Отчет по практике студента учителя языковеда. Анализ обратной связи
Отчёт по педагогической практике
“Пробные уроки в начальной школе”
Самым важным явлением в
школе, самым поучительным
предметом, самым живым
примером для ученика является
сам учитель.
А. Дистервег
Я, Иванчик Ольга Геннадьевна, давала пробные уроки, в школе № 11 г. Лида в 3 «В» классе у учительницы Новиковой Ольги Олеговны.
На протяжении всей практики я :
Сформировала умения руководить самостоятельной деятельностью учащихся.
Вооружилась умением аргументировано анализировать проведённые уроки.
Училась правильно формировать и определять цели и задачи, построением важнейших этапов урока.
Овладела умениями планировать тему урока.
Училась правильно выбирать методы и приёмы на каждом этапе урока, способствующих развитию самостоятельного и творческого мышления.
С первого дня мы начали давать уроки в школе, а также наблюдали за уроками, которые проводили остальные практиканты. Ольга Олеговна тепло нас приняла и на протяжении всей практики она показывала нам, как нужно обращаться с детьми, давала полезные советы по проведению уроков, и мы в свою очередь учились правильно давать уроки. Мы прислушивались, наблюдали за всем этим и писали анализы уроков, а в конце каждого анализа делали вывод о проведенном уроке, о его структуре, поведении детей и их активности.
В первые дни практики нам было трудно, так как мы еще не знали детей, их уровень развития. Давая первые уроки в этом классе, мы боялись, что детям будет не понятно то, как мы излагаем материал, мы вели себя неуверенно, боялись не уложиться во время. Хоть и не у всех получалось дать сразу хороший урок, но мы старались, исправлялись. Большую помощь нам оказала учительница. Она давала нам советы, указания, указывала на наши ошибки. Во время урока она иногда поправляла некоторых из практикантов.
Каждый из практикантов в своих уроках старался дать детям как можно больше знаний и излагал материал в интересной для детей форме. Каждый урок, который проводили практиканты был чем-то интересен детям. Уроки практиканты старались проводить в доступной, интересной форме.
Уроки были хорошо организованы, четко подчеркивались важные моменты на уроке, на каждом уроке использовались наглядные пособия.
Об эффективности применения наглядных пособий на уроке говорят результаты знаний учеников, которыми мы в большинстве случаев были довольны.
Мы убедились в том, что учитель должен владеть той ситуацией, которая происходит на уроке, а само отношения к детям должно быть уважительным. Важную роль играют добродушие и оптимизм со стороны учителя. В свою очередь мы старались находить и развивать у детей творчество, это в основном проявлялась на уроках рисования и русского языка.
Важную роль на уроках играли физминутки. Они способствовали сохранению и укреплению здоровья обучающихся и формированию у них
здорового образа жизни. Также ЗОЖ мы воспитывали на уроках физкультуры.
Все уроки были по-своему индивидуальны. Уроки, были построены методически правильно, мы достигали поставленные цели в ходе урока, умело обращались с детьми, владели необходимым материалом. Делали всё, чтобы заинтересовать детей, и чтобы ни один ребенок не сидел без дела.
Дубейко Мария провела интересный урок по белорусскому языку. Урок был проведен в форме путешествия.
Использовался качественный наглядный материал. Маша чувствовала себя на уроках уверено, хорошо владела материалом
Захаревич Ольга всегда чувствовала себя уверенно и четко излагала нужный материал, поэтому детям всё было понятно. Всегда наблюдалась дисциплина, дети не шумели. Очень понравился урок по литературному чтению, который давала Захаревич Оля. В начале было разгадывание кроссворда, ответами на который являлись фрагменты из прочитанных сказок. На уроке был изложен интересный материал о биографии писателя. Оля провела выставку книг автора и беседу с классом о произведениях, которые они прочитали. Каждый ребенок прочитал много сказок и активно работал на уроке. Они делились своими впечатлениями, очень эмоционально рассказывали. Было видно, что дети с удовольствием читали сказки.
На своих уроках Амбражук Иван всегда был уверенным. Дети активно работали, так как были подобраны интересные задания, которые были доступны и понятны детям. Особенно ярким и запоминающимся уроком у Ивана был урок изобразительного искусства. На этом уроке Иван старался показать всю красоту окружающей нас природы. Тема звучала так: «Рисование цветов с натуры». Поэтому на уроке дети говорили о внешности цветов, их разновидностях и их роли в жизни человека. Ваня старался приводить примеры с собственной жизни, то есть связывал урок с близкой для каждого ребенка средой, а именно с миром который окружает каждого ребенка в повседневной жизни. Урок был проведен в интересной форме, были использованы различные виды работ: составление пословиц и объяснение их смысла, прослушивание загадок и ответы на вопросы к ним, дети вспоминали песни, в которых есть строчки о цветах. В конце урока была проведена выставка работ.
Каждый из нас старался при проведении уроков. Но следует отметить и то, что еще старались и дети. Дети хорошо себя вели, с уважением к нам относились и воспринимали нас как учителей. На каждом уроке проводили физкультминутки, следили за правильной посадкой детей, следили за их здоровьем.
С каждым днем, проведенным в школе, мы стали чувствовать себя более уверенно, более свободно общались с детьми, да и они к нам привыкли.
В последний день практики, когда мы прощались с учениками, они не хотели нас отпускать, говорили что бы мы еще приходили.
Проведённые уроки организовывали учебную деятельность учащихся на уроке с учётом психолого-педагогических закономерностей, индивидуальных и возрастных особенностей каждого учащегося. Методы и приёмы соответствовали содержанию материала, целям, задачам каждого урока.
Целесообразное использование наглядных пособий. Использование на уроке путей, способствующих повышению творческой и познавательной активности учащихся. Развитие наблюдательности, аккуратности, дисциплинированности, логического мышления. Последовательность применения заданий и упражнений для выработки навыков и умений.
Что касается именно меня, то до практики я поставила перед собой некоторые цели и задачи, а именно:
То, что главная цель практики – формирование профессиональных черт. В процессе практики решаются следующие задачи:
Закрепление, углубление и обогащение методических и специальных знаний, их применение в решении конкретных задач;
Формирование и развитие профессиональных умений и навыков;
Развитие профессиональных личностных свойств и качеств (умение проявлять выдержку; такт; гуманное отношение; культура общения и т.д.);
Воспитание устойчивого интереса, любви к профессии и потребности в самообразовании;
Выработка творческого и исследовательского подхода к профессиональных деятельности;
Ознакомление с современным профессиональным опытом.
За все проведенные мною уроки я получила хорошие оценки (9 и 10).
Мне очень нравится давать уроки изобразительного искусства, ведь именно на этом уроке дети могут творить, придумывать что-то новое, фантазировать, у детей есть возможность раскрыть свои способности, проявить себя.
Но особенно мне понравилось давать уроки по математике. Дети работали настолько активно, что даже успевали решить дополнительные задания. Весь класс подымал руки, все хотели побывать у доски.
Что же касается уроков русского языка, то любимым заданием у детей было нахождение и исправление ошибок в стихах.
На всех моих уроках присутствовал наглядный материал, и уроки проводились в форме путешествия или исследования - за это меня похвалила учительница, ей нравились наглядности (рисунки, схемы), которые я использовала на уроке.
