План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: урок по окр миру. План-конспект в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром с применением ИКТ «Мир, в котором мы живем
Учитель высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Луга
План урока.
I Организационный момент (1 минута)
II Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы (5 мин)
III Проблемная ситуация (2 мин)
IV Усвоение новых знаний (15 мин)
V Закрепление новых знаний (13 мин)
VI Подведение итогов по теме (6 мин)
VII Выставление отметок (1 мин)
VIII Домашнее задание (1 мин)
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Задача:
формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.
Оборудование:
1. Образцы полезных ископаемых, иллюстрации с изображением добычи и применения полезных ископаемых.
2. Учебники «Мир вокруг нас», 4 класс, 1 часть - М «Просвещение» 2011г (автор А. А. Плешаков)
3. Рабочие тетради «Мир вокруг нас» 4 класс, 1 часть - М «Просвещение» 2011 г (автор А. А. Плешаков)
4. Атлас - определитель «От земли до неба» - М «Просвещение» 2008г (автор А. А. Плешаков)
Ход урока:
I Организационный момент (психологический настрой).
Учитель: Поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.
Мы снова вместе - вы и я
Начинаем наш урок - он для вас
Мы будем вместе грызть
II Актуализация знания для изучения нового материала => постановка проблемы.
Учитель: Что такое водоемы?
Ученик: Водоемы - это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: На какие две группы можно разделить водоемы Лужского района, о которых мы говорили на прошлом уроке?
Ученик: Реки и озера.
Учитель: Цифровой диктант. I вариант выписывает номера с названием рек, II вариант с названием озер.
Луга, Омчино, Сяберо, Обла, Вревка, Толони, Оредеж
I в. 1, 4, 5, 7.
Учитель: Что объединяет эти водоемы?
Ученик: Они все естественные, пресные.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?
Ученик: Да.
Учитель: Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
III Проблемная ситуация
Учитель: Что относится еще к природным богатствам?
Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые
Учитель: Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, глиняная свистулька, набор школьных мелков, мыло, торфяной горшочек, плакат с изображением Медного всадника, кирпич, таблетки активированного угля, стакан, игрушечная газовая плита. Что объединяет эти товары?
Ученик: они созданы человеком и необходимы людям.
Учитель: Из чего они сделаны?
Ученик: трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа.
Учитель: Попробуйте сформулировать точнее.
Ученик: Из полезных ископаемых.
Учитель: Почему они так называются?
Ученик: Их добывают глубоко под землей.
Учитель: Сформулировать тему сегодняшнего урока.
Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)
Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?
Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
IV Усвоение новых знаний
Учитель: Что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Из курса природоведения 3 класса. Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Учитель: В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.
Практическая работа (карточки с названием полезных ископаемых).
Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.
Работаем по плану с159
1. Название, где добывают.
2. основные свойства.
3. Использование.
4. Что из представленных товаров может быть из него сделано.
Каждая группа заполняет плакат.
Название |
Основные свойства |
Использование |
Плакаты |
1. Гранит глубоко в земле |
Твердый, прочный, хорошо полируется |
Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. |
Памятник «Медный всадник» |
2. Известняк в карьере |
Твердый, белого или серого цвета |
Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор - видоизмененный известняк) |
|
3. Глина карьер |
Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая |
Кирпичи, черепица, облицовочная плитка |
|
4. Каменный уголь шахты глубоко в земле |
Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. |
Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. |
лекарства |
5. Нефть глубоко под землей |
Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом |
Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин |
|
6. Железная руда |
Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы |
Металлы, основное сырье для машин |
В конверте у каждой группы черно-белые варианты или цветные иллюстрации.
Таблица из плакатов открывается после отчета группы. Учитель дополняет ответы.
Гранит - горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни - гранум. От этого слова появилось название - гранит.
Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами - колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.
А где мы видели папоротники?
Ученик: В ботаническом саду Санкт-Петербурга.
Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел - его разновидности.
Железная руда . Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии - производству металлов.
Нефть - жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Учитель: Посмотрите на статью учебника, какие подземные богатства мы не исследовали?
Ученик: Торф, песок, глину.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Ученик: высказывают свои предположения.
Учитель: (Указываю на карту Лужского района)
Ученик: Может быть, их добывают на территории нашего края?
Учитель: Правильно, давайте исследуем эти полезные, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради на стр 52
Итог по пр. работе. Осталась игрушечная газовая плита.
Учитель: Посмотрите на карту нашего района. Крупнейшее в Лен. области месторождение песка - деревня Крупели, имеет запасы 600 000т.
Песок и глину используют для строительных, дорожных работ, около нашего города строится объездная дорога, где как раз используют эти полезные ископаемые; есть строительных завода, на них производят стеклянную тару, посуду, они находятся в поселке Торковичи, Плоское.
Велики в районе запасы торфа. Наиболее крупные Вердугский и Песовский массивы.
IV Закрепление знаний.
Работаем со статьей стр. 168 «Охрана подземный богатств»
Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.
Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?
Это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?
Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ а плите, зимой не оставлять открытой дверь в подъезд, беречь тепло.
Учитель: Какая главная мысль статьи?
Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.
Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко справитесь с заданием.
С каждого ряда по три человека (это команда), называется игра «Вопрос из конверта».
(Берут из конверта вопросы, обсуждают, выбирают правильный, озвучивают ответы)
1 конверт (1 команда)
1 задание:
Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их
2 задание:
О чем идет речь в тексте?
Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее - мох - сфагнум.
Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и дугие растения Это горючее полезное ископаемое
3 задание:
Назовите горючие полезные ископаемые:
А - гранит
Г - каменный уголь
2 конверт (2 команда)
1 задание:
Укажите рудное полезное ископаемое:
1) природный газ
3) железная руда (правильный ответ)
2 задание:
Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?
1) глина (правильный ответ)
2) известняк
3 задание:
Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?
3 конверт
1 задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
3) известняк
2 задание:
Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:
1) твердость
3) текучесть
4) горючесть
3 задание:
О чем идет речь?
Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда
Итог по игре:
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
V Выставление отметок
Покажите на карточках, какое у вас настроение на конец урока.
Ученик: (ученики показывают)
Учитель: Понравился лм вам урок?
Ученик: Очень понравился
Учитель: Чем?
Ученик: Мы работали дружно, коллективом, узнали много интересного.
VI Домашнее задание.
1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 169
2) выполните задание в тетради на стр. 52
3) У нас на столе осталась игрушечная газовая плита. Какое полезное ископаемое используют, чтобы она функционировала?
Ученик: Природный газ.
