Партия эсеров 1917. Между двух огней
Партия социал-революционеров (ПСР) - это политическая сила, объединявшая в себе все ранее разрозненные силы оппозиционеров, стремившихся свергнуть власть. Сегодня распространен миф, что ПСР - террористы, радикалы, которые методом борьбы выбрали кровь и убийство. Это заблуждение сложилось оттого, что в новую силу вошли многие представители народничества, которые действительно выбирали радикальные методы политической борьбы. Однако ПСР не состояла сплошь из ярых националистов и террористов, в ее структуру входили и умеренно настроенные члены. Многие из них занимали даже видные политические посты, являлись известными и уважаемыми людьми. Однако в партии все же существовала «Боевая организация». Именно она занималась террором и убийствами. Ее цель - посеять страх, панику в обществе. Частично им это удалось: были случаи, что политики отказывались от постов губернаторов, так как боялись быть убитыми. Но не все лидеры эсеров придерживались таких взглядов. Многие из них хотели бороться за власть законным конституционным путем. Именно лидеры эсеров станут главными героями нашей статьи. Но сначала скажем о том, когда официально появилась партия и кто в нее входил.
Появление ПСР на политической арене
Название «социал-революционеры» приняли представители революционного народничества. В этой партии они увидели продолжение своей борьбы. Они и составили костяк первой боевой организации партии.
Уже в середине 90-х гг. 19 века стали образовываться эсеровские организации: в 1894 году появился первый Саратовский союз русских социал-революционеров. К концу 19 века подобные организации возникли почти во всех крупных городах. Это Одесса, Минск, Петербург, Тамбов, Харьков, Полтава, Москва. Первым лидером партии был А. Аргунов.
«Боевая организация»
«Боевая организация» эсеров являлась террористической организацией. Именно по ней судят обо всей партии как о «кровавой». На самом деле подобное формирование существовало, однако оно было автономно от Центрального Комитета, часто ему не подчинялось. Ради справедливости скажем, что многие партийные деятели также не разделяли подобные методы ведения борьбы: существовали так называемые левые и правые эсеры.
Идея террора была не нова в русской истории: 19 век сопровождался массовыми убийствами видных политических деятелей. Тогда этим занимались «народники», которые к началу 20 века влились в ПСР. В 1902 «Боевая организация» впервые себя проявила как самостоятельная организация - был убит министр внутренних дел Д. С. Сипягин. Вскоре последовала череда убийств других видных политических деятелей, губернаторов и др. Лидеры эсеров не могли влиять на свое кровавое детище, которое выдвинуло лозунг: «Террор как путь к светлому будущему». Примечательно, но одним из главных руководителей «Боевой организации» был двойной агент Азеф. Он одновременно организовывал террористические акты, выбирал следующие жертвы, а с другой стороны, являлся тайным агентом охранки, «сливал» спецслужбам видных исполнителей, плел интриги в партии, не допускал смерти самого императора.
Лидеры «Боевой организации»
Лидерами «Боевой организации» (БО) были Азеф - двойной агент, а также Борис Савинков, оставивший мемуары о данной организации. Именно по его заметкам историки изучали все тонкости БО. В ней не было жесткой партийной иерархии, как, например, в ЦК ПСР. По словам Б. Савинкова, была атмосфера коллектива, семьи. В ней царила гармония, уважение друг к другу. Сам Азеф прекрасно понимал, что одними авторитарными методами не удержать БО в подчинении, он позволял активистам самим определять внутреннюю жизнь. Другие активные ее деятели - Борис Савинков, И. Швейцер, Е. Созонов - делали все, чтобы организация была единой семьей. В 1904 году был убит другой министр финансов - В. К. Плеве. После этого был принят Устав БО, но он никогда не выполнялся. По воспоминаниям Б. Савинкова, это была лишь бумажка, которая не имела никакой юридической силы, никто не обращал на нее никакого внимания. В январе 1906 года «Боевая организация» окончательно была ликвидирована на партийном съезде из-за отказа ее лидеров продолжить террор, а сам Азеф стал сторонником политической законной борьбы. В будущем, конечно, были попытки ее реанимировать с целью убийства самого императора, но Азеф все время нивелировал их вплоть до своего разоблачения и бегства.
Движущая политическая сила ПСР
Эсеры в надвигающейся революции делали упор на крестьянство. Это и понятно: именно аграрии составляли большинство жителей России, именно они терпели многовековое угнетение. Так считал и Виктор Чернов. К слову сказать, до первой русской революции 1905 года крепостничество фактически сохранялось в России в видоизмененном формате. Только реформы П. А. Столыпина освободили наиболее трудолюбивые силы от ненавистной общины, тем самым создав мощный толчок для социально-экономического развития.
Эсеры 1905 года скептически относились к революции. Они не считали Первую революцию 1905 года ни социалистической, ни буржуазной. Переход к социализму должен был быть мирным, поэтапным в нашей стране, а буржуазная революция, по их мнению, и вовсе не нужна, ибо в России большинство жителей империи - крестьяне, а не рабочие.
Своим политическим лозунгом эсеры провозгласили словосочетание «Земля и воля».
Официальное появление
Процесс формирования официальной политической партии был долгим. Причина заключалась в том, что лидеры эсеров имели разные взгляды как на конечную цель партии, так и на использование методов осуществления своих целей. Кроме того, в стране фактически существовали две независимые силы: «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров». Они слились в единую структуру. Новый лидер партии эсеров в начале 20 века сумел собрать всех видных деятелей вместе. Учредительный съезд проходил с 29 декабря 1905 по 4 января 1906 года в Финляндии. Тогда это была не независимая страна, а автономия в составе Российской империи. В отличие от будущих большевиков, которые создавали свою партию РСДРП за границей, эсеры формировались внутри России. Лидером объединенной партии стал Виктор Чернов.
В Финляндии ПСР утвердили свою программу, временный устав, подвели итоги своего движения. Официальному оформлению партии способствовал Манифест 17 октября 1905 года. Он официально провозглашал Государственную думу, которая формировалась через выборы. Лидеры эсеров не хотели оставаться в стороне - они также начали официальную законную борьбу. Проводится широкая пропагандистская работа, выпускаются официальные печатные издания, активно привлекаются новые члены. К 1907 распускается «Боевая организация». После этого лидеры эсеров не контролируют своих бывших боевиков и террористов, их деятельность становится децентрализованной, численность их растет. Но с роспуском боевого крыла происходит, наоборот, рост террористических актов - всего их насчитывается 223. Самым громким из них считается взрыв кареты московского градоначальника Каляева.
Разногласия
С 1905 года начинаются разногласия между политическими группами и силами в ПСР. Появляются так называемые левые эсеры и центристы. Термин «правые эсеры» в самой партии не встречался. Этот ярлык придумали впоследствии большевики. В самой партии было разделение не на «левых» и «правых», а на максималистов и минималистов, по аналогии с большевиками и меньшевиками. Левые эсеры - это и есть максималисты. Они в 1906 году откололись от основных сил. Максималисты настаивали на продолжении аграрного террора, т. е. свержения власти революционными методами. Минималисты настаивали на борьбе законными, демократическими способами. Интересно, но почти так же разделилась партия РСДРП на меньшевиков и большевиков. Лидером левых эсеров стала Мария Спиридонова. Примечательно, что они слились впоследствии с большевиками, тогда как минималисты объединились с другими силами, а сам лидер В. Чернов входил во Временное правительство.
Женщина-лидер
Эсеры унаследовали традиции народников, видными деятелями которых некоторое время были женщины. В одно время, после ареста основных лидеров народовольцев, на свободе остался только один член исполкома - Вера Фигнер, руководившая организацией почти два года. Убийство Александра Второго также связано с именем другой женщины-народовольца - Софьи Перовской. Поэтому никто не был против, когда Мария Спиридонова стала во главе левых эсеров. Далее - немного о деятельности Марии.
Популярность Спиридоновой
Мария Спиридонова - символ Первой русской революции, над ее сакральным образом трудились много видных деятелей, поэтов, писателей. Мария не сделала ничего сверхъестественного, по сравнению с деятельностью других террористов, осуществлявших так называемый аграрный террор. Она в январе 1906 года совершила покушение на советника губернатора Гавриила Луженовского. Он «провинился» перед русскими революционерами во время 1905 года. Луженовский жестоко подавлял любые революционные выступления в своей губернии, был лидером тамбовских черносотенцев - националистической партии, которая отстаивала монархические традиционные ценности. Покушение для Марии Спиридоновой закончилось неудачно: ее зверски избили казаки и полицейские. Возможно, она была даже изнасилована, но эта информация неофициальная. Особо рьяных обидчиков Марии - полицейского Жданова и казачьего офицера Аврамова - настигла расправа в будущем. Сама же Спиридонова сделалась «великомученицей», пострадавшей за идеалы русской революции. Общественный резонанс по ее делу облетел все страницы иностранной прессы, которая уже в те годы любила говорить о правах человека в неподконтрольных им странах.
