Основные психологические типы личности. Изучаем внутреннюю реальность по психотипу
Типы личности и типы характера человека
Каждый обладает своим индивидуальным рисунком характера и личностными особенностями. Попытки описать типы личности создали множество классификаций, начиная от опоры на внешность и конституцию, затем – основанные на темпераменте, завершая соционикой и популистскими типами для женщин (любовница, хозяйка и пр.).
Мы предлагаем рассмотреть типы личности , состоящие из конфигурации врожденных данных: тип высшей нервной деятельности (темперамент), глубинные влечения, особенности характера и приобретенных травм, благодаря которым окончательно и формируется уникальный личностный стиль каждого.
Типы характера человека имеют определенные названия, они соответствуют названиям известных психических заболеваний. Вместе с тем, это не означает, что представленные типы личности – это и есть заболевания, нет. Это просто название, отражающие определенную структуру личности и определенные типы характера человека в норме, а не патологии.
Интересно, что само понятие границ нормы крайне условно. Такого человека, который бы воплощал собой абсолютную норму, от которого мы могли бы отталкиваться в описаниях безумия, скорее всего, нет. Каждый человек живет со своими «тараканами», причудами и особенностями, которые и делают его уникальным.
Самое оригинальное, на мой взгляд, объяснение границ нормы и патологии попалось мне на глаза в социальной сети:
«Есть варианты патологии, которые в социально-адаптированном виде соответствуют типам психики. Каждый из нас при определённых условиях проявит ту патологию, к которой склонен. Представляете себе схему московского метро? Так вот, пока мы в пределах кольца, то есть социально-адаптированы, мы условно-нормальны, а дальше каждый уезжает по своей ветке. Ветки с тех пор стали куда длиннее, вот что я скажу, а скоро и второе кольцо будет…»
Таких «веток» или типов личности различают несколько – шизоидная, нарциссическая , параноидная, маниакально-депрессивная, истерическая, обсессивно-компульсивная, психопатическая, мазохистическая (по Н. Мак-Уильямс).
Эти типы личности не означают диагноза либо ругательного наклонения, это просто обозначения различий, классификация, наподобие веток метро. В случаях острого или хронического стресса каждый человек будет регрессировать по своей ветке, согласно типологии.
Типы характера человека практически не бывают чистыми , как не бывает и чистой нормы. Однако, внутри нас может жить шизоидная или нарциссическая или депрессивная , истерическая и т.п. часть личности, которая может быть большей или меньшей частью нашей психологии.
Алиса: Я сошла с ума, да?
Отец: Да. Чокнулась. Рехнулась. И просто сошла с ума. Но открою тебе секрет: безумцы всех мудрей.
Алиса в стране чудес
О шизофрении как клиническом заболевании есть много книг, исследований, монографий и описаний. Вместе с тем интерес к ней не утихает. В этой статье речь пойдет о шизоидном типе личности, находящимся в границах нормы, и о том, как шизоиду адаптироваться к жизни, оставаясь в согласии со своей природой.
При шизоидном типе личности на одном конце «ветки» есть гениальные, высокоэффективные, социально-адаптированные люди с шизоидной организацией личности, а на другом конце психические больные, страдающие шизофренией, не способные к самостоятельной социальной жизни.
Часто детей-шизоидов описывают как особо чувствительных, восприимчивых как к физическим стимулам – свет, прикосновения, звуки, так и к эмоциональным, проявления сильных эмоций заставляет их сжиматься, напрягают.
Взрослые люди-шизоиды также остаются удивительно чуткими, чувствительными, одаренными способностью понимать, воспринимать мир и других людей с потрясающей точностью и подлинностью. Люди, имеющие шизоидный тип личности остро чувствуют ложь и фальшь в других, как радар, выявляя любую неискренность.
Один из моих коллег, талантливый шизоид , настолько точно интерпретировал происходящее с клиентом на учебных сессиях, что по нему можно было ориентироваться как по камертону, настраивая свой профессиональный «внутренний инструмент» для чуткого восприятия другого человека.
Такая чувствительность делает шизоида очень уязвимым к внешним воздействиям, стрессу, от которого они убегают в свой внутренний мир.
Тенденция ухода в себя также может быть вызвана воспитанием в объятиях удушающей гиперопеки матери. При подозрениях на подростковую шизофрению часто рядом с мальчиком-подростком обнаруживается нарушающая личные границы мать, которая тащит своего покорного сына то в церковь, то на расстановки или к целителям.
Если в семье, где растет чувствительный ребенок-шизоид , практикуются эмоциональная неискренность, двойные послания, например, похвала и любовь на людях с одной стороны, равнодушие и критика дома – с другой, то рано или поздно ребенок может начать полагаться на уход в себя, изоляцию от других, чтобы защититься от лжи, фальши, вызывающих глубокое замешательство, гнев и безнадежность.
В школе я задавала неудобные вопросы про советский строй, за что и подвергалась скрытой агрессии со стороны учителей. Я оставила эти вопросы глубоко внутри себя.
Из терапевтической беседы
Необходимость полагаться на свой внутренний мир также может появиться в результате ранней изоляции ребенка, которого с младенческого возраста оставляли одного дома или в кроватке, не подходили ночью на крик, воспитывая «самостоятельность».
В итоге ребенок-шизоид старается найти способ адаптации к вынужденной изоляции и выбирает «не нуждаться» в близости, ища в большей степени опору в себе и своем внутреннем мире.
Что-то толкало меня из автобуса в автобус, где я могла сидеть с шизофренической апатией на лице, погрузившись в свой внутренний мир, и внешне ничем не выделяться среди остальных занятых своими проблемами пассажиров, которые равнодушно следят за мелькающими в окнах пейзажами.
Барбара О’Брайен. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно: операторы и вещи.
В общем, вторгающиеся в тонкие границы изначально достаточно чувствительного ребенка взрослые, ранняя изоляция, одиночество и неэмпатичный родительский уход способствуют возникновению внутреннего конфликта между стремлением к близости и избеганием ее, желанием дистанцироваться, что и приводит к формированию шизоидного типа личности.
Ценной адаптивной способностью людей, обладающих шизоидной организацией личности, является их креативность. Важно лишь находить форму для выражения богатого внутреннего мира. Большая часть художников, скульпторов, музыкантов имеют шизоидную личность.
Здоровый человек шизоидного типа способен направить свои таланты в искусство, философию, в науку, в духовные изыскания, в какие-то действия в реальном мире. Более глубоко травмированный шизоид испытывает колоссальные страдания от невозможности реализации своих способностей из-за страха, отчуждения от общества, одиночества.
