План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Конспект комплексного открытого занятия (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами. Конспект комплексного занятия «Мебель» для детей подготовительной группы
Комплексное занятие в подготовительной группе «Хочу всё знать!»
Цель:
Объединить усилия педагогов и родителей для успешной подготовки детей к школе;
Помочь родителям осознать объём полученных детьми знаний, умений и навыков.
Задачи:
В игровой форме закрепить знания детей по развитию речи и обучению грамоте, по формированию элементарных математических представлений;
Развивать речь, логическое мышление;
Воспитывать внимание, усидчивость;
Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Оборудование:
Письмо, короны для королев, маркер, геометрические фигуры, цифры от 1 до 12,кассы букв, набор букв большого формата, тетради в клетку, простые карандаши, контрольный образец, магнитофон, аудиозапись песни « Дорогою добра» (композитор Минков Марк, автор текста Энтин Юрий), сладкий сюрприз для детей.
Ход
Организационный момент
Дети входят, здороваются и рассаживаются. Раздается стук в дверь,воспитатель подходит к двери и находит письмо.
Ребята, вот это сюрприз! На наш адрес пришло письмо. Давайте посмотрим, что в нем. Открывает и читает:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Вы стали совсем взрослыми, поэтому мы хотим пригласить вас отправиться в путешествие в Страну Знаний. Путешествие будет нелегким, но мы уверены, что вместе мы справимся со всеми трудностями, ведь в конце пути вас ждёт награда. Чтобы попасть в волшебную Страну Детства, обязательно нужно выполнить все задания, которые вам будут предложены. Успехов и до скорой встречи.
Королева Математика и Королева Грамматика».
Ребята, вот такое загадочное письмо нам пришло. Ну как, справимся?
Вхождение в деятельность.
Если вы готовы отправиться в путь, нужно взять с собой некоторые вещи.
Д\игра « Назови обобщающее слово»
Бутерброды, мандарины, печенье, конфеты, сухари, яблоки (Еда)
Комбинезон, свитер, носки, шапка, шарф, куртка, варежки (Одежда)
Давайте подумаем, на каком транспорте сможем путешествовать? (Самолет, автомобиль, пароход, велосипед, поезд и т.д.)
Закрываем глаза и считаем до 10 и обратно. Поехали! (Пока дети считают, воспитатели превращаются в Королеву Математику и Королеву Грамматику)
Основная часть .
Д\игра « Хлоп-топ»
Правильный ответ - хлопаем, неправильный - топаем.
Четыре больше трёх;
Соседи числа 7-это 5 и 8;
Утром мы приходим в детский сад, а домой возвращаемся вечером;
Весну сменяет зима;
Луна светит днём, а солнце ночью;
Перед 10 идёт цифра 8;
Январь-первый месяц года.
Д\игра « Скажи наоборот»
Сильный - слабый, весёлый - грустный, грязный - чистый, светлый - тёмный, день – ночь,тепло - холодно, говорить - молчать.
Д\игра « Геометрические фигуры»
На ковролин крепятся геометрические фигуры одного цвета – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник.
Назовите фигуры;
Какая фигура лишняя? Почему?
Сколько углов у прямоугольника?
Почему треугольник так называется?
Сколько сторон у квадрата? то нам известно про его стороны?
Подвижная игра « Найди своё место»
У каждого ребёнка цифры от 1 до 12(по количеству детей). По сигналу построиться по порядку. Разойтись, по сигналу построиться. Сделать шаг вперёд:
Число, на 1 больше, чем 5;
Число, которое стоит между 10 и 8;
Число, которое идёт после 3;
Число, которое идет перед 8;
Число, на 2 больше, чем 10.
Звуко - буквенный анализ слова « Замок»
У детей на парте – касса букв.
Сколько звуков?
Назовите первый звук, какой он - гласный или согласный?
Мягкий или твердый?
Каким цветом обозначается?
Какую букву мы возьмём для его обозначения?
Аналогичная работа проводится со всеми звуками.
Подведем итог:
Сколько всего букв? Сколько звуков? Сколько звуков согласных? Твердых? Мягких? Сколько гласных? Сколько слогов? Назовите первый слог? Второй? Какой слог ударный?
Что обозначает слово « замок» (ударение на первый слог)? Если переставить ударение на второй слог, что получится? Что обозначает это слово? Видите теперь, как важно правильно поставить в слове ударение!
Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Задачи в стихах
Два щенка-баловника
Бегают, резвятся.
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей? (2+3=5)
Четыре овечки на травке лежали,
Потом две овечки домой убежали.
А ну-ка, подумай, реши поскорей,
Сколько овечек на травке теперь? (4-2=2)
Записать решение задач на доске.
Д\игра « Доскажи словечко »
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой
Дом в снегу. Белы дома
Ночью к нам пришла … зима
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы … санки
Грянул гром, весёлый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны.
Брызги цвета всюду льют.
Это праздничный… салют
Хлоп - и конфета стреляет, как пушка.
Каждому ясно, что это … хлопушка
Д\игра « Назови дни недели » (с мячом)
Пятый день недели; последний; первый; день, следующий за вторником; день между пятницей и воскресеньем; второй день; четверг-какой по счету день?
Д\игра « Поймай звук» (с мячом)
Коза, кот, шум, мак, мама, жук, сыр, мышь, дом, лиса, волк, папа.
Графический диктант «Ключ в Страну Знаний»
Подведение итогов
Вот мы и выполнили все задания и попали в волшебную Страну Знаний. Понравилось вам путешествие?
В этой стране вы показали хорошие знания. Но скоро вы пойдете в школу и попадете в Школьную Страну, где вам пригодится всё, чему вас научили в детском саду. А королева Грамматика и Королева Математика прощаются с вами и превращаются в ваших воспитателей. А для вас – сладкий сюрприз.
Звучит песня « Дорогою добра» (композитор Минков Марк, автор текста Энтин Юрий)
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
Цель
: обобщать и систематизировать у детей полученные знания.
Задачи:
- Развивать интерес к истории своего города; расширять знания детей о своем городе, достопримечательностях, воспитывать чувство гордости к городу, в котором живёшь.
- Развивать внимание, мышление, связную речь, работать над выразительностью речи, продолжать развитие умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением.
- Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
- Освоение звукового анализа слов; интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный - согласный), составление схемы слова, обогащение словаря глаголами.
- Определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов ориентация на листе бумаги.
- Развивать логическое мышление, умение решать простые математические задачи, умение ориентироваться на листе бумаги, развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Закреплять знания детей об элементах математической символики, понятие части задачи.
