План-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему: Конспект урока окружающего мира " Свойства воды". Конспект урока по окружающему миру на тему "свойства воды"
Действительно, сегодня мы должны раскрыть тайны воды, и тайна действительно есть. Исследования знаменитого японского ученого Масару Эмото показывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Форма кристаллов льда, которые образуются при замерзании воды, не только зависит от ее чистоты, но и от того, какие звуки и музыка окружают воду, какие слова слышит вода, и даже от того, думают люди о ней или не обращают на нее внимания. Поэтому и формы кристаллов можно встретить различные.
Как считаете, легко ли было ученым прийти к таким выводам?
Сегодня вам предстоит побыть учеными и определить свойства воды?
А в хода опыта необходимо соблюдать правила.
Читают дети, я комментирую.
- Работай в мини-группе. (как работаем в мини - группе?)
- Чётко следуй инструкциям (инструкции на цветных листах)
- При выполнении опыта будь аккуратным.
Первые два опыта мы выполним вместе, почему? (будем учиться), остальные опыты - самостоятельно.
Объединяемся в мини-группы.
ОПЫТ 1. -Работаем по инструкции на розовом фоне. Возьмите инструкцию. Читаем первый пункт. Распределяем! Читаем второй пункт. Берем! Читаем 3 пункт. Пробуем! 4 пункт. Обсуждаем, определяем. 5 пункт. Записываем! ОПЫТ 1.
Работаем по инструкции на желтом фоне.
Какая группа может подробно прокомментировать и продемонстрировать работу со 2 опытом.
При любом опыте или исследовании, нюхать нужно правильно. Для этого держим сосуд на расстоянии 20 см, и движением руки направляем поток воздуха в свою сторону. Существуют вещества, которые имеют резкий запах, и можно обжечь носовую полост ь.
Ребята, следующая часть исследовательской работы - самостоятельная. Вы все работаете с инструкцией на оранжевом фоне. Проводите свой опыт.
1 группа-опыт 3 (камень) 4 группа - опыт 6 (кисть, краска, стакан2)
2 группа - опыт 4 (пипетка) 5 группа-опыт 7(стак 2, песок, лож. сол)
3 группа - опыт 5 (кружка) 6 группа - опыт 8 (тряпка)
Итак, вернемся к результатам исследования первых двух опытов, какие свойства воды мы открыли?
Представьте и прокомментируйте свои исследования.
Все заполняют капельки по мере обсуждения.
Ребята, восемь свойств воды мы раскрыли. Но есть еще одна капелька! Чтобы ее заполнить нам поможет личный опыт: ЧТО РОИЗОЙДЕТ С РЕКОЙ С НАСТУПЛЕНИЕМ МОРОЗОВ? (замерзнет)
Запишем это свойство на 9 капельке.
Итак, какие свойства мы открыли?
Закрепить полученные в ходе опыта свойства нам поможет самостоятельная работа.
Рассмотрите задание на белом листке. Прочитайте задание. (Соедините картинку и свойство воды) Выполняйте.
Работа с листками.
Организуем взаимопроверку. Обменяйтесь работами с соседней группой.
Проверим и оценим по какому критерию? Что будем оценивать?
Встаньте те группы, которые получили высший результат. Оцените сами свою работу. Оцените и вы свою работу.
Вернемся к капельке, на какие вопросы мы помогли ей ответить. (А ледок это я? А туман - это я? Тайны состояния)
Какие еще вопросы интересуют капельку? (А ручей, океан - это я?)
Что бы вы ответили капельке? Так, где живет капелька? (в луже, море, океане)
Ребята, но наша гостья уверяет, что воды на Земле одновременно и много, и мало. Что она имеет в виду, разве может быть такое?
Если мы обратимся к глобусу, какое соотношение земли и воды увидим? (воды больше) И вода находится не только на поверхности земли, но и под землей. ВОДЫ МНОГО!
НО ЧТО ЗНАЧИТ МАЛО? (ответы детей)
Подсказка: вода в морях и реках имеет разницу?
Её много в морях и океанах, но морская вода солёная, и непригодная для питья. Пресной воды, которую можно пить значительно меньше, и она с каждым годом сокращается.
А по какой причине? (загрязнения)
Как человек может помочь в сохранении запасов воды?
А в чём содержится вода? (в пище, питье)
Вода содержится в большинстве живых организмов. Живой организма постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Без воды нельзя жить.
Какую пользу приносит вода?
Можно сказать, что вода не только поит, но ещё и кормит - по морям и днём и ночью плывут тысячи судов, которые везут различные грузы и пассажиров. Вода - самая большая и удобная дорога.
Ребята, на какие вопросы мы помогли ответить капельке?
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2 класс
Тип урока: Изучение нового
Форма работы: групповая
Тема урока: Вода и её свойства.
Цели урока:
Образовательные:
Определить в ходе опытов основные свойства воды, обобщить знания учащихся о воде, показать использование свойств воды в жизни человека.
Развивающие:
Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, памяти, логического мышления;
Развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения;
Развивать умение работать в группе, формировать умения работать с книгой – источником информации.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: - навыки сотрудничества при работе в группах, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
- Коммуникативные УУД: -осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других;
Аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
- Познавательные УУД: -раскрывать значение понятий и использовать в активном словаре;
Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
Ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Планируемые результаты:
Предметные:
Определить в ходе опытов свойства воды;
Проводить исследование воды и определять её основные свойства;
Составлять правила бережного использования воды;
Понимать значение воды для всего живого на земле.
