Памятники «оккупации»: Во что превратились советские заводы Прибалтики? Рейтинг крупнейших предприятий латвии и советское наследство.
В 1913 году рижские купцы Попер, Ленер, фон Гертвиг и Гельмзинг решили выкупить у города участок и построить на нём свою фабрику. В самом начале она называлась по-американски - «Buffalo». Изначально главной продукцией была дорогая качественная обувь, которую в те времена делали из импортируемой из Америки кожи бизонов. В 1941 году предприятие получило новое название «Большевичка». Несмотря на смену власти в государстве, работники...
Первая ТЭЦ, построенная в Риге на деньги городской Думы. Вырабатывала мощность в 1482 кВт. Строительство велось с 1901 по 1905 год. Расположение ТЭЦ было выбрано таким образом, чтобы легко было довозить к ней топливо. Для этого как нельзя лучше подходил Andrejsale - остров, рядом с которым находится рижский грузовой порт. За проектировку технических сооружений взялся специалист из Мюнхена, инженер Оскар фон Миллер - учредитель компании...
Огромный завод площадью в целый район расположился на окраине одного латвийского города. За свою недолгую историю (около 25 лет) он успел снабдить работой немалую часть населения города, испытать новые технологии в производстве химического волокна и стать одним из гигантов промышленности Латвийской ССР. Сейчас же завод мёртв и постепенно гниёт. Его размеры настолько огромны, что чтобы обследовать его целиком, потребуется несколько дней,...
Была построена в 1898 году архитектором Эдмундом фон Тромповски. Производила старейшие национальные сорта пива собственного производства, не уступавшие в свое время по популярности маркам Latvijas balzams и Laima. История разрушения пивоварни Varpa уложилась в 10 лет. После приватизации в 1993 году руководством было принято ошибочное решение экономить на оборудовании и технологиях. В условиях ужесточающейся конкуренции это оказалось...
Рижский электромашиностроительный завод (Rīgas elektromašīnbūves rūpnīca, РЭЗ, RER) - крупнейшее машиностроительное предприятие Прибалтики, которое специализируется на производстве тягового электрооборудования и аппаратуры для подвижного состава железных дорог. На данный момент (2017 год) около половины завода сдаётся в аренду под склады и мелкое производство. Завод выглядит как треугольный полуостров, с двух сторон окружённый водой, что...
Sarkanais Kvadrāts (Красный Квадрат) - завод резинотехнических изделий, находящийся в Риге. Находится на берегу Даугавы. С крыши можно посмотреть на красивый закат. Завод выпускал резиновые промышленные изделия, обувь, игрушки, противогазы и прочую продукцию. Был основан в 1924 году, своё название приобрёл в 1940 году. Получил Красный орден Ленина в 1974 году. К 1986 году выпустил 15 млн пар обуви. С наступлением независимости Латвии был...
Бывший мотозавод в Риге, функционировавший в период существования Латвийской ССР. Производил мотоциклы, мопеды и велосипеды для всей страны. После тотальной ликвидации мотозавода многие ценные технологические находки рижских инженеров исчезли в середине 1990-х, а существенная часть нереализованной с конца 1980-х годов продукции была распродана фактически за бесценок. Цеха ныне мёртвого легендарного рижского предприятия в настоящее время...
ВЭФ являлся крупнейшим электротехническим предприятием Латвии, во времена СССР. Завод ВЭФ был ведущим производителем АТС, телефонных коммутаторов, телефонных аппаратов, радиостанций, радиоприёмников и другой продукции. Теперь главный производственный корпус занял торговый центр, более мелкие постройки в аренде, а трехэтажная столовая стоит пока никому ненужная. Местное население растаскивает оттуда все, что горит, на дрова.
Во времена СССР товары из Прибалтики были известны каждому жителю страны советов. Утро начиналось с зарядки, когда радиоприёмники «Маяк», «Орбита» или «Селга» возвещали об этом трансляцией нехитрых упражнений и музыки. Телефоны «ВЭФ» обеспечивали бесперебойное общение, а микроавтобусы «РАФ» - комфортную езду. Счастливчики могли позволить себе музыкальный центр «Мелодия», приобретение же магнитофона «Скиф» сейчас можно сравнить разве что с покупкой флагманского смартфона. Да и фраза «папа привез из Прибалтики» говорила о многом, ведь это был некий общий бренд для обозначения качественного продукта. И что же сейчас осталось из всего этого великолепия?
Такая любовь к товарам из прибалтийских республик поддерживалась политикой государства, направленной на развитие в них таких трудоёмких обрабатывающих отраслей промышленности, как машиностроение, электротехника и радиоэлектроника. В послевоенные годы строились новые и разрастались уже имеющиеся в республиках предприятия. К 1973 г. продукция прибалтийского экономического района обеспечивала Союз бытовыми электросчетчиками на 80%, телефонными аппаратами на 53%, вагонами на 30% и радиоприёмниками и магнитофонами на 23%. Что же стало с заводами и фабриками, построенными в период промышленного расцвета в регионе?
