Основы панорамной фотосъёмки. Магистратура nikon
Одним из моих новогодних обещаний было «чаще заниматься панорамной съемкой»… Не очень конкретная цель, но к концу 2017 я сделал всего пять или шесть фото. Это означает где-то один снимок раз в два месяца. Думаю, можно хотя бы удвоить эту цифру до 12.
Чтобы задать хороший старт, я начал вгрызаться в литературу о панорамной фотографии. Не понадобилось много времени, чтобы узнать, что раньше панорамные изображения были привилегией исключительно элиты и богачей. Во времена пленочной съемки сшить несколько 35мм слайдов было невероятно трудно. Поэтому, чтобы создать полную панораму требовались специальные объективы и камеры. В ту эпоху такие фотографы, как Питер Лик стали настолько известными благодаря тому, что у них были эти камеры и только они могли делать впечатляющие панорамные фотографии. Если учесть еще передовые технологии печати, становится ясно, как Питер занял такое место в мире пейзажной фотографии, что многим даже не снилось.
К счастью, современные цифровые технологии уравняли правила игры.
Да, панорамная съемка важна и может положительно повлиять на вашу карьеру фотографа. Я пренебрегал ей, но только до этого момента.
Основные техники
Я думаю, стоит начать с того, что представляет собой панорамный снимок. Я полагаю, большинство уже это знает, но для тех, кто только начал заниматься фотографией, скажу: панорамным называют снимок, соотношение сторон которого больше, чем у обычного. Однако, к таким фотографиям применяются стандартные правила. Им нужен передний и средний план, а также фон. У них все еще должен быть субъект, и они должны следовать правилам композиции, о которых я говорил в этой статье .
Ориентация камеры
При съемке панорам камеру нужно устанавливать в портретной ориентации. Для этого есть несколько причин. Соотношение сторон большинства современных зеркалок 2:3. Это означает, что фотографию можно распечатать с размером 4 х 6". Если делать панораму в пейзажной ориентации, будут склеиваться 2х3+2х3+… сколько угодно фотографий. По вертикали будет всего 2 дюйма, а по горизонтали 3 и, по мере склеивания ширина кадра быстро увеличится, в то время, как высота останется постоянной. В итоге это выглядит как соотношение 2 х 6 или 2 х 9. Чтобы на полученном снимке можно было хоть что-то разглядеть, его нужно печатать в очень большом формате.
Теперь представьте фотографию 8 х 24" или 9 х 27". Она вряд ли заслужит внимание, а печать обойдется очень дорого.
Я не говорю, что нельзя печатать в этих форматах, но и не поощряю их использование. У них есть свое место и пригодны они только в некоторых ситуациях.
Как я уже сказал, правильный способ съемки панорамы - в портретной ориентации. Это обеспечивает соотношение 3 х 2. Поэтому, если добавить два таких снимка, получится 3 х 4, а к ним добавить еще один - 3 х 6, что равно соотношению 1:2. Больше об этом я расскажу в следующем разделе. В таком случае у вас больше пространства для маневров.
Запомните это.
Соотношения сторон
Пропорция - это то, что определяет панорамные снимки. Как я упомянул ранее, фотографию можно назвать панорамой, если ее пропорция шире (или длиннее), чем пропорция камеры. Камера имеет соотношение 2:3. Это означает, что, если умножить его и получить больший снимок, он все еще будет делиться на это соотношение и пропорция останется. Например, если распечатать фотографию размером 16 х 24, ее соотношение будет 2:3.
При панорамной съемке вы получаете пропорцию 1:2, 1:3 или даже 1:4. То есть, если напечатать фотографию размером 9 х 18, соотношение ее сторон все равно будет 1:2.
Так какое же соотношение нам нужно?
С эстетической точки зрения, при печати лучше всего выглядят фотографии с соотношением 1:2. Это обеспечивает уверенность в том, что при увеличении размера холста для печати пропорции и ощущение величины не потеряются. Одна из проблем при работе с более растянутыми пропорциями в том, что фотография получается низкой, но при этом невероятно широкой. Чтобы нормально ее увидеть, нужно печатать в очень большом размере. Соотношение 1:3 означает, что в полной красе фотографию можно рассмотреть на холсте размером 16 х 48. Это обойдется в $200, если печатать на металле и еще больше, если использовать синтетическое волокно. Кстати, 16 дюймов - это не так много. Я знаю, ведь напечатал десятки фотографий такого размера.
Еще один пункт касательно панорам - соотношение 1:2 зачастую не подходит. Если соединить 12 фотографий, 1:2 просто не сработает. В таких ситуациях пропорции будут заказными. Я обычно стараюсь обрезать, чтобы немного стандартизировать снимки во благо принтеров и кошельков покупателей.
Главное - стараться сохранять соотношение 1:2 или стремиться приблизиться к нему.
Фокусные расстояния
Этой части статьи я уделил больше всего внимания.
Какое фокусное расстояние использовать?
Ответ - то, которое подходит для конкретной ситуации. Я приведу несколько примеров, чтобы можно было наглядно сравнить и понять, что лучше всего выбрать.
20 мм
С 20 мм объективом я получил наибольшее количество дисторсии. Конечно, я был близко, но из-за широкого угла мне пришлось подойти на такое короткое расстояние. Эффект мне не очень понравился.
30 мм
Здесь мне кажется, что в небе все еще есть немного дисторсии. Облака и земля выглядят так, будто их наклонило вправо. Однако, при съемке с 30 мм дисторсия слишком мала, поэтому можно спокойной печатать и фотографировать большинство пейзажей именно с таким объективом.