Учитель: Сделайте сообщение об этом природном ископаемом.
Урок окончен.
Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Как же построить уроки русского языка и литературы, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.
Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности. В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.
Что касается уроков литературы , то требования, предъявляемые к их построению, в принципе не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания литературы. Чтобы урок был интересен детям, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приёмы и инновационные технологии.
При анализе повести М.Булгакова «Собачье сердце» использовала материалы из книги Т.В.Рыжковой «Путь к Булгакову».
Конспекты уроков литературы по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»
Цели урока:
1.Образовательная: проведение композиционного и стилистического анализа текста повести; сопоставление образов Шарика и Шарикова; постижение авторской концепции.
2.Развивающая: развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование навыка групповой и самостоятельной работы; совершенствование логического и творческого мышления.
3.Воспитательная: осмысливание, что значит воспитание и самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества; формирование системы ценностей.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Тип урока: открытие нового знания
Урок №1 Спор о собачьем сердце.
Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
Создание установки на анализ произведения.
Слайд 1 (портрет писателя, название повести)
Слово учителя .
К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.Булгакова «Собачье сердце».
Март 1925 года. Михаил Булгаков заканчивает работу над сатирической повестью «Собачье сердце». Писал он ее по заказу журнала «Недра». Но повесть пришла к читателю в нашей стране только в 1987 году…
Слайд 2
Как вы думаете, почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987 году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?
Ученики высказывают предположения (запретили печатать потому, что повесть – сатира на современность)
Учитель: Действительно, советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал:
Слайд 3: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:
Слайд 4:
«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.
Сатира Булгакова — умная и зрячая». В. Сахаров
Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.
Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая.
Ученики: (честная )
УУД: личностные, смыслообразование
Этап 2 Актуализация знаний
Цель этапа
Закрепление понятия о сатире, преодоление однозначности в восприятии персонажей и событий.
Учитель: Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной. Вспомним, что такое сатира. Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?
Ответы обучающихся
Учитель открывает слайд, ученики сверяют свои ответы с правильным
Слайд №5.
(Сатира — вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.
Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)
Попытаемся разобраться, какие человеческие пороки и противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной жизнью стали предметом сатиры М.Булгакова.
УУД: познавательные
Этап 3 Постановка учебной задачи
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности, выбор способа средств их реализации.
Учитель : Повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили.
Однако в 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В.Бортко «Собачье сердце», который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова.
Чем же повесть привлекает кино- и театральных режиссеров?
Ученики: Предполагаемые ответы:
Повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи.
Учитель: Итак, повесть актуальна и в наше время, потому ее читают, снимают фильмы и ставят в театрах спектакли. Предположим, что проблемы, волновавшие писателя, небезразличны и нам. Какие это проблемы?
Ученики: Предполагаемые ответы:
Шариковы живут среди нас, а писатель предупреждал, как они опасны.
Сейчас клонируют животных и говорят о клонировании человека.
Учитель: Возможно, вы правы. Попытаемся разобраться.
Моделирование проблемной ситуации и выход на проблему урока.
Включить кинофрагмент из фильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце», где Борменталь спорит с профессором Преображенским.
Как вы думаете, какова будет сегодня тема урока?
Ученики.
Предполагаемые ответы: спор о собачьем сердце.
Учитель: Запишите тему урока: «Спор о собачьем сердце».
Давайте подумаем, какую главную проблему мы с вами должны решить на уроке?
Ученики. Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?
Учитель: Можем мы сразу ответить на этот вопрос?
Нет.
Какие цели своих будущих действий нам необходимо обозначить, чтобы дать ответ на этот проблемный вопрос?
Ученики.
Провести анализ текста и сопоставить образы Шарика и Шарикова.
Понять, какой бы ответ на этот вопрос дал автор повести, что думал автор, что его тревожило.
УУД: регулятивные (целеполагание, планирование); коммуникативные
(умение слушать, вступать в диалог)
Этап 4 Построение проекта выхода из затруднений
Цель этапа
Аналитическая беседа.
а) Приём «погружения в текст».
Учитель: Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Представьте и опишите Москву. Чьими глазами мы видим жизнь?
Ученики: город, где царят ветер, вьюга и снег, живут озлобленные люди. Конкретизировать общие картины поможет обращение к деталям текста, которые могли бы подтвердить сложившиеся у учеников впечатления (столовая нормального питания и бар, судьба «машинисточки» и ее любовника, повар и швейцар, история Калабуховского дома).
Учитель: Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу и ненависти? Ученики : расска з о квартире Филиппа Филипповича, где царят уют, порядок, человеческие отношения. Но эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером стремится ее разрушить, переделать по своим законам.
Учитель: что же соединяет эти два мира?
Ученики: Это Шарик, которого подобрал профессор Преображенский. Благодаря Филиппу Филипповичу пес перенесся из мира голода и страдания, мира, обрекавшего его на смерть, в мир тепла и света.
Учитель: М. Булгаков продолжил традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения. Выполняя домашнее задание, вы должны были понаблюдать за композицией повести. А какова композиция повести?
б)Ученики представляют подготовленную дома презентацию , в которой очевидно разделение повести на две части
2 часть | |
1 гл. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени. 2 гл. Шарик в доме на Пречистенке: «перевязка», прием пациентов, визит домкома 3 гл. Шарик в доме на Пречистенке: обед, «разъяснение» совы, «ошейник», кухня, подготовка к операции. 4 гл. Операция. | 5 гл. Дневник доктора Борменталя: превращение. 6 гл. Шариков в доме на Пречистенке: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, «разъяснение» кота. 7 гл. Шариков в доме на Пречистенке: обед, размышления профессора. 8 гл. Шариков в доме на Пречистенке: прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), «покушение на Зину». 9 гл. Исчезновение Шарикова, Шариков и «машинисточка», донос на профессора, операция Эпилог: «предъявление» Шарикова, Шарик после операции, профессор за работой. |
(Композиция симметрична. Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)
Учитель: каковы причины такого построения произведения?
Ученики делают вывод: зеркальная композиция повести подчеркивает изменения, происходящие в доме профессора и в людях, его населяющих. Вывод записывается в тетрадь.
в)Прием «словесное рисование»
Учитель : итак, Булгаков многие события первой части дает глазами собаки, возможно, для того, чтобы сопоставить Шарика и Шарикова. Представьте, что вы делаете иллюстрации к повести. Как бы вы изобразили встречу собаки и профессора? Что надо сделать, чтобы точнее нарисовать устную иллюстрацию?
