Организация сыскной части полиции. Организация сыскной части полиции Управление сыскных отделений
В марте 1908 года в составе Департамента полиции было создано 8-е делопроизводство . Оно осуществляло следующие функции: составление документов по организации и деятельности сыскных отделений, создание центрального регистрационного бюро, связь с западноевропейскими полициями, а также с фирмами, изготовляющими аппаратуру для сыскных отделений в России. Члены 8-го делопроизводства стали инструкторами в школе для подготовки агентов сыска, выезжали на места для обучения агентов технике розыска.
Для более успешного руководства сыскной деятельностью полиции был принят Закон от 6 июля 1908 года «Об организации сыскной части» .
В соответствии с принятым законом в составе полицейских управлений империи были образованысыскные отделения четырех разрядов для производства розыска по делам общеуголовного характера как в городах, так и в уездах. Вся административная система государства на местах замыкалась на губернаторе , власть которого по закону была «судебно-полицейской, распорядительной, исполнительной и понудительной». Согласование любых действий местной и центральной власти осуществлялось губернатором. В границах вверенной ему территории губернатор был официальным начальником полицейских управлений – городских и уездных. В состав городских управлений вошли и сыскные отделения. В силу такого устройства местной власти работа сыщиков по преследованию преступников серьезно затруднялась.
На начальников сыскных отделений, их помощников, полицейских надзирателей и городовых были возложены все права и обязанности, согласно судебным Уставам и другим, действующим по данному предмету указаниям. Начальники отделений и их помощники назначались на должности и отстранялись от службы по предварительному согласованию данного вопроса между губернатором и прокурором окружного суда . При этом лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений в отношении производства розыскных действий.
Проблемой борьбы с уголовной преступностью стала заниматься Государственная дума . При обсуждении этого вопроса отмечалось, что состояние сыска в империи представляет прямую опасность во время столь быстрого роста преступности. Депутаты признали организацию сыскных отделений в масштабе всей страны своевременной и необходимой.
Министру внутренних дел в случае надобности было предоставлено право, передвигать из состава одного сыскного отделения в другое в должности «помощников» начальников отделений, полицейских надзирателей, канцелярских чинов и городовых, а равно и суммы на производство розысков.
Связи между сыскной полицией в городах и полицией в уездах не было. Поэтому нередки были случаи, когда разыскиваемый преступник свободно проживал в уезде, в то время как его тщательно разыскивали в городе.
После принятия Закона от 6 июля 1908 г. была введена в действие Инструкция чинам сыскных отделений, принятая9 августа 1910 г .. В Инструкции четко расписывалось устройство сыскных отделений, права и обязанности чинов сыскных отделений. Основной целью сыскных отделений в соответствии с Инструкцией являлось негласное расследование и производство дознаний, предупреждение, устранение, разоблачение и преследование преступных деяний общеуголовного характера. Чины сыскных отделений для выполнения своей деятельности использовали поручения прокуроров и судебных следователей по общеуголовным делам, а также предписания своего начальника в пределах указанных выше целей деятельности сыскной полиции.
Командированные в другие города чины сыскного отделения обязаны были по прибытии являться к начальнику местного сыскного отделения или начальнику местной полиции и вести дальнейшие расследования совместно с данными лицами и при полном содействии с их стороны. В случае необходимости они были обязаны принять сыскные меры по какому-либо делу одновременно в различных местностях империи.
Все сведения, касающиеся дел политического характера, начальники отделений были обязаны незамедлительно сообщать начальникам губернских или охранных отделений и не принимать каких-либо мер по обозначенным делам.
Начальник сыскного отделения непосредственно подчинялся в общем порядке службы полицмейстеру по принадлежности. На начальника сыскного отделения возлагались следующие обязанности: 1) руководство деятельностью подведомственных ему чинов отделения и ее направление в духе законности к наиболее успешному исполнению возложенных на них обязанностей по предупреждению и расследованию преступлений; 2) распределение занятий между подведомственными ему чинами отделения; 3) принимал на себя розыски и расследование по особо выдающимся делам, являясь на место преступления и принимая надлежащие меры для розысков по горячим следам.
В 1910 году в составе особого отдела Департамента полиции был создан строго засекреченный Агентурный отдел. В его задачу входила подготовка и засылка агентов в революционные организации. Особую ценность для охранных отделений представляли агенты - члены революционных организаций . Внутренние агенты постоянно занимались провокаторством. Выдавая себя за активных деятелей революционных организаций, они проваливали их.
