Основные туристические узлы схемы. Вязание узлов
Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.
1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».
2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».
3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».
4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».
5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».
Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.
«Прямой»:
Узел можно вязать двумя способами: 1. Одной веревкой делается петля (рис. 1, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 1, б. Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис.7, е). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.
Рис. 1. «Прямой»
Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис.1, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (рис. 1, д). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис.1, е).
«Ткацкий» узел:
Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 2, а), потом с другой (рис. 2, б). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 2, в).
Рис. 2. «Ткацкий» узел
«Встречный» узел:
Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (рис. 3, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 3, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 3, в).
Рис. 3. «Встречный узел»
Узел «грейпвайн»:
Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (рис. 4, а), затем то же самое с другой (рис. 4, б). Узлы стягиваются (рис. 4, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке 4, г.
Рис. 4. «Грейпвайн»
«Брамшкотовый» узел:
Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 5, а, б. Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 5, в).
Рис. 5. «Брамшкотовый»
«Академический» узел:
Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 6, а, б. Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 6, в).
Рис. 6. «Академический»
Узел «простой проводник»:
Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 7, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 7, в).
Рис. 7. «Простой проводник»
Узел «восьмерка»:
Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 8, а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 8, в).
Рис. 8. «Восьмерка»
Узел «срединный австрийский проводник»:
Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (рис. 9, а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке 9, б, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (рис. 9, в), нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.
Рис. 9. «Срединный австрийский проводник»
Узел «двойной проводник», или «заячьи уши»:
Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка» (рис. 10, а), затягивается (рис. 10, в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке 10, б, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (рис. 10, в).
Рис. 10. «Двойной проводник»
Правильно завязанный узел показан на рисунке 10, г. Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.
Узел «удавка»:
Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (рис. 11, а). Далее ходовым концом веревки делается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех) и завязывается контрольный узел (рис. 11, б). Затем узел затягивается.
Рис. 11. «Удавка»
Узел «стремя»:
Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 12, а. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (рис. 12, б). Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.
Рис. 12. «Стремя»
Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (рис. 13, а, б).
Рис. 13. «Стремя» как опора для ноги.
Узел «Булинь»:
Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю (рис. 14, а). Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (рис. 14, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (рис. 14, в).
Рис. 14. «Булинь»
«Булинь» может быть завязан и другим способом, с помощью «пустышки». Для этого вместо петли завязывается «пустышка» так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концом (рис. 15, а). Затем он проносится в петлю «пустышки», и при натягивании рабочего конца петля «пустышки» вместе с ходовым концом проходит через узел (рис. 15, б). На получившемся узле «булинь» остается только завязать контрольный узел (рис. 15, в).
Рис. 15. «Булинь» с помощью «пустышки»
«Схватывающий» узел:
Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка (рис. 16, а, б). Затем операция повторяется (рис. 16, в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел (рис. 16, д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».
Рис. 16. «Схватывающий» узел.
Иногда «схватывающий» узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 17, а, б, в). Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом (рис. 17, г).
Рис. 17. «Схватывающий» узел одним концом.
Дополнительные узлы:
Узел «пустышка»:
Этот узел можно использовать при завязывании узлов «булинь» и «двойной проводник», а также как самостоятельный узел (например, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за концы в разные стороны.
Рис. 18. «Пустышка».
Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (рис. 18, а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (рис. 18, б).
«Маркировочный» узел:
Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована (рис. 19).
Рис. 19. «Маркировочный» узел.
«Узел Бахмана»:
Рис. 20. «Узел Бахмана».
Узел является разновидностью «схватывающего» и может применяться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.
Репшнур вщёлкивается в карабин (рис. 20, а), при открытом карабине делается 3 - 4 оборота (рис. 20 б), затем муфта карабина закручивается, узел распрямляется и затягивается (рис. 20, в).
«Карабинная удавка»:
Узел применяется для привязывания веревки к опоре. Применяется, когда веревку необходимо сдернуть после спуска, например.
На конце веревки завязывается «восьмерка», в нее вщелкивается карабин (рис. 21, а), затем веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабочий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивается, и узел затягивается (рис. 21, б).
Рис. 21. «Карабинная удавка».
«Двойной булинь»:
Рис.22. Соединение частей страховочной системы узлом двойной булинь: а– .петли грудной обвязки; б – начальная петля; в – этот кусок веревки должен быть не менее 2 м.; г – подхлест нижней пряди веревки, проходящей в петлях беседки; д – петля беседки; е – петля самостраховки длиной 1,1 м; ж – петля самостраховки длимой 1,7 м
В повседневной жизни мы частенько сталкиваемся с необходимостью что-либо упаковать, закрепить или связать. Обычно в такой ситуации мы берём в руки бечёвку и начинаем увлечённо придумывать немыслимые конструкции из узлов, скруток и переплетений, которые потом решительно невозможно распутать. Поэтому давайте научимся завязывать ещё несколько популярных узлов.
Беседочный узел
Это один из основных узлов, которым издревле крепили тетиву лука. Иногда он именуется королём узлов за простоту и универсальность. Используется для получения незатягивающейся (!) петли на конце прямой верёвки, для крепления верёвки к кольцам или проушинам, для связывания верёвок.
