Отчеты по 44 фз. Как правильно сформировать отчет по закупкам у смп и сонко
Когда необходим отчет об исполнении этапов контракта по 44-ФЗ, что включает в себя этот документ, как разместить отчет на сайте ЕИС, читайте в материале. Также разберем пример из судебной практики, касающийся нарушения сроков публикации в ЕИС, а определить последний срок сдачи отчета об исполнении контракта поможет расчетчик.
Публикуем ли отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ в 2019 году
Отчет заказчика содержит информацию о результатах закупки, в том числе их соответствии требованиям заказчика, о соблюдении сроков, а также о допущенных нарушениях и санкциях. Заказчики должны обнародовать его в ЕИС. Это требование действует и в 2019 году. Приложите к нему документальное заключение по итогам экспертизы и акт о приемке.
А вот отчет по этапам контракта 44-ФЗ нужно публиковать не во всех случаях. Кто должен это делать, расскажем далее.
Отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ: Постановление № 1093
Форма содержится в постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Заказчик сперва вносит информацию о себе - наименование, адрес, ИНН, КПП, а затем сведения о контракте. В таблице содержатся следующие данные:
- код закупки;
- номер контракта;
- номер записи в реестре контрактов;
- предмет контракта;
- источник финансирования.
Далее идет часть о поставщике. Указывается его название, местонахождение, ОКПО, ИНН, статус. Также необходимо внести информацию об исполнении контракта, а именно дату начала и окончания, цену, количество товара или объем работ, услуг, был ли аванс.
Если имело место ненадлежащее исполнение обязательств, перечисляются все допущенные нарушения. По каждому необходимо указать суть, информацию о неустойке и реквизиты платежного поручения о перечислении необходимой суммы. В сведениях об изменении или расторжении укажите, когда в контракт вносились правки и по какой причине, а также дату расторжения, если оно имело место.
Отчет об исполнении этапа контракта при ежемесячной оплате в 2019 году
Нужно ли публиковать отчет об исполнении этапов? Да, но не во всех случаях . Формировать отчет по этапам контракта 44-ФЗ с 1 июля 2018 нужно, только если:
- предмет контракта - возведение, реконструкция или капремонт объектов капстроительства;
- предмет контракта - работы по сохранению памятников и прочих объектов культурного наследия;
- цена контракта больше 1 млрд руб.;
- закупка проводилась в соответствии с п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Если закупка не подпадает под перечисленные исключения, необходимо публиковать отчет об исполнении этапа контракта при ежемесячной оплате. Это требование распространяется даже на те контракты, в которых этапы не обозначены. Как сообщил Минфин в своем письме от 05.03.2018 № 24-03-07/14504, если поставки и перечисления денег происходят ежемесячно или еженедельно, заказчик должен публиковать отчетность по каждому этапу, даже если этапы не прописаны в контракте.
Три этапа закупок, где снова поменяли все правила: обеспечение, допуск импорта, отчетность по контрактам
С 1 июля 2019 года вступают в силу новые правила закупок. Мы разобрали на примерах, когда и по каким правилам придется снижать обеспечение, каким новым товарам давать преимущество перед импортными, что изменится в реестре контрактов, работе со спецсчетами и где теперь можно использовать банковскую гарантию.
Новые правила в отчетности по контрактам касаются двух моментов: какие документы и информацию нужно размещать в реестре и когда это необходимо сделать.
Отчет об исполнении контракта в ЕИС: пошаговая инструкция
Рассмотрим, как разместить отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ на сайте ЕИС. Публиковать документ не нужно, если в нем есть сведения, относящиеся к гостайне.
Отчет создается в электронном виде прямо в личном кабинете ЕИС. Перейдите во вкладку «Отчеты» → «Отчеты заказчиков». Далее нажмите на «Создать информацию об отчете заказчика». Необходимо выбрать тип документа - отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ. Заполните раздел «Информация о заказчике», внеся информацию во все поля, отмеченные звездочкой.
