Планы тушения пожаров. Кто их разрабатывает
План пожаротушения - официальный документ, разрабатываемый квалифицированными специалистами и утверждаемый в ГУ МЧС РФ. Согласовать проект должны также должностные лица иных органов исполнительной власти. К содержанию плана предъявляют особые требования, поэтому длительность процедуры оформления напрямую зависит от профессионализма разработчиков. Огромное количество стандартов и правил, конструктивные особенности объекта и прочие факторы может учесть только опытный специалист. Любые нарушения, обнаруженные в ходе утверждения плана, признаются основанием для возврата заявлений должностными лицами.
Порядок разработки оперативного плана пожаротушения
В соответствии с регламентами 123-ФЗ, 384-ФЗ документ составляется в двух идентичных экземплярах (в письменном виде). Один из них передается на пост оперативного реагирования (пожарные станции), другой должен храниться непосредственно на объекте. Разработка оперативного плана тушения пожара включает:
1. Формирование текстовой части
В этом разделе документа указываются все особенности объекта, его место расположения, обязанности и порядок взаимодействия дежурных команд. Здесь указывается также инструкция для прибывших к месту возгорания спасателей и пожарников. При разработке текстовой части потребуется описать все особенности распространения огня (просчитывается неблагоприятный сценарий), потенциально опасные факторы. Основной целью специалиста является полная, пошаговая проработка плана действий по борьбе с чрезвычайной ситуацией.
2. Формирование графической части
Эксперты разрабатывают точную схему расположения наиболее значимых объектов. Специалист должен оценить их значение в случае ЧС, а также указать основные параметры. В числе прочего в состав проекта включаются данные:
- о пожарных водоемах;
- о входах и выходах, в том числе запасных;
- об оконных проемах;
- о планировке помещений (каждого этажа);
- о подъездах (схема земельного участка).
Документ оформляется в форме графической схемы с использованием условных обозначений. Основными требованиями при утверждении раздела является достоверность и доступность.
При разработке оперативного плана тушения пожара специалист обязан:
- описать методы борьбы с огнем (предлагаются лишь способы, учитывающие отраслевые и прочие особенности объекта);
- указать категорию пожарного риска ;
- прописать наиболее опасные участки.
Экспертом принимаются во внимание данные статистики, наличие в районе ГПС, добровольных дружин пожаротушения, а также прочие особенности объекта.
Разработка и согласование проекта
Обязанность по разработке плана пожаротушения возложена законодательством на собственников объектов, отнесенных к следующим категориям:
- предприятия нефтяной и газовой отраслей (добыча, хранение, переработка, транспортировка и пр.);
- производители, использующие при выпуске продукции опасные химические реагенты;
- детские, культурные или медицинские учреждения;
- транспортные компании (грузо- и пассажироперевозки);
- организации металлургической промышленности, а также машиностроительные заводы.
Сотрудники ООО «Спецпроект Групп» подготовят проект документа для предприятия любой отраслевой принадлежности. Обратиться за услугой могут также представители деревообрабатывающей, целлюлозной, текстильной промышленности или иных направлений хозяйственной деятельности.
Составление планов по борьбе с возгораниями, разработка инструкций спасения имущества и схем эвакуации людей является одним из важнейших элементов противопожарной защиты. Сотрудничество предполагает комплексное обслуживание.
Разработка плана тушения пожара
План пожаротушения — оперативный документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара. План пожаротушения разрабатывается квалифицированными специалистами и утверждается в территориальных Управлениях МЧС РФ. К содержанию плана предъявляются особые требования, поэтому длительность процедуры разработки и оформления напрямую зависит от квалификации специалистов. Большой объём руководящих документов, индивидуальные планировочные, архитектурные, конструктивные и прочие особенности объекта, а также многие другие факторы должны быть учтены при разработке оперативного плана пожаротушения. Нарушения законодательства, отсутствие обоснованных решений и прочие погрешности в разработке, обнаруженные в ходе утверждения плана, могут быть признаны основанием для возврата документации на доработку.
В некоторых случаях разработка оперплана может потребоваться на стадии проектирования объекта — отсутствие круговых проездов, отсутствие или затруднение организации второго въезда на территорию, сомнения эксперта в возможности расстановки пожарной техники для ликвидации ЧС и многие другие причины могут послужить основанием для составления и согласования оперативного плана и обоснования принятых проектных решений.