Охранные отделения стремились расширить свою деятельность за счет вмешательства во внутрипартийные дела и влиять на них в целях ослабления революционных сил или их раскола. Предпринимались меры по усилению противоречий между большевиками и меньшевиками. В 1914 году в циркуляре предписывалось всем охранным отделениям «безотлагательно внушать подведомственным секретным сотрудникам, чтобы они участвовали в разного рода партийных совещаниях, неуклонно и настойчиво проводя и убедительно отстаивая идею полной невозможности какого бы то ни было организационного слияния течений и в особенности объединения большевиков и меньшевиков».
После создания сыскных отделений встал вопрос о профессиональной подготовке их служащих. В августе 1908 г. по распоряжению министра внутренних дел П.А. Столыпина для начальников сыскных отделений в Петербурге были открыты двухмесячные курсы. Обучение на курсах предусматривало теоретическую подготовку слушателей и практические занятия, которые проводились ежедневно. Программа включала в себя широкий круг дисциплин: государственное и полицейское право; судебную медицину; методы регистрации преступников; приемы уголовного сыска; приемы самообороны; ознакомление с оружием и взрывчатыми веществами; ознакомление с гримом и переодеванием; тайнопись преступников (шифры и дешифровка); разбор выдающихся сыскных дел; присутствие при вскрытии трупов; посещение полицейского музея и других учреждений; практические занятия по «словесному портрету», антропометрии, дактилоскопии, по снятию слепков и рисунков следов, при исследовании документов; приемы дрессировки собак для защитных, сторожевых и сыскных целей; практику дознания; практику розыска и выслеживания преступников и т.д. Обучение на курсах способствовало повышению квалификации определенной части сотрудников уголовного сыска, хотя и не решало проблемы в целом». Дальновидные руководители полиции предпринимали различные шаги, чтобы поднять уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки чинов сыскных отделений. На состоявшемся в 1913 году всероссийском съезде чинов сыскной полиции остро обсуждался вопрос о требованиях, предъявляемых к личному составу, о его профессиональной подготовке, говорилось об открытии курсов для классных чинов, школ для нижних чинов сыскной полиции.
РАССКАЗОВ Вячеслав Леонидович,
аспирант Кубанского государственного аграрного университета. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье освещаются вопросы подготовки проекта и принятие закона, регулирующего организационно-правовые основы деятельности органов уголовного сыска в России, и анализ его положений.
The article covers the drafting and adoption of a law regulating the institutional and legal bases for the activities of criminal investigation in Russia, and the analysis of its provisions.
Ключевые слова: закон; полиция; преступность; розыск; Россия; сыскные отделения. The law; the police; crime; search for; Russia; detective office.
В конце XIX - начале ХХ вв. в России в силу особенностей исторического развития были обострены противоречия, которые привели к кризису существующего строя1. Это объяснялось многими факторами: нежеланием самодержавия идти на уступки оппозиции, отсутствием в России развитых демократических традиций и в силу этого крайней нетерпимостью
политических партий друг к другу.
Следует отметить, что в борьбе с оппозицией правительство использовало казачество. Как люди военные и связанные присягой и дисциплиной, казаки не могли не выполнить приказа, так как это считалось одним из тяжелейших преступлений. Вместе с тем использование казачьих частей в революционных событиях, посеяв семена грядущего раскола в казачьей среде, оказывало деморализующее воздействие на казачество, что являлось одной из причин нежелания Военного ведомства выполнять функции подавления массовых выступлений.
Все это способствовало обострению криминальной обстановки. По подсчетам С.С. Остроумова, проанализировавшего динамику роста «наиболее серьезных» преступлений, подсудных окружным судам и судебным пала-
1 Рассказов Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917-1941 гг.). Уфа,1994. С. 54.
2 Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2015. С. 132.
3 Рассказов Л.П. и др. Кубанское казачество: историко-правовое исследование (конец XVIII в. - начало XXI в.): Монография / Под ред. Л.П. Рассказова. Краснодар, 2013. С. 89.
там, в период с 1899 по 1908 гг. количество таких преступлений возросло с 266710 до 385039, в том числе: против порядка управления - с 8048 до 8729; против жизни - с 16293 до 33053; насильственных похищений имущества - с 20322 до 47107, краж - с 63328 до 1085074. Количество убийств возросло более чем в два раза - их пик пришелся на 1907 год. За тот же период число осужденных окружными судами выросло на 66%6. В первые девять лет XX в. ежегодный рост преступности в стране составил 7%7. Однако только за 1902-1904 гг. из 864626 уголовных дел, находящихся в производстве всех судебных следователей России, было прекращено из-за «необнаружения виновных» 137594 дела8, т.е. как минимум такое же количество преступников остались безнаказанными или почти каждое шестое преступление, по факту совершения которого проводилось предварительное следствие, осталось нераскрытым. Такая тенденция, на наш взгляд, стала возможной, в первую очередь, в
4 Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России / Под ред. Г.И. Соломахи. М., 1980. С. 64-65.