Эта практика дала мне многое. Я поняла то, что как мы научим детей, так они и будут вести себя в дальнейшем. Ведь ребенок, это зеркало, в котором отражается как семейное, так и воспитание, полученное в школе.
Не надо ругать детей, нужно подбирать такие задания, чтобы заинтересовать их.
Я думаю, что роль практики – это незаменимый опыт для дальнейшего профессионального роста. Она показывает студенту наглядный пример и позволяет разрабатывать навыки для дальнейшего развития в профессии ПЕДАГОГ. Свой отчет я хочу закончить словами Л.Н. Толстого:
«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Я, Позняк Елена Николаевна, проходила педагогическую практику в СОШ №8 г. Мозыря в период с 05.09.2010 по 24.10.2010 г.
Педагогическая практика началась с установочной конференции в университете. Нам объяснили цели и задачи практики. В этот же день состоялась беседа с групповым руководителем, на которой нам рассказали основное направление педагогической деятельности студентов-практикантов: овладение методикой проведения уроков, умение активизировать деятельность учеников в урочное время.
За мной был прикреплен 9 «А» класс, в котором 27 ученика. В этом классе я проходила практику в качестве учителя-предметника.
Классным руководителем этого класса является Дайнеко Елена Владимировна. Она познакомила меня с планом воспитательной работы в 9 «А» классе.
Основная цель, которая была поставлена в начале практики – это выработать профессионально-педагогические умения и навыки.
В первую неделю я посетила уроки физкультуры у учителя-предметника Сенько И.Г. с целью изучения методики проведения уроков, ознакомления с типами, целями и задачами уроков, структурой урока, наблюдения за организацией дисциплины и поддерживанием внимания учащихся, исследования методов и приемов объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся. Посещение уроков помогло мне при подготовке и проведении своих уроков, написании планов-конспектов.
Также я посетила уроки истории, математики, истории, белорусского языка и др. в 9 «А» классе с целью ознакомления с учащимися этого класса и учеником, на которого была написана психологическая характеристика.
В соответствии с индивидуальным планом я провела 13 уроков, 11 из которых были зачетными.
В процессе проведения учебных занятий мною были приобретены профессионально-педагогические умения и навыки, включающие в себя умение на основе учебной программы и учебника конкретизировать содержание предстоящих учебных занятий и определять обучающие, развивающие и воспитательные цели урока, умение определять тип и структуру урока, умение готовить к занятиям необходимые учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, умение оформлять план-конспект урока и других видов учебных занятий, умения и навыки использования разнообразных приемов установления порядка и дисциплины учащихся в начале урока, умение придавать работе над пройденным материалом повторительно-обучающий характер, умение использовать устные, письменные и практические упражнения по применению полученных знаний на практике и многие другие.
Также я посетила уроки, проводимые студентами-практикантами с целью наблюдения за организацией дисциплины и поддержания внимания учащихся в процессе изложения нового материала, за организацией осмысления и запоминания учащимися новых знаний на уроке, за организацией работы учащихся с учебником при закреплении нового материала, за умением практикантов ставить проблемные вопросы в процессе обучения, за умением использовать дополнительный материал в качестве приема активизации познавательной деятельности учащихся и др. Это позволило мне сравнить методику проведения своих уроков с уроками моих товарищей.
У меня сложились очень хорошие отношения с учащимися.
На протяжении всей практики я поводила методики с классом для написания психологической характеристики.
Таким образом, во время прохождения педагогической практики в школе я провела всю необходимую учебно-воспитательную работу. Педагогическая практика оказала положительное влияние на развитие моих профессиональных личностных свойств и качеств. Я научилась осмысленно применять психолого-педагогическую теорию в реальных условиях школьного обучения и воспитания. Был получен опыт в подготовке и поэтапной разработке учебных занятий, умения и навыки в определении темы, целей и задач урока, а также в правильном подборе необходимых учебно-наглядных пособий.
Главным своим достижением и успехом в ходе практики считаю приобретение педагогической уверенности и осмысленности своих действий в ходе урока, чего мне определенно не хватало на начальном и пробно-тренировочном этапах практики. Считаю, что педагогическая практика такого рода достаточно эффективна, помогает овладеть педагогической умелостью в целом; такую педагогическую практику следует продолжать использовать для подготовки будущих учителей-предметников и в дальнейшем.
После прохождения педагогической практики я отметила для себя очень много интересных вещей. Первое, это то, что мое отношение к профессии педагога изменилось в положительную сторону. Второе, вопреки тому, что я не представляла себя в роли учителя, то теперь я понимаю, что у меня для этого куча задатков.
Дневник педагогической практики
студентки 5 курса
гуманитарного факультета
(специальность - история)
Иркутского Государственного
педагогического университета
Цурановой Ольги Владимировны
Место прохождения:
МОУ СОШ п. Тельма
Усольского района
Иркутской области
Руководитель практики
учитель истории Царева Н.В.
Руководитель практики от
университета Дыкусова Т.В.
Иркутск, 2009
День недели |
Учебная работа |
Воспитательная |
Примечание |
|
Понедельник |
1. Знакомство с Программами по истории 2. Знакомство с Государственными стандартами |
Знакомство с воспитательным планом на октябрь |
||
Посещение всех уроков в прикрепленном классе Знакомство с планом работы классного руководителя. |
Ознакомление с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся прикрепленного класса. |
|||
Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и во внеклассной работе с целью оценки уровня обучаемости и выявления особенностей личности. |
||||
Наблюдение особенностей педагогического мастерства учителя-предметника. Знакомство с содержанием плана работы учителя-предметника и его методическими материалами. |
Овладение методами психолого-педагогического анализа урока |
|||
Разработка плана-конспекта уроков по предмету в прикрепленном классе. Подготовка методических пособий к проводимым урокам: карты, схемы, чертежи, и др. |
День недели |
Учебная работа |
Воспитательная |
Примечание |
|
Понедельник |
Урок по отечественной истории «Гражданская война - величайшая трагедия в истории России ХХ века» |
Домашнее задание. Приготовить устные сообщения об участниках Гражданской войны. |
||
Изучение плана внеклассной работы учителя обществознания, посещение внеклассных занятий. |
||||
Урок по отечественной истории Повторение: « Россия в годы революций и гражданской войны» |
Метод проведения занятия - активный в форме дискуссии. |
|||
Изучение психологических особенностей коммуникативного поведения учителя-предметника на уроке. |
||||
Изучение плана воспитательной работы классного руководителя, выполнение текущих обязанностей классного руководителя. |
III неделя
День недели |
Учебная работа |
Воспитательная |
Примечание |
|
Понедельник |
Урок по отечественной истории «НЭП и образование СССР» |
На дом было задано изучить материал, используя конспект и учебник, а также ответить на вопросы по теме в конце параграфа |
||
Работа с классным журналом |
||||
Урок по отечественной истории «Образование СССР и его международное признание» |
||||
Консультация с руководителем, беседа о проделанной работе |
||||
Урок по обществознанию «Экономика и её роль в жизни современного общества» |
Урок-лекция |
День недели |
Учебная работа |
Воспитательная |
Примечание |
|
Понедельник |
Урок по отечественной истории в 11 А классе «Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция» |
|||
Урок по отечественной истории в 11 Б классе «Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция» |
Урок-лекция, с беседой и составлением таблиц |
|||
Урок по отечественной истории в 11 А классе «Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом» |
Урок-семинар |
|||
Урок по отечественной истории в 11 Б классе «Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом» |
Урок-семинар |
|||
Урок по обществознанию «Рыночные отношения в современной экономике» |
День недели |
Учебная работа |
Воспитательная |
Примечание |
|
Понедельник |
Урок по отечественной истории «Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг» |
|||
Урок по отечественной истории Повторение: «Советское государство и общество в 1920-1930-е гг» |
||||
Подведение итогов прохождения практики, оформление документации |
||||
Внеклассное мероприятие в 11 А классе «Великой Отечественной войне 1941-1945 годов посвящается. Битва за Москву» |
способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам. |
1. Введение
Педагогическая практика является завершающим этапом изучения комплекса педагогических дисциплин.