Мы сделаем это оперативно и профессионально.
Состав оперативного плана пожаротушения
В соответствии с действующими нормативными документами план тушения пожара составляется в двух экземплярах (в письменном виде). Один передаётся на пост оперативного реагирования (пожарные части, станции), другой должен храниться непосредственно на объекте.
Разработка оперативного плана тушения пожара включает:
А. Формирование текстовой части
В этом разделе указываются индивидуальные особенности объекта, его место расположения, обязанности и порядок взаимодействия дежурных команд. Составляется инструкция для прибывших к месту ЧС спасателей и пожарных. При разработке текстовой части требуется описать особенности распространения огня (просчитывается неблагоприятный сценарий), наличие потенциально опасных факторов. Основной целью разработки является тщательная, структурированная проработка оперативного плана тушения пожара.
Б. Формирование графической части.
В графической части отражается точная схема расположения наиболее значимых объектов. Включаются данные:
— о пожарных водоемах
— о входах и выходах, в том числе запасных
— об оконных проемах
— о планировке помещений (каждого этажа)
— о подъездах, проездах (схема земельного участка)
Документ оформляется в форме графической схемы с использованием условных обозначений. Основными требованиями при утверждении документа является достоверность и доступность.
При разработке оперативного плана тушения пожара необходимо:
— описать методы борьбы с огнем (предлагаются лишь способы, учитывающие отраслевые и прочие особенности объекта)
— указать наиболее опасные участки
При разработке оперплана пожаротушения принимаются во внимание данные статистики, наличие в районе подразделений ГПС, добровольных дружин ПО и другие особенности объекта.
» обязанность подготовки оперативного плана тушения пожара возлагается на собственника объекта, однако из вышеизложенного видно, что качество разработки документа напрямую связано с профессионализмом разработчиков, и поэтому составление оперативного плана тушения пожара стоит доверить специалистам в данной области.
Особое внимание при разработке планов пожаротушения стоит обратить на объекты, отнесенные к следующим категориям:
— предприятия нефтяной и газовой отраслей (добыча, хранение, переработка, транспортировка и пр.)
— производители, использующие при выпуске продукции опасные химические реагенты, детские, культурные или медицинские учреждения
— транспортные компании (грузо- и пассажироперевозки)
— организации металлургической промышленности, а также машиностроительные заводы
Сотрудники нашей компании разработают и согласуют оперативный план тушения пожара на объекты любой сложности и отраслевой принадлежности, качественно и в оптимальные сроки.
Разработка планов тушения пожаров
План тушения пожара (ПТП) - оперативный документ предварительного планирования, устанавливающий порядок организации тушения развившихся пожаров и спасания людей на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах.
Он должен предусматривать: предварительное планирование организации боевых действий подразделений пожарной охраны, прибывших на место пожара и действия персонала объекта, их взаимодействие; рациональную расстановку сил и средств, привлекаемых для тушения пожара; своевременное обеспечение руководителя тушения пожара (РТП) и штаба пожаротушения оперативной и справочной информацией об особенностях объекта, возможного масштаба развития пожара, а также применения средств тушения и обеспечения необходимых мер безопасности.
Основание для разработки
Планы тушения пожара должны составляться на:
- · Предприятия (объекты) нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа.
- · Предприятия (объекты) химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений.
- · Предприятия (объекты) электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).
- · Предприятия (объекты) машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности.
- · Отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.
- · Производственные корпуса промышленных предприятий и здания не производственного назначения в жилой застройке со сгораемым покрытием общей площадью 1200 м2 и более.
- · Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью: по распиловке древесины-50 тыс.м3 в год и более; по производству целлюлозы и бумаги 100 тыс.т в год и более.
- · Предприятия (объекты) транспорта: автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно-троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств); железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции); авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы); водного (морские и речные порты, терминалы);
- · Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.
- · Общественно-административные здания и сооружения: административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 150 и более работающих; торговые центры, супер-маркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 1500 м2 и более; гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более; повышенной этажности (более 9 этажей); культовые сооружения.
- · Учебные и детские заведения: общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования. детские сады (комбинаты) на 100 мест и более; летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.