Ученики : надо перечитать 1-ю главу . Перечитывают, уточняют детали. Возможное описание:
На переднем плане — темная подворотня, змеится вьюга. Вдали мы видим из подворотни улицу, ярко освещенный магазин и кусок плаката, который надут ветром. Из магазина только что вышел человек в темном пальто, он движется по направлению к подворотне в «столбе метели». В подворотне на улицу ползет пес. Это ободранная дворняга, у нее грязная свалявшаяся шерсть, страшный ошпаренный бок. Видно, что движение дается псу с огромным трудом. Его голова приподнята, он следит за человеком, идущим ему навстречу.
Учитель: — Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет?
Ученики : ум, остроумие, наблюдательность его ироничность, ненависть к пролетариям, дворникам и швейцарам; способность и сострадать, и ненавидеть, лакейскую угодливость.
УУД: познавательные – общеучебные (смысловое чтение, поиск информации), логические (анализ, классификация, выбор оснований для сравнения); личностные (нравственно – эстетическое оценивание); коммуникативные.
Этап 5 Самостоятельная работа
Цель этапа: совершенствование навыка самостоятельной работы и умения строить сотрудничество в группе.
Работа учеников в группах (самостоятельный анализ текста). Время выполнения – 5-8 минут. Каждая группа готовит выступающего, время ответа – 2 минуты.
I группа , анализируя 1-3-ю главы, должна ответить на вопрос:
— Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?
2 группа , анализируя 2-3-ю главы, отвечает на вопрос:
— Что нравится Шарику в доме профессора Преображенского и что – нет?
3 группа , работая с теми же главами, готовит ответ на вопрос:
— Как воспринимает пес обитателей квартиры?
4 группа (те же главы):
Как относятся к Шарику обитатели квартиры?
5 группа (те же главы):
Ученики (желательные ответы):
I группа:
— Пес очень наблюдателен, он хорошо знает жизнь, особенно то в ней, что связано с питанием. Он знает, что мир делится на голодных и сытых. Тот, кто «вечно сыт», «никого не боится», поэтому «не станет пинать ногой». Опасны голодные, те, кто «сами всего боятся». Шарик ненавидит «холуев». Он говорит, что «человеческие очистки — самая низшая категория». Но он и сочувствует людям, которых обманывают, над которыми издеваются те, кто недавно получил власть.
II группа:
— Шарику нравится в доме профессора, хотя после приема пациентов он называет квартиру «похабной». Но в ней тепло, спокойно. После разговора Филиппа Филипповича со Швондером Шарик убеждается, что профессор обладает большой властью. Шарик решает, что здесь он будет в полной безопасности: «Ну теперь можете меня бить, как хотите, а я отсюда не уйду». Нравится псу и то, что в доме его сытно и вкусно кормят, не бьют. Единственное, что его раздражает, так это сова. Пес боится голода и злых людей, а в доме все наоборот. Любимое место Шарика — кухня: там готовят еду, и там горит огонь.
III группа:
— После того, как Шарик понял, что в доме профессора ему нечего и некого бояться, так как и его хозяин никого не боится, он решил, что профессор — «волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки». Во время обеда Филипп Филиппович окончательно получил звание божества. Как уже говорилось, еда, тепло и безопасность — главное для Шарика, и тому, кто ему это дает, он готов преданно служить. Шарик изучил звонок профессора, с лаем его встречает.
Он быстро покорил Дарью Петровну — повариху. Кухня — «главное отделение рая» для Шарика. И поэтому он подлизывается к кухарке. К Зине он относится пренебрежительно, именуя ее «Зинкой»; он не любит ее, так как она все время ругает его и говорит, что «он весь дом обожрал». Доктора Борменталя пес называет «тяпнутый» и совсем с ним не общается.
IV группа:
— Профессор Преображенский в общем жалеет Шарика: он велит его кормить как следует, говоря, что «бедняга наголодался»; он обращается с ним ласково, потому что считает, что ласка — это «единственный способ обращения с живым существом»; он никогда не бьет Шарика, даже когда тот «разъяснил» сову. Для Зины Шарик — причина вечного беспорядка в доме. Она считает, что профессор слишком балует Шарика, и предлагает отодрать собаку. Она не понимает, с чего Шарику оказываются такие любезности. Для нее он — обыкновенная дворняга. А Дарья Петровна сначала называла Шарика «беспризорным карманником» и не пускала в кухню, но пес «покорил ее сердце».
Учитель: Какова же система ценностей необычного пса?
Ученики : Главное для Шарика — это еда, тепло и безопасность. Именно это определяет его отношение к людям. В общем, он «продает свою душу» за кусок краковской колбасы. Отношение Шарика к людям определяется тем же: профессор — хозяин, и ему Шарик готов угождать, Дарья Петровна — «царица кухни», к ней ластится пес, Зина -прислуга в доме, и Шарик считает, что она и ему должна прислуживать. Доктор Борменталь никак не связан в сознании пса с едой и теплом, и поскольку укус его ноги остался безнаказанным, то доктор превращается просто в «тяпнутого».
Учитель : Нравится ли вам такая философия жизни? Почему? Каким словом вы бы могли ее назвать?
Ученики : Рабская
V группа выявила этапы изменения Шарика:
— Во-первых, Шарик изменился внешне. Профессор подобрал умирающего пса, с ошпаренным боком, с грязной свалявшейся шерстью, отощавшего от голода. За неделю он превратился в лохматого и «удивительно-жирного» «пса-красавца». Во-вторых, он изменился и внутренне: сначала он тревожился: «Зачем я понадобился профессору?» (его опыт ему подсказывал, что даром никто ничего не делает). Только что попав в дом, он подумал, что очутился в «собачьей лечебнице», и защищал свою жизнь — у него очень развит инстинкт самосохранения. Но увидев, что ему ничего не грозит, а, наоборот, его кормят и ласкают, Шарик начинает бояться лишиться всего этого и думает: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте». Он решает, что Филипп Филиппович выбрал его за красоту. Он наглеет на глазах. Быстро оценив ошейник, потому что ему бешено завидуют все встречные псы, он приходит к выводу, что ошейник — своего рода пропуск в лучший мир и дает ему определенные права, например, лежать на кухне. Он забывает, что недавно был обыкновенной бездомной дворнягой, и уже не сомневается, что ничто не лишит его тепла и еды, и окончательно уверяется в том, что он — «собачий принц-инкогнито». Голодную и полную опасностей свободу он променял на сытую, спокойную жизнь, а гордость — на лакейскую угодливость.