Простой штык
Узел «Простой штык» тоже позволяет завязать незатягивающуюся петлю, причём она используется преимущественно в тех местах, которые требуют особенно надёжного крепления. Например, такие узлы давно применяются на флоте для закрепления швартовных концов за причальные приспособления, для крепления буксировочных тросов и тяжёлых грузов и так далее.
Таутлайн
Если вам необходимо привязать что-либо, но впоследствии иметь возможность регулировать длину верёвки, то на помощь придёт специальный узел, позволяющий легко изменять величину петли. Особенно часто его применяют туристы для установки палаток и натяжения тентов.
Восьмёрка
Это традиционный узел, используемый во всех случаях, когда вам необходимо прикрепить что-либо к верёвке. Его легко вязать, он выдерживает большие нагрузки, а в последующем такой узел можно довольно просто развязать, чтобы освободить верёвку.
Узел «Восьмёрка» имеет два варианта. Первый применяется в тех случаях, когда у вас есть один свободный конец. Он выглядит довольно сложным, однако стоит вам только один раз разобраться в последовательности действий, как всё получится само собой.
Второй вариант можно использовать тогда, когда оба конца верёвки свободны. Этот узел настолько прост, что его можно завязать с закрытыми глазами, и в то же время он полностью надёжен.
Водительский узел
Действительно легендарный узел, который имеет много различных названий и ещё больше практических применений. Этот узел используется в строительных работах, при транспортировке, в туризме и других случаях, когда вам необходимо плотно и туго закрепить какую-либо вещь.
Для тех читателей, которым сложновато ориентироваться в анимированных рисунках, имеется дополнительная инструкция, содержащая статичные фото каждого шага. Вы сможете найти её по этой ссылке .
А какие ещё узлы вы считаете практически полезными и необходимыми для освоения?
Использование туристических средств в процессе соревнований и во время походов предполагает наличие у туриста высоко-развитых умений и навыков организации страхования. Основой этих умений является вязание туристических узлов.
Для выполнения технических задач во время работы на дистанции участники используют узлы, рекомендуемые "Правилами соревнований по спортивному туризму". Все узлы условно разделяют на такие группы: узлы для связывания веревок, узлы петель, узлы для привязывания к опоре, вспомогательные узлы.
Правильно завязанный узел не должен иметь лишних пересечений веревок, его рисунок должен соответствовать образцам узлов, которых учат делать всех участников перед началом соревнований. Все узлы до того, как ими воспользуются, должны быть затянутыми.
Узлы для связывания веревок
Потребность в этих узлах возникает, когда необходимо доточить короткую веревку, завязать петлю вокруг опоры, связать два конца веревки, чтобы не мешали, и тому подобное. Почти все узлы для того, чтобы не развязались (не ускользнули веревки), используют вместе с контрольными узлами, которые вяжут по обе стороны от основного. Согласно "Правилам соревнований по спортивному туризму", контрольные узлы следует вязать не далее 5 см от основного узла, свободный конец веревки не должен быть короче 5 см. Выделяют следующие виды этих узлов:
а) прямой узел. Его вяжут очень быстро, не требует особых усилий (рис. 4.1). Однако когда веревки выдерживают большую нагрузку, он сильно затягивается и требует много времени для решения. Поэтому для веревок, на которые планируется большая нагрузка, этот вид узла использовать нецелесообразно.
Некоторые туристы предлагают внутрь узла втыкать палку, чтобы потом, сломав ее, легче было развязывать узел. Однако эта мера не всегда помогает, кроме того, палка может мешать выполнять определенные действия (протянуть узел через карабин).
Для завязывания прямого узла необходимо два конца веревок скрестить (правый и левый) и завязать; опять скрестить свободные концы (левый на правый) и завязать. Правильно завязанный прямой узел напоминает две петли, которые удерживают друг друга. Этот узел можно вязать одним концом веревки. Для этого одну веревку складывают в виде петли, а конец другой веревки продевают в петлю, обкручують вокруг и вынимают из нее. Во время такого вязания надо следить, чтобы концы веревки, которые не удерживают вес, были с одной стороны от узла. Прямой узел иногда используют для извлечения испорченной, непригодной к нагрузке части веревки (рис. 4.2);
Рис. 4.2. Прямой узел
б) ткацкий узел. Этот узел используют для связывания веревок одинаковой толщины, на которые не приходятся большие нагрузки. Ученики иногда называют этот узел "четыре контрольные". Если завязать два контрольные узлы одной веревкой вокруг другой и наоборот, получается ткацкий узел (рис. 4 .3);
Рис. 4.3. Ткацкий узел: а, б - этапы вязания
в) встречный узел. Он своей формой смахивает на обычный контрольный узел, выполненный сдвоенной веревкой. Но отличие в том, что нагрузка действует на конце веревки, которые "выходят" с разных сторон от основного узла. Чтобы завязать встречный узел, нужно сначала сделать контрольный узел на одной веревке, затем конец второй веревки продеть через контрольный, словно навстречу концу первой, полностью повторяя все его изгибы, и уложить параллельно друг другу (рис. 4.4);
Рис. 4.4. Встречный узел: а-г - этапы вязания
г) узел "грейпвайн". Этот узел подобен ткацкому и отличается лишь тем, что во время вязания
контрольных узлов веревки дважды обвивают друг друга, а не один раз, как в ткацком, и этих узлов только два (рис. 4.5.);
Рис. 4.5. Узел "грейпвайн"
г) брамшкотовий узел. Для вязания брамшкото-ного узла необходимо сделать петлю из основной веревки. Вспомогательную веревку протягивают через эту петлю, образуя небольшую петлю, через которую дважды протягивают ее конец, обкручений вокруг петли основной веревки (рис. 4.6). Для предотвращения решению на концах обеих веревок вяжут контрольные узлы;
Рис. 4.6. Брамшкотовий узел: а - вязка узла; б - нагруженный узел
д) академический узел. Техника вязания академического узла напоминает технику вязания прямого одним концом. Основная веревка образует петлю, а вспомогательную протягивают через нее, дважды обкручують и вынимают из петли основной веревки (рис. 4.7). Необходимо следить, чтобы концы вспомогательной веревки выходили с одной стороны петли основной веревки.