- Умение составлять и решать задачу; знания о последовательности дней недели, времени года, части суток.
- Развивать пространственное воображение и элементы логического мышления, умение отгадывать загадки.
- Воспитывать усидчивость, умение слушать, взаимовыручку, желание оказывать помощь, любовь к природе, желание учиться.
- Формировать навыки выполнения поставленной задачи, умения оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование: цветик-семицветик, форма почтальона, посылочный ящик, карточки с заданиями 7 шт., записка, мини-музей «Белгород-город воинской славы»; карточки с изображением лисы, зайца, медведя, волка, белки, бобра; карточки синяя и красная на всех; карточки с напечатанными словами без одной буквы: шк (о) ла, маш (и) на, (з) аяц, бана (н), лис (а), гор (о)д; карточки с заданиями по математике, буквы разных цветов; линейки, игрушки: заяц, репка, внучка, Жучка; смайлики.
Предварительная работа:
сюжетно-ролевые игры «Школа», «Почта»;
д/и «Кто в лесу живет?», театрализованная деятельность «Репка», посещение мини-музея «Комната русского быта», «Белгород- город воинской славы».
Ход образовательной деятельности:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель
: Ребята, поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А теперь все посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки. Доброе утро, дорогие дети и взрослые.
(Дети с воспитателем становятся в круг.)
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Все друг другу улыбнемся.
Все, мы можем начинать,
Но прежде надо дружно
Всем здравствуйте сказать.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Раздается стук в дверь. На пороге стоит почтальон (ребенок) с коробкой, в которой лежит цветик-семицветик и записка. На лепестке с цветной стороны наклеены цифры от 1 до 7.
Почтальон:
Здравствуйте, я почтальон, принес вам посылку.
Воспитатель:
Здравствуйте, почтальон. Проходите, пожалуйста. Ребята, давайте откроем посылку и посмотрим, что там внутри.Ой, здесь волшебный цветок. Может вы его узнали?
Дети:
Цветик – Семицветик.
Воспитатель
: Почему он так называется?
Дети
: У него семь лепестков.
Воспитатель
: Какого цвета у него лепестки?
Дети называют цвета лепестков (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель
: Где еще в таком же порядке расположены цвета?
Дети:
В таком порядке расположены цвета радуги.
Воспитатель
: А кто знает поговорку для запоминания порядка цветов в радуге?
Дети произносят поговорку
: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Воспитатель
: Ой, ребята, а тут еще и записка в коробке.
Воспитатель
достает и читает записку
:
Почтальон
: Ух, ты! Как у вас интересно. Можно я останусь с вами?
Воспитатель
: Ребята, хотите взять почтальона с нами в путешествие.
Дети:
Да.
Воспитатель
: Ну, что отправляемся в путешествие.
Отрывает ребенок лепесток и называет цифру. В это время воспитатель говорит: «Лети, лети лепесток и приведи нас к заданию N1».
Карточки с номерами заданий находятся по всей группе в соответствующих центрах.
ЦЕНТР МИНИ –МУЗЕЙ «БЕЛГОРОД-ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ».
КАРТОЧКА N 1.
Воспитатель:
Воспитатель зачитывает вопросы.
— Назовите страну, в которой мы живем? (Россия).
— Главный город России? (Москва).
— Цвета российского флага?
(Белгород).
Воспитатель:
Как много вы знаете о нашей Родине. И мы оправляемся дальше.
Ребенок отрывает лепесток и читает цифру. Воспитатель «Лети, лети…к заданию N2».
ЦЕНТР ПРИРОДЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
КАРТОЧКА N2
Воспитатель
: В этом задании нам предлагается отгадать загадки. Хотите? А отгадку мы проверим по картинке.
Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадки проверяют по картинкам.
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
************************
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну. (Волк)
*************************
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
************************
Не барашек и не кот,
Носит шубку круглый год.
Шубка серая – для лета.
Для зимы другого цвета. (Заяц)
***********************
Хожу в пушистой шубе,
Живу в глухом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
*************************
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры)
Воспитатель:
Вы справились с заданием. Очень рада!
Ребенок отрывает лепесток и читает цифру 3.Вос-ль «Лети, лети…к заданию N3».
ЦЕНТР КНИГИ
КАРТОЧКА N3
Воспитатель:
самолет- летает, парит
.
- заяц — скачет, боится;
- ветер – дует, шумит;
- поезд – едет, гудит, пыхтит;
- солнце – светит, греет;
- карандаш – пишет, штрихует;
- цветок – растет, цветет;
- курица – клюёт, кудахчет;
- комар – пищит, кусает;
- чайник – кипит, свистит;
- мяч – прыгает;
- иголка – шьет, колет;
- телефон – звонит.
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы постарались! Второе задание. Приглашаю вас присесть на стулья.
Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения», «Графическое изображение предложений».
— Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение из 3-4 слов. Например: заяц (заяц любит морковку
). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов, ребёнок записывает схему предложения на доске \- — —
).
Затем воспитатель по очереди показывает: репку; внучку; Жучку.
Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Внучка за бабку.
1) \- — — .
2) \- — -.
3) \- — — .
Воспитатель:
Из какой сказки этот отрывок? («Репка»)
Молодцы!
Ребенок отрывает лепесток и читает цифру. Вос-ль «Лети, лети…к заданию N4».
ЦЕНТР ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
КАРТОЧКА N4
Воспитатель читает задание. Физкультминутка. Здесь мы с вами немного разомнемся. Выполняем движения под музыку.
Ребенок отрывает лепесток и читает цифру 5. Воспитатель «Лети, лети…к заданию N5».
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ
КАРТОЧКА N5
Воспитатель приглашает пройти за столы и читает задание:
Задание N 1
Игра называется «Кто внимательный».
Воспитатель:
Хорошо, ребята! С этим заданием вы справились.
Воспитатель:
Задание N2
: «Какой буквы не хватает? »
шк (о) ла, маш (и) на, (з) аяц, бана (н), лис (а), гор (о)д
. Вы работаете по карточкам, а Дима на доске. Давайте проверим, у всех как у Димы?
Задание N 3
Игра « Придумай слово с заданным звуком».
Послушайте внимательно: мммама, Риммма, комм. Какой одинаковый звук слышится во всех словах? А теперь вы придумайте слово со звуком «ммм» и отметьте место этого звука в слове: в начале, середине или конце. На карточке N 2 (выполнение задания
). Давайте проверим, какие слова вы придумали? Где находится звук? Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этим заданием.
Ребенок отрывает лепесток и читает цифру 6. Воспитатель «Лети, лети…к заданию N6».
ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ
КАРТОЧКА N6
Воспитатель приглашает.
А сейчас поиграем, становитесь в круг (игра с мячом).
Вы передаете мяч по кругу, пока звучит бубен. Тот из вас, у кого окажется мяч, отвечает на вопрос.
1. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, дочка Люба. Сколько детей у мамы? (1).
2. Что едят крокодилы на Северном полюсе? (крокодилы там не живут).
3. Кто громче мычит: петух или корова? (петух не умеет мычать).
4. Какого цвета волосы у колобка? (у колобка нет волос).
5. Из какой посуды нельзя поесть? (из пустой).
6. Соседи числа 16.
7. Сколько дней в неделе.
8. Сколько месяцев в году.
9. Назови последний месяц зимы.
10. Назови части суток. Сколько их?
11.Сколько рогов у 2-х коров? (4)
12.Сколько ушей у 3-х мышей?(6)
Послушайте задание. Работаем по карточке N1
Но сначала вспомните правило измерения линейкой (линейку придерживаем рукой, измерение начинаем от 0).
Карточка N2. Посмотрите на картинку и составьте условие задачи. (У мишки 10 круглых шариков и 3 овальных). Задайте вопрос к задаче. (Сколько шариков у мишки всего?) Сколько у мишки всего шариков? (13). Запишите и прочитайте решение задачи (10 + 3=13).
КарточкаN3
. Дети получают индивидуальные карточки с математическим примером, где пропущена цифра, им необходимо вставить нужную цифру на месте точки.
3 + . = 5 4 – 2 = .
4 + . = 7 6 — . = 4
5 + 5 = . 10 — . = 3
Ребенок отрывает лепесток и читает цифру 7.Вос-ль «Лети, лети…к заданию N7».
КАРТОЧКА N7
Воспитатель:
Наше путешествие подходит к концу. В последнем задании вам нужно выложить из букв слова, а слова сложить в предложение. Оно и станет вашим девизом перед школой «МЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ».
(Если не получается, подсказка — буквы в слове одного цвета).
Воспитатель:
Все задания выполнены. Вы хорошо со всем справились.
РЕФЛЕКСИЯ.
Воспитатель:
Тебе, почтальон, было интересно с нами?
Почтальон:
Мне было интересно с вами, ребята. Но мне пора идти работать, разносить почту.
Воспитатель:
Тогда приклей, если понравилось смайлик. А если было грустно, неинтересно, скучно, то приклей грустинку.
Почтальон:
До свидания.
Дети
: До свидания.
(Почтальон выходит в раздевалку).
Воспитатель
(Дети наклеивают смайлики- грустинки на мольберте 2 листа А-4,круглые смайлики лежат на столе).
Воспитатель:
Спасибо нашим гостям, воспитателям, спасибо нашим ребятам.
(Дети прощаются).
В первом задании вам нужно будет ответить на вопросы викторины.
Назовите страну, в которой мы живем? (Россия).
— Главный город России? (Москва).
— Цвета российского флага? (триколор: белый, синий, красный).
— А как называется город, в котором мы с вами живем? (Белгород).
— А почему он так называется? (потому что белый и стоит на меловых горах).
— А кто назовет мне улицы нашего города? (Губкина, Шаландина, Есенина, пр.Ватутина, Королева).
Воспитатель: Как много вы знаете о нашей родине. Но мы оправляемся дальше.
В этом задании нам предлагается отгадать загадки.
Хотите? А отгадку мы проверим по картинке.
О каких животных мы говорили (диких).
Вы справились с заданием. Очень рада!
Физкультминутка. Здесь мы с вами немного разомнемся.
Выполняем движения под слова музыки.
Здесь у нас несколько заданий. Слушайте первое задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Назови действие»
Встаньте в круг, пожалуйста. Я называю предмет – вы действие которое он может совершать. Например: самолет- летает, парит
.
Дети встают в круг; воспитатель бросает мяч по очереди и задает вопросы.
- заяц — скачет, боится;
- ветер – дует, шумит;
- поезд – едет, гудит, пыхтит;
- солнце – светит, греет;
- карандаш – пишет, штрихует;
- цветок – растет, цветет;
- курица – клюёт, кудахчет;
- комар – пищит, кусает;
- чайник – кипит, свистит;
- мяч – прыгает;
- иголка – шьет, колет;
- телефон – звонит.
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы постарались! Второе задание. Приглашаю вас присесть на стулья.
«Составляем предложения», «Графическое изображение предложений». Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение из 3-4 слов. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов, ребёнок записывает схему предложения на доске \- — —).
Затем воспитатель по очереди показывает: репку; внучку; Жучку.
Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Внучка за бабку.
Воспитатель приглашает пройти за столы и читает задание:
Задание N 1 Игра называется «Кто внимательный».
— Я буду показывать букву (У, Ю, Д, Ш, О, Р, Ф, А). Если она обозначает гласный звук, вам надо поднять красную карточку, если согласный, то синюю. (Выполнение задания).
Воспитатель: Хорошо, ребята! С этим заданием вы справились.
Воспитатель: Задание N2: «Какой буквы не хватает? »
Прочитайте слова и напишите на месте точки, какая буква потерялась:
шк (о) ла, маш (и) на, (з) аяц, бана (н), лис (а), гор (о)д. Вы работаете по карточкам, а Дима на доске. Давайте проверим, у всех как у Димы?
Задание N 3 Игра « Придумай слово с заданным звуком».
Послушайте внимательно: мммама, Риммма, комм. Какой одинаковый звук слышится во всех словах? А теперь вы придумайте слово со звуком «ммм» и отметьте место этого звука в слове: в начале, середине или конце. На карточке N 2 (выполнение задания). Давайте проверим, какие слова вы придумали? Где находится звук? Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этим заданием.
Воспитатель приглашает. А сейчас поиграем, становитесь в круг (игра с мячом). Вы передаете мяч по кругу, пока звучит бубен. Тот из вас, у кого окажется мяч, отвечает на вопрос.
1. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, дочка Люба. Сколько детей у мамы? (1).
2. Что едят крокодилы на Северном полюсе? (крокодилы там не живут
).
3. Кто громче мычит: петух или корова? (петух не умеет мычать
).
4. Какого цвета волосы у колобка? (у колобка нет волос
).
5. Из какой посуды нельзя есть? (из пустой
).
6. Соседи числа 16.
7. Сколько дней в неделе.
8. Сколько месяцев в году.
9. Назови последний месяц зимы.
10. Назови части суток. Сколько их?