После этого переходите во вкладку «Сведения о контракте». Выберите номер документа из справочника, а также источник финансирования закупки. Вкладку «Информация о ненадлежащем исполнении контракта» следует пропустить, если нарушений не было. Если они были, выберите из списка тип обязательства и укажите, что конкретно нарушили стороны, прикрепив подтверждающие документы. В конце нажмите на кнопку «Разместить», проверьте итоговый документ на наличие ошибок и подпишите отчет ЭЦП.
Где найти пример отчета об исполнении контракта по 44-ФЗ
Чтобы найти примеры отчета об исполнении контракта в ЕИС, на главной странице портала найдите раздел «Мониторинг и отчетность» в верхнем меню. Выберите «Отчеты заказчиков по контрактам». Установите фильтр на значении «Отчет об исполнении контракта...». Чтобы просмотреть сам отчет, в результатах поиска в одной из карточек нажмите на «Сведения».
Практика
Заказчик обязан разместить отчет в течение 7 рабочих дней после полной оплаты контракты. За нарушение сроков размещения отчета об исполнении контракта отвечают должностные лица - контрактные управляющие. Постановлением управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по делу №04-16/50-2018 от 19.06.2018 главному бухгалтеру заказчика - сотруднице, которая отвечала за закупочную деятельность, выписали крупный штраф.
Дело в том, что она вовремя не разместила отчет об исполнении контракта № 8 от 08.11.2017 на поставку горюче-смазочных материалов. Фактически он а был размещен в единой информационной системе только 24.04.2018. Сотрудницу признали виновной в совершении административного правонарушения по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. Ей назначили штраф 15 тыс. руб.
Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»
Заказчики, осуществляющие закупки в контрактной системе, должны отчитываться о проделанной работе: об исполнении контрактов, о результатах выполненных этапов контрактов, об объеме закупок у СМП. В статье рассмотрим, какие существуют формы отчетности по 44-ФЗ и в какие сроки контрактный управляющий должен опубликовать отчеты.
Управление государственными и муниципальными закупками ( , , ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
Заказчики, работающие по 44-ФЗ отчитываются в случаях:
- проведения закупок у СМП и СОНКО;
- по итогам исполнения контракта;
- при закупке у единственного поставщика с обоснованием необходимости такой закупки.
Отчетность по закупкам у СМП и СОНКО
По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП или СОНКО. До 1 апреля года, следующего за отчетным годом, необходимо разместить такой отчет в ЕИС.
Порядок подготовки отчета об объеме закупок у СМП, СОНКО, его размещения в ЕИС, форма указанного отчета определяются постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238 .
В отчет включается информация о заключенных контрактах с СМП, СОНКО, а также информация о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП, СОНКО.
Отчет об исполнении контракта
Случаи, когда заказчик формирует отчет об исполнении контракта (этапа)
1. Заказчик оплатил поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписал документ о приемке.
Отчет составляется также при оплате обязательств и приемке результатов по отдельному этапу исполнения контракта.
С учетом положений Закона № 44-ФЗ и гражданского законодательства отдельным этапом исполнения контракта является период времени, завершающийся приемкой, проведением экспертизы и оплатой соразмерно объему исполненных обязательств за поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу (Письмо Минэкономразвития от 19 октября 2015 г. № Д28и-3033).
2. Контракт был расторгнут (вне зависимости от основания расторжения).
Когда отчет об исполнении контракта не формируется?
- По закупкам у ЕП до 100/400 тыс. рублей (п.4,5 ч. 1 ст.93);
- Заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов — п.23 ч.1 ст. 93;
- Закупки у ЕП по п. 42, 44 или 46 части 1 статьи 93;
- В случае, если заказчик не предусмотрел в контракте этапы исполнения обязательств, но прописал частичную приемку и оплату по контракту с периодичностью (ежемесячно/ежеквартально).
