Отчет по речевому развитию детей.
Наталья Кох
Отчет по коммуникации
"Выполнение программы активизации процесса по развитию речи в ходе разнообразных видов детской деятельности"
Развитие речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.
Главная задача развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная рабата, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.
Основным видом работы по развитию речи является НООД «Коммуникация», где педагог стремиться, всесторонни, развить речь детей.
Каждое занятие решает и воспитательные задачи. У детей развиваются культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируется этические представления и нравственные чувства.
Воспитание звуковой культуры речи
Работа по формированию правильного звукопроизношения всегда выделяется ка ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования четкой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. При четком произношении слова, фразы, ребенок подходит к пониманию терминов «звук», «слово».
Для решения этой задачи: нами использовались дидактические упражнения «Листики летят», «Снежинки летят», «Футбол» - для развития долгого выдоха, для облегчения произношения: гласных, шипящих и свистящих звуков. Дидактическая игра «Кто в домике живет» - позволяет закрепить звукопроизношение. Заучивание чистоговорок на различные звуки - позволяет детей сосредоточиться на произношении разных звуков. Пение попевок: делящая в процессе произношения слова на слоги – помогает детям четко произносить все звуки данных слов.
Данная работа является частью, каждого НООД по коммуникации, интеграция образовательного процесса позволяет заниматься воспитанием ЗКР и на других НООД, а так же в индивидуальной работе, дидактических играх, самостоятельных играх детей.
Привлекая родителей к данной проблеме, было проведено родительское собрание по теме: «Развитие речи детей среднего возраста». Где мы объяснили родителям всесторонние задачи развитию речи детей. Посоветовали родителям обратить внимание на речь своих детей и обратиться к специалисту логопеду. На мультимедийной установки показали видеоклип, на котором дети пели, читали стихи, высказывали свое мнение по заданному вопросу. Просмотр данного видео вызвал положительные эмоции у родителей. Решили, что к подготовительной группе мы сделаем вторую версию данного видео, сравним и получим огромное удовольствие за развитие детей.
Словарная работа.
Основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, глаголов.
Необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это, видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества (какой, а также действия, связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека: Что делает? Что с ним можно сделать?
От называния видимых и ярких признаков предмета (игрушки) нужно переходить к перечислению его свойств и качеств.
При назывании и действий объекта ребенка учат видеть начало и конец действия.
Детей знакомят с обобщающими понятиями («одежда», «посуда», «игрушки») и учат употреблять эти понятия в речи.
На наглядной основе дошкольники учатся различать слова с противоположным значением (большой – маленький, высокий- низкий, сравнивать предметы (игрушки, картинки).
В целом словарная работа направленна на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащения его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.
Для достижения данных целей, нами используются дидактические игры: «Что за предмет?» «Кто, что умеет?» «Какое оно? (яблоко, облако)» «Что он делает? (петрушка, котик)» Рассказывание по картинкам: «Что сначала, что потом?» Данная работа проводится подгрупповым методом, индивидуальным, в НООД не только по коммуникации, но и по ФЭМП, формированию целостной картины мира, рисованию, лепки, аппликации.
Формирование грамматического строя речи
С младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает работа по освоению детьми грамматических средств языка.
Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе (маленькая лошадка, длинный хвост) осуществляется по средством специальных игр и упражнений. Активизация в речи ребенка пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит его к употреблению падежных форм.
Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования: название животных и их детенышей, наименование предметов посуды образуются с помощью самых разнообразных суффиксов (заяц- зайчонок-зайчата; сахарница, хлебница)
Особое место занимает ознакомление детей с образованием звукоподражательных глаголов (воробей чик-чирик чирикает, утенок кря-кря-крякает).
Что касается синтаксиса детской речи, то следует формировать у ребенка умение строить предложения разных типов- простые и сложные. Использование картинок с изображением действий и воображаемых ситуаций помогает ребенку строить простые распространённые предложения, связывая их по смыслу, употребляя разные средства связи.
Работу над грамматическими формами слова и предложения надо рассматривать в тесном единстве со словарной работой и развитие связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже и соединять в законченное смысловое целое не только слова, но и отдельные предложения. В отношении синтаксиса на первом плане стоит задача научить ребенка строить предложения разных типов и на элементарном уровне соединять их в связное высказывание
Выполняя данную работу, мы используем дидактические игры такие как: «Чего не стало?», «Чего нет у куклы Маши?», «Кто, что делает?», «Добавь слово» и т. д.