11.Сколько рогов у 2-х коров? (4)
12.Сколько ушей у 3-х мышей?(6)
Воспитатель приглашает пройти за парты.
Послушайте задание. Работаем по карточке N1
Девочка Женя несла баранки на веревочке и считала ворон. Бродячая собака утащила все баранки, и у Жени осталась только веревочка. На листке бумаги у вас нарисована веревочка от баранок. Измерьте линейкой длину веревочки и результат запишите в клеточке рядом.
Но сначала вспомните правило измерения линейкой (линейку придерживаем рукой, измерение начинаем от 0).
Карточка N2. Посмотрите на картинку и составьте условие задачи. (У мишки 10 круглых шариков и 3 овальных ). Задайте вопрос к задаче. (Сколько шариков у мишки всего?) Сколько у мишки всего шариков? (13 ). Запишите и прочитайте решение задачи (10 + 3=13 ).
КарточкаN3. Дети получают индивидуальные карточки с математическим примером, где пропущена цифра, им необходимо вставить нужную цифру на месте точки.
3 + . = 5 4 – 2 = .
4 + . = 7 6 — . = 4
5 + 5 = . 10 — . = 3
На доске работает Женя. У всех получилось как у Жени?
Воспитатель:
Наше путешествие подходит к концу.
В последнем задании вам нужно выложить из букв слова,
а слова сложить в предложение.
Оно и станет вашим девизом перед школой
«МЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ
».
(Если не получается, подсказка –
буквы в слове одного цвета).
Воспитатель:
Все задания выполнены.
Вы хорошо со всем справились.
«Здравствуйте, дорогие дети. Пишут вам ученики школы. Вы скоро пойдете в школу. Вы готовы учиться в школе? Совершив путешествие в страну знаний и, выполнив последнее задание, вы ответите на этот вопрос. Каждый лепесток нашего цветка приготовил для вас задание. Последовательно выполняя их, вы совершите путешествие в страну знаний».
РЕФЛЕКСИЯ.
Воспитатель
: Тебе, почтальон, было интересно с нами?
Почтальон
: Мне было интересно с вами, ребята. Но мне пора идти работать, разносить почту.
Воспитатель
: Тогда приклей, если понравилось смайлик. А если было грустно, неинтересно, скучно, то приклей грустинку.
Почтальон
: До свидания.
Дети
: До свидания.
(Почтальон выходит в раздевалку
).
Воспитатель
: Ребята, приглашаю и вас выразить свое мнение о сегодняшнем путешествии.
(в подготовительной группе)
«Путешествие за сокровищами»
Цели и задачи занятия
продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; продолжать развивать элементарные математические представления; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.
Коррекционно-развивающие : развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.
Коррекционно-воспитательные : создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеморецкая СШ им. А. И. Кострикина»
(структурное подразделение-детский сад)
Конспект комплексного открытого занятия
(в подготовительной группе)
«Путешествие за сокровищами»
Подготовили:
учитель-логопед
Пустовалова О. С.
воспитатели
Евдокимова Е.В.
Анищенко В. В.
Цели и задачи занятия
Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; продолжать развивать элементарные математические представления; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.
Коррекционно-развивающие : развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.
Коррекционно-воспитательные : создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: магнитофон, мольберт, картинки (Пила, Индюк, Рак, Арбуз, Тыква), массажный мяч, карта сокровищ, картонные тучи с лентами, картинки «рисуем по точкам», буквы, красные и сине-зеленые флажки, дидактическая игра «Собери цветы», конверты с заданиями, листы бумаги со слогами (кочки), игра «Рыбалка», раздаточный материал (звуковые фишки, удочки, рыбки, маркеры, камешки), Угощение.
Ход занятия
I. Организационный момент (Дети под музыку входят в зал)
Ведущий: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
1. Психогимнастика совместно с пальчиковой гимнастикой
Ведущий: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго дня, а поможет нам это сделать маленький мячик.
(Дети встают вместе с ведущим в круг. Звучит лирическая музыка.)
Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем держать его в ладонях, говоря добрые теплые слова, а затем передадим его соседу справа.
(Дети держат мяч и говорят добрые слова)
Проблемная ситуация
Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал … давайте отгадаем, кто же это?
Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов-картинок.
(Пила, Индюк, Рак, Арбуз, Тыква – «Пират»)
(Звучит пиратская музыка)
Пираты: Здравствуйте ребята!!!
Пират 1: Я капитан Джек, а это мой помощник боцман Билли. Мы хотим Вас позвать в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе с нами?
Дети: Да.
Пират 2 : Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям?
Дети: Да
Пираты: Тогда в путь!
Пират 1: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»
Дети: Все вместе произносят волшебные слова.
Дыхательная гимнастика
Пират 1 : Вот мы с Вами стоим на корабле, но что это…. на море разбушевалась буря! Тучи закрыли солнце. В лицо нам дует сильный ветер и бьет ужасный дождь. Давайте прогоним тучи. Будем сильно, сильно дуть на них, чтобы они улетели. (Дети дуют на тучи. Вдох носом, выдох ртом)
Введение в тему
Развитие зрительного внимания
Пират 2: (разворачивает карту и показывает детям) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте. А вот и первое испытание. Вам нужно соединить точки по порядку, чтобы получилась картинка.
(Дети выполняют задания)
Пират 2: Молодцы!
«1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»
Характеристика звука.
Пират 1: Ребята, наш кораблик приплыл к « Порту Звуков».
(Конверт с буквами) Я сейчас назову вам звук, а вы должны определить какой он гласный или согласный. Если гласный, то какой флажок нужно поднять? (красный). А если согласный (сине-зеленый).
Пират 1: А. Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)
Пират 1 :. Молодцы!
II. Основная часть.
Пират 2: Итак, мы приблизились к озеру Перемен .
Задание на развитие фонематического восприятия
Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Пират 2: Я буду говорить слова со звуком Р, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы вместо звука Р был звук Л. Я буду бросать мяч и называть слово со звуком Р, а тот, кому я бросил мяч, должен изменить слово и заменить звук Р на звук Л. Например: рак-лак. Готовы?
Рак-лак, рожки-ложки, ром-лом, рама-лама, рожь-ложь. Марина- малина.
Пират 2: Молодцы, ребята!
Ведущий: Ребята, а что такое звуки? А чем буква отличается от звука? (Буквы – мы видим и пишем, а звук слышим и говорим)
Дети: Звуки – то, что мы слышим и произносим.
Развитие мелкой моторики
Ведущий: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эти буквы из камней, на берегу озера. (Дети выкладывают буквы Р и Л из камней) Молодцы! Отправляемся в путь дальше.