Учитель : Какие ассоциации вызывает у вас история собаки?
Ученики : Предполагаемые ответы:
После революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно «станут всем». Революция — это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.
УУД: познавательные(поиск информации, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (умение сотрудничать в группе, вступать в диалог), личностные (знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)
Этап 6 Рефлексия
Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности
Подведем общий итог урока:
Учитель : Изменилось ли ваше отношение к шарику? Как? Почему? (Это письменный вопрос.)
Ученики делают вывод:
Внутренняя речь Шарика, его оценки событий, размышления совместно с авторским описанием его поведения создают для читателя полную картину внутреннего мира пса.
Учитель :
— Ответили ли мы на проблемный вопрос урока: кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?
Ученики: — Нет.
Учитель: — На какие же вопросы мы получили ответ?
Ученики: — Сопоставили образы Шарика и Шарикова, увидели, какие перемены произошли, поняли, через какие приемы автор выразил свое отношение к персонажу и что его тревожило.
Учитель: следующий урок станет очередным шагом в разрешении проблемной ситуации, обозначенной нами на этом уроке, а для этого вы должны поработать над вопросами домашнего задания. Какие вопросы вы хотели бы задать мне или одноклассникам?
УУД: регулятивные (оценка), личностные (самоопределение), познавательные (решение проблемы), коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении)
Домашнее задание:
1. Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова, подготовив электронную презентацию (задание для всего класса).
2. Сравните поведение Шарика и Шарикова в эпизодах I и II частей: выбор имени (индивидуальное задание), обед (индивидуальное), посещение квартиры домкомом (индивидуальное).
3. Что, по-вашему, в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Свое мнение обоснуйте примерами из текста (общее задание).
4. Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? (Индивидуальное задание, его выполняют 3-4 человека.)
Урок № 2
Тема: Спор о собачьем сердце (продолжение)
Этап 1 Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Создать установку на анализ произведения.
Просмотр фрагмента фильма «превращение Шарика в Шарикова» , отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко.
Учитель : прежде, чем мы ответим на ключевой вопрос, подумайте, почему М.Булгакову понадобилось вводить в повесть, делать пружиной интриги превращение собаки в человека. Если в Шарикове проявляются только качества Клима Чугункина, то почему бы автору было не «воскресить» самого Клима? Однако на наших глазах «седой Фауст», занятый поисками средств для возвращения молодости, не создает человека в пробирке, не воскрешает его из мертвых, а превращает в человека собаку.
Этап 2 Актуализация знаний
Цель этапа : подготовка мышления обучающихся, осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование в каждом из них индивидуального затруднения.
Учитель : Затрудняетесь ответить?
Напоминаю вам о дневнике доктора Борменталя (обостряю проблемную ситуацию дополнительным вопросом):
Почему дневник ведет именно доктор Борменталь, а не профессор Преображенский?
Поисковая деятельность учеников, ищут реальные объяснения:
— Мы по записям видим, как взволнован доктор. Сначала он радуется успеху операции и новому открытию. Затем ужасается тому, во что превратилась квартира. Признается, что многого не понимает.
— Филиппу Филипповичу некогда вести дневник, он занят гораздо больше, чем доктор.. Ведь профессору не случайно нужен ассистен, то есть помощник. Потом Филипп Филиппович гораздо меньше Борменталя понял, что новое существо имеет отношение к Климу. Булгаков не хочет раньше времени разгадывать загадку — мы-то тоже ничего не знаем о Климе. А если бы дневник вел профессор, то было бы не так интересно.
— Доктор Борменталь в дневнике выдвигает свою гипотезу: «Мозг Шарика в собачьем периоде его жизни накопил бездну понятий», — и, конечно, записывает не только свои предположения на этот счет, но и мнение профессора. А профессор не стал бы записывать гипотезу Борменталя, так как он абсолютно уверен в своей правоте. И не было бы никакой проблемы. Мы бы тоже поверили профессору, а так есть некоторые сомнения
Ученики совместно с учителем приходят к выводу:
— «Устранение» автора и передача повествования молодому ученому, не обладающему опытом и проницательностью своего учителя, питающему радужные надежды на результат эксперимента, создают новую и при этом центральную оппозицию повести (что такое Шариков — собака, сменившая внешнюю форму или «воскресший» Клим?), усиливают читательский интерес, держат его в напряжении, давая возможность строить свои догадки по поводу событий и результатов операции.
Проверка домашнего задания.
Демонстрация электронной презентации с результатами выполнения задания: Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова.
(ругань («все бранные слова, какие только существуют в русском лексиконе»);
курение;
семечки (нечистоплотность);
балалайка в любое время дня и ночи (пренебрежение к окружающим);
вульгарность в одежде и поведении;
аморальность;
пьянство;
воровство;
донос;
покушение.)
Список корректируется, совместно с учителем делается вывод: Становление «нового человека» — это утрата человеческого, нарастание безнравственности, то есть не эволюция, а деградация.
Проверка индивидуальных заданий.
Сравните поведение Шарика и Шарикова в сходных ситуациях. (Один ученик делится своими наблюдениями с одноклассниками, другие при необходимости дополняют его. На сообщение отводится не больше 2-х минут, о чем ребята предупреждаются заранее). Предполагаемый ответ:
— Шариком пса впервые назвала машинистка. Сам пес не согласен с таким именем: «Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей», а он «лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес». Во второй раз Шариком собаку называет Филипп Филиппович, наверное, потому, что это обычное собачье имя: Шарик, Тузик… И пес принимает это имя: «Да называйте как хотите. За такой исключительный ваш поступок (за колбасу). Ему на самом деле все равно, как его будут называть, лишь бы покормили.
— «Лабораторное существо» требует у Флиппа Филипповича для себя документ. Тогда и встает вопрос о его имени. Теперь имя выбирают не «создатели» нового существа, а оно само, но по совету домкома. Новая власть приносит в мир и новые имена. Для Филиппа Филипповича имя Полиграф Полиграфович звучит дико, «но лабораторное существо» отстаивает свои права. Скорее всего, ученики не заметят пародийной переклички — обратим их внимание на некоторое сходство имен Шарикова и его создателя, заключающееся в дублировании самого имени отчеством. Шариков творит свое имя по совету домкома, но по аналогии с именем «папаши».
— Шарик после первого обеда в доме профессора произвел его в ранг «высшего божества». У пса дурман в голове от разнообразных запахов. Он, конечно, слышит, о чем говорят профессор и доктор, но главное для него — еда. Когда он объелся, то задремал. Ему теперь хорошо и спокойно. «Песье почтение» к профессору все время растет и сомнению не подвергается. Единственное, что волнует Шарика, так не сон ли все это.
