Перераспределение земельных участков определение. Перераспределения земельных участков
Что такое перераспределение земельных участков
Важно! Процесс перераспределения земельных участков имеет ряд особенностей, которые полностью отражают его практическую суть:
- происходит смена границ, ранее установленных, между соседними участками, последнее затрагивает минимум два участка;
- происходит формирование новых угодий, которые оформляются соответствующими документами и вносятся в кадастр;
- земля повторно межуется, устанавливается разграничение, при необходимости производится изменение эксплуатационного назначения участка.
Законодательный аспект
Основы нормативно-правового регулирования заложены в 11.7 статье Земельного кодекса.
Обозначенные в данной статье нормы приведем ниже:
- процесс перераспределения влечет за собой формирование одного или нескольких участков земли с новыми границами, а существовавшие ранее аннулируются;
- вновь образованные участки являются основанием для прекращения существования имевших место ранее и приводят к образованию новых земельных образований;
- если участок, принадлежащий одному собственнику – частному лицу, перераспределяется для нескольких владельцев, то последние наделяются соответствующими полномочиями, подтверждающимися законодательством;
- при перераспределении земель, принадлежащих муниципалитетам или государству, между частными собственниками или муниципалитетами, государством и муниципальными органами, а также принадлежащих на правах пользования физическим лицам, в силу вступают статьи 4 главы Земельного кодекса;
- одновременно процесс перераспределения земель между собственниками разных статусов: частными лицами и организациями, муниципальными властями и государством влечет за собой оформление документации, подтверждающей их правомочность в отношении участков.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.
Изменения в процедуре перераспределения
В начале июля 2016 года рассматриваемая процедура претерпела изменения, последнее связано со вступлением в силу 334 ФЗ.
Изменения коснулись государственных органов, занимающихся вопросами перераспределения и оформлением разрешительной документации. Коррективы затрагивают вопросы, связанные с участками, имеющими неразграниченную государственную собственность.
- вопросы сельских земель находятся в компетенции местных властей;
- по вопросам уточнения границ земельных участков также следует обращаться в местные администрации и администрации сельских поселений, на территориях которых они расположены;
- по завершении всех процедур перераспределения их новый владелец или пользователь получает правоустанавливающие документы.
Одновременно с этими нововведениями присутствует и ряд изменений, внесенных в Земельный кодекс сравнительно недавно.
В первую очередь они затрагивают вопросы присоединения частей или отрезов муниципальной земли к частным владениям. Такие земли именуются прирезками. Законодатель позволяет проводить такие мероприятия по присоединению муниципальных земель к частным.
Фактически такое изменение в законодательстве дало основание узаконивать самозахваты частниками муниципальных участков. Кроме того, такая процедура может иметь необходимость и в ряде других случаев.
Условия перераспределения земли
Важно! Рассматриваемая процедура требует соблюдения ряда условий в ходе ее проведения:
- перераспределение или присоединение участков допустимо, если они соприкасаются между собой хотя бы в одной точке, то есть являются соседними;
- участок, на который претендует гражданин, не должен иметь обременений в виде арестов, залогов и иных ограничений;
- до момента подачи документов необходимо обратиться к собственнику участка, на который претендуете, договориться о прирезке, а по возможности составить предварительное соглашение письменно;
- далее собирается пакет документов для проведения процедуры;
- в территориальный отдел Росреестра предоставляется заявление по факту предстоящего проведения перераспределения;
- после этого необходимо заказать межевание, которое проводит кадастровый инженер.
Классификация процесса
- перераспределение земель частных граждан и организаций. В этом случае составляется особое соглашение, а госорганы выдают подтверждающие документы;
- перераспределение муниципальных землевладений и участков, последнее происходит в ходе передачи земель муниципалитета государству, а также при передаче участков между муниципалитетами и муниципальными органами;
- перераспределение участков или изменение границ в ситуации, когда делимая земля переходит от частного лица к государству.
В каких случаях запрещается перераспределение
Учтите! Наряду с вышеперечисленными нововведениями законодатель ввел ряд изменений в условия, при которых могут отказать в перераспределении:
- вынесение на аукцион или торги государственного участка, в отношении которого запрашивается перераспределение;
- недопустимо перераспределение несмежных, то есть не имеющих точек соприкосновения земельных участков;
- если земли, которые обозначены для перераспределения, не проходили межевание. Перед изменением границ участков их необходимо сначала обозначить, а после этого провести перераспределение;
- недопустимо перераспределение участков, имеющих различное эксплуатационное назначение. Так, нельзя прирастить за счет сельскохозяйственных земель участок под ИЖС, даже если они смежные. Последнее допускается после изменения назначения земель посредством оформления соответствующих документов;
- не производится перераспределение участков, если они находятся на территориях разных муниципалитетов.
