Отчет о пэк в году. Производственный экологический контроль: в ожидании Приказа Минприроды России
Ключевые вопросы
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)
Требования к содержанию программы ПЭК
Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.
Экологический контроль подразделяется на несколько видов: государственный, производственный и общественный. Государственный контроль осуществляют государственные органы, общественный — общественные объединения, граждане, СМИ. Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) осуществляется непосредственно природопользователями и входит в систему производственного контроля на предприятии.
ПЭК регулируется ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Лица, эксплуатирующие объекты I-III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК, документируют информацию и хранят результаты ПЭК.
Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
[…]
3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
[…]
При осуществлении ПЭК необходимо измерять выбросы, сбросы в отношении загрязняющих веществ, наиболее специфичных для данного производства (маркерные вещества).
Документация, содержащая сведения о результатах ПЭК, включает в себя документированную информацию:
О технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
О фактических объеме или массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
Об обращении с отходами производства и потребления;
О состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
По результатам ПЭК юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I-III категорий, должны представлять отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.
Обратите внимание: порядок и сроки представления отчетности, а также форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению в настоящий момент не установлены.
При этом согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.
Указанное требование вступает в силу 01.01.2018 , однако на сегодняшний день не установлены даже перечни стационарных источников, которые необходимо оборудовать данными системами, хотя и подготовлены несколько проектов актов, утверждающих такие перечни.
Между тем проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» предусматривает меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) на объектах I и II категорий — государство будет помогать в закупке и установке автоматических систем контроля загрязнения. Однако пока это только проект акта.
Требования по протоколам передачи данных в государственные реестры не установлены, да и сами реестры пока не существуют. Однако формально с 01.01.2018 предприятия уже можно будет наказывать. Кроме того, появился и проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий наказание за отсутствие автоматизированных систем в виде штрафа до 200 000 руб.
Так или иначе, разработать и утвердить программу ПЭК на данный момент проблематично. Точнее, нет гарантии, что ее не придется переделывать через какое-то время. Причина этому — отсутствие утвержденного порядка.
Единственные действующие по всем правилам документы по ПЭК — это ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» (далее — ГОСТ Р 56061-2014) и ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» (далее — ГОСТ Р 56062-2014).
СЛОВАРЬ
Производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (далее — ПЭАК) — составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 3.4 ГОСТ Р 56062-2014).
В соответствии с п. 4.19 ГОСТ Р 56062-2014 документами, регламентирующими ПЭК, являются:
Положение о ПЭК;
Программа ПЭК;
Планы-графики ПЭАК;
Программа производственного экологического мониторинга;
Инструкции работников, осуществляющих ПЭК.
В ГОСТ Р 56061-2014 подробно рассмотрены структура программы ПЭК, ее разделы, отчетность по результатам ПЭК.
Помимо этого, разработан и принят Приказ Минприроды России от 16.03.2017 № 92 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 92, Требования, Порядок). Однако на момент написания статьи Приказ № 92 все еще не утвержден Минюстом России.
Согласно п. 3 Сведений о ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере природопользования, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2012 № 329-р, Минюст России письмом от 13.04.2017 № 01/43573-ЮЛ возвратил Приказ № 92 без государственной регистрации .
По неофициальной информации, новая редакция Приказа № 92 также возвращена. Как бы то ни было, в свободном доступе есть принятая Минприроды России редакция Приказа № 92, с которой мы предлагаем ознакомиться в надежде на то, что она будет утверждена лишь с небольшими изменениями.
М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале
Обеспечение контроля на производстве за охраной окружающей природы предназначено для выполнения задач по рациональному применению ресурсов природы и их восстановлению. Все учреждения обязаны обеспечивать соблюдение требований нормативов по соблюдению экологии, на основании ФЗ N 219 от 21.07.2014 года и изменениях, принятых в этом Законе 28.12.2017 года.
Для соблюдения данного законодательства по экологии, необходимо составить программу экологического контроля (ПЭК). Это обеспечит систематизацию итогов экологического наблюдения и выявить влияние производства на окружающую природу.
Что такое производственный экологический контроль
Надзор за экологией на производстве является одним из наиболее важных мероприятий для промышленного учреждения. В результате этого процесса определяется уровень влияния учреждения на окружающую природу, и степень соответствия учреждения нормативам РФ.
Закон РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г в п. 1 ст. 26. «Об отходах…» (изменения от 25.11.2013 г.) обязывает юридические лица осуществлять необходимые меры по выбросу вредных веществ, организовывать и обеспечивать наблюдение за выполнением требований отображенных в законодательстве РФ в данном сегменте.
С 1.01.2015 года на основании ФЗ № 7 от 01.01.2015 года (п. 2 ст. 67) и ФЗ № 219 с изменениями от 28.12.2017 года учреждениями и ИП, занимающимися хозяйственным функционированием на объектах I, II и III категорий, обязательно оформляются планы ПЭК.