Заказчик составляет и публикует отчет, как об этапах исполнения контракта, после каждой процедуры приемки и оплаты результатов исполнения контракта (письма Минэкономразвития России от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 11.06.2015 № Д28и-1757 , от 01.06.2015 № Д28и-1496, от 08.04.2015 № Д28и-988).
Срок размещения отчета в ЕИС — 7 рабочих дней со дня появления соответствующего основания для размещения отчета.
Что делать заказчикам, когда оплата товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке разнесены по времени?
В Законе 44-ФЗ сказано, что отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение 7 рабочих дней со дня последнего из совершенных действий заказчика либо оплаты заказчиком обязательств, либо подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Таким образом, отчет следует размещать в течение 7 рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Такой вывод содержится в письме Минэкономразвития от 29 июля 2015 г. № Д28и-2214.
Форма и способы размещения отчета
Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС. Форма отчета установлена постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 .
Отчет обязан включать сведения о поставщике и о контракте, а также о результатах его полного выполнения, либо выполнения отдельного этапа. При этом нужно обязательно включать такие пункты, как ненадлежащее исполнение контракта и изменение или расторжение в ходе использования.
Важно: Для размещения отчета заказчику необходимо заполнить форму, предусмотренную интерфейсом ЕИС, и прикрепить необходимые файлы
Документы, прилагаемые к отчету об исполнении контракта
В соответствии с ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, если отчет составляется в связи с приемкой результатов исполнения контракта (его этапа), к нему прилагаются следующие документы:
1) заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, когда заказчиком для проведения экспертизы привлечены эксперты, экспертные организации;
2) документ о приемке результатов либо иной документ, определенный законодательством РФ, (например, акт о приемке, накладная и. т д).
Важно: Платежное поручение, документы, подтверждающие исполнение заказчиком обязательств по оплате товаров (работ, услуг), не являются обязательными приложениями к отчету. В отчете заказчик указывает реквизиты этих документов (Письмо Минфина России от 07.07.2014 № 02-02-06/32616)
Отчет с обоснованием закупки у ЕП
Часть 3 ст. 93 указывает на обязанность обоснования в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, цены контракта и существенных условий контракта (до заключения контракта)
Форма отчета не предусмотрена № 44-ФЗ (только состав сведений).
Отчет размещается в соответствующем разделе ЕИС: Отчеты — Отчет с обоснованием закупки у ЕП.
Важно: Законом № 44-ФЗ не установлена обязанность размещения отчета
Отчет не формируется в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 — 48 части 1 ст.93.
Ответственность за неразмещение отчетов по 44-ФЗ
Чаще всего контрактный управляющий несет персональную ответственность за неразмещение отчетов в рамках закона о закупках. Нарушение сроков представления отчетов по 44-ФЗ более чем на два рабочих дня грозит штрафом в размере до 30 тыс. руб. для физических лиц и до 100 тыс. руб. для юридических лиц (ч. 1-1.3 ст. 7.30 КоАП РФ).
Отчет о закупках у СМП - это обязательный документ, который заказчики обязаны опубликовать до 1 апреля. Он подтверждает, что заказчик выполнил требования 44-ФЗ об обязательном объеме у субъектов малого предпринимательства. Причем не важно, работают они по 44 или по 223-ФЗ.
Кто и когда должен отчитаться
Заказчику необходимо провести не менее 15 % от совокупного годового объема заказов (СГОЗ) у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года сотрудник контрактной службы (контрактный управляющий) составляет документ, отражающий объем проводимых заказов среди таких организаций. Форму отчета СМП по 44-ФЗ 2019 года утверждает и подписывает руководитель организации или иное уполномоченное лицо.
Законом 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик в течение 3 месяцев с момента окончания года должен составить и разместить отчетность в открытом доступе. Соответственно, отчет о СМП до 01 апреля 2019 необходимо сдать, чтобы закрыть 2018 год. Не стоит забывать, что отчет по СМП по 223-ФЗ необходимо было опубликовать до 01.02.2019, т. е. срок для подготовки по 44-ФЗ больше.