Пират 1: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов .
Ребята, вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь конверт. «Злой колдун заколдовал цветы, если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше»
Игра “Собери цветы”.
Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
Группа делится на две команды. Одна собирает цветок с лепестками – картинками, в названии которых имеется звук Л, другая – цветок с лепестками – картинками, в названии которых имеется звук Р.
Пират 1: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.
Пират 2: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание
Закончить предложение словами-неприятелями
Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)
Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)
Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)
Суп горячий, а компот - … (холодный)
Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)
Дедушка старый, а внук - … (молодой)
Волк летом сытый, а зимой … (голодный)
Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)
Лужа мелкая, а река … (глубокая)
Волшебница добрая, а колдунья … (злая).
Ведущий: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки». (Дети выполняют физминутку)
Задание на чтение слогов
Цель: Отработка навыка послогового чтения.
Ведущий: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров. Но чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги. (пи, рат, мо, ре, сун, дук, па, рус, вол, ны). (Дети наступают на кочки и читают слоги).
Ведущий: А теперь постарайтесь соединить эти слоги так, чтобы получились слова (волны, море, пират, сундук, парус). Какие слова получились?
Давайте разделим эти слова на слоги (Дети отхлопывают)
Сколько слогов в слове ВОЛ-НЫ? (два).
Давайте, ребята, выложим схему этого слова. (Дети работают с фишками).
(Дети дают характеристику звукам)
Молодцы!
Пират 1 : Наш корабль плывет дальше. На горизонте река «Богатых слов».
Пират 1: В этой реке водятся необычные рыбы. Пока судно в пути, предлагаю наловить рыбы на уху, но сначала надо всем размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Рыбки плавали, ныряли
В теплой, чистенькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Дети повторяют движения под текст вместе с педагогом)
Игра «Рыболов»
Цель: Развитие мелкой и общей моторики, математических представлений.
Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из речки рыб с табличкам, где напечатана цифра. Дети должны вписать по бокам соседние цифры.
Пират 1: Молодцы!
III. Итог.
Пират 2: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ.
Пират 1: Тысяча чертей! Я вспомнил, у меня же есть ключик, только я не знал от чего он.
(Дети раскрывают ларец, находят там угощения)
Ведущий : Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с пиратами, ребята! Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь».
Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
Где мы с вами побывали?
С какими испытаниями мы справлялись?
Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.
Среди форм обучения в детском саду организованные занятия играют важную роль. Для закрепления материала воспитатели часто используют комплексные занятия, которые позволяют решить сразу несколько образовательных и воспитательных задач. Они имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении, чтобы они могли принести максимум пользы, запомниться детям как интересные и вызвать желание заниматься снова. Большое значение имеет такая деятельность в подготовительной группе, где воспитанники уже не малыши и должны уметь сочетать разные виды работы.
Комплексные занятия для самых старших дошкольников
Одной из эффективных форм работы с дошкольниками является занятие или непосредственная образовательная деятельность (НОД). Она позволяет вести образовательный процесс систематизировано, организованно, с учётом программных требований. В современном детском саду наиболее популярны такие виды НОД:
- предметные (используются при изучении новой темы, служат для вооружения детей знаниями, основной акцент в них делается на овладение новым материалом и отработку соответствующего навыка);
- комплексные (состоят из разных видов деятельности, которые сменяют одна другую, используются для закрепления и обобщения изученного);
- интегрированные (части занятия тесно связаны и проникают одна в другую, способствуя решению главной задачи).
Многие воспитатели выбирают в качестве обобщающих занятий по какой-либо теме именно комплексное занятие, потому что оно, в силу своих особенностей, позволяет решить несколько образовательных задач и в то же время даёт возможность проверить, как дети усвоили материал и владеют навыками не в одной, а в ряде образовательных областей.
Комплексное занятие позволяет детям подготовительной проявить свои знания и умения в полной мере
Комплекс - система, совокупность чего-либо, объединённого вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой-либо определённой общей цели.
Основные признаки комплексного занятия:
- Фронтальное (проводится со всей группой детей).
- Сочетает в себе несколько видов деятельности, один из которых доминирует, а остальные его дополняют.
- Решает задачи каждой задействованной образовательной области.
- Имеет тему, а зачастую и сюжет, который служит объединения всех частей и логически развивается в течение всего занятия.
- Способствует развитию ребёнка по нескольким направлениям (познавательное, речевое, двигательное, творческое развитие).
- Планируется и проводится воспитателем группы без привлечения профильных педагогов.
Отличие комбинированных, комплексных и интегрированных занятий
Некоторые педагоги, особенно молодые, путают интегрированные, комбинированные и комплексные занятия. Между тем у них существуют весьма значительные отличия.
Особенности подготовки и проведения комплексных занятий в подготовительной группе ДОУ
Комплексные занятия проводятся практически во всех группах детского сада, но в старшем возрасте они приносят наибольшую пользу. Количество комплексных НОД в течение месяца может быть заложено в образовательной программе ДОУ, но обычно сам педагог решает, когда проводить его, ориентируясь на степень овладения детьми знаниями и навыками, которые необходимо закрепить.
Целесообразность проведения комплексных занятий в подготовительной группе
Комплексные занятия удачно используются в практике воспитателей подготовительных групп по таким причинам:
- Дети седьмого года жизни имеют развитую память, логическое мышление, высокий потенциал к познанию новой информации и её воспроизведению. Всё это позволяет дошкольникам запоминать сюжет НОД и следить за его развитием, дожидаясь интересного финала, а также активно принимать участие в ходе занятия, используя приобретённые ранее знания и навыки.
- Подготовишки - будущие школьники, поэтому смена деятельности на занятии готовит их к смене деятельности на уроках. Например, нужно будет сначала послушать учителя, потом прочитать что-то в учебнике, а после этого выполнить задание в тетради.
- Сюжетно-игровые и обучающе-игровые комплексные занятия делают процесс закрепления знаний нескучным, увлекательным, что повышает познавательную активность и формирует у будущих школьников понятие, что учиться - интересно, вызывает положительное отношение к будущей школьной жизни.
Формирование готовности к школе в подготовительной группе - одна из главных задач
Эффективные методы и приёмы работы с детьми
Как и на других занятиях, педагоги используют на комплексных разнообразные методические приёмы:
- Словесные. Это беседа, чтение художественных произведений, уточнение, объяснение, вопрос. Рассказ как метод на комплексных занятиях используется мало, поскольку целью их является закрепление усвоенных знаний, а рассказ обычно имеет целью ознакомить детей с новой информацией.