План ПЭК представляет собой подробное отображение производственных процессов промышленного учреждения с целью обнаружения негатива, оказываемого на природу.
При оформлении плана ПЭК необходимо отобразить:
- Информацию об учреждении с отображением структурных подразделений, производственных и админ-зданий, гаражей, с размещенным транспортом, амбаров, складов и т. д.
- Отходы, образуемые в учреждении.
- Территории, на которых сохраняются отходы до их утилизации или вывозу.
- Обязанности и зоны наблюдения инженером-экологом учреждения.
- План проверок всех зданий в учреждении.
- Предпринимаемые учреждением меры для недопущения аварий и ликвидация последствий аварий, в случае их состава.
- Ответственность учреждения за сверхнормативные выбросы отходов, данные о прочих природоохранных документах (планы СЗЗ, ПДВ, измерения выбросов на границах с жилыми массивами и т. д.).
Для полного знакомства со структурой оформления программы ПЭК, можно .
Ориентировочные изменения, которые начнут действовать с 1.01.2019 года:
- Существенных корректировок в программе ПЭК не планируется. К нормативам, на базе которых разрабатывается ПЭК, относятся:
- ГОСТ Р 56062-2014.
- ГОСТ Р 56061-2014.
- К более значительным изменениям подвергнутся объекты 1-й категории, которые являются наиболее опасными по загрязнению экологии. К ним относятся:
- Металлургические предприятия.
- Текстильные учреждения.
- Кожевенное производство
- Энергетические объекты
- Мясокомбинаты
- Предприятия химической отрасли и т. д.
Для них вводятся новые нормативы, требующие оснащения автоматическими измерительными приборами, определяющими количество выбрасываемых отходов.
Кем и когда разрабатываются
ПЭК выполняется службой, созданной руководством учреждения во главе с главным инженером. Программа ПЭК разрабатывается ежегодно и утверждается руководителем учреждения.
В программе обязаны содержаться следующие разделы:
- Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу и их источники.
- Инвентаризация сбросов отходов наружу и их источники.
- Инвентаризация отходов от производства и место их вывоза.
- Работники, отвечающие за соблюдением ПЭК.
- Наличие исследовательских лабораторий, соответствующих законодательству РФ.
- Периодичность, способы и места взятия проб и виды замеров.
Требования к программе
Росприроднадзор, своим письмом № ВС-03-01-32/14309 с 01.01.2015 года отменил процедуру согласования составленного плана ПЭК с федеральными исполкомами власти РФ.
При этом, необходимо помнить, что ст. 26 ФЗ № 89 регламентирует, что учреждения, работающие с выбросами, формируют контрольное подразделение, являющееся частью производственного процесса за соблюдением экологии.
Кроме того, ст. 67 ФЗ № 7 обязывает учреждения и ИП, которые работают с выбросами на объектах I, II и III категорий, создавать план ПЭК и отчитываются перед соответствующими службами РФ об итогах выполнения ПЭК.
Согласно Положению о ФС, осуществляющей надзор в области природопользования, принятого Правительством РФ № 400, в п. 5.5.8 говорится, что отчетность об итогах выполнения ПЭК принимает Росприроднадзор.
Основные правила к разработке плана ПЭК, наблюдению за выбросами, сбросами отходов, документов, отображающих информацию об итогах выполнения ПЭК, определены ст. 67 ФЗ № 7.
При изменении технологии производства, установки нового оборудования, сырья, изменяющего влияние на природу, необходимо выполнить корректировку Программы ПЭК на протяжении 30 рабочих дней с даты изменений.
В документе должны содержаться следующие подразделы:
- Общие положения.
- Данные об инвентаризации выбросов в атмосферу и их источниках.
- Данные об инвентаризации сбросов наружу и их источниках.
- Данные об инвентаризации накопленных учреждением отходов и месте их размещения.
- Данные о должностных работниках, контролирующих экологию производства.
- Данные о исследовательских лабораториях, соответствующих законодательству РФ.
- Данные о периодичности и способах надзора за выбросами, о местах выделения проб и способах замеров.
Утверждение программы
ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.
Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.
Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:
- Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
- Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
- Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
- Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
- Инструкции для сотрудников.
- Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
- Периодичности инструктажа работающих с отходами.
- Ответственности за нарушение инструкций.
Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).
Как составить отчет по ПЭК
Приказом по Министерству энергетики РК №258 от 21.06.2016 года были приняты изменения к Требованию в отчетности по ПЭК, которые утверждены Министерством охраны природы РК № 16-Ө от 14.02.2013 года, обязывающие составлять планы ПЭК, как юридических, так физических лиц – использующих недра.
Согласно законодательства РФ юр-лица и ИП обязаны представлять отчетность по ПЭК уполномоченному федеральному исполкому в сроки, определенные этой структурой. Образец отчетности по ПЭК и правила его оформления, в т. ч. электронного бланка, также определяется этой уполномоченной службой.