Если заказчик не разместит отчетность в ЕИС, то должностному лицу придется оплачивать административный штраф в размере 50 000 руб., юридическим лицам — 500 000 руб. А за осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в размере менее 15 % от СГОЗ — штраф в 50 000 руб.
Последние изменения
Заполняя отчет СМП за 2018 год не забудьте про поправки, которые вступили в силу с 01.01.2019. Они изменили ч. 1.1, 4 ст. 30 44-ФЗ.
Минфин в Письме № 24-01-07/79316 от 02.11.2018 подтвердил, что отчитаться о закупках у СМП за 2018 год нужно с учетом нововведений.
Ключевой момент изменений в том, что если конкурентная закупка среди СМП и СОНКО не состоялась и в итоге подписали госконтракт с единственным поставщиком по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93. Сумму такого госконтракта теперь придется учесть и в обязательном объеме закупок у СМП, и в СГОЗ для расчета этого объема. Но форму отчета не привели в соответствие с новыми правилами. Полагаем, что сведения о закупках у СМП и СОНКО по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе нужно:
- не включать в п. 2 разд. 2 отчета и, следовательно, учесть это при расчете данных в п. 3, 4, 8 разд. 2 отчета;
- отразить в п. 5 разд. 2, п. 1 разд. 3 отчета;
- не учитывать при формировании данных в п. 9 разд. 2 отчета;
- не включать в п. 3 разд. 3 отчета.
Скачать форму отчета СМП по 44-ФЗ
Инструкция по заполнению отчета по СМП
Правила, как заполнять отчет о СМП и СОНО, а также бланк утверждены Постановлением от 17.03.2015 № 238.
Форма отчета по СМП содержит 3 раздела.
1. Данные заказчика. Наименование, ИНН, КПП, организационно-правовая форма, адрес, телефон, электронная почта, а также данные классификаторов ОКОПФ, ОКПО, ОКТМО.
2. Информация об объеме закупок. Первая строка — это СГОЗ (за исключением финансовых ассигнований, выделенных на заказы с государственной тайной). Напомним, что СГОЗ — это все денежные средства, выделенные заказчику на соответствующий финансовый год в тысячах рублей. Расчет СГОЗ производится согласно п. 16 ст. 3 ФЗ № 44.
Как посчитать СГОЗ для госзаказчиков (пример расчета)
Заказчик подписал следующие госконтракты:
- в 2016 году суммарно 6 000 000 рублей, в том числе в 2018 году по этим контрактам было заложено 1 500 000 рублей бюджетных денег;
- в 2017 году суммарно 4 000 000 рублей, в том числе в 2018 году по этим контрактам было заложено 1 000 000 рублей бюджетных денег;
- в 2018 году суммарно 5 000 000 рублей, в том числе в 2018 году по этим контрактам было заложено 2 000 000 рублей бюджетных денег.
СГОЗ за 2018 год = 1 500 000 рублей + 1 000 000 рублей + 2 000 000 рублей = 4 500 000 рублей.
В СГОЗ включаются не только фактически потраченные в отчетном году по госконтрактам деньги, но и доведенные лимиты бюджетных обязательств на текущий год. Это подтверждается в Письме Минэкономразвития № Д28и-1632 от 21.04.2017.
Вторая позиция отчета СМП 2019 — объем финансирования для оплаты контрактов, которые не учитываются при определении размеров закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Законодатель учитывает, что в определенных сферах в силу специфики работ участниками не могут быть малые предприниматели. К таким областям относятся: обеспечение обороны страны и безопасности государства, оказание услуг по предоставлению кредитов, выполнение работ в области использования атомной энергии и др., согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.
Строка 3 — это СГОЗ минус вышеперечисленные сферы. Таким образом, указывается объем, в котором высчитывается доля закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Например, СГОЗ (по пункту 2) = 4,5 млн (общий СГОЗ за отчетный период) минус 1,5 млн руб. (закупки за отчетный год по части 1.1 статьи 30 44-ФЗ) = 3 млн руб.