Посмотрите видео. Перераспределение земельных участков:
Порядок процедуры с 1 января 2018 года
Так, если ограничений на перераспределение участков по вышеперечисленным основаниям не имеется, гражданам можно начинать процедуру, состоящую из следующих этапов:
- прийти с собственником смежной земли к устному соглашению;
- в территориальный компетентный орган направить заявление о своем желании произвести передел земли;
- обратитесь за помощью к кадастровому инженеру с вопросом об изменении границ участков;
- далее необходимо составить письменное соглашение об установлении новых границ с владельцем участка, от которого добавлен отрез к вашему, а данный документ представляется в муниципальный орган;
- если муниципалитет примет положительное решение, утверждается план нового землевладения;
- изменение границ участков влечет за собой обязанность владельцев поставить их на кадастровый учет;
- после постановки на учет необходимо получить новый кадастровый паспорт.
Кадастровый паспорт выдается после проведения кадастровых работ, которые проведет геодезическая компания или кадастровый инженер. При обращении в геодезическую компанию необходимо удостоверится в том, что последняя имеет соответствующие лицензии на подобные работы.
Кроме того, геодезические компании, осуществляющие работы по межеванию, должны числиться в специальном реестре или списке федерального значения, найти который можно на сайте Росреестра.
Процедуры утверждения кадастровых планов проводят специалисты Земельных департаментов или комитетов, распложенных на территориях муниципалитетов. Документы на новый участок утверждаются, если установление новых границ не влечет за собой нарушений требований сервитутов.
Одновременно в новом объеме участок не должен превышать установленных в регионе или муниципалитете максимальных норм землевладений.
В процессе регистрации новому собственнику необходимо предоставить все имеющиеся у него документы на землю, доказывающие или подтверждающие его право собственника. Это кадастровый паспорт, удостоверение личностей владельцев участков, постановления муниципального органа, платежные документы о внесении госпошлин.
Необходимые документы
При подаче заявления о перераспределении его необходимо подтвердить установленным пакетом документов.
Запомните! В первую очередь это:
- заявление от организации или частного лица;
- устанавливающие и подтверждающие на обозначенные участки право собственности документы, даже если в едином госреестре они не обозначены;
- карту участков, если межевой проект отсутствует, на основании которого было проведено перераспределение;
- доверенность уполномоченного на проведение процедуры лица, если документы подаются не собственниками земель;
- если документы составлены на иностранном языке или подаются организацией-нерезидентом.
ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления о перераспределении земельных участков:
Составление заявления
Так, исходя из норм данной статьи, заявление должно отражать следующие сведения:
- данные о заявителе: паспорт, адрес;
- кадастровый номер увеличиваемого участка;
- спроектированное межевое дело относительно данного участка.
Нюансы процедуры между двумя собственниками
Процедура перераспределения земель между собственниками двух участков происходит по определенным законом правилам. В первую очередь сторонами, участвующими в перераспределении, производится изучение всей имеющейся на земли документации, подтверждающей право собственности. После этого в территориальные кадастровые органы направляются запросы.
Соглашение о перераспределении заключается между несколькими лицами, а поэтому оно должно соответствовать установленным письменным формам, а именно договору по установленному законом образцу.
При отсутствии такого документа, то есть если перераспределение произведено без письменного соглашения, вопрос решается через суд.
Примечательно, что число сторон, участвующих в подобных сделках, законодатель не ограничивает.
- проверено сегодня
- кодекс от 01.06.2019
- вступила в силу 01.03.2015
Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.
Сравнить с редакцией статьи от 11.08.2017 01.01.2017 01.03.2015
Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
- 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
- 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
- 4) реквизиты утверждённого проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
- 5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
- 1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
- 2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
- 3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
- 4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Заявление о перераспределении земельных участков и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок и способы подачи заявлений о перераспределении земельных участков, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
- 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
- 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утверждённым проектом межевания территории;
- 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьёй 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- 1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
- 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
- 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
- 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
- 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
- 6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
- 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
- 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
- 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьёй 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
- 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
- 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
- 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утверждённым проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утверждённым проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учёта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учёта земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
Кадастровые работы по перераспределению земельных участков выполняются в том случае, если собственников не устраивают существующие границы между смежными участками или конфигурация участков. Неудачная форма земельного участка, наличие вкраплений и вклиниваний смежных участков, сложности с логичным подведением коммуникаций и подъездом к земельному участку – оснований и причин для перераспределения земельных участков достаточно много. Что такое перераспределение земельных участков – это комплекс кадастровых работ по изменению границ и конфигурации смежных земельных участков, фактически это сведение ряда действий таких как раздел и объединение в одно – перераспределение. При перераспределении смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование первичных смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки.