Метапредметные:
Регулятивные:- Следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов;
- использовать речь для регуляции своего действия;
Предвидеть возможности получения конкретного результата (опыт)
Познавательные: - Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов;
Определять характер взаимоотношения человека с природой;
Работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, результаты наблюдений, иллюстрации).
Коммуникативные: - Договариваться о распределении функций и ролей при работе в группе;
Коллективное обсуждение результатов, полученных в процессе проведения опытов;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.
Личностные:
Проявлять
Интерес к изучению темы;
Позитивное отношение к экономному расходованию воды;
Осознание собственных достижений при освоении темы
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, глобус, презентация, критерии оценки работы: жетоны красного, желтого и зеленого цвета; оборудование для изучения свойств воды: ёмкости различной формы (стакан, банка, чашка), ложка, 3 стакана с водой, соль, сахар, речной песок; пипетка, зеркальце; деревянный кубик; 2 тарелки, молоко; карточки с названиями свойств воды.
Ход урока
Слайд 1
I. Мотивация к учебной деятельности
Ребята, давайте начнём наш урок с пожеланиями добра друг другу.
Я желаю вам сегодня добра.
Вы желаете мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра!
Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем интересной и плодотворной работы на уроке.
2. Введение в тему урока
Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём?
А подскажет нам писатель Антуан Де Сент Экзюпери.
«… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете». Что это?
Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?
(Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой)
Посмотрите! И вправду вода!
Какова же будет тема нашего урока?
Открывается первая часть темы урока «Вода…».
Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода…».
3. Постановка учебной задачи
Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?
А что бы вам хотелось узнать ещё? Уточним тему нашего урока.
(Открывается вторая часть темы « и её свойства)»
Какова тема нашего урока?
Давайте определим цель нашего урока. Что нам в этом поможет? (Учебник)
Какова цель нашего урока? (Определить основные свойства воды).
Давайте сегодня выясним, какими же свойствами обладает вода.
Слайд 2
III . Изучение нового материала.
1.Беседа о воде.
(Учитель быстро раскручивает глобус):
Какого цвета больше на глобусе, каким кажется глобус? (Голубым)
Это потому, что синей краски на нём больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают больше места, чем суша. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это все водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т.к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озёрах, её совсем немного на Земле.
Где мы используем воду? (Ответы детей)
( слайды №3 – 4)
А в природе где мы встречаемся с водой, кроме рек, океанов, морей? (Дождь)
- Может ли быть жизнь без воды?
Кому нужна вода на земле?
Объясните значение воды в жизни растений.
Объясните значение воды в жизни животных.
Могут ли растения и животные обходиться без воды? (Нет, вода – важнейшее условие для существования жизни растений и животных).
Всегда ли вода приносит пользу?
Какой вред она может причинить?
Есть ли вода в камнях, в продуктах питания, в живых организмах: растениях, животных, человеке? (Предположения детей).
Благодаря воде возникла жизнь на Земле. Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах, воду пьют и поля, и леса. Без неё не могут жить ни птицы, ни звери. Вода не только поит, но и кормит: по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов, вода добывает электрический ток на электростанциях.
Слайд 5-6
Какой вывод можно сделать о значении воды?
Вывод: Вода самое большое богатство на земле, потому что без неё не может быть жизни.
Если вода так важна для жизни на земле, как мы должны к ней относиться?
Слайд 7-8
5. Физминутка
Приплыли тучки дождевые: (руки через стороны вверх, потянуться)
Лей, дождик, лей (2 хлопка над головой)
Дождинки пляшут, как живые - пей, земля, пей! (три притопа)
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт! (наклоны вправо-влево)
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт (хлопки)
6. Изучение новых знаний и способов действий
Сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию.
Что такое лаборатория ? (Ответы детей)
Давайте уточним это понятие в словаре. (Лаборатория - это специальное оборудованное помещение для научных исследований, учебных занятий, а также помещение/ учреждение ведущее экспериментально-исследовательскую работу.)
На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?
(Задают вопросы.
Ищут ответы на эти вопросы.
Наблюдают, проводят опыты.
Проверяют свои догадки)
Закройте глаза. Представьте себе, что мы оказались в большом, светлом помещении, в котором много разных приспособлений и приборов для проведения опытов и исследований. Это и есть лаборатория. Лаборанты ходят в белых халатах, они готовятся к проведению опытов. Откройте глаза. В наших лабораториях тоже всё готово.
Какие правила будем соблюдать во время работы?
Слайд 9
Чётко следовать моим инструкциям.
Ничего не брать в рот.
При выполнении опыта быть аккуратными.
Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
Мы с вами проведем опыты и заполним таблицу.
Слайд 10
Свойства воды.
Есть
(да)
Нет
является ли растворителем
вкус
текучесть
имеет ли форму
запах
прозрачность
цвет
Проведем опыт №1.
На столе у каждой группы соль, сахар, песок.
1 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её.
2 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте сахар и размешайте его.
3 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте в него песок и размешайте его.
Каждая подгруппа проследит, что произошло и расскажет о своих наблюдениях.
( 1 группа кристаллы соли становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут)
2 группа ( Сахар тоже растворился в воде)
А что же произошло с песком? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)
– Но исчезли ли соль и сахар? (Нет, они растворились.)