Журналист Владимир Попов сделал себе имя на этой истории. Он провел расследование для либеральной газеты «Русь». Дело Марии было настоящей пиар-акцией: описывались в газетах каждый ее жест, каждое сказанное на суде слово, опубликовывались письма родным и близким из тюрьмы. На ее защиту встал один из виднейших юристов того времени: член ЦК кадетов Николай Тесленко, возглавлявший Союз адвокатов России. Фотокарточка Спиридоновой распространялась по всей империи - эта была одна из самых популярных фотографий того времени. Находятся свидетельства, что тамбовские крестьяне молились за нее в специальной часовенке, поставленной во имя Марии Египетской. Все статьи о Марии переопубликовывались, каждый студент считал почетным иметь ее карточку в кармане, наряду со студенческим билетом. Система власти не выдержала общественного резонанса: Марии отменили смертную казнь, изменив наказание на пожизненную каторгу. В 1917 году Спиридонова примкнет к большевикам.
Другие лидеры левых эсеров
Говоря о лидерах эсеров, необходимо упомянуть еще нескольких видных деятелей этой партии. Первый - Борис Камков (настоящая фамилия Кац).
Один из создателей партии ПСР. Родился в 1885 году в Бессарабии. Сын земского врача-еврея, участвовал в революционном движении в Кишиневе, Одессе, за что и был арестован как член БО. В 1907 году бежал за границу, где и проводил всю активную работу. В годы Первой мировой войны придерживался пораженческих взглядов, т. е. активно желал поражения русских войск в империалистической войне. Входил в редакцию антивоенной газеты «Жизнь», а также в комитет помощи военнопленным. Вернулся в Россию только после Февральской революции, в 1917 году. Камков активно выступал против Временного «буржуазного» правительства и против продолжения войны. Убедившись, что он не сможет противостоять политике ПСР, Камков вместе с Марией Спиридоновой и Марком Натансоном инициировали создание фракции левых эсеров. В Предпарламенте (22 сентября - 25 октября 1917) Камков отстаивал свои позиции по миру и Декрету о земле. Однако они были отвергнуты, что привело его к сближению с Лениным и Троцким. Большевики решили выйти из Предпарламента, призвав левых эсеров последовать вместе с ними. Камков решил остаться, но заявил о солидарности с большевиками в случае революционного выступления. Таким образом, Камков уже тогда либо знал, либо догадывался о возможном захвате власти со стороны Ленина и Троцкого. Осенью 1917 года он стал одним из лидеров крупнейшей петроградской ячейки ПСР. После октября 1917 года пытался наладить взаимоотношения с большевиками, заявлял, что в новый Совет Народных Комиссаров должны войти все партии. Активно выступал против Брестского мира, хотя еще летом заявлял о недопустимости продолжения войны. В июле 1918 года начались левоэсеровские движения против большевиков, в которых Камков принял участие. С января 1920 года начинается череда арестов, ссылок, но он никогда не отказывался от верности к ПСР, несмотря на то что когда-то активно поддерживал большевиков. Только с началом троцкистских чисток Сталина 29 августа 1938 года был расстрелян. Реабилитирован прокуратурой РФ в 1992 году.
Другой видный теоретик левых эсеров - Штейнберг Исаак Захарович. Сначала так же, как и другие, был сторонником сближения большевиков и левых эсеров. Был даже народным комиссаром юстиции в Совете народных комиссаров. Однако так же, как и Камков, был ярым противником заключения Брестского мира. Во время эсеровскоско восстания Исаак Захарович находился за границей. После возвращения в РСФСР вел подпольную борьбу против большевиков, в результате чего был арестован ВЧК в 1919 году. После окончательного разгрома левых эсеров эмигрировал за границу, где вел антисоветскую деятельность. Автор книги «От февраля по октябрь 1917», которая издана в Берлине.
Еще одним видным деятелем, который поддерживал связь с большевиками, был Натансон Марк Андреевич. После Октябрьской революции в ноябре 1917 года инициировал создание новой партии - Партии левых эсеров. Это были новые «левые», которые не хотели примкнуть к большевикам, но и не вошли к центристам из Учредительного собрания. В 1918 году партия открыто выступила против большевиков, однако Натансон остался верным союзу с ними, отколовшись от левых эсеров. Было организовано новое течение - Партия революционного коммунизма, членом ЦИК которой являлся Натансон. В 1919 году он понял, что большевики не потерпят никакой иной политической силы. Боясь ареста, уехал в Швейцарию, где и умер от болезни.
Эсеры: 1917 год
После громких террактов 1906-1909 гг. эсеров считают главной угрозой империи. Против них начинаются настоящие облавы со стороны полиции. Февральская революция реанимирует партию, а идея «крестьянского социализма» находит отклик в сердцах людей, т. к. многие желали передела помещичьих земель. К концу лета 1917 года численность партии доходит до одного миллиона человек. В 62 губерниях формируются 436 партийных организаций. Несмотря на большую численность и поддержку, политическая борьба была довольна вялой: так, за всю историю партии проводилось всего четыре съезда, а к 1917 году так и не был принят постоянный Устав.
Быстрый рост партии, отсутствие четкой структуры, членских взносов, учета своих членов приводят к сильному разнобою в политических взглядах. Некоторые ее малограмотные члены и вовсе не видели разницы между ПСР и РСДРП, считали эсеров и большевиков одной партией. Частыми были случаи перехода от одной политической силы к другой. Также в партию вступали целыми деревнями, фабриками, заводами. Лидеры ПСР отмечали, что многие так называемые мартовские эсеры входят в партию исключительно с целью карьерного роста. Это подтвердилось массовым их уходом после прихода к власти большевиков 25 октября 1917 года. «Мартовские эсеры» почти все перешли к большевикам к началу 1918 года.
К осени 1917 года эсеры распадаюстя на три партии: правые (Брешко-Брешковская Е. К., Керенский А. Ф., Савинков Б. В.), центристы (Чернов В. М., Маслов С. Л.), левые (Спиридонова М. А., Камков Б. Д.).
члены российской Партии социалистов-революционеров (записывалось: «с=р-ов», читалось: «эсеров»). Партия сформировалась путем объединения народнических групп как левое крыло демократии в конце 1901 начале 1902.
Во второй половине 1890-х небольшие, преимущественно интеллигентские по составу народнические группы и кружки существовали в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе. Часть их объединилась в 1900 в Южную партию социалистов-революционеров, другая в 1901 в «Союз эсеров». Организаторами выступили бывшие народники (М.Р.Гоц, О.С.Минор и др.) и эстремистски настроенные студенты (Н.Д.Авксентьев, В.М.Зензинов, Б.В.Савинков, И.П.Каляев, Е.С.Созонов и др.). В конце 1901 «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров» соединились, и в январе 1902 газета «Революционная Россия» объявила о создании партии. Учредительный съезд партии, утвердивший ее программу и устав, состоялся, однако, лишь через три года и проходил 29 декабря 1905 4 января 1906 в Иматре (Финляндия).
Одновременно с учреждением самой партии была создана ее Боевая организация (БО). Ее руководители Г.А.Гершуни, Е.Ф.Азеф выдвигали основной целью своей деятельности индивидуальный террор против высших государственных чиновников. Его жертвами в 19021905 стали министры внутренних дел (Д.С.Сипягин, В.К.Плеве), губернаторы (И.М.Оболенский, Н.М.Качура), а также вел. кн. Сергей Александрович, убитый известным эсером И.Каляевым. За два с половиной года первой русской революции эсеры совершили около 200 террористических актов (см. также ТЕРРОРИЗМ).
В целом члены партии были сторонниками демократического социализма, который виделся им как общество хозяйственной и политической демократии. Их основные требования отразила Программа партии, составленная В.М.Черновым и принятая на Первом учредительном съезде партии в конце декабря 1905 начале января 1906.
Как защитники интересов крестьянства и последователи народников, эсеры требовали «социализации земли» (передачи ее во владение общин и установления уравнительно-трудового землепользования), отрицали социальное расслоение, не разделяли идеи установления диктатуры пролетариата, активно пропагандировавшейся в то время многими марксистами. Программа «социализации земли» должна была обеспечить мирный, эволюционный путь перехода к социализму.
