Отказ от подписания договора 223 фз. Отказ от заключения договора по инициативе заказчика
В настоящее время 223-ФЗ не содержит порядок действий, если принято решение об отказе от проведения закупки. При этом порядок каждый заказчик сам должен прописать в (ч. 6 ПП № 908 от 10.09.2012). В п. 31 Постановления сказано, что бумага об отказе от процедуры, в том числе и отмена аукциона по 223-ФЗ, должна сопровождаться датой принятия решения и его основанием.
То есть для начала покупатель должен выявить причину, из-за которой процедура будет отменена.
Отказ от проведения закупки по 223-ФЗ после 01.07.2018 будет регулировать непосредственно 223-ФЗ.Так, вступят в силу ч. 5-7 ст. 3.2 закона — об отмене конкурентной закупки. В них закрепляется, что организатор торгов имеет право отменить конкурентное предложение по одному или нескольким пунктам до окончания срока приема предложений.
С 01.07.2018 начинает действовать п. 23 ст. 3.2 о том, что если заказчиком принято решение об отмене конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, оператор ЭТП не направляет заказчику заявки участников.
Давайте рассмотрим вариант, как проходит отмена торгов по 223-ФЗ на примере Положения о закупках ООО «ЖКС г. Петродворца». Отменить процедуру этот заказчик может в любой момент со дня публикации извещения в ЕИС (раздел 8). При этом в самом извещении устанавливается срок, до которого данное действие возможно: 5 дней до даты окончания подачи заявок для конкурсов и аукционов и 1 день — для запросов котировок и предложений. В более короткий срок отмена возможна только при форс-мажорных обстоятельствах.
В аналогичном документе ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром тоже предусмотрена подобная возможность. Порядок здесь зависит от вида процедуры (конкурс, запрос предложений и т. д.).
Интересно, что в обоих случаях не конкретизируется содержание документа об отказе от проведения процедуры и отсутствует перечень возможных для этого оснований.
Если же обратиться к закупочной документации, например, к извещению № 31806249541 от 16.03.2018 о проведении запроса котировок «ЖКС г. Петродворца», то здесь мы увидим, что покупатель оставляет за собой право отказаться от процедуры в любое время. Речи об основаниях также не идет.
При этом вышеупомянутый заказчик в извещение об отмене закупки по 223-ФЗ все же включил все необходимые сведения.
Принять решение
Какой бы ни была причина отказа, заказчик должен ее задокументировать. Форма подобной бумаги также нигде не регламентируется, однако она должна содержать данные, речь о которых шла выше (дата и основание).
Протокол отмены закупки по 223-ФЗ: образец в 2019 году
Разместить решение о прекращении приема заявок
Важную роль здесь играет дата принятия решения, т. к. относительно нее рассчитывают срок публикации этих сведений в ЕИС, после которой процедура официально считается отмененной. Так, в п. 8.4 Положения о закупках «ЖКС г. Петродворца» сказано, что разместить решение в ЕИС и довести информацию до всех участников необходимо в день его принятия.
После 01.07.2018 ч. 6 ст. 3.2. регулирует, что намерение об отмене конкурентной процедуры публикуется в ЕИС в день его принятия. В ситуации, когда невозможно отменить процедуру до окончания приема заявок, до подписания договора за заказчиком остается право на отказ от определения поставщика, но исключительно при возникновения обстоятельств непреодолимой силы, согласно гражданскому законодательству.
При необходимости заказчик вместе с документом, содержащим сведения об отмене торгов, может разместить в ЕИС и другие файлы в электронном виде (изменения, протоколы и т. д.), в т. ч. само решение (п. 31 ПП № 908).
Перед публикацией вышеуказанных документов их необходимо подписать усиленной квалифицированной подписью, принадлежащей уполномоченному представителю покупателя.
Ответственность за нарушения порядка
За неразмещение информации об отказе от проведения тендера организатору грозит штраф в соответствии с ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Для должностных лиц установлена сумма от 30 000 до 50 000 руб., а для юридических — от 100 000 до 300 000 руб.
При рассмотрении похожего дела № А60-12845/2015 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес решение № 17АП-8873/2015-АК, согласно которому размер взыскания был снижен до 50 000 руб. для должностного лица, т. к. заказчик нарушил статью частично — не указал основание принятого решения в опубликованном документе.