Для Шарикова же обед, с одной стороны, возможность не только вкусно и много поесть, но и выпить. а с другой стороны — это пытка: его все время поучают и воспитывают. И если Шарик уважает Филиппа Филипповича, то Шариков, кажется, подсмеивается. Он говорит, что профессор и доктор «сами себя мучают» какими-то глупыми правилами. Он совсем не желает становится культурным и вести себя прилично, но вынужден это делать, так как иначе ему не дадут есть (так животных в цирке дрессируют!). Шарик сидел у ног профессора и никому не мешал, только Зина сердилась, а Шариков — чужой за этим столом. Булгаков пишет, что «черная голова Шарикова в салфетке сидела, как муха в сметане», — и смешно, и противно. Шариков и профессор все время обмениваются косыми взглядами.
УУД: познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, умение строить речевое высказывание, умение анализировать и делать выводы); личностные (смыслообразование); коммуникативные (умение слушать, вступать в диалог).
Этап 3 Построение проекта выхода из затруднений
Цель этапа : выбор учащимися способа разрешения проблемной ситуации.
Совершенствование умения проводить композиционный анализ текста, активизация воображения и внимания учащихся к деталям текста через словесное рисование, развитие умения характеризовать героя и давать нравственную оценку его поступкам.
Характеристика Шарикова.
Просмотр отрывка из кинофильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце» — эпизод разговора Шарикова и Филиппа Филипповича. (У Булгакова соответствующий фрагмент начинается словами: «Филипп Филиппович сидел у стола в кресле».)
Аналитическая беседа.
Учитель : сравните образ Шарикова, созданный актером и режиссером в фильме, с булгаковским описанием.
— Таким ли представлялся вам Шариков, когда вы читали повесть?
— Что сохранили и о чем «забыли» создатели фильма?
Предполагаемые ответы :
— внешне Шариков в фильме совсем такой, как у Булгакова, что актер играет свою роль очень талантливо, но фильм не цветной. Может быть, авторы решили делать так потому, что у собаки нет цветного зрения. Но Шарик у Булгакова цвета различал. В повести сказано: «Шарик начал учиться по цветам». Отсутствие цвета в фильме не позволило авторам передать нелепость костюма Шарикова.
— В фильме Шариков постоянно оправдывается, его даже жалко. Действительно, профессор нападает и нападает на него. А в книге Шариков держится уверенно, а иногда и резко: он не оправдывается, а нападает сам: «Дерзкое выражение загорелось в человечке».
Шариков у Булгакова часто бывает ироничным, а в фильме он тупой. И еще, когда читаешь повесть, смешно, а в фильме все как-то серьезно. Трудно объяснить, почему так.
(если ученики не увидят этой немаловажной детали, то учитель сможет подвести их к ней дополнительными вопросами. «Претензии» учеников вески и основательны: они уловили стилистическое и смысловое расхождение трактовки В.Бортко с текстом Булгакова. В фильме действительно не хватает красок, и дело не только в том, что он черно-белый, а в том, что весь фильм решен в серьезном и очень скучном ключе: в нем недостает булгаковской иронии, юмора, сарказма — оттенков смысла!
А что же наследовал Шариков от Клима Чугункина? Что мы знаем о Климе из текста повести?
3) Работа с блок-схемой.
Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?
(Клим Чугункин)
Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)
(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.
Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).
Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.
( Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6, с.203)
Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин… (с.194, 195)
Учитель: но это только внешнее проявление. Осталось что-нибудь от нравственной позиции Шарика? Что определяло поведение Шарика и что главное для Шарикова?
Предполагаемые ответы : — Инстинкт самосохранения. И шариков отстаивает право на собственное существование. Если кто-нибудь попробовал отнять у Шарика его «сытую жизнь», то узнал бы силу собачьих зубов. Шариков тоже «кусается», только его укусы гораздо опаснее.
Вывод: шарик не умер в Шарикове: все его неприятные качества мы обнаружили в человеке.
Беседа
Учитель : Попробуем разобраться, почему для Шарика образцом и силой был профессор, а для Шарикова –Швондер? Почему же профессор говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? Понимает ли он, с кем имеет дело?
Ученики: Мозг Шарикова развит очень плохо: то что было почти гениальным для собаки — примитивно для человека: Шарик превратился в человека, но опыта человеческого не получил. Швондер же принимает его за нормального взрослого человека и пытается внушить идеи большевизма.
Учитель: Почему же это так опасно?
Ученики: Обычно, когда человек развивается естественным путем, он постепенно знакомится с миром, ему объясняют, что хорошо, что плохо, учат его, передают накопленный опыт и знания. Чем больше человек узнает, тем больше может понять самостоятельно. А Шариков практически ничего не знает: он только хочет есть, пить и развлекаться. Швондер же ему потакает, рассказывая о правах, о том, что нужно все поделить. Швондер сам горячо верит в то, что проповедует, он сам готов отказаться от благ и удобств во имя светлого коммунистического будущего.
Филипп Филиппович и доктор Борменталь пытаются воспитывать, прививать Шарикову нормальные человеческие манеры, поэтому все время запрещают и указывают. Шарикова это чрезвычайно раздражает. Швондер же ничего не запрещает, а, наоборот, говорит Шарикову, что его притесняют буржуи.
Учитель: А сам Швондер и представители домкома — высокоразвитые личности?
Ученики: Очевидно, что нет.
Учитель: Действительно ли Швондер разбирается в сложных политических и идеологических вопросах?
Ученики: Уже из первого разговора членов домкома с профессором видно, что эти люди в своем развитии ушли не намного дальше Шарикова. И они стремятся все поделить, хотя даже руководить работой домкома по-настоящему не могут: порядка-то как раз в доме и нет. Можно петь хором (что бы ни говорил Филипп Филиппович, но и сам он частенько напевает фальшивым дребезжащим голосом), но нельзя петь хором вместо основной своей работы.
Учитель: Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык?
Ученики : Швондер ненавидит профессора, так как, чувствуя враждебность ученого, не в силах доказать это и «разъяснить» его истинную антиреволюционную сущность (и здесь Швондеру в интуиции не откажешь!) Для Швондера Шариков — инструмент борьбы с профессором: ведь это Швондер подучил Шарикова потребовать жилплощадь, вместе они пишут донос. Но для Швондера — это правильный поступок, а донос — сигнал, потому что врага нужно вывести на чистую воду и уничтожить во имя будущей счастливой жизни. В бедной голове Швондера никак не укладывается, почему человек, по всем приметам являющийся врагом советской власти, находится под ее защитой!
