Письменная форма международного договора. Право международных договоров
Международный договор - основной источник. Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах).
Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или только между другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.
Конвенция не исключает возможности заключения международных соглашений «не в письменной форме», т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности.
Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части.
Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником международного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие.
Своеобразным комплексом можно считать договорные акты по морскому праву - Конвенцию ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Соглашение об осуществлении части XI данной Конвенции от 29 июля 1994 г. и Соглашение об осуществлении положений этой Конвенции, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, от 4 декабря 1995 г.
Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельствам. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства. Вполне закономерно государства, заключая Венскую конвенцию о праве международных договоров, признали «все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе».
Классификация международных договоров возможна по следующим направлениям: по кругу участников; двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько); многосторонние; с неограниченным числом участников (универсальные, общие); с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные); по возможности присоединения других участников; закрытые (то есть договоры, участие в которых зависит от согласия их участников); открытые (то есть договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств); по объекту; договоры по политическим вопросам; договоры по правовым вопросам; договоры по экономическим вопросам; договоры по гуманитарным вопросам; договоры в области безопасности и т. д.;
– по форме договора: письменные; устные;
– по времени действия: бессрочные; срочные; краткосрочные; по пространству действия; региональные; универсальные
Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.
К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.
Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д.
Стадии заключения международных договоров:
– выдвижение договорной инициативы,
– подготовка текста договора,
– принятие текста договора,
– установление аутентичности текстов договора на разных языках,
– подписание договора,
– выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.
Способы выражения согласия:
– подписание,
– обмен документами (нотами либо письмами),
– ратификация,
– утверждение,
– принятие,
– одобрение,
– присоединение.
Для Российской Федерации вопрос о договорах как источниках международного права в современной ситуации имеет специфический характер, поскольку после прекращения существования СССР термином «международные договоры Российской Федерации» охватывают три категории договоров: 1) договоры, заключенные непосредственно Российской Федерацией как самостоятельным субъектом международного права; 2) договоры, заключенные Союзом ССР, вступившие в силу в период существования СССР и воспринятые Российской Федерацией в порядке правопреемства (большинство действующих договоров относится к этой группе); 3) договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в свое время в силу ввиду незавершенности предусмотренной для этого процедуры и ратифицируемые уже от имени Российской Федерации.
2.Международная примирительная процедура: понятие, элементы и содержание
В международном праве посредничество — выступает одним из средств мирного разрешения споров между государствами путём переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.Выдвижение посредником определённых предложений как базы для переговоров и урегулирования споров отличает посредничество от простого содействия или «добрых услуг».
Процедура посредничества регламентирована Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 и Уставом ООН (ст. 33). Согласно Уставу ООН, конвенциям и существующей практике, посредник может выступать по просьбе спорящих сторон, по собственной инициативе либо по почину держав, не причастных к спору. В практике СССР известны случаи, когда Советское правительство принимало посредничество других государств или само выступало посредником. Например, в 1945 СССР согласился на посредничество временного французского правительства в переговорах со Швейцарией о положении интернированных во время войны.
В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган - следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.
Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.
Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.
После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению
Согласительные комиссии получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.
В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.
3.Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел. Правовые вопросы спасения космонавтов
Нормы, относящиеся к международно-правовому режиму космического пространства и небесных тел, содержатся главным образом в Договоре по космосу. Ряд важных дополнительных предписаний применительно к статусу Луны и других небесных тел предусмотрен Соглашением о Луне.
Большинство элементов режима космического пространства и небесных тел идентичны. В Договоре по космосу почти во всех статьях используется термин «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела», то есть не проводится принципиального различия с точки зрения их правового режима. Общее правовое положение космического пространства и небесных тел определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. В Соглашении о Луне также определено, что поверхность или недра Луны не могут быть собственностью какого-либо государства, международной организации, неправительственного учреждения или любого физического лица.