Я нашел себя в погружениях в глубины морской жизни на занятиях дайвингом. Это действие, которое я произвожу в реальном мире, и которое символически отражает мои привычные погружения в глубины самого себя.
Из личной беседы
Отчуждение и одиночество – частые попутчики человека шизоидного типа личности. Поскольку люди-шизоиды игнорируют общественные ожидания, индифферентно относятся к мнению большинства, то чаще страдают от бойкота или агрессии со стороны этого большинства.
Поэтому такие люди часто выглядят внешне бесстрастными, презрительными и ироничными по отношению к окружающей массе людей. Однако, внутренне они остро переживают собственную инаковость, отличность от других, непонятность для окружающих, а значит какую-то глубокую внутреннюю неправильность.
Для такого человека жизненно важно быть понятым, услышанным, одновременно ему может быть невыносимо страшно оказаться слишком близко к другому. Шизоид боится, что если близкий любимый человек его полностью узнает, то он покажется ему уродом или чудаком.
В итоге люди-шизоиды нередко выбирают обособленность и одиночество, уклоняясь от общения с другими людьми. Если такое происходит, то стоит, преодолевая страх , возвращать себя в общение. Возможно, сначала в терапии, затем в личной жизни.
«Подойди ближе, я одинок, но не приближайся, я боюсь вторжения» — приводит пример негласного послания человека шизоидного типа А. Роббинс. Конфликт близости – дистанции является центральным в шизоидном типе личности.
Страх вторжения, поглощения оказывается сильнее желания интимности. Часто в семьях при возникновении проблем в отношениях не-шизоидная женщина пытается сблизиться со своим партнером-шизоидом, «поговорить по душам», а тот в ответ, боясь поглощения, отдаляется.
Для того, чтобы считаться с такой особенностью и обеспечить комфортное существование шизоиду необходимо собственное безопасное пространство. Есть люди другого склада, другие типы характера человека, которые могут руководствоваться принципом «человеку на самом деле не много надо – крыша над головой, да хлеб с маслом».
Человеку с шизоидной личностью так не выжить, вернее, выжить можно, но придется постоянно испытывать страдания, душевную и физическую боль . Ему необходимы пространство, дистанция, воздух.
Буквально телом чувствую это городское замкнутое пространство хрущевки, боль от шума, гари, запахов. Здесь я не могу собраться, разваливаюсь на кусочки…
Из личной беседы
Для того, чтобы оставаться в контакте со своей природой, шизоиду важно найти или организовать себе свое место, дом, пространство, где он может чувствовать себя спокойно и безопасно. Иногда приходится изрядно постараться, чтобы обеспечить себе такое место, но оно того стоит.
При этом также важно иметь близкие отношения, не уходить во внутреннее или внешнее отшельничество.
По моим наблюдениям, у здоровых шизоидов дистанция в полмира при использовании современных технологий не будет являться препятствием для ощущения близости. Высокофункциональный человек, имеющий шизоидный тип личности, может организовать свою работу удаленно для того, чтобы успешно разрешить внутренний конфликт дистанции-близости.
Работать дома в безопасном уютном и своём пространстве, но с помощью современных технологий, держа руку на пульсе компании, в которой он трудится. В этом случае человек вообще не ощущает большого расстояния, так как благодаря чуткости шизоида, оно не препятствует близости и поддержанию контактов.
Кроме того, люди-шизоиды испытывают явную тревогу по поводу базовой безопасности. Так как окружающий мир кажется им наполненным угрожающими, тесными, шумными, разрушающими силами, опасными для индивидуальности. Иногда такая тревога может выглядеть преувеличенной для других людей.
— В России можно выживать, но жить по-настоящему… нет.
— Всю жизнь живу в России – пока не убили…Подслушанный диалог
С этой тревогой трудно иметь дело, хочется позаботиться о безопасности, но до конца безопасно все равно не будет. Сначала нужно достичь ощущения безопасности и комфорта в пространстве дома и в отношениях с любимыми людьми.
Затем можно постепенно распространять это чувство стабильности и безопасности на внешний мир. Здесь не стоит торопиться, обретение внутренней земли обетованной плавно и своевременно распространится на внешний мир.
— Было хорошо в Камбодже?
— Да…
— Теперь найди свою внутреннюю Камбоджу.Из терапевтической беседы
Когда внутренней безопасности нет, помогает внешний поиск такого места на земле. Если находится такое пространство, то оно остается внутри вас. Однако, если внешний поиск не сопровождает внутренним, то он грозит бесконечными скитаниями наподобие дауншифтеров, которые ищут что-то через внешний мир, путешествуют, но как будто не находят внутреннего мира. И наоборот, если есть «внутренняя Камбоджа», внутренняя точка равновесия и мира, то внешняя обстановка перестает быть угрожающей, тревожной, разрушающей.
Итак, мы выделили следующие особенности человека с шизоидным типом личности, и предложили способы их интеграции в жизнь:
- Богатый внутренний мир, который важно учиться креативно выражать вовне, преодолевая тенденцию ухода в себя.
- Внутренняя чуткость, чувствительность, сензитивность, которая требует психологической гигиены – создания безопасного пространства, умения беречь себя.
- Конфликт дистанции – близости, для разрешения которого необходимо собственное безопасное пространство, соблюдение личностных границ в отношениях с близкими людьми, и опыт принятия другим человеком.
- Пренебрежение условностями, общественными нормами, что может провоцировать нападение большинства на шизоида, усиливая его страх поглощения. В результате человек выбирает изоляцию и одиночество, уклоняясь от общения с другими людьми. В этом случае, стоит, преодолевая страх, возвращать себя в общение. Пусть контактов будет не много, один-три человека, этого может оказаться достаточно для комфортной жизни.
- Тревога по поводу базовой безопасности, для погашения которой создается внутренне безопасное пространство, которое постепенно распространяется на внешний мир.
Если у Вас возникли вопросы по статье:
« »
Вы можете задать их нашему психологу Online:
Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .
На сегодняшний день разработано несколько тысяч классификаций по типу личности в психологии, отличающихся уровнем внутренней согласованности и классификационными основаниями. При этом границы между психологическими типами при любом классифицировании довольно размыты. В каждом при определенных обстоятельствах можно увидеть проявления того или иного психотипа. Однако тщательное наблюдение за человеком позволяет заметить характерный способ эмоционального реагирования и мышления в большинстве жизненных ситуаций. Эти индивидуальные особенности и представляют интерес для психологов.