В деятельности любой организации может возникнуть ситуация, когда ей по тем или иным причинам приходится отменять закупку. В законе 44-ФЗ случаи, условия и порядок того, как отменить закупку, прописаны четко. Вместе с тем, 223-ФЗ дает заказчикам гораздо большую свободу в вопросе того, как отменить закупку, разрешая им формировать правила отмены закупок в Положении о закупках.
Ограничение, которое можно встретить в касающейся 223-ФЗ федеральной нормативно-правовой базе, говорит о том, что если заказчик собирается внести изменения в план закупки (в том числе и отменить закупку), которая осуществляется через конкурс или аукцион, то он обязан сделать это в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.
Поставщики, имеющим претензии к закупщикам из-за отмены закупки, таким образом, должны руководствоваться тем, нарушает ли заказчик собственные правила или нет. А заказчикам нужно четко и непротиворечиво такие правила описать в своем Положении о закупках.
Варианты отмены закупок:
- отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения в ЕИС извещения;
- отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС извещения;
- отказ заказчика от заключения договора.
Отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения извещения в ЕИС – это самый простой вариант, достаточно исключить закупку из плана. Есть также точка зрения, что даже в случае неисключения несостоявшейся закупки из плана закон не нарушается.
Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения извещения в ЕИС. Заказчики часто прописывают право отказаться от проведения процедуры закупки «в любой момент». Однако им нужно помнить о том, что существует гражданское законодательство, которое регулирует проведение торгов (конкурсов и аукционов). Законодательством, в частности, установлено, что «если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса». Поэтому если заказчик хочет обеспечить себе возможность отказа от проведения процедуры аукциона или конкурса «позднее», чем в указанные сроки, то ему необходимо обязательно указывать «сокращенные» сроки в извещении об их проведении.
В случае отказа от проведения процедуры закупки заказчик обычно предусматривает свою обязанность в тот или иной срок вернуть участникам закупки поданные им заявки. Оптимальным вариантом может быть установление в положении о закупке правила, согласно которому он может отказаться от проведения процедуры закупки в любой момент до подведения ее итогов, а при проведении конкурса или аукциона – в срок, обозначенный в извещении о закупке. В извещении можно указать, что отказаться от их проведения процедур заказчик может в любой момент до подведения их итогов. Отказ заказчика от заключения договора. В положениях о закупке заказчики могут обозначать и свое право отказываться от заключения договора и после определения победителя закупочных процедур.
В гражданском законодательстве, вместе с тем, содержится норма о том, что «если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора», а «если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения». Оптимальным вариантом для заказчика является установление в своем Положении о закупке правила, согласно которому он вправе отказаться от заключения договора после подведения итогов процедуры закупки за исключением случаев проведения конкурса или аукциона.
- On 20.02.2018
- 0 Комментарии
- 223-ФЗ, Гособоронзаказ, Запрос предложений, Конкурс, Процедура закупки, Статьи, ФАС, Электронный аукцион
Иногда в закупках по 223-ФЗ случаются отказы от заключения договора со стороны заказчика. Причина обычно в том, что изменились обстоятельства, и объект стал не нужен. Бывают и иные случаи, когда, казалось бы, логично отказаться от продолжения процедуры. Сегодня рассмотрим, насколько это правомерно.
Что говорит законодательство
В законе о госзакупках четко прописано, при каких обстоятельствах и по чьей инициативе может быть расторгнут государственный контракт. В отличие от него, 223-ФЗ не содержит специальных норм о расторжении договоров . Поэтому руководствоваться необходимо Гражданским кодексом.
Однако пункт 5 статьи 448 ГК РФ ставит под сомнение саму возможность отказаться от договора с победителем торгов. В этой норме сказано, что в таком случае вторая сторона может добиться его заключения через суд .
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
Итак, в Гражданском кодексе прямо указано, что победитель торгов может обратиться в суд и понудить заказчика к заключению договора. Также он вправе потребовать возмещения понесенного в связи с этим ущерба.