- · Культурно-зрелищные сооружения: киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры; музеи, картинные галереи, аппаратно-студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки; дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.
- · Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).
- · Особо ценные объекты, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; - Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.
- · Сельскохозяйственные объекты: мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более; мельницы производительностью 200 т/сутки и более; элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более; животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более.
- · Строящиеся крупные и уникальные объекты.
Разработке ПТП должен предшествовать глубокий анализ оперативно-тактических особенностей объекта и его противопожарного состояния с прогнозированием места возникновения и развития возможных ситуаций, а также масштабов их последствий, материалы крупных пожаров на аналогичных объектах. Разработанный ПТП должен быть скорректирован с планом ликвидации аварийных ситуаций объекта для совместного использования при ликвидации пожаров и аварий. При разработке ПТП на объекты жизнеобеспечения города (района) в обязательном порядке должны учитываться требования сохранения непрерывного режима работы максимального количества единиц оборудования для обеспечения потребителей и участников тушения пожара, а также обеспечение необходимых мер безопасности.
Состав планов.
ПТП должен быть оформлен отдельной книгой в жесткой обложке, на бумаге единого формата размером не менее 210 x 297 мм (А4(М11)) и состоять из текстовой части, графической части и приложений. Структура и содержание разделов ПТП должны быть строго регламентированы и определятся настоящей инструкцией. Текстовая часть ПТП должна состоять из следующих основных разделов:
- · титульный лист (приложение 4);
- · оглавление;
- · прогноз наиболее вероятных мест возникновения и развития пожаров; - расчет необходимого количества сил и средств;
- · организация взаимодействия подразделений ГПС со службами жизнеобеспечения объекта и территориальными службами города (района);
- · рекомендации РТП и должностным лицам штаба пожаротушения, требования соблюдения правил охраны труда и техники безопасности.
В текстовой части разделов ПТП должны быть изложены:
- · оперативно-тактическая характеристика объекта;
- · особенности и прогноз развития пожара;
- · противопожарное водоснабжение объекта и прилегающей территории;
- · водные данные расчета необходимого количества сил и средств при каждом варианте тушения пожара, порядок и возможное время их сосредоточения; - рекомендуемые средства тушения.
Дополнительно должны прилагаться конкретные рекомендации РТП, оперативному штабу пожаротушения и тылу на пожаре; инструкции по взаимодействию оперативного штаба со службами жизнеобеспечения объекта, города (района) и другими организациями; основные обязанности и порядок действия обслуживающего персонала объекта при возникновении пожара; необходимые расчетные и справочные материалы, относящиеся к развитию и тушению пожара на данном объекте.
В графической части ПТП должны быть представлены:
- · план-схема объекта на местности (генплан), с указанием разрывов до соседних строений, вариантами рациональной расстановки пожарной техники, а также с указанием всех водоисточников;
- · поэтажные планы, а в необходимых случаях разрезы основных зданий и сооружений объекта, с нанесением дорог и проездов;
- · схема для начальника тыла по расстановке пожарной техники на водоисточники (с указанием подачи возможного количества технических приборов тушения, схемы подачи воды в перекачку или подвоза ее с удаленных водоисточников);
- · схемы организации связи на пожаре.
Вопрос: Добрый день, просим разъяснить ст. 21 69-ФЗ, по вопросу: Кто должен разрабатывать Оперативный план тушения пожара?
Сообщаю Вам следующее:
2.3. Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.
2.4. ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.
2.5. Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.
2.6. По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), ставится отметка о проведенной корректировке.
2.7. Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части, их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее — ЦППС), органа управления подразделениями пожарной охраны.
2.8. Копия Перечня направляется в соответствующий территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.
- Составление и корректировка ПТП и КТП
3.1. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения , определяются лица из числа руководителей пожарных подразделений и начальников караулов (дежурных смен), ответственные за составление и корректировку ПТП и КТП и достоверность сведений, указанных в них.
3.2. План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.
Документ 2
Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Документ 3
….Административным органом правомерно вменены балансодержателю нарушения правил пожарной безопасности в местах общего пользования, каковыми являются:
…не разработан план тушения пожара на объекте (ППБ 01-03 ФЗ N 69 );….
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.