В Программе эсеровской партии содержались требования введения в России демократических прав и свобод созыва Учредительного собрания, установления республики с автономией областей и общин на федеральным началах, введения всеобщего избирательного права и демократических свобод (слова, печати, совести, собраний, союзов, отделения церкви от государства, всеобщего бесплатного образования, уничтожения постоянной армии, введение 8-часового рабочего дня, социального страхования за счет государства и хозяев предприятий, организации профсоюзов.
Считая главными предпосылками социализма в России политическую свободу и демократию, они признавали значение массовых движений в их достижении. Но в вопросах тактики эсеры оговаривали, что борьба за выполнение программы будет осуществляться «в формах, соответствующих конкретным условиям русской действительности», что предполагало использование всего арсенала средств борьбы, в том числе индивидуального террора.
Руководство партии социалистов-революционеров было возложено на Центральный комитет (ЦК). При ЦК действовали специальные комиссии: крестьянская, рабочая. военная, литературная и др. Особыми правами в структуре организации был наделен Совет из членов ЦК, представителей Московского и Петербургского комитетов и регионов (Первое заседание Совета состоялось в мае 1906 последнее, десятое в августе 1921). Структурными частями партии являлись также «Крестьянский союз» (с 1902), «Союз народных учителей» (с 1903), отдельные рабочие союзы (с 1903). Члены партии эсеров принимали участие в Парижской конференции оппозиционных и революционных партий (осень 1904) и Женевской конференции революционных партий (в апреле 1905).
К началу революции 19051907 в России действовало свыше 40 эсеровских комитетов и групп, объединявших около 2,5 тыс. чел., преимущественно интеллигентов; более четверти состава составляли рабочие и крестьяне. Члены БО партии занимались доставкой в Россию оружия, создавали динамитные мастерские, организовывали боевые дружины. Издание Манифеста 17 октября 1905 руководство партии склонно было считать началом конституционного порядка, поэтому БО партии решено было распустить как не соответствующую конституционному режиму. Вместе с другими левыми партиями эсеры соорганизовали Трудовую группу в составе депутатов I Государственной думы (1906), которая активно участвовала в разработке проектов, связанных с землепользованием. Во II Государственной думе эсеры были представлены 37 депутатами, бывших особенно активными в прениях по аграрному вопросу. В то время из партии выделилось левое крыло (создав «Союз социалистов-революционеров максималистов») и правое («народные социалисты» или «энесы»). При этом численность партии возросла в 1907 до 5060 тыс. чел.; а количество рабочих и крестьян в ней дошло до 90%.
Однако отсутствие идейного единства стало одним из главных факторов, объясняющих организационную слабость эсеровской партии в обстановке политической реакции 19071910. Ряд видных деятелей и прежде всего Б.В.Савинков, пытались преодолеть тактический и организационный кризис, возникший в партии после разоблачения провокаторской деятельности Е.Ф.Азефа в конце 1908 начале 1909. Кризис партии усугублялся столыпинской аграрной реформой, укреплявшей в крестьянах чувство собственников и подрывавшей основы эсеровского аграрного социализма. В обстановке кризиса в стране и в партии многие ее деятели, разочаровавшись в идее подготовки терактов, почти целиком сосредоточились на литературной деятельности. Ее плоды публиковали легальные эсеровские газеты «Сын Отечества», «Народный вестник», «Трудовой народ».
Вплоть до Февральской революции партия социалистов-революционеров находилась на нелегальном положении. Накануне Первой мировой войны ее организации существовали почти на всех крупных столичных предприятиях, во всех в аграрных губерниях. 1914 год усилил идейные разногласия в партии и разделил эсеров на «интернационалистов» во главе с В.М.Черновым и М.А.Натансоном, выступавших за прекращение мировой войны, против аннексий и контрибуций, и «оборонцев» во главе с Н.Д.Авксентьевым, А.А.Аргуновым, И.И.Фондаминским, настаивавших на ведении войны до победного конца в составе Антанты.
В июле 1915 в Петрограде на совещании эсеров, энесов и трудовиков была принята резолюция о том, что настал момент для «изменения системы государственного строя». Выразительницей решений совещания в Государственной думе стала Трудовая группа во главе с А.Ф.Керенским.
После победы Февральской революции 1917 партия социалистов-революционеров стала полностью легальной, влиятельной, массовой, одной из правящих в стране. По темпам роста эсеры опережали другие политические партии: к лету 1917 их было около 1 млн. чел., объединенных в 436 организаций в 62 губерниях, на флотах и на фронтах действующей армии. В эсеровскую партию в тот год вступали целыми деревнями, полками и фабриками. Это были крестьяне, солдаты, рабочие, интеллигенция, мелкие чиновники и офицеры, студенты, имевшие слабые представления о теоретических установках партии, ее целях и задачах. Разброс взглядов был огромным от большевистского-анархистских до меньшевистско-энесовских. Кто-то надеялся извлечь личную выгоду от членства в самой влиятельной партии и вступал из корыстных соображений (их впоследствии прозвали «мартовскими эсерами», так как они объявили о своем членстве после отречения царя в марте 1917).
Внутренняя истории эсеровской партии в 1917 характеризуется складыванием в ней трех течений правого, центристского и левого.
Правые эсеры (Е.Брешко-Брешковская, А.Керенский, Б.Савинков) считали, что вопрос о социалистическом переустройстве не стоит на повестке дня и потому полагали необходимым сосредоточиться на вопросах демократизации политического строя и форм собственности. Правые были сторонниками колаиционных правительств, «оборончества» во внешней политике. Правые эсеры и энесы (с 1917 Трудовая народно-социалистическая партия) были представлены даже во Временном правительстве, в частности А.Ф.Керенский был вначале министром юстиции (март-апрель 1917), затем военным и морским министром (в 1-ом и 2-ом коалиционных правительствах), а с сентября 1917 главой 3-го коалиционного правительства. В коалиционных составах Временного правительства участвовали и другие правые эсеры: Н.Д.Авксентьев (министр внут. дел во 2-ом составе), Б.В.Савинков (управл. военным и морским министерством в 1-ом и 2-ом составе).
Не согласные с ними левые эсеры (М.Спиридонова, Б.Камков и др., публиковавшие свои статьи в газетах «Дело народа», «Земля и воля», «Знамя труда») полагали сложившуюся обстановку возможной для «прорыва к социализму», а потому выступали за немедленную передачу всей земли крестьянам. Они считали мировую революцию способной покончить с войной и потому некоторые из них призывали (как и большевики) не оказывать доверия Временном правительству, идти до конца, до установления народовластия.
Однако общий курс партии определяли центристы (В.Чернов и С.Л.Маслов).
С февраля по июль-август 1917 эсеры активно работали и в Советах рабочих, солдатских и матросских депутатов, считая их «необходимыми для продолжения переворота и закрепления основных свобод и демократических принципов», для того, чтобы «толкать» Временное правительство по пути реформ, а при Учредительном собрании обеспечивать в жизнь его решения. Если правые эсеры отказывались поддерживать лозунг большевиков «Вся власть Советам!» и считали коалиционное правительство необходимым условием и средством для преодоления разрухи и хаоса в экономике, победы в войне и доведения страны до Учредительного собрания, то левые видели спасение России в прорыве к социализму через создание «однородного социалистического правительства» на основе блока трудовых и социалистических партий. В течение лета 1917 они активно участвовали в работе земельных комитетов и местных Советов в различных губерниях России.
Октябрьская революция 1917 осуществлялся при активном содействии левых эсеров. Декрет о земле , принятый большевиками на II съезде Советов 26 октября 1917 узаконил то, что было сделано Советами и земельными комитетами: изъятие земель у помещиков, царского дома и зажиточных крестьян. Его текст включал Наказ о земле , сформулированный левыми эсерами на основании 242 местных наказов («Частная собственность на землю отменяется навсегда. Все земли передаются в распоряжение местных советов»). Благодаря коалиции с левыми эсерами, большевики смогли быстро утвердить новую власть в деревне: крестьяне поверили, что большевики и есть те самые «максималисты», которые одобряют их «черный передел» земли.
Правые эсеры, напротив, не приняли октябрьских событий, расценив их как «преступление перед родиной и революцией». Из правящей их партия после захвата власти большевиками вновь стала оппозиционной. В то время как левое крыло социалистов-революционеров (около 62 тыс. чел.) преобразовалось в «Партию левых эсеров (интернационалистов)» и делегировало несколько своих представителей во Всероссийский центральный исполнительный комитет, правое крыло не теряло надежды свергнуть власть большевиков. Поздней осенью 1917 они организовали мятеж юнкеров в Петрограде, пытались отзывать своих депутатов из Советов, выступали против заключения мира России с Германией.
