Основные тенденции развития российско–американских отношений. Отношения между россией и сша становятся очень напряженными
Исследования внешней и внутренней политики Соединенных Штатов Америки, выключая российско-американские отношения, являются одним из центральных направлений современной науки о международных отношениях, а сама эта политика продолжает оставаться во многом системообразующим элементом современной мировой политики. США остаются и еще будут оставаться относительно долгое время самым сильным государством современного мира – единственной сверхдержавой, превосходящей все остальные страны по агрегированным показателям силы, имеющей глобальное военное и политико-дипломатическое присутствие и играющее центральную роль в глобальном политическом, военно-политическом и экономическом управлении. Более того, с учетом относительно ослабления США в последние годы, провала их попытки выстроить глобальную гегемонистскую систему и продлить «момент однополярности», а также с учетом появления и быстрого усиления новых незападных центров силы (прежде всего Китай) именно «американский вопрос» - способность США найти для себя новое место в новой международной системе – будет оставаться решающим для международных отношений первой половины XXI в., для выстраивания нового международного порядка как такового.
Российско-американские отношения также сохраняют и будут сохранять свою значимость как для Москвы и Вашингтона, так и для системы международных отношений в целом. США и Россия остаются ядерными сверхдержавами и основой стратегической стабильности в мире. От их сотрудничества или соперничества в конечном итоге зависит состояние международной безопасности в ее наиболее важном аспекте – отношения между ядерными державами, перспективы режима нераспространения ядерного оружия. От характера российско-американских отношений во многом зависят позиции России в мире и ее отношения со странами и регионами, где сосредоточены важнейшие российские интересы – Европа, Восточная Азия, постсовесткое пространство. В свою очередь, от сотрудничества или соперничества США и Россией зависит реализация ряда жизненно важных американских приоритетов – Иран, Афганистан, проблематика нераспространения ядерного оружия. За время президентства в США Барака Обамы именно Россия стала единственным подлинно успешным направлением внешней политики США среди их отношений с другими великими державами.
Вместе с тем, большая часть российских исследований внешней политики США и российско-американских отношений находится в рамках парадигмы, не соответствующей меняющемуся месту России и США в современном мире и тем вызовам, угрозам и возможностям, с которыми Москва и Вашингтон сталкиваются и будут сталкиваться в мире сегодня и завтра. Это парадигма, в соответствии с которой главный вызов безопасности России и США по-прежнему связан с их политикой друг в отношении друга, и, соответственно, на парирование этого вызова должны быть направлены действия сторон. Это приводит к доминированию в отношениях философии сдерживания путем устрашения и необходимости каждой из сторон балансировать действия другой стороны. В результате повестка дня российско-американских отношений сегодня по-прежнему напоминает повестку дня советско-американских отношений, и стороны все в большей степени занимаются поиском и решением вопросом, имеющих в лучшем случае минимальное отношение к реальным вопросам безопасности и международной стабильности сегодняшнего и завтрашнего мира.
Исследования по США и российско-американским отношениям, проводимые в ЦКЕМИ, призваны компенсировать данный пробел. Во-первых, коллективом Центра готовятся ежемесячные аналитические Обзоры внутренней, внешней политики США и российско-американских отношений, в которых содержится критический анализ нынешний тенденций и приводятся рекомендации для политикообразующего класса России. Во-вторых, Центр координирует работу Рабочей группы по российско-американским отношениям Международного Дискуссионного клуба «Валдай», которая призвана сформулировать новую логику и новую повестку дня отношений между двумя странами, более соответствующую нынешним и будущим международным реалиям. Здесь коллективом центра уже подготовлены и опубликованы несколько аналитических материалов, касающихся трансформации российско-американских отношений как в целом, так и по отдельным вопросам международной жизни.
Встреча президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об отношениях между двумя странами с 2017 года.
К моменту вступления Трампа в должность президента США (20 января 2017 года) российско-американские отношения, по оценкам экспертов, находились на самом низком уровне за весь период начиная с распада СССР. Их последовательное ухудшение, происходившее на протяжении второго срока президента Барака Обамы (с 2013 по 2017 год), достигло крайней точки в 2014 году, когда США поддержали неконституционную смену власти на Украине и квалифицировали воссоединение Крыма с Россией как "аннексию".