Формирование грамматического строя речи в нашей группе является проблемной по тому, что часть детей группы говорят на русском языке с акцентом, русский язык не является родным языком их родителей. И в семье они не слышат литературной русской речи
Развитие связной речи
Только взаимосвязь в решении разных речевых задач (воспитание ЗКР, ФГСР,СР) являются предпосылкой для развития связной речи. Детей подводят к пересказыванию литературных произведений, формируя умения воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем без них. При рассматривании картин дошкольников учат отвечать на вопросы по содержанию и подводят к составлению коротких рассказов сначала вместе со взрослым, затем самостоятельно.
При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки, ее качеств и действий, назначения предметов, и подводятся к составлению рассказов.
Совместно со взрослым рассказывание предполагает обучение ребенка построению коротких связных высказываний. Взрослый должен начать предложение, а ребенок закончить его.
Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказываний (описательного и повествовательного типа).
Обучая детей составлять рассказы повествовательно типа, надо развивать умение видеть структуру рассказа (начало, середина и конец, побуждать к употреблению соответствующей глагольной лексики.
Учитывая разный речевой уровень детей, особое значение имеют индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения как на занятиях, так и вне их. Руководство со стороны взрослого осуществляется в обстановке естественного общения партнеров по игре.
Детям с высоким уровнем речевого развития можно предлагать короткие, но довольно сложные по содержанию схемы («Наступила… Ребята… Они стали…»)
В индивидуальном общении легче обучать детей составлению рассказов на темы из личного опыта (о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни).
Развитие коммуникативных умений
Особое внимание уделяется развитию умения общаться у детей, пришедших из семьи, малоактивным и малоразговорчивым в общении с детьми и педагогом.
Очень важно развивать у дошкольников инициативную речь, умение поддерживать диалог со взрослыми и детьми, знакомить их с правилами элементарного культурного поведения.
Учитывать разный речевой и коммуникативный уровень детей, поэтому особое значение приобретают индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения как на занятиях, так и особенно вне занятий.
Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых особенностей каждого ребенка. Проводится индивидуальная работа в утренние и вечерние часы. Если проводятся фонетические и грамматические упражнения, они могут легко и естественно в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы. При этом важно развивать навыки диалогической речи: умение слушать взрослого, отвечать на вопросы, спрашивать самому.
Проводимая нами работа позволит нам в старшей и подготовительной группе усложнить каждую из задач речевого развития. используя методы обучения более доступными для старших детей.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда»
Отчет по речевому развитию
Подготовительная к школе группа
Выполнила: воспитатель
Мальцева М.К.
Набережные Челны, 2016
Отчет по речевому развитию детей.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие познавательно – речевой деятельности считаем одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и что оно направлено на умственное развитие ребенка. Мы уверены, чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно - эстетическое развитие.
Цель : развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Задачи:
- Обогащать познавательную сферу детей информацией через ООД, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
- Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
- Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
- Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
- Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.
Мы поддерживаем условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие» предполагает:
- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО)
Приемы и технологии, которые мы используем при формировании познавательно-речевой деятельности детей:
Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций, слайдов и т.д.
Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность.
Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Для осуществления поставленных задач, мы используем серии картин и сюжетных картинок:
Зима
Зимние забавы
Мамы и детки
Дикие животные
Домашние животные
Животные на ферме
Расскажите детям о хлебе
Автомобильный транспорт
Птицы
Космос
Спортивный инвентарь
Герои сказок
Фрукты
Наглядно – дидактическое пособие по художественному творчеству.
Мы понимаем, что речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Поэтому всегда разговариваем четко и грамотно, чтобы наша речь была примером для дошкольников.
Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной
деятельности. Поэтому мы обогатили среду и обеспечили ее средствами разнообразной деятельности ребенка
Методы речевого развития.
Чтение и рассказывание
Дидактические игры
Наблюдение в природе,
Игры-драматизации
Инсценировки
Обобщающая беседа
Рассказывание без опоры на наглядный материал
Хороводные игры
Заучивание наизусть
Наблюдения
Экскурсии
Пересказ
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Поэтому мы ставили следующие цели:
Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам;
- Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.
Развитие речи посредствам художественной литературы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает
огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В планирование образовательной деятельности мы каждый день включаем чтение художественной литературы.
Развитие речи средствами дидактической и развивающей игры
По средствам дидактической игры мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Театрализованная деятельность
делает жизнь детей интересной содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей,
появляется возможность к самореализации. За прошедший учебный год мы много раз показывали театр не только в группе, но и другим детям. Мы планируем театральную деятельность один раз в неделю.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.
Развитие речи на прогулке .
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Прогулки и экскурсии.
В подготовительной группе мы проводим очень много экскурсий, что немаловажно в развитии речи дошкольника.
Работа с родителями.
