Переходный или непереходный вид глагола как определить. Определяем переходность глагола
Запишите глаголы в столбик, определите их вид, найдите, если можно, видовую пару, если нельзя, объясните причину.
Угадайка
РазрЕзать - разрезАть
Характеризовать – двувидовой
Слышать – одновидовой, не стремится к изменениям.
Оказываться – оказаться
Бегать – одновидовой, глаг. движения
Аплодировать – одновидовой, многократность д-я
Брать – взять
Познавать – познать
Вести – одновидовой, глаг. движения
Говорить - сказать
Все глаголы русского языка по отношению к объекту (предмету) действия делятся на 2 группы: переходные и непереходные. Переходность – непереходность связана со значением самого глагола.
В языке часть глаголов обозначает действие, направленное на предмет, который при этом изменяется (покрасить дом) или возникает как результат этого действия (написать письмо), такие глаголы называются переходными .
Возможность или невозможность задать глаголу вопрос кого? что? – прием определения переходности / непереходности.
Предмет, на который направлено действие, является прямым объектом действия, он выражен существительным в форме винительного падежа без предлога: Старик ловил неводом рыбу.
Объект действия при переходных глаголах может также выражаться формой родительного падежа:
1) при обозначении части объекта (выпить чаю ),
2) при наличии отрицания при глаголе (не купить молока ).
Морфологических признаков переходности у глаголов нет, за исключением группы глаголов типа белить – белеть, чернить – чернеть и глаголов с приставкой обез- (обес-): обезлюдить – обезлюдеть, обескровить – обескроветь. В этих парах глаголы на –ить являются переходными, а глаголы на –еть – непереходными.
Переходными глаголами являются:
1) глаголы, обозначающие действия, что-либо создающие: строить, рисовать, сооружать;
2) глаголы, обозначающие действия, что-либо разрушающие: ломать, снести, уничтожить;
3) глаголы восприятия: видеть, слышать, чувствовать.
При определении переходности / непереходности глагола нужно установить показатели переходности. В предложении показателем переходности является прямое дополнение – существительное или местоимение в В.п. без предлога или в Р.п. – при отрицании или выражении части целого, а также эквиваленты В.п.
1) В предложении отсутствует прямое дополнение, но его можно восстановить из контекста или ситуации: У них, наверное, есть хлеб. Купите у них, ладно?
2) При глаголе есть инф-в, который можно заменить В.п. без предлога: Люблю спать на чердаках (К.Пауст).
3) При глаголе нет прямого дополнения, но есть придаточное предложение, которое можно заменить В.п. без предлога: Наташа увидела , что по рельсам идут паровозы.
4) При глаголе нет В. или Р.п. прямого обънкта, но есть устойчивые сочетания (Д.п. с по , количественные сочетания), которые можно заменить В.п. без предлога: Сейчас бы по котлеточке горяченькой съесть . Давайте побольше деталей – я все соберу (И. Василенко).
5) При глаголе есть субстантивированное неизменяемое слово, которое заменяется В.п. без предлога: Ставлю тебе «хорошо».
Во всех перечисленных случаях у глагола в предложении нет прямого объекта, но к нему можно задать вопрос кого? что? , поэтому он переходный.
Непереходные глаголы – это глаголы, которые обозначают действие, не способное переходить на прямой объект, поэтому они не сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога: синеть, идти, грустить, мчаться.
Непереходными глаголами являются:
1) глаголы бытия, существования: быть, существовать, находиться;
2) глаголы движения: идти, плавать, кататься;
3) глаголы физического и психического состояния: стоять, болеть, сердиться;
4) глаголы рода деятельности, занятий: учительствовать, плотничать;
5) глаголы, обозначающие манеру поведения: храбриться, молодиться;
6) глаголы слухового и зрительного восприятия: стучать, сверкать.
Непереходность может быть формально выраженной и невыраженной. Показателем непереходности служит аффикс –ся (-сь): радоваться, собираться. Но непереходными могут быть и глаголы без –ся: мечтать, работать.