А что произошло с песком? (он не растворился, а осел на дно)
Итак, какой мы с вами сделали вывод? (что вода – растворитель )
Вывод: Вода является растворителем сахарного песка, поваренной соли. Речной песок в ней не растворяется.
Отметим знаком + это свойство. Но вы всегда должны помнить, что вода растворяет не только сахар и поваренную соль, но и другие соли и вещества, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные.
Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя!
Рассмотрите рисунок на с.53.
– Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)
–Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)
Проведем опыт №2 Фильтрование воды
Возьмите стакан, поставьте в него воронку, в воронку положите фильтр. Аккуратно вливаем в фильтр воду с грязной водой. Проследите, что получилось? (вода капает более чистая)
– Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.)
Поскольку я точно знаю, что в стакане вода чистая, я вам разрешаю её попробовать на вкус. Что вы можете сказать? (Она не имеет вкуса.)
Второе свойство воды – она не имеет вкуса (отметим в таблице)
Работа по иллюстрации в учебнике (с.54).
Рассмотрите рисунок в учебнике и ответьте на вопрос.
Как человек использует в хозяйстве это свойство воды?
Опыт №3
Прочитайте, что нам потребуется для следующего опыта. (Вода, пипетка и зеркальце).
Хорошо, один человек держит зеркальце, второй – набирает пипеткой воду и капает на зеркало. Слегка наклоните зеркало, что происходит с водой? (она растекается)
Сделайте вывод . Каким еще свойством обладает вода? Вода обладает свойством текучести (отметим в таблице)
Работа по иллюстрации (учебник с.55).
Рассмотрите рисунок высокого берега реки Татьянки. Зачем жители села Мирного укрепили камнем берег реки Татьянки? (Люди построили дамбу, чтобы во время осенних наводнений, речка Татьянка не вышла из берегов. Не залила кустарники, травы и деревья; вплотную не подошла к домам.)
Опыт №4
Для того чтобы выполнить следующий опыт, нам потребуется: стакан, вода, маленький деревянный кубик.
Дети наливают в стакан воду и опускают в неё маленький деревянный кубик. Затем переливают воду вместе с кубиком в чашку, затем в блюдце.
Это явление вы видели много раз, но никогда не задумывались о том, что кубик не меняет своей формы, в какой бы сосуд его не поместили. А вода? (Вода принимает форму сосуда).
Вывод опыта №4: Следующее свойство воды: вода принимает форму сосуда . Отметьте в таблице.
Рассмотри рисунок в учебнике (с.56). Прочитай вопрос.
Люди очень широко используют это её свойство при перевозке и хранении, наливая воду в удобные для этого формы.
Опыт 5
Прочитайте текст под рисунком в учебнике на стр. 56.
О каком свойстве вы прочитали?
Чистая вода не имеет запаха.
Вода, которая пахнет бензином, загрязнена и опасна для всего живого.
Запомните! Нельзя подносить к носу сосуд, если не знаешь, что в нём содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная для здоровья жидкость.
Сейчас мы с вами должны определить, чем пахнет вода. Мы знаем, что в стакане вода чистая, поэтому вы можете ее понюхать. Скажите, вода имеет запах? (вода не имеет запаха ). Отметьте в таблице.
Вывод вода не имеет запаха
Опыт 6
Оборудование опыта №1: 2 тарелки с рисунком, вода, молоко.
Посмотрите сквозь воду на рисунок дна тарелки. Налейте в другую тарелку молоко. Виден ли рисунок в этом случае?
Для следующего опыта нам понадобятся стаканчики с водой и молоком и ложки. Положите ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. Посмотрите на ложки. Что вы видите? (в стакане с водой ложку видно, а в молоке – нет). Какое свойство воды мы определили?
Вывод опыта №6: Чистая вода прозрачна
Опыт 7
с разноцветными бусинками.
Посмотрите на дно стакана, где находятся красная, синяя и зеленая бусинки. Нальем в стакан чистую воду. Изменился ли цвет бусин? (нет) Значит чистая вода бесцветна. Отметьте в таблице
Вывод 7: чистая вода бесцветна.
Оборудование опыта №8: влажная губка.
Влажной губкой протрите классную доску. Через 1-2 минуты доска высохнет. Куда делась вода?
Вывод опыта №8: Вода испарилась!
(Каждая группа берёт на столе учителя карточку с названием свойства воды и прикрепляет на доску)
(слайд №11) :
1. Вода является растворителем
2. Чистая вода не имеет вкуса
3. Вода обладает свойством текучести
4. Вода принимает форму сосуда
5. Чистая вода не имеет запаха
6. Чистая вода прозрачна
7. Чистая вода бесцветна
8. Вода испаряется
IV. Закрепление изученного материала.
Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё? (слайд №12)
Почему сахар растворяется в чае? (слайд №13)
Почему на закипающем чайнике прыгает крышка? (слайд №14)
Если вода имеет вкус, о чём это говорит?
2.Дополните предложение: (слайд №15)
Вода - это........ (жидкость), которая не имеет …..... (запаха, цвета, вкуса). Она …......и.........(прозрачная и текучая.) Вода – это …..............(растворитель) некоторых веществ.
Слова для справок: растворитель, прозрачная, текучая, запах, вкус, жидкость, цвет.