Товары, когда-то гремевшие на весь Союз, теперь являются экспонатами музеев или за копейки перепродаются на барахолках. А огромные площади заводов - их здания, цеха, трубы - напоминают, скорее, декорации к фильму ужасов, чем времена своей славной работы.
Золотые дни латвийской электроники и радиотехники связаны, прежде всего, с двумя основными предприятиями – Рижским государственным электротехническим заводом «ВЭФ» и Рижским радиозаводом «Радиотехника». Первый был одним из сильнейших производств региона, выпускал практически все - от телефонов до военных изделий - и обеспечивал работой 20 тысяч человек. Территория, занимаемая заводом, равнялась по площади небольшому микрорайону. Как и любое предприятие того времени, помимо производственной функции, завод поддерживал социальную и культурную жизнь своих работников: в доме культуры устраивали концерты, танцы и различные увеселительные мероприятия, в столовых играли свадьбы; поликлиники при предприятии следили за здоровьем трудящихся, а спортивные залы - за их формой и внешним видом.
Однако приватизационный процесс, начавшийся в 90-е годы, разрушительно сказался на жизнедеятельности завода. На месте ВЭФа начали формироваться отдельные структурные единицы, количество которых за год выросло до 26, параллельно от ВЭФа были «отрезаны приватизацией» поликлиника, спортивный клуб, другие составные части гиганта. В итоге даже в самом крупном подразделении ВЭФа, где в свое время трудилось около 14 тысяч человек, в начале 1990 гг. осталось всего 400. Сегодня же в реестре предприятий Латвии можно найти информацию о более, чем 90 фирмах, общественных и прочих организациях, которые, хоть и содержат в названии аббревиатуру ВЭФ, к производству завода вовсе никакого отношения не имеют. Размещены они на территории бывшего гиганта, соседствуя с заброшенными корпусами, модными офисными «лофтами» и даже с ночным клубом.
Завод Радиотехника в свое время являлся одним из крупнейших заводов радиоэлектроники в СССР, на его долю приходилось 35% всей выпускаемой в Союзе бытовой аудиотехники. С конвейера завода только за год сходил миллион экземпляров радиоприемных усилительных и звуковоспроизводящих устройств и около 1,3 миллиона акустических систем. В период пика производственной активности на заводе работали 10 тысяч человек, а в начале 1990-х их количество сократилось до 1800.
В Эстонии аналогом ВЭФа и Радиотехники являлся Таллинский завод «Пунане Рэт», производивший акустические системы, которые славились далеко за пределами Эстонии. Однако построенный еще в 1935 году завод был закрыт в первый год независимости государства.
Вильнюсский электротехнический завод Эльфа, Вильнюсский приборостроительный завод Вильма и Каунасский радиозавод – одни из крупнейших предприятий Литвы, занимавшиеся выпуском электропроигрывателей, магнитофонов, радиоприёмников, а также обеспечивавших нужды Министерства обороны СССР. Последнее указанное направление деятельности заводов объясняет засекреченность информации о них. Например, завод Эльфа (или то, что от него осталось) являлся секретным объектом вплоть до 2000г. По той же причине очень мало информации о заводе Вильма, который был основан в 1960г. и именовался «Завод звукозаписывающей аппаратуры».
Завод был оборонного значения, и всё, кроме его наименования и выпускаемых бытовых магнитофонов, было строго засекречено.
Сегодня известно, что именно Вильма производила «черные ящики» для всего Союза. Из письма ветерана литовской радиопромышленности Юрия Махлина становятся ясны масштабы производства, он пишет: "На заводе были построены и функционировали вычислительный центр, климатическая лаборатория, цех по производству электродвигателей для магнитофонов, собственная телефонная станция с выходом в городскую телефонную сеть, профессионально-техническое училище, которое готовило молодых специалистов /…/ ".
При заводе было создано конструкторское бюро с техническими отделами и собственным опытным производством». Также, как и любое другое предприятие СССР, Вильма нес в себе и культурно-социальную функцию, из того же письма следует: "Мужскому хору «Вильма» было присвоено звание Народного коллектива республики /…/ Спортивные команды объединения участвовали в городских соревнованиях и соревнованиях со смежными предприятиями из других республик бывшего СССР /…/ проходили выступления художественной самодеятельности работников завода, творческие встречи со знаменитыми артистами, в том числе с Александром Ширвиндтом, Андреем Мироновым и многими другими" . Данный очерк не только открывает нам производственную жизнь завода, но показывает, насколько в систему интегрирован был каждый сотрудник. Несмотря на то, что в 1990-х завод пытался остаться на плаву, производя и продавая магнитофоны, руководство не смогло включиться в рыночную экономику и с 1994г. ввязалось в серию судебных разбирательств, что привело в 1997г. к прекращению деятельности.
Каунасский радиозавод начал свою деятельность в 1956г. и обеспечивал советских граждан телевизорами, радиолами, магнитолами и радиоприёмниками. Однако и его деятельность прекратилась в начале 1990-х годов.
Помимо заводов, производящих электронику, Прибалтийским республикам не удалось уберечь и предприятия иных сфер деятельности: сейчас в руинах лежат десятки объектов, от бумажных фабрик до машиностроительных заводов.