Цель педагогической практики - овладеть определенными навыками и приемами основных направлений педагогической деятельности и реализовать на практике теоретические знания, полученные в процессе изучения блока педагогических и практических дисциплин, в реальных условиях преподавания в школе.
Для достижения данных целей в качестве базы практики была выбрана средняя общеобразовательная школа п.Тельма. В этой школе работают высокопрофессиональные педагоги. Также в школе применяются новые и нетрадиционные для нашего образования методы обучения. В школе работает 38 педагогов. Количество учащихся-409.
В МОУ шестидневная учебная неделя, урок истории проводится 2 раза в неделю. Уроки проходят в две смены (с 8.00), длительность урока 45 минут.
Школа оснащена: кабинетами – 37, вычислительный центр- 1, актовый зал-1, спортивный зал – 1, библиотека - 1.
Урок является основной формой организации учебного занятия.
Кабинеты в школе разделены по предметному признаку, т.е. кабинет физики, химии, математики и т.д. Каждый из кабинетов в достаточной степени оснащен необходимым оборудованием в зависимости от специализации, а также предметной и методической литературой, наглядными пособиями.
Занятия по физической культуре проводятся в хорошо оборудованном спортивном зале. Здесь также после уроков работают спортивные секции по футболу, баскетболу, спортивной аэробике, проводятся ежегодные школьные олимпиады.
Для обеспечения учащихся и преподавателей необходимой учебной, а также дополнительной и художественной литературой в школе работает библиотека.
В послеурочное время в школе работают кружки и секции различных направлений: художественный, музыкальный, литературный и спортивные секции и т.д., руководителями которых являются как штатные учителя, так и выпускники школы.
С целью повышения уровня преподавания в школе проводятся “открытые уроки”, которые посещаются коллегами-учителями. Дается оценка проведенному занятию, отмечаются положительные моменты, а также даются рекомендации по дальнейшему усовершенствованию методики преподавания. Педагогический коллектив школы не стоит на месте и постоянно внедряет новаторские идеи в области форм обучения: чтение факультативов и спецкурсов по дополнительным дисциплинам и т.д., среди учеников ежегодно проводятся учебные олимпиады, конкурсы (творческие и спортивные).
Подводя итоги выше сказанного, можно отметить, что в данной средней школе создана хорошая база для успешного осуществления процесса обучения и его дальнейшего совершенствования.
2. Этапы подготовки к урокам
Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка - это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, написание целого сценария или педагогического произведения, оформленного в поурочный план (краткий или развернутый), простой или опорный конспект урока, проект.
Поурочный план - это не только рациональная конструкция урока (хотя и она немаловажна), но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средство экономии времени и сил.
Проект - это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее.
При планировании урока, а именно: целеполаганию; отбору содержания учебного материала; выбору методов обучения, излагающихи эвристических; проведению инструктажа по выполнению домашнего задания и многому другому.
При подготовке поурочного плана я руководствовалась следующими принципами:
1. Определить учебно-воспитательные задачи целой темы.
2. Продумать, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
3. Изучить методические пособия к проведению урока.
4. Серьезно продумать методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
5. Не забыть, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
6. Решить, какие умения и навыки будут отрабатываться на данном уроке.
7. Все ли отработано из повторения для более глубокого изучения
усвоения нового материала.
8. В плане четко отразить методы, приемы, средства обучения, композицию урока.
9. Не забыть о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
10. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
3. Типы уроков
Все уроки можно делить на уроки:
- изучения нового материла (1 тип);
- совершенствования знаний, умений, навыков (2 тип);
- комбинированные (3 тип);
- контроля и коррекции знаний, умений, навыков (4тип)
Главное содержание 1-го типа - изучение нового материала. Важнейшая "дидактическая цель такого урока - добиться, чтобы учащиеся овладели новым материалом. Процесс достижения этой цели представляет собой последовательное решение таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, формирование системы понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности.
Основным содержанием 2-го типа урока является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся. Это предполагает решение таких дидактических задач, как систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных, применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, формирование умений и навыков, контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умении и навыков.
Третий тип урока - комбинированный. На нем решаются задачи 1-го и 2-го типов уроков.
Контрольные уроки 4- й тип служат для оценки процесса учения и его результатов, уровня усвоения системы понятий, сформированности умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.
4. Требование к уроку
Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
Определение места в общей системе уроков;
Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
Реализация на уроке всех дидактических принципов;
Создание условий успешного учения учащихся.
5. Методы и средства, используемые на уроках
- Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
- Методика формирования временных представлений;
- Методика формирования локальных представлений;
- Методика формирования исторических понятий;
- Изобразительная наглядность и методика работы с ней на уроке истории.
Средства обеспечения освоения дисциплины
1. Учебно-методические средства: программа дисциплины, методические рекомендации для учителей, вопросы, задания для самостоятельной работы.
2. Материально-технические средства обучения дисциплине:
Наглядные пособия (графические и печатные): а) демонстрационные пособия (таблицы, схемы, графики, диаграммы, меловые чертежи); б) пособия на основе раздаточного материала (карточки с заданиями и задачами); в) учебные пособия, нормативные документы, и др.
3. Информационно-технические средства обучения (компьютер).
4. Аудиторное оснащение (доска, мел и т.д.).
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Библиотечные фонды и кабинет с мультимедийным оборудованием.
6. Формы уроков
Формы организации учебного процесса:
- Уроки;
- Лекции, семинары, практикумы, консультации;
- Занятие по выбору;
- Олимпиады и конкурсы;
- Предметные недели;
- Открытые уроки;
Проведение нестандартных уроков по истории.
В настоящее время традиционные формы обучения истории немножко устарели. Чтобы заинтересовать учащихся чаще использую нестандартные уроки или включаю элемент на традиционном уроке.
Выбор формы нестандартных уроков зависит от возрастных особенностей учащихся, от уровня их подготовки, информированности, взаимопонимании учителя с учащимися.
Особое место в системе организационных форм и приемов обучения истории принадлежит учебным играм. Использование игр создает в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивают интеллектуальную и эмоциальную сферу учащихся. Для результативности игра важным элементном является создание обстановки, оформление, наглядность и т.д.
Форма игровых уроков:
· Урок – соревнование
· Брейн – ринг
· Что? Где? Когда?
· Угадает историческую личность
· Проблемные игры
· Сюжетно – ролевые игры и т.д.
· Исторический аукцион.
7. Учебно-методический комплекс
В педагогической практике встречаются разные интерпретации понятий «учебно-методический комплект» и «учебно-методический комплекс».