Проблема типологии личности была поднята еще Карлом Юнгом еще в 1921 году в труде «Психологические типы». Дифференциацией людей по психологическому типу швейцарский психиатр объяснял фундаментальные теоретические разногласия многих видных ученых. Например, стремление Зигмунда Фрейда искать причины человеческого поведения в бессознательном Юнг объяснял интроверсией психоаналитика. Попытки Альфреда Адлера рассматривать развитие психики в социальном контексте его экстраверсией.
Несмотря на то что человеку проще дается выполнение деятельности, свойственной его психотипу, научное разделение на психологические типы личности не предполагает навешивания негативных ярлыков, не накладывает ограничений на свободу выбора, не запрещает развиваться в любом желаемом направлении.
- Астеник (эктоморф) с узкими костями, неразвитой мускулатурой и почти полным отсутствием подкожного жирового слоя. Соответствующий тип темперамента - церебротонический. Предпочитает мышление непосредственному действию, отличается скованностью при социальных контактах. При возникновении проблем уходит в себя. Предрасположенность к шизофрении.
- Атлетик (мезоморф) - обладатель развитого скелета и мускулатуры. Тип психологии - соматонический - целеустремленный, настойчивый, энергичный, склонный к риску, несколько жесткий в общении. При попадании в проблемную ситуацию прибегает к активным решительным действиям в поисках решения. Предрасположен к заболеванию эпилепсией.
- Пикник (эндоморф) со склонностью к ожирению и накапливанию жира преимущественно в торсе. Висцеронический темперамент - добродушный, открытый, социальный, склонный к поиску физического комфорта, получению удовольствия от еды. В критических ситуациях склонен искать помощь у окружения. Предрасположен к депрессии.
Типология Леонгарда
Немецкий психиатр Карл Леонгард выделил 6 типов людей в психологии по темпераменту.
- Гипертимический темперамент: повышенное настроение, жажда деятельности, неорганизованность, нелюбовь к жестким рамкам и ограничениям.
- Дистимический: преобладает подавленное настроение. Склонен к уединению, медлительный. Выделяется серьезной этической позицией.
- Циклотимический - характеризуется периодической сменой настроения: при приподнятом развивает бурную деятельность, при сниженном работоспособность резко падает.
- Тревожно-мнительный - боязливый, исполнительный, долго переживающий из-за неудач.
- Эмотивный - мягкосердечный, сострадательный тип.
- Аффективно - экзальтированный темперамент: характеризуется широким диапазоном и выраженностью эмоциональных реакций. Легко приходит в восторг по незначительным поводам, и с той же легкостью впадает в отчаянье при малейшей неудаче.
Также Леонгард рассматривал 4 типа людей по психологии акцентуации. Акцентуация характера - выраженность определенных психологических черт, вследствие чего человек становится уязвимым в отношении определенных психогенных воздействий. Когда акцентуация ярко выражена, возникают однотипные затруднения и конфликты с окружающими. В запущенных случаях данные типы людей психология рассматривает как отклонение от нормы - психопатию, мешающую адаптироваться в обществе.
Если человек имеет выраженные психологические проблемы, например, страхи, фобии, панические атаки, зависимость и прочее, ему необходима помощь квалифицированного специалиста, например, психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича.
Основные черты акцентуированных личностей:
- демонстративный тип - склонность к позерству, артистизм, стремлению возвысится в глазах окружающих, что приводит к лживости, приукрашиванию информации о себе;
- педантичный - ригидность, медлительность, нерешительность, аккуратность;
- застревающий - злопамятность, склонность подолгу «застревать» на определенных мыслях и чувствах, особенно когда дело касается задетого самолюбия, подозрительность, ревнивость;
- возбудимый тип - порывистость, импульсивность, нетерпимость, невосприимчивость к критике.
Типы личности: психология конфликтов
Исследователи отмечают проявления различных типов личностей в психологии человека, попавшего в конфликтную ситуацию.
- Демонстративный. Эмоционально поверхностный психотип. Не избегает конфликтов, при выяснении отношений любуется своими страданиями и стойкостью. Чтобы добиться своего от такого человека, нужно излагать свою точку зрения так, чтобы сложилось впечатление, будто бы это его гениальная идея, а вы ее всего лишь поддерживаете. Чтобы смягчить настроение демонстративного психотипа, не скупитесь на комплименты.
- Ригидный. Обладает завышенной самооценкой, подозрительный и излишне критичный по отношению к окружающим. Опасается, что с ним могут поступить несправедливо. Для нейтрализации конфликта желательно использовать уставу организации, ранее установленным правилам. Если у ригидного типа нет определенного статуса, нужно предоставить его.
- Неуправляемый. Импульсивен, необязателен, несамокритичен. При возникновении проблем готов винить кого угодно, только не себя. Может и вызывающе. При возникновении конфликта с таким человеком важно не показать ту реакцию, которой он добивается - скрыть испуг или раздражение.
- Сверхточный. Предъявляет повышенные требования как к себе, так и к другим. Поэтому окружающим нередко ощущают, что их работа стала объектом его мелочных придирок. Такому человеку нельзя давать контроля над другими - заездит. Желательно давать поручения с ориентацией на предмет, например, ответственный за кабинет.
- Бесконфликтный. Нерешительный, часто колеблется в оценках ситуации. Боится брать ответственность за принятые решения, открыто высказывать свою точку зрения. Может изменить мнение под влиянием другого человека. При разговоре с данным типом личности можно опираться на мнение авторитетов или большинства, демонстрировать стремление придти к компромиссу.
Психотипы не стоит делить на хорошие и плохие. Природа редко ошибается. Каждый из видов личности незаменим в своей области. Важно научиться принимать психологические особенности окружающих и помогать им находить место, в котором они смогут проявить себя с наилучшей стороны.
Каждому, наверное, хотелось бы знать, отчего тот или иной человек совершает именно такие поступки. Что двигает человеком для совершения определенных действий и высказываний? Каждый человек исключителен и индивидуален по-своему, но схожесть черт у людей все же есть. Словами и действиями людей, в основном руководят их психотипы или психологические типы личности. Узнав эти психотипы, можно получить навыки лучшего понимания людей.
Психологами психологические типы личности разделяются на множество видов. В чистейшей форме они попадаются редко. Но определенные черты психотипа могут быть более выражены у определенного человека, чем прочие. Психологические типы накладывают отпечаток почти на все: манеру одеваться, говорить, думать. Зная хорошо человека, вы можете безошибочно определить какой у него психотип.