Двусторонние контакты в большинстве областей сотрудничества были заморожены, США ввели санкции против российских физических и юридических лиц. Впоследствии санкции несколько раз продлевались и расширялись.
Ряд заявлений, сделанных Трампом в ходе предвыборной компании, позволяли ожидать изменения ситуации в случае его избрания. В ходе первого телефонного разговора избранного президента США с президентом РФ Владимиром Путиным 14 ноября 2016 года они оценили состояние двусторонних отношений как "крайне неудовлетворительное" и высказались в пользу "активной совместной работы по их нормализации и выведению в русло конструктивного взаимодействия". Тем не менее отношения продолжили ухудшаться.
Расследование российского "вмешательства в выборы"
Сразу после президентских выборов в США (8 ноября 2016 года) и неожиданной победы Трампа администрация Обамы обвинила Россию в совершении хакерских атак, которые, по мнению Вашингтона, могли повлиять на результаты выборов. Было инициировано расследование, которое ведут одновременно спецслужбы (ЦРУ, ФБР, АНБ) и обе палаты Конгресса (комитеты по разведке Сената и Палаты представителей, а также сенатский комитет по юридическим вопросам). Кроме того, в мае 2017 года министерство юстиции США назначило спецпрокурора для расследования предполагаемых связей окружения Трампа с Россией. Им стал экс-директор ФБР Роберт Мюллер.
На данный момент в рамках расследования Мюллера обвинения были предъявлены 19 лицам, среди которых пять американцев, 13 россиян и один голландец. Накануне российско-американского саммита американские власти заочно обвинили еще 12 предполагаемых сотрудников российской военной разведки.
В Москве на самом высоком уровне не раз отвергали обвинения о том, что Россия пыталась вмешиваться в предвыборные процессы в США.
"Дипломатическое противостояние"
В конце декабря 2016 года в связи с обвинениями России во вмешательстве в президентские выборы США объявили о высылке из страны 35 российских дипломатов, которых Обама назвал "сотрудниками российской разведки". Москва воздержалась от немедленной симметричной реакции, однако в июле 2017 года МИД РФ предложил Вашингтону привести количество дипломатических и технических сотрудников, работающих в американском посольстве в Москве и консульских учреждениях в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке, в соответствие с числом российских дипломатов и сотрудников, находящихся в США.
Это было сделано в связи с очередным ужесточением санкций в отношении России Конгрессом. Таким образом, к 1 сентября персонал американских дипломатических и консульских учреждений был сокращен с 1 тыс. 210 до 455 человек. Кроме того, РФ приостановила использование посольством США складских помещений в Москве и дачи в Серебряном Бору.
31 августа 2017 года Госдепартамент потребовал от России до 2 сентября закрыть здания генконсульства в Сан-Франциско и торгового представительства в Вашингтоне и Нью-Йорке. При этом в зданиях в Сан-Франциско и в Вашингтоне в нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года был проведен обыск.
Новый виток противостояния произошел в марте 2018 года. США заявили о высылке 60 российских дипломатов и закрытии генерального консульства России в Сиэтле (штат Вашингтон). Эти меры были приняты в поддержку Великобритании, выдвинувшей против России обвинения в причастности к отравлению в Солсбери экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля, осужденного в России за шпионаж. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала обвинение "цирковым шоу". В качестве ответной меры Россия объявила персонами нон грата 60 сотрудников дипучреждений США и потребовала закрыть генеральное консульство в Санкт-Петербурге.
Законы о санкциях и контрсанкциях
2 августа 2017 года Трамп подписал закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (вступил в силу 29 января 2018 года). Документ облек в форму закона ограничительные меры в отношении России, Ирана и КНДР, принятые ранее отдельными указами предыдущих администраций, а также ввел дополнительные. Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента).
29 января 2018 года в соответствии с положениями этого закона Министерство финансов США обнародовало так называемый кремлевский доклад - список из 210 высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов, близких, по мнению Вашингтона, к руководству РФ. Этот список не является санкционным - на его фигурантов не распространяются какие-либо ограничения или запреты. Тем не менее считается, что документ представляет собой сигнал для их бизнес-партнеров, указывающий, что взаимодействие с ними связано с высокими рисками, так как создает фактические основания для возможного введения санкций в будущем. Документ также содержит секретное приложение с "дополнительной информацией".