Одним из таких «призраков коммунизма» является Пярнуский машиностроительный завод в Эстонии. Когда-то крупное предприятие не смогло приспособиться к рыночной экономике в годы приобретения Эстонией независимости. Сейчас же его зловещие развалины представляют собой серию сообщающихся между собой корпусов, цехов и зданий с административными помещениями.
В Латвии в северном микрорайоне Риги располагался комплекс предприятий, объединяющий завод железобетонных конструкций, хлебокомбинат, комбикормовый завод и завод напольного транспорта. Также крупным машиностроительным заводом являлся Рижский СельМаш. После восстановления независимости Латвии производства одно за другим стали закрываться, и сейчас их площади ждут сноса. Однако масштабы заброшенных, когда-то мощных предприятий, по сей день производят сильное впечатление.
Еще одним крупным предприятием Риги, берущим отсчет своей деятельности аж с 1841г., является Фарфоро-фаянсовый завод Кузнецова (позже Рижский фарфоро-фаянсовый завод). На его длинный век выпали революция и войны, что практически разорило завод. Тем не менее в период после Второй мировой войны ему удалось наладить производство, и до 1990-х гг. XX в. завод выпускал прекрасную продукцию разнообразного назначения, принимал участие во всесоюзных и международных выставках, занимал призовые места, но не смог удержаться на плаву в независимой Латвии. К 1994 г. оборудование, заготовки и много другое было разворовано, а завод закрыли. В настоящее время некогда знаменитое на всю страну предприятие находится в плачевном состоянии.
И ведь сегодня власти прибалтийских республик даже не оглядываются с тоской назад, вспоминая масштабы производства «хайтека» того времени. Для нынешнего руководства экономика - это очередной банк или проданный гектар леса, а промышленность - лишь напоминание об «ужасах оккупации».
Когда-то эта продукция являла собою «бренды», конкуренцию которым могли составить лишь единицы, а сегодня «памятники» былых успехов покрылись пылью, долгами и шумят ветром в разбитых окнах заводов.
За фотографии спасибо сайтам :
Во времена СССР товары из Прибалтики были известны каждому жителю страны советов. Утро начиналось с зарядки, когда радиоприёмники «Маяк», «Орбита» или «Селга» возвещали об этом трансляцией нехитрых упражнений и музыки. Телефоны «ВЭФ» обеспечивали бесперебойное общение, а микроавтобусы «РАФ» – комфортную езду. Счастливчики могли позволить себе музыкальный центр «Мелодия», приобретение же магнитофона «Скиф» сейчас можно сравнить, разве что, с покупкой флагманского смартфона. Да и фраза «папа привез из Прибалтики» говорила о многом, ведь это был некий общий бренд для обозначения качественного продукта. И что же сейчас осталось из всего этого великолепия?
Такая любовь к товарам из прибалтийских республик поддерживалась политикой государства, направленная на развитие в них трудоёмких, обрабатывающих отраслей промышленности: машиностроение, электротехника, радиоэлектроника. В послевоенные годы строились новые и разрастались уже имеющиеся в республиках предприятия. К 1973 г. продукция прибалтийского экономического района обеспечивала Союз бытовыми электросчетчиками на 80%, телефонными аппаратами на 53%, вагонами на 30% и радиоприёмниками и магнитофонами на 23%. Что же стало с заводами и фабриками построенными в период промышленного расцвета в регионе?
Товары, когда-то гремевшие на весь Союз, теперь являются экспонатами музеев или за копейки перепродаются на барахолках. А огромные площади заводов, их здания, цеха, трубы, напоминают, скорее, декорации к фильму ужасов, чем о временах их славной работы.
Золотые дни латвийской электроники и радиотехники связаны прежде всего с двумя основными предприятиями – Рижским государственным электротехническим заводом «ВЭФ» и Рижским радиозаводом «Радиотехника». Первый был одним из сильнейших производств региона, выпускал практически все - от телефонов до военных изделий и обеспечивал работой 20 тысяч человек. Площадь, занимаемая заводом, равнялась территории небольшого микрорайона. Как любое предприятие того времени, помимо производственной функции, оно поддерживало социальную и культурную жизнь своих работников: в доме культуры устраивались концерты, танцы и различные увеселительные мероприятия, в столовых игрались свадьбы, поликлиники следили за здоровьем трудящихся, а спортивные залы за их формой и внешним видом.
Однако приватизационный процесс, начавшийся в 90-е годы, разрушительно сказался на жизнедеятельности завода. На месте ВЭФа начали формироваться отдельные структурные единицы, количество которых за год выросло до 26, параллельно от ВЭФа были «отрезаны приватизацией» поликлиника, спортивный клуб, другие составные части гиганта. В итоги, даже в самом крупном подразделении ВЭФа, где в свое время трудилось около 14 тысяч человек, в начале 1990 гг. осталось всего 400. Сегодня же в реестре предприятий Латвии можно найти информацию о более чем 90 фирмах, общественных и прочих организациях, которые хоть и содержат в названии аббревиатуру ВЭФ, однако к производству завода никакого отношения не имеют. Размещены они на территории бывшего гиганта, соседствуя с заброшенными корпусами, модными офисными «лофтами» и даже ночным клубом.