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Сегодня мы узнали об удивительных свойствах воды.
Мне было интересно…
Я сегодня узнал…
Я сделал вывод…
Мне показалось важным…
Я запомнил…
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?
Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы, испаряется.
Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок.
– Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода необходима не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилища.)
9. Итоговая рефлексия учебной деятельности.
Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?
Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?
10. Задание на дом
Рассказать родителям о свойствах воды. Задание №8 в тетради для самостоятельной работы.
Слайд № 17
МБОУ СОШ №9 имени Героя Российской Федерации
Медведева Сергея Юрьевича
Название работы: «Вода. Её свойства и значение»
Предметная область: «Окружающий мир»
Участники: возраст 9 - 10 лет, 3-й класс
Выполнила: Храброва Маргарита Юрьевна (учитель начальных классов)
I. Организация начала урока. Здравствуйте ребята. Желаю вам хорошего настроения и успешной работы на уроке. |
|||||||
II. Сообщение темы, целей и задач урока. Ребята, я предлагаю вам отгадать кроссворд и определить тему урока и цель (Обобщение, Вода). Вопросы к кроссворду №1 : 1. Модель нашей планеты? (глобус) 2. Избыточно увлажнённый участок земли с влаголюбивыми растениями? (болото) 3. Часть земной поверхности, значительно возвышающаяся над равниной? (гора) 4. На какой реке находится наш город? (Бия) 5. Естественное углубление в скале? (пещера) 6. Водяная оболочка Земли, окружающая материки и острова? (океан) 7. Самое низкое место оврага? (дно) 8. Самый жаркий материк нашей планеты? (Африка) 9. Крупный массив суши? (материк) Вопросы к кроссворду №2: 1. Ровная, без высоких холмов земная поверхность? (равнина) 3. Твердое состояние воды? (лед) 4. Чертеж, изображающий часть земной поверхности? (план) |
На доске плакат с кроссвордами (приложение А) |
||||||
III. Основная часть. Приступим к отчетам групп по проделанной ими работе. Но сначала послушайте слова известного французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери, которые будут девизом нашего урока: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь… Ты - самое большое богатство в мире» Мы должны познакомиться со значением воды в жизни человека, с основными свойствами воды, с понятием «вода - растворитель», прикоснуться к тайне водных богатств родного края. Поисковой деятельностью мы занимались в группах. Каждая группа получила задание, теперь будет отчитываться, и заполнять свое место в таблице Я буду выступать в роли консультанта. Начинаем работу. |
Девиз урока написан на доске. Его читает наизусть подготовленный ученик. |
||||||
1. Просмотр изображений планет В качестве заставки к отчёту 1 группы по теме «Значение воды в жизни человека» предлагаю посмотреть изображения планет и ответить на вопрос «Чем отличается наша планета от остальных планет Вселенной?» (Только на ней существует вода). |
Альбом-атлас «Планеты» |
||||||
2. Отчёт 1 группы «Значение воды в жизни человека» . 1 ученик - Наша группа изучала значение воды в жизни человека. Вода - это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода - это ледники в горах и облака в небе. Вода входит в состав всех живых организмов. Вода и жизнь неотделимы друг от друга. Без пищи человек может прожить 40 дней, а без воды он умирает на восьмой день. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи. |
Ученики по очереди выходят к доске и защищают свои работы по теме «Вода», которые вывешиваются на доске. <Рисунок 1> (приложение Б) |
||||||
2 ученик - По воде передвигаются плоты, лодки, корабли. Люди путешествуют, перевозят грузы, ловят рыбу, охраняют от браконьеров, спасают людей, оказавшихся в море, исследуют подводный мир. |
<Рисунок 2> (приложение В) (приложение Г) |
||||||
3 ученик - Вода создает красоту в природе. Это и красивые пейзажи с озерами, морями; и водопады, вызывающие восхищение; даже обычный домашний аквариум, создает красоту в доме и успокаивает. |
<Рисунок 3> (приложение Д) |
||||||
4 ученик - Вода необходима для выращивания растений, как питье жизненно необходима для животных и человека. |
<Рисунок 4> (приложение Е) |
||||||
5 ученик - На воде устраиваются различные соревнования. |
<Рисунок 5> (приложение Ж) |
||||||
ВОДА - ЖИЗНЬ Вода - прекрасное творенье Нас окружающей среды, Источник силы, вдохновенья, Источник жизни и хвалы. Ведь без неё земля пуста, Как обожжённая пустыня Храни природу, человек, Жизнь в озере и океане, Покой прудов, теченье рек, Глоток воды в твоём стакане! (Работа с классом - подведение итогов по рисункам на доске) Вывод: Значение - красота, передвижение, жизнь для растений, животных и человека, и др. |
Стихотворение читает наизусть подготовленный ребёнок |
||||||
3. Отчет 2 группы «Состояния воды» 1 ученик - Наша группа изучала состояния воды. Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. В зависимости от температуры она может переходить из одного состояния в другое. Молекулы воды одинаковы по форме и величине, но в разных состояниях расстояние между ними тоже разное. 2 ученик - Вода может находиться в жидком состоянии - это реки, озера и другие водоемы, а также питьевая вода из крана и другое. 3 ученик - Вода при замерзании превращается в лед, это и айсберги, и сосульки, и другое. 4 ученик - Вода при нагревании превращается в пар, он невидимый и молекулы его располагаются между молекулами воздуха.