4 июня Путин подписал закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств". Этот документ наделяет правительство полномочиями по введению ряда ответных мер экономического и политического характера на зарубежные санкции. Он стал ответом на очередное расширение санкционного списка США в отношении России 6 апреля 2018 года.
СМИ - иностранные агенты
Осенью 2017 года на фоне продолжающегося скандала вокруг приписываемого России вмешательства в президентские выборы минюст США потребовал от американского филиала российской международной телевизионной компании RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента в соответствии с законодательством США. Американские спецслужбы считают, что российские власти использовали RT для вмешательства в ход президентской кампании.
Требование было выполнено 10 ноября 2017 года. В соответствии с законодательством о регистрации иностранных агентов, филиал RT должен предоставлять американским властям полную информацию о себе и всех сотрудниках, также на канал могут быть наложены некоторые ограничения. В частности, корреспонденты RT были лишены аккредитации при Конгрессе США.
В качестве реакции на действия США в ноябре 2017 года соответствующие изменения были внесены в российское законодательство о СМИ. Статус СМИ - иностранных агентов получили девять вещательных организаций, включая "Голос Америки" и "Радио Свобода".
Стратегия национальной безопасности
В обнародованной 18 декабря 2017 года новой Стратегии национальной безопасности США Россия и Китай были охарактеризованы как "ревизионистские державы", которые противостоят США, бросают вызов их процветанию и стремятся подорвать их безопасность, - они "намерены сделать экономику менее свободной и честной, нарастить свой военный потенциал, контролировать информацию и данные, репрессировать свои общества и распространять свое влияние".
Сирия
Вступив в должность президента США, Трамп объявил одной из приоритетных задач победу над "Исламским государством" (ИГ, террористическая организация, запрещенная в РФ) и заявил о готовности к взаимодействию с РФ для решения этой задачи. Тем не менее взаимодействие двух международных антитеррористических коалиций, возглавляемых Россией и США, по большей части ограничивалось использованием каналов связи, налаженных при предыдущей администрации.
Взаимодействие также осложнялось рядом инцидентов. В начале апреля 2017 года США, возложив на сирийские власти ответственность за химическую атаку в провинции Идлиб на северо-западе страны, нанесли массированный ракетный удар по сирийской авиабазе Шайрат, в результате которого погибли 10 сирийских военнослужащих, а также мирные жители, в том числе четверо детей. Российская сторона сочла этот акт агрессией против суверенного государства и на время приостановила действие подписанного с США меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии (2015).
Сотрудничество было возобновлено по итогам встречи Путина и Трампа 7 июля 2017 года в рамках саммита G20 в Гамбурге, когда стороны договорились о прекращения огня на юге Сирии с 9 июля. 11 ноября 2017 года после краткой встречи на полях саммита АТЭС Путин и Трамп выступили с совместным заявлением, в котором высказались за политическое урегулирование в Сирии. Однако 14 апреля 2018 года США нанесли еще один ракетный удар по объектам военной и гражданской инфраструктуры Сирии (данные о погибших не приводились). Поводом стало предполагаемое применение химического оружия 7 апреля в сирийском городе Дума, ответственность за которое без проведения расследования Запад возложил на Дамаск.
Экономические отношения
По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2017 году товарооборот России с США составил $23,2 млрд, увеличившись, несмотря на взаимные санкции, на 14,41% по сравнению с 2016 годом. Экспорт России в США достиг $10,7 млрд (на 14,39% больше, чем в 2016 году), импорт России из США - $12,5 млрд (на 14,42% больше, чем в 2016 году). Доля США во внешнеторговом обороте России в 2017 году составила 3,97% против 4,33% в 2016 году (6-е место).
Администрация Трампа хочет улучшить отношения с Россией. Однако, кажется, появляется все больше оснований говорить о том, что Россия этого не хочет и активно предпринимает шаги, подталкивающие их к новой, еще более низкой точке.
Последний подобный шаг был совершен сегодня, когда российское Министерство иностранных дел отменило давно запланированную встречу между высокопоставленными американскими и российскими дипломатами. По словам Кремля, это были ответные действия, поскольку Соединенные Штаты только что объявили о расширении санкций в отношении физических лиц и организаций, помогавших Москве во время ее вторжения на Украину в 2014 году.
«После вчерашнего решения по санкциям обстановка не располагает к проведению раунда такого диалога», — подчеркивается в заявлении российского Министерства иностранных дел.