Природные ресурсы Луны объявлены общим наследием человечества, и установлена обязанность разработать специальный международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью. Вместе с тем, в этом же Соглашении закреплено право государств собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда, а также использовать их для поддержания жизнедеятельности экспедиций при проведении научных экспедиций в необходимых для этих целей количествах.
Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом.
Одновременно, как бы подчеркивая неабсолютность такой свободы, государства — участники Договора по космосу приняли на себя обязательство осуществлять эту деятельность в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания мира и безопасности и развития международного сотрудничества, а также должным образом учитывать при ее осуществлении соответствующие интересы всех других государств и не создавать потенциально вредных помех их деятельности. Установлено обязательство государств-участников принимать необходимые меры для избежания вредного загрязнения космического пространства и небесных тел и неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки неземного вещества. Соглашение о Луне ужесточает это требование, налагая обязательство принимать меры по предотвращению внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли не только вследствие доставки внеземного вещества, но и «каким-либо иным путем».
Договор по космосу предусматривает процедуру проведения международных консультаций относительно деятельности или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космического пространства.
Принцип предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности получил дальнейшее развитие в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, которая запретила применение любых научно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия на погоду и климат, если такие средства могут вызвать долгосрочные разрушительные или губительные для природы последствия.
Договор по космосу разрешает использовать любое оборудование или средства и военный персонал для научных исследований. Вместе с тем, участники Договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом, а также не создавать на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, не осуществлять испытаний любых типов оружия и не проводить военные маневры.
В соответствии с Соглашением о Луне на небесных телах могут создаваться обитаемые и необитаемые станции, которые должны располагаться таким образом, чтобы не препятствовать доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы. На небесных телах запрещаются угроза силой или применение силы, а также использование небесных тел для совершения любых подобных действий в отношении Земли, небесных тел, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов.
За деятельность в космическом пространстве, включая небесные тела, государства-участники Договора по космосу несут международную ответственность независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами, в том числе и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями Договора по космосу. При этом деятельность неправительственных юридических лиц должна проводиться в космическом пространстве с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора, которое несет ответственность наряду с таким юридическим лицом за выполнение положений Договора.
В отличие от небесных тел естественного происхождения под космическими объектами в МКП подразумеваются созданные человеком искусственные спутники, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т.п., а также их составные части. МКП регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве и до возвращения их на Землю, а также отношения между государствами в случае приземления космического объекта на территории иностранного государства. До запуска и после приземления космического объекта на национальную территорию такая деятельность регулируется национальным правом каждого из государств, если об этом нет специальной договоренности между соответствующими государствами.
Порядок международной регистрации космических объектов был установлен Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года.
Государство-участник Договора по космосу, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Таким образом, на космический объект и его экипаж (независимо от гражданской принадлежности его членов) при их нахождении в космическом пространстве распространяется юрисдикция государства регистрации. В случае когда в запуске космического объекта участвуют два или более государств, эти государства совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Соглашение о Луне предусматривает, что юрисдикция и контроль государства распространяются не только на персонал и космические аппараты, но и на оборудование, установки, станции и сооружения, находящиеся на небесных телах.
Все станции, установки и космические корабли на небесных телах открыты для представителей государств-участников Договора по космосу на основе взаимности.
Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или по возвращении на Землю. При этом по просьбе запустившего государства его космические объекты, обнаруженные где-либо, должны быть возвращены владельцу.
Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор 1967 г. о космосе обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавтам, совершающим такую вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их космический корабль. Находясь в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрытия на станциях, сооружениях, аппаратах и других установках государств - участников Соглашения о Луне и других небесных телах.
Если авария или бедствие, вынужденная или непреднамеренная посадка экипажа космического корабля привели к приземлению на территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, то оно должно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.
Список литературы
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Подписан в г. г. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967) // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1967 г. № 44. Ст. 588.
Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 г. // Международное право в документах. М., 2007.
Венская Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров // Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сборник нормативных документов. М., 2007.
Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство: Принята резолюцией 3235 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1974 года. Ратифицирована
Указом Президиума ВС СССР от 13.07.1977 № 6020-IX «О ратификации Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство» // Ведомости ВС СССР. 27 июля 1977 г. № 30. Ст. 457.