Давайте рассмотрим некоторые из них:
Шизоид - это первый психологический тип. Для этого психотипа характерна склонность к теоретизированию. Этот человек - мыслитель, но действий он не предпринимает. Как правило, он ведет неторопливый и бесстрастный образ жизни. Не выделяется, он больше слушает, чем разговаривает. Одежду эти люди предпочитают без затей, главное для них - это удобство. Люди этого психотипа чаще всего бывают учеными либо выбирают схожие профессии.
Истероид - это психотип противоположен шизоиду. Истероид и шизоид являются взаимоисключающими психологическими типами, редко встречающимися в темпераменте одного человека.
Для истероида жизненный путь является ярким приключением, где он играет главную роль. Эти люди склонны ко всему необычному, что выражается в увлечениях, привычках, манере одеваться и поведении. Их основная черта - оригинальность. Истероидный тип чаще всего можно встретить среди женщин, для которых целью жизни является быть единственной и неповторимой. Люди истероидного типа выбирают творческие профессии: художник, певец, актер.
Эпилептоид - это самая размеренная разновидность среди психологических типов. Люди с таким психотипом довольно педантичны и консервативны. В одежде их предпочтение отдано классическому стилю, они пунктуальны и расчетливы, во всем любят порядок. Эпилептоиды не прощают непостоянство и рассеянность. Из людей этого психотипа получаются довольно строгие учителя и требовательные руководители. Однако не все так «сладко» - людям этого психологического типа свойственна вспыльчивость, эксплозивность, агрессия. Многие из них чувствуют постоянное превосходство над окружающими, поэтому сильно эгоистичны.
Гипертим является самым необычным и авантюрным психотипом (если не считать истероидов, конечно). У таких людей энергия бьет ключом, они прирожденные лидеры и новаторы. Способны совершить рискованные и необдуманные поступки. Гипертримы обычно сначала делают, а потом задумываются о последствиях. Люди, которым характерен такой психологический тип, отдают свои предпочтения экстремальному спорту, среди них много журналистов и военных.
Астеник является полной противоположностью психологического типа гипертима. Астеники - это люди, довольно неуверенные в себе. Проявляется это в скромном поведении, тихом голосе, аккуратной и неброской одежде. Незаметность является целью жизни таких людей. Люди этого психотипа всегда опасаются осуждения, и быть непонятыми. Астеники, как правило, выбирают скромные и тихие профессии, которые обеспечивают наименьшее общение с людьми.
Неустойчивый психотип - это самый пассивный пример, какие известны психологическим типам. Часто носит название "конформный ". У людей такого типа наблюдается абсолютное нежелания сопротивления обстоятельствам. Они просто «плывут по течению» и не задумываются о том, что принесет им жизнь. Это довольно ленивые люди, с легкостью, оказывающиеся под чужим влиянием. Специальность они обычно выбирают по указанию родителей, а лучше, как у родителей.
Лабил - этот психологический тип живет сердцем. Это человек настроения, которое может безосновательно очень быстро и резко меняться. Характер таких людей — это характер капризного ребенка, способного по любому поводу закатить истерику или от всей души восторгаться самой ничтожной мелочи. Часто этот психологический тип называют еще «циклоидами » или «циклотимиками », как раз из- за этой самой цикличности в настроении. Очень склонны к депрессиям.
Сензитив является самым эмоциональным из всех психологических типов. Большинство черт, присущих ему, есть и у других психотипов. Люди с таким психологическим типом стесненно ощущают себя в большом обществе, способны обижаться на грубость, резко воспринимают критику. Имеют склонность к комплексу неполноценности. Часто уступают в спорах и не могут доказать собственную точку зрения. Нередко страдают различными неврозами.
В одном человеке можно рассмотреть совмещение психологических типов. В таком случае человек может быть наделен диаметральными свойствами. Но, в большинстве случаев, в темпераменте одного человека можно встретить близкие по свойствам психологические типы.
Следует добавить, что различные специалисты в области душевного состояния и здоровья человека (психологи, психиатры, психотерапевты), выделяют еще множество видов и подвидов психологических типов личности человека, существуют различные классификации, мнения и терминология в этой области, начиная с банальных попыток древних ученых и философов (), разделения людей на экстра- и интровертов , и, заканчивая современными сложными классификациями, включающих до тридцати различных психологических типов человека.
Наш проект разделяет современные тенденции в подходе к классификации типов личности, поэтому в мы собрали мощные психологические инструменты для комплексного и индивидуального подхода к анализу именно вашей личности.
Введение
Общее понятие о личности
1 Структура личности
2 Диспозиционный подход к определению личностной структуры
Типологический подход
Типы личности в социальной психологии
1 Типология психосоциотипов
2 Типология темпераментов И.П. Павлова
3 Конституционные типологии Э. Кречмера
4 Типология К. Хорни на основе разной потребности в общении
3.5 Типология на основе соотношения поведения и внутренних мотивов человека
6 Типология А. Адлера. Типы личности: установки, связанные со стилями жизни
3.7 Типология «Локус контроля»
Заключение
Литература
Введение
Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева.
М.М. Пришвин
Различие людей между собой многопланово: это различие убеждений и интересов, знаний и опыта, способностей и умений, темперамента и характера.
И, тем не менее, функционирование психики всех людей подчиняется общим закономерностям, у всех имеется память, эмоции и другие психические процессы.
В индивидуальном развитии, человек проходит общие этапы развития, формируются общие, типичные человеческие проявления психики.
Нужно отметить, что взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека. Но даже отличия людей друг от друга характеризуются определенной устойчивостью, в результате эти различия тоже можно выделить, описать, типизировать, обобщить, т.е. создаются научные типологии, находится «общее» даже в различиях.
Все существующие классификации типов мышления, темперамента, характера, личности людей, с одной стороны слишком широки, потому что в одну рубрику попадает большое количество различных людей, с другой стороны, слишком узки, потому что ни один человек никогда в одну рубрику целиком не укладывается. Но, несмотря на это без научных типологий не обойтись. Они нужны, потому что помогают прогнозировать человека, его развитие, психические реакции, взаимодействие в социуме, его деятельность.
1. Общее понятие о личности
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения? Ответить на этот вопрос не так просто, поскольку все психологи отвечают на него по-разному, что свидетельствует о сложности самого феномена личности. По мнению И.С. Кона « С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».(1)
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность».