- Наглядные. Демонстрация картин, муляжей, моделей и других пособий, показ образца выполнения рисунка или аппликации (кратко), рассматривание природного материала, предметных картинок. Наглядный материал должен быть знаком детям, чтобы они могли применить на нём усвоенные навыки и умения.
- Практические.
- Наиболее уместными будут упражнение, элементарный опыт, моделирование объектов или ситуаций. Но самыми действенными, полезными в обучающем плане и обожаемыми ребятишками приёмами были и остаются игровые.
- Игра дидактическая, пальчиковая, подвижная, создание игровых и сюрпризных ситуаций, появление игрового персонажа - все эти приёмы сделают занятие живым, динамичным, ярким и запоминающимся. Не стоит думать, что детям подготовительной группы хочется играть меньше, чем, допустим, ясельной. Наоборот, они очень любят игру и находят в ней радость не только от самого процесса, но и от общения со сверстниками, преодоления препятствий, достижения результата. Поэтому в работе с ними используют и эвристические методы.
- Эвристические или поисковые. Метод создания проблемной ситуации, которая требует решения, эмпатия, то есть «вживание» в мысли и чувства другого, даже неживого существа (Представьте себя снежинкой, берёзкой), гипотезы (А что, если…), символического видения (тарелка похожа на солнце, потому что оба предмета круглые), ошибок, придумывания, фантазирования, «мозговой штурм» - всё это креативные, не боящиеся нового педагоги эффективно используют на комплексных занятиях. Эвристические методы побуждают детей думать нешаблонно, делать предположения, смело высказывать своё мнение, что, несомненно, пойдёт на пользу будущим школьникам.
Чтобы подчеркнуть важность «мозгового штурма», воспитатель использовал бумажные «профессорские» шапочки
Что следует учесть при подготовке комплексного занятия
Чтобы комплексное занятие прошло успешно, воспитателю необходимо помнить о таких важных моментах:
- Выбор темы и сюжета. Поскольку занятие имеет целью закрепить, обобщить и систематизировать материал, то его тема может быть достаточно обширной, общей, дающей простор для фантазии педагога: «В гостях у сударыни Зимы», «Осенние дары», «Путешествие в страну сказок». Сюжет может строиться на поиске ответа на проблемный вопрос, который ставит в начале занятия сказочный герой или другой персонаж (Зима, Хлеб, Вода), а также преподноситься в виде путешествия с остановками, где дети решают разные задания. Воспитанникам подготовительной группы интересны космос, экзотические регионы нашей планеты (пустыня, Арктика и Антарктика, джунгли, горы), так что и воображаемое путешествие в эти края вполне может стать сюжетом занятия.
- Сочетание образовательных областей. Планируя занятие, нужно продумать, чем именно будут заниматься на нём дошкольники: считать в прямом и обратном порядке, повторять знания о геометрических фигурах и телах, повторять состав числа, подбирать прилагательные к существительным, строить предложения по схеме, рисовать, делать аппликацию и т. д. Поэтому определившись с темой, нужно сразу же наметить, какие образовательные области и виды детской деятельности будут на занятии. Следует отметить, что каким бы ни было занятие, в нём непременно должна присутствовать образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Воспитание дружбы, доброты, человечности, любви к родному краю, уважения к старшим, заботливого отношения к младшим - хотя бы одна или несколько из этих и подобных задач должна выполняться, поскольку социально-моральное развитие подрастающего поколения сейчас ставится на первый план во всех образовательных учреждениях.
- Длительность занятия. Согласно СанПиН, занятие в подготовительной группе не должно превышать 30 минут. Поскольку это общая норма, не учитывающая специфики предметных и комплексных занятий, последние допустимо увеличить по длительности, но не более, чем на 5–8 минут. При этом во время НОД должны быть не одна, а две динамические паузы: подвижная игра и физкультминутка, во время которой дети могут не только делать физические упражнения, но и танцевать, например, исполнить вместе с Золушкой её любимый танец «Добрый жук».
Снять напряжение и усталость на занятии поможет танцевальная пауза
- Насыщенность. Сочетание разных видов деятельности предполагает более компактное и сжатое их использование. Невозможно втиснуть в одно занятие материал трёх полностью. Поэтому педагог должен как следует продумать, какой наглядный материал, художественные произведения и тому подобное будет использовано на занятии. Длинная сказка не подойдёт, если она нужна, то следует выбрать наиболее яркий эпизод из неё, десять картинок с изображением животных Африки тоже вряд ли принесут пользу, стоит дать для рассматривания три или пять. У опытных педагогов, работающий не один год, вырабатывается «чувство времени», которое подсказывает, сколько займёт подача того или иного материала. Молодые воспитатели не должны стесняться обращаться за помощью к ним или к методисту детсада, иначе комплексное занятие может принести вред. Слишком перегруженное наглядностью, играми, сюрпризными моментами, оно утомит детей, заставит педагога спешить, чтобы со всем управиться, и сведёт на нет радость от получения положительного результата.
- Достоверность информации. Поскольку речь идёт о будущих школьниках, нужно давать детям научную, доступную их пониманию информацию (не Солнце движется вокруг Земли, а наоборот), использовать на занятии картины, модели и прочие пособия, которые передают естественный вид объектов и явлений. Исключение составляют занятия сказочной направленности, дошкольники седьмого года жизни прекрасно отличают сказку от реальной жизни.
- Непременное наличие игры. Даже если взяты темы «Один дома» или «Скоро в школу», то есть очень серьёзные и важные для детей, только беседой, викториной и аппликацией ограничиваться нельзя, необходимо ввести дидактические игры соответствующей тематики, но в конце занятия ещё раз подчеркнуть, что ребята стали уже совсем большими и будут ответственно относиться к учёбе. собственному здоровью.
- Итог занятия должен принести детям удовлетворение, ощущение успеха. Это повысит их заинтересованность не к одной, а сразу к нескольким видам деятельности, которые присутствовали на занятии.