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» (Заключена в г. г. Москве, Лондоне, Вашингтоне 29.03.1972). Ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 28.09.1973 № 4855-VIII «О ратификации Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX.- М., 1975. С. 95 – 101.
Под формой международного договора понимаются средства и способы, с помощью которых воля субъектов, участвующих в заключении договора, оформляется в соглашение между ними.
В международном праве отсутствуют нормы, фиксирующие определенную форму международного договора. Она зависит от усмотрения сторон, заключающих договор. Абсолютное большинство договоров оформляется в письменной форме. Однако имеются и устные соглашения. Так, в Конвенции 1969 г. указывается, что ее неприменимость по отношению к международным соглашениям «не в письменной форме не затрагивает юридической силы таких соглашений» (ст. 3). Устные международные договоры могут получать подтверждение в Коммюнике глав государств, которые не рассматриваются как самостоятельные договоры, но могут служить доказательством устной договоренности государств по какому:либо вопросу.
Основными элементами формы международного договора являются язык, структура и наименование договора. Наиболее значимым элементом договора является язык договора, с помощью которого стороны выражают свою позицию относительно содержания договора. В международном праве нет нормы, устанавливающей обязательность какого-либо языка при заключении договора.
В международной практике в целях гарантии равенства субъектов двусторонние договоры пишутся в двух экземплярах, на языках каждой из сторон договора. Причем оба текста договора аутентичны, то есть имеют равную юридическую силу, что закрепляется в самом договоре. Так, в Договоре между Республикой Беларусь и Чешской Республикой о взаимном регулировании вопросов, связанных с размещением дипломатических представительств, 1998 г. имеется такая формулировка: «Совершено в г. Праге... в двух экземплярах, каждый на русском и чешском языках». Причем оба текста имеют одинаковую юридическую силу (ст. 6).
Если язык сторон международного договора малоизвестен в международных отношениях либо в практике сотрудничества сторон, они составляют текст на третьем языке, который является преимущественным в случае расхождений в текстах на языках участников договора. Так, в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан 2001 г. закреплено: «Совершено в г. Душанбе... в двух экземплярах, каждый на белорусском, таджикском и русском языках... все тексты являются аутентичными. В случае любого расхождения в толковании преимущество имеет текст на русском языке» (ст. 19).
Следует отметить, что в некоторых двусторонних договорах текст, составленный на языке только одного участника, считается имеющим юридическую силу. Это возможно в исключительных случаях как санкция против государства, нарушившего нормы международного права. Примером могут служить мирные договоры 1947 г., заключенные Англией, Францией, СССР с государствами, выступавшими на стороне фашистской Германии во Второй мировой войне (Италия, Венгрия, Финляндия, Болгария). Только тексты этих договоров на языках стран, входивших в антигитлеровскую коалицию, считались аутентичными.
Если многосторонний договор заключен в рамках международной организации, текст договора публикуется на рабочих языках международной организации. Так, договоры, заключенные в рамках ООН, публикуются на шести рабочих языках ООН: английском, французском, испанском, русском, китайском, арабском (например, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.); в Совете Европы - на двух рабочих языках: английском и французском (Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.). Что касается иных многосторонних договоров, то они публикуются на тех языках, о которых договорились стороны.
К важным элементам международного договора относится структура договора. Обычно в договоре выделяется:
Преамбула, где излагаются причины и цели, которые ставят перед собой стороны договора,
Основная (общая) часть, включающая содержание договора;
Заключительная часть, где закрепляются срок действия договора, порядок его вступления в силу, возможность присоединения, заявления оговорок, поправок к договору, процедура денонсации договора.
Сложный по структуре договор отличается не только мно- гостатейностью, но и включает главы, разделы (части), имеет приложения. Подобная структура характерна для универсальных кодифицирующих договоров либо уставов международных организаций. Так, Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г. состоит из 6 частей и имеет приложение. Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. включает 12 частей и 128 статей. Особой структурной сложностью отличается Конвенция по морскому праву 1982 г., которая состоит из 16 частей, каждая часть включает разделы и подразделы и 320 статей. Кроме того, данная Конвенция имеет 9 приложений.