По определению А.Г. Маклакова «Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих».(2)
В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б.Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования, - это индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
Понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств (принадлежность конкретного человека к человеческому роду). Появляясь на свет, как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью . Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания , которое формируется и развивается в процессе деятельности.
В свою очередь, особенности развития всех этих уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.
1.1 Структура личности
При рассмотрении структуры личности в неё обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.
Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности.
Социальные установки - это убеждения людей.
Воля - потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
Эмоции - совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний.
Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется, поэтому пятью потенциалами : познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.
1. Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность.
2. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. её идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.
3. Творческий потенциал личности определяется полученными ею, и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их реализации в какой-либо сфере деятельности.
4. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами её общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми.
5. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью её художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.
Элементами психологической структуры личности являются её психологические свойства и особенности, так называемые «черты личности». Необозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в подструктуры. В этом отношении интересна концепция К.К. Платонова, который разработал иерархическую структуру личности с учетом определения уровней личности и таких подструктур как: направленность, опыт, формы отражения, биологические, конституциональные свойства.
Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн различал в личности - направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.
А вот А.Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве её подструктур.
1.2 Диспозиционный подход к определению личностной структуры
В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, а в основе второго - определение типов личности.
С точки зрения диспозиционного подхода не существует совсем одинаковых людей. Приверженец диспозиционного подхода Гордон Олпорт полагал, что каждая личность уникальна и что её уникальность может быть понятна через определение конкретных черт личности, т.к. поведение человека всегда является результатом определенной конфигурации личностных черт.
Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных ситуаций особенности поведения человека, это важная составляющая «личностной структуры».
Г. Олпорт выделял общие и индивидуальные черты. Общие черты включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах определенной культуры.
Индивидуальные черты , или индивидуальные диспозиции - это такие характеристики человека, которые не допускают сравнений с другими людьми, это уникальные черты конкретного человека, которые наиболее точно отражают его личностную структуру.
Эмпирические исследования основных черт, формирующих ядро личности, проводили психологи Айзенк, Кэттел, Гилфорд и др., доказывая, что базисная структура черт личности влияет на поведенческие реакции человека. В своих исследованиях они применяли факторный метод анализа структуры личности. Факторный метод заключается в математическом анализе корреляций (взаимосвязей) внутри некоторой группы данных.
2. Типологический подход
Большим по объему и более гетерогенным по сравнению с чертой является понятие «тип» . Тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие «тип» отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объемные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека.
Типы - это комбинации содержательных характеристик личности, между которыми существуют закономерные и необходимые связи, «комплексы»
(Г. Мюррей), «согласованные паттерны» (С. Мадди).
При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов. Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например, такой тип личности, как «авторитарная личность», - конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к - доминантности. Однако из самых различительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.
Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.
Из обзора классификаций темперамента и характера, становится понятно, что при выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.
Одна из таких попыток была осуществлена Иваном Петровичем Павловым, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. В основе типологии И.П. Павлова лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.
По Павлову , представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.
У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».
Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу . В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.
Другой пример системной разработки проблем типологии личности - теория психологических типов К.Г. Юнга. Он связывал типологические различия с двумя факторами:
1.Преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида;
2.Доминирование одной из основных психических функций.
В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.
Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств.
Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.
Экстраверсия , наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему.
Экстраверт , в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.
Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга, чередуются, подобно фазам систолы (сокращение сердца, тогда кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце "отдыхает"). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).
Второй значимый фактор дифференциации психологических типов - максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.
По данному критерию выделяются следующие типы:
·Мыслительный - ориентация на личное прошлое.
·Эмоциональный - ориентация на историческое прошлое,
·Сенсорный - воспринимает настоящее во всей полноте, не внимателен к прошлому,
·Интуитивный - настоящее и прошлое время, малозначимо, устремлен к горизонту
Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.
Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.
К данной группе относятся «идеологические» типологии, в частности, классификация Эдуарда Шпрангера . В ней выделяются шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций . Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.
·Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины.
·Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,
·Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.
·Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.
·Политическая. Доминирующий интерес политического типа - впасть. Ему соответствует «человек силы».
·Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютном или первопринципом.
Аналогичного аксиологического (ценностного) подхода придерживался и Гордон Олпорт, полагавший, что типы личности должны определяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспозиции, служащие главным критерием отнесения человека к определенному типу.
Другими примерами типологии, могут служить классификации, построенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием выступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.
Существуют любопытные частные типологии личности (критерий - общительность, различие в мотивации людей и т. д.).
Исследования Р. Файна (США) и Н. А. Аминова (Россия) показывают, что существует два типа учителей: 1) Х-тип - развивающий ; 2) У-тип - оценивающий .
Первый развивает личность ребенка, придерживается гибкой программы, дружественного стиля, имеет направленность на выявление одаренности, обладает низкой тревожностью.
Второй обращает внимание на умственное развитие учащихся, результат - завышенные требования, строгая проверка, четкое изучение предмета, держится с детьми отчужденно. Было показано, что преобладающий тип учителей зависит от отношения общества к образованию и что в период кризиса должен преобладать
Специфика современных разработок проблем психологической типологии в отечественной науке (исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.) заключается в стремлении анализировать личность не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, носящей типологический характер, в свете сложного отношения «человек - жизненный путь». В этом направлении создаются качественно новые типологии: инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.
Несколько типологий связано с историческими изменениями, которые приводят к смене преобладающих типов людей, соответствующих определенному уровню развития общества. К концепциям такого направления относятся, прежде всего, разработки проблем социального характера и основной личности.
личность диспозиционный темперамент психосоциотип
3. Типы личности в социальной психологии
Существует несколько классификаций типов личности, основные из которых сложились совсем недавно - в 40-50-е годы прошлого столетия. Разделение на типы личности в социальной психологии учитывает степень интровертированности /экстравертированности, уровень замкнутости, общительности, темперамент, восприятие времени, контроль над собственной жизнью и некоторые другие критерии. Такая типология близка к социально-психологической, так как связана с преобладающими установками в сфере общения.
3.1 Типология психосоциотипов
Психосоциотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление, и специфике предпочтений: экстраверсии или интроверсии. В основе выделения психотипов лежит типология личности, разработанная К. Юнгом (о которой уже шла речь в предыдущей главе).
К. Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности.