Позиция 4 — это требуемый законом минимальный объем закупок, которые заказчик должен провести среди предпринимателей. То есть из показателя строки 3 вычитаем 15 %. Заказчик обязан проводить закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее указанного в строке 4.
Строки 5 и 6 — объем состоявшихся закупок, проведенных только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также относительно субподрядчиков, являющихся СМП. Позиция 7 — это сумма этих значений.
Например, общий объем закупок СМП = 350 000 руб. (финансирование по закупкам только среди СМП и СОНО) + 150 000 руб. (деньги, полученные субподрядчиками, которых привлекали из числа СМП и СОНО) = 500 000 рублей
Если заказчик решил произвести закупки у СМП и СОНО по гособоронзаказу по атомной энергии, используя закрытые способы организации закупок, то финансовые показатели по этим закупкам нужно тоже включить в отчет СМП по 44-ФЗ.
Строка 8 — процент заказов, проводимых среди субъектов малого предпринимательства, то есть доля строки 7 в строке 3. Этот объем необходимо сравнить с объемом, указанным в позиции 4.
Здесь нужно посчитать долю закупочных процедур у малого бизнеса и социальных организаций в годовом объеме закупок. Для расчета доли закупок у СМП нужно взять значения из пунктов 3 (СГОЗ за вычетом закупочных процедур по части 1.1 статьи 30 закупочного закона) и 7 (совокупный объем закупок у малого бизнеса и социальных организаций).
Доля закупок у СМП и СОНО = 500 000 рублей / 3 000 000 рублей × 100 % = 16,7 %.
Увидим, что объем реально проведенных закупок у малого бизнеса и социальных организаций соответствует требованиям закона, то есть не менее 15 %.
Последняя, 9 позиция, — это общая сумма НМЦК по несостоявшимся госзакупкам, объявленным только для субъектов предпринимательства и некоммерческих организаций (контракт либо не заключен, либо заключен на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 с единственным поставщиком).
3. Номера реестровых записей. В этом разделе заказчик подтверждает указанные выше значения фактическими данными. То есть нужно не просто указать количество и стоимость соответствующих контрактов, но и сослаться на конкретные уникальные номера из реестра ЕИС.
Как опубликовать отчет на сайте ЕИС
Зайдите на страницу «Перечень отчетов заказчика».
Найдите сохраненный отчет и откройте его. Перейдите во вкладку «Документы», нажмите кнопку с изображением принтера. Распечатайте отчет, подпишите, поставьте печать. Датой отчета будет дата, когда будете размещать его в ЕИС (п. 4 Постановления № 238 от 17.03.2015).
Отсканируйте отчет и прикрепите файл во вкладке «Общая информация об отчете». Нажмите «Разместить», подпишите электронной подписью. После этого произойдет размещение отчета в ЕИС (п. 4 Постановления № 238 от 17.03.2015).
Как исправить ошибки при размещении в ЕИС отчета по СМП
С 2019 в ЕИС прописали код, который позволяет автоматически заполнять отчет. Правда, пока функционал не оправдывает надежд (не все госконтракты подтягивает, некорректно рассчитывает и т. п.) и не позволяет заполнить данные вручную:
- решение 1: проанализировать госконтракты из реестра на наличие отметки «СМП» в графе «Статус» поставщика;
- решение 2: добавить файл с правильными данными;
- решение 3: обращаться за помощью в службу технической поддержки.
Решение 1:
- Ищем контракт среди завершенных.
- Переходим в раздел «Документы», ищем последний документ, при публикации которого поставили галочку на «исполнение завершено» и отменяем как недействительное.
- Когда вернете госконтракт на этап «Исполнение», то при клике на кнопку во всплывающем списке после журнала событий будет кнопка «Внести изменения» и внутри в первой позиции нужно нажать на «Исправление сведений». Обосновать изменения можно так: «уточнение статуса исполнителя как субъект малого бизнеса».