Мы проводим беседы, даем рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок,чистоговорок;
консультации и советы какие книги следует читать детям данного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.
Программно – методическое обеспечение.
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 -6 лет (старшая разновозрастная группа): Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение 1987. -207с.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ – 2010. – 80с.
4. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Планы занятий – М.: Мозайка-Синтез – 2009.
5. О.С. Рудик Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -176с.
6. О.С. Рудик Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -192с.
7. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.
8. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2005.-111с.
9. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет - М.: ТЦ Сфера 2010. -192с.
10. Ушакова О.С. Развитие речи 6-7 лет. Программа, методические рекомендации,конспекты занятий,игры и упражнения -М.: Вентана-Граф 2008.-288с.
11. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.
С. Комаровой. / авт.- сост. В. И. Мустафаева и др.-Волгоград: Учитель, 2010.- 87с.
речевой вербальный слух словарный
Тема: Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе
Введение
1. Исследование проблемы речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста
1.1 Речь. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
1.2 Задачи речевого развития в старшей группе детского сада
1.3 Условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста
2. Исследование уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
8. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
9. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1985.
10. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. –М.: Просвещение, 1988
11. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.-М.: Просвещение, 1984.-256с.
12. Нарушение речи у дошкольников/Сост. Р.А. Белова-Давид – М.: Просвещение. 1972.
13. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c.
14. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
15. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2007 – С.130 – 132.
16. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с, ил., 4 л. ил.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.
19. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 1977.
20. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., 1960.
Приложение
Диагностический материал обследования
1. Методика Ф. Г. Даскаловой.
Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – «Что такое…?» и «Что значит слово?» При диагностике используется специальный тест-словарь, состоящий из четырех субтестов для детей трех, четырех, пяти и шести лет. В него включаются имена существительные двух типов - конкретные и абстрактные. Количество абстрактных слов увеличивается в тестах, предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены на основе данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьми дошкольного возраста, и 1000 существительных из семантического атласа Ч. Осгуда.
Список слов, включенных в тест-словарь
Правильный ответ на каждый вопрос условно оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для трехлетних детей - 20, четырехлетних - 40, пятилетних - 60, шестилетних - 80. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов. Если оценочный коэффициент приближается к 1, это говорит и о богатстве словаря, и об успешности овладения понятийным значением слов.
2. Диагностика лексического развития.
Задание №1. Классификация понятий
Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Высшая оценка - 30 баллов.
Задание № 2. Подбор синонимов
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по смыслу. Всего предъявляется 10 слов (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).
Высшая оценка - 10 баллов.
1 балл - если подобранное слово является синонимом названного;
0 баллов - если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.
Задание № 3. Подбор определений
Проводится в форме игры в слова. Предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса («Платье. Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть`?»).
Высшая оценка - 10 баллов.
2 балла - если придумано более 3 слов.
1 балл - если придумано менее 3 слов.
0 баллов – если ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.
После выполнения всех трех заданий подсчитывается суммарная оценка.
Высшая оценка - 50 баллов - соответствует высокому уровню.
32-49 баллов – старшему.
Менее 32 баллов - низкому уровню лексического развития детей.
Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:
1 балл – низкий уровень развития словаря;
2 балла - средний уровень развития словаря;
3 балла – высокий уровень развития словаря.
3. Проверка словарного запаса (на уровне слов)
Инструкция испытуемому: «Мы сейчас вспомним всевозможные предметы одежды. Подумаем, что можно надеть. Подумай хорошенько. Назови то, что могут надеть мужичины, женщины и дети - летом и зимой - днем и ночью - начиная с головы и кончая ногами».
Первая часть инструкции произносится обычно, а начиная со слов «назови то, что могут надеть...» артикуляция становится очень четкой. Экспериментатор говорит медленно, выделенные слова подчеркивает голосом (тире соответствуют коротким паузам). При произнесении последних слов взрослый делает движение рукой, указывая сначала на голову, потом на тело и на ноги.
Если ребенок не начинает говорить, то можно повторить просьбу: «Назови то, что могут надеть...» Когда испытуемый при перечислении предметов одежды делает более продолжительную паузу, потому что не знает больше слов, экспериментатор помогает ему вопросом: «Что еще надевают?» Формулировка «что еще» особенно хорошо подходит для побуждения ребенка. Можно повторить и слова: мужчины, женщины и дети и спустя некоторое время -летом и зимой и т. д. В случае необходимости задание после 1,5-3 мин можно повторить еще раз.