Завод Радиотехника в свое время являлся одним из крупнейших заводов радиоэлектроники в СССР, на его долю приходилось 35% всей выпускаемой в Союзе бытовой аудиотехники. С конвейера завода только за год сходил миллион экземпляров радиоприемных усилительных и звуковоспроизводящих устройств и около 1,3 миллиона акустических систем. В период пика производственной активности на заводе работали 10 тысяч человек, а в начале 1990-х их количество сократилось до 1800 человек.
В Эстонии аналогом ВЭФа и Радиотехники являлся Таллинский завод «Пунане Рэт», производивший акустические системы, которые славились далеко за пределами Эстонии. Однако построенный еще в 1935 году завод был закрыт в первый год независимости государства.
Вильнюсский электротехнический завод Эльфа, Вильнюсский приборостроительный завод Вильма и Каунасский радиозавод – одни из крупнейших предприятий Литвы, занимавшиеся выпуском электропроигрывателей, магнитофонов, радиоприёмников, а также обеспечивавших нужды Министерства обороны СССР. Последнее, указанное направление деятельности заводов, объясняет засекреченность информации о них. Например, завод Эльфа (или то, что от него осталось) являлся секретным объектом вплоть до 2000г. По той же причине очень мало информации о заводе Вильма, который был основан в 1960г. и именовался «Завод звукозаписывающей аппаратуры».
Завод был оборонного значения и всё, кроме его наименования и выпускаемых бытовых магнитофонов, было строго засекречено.
Сегодня известно, что именно Вильма производила «черные ящики» для всего Союза. Из письма ветерана литовской радиопромышленности Юрия Махлина виден масштаб завода, он пишет: «На заводе были построены и функционировали вычислительный центр, климатическая лаборатория, цех по производству электродвигателей для магнитофонов, собственная телефонная станция с выходом в городскую телефонную сеть, профессионально-техническое училище, которое готовило молодых специалистов…
При заводе было создано конструкторское бюро с техническими отделами и собственным опытным производством». Также как и любое другое предприятие СССР, Вильма нес в себе и культурно-социальную функцию, из того же письма следует: «Мужскому хору «Вильма» было присвоено звание Народного коллектива республики… Спортивные команды объединения участвовали в городских соревнованиях и соревнованиях со смежными предприятиями из других республик бывшего СССР… проходили выступления художественной самодеятельности работников завода, творческие встречи со знаменитыми артистами, в том числе с Александром Ширвиндтом, Андреем Мироновым и многими другими» . Данный очерк открывает нам не только производственную жизнь завода, но показывает, насколько система интегрировала каждого сотрудника. Несмотря на то, что в 1990-х завод пытался остаться на плаву, производя и продавая магнитофоны, руководство не смогло включиться в рыночную экономику и с 1994г. ввязалось в серию судебных разбирательств, что привело в 1997г. к прекращению деятельности.
Каунасский радиозавод начал свою деятельность в 1956г., и обеспечивал советских граждан телевизорами, радиолами, магнитолами и радиоприёмниками. Однако и его деятельность прекратилась в начале 1990-х годов.
Помимо заводов, производящих электронику, Прибалтийским республикам не удалось уберечь и предприятия иных сфер деятельности, сейчас в руинах лежат десятки объектов: от бумажных фабрик до машиностроительных заводов.
Одним из таких «призраков коммунизма» является Пярнуский машиностроительный завод в Эстонии. Когда-то крупное предприятие не смогло приспособиться к рыночной экономике в годы приобретения Эстонией независимости. Сейчас же его зловещие развалины представляют собой серию сообщающихся между собой корпусов, цехов и зданий с административными помещениями.
В Латвии в северном микрорайоне Риги располагался комплекс предприятий, объединяющий завод железобетонных конструкций, хлебокомбинат, комбикормовый завод и завод напольного транспорта. Также крупным машиностроительным заводом являлся Рижский СельМаш. После восстановления независимости Латвии, производства одно за другим стали закрываться, и сейчас их площади ждут сноса. Однако масштабы заброшенных, когда-то мощных, предприятий, по сей день производят сильное впечатление.
Еще одним крупным предприятием Риги, берущим отсчет своей деятельности аж с 1841г., является Фарфоро-фаянсовый завод Кузнецова (позже Рижский фарфоро-фаянсовый завод). На его длинный век выпали революция и войны, что практически разорило завод. Тем не менее в период после Второй мировой войны ему удалось наладить производство и до 1990-х гг. XX в. завод выпускал прекрасную продукцию разнообразного назначения, принимал участие во всесоюзных и международных выставках, занимал призовые места, но не смог удержаться на плаву в независимой Латвии. К 1994 г. оборудование, заготовки и много другое было разворовано, а завод закрыли. В настоящее время некогда знаменитое на всю страну предприятие находится в плачевном состоянии.