50мм
При съемке с 50 мм дисторсия совсем исчезает. С этим фокусным расстоянием все фотографии выглядят плоскими в том плане, в котором вы хотите их видеть.
Со мной связался коллега и поделился фотографией, которую он сделал в том же месте в штате Юта. Соотношение сторон моей версии, приведенной выше, равно 1:2, а он сделал снимок с пропорциями 1:3. Это позволит вам увидеть отличия и разницу в стиле обработки практически одной фотографии.
70 мм
При использовании телеобъектива перспектива начинает сжиматься. То же самое происходит при панорамной съемке с более узким углом. Чувство расстояния между горами утрачено и кажется, будто вершины одинаково отдалены от камеры.
91 мм
При 91 мм снимок становится полностью сжатым, но в данном примере это сработало очень хорошо.
При работе с более узким углом стоит отметить следующее: чтобы вся сцена поместилась в кадр, зачастую нужно делать больше снимков. Это становится проблемой при склейке. Размер фотографий кардинально возрастает и становится трудно достичь соотношения сторон 1:2.
Кстати, пропорции всех этих фотографий - 1:2.
Проблема параллакса
Один из терминов, которые начинают появляться при изучении материалов о панорамной съемке - параллакс. Параллакс - это простое понятие, которое мы видим всю жизнь, когда открываем и закрываем глаза. Параллакс представляет собой феномен, суть которого в том, что мы видим объекты с разной перспективы в зависимости от разного расстояния/угла обзора. Простой способ это визуализировать - посмотреть на предмет, расположенный близко, поочередно жмуря каждый глаз. Таким образом вы заметите, что он немного смещается. Это и есть эффект параллакса. Благодаря ему мы можем видеть трехмерный мир.
Каким же образом он относится к панорамам? Обычно во время съемки используется штатив с шаровой головкой или определенными панорамными функциями. По мере поворота камеры, она вращается вокруг центральной точки, не являющейся передним элементом объектива. Из-за этого передний элемент камеры перемещается и искривляет перспективу. Поочередно закрывая глаза, вы видите небольшое смещение объекта, камера подвергается тому же эффекту.
В большинстве случаев это не создает проблем, но, чем ближе что-то к камере, тем заметнее будет эффект. Именно поэтому сложно фотографировать панорамы с очень близким передним паном, ведь из-за параллакса появляется дисторсия. Это также объясняет почему облака на моем широкоугольном снимке подверглись влиянию дисторсии.
Как же с этим бороться?
Как и со всем другим, оборудование не делает вас лучшим фотографом, но позволяет создавать лучшие снимки. Различные компании предлагают кучу решений для борьбы с параллаксом. Нетрудно догадаться, что подобные приспособления стоят недешево и король на этом рынке -Really Right Stuff. Почти все сайты, говоря о панорамных головках для штатива, заканчивают на продуктах этой компании.
Первый и самый простой вариант - панорамная карданная головка наподобие той, что приведена ниже (Изображение предоставлено Really Right Stuff). Подобные приспособления позволяют задать нодальную точку. Это точка, в которой камера не поддается влиянию параллакса. Также можно приобрести более продвинутый вариант, предоставляющий больше контроля и опций по цене более $1,200.
Модели линейки можно найти на официальном сайте .
Модели других компаний имеют похожий дизайн, но все равно выполняют одну функцию за исключением некоторых мелких различий в функционале.
Если вы хотите полностью работать с электроникой, для вас также найдется несколько вариантов. Быстро просмотрев B&H, вы наткнетесь на бренд GigaPan, который производит электронные карданные головки для штативов. С их помощью вы устанавливаете начальную и конечную точки, затем устройство автоматически панорамирует фотографию слева направо, вверх и вниз, делая серию снимков. Подобные приспособления стоят более $500, но отлично помогают при работе с массивными панорамами, особенно при съемке в меняющемся освещении. Если любите пробовать что-то новое, можете найти их .
Еще один вариант - покупка отдельных специальных головок для панорамной съемки. Проблема в том, что такие устройства все еще не могут избавиться от проблемы с параллаксом. Откровенно говоря, можно использовать обычную шариковую головку, чтобы достичь нужного результата.
Заключение
Хорошая фотография скрывает в себе историю, живущую не только в кадре, но и за его пределами, а окончание этой истории каждый зритель придумывает для себя сам.
Панорамы по восприятию сильно отличаются от “обычных” кадров. Разглядывая удачную панораму, зритель мысленно переносится на место фотографа и становится активным участником картины, незаметно вовлекаясь в окружающее его пространство.
Из статьи вы узнаете, , об оборудовании, необходимом для этого вида съемки, также я озвучу программы для создания панорам и, конечно же, расскажу о тех проблемах, с которыми я столкнулся при создании примеров, приведенных в этой статье.
Надеюсь, вы не будете совершать моих ошибок и тем самым сэкономите свое время =)
Логичнее всего начать с оборудования.
Оборудование для съемки панорам.
- Фотоаппарат. Здесь ограничений никаких нет – подойдет и “мыльница” и “зеркалка”.
- Объектив для съемки панорам также можно выбрать любой, но предпочтение лучше отдать широкоугольным моделям. Преимущество таких объективов в том, что нет необходимости делать слишком много снимков, охват по вертикали получается больше, и как следствие, фотография не будет выглядеть как “узкая щель”. Выбирайте объектив с фокусным расстоянием до 80 мм.