Дли перечисления слов испытуемому дается 3 мин. Экспериментатор записывает все, что говорит ребенок. При оценке учитываются все названные ребенком предметы одежды. Повторенные и не относящиеся к теме «Одежда» слова (платяной шкаф, скатерть и др.) при подсчете общего количества названных слов не учитываются. Но они указывают на особенности развития: частые повторения могут свидетельствовать о недостаточной сосредоточенности; неадекватные, не относящиеся к теме слова свидетельствуют о том, что ребенок не может сосредоточиться, чтобы выстроить ассоциативный ряд (нарушается логика).
Если ребенок сначала называет слово шапка, а потом шапка-ушанка, то это считается двумя разными словами. Как одно слово оценивается, если ребенок говорит красная шапка, голубая шапка. В некоторых случаях ребенок говорит верхняя и нижняя одежда и потом молчит. Тогда экспериментатор спрашивает: «А что относится к верхней и нижней одежде?» Некоторые дети не могут назвать ни одного предмета одежды, а начинают рассказывать, например, следующее: «Мама купила мне ботинки, а потом мы пошли есть мороженое» или: «У меня есть короткие штаны и длинные голубые, и еще коричневые». В этом случае экспериментатор останавливает ребенка и дружески обращается к нему со словами: «Назови мне быстро все, что можно надеть». Иногда ребенок во время перечисления предметов одежды называет совершенно неадекватные предметы, например автомобиль. И в этом случае взрослый повторяет ребенку, что он должен называть только предметы одежды.
Словарный запас оценивается следующим образом. Для детей старшей группы детского сада неудовлетворительным считается результат, если названо 8 или меньше слов. Для первоклассников неудовлетворительный результат при 11 и менее словах.
При оценке необходимо учитывать разный возраст ребят в пределах одной группы. Так, если в старшей группе детского сада ребенок в возрасте 5 лет 4 мес называет 10 предметов одежды, то этот результат оценивается выше, чем тот же результат у ребенка той же группы, но в возрасте 6 лет 1 мес.
Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:
1 балл – низкий уровень развития словаря;
2 балла - средний уровень развития словаря;
3 балла – высокий уровень развития словаря.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда»
Отчет по речевому развитию
Подготовительная к школе группа
Выполнила: воспитатель
Мальцева М.К.
Набережные Челны, 2016
Отчет по речевому развитию детей.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие познавательно – речевой деятельности считаем одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и что оно направлено на умственное развитие ребенка. Мы уверены, чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно - эстетическое развитие.
Цель: развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Задачи:
Обогащать познавательную сферу детей информацией через ООД, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.
Мы поддерживаем условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие» предполагает:- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;- развитие речевого творчества;- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО)
Приемы и технологии, которые мы используем при формировании познавательно-речевой деятельности детей:
Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций, слайдов и т.д.Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность.
Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Для осуществления поставленных задач, мы используем серии картин и сюжетных картинок:
ЗимаЗимние забавыМамы и деткиДикие животныеДомашние животныеЖивотные на фермеРасскажите детям о хлебеАвтомобильный транспорт
Птицы Космос
Спортивный инвентарь Герои сказокФрукты Наглядно – дидактическое пособие по художественному творчеству.
Мы понимаем, что речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Поэтому всегда разговариваем четко и грамотно, чтобы наша речь была примером для дошкольников.Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Поэтому мы обогатили среду и обеспечили ее средствами разнообразной деятельности ребенка
Методы речевого развития.
Чтение и рассказываниеДидактические игрыНаблюдение в природе, Игры-драматизации
ИнсценировкиОбобщающая беседаРассказывание без опоры на наглядный материалХороводные игрыЗаучивание наизусть
Наблюдения
Экскурсии
Пересказ
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Поэтому мы ставили следующие цели:
- Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам;- Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.
Развитие речи посредствам художественной литературы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказываетогромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В планирование образовательной деятельности мы каждый день включаем чтение художественной литературы.
Развитие речи средствами дидактической и развивающей игры
По средствам дидактической игры мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей,появляется возможность к самореализации. За прошедший учебный год мы много раз показывали театр не только в группе, но и другим детям. Мы планируем театральную деятельность один раз в неделю.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.
Развитие речи на прогулке.
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Прогулки и экскурсии.
В подготовительной группе мы проводим очень много экскурсий, что немаловажно в развитии речи дошкольника.
Работа с родителями.
Мы проводим беседы, даем рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок,чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям данного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.
Программно – методическое обеспечение.