И ведь сегодня власти прибалтийских республик даже не оглядываются с тоской назад, вспоминая масштабы производства «хайтека» того времени. Для нынешнего руководства экономика – это очередной банк или проданный гектар леса, а промышленность – лишь напоминание об «ужасах оккупации».
Когда-то эта продукция составляла «бренды», конкуренцию которым могли составить лишь единицы, а сегодня «памятники» былых успехов покрылись пылью, долгами и шумят ветром в разбитых окнах заводов.
За фотографии спасибо сайтам :
В странах Прибалтики продолжается кампания за "возмещение ущерба от советской оккупации". Лидирует, как всегда, Латвия. Напомним, что под "советской оккупацией" в современной Латвии понимают период вхождения страны в состав Советского Союза.
По мнению латвийского руководства, за время т. н. "советской оккупации" экономика страны понесла колоссальные убытки. Для их подсчета даже была создана специальная комиссия.
Ее представитель Рута Паздере 18 апреля 2016 г. озвучила примерную цифру мнимого ущерба, понесенного латвийской экономикой за полвека существования Советской Латвии, - 185 млрд евро.
Кроме того, в десятки миллиардов евро Паздере оценила демографический ущерб, понесенный Латвией в результате миграционных потоков, вызванных "советской оккупацией".
То, что латыши ехали работать или учиться в другие республики Советского Союза, а несогласные с советской властью эмигрировали на Запад, Паздере также считает "виной" советского периода в латвийской истории.
Подсчитали и урон, нанесенный окружающей среде, - он также оценивается в десятки миллиардов евро.
Конечно, невозможно рассмотреть все аспекты экономического развития страны, мы решили оценить основные показатели и то, как они менялись с течением времени.
Население и "демографический урон"
Одной из претензий прибалтийских стран к "советской оккупации" стал демографический урон, который нанес странам СССР.Конечно, никто не станет отрицать тот факт, что во времена Великой Отечественной войны население всего Советского Союза понесло огромный ущерб: множество людей погибли как на фронте, так и в тылу.
А западные республики союза (Белорусская, Литовская, Латвийская, Эстонская и Украинская ССР) пострадали особенно сильно.
Но обвинять в этом Советский Союз было бы просто глупо, ведь убивали население военные гитлеровской Германии.
Мы решили сравнить данные по численности населения за 1989 г., когда демографические последствия войны уже сгладились, и за 2015 г. В Литве в 1989 г. проживало 3, 690 млн человек, в Латвии - 2,680 млн, в Эстонии - 1,573 млн.
Для сравнения, вот данные за 2015 г.: Литва - 2,898 млн человек, Латвия - 1,968 млн, Эстония - 1, 311 млн.
Как видно, за прошедшие 26 лет, большая часть которых пришлась на независимое существование этих стран, численность их населения снизилась.
Жители прибалтийских стран все чаще уезжают в более благополучные страны-члены ЕС, чтобы найти там работу, пусть и не очень престижную, зато дающую возможность получать деньги и отправлять их своим семьям на родину.
Объективные цифры говорят о том, что после выхода из СССР Литва потеряла 28%, а Латвия - 27% населения. И это на сегодняшний день.
Более того, это лишь тренд в развитии: согласно данным отчета к 2060 г. количество жителей сократится еще на 38% (Литва) и 31% (Латвия), опустившись, таким образом, ниже 50% от численности населения на 1991 г.
Социологические исследования говорят о том, что примерно 30% литовцев и латышей твердо намерены не просто эмигрировать из своих стран, но и получить новое гражданство, полностью разорвав связи со своей родиной.
Они не просто не собираются возвращаться обратно, но даже не хотят оставаться литовцами или латышами. Они ставят себе задачу не просто интегрироваться, а полностью ассимилироваться в новой стране пребывания.
Своим детям они дают местные имена, в семейном кругу стараются говорить на местном языке.
Таким образом, Прибалтика фактически "вымирает", и этот процесс начался в 1990-е гг. и продолжается по сей день.
Железные дороги
В конце XIX - первой половине XX вв. в Прибалтике была построена сеть узкоколейных линий общей протяженностью 2051 км. Позднее часть этих узкоколейных дорог была переведена на колею 1520 мм, а часть - ввиду низкой рентабельности - ликвидирована.В период с 1917 по 1940 гг. происходил упадок железных дорог, ввиду того, что у независимых прибалтийских государств было намного меньше финансов, чем у Российской империи, и средства в дороги не инвестировались.
В период Великой Отечественной войны большая часть железнодорожной инфраструктуры была разрушена. После освобождения оккупированных территорий началось восстановление и коренное техническое перевооружение железных дорог.
В 1953 г. дороги были объединены в Балтийскую железную дорогу, которая в 1956 г. была ликвидирована. В связи с проводившимся перевооружением отрасли в 1950-1960-е гг. движение грузовых и пассажирских поездов было переведено на тепловозную и электровозную тягу, были электрифицированы пригородные участки крупных городов.
В настоящее время участки Прибалтийской железной дороги разделены между Россией (Калининградская железная дорога), Эстонией (Eesti Raudtee), Латвией (Latvijas dzelzceļš) и Литвой (Lietuvos Geležinkeliai).