Существует четыре основных предпочтения:
·Первое имеет отношение к тому, откуда человек черпает свою энергию - из внешнего мира (экстравертный) или внутри себя (интровертный);
·Второе связано с тем, как человек собирает информацию о мире - дословно и последовательно, опираясь на текущие реальные ощущения (сенсорно-ощущающий) или более произвольно, доверяя своей интуиции (интуитивный);
·Третье относится к тому, как человек принимает решения - объективно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализируя и планируя (мыслительно-логический) или субъективно и межличностно, по велению чувств (эмоционально-чувствующий);
·Четвертое имеет отношение в образу жизни человека - способен ли человек быть решительным и методичным (решающий, рациональный тип) или человек уступчивый, гибкий, непосредственный, несколько стихийный (воспринимающий, эмоциональный тип).
Согласно типологии К.Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам:
1.экстраверсия - интроверсия;
2.рациональный - иррациональный;
.мыслительный тип (логик) - эмоциональный тип (этик);
.ощущающий тип (сенсорик) - интуитивный тип (интуит).
Нужно отметить, что мыслительный, эмоциональный, интуитивный, ощущающий типы будут проявляться в своеобразных функциях в зависимости от экстраверсии либо интраверсии человека.
Итак, по типологии К.Юнга наиболее популярное в настоящее время, является деление на такие социально-психологические типы, как: экстраверты, интроверты, эмоционально нестабильные, эмоционально стабильные.
Эмоционально нестабильные люди - это те, которые живут в состоянии эмоционального напряжения и постоянного страха, которые не могут расслабиться, глубоко переживают любые неприятности.
Эмоционально стабильные люди- в противоположность неустойчивому типу, очень уравновешены, спокойны, в то же время неспособны сочувствовать другим людям.
Вышеперечисленные типы личности обычно сочетаются в одном человеке, но в зависимости от преобладания тех или иных качеств, различают типы личности в социальной психологии, которые нам также известны как - меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик (по типологии темперамента).
3.2 Типология темпераментов И.П. Павлова
Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальных особенностей к небольшому числу типичных портретов.
Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:
) «безудержный» - сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы
соответствует темпераменту холерика;
) «живой» - сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы
соответствует темпераменту сангвиника;
) «спокойный» - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы
соответствует темпераменту флегматика;
) «слабый» - слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы
соответствует темпераменту меланхолика.
Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, проявляет нетерпение, резкость движений, вспыльчивость, несдержанность. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемости жизненным трудностям. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, легкую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, продуктивный деятель при наличии заинтересованности, т.е. при постоянном возбуждении. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя.
Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; эмоции проявляет замедленно, неразговорчив, обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. В стрессовой ситуации остается внешне спокойным.
Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать у него «срыв», «стопор», растерянность. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Настроение очень изменчиво, он часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен. Меланхолики подвержены невротическим расстройствам. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому редко встречаются «чистые» типы темперамента, и тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Необходимо отметить, что темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения.
3.3 Конституционные типологии Э. Кречмера
Немецкий психолог Э.Кречмер (1888-1964) в своей знаменитой книге «Строение тела и характер» попытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психическим складом.
По мнению Э. Кречмера, существуют только четыре основных варианта человеческой анатомии, встречающиеся не только в чистом виде, но и в различных комбинациях.
1. Астенический тип - человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и хрупкими конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.
2. Пикник - отличается развитием внутренних плоскостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слабом двигательном аппарате. Средний рост, плотная фигура, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, основательный, массивный живот.
. Атлетик - обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими плечами, уверенной осанкой.
. Дипластик - человек с неправильным телосложением.
С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. По мнению Кречмера, астеническое телосложение имеет шизотимик.
Он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним. У щизотимиков происходит колебание между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства.
Пикническое телосложение имеет циклотимик , его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах.
Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.
Если использовать традиционные названия темпераментов, то нетрудно заметить, что меланхолики преимущественно имеют хрупкое астеническое телосложение, холерики - преимущественно в переходных градациях от атлетического телосложения к астеническому, флегматики - в переходных градациях от атлетического к пикническому, сангвиники - преимущественно пикническое телосложение.
.4 Типология К. Хорни на основе разной потребности в общении
Американский психолог К. Хорни в зависимости от отношения к общению с другими людьми выделила три психологических типа личности:
·«Привязчивый тип» - человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, чтобы кто-то о нем заботился, - такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»
·«Агрессивный тип» - характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей - такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с такой точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»
·«Отчужденный тип» - для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, т.к. они рассматривают общение как неизбежное зло, не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они втайне задают себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»
3.5 Типология на основе соотношения поведения и внутренних мотивов человека
В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделяют три типа личности:
1. Гармоническая личность - нет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, моральные принципы, чувство долга и реальное поведение человека гармонично сочетаются друг с другом, имеют социальную направленность и адекватность;
2. Конфликтная, противоречивая личность - присущ разлад между поведением и мотивами, т.е. действия, противоречат желаниям;
3. Импульсивная личность - поступает только по своему желанию либо, если у человека нет ярко выраженных желаний, то он поступает в соответствии с воздействиями извне, - «человек-флюгер», который действует в соответствии с ближайшей ситуацией, хотя и может маскировать свою несостоятельность деловитостью, демократической коллегиальностью.
3.6 Типология А.Адлера Типы личности: установки, связанные со стилями жизни
Адлер отмечает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Истинная форма стиля жизни может быть распознана при условии знания о том, какие пути и способы человек использует для решения основных жизненных проблем: работа, дружба, любовь.
Адлер разработал типологию установок, обусловленных стилями жизни (в зависимости от того, как решаются главные жизненные задачи, в зависимости от уровня социального интереса и степени активности человека). Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Социальный интерес является основным критерием психологической зрелости человека; его противоположностью является эгоистический интерес.
Степень активности имеет отношение к тому, как человек приходит к решению жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.
В случае недостаточно выраженного социального интереса возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности):
·Управляющий тип - это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане, им безразлично благополучие других и для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонарушители, наркоманы и т.д.)
·Избегающий тип - у этих людей нет достаточного социального интереса, нет должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач и уклоняются от решения жизненных проблем.
·Социально-полезный тип - это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми. К решению жизненных проблем подходит осознанно, ответственно.
3.7 Типология «Локус контроля»
В последние годы большое развитие и признание получила типология личности, связанная со шкалой «локуса контроля »
Одна из важнейших характеристик личности - степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события.