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 -6 лет (старшая разновозрастная группа): Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение 1987. -207с.3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ – 2010. – 80с.4. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Планы занятий – М.: Мозайка-Синтез – 2009.5. О.С. Рудик Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -176с.6. О.С. Рудик Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -192с.7. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.8. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2005.-111с.9. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет - М.: ТЦ Сфера 2010. -192с.10. Ушакова О.С. Развитие речи 6-7 лет. Программа, методические рекомендации,конспекты занятий,игры и упражнения -М.: Вентана-Граф 2008.-288с.11. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. / авт.- сост. В. И. Мустафаева и др.-Волгоград: Учитель, 2010.- 87с.
Приложенные файлы
Цель моей работы:
формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога.
Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:
Исполнение воспитателем главной роли;
Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;
Внесение образных игрушек;
Прием параллельной игры;
Прием ролевой игры с продолжением;
Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;
Работу я начала по следующим направлениям:
Изучение литературы,
Работа над созданием развивающей среды,
Занятия с детьми,
Взаимодействие с родителями.
В заключение хочу сказать, что в процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка-дошкольника, в том числе и речевого развития. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основанием коррекционной и развивающей деятельности ребенка в этом возрасте
www.maam.ru
Отчет по самообразованию «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи дошкольников»
МБОУ «Сахзаводская СОШ»
Дошкольные группы
Отчет по самообразованию
«Влияние сюжетно – ролевых игр
на развитие речи дошкольников»
Жиронкина Елена Васильевна
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через сюжетно – ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.
Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей.
Сюжетно – ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.
Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.
Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно – ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.
Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.
Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности при косвенном и прямом участии педагога.
Исходя из цели, определяются задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста:
Развитие связной диалогической речи;
Развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;
Расширение и активизация словарного запаса;
Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр.
Исполнение воспитателем главной роли.
Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль.
Внесение образных игрушек.
Прием ролевой игры с продолжением
Игра в телефон.
Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду.
Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
Участие воспитателя в игре (главная роль) .
Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.
Изменение игровой среды.
Стимулирую детей комментировать (сопровождать речью свои действия) .
Внимательно и тактично наблюдаю за игрой детей.
Создаю условия для реализации различных видов игровой деятельности.
Поощряю проявление детского словотворчества.
Предоставляю детям право выбора средств для импровизации и самовыражения.
Создаю условия для самостоятельной деятельности детей.
Прежде всего, я создала эмоционально – благоприятную атмосферу для детей: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т. д.
Основной компонент сюжетно - ролевой игры - это сюжет. Сюжет игры – это та сфера, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
Бытовые (игры в семью, детский сад) ;
Производственные и общественные отражающие профессиональный труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, автобус, поезд, полиция, пожарные, цирк и т. п.) .
Игры на героико – патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
Игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радио передач: (по содержанию мультфильмов, кинофильмов и др.) . В этих играх ребята отражают целые эпизоды, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активный и пассивный словарь, закрепляют знания, полученные во время наблюдений, экскурсий.
Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.
Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, НОД с детьми, взаимодействие с родителями.
В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:
1. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Москва, 2011.
2. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.
3. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1996.
4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1983. (стр. 3-8) .
В течение года мною были подготовлены и проведены:
Беседы о профессиях.
Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты, Ногтевая студия, Школа и мн. др.) .
Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Моя мама (папа) врач») и т. п.
Настольно-печатные игры («Кому, что нужно для работы», «Профессии») .
Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей».
Консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Было предложено родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .
В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка – дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.
www.maam.ru
Отчет по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников»
В 2013- 2014 учебном году я работала над темой самообразования «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников».
Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольного возраста.
Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога.
Исходя из цели, определяются задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений:
Воспитание желания и умения совместно играть;
Воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища) ;
Воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть, совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.
Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр.
Исполнение воспитателем главной роли;
Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;
Внесение образных игрушек;
Прием параллельной игры;
Прием ролевой игры с продолжением;
Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;
Игра в телефон;
Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;
разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы:
Участие воспитателя в игре (главная роль) ;
Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера) ;
Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) ;
Изменение игровой среды;
Наблюдение;
Создание воображаемой ситуации: объявление по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».
Прежде всего, я создала эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" я включила: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей.
В процессе своей работы, я большое внимание уделяю формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Беседы с детьми, в которых использую создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.
Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.
Изучая роль речи в регуляции поведения, А. Р. Лурия отмечал, что посредством слов создается «умственный» путь, по которому ребенку надо идти: на основе речи может быть заранее построен образ действия или ситуации. Как указывает В. С. Мухина, в дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевой игре происходит практическое овладение языком, речь становится осмысленной. Развитие речи идет в нескольких направлениях: осуществляется ее практическое совершенствование в общении с другими людьми в процессе игры, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При условии включения ребенка в сюжетно-ролевую игру ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.
Виды сюжетно-ролевых игр:
Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семь», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия) .
Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.) .
Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями.