- Штатив. Можно конечно обойтись и без него, но могут возникнуть ненужные трудности, проявляющиеся в виде шевеленки , но это на самом деле мелочи – основные проблемы могут возникнуть при сборке изображения. Использование штатива позволит вам сэкономить массу времени на обработке, если вы, конечно, настроены на качественный результат. Профессиональный подход требует применения панорамной головки. Новичкам она в принципе не нужна по причине высокой цены и немалого веса.
- Если ваш штатив не оснащен уровнем, его можно приобрести отдельно. Он устанавливается в разъем для вспышки.
- Спусковой тросик или пульт ДУ помогут избежать , но их наличие совсем не обязательно.
Все необходимое оборудование для съемки панорам я перечислил.
Еще один момент о котором стоит поговорить, до того как выйти на фотоохоту – . Она важна не только в “обычной” фотографии, но и при съемке панорам.
Чтобы фотография выглядела живее и выразительнее, желательно присутствие переднего плана.
Панорамная съемка поля, моря, озера будет скучной и однообразной, потому что глазу не за что зацепиться. Объекты расположенные на переднем, среднем и заднем плане придадут объем изображению. В качестве таких объектов можно использовать людей, деревья, камни, скалы и другие вещи – передний план способен “оживить” картинку и сделать ее выразительнее.
Горизонтальные линии в панорамной съемке выглядят достаточно скучно – оживить картинку способны вертикальные линии (деревья, столбы, здания).
В “обычной” фотографии мы ищем и “вычленяем” интересные вещи из общего целого и передаем сюжет в одном кадре, оставляя за его пределами массу всего интересного, а может даже целую историю.
Для панорамной съемки необходимо развитие навыка “панорамного видения”, чтобы научиться красиво передавать объекты в единстве, так сказать, чтобы рассказать, зачем они все вместе собрались. Сложность развития этого навыка заключается в том, что угол обзора человеческого приблизительно 45 градусов, а панорамы могут включать и 180 и 360 градусов окружающего пространства.
Композиционная уравновешенность изображения также играет важную роль. Крайний левый (начало истории) и крайний правый (ее завершение) фрагменты панорамы должны по возможности ее завершать, чтобы взгляд зрителя не выскальзывал за ее пределы. Для этой цели можно использовать тяжелые вертикальные линии, способные ограничить композицию.
Линию горизонта можно расположить по правилу ().
Идеальное время для съемки – режимное время – пол часа, после того как солнце встало из-за горизонта ранним утром, и пол часа до того, как солнце опустилось за горизонт вечером. Это время считается идеальным для съемки пейзажей и дикой природы.
Вы уже наверное полны решимости взять фотоаппарат и пойти снимать, но ответ на вопрос “?” еще не окончен =) осталось еще несколько важных моментов.
Перед тем как начать практиковаться – прочитайте еще немного теории – так вы совершите меньше ошибок и сэкономите время.
Как снимать панорамы? Правила съемки панорам.
После того как вы определились с местом и временем действовать нужно следующим образом:
- Установите фотоаппарат на штатив, при этом с помощью уровня нужно проконтролировать правильность установки – должен быть “горизонтальным”, вертикали также не должны уходить в стороны. Покрутите камеру влево – вправо и проверьте, везде ли соблюдается это правило. Вы, конечно, можете махнуть рукой на него и не выполнять, тогда могут возникнуть проблемы: при сборке панорамы – здания и деревья могут быть завалены в сторону, горизонт может “уйти” вверх или вниз от своего “нормального” положения, или же вообще, после сборки он будет напоминать волнистую линию.
- Камеру лучше расположить вертикально (портретная ориентация). Пусть потребуется большее количество кадров, зато итоговое изображение будет интереснее и гармоничнее. При горизонтальной ориентации получиться “узкая полоска”.
- Настройки фотоаппарата. Для того, чтобы определиться с настройками нужно понять, чего мы хотим добиться в идеале. Нам необходимо, чтобы все кадры, составляющие панораму были одинаковыми по яркости, оттенкам цвета, глубине резкости, масштабу – так мы максимально облегчим себе жизнь при сборке. Для того, чтобы добиться этих результатов желательно использовать ручной режим M, или режим приоритета диафрагмы. Чтобы уменьшить число кадров в серии обычно используют самое короткое фокусное расстояние объектива, при этом оно не должно меняться на всех кадрах серии. Фокусируемся на бесконечности, после чего автофокус можно отключить. Значение диафрагмы 8-16 (максимальными значениями лучше не увлекаться, во избежание дифракции). Значение выдержки можно установить средним для всех кадров (можно сказать – “средняя температура по больнице”), минус этого метода – утрата деталей в ярких областях и тенях. Если присутствует яркое солнце, то экстремальных перепадов яркости не избежать. С этой проблемой можно попробовать справиться, используя технологию HDR (снять один и тот же кадр с разной экспозицией и вытащить детали из теней и пересветов). Также от яркого солнце можно спрятаться в тени, так можно избежать еще одной проблемы – бликов.
- Каждый кадр должен перекрывать следующий на 30-50%. Большее перекрытие позволит сгладить различия в освещении и цвете.
- Светофильтры в панорамной съемке лучше не применять, во избежание лишних бликов и неоднородности цвета. Поляризационный фильтр может улучшить качество отдельной фотографии, а панораму может испортить – при изменении угла объектива к солнцу изменяется поляризация, и как следствие, изменяется цвет, в результате небо может получить неравномерный “прокрас” по всей длине панорамы.
- желательно полностью помещать в границах одного кадра, иначе может возникнуть ситуация, когда на одном фрагменте половина объекта есть, а на втором нет, потому что она уже от нас далеко убежала.
- Если ваша камера позволяет снимать в Raw, то лучше использовать эту возможность – это даст большую гибкость в подгонке двух соседних фрагментов по яркости, контрасту, насыщенности и другим параметрам.
Процесс сборки панорамы на компьютере занимает значительно больше времени, чем сама съемка, при этом его продолжительность напрямую зависит от качества отснятых фрагментов. Сам собой напрашивается вывод – лучше потратить больше времени на съемку, сделав ее максимально качественной, чем на компьютере исправлять совершенные ошибки.
Как снимать панорамы – вы теперь знаете, давайте уделим немного времени процессу сборки.
Собирают обычно из фрагментов, начиная с крайнего левого. Существует множество программ, для упрощения и автоматизации этого процесса.
Программы для создания панорам.
- Adobe Photoshop
- PTGui
- Autopano Giga
- Panorama Maker
- Panorama Factory
- PanoramaStudio Pro
Это далеко не полный список, но больше думаю и не надо =)
Для создания панорам, приведенных в этой статье я пользовался программой Adobe Photoshop CS6 бета версии.
После того, как вы придете домой после фотосъемки будет достаточно сложно вспомнить, где начинается одна панорама и заканчивается другая, поэтому перед началом съемки панорамы я фотографирую один палец, после того как панорама завершена, я фотографирую два пальца – простой, но действенный и интуитивно понятный метод.
Поставь обработку фотографий на автопилот при помощи тренинга “
Панорамная съемка - это создание фотографий с большими углами обзора. Зачастую в один кадр с соотношением 3 к 4 не всегда помещается весь объект, а установить камеру дальше от него не представляется возможным. В таком случае можно прибегнуть к эффекту панорамной съемки. Раньше, до серьезного скачка в развитии фототехники, это можно было сделать только путем сшивания или наложения нескольких кадров в один (более длинный). Сегодня этим занимаются профессиональные фотографы для достижения высокого качества снимков. Ниже приведены основные советы, как это лучше делать.
Для того чтобы панорамная съемка получилась качественная, необходимо установить имеющийся фотоаппарат на штатив. Снимать с руки не рекомендуется, так как абсолютно точно удержать камеру вряд ли удастся. Из-за этого будут видны некоторые отклонения по горизонтали и вертикали. Соединить в один такой кадр будет намного сложнее. Фотоаппарат желательно перевести в ручной режим настроек (как правило, это позиция «М» - «manual» на колесе функций). Это поможет настроить резкость и освещение для каждого отдельного снимка и сделать его гармоничным. Однако с этим также не стоит переусердствовать, так как получатся разные по оттенку фотографии, которые не будут соответствовать друг другу. Делать каждый кадр необходимо с запасом. Это значительно упростит процесс «склеивания» изображения в фоторедакторе на компьютере.
Далеко не каждому нужно так серьезно подходить к созданию панорамных фотографий. На сегодняшний день панорамная съемка присутствует практически во всех современных фотокамерах. Суть ее заключается в том, что процессор и программное обеспечение фотоаппарата сами обрабатывают полученную серию фото и выдают готовый результат. Несмотря на то, что весь процесс автоматизирован, снимать по-прежнему необходимо со штатива. В таком случае получится снимок без видимых стыков и переходов. Практически любой фотоаппарат с панорамной съемкой может захватывать кадр в 120 градусов. Это необходимо учитывать при создании композиции и выборе начала съемки.
На сегодняшний день не только в профессиональной фототехнике присутствует панорамная съемка. iPhone и многие другие телефоны поддерживают эту функцию. В операционной системе которая установлена на последних моделях продукции Apple, отлично реализован данный вид съемки. Принцип ее работы точно такой же, как и на фотоаппаратах. Смартфон делает поочередно кадры и «сшивает» их в один.
Благодаря мощному процессору, установленному в iPhone, это происходит достаточно быстро. Для того чтобы воспользоваться этой функцией, необходимо запустить стандартное приложение камеры на телефоне, далее открыть «Параметры» и выбрать «Панорама». На экране появится бегунок, который будет отображать процесс создания панорамной съемки. Необходимо навести его на начальную точку, а после запустить камеру. Далее вести телефон горизонтально или вертикально для создания изображения. Смартфон будет давать советы по поводу
Опытный путешественник, журналист, автор публикаций и книг, ведущий передачи о путешествиях «Мой путь», рассмотрит подробно тему панорамной фотографии, сделав акценты на основных терминах, технике съемки, настройках фотоаппарата и аксессуарах, необходимых для создания качественной панорамы.
Начнем с ответа на вопрос о том, зачем вообще нужна панорамная съемка. Казалось бы, сейчас фототехника способна делать снимки с таким разрешением, что достаточно просто отойти подальше - и сфотографировать интересующую нас область, обрезав лишнее. Но, к сожалению, это не всегда возможно из-за ограниченного пространства или по другим причинам. Например, вам необходимо сфотографировать интерьер какого-то помещения. Причем так, чтобы все, что видно глазу, умещалась на одном кадре, и чтобы каждая часть помещения была очень хорошо детализирована. Как решить такую задачу? Только с помощью ряда фотографий, совмещенных в единую панораму.
Не последним аргументом для создания панорамы является и уровень детализации и итоговое разрешение финальной картины, которых не добиться одним кадром. Если вы видите красивый снимок с очень близким объектом на переднем плане и отличной резкостью по всему кадру - знайте, это панорама, или так называемый брекетинг по фокусу (несколько кадров, снятых камерой на штативе с фокусом попеременно на передний и дальний план). Именно поэтому панорамная съемка пользуется такой широкой популярностью.
Конечно, существуют широкоугольные и даже сверхширокоугольные объективы, которые действительно могут охватить большую часть пространства. Но, к сожалению, на фотографиях, выполненных широкоугольниками, крайние объекты, как правило, искажаются, заваливаясь с боков кадра к центру. Кроме того, даже широкоугольника может не хватить для задумки, не говоря уже о том, что широкий угол искажает перспективу, делая объекты на дальнем плане маленькими и невыразительными. В связи с этим многие фотографы предпочитают охватывать широкую область путем нескольких перекрывающих друг друга снимков, совмещаемых потом специальными компьютерными программами в одно изображение. Хорошо себя зарекомендовали в склеивании фотографий в единую панораму следующие компьютерные программы: PTGui, Autopano Giga, Panorama Maker, Photoshop и Microsoft ICE. Лично я пользуюсь программой PTGui - она не только интуитивно проста в использовании, но и имеет очень широкий инструментарий по работе с самой панорамой, вариантами ее сшивки, и т. д. В том же Photoshop нет даже четверти тех возможностей, что есть в PTGui.
Безусловно, создание панорамной фотографии сопряжено с определенными техническими трудностями. Они возникают, например, если панорама состоит из снимков, сделанных под разным углом к горизонту, причем как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Еще более серьезная проблема - это эффект параллакса (изменение видимого положения объекта относительно удаленного фона - по отношению к точке съемки). Звучит сложно, но понять, что это такое, и почувствовать эффект параллакса можно прямо сейчас. Вытяните перед собой палец. А теперь повертите головой вправо и влево. Вы увидите, как положение пальца относительно того, что находится за ним, меняется с каждым поворотом головы. То же самое происходит и в момент панорамной съемки, причем чем ближе к камере в вашей композиции будут находиться какие-либо объекты, тем более выражен будет этот эффект. Также это справедливо и в отношении специфики используемых объективов - чем шире угол, тем параллакс будет сильнее. В случаях, когда вы снимаете панорамы исключительно длиннофокусными объективами, такой проблемы, скорее всего, не возникнет, но в остальных случаях, когда вы планируете снимать внутри помещений, или же широкоугольными объективами, или с присутствием на панорамах переднего плана - этой проблемы не избежать, и сшить группу фотографий в одну качественную панораму практически нереально.
Для того чтобы предметы, разноудаленные от передней линзы объектива, при его вращении визуально не смещались относительно друг друга, используют штатив с панорамной головкой - специальным устройством, с помощью которого фотограф может поворачивать камеру без смещения относительно так называемой нодальной точки (по-английски она звучит как «no parallax point», то есть «точка без параллакса»). Если проще и другими словами, то панорамная головка - это то самое устройство, которое позволяет свести к нулю эффект параллакса. Только использование панорамной головки позволяет получить настолько качественную панораму, будто вы ее запечатлели одним кадром. Поговорим теперь подробнее об этой самой «точке без параллакса».
Нодальная точка
У каждого объектива (а точнее, у каждого конкретного фотоаппарата + объектива) есть так называемая нодальная точка. Это оптический центр объектива, точка, в которой угловое увеличение равно 1, то есть -под каким углом луч света приходит в эту точку, под таким и выходит. Этим и обеспечивается минимум искажений изображения при повороте камеры вокруг этой точки. Где конкретно располагается эта точка - вопрос непростой, и определяется он оптической схемой конкретного объектива. Чаще всего эта точка находится внутри объектива, но говорят, что бывает и так, что она «висит в воздухе» позади или впереди него (сам я с таким еще не сталкивался). Более того, если вы хотите снимать на зум-объектив, то для каждого фокусного расстояния нодальная точка может располагаться в разном месте.
Зачем нужно определять нодальную точку для съемки панорамы? Дело в том, что, если поворачивать фотокамеру именно относительно этой точки, то расположение объектов в кадре не будет изменяться, благодаря чему мы сможем склеить панораму без каких-либо проблем.
В ином же случае, если просто поворачивать фотоаппарат относительно точки крепления камеры к штативу, возникнет эффект параллакса. В интернете можно найти информацию по нодальным точкам для разных объективов, но лучше уточнить их местонахождение самостоятельно, опытным путем, с вашей камерой. Сделать это будет достаточно один раз - для самых часто используемых вами объективов и фокусных расстояний.
А панорамная головка как раз позволяет совместить ось поворота фотоаппарата и нодальную точку, благодаря чему мы и избавляемся от эффекта параллакса. Очевидно, что панорамная головка просто необходима, если вы всерьез решили заняться панорамами.
Как же понять, где на вашем объективе находится нодальная точка? Очень просто. Во-первых, как я уже и сказал, можно поискать информацию об этом в интернете. Но лучше найти нодальную точку экспериментальным путем.
Для этого:
- Крепим фотоаппарат к панорамной головке, установленной на штатив, который необходимо предварительно выровнять по уровню;
- Опускаем камеру строго вертикально вниз таким образом, чтобы центр объектива смотрел на центр ротатора панорамной головки, если она у вас сферическая. Если головка однорядная, то этот шаг вам выполнять не нужно;
- С помощью регулировочных винтов выставляем поднятую в горизонтальное положение камеру так, чтобы над центром ротатора располагалась диафрагма. Если вам неизвестно ее расположение на объективе, то совместите центральную ось ротатора панорамной головки примерно с серединой объектива;
4. Теперь нам необходимо взять два тонких предмета и расположить первый из них вертикально примерно в полуметре от объектива камеры, а второй через несколько метров после первого. Оба предмета (допустим, линейки) должны быть на одной линии с центром объектива. Т.е. так, чтобы мы через видоискатель не видели дальнюю линейку за ближайшей к объективу:
5. Поворачиваем камеру максимально вправо и влево, отмечая для себя, остались ли для нас, как наблюдателей, смотрящих через видоискатель, две установленные перед этим линейки друг за другом или нет? Т.е. дальняя линейка вам, грубо говоря, также не видна из-за ближней, как в случае с направленной строго вперед камерой, или нет? Если положение линеек в видоискателе изменяется при поворотах, значит, ось поворота камеры и нодальная точка не совпадают:
Что нужно делать в этом случае? Оставив камеру в последнем положении, смещаем ее вдоль объектива таким образом, чтобы дальняя линейка снова спряталась за ближней. Поворачиваем камеру прямо и в другую сторону. Отмечаем через видоискатель, спряталась ли дальняя линейка за ближней? Если да, и если при повороте во все стороны вы не видите дальнюю линейку за ближней, то поздравляю - вы нашли нодальную точку. Если нет, то снова смещаем камеру на панорамной головке вдоль объектива до тех пор, пока не добьемся того, чтобы при повороте камеры как влево, так и вправо дальняя линейка находилась четко за ближней, т. е. чтобы мы ее не видели:
Расположение нодальной точки необходимо определить с точностью +/- 0,5 мм. Это, конечно, требует некоторых усилий, но зато потом при любых условиях съемки вы будете получать высококачественное изображение, и при склеивании не возникнет никаких проблем.
Техника съемки панорамы
Несколько советов для съемки панорамы:
- Обязательно переводим камеру в режим ручных настроек М;
- В связи с тем, что нам нужно, чтобы все фотографии, которые мы потом будем совмещать в единую панораму, были одинаково хорошо детализированы и имели одинаковую экспозицию, фокус и т. д., опытным путем определяем оптимальные значения диафрагмы, выдержки и ISO, ни в коем случае не устанавливаем автоматические значения. Автофокусировку тоже нужно обязательно отключить, сфокусировавшись предварительно на том, что вам необходимо. Если этого не сделать, то автоматическая фокусировка, скорее всего, даст вам на разных кадрах панорамы разный фокус, и итог будет печальным;
- Снимаемые нами кадры должны иметь нахлёст минимум 1/3 кадра. Я же вообще снимаю с нахлёстом в 50% - так не возникнет никаких трудностей после, а также это важно при съемке на сверхширокие углы.
Все, теперь осталось последовательно сделать столько снимков по горизонтали и вертикали, чтобы мы смогли захватить всю интересующую нас область. Снимать лучше всего в формате RAW, чтобы у нас потом был максимум возможностей по обработке фотографий, которой не избежать при их склеивании в панораму. Еще я бы вам посоветовал не покидать место съемки до тех пор, пока вы не убедитесь, что снятые кадры вас устраивают. Если вы не уверены в качестве своих фотографий, то лучше повторите съемку панорамы еще раз. И не бойтесь экспериментировать - иногда бывает так, что всего шаг влево/вправо делает картинку намного выразительнее.
Панорамные головки
Панорамные головки можно разделить на два основных подвида: однорядные (Single-row) и сферические (VR, Multi-row). Предназначение первых следует из названия, т. е. с помощью Single-row-головок можно фотографировать только один ряд панорамы в горизонтальной плоскости. Их конструкция не позволяет менять угол наклона камеры по вертикальной оси. А вот сферические панорамные головки - это уже универсальные устройства, с помощью которых фотокамера может вращаться вокруг своей вертикальной и горизонтальной оси на все 360 градусов. Единственный минус сферических головок - они заметно дороже своих однорядных собратьев, зато не ограничивают возможности фотографа.
В рамках этой статьи мы не будем рассматривать достоинства и недостатки различных панорамных головок. Лично я, изучив для себя характеристики и показатели различных моделей («Сфера-2», Novoflex Panorama VR-System 6/8 и другие), остановил свой выбор на панорамной головке Manfrotto 303SPH.
Главным элементом этой панорамной головки, как считает сам итальянский производитель, является ротатор, который позволяет поворачивать камеру по горизонтали не только на произвольное количество градусов, но и через каждые 5°, 10°, 15°, 20°, 24°, 30°, 36°, 45°, 60° или 90°. Наклон камеры в вертикальной плоскости не имеет фиксированного шага. Manfrotto 303SPH выдерживает фотооборудование весом до 4 кг. Цена головки достаточно высокая и составляет порядка 55 000 рублей, но стоит ее взять в руки, как сразу понимаешь, что она того стоит.
У Manfrotto, кстати, благодаря двум наборам плейт (скользящих платформ) можно уменьшать не только вес, но и размер конструкции. А еще эта головка удобно складывается для транспортировки.
Также мне очень нравится, что на плейтах Manfrotto 303SPH помимо фиксаторов предусмотрены кнопки блокировки. Таким образом, скользящие платформы имеют двойную страховку от падения камеры из-за необдуманных или неаккуратных манипуляций с конструкцией головки.
Единственным минусом, а вернее, особенностью я бы назвал вес. Эта панорамная головка сделана из стали и алюминия, поэтому весит 2,43 кг. Тяжесть конструкции целиком и полностью себя оправдывает, когда вам неспешно нужно приехать в какое-то конкретное место и отснять необходимые кадры. В таких случаях это идеальный выбор - панорамная головка Manfrotto очень надежна, монументальна, добротна и качественна. А еще и удобна. Но если вы собираетесь в поход или у вас запланированы длительные треки - таскать с собой такой вес не всегда удобно. Хотя я шагал с ней и 8 км в гору - как говорится, красота требует жертв.
Самодельные панорамные головки
Безусловно, есть выход даже в том случае, если у вас нет денег на специальные приспособления для качественной панорамной съемки. В интернете можно найти чертежи, по которым фотографы собирают для себя панорамные головки самостоятельно. Такая затея, конечно, может потребовать вложения определенного количества времени и сил, но обойдется вам дешевле, чем промышленный экземпляр. Если же вы не умеете или не хотите конструировать самодельную панорамную головку, то вас могут выручить бесплатные доски объявлений и аукционы. Возможно, через интернет вам удастся купить за приемлемую цену даже промышленный экземпляр панорамной головки. Все-таки выверенный оригинал значительно надежнее и станет вашим верным спутником в увлекательном процессе съемки панорам.
Успехов вам в освоении панорамной фотографии, друзья! И не забывайте, пожалуйста, что главным является не то, ЧТО вы фотографируете, а в каком внутреннем СОСТОЯНИИ вы это делаете, с каким чувством.
Ведущий программы о путешествиях с душой «Мой путь» на телеканале Allatra Travel
Лучший совет: Не снимайте, если вы не в духе. Цифровое изображение передает то, что мы чувствуем в момент съемки - точно так же, как и картина художника «запоминает» его внутреннее состояние.
Приветствую вас читатели сайта сайт . В сегодняшней статье мы расскажем вам о съемке панорам и как сделать сферическую панораму для дальнейшего просмотра ее в 3D с помощью Flash. Пример такой панорамы вы можете посмотреть ниже.
Теоретическая часть
Панорама - это широкоформатное фото сделанное из двух и более кадров склеенных вместе, с целью захвата большего угла обзора, чем это может позволить сделать ваш объектив.
Сферическая панорама - это уже панорама сделанная из снимков, которые в склеенном виде охватывают все 360 градусов по горизонтали и 180 градусов по вертикали, включая поверхность под фотографом и над ним. Такая панорама проецируется на внутреннюю поверхность сферы через специальную программу и при ее просмотре, зритель как бы находится внутри сферы и может рассматривать панораму вращая ее в любую из сторон. Подобный пример вы можете увидеть в сервисе Google Street View, который позволяет осматривать улицы городов. Несколько таких сферических панорам можно объединить в один виртуальный тур, но об этом уже в отдельной статье.
Сферическую 3D панораму можно сделать любым фотоаппаратом у которого есть ручные настройки. Ее так же можно сделать без помощи штатива и на обычный смартфон, но увы в таких панорамах будет много нестыковок и ошибок. Проще говоря нормальная сферическая панорама снятая с рук у вас навряд ли получится. Кстати ни для кого не секрет, что теперь можно сделать сферическую панораму с Android смартфона, имеющий прошивку версии Kit-Kat 4.4 с помощью приложения Google camera.
У сферической панорамы есть одна особенность - она не очень подходит для просмотра на прямой плоскости. Есть несколько видов проекции сферической панорамы: эквидистантная проекция, кубическая и проекция в полярных координатах.
Эквидистантная проекция панорамы чаще всего используется для создания сферических панорам и мини-планет. Но без преобразования она наиболее сложная для восприятия. Мы буквально разрезаем сферическую панораму на плоскости и раскладываем их? при этом растягиваю верх и низ фотографии по ширине панорамы.
Кубическая проекция наиболее удобная проекция для ретуширования и обработки, так как в ней отсутствуют искажения присущие предыдущей проекции. Однако я предпочитаю обрабатывать фото до их склейки.
Так же существует и другие проекции, одна из которых это проекция в полярных координатах или проще говоря "Мини-планета". В центре такой проекции находится надир а по краям зенит. Складывается впечатления, будто вы находитесь высоко над местом съемки. О вы можете прочитать в отдельном уроке.
Этапы создания сферической панорамы
Итак после того как мы разобрали типы панорам и что с чем едят, можно перейти к самим этапам создания 3D панорам.
- Фотосъемка . Производится фотосъемка местности из которой хочется сделать сферическую 3D панораму.
- Сшивка панорамы . Через специальную программу PTGui сшиваются все кадры в одну панораму для дальнейшей обработки и конвертации
- Преобразование панорамы в формат Flash . Через программу Pano2VR производим конвертацию готовой эквидистантной проекции панорамы во Flash формат для последующего просмотра в режиме 3D.
Оборудование для съемки панорамы
Как ни странно но основным оборудованием является фотоаппарат. Это может быть как зеркальная камера так и продвинутая цифровая мыльница обладающая ручными настройками съемки. Однако использование зеркального фотоаппарата в паре с широкоугольным объективом облегчит вам работу, в отличие от съемки панорамы на обычную цифромыльницу.
Объектив нужно использовать с маленьким фокусным расстоянием. Для съемки подойдут широкоугольные объективы с минимальным фокусным расстоянием 10-20мм. Однако чем больше фокусное расстояние объектива, тем больше вам придется сделать кадров.
К примеру, имея зеркальный фотоаппарат с кропнутой матрицей и стандартный китовый объектив 18-55мм, вам предстоит сделать 3 ряда по 15 фотографий в каждом в результате чего у вас всего выйдет 47 кадров, в то время как с объективом типа "рыбий глаз" вам хватит сделать всего 4-8 снимков, что значительно меньше времени займет на съемку и склейку фотографий.
Теперь переходим к самому интересному - штатив. Для съемки сферических панорам в идеале вам понадобится штатив с панорамной головкой, но если такого нет, то можно воспользоваться и обычным штативом с шаровой головкой. Вы спросите "А в чем же разница? ". А в том, что при использовании панорамной головки, фотоаппарат будет вращаться таким образом, что параллакс между кадрами будет минимален или отсутствовать вовсе, и панорама будет сшивать без каких либо проблем. С шаровой головкой на штативе будут трудности при склеивании панорамы, особенно снятой в тесном пространстве, так как параллакс будет очень заметен и мешать склеиванию кадров. Но об особенностях параллакса и нодальной точке объектива вы прочитаете подробней уже в отдельной статье. Так же сам штатив должен быть крепким и устойчивым и желательно иметь высоту от 150см и выше.
Подготовка и съемка панорамы
Теперь переходим непосредственно к съемке панорамы. Рассмотрим все пункты к которым нужно уделить особое внимание. Первым делом выбираем живописное место и устанавливаем штатив с фотоаппаратом туда, откуда вы хотите получить обзор на все 360 градусов.
Начинать съемку панорамы нужно с низу вверх. То есть сначала вы делаете снимок земли или пола (Надир), находящийся прямо под штативом. Затем снимаете нижний ряд, потом средний ряд, верхний ряд и в финале снимаем небо, либо потолок над собой (Зенит).
Снимать нужно таким образом, чтобы каждый последующий кадр перекрывал предыдущий на 30% - это нужно для того, чтобы при склеивании фото в панораму, программа могла поставить на снимках контрольные точки. Если же вы снимаете большой участок без каких либо деталей, например стена или голубое небо, то стоит делать перекрытие кадров на 50%. Сложней всего снимать панораму с большим участком безоблачного неба, поэтому старайтесь выходить на съемку в облачную погоду, чтобы программе при склеивании панорамы было за что "ухватится" в небе. У вас должны получиться примерно так как показано на картинке ниже.
Как я уже писал выше, количество рядов фотографий будет зависеть от вашего фокусного расстояния объектива. В моем примере использовался объектив с фокусным расстоянием 17мм в паре с кропнутой зеркалкой. Так что на полнокадровой зеркалке в паре с объективом 10мм у вас выйдет в разы меньше кадров.
Настройки камеры
1. В первую очередь нужно установить минимальное фокусное расстояние на объективе, чтобы угол обзора камеры был максимальным.
2. Далее устанавливаем фокусировку объектива в ручной режим и фокусируемся на средний план вашей панорамы. Это нужно для того, чтобы при каждой смене кадра фокус не менялся. В моем случае я фокусировался на Колесе обозрения, так как оно является ключевой фигурой в нашей сферической панораме.
3. Чтобы в кадре все было резким, нужно установить значение диафрагмы в районе f/7 - f/11. Категорически не рекомендуется снимать панораму на максимальной открытой диафрагме, так как тогда глубина резкости уменьшится до минимума и половина панорамы будет не в фокусе.
4. Значение светочувствительности ISO устанавливаете в зависимости от освещенности и установленной диафрагмы.
5. Выдержку подстраиваете по освещенности кадра, но так чтобы не было пересветов и слишком темных областей. В крайнем случае тени можно будет вытянуть в редакторе, а вот с пересветами бороться сложней.
6. Снимайте в режиме RAW либо - это даст вам возможность в RAW файлах подправить баланс белого, экспозицию, вытянуть тени, добавить резкости и убрать шумы.
Съемка панорамы
А теперь когда вы все установили и настроили можно начинать съемку.
Последовательно делайте один кадр за другим не забывая о том, что следующий кадр должен перекрывать предыдущий на 30%.
Если во время съемки резко меняется освещение, то корректируйте экспозицию путем изменения выдержки.
Не забывайте что при съемке панорамы в кадр могут попасть люди или машины. Так как при сборке панорамы вы можете обнаружить на ней людей с половиной тела, либо же человека который будет клонирован в результате попадания несколько раз в кадр. Поэтому при съемке придерживайтесь одного простого правила - если в кадре объект двигается в одном направлении, то вам нужно проводить съемку в противоположном направлении. То есть - если человек идет мимо вас слева на право, то вам нужно поворачивать ваш фотоаппарат справа на лево, чтобы не допустить попадания этого человека несколько раз в вашу панораму.
Кстати наиболее сложным в съемке сферической панорамы - это снять пол под собой (Надир). Для этого вам нужно снять камеру со штатива, держа ее в той же точке где она была на штативе, вытянуть на прямой руке и снять кадр под собой. Смотрите чтобы в кадр не попали ваши ноги. Это можно сделать как показано на картинке ниже.
Снять небо над собой (Зенит) достаточно просто, можно просто повернуть фотоаппарат на штативе вверх и сделать кадр, либо сделать снимок с рук. В этом трудностей не должно возникнуть.
На этом съемка панорамы закончена, теперь следующим шагом будет " "и " ". У вас остались вопросы? Задавайте их в комментариях!