Последний в истории съезд эсеровской партии работал с 26 ноября по 5 декабря 1917. Его руководство отказалось признать «большевистскую социалистическую революцию и Советское правительство как не признанные страной».
При выборах в Учредительное собрание эсеры получили 58% голосов, за счет избирателей из аграрных губерний. Накануне его созыва правые эсеры планировали «изъятие всей большевистской головки» (имелось в виду убийство В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого), но побоялись, что такие действия могут привести к «обратной волне террора против интеллигенции». 5 января 1918 Учредительное собрание начало свою работу. Председателем его (244 голосами против 151) был избран глава эсеровской партии В.М.Чернов. Пришедший на собрание большевик Я.М.Свердлов предложил одобрить составленную В.И.Лениным Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа , но за это предложение проголосовало лишь 146 депутатов. В знак протеста большевики покинули собрание, а утром 6 января когда В.М.Чернов зачитывал Проект основного закона о земле заставили прекратить чтение и покинуть помещение.
После разгона Учредительного собрания эсеры приняли решение отказаться от заговорщицкой тактики и вести открытую борьбу с большевизмом, последовательно отвоевывая массы, принимая участие в деятельности любых легальных организаций Советов, Всероссийских съездов земельных комитетов, съездов женщин-работниц и т.п. После заключения Брестского мира в марте 1918 одно из первых мест в пропаганде эсеров заняла идея восстановления целостности и независимости России. Правда, левые эсеры продолжали и весной 1918 искать компромиссные пути в отношениях с большевиками, пока созданием комбедов и изъятием хлеба у крестьян большевики не переполнили и их чашу терпения. Это вылилось в мятеж 6 июля 1918 попытку спровоцировать военный конфликт с Германией с целью разрыва позорного Брестского мира и одновременно прекратить развертывание «социалистической революции в деревне», как именовали ее большевики (введение продразверстки и насильственное изъятие хлебных «излишков» у крестьян). Мятеж был подавлен, Партия левых эсеров раскололась на «народников-коммунистов» (просуществовали до ноября 1918) и «революционных коммунистов» (просуществовали до 1920, когда приняли решение о слиянии с РКП(б)). Отдельные группы левых эсеров не вошли ни в одну, ни в другую вновь образованные партии и продолжали вести борьбу с большевиками, требуя упразднения чрезвычайных комиссий, ревкомов, комбедов, продотрядов, продразверстки.
В это время правые эсеры, предложив еще в мае 1918 начать вооруженную борьбу с Советской властью с целью «водружения знамени Учредительного собрания» в Поволжье и на Урале, сумели создать (не без помощи восставших чехословацких военнопленных) к июню 1918 в Самаре Комитет членов Учредительного собрания (Комуч) во главе В.К.Вольским. Эти действия были расценены большевиками как контрреволюционные, и они исключили 14 июня 1918 правых эсеров из состава ВЦИК.
С этого времени правые эсеры вступили на путь создания многочисленных заговоров и террористических актов, участвовали в военных мятежах в Ярославле, Муроме, Рыбинске, в покушениях: 20 июня на члена президиума ВЦИК В.М.Володарского, 30 августа на председателя Петроградской Черезвычайнно комиссии (ЧК) М.С.Урицкого в Петрограде и в тот же день на В.И.Ленина в Москве.
Эсеровская Сибирская областная дума в Томске объявила Сибирь автономной областью, создав Временное Сибирское правительство с центром во Владивостоке и с филиалом (Западно-Сибирским комиссариатом) в Омске. Последний с одобрения Сибирской областной думы - передал в июне 1918 правительственные функции коалиционному Сибирскому правительству во главе с бывшим кадетом П.А.Вологодским.
В сентябре 1918 в Уфе на совещании антибольшевистских областных правительств и групп правые эсеры образовали коалиционную (с кадетами) Уфимскую директорию Временное всероссийское правительство. Из 179 ее членов 100 были эсерами, многие известные деятели прошлых лет (Н.Д.Авксентьев, В.М.Зензинов) вошли в руководство директорией. В октябре 1918 Комуч уступил власть Директории, при которой был создан не располагавший реальным административными ресурсами Съезд членов Учредительного собрания. В те же годы на Дальнем Востоке действовало Правительство автономной Сибири, а в Архангельске Верховное Управление Северной области. Все они, имевшие в своем составе правых эсеров, активно отменяли советские декреты, особенно касающиеся земли, ликвидировали советские учреждения и считали себя «третьей силой» по отношению к большевикам и «Белому движению».
Монархические силы, возглавляемые адмиралом А.В.Колчаком, с подозрением относились к их деятельности. 18 ноября 1918 Директория была ими свергнута и образовано Сибирское правительство. Верхушка эсеровских групп, входившая в Директорию Н.Д.Авксентьев, В.М.Зензинов, А.А.Аргунов была арестована и выслана А.В.Колчаком из России. Все они добрались до Парижа, положив там начало последней волне эсеровской эмиграции.
Оставшиеся не у дел разрозненные эсеровские группировки попытались пойти на компромисс с большевиками, признав свои ошибки. Советское правительство временно использовало их (не правее центристов) в своих тактических целях. В феврале 1919 оно даже легализовало Партию эсеров с центром в Москве, но через месяц гонения на эсеров были возобновлены и начались аресты. Между тем, эсеровский Пленум ЦК попытался в апреле 1919 восстановить партию. Он признал ошибкой участие эсеров в Уфимской директории и в региональных правительствах, высказал отрицательное отношение к иностранной интервенции в России. Однако большинство собравшихся полагало, что большевики «отвергли основные принципы социализма свободу и народовластие, заменили их диктатурой меньшинства над большинством и тем вычеркнули себя из рядов социализма».
С этими выводами согласились не все. Углублявшийся раскол в партии проходил по линии признания власти Советов или борьбы с ней. Так, Уфимская организация эсеровской партии в опубликованном в августе 1919 воззвании призвала признать большевистскую власть и объединиться с ней. Группа «Народ», руководимая бывшим председателем самарского Комуча В.К.Вольским, призвала «трудовые массы» поддержать Красную армию в борьбе с деникинцами. Сторонники В.К.Вольского в октябре 1919 заявили о несогласии с линией ЦК своей партии и о создании группы «Меньшинство партии эсеров».
В 19201921 во время войны с Польшей и наступления ген. П.Н.Врангеля ЦК партии эсеров призвал, не прекращая борьбы с большевиками, все силы отдать защите родины. Он отверг участие в партийной мобилизации, объявленной Реввоенсоветом, но осудил диверсии добровольческих отрядов, совершавших рейды во время войны с Польшей на советскую территорию, в которых участвовали убежденные правые эсеры и прежде всего Б.В.Савинков.
После окончания Гражданской войны партия эсеров оказалась на нелегальном положении; численность ее резко уменьшилась, большинство организаций распалось, многие члены ЦК были в тюрьмах. В июне 1920 было создано Центральное Организационное бюро ЦК, объединившее уцелевших после арестов членов ЦК и иных влиятельных членов партии. В августе 1921 в Самаре состоялся последний в истории партии эсеров 10-й Совет партии, определивший в качестве ближайшей задачи «организацию сил трудовой демократии». К этому времени большинство видных деятелей партии, включая одного из ее основателей В.М.Чернова, уже давно были в эмиграции. Оставшиеся в России пытались организовать беспартийный Союз трудового крестьянства, заявляли о своей поддержке мятежного Кронштадта (где был поднят лозунг «За Советы без коммунистов»).
В условиях послевоенного развития страны эсеровская альтернатива этого развития, предусматривавшая демократизацию не только экономической, но и политической жизни страны, могла стать привлекательной для широких масс. Поэтому большевики поторопились дискредитировать политику и идеи эсеров. С большой поспешностью начали фабриковаться «дела» на не успевших уехать за рубеж бывших союзников и единомышленников. На основе абсолютно вымышленных фактов эсеров обвиняли в подготовке « всеобщего восстания» в стране, диверсий, уничтожения хлебных запасов и других уголовных действиях, именовали их (вслед за В.И.Лениным) «авангардом реакции». В августе 1922 в Москве состоялся суд Верховного трибунала ВЦИК над 34 представителями партии эсеров: 12 из них (в том числе старые деятели партии А.Р.Гоц и др.) были приговорены к расстрелу, остальные получили тюремные сроки от 2 до 10 лет. С арестом в 1925 последнего состава ЦБ эсеровской партии, она практически прекратила свое существование в России.