|
|||||||
4. Отчет 3 группы. «Свойства воды - жидкости» 1 ученик - Наша группа получила задание изучить свойства воды. 1) Вода - текучая. Каждому из нас приходилось пролить воду из чашки, и мы видели, как она растекалась. 2) Вода не имеет формы. Посмотрите на эту посуду. Налитая внутрь вода, приобрела её форму. 3) Проведём такой опыт: в стакан с чистой водой опустим ложку. Хорошо ли её видно? О чём это говорит? Значит, вода - прозрачная. 4) Есть ли у чистой воды цвет? Нет. 5) Давайте определим, есть ли у чистой воды запах. Нет. 6) Когда мы изучали термометр, то уже говорили, что вода, как жидкость, при нагревании расширяется, а при охлаждении - сжимается. Но у неё есть ещё одно интересное свойство: когда вода превращается в лёд, она перестаёт сжиматься и начинает расширяться. Поэтому лопается налитая доверху бутылка воды, оставленная на морозе. Итак, подведём итоги. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия свойств воды. |
Ученики демонстрируют прозрачность воды |
||||||
5. Отчёт 4 группы. Наша группа изучала свойство растворимости. Все мы с вами пили сладкий чай, солили суп или разводили краски. Сахар, соль, краски растворились в воде. То же самое происходит и с некоторыми другими веществами. Вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми. Вода для них - растворитель. То, что получилось после растворения, называют раствором. Опытная деятельность Но проведём такой опыт: попробуем в воде растворить песок. (Демонстрирует). Что вы скажете по этому поводу? Правильно, песок в воде не растворился. Такие вещества называются нерастворимыми. Итак, подведём итог: 1) вода обладает ещё одним свойством: она - растворитель; 2) вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми; 3) вещества, которые в воде не растворяются, называют нерастворимыми; 4) вода с растворённым в ней веществом называется раствор. Подведение итогов. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия терминов по теме «Вода - растворитель». |
Ученики демонстрируют опыты о растворимости с солью, песком и сахаром. |
||||||
6. Отчёт 5 группы «Водные богатства родного края» . Наша группа получила задание изучить, какие реки и озера находятся в Алтайском крае. Говоря о воде, нельзя не затронуть разговор о водных богатствах Алтайского края (рассмотреть карту Алтайского края). «Алтай. Прекрасная моя родина. Красота её, ясность её поднебесная- редкая на земле»-так говорил В.М. Шукшин. В.В.Бианки писал: «Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Для жительства я бы выбрал Алтай» На вершине Алтая кедр качали ветра. У него золотая, словно солнце кора. Он стройней всех и выше в этих горных лесах. У него пропасть шишек голубых на ветвях» (И. Ветлугин) |
|||||||
1. Всего в крае насчитывается 28964 малых и больших рек, 13500 озер. Они условно делятся на 2 части: бассейн реки Оби и бассейн Кулундинской равнины. Чистая вода рек - результат работы микроорганизмов,фильтрующих ее, но вредные вещества, которые сбрасывают в реки и озера, губят эти организмы и вода становится непригодной для рыбы, вызывает желудочно-кишечные заболевания у людей, непригодна и как место отдыха. А красивых мест для отдыха на Алтае много. |
Демонстрация карты Алтайского края (показ детьми называемых объектов) 28964 реки, 13500 озер. |
||||||
2. Телецкое озеро или «Золотое озеро», с которым связано много легенд, имеет небольшую площадь - 223 км2, но,благодаря большой глубине (до 325 м), в нем содержится огромное количество чистейшей пресной воды, насыщенной кислородом. Недаром Телецкое озеро называют «вторым Байкалом». Вытекает из него только река Бия, а впадают 70 ледниковых рек и 150 временных водотоков с водой из реки Чулышман. |
Телецкое озеро (глуб. 325м.) |
||||||
3. На многих горных реках есть красивые водопады, которые всегда оставляют незабываемые впечатления у туристов. Самые известные это - Текелю (60м), Куркуре (20м), Корбу (12м). А зимой водопады превращаются в сплошную глыбу льда. |
Водопады (приложение З) Текелю (60м) Куркуре (20м) Корбу (12м) |
||||||
4. На Алтае преобладают реки длиной менее 10 км., а наибольшими являются Бия (301 км.), Катунь (688 км.), Алей (858 км). Бия - вторая по водности река Алтая. Она вытекает из Телецкого озера, используется для сплава на плотах и лодках. На ней много прекрасных мест для отдыха и рыбалки. В реке водятся таймень, щука, язь, налим, плотва, пескарь. |
Катунь 688 м. Алей 858 м. |
||||||
5. Кулундинское озеро - самое большое среди озер Алтая, но неглубокое - глубина не превышает 3 метра. На его берегах - заповедник. Вода слабосоленая и уровень солености повышается, а уровень воды снижается. VІ. Закрепление изученного материала, подведение итогов. Дети, посмотрите на доску. Здесь собран весь изученный материал урока. Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Заинтересовало? В заключение хочу сказать о том, что вода всем хорошо знакома, окружает нас в повседневной жизни. Она достаточно хорошо изучена. Но именно сегодня учёные говорят о том, что многие из свойств воды ещё не изучены окончательно. А некоторые из них и вовсе кажутся фантастическими. В науке есть предположение, что вода впитывает и отображает в себе всё, что происходит вокруг, и в зависимости от этого изменяет свою структуру, тем самым влияя на наше эмоциональное состояние и здоровье. V. Домашнее задание. Мини-сообщение о любом водоёме Алтайского края, происхождение названий алтайских рек и озёр. Свое впечатление от урока прошу выразить помещением своего «смайлика» на соответствующую часть круга. На этом урок окончен. Спасибо за сотрудничество. |
Приложение А - Кроссворд (из личного архива автора)
Приложение Б - <Рисунок 1> (из личного архива автора)
Приложение В - <Рисунок 2> (из личного архива автора)
Приложение Г
Приложение Д - <Рисунок 3> (из личного архива автора)
Приложение Е - <Рисунок 4> (из личного архива автора)
Приложение Ж - <Рисунок 5> (из личного архива автора)
Приложение З - Водопады
Приложение И - Слова для прикрепления на доску:
Газообразная
Дождь, туман, роса Снег, лед, иней, айсберг
Пар (невидимый)
Не имеет формы
Бесцветная
Прозрачная
Без запаха
Сжимается и расширяется
Растворитель
Передвижение
Жизненно необходима
Для производства хлеба и др.продуктов питания
Для передачи тепла по трубам и др.