Наряду с традиционной структурой международных договоров имеется ряд двусторонних соглашений с упрощенной структурой, заключенных нетипичным способом путем обмена письмами (нотами) либо принятием параллельных резолюций одинакового содержания (используется в практике международных организаций). Показательно в этом плане Соглашение об установлении дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Союзной Республикой Югославия, заключенные путем обмена нотами. Министерство иностранных дел Республики Беларусь в своей ноте от 1 ноября 1994 г., предложило Министерству иностранных дел Союзной Республики Югославия от имени Правительства Республики Беларусь установить дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Союзной Республикой Югославия и считать дату ответной ноты Союзной Республики Югославия датой установления дипломатических отношений. Министерство иностранных дел Союзной Республики Югославия в своей ответной ноте подтвердило свое согласие на установление дипломатических отношений Союзной Республики Югославия с Республикой Беларусь путем обмена нотами.
В международном праве нет единого наименования международного договора. Термин «договор» используется как общее родовое понятие, так и для названия конкретного соглашения (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.).Применяются другие термины: соглашение (Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования и науки Республики Армения о сотрудничестве в области образования 2001 г.), пакт (Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.), хартия (Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.), статут (Римский статут международного уголовного суда 1998 г.), конвенция (Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.), протокол (Протокол о статусе групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств 1992 г.), меморандум (Меморандум о поддержании международного мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств 1995 г.), конкордат (так называются соглашения, заключаемые Ватиканом с государствами).
Следует отметить, что не существует каких-либо критериев, определяющих выбор сторонами того или иного термина для наименования соглашения. По мнению Международного Суда ООН, «применяемый термин не является определяющим элементом характера соглашения или международного обязательства».
Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как "международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования" (имеется в виду практика использования таких наименований, как "договор", "конвенция"," "соглашение" "протокол", "устав" и т. д., при этом учитывается значение термина "договор" как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме).
Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах).
Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или между такими другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.
Конвенция не исключает возможности заключения международных соглашений "не в письменной форме", т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности.
Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части.
Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником международного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие.
Структура международных договоров. Договор представляет собой единую систему взаимосвязанных норм. Поэтому он должен рассматриваться как единое целое, в котором все постановления обязательны для сторон. Основными элементами структуры договора являются:
1) преамбула (введение), где указываются цели договора, а так же ряд формальных моментов (название договора и сторон, иногда фамилии уполномоченных, проверка полномочий и другие) и реже многосторонние договоры составляются обычно на наиболее распространенных языках мира: английском, французском, испанском, русском, а заключаемые в рамках ООН - еще и на арабском и китайском языках. Все эти шесть языков являются официальны ми языками ООН.
2) конкретные нормы (например, в мирных договорах - о прекращении состояния войны);
3)центральная часть , которая содержит положения по существу регулируемых отношений;
4)заключительная часть , которая включает положения о порядке вступления в силу, действии и прекращении действия договора.
В настоящее время положения договора обычно делятся на статьи, а иногда на главы (Устав ООН, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.) и даже части (Всемирная почтовая конвенция). Статьи иногда имеют свои наименования. Это облегчает пользование текстом договора, особенно если он сложен или значителен по объему.
Все более широкое распространение получают приложения . Это как бы пятая часть договора. Однако для придания им силы самого договора нужно специальное указание в договоре. В противном случае такие акты не будут частью самого договора. Например, не был приложением к советскогерманскому Договору о ненападении 1939 г. подписанный одновременно с ним Дополнительный секретный протокол о сферах влияния в Европе.
Наличие всех элементов структуры в каждом договоре необязательно и не влияет на его юридическую силу: договор без преамбулы, без заключительных статей так же обязателен и действителен, как и договор с этими частями.
Виды.