В Ревеле, Париже, Берлине, Праге продолжала действовать эсеровская эмиграция во главе с Заграничной делегацией партии. В 1926 она раскололась, в результате чего возникли группы: В.М.Чернова (создавшего в 1927 «Лигу Нового Востока»), А.Ф.Керенского, В.М.Зензинова и другие. Деятельность этих групп к началу 1930-х почти замерла. Некоторое оживление вносили лишь дискуссии о событиях на родине: одни из уехавших полностью отвергали колхозы, другие видели в них сходство с общинным самоуправлением.
В годы Второй мировой войны часть эсеров-эмигрантов выступала за безоговорочную поддержку Советского союза. Некоторые деятели эсеровской партии участвовали во французском движении сопротивления, погибли в концентрационных фашистских лагерях. Другие например, С.Н.Николаев, С.П.Постников после освобождения Праги согласились вернуться на родину, но, получив «сроки», вынуждены были отбывать заключение до 1956.
В годы войны парижская и пражская группы эсеровской партии перестали существовать. Ряд лидеров перебрался из Франции в Нью-Йорк (Н.Д.Авксентьев, В.М.Зензинов,В.М.Чернов и др.). Там образовался новый центр эсеровской эмиграции. В марте 1952 появилось обращение 14 русских социалистов: трех партийцев-эсеров (Чернов, Зензинов, М.В.Вишняк), восьми меньшевиков и трех беспартийных социалистов. В нем говорилось о том, что история сняла с порядка дня все спорные вопросы, разделявшие социалистов и выражалась надежда, что в будущей «послебольшевистской России» должна быть одна «широкая, терпимая, гуманитарная и свободолюбивая социалистическая партия».
Алексеева Г.Д. Народничество в России в ХХ в. Идейная эволюция
. М., 1990
Янсен М. Суд без суда. 1922 год. Показательный процесс социалистов-революционеров
. М., 1993
Найти "ЭСЕРЫ " на
Партия превратилась в крупнейшую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах самоуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание . Её представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве. Привлекательными были ее идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Однако, несмотря на всё это, эсеры оказались неспособными противостоять захвату власти большевиками и организовать успешную борьбу против их диктаторского режима.
Программа партии
Историко-философское миросозерцание партии обосновывалось трудами Н. Г. Чернышевского , П. Л. Лаврова , Н. К. Михайловского .
Проект программы партии был опубликован в мае г. в № 46 «Революционной России» . Проект с незначительными изменениями был утвержден в качестве программы партии на её первом съезде в начале января г. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего её существования. Основным автором программы был главный теоретик партии В. М. Чернов .
Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества , сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём. Но эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления).
Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Эта теория составляла национальную особенность эсеровского демократического социализма и являлась вкладом в сокровищницу мировой социалистической мысли. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли.
Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение её в государственную собственность, не её национализацию, а превращение в общенародное достояние без права купли-продажи. Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями. В-третьих, пользование землёй должно было быть уравнительно-трудовым то есть обпеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе.
Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой эсеры считали политическую свободу и демократию . Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум. Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической, революции переход России к социализму. В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина : свобода совести , слова , печати, собраний , союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Требовались также широкая автономия для областей и общин как городских, так и сельских и возможно более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальными регионами при признании за ними безусловного права на самоопределение . Эсеры раньше, чем социал-демократы , выдвинули требование федеративного устройства Российского государства. Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство (референдум и инициатива).
Издания (на 1913 год): «Революционная Россия» (в 1902-1905 нелегально), «Народный вестник», «Мысль», «Сознательная Россия».
История партии
Дореволюционный период
Во второй половине 1890-х небольшие народническо-социалистические группы и кружки существовали в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе. Часть их объединилась в 1900 году в Южную партию социалистов-революционеров, другая в 1901 - в «Союз эсеров». В конце 1901 «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров» соединились, и в январе 1902 газета «Революционная Россия » объявила о создании партии. В неё влилась женевская «Аграрно-Социалистическая лига».
В апреле 1902 г. террористическим актом против министра внутренних дел Д. С. Сипягина заявила о себе Боевая организация (БО) эсеров. БО являлась самой законспирированной частью партии. За всю историю существования БО (1901-1908) в ней работали свыше 80 человек. Организация была в партии на автономном положении, ЦК лишь давал ей задание на совершение очередного террористического акта и указывал желательный срок его исполнения. У БО были своя касса, явки, адреса, квартиры, ЦК не имел права вмешиваться в её внутренние дела. Руководители БО Гершуни (1901-1903) и Азеф (1903-1908) являлись организаторами партии эсеров и самыми влиятельными членами её ЦК.
В 1905-1906 годах из партии вышло её правое крыло, образовавшее Партию Народных Социалистов и отмежевалось левое крыло - Союз Социалистов-Революционеров-Максималистов .
В годы революции 1905-1907 годов приходился пик террористической деятельности эсеров. В этот период было осуществлено 233 теракта, с 1902 по 1911 год - 216 покушений.
Партия официально бойкотировала выборы в Государственную Думу 1-го созыва , участвовала в выборах в Думу 2-го созыва , в которую было избрано 37 депутатов-эсеров, а после её роспуска снова бойкотировала Думу 3-го и 4-го созывов.
Во время мировой войны в партии сосуществовали течения центристское и интернационалистское; последнее вылилось в радикальную фракцию левых эсеров (руководитель - М. А. Спиридонова), позже примкнувших к большевикам.
Партия в 1917 году
Партия эсеров активно участвовала в политической жизни Российской Республики 1917 года, блокировалась с меньшевиками-оборонцами и была крупнейшей партией этого периода. К лету 1917 в партии было около 1 млн чел., объединенных в 436 организаций в 62 губерниях, на флотах и на фронтах действующей армии.
После Октябрьской революции 1917 г. партии социалистов-революционеров удалось провести в России лишь один съезд (IV, ноябрь - декабрь 1917 г.), три Совета партии (VIII - май 1918 г., IX - июнь 1919 г., X - август 1921 г.) и две конференции (в феврале 1919 г. и в сентябре 1920-го).
В состав Центрального Комитета на IV съезде ПСР было избрано 20 членов и 5 кандидатов: Н. И. Ракитников, Д. Ф. Раков, В. М. Чернов , В. М. Зензинов , Н. С. Русанов, В. В. Лункевич, М. А. Лихач, М. А. Веденяпин, И. А. Прилежаев, М. И. Сумгин, А. Р. Гоц , М. Я. Гендельман, Ф. Ф. Федорович, В. Н. Рихтер, К. С. Буревой, Е. М. Тимофеев, Л. Я. Герштейн, Д. Д. Донской, В. А. Чайкин, Е. М. Ратнер, кандидаты - А. Б. Ельяшевич, И. И. Тетеркин, Н. Н. Иванов, В. В. Сухомлин, М. Л. Коган-Бернштейн.
Партия в Совдепии
«Правые эсеры» были исключены из Советов всех уровней 14 июня 1918 г. решением ВЦИК. «Левые эсеры» сохраняли легальность до событий 6-7 июля 1918. По многим политическим вопросам «левые эсеры» расходились с большевиками-ленинцами. Такими вопросами были: Брестский мир и аграрная политика, прежде всего продразверстка и комбеды . 6 июля 1918 лидеры левых эсеров, присутствовашие на V съезде советов в Москве были арестованы, а партия запрещена (См. Левоэсеровские восстания (1918)).
К началу 1921 года ЦК ПСР фактически прекратил свою деятельность. Эсеры ещё в июне 1920 года сформировали Центральное Организационное Бюро, куда наряду с членами ЦК вошли некоторые видные члены партии. В августе 1921 года в связи с многочисленными арестами руководство в партии окончательно перешло к Центральному Бюро. К тому времени часть членов ЦК, избранного на IV съезде, погибли (И. И. Тетеркин, М. Л. Коган-Бернштейн), добровольно вышли из состава ЦК (К. С. Буревой, Н. И. Ракитников, М. И. Сумгин), уехали за границу (В. М. Чернов, В. М. Зензинов, Н. С. Русанов, В. В. Сухомлин). Оставшиеся в России члены ЦК ПСР почти поголовно находились в тюрьмах. В 1922 году «контрреволюционная деятельность» эсеров была «окончательно всенародно разоблачена» на московском процессе членов ЦК с.-р. партии (Гоца , Тимофеева и др.), несмотря на защиту их лидерами II Интернационала . По итогам этого процесса лидеры партии (12 человек) были условно приговорены к смертной казни.