- Вероятно, придется отправить сведения на контроль. Если контроль прошли успешно, то в разделе «Исполнение» и вновь заполняем данные. Система может «ругаться» на нарушение сроков.
- Делаем скриншоты до и на каждом этапе, чтобы подтвердить, что правки нужны были для отчета.
Как альтернативный вариант — можно подождать до марта, может, ЕИС поправит отчет.
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
Процесс оформления, исполнения и сдачи контракта должен регулироваться законодательно. Федеральный закон "О в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предоставляет всю необходимую информацию об отчетах исполнения контракта. № 44-ФЗ будет подробно рассмотрен в этой статье.
Об исполнении контракта
Представленный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с обеспечением нужд муниципального и государственного характера. В системе закупок нередким явлением становится коррупция, а потому разного рода злоупотребления необходимо своевременно пресекать. Возможно это при помощи следующего ряда мер:
- качественное ;
- четкое определение поставщиков;
- заключение гражданско-правовых договоров в строгом соответствии с законами Российской Федерации;
- аудит в области осуществления закупок товаров, услуг и работ;
- мониторинг закупок;
- исполнение контрактов с учетом всех особенностей.
Контрактная система в области закупок разного рода услуг, товаров и работ должна работать согласно следующим принципам:
- открытости и прозрачности;
- профессионализма заказчика;
- обеспечения и поддержки конкуренции;
- стимулирования инноваций;
- единства всей системы;
- ответственности за результаты обеспечения и т.д.
Информация про отчеты по исполнению контракта по 44-ФЗ заложена в статьях 94-96. Именно эти статьи и будут разобраны далее.
Об исполнении контракта
Что представляет собой исполнение контракта? Согласно пункту 1 статьи 94 рассматриваемого ФЗ, это комплекс мер, направленных на достижение определенных целей после заключения контракта. Осуществляется это путем взаимодействия поставщика с заказчиком. Все действия должны производиться в строгом соответствии с российским Гражданским законодательством.
Стоит выделить следующие мероприятия:
- приемка поставленных товаров или услуг, а также отдельных рабочих этапов, предусмотренных контрактом. Приемка должна включать в себя экспертизу поставляемого товара.
- Оплата заказчиком поставляемого товара или результатов услуг.
- Взаимодействие заказчика с исполнителем при процессах формирования, изменения или расторжения контракта. В случаях фиксации правонарушений могут приниматься и специальные меры ответственности.
Исполнители или подрядчики обязаны своевременно предоставлять всю необходимую информацию о ходе исполнения своих обязательств, о возникающих сложностях, о порядке выполнения услуг и т. д. Заказчик должен качественно обеспечивать приемку товара или услуги.
О заказчике
Большую часть мероприятий в процессе получения услуг или передачи товара осуществляет, конечно же, исполнитель. Именно в его обязанности входит обеспечение качественного процесса товара или услуги в соответствии со всеми нормами закона. Однако и у заказчика есть ряд обязанностей, которые закрепляет закон.
По итогам проведения приемки должны проводиться специальные контрольно-проверочные мероприятия. Проверка предоставленных исполнителем результатов проводится при помощи специальной экспертизы. Все экспертные мероприятия должны обеспечиваться заказчиком. Именно заказчик обязан заниматься привлечением экспертов к осуществлению соответствующих работ.
Проведение экспертизы
Экспертная деятельность является обязательным элементом в реализации товаров или услуг. Поставленный товар обязательно должен подлежать проверке, за исключением разве что следующих случаев:
При этом Правительство может определять конкретные случаи, когда необходимы специальные проверки экспертов. Процедуру экспертизы также закрепляет исполнительный орган власти. Эксперты же имеют право требовать у заказчика всю необходимую документацию, необходимую для проведения работ контрольно-проверочного типа.