В условиях похода часто появляется потребность перекинуть веревку через препятствие (реку, пропасть, глубокий овраг и т. п). Это легче сделать Вспомогательной веревкой, а затем, привязав к ней основную, организовывать переправу. Для связывания веревок разной толщины применяют брамшкотовий узел и академический. Они надежны, хорошо держат веревки, и их можно легко решить. При вязании этих узлов петлю формируют из более толстой веревки и обвязывают более тонкой.
Рис. 4.7. Академический узел
ГБПОУ «Шахунский агропромышленный техникум»
[Секция туризм]
Туристические узлы
Педагог дополнительного образования
Воронцова Оксана Владимировна
ВВЕДЕНИЕ
Узлов существует достаточно много. Как пишет Л.Н. Скрягин вкниге «Морские узлы», американец К. Ашлей собрал и описал около 700 их видов. Очевидно, что знать и уметь вязать такое количество узлов просто невозможно, да и нет необходимости.
К туристическим узлам предъявляются определенные требования, продиктованные практикой их применения. Туристические узлы должны: завязываться просто (легко запоминаться); не развязываться самопроизвольно под нагрузкой или после её снятия; не «ползти» при переменных нагрузках; не затягиваться «намертво» без необходимости; соответствовать своему назначению. Кроме того, если есть сомнения в правильности вязания узла, лучше от него отказаться и использовать другой узел, хорошо вам известный.
Каждая веревка, канат, шнур и т.п. имеют свою прочностную характеристику. Правда, когда мы привязываем оттяжку палатки к дереву, то вряд ли думаем о прочности веревки, используемой для этих целей. Совсем другое дело, когда речь идет о веревке, которой связываются, скажем, альпинисты во время восхождений и которая используется для страховки. В этом случае ее прочностные характеристики имеют важное значение. Поэтому нелишне будет сказать, что все узлы значительно ослабляют прочность веревки. Например, узел «восьмерка» - на 25%, узел «булинь» - на 30%, ткацкий - на 35%. Другие узлы уменьшают прочность веревки примерно в таких же пределах. Кроме того важно знать, что мокрая веревка снижает свою прочность на 10%, почти на 30% снижается прочность веревок при температурах, близких к 30° мороза. Наполовину уменьшается прочность веревок грязных, старых, сушившихся на солнце и с нарушенной внешней оплеткой.
Чтобы грамотно вязать узлы, конечно, нужна практика. Тот, кому это нужно, будет тренировками закреплять свои навыки. Ведь не все узлы вяжутся просто. Есть очень удачные узлы, но трудные для запоминания. Вообще, способность вязать узлы очень индивидуальна. Кому-то несложный узел придется долго запоминать, а кто-то узел со сложным рисунком будет вязать с первого раза.
ВЕРЕВКА
Веревка для динамической страховки (страховочная веревка). Стандартная, предназначенная для динамической страховки в альпинизме и скалолазании капроновая веревка, диаметром сечения 10-12 мм. Глухой рывок амортизации 80 кГ груза, (гири) на веревке, при его срыве в пустоте, на максимальном возвышении над точкой закрепления веревки не должен превышать 1300 кГ. Гарантированная прочность веревки должна быть не менее 2000 кГ. Динамическая веревка не должна подвергаться большим длительным нагрузкам, в частности, на навесной переправе и т.п.
Перильная веревка. Применяется для навески опорных и страховочных перил, навесных переправ, для работы с тяжелыми объектами. Используется жесткий тип основных веревок круглого сечения, диаметром не менее 10 мм, с гарантированной прочностью не менее 1000 кГ по техническому паспорту. Перильная веревка должна иметь прочную, износостойкую защитную оплетку.
Вспомогательная веревка. Веревка для вспомогательных действий. Применяется для передачи конца основной веревки и для ее дистанционного снятия, для транспортировки рюкзаков и малых грузов общим весом не более 30 кГ и др. Применяется капроновая веревка круглого сечения, диаметром не менее 8 мм.
Репшнур. 6-8 мм капроновая веревка круглого сечения с защитной оплеткой. Применяется для схватывающих узлов и для вспомогательных целей.
Не допускается веревка, имеющая изношенную оплетку, разрывы или так называемую грыжу (выпирание сердечника), веревка, имеющая обожженные или оплавленные участки на рабочей части, веревка, испачканная краской, битумом, смолой и др. материалами и др.