Чередование различных видов деятельности, в том числе исследовательской, делает занятие интересным и насыщенным
Таблица: примерная картотека комплексных занятий в подготовительной группе
Время года | Тема НОД | Задачи НОД |
Осень | Скоро в школу. (Экскурсия в школу, чтение рассказа К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб») | Расширить представления о школе; формировать мотивацию к обучению в школе; учить осмысливать содержание рассказа, давать оценку поступкам героев; способствовать развитию связной речи. |
Путешествие в осенний лес. | Учить наблюдать за деревьями, кустарниками, выделять и описывать объекты природы, рисовать по памяти любимое животное леса, передавая отчётливо форму основных частей тела и характерные детали; формировать экологически грамотное поведение в природной среде; закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать его на листе бумаги; развивать воображение. | |
Поиграем в магазин (Количество и счёт. Лепка «Овощи и фрукты»). | Учить считать (на основе наглядности), пользуясь приёмом счета, относить последние числительные ко всем пересчитанным предметам; выполнять сравнение предметов; закреплять умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки; учить добиваться большей точности в передаче формы, создавать выразительную композицию (красиво размещать овощи и фрукты на подставке). | |
Осенью в парке. (Рассказ по картине. Рисование «Ветка рябины») | Учить составлять рассказ на осеннюю тематику, узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении, понимать и использовать слова в переносном значении; развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его). | |
Зима | Как звери к зиме готовились (Жизнь животных в лесу. Рисование «Белочка»). | Расширять представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме; учить украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (элементом декоративных изделий); использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки); развивать координацию движений, пространственную ориентировку (украшать ветку элементами слева и справа); воспитывать эстетические чувства. |
Транспорт (Безопасность на дороге. Заучивание стихотворения Н. Рубцова «Про зайца»). | Закреплять знание о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, водный, воздушный); повторить правила дорожного движения и значения сигналов светофора; углублять знания о правилах пользования общественным транспортом; обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом: водитель, лётчик, машинист; выяснить, какие стихи дети помнят, как их читают; заучить наизусть стихотворение Н. Рубцова «Про зайца». | |
«Один дома» (Игра«Опасно-неопасно». Рисование «Придуманный запрещающий знак»). | ||
«Наша поездка в зоопарк» (Коллективный рассказ. Рисование «Зоопарк»). | Развивать речевые умения; активизировать словарь по теме «Зоопарк»; учить составлять предложение из двух слов; закреплять умения оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе бумаги; развивать эстетические чувства. | |
Весна | Бегут весенние ручьи (Количество и счёт, цифры. Кораблик из природного материала). | Формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать, не только сосчитав их, но и глядя на цифры; познакомить с цифрой 0; учить соотносить цифру и количество предметов, рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры. |
Природа и мы (Лекарственные растения. Рисование «Лесная полянка»). | Закреплять и углублять представления о растениях луга (поля), умение рисовать карандашами, красками; учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображение; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. | |
Цыплята вышли на лужок (Количественный счёт, сравнение групп предметов. Оригами «Цыплёнок»). | Учить считать (на основе наглядности) пользуясь приёмами счета, называть числительные по порядку, относить последнее числительное ко всем перечисленным предметам; уравнивать неравные группы предметов; выкладывать определённое количество предметов в соответствии с заданиями. Закрепить навыки изготовления оригами по знакомой схеме. | |
Игры в нашем дворе (Количество и счёт Девочка играет в мяч). | Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; познакомить с цифрами 1, 4 и 7; обратить внимание на конфигурацию этих цифр; учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр; закреплять умение лепить фигуру человека в движении (подняты, вытянутые вперед руки и т. д.), передавать форму и пропорции частей тела; упражнять в использовании разных приёмов лепки; закреплять умение располагать фигуру на подставке. |
Структура и временной план комплексного занятия
По своей структуре комплексное занятие мало чем отличается от обычного:
- Вступительная часть. Организация детей, сообщение темы, мотивация к деятельности. 1–2 минуты.
- Основная часть. Сочетание разнообразных видов деятельности в разных образовательных областях. 23–28 минут.
- Заключительная часть. Подведение итога, обсуждение того, что испытали дети, что больше всего запомнилось. 1–2 минуты.
Таблица: конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Один дома», автор Р. Ф. Логинова
Задачи | Закреплять у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах их использования; об опасных для жизни и здоровья предметах и ситуациях, которые встречаются в жизни, правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми. Развивать самостоятельность в принятии правильных решений и ответственность за своё поведение, внимание, логическое мышление, быстроту реакции в непредвиденных ситуациях; развитие активную речь и память. Воспитание ответственности за свое поведение. |
Материалы | CD-проигрыватель, костюм вороны, две маски с надписью «Опасик» и «Безопасик», знак «Опасно!» на ватмане, дидактическое пособие «Электроприборы», спички, спица, розетка, ножницы, моющее средство, гвоздь, таблетки, бусины, 2 корзины. Для рисования: заготовки кругов диаметром 12см по количеству детей, цветные карандаши, клей или скотч. |
Вступительная часть | Воспитатель: Ребята, представьте, что взрослые ненадолго ушли из дома, а вы остались одни. Давайте закроем глаза и попробуем услышать звуки происходящего вокруг. Какие звуки вы услышали? Дети: Скрип, стук, голоса, где-то проехала машина и т.д. (раздаётся стук). |
Воспитатель: - Слышите, в дверь кто-то стучится. Что же нам делать? Можно ли сразу открыть дверь, скорее всего это пришла мама? Почему? (ответы детей). Ребёнок:
Воспитатель:
Летит ворона Каркуша:
Воспитатель:
Воспитатель:
Воспитатель: |
|
Заключительная часть | Дети устраивают выставку запрещающих знаков и поясняют, что они означают. Теперь мы запомним, как нужно вести себя, если остался дома один. Нужно беречь своё здоровье и свой дом, ведь вы уже совсем большие, умные ребята. |
Итоговое комплексное занятие
Итоговые занятия проводятся в конце учебного года, их главная цель - обобщить и систематизировать информацию, полученную детьми за год. Такая глубокая и обширная цель позволяет совместить несколько (но не все, конечно) видов деятельности в одном занятии. Поэтому чаще всего в итоговом занятии сочетают ФЭМП, экологию или обучение грамоте с рисованием (аппликацией), музыкальной или физической деятельностью, не упуская социально-морального аспекта.
На занятии с преобладанием ФЭМП закрепляют такие навыки:
- прямой и обратный счёт от 0–10 и от 10–0;
- знание понятий «больше-меньше-поровну», «большой-маленький», «высокий-низкий», «широкий-узкий»;
- определение основных геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник);
- соотношение чисел и количества предметов;
- ориентирование на листе бумаги в клеточку (умение писать графические диктанты - клеточка влево, вправо, вниз, вверх);
- составление чисел.
Если преобладающим видом деятельности является обучение грамоте, то во внимание берут:
- знание букв (алфавита);
- определение гласных и согласных;
- выделение звуков (букв) из слова;
- подбор слов на заданную букву;
- чтение слов и простых предложений по слогам;
- понимание значения предложения (где оно начинается и заканчивается);
- умение правильно держать ручку в руках;
- навык обведения букв по контуру;
- выполнение заданий по развитию речи.