Учебно-методический комплект (УМК) – это набор учебной продукции для одного класса по определенному предмету, объединенный единой содержательной композицией и предназначенный для разных целевых аудиторий (учитель, ученик). Центральным элементом УМК является учебник, вокруг которого группируются другие издания (методические пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, учебно-наглядные пособия и т. д.).
Учебно-методический комплекс представляет собойсовокупность учебных пособий, дидактических материалов, методических изданий и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию образовательной программы. Можно высказать предположение, что целостный учебно-методический комплекс по истории представляет собой совокупность авторских учебно-методических комплектов, подготовленных разными издательствами.
Программно-методическое обеспечение предмета истории и обществознания УМК
Программа |
Учебники |
Рабочие тетради |
Атласы и контурные карты |
Проектные образцы стандартов |
||
«История Отечества. XX – начало XXI века» (авторы С. И. Козленко, Н. В. Загладин, Х. Т. Загладина) |
«История Отечества. ХХ – начало ХХI века» (авторы Н.В.Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров; издательство «Русское слово»), |
«Тематическое и поурочное планирование по истории России XX - начала XXI в. 11 класс. К учебнику Н.В. Загладина» Информационная поддержка на сайте #"Times New Roman">Данилов, А.А. История России. 1945-2008: 11 класс: методическое пособие / А.А.Данилов. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. Отечественная история в схемах, таблицах, определениях: учебное пособие / Л.Н.Гончаренко и др. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-та, 2008. - 474 с. |
||||
«Человек и общество: Обществознание: 10-11 классы: В 2 ч.»; (авторы Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Аверьянов Ю.И.) |
пособия «Школьный словарь по обществознанию: 10-11 классы»; сборник «Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»; 10 – 11 классы»; (авторы Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Аверьянов Ю.И.) |
Разработка урока Истории России
«Гражданская война - величайшая трагедия в истории России ХХ века»
Гражданская война. Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”, обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Гражданская война в отличие от обычных межгосударственных войн не имеет чётких границ, в ней нельзя провести линию фронта. В Гражданской войне на первый план выходят классовые отношения, оттесняя все остальные. Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, отодвигаются на задний план, уступая место принципу “Кто не с нами, тот против нас”. В период Гражданской войны борьба принимает самые крайние формы, несёт с собой массовый террор, непримиримую злобу и ожесточение людей. Неслучайно в ней Россия потеряла 11,5 млн. своих граждан.
Тип урока : совершенствования знаний, умений, навыков.урок анализа и синтеза.
Форма урока : практическое занятие.
Технологии : педагогическая мастерская.
Цели :
Оборудование :
Предварительная работа:
Класс разделён на шесть групп по 4 человека. Деление на группы было проведено с учётом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
1. Индуктор. Для того чтобы участники мастерской могли вжиться в историческую ситуацию и глубоко почувствовать трагизм гражданской войны, в качестве индуктора было выбрано слово “судьба”. Учащимся предлагаются карточки, на которых определены основные социальные группы населения России в начале XX века (Приложение 1). Итак, в начале работы мастерской участники наугад выбирают карточку со своей “судьбой”.
2. Творческое задание. В ходе анализа документов предлагается составить социально-экономический портрет своего сословия или класса, описать, как рассматриваемая категория людей могла жить на свой годовой доход.
3. Работа с материалами. Учащиеся работают с материалами “Годовой доход разных групп населения” (Приложение 2), “Количественные показатели переписи населения на 1897 г.” (Приложение 3), “Образ жизни и нравы разных групп населения” (Приложение 4). Группам материалы даются по тем категориям населения, которые они представляют.
4. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.
5. Промежуточная рефлексия. Определение главного итога представленных результатов работы: была ли поляризована социальная жизнь в России начала XX века.
6. Разрыв. Учащимся предлагается прослушать историческую ретроспективу, предлагаемую учителем:
1914 г. – Россия вступает в первую мировую войну;
1915 – 1917 гг. – общенациональный кризис;
1917 г. – Февральская буржуазно – демократическая революция;
октябрь 1917 г. – пролетарская революция, в результате которой к власти пришли большевики.
Рассказ учителя сопровождается мультимедийной презентацией исторических событий. Перед учащимися ставится проблемное задание: в каких условиях оказываются участники мастерской теперь, продолжая “проживать” выбранную судьбу.
7. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы “Мероприятия Советской власти” (Приложение 5).
8. Социализация. Учащиеся в группах предлагают свои варианты ответа и определяют своё отношение к новой власти – власти большевиков
9. Обращение к новой информации. Учащимся предлагается проанализировать программы “белого”, “красного” и “зелёного” движения. (Приложение 6). Какое движение будет поддерживать та или иная социальная категория населения (поставить флажок своего цвета на стол).
10. Социализация. Учащиеся объясняют, почему они поддержали то или иное движение.
11. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы о том, как каждая из сторон защищала свои интересы (Приложение 7).
12. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.
13. Общая рефлексия. В чём же состоит трагизм Гражданской войны?
М. Цветаева.
Все рядком лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
14. Домашнее задание. Приготовить устные сообщения об участниках Гражданской войны.
Самоанализ урока истории в 11 А классе
Цурановой Ольги Владимировны
Тема урока : Гражданская война - величайшая трагедия в истории России ХХ века.
Цель урока :
Систематизировать материал по теме “Характеристика социального строя России в начале XX века”;
Обобщить материал по истории России в 1914 –1917 гг.;
Определить причины раскола российского общества на противоборствующие группировки в 1918 г.;
Продолжить формирование навыков анализа исторических документов;
Понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.
Оборудование :
- «История Отечества. ХХ – начало ХХI века» (авторы Н.В.Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров; издательство «Русское слово»),
Часть 1, 2 мультимедийного учебника “История России. ХХ век”: М., Клио Софт, 2000.
Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности. Получив определенные знания, умения и навыки по работе с текстом учебника, историческими документами, научно-популярной, справочной литературой учащиеся в комплексе применили это на уроке.
Мне удалось обеспечить мотивационную готовность и положительный, эмоциональный настрой на уроке. Для актуализации первичного опыта был использован прием «Словарная работа». Учащиеся давали определения тем понятиям, которые встречаются в ходе урока.
Тема, цели и задачи урока были доходчиво объяснены и стали личностно значимыми для учащихся, так как они понимали, что будущее страны в их руках.
Отобранный материал соответствовал требованиям образовательной программы, носил ярко выраженный воспитательный потенциал, соответствовал целям, задачам урока.
При подготовке к данному уроку использовались различные формы деятельности учащихся: индивидуальная работа с текстом учебника, дополнительной научно-популярной, справочной литературой.
Сама форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся. Применялись различные методы обучения. Объяснительно-иллюстративный на начальном этапе урока. Исследовательский, частично-поисковый на этапе актуализации обогащаемого опыта.
Для актуализации закрепляемого опыта использовался исследовательский и объяснительно-иллюстративный метод. На уроке была создана ситуация выбора для каждого ученика по написанию мини-сообщения на данную тему.
Домашнее задание носило разноуровневый характер - ребята имели право выбора. Технологические приемы, применяемые на уроке, соответствовали содержанию учебного материала.
При подведении итогов деятельности учащихся оценивался не только результат работы на уроке, но и при подготовке его.
Цели и задачи, поставленные мною, были достигнуты полностью.
Прослеживаются причинно-следственные связи прошлого и настоящего. Тема значима и для современного поколения. Без знания истории своей страны, с ее успехами и падениями, невозможно идти в будущее. Я надеюсь, что учащиеся это усвоили.