На сегодняшний день общая протяженность железных дорог в Эстонии составляет 1 166 км, Латвии - 1 859 км, Литве - 1 767 км.
Если говорить о периоде так называемой советской оккупации, то в Латвии эксплуатационная длина основных линий железных дорог составляла 2 263,6 км, Литве - 1 749 км, Эстонии - 1 320 км.
В странах Балтики пассажиропоток на железнодорожном транспорте за 20 лет упал в несколько раз и в настоящее время составляет лишь пятую часть всех перевозок, значение авиа- и автотранспорта, напротив, выросло.
Если же говорить о перевозке грузов, то основной объем грузоперевозок Эстонии и Латвии приходится на страны СНГ, прежде всего Украину, Белоруссию и Россию, которая занимает две трети общего объема.
Похожая ситуация прослеживается в Литве (при этом там небольшую часть занимает еще и Польша). Значительную долю занимают транзитные перевозки, прежде всего традиционные российские экспортные и импортные товары, курсирующие между Россией и прибалтийскими портами: нефтепродукты и каменный уголь (более двух третей всего объема грузов), минеральные удобрения, химические продукты, металлы, руда и зерновые.
Еще десять лет назад, в 2006 г., эстонская железная дорога принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки. В целом по Латвии и Эстонии услуг транспортировки и хранения грузов обеспечивают 8% ВВП, в Литве - 7,7% ВВП.
Однако в последнее время российский транзит через страны Прибалтики резко снизился, и прибалты опасаются, что эти показатели могут опуститься до нуля, что будет означать катастрофу в этом секторе.
Уход российского транзита для этих стран будет означать весомые бюджетные потери и сокращение рабочих мест.
Эксперты компании KMPG подсчитали: в случае полной потери транзита из России экономика Латвии потеряет 1,3 млрд евро, 2,4% налоговых поступлений, а уровень безработицы в стране поднимется на 1,1%: из 1,9 млн граждан работу потеряют 75 тыс. человек.
Промышленность
В Литовской ССР по сравнению с 1940 г. к 1986 г. были достигнуты самые высокие среди союзных республик темпы роста промышленного производства.Большое развитие получили машиностроение, химия и нефтехимия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, торфяная, легкая и пищевая промышленность.
Достигнут высокий уровень развития сельского хозяйства, особенно животноводства.
В 1986 г. Литва занимала первое место среди союзных республик по производству мяса и молока в расчете на душу населения.
В республике создана энергетическая база: построены Каунасская ГЭС, Литовская ГРЭС, Игналинская АЭС.
Введены в действие крупные заводы: Мажейкский нефтеперерабатывающий, станкостроительный "Жальгирис" в Вильнюсе, искусственного волокна в Каунасе, шлифовальных станков в Вильнюсе, Ионавский азотных удобрений, Кедайнский химический комбинат, ряд крупных предприятий легкой и пищевой промышленности.
В Латвийской ССР особенно высокими темпами развивались машиностроение и металлообработка. Ведущими отраслями являются электротехническая промышленность и промышленность средств связи. В 1986 г. каждый пятый трамвайный вагон в стране, вторая доильная установка имели марку латвийских заводов.
Быстрое развитие получило в республике производство товаров народного потребления: на ее предприятиях изготавливается каждый пятый радиоприемник, восьмая стиральная машина, второй мопед.
В республике достигнута высокая урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства. Ведущая отрасль - молочно-мясное животноводство и беконное свиноводство.
Построены Плявинская и Рижская гидроэлектростанции, Рижская ТЭЦ, введены в действие заводы - электромашиностроительный и дизельный в Риге, Елгавский машиностроительный, Даугавпилсский химического волокна, по переработке пластмасс и химических реактивов в Олайне, Валмиерский завод стекловолокна.
В легкой и пищевой промышленности вошли в строй Огрский трикотажный комбинат, Лиепайский галантерейный комбинат, Рижский молкомбинат, Вентспилсский рыбоконсервный и Елгавский консервный комбинаты.
В Эстонской ССР создана энергетическая база, а также такие отрасли, как электротехническая, приборостроение, химия и нефтехимия, крупная газосланцевая и другие отрасли. Развивается лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. Высокий уровень интенсификации достигнут в сельском хозяйстве.
В 1986 г. Эстония занимала одно из первых мест среди союзных республик по производству мяса и молока в расчете на душу населения.
В республике осуществлена большая программа капитального строительства. Введены в действие Прибалтийская и Эстонская тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали в Кохтла-Ярве и Таллине.
Построены новые машиностроительные заводы - экскаваторный в Таллине, судоремонтный в Локсе, газоанализаторов в Выру.
Вошли в строй завод азотных удобрений в Кохтла-Ярве, новые шахты и карьеры в сланцевом бассейне, Прибалтийский комбинат строительных материалов в Нарве, домостроительный комбинат в Тарту, восстановлены и расширены мощности цементного завода "Пунане-Кунда".
Созданы крупные мясокомбинаты, рыбоконсервные заводы, комбинаты молочных продуктов.