5 Тарновский Е.Н. Движение преступности в Российской империи за 1899-1908 гг. // Журнал Министерства юстиции. 1909. № 9. С. 66.
6 Лясович Т.Г., Фролов В.В. Особенности правовой регламентации деятельности сыскных полицейских подразделений в начале ХХ века в Российской империи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. В 4-х т. Т. 3. Тамбов, 2011. С. 134.
7 Петров А.В. Проблемы организации общей полиции в Российской империи в начале ХХ века // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 3. С. 134.
8 Матиенко Т.Л. Организационно-структурные особенности сыскной полиции Российской империи (1908-1917 гг.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 18. С. 32.
связи с недостаточностью специальных органов сыскной полиции, осуществлявших оперативно-розыскное сопровождение органов предварительного следствия при расследовании преступлений. Указанные факторы и предопределили создание в Российской империи общегосударственной системы уголовного розыска, путем учреждения сыскных отделений (СО).
12 марта 1908 г. по приказу директора Департамента полиции М.И. Трусевича, в нем был образован «Отдел уголовно-сыскной части», т.е. 8-е делопроизводство Департамента, в задачи которого входило: «общее наблюдение за деятельностью сыскных отделений в Империи, руководство сформированием новых отделений, снабжение их необходимыми пособиями, сосредоточение регистрации преступности, издание инструкций и циркуляров» . В структуру 8-го делопроизводства вошло Центральное регистрационное бюро, созданное еще 1 января 1907 г. как Регистрационный отдел и возглавляемое бывшим начальником Московской сыскной полиции В.И. Лебедевым. Задачами бюро являлись сбор и классификация информации об особо опасных преступниках, наведение справок о них по запросам территориальных органов полиции, установление личности рецидивистов и т.д. Помимо наблюдения за сыскной деятельностью на местах, в обязанности 8-го делопроизводства входили: связь с иностранными полициями по вопросам общеуголовного характера; составление инструкций и правил по сыскной части; заведование школой инструкторов и фотографией Департамента полиции. Правом централизованного руководства уголовно-сыскными подразделениями общей полиции и непосредственной организацией розысков на территории всей России 8-е делопроизводство наделено не было3.
В 1908-1914 гг. пост делопроизводителя (начальника) 8-го делопроизводства Департамента полиции занимал В.И. Лебедев4. По его
1 Вестник полиции. 1908. № 15. С. 4.
2 Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917 гг.). М., 2000. С. 47, 50.
3 Матиенко Т.Л. Организационно-структурные особенности сыскной полиции Российской империи (1908-1917 гг.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 18. С. 33-34.
4 Шаханов А. Московские обер-полицмейстеры и начальники сыскной полиции // Московский журнал: История государства
инициативе были подготовлена два законопроекта: первый - об учреждении штата Киевской сыскной полиции (она была учреждена в 1880 г. по предписанию Киевского губернатора, формировалась из чинов Киевской городской полиции и законодательным порядком не была утверждена), а второй - о создании всероссийской системы уголовного сыска, предусматривающий, помимо уже функционировавших штатных сыскных полиций, создание еще 96 СО трех разрядов в городах России: губернских и областных центрах, крупных промышленных и транспортных узлах, а также имеющих важное стратегическое значение, при этом учитывалось и количество населения. В зависимости от разряда СО предусматривались его штат и финансирование. 29 декабря 1907 г. оба законопроекта, после затянувшихся согласований между Министерством внутренних дел и Министерством финансов, в ходе которых число разрядов СО достигло четырех, штаты были уменьшены, а количество СО сокращено, были внесены в Государственную Думу и поступили на рассмотрение в Комиссию по судебным реформам, которая объединила оба законопроекта, причислив Киевскую сыскную полицию к СО 1 -го разряда. В окончательном виде предусматривалось создание 89 новых СО.
20 июня 1908 г. в Государственной Думе рассматривался проект закона «Об организации сыскной части», докладчиком по которому выступил бывший товарищ (заместитель) прокурора Одесского окружного суда, член Комиссии по судебным реформам Л.Г. Люц. В частности, он изложил содержание законопроекта и внесенных в него поправок, заострив внимание на тот факт, что «быстро разрастающаяся за последнее время преступность обязывает государство принять особые меры для борьбы с преступниками». На текущий момент эта функция была возложена на полицию, которая «переобременена» и другими задачами, «отвлекающими ее от прямой задачи розыска виновников преступления». В этой связи, розыск «должен быть возложен на лиц, обладающих достаточной опытностью в этом деле».