Глаголы с аффиксом –ся (-сь) называются возвратными, они составляют особую разновидность непереходных глаголов (ср.: умывать ребенка – переходный глагол, умываться – непереходный). Благодаря присоединению аффикса –ся глагол умывать стал непереходным и получил дополнительный смысловой оттенок - себя .
Трудные случаи определения переходности / непереходности глаголов
1. При определении переходности / непереходности нужно учитывать, в каком значении употреблен глагол в предложении: есть такие случаи, когда в 1 значении он переходный, в другом – непереходный.
Наконец все замолчали.
Всё можно растерять, что собрано веками, всё можно замолчать , расправами грозя… И только человеческую память забетонировать и истребить нельзя! (С. Михалков).
2. При анализе В.п. прямого объекта нужно отграничивать его от В.п. с обстоятельственным значением: Жители выселок жгут костры всю ночь (К. Пауст.). Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь (Н. Заболоцкий).
- гладил кота;
- искал ключи;
- записывал рецепт и т.д.
- засыпал стоя;
- прыгнуть;
- лететь.
Переходные глаголы, это те, действие которых переходят на предмет. Например, писать, читать, кушать, рисовать, посмотреть, согреть и так далее.
Непереходные глаголы, это те, действие которых не переходят на предмет. Например, смеяться, заниматься, лететь, развиваться и так далее. Все очень просто!
Переходные глаголы, примеры:
читаю журнал,
смотрю фильм,
не выпил чаю,
насобирал коллекцию,
глажу белье,
любить жизнь,
вспенил мыло.
Непереходные глаголы, примеры:
задумался о жизни,
собрался в гости,
заболеть гриппом,
махать флажком,
засмотрелся на огонь.
Определить переходные глаголы можно по спряжению, это глаголы второго спряжения. Переходные глаголы направляют свое действие на предмет и по этому признаку переходные глаголы отличаются от непереходных, которые обозначают действие сама по себе. На таблицах определению и примеры глаголов двух видов.
Переходные - это глаголы, после которых нужно написать дополнение, уточнение. А непереходные - это глаголы самостоятельные.
Примеры переходных глаголов:
- Девочка пишет сочинение.
- Мальчик уже видел этот фильм.
Примеры непереходных глаголов:
- Старик упал .
- Автобус наконец-то приехал .
Некоторые примеры переходных глаголов: рисовать (пейзаж), слушать (сказки), рассказывать (новости), нести (сумку), дарить (цветы), приносить (радость).
Некоторые примеры непереходных глаголов: одеваться, веселиться, радоваться.
Переходный глагол указывает, что действие переходит на другой предмет. Переходными являются глаголы, управляющие винительным падежом существительного без предлога и родительным падежом с отрицанием, с обозначением существительным части от целого или, напротив, большого количества предметов.
Примеры переходных глаголов: рисовать дом, строить квартиру, нести корзинку, выпил молока, поел варенья, съел мяса, насобирал грибов, не выучил правил.
Все остальные глаголы непереходные и возвратные тоже.
Например:собираться в поездку, грозить кулаком, расти, улететь, знобить, болеть.
Определить, переходный ли глагол или нет, очень легко.
Необходимо после глагола задать вопрос кого? или что?. Если это удастся сделать, то глагол считается переходным, если нет, то непереходным.
Например: вижу (что?) дерево,
знаю (что?) правило,
готовлю (что?) суп.
НО восхищаюсь (вопрос ЧТО? задать нельзя),
прихожу (тоже нельзя задать такой вопрос).
С переходностью связано правило. Глагол считается переходным, если существительное в винительном падеже рядом с ним не будет требовать предлога. Рекомендуют тупо подставлять березу. Смотрю на березу - смотреть непереходный , потому что существительное в винительном падеже стоит с предлогом. Вижу березу глагол видеть переходный , потому что существительное встало в вин. пад. без предлога. И все в таком духе. Очень легко и просто.