Не допускается нестандартная веревка с особо скользкой оплеткой (фторопласты, полиэтилен и др.), даже если по прочности она соответствует стандартной, крученая веревка без оплетки, и др.
Веревка, поврежденная на дистанции соревнования (частично или полностью перебита, перерезана, сорвана оплетка и т.п.), немедленно изымается у команды, и возвращается после окончания ее работы на дистанции.
Как исключение, можно пользоваться, как самостоятельными веревками, ее неповрежденными частями, или как составной веревкой, заблокированной в месте разрыва одним из узлов6 среднего, встречный, встречный восьмеркой, грейпвайн.
Свойства некоторых, применяемых на соревнованиях, веревок:
А) Веревка "Шнур рыболовный" пр-во ОАО "Тюменьсетеснасть". Прочность веревки разного диаметра сечения и узла ее соединения:
Веревка сечением 10 мм часто применяется как перильная и страховочная, для работы в полиспасте и др. Веревка сечением 8мм применяется, как вспомогательная. Веревка сечением 6-8 мм (репшнур) применяется для вязки схватывающих узлов. Веревки сечением 12 и 16 мм, если это не оговаривается условиями соревнования, применяется только в судейских системах оборудования этапов. При этом 16 мм веревка может заменять двойную, 10-11 мм веревку.
Б) Механические характеристики страховочной и перильной веревки:
Страховочная
Перильная
Рыболовная
Веревка альпинистская 11 мм. Фирма "ТЕКС-плюс".
Веревка перильная 10,5 мм, для МЧС. Фирма АО Мари НПО.
Веревка рыболовная 10мм, ОАО "Тюменьсетеснасть".
ВЕРЕВОЧНЫЕ УЗЛЫ
По предназначению ВУ подразделяются на узлы:
для связывания веревок;
для пристегивания конца веревки к карабину;
для закрепления веревки на опоре или на транспортируемом предмете;
для привязывания веревки к участнику (на настоящий момент практически не применяются);
специальные фиксирующие (схватывающие) узлы;
узлы трения для спуска по веревке или спуска веревкой тяжелого груза.
На соревнованиях ВУ применяется ограниченный набор узлов, в строгом соответствии с областью их безопасного и оптимального применения. Особые требования к ВУ предъявляются в цепи страховки и в системах больших нагрузок.
Общие требования: Узел в рабочем положении должен соответствовать стандартной форме и быть затянут. В нем не должно быть неправильных перехлестов веревок "крестов". Длина свободных концов узла из одинарной веревки должны быть не менее 50 мм, из двойной веревки не менее 80 мм. Свободные концы стационарно работающих узлов должны быть примотаны к веревке узла изолентой, скотчем или др. аналогичным материалом.
Узлы для связывания веревок одинакового сечения
Применяются:
встречный;
встречный восьмеркой;
грейпвайн;
шкотовый на проводнике (с контрольным узлом);
брамшкотовый на проводнике (с контрольным узлом);
Рис. 1. Узлы для связывания веревок одинакового сечения
Узлы для связывания веревок разного сечения (веревка и репшнур; веревка и лента; одинарная и двойная веревка).
Применяются:
шкот на проводнике;
брамшкот на проводнике;
академический;
академический на проводнике;
соединение проводников карабином.
Проводник вяжется на более толстой веревке.
Рис. 2. Узлы для связывания веревок разного сечения
Узлы для наращивания веревки на спасработах (двойной, одинарной) при спуске пары "пострадавший + спасатель" (спасработы).
Применяется:
шкот на проводнике первой веревки;
брамшкот на проводнике первой веревки (веревкой наращивания вяжется контрольный узел);
соединение проводников карабином (с муфтой).
Для связывания лент и ремней применяются узлы: встречный, встречный восьмеркой .
Узлы для передачи конца веревки с помощью вспомогательной веревки (репшнура). Применяются: шкот или шкот на проводнике передаваемой веревки, без контрольных узлов.
Узлы для крепления навесной переправы:
а) На опорах круглого сечения (деревья, сваи, трубы, балки и др.), на исходном берегу применяется карабинная удавка (Рис. 3 п-5). К проводнику карабина пристегивается веревка для дистанционного снятия переправы.
б) На целевом берегу вяжется: стремя, тройное стремя, двойной и тройной штык, двойная карабинная удавка с защемлением (рис. 3).
Рис. 3. Узлы для крепления навесной переправы
в) На целевом берегу допускается разнесение узла на опорах (рис. 4). Веревкой делается 2-3 охвата одного дерева, затем, на другом дереве или толстой ветке и вяжется конечный узел (стремя или штык).
Рис. 4. Узлы для крепления навесной переправы
г) Карабинная удавка на судейском карабине. Вяжется на карабине исходного берега, для дистанционного снятия переправы. Проводник удавки вяжется из двойной веревки. Судейский карабин ориентируется к проводнику удавки острым углом, чтобы проводник не проскочил в карабине.
д) Карабинный узел крепления переправы (Тройной УИАА): Вяжется на карабине пристегивания переправы к точке на целевом берегу (рис. 5).