Госдепартамент ответил на это послание собственными на удивление недипломатичными действиями. «Давайте вспомним о том, что эти санкции возникли не из ниоткуда. Наши адресные санкции были введены в ответ на продолжающееся нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности своего соседа Украины», — отметила в своем заявлении официальный представитель Госдепартамента Хезер Науерт (Heather Nauert).
Контекст
Новые санкции против России и их последствия
Сегодня 20.06.2017Глава немецкого МИД - против санкций
Die Welt 19.06.2017Кому выгодны санкции?
Die Presse 26.04.2017 Эта словесная война уже сама по себе должна казаться серьезной проблемой. Однако это не единственное свидетельство ухудшающихся отношений между Вашингтоном и Москвой.В прошлое воскресенье Соединенные Штаты сбили сирийский военный самолет. Это был первый подобный шаг Америки за время сирийской гражданской войны. Оно вызвало такое негодование у русских, которые являются партнерами сирийского правительства, что российское Министерство обороны даже выступило с угрозами. Оно заявило, что теперь будет рассматривать в качестве цели любые самолеты США и коалиции в небе Сирии к западу от Евфрата.
Американцы проигнорировали жесткие заявления Москвы и во вторник сбили сирийский беспилотник, что, конечно же, не останется незамеченным Кремлем. А в среду высокопоставленный сотрудник ФБР подтвердил сведения о том, что Россия активно пыталась помочь Трампу победить на выборах, хотя сам президент отвергает этот факт.
Джим Таунсенд (Jim Townsend), который при администрации Обамы занимал высокий пост в Пентагоне и отвечал за вопросы, связанные с Россией, обеспокоен тем, что все это может быть началом опасной новой фазы в отношениях между Москвой и Вашингтоном, а также тем, что не слышно более спокойных голосов, пытающихся снизить напряженность.
«"Да пошел ты! Нет, это ты пошел!" Так начинаются конфликты на спортивной площадке, — сказал он в интервью. — А где же взрослые люди?»
Вместо того, чтобы сдержать свои эмоции, обе страны, похоже, пытаются схватить друг друга за горло. И, судя по всему, ситуация не будет улучшаться.
Соединенные Штаты продолжают раздражать Россию
Во время выборов было ясно, что команда Трампа хотела улучшить отношения с Россией. Помимо того, что Трамп с похвалой отзывался о Путине, члены его команды, вопреки советам большинства авторитетных членов Республиканской партии в области внешней политики, убрали из платформы партии положение, призывавшее к поставкам вооружений Украине. А когда Трамп оказался в Белом доме, то сложилось впечатление, что он даже собирался снять с России санкции.
Однако ситуация коренным образом изменилась. Как раз вчера украинский президент Петр Порошенко встретился с Трампом, вице-президентом Майком Пенсом и министром обороны Джеймсом Мэттисом. Целью с американской стороны было показать, что Соединенные Штаты продолжают поддерживать своих союзников в Киеве. Мэттис, обсуждая отношения с Киевом подтвердил приверженность Вашингтона своим обязательствам в сфере обороны этой страны.
«Соединенные Штаты поддерживают вас. Мы поддерживаем вас перед лицом угроз в отношении суверенитета, международного права и международного порядка», — сказал он после встречи, явно намекая на Россию.
Действия Мэттиса стали подтверждением его слов. Он помог инициировать операцию «Атлантическая решимость» (Operation Atlantic Resolve), которая представляет собой самое масштабное наращивание военной силы в Европе с момента окончания холодной войны. В этом регионе в настоящее время находятся 6500 американских военных.
А 1 июня Пентагон даже потребовал предоставить в этом финансовом году дополнительные средства для программы «Инициатива по обеспечению европейской безопасности» (European Reassurance Initiative), в рамках которой Соединенные Штаты помогают своим союзникам в Европе защищаться от угроз, главным образом — от Москвы.
Поддержка Украины и других европейских союзников и одновременное введение санкций против граждан и организаций в России — не тот способ, с помощью которого Вашингтон сможет вернуть себе расположение России.
По словам Таунсенда, напряженность между двумя странами повышает вероятность возникновения опасных ошибок — особенно в Сирии, где у обеих сторон имеются боевые самолеты, которые бомбят одни и те же участки.