В результате трансформации 1990-х гг. структура экономик стран Прибалтики претерпела значительные изменения. Снизилась доля промышленности и сельского хозяйства, расширилась сфера услуг.
К началу кризиса 2008 г. в Латвии фактически произошла деиндустриализация: доля промышленности в структуре экономики сократилась практически вдвое до 13,7%. В Литве и Эстонии доля промышленного производства снизилась до 19,8% и 20,9% .
В ходе кризиса 2008-2009 гг. промышленное производство упало во всех трех странах Прибалтики, но по-разному: в Эстонии спад по отношению к 2007 г. составил 31%, в Латвии - 19%, в Литве - 10%.
Ниже представлены данные по вывозке древесины в прибалтийских республиках:
Литва - 1819 тыс. куб. м (1970 г.), 2 772 тыс. куб. м (1986 г.); Латвия - 4 356 тыс. куб. м (1970 г.), 4 338 тыс. куб. м (1986 г.); Эстония - 2 047 тыс. куб. м (1970 г.), 2 761 тыс. куб. м (1986 г.).
Для сравнения - данные этого в составе Евросоюза:
Эстония - 7 290 тыс. куб. м (2012 г.), 7 654 тыс. куб. м (2013 г.), 8 460 тыс. куб. м (2014 г.);
Латвия - 12 529 тыс. куб. м (2012 г.), 12 241 тыс. куб. м (2013 г.), 12 597 тыс. куб. м (2014 г.);
Литва - 6 921 тыс. куб. м (2012 г.), 7 053 тыс. куб. м (2013 г.), 7 351 тыс. куб. м (2014 г.).
Как видно из статистики, заготовка древесины в странах Прибалтики выросла, что подводит сразу к нескольким выводам: с одной стороны, все претензии к "советским оккупантам" по поводу экологического ущерба кажутся в этом контексте необоснованными.
О каком экологическом ущербе может идти речь, если сейчас, освободившись от "оккупации", страны вырубает в несколько раз больше леса, чем при СССР?
С другой стороны, страны Прибалтики активно развивают мебельную промышленность, для которой как раз и используется древесина. По прогнозам производство мебели будет только расти в этих странах, при этом особенно высоким ростом мебельной промышленности отличается Эстония.
А вот данные по производству бумаги: Литва - 102 тыс. тонн (1970 г.), 121 тыс. тонн (1986 г.), Латвия - 148 тыс. тонн (1970 г.), 153 тыс. тонн (1986 г.), Эстония - 105 тыс. тонн (1970 г.), 99 тыс. тонн (1986 г.).
А вот данные уже в составе ЕС: Эстония - 78,18 тыс. тонн (2012 г.), 73,04 тыс. тонн (2013 г.), 70,81 тыс. тонн (2014 г.).
Латвия - 43,93 тыс. тонн (2012 г.), 47,77 тыс. тонн (2013 г.), Литва - 118 тыс. тонн (2012 г.), 136 тыс. тонн (2013 г.), 139,52 тыс. тонн (2014 г.). Как видно, производство бумаги выросло лишь в Литве, а в Латвии и Эстонии - сократилось.
Легкая промышленность и сельское хозяйство
С дореволюционных времен сельское хозяйство Прибалтики отличалось высокой интенсивностью. Здесь сложилась специализация на молочно-мясном скотоводстве и беконном свиноводстве.Среди крупных предприятий этой отрасли - мясокомбинат в Алитусе и сыродельный завод в Выру. В Прибалтике действовало 7 сахарных заводов: 4 в Литовской ССР (города Паневежис, Капсукас, Кедайняй, Павянчяй) и 3 в Латвийской ССР (города Елгава, Лиепая, Екабпилс).
Наряду с Белоруссией Прибалтика отличалась самым высококачественным сгущенным молоком, завод по производству которого находился в Резекне. Организационно сельское хозяйство было представлено (на 1973 г.) 2126 колхозами и 752 совхозами.
Вот данные по надою молока в Прибалтике в составе ЕС:
Эстония - 665 тыс. тонн (2012 г.), 705,5 тыс. тонн (2013 г.), 729,96 тыс. тонн (2014 г.);
Латвия - 718,36 тыс. тонн (2012 г.), 735,66 тыс. тонн (2013 г.), 804,4 тыс. тонн (2014 г);
Литва - 1 359,93 тыс. тонн (2012 г.), 1 339,39 тыс. тонн (2013 г.), 1 435,5 тыс. тонн (2014 г.).
Дело в том, что после вступления в ЕС страны Прибалтики оказались вынужденны принимать квоты на производство сельхозпродукции, в частности по объемам надоя молока. Это ставит в крайне невыгодное положение местных фермеров, многие из которых оказались на грани банкротства.
Морские порты
Во времена, когда Прибалтика была в составе СССР, именно латвийские, эстонские и литовские порты были главными западными морскими воротами Советского Союза. Построенные еще в советские годы порты продолжают приносить доход прибалтийским странам.В 70-80-х гг. к этим портам были проложены нефтепроводы.
По состоянию на 2008 г. в Прибалтике имелось 8 портов. Все порты расположены в восточной части Балтийского моря.