Российского. 2005. № 2 (Электронный ресурс Ь|йр://т].ги8к.ги/8Ью\л/.рЬ|р?1с1аг=801021).
5 Шаламов А.Ю. Российский «фараон»: Сыскная полиция Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ вв. / Под ред. В.Л. Телицына. М., 2013. С. 89-95.
При этом Л.Г. Люц привел красноречивую статистику: если в Германии «полицейские» расходы на одного жителя составляют 7 марок, а во Франции - 12, то в России - лишь 2 марки. Что касается денежного содержания полицейских, то в Лондоне городовые получают 100 фунтов стерлингов, а в Париже - 150, причем на каждого лондонского городового приходится 7 задержанных преступников, а на парижского - 30. Исходя из этого, он призвал депутатов снабдить полицию «особыми средствами и мерами для сыска»: «В этом отношении громадную услугу уже оказала антропометрическая система Бер-тильона и дактилоскопия. Эти приемы применяются у нас только в 2-3 сыскных отделениях». Помимо этого, было предложено установить судебный надзор за деятельностью «полиции по розыску преступников». В заключение доклада Л.Г. Люц поддержал законопроект об организации СО «в наиболее крупных городах, с тем, однако, чтобы они обслуживали и уезды»1. От правительства законопроект поддержал товарищ министра внутренних дел А.А. Макаров, который, в частности, пояснил: «За последнее время до 30% преступлений остаются безнаказанными. Расходы на сыскную полицию с избытком окупятся прекращением общих убытков, простирающихся до миллиарда... Нужно изменить организацию сыска, что и проводится законопроектом». После бурных и продолжительных дебатов, порой переходящих во взаимные оскорбления депутатов, как указывается в официальном документе, «в результате прений законопроект
П.А.Столыпин
ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА
В 2-х томах
Документы и материалы
Том 2
Об организации сыскной части
I. В составе полицейских управлений Империи образовать сыскные отделения
четырех разрядов для производства розыска по делам общеуголовного характера,
как в городах, так и в уездах.
II. Установить прилагаемые при сем штаты сыскных отделений I разряда в
городах: Киеве, Харькове и Тифлисе; II разряда – в городах: Астрахани,
Елисаветграде, Вильне, Кишиневе, Воронеже, Екатеринославе, Казани, Минске,
Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Туле, Таганроге и Николаеве (Херсонской
губернии); III разряда – в городах: Витебске, Двинске, Иваново-Вознесенске,
Житомире, Гродне, Белостоке, Новочеркасске, Иркутске, Калуге, Ковне,
Костроме, Митаве, Либаве, Курске, Юрьеве, Люблине, Могилеве, Оренбурге,
Орле, Пензе, Перми, Петрокове, Каменец-Подольске, Полтаве, Кременчуге,
Пскове, Радоме, Рязани, Симбирске, Смоленске, Ставрополе, Симферополе,
Тамбове, Твери, Томске, Уфе, Херсоне, Ревеле, Ярославле, Омске,
Благовещенске, Владивостоке, Уральске, Кронштадте, Керчи-Еникале,
Елисаветполе, Кутаисе, Эривани, Батуме, Екатеринодаре, Владикавказе,
Бердичеве и Новороссийске; IV разряда – в городах: Архангельске, Владимире,
Вологде, Вятке, Красноярске, Калише, Кельцах, Ломже, Новгороде,
Петрозаводске, Плоцке, Сувалках, Седлеце, Тобольске, Чернигове, Чите,
Хабаровске, Семипалатинске и Карсе. Означенные штаты ввести в действие с 1
июля 1908 года.
III. С введением означенных штатов в Тифлисском сыскном отделении отменить
действующий в нем ныне штат.
IV. Возложить на начальников сыскных отделений, их помощников, полицейских
надзирателей и городовых все права и обязанности, согласно Судебным уставам
и другим действующим по сему предмету узаконениям, присвоенные ныне полиции
по исследованию преступных деяний.
V. Начальники отделений и их помощники назначаются на должности и
увольняются от службы по предварительному сношению губернатора и прокурора
окружного суда.
VI. Лица прокурорского надзора имеют право давать непосредственные поручения
чинам сыскных отделений в отношении производства розыскных действий.
VII. Предоставить министру внутренних дел, в случае надобности, передвигать
из состава одного сыскного отделения в другое должности помощников
начальников отделений, полицейских надзирателей, канцелярских чиновников и
городовых, а равно и суммы на производство розысков.