Анализ урока истории в 11 А классе
Студента-практиканта МОУ СОШ п. Тельма
Цурановой Ольги Владимировны
Тема урока : Гражданская война - величайшая трагедия в истории России ХХ века.
Урок прошел достаточно хорошо. Были поставлены цели и определены задачи, которые соответствовали выработке необходимых общеучебных навыков у школьников. По содержанию урок очень насыщенный. Для успешного проведения урока существовали мотивация и стимулирование, пробуждение интереса к материалу. Была установлена обратная связь с аудиторией. Несмотря на молодость практиканта и достаточно взрослый возраст учеников обстановка в классе строилась на взаимном уважении - условие, необходимое для усвоения учениками излагаемого материала. Практикант применил индивидуальный подход к каждому ученику.
Также процесс обучения носил воспитательный характер. Очень хорошо подобрано оборудование для излагания нового материала.
Рекомендации практиканту . При изложении материала, и в дальнейшем при ведении урока надо более тщательно проговаривать некоторые (основные) моменты изучаемого материала, не стоит торопиться, боясь не успеть. Быть более уверенной, не волноваться. Речь строить четко, проговаривать каждое слово. Дисциплину на уроке необходимо держать до конца, особенно в конце урока, когда ребята утомляются. Следует обратить внимание на рациональное использование времени, некоторые организационные моменты были затянуты.
Учитель истории Н.В.Царева
Внеклассное мероприятие
«Великой Отечественной войне 1941-1945 годов посвящается. Битва за Москву»
Тип урока: совершенствования знаний, умений, навыков, с элементами ролевой игры.
Форма проведения урока : урок - беседа.
Место проведения : школьный кабинет истории.
Оборудование : телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, фонограммы, кино- и видеофрагменты, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», плакат «Родина-мать зовет!», стенгазеты учеников, посвященные битве под Москвой, выставка книг о войне, экспонаты школьного музея.
Цели и задачи :
Развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.
План –конспект внеклассного мероприятии, проведенного в 11 А классе
Добрый день!
Вы находитесь в кабинете истории, где школьники изучают историю России и зарубежных стран.
Мы расскажем о Дне воинской славы России, который 5 декабря посвящен битве под Москвой в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Расскажем о тех далеких годах…
Это было страшное и тяжелое время.
Фрагмент видеофильма о начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
На рассвете 22 июня 1941 года, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза (так называлась Россия).
Началась Великая Отечественная война Советского народа против фашистских захватчиков.
Фашисты решили стереть Москву с лица земли.
Осенью 1941 года Гитлер заявил, что город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой. Гитлер надеялся затопить Москву. План наступления на Москву получил название “Тайфун”.
Каждый человек Советской страны плечом к плечу встал на защиту своей Родины. Мужчины сражались с врагом. Женщины, дети, старики трудились в тылу: работали на заводах и фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт…
Великая битва под Москвой началась в сентябре 1941 года. На первом этапе наши солдаты оборонялись, защищали Москву. 5-6 декабря 1941 года впервые за время войны враг был не только остановлен, но и отброшен от столицы.
Вся Родина встала заслоном.
Нам биться с врагом до конца –
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца!
Идет через грозные годы
И долю народа всего,
Идет через сердце народа
И вечную славу его!
Идет через море людское,
Идет через все города…
И все это, братья, такое,
Что враг не возьмет никогда!
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах!
Твоя оборона
Идет через наши сердца!
(Александр Прокофьев)
Враг стоял под Москвой. О характере боев, о стойкости воинов, о потерях врага можно судить по подвигам защитников города. Вот пример:
В течение 16 ноября 1941 года воины, защищавшие наш город, отразили несколько атак гитлеровцев, рвавшихся к Москве по Волоколамскому шоссе. У разъезда Дубосеково совершили свой бессмертный подвиг воины 1075-го полка 316-й дивизии. Как рассказывал один из участников боя, позиции полка с утра подвергались сильной бомбежке с воздуха, не успел рассеяться дым от разрыва бомб, как в атаку двинулись фашистские автоматчики. Но бойцы отбили ее дружным огнем. Когда противник бросил в бой 20 танков и новую группу автоматчиков, один из защитников сказал: “Не так уж страшно, меньше, чем по танку на человека”. Отважные воины отразили и эту атаку, уничтожив 14 машин. Скоро снова донесся шум моторов. На этот раз атаковали уже 30 танков. Сила была на стороне фашистов. “Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!” - воскликнул политрук В.Г.Клочков. 4 часа длился бой. Враг потерял 18 танков и много солдат, но пройти к Москве ему не удалось.
Битва под Москвой показала, что фашистскую армию можно победить.
В память об этом событии у разъезда Дубосеково построен мемориал.
В дни защиты столицы была написана “Песня защитников Москвы” (слова А.А.Суркова, музыка Б.А.Мокроусова). Непоколебимая уверенность в победе звучала в ней.
Музыкальный фон песни.
Мы не дрогнем в бою
За Отчизну свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Остановим,
Отбросим врага!
В атаку стальными рядами,
Мы поступью твердой идем,
Родная столица за нами,
Врагам преградим путь огнем.
Не смять богатырскую силу.
Могуч наш заслон боевой.
Мы выроем немцу могилу
В туманных полях под Москвой.
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной,
Опрокинем,
Отбросим врага!
За проявленные в боях под Москвой доблесть, геройство и мужество более миллиона воинов были награждены орденами и медалями “За оборону Москвы”.
Есть в этой бронзовой медали
Синь затемневших фонарей,
И отраженный в грозной дали
Огонь тяжелых батарей.
И ярость та, что клокотала
В атаках русских штыковых,
Упрямый, чистый звон металла –
Как перестук сердец живых.
Она свидетельствует миру
О нашей доблести в бою…
Солдаты, дети, командиры –
В крови, у смерти на краю, -
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву, -
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву!
(Павел Шубин)
В нашей школе проделана большая работа учащимися по подготовке материала о войне, о Московской битве. На первом этаже вы уже видели выставку газет, посвященную битве под Москвой. А сейчас вы услышите выдержки из работ старшеклассников по теме: “Мне рассказали о войне”.
Ведущие зачитывают фрагменты работ о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Знать в лицо мы должны
Ветеранов атак,
Он – Участник войны.
Это именно так!
С детства верный огню,
Он в печи выплавлял
И для танков броню,
И для пушек металл.
Той, что снаряды варил
Да, именно он,
Русский воин сразил
Черных сил
Помнить всех мы должны.
Кто имеет права
На большие слова:
Я участник войны!
(Л.Татьяничев)
Четыре страшных года. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит.
2 мая 1945 года в Потсдаме был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты).
Народ выстоял! Страна победила!
Видеозапись архивной кинохроники на фоне песни “День Победы”.
В день 20-летия Победы в Великой Отечественной войне Москве было присвоено почетное звание “Города-героя” (1965 год).
В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.
В декабре 1966 года в 25-ю годовщину московской битвы, у Кремлевской стены были захоронены останки неизвестного солдата, павшего в боях под Москвой в 1941 году и погребенного в братской могиле на 41-ом километре Ленинградского шоссе.