Наиболее распространенным вариантом перераспределения земельных участков является перераспределение границ внутри границ землепользования, находящегося в частной собственности. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
Земельные участки, подлежащие перераспределению должны соответствовать ряду требований:
- участки должны быть поставлены на государственный кадастровый учёт в соответствии с требованиями действующего законодательства, границы их должны быть определены
- участки должны быть смежными
- участки должны принадлежать одному административному округу (в результате кадастровых работ не должны изменяться границы муниципальных образований)
- участки должны иметь одну категорию и одно целевое назначение.
Право собственности на образуемые в результате перераспределения новые земельные участки возникает у собственников исходных (преобразуемых) в соответствии с теми условиями, которые указанные собственники установят в соглашении об образовании земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев:
- перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
- образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных п. 1 ст. 49 ЗК РФ.
В вышеназванных случаях перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ. При этом условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются указанным соглашением.
Соглашение заключается по правилам гражданского законодательства Российской Федерации с учетом императивного требования специальной нормы п. 4 ст. 11.7 ЗК РФ: в таком соглашении обязательно должны быть определены условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение допускается при наличии в письменной форме согласия собственников исходных земельных участков. Не требуется такое согласие при перераспределении земельных участков на основании решения суда.
Как провести работы по перераспределению земельных участков Правильно и законно провести кадастровые работы и получить именно тот кадастр который вам нужен вам помогут специалисты землеустроительной компании КадГеоТрест. Звоните или присылайте заявку на электронную почту.
Если у Вас возникли вопросы, то вы можете их задать нам в этой форме и мы ответим вам на указанный вами e-mail.
Существует несколько способов образования новых площадей, которые разрешены законом. К каждому из них установлено много требований, о которых не всегда знают граждане, желающие стать владельцами земельного надела.
Одним из способов стало перераспределение земельных участков с муниципальной землей. Эта процедура имеет определенную схему, нормы проведения. Регулируется процесс Земельным Кодексом Российской Федерации, в частности, его статьей 11.7.
В статье указаны условий и порядок процедуры, а также важное уточнение – образование земельного участка путем перераспределения возможно только по отношению к смежным земельным территориям.
Образование новых участков
Новое распределение земель может производиться по разным причинам. Изменение существующих границ проводится:
- если нужно увеличить площадь участка и для этого к нему присоединяется соседний;
- если одна площадь делится на несколько частей;
- при необходимости прокладывания коммуникаций по смежным территориям;
- для устранение ломаных границ участка;
- для возведения недвижимости, которая без перераспределения не может правильно разместиться на старом участке.
В таких ситуациях изменяется межевой план, меняются границы, происходит оформление новых участков.
Принцип перераспределения
Что такое перераспределение и по какому принципу оно происходит? Перераспределением называется процесс внесения изменений границ участка, его увеличение за счет присоединения других территорий .
Образец наиболее распространенного вида перераспределения – это присоединение земельной площади, являющейся собственностью муниципалитета. Также при распределении может присоединяться часть территории, которая была приобретена у владельца соседнего участка.
Муниципальной администрацией, представляющей власть, не редко выделяются земельные наделы, которые частные лица могут оформить в свою собственность и использовать в различных целях.
Например, для ведения сельского хозяйства. Владелец участка присоединяет к своей земле некоторую площадь земли муниципальной, которая является смежной по границе. Такое присоединение часто решает многие проблемы собственника, всегда является выгодным.
Основные требования
Существуют стандартные правила проведения такой операции с земельным участком. После перераспределения не должен быть ограничен свободный доступ к площадям других владельцев.
- Когда проводится новое распределение участков и земель, создаются новые границы. У собственника увеличивается площадь участка, он получает права на большее имущество.
- Собственник может увеличить свой участок землями муниципальными и землями госсобственности, если нет преград для изменения границ.
- Для того, чтобы присоединить к своей земле еще часть территории (государственной или муниципальной), нужно точно указать место расположения рассматриваемой площади. Помогут в точном определении специалисты кадастрового органа.