Рис. 5. Карабинный узел крепления переправы
Узел легко вяжется, не ползет и не затягивается и легко развязывается при снятии даже сильно натянутой переправы. Он вяжется одинарной и двойной веревкой. При сильных натяжениях (чтобы не клинилась муфта карабина) он вяжется на двух сложенных карабинах. Узел завершается контрольным узлом (простым, полугрейпвайном, но лучше стремечком). Он может быть завязан заранее на командном карабине, и пристегнут к судейской точке крепления переправы.
На навесной переправе запрещается:
1. Во избежание среза веревки переправы при ее большом натяжении на узлах крепления запрещается применение контрольных шайб из тонких металлических пластин и шайб с острыми краями.
2. На переправе с сильным натяжением, во избежание порчи веревки, не рекомендуется применение узла стремя на карабине.
Узлы крепления горизонтальных и наклонных перил применяются: проводник, проводник восьмеркой, стремя, двойной штык, карабинная удавка, карабинная стяжка .
а) Карабинная стяжка. Представляет карабинный полиспаст из конца перильной веревки. Вяжется в начале или конце перил. Предназначена для натяжения и придания необходимой жесткости перил.
Способ завязывания: После закрепления одного конца перил, в противоположном пункте перильной веревкой охватывается опора (дерево или карабин). Затем, в 1,5-2 м от опоры, на перилах вяжется проводник и к нему пристегивается карабин. Перильная веревка, после охвата опоры, проходит через этот карабин и образует простейший полиспаст, который, усилием 1-2 участников, стягивается к опоре и фиксируется на ней одним из стандартных узлов крепления. Такой затянутый полиспаст заменяет узел крепления.
Для крепления вертикальных перил применяется:
а) На подъеме применяется проводник или проводник восьмеркой с карабином. К судейской петле и к судейскому проводнику перила пристегиваются карабином. На дереве перила закрепляются карабинной удавкой или узлом булинь . Особое условие: При креплении узлом булинь обязательно вяжется контрольный узел. К петле булиня нельзя пристегиваться самостраховками, вешать на нее рюкзаки и тяжелые предметы, пристегивать другие перила.
Рис. 6. Для крепления вертикальных перил
б) На спуске - применяется карабинная удавка . Для дистанционного снятия веревки с опоры вспомогательной веревкой.
Для пристегивания веревки к карабину применяются: проводник, проводник восьмеркой, двойной проводник, узел среднего.
Узлы в страховочной системе участника
а) Узлы карабина самостраховки:
а1) Проводник или проводник восьмеркой (рис. 7; п. 1). Вместо контрольного узла свободный конец проводника приматывается к веревке изолентой или скотчем. Для фиксации карабина в штатном положении его иногда приматывают к проводнику изолентой или скотчем.
Рис. 7. Узлы карабина самостраховки
а2) Проводник со стремечком (рис.7; п. 2). Петлю проводника делают несколько большего размера и из нее вяжут стремечко, которое одевается на карабин и затягивается на коренной вершине карабина.
а3) Грейпвайн-удавка (рис. 7; п. 3). Для крепления карабина самостраховки применяется простой и надежный узел, который представляет, затягивающуюся на карабине петлю, фиксируемую половиной узла Грейпвайн.
б) Двойной булинь блокировки ЛСС . Применяется для блокировки ЛСС старого типа, состоящих из отдельных грудного пояса и беседки. При вязке одно кольцо узла охватывает беседочную петлю, другое петли грудного пояса. Из свободных концов узла делаются две самостраховки.
К верхнему кольцу узла пристегивается карабин динамической страховки. К нижнему - все средства подвески участника на перилах (восьмерка, каретка и др.).
Предостережение: Недостаточно затянутый ДБ, а так же ДБ из веревки со скользкой оплеткой, под нагрузкой может выворачиваться или ползти. При узком грудном поясе это приводит к сжатию груди (к удушению). При длительной работе булинь сильно затягивается, и его трудно развязать.
в) Обвязка грудная . Обвязывание груди участника концом или отрезком веревки для страховки на склонах не круче 50°. Вяжется при отсутствии ЛСС. Веревка охватывает грудь участника и завязывается спереди (на вдохе) узлом булинь. Холостой конец узла делается такой длины, чтобы охватить в виде лямок плечи участника и завязать на груди контрольным узлом (полуткацкий или полугрейпвайн), чтобы он упирался в булинь. Если он вяжется из отрезка веревки, из его основного конца делается самостраховка.
На соревнованиях ТМ, если это не оговорено особо, не применяется.
Контрольные узлы
Служат для подстраховки (контроля) основного узла (Рис. 8). Применяется: полуткацкий (обычный КУ) и полугрейпвайн . На узлах круглых опор (штыковые узлы) применяется контрольное стремечко (стремя, завязанный на веревке перед узлом). Контрольный узел должен быть тщательно затянут.
Из контрольных узлов менее надежным является полуткацкий . Самым надежным является полугрейпвайн . На двойной веревке более удобен и надежен шкотовый контрольный узел .
Рис. 8. Контрольные узлы
Шкотовый контрольный узел (Рис. 8. п-4). Вяжется на двойной веревке узла крепления навесной переправы или (двойных перил, при наращивании двойной веревки на спасработах и т.п. Свободный конец узла проводится между веревок переправы, а затем делается шкотовый охват. При натяжении переправы веревка контрольного узла защемляется между веревок переправы. Этим обеспечивается надежность контрольного узла.