Из всех лидеров левых эсеров спастись удалось лишь наркому юстиции в первом послеоктябрьском правительстве Штейнбергу. Остальные многократно арестовывались, долгие годы находились в ссылке, а в годы «Большого террора» были расстреляны .
Эмиграция
Начало эсеровской эмиграции положил отъезд Н. С. Русанова и В. В. Сухомлина в марте-апреле 1918 г. в Стокгольм, где они с Д. О. Гавронским образовали Заграничную Делегацию ПСР. Несмотря на то, что руководство ПСР крайне отрицательно относилось к наличию значительной эсеровской эмиграции, за границей в конце концов оказалось довольно много видных деятелей ПСР, в том числе В. М. Чернов, Н. Д. Авксентьев, Е. К. Брешко-Брешковская, М. В. Вишняк, В. М. Зензинов, Е. Е. Лазарев, О. С. Минор и другие.
Центрами эсеровской эмиграции стали Париж, Берлин и Прага. в 1923 г. состоялся первый съезд заграничных организаций ПСР, в 1928 г. - второй. С 1920 г. начинается выход периодических изданий партии за границей. Огромную роль в налаживании этого дела сыграл В. М. Чернов, уехавший из России в сентябре 1920 г. Сначала в Ревеле (ныне Таллин, Эстония), а затем в Берлине Чернов организовал издание журнала «Революционная Россия» (название повторяло заголовок центрального органа партии в 1901-1905 гг.). Первый номер «Революционной России» вышел в декабре 1920 г. Журнал издавался в Юрьеве (ныне Тарту), Берлине, Праге. Помимо «Революционной России» эсеры издавали в эмиграции ещё несколько печатных органов. В 1921 году в Ревеле вышло три номера журнала «За народ!» (официально он не считался партийным и именовался «рабоче-крестьянско-красноармейским журналом»), журналы политики и культуры «Воля России» (Прага, 1922-1932), «Современные записки » (Париж, 1920-1940) и другие, в том числе на иностранных языках. В первой половине 1920-х годов большинство этих изданий было ориентировано на Россию, куда нелегально доставлялась большая часть тиража. С середины 1920-х годов связи Заграничной Делегации ПСР с Россией слабеют, и эсеровская печать начинает распространяться главным образом в эмигрантской среде.
Литература
- Павленков Ф. Энциклопедический словарь. СПб., 1913 (5-е изд.).
- Эльцин Б. М. (ред.) Политический словарь. М.; Л.: Красная новь, 1924 (2-е изд.).
- Дополненіе к Энциклопедическому словарю // В перепечатке 5-го издания «Энциклопедического словаря» Ф. Павленкова, Нью-Йорк, 1956.
- Radkey O.H. The Sickle under the Hammer: The Russian Socialist Revolu-tionaries in the Early Months of Soviet Rule. N.Y.; L.: Columbia University Press, 1963. 525 p.
- Гусев К. В. Партия эсеров: от мелкобуржуазного революционаризма к контрреволюции: Исторический очерк / К. В. Гусев. М.: Мысль, 1975. - 383 с.
- Гусев К. В. Рыцари террора. М.: Луч, 1992.
- Партия социалистов-революционеров после октябрьского переворота 1917 года: Документы из архива П. С.-Р. / Собрал и снабдил примечаниями и очерком истории партии в пореволюционный период Marc Jansen. Amsterdam: Stichting beheer IISG, 1989. 772 с.
- Леонов М. И. Партия социалистов-революционеров в 1905-1907 гг. / М. И. Леонов. М.: РОССПЭН, 1997. - 512 с.
- Морозов К. Н. Партия социалистов-революционеров в 1907-1914 гг. / К. Н. Морозов. М.: РОССПЭН, 1998. - 624 с.
- Морозов К. Н. Судебный процесс социалистов-революционеров и тюремное противостояние (1922-1926): этика и тактика противоборства / К. Н. Морозов. М.: РОССПЭН, 2005. 736 с.
- Суслов А. Ю. Социалисты-революционеры в Советской России: источники и историография / А. Ю. Суслов. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007.
См. также
Внешние ссылки
- Прайсман Л. Г. Террористы и революционеры, охранники и провокаторы - М.: РОССПЭН, 2001. - 432 с.
- Морозов К. Н. Партия социалистов-революционеров в 1907-1914 гг. - М.: РОССПЭН, 1998. - 624 с.
- Инсаров Эсеры-максималисты в борьбе за новый мир
Ссылки и примечания
Развитие оппозиционных идей в царской России XIX - начала XX веков |
|
---|---|
1810-е-1826 | «Конституция» Н. М. Муравьёва | «Русская правда» П. И. Пестеля |
1826-1850-е | «Современник » | «Что делать?» |
1880-е-1905 | Партия социалистов-революционеров | Российская социал-демократическая рабочая партия |
1905-1917 |
Партия социалистов-революционеров (эсеры). Левые эсеры
Процесс образования партии эсеров был длительным. Учредительный съезд партии, состоявшийся 29 декабря 1905 - 4 января 1906 года в Финляндии и утвердивший ее программу и временный организационный устав, подвел итоги десятилетней истории эсеровского движения.
Первые эсеровские организации появились в середине 90-х годов ХІХ века: Союз русских социалистов-революционеров (1893 г., Берн), киевская группа и в 1895 - 1896 годах. ССР организовался в Саратове, а затем перенес свое место пребывание в Москву. Во второй половине 90-х годов организации эсеровской ориентации возникли в Воронеже, Минске, Одессе, Пензе, Петербурге, Полтаве, Тамбове и Харькове.
Название «социалисты-революционеры» принимали, как правило, те представители революционного народничества , которые ранее именовали себя «народовольцами» или тяготели к ним. Принимая название «социалисты-революционеры», революционные народники уточняли и свое место в широком и пестром по составу народническом направлении. Они отмежевывались от крайностей в народничестве: с одной стороны, от экономизма и реформизма правых народников, проповедовавших теорию «малых дел» и служивших постоянной мишенью для марксистов в их критике народничества, с другой - от экстремизма , увлечений индивидуальным террором, заговорщицкими идеями, которые свойственны были эпигонам народовольцев. В то же время подчеркивалась преемственность с революционным движением предшествующих десятилетий, когда социалистами-революционерами называли себя все участники этого движения: «землевольцы», «чернопередельцы», «народовольцы» и даже первые русские марксисты. С годами название «социалисты-революционеры» употреблялось все реже и реже. Революционные народники 90-х годов, «заставив сиять заново» это название и монополизировав его, заявляли себя не только преемниками традиций своих предшественников, но и их единственными наследниками и продолжателями.
Называя себя социалистами-революционерами, революционные народники как бы подчеркивали, что они тоже будут бороться за социальные преобразования, опираясь в этой борьбе как на интеллигенцию, так и на массы, что готовы порвать с наметившейся в народнической среде эволюцией в сторону конституционного либерализма. В названии «социалист-революционер» проявлялось и несогласие революционных народников с российской социал-демократией. Это несогласие носило не только теоретический, но также программный и тактический характер. Социалисты-революционеры не смогли смириться прежде всего с тем, что социал-демократы пренебрегали крестьянством, а некоторые из них даже считали его реакционным. К тому же в их представлении социал-демократы были не революционерами по своей природе, а эволюционистами, возлагавшими основные надежды на стихийное развитие жизни в сторону социализма. Преобладавшие в 90-е годы в российской социал-демократии «экономизм» и реформизм они считали чертами, выражавшими истинную сущность социал-демократии.
Однако своим новым названием революционные народники лишь обозначили свои намерения. Их надо было воплотить в теорию и конкретизировать в программе и тактике. Осуществить это было непросто, так как среди эсеров по всем вопросам существовали значительные разногласия и само эсеровское движение было слабым. Оно состояло из ряда нелегальных организаций, небольших по численности, интеллигентских по своему составу. Лишь некоторые из них эпизодически заявляли о себе изданием мизерными тиражами различного рода пропагандистской и агитационной литературы.
Кроме внутренних причин, развитие эсеровского движения тормозилось и постоянными репрессиями со стороны властей. Некоторые из эсеровских организаций полностью ликвидировались.
В силу названных причин и обстоятельств эсеровские попытки объединения в партию (съезды в 1897 году в Воронеже и Полтаве, в 1898 году в Киеве) заканчивались безрезультатно.