Впервые методы исследования этой характеристики были разработаны в 60-х годах прошлого века в США. Наиболее известной является шкала «локуса контроля» Д. Роттера. Эта шкала основана на положении: люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:
1. Экстернаты - когда человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действия других людей и т.п.;
2. Интерналы - когда человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий. Интерналы считают, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
Человек типа «интернал» чаще в жизни «победитель», экстернал - «побежденный», у них различные жизненные сценарии, различное отношение к себе и другим людям.
В тоже время, экстернальность / интернальность не являются взаимоисключающими, но связаны с культурными традициями: восточная культура способствует формированию экстернального типа личности, западная культура - интернального. Интернальность связана с глубоким развитием личностной ответственности. Это очень хорошо показано в исследовании К. Муздыбаева.
Заключение
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.).
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Человек - существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.
Таким образом, личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Основные социально-психологические особенности личности определяются:
) степенью целостности и противоречивости мировоззрения и убеждений;
) степенью осознанности своего места в обществе;
) характером потребностей и интересов;
) спецификой соотношения различных личностных качеств.
Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимное влияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений.
Литература
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.-214 с.
2.Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.
.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988. - 124 с.
.Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 243 с.
.Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. -211 с.
.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.-186 с.
.Маклаков А.Г. Общая психология - Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2006. - 470с.
.Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975. -212 с.
.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. -511-641 с.
.Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975-178 с.
Сноски в тексте работы
Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 243 с.
Маклаков А.Г. Общая психология - Учебник для вузов - СПб.: Питер,2006. - 470с.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Формирование личности зависит от множества обстоятельств и мелочей, поэтому характеры так отличаются друг от друга. Зачастую личность представляет собой смесь из разнообразных поведенческих особенностей, и эта статья поможет вам определить, какие черты доминируют в вашем нраве, а какие качества вы хотели бы развить.
Паранойяльный характер (Застревающий)
Система ценностей одного из наиболее агрессивных типов строиться вокруг навязчивой идеи, которая доминирует над окружением и личными потребностями. Выбранная цель трактуется параноиком как общественно значимая, хотя ее важность может быть как объективной, так и глубоко субъективной вплоть до полного абсурда. В этом проявляется мессианская жилка людей с подобным характером, которые склонны к борьбе за общественное благо, точнее, за личное представление о нем, но само общество не играет для них особой роли.
Параноики не способны перенести центр мировоззрения с идей на окружение, и в случае осуществления их замыслов они довольствуются не принесенной пользой, а благодарностью и признанием своих заслуг. Самовлюбленность этого типа характера вызвана желанием доказать обществу свою важность и незаменимость, что является отголоском чувства неполноценности.
На заметку: Любите скорость, быструю и комфортную езду! Сайт http://kprf-lipetsk.ru/ - для Вас!
В работе параноики проявляют себя усердно и устремленно, если идея совпадает с ее целью, но не всегда последовательно. Люди этого типа не допускают критики, поскольку считают свои методы единственно верными. Если параноики считают, что они разбираются в деле, они не будут советоваться со специалистами, считая себя таковыми. В качестве подчиненного параноик может пойти на некоторые уступки начальству, которое в лучшем случае воспринимает как равное себе по опыту, но не допускает компромисса с равными в звании и подчиненными, которых считает ниже себя, то есть средствами для достижения цели.
Такое восприятие мира сопровождается отчуждением от социума, даже от близких, которые, по мнению параноика, должны оказывать ему посильную и непосильную помощь в достижении цели. Людей он воспринимает как источник выгоды, и параноик не чуждается манипуляций и лжи, чтобы ее получить.
Известные параноики: Петр I, Генрих Шлиман, Томас Эдисон, Владимир Ленин, Бобби Фишер.
Этот тип характера практически полностью реализовался в бюрократических добродетелях. Эпилептоиды ведут скромный образ жизни, одеваются просто и неброско, избегают излишеств и искренне наслаждаются сдержанностью и опрятностью. Педантичность и въедчивость характера основана на беспрекословном подчинении определенной системе. В доме эпилептоид поддерживает идеальный порядок, дотошно сортируя вещи и раскладывая их по своим местам, следит за здоровьем, уверен и последователен в работе, и требует того же от других.
Люди такого склада реализовывают себя в соответствии с чувством порядка, которое отыскивают в роли одного из элемента системы, и страсть к подчинению может уступать аморальным нормам организации. Эпилептоид смиренно выполняет приказы и следует инструкциям, перспективы рассчитывает с оглядкой на иерархическую систему, любит контролировать, поскольку считает себя воплощением порядка, и довольствуется властью, даже мелкой. Превосходный консерватор и неумелый новатор, эпилептоид сторонится изменений, необходимость которых его угнетает.
В тихом омуте водиться злопамятство, мстительность, подозрительность и авторитаризм. Каждый проступок должен быть наказан, несмотря на то, принес он ущерб или нет, и эпилептоид всегда готов уличить кого-то в нарушении порядка, чтобы показать свое превосходство.
Известные эпилептоиды: Иоганн Вольфганг Гете, Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Иосиф Сталин.
Истероидный характер (Демонстративный)
Подчеркнуто демонстративные истероиды отличаются чувственностью, которая удачно проявляется в творческих профессиях, и обостренным непринятием критики из-за убежденности в своей исключительности и правоте. Истероидный характер не принимает правила объективной реальности и старается переписать их по своему усмотрению, смещая на себя центр жизненно необходимого внимания, поэтому окружение формируется не из друзей, а из почитателей.
Театральность вызывающего поведения, которое громко заявляет об особом статусе, истероиды подчеркивают разнообразными средствами (от телодвижений до упертых пререканий, от яркой кричащей одежды до татуировок), противопоставляя себя «посредственным серым массам», однако мнение большинства играет для них большую роль. Развязным поведением они хотят вызвать восхищение, а если они не получают похвалы, они устраивают скандалы. Истероиды инфантильны и несамостоятельны, поэтому капризный нрав перекладывает ответственность за их содержание на других, считая это естественным, при этом оскорбляется наставлениями и советами благодетелей.
Известные истероиды: Маркиз де Сад, Оскар Уайльд, Александр Вертинский, Игорь Северянин, Сальвадор Дали, Бритни Спирс.
Шизоидный характер (Замкнуто-углубленный)
Шизоидный тип подразумевает замкнутость на внутреннем мире, из-за чего этот характер называют аутистическим. Люди такого ментального склада несознательно выносят себя из общества, чтобы посвятить время размышлениям. Такая позиция позволяет подмечать то, что не видно другим, и шизоид увлеченно интересуется происходящим вокруг, но не участвует в нем.