О приемке товаров
Чуть более подробно стоит рассказать о процессе приемки - важнейшем элементе, входящим в по 44-ФЗ. Так, по решению заказчика может быть создана специальная приемочная комиссия, входить в которую должно не менее пяти человек. Порядок приемочных работ и сроки их проведения должны осуществляться в строгом соответствии с указанными в контракте нормами. Все должно быть оформлено в специальном документе, который подписывает сам заказчик. Данные о приемке входит и в отчет об исполнении контракта.
По 44-ФЗ, заказчиком может быть оформлен мотивированный отказ от поставки той или иной продукции. Результатом такого действия будут указанные в самом контракте последствия. Стоит также отметить, что заказчик имеет право на отказ от принимаемого товара или услуги, если в процессе приемки обнаруживаются явные несоответствия указанным в контракте положениям.
Отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ, таким образом, должен составляться согласно особенностям приемочных процедур.
О результатах исполнения контракта
Согласно закону, контракт может быть исполнен в несколько этапов. Так, исполнение всего одного этапа уже должно быть отражено заказчиком в отчете. При этом сам отчет должен быть размещен в Едином информационном реестре. Согласно статье 94 № 44-ФЗ, форма отчета об исполнении контракта должна содержать:
- информацию о ненадлежащем исполнении контракта (все нарушения должны быть подробно охарактеризованы);
- сведения о формировании, расторжении или изменении контракта в процессе его исполнения;
- информацию об исполнении контракта, а также о соблюдении сроков окончательного или промежуточного типа исполнения контракта.
К самому отчету должны прилагаться результаты проведенной экспертизы и документы от приемочной комиссии. Образец заполнения отчета об исполнении контракта по № 44-ФЗ:
Отчет поступает в региональную или федеральную информационную систему - в зависимости от того, какой именно заказ был сделан.
Об изменении контракта
В статье 95 рассматриваемого нормативного акта приведены основные нормы, согласно которым допускается изменение существенных контрактных условий. Так, здесь стоит выделить:
- Существование права на изменение контрактных условий, если подобное зафиксировано в самом контракте. При этом снижение цены не должно повлечь за собой изменение количества товаров, объема работ или услуг. Изменение условий не должно повлиять и на качество поставляемого товара или выполняемых услуг. Здесь же стоит выделить и еще одно правило, согласно которому не допускается уменьшение или увеличение объема поставок более чем на десять процентов.
- Стоимость заключенного контракта не должна превышать размера цены, которая установлена Правительством РФ или исполнительным органом власти того или иного региона.
- Если контракт заключается с иностранной организацией на лечение российского гражданина за пределам РФ.
Стоит также отметить, что исполнение контракта не предполагает смены поставщика. Исключение могут составлять лишь случаи, когда новый поставщик является правопреемником старого из-за реорганизации соответствующего юридического лица. Перемена же заказчика допустима лишь при условии изменения отчета об исполнения контракта по 44-ФЗ. Пример такого отчета в информационном реестре:
О порядке расторжения контракта будет рассказано далее.
О расторжении контракта
На каких условиях контракт о поставке товаров или услуг может быть расторгнут? Пункт 8 статьи 95 рассматриваемого нормативного акта говорит о соглашении сторон и соответствующем решении суда. В случае же отказа какой-то одной стороны руководствоваться придется гражданским законодательством РФ.
Естественно, при расторжении контракта подлежат ликвидации и все отчеты об исполнении контрактов (по 44-ФЗ сроки отказа от исполнения неограниченны, необходимо лишь в течение трех дней с момента отказа зафиксировать всю необходимую информацию в соответствующем реестре).
В каких случаях заказчик обязан принять решение об отказе от исполнения контрактных условий? Вот на что указывает закон:
- поставляемый товар не соответствует заявленным в документах данным;
- был разорван инвестиционный контракт на реализацию товара, производство которого было только что создано или значительно модернизировано.