В 2000 г. суммарная погрузка в портах Прибалтики составляла 103 млн тонн, в 2005 г. - 121 млн тонн. Политика России по снижению зависимости от транзита и конкуренция со стороны морских портов Финляндии привели к значительному снижению грузооборота портов Прибалтики.
В 2006 г. погрузка в портах Прибалтики снизилась до 117 млн тонн, в 2007 г. - до 112 млн тонн, в 2008 г. - до 108 млн тонн, в 2009 г. - до 102 млн тонн.
В последнее время Россия все больше снижает объем погрузки в прибалтийских портах, перенаправляя грузопотоки на российские порты. Наша страна будет все меньше использовать порты прибалтийских стран, а так как именно Россия по-прежнему остается одним из основных клиентов портов Прибалтики, то это грозит серьезными экономическими последствиями для этих стран.
Статистика убедительно доказывает, что за 25 лет независимости Прибалтика прошла деиндустриализацию и депопуляцию. Весь экономический багаж, накопленный за времена Советского Союза, к настоящему моменту растрачен, а вместо него проступают экономические проплешины.
Регион, производивший электронику и транспорт, теперь не может предложить мировому сообществу ничего сложнее спиленных деревьев, консервированной рыбы и нехитрого отдыха у не самого теплого моря.
В этом контексте вполне понятно желание стран Прибалтики получить компенсацию за якобы "оккупацию": раз не получается организовать вливания в свою экономику и промышленность традиционными способами, можно попробовать и так.
В 1913 году рижские купцы Попер, Ленер, фон Гертвиг и Гельмзинг решили выкупить у города участок и построить на нём свою фабрику. В самом начале она называлась по-американски - «Buffalo». Изначально главной продукцией была дорогая качественная обувь, которую в те времена делали из импортируемой из Америки кожи бизонов. В 1941 году предприятие получило новое название «Большевичка». Несмотря на смену власти в государстве, работники...
Первая ТЭЦ, построенная в Риге на деньги городской Думы. Вырабатывала мощность в 1482 кВт. Строительство велось с 1901 по 1905 год. Расположение ТЭЦ было выбрано таким образом, чтобы легко было довозить к ней топливо. Для этого как нельзя лучше подходил Andrejsale - остров, рядом с которым находится рижский грузовой порт. За проектировку технических сооружений взялся специалист из Мюнхена, инженер Оскар фон Миллер - учредитель компании...
Огромный завод площадью в целый район расположился на окраине одного латвийского города. За свою недолгую историю (около 25 лет) он успел снабдить работой немалую часть населения города, испытать новые технологии в производстве химического волокна и стать одним из гигантов промышленности Латвийской ССР. Сейчас же завод мёртв и постепенно гниёт. Его размеры настолько огромны, что чтобы обследовать его целиком, потребуется несколько дней,...
Была построена в 1898 году архитектором Эдмундом фон Тромповски. Производила старейшие национальные сорта пива собственного производства, не уступавшие в свое время по популярности маркам Latvijas balzams и Laima. История разрушения пивоварни Varpa уложилась в 10 лет. После приватизации в 1993 году руководством было принято ошибочное решение экономить на оборудовании и технологиях. В условиях ужесточающейся конкуренции это оказалось...
Рижский электромашиностроительный завод (Rīgas elektromašīnbūves rūpnīca, РЭЗ, RER) - крупнейшее машиностроительное предприятие Прибалтики, которое специализируется на производстве тягового электрооборудования и аппаратуры для подвижного состава железных дорог. На данный момент (2017 год) около половины завода сдаётся в аренду под склады и мелкое производство. Завод выглядит как треугольный полуостров, с двух сторон окружённый водой, что...
Sarkanais Kvadrāts (Красный Квадрат) - завод резинотехнических изделий, находящийся в Риге. Находится на берегу Даугавы. С крыши можно посмотреть на красивый закат. Завод выпускал резиновые промышленные изделия, обувь, игрушки, противогазы и прочую продукцию. Был основан в 1924 году, своё название приобрёл в 1940 году. Получил Красный орден Ленина в 1974 году. К 1986 году выпустил 15 млн пар обуви. С наступлением независимости Латвии был...
Бывший мотозавод в Риге, функционировавший в период существования Латвийской ССР. Производил мотоциклы, мопеды и велосипеды для всей страны. После тотальной ликвидации мотозавода многие ценные технологические находки рижских инженеров исчезли в середине 1990-х, а существенная часть нереализованной с конца 1980-х годов продукции была распродана фактически за бесценок. Цеха ныне мёртвого легендарного рижского предприятия в настоящее время...
ВЭФ являлся крупнейшим электротехническим предприятием Латвии, во времена СССР. Завод ВЭФ был ведущим производителем АТС, телефонных коммутаторов, телефонных аппаратов, радиостанций, радиоприёмников и другой продукции. Теперь главный производственный корпус занял торговый центр, более мелкие постройки в аренде, а трехэтажная столовая стоит пока никому ненужная. Местное население растаскивает оттуда все, что горит, на дрова.