Асоциальное, но не мизантропическое восприятие отрицает значимость внешнего вида, поскольку мнение окружающих не является авторитетом для шизоида: аккуратная прическа и гладкий подбородок – это ненужная рутина, а главный критерий в выборе одежды – это ее удобство. Быт аутист с удовольствием перекладывает на вторую половину или прислугу, поскольку не считает его стоящим времени и сил.
Шизоиды сторонятся спешного темпа жизни. Они медлительны, вялы, малоподвижны. В рабочее время они нуждаются в полном уединении, поскольку шум мешает им сосредоточиться. Аутисты непоследовательны и брезгуют порядком, из-за чего им бывает трудно организовать свою деятельность, но когда они занимаются одной задачей, они легко находят ее решение благодаря умению глубоко копать, правда, свои идеи человек с шизоидным характером не любит подтверждать исследованиями или мнениями других, считая их априори верными.
Известные шизоиды: Иоганн Себастьян Бах, Иммануил Кант, Людвиг ван Бетховен, Альберт Эйнштейн, Борис Пастернак, Стив Джобс, Анатолий Вассерман, Григорий Перельман.
Синтонный характер (Сангвинический)
Синтонное сословие состоит из неунывающих весельчаков. Они непоседливы и неорганизованы, а веселое настроение, которое сохраняется даже в тяжелых ситуациях, иногда оборачивается паясничеством.
Синтоиды – социальные существа. Им важно общаться и заводить друзей, поскольку только в компании они могут раскрыть всю жизнерадостную сущность. Наивные и доверчивые добряки всегда готовы подбодрить и помочь, и даже если обманываются, они не теряют веру в человечество.
Чувственный подход сангвиники соблюдают не только к духовным проявлениям мира, но и к материальным: им нужны будоражащие впечатления так же, как вкусная еда и приятные запахи.
Сангвиники легко адаптируются к новому коллективу, однако их работу нельзя назвать последовательной. Энергичные и активные бодряки с трудом следуют монотонным заданиям, и проявляют рвение только в интересующих их занятиях.
Известные синтоиды: Готфрид Лейбниц, Михаил Ломоносов, Джакомо Казанова, Джоаккино Россини, Генрих Гейне, Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Александр Герцен.
Психастенический характер (Тревожно-сомневающийся)
Психастеники всячески избегают перемен, поскольку они несут с собой тревогу. Все незнакомое выбивает их из колеи, навязывает тягостные раздумья. Они не доверяют тому, что им полностью не знакомо, и немногие люди переходят из общесоциального поля в дружеское. Только пройдя дотошную проверку, которая должна подтвердить значимость, человек или вещь могут войти в жизнь психастеника, хотя для этого они сначала должны беспардонно в нее вторгнуться. Пугливость и застенчивость поддерживают чувственность в вялом состоянии, не давая ей прогрессировать, но иногда она разражается страстным неостановивым порывом, который сопровождает, но не сдерживает беспокойство.
Тревога и сомнения охватывает этих бедняг везде и во всем: на какое кино пойти, что лучше купить, помочь ли девушке донести сумку. Психастеники не спешат на помощь не потому, что они дурно воспитаны, а из-за того, что каждая ситуация или реплика запускает в их головах переваривающий механизм, который может окончить работу уже после того, как проблема самоустраниться. Такая неопределенность мешает организовать жизнь, поэтому о психостениках заботятся более уверенные в себе люди.
Неуверенность в своих силах, ипохондрия, сомнение в каждом пустяке и тревога за все на свете быстро портят неустойчивый психологический климат. Гигиена последнего приводиться в порядок совершенно определенным окружением, где все соблюдает беспеременчивое постоянство, чуждое миру за пределами «панциря». Этот мирок формируется из привычных вещей и самых близких друзей, но только в нем психастеник может расслабиться и жить как обычный человек.
Известные психастеники: Виссарион Белинский, Чарлз Дарвин, Клод Моне, Антон Чехов.
Циклотимный характер (Переменчивый)
Циклотимики очень зависят от настроения, которое может формироваться как внешними факторами, так и внутренними. Расположение духа изменяется контрастами: на смену депрессии приходит беззаботность, а жизнерадостность легко затмевает вспышка агрессии. Чередующиеся периоды настроения длятся по-разному, от нескольких секунд до месяцев.
В приподнятом душевном состоянии циклотимики легко социализируются и взаимодействуют с обществом подобно сангвиникам, но в работе проявляют больше усердия, поскольку энергетический подъем побуждает их к действию. Подавленность же вызывает озлобленность и отчужденность, и работать в таком состоянии им крайне сложно. В качестве защитного механизма они используют оживленное настроение, но когда такого нет, люди вызывают раздражение и неприязнь, а безрассудства, наоборот, привлекают.
Известные циклотимики: Георг Фридрих Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Наполеон Бонапарт, Василий Жуковский, Александр Пушкин, Винсент Ван Гог, Густав Малер, Сергей Есенин, Эрнест Хемингуэй.
Эмотивный характер (Чувственный)
Душевная организация эмотивов очень нежная и кроткая. Она проявляется в неконфликтности, отсутствии соревновательного духа и обостренном сочувствии, которым люди данного характера награждают всех, даже тех, кто не нуждается в сострадании.
В больших шумных компаниях скромные и стеснительные эмотивы чувствуют себя неловко, но они вполне способны влиться в незнакомое общество, если приложат усилия. Люди с тонкой сущностью предпочитают окружение духовно близких людей, которым они полностью доверяют и могут излить душевные переживания, коих всегда предостаточно. Внутренняя кротость очень впечатлительная и тревожна, однако она постоянно нуждается в легких колебаниях, которые вызывают новые ощущения и чувства. Если эмотивы не находят их в жизни, они обращаются к искусству, и чем больше приключений и чувств вымышленные герои испытывают, тем больше изнурительного наслаждения эмотив получает.
Личную жизнь эмотивный характер пытается организовать бесперименчивой и уютной, но наполняют ее чувственными удовольствиями. Особую любовь они питают к природе, которая богата на сенсуалистические и эстетические впечатления.
Работоспособность эмотивов зависит от их настроения. Негатив действует на них крайне угнетающе, и любая мелочь может вывести их из труднодостижимого душевного покоя. Несмотря на добродушие, люди с низкой самооценкой способны проявлять обидчивость и злобу, которая причиняет страдания им самим.
Известные эмотивы: Карл Брюллов, Михаил Глинка, Лев Толстой, Иван Шишкин, Петр Чайковский, Махатма Ганди, Мать Тереза.