VIII. Учредить с 1 июля 1908 года 29 должностей переводчиков при сыскных
отделениях, с присвоением им XII класса по чинопроизводству, IX разряда по
пенсии и оклада содержания в 400 рублей, в том числе 200 рублей жалованья и
200 рублей столовых. Распределение этих должностей по сыскным отделениям
предоставить министру внутренних дел.
IX. Отпустить в 1908 году в распоряжение министра внутренних дел на предмет
розыска вне мест нахождения сыскных отделений сто сорок три тысячи четыреста
пятьдесят рублей для распределения, по мере надобности, между начальниками
губерний и областей Европейской и Азиатской России и Кавказа, кроме
областей, входящих в состав Туркестанского генерал-губернаторства, а с 1
января 1909 года отпускать ежегодно на тот же предмет по двести восемьдесят
шесть тысяч девятьсот рублей.
X. Отпустить единовременно на оборудование сыскных отделений семьдесят одну
тысячу восемьсот сорок семь рублей.
XI. Вызываемый осуществлением приведенных выше предположений (отделы I, II,
VIII и IX) ежегодный расход в сумме девятисот пятидесяти одной тысячи десяти
рублей с 1 января 1909 года принять на средства государственного
казначейства. В 1908 году на тот же предмет отпустить из средств
государственного казначейства четыреста семьдесят пять тысяч пятьсот пять
рублей.
XII. Прекратить со времени утверждения настоящего законопроекта отпуск ста
тридцати тысяч рублей на сыскные надобности по Империи, назначенных по
параграфу 4 статьи 2 сметы Министерства внутренних дел.
Примечания:
Первой попыткой организации уголовного розыска в России было создание в 1866 г. сыскного отделения в Петербурге. В 80-х годах XIX в. такие отделения возникли в Москве и некоторых других городах: Киеве, Варшаве, Риге, Одессе. Однако, не было разработано закона, объединявшего, регулировавшего и регламентировавшего их деятельность. Децентрализация органов сыска, подчинение их местной администрации приводили к снижению их эффективности. В результате общеуголовный сыск в Российской империи находился на более низком уровне, чем сыск политический. 29 декабря 1907 г. министр внутренних дел П.А. Столыпин представил председателю Государственной думы законопроект об организации сыскной части. 18 января 1908 г. проект был заслушан в общем собрании Думы и передан в комиссию по судебным реформам. Доклад комиссии был представлен 9 июня 1908 г., а 20 июня состоялись первое и второе обсуждения проекта. 23 июня он был принят Думой и в тот же день передан в Государственный совет. Одобренный Государственным советом, законопроект был Высочайше утвержден 6 июля 1908 г. В соответствии с новым законом сыскные отделения должны были создаваться при полицейских управлениях в городах и уездах для производства розыска по делам общеуголовного характера. На чиновников сыскных отделений возлагались все права и обязанности, присвоенные полиции судебными уставами 1864 г., поэтому они, кроме оперативно-розыскных действий, должны были проводить дознания по отдельным преступлениям и выполнять определенные поручения прокуроров и судебных следователей.
Организация работы сыскных отделений по Закону от 6 июля 1908 г. «Об организации сыскной части»
Закон "Об организации сыскной части"
6 июня 1908 г. был принят закон "Об организации сыскной части" ПСЗ. Собр. 3-у. T.XXVIII. Отд.1. 1911. № 30672.. Данный закон сформулировал задачи сыскных отделений и возложил на них все права и обязанности, присвоенные судебными уставами полиции. Теперь сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, проводят дознания по уголовным преступлениям. Они также обязаны были выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей. Сыскная часть была выделена из ведения общей полиции.
Закон от 6 июня 1908 г. только в общих чертах определял задачи и организационное устройство сыскных отделений.
Это положение было подтверждено «Инструкцией чинам сыскных отделений» от 9 августа 1910 г. Инструкция чинам сыскных отделений. СПб., 1910.с. 138, которая более подробно регламентировала порядок деятельности сыскных отделений и их организационную структуру. Однако Инструкция не отличалась достаточной четкостью своих норм. Согласно Инструкции чины сыскных отделений наделялись значительными полномочиями. Например, гласное и негласное расследование или систематический надзор за преступными и порочными элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения. Наличие распоряжений и инструкций начальников местной полиции, которые определяют отношения чинов сыскных отделений и общей полиции, согласно которым для обеспечения общей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, а те в свою очередь обязаны всегда и во всем оказывать свое законное содействие чинам сыскных отделений.