28964 реки, 13500 озер.
Телецкое озеро (глуб. 325м.)
Водопады
Текелю (60м)
Куркуре (20м)
Корбу (12м)
Катунь 688м
Кулундинское озеро
Самое большое
Глубина 3м
Список использованных источников
1. Популярная энциклопедия для детей. М., 2009.
2. Путеводитель по Алтайскому краю. Новосибирск, 2010.
3. Туристический Алтай. Справочник. М., 2010.
4. Уроки проекты по окружающему миру. М., 2007.
5. Большой энциклопедический словарь. НОРИНТ, 1997.
6. Альбом-атлас «Планеты», 1998.
7. Набор школьных плакатов «Окружающий мир», 2000.
8. Настенный календарь «Времена года», 2011.
Класс : 2 «А»
Учитель: Кривова Ирина Владимировна
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Вода и её свойства
Цель: выяснить свойства воды и значение воды в природе; учить проводить опыты, способствовать развитию умения рассуждать и обосновывать свои суждения, фиксировать и анализировать результаты; воспитывать бережное отношение к природе.
Представление о результатах:
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; осознание ответственности человека за общее благополучие; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты : осознанное и произвольное построение сообщения в устной форме; установление причинно-следственных связей; использование инструкций и освоенных закономерностей.
Предметные результаты : научится наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выполнять простейшие инструкции.
Оборудование : глобус, ёмкости с водой (стакан, кружка, банка, пробирка) для демонстрации, стакан с молоком, на партах – стакан с водой, ложка, стакан с солью, стакан с сахаром, стакан с песком.
Ход урока
Организационное начало.
Начинаем урок.
У нас сегодня гости, повернитесь к гостям и подарите им свои улыбки.
Я надеюсь, что вы чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Давайте с хорошим настроением продолжим урок, где вы сможете проявить внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чём-то задуматься.
Актуализация знаний.
1. Индивидуальная работа (работа по карточкам)
На прошлом уроке мы с вами говорили кому и для чего нужна вода. Вы должны были рассмотреть рисунки и подготовить рассказ. Расскажите, как люди используют воду.
Расскажите о растениях и животных, которые обитают в воде и которые живут на суше.
2. Экспресс-опрос.
Я буду задавать вопросы, а вы отвечать да или нет. У вас на столах лежат прямоугольники розового и голубого цвета, если да – то вы поднимаете голубой цвет, если нет – то розовый.
Воздух вокруг нас? (Да)
Воздух – это смесь газов? (Да)
Вдыхаем углекислый газ? (Нет)
Землю окружает атмосфера? (Да)
Воздух имеет цвет? (Нет)
Воздух прозрачен? (Да)
Воздух имеет запах? (Нет)
Воздух проводит тепло? (Нет)
Воздух пропускает солнечные лучи? (Да)
Сообщение темы и цели урока.
Молодцы, свойства воздуха вы хорошо усвоили. Но сегодня наша научная лаборатория продолжит свою работу, мы продолжим говорить о свойствах, только какого вещества вы узнаете из загадки, предлагаю вам её разгадать:
Я очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (вода)
Верно. Это вода.
В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.
Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты.
Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.
Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.
А где человек использует воду?
Готовит пищу, утоляет жажду, моется…
А сейчас мы узнаем, каким обладает свойствами вода. Тема сегодняшней научной работы «Вода и ее свойства»
Работа в группах
Определим правила, по которым работают учёные в группах.
Старший научный сотрудник – руководитель группы.
Помощник проводит опыты.
Эксперты делают выводы.
Правила поведения при проведении опытов.
Прежде, чем приступить к опытам мы должны вспомнить «Правила поведения при проведении опытов», которые вы видите на доске.
1. Бережно относиться к приборам.
2. Во время работы можно сидеть и стоять.
3. Молча, наблюдаем за опытом, не мешая остальным.
4. Обмен мнениями по результатам проведённого опыта.
5. Переговариваться друг с другом тихо.
Формирование новых знаний.
1 группа
Опыт № 1
Проведи опыт и докажи, что вода - растворитель.