Схватывающие узлы
Специальные подвижные узлы, предназначенные для автоматической фиксации на веревке. В частности: Для натяжения веревки; Для верхней, фиксирующей страховки; Для самостраховки на вертикальной веревке и др.
Обычно СУ вяжутся из замкнутой петли капронового шнура 6-8 мм. Применяются три типа петель:
1. Одинарная замкнутая петля , связанная узлом грейпвайн или встречным узлом (Рис. 9 п.-4). На практике не исключается вязка СУ одним концом.
Рис. 9. Схватывающие узлы
2. Одинарная петля с общим двойным проводником (Рис. 9 п-5).
3. Двойная петля с общим двойным проводником (Рис. 9 п-6). Примечание: Симметричный схватывающий узел из такой петли на одинарной веревке проскальзывает. Для страховки (самостраховки) применять его нельзя.
Следует помнить, что страховка схватывающим узлом применяется только в крайнем случае, когда отсутствуют жумар, кроль и др. стандартное снаряжение.
Прочность петли из нового 6 мм репшнура первого сорта составляет около 400 кГ. По мере эксплуатации ее прочность быстро снижается. Ниже даны основные типы схватывающих узлов:
а) Полусхват - симметричный одно охватный СУ. (Рис. 9, п-1).
Узел хорошо держит на толстом 50 мм канате, стволе дерева, но проскальзывает на одинарной и двойной 10-11 мм веревке.
б) Классический симметричный схватывающий узел (рис. 9. п-2), и усиленный симметричный схватывающий узел (пункт-3). Узел вяжется из веревочной петли одинарного репшнура, сечением 6-8 мм. Узел применяется для фиксации веревки и для страховки на вертикальных перилах, на склонах до 45-50°. На склонах круче 50° прочность одинарной петли становится недостаточной.
ССУ, выполненный из двойной петли 6 мм репшнура (пункт-6) имеет большую начальную прочность 800-1000 кГ, но проскальзывает на одинарной веревке. Он может применяться только на двойной веревке.
в) Австрийский схватывающий узел. Существует две формы узла - прямая (рис. 10 п. 1-2) и обратная (рис. 10 п. 3-4). При прямом варианте схватывающая петля накручивается вверх по перилам, при обратной вниз.
Рис. 10. Схватывающие узлы
Прямой вариант узла обычно применяется для натяжения навесной переправы. В этом случае он вяжется из двойной 6 мм петли или из 8 мм петли. При этом делается 4-6 оборотов петли вокруг веревки.
Обратный вариант узла (рис. 10 п. 2) часто применяется для самостраховки на вертикальных перилах (как симметричный СУ). При этом ограничиваются двумя, максимум тремя оборотами петли вокруг перил.
г) Узел Бахмана (рис. 11). Обычно применяется для силовых операций с веревкой. Для самостраховки применяется редко.
Рис. 11. Узел Бахмана
Надежность схватывания узла на тяге зависит от количества его охватов на веревке. Обычно ограничиваются 4 оборотами.
е) Узел Бахмана с карабинным стоп-вкладышем (рис. 12). Вкладыш значительно повышает сцепление узла на веревке.
Рис. 12. Узел Бахмана с карабинным стоп-вкладышем
Карабин-вкладыш устанавливается так, чтобы в вершине карабина Бахмана находилось не менее двух оборотов схватывающей петли.
ж) Узел Бахмана неполный. (Рис. 13). Первые 2-3 оборота петля охватывает только перильную веревку, а последующие 2 оборота охватывают и веревку и карабин.
Рис. 13. Узел Бахмана неполный
з) Узел "Псевдобахман" (Рис. 14). Все обороты петли охватывают только перильную веревку. Затем петля проводится через карабин. Узел можно завязывать, не отстегивая его от средства тяги, или от участника.
Рис. 14. Узел "Псевдобахман"
Псевдобахман хорошо держит только на натянутой веревке, или на веревке с подвешенным грузом. Узел хорошо держит на металлическом тросе, сечением более 6 мм. На свободно висящей веревке узел не держит и срывается.
и) Узел УПИ (Рис. 15). Оригинальный, достаточно надежный узел. Предложен туристами Уральского Политехнического института, автор А.Ю. Яговкин.
Рис. 15. Узел УПИ
Вяжется как Псевдобахман, затем проводник петли пристегивается к карабину Бахмана. Узел быстро вяжется и применяется для натяжения одинарной и двойной веревки.
к) Схватывающие узлы на двойной веревке с карабинным вкладышем. На двойной веревке СУ, как правило, держат лучше, но при больших нагрузках, на мокрой веревке и особенно ледяной веревке они могут проскальзывать.
Рис. 16. Схватывающие узлы на двойной веревке с карабинным вкладышем
Для исключения проскальзывания между веревками, в центральной точке узла пристегивается карабин, который работает как стоп-вкладыш. При затягивании узла двойная веревка охватывает пруток карабина и образуется упор. В отличие от всех, перечисленных выше, схватывающих узлов, петлю данного узла можно вязать из толстой и даже из основной веревки (8-11 мм). Хорошо работает даже ПОЛУСХВАТ. Это позволяет повысить безопасность работы при больших усилиях тяги. (Разработка автора).