Новый этап в эсеровском движении, характеризующийся его оживлением, начинается на рубеже двух веков. Причинами и предпосылками поворота в эсеровском движении были те изменения, которые происходили во всех сферах общественной жизни России. Разразившийся в это время экономический кризис показал, что политика индустриализации страны, проводившаяся в 90-е годы, не может быть успешной без модернизации ее политического строя и сельского хозяйства. Таким образом, на повестку дня всего общественного движения были поставлены вопросы, которые были главными для эсеров. Интерес к эсерам со стороны радикально настроенной интеллигенции возрастал и в связи с тем, что кризис ослабил ее внимание к российским марксистам, поставив под сомнение их оптимистический прогноз относительно преобразующей роли капитализма. Вновь начинают приобретать популярность идеи народников, взятые на вооружение эсерами, об особом пути России к социализму, минуя капитализм, о большом значении крестьянства в общественном движении, а также пропагандировавшиеся ими экстремистские методы и средства борьбы. Революционное народничество пополняется, с одной стороны, вернувшимися из ссылки старыми народниками и народовольцами, сохранившими верность идеям своей молодости (Е.К. Брешко-Брешковская, М.Р. Гоц, О.С. Минор и др.), а с другой - радикально настроенной молодежью, многие представители которой были выбиты из колеи нормальной жизни репрессиями властей. В их числе были ставшие впоследствии видными деятелями партии и ее Боевой организации Н.Д. Авксентьев, В.М. Зензинов, Б.В. Савинков, С.В. Балмашов, Е.С. Созонов, И.П. Каляев и др.
Благотворное влияние на оживление народничества оказывала западная социалистическая мысль, в которой в 90-х годах началась ревизия ортодоксального революционного марксизма и усилилось внимание ряда видных ее представителей к крестьянству. Под влиянием названных обстоятельств активизируется не только практическая деятельность, но и теоретическая работа эсеров. Усилия направляются прежде всего на то, чтобы опровергнуть марксистские взгляды о мелкобуржуазном характере крестьянства, его неустойчивости, расслоении, подчеркивается социальная общность трудового крестьянства и промышленных рабочих. Наибольший вклад в развитие эсеровской теории был внесен В.М. Черновым. Роль лаборатории, в которой разрабатывалась теория неонародничества , играл легальный журнал «Русское богатство», возглавлявшийся в то время одним из патриархов народничества Н.К. Михайловским.
В 1899 году в Северо-Западном крае была образована Рабочая партия политического освобождения России (РППОР) с центром в Минске. Ее программные и тактические принципы были изложены в брошюре «Свобода».
В 1900 году заявила о себе изданием «Манифеста» , объединившая ряд эсеровских организаций на юге России и потому часто именовавшаяся южной партией социалистов-революционеров. Расширил свои границы и Союз социалистов-революционеров . Его группы появились в Петербурге, Ярославле, Томске и ряде других мест, Программа Союза была составлена еще в 1896 году, а отпечатана типографским способом в 1900 году под названием «Наши задачи» .
Воплощением объединительной тенденции в эмиграции явилось образование в 1900 году в Париже по инициативе В.М.Чернова Аграрно-социалистической лиги (АСЛ) . Она была знаменательна прежде всего тем, что провозгласила очередным вопросом революционного дела работу в крестьянстве.
В деле идейного определения и организационного сплочения эсеровского движения периодическая печать играла заметную роль: эмигрантские ежемесячная газета «Накануне» (Лондон, 1899) и журнал «Вестник русской революции» (Париж, 1901), а также газета «Революционная Россия» Союза социалистов-революционеров , первый номер которой появился в начале 1901 года.
Численность, влияние и практическая деятельность региональных эсеровских организаций далеко не соответствовали их претенциозным названиям. РППОР первостепенной задачей считала завоевание политической свободы с помощью террора. Ей принадлежит идея создания особой Боевой организации . Наиболее значимыми делами РППОР было издание и распространение ею в ряде городов, в том числе в Петербурге, первомайской прокламации с призывом к политической борьбе с помощью террора и создание мастерской по изготовлению ручных печатных станков. Весной 1900 года партия была почти полностью ликвидирована полицией.
Скорее символической, нежели реальной была южная Партия социалистов-революционеров . Ее «крестная мать» Е.К.Брешковская признавала, что партийный «Манифест» был составлен слабо, что с выпуском его спешили, для того чтобы сторонники партии «стали примыкать к ее организациям». Партия не имела ни руководящего центра, ни печатного органа. Она представляла собой подобие конфедерации местных эсеровских организаций.
Малочисленной, чисто интеллигентской по своему составу, глубоко законспирированной организацией, лишь изредка проявлявшей себя изданием какой-либо брошюры или прокламации, оставался Союз социалистов-революционеров . Его деятельность несколько активизировалась в связи с началом издания газеты «Революционная Россия». О малых возможностях Союза наглядно свидетельствует тот
факт, что в течение 1901 года было выпущено всего лишь два номера газеты.
В состоянии летаргического полусна оставалась эмиграция. Туго шло издание литературы для крестьян у Аграрно-социалистической лиги и «совершенно не клеилось» дело с доставкой этой литературы в Россию, так как у Лиги прямых связей с ней практически не было.
Значительными были разногласия в эсеровской среде. Они касались ряда важных программных, тактических и организационных вопросов. В частности, не было единства по вопросам о масштабе и темпах политических преобразований, о роли и значении различных классов в этих преобразованиях, о формах, методах и средствах борьбы, особенно о терроре. По-разному представлялись принципы построения партии.
«Манифест» южных эсеров более других эсеровских программных документов отражал разброд, который был свойственен эсеровской мысли того времени. Он представлял собою первую попытку изложить эсеровскую программу, не придерживаясь трафарета программы «Народной воли». В нем явственно проявлялось влияние марксизма, особенно в признании расслоения крестьянства на сельский пролетариат, мелкую сельскую буржуазию, малоземельное крестьянство и существования борьбы между этими группами. В то же время присутствовали и неонароднические утверждения о совпадении интересов крестьянства с интересами рабочих, о возможности устройства их жизни на социалистических началах. Сказывалось двойственное отношение к общине. Не было уже абсолютной уверенности в ее социалистическом будущем. Она рассматривалась лишь как средство, которое может облегчить усвоение крестьянами идеи национализации земли, а также революционную пропаганду и агитацию в деревне. Значительным было расхождение в оценке террора. РППОР и ССР отводили ему чуть ли не главное место в борьбе против самодержавия, южные же эсеры были сторонниками коллективных форм борьбы: демонстраций, митингов, стачек и т.п. Террор южными эсерами допускался лишь как крайнее средство самозащиты в борьбе с провокаторами и предателями революционного дела. Разные мнения существовали и по вопросу организационного строительства партии. РППОР и южные эсеры отдавали предпочтение федеративному принципу. Представители ССР , выступая за партию, «покоящуюся на принципе заговора», были сторонниками ее строгой централизации. По их мнению партия должна была образоваться не путем механического объединения ряда местных организаций, а вырасти органически вокруг определенного, объединяющего всех дела.
В начале 90-х годов в оппозиционной и революционной среде, в том числе и эсеровской, все чаще и настойчивее говорили об объединении в целях усиления эффективности борьбы с существующим строем. Эсеров подхлестывало и стремление опередить в этом отношении социал-демократов, активно работавших в это время над созданием своей партии. Однако уровень эсеровского движения в целом был еще недостаточным для реализации объединительной тенденции. Эсеровские организации оставались малочисленными, замкнутыми, интеллигентскими народническими кружками, разногласия между ними не сглаживались, а обострялись. В сентябре 1901 года в газете «Накануне» В.М.Чернов отмечал наличие в эсеровском движении двух крыльев - левого и правого. К левому крылу он относил ССР , журнал «Вестник русской революции» и газету «Накануне» , более сохранявших народовольческие традиции; к правому - южную Партию социалистов-революционеров , имевшую, по его мнению, ряд общих черт с левым, «искровским» крылом российской социал-демократии. Переговоры между южными эсерами и ССР об объединении велись, но они протекали очень вяло, ограничивались редкими персональными встречами представителей этих организаций и в ближайшем времени не сулили положительных результатов. Дело тормозилось и полицейскими репрессиями, не дававшими организациям сколько-нибудь окрепнуть, вырывавшими из них наиболее активных членов, ликвидировавшими с трудом налаживавшиеся между ними связи. Жертвой этих репрессий стал и ССР . В сентябре 1901 года была арестована его типография в Томске, где печатался третий номер «Революционной России», а в начале декабря он фактически полностью был ликвидирован. Дело объединения эсеров, казалось, было похоронено на неопределённое время. Однако произошло обратное.
Сообщение об образовании партии эсеров появилось в январе 1902 года в третьем номере «Революционной России». В течение 1902 года к партии примкнули эсеровские организации России, а также остатки РППОР. Перед Первой российской революцией в партии было свыше 40 комитетов и групп, объединявших приблизительно 2 - 2,5 тысячи человек. По своему социальному составу партия была преимущественно интеллигентской. Учащиеся, студенты, интеллигенция и служащие составляли в ней более 75 %, а рабочие и крестьяне - около 28 %.