Правило указывает, что у переходных глаголов объект действия (в нашем случае слово береза, а в тексте любое) может быть выражен и родительным падежом. Это бывает в 2х случаях:1). Он обозначает часть от целого: купить хлеба, выпить воды,2).перед глаголом есть отрицание в виде частицы не: не пил кофе по утрам.
Остальные непереходные. Если видите у глагола возвратный суффикс -ся или -сь, он непереходный. Получается, что переходным меньше, чем непереходных.
Глаголы могут быть переходными и не переходными . В первом случае означает, что действие глагола распространяется на предмет.
Это может быть, во-первых, когда глагол употребляется вместе с существительным в винительном падеже без предлога: писать стихи, смотреть телевизор.
Во-вторых, употребляется вместе с существительным в родительном падеже, когда перед переходным глаголом отрицательная частица не (смотрел телевизор - не смотрел телевизора), а также когда действие распространяется на часть предмета, а не на весь предмет (взял вещи - взял вещей (часть вещей).
Другие глаголы не переходные: увлекаться (чем?) футболом.
Если учитывать переходность/не переходность глагола, следует обратить внимание на значение существительного в винительном падеже рядом с глаголом, которое должно называть объект действия: простоять час (в очереди), - существительное в винительном падеже, а глагол не переходный.
Думаю, вышеуказанное правило более чем понятно. Основываясь на нм, постараемся сейчас подобрать перечень переходных глаголов:
и непереходных глаголов:
Глаголы - это самостоятельные части речи, обозначающие действие предмета. Они, как и любая часть речи, имеют постоянные признаки, то есть такие, которые свойственны им в любой форме, как бы слово ни изменяли. Одним из таких свойств является переходность.
Что такое переходность глагола, как определить переходность непереходность глагола, какие способы использовать для этого?
Что такое переходный глагол?
Переходные глаголы обозначают действие, которое направлено на предмет, «переходит» на него. Такие глаголы имеют или могут иметь при себе слова, стоящие в винительном падеже без предлога.
Слова при переходных глаголах могут стоять и в родительном падеже в двух случаях:
- При обозначении части целого, например: выпить молока (легко заменить винительным падежом - выпить молоко).
- Если при глаголе есть отрицание: не выполнить задачи (тоже легко заменить винительным падежом: не выполнить задачу).
При определении переходности глагола могут возникнуть трудности. Как определить переходность глагола? Предлагаем алгоритм, как это можно сделать.
Алгоритм определения переходности глагола
- Находим глагол. Смотрим, есть ли в предложении слова, к которым можно задать вопросы винительного падежа (кого? что?), такие слова называются прямыми дополнениями. Если вопросы задаются и слова не имеют предлога, то это переходные глаголы. Помним, что данные дополнения выражаются существительными или местоимениями. Примеры: "Прочитал (что?) книгу."; "Увидел (кого?) его".
- Если нет при глаголе прямого дополнения, то всё равно задаём вопросы винительного падежа и пытаемся подобрать слово, которое отвечало бы на эти вопросы. Выше говорилось о том, что переходность - это постоянный признак. Значит, он будет свойственен переходному глаголу и без дополнения. Например: Говорил (что?) - легко подберём слово (правду); "Заметил (кого?) их". НО: "Спешить (кого? что?)" - не подбирается слово, глагол непереходный. "Смеяться (кого? что?)" - тоже непереходный.
- Если дополнение при глаголе стоит в родительном падеже, не имеет предлога и обозначает часть целого или при глаголе есть отрицание, то глагол тоже будет переходным. Например: "Выпить (чего?) воды."; "Не написать (чего?) письма."
Запомните: все возвратные глаголы, то есть имеющие суффиксы "-ся", "-сь" - непереходные, так как действие не направлено на что-то или кого-то, а «возвращается» к субъекту действия: думается, кажется, решается
Осталось нераскрытой еще одна важная грамматическая категория – переходные и непереходные глаголы в английском языке. Что это за явление и в чем выражается его важность, узнаем в сегодняшнем материале.
За что отвечает категория переходности?