Торжественное открытие мемориала состоялось 8 мая 1967 года. Факел, зажженный от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде, был доставлен в Москву и от него вспыхнул Великий огонь на могиле неизвестного солдата. Рядом замурованы капсулы с землей городов-героев.
Мы здесь с тобой не потому что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И Имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат!
Минута молчания. Фрагмент видеозаписи.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвеньи!
(А. Твардовский)
Помните!
Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
жизнью просторной, каждой секундой,
каждым дыханьем будьте достойны!
Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценою завоевано счастье, - помните!
Песню свою отправляя в полет, - помните!
О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!
Во все времена бессмертной Земли
К мерцающим звездам ведя корабли, -
о погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,
заклинаю, помните!
(Р. Рождественский)
Самоанализ воспитательного мероприятия
«Великой Отечественной войне 1941-1945 годов посвящается. Битва за Москву».
Цель: определить степень позитивного влияния воспитательной деятельности на личностное развитие ученика.
Форма воспитательного мероприятия урок - беседа
Класс 11А
Кто проводил анализ Цуранова Ольга Владимировна
Воспитательный потенциал внеклассного мероприятия заключался в (цель):
Сформировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах;
Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;
Развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе;
Развивать навыки нетрадиционной работы по предмету
1 . На мероприятии проявились:
1.1 . Интерес к теме - есть
1.2. Общение студента-практиканта: общается дружелюбно, ясно и просто речь, дикция, произношение, лексика правильная, скорость, объём подачи информации адекватные, целесообразная пантомимика; использует имена учащихся; чаще поощряет, чем порицает
1.3. На мероприятии у учащихся, студента-практиканта проявлялись такие личностные качества как юмор,демонстрация теплоты и дружелюбия улыбка, находчивость.
2. Воспитательный материал
2.1. Материал подобран в соответствии с возрастом, особенностями контингента и интересно представлен.
2.2. Материал стимулирует у учащихся развитие таких личностных качеств как любовь и уважение к своему народу, бережное отношение к ветеранам, способствует нравственно-патриотическому воспитанию.
3. В организации воспитательной деятельности
3.1. Использовался опыт учащихся
выставка газет, посвященная битве под Москвой, выдержки из работ старшеклассников
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 22 Г. КАЛИНИНГРАДА
236039 Г. Калининград,
Новый Вал, 23, тел/факс: 64-65-42
e-mail: [email protected]
Характеристика студентки 4 курса факультета филологии и журналистики БФУ им. И.Канта
Лавренчук Натальи Станиславовны
Лавренчук Наталья Станиславовна проходила педагогическую практику в МАОУ гимназии № 22 города Калининграда в период с 13 февраля по 7 марта 2013 года.
За период прохождения практики в школе вела уроки русского языка в 7 классе «Г» по программе С.И. Львовой и В.В. Львова.
Наталья Станиславовна продемонстрировала хорошее знание методики преподавания русского языка, умение применить на практике полученные знания. В процессе работы использовала разные методы подачи материала: индивидуальные, групповые, письменные и устные. Каждый урок был систематически пройден с классов на основе планов-конспектов, подготовленных на базе методического пособия и учебника. Провела 6 уроков русского языка в 7 классе «Г» по темам: «Наречие в тексте», «Наречие в словосочетании и предложении», Обобщение по теме «Наречие», «Подготовка к контрольному диктанту», «Служебные части речи. Предлог». А также дала два урока по развитию речи. Зачетный урок проходил по теме: «Обобщение о наречии».
Наталья Станиславовна проявила себя, как старательный и ответственный педагог. Ей удалось привлечь внимание класса к предмету русского языка и поддерживать атмосферу внутренней дисциплины и доброжелательности. Ученики принимали активное участие в диалоге с преподавателем: работали у доски, отвечали на вопросы, выполняли домашнее задание. Особенное внимание Наталья Станиславовна уделила развитию речи учащихся на уроке по «Подготовке к сжатому изложению». Проявила активное участие в формировании творческого мышления учащихся. Провела групповой анализ социальной активности и успешности класса.
Наталья Станиславовна всегда откликалась на просьбы учителя, оказывая помощь в организации работы класса во время вынужденного отсутствия преподавателя.
Педагогическая практика студенткой пройдена полностью.
Оценка за педагогическую практику - 5 (отлично).
Директор МАОУ гимназии № 22 Н.Н. Шпигель
Учитель русского языка и литературы А.А. Конюхова
Отчет о прохождении педагогической практики
Лавренчук Натальи Станиславовны с 22.02.2013 по 7.03.2013.
За время прохождения практики я научилась систематически организовывать план урока, рационально распределять время и свободно ориентироваться в учебном материале по ходу урока. Очень важным испытанием для меня стало поддержание внутреннего спокойствия и выработка стрессоустойчивости. Так как в отношениях класса и учителя было несколько эмоционально накаленных ситуаций, мне понадобилось удержать себя в спокойном и уверенном состоянии духа, чтобы собраться и вести занятия. Ещё один очень важный навык, над выработкой которого я поработала - это удержание внимания аудитории. Я думаю, что у меня получилось «ещё раз» пробудить у ребят интерес к русскому языку. Надеюсь, что мне удалось в понятной и доступной форме повторить и объяснить ребятам материал по теме «наречия» и «служебные части речи», привлечь их интерес к развитию творческого мышления при выполнении краткого изложения текста. Практика стала для меня прекрасной возможностью для повторения ранее изученного теоретического материала.
Федеральное агентство по образованию
Балашовский институт (филиал)
государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Саратовский государственный университет имени
Н.Г. Чернышевского»
Факультет математики, экономики и информатики
Кафедра физики и информационных технологий
Отчет по практике
Вид практики: педагогическая практика.
Сроки прохождения: 6.02.12 по 17.03.12
Место прохождения практики: МОШИ Л-Интернат г. Балашов
Выполнил: студент 142 группы
Митрафанов Алексей Александрович
Методист:
Олимов Айдар Анварович
Балашов 2012 г.
Тема: «Циклы с условиями».
1. Обучающая: Сформулировать у учащихся общие понятие об циклах с условиями.
2. Развивающая: Развить в учащихся внимательность, заинтересованность.
3. Воспитательная: Воспитать в учениках взаимное уважение в коллективе.
Ход урока
Этапы урока Дидактические задачи |
Объяснение преподавателя |
Способы обучения |
Инструменты |
обучения |
|
Организационный момент (приветствие, психологический настрой) |
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто дежурный? Кто отсутствует? |
приветствие вопрос- |
классный журнал, ручка |
коллективная |
|
Актуализация знаний (вспоминание пройденного материала, проверка домашнего задания) |
Ребята, на прошлом уроке мы проходили тему «Циклический алгоритм. Оператор цикла с параметром.». Вопросы:
|
наблюдение |
коллективная |
||
Объяснение нового материала |
Циклы с параметрами. Иногда заранее известно, сколько раз надо повторять цикл, но известно, что он должен выполняться, пока справедливо некоторое условие. 1. while <условие> do <оператор>; пока делать условие— логическое выражение оператор Принцип работы:
2. Цикл с последующим условием repeat <операторы> until <условие> повторять до тех пор пока условие— логическое выражение операторы Принцип работы:
|
пояснение |
коллективная |
||
Закрепление пройденной темы (вопросы) |
Вопросы:
|
коллективная |
|||
Рефлексия (практическое закрепление пройденной темы) |
Ребята, а теперь займите свои рабочие места, и давайте совместно составим программу циклического алгоритма с предварительным условием: З А Д А Н И Е: Составить блок схему, а после написать программу на выражение y=x 2 , в котором х=1…8, . 1. Программа: Program P1; Uses crt; Var x:integer; y:real; while (x<=8) do y:=sqr (x); writeln (‘y:=’,y); |
наблюдение |
компьютер |
индивидуальная |
|
Домашнее задание |
оповещение |
коллективная |
|||
Итог урока (вынесение итоговых оценок за урок) |
На этом уроке мы познакомились с циклами, узнали их разновидности. Составили программу с использованием циклов с словиями. |
оповещение |
индивидуальная |
Тема: Циклы с условиями.