Возьмите 1 стакан с водой, размешайте чайную ложку поваренной соли. В другом стакане размешайте чайную ложку сахарного песка, а в третьем – чайную ложку речного песка.
Опыт с солью. Вывод: _________________________________________________
Опыт с сахаром. Вывод: _______________________________________________
Опыт с песком. Вывод: ________________________________________________
Открой учебник на стр. 52-53 прочитай выводы и сравни со своим.
Сделай вывод.
Вода является растворителем для ____________________________________.
Вода не растворяет _________________________________________________.
Проведи наблюдение, опыт и докажи, что вода не имеет вкуса и запаха.
Наблюдение
Вода растворяет сахарный песок, поваренную соль. При этом она приобретает сладкий или соленый вкус. А чистая вода будет иметь вкус? ________________
Сделай вывод.
Чистая вода ____________________________________________________.
Опыт № 2
Возьми стакан с чистой водой и понюхай. Теперь возьми флакон с духами и понюхай его. Духи издают аромат. А чем пахнет вода? _______________________
Открой учебник на стр. 56 прочитай вывод и сравни со своим.
Сделай вывод.
Вода _______________________________________________________________.
Общий вывод: вода растворяет ________________________________________, не растворяет __________________, вода не ________________ и _______________.
2 группа
Проведи опыт и докажи, что вода бесцветная и прозрачная.
Опыт № 1
Возьми стакан с водой. Вода бесцветная или имеет цвет (подчеркни) . Опусти кисточку в воду, а затем набери любого цвета краску, опусти в воду и смой краску с кисточки. Какого цвета стала вода? ________________________.
Сделай вывод.
Вода ______________________________________________.
Опыт № 2
Возьми стакан с молоком, опусти туда камушки. Видишь ли ты камушки? ____________.
Теперь возьми стакан с водой и опусти в этот стакан камушки. Видишь ли ты камушки? ________________.
Что можно сказать о воде? Вода ______________________________________
Открой учебник на стр. 57 прочитай вывод и сравни со своим.
Сделай вывод.
Вода ___________________________________________________
Общий вывод: вода не имеет ______________________ и _________________.
3 группа
Проведи опыт и докажи, что вода текучая и принимает форму сосуда, в котором находится.
Опыт № 1
Возьми один стакан пустой. Другой - с водой. Перелей воду в пустой стакан и обратно. Вода течет из стакана в стакан? ____________ Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай, какое и назови его ___________________.
Открой учебник на стр. 54 прочитай вывод и сравни со своим.
Сделай вывод.
Вода обладает свойством _________________________________.
Опыт № 2
Приготовьте разную посуду, например, стакан и две колбы разной формы. Налей воду из бутылочки в стакан. Какую форму имеет вода в стакане – форму _______________. Налей воду в первую колбу. Какую форму имеет вода в этой колбе __________________. Налей воду во вторую колбу. Какую форму имеет вода в этой колбе _________________________. Значит, вода каждый раз принимает форму __________________________________________________________.
Открой учебник на стр. 55-56 прочитай вывод и сравни со своим.
Сделай вывод.
Вода не имеет формы, а принимает форму _________________________________ .
Общий вывод: вода принимает форму ______________________ и обладает свойством __________________________.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра «Вода – не вода»
- Я называю слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – вы должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши.
Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, ручей, окно и т.д.
Выступление групп.
Закрепление изученного материала.
О каких удивительных свойствах воды вы узнали?
Как вы думаете, а зачем нам нужно знать эти свойства и как человек использует эти свойства?
А теперь возьмите таблички со свойствами воды, подпишите фамилию и подчеркните свойства воды.
Ф.И. ____________________________________
Свойства воды |
||
Не имеет запаха | Бесцветная | Имеет круглую форму |
Принимает форму сосуда | Прозрачная | Не имеет вкуса |
Имеет запах |
||
Растворитель | Имеет вкус | Испаряется |
Домашнее задание.
Итог.
Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде?
Рефлексия.
МБОУ «СОШ №20»
УРОК ИССЛЕДОВАНИЕ
« ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»
ШЕВЕРДЯЕВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Город Энгельс
Тема: «Вода и её свойства.»
Цели: провести опыты с водой, познакомить детей со свойствами воды, с различными состояниями воды.
Оборудование: рисунки, стакан, полоски из цветной бумаги, колба, спиртовка, держатель, пробирка, ложка, соль, сахар, мел, песок, фильтр, воронка.
Ход урока.
Организационный момент.
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, уверенности в знаниях.
Сообщение темы урока.
Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а вы- исследователи. Давайте сейчас с вами отгадаем, что станет предметом нашего исследования.
Если реки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умереть?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …..(воды)
Слайд 1
Ребята, назовите тему нашего урока. (вода)
Давайте сейчас посмотрим на наш глобус и раскрутим его.
Какого цвета он вам показался? (голубого)
Как вы думаете почему? (потому, что голубого цвета на нем больше, чем других. Голубой краской изображена на глобусе вода- все моря и океаны, реки и озера нашей планеты.
Слайд 2
А сейчас мы с вами видим нашу Землю такой какой ее видят космонавты из космоса, что мы можем сказать? (вода занимает в 2 раза больше места, чем суша)
Слайд 3-10
Сообщение уч-ся. « Вода одна из самых важных для человека веществ. Организм человека, кровь, мозг, ткани тела больше, чем на наполовину состоят из воды. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней. Вода поит животных и растения. Вода работает на электростанциях, а еще вода – самая широкая и самая удобная дорога. Суда перевозят грузы и пассажиров»
Ребят, а какие природные явления связаны с водой? (иней, роса, снег и т.д.)