«На мой взгляд, ситуация стала очень сложной, и это означает, что стало легче сделать шаг, который может привести к катастрофическому инциденту — к такому инциденту, после которого будут жертвы», — подчеркнул он.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Российско (советско) – американские отношения на всей своей временной протяжённости отличались противоречивостью и нестабильностью. Не стал исключением и постсоветский период. Исключением была лишь та наивность, с которой руководители новообразованной Российской Федерации подошли к вопросам международной политики и в частности – к линии политического поведения в отношениях с США.
Начало 90-х гг. было наполнено эйфорическими ожиданиями, связанными с убеждённостью пришедших к власти политиков либерального толка, что уничтожение СССР ликвидировало все препятствия и одновременно создало все условия для перехода в отношениях с Западом, и прежде всего его лидером – США, к полноценному партнёрству и сотрудничеству. Очень короткий период в начале отношений поддерживал эти ожидания, создавал впечатления их обоснованности.
В феврале 1992 г. президент России Б.Ельцин совершил первый официальный визит в Вашингтон. В ходе его была подписана Декларация о новых отношениях между РФ и США . Декларация провозгласила, что отношения между двумя странами будут строиться на принципах:
1. Дружба и партнёрство, взаимное доверие. США и РФ не рассматривают более друг друга в качестве потенциальных противников.
2. Устранение остатков враждебности периода «холодной войны», в т.ч. сокращение стратегических арсеналов.
В документе было сказано о стремлении США и России создать «новый союз партнёров», т.е. о переходе от сотрудничества по ограниченному кругу вопросов к союзническому типу отношений.
В июне 1992 г. Ельцин посетил Вашингтон вторично. Была подписана Хартия российско-американского партнёрства, подтверждавшая и конкретизировавшая основные положения Декларации относительно сотрудничества в сферах международного мира и безопасности, экономических отношений.
Однако в Хартии уже ничего не говорилось о «новом союзе партнёров». Принципиально новым было следующее: в первой части Хартии оговаривались принципы, которые должны быть заложены в основу российско-американских отношений. Они касались проведения внутренней политики: демократия, свобода, зашита прав человека, уважение прав меньшинств, в том числе национальных. Это был первый случай в российской истории, когда в документе, заключённом с иностранным государством, регламентировались положения, касавшиеся государственного строя и внутренних дел России.
Отсюда со всей очевидностью следовало, что ни о каком равноправном российско-американском союзе речи не идёт. Россия для Соединённых Штатов была в лучшем случае младшим партнёром, дальнейшие отношения с которым будут строиться в зависимости от его «поведения», т.е. от проведения внутренних преобразований, оценку которым будут давать те же США. Это подтверждала и договорённость того же 1992 г. о предоставлении сторонами друг другу режима наибольшего благоприятствования в торговле. Он был предоставлен России не на постоянной основе, как другим странам, а на один год, с ежегодным продлением по решению американского Конгресса. Фактически США получили возможность оказывать на Россию давление посредством угрозы отменить его в любое время.
Причина отхода от «буквы и духа» февральской Декларации объясняется тем, что к июню 1992 г. была решена проблема, вызывавшая особое беспокойство Вашингтона и требовавшая участия России. США опасались появления новых ядерных держав в лице Украины, Белоруссии и Казахстана, на территории которых оставалось советское ядерное оружие. Имелось беспокойство, которое разделяла и Москва, относительно утечки атомного оружия и технологий его производства.
Согласованное давление РФ и США привело к тому, что в мае 1992 г. Украина, Белоруссия и Казахстан обязались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве безъядерных стран. Оружие вывозилось в Россию, ядерный статус которой, как правопреемницы СССР, никем не оспаривался. Проблема ядерного наследия была благополучно решена, и для США потребность в тесном сотрудничестве со всё более слабевшей Россией стала не самой актуальной.
Предельно ясной позиция США стала к началу 1994 г., когда был поднят вопрос о расширении НАТО на восток. О такой возможности было заявлено ещё в конце правления администрации Буша-старшего. Для демократической администрации Б.Клинтона расширение альянса стало важнейшим приоритетом.
Все последующие годы российско-американские отношения развивались неровно. Достаточное взаимопонимание и обоюдный стойкий интерес отличало сотрудничество в сфере ядерной безопасности: в январе 1993 г. был под подписан Договор СНВ-2, а в апреле 2010 – СНВ-3; стороны постоянно взаимодействуют в вопросе недопущения распространения ядерного оружия.