Это же подтверждает и практика ФАС. Ярким примером является решение Московского УФАС в отношении Корпорации «Комета», которая отказалась заключать договор с победителем закупки. Антимонопольный орган признал компанию нарушившей часть 1 статьи 3 закона 223-ФЗ. В предписании содержалась обязанность заказчика заключить спорный договор . Поддержали ФАС и суды.
В этом примере заказчику пришлось заключить договор с победителем закупки. Но дело могло на этом не закончиться. Например, информация о заказчике могла быть передана в правоохранительные органы с целью проверки на .
В то же время из положений нормы не следует, что при проведении закупки в иных формах, помимо торгов (то есть конкурсов и аукционов ), у заказчика пропадает обязанность по заключению договора с победителем. На это обращает свое внимание Московское УФАС в решении от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15. Победитель запроса предложений на заказчика, который отказался заключать с ним договор, и нашел поддержку.
Что делать заказчику
Чтобы снизить вероятность подобного развития событий, заказчику следует корректно прописать в своем Положении о закупке то, в каких случаях и в какие сроки процедура может быть прекращена после открытия заявок. Это снизит риск быть привлеченным к ответственности за нарушение процедуры закупки. Однако от подозрений в коррупции это, конечно же, не убережет.
Далее в извещении и закупочной документации каждой процедуры необходимо указывать, что заказчик имеет право при определенных обстоятельствах отказаться от ее проведения . В том числе и когда победитель уже выбран.
Включение таких положений в документацию увеличит шансы заказчика на победу в случае возникновения спора, однако не гарантирует этого.
Решение, которые принимали органы ФАС
Иногда в подобных ситуациях контролирующие органы принимали неоднозначные решения. В частности, известен случай, когда ФАС встала на сторону поставщиков и едва не заставила заказчика нарушить закон.
Закупалась продукция в рамках гособоронзаказа. В тот период, когда заказчик уже вскрыл заявки, но еще не выбрал победителя, изменилось законодательство . Закупочная документация заказчика была разработана без учета этого изменения. В связи с этим он принял решение отказаться от закупки и привести свои документы в соответствие с новым требованием закона. Однако в ФАС этого не оценили. Заказчику предписали
Ни для кого не секрет, что несмотря на неимоверные усилия, брошенные на борьбу с коррупцией, она (коррупция) все же остается частью нашей объективной реальности, а "откат" - одним из ценообразующих факторов. Заказчики (говорю обо всех в целом, но ни о ком в частности) готовы идти на хитроумные и не очень ухищрения, чтобы осуществить закупку именно у того лица, у которого изначально планировалось. Иногда заказчик прибегает к крайней мере - отказывается от заключения договора по итогам торгов. Почему эта мера "крайняя" и как защитить свои права, если отказались заключать договор с Вами, читаем ниже.
Заказчик: Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (ПАО «МРСК Центра и Приволжья»)
Участник торгов : АО "Цветлит"
Закупка: Открытый одноэтапный конкурс без предварительного отбора на право заключения Договора на поставку самонесущего изолированного провода (СИП)
Извещение : №31502694414
Начальная цена: 239 643 410,00 рублей
Для начала определимся с дефиницией применительно к обсуждаемому вопросу. Торги - процедура, проводимая Заказчиком в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденным в соответствии с вышеназванным законом Положением о закупке Заказчика, ГК РФ, в целях приобретения товаров, работ, услуг на наилучших (наиболее выгодных, привлекательных для Заказчика) условиях. Это самое общее опредение, но, по моему мнению, оно отражает все признаки торгов, предметом которых является право заключения договора. Торгами в соответствии с законодательством признаются аукцион и конкурс (ч. 4 ст. 447 ГК РФ, ч. 2,3 ст. 3 Закона о закупках).
Самый важный момент, который необходимо понимать: заключение договора по итогам торгов является обязаетельным для заказчика.
На конкретном примере, я хотела бы дать некоторые практические рекомендации по действию в ситуации, когда Заказчик отказался от заключения договора по итогам Торгов. Ситуация: Заказчик - ПАО «МРСК Центра и Приволжья» отказался заключать договор с победителем торгов: открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора на право заключения Договора на поставку самонесущего изолированного провода (СИП), Извещение №31502694414 . Сам отказ был оформлен как Решение Центральной закупочной комиссией ПАО «МРСК Центра и Приволжья», данное решение содержалось в протоколе, который не был опубликован в установленном порядке. Участники и победитель торгов - АО "Цветлит" получили от Заказчика Уведомлении об отмене итогов открытого Конкурса.