Организация борьбы с преступностью охватывает и такую форму деятельности сыскной полиции, как предупреждение и предотвращение преступлений. В этом направлении деятельность сыскных отделений не отличалась особой эффективностью. О плохой организации профилактической работы сыскной полиции России в пореформенный период свидетельствует рост общей преступности. Если в 1903 году общими судами было осуждено 53469 человек, а мировыми судами и судебно-административными установлениями - 66726, то в 1910 - уже, соответственно, 88478 и 86247 человек Шинджикашвили Д. И. Сыскная полиция царской России в период империализма. Омск, 1973 г. С.16.
Район деятельности сыскного отделения определяется пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но по особому поручению руководства и с разрешения окружного прокурора полицейские сыска могут проводить негласные розыски и дознания по всей губернии, вплоть до преследования преступника на границе другой губернии до тех пор, пока к преследованию не приступит местная полиция.Все сведения, касающиеся дел политического характера, начальник сыска обязан незамедлительно сообщать начальнику губернского жандармского управления или охранному отделению и не принимать каких-либо мер по данному делу.
Большое внимание уделялось к подбору кадров и их профессиональной подготовке для прохождения службы в сыскных отделениях. Лица, привлекавшиеся к ответственности за преступления, а также зарегистрированные где-либо за порочное поведение, на службу в сыскные отделения не допускались.
По распоряжению министра внутренних дел П.А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. Теоретической основой подготовки были лекции известного криминалиста и практического работника розыска В.И. Лебедева «Искусство раскрытия преступлений», изданные в 1909 г. отдельной книгой, используемой в профессиональной подготовке сотрудников уголовного розыска. Большая часть учебного времени на этих курсах отводилась практическим занятиям, проводимых в тюрьме, в сыскных отделениях, где слушатели знакомились с методами борьбы с преступностью. Такой подход к подготовке начальников сыскных отделений определялся тем, что им предстояло заниматься профессиональным обучением своих подчиненных, которые перед поступлением на службу в сыск не проходили специальной оперативно-розыскной подготовки.
В 1913 г. МВД утвердило единую программу для школ и курсов, необходимую для подготовки полицейских урядников Яковлева Е.И. Внутренние войска Российской Федерации: Организация, основные направления деятельности. - М.: Академия МВД РФ, 2012.- с. 431.. Общеобразовательная и правовая подготовка этой категории полицейских служащих была значительно улучшена.
Урядники должны были изучать особенные части уголовного и уголовно-процессуального права, статьи и разделы различных уставов Свода законов Российской Империи, определявшие их административную и уголовно-процессуальную деятельность, а также нормативные акты МВД и постановления губернаторов. Так как сыскные отделения в то время существовали только в городах, а в сельской местности оперативно-розыскной работой занимались полицейские урядники, то специальная часть программы предусматривала изучение сыскного дела Матиенко, Татьяна Львовна. Организация сыска в России в IX - начале XX в. : генезис, закономерности, исторический опыт: диссертация... доктора юридических наук: 12.00.01 / Матиенко Татьяна Львовна; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ].- Москва, 2010.- 455 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-12/103.
Этот интересный факт подтверждал серьезность подхода к выполнению оперативно-розыскной деятельности полицейскими, где предусматривалось не только профессионализм работы, но и знание законодательной части и эрудированности сотрудника уголовного сыска.
В заключении надо отметить, что Закон от 6 июля 1908 г. и инструкция МВД от 9 августа 1910 г. как бы привязали сыскные отделения к своему городу. Этот порядок лишал сыскную полицию определенной оперативности. А реформа уголовного розыска, осуществленная в России в годы Первой мировой войны, не привела к кардинальному улучшению работы общей полиции.
Значение нововведенного законодательства
Во второй половине 19 - начале 20 века профессиональная преступность укреплялась и активно развивалась. Степень ее общественной опасности постоянно возрастала. Следует отметить, что этому росту способствовало отсутствие силового сдерживания со стороны правоохранительных органов, прежде всего полиции. Российское правительство в течение долгого времени не предпринимало никаких мер по борьбе с профессиональной преступностью, возлагая решение этой задачи на общую полицию. В 19 веке сыскные полиции были созданы только в двух крупнейших городах России: в Петербурге (1866 год) и в Москве (1881 год). После этого сыскные отделения начнут появляться в других городах только к концу столетия.