Однако по целому ряду других тем позиции сторон оказались несовместимыми: расширение НАТО, действия альянса на Балканах, правомерность самой концепции «гуманитарной интервенции», незыблемость приоритета международного права, роль и место ООН в современном мире, признание независимости Косово, судьба ПРО, планы США по созданию национальной ПРО и размещению её элементов в Восточной Европе и т.д. Позиции сторон оказались коцептуально различны и во взглядах на модель мирового устройства.
К концу 1990-х гг. в отношениях России и США можно говорить о кризисе. В 1997 г. Б.Клинтон подписал директиву, ставившую перед американскими стратегическими ядерными силами задачу «сохранять возможность нанесения ядерного удара по российским военным и гражданским объектам».
Позитивный поворот в российско-американских отношениях произошёл перед лицом новой глобальной угрозы – международного терроризма. Активная позиция России с самого начала антитеррористической операции была высоко оценена в США. Россию перестали отождествлять с угрозой для безопасности Америки. В мае 2002 г. состоялся визит президента Дж. Буша, в ходе которого была подписана Совместная декларация о новых стратегических отношениях между РФ и США, содержание которой охватывало максимально широкий спектр направлений сотрудничества. Появилась надежда, что идея двустороннего партнёрства, потерпевшая фиаско в 1992-2000 гг., может стать реальностью.
Однако уже вскоре развитие событий показало, что у России и США сохраняются принципиально несовместимые подходы по ряду жизненно важных вопросов международной жизни. Россия осудила американское вторжение в Ирак и не приняла стратегию «демократического» переустройства мира Дж.Буша. С другой стороны, США оказались не готовы к быстрому восстановлению Россией внешнеполитической самостоятельности. Вашингтон был готов к партнёрству с Москвой в решении важных для Америки проблем, но не к тому, что Россия возьмёт курс на восстановление державной мощи, способной бросить вызов интересам США.
Главным полем столкновения интересов стало постсоветское пространство. Цель США – предотвратить восстановление российского влияния на бывшей советской территории. За исключением раз и навсегда утраченной Прибалтики, противостояние шло по всему периметру российской границы. Крайние формы оно приобрело в августе 2008 г. во время так называемого «Кавказского кризиса», вызванного грузинской авантюрой в Южной Осетии. Американские военные корабли вошли в Чёрное море и их боестолкновение с Черноморским флотом России, поддерживавшим с моря действия Российских Вооружённых Сил в Закавказье, казалось весьма вероятным.
Из «Кавказского кризиса» в Вашингтоне сделали определённые выводы. Президентство Барака Обамы началось с выдвижения идеи «перезагрузки» отношений с Россией. Это понимается как отказ от трактовки России как «врага» и переход к отношениям как с «партнёром-соперником»: партнёр при решении, например, проблемы нераспространения ядерного оружия; соперник на пространстве сопредельных государств Европы и Азии. По оценке председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике С.Караганова предложенная «перезагрузка» на самом деле «была квазиперезагрузкой, поскольку она не касалась главной проблемы – признания российских интересов безопасности на территории бывшего СССР» .
Тем не менее, именно отношения, характеризуемые понятием «партнёры-соперники», наиболее реальны и даже желательны для России и США как сегодня, так и в обозримом будущем.
США всегда будут относиться к России настороженно, поскольку за исключением Китая и возможно - Евросоюза, только Россия является потенциальным глобальным конкурентом США и не скрывает свои глобальные амбиции. Диапазон интересов наших стран настолько широк, что реально практически вся мировая «повестка» становится «повесткой» двусторонней.
Противостояние в ряде случаев неизбежно, но недопустимо доводить его до «последней грани». Важно понимание, что Россия и США вряд ли когда-нибудь станут друзьями, но они никогда не должны больше становиться врагами. Идеальный формат наших отношений – постоянный диалог разумных партнёров-соперников, всегда готовых к жёсткой защите своих национальных интересов, но никогда не смешивающих истинные интересы с ложными.
Сегодня обе стороны стремятся строить свои отношения, исходя из описанной выше реальности. В Стратегии национальной безопасности США 2010 г. Россия признаётся одним из центров международного влияния, подчёркивается, что «в интересах США – сильная, миролюбивая, процветающая Россия» . В свою очередь Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г. делает в отношениях с США акцент на поддержание постоянного диалога и обеспечение «совместной выработки культуры управления разногласиями на основе прагматизма и соблюдения баланса интересов» .