л) Узел Гарда. Двухкарабинный узел Гарда применяется для фиксации веревки, для верхней фиксирующей страховки, ия самостраховки на вертикальных перилах. Так как прочность карабина прочней репшнура, он не перетирается и не перегорает, узел Гарда более надежен.
л1) Страховка Гарда (рис. 17). При верхней фиксирующей страховке два одинаковых карабина пристегиваются коренными вершинами к веревочной петле пункта страховки (не на карабин и не на кольцо). Способ вязки узла показан на рис. 17, пункты 1-2.
Рис. 17. Страховка Гарда
При верхней страховке (рис. 17.3) верхний конец веревки закрепляется в пункте или на страхующем участнике.
При подъеме страхуемого веревка и узел расслабляются. Участник на страховке, удерживая веревку по разные стороны от узла, протягивает ее через карабины. При срыве и зависании страхуемого узел Гарда защемляет веревку. Так обеспечивается фиксирующая, верхняя страховка.
При фиксации двойной веревки делается два узла Гарда (4 карабина). При этом недопустимо перекручивание веревок.
л2) Самостраховка Гарда. Применяется на свободно висящей (не натянутой) по склону или в пустоте перильной веревке. Карабины узла пристегиваются к беседке участника (рис. 17 п-4).
При подъеме узел расслабляется, и участник выбирает через него веревки. При нагружении узла веревка защемляется, и участник фиксируется на перилах.
ОСОБО ОПАСНЫЕ УЗЛЫ
Узлы, склонные к саморазвязыванию при работе с веревкой. Из, известных в спортивном туризме и альпинизме, узлов можно перечислить следующие:
1. Прямой узел. Склонен к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде полуткацкого узла.
2. Шкотовый и брамшкотовый , завязанные на незамкнутой петле (не на проводнике). Склонны к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде полуткацкого узла.
Узлы 1-2 склонны к выворачиванию и развязыванию при движении узла веревки по перегибам рельефа, при упоре его в карабин страховки, при движении или спуске через узел карабина или устройства спуска.
3. Булинь вертикальных перил. Узел подвержен развязыванию без контрольного узла и даже с контрольным полуткацким , если к петле подвески булиня пристегивается дополнительная тяга или тяжелые предметы, самостраховки участников и др.
4. Булинь грудной обвязки участника. Может развязаться при страховочном рывке, если страховочный карабин пристегивается не к рабочему концу булиня, а к его грудной петле. Выворачивание узла, как в ситуации-3.
5. Узел стремя , завязанный на скользкой круглой опоре или на вращающейся, проворачивающейся вокруг своей оси, балке. Узел как бы развинчивается, разматывается с нее при нагружении веревки.
6. Двойной булинь блокировки ЛСС, с разнесенными на грудь и на беседку, петлями , на ЛСС, имеющих раздельные беседку и грудной пояс. Узел опасен, если он недостаточно затянут или связан из веревки со скользкой оплеткой. При пристегивании к петле узла страховочного карабина или карабина подвески (на жумаре, навесной переправе и др.), при нагружении узел часто проскальзывает и происходит перенос опоры участника с беседки на грудь. При тесном грудном поясе это приводит к опасному стягиванию груди.
7. Схватывающий узел из двойного репшнура . Узел опасен тем, что практически не схватывается на одинарной веревке и не обеспечивает страховки участников на перилах. Особо опасный момент состоит в том, что этот узел рекомендован как надежный и обязательный для страховки на вертикальных перилах во многих туристских рекомендациях и правилах Туристского многоборья. В частности, в методике под редакцией В. Теплоухова, которая признана обязательной для выполнения на соревнованиях по ТМ.
ЛИТЕРАТУРА
Большаник, П.В. География туризма [Текст]: Учебное пособие / П.В. Большаник. - М.: Альфа-М, 2016. - 304 с.
Соболев, С.В. Совершенствование тренировочного процесса в спортивном туризме в дисциплине «Дистанции – пешеходные» [Текст]: монография / С.В. Соболев, Н.В. Соболева, С.К. Рябинина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 134 с.
Трухачев, А.В. Туризм. Введение в туризм [Текст]: учебник / А.В. Трухачев, И.В. Таранова. – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013. – 396 с.
Умение вязать узлы, обусловлено необходимостью, связывания различных веревок (канатов, тросов, нитей). Способностью изготавливать разные петли. Возможностью привязывать (связывать) рыболовную леску. Созданием страховки (спасательных устройств, переправ). Подымать (перемещать, прикреплять) всевозможные предметы (грузы).
Видов таких креплений, используемых не только моряками, альпинистами (туристами), рыбаками (охотниками), стропальщиками, но и людьми в повседневной жизни, большое множество.
Одними из наиболее используемых соединений для связывания нескольких предметов, подъеме тяжестей, формирования петель удавок, являются следующие основные виды морских узлов:
Одним из ярких представителей таких крепежей для круглых поверхностей, является узел удавка. Достоинством этих крепления, служит возможность быстро и легко связать нужный вариант узла (обладающего хорошей надежностью), затратив минимальное время на освоение навыков вязания. Без особого труда развязать (ослабить) его, после использования.
Узел удавка на опоре
- Такой узел делается при помощи одиночной веревки. Крепление удавка вяжется вокруг любой опоры.
- Предмет (опора) оборачивается стропом, формируя петлю.
- После производятся не менее трех оборотов свободным (ходовым) концом, вокруг рабочей части веревки.