»,
«Мысль »,
«Сознательная Россия ».
Па́ртия социали́стов-революционе́ров (ПСР , па́ртия с.-р. , эсе́ры ) - революционная политическая партия Российской империи , позже Российской Республики и РСФСР . Входила во Второй интернационал . Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Триумфом и трагедией для эсеров стал год - в короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупнейшую политическую силу, достигла по своей численности миллиона, приобрела господствующее положение в местных органах самоуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание . Её представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве. Привлекательными для избирателей была её идеология демократического социализма. Однако, несмотря на всё это, эсеры не смогли удержать власть.
Проект программы партии был опубликован в мае года в № 46 «Революционной России» . Проект с незначительными изменениями был утвержден в качестве программы партии на её первом съезде в начале января 1906 года . Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего её существования. Основным автором программы был главный теоретик партии В. М. Чернов .
Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества , сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём. Но эсеры были сторонниками демократического социализма , то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления).
Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Эта теория составляла национальную особенность эсеровского демократического социализма и являлась "вкладом в сокровищницу мировой социалистической мысли". Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли.
Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение её в государственную собственность, не её национализацию, а превращение в общенародное достояние без права купли-продажи. Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями. В-третьих, пользование землёй должно было быть уравнительно-трудовым, то есть обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе.
Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой эсеры считали политическую свободу и демократию . Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум. Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической, революции переход России к социализму. В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина : свобода совести , слова , печати, собраний , союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Требовались также широкая автономия для областей и общин как городских, так и сельских и возможно более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальными регионами при признании за ними безусловного права на самоопределение . Эсеры раньше, чем социал-демократы , выдвинули требование федеративного устройства Российского государства. Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство (референдум и инициатива).
Издания (на 1913 год): «Революционная Россия» (в 1902-1905 нелегально), «Народный вестник», «Мысль», «Сознательная Россия».
История партии
Дореволюционный период
Партия социалистов-революционеров началась с саратовского кружка, возникшего в году и состоявшего в связи с группой народовольцев «Летучего листка». Когда народовольческую группу разогнали, саратовский кружок обособился и стал действовать самостоятельно. В году он разработал программу, она была отпечатана на гектографе под названием «Наши задачи. Основные положения программы социалистов-революционеров». В году эта брошюра выпущена заграничным Союзом русских социалистов-революционеров вместе со статьей Григоровича «Социалисты-революционеры и социал-демократы». В году саратовский кружок переместился в Москву, занимался выпуском прокламаций, распространением заграничной литературы. Кружок получил новое название - Северный союз социалистов-революционеров . Руководил им А. А. Аргунов .
Во второй половине 1890-х небольшие народническо-социалистические группы и кружки существовали в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе. Часть их объединилась в 1900 в Южную партию социалистов-революционеров, другая в 1901 году - в «Союз эсеров». В конце 1901 года «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров» соединились, и в январе 1902 газета «Революционная Россия » объявила о создании партии. В неё влилась женевская «Аграрно-Социалистическая лига».
На годы революции 1905-1907 годов приходился пик террористической деятельности эсеров. В этот период было осуществлено как минимум 233 теракта (в результате было убито 2 министра, 33 губернатора, в частности, дядя царя , и 7 генералов). О своеобразных моральных нормах в среде эсеров может наглядно свидетельствовать тот факт, что они приговорили к смерти двухлетнего (!) сына Столыпина, когда Столыпин был ещё только всего лишь губернатором, и ни о каких "столыпинских галстуках" ещё не было и речи.
Партия официально бойкотировала выборы в Государственную Думу 1-го созыва , участвовала в выборах в Думу 2-го созыва , в которую было избрано 37 депутатов-эсеров, а после её роспуска снова бойкотировала Думу 3-го и 4-го созывов.
Значительное число представителей партии вошло в масонские структуры в России и за рубежом (главным образом во Франции), где достигло весьма высокого положения.
Во время Первой мировой войны в партии сосуществовали течения центристское и интернационалистское; последнее вылилось в радикальную фракцию левых эсеров (руководитель - М. А. Спиридонова), позже примкнувших к большевикам.
Партия в 1917 году
Партия эсеров активно участвовала в политической жизни Российской Республики года, блокировалась с меньшевиками-оборонцами и была крупнейшей партией этого периода. К лету 1917 года в партии было около 1 млн чел., объединенных в 436 организаций в 62 губерниях, на флотах и на фронтах действующей армии.
Главной газетой партии было «Дело народа» - с июня 1917 года орган ЦК ПСР, одна из крупнейших российских газет, чей тираж доходил до 300 тыс. экземпляров. К числу популярных эсеровских газет относились «Воля народа» (отражала взгляды правого течения в ПСР, выходила в Петрограде), «Труд» (орган московского комитета ПСР), «Земля и воля» (газета для крестьян, Москва), «Знамя труда» (орган левого течения, Петроград) и другие. Кроме того, ЦК ПСР издавал журнал «Партийные известия».
После Октябрьской революции 1917 года партии социалистов-революционеров удалось провести в России лишь один съезд (IV, ноябрь - декабрь 1917 года), три Совета партии (VIII - май 1918 года, IX - июнь 1919 года, X - август 1921 года) и две конференции (в феврале 1919 года и ноябре 1920 года)
В условиях однопартийной диктатуры
«Правые эсеры» были исключены из Советов всех уровней 14 июня 1918 года решением ВЦИК. «Левые эсеры» продолжали сотрудничать с большевиками до событий 6-7 июля 1918 года. По многим политическим вопросам «левые эсеры» расходились с большевиками-ленинцами. Такими вопросами были: Брестский мир и аграрная политика, прежде всего продразверстка и комбеды . 6 июля 1918 года лидеры левых эсеров, присутствовавшие на V съезде советов в Москве были арестованы, а партия запрещена.
В 1919-1920 годах террорист, эсер-масон Борис Савинков активно занимался формированием в Польше банд и террористических групп для действий на территориях, подконтрольных большевикам, тесно сотрудничал с Булак-Балаховичем .
К началу 1921 года ЦК ПСР фактически прекратил свою деятельность. Эсеры ещё в июне 1920 года сформировали Центральное Организационное Бюро, куда наряду с членами ЦК вошли некоторые видные члены партии. В августе 1921 года в связи с многочисленными арестами руководство в партии окончательно перешло к Центральному Бюро. К тому времени часть членов ЦК, избранного на IV съезде, погибли (И. И. Тетеркин, М. Л. Коган-Бернштейн), добровольно вышли из состава ЦК (К. С. Буревой, Н. И. Ракитников, М. И. Сумгин), уехали за границу (В. М. Чернов, В. М. Зензинов, Н. С. Русанов, В. В. Сухомлин). Оставшиеся в России члены ЦК ПСР почти поголовно находились в тюрьмах.
Летом 1922 года «контрреволюционная деятельность» правых эсеров была «окончательно всенародно разоблачена» на московском процессе членов ЦК с.-р. партии (Гоца , Тимофеева и др.), несмотря на защиту их лидерами II Интернационала . Руководство правых эсеров обвинили в организации терактов против большевистских лидеров (убийство Урицкого и Володарского, покушение на Ленина). В августе 1922 года лидеры партии (12 человек, среди них 8 членов ЦК) были условно приговорены трибуналом к смертной казни. Спустя некоторое время приговор заменили на различные сроки тюремного заключения, а в начале 1924 года все заключенные по процессу были амнистированы.
В начале января 1923 года бюро Петроградского Губкома РКП(б) разрешило "инициативной группе" эсеров под негласным контролем ГПУ провести городское совещание. В результате был достигнут результат - решение о роспуске городской организации партии социалистов-революционеров. В марте 1923 года при участии "петроградских инициативников" в Москве прошёл Всероссийский съезд бывших рядовых членов партии эсеров, который лишил полномочий бывшее руководство партии и принял решение о роспуске партии. Партия, а вскоре и её региональные организации вынужденно прекратили свое существование на территории РСФСР.
Из всех лидеров левых эсеров спастись удалось лишь наркому юстиции в первом послеоктябрьском правительстве Штейнбергу . Остальные многократно арестовывались, долгие годы находились в ссылке, а в годы «Большого террора» были расстреляны. Член ЦК левых эсеров, М. А. Спиридонова была расстреляна без суда 11 сентября 1941 вместе с другими 153-мя политическими заключенными Орловской тюрьмы.