- Гражданин должен подготовить необходимые документы. Нужно будет подтвердить и права в землепользовании собственным участком. Также пишется заявление на изменение границ. Бланк заявление можно взять в местной администрации.
- Местная администрация рассматривает заявление, приложенные документы и выносит свое решение. На постановление дается 30 дней, по истечению которых собственник должен иметь положительный или отрицательный ответ. Если заключение по вопросу перераспределения от администрации положительное, начинается процедура оформления нового участка.
- Для того, чтобы в реестр была внесена запись об образовании нового участка, потребуется проведение различных кадастровых работ. Происходит составление межевого плана по перераспределению, разрабатывается чертеж участка, такой работой занимаются квалифицированные специалисты.
- Выдается на новую земельную площадь кадастровый паспорт. Между местной властью и собственником, который получает новые земельные территории, составляется специальное соглашение.
- Новый участок регистрируется в Росреестре, гражданин получает свидетельство о праве собственности на него.
Процедура образования нового участка достаточно сложная. Необходимо собрать документы к заявлению, заказать кадастровые работы, проверить с юридической стороны соглашение о перераспределении, выполнить другие задачи.
ВНИМАНИЕ! Гражданин сам оплачивает регистрацию в государственном кадастровом реестре и другие работы, связанные с перераспределением.
Неподготовленному человеку самостоятельно сложно выполнить все эти шаги, процесс затягивается надолго. Чтобы не терять драгоценное время, можно воспользоваться услугами юриста, который хорошо знает ЗК или специальной компании, занимающейся данными вопросами.
Особенности
Когда изменение границ необходимо собственникам нескольких смежных участков, они могут составить соглашение между собой.
Такой добровольный договор с указанием всех нюансов перераспределения позволяет упростить процедуру, ускорить ее. В результате такого решения вопроса редко в последствие возникают споры между соседями.
Процедура такого перераспределения немного отличается от присоединения земли муниципальной или государственной. Владельцы смежных территорий заключают договор или соглашение, подготавливают нужные документы. Потом они подают заявление в Росреестр и компанию, занимающуюся межеванием.
Орган, уполномоченный по данным вопросам, составляет протокол для выполнения работ по перераспределению. Дальше – осуществление кадастровых работ, постановка участков с новыми границами на учет в Росреестре. Заключительный этап – регистрация прав собственности.
Оформление документов
Для того, чтобы изменить границы своего участка, собственник подает заявление в местную администрацию, а также подает целый пакет документов к нему.
Это требование законов, которые определяют проведение процедуры.
- Заявление составляется по образцу, который можно взять в самой администрации. В нем должны быть данные, которые требует статья 39.29 ЗК РФ.
- Указываются данные о заявителе (фамилия, имя, отчество, данные паспорта, адрес).
- Нужны данные об участках (кадастровый номер), уже находящихся в частной собственности и тех, которые подлежат присоединению.
- Дается и проект межевания образовавшегося надела.
Обязательно следует предоставить документ, который подтверждает положение собственника – свидетельство о праве собственности на землю. Подготавливается схематический план участка, кадастровый паспорт, копия страниц гражданского паспорта заявителя.
Что содержит соглашение между владельцем нового участка и местной властью? Анкетная информация о собственнике, технические характеристики участка земли, сведения о праве собственности каждой стороны, принимающей участие в операции. Также соглашение должно содержать и цель перераспределения.
Практические наблюдения
Чем характеризуется перераспределения схема, пример может показать более наглядно. Стоит рассмотреть присоединения к участку муниципальных земель, это наиболее распространенная ситуация.
ВНИМАНИЕ! Обязательно при составлении схемы межевания учитывать данные кадастрового паспорта, площади надела, топографической съемки.
Схема межевания может составляться даже не для одного, а для нескольких участков сразу. Работа выполняется только специалистом – кадастровым инженером.
Для составления схемы ему нужны правоустанавливающие документы, кадастровый паспорт на землю, градостроительные данные, предоставленные муниципалитетом. Также может понадобиться и другая документация.
Включает схема координаты участка, а также графическую часть и титульный лист. Чтобы она была утверждена, следует подать еще и правоустанавливающие документы на землю, пояснительную записку, схему границ участка. Если на нем есть недвижимость, она также указывается.
После составления документов инженер, как исполнитель, должен подписать этот документ, на нем должна стоять печать, подтверждающая согласование. Если нет никаких осложняющих обстоятельств, процесс перераспределения занимает около двух месяцев.