Сами по себе отношения, возникающие между Заказчиками и участниками торгов, лежат в двух плоскостях: частно-правовой и публично-правовой. В поле частно-правовых интересов регулирование осуществляется ГК РФ, публично-правовые интересы регулируются Законом о закупках, Законом о защите конкуренции. Существует два порядка защиты своих прав: административный и судебный.
Административную защиту прав в соответствии с Законом о защите конкуренции и порядком, установленным Правительством РФ осуществляет Антимонопольный орган. Он рассматривает жалобы в частности на нарушение порядка заключения Договора и в случае выявления нарушений выдает Заказчику обязательное для исполнения предписания, устанавливая в нем срок для устранения такого нарушения (обычно это срок от 7 до 10 дней). При этом, обжаловать решение УФАС можно в трехмесячный срок. Получается, что Заказчик, получивший предписание об устранении нарушения порядка заключения договора, может не исполнять его в течение 3-х месяцев, обжаловать его в судебном порядке, что займет еще минимум два месяца, и еще месяц Решение суда будет вступать в законную силу. За это время недобросовестный Заказчик имеет возможность провести еще одни торги (и не факт, что победитель, которому отказали в заключении договора однажды, снова их выиграет), заключить договор по его итогам, который к окончанию судебного процесса будет уже исполнен.
Судебная защита нарушенного права, естественно, осуществляется через суд. И тут варианта два.
1. Можно обратиться в суд с заявлением о признании действий Заказчика незаконными (ч. 9 ст. 3 Закона о закупках). При этом, допустимо одновременное обжалование действий Заказчика и в судебном порядке, и в административном.
2. В соответствии с ч. 6 ст. 448 ГК РФ если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Естественно, что судебный спор занимает очень много времени.
В названном выше случае, а равно, как и в любом другом, при защите прав победителей мной использовались одновременно оба ресурса: и административный, и судебный. Не в даваясь в содержание самих заявлений и жалоб, опишу только общие действия и конечный результат.
В Антимонопольный орган была направлена жалоба на нарушение порядка заключения договора с требованием вынести соответствующее предписание, а суд было подано исковое заявление о понуждении Заказчика к заключению договора по итогам Торгов (дело № А43-28166/2015). Работа в указанной ситуацией осложнялась тем, что Заказчиком было опубликовано еще одно извещение и документация о проведении конкурса на закупку аналогичной продукции в аналогичном объеме (Извещение №31502824185). В этой ситуации в суд было направлено заявление об обеспечительных мерах, которые были приняты Судом. Опрделением суда обеспечительные меры были приняты, и Заказчику - Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (ИНН 5260200603 ОГРН 1075260020043), г.Нижний Новгород было запрещено продолжать осуществление закупки самонесущего изолированного провода (СИП) на напряжение до 35 кВ для нужд ПАО «МРСК Центра и Приволжья».
Нижегородским УФАС по факту рассмотрения дела №1503-ФАС52-04/15(ж) жалоба АО "Цветлит" была признана обоснованной, выдано предписание о прекращении нарушения законодательства и направлении АО "Цветлит" приглашения к подписанию протокола и заключению Договора (с текстом Решения можно ознакомиться в разделе "Мои дела").
Предписание Антимонопольного органа было исполнено Заказчиком, а Договор между ПАО "МРСК Центра и Приволжья" и АО "Цветлит" заключен. От исковых требований, заявленных Арбитражный суд Нижегордской области, АО "Цветлит", естетственно, отказалось.
В данном случае, обращение с исковым заявлением в суд было необходимо лишь в части возможности использования ресурса суда по наложению обеспечительных мер.
Ситуация, когда заказчик разыгрывает закупочную процедуру, но уже после вскрытия конвертов обнаруживает, что его потребность в закупке несколько изменилась, либо потребность эта в принципе пропала - не редкость. Однако, если заказчик отказывается от проведения закупочной процедуры, отказывается от заключения договора, он очень сильно рискует. Подробности - в нашей статье.