Российско – американский диалог не только отвечает правильно понятым национальным интересам обеих стран, но и является одной из основ поддержания стратегической стабильности в мире
Раскол в отношениях Соединенных Штатов и России если не достиг своего пика, то точно уже где-то рядом. На прошлой неделе Соединенные Штаты объявили о закрытии Генерального консульства России в Сан-Франциско, а также двух российских торговых представительств – в Вашингтоне и Нью-Йорке. В государственном департаменте США заявили, что решение принято «на принципах паритета» в ответ на . После этого, в торговом представительстве в Вашингтоне успели , а над консульством России в Сан-Франциско из трубы — журналисты заподозрили, что там что-то сжигают.
Реакция российской стороны на закрытие своих консульских учреждений в Америке была довольно резкой.
Так, официальный представитель МИД России Мария Захарова в своем комментарии от 1 сентября назвала решение американских властей « беспрецедентными мерами по ограничению деятельности российских дипломатических и консульских представительств в США ».
« Данный шаг представляет собой новое грубейшее нарушение международного права, включая обязательства США по венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях », – говорится в официальном заявлении Захаровой на странице российского МИДа.
« Помимо очередного рейдерского захвата дорогостоящих объектов российской государственной собственности, которые нам после их блокирования настойчиво предлагают продать, на этот раз требования властей США создают прямую угрозу для безопасности граждан России », – отметила Захарова.
Российское консульство в Сан-Франциско в заявлении, опубликованном на официальной странице ведомства в соцсетях , также назвало решение американских властей « недружественным шагом, который, прежде всего, больно ударит по российским гражданам, проживающим в консульском округе, а также по американским гражданам, так как значительная часть россиян имеет и американское гражданство ».
Тем временем реакция американских экспертов на принятое решение разнится.
Известный американский комментатор, писатель, бывший дипломат и аналитик разведки Джеймс Бруно предполагает, что эстафета взаимных “сокращений” и “ограничений” в отношении консульских учреждений на этом не остановится и стоит ожидать еще большего охлаждения дипломатических связей. При этом закрытие консульства России в Сан-Франциско он называет “важным и необходимым ответом”.
« С момента распада Советского Союза в 1991 году, когда наша дипломатическая миссия в Киеве превратилась в посольство США в Украине, у наших стран сохранялось неравное количество консульств. Принятое в четверг решение [о закрытии консульства России в Сан-Франциско и двух российских торговых представительств в США. — Авт. ] исправило этот дисбаланс. После закрытия российского консульства в Сан-Франциско у США и России остаются по три консульства соответственно на основе паритета. Тем не менее, сохраняется риск, что Владимир Путин может приказать закрыть Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге, поскольку с 1972 оно было связано с российской миссией в Сан-Франциско году на основе принципа взаимности, в соответствии с Консульским соглашением между Соединенными Штатами и СССР. Таким образом, действия Вашингтона могут фактически привести к усилению «нисходящей спирали» в русско-американских отношениях », – поделился своим мнением с ForumDaily Джеймс Бруно .
Проработавший 27 лет в ФБР Эндрю Брингюэль предупреждает: для самих Соединенных Штатов ответные действия в логике «дипломатической школы Холодной войны» могут быть чреваты опасными дипломатическими последствиями.
« Если ситуация выйдет из-под контроля, она может легко перерасти в «нисходящую спираль». США вводят экономические санкции, Россия отвечает, выгоняя американских дипломатов, Америка отвечает закрытием консульства и нескольких учреждений, но при этом подчеркивает свою надежду на завершение конфликта. Очевидно, что США не хотят дальнейшей эскалации, но вы же понимаете, что Россия должна будет как-то ответить. Возможно, бомбардировщики, летающие в поддержку Северной Кореи, и станут их ответом », – опасается Брингюэль.
При этом бывший сотрудник ФБР в комментарии ForumDaily подчеркнул: « Российский шпионаж никогда не уменьшится до такой степени, чтобы перестать быть угрозой для нас. Их тактика и операторы могут измениться, но их стратегические цели всегда останутся такими же, как во времена Холодной войны, а значит, мы должны оставаться бдительными ».
