных монахов. Найдя их в какой-то отдаленной пустыни, он принимает постриг и 20 лет живет в монашеском скиту.
Когда начались гонения на христиан, монахи, принявшие к себе Антония, были вынуждены оставить пустынь. Антоний много скитался, прежде чем нашел тихое и уединенное место на берегу моря, где решил поселиться. Там он провел в молитве год и два месяца.
Факт 2. История с камнем
Согласно все тому же житию в этом месте имелась большая скала, выдававшаяся в море. Антоний, подобно великим монахам-столпникам, день и ночь проводит на этой скале в молитвах. На ней он находится и 5 сентября 1106 года, когда на море начинается страшная буря. Морские волны отрывают часть скалы, на которой стоит Антоний, и уносят в море. Как записано в житии Антония-чудотворца, «камень же плыл по водам без руля и без кормчего, и человеческий разум не может представить, что ни скорбь, ни страх, ни уныние, ни иная какая печаль, ни голод, ни жажда не посетили преподобного; только пребывал он в мысленной молитве Богу и радовался душою».
Дальше начинаются вещи просто поразительные. Камень с Антонием не только не потонул в морской пучине, но уже спустя три дня, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы, приплыл к селу Волховскому, что находится на берегу реки Волхов в трех верстах от Новгорода.
Чтобы попасть из Италии в новгородские земли, преподобному пришлось практически обогнуть всю Европу: проплыть по Тирренскому, Средиземному, Северному и Балтийскому морям, части Атлантического океана, пройти Гибралтарский пролив и Ла-Манш, по Неве войти в Ладожское озеро и оттуда спуститься против течения (!) по реке Волхов почти к самому Новгороду. И это путешествие, на которое в те времена уходило почти полгода, камень, на котором плыл Антоний, преодолел за три дня.
Кто-то скажет, что такого быть не может. Что ж, в конце концов, это вопрос веры. Можно вспомнить, как ответил Иисус в Евангелии от Матфея на вопрос, кто же может спастись: «А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26).
Каждый паломник, приезжающий в Антониев монастырь, может увидеть этот знаменитый камень. Сойдя на сушу, Антоний оставил его на берегу Волхова. Спустя почти 400 лет, в середине XVI века, игумен монастыря Вениамин отыскал камень и вставил его в наружную стену собора Рождества Пресвятой Богородицы. Теперь он лежит в западном притворе храма под изображением святителя Никиты. Камень представляет собой серый валун длиной 126 см, шириной 94 см и высотой 37 см.
Факт 3. Бочонок с золотом
История с сокровищами преподобного Антония напоминает сказку из «Тысячи и одной ночи». Загадочная бочка, в которой он спрятал часть своих сокровищ и которую кинул в море, спустя год, всплыла - в прямом и переносном смыслах - в Новгороде.
Случилось это так. Однажды, спустя год после своего таинственного появления в Новгороде, Антоний пришел к рыбакам на берег реки Волхов. К тому моменту рыбаки долго и безуспешно пытались наловить рыбы. Решив, что день выдался сильно неудачный, они стали сворачивать сети. Тогда Антоний Римлянин попросил их еще раз закинуть сети. Рыбаки отнекивались, и Антоний предложил им в уплату за еще одну попытку маленький кусочек серебра стоимостью в одну гривну, заранее попросив отдать всё, что в этот раз попадется в сети, в дом Пресвятой Богородицы.
Рыбаки вновь забросили свои сети, а Антоний стоял на берегу и молился. В этот раз в сети попалось большое количество рыбы… и бочонок, обитый железными обручами, который Антоний сразу же признал своим. Преподобный сказал рыбакам, что отдает им всю выловленную рыбу, но бочонок, как договаривались, забирает себе. Тут же разгорелся жаркий спор: рыбаки никак не хотели отдавать бочонок, чуя в нем сокровище. Они спорили и даже обзывали Антония. И тогда тот предложил отправиться за решением к новгородским судьям.
Рыбаки и перед судьями пытались лукавить, говоря, что бочка эта принадлежит им и что они специально ее спрятали, но растерялись, когда судьи спросили, что же в ней находится. Тогда как преподобный Антоний уверенно заявил: «Это бочка нашего ничтожества, она предана морской воде в Риме нашими грешными руками, а положены в эту бочку церковные сосуды, золотые, и серебряные, и хрустальные, потиры и блюда, и много другого из священных церковных вещей, и золото, и серебро из имущества моих родителей - погружено это сокровище в море с той целью, чтобы оно - священные сосуды - не осквернилось от богомерзких еретиков, от бесквасных (их) бесовских жертв; а подписи на сосудах сделаны на римском языке» . Когда по приказу судий бочонок открыли, там и нашли сокровища Антония.