Итак, «крестный отец» Полиграфа Полиграфовича внушает своему воспитаннику идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе. Попадая в сознание, в котором преобладают звериные инстинкты, они лишь умножают агрессивность «нового человека». Шариков считает себя полноценным членом общества не потому, что сделал что-то для блага этого общества, а потому, что он «не нэпман». В борьбе за существование Шариков не остановится ни перед чем. Если ему покажется, что Швондер занимает его место под солнцем, значит, его агрессивность будет направлена на Швондера. «Швондер — дурак», потому что не понимает, что в скором времени он сам сможет стать жертвой монстра, которого так усиленно «развивает».
Учитель: Кто же прав в споре — профессор Преображенский или доктор Борменталь?
Ученики: очевидно, что оба ученые правы лишь отчасти: нельзя сказать, что мозг Шарика — это только «развернувшийся мозг Шарика», но нельзя сказать, что перед нами только возродившийся Клим. В Шарикове совместились качества собаки и Чугункина, причем рабская философия Шарика, его конформизм и инстинкт самосохранения в соединении с агрессивностью, хамством, пьянством Клима породили чудовище.
Учитель: Почему ученые ошиблись в своих предположениях?
Ученики: по воле писателя его герои не знали о Шарике то, что знают сам автор и его читатели.
Предполагаемые результаты:
Эти заключительные выводы разрешают проблемную ситуацию 2-х уроков, при осмыслении которой обучающиеся должны были понять роль композиции, усвоить язык Булгакова, научиться осознавать важность деталей в повести, сопоставлять образы героев; постичь авторскую концепцию. Кроме того, прием сопоставления произведения с его трактовкой в другом виде искусства позволяет школьникам конкретизировать свои впечатления.
УУД: познавательные (логические – анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных связей; общеучебные – создание моделей, смысловое чтение, умение строить высказывание); коммуникативные; личностные (нравственно-эстетическая ориентация); регулятивные (коррекция).
Этап 4 Рефлексия
Упражнение «Интересно».
Заполнить таблицу:
В графу «плюс» учащиеся записывают то, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут стать им полезными. В графу «минус» записывают то, что не понравилось, осталось непонятным. В графу «интересно» записывают все интересные факты. При недостатке времени эту работу можно провести устно.
УУД: регулятивные (оценка)
Домашнее задание к следующим 2-м урокам будет таким:
1. Придумайте название для 4-й главы «Собачьего сердца».
3. Составьте «кодекс чести» профессора Преображенского.
4. Изложите теорию воспитания по профессору Преображенскому и по доктору Борменталю.
5. Опишите профессора в сценах приема пациентов, посещения домкомом, за обедом. Подготовьте выразительное чтение этих сцен.
Автор:Гашигуллина Ольга Васильевна
Класс: 1 класс
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Обитатели водной стихии.
Цели: Познакомить учащихся с понятием кто такие рыбы, с их внешним строением;
расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей; воспитывать любовь и
бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный
Краткое описание: Урок окружающего мира разработан по программе «Школа
России» по курсу «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») для 1 класса и
ориентирован на работу с учебным комплектом: Плешаков А.А.Мир вокруг нас.1 кл.
В 2 ч. М.: Просвещение,
Плешаков А.А.Мир вокруг нас.1 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение.
По тематическому планированию это 10 урок по теме « Что и кто?» По типу – это
урок изучения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с обитателями водной стихии и узнаем о
них самое интересное. (Слайд № 1)
3. Работа по теме урока.
Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал Муравьишка
Вопросик, его заинтересовало, кого же увидела Стрекоза? Мудрая Черепаха
предлагает нам ответить на вопрос, отгадав загадку. (Слайд № 2)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
(Рыбы) (Слайд № 3)
О ком сегодня будем говорить на уроке? (О рыбах)
Давайте попробуем ответить на вопрос: кто такие рыбы? (Слайд № 4) (Ответы
детей)
Скажите мне: Где могут жить рыбы? (В воде, в реке, в пруду, в море, в озере,
в океане) (Слайд № 5)
Как рыбы дышат? (Жабрами)
Чем покрыто тело? (Чешуёй)
Кто знает, как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста)
А теперь сравним то, что мы с вами говорили с выводом: кого называют рыбами
? (Слайд № 6) Рыбы это животные, которые живут в воде, двигаются при
Повторите, как вы запомнили.
А знаете ли вы какое строение имеет рыба? (Слайд № 7)
А сейчас Мудрая Черепаха предлагает вам познакомиться со строением рыб.
Посмотрите, что это за рыбка? Кто знает как она называется?
Это краснопёрка. Кто догадался, почему её так назвали? (У рыбки плавники
красного цвета и они похожи на пёрышки)
Назовём части тела рыбы. Стрелочки вам помогут в этом. (Дети читают и
называют)
4. Работа по учебнику.
Откройте учебник на странице2223. Ещё раз назовём части тела рыб.
А чем покрыто тело у большинства рыб? (Чешуёй)
Возьмём в руки карандаш и дорисуем для рыбок чешуйки. (Слайд № 8)
Потрудились вы на славу. Рыбки довольны своей одеждой.
А сейчас тихонечко все встали, будем рыбок изображать.
5. Физкультминутка. (Слайд № 9)
(Показывают движения)
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Знакомство с речными и морскими рыбами.
Вы все умные ребятки отгадайтека загадки. (Слайд № 10)
А знаете ли вы. (Слайд №11)(Отгадывают кроссворд о речных рыбах)
Загадки о рыбах.
1. Драчун и забияка
живёт в воде.
Кости на спине и щука не проглотит. (Ёрш) (слайд № 12)
2.Поймать его не просто,
Не любит рисковать.
В песок всегда зароется
И от погони скроется. (Пескарь). (Слайд № 13)
3.Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука) (Слайд № 14)
4. Он всем рыбам говорил:
Я к зиме зароюсь в ил.
Буду спать в нём до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил не грязь,
А зовут меня …(Карась) (Слайд № 15)
3
1
2
4
р
е
к
а
Какое слово у нас получилось? (Река) Значит рыбы: ёрш, пескарь, щука,
карась, где обитают? (В реке) Это речная рыба.