Цели урока:
обучающая: формирование знаний и умений в области составления циклов с условиями; сформулировать у учащихся первые навыки решения задач на составление программ с использованием циклов с условиями;
воспитательная : воспитание интереса к изучаемой дисциплине; самостоятельности и ответственности, умение находить решение на поставленные задачи.
развивающая : развитие алгоритмического мышления, умения логически мыслить, строить причинно-следственные связи, составлять информационные модели примеров из реальной жизни.
Тип урока: Практическая работа
Оборудование: персональные компьютеры, компьютер для демонстрации, мультимедийная доска, файлы с практической работой.
План урока.
I . Организационный момент.
II . Постановка целей и задач.
III. Повторение пройденного материала.
IV. Решение задач.
V. Домашнее задание.
VI. Подведение итогов.
ХОД УРОКА.
I .Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.
II . Постановка целей и задач урока.
Тема нашего сегодняшнего урока “Цикл с параметром”
Сегодня на уроке мы с вами:
Повторим основные понятия по алгоритмам и способам представления, формы записи команды циклов с условиями, их общий и структуру программы.
Научимся составлять условия к различным задачам;
Научиться составлять и вводить программу, с применением циклов с условиями.
III . Повторение пройденного материала.
- 3. Цикл с предварительным условием
while <условие> do <оператор>;
пока делать
условие— логическое выражение
оператор— любой оператор, в том числе и составной.
Принцип работы:
- Проверяется истинность условия
- Если условие истинно выполняется оператор
- Цикл работает, пока условие не станет ложным .
1. Цикл с последующим условием
repeat <операторы> until <условие>
повторять до тех пор пока
условие— логическое выражение
операторы— любое количество любых операторов, в том числе и составной.
Принцип работы:
- Выполняются все операторы между repeat и until
- Проверяется ложность условия
- Цикл работает, пока условие не станет истинным .
IV . Решение задач.
Вводить числа с клавиатуры, пока не будет введено число 0
Writeln(‘ введите число’);
While i<>0 do
Writeln(‘ введите число’);
Вводить числа с клавиатуры, пока не будет введено число 0
Writeln(‘ введите число’);
Writeln(‘ введите число’);
V . Домашнее задание.
Составьте программу, запрашивающую рост очередного школьника и вычисляющую после завершения медосмотра средний рост прошедших осмотр. Количество школьников, подлежащих медосмотру заранее не известно.
VI . Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы с вами:
Повторили основные понятия по алгоритмам и способам представления, формы записи команды циклов с условиями, их общий и структуру программы.
Научились составлять условия к различным задачам;
Научились составлять и вводить программу, с применением циклов с условиями.
Самоанализ урока информатики в 9в классе средней школы №7 города Балашова
Выполнил: Цыплаков А А.
Тема урока: «Цыклы. Цыклы с параметром»
Образовательные задачи: продолжить формировать знания алгоритмической структуры «цикл с параметром», принцип работы оператора FOR, умения и навыков программирования цикла «ДЛЯ», обеспечить усвоение работы алгоритма суммирования, сформировать навыки решения задач на поиск суммы.
Развивающие задачи: развитие умения выделять главное, формирование умений сравнивать, развитие самостоятельности мышления, формирование умения преодолевать трудности, развития познавательного интереса, интеллектуальных способностей, внимания, мыслительных умений, перенос знаний и умений в новые ситуации. Применение своих умений на практике.
Воспитательные задачи: осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение следующих вопросов: товарищество, этические нормы поведения, уделять внимание эстетическому воспитанию, умение работать в паре и группой.
Тип урока: практическая работа, как возле доски так и на компьютере. Одну задачу мы разобрали возле доски вместе с классом, другую класс решил сам. Содержание учебного материала соответствовало дидактической цели, требованию программы, уровню образования в общеобразовательной школе. Материал выдан в соответствии с современным уровнем развития науки, базовым профилем обучения.
Методы обучения полностью соответствовали дидактической цели урока, требованиям программы, уровню образования общеобразовательной школы.
На уроке была создана ситуации выбора типа, вида, формы задания. Обеспечение оптимального сочетания репродуктивной, конструктивной и творческой деятельности учащихся.
Формы организации познавательной деятельности: На уроке я сочетал групповые, парные и индивидуальные формы организации учебной деятельности. Обеспечивал включенность каждого ученика в активную практическую деятельность.
Средства обучения: на уроке была использована обычная доска, что позволило наглядно показать решение задачи цикла с параметром, объяснить непонятное учащимся и дать им возможность активно принимать участие в процессе решения задачи.
Так же использовалась интерактивная доска, с помощью которой учащиеся могли сравнивать правильность написания программы.
На уроке учащиеся пользовались компьютером. По два человека за одним компьютером, что позволило им самостоятельно составить программу на языке Pascal.
Организация обратной связи: При решении задач я подходил к каждому ученику, смотрел правильность написания программы, указывал на ошибки и помогал по просьбе учеников. Таким образом была полностью реализована обратная связь.
Время урока: было плохо спланировано. Я не успел дать третью задачу из запланированных, а вторую не все успели дописать. Темп урока был умеренным, ученики нехотя работали.
Психологический климат на уроке: на уроке царила дружественная атмосфера среди учеников. . Дисциплина не нарушалась По моей просьбе выйти к доске отозвался всего один ученик, другие опускали глаза и без охоты записывали примеры в тетрадь. Класс был медлителен, не все слушали меня. Один ученик пререкался и переписывал домашнюю работу. Увидев это, я закрыл его тетрадь и отложил в сторону. После чего ученик сел за компьютер.
Коммуникативная и организаторская грамотность студента:
На мой взгляд урок был проведён не очень хорошо. ученики не сразу понимали, что от них хотят.
Выявленные недостатки и пути их преодоления: У меня не хватило времени на решение третьей задачи. Вторая задача была интересна, но немного запутанна. Было плохо слышно с последней парты моя речь. Отсюда вывод: мне нужно грамотнее распоряжаться временем урока и давать на самостоятельную работу менее запутанную задачу. Громче и чётче говорить.
Анализ внеклассного мероприятия.
Я выбрал эту тему потому что близился праздник «Международный женский день». И я решил составить сценарий к празднику и подготовить поздравительную презентацию.
Цели:
- Создание условий для духовного общения детей и родителей;
- Способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
- Формировать у детей и родителей позитивных семейных ценностей.
Форма проведении — конкурсы.
Место проведения - класс мамтематики. Помещение было красочно оформлено. Было музыкальное и мультемидийное сопровождение.
Учащиеся активно приняли участие в подготовке данного мероприятия, ответственно отнеслись к моим поручениям и их выполнениям. Проводимое мероприятие было рассчитано на 1 час и время этого мероприятия не вышло за свои рамки.