Можно сделать вывод, что во второй половине XIX - начале ХХ вв., сыск приобретает такие сущностные признаки как разведывательно-поисковый характер, принципы конспирации, сочетания гласности и негласности, реализация посредством специальных методов и средств. В практику общеуголовного и политического сыска начинают внедряться научные криминалистические методы расследования преступлений. Факт учреждения первых сыскных и охранных отделений можно оценить как начало организационного обособления сыска от иных функций уголовной юстиции, а становление негласных методов его трансформации в такой вид правоохранительной деятельности, который значительно позже уже в законодательстве советского периода и научной юридической литературе получил название «оперативно-розыскная».
Значение «Закона об организации сыскной части» и изданной в его развитие «Инструкции чинам сыскных отделений» от 10 августа 1910 г., по мнению многих экспертов, состоит в том, что с их принятием сыск впервые на законодательном уровне был организационно отделен от иных функций полиции и отчасти получил формально-юридическое разграничение с уголовным процессом. Инструкция чинам сыскных отделений лишь в некоторой степени решила задачу централизованного правового регулирования деятельности сыскных отделений и, регламентируя порядок производства розыскных мероприятий и дознания сыскными отделениями и их чинами, апеллировала к нормам Устава уголовного судопроизводства 1864 г. Яковлева Е.И. Внутренние войска Российской Федерации: Организация, основные направления деятельности. - М.: Академия МВД РФ, 2012.- с. 381 Осознав необходимость организационного обособления уголовно-сыскной деятельности в сфере борьбы с преступными деяниями от иных функций правоохранительных органов, дореволюционный законодатель так и не пришел к мысли о целесообразности разработки ее единой самостоятельной правовой регламентация.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Контрольная работа
По истории органов внутренних дел
Выполнил: Курсант 101 учебной группы
Рядовой милиции
Суворов А.О.
Проверил: Доктор исторических наук
Доцент кафедры
Отечественной истории
Полковник милиции
Сичинский Е.П.
Челябинск
План
Вступление.3
1. История закона о создании сыскных отделений.4
2. Герои сыскной полиции.7
3. Управление сыскных отделений.10
Заключение13
Список используемой литературы:15
Вступление.
Начало XX века было обусловлено настоятельной необходимостью в создании специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или розыском при раскрытии уголовных преступлений.
Именно для этого 6 июля 1908 года был принят закон, который получил название Об организации сыскной части, в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения.
Следует сказать, что сыскные отделения существовали ещё до 1908 года, однако они существовали только в столицах и наиболее крупных городах страны. Когда в силу вступил закон о создании сыскных частей, то весь накопленный потенциал и опыт, должен был пойти на благо страны.
В цель моей работы входит раскрытие содержания самого закона, а также показать, как он повлиял на страну в целом, и на милицию в частности. Также в мои цели входит показать, чем этот закон полезен, и ценен для своего времени.
1. История закона о создании сыскных отделений.
Для начала следует пояснить, что концу XIX началу XX было свойственно при создании новых органов, правительство руководствовалось лишь корректированием и обобщением уже имеющихся. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года формулировал задачу сыскных отделений, как производство розыска по делам общеуголовного характера. Однако чины сыскных отделений обладали всеми правами и обязанностями, присвоенные полиции судебными уставами. Из этого следует, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей.
Начиная с Петербурга, сыскное отделение которого было создано ещё в 1866 году, подобные организации стали формироваться в других крупных городах страны. К 1906 году к таким городам относились Москва, Киев, Варшава, Рига, Одесса, Ростов-на-Дону и Баку. Вместе с перечисленными городами, было создано 89 сыскных отделений. Однако их штат был более, чем скромными от 8 до 20 сотрудников. В связи с этим, полиции было достаточно трудно бороться с преступностью в таких условиях.
В 1908 году специально для организации и руководства сыскных отделений в составе Департамента полиции создаётся восьмое делопроизводство. Это подразделение возглавляли известные деятели сыска: вначале В.И. Лебедев, а затем А.Ф. Кошко. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года предусматривал как подчинение сыскных отделений этому ведомству, так и контроль за ними прокурорско-судебным аппаратом. Это выражалось в следующих факторах:
1. Начальники сыскных отделений назначались и увольнялись по предварительному договору между губернатором и прокурором окружного суда.
2. Лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений относительно производства розыскных действий.
Позднее, 9 августа 1910 г. выходит в свет Инструкция чинам сыскных отделений, которая утверждала положения предыдущего закона. Однако данная инструкция ещё и наделяла сыскные чины значительными полномочиями. Теперь при расследовании, сыскные чины могли работать как гласно, так и негласно. Кроме того, для создания большей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны были стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, причём, это содействие должно быть взаимным.