Слайд 11
Какие из этих природных явлений приходилось тебе наблюдать и в какое время года? (разлив реки- весна, снег – зима и т. д.)
Как вы думаете, а в каком состоянии может быть вода, подумайте? (жидкое, твердое и газообразное)
Слайд 12
Демонстрация 3-х состояний :
Лед- твердое, вода- жидкое, кипение воды- газообразное
Слайд 13
В одной из русских народных сказок, героине задают задание «принести воды в решете», сможет ли она его выполнить? (лед)
3. Физкультурная минутка.
4. Свойства воды.
Вода обладает еще удивительными свойствами. Сейчас в своих лабораториях будите ставить опыты и делать выводы, а результаты записывать в таблицу.
Цель нашей работы: выяснить какими свойствами обладает вода.
ТБ :посуду брать осторожно, иначе можно разбить и пораниться.
Лаборатория № 1
Опыт №1
Имеет ли форму вода?
Вывод: вода формы не имеет, а приобретает форму предмета, в которую ее наливают
Опыт №2
Имеет ли вода цвет?
Вывод : вода цвета не имеет.
Слай 14
Лаборатория № 2
Опыт №1
Имеет ли вода запах?
Оборудование: стакан с водой
Вывод : вода запаха не имеет.
Опыт №2
Прозрачна ли вода?
Вывод : вода прозрачная.
Слайд 15
Лаборатория № 3
Опыт № 1
Имеет ли вода вкус?
Вывод : вода вкуса не имеет.
Опыт № 2
Вывод : вода перетекает из одного сосуда в другой, она текучая.
Слайд 16
Общий вывод : вода –жидкость, которая не имеет вкуса, запаха, цвета,формы, она текучая.
Слайд 17
Релаксация : Вы слышите, как плещется вода и отдохнем. Давайте с вами закроем на минуточку глаза и представим, что мы на берегу океана (потянуться, глубоко вздохнуть).Он нас приветствует(протянуть руки и пошевелить пальцами), нам очень захотелось купаться(движение пловца).Океан нам очень рад, но нам пода возвращаться. Давайте помашем ему рукой.
Вы хорошо поработали, а сейчас я вам покажу один опыт, а вы сделаете вывод.
Оборудование: 1 стакан-соль
2 стакан-сахар
3 стакан-мел
4 стакан-песок
Вывод: вода универсальный растворитель, она растворяет почти всё, даже некоторые металлы, например серебро.
Ребята, а какую воду мы пьем?(очищенную)
Слайд 18
Правильно, наша вода проходит несколько степеней очистки, сейчас вы увидите очистку воды при помощи фильтра.
Вывод: нерастворенные вещества остались на фильтре, а в стакане чистая вода.
Как же надо относиться к воде?(беречь, не загрязнять водоемы)
Ведь вода - это наше богатство,
Это важный источник Земли.
И от качества водных ресурсов
Зависит здоровье страны.
Берегите реки и озера!
Чтобы процветал родной наш край
И тогда, увидите, что скоро
Превратится он в цветущий рай!
5.Закрепление.
Из предложенных свойств выбери те, которыми вода обладает.
Слайд 19
1. Вода имеет запах.
2. Вода голубого цвета.
3. Вода растворитель.
4. Вода обладает способностью течь.
5. У воды нет вкуса.
6. Вода имеет форму.
Загадки.
Слайд 20
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок (туман)
Слайд 21
Вился, вился белый рой,
Сел на землю стал седой (снег)
Слайд 22
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем не найдем (роса)
Каких состояниях может быть вода?
6 Итог.
Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было интересно узнать…
— Меня удивило….
Перед вами лежит солнышко, пусть каждый из вас нарисует свое настроение которое было у вас на уроке.
7 Домашнее задание.
Подготовить сообщение о воде, охрана воды.
Заберите свои знания полученные на уроке с собой и пользуйтесь ими.
Слайд 23
Лаборатория № 1
Опыт №1
Имеет ли форму вода?
Оборудование: колба, стакан с водой.
Перелейте из стакана в колбу. Что произошло с водой?
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________
Опыт №2
Имеет ли вода цвет?
Оборудование: стакан с водой, полоски –красная, синяя, белая.
Сравните цвет воды с цветом полосок, можно ли ее назвать синей, красной, белой.
Вывод :_________________________________________________________________________________________________
Лаборатория № 2
Опыт №1
Имеет ли вода запах?
Оборудование: стакан с водой
Возьмите стакан с водой и помашите рукой в сторону носа. Что можно сказать о запахе воды?
Вывод : ______________________________________________
Опыт №2
Прозрачна ли вода?
Оборудование: ложка, стакан с водой, линейка.
Опустите ложку, а затем линейку в стакан, видно ли эти предметы?
Вывод : _________________________________________________
Лаборатория № 3
Опыт № 1
Имеет ли вода вкус?
Можно ли назвать ее соленой, сладкой, горькой, кислой?
Вывод : ___________________________________________
Опыт № 2
Что произойдет с водой если ее вылить из посуды?
Оборудование: ложка, стакан с водой, стакан пустой.
Вывод : ______________________________________________________________________________________________________