Договоры могут классифицироваться по кругу участников:
Двусторонние
Многосторонние:
Универсальные (общие, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты МП);
Договоры с ограниченным числом участников.
Договоры также могут быть:
Закрытыми (к ним, как правило, относятся двусторонние договоры. Участие в таких договорах третьих лиц предполагает согласие их участников);
Открытыми (может участвовать любое гос-во, и такое участие не зависит от согласия сторон договора).
В зависимости от органа гос. власти:
Межгосударственные (от имени государства);
Межправительственные (от имени Правительства);
Межведомственные (в пределах своих полномочий).
От нормативного содержания:
Правообразующие (многократное применение);
Договоры – сделки (рассчитаны на разовое применение)
По объекту регулирования:
Политические: о союзе, ненападении, нейтралитете, сотрудничестве, дружбе, мире и др.
Экономические: об экономической помощи, поставках, строительстве, кредитах, платежах, расчетах и др.
По специальным вопросам: о научном и культурном сотрудничестве, здравоохранении, правовой помощи и др.
Военные: ограничение вооружений и вооруженных сил, размещений войск за границей, поставки военной техники и др.
По форме: письменные и устные, «джентльменские соглашения»
По сроку действия:
бессрочные, определенно-срочные и неопределенно-срочные.
По названию: договор, конвенция, пакт, соглашение, устав, протокол.
Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.
Полномочия. Договор заключается представителями государств. Для этой цели им выдаются специальные документы - полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в соответствии с национальным законодательством. Определенные должностные лица в силу своего служебного положения и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать действия по
заключению договора без специальных полномочий.
В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц: а) главы государств; б) главы правительств; в) министры иностранных дел; г) главы дипломатических представительств; -д) представители государств на международных конференциях и в международных организациях.
Если заключается международный договор с участием международной организации, то специальные полномочия для этой цели не требуются лицу, которое в соответствии с правилами организации рассматривается как представляющее эту организацию.
Подготовка текста договора. Текст договора разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатическим каналам), на конференциях или в рамках международных организаций.
Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непосредственно, либо с использованием дипломатических средств. Государства через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или представляют конкретные проекты договора). Затем на основе их тщательного изучения и оценки они предлагают для согласования возможные изменения, уточнения позиций и соответственно проекта договора. Путем взаимных уступок и компромиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников.
Иногда для подготовки договора по сложной проблеме используются и дипломатические каналы, и переговоры на уровне делегаций, и встречи министров иностранных дел, и встречи на высшем уровне.
Принятие текста договора . Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным (т. е. изменению не подлежит) и подлинным документам, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установление аутентичности- подлинный, действительный, верный). Оно может быть предварительным и окончательным.
Предварительное принятие текста договора осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания.
Путем голосования, как правило, принимается текст договора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. Это решение оформляется актом - резолюцией международной конференции или соответствующего органа международной организации, которая принимается большинством голосов (простым или двумя третями в зависимости от правил, одобренных на конференции или в организации).
Парафирование - это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или договоров с небольшим числом участников (например, были парафированы Договор между СССР и ФРГ о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, некоторые соглашения стран СНГ и др.). Парафированный договор подлежит окончательному принятию.
Подписание ad referendum - условное, предварительное, требующее подтверждения компетентного органа государства.
Форма окончательного принятия текста договора - подписание . Оно порождает определенные юридические последствия: а) дает право подписавшему государству выразить согласие на обязательность договора; б) обязывает подписавшее государство не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу.
Форма международных договоров. Договор заключается, как правило, в письменной форме, но Венская конвенция о праве международного договора признает и устную форму (так называемое джентльменское соглашение). Однако договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная, поскольку только в письменной форме четко и конкретно фиксируются права и обязанности сторон.
Международные договоры представляет собой единую систему взаимосвязанных норм, которые все вместе и каждая в отдельности обязательны для сторон.
К структуре договора относятся его составные части, такие как:
преамбула;
заключительная часть;
приложения.
Важной частью договора является преамбула, поскольку в ней часто формулируются мотивы заключения и цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.
Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.). В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.
В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, срок действия, язык, на котором составлен текст договора, и т.д.
Международные договоры часто имеют приложения (содержат технико-юридические нормы по выполнению условий договора) в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д. Приложения могут являться неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом тексте договора.
Оговорка - одностороннее действие, посредством которого государство желает исключить из текста договора положение, которое, по его мнению, противоречит тексту договора или по другим основаниям.
Оговорка может быть сделана с условиями.
1. Если договор прямо не запрещает оговорок, а также при подписании, ратификации, утверждении и присоединении к международному договору.
2. Если договор подлежит ратификации, то оговорка, сделанная при подписании, должна быть воспроизведена в ратификационной грамоте.
3. Если договор заключен между ограниченным числом участников или если из объекта и целей следует, что он должен применяться между отдельными участниками, то договор должен приниматься всеми участниками договора, однако если одна из сторон возражает против оговорки, то это не препятствует участию государств в этом договоре, но между тем государством, которое возражает против оговорки, и государством, которое эту оговорку приняло, правоотношение по вопросу оговорки не действует.
4. Участник, сделавший оговорку, вправе в любой момент ее снять. Право на оговорку является суверенным правом каждого государства.
14 Подготовка и согласование текста.
При заключении международных договоров выделяют следующие стадии его заключения.
Первая стадия: согласование воли государств относительно текста документа, проведение переговоров с государствами. В процессе переговоров государства через своих уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции относительно содержания документа. На основе изучения всех позиций государств предлагается согласовать проект документа. Путем взаимных уступок государств относительно текста документа проект документа подвергается изменению до тех пор, пока с ним не согласятся все участники. Для того чтобы текст договора был окончательно согласован, предусмотрена процедура принятия текста договора. Она может выражаться посредством голосования, парафирования, подписания ad referendum.
Вторая стадия: согласование воли государств относительно обязательности норм международного договора. Стадия включает в себя индивидуальные действия государств в зависимости от условий договора и требований национальных законодательств. Это могут быть подпись уполномоченного лица в знак согласия с текстом международного договора, присоединение к договору, а также ратификация или утверждение договора.
Подписание – это одна из форм принятия обязательности по договору.
Ратификация – это акт утверждения договора высшими органами государства либо в порядке референдума.
Присоединение осуществляется тогда, когда государство не имело возможности участвовать в его разработке, но изъявило желание присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре к нему.
Третья стадия: вступление в силу международного договора. Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу:
1) с даты подписания;
2) по истечении определенного срока после подписания;
3) с указанной в договоре даты.
В целях обеспечения более широкого участия государств в многосторонних договорах международное право закрепляет возможность государств делать оговорки, т. е. односторонние заявления, исключающие или изменяющие действие того или иного положения международного договора.
Международный договор вступает в силу с момента и на условиях, указанных в договоре.
Четвертая стадия заключается в регистрации и опубликовании международного договора. Международные договоры должны быть зарегистрированы в Секретариате ООН. Регистрация не влияет на юридическую силу договора, но стороны не имеют права ссылаться на него в органах ООН. Опубликование международных договоров осуществляется в периодически издаваемом сборнике «Treaty Series», а Европейских Конвенций – в сборнике «Counsil of Europe Treaty Series».
Основная часть - делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944г.) В некоторых договорах статьями, а также разделами (главами, частями) могут даваться наименования.
Заключительная часть
- излагаются положения вступления в силу и прекращения договора, а также язык, на котором составлен текст договора.
В настоящее время широкое распространение получили приложения, но для придания им силы самого договора необходимо специальное указание в нем или в приложении к нему, иначе такие акты нельзя рассматривать как часть договора.
Договоры могут носить различные наименования (например, соглашение, конвенция, собственно договор, протокол, декларация, устав, хартия и т.д.), однако в международном праве не существует общепризнанной классификации таких наименований. Какого-либо юридического значения наименование договора не имеет, поскольку соглашение под любым наименованием является договором, создающим права и обязанности для его участников.