Значение данного грамматического момента скрыто в самом его названии. Если глагол переходный, то действие, которое он обозначает, относится к дополнению, т.е. сказуемое направлено не на субъекта (подлежащее), а на посторонний объект. Без прямого дополнения построение высказываний с такими глаголами невозможно ! В некоторых случаях добавляется еще и косвенное дополнение.
В противовес им, непереходные глаголы не переносят свое значение на косвенные лица/предметы, т.е. действие по смыслу связано именно с субъектом. Такие сказуемые могут использоваться самостоятельно или с дополнением, присоединенном предлогом.
Таким образом, переходные и непереходные глаголы в английском языке формируют разный порядок слов в предложении. Возле первых обязательно должно присутствовать прямое дополнение, а вторые вовсе его не требуют. Кроме того, именно наличие переходности позволяет употреблять глаголы в пассивном залоге. В противном случае образование страдательной конструкции невозможно.
Стоит упомянуть, что не всегда переходные глаголы английского и русского языков совпадают. Чтобы не ошибаться, советуем запоминать свойства глаголов сразу при изучении слов.
Переходные и непереходные глаголы в английском языке – списки популярных глаголов
В некоторых словарях возле глаголов сразу указывают наличие или отсутствие переходности. Для этого используются обозначения v.t. (verb transitive – глагол переходный ) и v.i. (verb intransitive – гл. непереходный ). Для упрощения мы сделали две таблицы: непереходные и переходные глаголы в английском языке.
Непереходные глаголы | |
arrive | прибывать |
depart | отправляться |
bark | лаять |
boggle | пугаться |
exist | существовать |
die | умирать |
collapse | развалиться |
fall | упасть |
go | идти, направляться |
sit | сидеть |
stand | стоять |
lie | лежать |
sleep | спать |
happen | происходить, случаться |
rise | подниматься |
set | устанавливать |
sneeze | чихать |
laugh | смеяться |
think | думать |
swim | плавать |
weep | плакать |
belong | принадлежать |
look | смотреть |
remain | оставаться |
stay | остановиться |
wait | ждать |
Переходные глаголы | |
bring | приносить |
carry | нести |
want | хотеть |
have | иметь |
give | давать |
take | брать |
take off | снимать |
send | посылать |
interest | интересоваться |
invite | приглашать |
offer | предлагать |
promise | обещать |
love | любить |
admire | восхищаться |
follow | следовать |
help | помогать |
support | поддерживать |
put on/off | надевать/откладывать |
buy | покупать |
cost | стоить |
pay | платить |
lend | одалживать |
get | получать |
suit | соответствовать |
fill | заполнять |
make | делать |
show | показывать |
watch | смотреть |
tell | рассказывать |
teach | обучать |
И все было бы легко и просто, если бы английские глаголы не были такими многозначными. Значения глагола влияют на его свойства, делая его то переходным, то непереходным. Подробнее о таких словах поговорим в следующем разделе.
Глаголы смешанного типа
Итак, некоторым глаголам свойственна двойственность. Чтобы легче понять причины этого явления, проведем аналогию с русскими глаголами. Возьмем слово укрывать .
- Она укрыла ребенка пледом – действие переходит на дополнение (укрыла ребенка).
- Она укрылась пледом – глагол непереходный, действие направлено на субъект.
В русском языке, при изменении значения слова, часто можно встретить добавочный суффикс –ся. В английской грамматике глагол остается неизменным: изменения проявляются в порядке слов предложения.
В первом случае мы не можем недоговорить, потому что предложение получится бессмысленным: Джейн открыла (что?) магазин . А во втором все ясно без дополнений: Магазин открылся.
Выяснить свойства многозначного глагола помогают вопросы «кого? что? ». Если они уместны, то перед нами, скорее всего, переходный глагол.
Для облегчения восприятия этой темы, мы создали еще одну таблицу. В ней перечислены часто употребляемые глаголы, которые в зависимости от контекста, могут быть как переходными, так и непереходными.