Рассмотрите в учебнике речных рыб. Какую рыбу мы не назвали? (Сом)
А что вы знаете о соме? (Ответы детей)
На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются
два толстых, хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка, подплыла. В тот
же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и проглотила
рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе, а рыба сом. И червяки – тоже не
червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи.
По сравнению с другими нашими рыбами сом великан. Это хищник.
Сом неповоротливый, ленивый.Гоняться за добычей не любит, предпочитает
хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или
гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.
А теперь постараемся запомнить как можно больше речной рыбы. (Слайд № 16)
Проведём игру « Узнай рыб по силуэтам». (Слайд № 17)
(Дети называют по порядку рыб и рассказывают, что знают про неё. (Карась,
ёрш, щука, окунь,сом) (Слайд № 18)
А знаете ли вы других обитателей? (Слайд № 19)
(Отгадывают кроссворд о морских рыбах)
Загадки о рыбах.
1. Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела.
Эта рыба … (Камбала). (Слайд № 20)
2.
Если в шахматы играешь,
То коня ты представляешь.
На него похожа рыба,
Даже спутать их могли бы.
Всех мальков растит самец,
Он заботливый отец!
Сумочка на брюшке есть, в ней детишек и не счесть.
Сумку папа раскрывает,
Деток в воду выпускает.
Этот крошечный малёк
Будущий морской…(Конёк) (Слайд № 21)
3. Кто плывёт хвостом вперёд? (Горбуша) (Слайд № 22)
4. Блещет в море чистом,
Спинкой серебристой. (Сельдь) (Слайд № 23»
1
3
4
м
о
р
е
Какое слово у нас получилось? (Море) Значит рыбы: конёк, горбуша,
камбала, сельдь, где обитают? (В море) Это морская рыба.
Рассмотрите в учебнике морских рыб. Каких рыб мы не назвали? (Треска,
морской окунь, акула.)
А что вы знаете об этих рыбах? Среди этих рыб есть хищница – акула.
Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько
рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по
мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.
Рассмотрим морских рыб и постараемся их запомнить. (Слайд №24)
Поработайте в парах и назовите друг другу каких вы запомнили морских рыб.
А сейчас проведём игру на внимание. « Найди отличия в этих картинках».
(Слайд № 25)
Молодцы! Справились с заданием.
7. Итог урока.
О ком сегодня говорили на уроке? (О рыбах)
Кто такие рыбы? Рыбы это животные, которые живут в воде, двигаются при
помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.
Каких речных и морских рыб запомнили?
8. Домашнее задание.
На память о рыбах – картинка. Раскрасьте её дома, чтобы ваши рыбки приплывали
к нам на урок. (Слайд № 26)
Ф.И.О. учителя: Митина Елена Геннадьевна.
№ школы, район: ГОУСОШ №160 Красногвардейского района с углублённым изучением английского языка.
Учебный комплект:
Система учебников «Перспектива»; А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» 1 класс, стр. 40 – 41
Тема урока: «Кто ещё у нас живёт?»
Цель и задачи урока
Цель: организовать совместную деятельность учащихся и учителя с целью расширения знаний о домашних животных.
Задачи:
Систематизировать и расширить представления детей о жизни домашних животных и их пользе для человека;
Расширить кругозор учащихся о способах ухаживания за домашними животными;
Развивать речь, внимание детей, чувство ответственности за жизнь домашних животных;
Воспитывать любовь к домашним животным.
Тип урока:
Комбинированный урок
Этап урока
Описание урока
Комментарии
1
Организационный (мотивация к учебной деятельности)
У: каких вы знаете домашних животных?
Домашнее задание у вас было подготовить сообщение о своём домашнем питомце по плану. Зачем мы будем слушать эти сообщения? Чтобы узнать что-то новое. Поднимите руки, кто не готов.
Эта группа детей отделяется и выполняет отдельное задание: рисунки домашних животных и готовится описать изображённое животное, не называя его, так чтобы другие дети отгадали.
Фронтальная работа. Познавательные УУД: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза.
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу.
2
Актуализация знаний
У: Давайте вспомним, какой план рассказа мы составили на прошлом уроке.
внешний вид
питание
забота.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
3
Поиск решения («открытие» нового знания)
Сейчас мы послушаем ваши рассказы, для этого у вас есть путевые листы, с помощью которых вы 3 раза расскажите свой рассказ и выслушаете три рассказа товарища. Выслушав рассказ, в путевом листе напротив фамилии отметьте, понравился ли вам рассказ. Учитывайте только качество рассказа, а не симпатии к конкретному человеку.
По звонку колокольчика переходим к следующему рассказчику.
Что было самым сложным?
Индивидуальная работа и работа в парах. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, строить речевое высказывание в устной форме,
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям,
Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания,
строить монологическое высказывание
4
Первичное закрепление
Физкультминутка: на экране быстро меняются изображения домашних животных в разных позах, дети должны повторить их движения.
Обведите в своём путевом листе имя того, чей рассказ вам больше всего понравился. Дети отмечают и называют, чей рассказ больше всего понравился. Учитель в списке отмечает выбор детей. Тот ребёнок, которого выбрали большее количество, раз повторяет рассказ как образцовый для всего класса. Молодец. Очень хороший рассказ. Что было сложным при подготовке рассказа?
Теперь в центр класса по одному выходят дети, которые готовили загадки и рисунки, загадывают загадку, не показывая рисунок, выслушиваются варианты ответов и показывается рисунок, как правильный ответ.
Личностные УУД:
самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности,
формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
Строить речевое высказывание в устной форме,
5
Включение нового знания в систему знаний
Мы сегодня говорили о домашних животных. Давайте составим план, что нужно делать с любым домашним животным, как о нём заботиться.
Дети предлагают варианты, они записываются на доске. Потом обсуждаются и выбираются правильные:
Кормить
Поить
Лечить
Вычёсывать
Общаться
Если вы просите родителей завести домашнее животное, кто о нём должен заботиться?
Делается вывод: мы в ответе за тех, кого приручили.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные УУД:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
Познавательные УУД:
Осуществлять анализ объектов с выделение существенных и несущественных признаков,
Осуществлять синтез, как составление целого из частей, строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
6
Рефлексия
Что интересного?
Что полезно?
Что было сложно?
Личностные УУД:
Способность к самооценке
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
Предмет : окружающий мир , класс : 2, авторы учебника : О.Н.Федотова, Г. В. Трафимова, С.А. Трафимов.
Тема урока: грибы.