- Вяжется контрольный узел, затягивается вся конструкция.
- Недостатком такого соединения (без контрольного узла) является постоянная проверка его на прочность. Это связанно с возможностью узла проскальзывать.
Затягивающаяся удавка
Для временного крепления веревки к плавающим в воде предметам, часто используется затягивающаяся удавка. Надежность этому креплению, придает невозможность выскальзывания ходового конца веревки из самой конструкции.
- На веревке делаются две петли (приблизительно равного размера).
- Ходовая часть, в несколько витков, обносится вокруг них.
- После, остаток ходового конца, заводится в петельку (расположенную по ходу коренной части веревки).
- Подтягивая за низ петли, зажимается.
Такая удавка применяется при креплении канатов к различным береговым предметам и легко распускается, потянув коренной конец, затянув петлю.
Как завязать обычную удавку
Обычный узел удавка легко вяжется. По своей сути, это с открытой петлей, выполненной на длинном конце веревки.
Простая удавка вяжется по следующей схеме:
- Формируется на конце троса петля.
- Через нее продевается петля (открытая), сделанная на коренной части.
- Для затягивания, накидывается на нужный предмет.
Такие простые в вязании удавки, часто используют охотники, ловя животных. Ими, так же удобно делать перевязку при упаковке посылок.
Похожим, по схеме работы, на обычную удавку, является морской удавка. Отличие в вязании заключается лишь в количестве витков, делающихся вокруг петли. Схема, как вязать такай узел, показана на видео.
Сооружение переправы с помощью удавки
В пеших туристических походах, часто приходится переправляться через различные преграды (речки, возникшие после ливней препятствия, овраги), транспортировать получивших травму (заболевших) членов группы. Одним из способов это сделать, установить простую, навесную съемную переправу.
Для этого понадобится:
- Основной грузовой строп (10-12 мм в диаметре). По нему будет передвигаться участник (груз) через препятствие. Длинной она выбирается на 5-6 м больше расстояния между предполагаемыми опорами.
- Трос диаметром 10 мм для дополнительной страховки. Он должен быть длиннее двойного расстояния препятствия, приблизительно на 10 м.
- Приспособление для уменьшения износа грузового троса.
Место для переправы следует выбирать с учетом:
- более высокого исходного участка (переправа должна производиться под наклоном);
- надежных опор для крепления грузовой веревки по обеим сторонам преграды (деревья, камни и т. п.);
- минимальная ширина препятствия в месте переправы;
- возможности переправиться одному из участников группы на другую сторону, недалеко от предполагаемого места установки переправы.
Для вязки стропа на опоре, используется узел удавка. Что бы крепление было надежным, следует соблюдать следующие правила:
- все места перехлестов петли из веревки должны соприкасаться с корой дерева;
- удавку рекомендуется использовать только для вязания вокруг подходящих деревьев;
- ствол следует подбирать более 20 см в диаметре.
Крепить трос за кусты, камни, группу стволов молодых деревьев, следует при помощи «простого штыка».
Узел удавка, идеально подходит для создания съемной переправ благодаря простоте вязания, хорошей надежности, возможности легко развязать узел под нагрузкой.
Удавка со шлагом
Для более надежного крепления используют удавку с одним (несколько) шлагом.
Наличие такого приспособления препятствует сползанию узла при буксировке (подъеме) бревен, других длинных предметов, установке рангоута.
Способ вязания:
Такие узлы легко навязываются и распускаются при необходимости, в то же время, обладая отличной надежностью при приложении тяги.
Карабинная удавка
Узел карабинная удавка, не относится к числу наиболее популярных соединений, хотя и является одним из самых надежных креплений. Это обусловлено некоторой сложностью при завязывании узла (особенно для новичков), узконаправленном применением карабинной петли. Она применяется в альпинизме для создания разного рода связок, при креплении веревки (путем удавки) к предметам на местности (дереву, камню, различным конструкциям).
Вяжется следующим образом:
Такое закрепление обеспечивается продергиванием фала через карабин, с последующим затягиванием узла при нагрузке коренного конца веревки. Используя это соединение можно легко вытащить застрявший автомобиль.
Применение удавки в рыбалке
Поскольку петля (удавка) является самозатягивающимся узлом, такой способ крепежа в оснащении рыболовных снастей используется не настолько часто, по сравнению с другими рыболовными монтажами. Это обусловлено конструктивными особенностями узла. Он хорошо работает только в условии приложения постоянных нагрузок. В моментах рывкового характера нагрузи, есть опасность его развязывания, что неизменно приведет к потере снастей и улова.
Учитывая легкость и быстроту исполнения этого крепежа, простоту при развязывании, он часто применяется рыбаками для привязывания веревки к якорю или грузу, лодки к причалу, изготовления макушатника.
Применяя удавку при вязании крючка к основной леске, необходимо учитывать из какого она материала сделана. Формируя узел на флюорокарбоне или плетенке нужно не забывать, что это довольно скользкий материал.В следствии чего, узел будет легко развязываться.
Важно помнить, что применять удавку в рыбалке целесообразно лишь в тех случаях, когда есть необходимость в постоянной нагрузке. В противном случае. Узел будет подвержен самороспуску. Это особенно характерно для более простых вариантов удавок.