Стоимость услуги
Присоединение к участку муниципальной или государственной земли – платная процедура. Стоимость оплаты устанавливается в зависимости от того, кому она принадлежит.
- Местная власть определяет стоимость перераспределения, если присоединенная земля принадлежит ей.
- При присоединении федеральной собственности выполняются требования по оплате, установленные постановлением Правительства.
- Если земля принадлежит субъекту Федерации, правила проведения перераспределения устанавливаются также этим субъектом.
Причины для отказа
Не всегда заявление по поводу перераспределения земель получает положительный ответ. Но отказ обязательно должен отвечать пункту 9 статьи 39.29 Земельного Кодекса . В нем предусмотрены такие причины отрицательного результата.
- Когда между сторонами, участвующими в перераспределении, не достигнуто согласие.
- Не присоединяется земля со строениями, являющимися собственностью государства, федерации, муниципалитета.
- Если участок ограничен в обороте или является резервным для осуществления государственных нужд.
- Отказ поступает в случае, когда новый участок будет превышать нормы площади.
- Если заявитель еще не определил путем межевания границы своего собственного надела.
Часто причина отказа может быть устранена, и в таком случае заявитель начинает процесс по-новому.
Перераспределение земельных участков между двумя собственниками и более осуществляется согласно статей земельного кодекса, регулирующих данный вопрос. В ходе такого процесса возможно осуществлять как увеличение общей площади земельного надела, так и его уменьшение путем корректировки границ с принятием дополнительных площадей в свою собственность либо передаче другим лицам.
С 1 января 2017 года нормативные акты, определяющие условия подобных изменений, а также сопутствующие факторы, которые могут помешать таким процедурам, несколько изменились.
В чем заключается перераспределение земель
Что такое перераспределение земель – в чем оно заключается? Процедура перераспределения земель заключается в следующих операциях:
- Изменение границ смежных друг с другом территорий (такие перемены могут касаться двух и более участков);
- Образование новых территорий с измененными границами, занесенными в соответствующие кадастровые документы;
- Упразднение старых пределов участков и их использование с учетом уже нового назначения (если таковое было принято).
Изменения в порядке перераспределения земель
Основными изменениями, вступившими в силу после начала действия ФЗ РФ от 03.07.2016 №334, стали касающиеся органов, уполномоченных к выдаче разрешений и определения возможности перераспределения. Такие нововведения касаются участков, государственная собственность на которые не разграничивается и заключаются они в следующем:
- Все вопросы, касающиеся территорий, относящимся к сельским поселениям, принимаются на уровне органов местного самоуправления;
- При необходимости корректировки границ участка с использованием земель с/х поселений в первую очередь нужно обращаться с заявлением в администрацию того района, к которому территориально относится интересующий участок;
- С момента проведения перераспределения все полномочия по использованию таких участков переходят к их владельцу.
Классификация возможных перераспределений
На данный момент законодательством выделяется три типа возможных изменений границ земель, зависящих от их собственников:
- Если осуществляется перераспределение земель, находящихся в собственности граждан, физических и юридических лиц. В таком случае такое изменение долей регламентируется подписанием соглашения о перераспределении земельных участков между собственниками наделов с одновременным получением разрешения государственных органов;
- Перераспределения, связанные исключительно с муниципальной землей. Такой вариант осуществляется, когда участки, находящие под ведомством государства переходят от одного учреждения (министерства, организации и т.д) к другому;
- Изменение границ двух смежных участков, когда один из них находится в частной собственности, а другой принадлежит государству. Данный вариант связан с особо жестким регламентом, определяющим возможность размежевания. Кроме того, существенную роль играет назначение муниципальных участков, а также целевое использование участка собственника.
Возможные причины отказа в перераспределении
Новый закон также несколько изменил основные условия, при наличии которых может быть вынесен отказ в проведении перераспределения:
Порядок процедуры перераспределения участков
В том случае, если участки не подпадают под категории, при которых перераспределение невозможно, собственникам наделов необходимо будет осуществить такие шаги:
- Составить предварительную устную договоренность между владельцами земель;
- Обратиться в государственный муниципальный орган для выдачи разрешения;
- Пригласить специалиста кадастрового отдела для проведения процесса перенесения границ;
- Заключить письменный договор и подать его в орган местного самоуправления;
- В случае положительного решения получить решение об утверждении плана участков с внесенными корректировками;
- Поставить участок с новыми границами на учет в Кадастровой палате;
Получить кадастровый паспорт, содержащий новые утвержденные границы.
Видео: Консультация о прирезки земли к своему земельному участку