Однако, в настоящее время данная образец отчетности и сроки ее сдачи в ч-ч. 4, 7, 8 ст. 67 ФЗ №7 находится в стадии разработки . Поэтому, учитывая, что ПЭК является внутренним документом, причем с 01.01.2015 года Росприроднадзором в письме № ВС-03-01-32/14309 отменена процедура согласования, отчеты сдавать не нужно.
Необходимо записывать результаты замеров выбросов на производстве и СЗЗ, и данные замеров складывать в папку, в ожидании проверки инспектором Росприроднадзора.
Какова ответственность за отсутствие программы на предприятии
Отсутствие программы ПЭК является административным нарушением и, на основании п. 8.1 КОаП РФ:
- Учреждение подвергается штрафу размере от 100 000 до 250 000 рублей или приостановка работы учреждения до 90 суток.
- Должностное лицо подвергается штрафу от 10 000 до 30 000 рублей.
- Дли ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановка деятельности ИП до 90 суток
Экологическое сообщество ожидало утверждения формы отчетности по производственному экологическому контролю (далее — ПЭК) в надежде, что данный документ внесет ясность в размытые формулировки «приказа по ПЭК» . К счастью, форма отчета вышла не за день до срока сдачи, и у нас есть время разобраться, что к чему.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический) проводится в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017); далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий , разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ).
Пункт 3 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ содержит сведения, указываемые в программе ПЭК; п. 4 предусмотрено, что требования к содержанию программы ПЭК, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), т.е. Минприроды России.
В апреле 2018 г. Приказом № 74 утверждены требования к содержанию программы ПЭК .
Многие хозяйствующие субъекты разработали программу ПЭК по новым требованиям, хотя это оказалось довольно непросто.
На первый взгляд программа ПЭК не содержит особых сложностей в составлении, но, приступив к делу, любой специалист поймет, что в ней таится много подводных камней. При этом ответов на возникающие вопросы нет, и получить их не удастся, т.к. программа ПЭК не проходит согласование в государственных органах, следовательно, никакого контроля за ее «правильностью» не будет. Точнее, не будет до тех пор, пока на предприятие не придет проверка, которая зафиксирует несоответствие программы установленным требованиям. Исключение — программа ПЭК для объектов I категории, которая входит в состав заявки на получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР) и, соответственно, будет проверяться при рассмотрении заявки.
Приказом № 74 утверждены также сроки представления отчета о результатах ПЭК — 25 марта года, следующего за отчетным. Следовательно, утвержденная в 2018 г. программа ПЭК, составленная по требованиям Приказа № 74, должна быть реализована в течение этого года, а до 25.03.2019 необходимо подать отчет о результатах ПЭК.
КСТАТИ
С 01.01.2019 п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ излагается в новой редакции . Так, на объектах I категории стационарные источники выбросов, сбросов должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о таких показателях в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, на основании программы создания системы автоматического контроля
.
Программой определяются:
. источники и показатели выбросов, сбросов, подлежащие автоматизированному контролю;
. места и сроки установки автоматических средств контроля;
. форма и состав передаваемой в реестр информации.
Система автоматического контроля должна быть создана в течение 4 лет с момента получения КЭР с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.
Форма программы пока не разработана, вероятно, она будет являться отдельным документом в рамках ПЭК на предприятии.
Отчет о результатах ПЭК состоит из нескольких разделов в соответствии с разделами программы ПЭК .
Добрый день, уважаемые подписчики! Нас ждут новые требования к производственному экологическому контролю. В этой заметке предлагаем вашему вниманию новый приказ Минприроды России от 16.03.2017 г. № 92 «Об утверждении требований к содержанию производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Данный приказ вступил в силу с 01.06.2017 г., за исключением абзаца 3 пункта 9.1.1, пунктов 9.1.6-9.1.8 требований, вступающих в силу с 01.01.2018 г.
Всю информацию по производственному экологическому контролю можно взять из этой заметки .
Обзор новых требований к производственному экологическому контролю
В новом приказе согласно Приложению 1 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, и порядок и сроки представления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, согласно Приложению 2.
Итак, что новенького:
- Указан полный перечень требований к содержанию проекта. Не нужно читать старые методические рекомендации к разработке!
- Отчёт об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — Отчёт) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты), отнесенных к объектам I, II и III категорий в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчётным.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, предоставляют Отчёт в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, предоставляют Отчёт в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.
- Отчёт оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией Отчёта на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган исполнительной власти или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
- Отчёт может быть направлен в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
- Отчёт должен быть подписан уполномоченным должностным лицом.
- В случае осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности на нескольких объектах, Отчёт представляется по каждому объекту.
- Результаты контроля объемов и (или) массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, осуществляемого автоматическими средствами на стационарных источниках объектов I категории, передаются техническими средствами фиксации и передачи информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в установленном порядке.
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
Приказ Минприроды России от 16.03.2017 г. № 92 «Об утверждении требований к содержанию производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»
Всем удачных разработок и сдачи отчётности!
Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.
На этом всё. Если информация пригодилась, чуть ниже незабываем ставить рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!
Продолжение следует...