Итоговое занятие не должно быть длиннее или сложнее по материалу комплексного занятия, которое проводится в середине года. Проводить его лучше в конце апреля, чтобы воспитатель имел время для корректирующей индивидуальной работы с детьми, которые имеют трудности в некоторых видах деятельности.
Комплексные занятия необходимы в работе с самыми старшими воспитанниками детского сада. Этот вид образовательной деятельности помогает воспитателю сделать обучение будущих школьников интересным, разнообразным, и в то же время закрепить и обобщить знания и умения по нескольким образовательным областям сразу. А присутствие игр и динамичных пауз благотворно влияет на физическое и психическое здоровье ребят.
Екатерина Панфилова
Конспект комплексного занятия «Мебель» для детей подготовительной группы
Конспект комплексного занятия по теме «Мебель »
Подготовительная группа
Задачи :
Продолжать развивать интерес к быту русской деревни.
Закрепить знания детей о современной мебели . Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком.
Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять правильное употребление предлога «НА» .
Развивать мыслительную активность, умение разрешать противоречия, находить выход из проблемной ситуации, используя собственный опыт.
Совершенствовать ручные умения и навыки.
Воспитывать интерес к русскому быту и малым поэтическим формам.
Дети приходят в «избу» , встречают там хозяйку.
Хозяйка : - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мой дом. Присаживайтесь, посидим рядком, да поговорим ладком.
(Дети садятся на скамейки)
Хозяйка : Заметили, что у меня мебель особенная , не как у вас. Я в городе никогда не была, а мне интересно узнать, какая у вас мебель ?
(Дети называют предметы мебели )
Вот сколько мебели у вас в городе . Я и названий-то таких не слышала. А про мою мебель вы хотите узнать ?
Дети : Да
Хозяйка : Тогда садитесь потеснее, слушать будет веселее. Скажите, ребята, где же вы у себя в городе вещи храните?
Дети : В шкафу.
Хозяйка : Как вы думаете, где я свои вещи храню?
Дети дают варианты ответов.
Для вещей у меня есть сундук. (Хоровые и индивидуальные повторения)
Хозяйка : Из чего сделан сундук?
Дети : Из дерева.
Хозяйка : Значит сундук какой?
Дети : Деревянный.
Хозяйка : Что есть у сундука?
Дети : Крышка, стенки, ручки, дно, замок.
Хозяйка : Из чего сделаны ручки и замок?
Дети : Из железа.
Хозяйка : Значит они какие?
Дети : Железные.
Хозяйка : Почему ручки и замок делают из железа?
Дети : Чтобы не сломались.
Хозяйка : Да, ручки и замок не сломаются, они прочные.
(хоровое и индивидуальное повторение)
Хозяйка : Попробуйте сдвинуть сундук с места, не держась за ручки.
Дети пытаются сдвинуть сундук с места. Затем предлагают переместить за ручки и дети выясняют, что так легче сдвинуть.
Хозяйка : Для чего же у сундука ручки?
Дети : Чтобы легче было поднимать сундук.
Хозяйка : Правильно, за ручки нам с дедом легко и удобно поднимать и переставлять сундук. А для чего на сундуке замок?
Дети : Чтобы запирать сундук.
Хозяйка : Да, я запираю сундук, чтобы ничего не пропало. Это хорошо. А иногда и плохо, что есть замок на сундуке. Почему?
Дети : Можно потерять ключ – и тогда не достанешь вещи. Замок может сломаться.
Хозяйка
Дети дают варианты ответов.
Хозяйка : Дети, а крышка у сундука – это хорошо. Почему?
Дети : Вещи не будут пылиться. Не будет видно одежду. И т. п.
Хозяйка : Но иногда и плохо, что есть крышка. Почему?
Дети дают варианты ответов.
Хозяйка : Что нужно сделать, чтобы этого не случилось?
Дети дают варианты ответов.
Хозяйка : Хорошо, что сундук большой. Почему?
Дети : В него много вещей можно положить.
Хозяйка : Но это и плохо, что он большой. Почему?
Дети : Его трудно переставить. Он занимает много места.
Физминутка «Кто где?»
По сигналу дети разбегаются и садятся. Хозяйка спрашивает, кто на чём сидит. Дети отвечают, используя предлог «НА»
Хозяйка : Сейчас я расскажу, что я для вас припасла. Набралось тут у меня всякой всячины. Раз про мебель мы речь вели , то и попробуем мы её сами смастерить.
Хозяйка достаёт бросовый материал, рассматривают с детьми и предлагает сделать из него предметы мебели : стол из катушек и картона, диван, кровать, лавки из спичечных коробков и т. п.
Звучит фонограмма русской народной мелодии. По ходу работы Хозяйка использует пословицы и поговорки : «Была бы охота – заладится и работа» , «Всякому молодцу ремесло к лицу» и т. п.
По окончании работы вместе рассматривают работы.
Хозяйка : Молодцы, ребята! Вы не только про мебель знаете , но и сами умеете её изготавливать. Всё может в хозяйстве пригодится, если подключить смекалку да умение. Да и я узнала, какая мебель есть у вас в городских квартирах. А сундук вам мой понравился? Приходите ещё, я вам много о чём ещё могу рассказать.
Публикации по теме:
Конспект комплексного итогового занятия «Путешествие в лабораторию лесных гномов» для детей подготовительной группы Тема: «Путешествие в лабораторию лесных гномов» Цель: Воспитание гармонично развитой личности дошкольника с высоким уровнем заинтересованности.
1. Организационный момент: сядет тот, кто назовет один предмет мебели (кровать, диван, стул и т. д.) 2. Основная часть: Активизация существительных.
Конспект комплексного занятия для подготовительной группы «Красота зимнего пейзажа» НОД по художественно эстетическому и познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: Красота зимнего пейзажа Цель: Познакомить.
Конспект комплексного занятия для подготовительной группы «Бартер» Конспект комплексного занятия для подготовительной к школе группе на тему: «Бартер» Бубнова Елизавета Викторовна Цель: познакомить детей.
Конспект комплексного занятия «Наши любимые игрушки» (для детей средней группы) Цель – Закрепить знакомые стихотворения А. Л. Барто из цикла «Игрушки». Совершенствовать двигательную активность детей в русских народных.
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Комплексное занятие по познавательному развитию «Кто как видит?» Для детей старшей группы. Тема «Кто как видит?» Цель: познакомить.