Справа на фото — здание российского консульства в Сан-Франциско. Фото: Depositphotos
Неравный бой
Бывший старший сотрудник ЦРУ с почти 30-летним опытом работы в разведке Джон Сайфер придерживается иной точки зрения. По его мнению, ответ Вашингтона несоразмерно мал в сравнении с действиями Москвы и не может нивелировать ущерба, наносимого американской разведке.
« Я считаю, что это несерьезный ответ, а предыдущие комментарии президента и его подобострастное отношение к Путину тревожат еще больше. На самом деле, это позор. Люди, работающие в нашем посольстве в Москве, – это наши лучшие люди. Они тратят годы на подготовку и изучение языка, они берут с собой семьи в сложную среду, где их, вероятно, будут преследовать. Плохое отношение со стороны российского правительства для них – вполне ожидаемая вещь. И они не заслуживают такого отношения от своего собственного президента », – отмечает он.
По поводу вопроса об изгнании американских дипломатов из России, Джон Сайфер уверен: в этой области Вашингтон традиционно проигрывает Москве.
« Русские сильнее нас в этом, и гораздо более безжалостны. Раньше, когда мы ловили русских шпионов или пытались выслать их, Россия отвечала немедленно. Они одержимы тем, чтобы к ним относились на равных. Однако проблема в том, что у них в четыре или пять раз больше офицеров разведки в США, чем у нас в Москве. Когда обе стороны отбрасывают то же самое количество человек, у нас остается гораздо меньше возможностей в России, чем у них в Америке. Кроме того, ФСБ намного жестче и невыносимее для наших дипломатов в Москве, чем ФБР здесь », – добавляет он.
Ветеран ЦРУ подчеркивает: главная суть введенных Вашингтоном санкций и имевшей место в конце декабря высылки российских дипломатов состоит в наказании России. Однако при принятии «паритетного» подхода достигнуть этой цели невозможно.
« Суть в том, что русские напали на нас вопиющим и ничем не оправданным образом. Они пытаются навредить нам и ослабить нас и наших союзников по всему миру. Их деятельность в Украине, Сирии, Афганистане и других странах выходит за допустимые рамки международных норм. Поэтому позволять им настаивать на паритете и лидировать в изгнании дипломатов просто неприемлемо. Мы не должны забывать, что именно они создали эти проблемы, и потому они, а не мы, должны страдать от их последствий. Получается, что они относятся к нам как к врагам, и мы относимся к ним как к друзьям и равным? Это не имеет смысла », – возмущается Сайфер.
« Россия напала на нас. Мы пытались дать понять им это и наказать их, но в итоге потеряли гораздо больше людей. Мы изгнали 35 шпионов, а Россия, в свою очередь, выслала 755 человек. Мы закрыли пару зданий, но позволили остаться в стране их сотрудникам, а затем приняли требование России о «паритете». Для нас это серьезное поражение », – уверен бывший разведчик.
Также Джон Сайфер отмечает, что закрытие консульства конкретно в Сан-Франциско имеет смысл только в том случае, если россияне действительно покинут занимаемое здание.
« Если они останутся там, и ФБР не сможет войти, для нас это станет очередной потерей. Похоже, россияне смогут остаться в здании. Если так, они могут продолжать использовать техническое шпионское снаряжение на крыше бывшего консульства и управлять шпионскими операциями внутри его. Единственное, что они сделают, это перестанут принимать заявления на визы. Опять же, мы проигрываем », – заключил он.
Напомним, что 28 июля Россия до 1 сентября сократить число сотрудников своих дипмиссий на российской территории более чем в два раза – до 455 человек, выслав из страны 755 дипломатов. Кроме того, американцам запретили пользоваться посольской дачей в Серебряном Бору и складом на Дорожной улице. Требования к американским дипломатам были предъявлены в ответ на закон, предусматривающий в отношении России и подписанный президентом Трампом 2 августа.
Ранее, 29 декабря 2016 года, уходящий президент США Барак Обама подписал указ о введении новых антироссийских санкций в связи с «вмешательством Москвы в американские выборы и давлением на американских дипломатов», работающих в России. Госдепартамент США в тот же день 35 российских дипломатов, обвинив их в том, что они действовали «не в соответствии с их дипломатическим или консульским статусом». Кроме того, были две российские дипломатические дачи в Мэриленде и Нью-Йорке.