Работа сотрудников сыскных отделений строилась в большей степени по принципу специализации или так называемому линейному принципу, в котором выделялись три основные группы преступлений:
- Убийства, разбои, грабежи и поджоги.
- Кражи и участие в воровских организациях. Сюда же относились конокрады, взломщики, карманники, железнодорожные и магазинные шайки.
- Мошенничество, подлоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.
Из-за постоянной нехватки рабочих сил, чиновников распределяли на три основных группы согласно специализации, и лишь в некоторых случаях формировались дополнительные отделения, которые получали более узкую специализацию. Как исключение, в сыскных отделениях создавался особый четвёртый отряд, который получил название летучий. Он был создан с целью постоянного дежурства в театрах, вокзалах, для обходов, несения дневной и ночной патрульной службы на улицах и рынках. Подобному обходу подвергались практически все места массового скопления людей.
Район деятельности сыскного отделения был ограничен пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но существовал ряд исключений. К таким исключениям относилось особое поручение руководства или разрешение окружного прокурора. Благодаря таким исключениям полицейские сыска могли проводить расследования по всей губернии до самой границы, пока их не заменят органы местной полиции.
Обо всех проведённых операциях против преступности, начальник сыскного отделения был обязан уведомить окружного прокурора. В свою очередь, полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений могли получить поручение непосредственно от чина прокурорского надзора, однако при исполнении задания, были обязаны уведомить своего непосредственного начальника.
Подводя итог, можно сказать, что сыскная полиция имела определённые права и обязанности, которых не было прежде, однако каждый их шаг находился под контролем.
2. Герои сыскной полиции.
Наиболее ярким примером уголовного розыска того времени без сомнения можно назвать Аркадия Францевича Кошко (1867 1928). Это был поистине русский Шерлок Холмс. Окончив Казанское пехотное училище, он получил назначение в полк, однако надолго он там не задержался. Своё истинное значение он обрёл в области криминалистики. Поступив рядовым инспектором в Рижскую полицию, он за короткое время смог стать её начальником. В 1908 году царским указом был назначен на должность Московской сыскной полиции, после чего сумел создать стройную систему розыскного аппарата.
В воспоминаниях А.Ф.Кошко описывал методы и средства борьбы с преступностью дореволюционной уголовной полиции, которую можно разделить по следующим категориям:
1. Работа негласных сотрудников.
2. Перлюстрация писем.
3. Контроль за телефонными разговорами.
4. Квартиры-ловушки.
5. "Личный сыск".
6. Внедрение в преступные группировки.
7. Опора на "общественность". Сюда обычно относились публикации в газетах о розыске, информирование заинтересованных учреждений и пр.
Также А.Ф. Кошко разработал и активно применял способ идентифицировать преступника с помощью дактилоскопии. Этот метод пользовался в работе полиции, что привлекло к нему внимание других стран. Позднее многие страны начали использовать его на практике, особенно в Англии.
Также одним из героев сыскной полиции можно назвать Ивана Егоровича Бояра, который в течение 25 лет владел столом приводов Московской сыскной полиции. За это время он приобрёл удивительную прозорливость. Руководствуясь лишь интуицией и логикой, он мог найти улики даже при самых сложных ситуациях. И когда остальные методы уже не имели эффективности, Иван Егорович без сомнения мог сказать, что же на самом деле произошло на месте преступления.
Нельзя не отметить директора Департамента полиции А. А. Лопухина, который активно боролся с предрассудками среди населения в области негативного образа сотрудника полиции.
Заслуживает внимания и В.И. Лебедев. Вместе с Джунковским они боролись над решением проблем, которые сплошь и рядом окружали министерство внутренних дел:
Слабое техническое оснащение личного состава
Бессистемность делопроизводства
Небрежное расходование сыскного кредита
Недостаточную слаженность действий сыскных отделений и органов общей и политической полиции, наличие между ними конкуренции
Отсутствие летучих отрядов
Недостаточную конспиративность сыска
Случаи бесцельной жестокости при личном задержании и провокационного использования негласной агентуры.
С этими проблемами боролись и многие другие сотрудники сыскных отделений, но Лебедев и Джунковский придавали этому особое внимание и старались привлечь к этому окружающих.
Не человеком, но, безусловно, героем сыскной полиции можно смело отметить дрессированную собаку при московском питомнике, по кличке Треф. Она своим чутьём неизменно оказывала помощь полиции при Московском сыскном отделении. По городу ходили слухи, что своим лаем она безошибочно могла определить не только, что человек преступник, но и то в чём именно он совершил преступление. Если она лаяла один лаз на человека, то его можно было признать. Тявкнет раз, стало быть вор, а тявкнет два " убивец".