В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме
Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Москва, 2011.
Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для дете дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.
Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2001.
Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
Швайко Г. С. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, 1983 г. (стр. 3-8)
В течении года мною были подготовлены и проведены:
Ряд занятий с элементами сюжетно – ролевой игры («Моя семья», «Ателье», «Профессия – моряк», «Магазин».
Беседы («Беседа о профессиях», «Беседа о труде учителя», «Беседа о труде инспектора ГИБДД», «Мастера своего дела») .
Занятия по рисованию («Кем я буду», «Мама (папа) на работе»; рисование иллюстраций к любимым рассказам) .
Организация самостоятельных сюжетно – ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты, Ногтевая студия, Школа) .
Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Защитник Отечества», «Стать космонавтами хотим», «Я хочу быть врачом», «Моя мама (папа) врач») .
Настольно-печатные игры («Кому что нужно для работы», «Профессии»)
Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей»
Консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Было предложить родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .
В заключение хочу сказать, что в процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка-дошкольника, в том числе и речевого развития. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основанием коррекционной и развивающей деятельности ребенка в этом возрасте.
www.maam.ru
Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью рассказывание сказки»
Творческий отчет по самообразованию
«Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хороши, либо целиком плохи. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем».
(Л. Ф. Обухова) .
ФИО педагога: Паршикова Галина Владимировна
Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, через рассказывание сказки»
Цель: - повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи: - развитие свободного общения со взрослыми;
Совершенствовать и развивать монологическую и диалогическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, развивать умение составлять свои сказки.
Актуальность:
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Над данной темой работаю второй год.
Моя работа была ориентирована на формирование образности речи детей старшей группы в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи с этим мы слушали и рассказывали сказки, ставили инсценировки. С помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал. Русские народные сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу я строила на следующих основных принципах:
На тщательном отборе материала;
Интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
Активном включения детей в игровые действия;
Использование развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды.
Овладеть искусством использования разных форм работы со сказкой – мне помогло пособие автора Л. В. Рыжовой «Методика работы со сказкой». Изучив, это пособие, я узнала, какое место в педагогическом процессе отведено сказке, и какими средствами она преподносится детям, а также помогло мне овладеть основными формами работы со сказками. В основе пособия лежат обобщенные и систематизированные материалы ученых-исследователей Венгера, Ткаченко, Коротковой. Очень хорошо показано, что особое внимание в методическом пособии обращается на такой нестандартный метод, как проведение опытов в процессе знакомства со сказкой. Методическое пособие «Развитие творческого мышления» в процессе работы по сказке автора Ольги Александровны Шиян, представлена методика развития творческого мышления дошкольника в процессе работы по русским народным и авторским сказкам. Мне в работе с этим пособием было интересно работать, т. к. оно раскрывает: как можно развивать творческое мышление ребенка, читая и рассказывая ему сказки.
В течение года сделала и играла с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье, совместно с родителями придумывали загадки.
Для родителей в течение года провела консультации: «Сказка ложь - да в ней намёк», «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». В «День открытых дверей» для родителей и педагогов был открытый показ инсценировки русской народной сказки «Репка». Совместно с детьми родители поучаствовали на мастер-классе изготовление кукол для театра.
Мною много времени уделялось заучиванию стихотворений. Для детей и родителей, организовала «Сундучок со стихами», где в течение всего года пополняла его интересными стихотворениями, которые можно выучить с детьми.
Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.
На 2015 – 2016 учебный год поставила определенную цель и задачи для развития связной речи, которые предполагают использование модельных схем: составления творческих рассказов, сочинения сказок, для заучивания стихотворений, пересказа литературных произведений. Используя принцип от простого к сложному.
www.maam.ru
Отчет по самообразованию «Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики»
воспитателя Мельниковой И. Е.
Моя тема по самообразованию «Развитие речи у дошкольников через мелкую моторику»
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ручные навыки использовала в своей работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор всемирно известной методики Мария Монтессори. Всем давно известно насколько важно развивать мелкую моторику детей начиная с раннего возраста. Поэтому свою тему по самообразования считаю актуальной и значимой во все времена.
Приёмов для развития детского ума существует множество. Это и разнообразные пальчиковые игры, и упражнения с различными предметами (карандашами, камешками, шишками, счётными палочками и т. п., и всевозможные игры - шнуровки, массаж и самомассаж рук).
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка.