Многозначные глаголы | |
read | читать |
write | писать |
sing | петь |
hear | слышать |
see | видеть |
eat | кушать |
call | звонить, звать |
begin | начинать |
burn | гореть |
improve | улучшать |
grow | расти, растить |
enter | входить |
move | двигаться |
change | изменять |
drop | сбрасывать |
open | открывать |
turn | повернуть |
walk | идти пешком, гулять |
run | бежать |
Итак, мы изучили все часто употребляемые переходные и непереходные глаголы в современном английском языке. Не забывайте о том, что переходность не всегда совпадает с русскими аналогами, а также некоторые глаголы имеют неустойчивые свойства. В случае затруднений, старайтесь сверяться со словарем и запоминать вызвавшие затруднения слова. Успехов и до встречи на новых занятиях!
Деление глаголов на переходные и непереходные основано на их значении.
Переходные глаголы обозначают активное действие, которое обращено, переходит на объект (предмет). Указание на объект уточняет значение глагола, делает его более конкретным (разбить стакан – разбить противника, строить дом – строить планы ). Значение переходность выражается синтаксически : название объекта при переходных глаголах стоит в форме В.п. без предлога (написать поэму, любить друга, чувствовать радость ).
!!! В форме Р.п. объект может стоять в 4-х основных случаях:
1) если при глаголе есть отрицание (не получить письма );
2) если объект используется не в полном объеме (выпил молока, поел хлеба );
3) если объект неопределенный (Мы искали пристанища );
4) если Р.п. показывает, что объект взят во временное пользование (Дай машины в город съездить ).
В качестве прямого объекта в предложении вместо существительного может выступать какой-то его эквивалент:
а) неопределенная форма глагола (Я попросил его показать книгу );
б) придаточное изъяснительное предложение (Люблю, когда за речкой гаснет день );
в) прямая речь (Он сказал: «Я приду завтра» ) ;
г) субстантивированное неизменяемое слово (Ставлю тебе хорошо ).
ПРИМЕЧАНИЯ :
1. Существует небольшая группа переходных глаголов, которые, как правило, употребляются без объекта. Объект при них мыслится как единственно возможный и поэтому легко восстанавливается: пахать (землю), сеять (зерно), есть, топить, платить, курить, пить. Такие глаголы называются абсолютивными.
2. Винительный падеж объекта следует отличать от винительного обстоятельства. Винит. падеж обстоятельства, обозначая определенный промежуток времени или пространства, не выражает объекта. В этом случае он обозначает меру действия, то есть выступает в функции обстоятельства, и в том случае от глагола нельзя задать вопросы кого? что?, на которые отвечает прямое дополнение (сидеть весь день, спать всю дорогу ).
Непереходные глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а потому они не могут иметь при себе прямого дополнения.
Кроме того, выделяют группу косвенно-переходных глаголов, то есть таких глаголов, которые управляют обязательным косвенным объектом (существительным в косвенном падеже с предлогом и без предлога, кроме В. п.). Эти глаголы обозначают отношение к объекту или состояние субъекта, но не выражают перехода действия на предмет: бояться темноты, гордиться братом, думать о победе.
Следует отметить, что значение переходности тесно связано с ЛЗ глагола. Нередко один и тот же глагол в одном всоем ЛЗ является переходным, а другом – непереходным (Сравни: Он читает письмо. – Ребенку четыре года, а он уже читает. ).
Переходными или непереходными бывают целые семантические группы глаголов. Например, глаголы созидания или разрушения, уничтожения объекта, как правило, переходные (шить пальто, разбить стакан ).
К непереходным относятся
Глаголы перемещения (бежать, плыть ), положения в пространстве (сидеть, висеть ), звучания (греметь, шипеть ), состояния (молчать, болеть )
Глаголы на –ствовать, -ничать, -ить, обозначающие занятие лица, названного в производящей основе (геройствовать, бездельничать, столярить )
Глаголы на –ся (радоваться , мыться )
Глаголы, образованные от имен прилагательных и существительных с помощью суффикса –е- (белеть , охладеть ).