ОАО «Корпорация «Комета» по результатам проведения запроса предложений выбрала победителя закупки, но отказалось заключать с ним договор. Московский УФАС вынес решение, по которому заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ. Заказчику выдано предписание о завершении процедуры. Под завершением процедуры понимается заключение контракта с тем победителем, который отобран в рамках конкурентной борьбы. Позиция Московского УФАС подтверждается судебными решениями и Арбитражный суд г. Москвы признал мнение Московского УФАС абсолютно обоснованным. В данном случае ситуация закончилась тем, что заказчик был вынужден заключить договор с победителем закупки, но иногда последствия могут быть более печальными. Например, материалы в отношении данного заказчика могут быть переданы в правоохранительные органы для обнаружения сговоров и согласованных действий между участниками закупки, либо между самим заказчиком и участником закупочной процедуры.
Во избежание подобных ситуаций заказчик обязан грамотно и корректно написать процедуру отказа от проведения закупочной процедуры после вскрытия конвертов, дабы минимизировать риски привлечения к ответственности в части нарушения процедуры проведения закупки. Риски в части подозрений по коррупционным составляющим в любом случае останутся, но по крайней мере процедура у вас будет максимально чистая и прозрачная.
Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « »:
Интересен пример из практики, который удивляет позицией контролирующего органа. Один из заказчиков работает по гособоронзаказу. В период проведения закупки, до определения победителя, но уже после вскрытия и рассмотрения заявок, были внесены изменения в законодательство об оборонном заказе, связанные с введением отдельных счетов. Проект договора заказчика не содержал обязанности применять отдельный счёт. Заказчик принял решение отказаться от закупочной процедуры из-за необходимости привести в соответствие свою документацию и проект договора с новыми требованиями законодательства. Действия заказчика были обжалованы в центральный аппарат ФАС России.
Антимонопольный орган вынес решение о не обоснованных действиях заказчика, так как отказ от закупочной процедуры был произведён с нарушением положения о закупке, уже после вскрытия конвертов и рассмотрения заявок. Заказчика заставили вернуть закупочную процедуру на ту стадию, где было принято решение отказаться от заключения договора с победителем.
В данной ситуации заказчика спасла незначительная ошибка контролирующего органа, который в своём предписании не подробно и не полно описал действия, которые обязан совершить заказчик. Контролирующие органы не обязали заказчика дать право участникам представить новое обеспечение заявок. Пока рассматривалась жалоба, пока заказчик медленно, но верно, приступал к исполнению предписаний, которые он получил, обеспечение заявок истекло. Закупку реанимировали, но на момент подведения итогов не было ни одной заявки, в отношении которой было действующее обеспечение. Заказчик закрыл данную закупочную процедуру в связи с тем, что ни один из участников не соответствовал требованиям закупочной документации. Если бы антимонопольный орган прописал подробно все действия, который обязан совершить заказчик, получилась бы нелепая ситуация. С одной стороны, заказчик исполняет предписания антимонопольного органа, с другой стороны, договор, который был бы заключен по итогам данной закупки, нарушал требования Закона 275-ФЗ об оборонном заказе.
Основания и сроки отказа стоит четко зафиксировать в положении о закупке, а в извещении, документации каждый раз указывать на право отказаться от проведения закупки, либо заключения договора, после определения победителя закупочных процедур. В этом случае шансов у заказчика отстоять свою позицию при возникновении спорной ситуации гораздо больше.
А вот у госорганов в ситуации, если заказчик отказывается от заключения договора с победителем закупки, целых 4 позиции:
- Позиция 1. Отказ от заключения договора с победителем закупки правомерен, если закупка осуществлялась не путем проведения торгов и возможность отказа предусмотрена положением и (или) документацией о закупке (Письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 № Д28и-1013).
- Позиция 2. Отказ от заключения договора с победителем закупки неправомерен, если порядок проведения процедуры закупки отвечает признакам торгов (Решение Московского УФАС России от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16).
- Позиция 3. Отказ от заключения договора с победителем закупки правомерен, если сделка является для заказчика крупной и не получено согласие собственника на ее совершение (Решение Московского УФАС России от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15).
- Позиция 4. Отказ от заключения договора с победителем закупки неправомерен (Решение Московского УФАС России от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15).