ФЗ «О пожарной безопасности» предписывает владельцам объектов недвижимости в обязательном порядке составлять план тушения пожара, представляющий собой документ, в котором описываются порядок действий при тушении пожара, как должны применяться размещенные на объекте средства пожаротушения и как должны взаимодействовать пожарные и персонал объекта.
Разработка ПТП должна осуществляться компетентными специалистами. Такую услугу предоставляет РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ. Наши специалисты, обладающие громадным опытом разработки документации в сфере пожарной безопасности, составят план тушения пожара в полном соответствии с действующими правовыми нормами и отраслевыми стандартами.
Предоставление возможности составления плана тушения пожара компании или частному лицу, не являющемуся профессионалом в данной сфере, грозит нанесением крупного материального ущерба и даже гибелью людей. При выявлении нарушений частному лицу грозит вынесение предупреждения или наложение админштрафа в размере 1000-1500 рублей, должностное лицо может быть оштрафовано на 6000-15000 рублей, юрлицо – на сумму 150-200 тысяч рублей.
Разработка плана тушения пожара - ПТП является обязательным мероприятием для целого ряда объектов (предприятий разных сфер промышленности, агросектора, общественных зданий и т.д.).
ПТП разрабатывается в двух экземплярах, один из которых остается на объекте, а второй передается на ПОР (пост оперативного реагирования). ПТП состоит из текстовой и графической компонент.
В текстовой части указываются следующие сведения:
Размещение и скорость реагирования близлежащих пожарных подразделений;
Объемы наличия огнетушащих веществ на объекте;
Места расположения пожароопасных участков, возможные сценарии распространения пожара;
Наличие/отсутствие установок пожаротушения;
Наличие/отсутствие пожарного водопровода, описание других доступных источников водоснабжения объекта, расположенные в зоне оперативной досягаемости;
Наличие/отсутствие на объекте добровольной пожарной охраны, уровень ее оснащенности;
Предложения пожарных органов в аспекте повышения противопожарной защиты.
В графической части указывается схема расположения объектов, тушение которых должно происходить в первоочередном порядке с указанием их предназначения и основных характеристик. Здесь же приводятся данные о входах/выходах, этажных планировках, пожарных водоемах, запасных выходах и других аналогичных сведениях.
Следует отметить, что процедура составление плана тушения пожара – одна из важнейших компонентов проектирования комплексной противопожарной защиты.
Замечания по составлению Плана тушения пожара
Согласно ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ. «Пожарная безопасность. Термины и определения» план пожаротушения объекта – это документ, устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара на объекте.
Методическими рекомендациями МЧС России от 29.09.2010 года «По составлению планов и карточек тушения пожаров», утвержденных Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом определено:
1. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учёту планов тушения пожаров (ПТП) возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.
2. ПТП на объект утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны, в районе выезда пожарного подразделения которого расположен объект и согласовывается с руководителем объекта.
3. ПТП составляется не менее чем в 3-х экземплярах, один из которых находится у собственника объекта.
Кроме того, по просьбе депутата Государственной Думы ФС РФ Н.А. Останиной в журнале «Охрана труда и социальное страхование» за 2011 год № 2 (февраль) был опубликован комментарий статс-секретаря - заместителя министра МЧС России В.А.Пучкова в котором он сказал: «Разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты) возлагается на подразделения пожарной охраны и их органы управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты)».
Согласно ФЗ-69 «О пожарной безопасности»:
ФЗ-69 Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
"Руководители организации обязаны:
...разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;"
ФЗ-69 Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
"...Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей."
То есть, разработка планов пожаротушения является мерой пожарной безопасности и эта самая разработка является обязанностью руководителей организаций.
Получается, что в вышеупомянутых документах сказано о руководителях организаций которые обязаны разрабатывать ПТП и сказано о подразделениях пожарной охраны в лице начальников гарнизонов пожарной охраны, которые осуществляют общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учёту планов тушения пожаров (ПТП)
Но, руководителю организации по нашему мнению для разработки грамотного, полного и адекватного плана тушения пожара необходимы специальное пожарной образование, знание характеристик пожарной техники, знание конкретного района выезда близлежащей пожарной техники из местных пожарных частей согласно Расписанию выезда гарнизона пожарной охраны, который является документом для служебного пользования.