Деньги из бочонка преподобный Антоний использовал на приобретение земли и строительство монастыря, а золотую и серебряную утварь - для украшения и проведения служб.
Факт 4. Основание монастыря
Известно, что, высадившись на новгородском берегу в канун Рождества Пресвятой Богородицы, Антоний Римлянин решил построить в честь этого праздника монастырь. С этой просьбой он обратился к тогдашнему епископу Новгородскому святителю Никите Затворнику - единственному человеку, которому он рассказал историю своей жизни и путешествия на камне из Италии в Новгород. Тот благословил строительство монастыря. Вначале при поддержке святителя Никиты Антоний Римский построил деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы, а позже, в 1117 году, было начато строительство каменного храма. Оно продолжалось два года, и строил каменный собор известный новгородский зодчий Петр.
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы |
Известно, что Антоний на выловленные деньги купил не только землю под строительство монастыря, но и село Волховское, а также рыбные ловли, чтобы снабжать монастырь рыбой.
Новый монастырь рос и становился известным в новгородских землях, под крыло Антония Римлянина стала быстро стекаться братия. К сожалению, после смерти новгородского епископа Никиты Затворника у Антония возник сильный конфликт с князем Всеволодом и новым владыкой Иоанном Попьяном. Именно по этой причине Антоний почти 20 лет возглавлял монастырь, не имея сана игумена. Лишь архиепископ Нифонт, взошедший на новгородскую кафедру в 1131 году, сделал то, что собирался сделать еще святитель Никита Затворник, - поставил Антония Римлянина игуменом монастыря.
Согласно общепринятым источникам святой Антоний Римлянин умер 3 августа 1147 года (практически в год основания Москвы). Хотя эти цифры не совпадают с теми, что указаны в его житии: если верить дошедшему до нас житию Антония Римлянина XVI века, кончина святого случилось на пять лет раньше - в 1142 году. Отходя к Господу, Антоний завещал монастырь своему верному ученику иноку Андрею.
В последующие века Антониеву монастырю приходилось видеть всякое: и радости, и беды. В 1528 году новгородский архиепископ Макарий ввел в монастыре общежительный устав. А в 1570 году царь Иван Грозный, разгромив Новгород, казнил всех насельников монастыря вместе с настоятелем Геласием, а сохранившиеся сокровища Антония, приплывшие в бочке из Италии, увез с собой в Москву и поместил в ризницу Московского Успенского собора. Позже, правда, царь опалу снял и даже прислал нового настоятеля игумена Кирилла (Завидова), но сокровища не вернул.
В 1740 году стараниями архиепископа Амвросия по указу императрицы Анны Иоанновны при монастыре учредили Новгородскую Духовную семинарию.
В 1918 году, с приходом к власти большевиков, Духовная семинария была закрыта, а в 1920 году Антониев монастырь был упразднен. Сегодня монастырские постройки входят в состав музея-заповедника, на той же территории находятся и некоторые факультеты Новгородского университета.
Факт 5. Обретение мощей святого Антония Римлянина
3 августа 1597 году были обретены мощи святого Антония Римлянина: их положили в окованную серебром кипарисовую раку и разместили в приделе Антония Римлянина в соборе Рождества Пресвятой Богородицы.
Достоверно известно, что после кончины Антония Римлянина возле его мощей происходило немало чудес, которые были специально записаны монастырским иноком Нифонтом в сочинении «О преложении честного и многочудесного тела». Часто на иконах преподобного Антония Римлянина изображают держащего в руках некую загадочную траву, напоминающую осоку. Ее также называют «тростником» Антония. Считается, что с ней он приплыл на камне. То ли эта трава росла на камне и Антоний за нее держался во время бури, то ли он ею питался в течение этих трех дней, - к сожалению, происхождение этой травы история не сохранила.
В 1927 году в ходе антирелигиозной кампании рака святого была вскрыта, мощи переданы в музей атеизма и, как считалось, безвозвратно утеряны.
В феврале 2016 года появилась информация о том, что кандидату биологических наук Денису Пежемскому, который 20 лет изучал мощи, хранящиеся в Софийском соборе Новгорода, удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Он передал их митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву.
Петр Селинов