В соответствии с целью самообразования я начала работу по изучению влияния развития мелкой моторики на воспитанниках своей группы детей раннего возраста. С самого начала учебного года систематизировала имеющиеся игры и упражнения для режимных моментов на развитие мелкой моторики. Общеобразовательная программа позволяет мне как педагогу расширять и добавлять словарный запас воспитанников, во всех образовательных областях. Участие моих воспитанников почти во всех мероприятиях МАДОУ,
а также в запланируемых групповых мероприятиях учебного года способствовало напрямую развитию речи. Например, праздник Осени, Колядки, Рождественская сказка, Масленица, День Смеха, День рождения детского сада и т. д.
Продолжаю работу по пополнению предметно-развивающей среды группы и для развития мелкой моторики в том числе. Приобретены игры с упражнениями для пальчиковой разминки, приобретены детские простейшие конструкторы, рисование проводим не только классическим методом, но и используем метод оттиска. Лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким на праздник.
Работу с родителями для развития речи через мелкую моторику в учебном году считаю конструктивной, а именно, родителями были приобретены игровые предметы для внеурочной и учебной деятельности. Активно сотрудничали родители многих воспитанников со мною, как воспитателем, неукоснительно выполняя педагогические рекомендации и задания. Для родителей были предложены консультации, беседы, круглый стол, мастер – класс нетрадиционные рисование (ватными палочками) .
На второй учебный год работы по теме самообразования планирую обязательное использование развивающего характера обучения, придерживаясь систематичности и последовательности при подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики с сопутствующим развитием речи, ведя обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей моих воспитанников уже Средней группы.
Мельникова И. Е.
www.maam.ru
Аналитический отчет по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»
Аналитический отчет по самообразованию
«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них cловаря. Это – основное условие успешного обучения ребенка, в дальнейшем. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли.
Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?
Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.
Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря у детей, начиная с раннего возраста.
Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослым. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».
Задачи обогащения словарного запаса у младших дошкольников заключается в следующем: 1. расширить круг знаний дошкольника; 2. дать детям точные представления и понятия за каждым словом; 3. необходимо упорядочить и систематизировать словарный запас дошкольника, дети должны видеть сходства и различия между словами; 4. активизировать словарь дошкольников; 5. обогащать словарный запас детей новыми, яркими и выразительными словами, 6. необходимо помочь детям более широко использовать словарный запас в письменной речи; 7. раскрыть значение новых, незнакомых ребенку слов.
Одной из главных задач словарной работы с младшими дошкольниками является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Занятия по формированию словаря с младшими дошкольниками подразумевают занятия, на которых используются следующие методы: наблюдения, разговор с детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, дидактические игры, лексические упражнения, подвижные игры, фольклор, театрализованная деятельность и т. д.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения.
Прежде всего дети усваивают
Бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
Природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;
Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.) ;
Эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный, качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный, слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок, образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали) ; с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову) ; слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый) (См. : Шмелев Д. И. Очерки по семасиологии русского языка. – М., 1964.) ;
Лексику, обозначающую время, пространство, количество.
В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус, свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов, родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.) . Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.
Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Одним из таких видов деятельности, как указывают психологи-исследователи, является игра. Игра - особый вид деятельности человека, которая возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Важно, чтобы задачи овладения речью решались в единстве с задачами всестороннего развития ребенка.
Игра имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, т. к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра оказывает также специфическое воздействие на становление речи. Она способствует общению детей друг с другом, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка. Кроме того, в театрализованных играх (игра-инсценировка игра-драматизация, развивается эмоциональная выразительность речи. В конкретном предмете или ситуации. Игра - эффективное средство словарной работы.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В процессе театрализованных игр: 1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. 2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. 3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного. 4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи. 5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. 6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. 7. Происходит коррекция поведения. 8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения. 9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. 10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста Цели: развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности; обогащение словаря детей, активизация его; совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй; способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками. Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка: - от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; - от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; - от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой.
При ознакомлении с природой дети усваивают природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных. Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, экологического воспитания.
Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих объекты и явления природы, части объектов, действия с ними.
С детьми младшего возраста проводятся целевые прогулки как подготовка к будущим экскурсиям. Объектами наблюдения являются доступный пониманию малышей парк, огород на участке детского сада, лес, поле, луг. Эти наблюдения проводятся неоднократно в разное время года, в разную погоду. Дети учатся называть словом предметы, явления неживой и живой природы, доступные непосредственному восприятию признаки предметов, правильно употреблять слова, обозначающие пространство, время. Дети учатся отвечать на вопросы «что это? », «кто это? », «какой? », «что делает? », «что с ним можно делать? ».
Обогащение и активизация словаря происходят в процессе общения ребенка со взрослыми в течение всего пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности. Наиболее благоприятные условия для словарной работы со всеми детьми создаются на специальных занятиях, обогащающих чувственный опыт ребенка. Это объясняется малым количеством занятий и малым удельным весом собственной речи каждого ребенка. Практика обучения только на занятиях не обеспечивает должного языкового развития детей. Занятия с одним и тем же материалом могут повторяться несколько раз в том же виде и с усложнением.
В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям. Поэтому широко используется непосредственное наблюдение предметов и явлений, а также изобразительная наглядность – игрушки и картины.
Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли говорит ваш ребенок? », «Использование дидактических игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста». Организуется и наглядная агитация - в специальные папки помещается материал по вопросам речевого развития детей.
Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.
www.maam.ru
На ощупь приятный и гладкий.
Лежит у меня на ладошке,
Слепить из него могу кошку,
Слоненка слепить или мишку,
Картинку, что видела в книжке.
Смотрю на него и гадаю,
Слепить из него что - не знаю.
Комочек помяла немножко,
Слеплю ему ручки и ножки,
Слеплю ему ушки и глазки,
И вместе отправимся в сказку!
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников – мы развиваем и языковой аппарат.
Мелкую моторику руки можно развивать через различные виды деятельности как в детском саду так и дома.
Мною был выбран раздел Художественно эстетическое развитие.
Программа по художественно-эстетическому развитию предусматривает: развитие интереса к различным видам искусства формирование художественно-образных представлений развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности; развитие сенсорных способностей приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства
Цель моей работы: Влияние мелкой моторики на творческие способности дошкольников с использованием тестопластики.
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Повышение общекультурного уровня среди родителей
Разработать перспективный план работы с детьми по тестопластике. - Развитие творчества и фантазии, образного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения у детей.
Для решения поставленных задач мы используем методику Тамары Семеновны Комаровой, в которой не предусмотрены занятия по лепке из соленого теста. Лепить можно из пластилина и глины, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
В своей работе по развитию мелкой моторике с детьми, я предпочла использовать нетрадиционную технику изобразительной деятельности-тестопластику.
Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
Легко отмывается и не оставляет следов.
Безопасно при попадании в рот.
Не липнет к рукам при лепке.
Можно сушить на воздухе.
Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:
Повышает сенсорную чувствительность;
Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;
Синхронизирует работу обеих рук;
Формирует умение планировать работу, вносить изменения;
Развивает творчество ребенка.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, при этом продукт создается руками ребенка, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом, ножницами или кисточкой. Лепка снимает излишнее эмоциональное напряжение, помогает ребенку расслабиться.
В процессе лепки из теста можно использовать разнообразные виды материалов:
бусинки, косточки от фруктов, семена и сухоцветы, чеснокодавилку, расческа, колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины, пуговиц, зубочистка, колпачок от шариковой ручки, старый стержень от шариковой ручки, формочки для выпечки печенья, насадки для кулинарного шприца, красивые пуговицы, бисер, цепочки, нитки, создавать оттиски своих ладошек, а также различных предметов. При этом у детей улучшается координация и точность движений, разрабатываются кисти рук, кончики пальцев становятся более чувствительными.
Для раскрашивания поделок можно используем гуашь, акриловые краски. Можно добавить краситель в воду при замешивании теста, как подскажет фантазия исходя из замысла. Процесс этот тоже творческий, не бывает двух одинаковых поделок, произведений.
Замешивание соленого теста, добавление цвета – это практически экспериментальная деятельность. Что с чем смешивается? Что растворяется?
Почему, если соль крупная, видны ее кристаллики? Развивается познавательный интерес, желание принимать в этом процессе активное участие.
Разработанная мною система занятий по тестопластике предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста
План мероприятий
10. Музыкальные игры.
11. Использование фольклорных произведений.
В своей работе я использовала все перечисленные приемы развития речи, но более всего использовались приемы фольклорных произведений. Так как этот прием позволял мне развивать речь детей в доступной и интересной форме.
Использование игровых песенок, потешек доставляло малышам огромную радость. Дети научились играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливать специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность.
Дети легко запоминали потешки. Они начали вводить слова потешек в свои игры. Применение приема ролевых игр, развивало двигательную активность малышей, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.
Чтение художественной литературы и приготовление этих произведений инсценирование сказок обеспечило понимание содержания, восстановило речевое взаимодействие с ребенком, заложило развитие образного восприятия и наглядно образного мышления.
Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывали у детей удовольствие и радость.
Благодаря фольклору дети легко адаптировались в детском саду, речь начинает развиваться т.к ребенок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая все пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук идет и развитие речи.
Благодаря использованию устного народного творчества с необыкновенной быстротой идет физическое и психическое развитие ребенка, развитие речи, присущее этому возрасту.