В ходе проводимого мероприятия учащиеся активно принимали участие, но не во всех конкурсах. Затруднение вызвал конкурс «знатоки», видимо не все учащиеся знали интересы своих мам. В зале царила напряжённая атмосфера, так как все переживали за свои команды.
Ценность данного мероприятия состоит в сближении детей со своими мамами, улучшению их взаимоотношений и просто дать детям и их мамам возможность отдохнуть таким образом.
Анализ рабочей программы педагога
- Общие сведения о программе :
1) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Балашова Саратовской области»
2) Рабочая программа по информатике и ИКТ
4) Преподаватель: Чуприн Валерий Владимирович
2. Анализ полноты представленности каждого структурного элемента рабочей программы:
1) Титульный лист:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Балашова Саратовской области»
Рассмотрено на заседании методического объединения, согласовано зам.директора по УВР, Утверждаю Директор МОУ СОШ №7.
Рабочая программа по информатике и ИКТ
Чуприн Валерий Владимирович
Г.Балашов
2011-2012 у.г.
2) Пояснительная записка:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Балашова Саратовской области» 9класс
Информационные процессы, информационные технологии, информационная модель, информационные основы управления
Актуальность программы определена тем, что навыки использования средств информационных технологий, являющиеся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» входит в образовательную область «Математика».
Цели предмета для каждой ступени обучения:
1. Умение работать с различными видами информации с помощью компьютера
2. Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и эстетических аспектов
3. Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни
Ролью изучения информатики является развития мышления, формирования научного мировоззрения школьников.
- Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.
- Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- Выработка навыков применения средств Икт в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
Программа рассчитана на 68 часов в год(2часа в неделю);
Плановых контрольных работ-6
Практических работ-15;
Система оценки достижений: комплексный подход к оценке результатов образования
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю;
3) Учебно-тематический план
Номер урока |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
||
Компьютерный практикум |
Контрольные и диагностические материалы |
|||
Водный урок |
||||
1.1 Кодирование графической информации 1.1.1 Пространственная дискретизация 1.1.2 Растровые изображения на экране монитора 1.1.3 Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB |
ПР 1.1. Кодирование графической информации |
|||
1.2 Растровая и векторная графика 1.2.1 Растровая графика 1.2.2 Векторная графика |
ПР 1.2. Редактирование изображений в ГР |
|||
1.3 Интерфейс и основные возможности графических редакторов 1.3.1 Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах 1.3.2 Инструменты рисования растровых графических редакторов 1.3.3 Работа с объектами в векторных графических редакторах 1.3.4 Редактирование изображений и рисунков |
ПР 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе |
|||
1.4 Растровая и векторная анимация |
ПР 1.4. Анимация |
|||
1.5 Кодирование и обработка звуковой информации |
||||
1.6 Цифровое фото и видео |
ПР 1.6. Захват цифрового фото ПР 1.7. Захват и редактирование цифрового видео |
|||
Контрольная работа №1 |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации |
|||
2.1 Кодирование текстовой информации |
||||
2.2 Создание документов в текстовых редакторах |
ПР 2.1. Кодирование текстовой информации |
|||
2.3 Ввод и редактирование документа |
ПР 2.2. Вставка в документ формул |
|||
2.4 Сохранение и печать документов |
||||
2.5 Форматирование документа 2.5.1 Форматирование символов 2.5.2 Форматирование абзацев 2.5.3 Нумерованные и маркированные списки |
ПР 2.3. Форматирование ПР 2.4. Создание списков |
|||
2.6 Таблицы |
ПР 2.5. Вставка в документ таблицы |
|||
2.7 Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов |
ПР 2.6. Перевод текста |
|||
2.8 Системы оптического распознавания документов |
||||
Контрольная работа №2 |
Кодирование и обработка текстовой информации |
|||
3.1. Кодирование числовой информации 3.1.1. Представление числовой информации с помощью системы счисления 3.1.2. Арифметические операции в позиционных системах счисления 3.1.3. Двоичное кодирование чисел в компьютере |
ПР 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления с другую с помощью калькулятора |
|||
3.2. Электронные таблицы 3.2.1. Основные параметры электронных таблиц 3.2.2. Основные типы и форматы данных 3.2.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки 3.2.4. Встроенные функции |
ПР 3.3 Создание таблиц значений функций в ЭТ |
|||
3.3. Построение диаграмм и графиков |
ПР 3.4. Построение диаграмм |
|||
3.4. Базы данных в электронных таблицах 3.4.1. Представление базы данных в виде таблицы и формы 3.4.2. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
ПР 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
|||
Контрольная работа №3 |
Кодирование и обработка числовой информации |
|||
4.1. Алгоритм и его формальное исполнение 4.1.1. Свойства алгоритма и его исполнители 4.1.2. Выполнение алгоритмов человеком 4.1.3. Выполнение алгоритмов компьютером |
ПР 4.1. Знакомство с системами программирования |
|||
4.2. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке 4.2.1. Линейный алгоритм 4.2.2. Программирование ветвлений на Паскале. Условный оператор 4.2.3Решение задач с условным оператором 4.2.4. Программирование циклов. Цикл for 4.2.5Решение задач с использованием цикла for 4.2.6 Программирование циклов. Циклы while, repeat..until 4.2.7 Решение задач с использованием циклов while, repeat..until |
||||
4.3. Переменные: тип, имя, значение |
||||
4.4. Арифметические, строковые и логические выражения |
||||
4.5. Функции на языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования |
||||
4.6. Основы объектно-ориентированного визуального программирования |
||||
4.7. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования VisualBasic 2005 |
||||
Контрольная работа №4 |
Основы алгоритмизации |
|||
5.1. Окружающий мир как иерархическая система |
||||
5.2. Моделирование, формализации, визуализация 5.2.1. Моделирование как метод познания 5.2.2. Материальные и информационные модели 5.2.3. Формализация и визуализация моделей |
||||
5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере |
||||
5.4 Построение и исследование физических моделей |
||||
5.5 Приближенное решение уравнений |
||||
5.6 Экспертные системы распознавания химических веществ |
||||
5.7 Информационные модели управления объектами |
||||
Контрольная работа №5 |
Моделирование и формализация |
|||
6.1. Информационное общество 6.2 Информационная культура |
||||
6.3 перспективы развития информационных и коммуникационных технологий |
||||
Контрольная работа №6 |
Итоговая |
|||
Повторение. Резерв времени |
||||
Итого: |
4) Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Знать/понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
Уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты;
искать информацию с применением правил поиска (построение запроса) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источников информации при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться ПК и его периферийным оборудованием; следовать правилам техники безопасности, гигиены при работе со средством информационных и коммуникационных технологий;
5) Перечень учебно-методического обеспечения:
Преподавание курса ориентировано на использование УМК , в который входят:
— Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович - 2-е изд., испр. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 295 с.: ил. (рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждения в 10-11 уч.году, приказ №822 от 23.12.1009г., рекомендован министерством образования Саратовской области к использованию в образовательном процессе в 2010-1011 уч.году; продолжает преемственность выбранной линии (8класс - базовый учебник «Информатика-8» Н.Д.Угриновича)).
— Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителя. - М., 2008.
Windows-CD. Электронное пособие на CD.
Оборудование и приборы:
Мне нравится