При расторжении контракта одна из сторон имеет возможность потребовать возмещения вреда. Касается это случаев как с несколькими исполнителями, так и с единственным поставщиком. Отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ может содержать в себе информацию о возможных суммах ущерба.
Обеспечение исполнения контракта
Исполнение заключенного контракта, согласно статье 96 рассматриваемого закона, может обеспечиваться заказчиком. Обеспечение может принимать разные формы: в внесения первоначальной суммы и т. д. При этом обеспечение не допускается в следующих случаях:
Если заключению контракта мешают непреодолимые силы, то может быть назначен исправительный тридцатидневный срок. В случае превышения этого срока проходившая конкурсная система признается недействительной.
Отдельно стоит рассказать про сроки размещения отчета об исполнении контракта по 44-ФЗ. Так, согласно статье 103 отчет должен быть размещен в информационной системе в течение трех дней. При этом в постановлении Правительства № 1093 говорится о сроке в одну неделю.
Подготовка и размещение в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) отчета об исполнении контракта, заключенного в рамках контрактной системы, является неотъемлемой частью этапа его исполнения и осуществления закупки в целом. Рассмотрим, как, когда и в каких случаях необходимо размещать отчет об исполнении контракта.
Нормативное регулирование размещения отчетов об исполнении контракта
Данный вопрос регламентируется несколькими нормативными документами:
Постановлением правительства РФ № 1093 от 28.11.2013 г.
Постановление содержит достаточно подробную инструкцию по подготовке и публикации отчета, в которой ответственные лица без труда смогут отыскать ответы на большинство возникающих у них вопросов.
Сроки размещения отчета об исполнении контракта
Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС не позднее семи рабочих дней с момента наступления одного из следующих событий:
Оплаты результата исполнения контракта и подписания документа о приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги – в данном случае речь идет не о полном исполнении контракта, а о частичной поставке и оплате. При этом необходимо помнить, что даже в том случае, когда контракт и размещенные о нем в ЕИС сведения не предусматривают этапности исполнения, но фактическое частичное исполнение и частичная оплата осуществляются, информацию об этом необходимо публиковать в отчете своевременно;
Полного исполнения контракта и подписания документа о приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;
Расторжения контракта (по решению суда, по согласию сторон или в одностороннем порядке).
На практике у многих заказчиков возникают сомнения относительно того, от какой именно даты осуществлять исчисление семи рабочих дней. Напоминаем, что отсчитывать дни следует от даты более позднего документа.
ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый и многое другое!
Для каких контрактов необходимо размещать отчет об исполнении?
Отчет об исполнении необходимо размещать для всех контрактов, за исключением следующих:
Контракты, заключенные в соответствии с пунктом 4 части 1 Закона № 44-ФЗ, сумма которых не превышает ста тысяч рублей;
Контракты, заключенные в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, сумма которых не превышает четырехсот тысяч рублей;
Контракты, заключенные в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, на оказание услуг по ремонту и содержанию нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование;
Контракты, заключенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, с физическими лицами на выполнение работ по сбору и обработке первичных статистических данных;
Контракты, заключенные соответствующими организациями-заказчиками в соответствии с пунктом 44 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, на оказание услуг по предоставлению права на доступ к информации;
Контракты, заключенные в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, на закупки за счет средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность.
Во всех иных случаях отчет об исполнении контракта должен быть размещён в ЕИС.
Какие документы необходимо прикрепить к отчёту об исполнении?
Перечень размещаемых при публикации отчёта документов содержится в части 10 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. В него входят:
Экспертное заключение (в том случае, когда привлекались эксперты или экспертные организации);
Документ о приемке;
Иной документ, определенный законодательством РФ.
Полнота сведений
В заключение хотелось бы обратить внимание заказчиков на один немаловажный факт. На практике многие специалисты довольно халатно относятся к заполнению отчета об исполнении контракта, ограничиваясь лишь теми данными, которые помечены в ЕИС как обязательные. Таким образом они лишь формально исполняют требования закона, фактически же такой отчет содержит минимум информации.