Всего часов на тему: 3
Номер урока в теме: 1
Тип урока: урок открытия новых знаний
Учебно –методическое оборудование: УМК «Перспективная начальная школа»,учебник,тетрадь для самостоятельной работы, хрестоматия О.Н.Федотова, Г. В. Трафимова, С.А. Трафимов.
, тест на проверку домашнего задания, презентация «грибы»на интерактивной доске, микроскоп.
Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по теме: «Грибы»
- приобретение учебной информации,
- применение знаний и умений,
- контроль усвоения теории,
- формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачи урока: освоить учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Грибы»:
- знать определения понятий «плодовое тело», «грибница», «мукон»
- уметь применять знания и умения по теме для решения учебных (таких как распознавание съедобных грибов, правила сбора грибов, грибов-мукоров) и практических задач,
- контролировать уровня освоения материала,
- развивать метапредметные универсальные учебные действия.
|
||||
|
|
|
||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
||
Понимать: как как определить образуются муконы, строение грибов и зачем это нужно в повседневной жизни Уметь: находить съедобные грибы | 1.3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; 1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | 2.3. осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; 2.4. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | 3.2. задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; 3.3. строить небольшие монологические высказывания; 3.4. осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства: учебник, ЭОР КИТ |
Организационный момент УУД: 1.2, 2.1, 3.1, 4.1 | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку | |||
Актуализация знаний УУД: 1.1, 2.3, 3.2, 4.2 | Вступительное слово учителя. | Садовые растения.Что лишнее? Зачеркни.
|
||
Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся УУД: 1.2, 2.2, 3.2, 4.2 | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Вместе с учениками определяет цель урока. | Определяют цель урока. Постановка проблемы . | Как вы думаете что мы будем изучать на уроке? Постановка проблемы . Как вы думаете что такое грибы? почему? Признаки живой природы: рождается,растет, питается,размножается, умирает. К грибам подходит? Условия для жизни растений: свет, тепло, вода, необходимо для жизни грибов? У них такое же строение как у других растений? |
Первичное усвоение новых знаний УУД: 1.2, 2.2, 2.3, 3.1, 4.2 | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы. | Где растут грибы? Работа по учебнику с 109-111. Какое строение у гриба? –шляпка, ножка, грибница Приложение 1 Чем питаются грибы? - остатками растений и животных, разрушают погибшие и больные деревья.Как деревья добывают свое питание?- высасывают из земли воду и соли с водой. |
||
Первичная проверка понимания УУД: 1.2, 2.4, 3.3, 4.1 |
|
|||
Релаксация УУД: 3.4 | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся | Выполняет упражнения психологической разгрузки | Обучающиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу | Зарядка для глаз, произвольные физминутки. |
Первичное закрепление УУД: 1.4, 2.4, 3.4, 4.3 | Вывод Правила сбора грибов. Игра «Угадай гриб» | проверка заданий.на доске таблица Вывод грибы не растения и не животные, т.к.питаются гниющими остатками растений и животных, разрушают погибшие и больные деревья, улучшают плодородие почвы,тем самым дают пищу зеленым растениям. Приложение 2. Как надо собирать грибы? –срезать ножку, не повреждая грибницы, собирать только известные грибы. |
||
Подведение итогов урока УУД: 1.3, 2.4, 3.4, 4.2 | Самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Подводит итоги работы в классе. | Отвечают на поставленные вопросы. Работа светофоров | Выводы по уроку |
Рефлексия УУД: 1.4, 2.1, 3.2, 4.1 | Оценивают свою работу и работу одноклассников. Повторяют, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли. | Подводит итоги задавая вопросы: Кто работал на уроке лучше всех? Кому еще надо стараться? С какими новыми знаниями вы уйдете с урока? |
||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. УУД: 1.4, 2.4, 3.3, 4.2 | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Записывает домашнее задание:
| Обучающиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока |
Приложение 1.
Приложение 2.
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Дата проведения: 23.12.2013
Класс:2
Количество учащихся в классе:8
Присутствовали на уроке:8
Тема урока: Грибы
Тип урока: открытие новых знаний
Обобщенная цель урока: Выяснить свойства и признаки грибов, взаимосвязь живой и неживой природы.
Взаимосвязь целей этапов и формируемых УУД представлена в таблице
Таблица
Взаимосвязь целей этапов урока и формируемых УУД
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный момент Цель этапа: Создание благоприятного психологического настроя на работу |
||
Создание благоприятного психологического настроя на работу | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | 1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; 2.1. осознавать познавательную задачу; 3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; 4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; |
II. Актуализация знаний Цель этапа: Актуализация опорных знаний и способов действий |
||
Вступительное слово учителя. Повторение пройденного на прошлом уроке. Тест для проверки ранее изученной темы. Определение новой темы урока (разгадывание загадки). Задает учащимся наводящие вопросы. | Работают с тестом.Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. | 1.1. принимать учебную задачу; 2.1. осознавать познавательную задачу; 3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; 4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: 4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; |
||
Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод (об особенности строения грибов). Затем предлагает сверить информацию, данной в учебнике | Делают вывод о, сверяют свои результаты с учебником (стр.109-111) | 2.3. осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; 1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; 3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; 4.2. осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; |
Первичная проверка понимания | ||
Цель: Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу |
||
Предлагает учащимся самостоятельно определить съедобные грибы.Направляет работу учащихся. | Просмотр слайдов, ответы на поставленные вопросы Работа по учебнику с.111-112 определение гриб-мукор | 1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; 2.4. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. 3.3. строить небольшие монологические высказывания; 3.4. осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. 4.3. осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе |
Первичное закрепление | ||
Цель Установление правильности и осознанности изучения темы. |
||
Организация самостоятельной работы. Работа в тетрадях, с.46,№65 проверка заданий на доске таблица Вывод | Обучающиеся выполняют в парах творческое задание. Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку | 1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления2.4. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. 3.4. осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. 4.2. осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; 4.3. осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. |
Рефлексия . Итог урока Цель этапа: способствовать формированию рефлексии | ||
Цель Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе |
||
Организовывает подведение итогов. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Оценивают свою работу и работу одноклассников. Повторяют, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли | 1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления2.1. осознавать познавательную задачу3.2. задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; 4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; |
1. Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Тема урока: грибы., предыдущая тема - растения
Всего часов на тему: 3
Номер урока в теме: 1
Тип урока: урок открытия новых знаний
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока? 8 человек
в классе 3 сильных,2 средних,3 слабоуспевающих. Опора на зрительное и слуховое восприятие.
3. Цель и задачи урока. Какой результат хотелось бы получить к концу урока? Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов